Заповеди блаженства – суть и понятия учения

Здесь Господь говорит: Если будут поносить тебя (насмехаться над тобой, бранить тебя, бесчестить тебя), употреблять и злословить тебя ложно (клеветать, обвинять тебя несправедливо), и все это ты терпишь за веру в Меня, не печалься, но радуйся и веселись, потому что великая, величайшая, награда ожидает тебя на небесах, то есть особенно высокая степень вечного блаженства.

Заповеди блаженства Иисуса Христа

Если вы спросите христианина, в чем смысл его жизни, в большинстве случаев ответ будет однозначным. Верующий скажет, что он живет для того, чтобы искать единения с Господом в небесной благодати. Но лишь немногие смогут описать путь, который нужно пройти, чтобы достичь этой высшей цели. Спаситель показал это, дав Своим детям девять блаженств.

В Ветхом Завете Бог дал людям 10 заповедей, выгравированных на каменных скрижалях. Чтобы дать людям возможность преодолеть первородный грех, Господь повелевал и запрещал им совершать злые и темные дела. Следуя заповедям Ветхого Завета, Господь открывает Себя человеку и очищает душу от греховной скверны. Однако, чтобы получить благодать небес, недостаточно очистить себя от всего плохого. Пустое пространство должно быть заполнено добродетелями, способствующими совершенствованию человеческого духа.

Основные нравственные правила, по которым должен жить истинный христианин, – это те, которые упоминаются в девяти заповедях Блаженств. Иисус Христос рассказал о них в Нагорной проповеди, которую приняли его ученики и те, кто пришел послушать его речи. Новые заповеди дополнили запретительные установки, которые Бог дал Моисею, указывая народу путь в Царство Небесное.

Читайте также

В рамках Нагорной проповеди Иисус дает девять Заповедей Блаженства. Кроме того, в Ветхом Завете на горе Синай Моисею были даны десять заповедей. Ветхозаветные заповеди говорят нам, чего мы не должны делать, они строги и обязательны для исполнения. Новый Завет,

В ответ на эти мысли и чувства Господь открывает иудеям свое евангельское учение о Блаженствах, разрушая их заблуждения в корне. Он учит здесь тому же, что говорил Никодиму: мы должны духовно родиться свыше, чтобы установить Царство Божье на земле,

Заповеди Иисуса Христа

Девять заповедей блаженства

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны скорбящие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны мирные, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда за Меня будут насмехаться над вами и гнать вас и всячески злословить вас. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

Кто сказал эти девять заповедей для блаженства?

Сам Господь Иисус Христос, на горе, с двенадцатью апостолами и множеством народа (Матфея 5:3-12).

О чем говорится в заповедях блаженства?

В Блаженствах Господь учит нас, как достичь Царства Небесного. В каждой из этих 9 притч есть и повеление, и обещание награды за его исполнение.

Какая первая заповедь Божия для получения блаженства?

Счастливы те, кто счастлив. Нищие духом: те, кто смиряет себя. Яко – потому что.

Он говорит, что Царство Небесное дано будет нищим духом, то есть тем, кто любит делать добро, не хвалясь этим, и кто представляет себя перед Богом великим грешником.

Вторая заповедь Божия для получения блаженства:

Ты – сын Лоса. (Оба потеряны).

Люди, которые плачут о своих грехах и каются в них, то есть люди, которые плачут о своих грехах и каются в своих проступках, будут утешены в Небесном Царстве благодаря этой заповеди блаженства.

Третья заповедь Божия:

Кроткие – смиренные, униженные.

Эта заповедь гласит, что те, кто кроток, не гневается на себя, не беспокоит других и везде хорошо уживается, получают в собственность земные блага и Царство Небесное.

Четвертая заповедь блаженства:

Жаждущие: те, кто жаждет пищи. Жаждущие: те, кто жаждет пить. Истина – оправдание, доброта.

Эта заповедь говорит, что алчущие и жаждущие правды, то есть те, кто подобно голодным и жаждущим желают оправдания (спасения) для своей души через веру в Иисуса Христа, насытятся и тем самым удовлетворят свою душу.

Пятая заповедь блаженства:

Согласно этому отрывку, люди, совершающие дела милосердия, будут спасены от вечного осуждения на страшном Божьем суде, если они будут милосердными и добрыми.

Читайте также:
Догматы, каноны, богословские мнения - суть и понятия учения

Заповеди блаженства

Шестая заповедьблаженства:

Смотри, они увидят.

Эта заповедь означает, что те, кто чист сердцем, то есть те, у кого сердце очищено от злых желаний и мыслей и кто всегда помнит о Боге, увидят Самого Бога, что является высшей степенью блаженства”.

Седьмая заповедьблаженства:

Их назначат, их назначат.

Миротворцы, или люди, которые любят жить мирно и примиряться с другими, называются сынами Божьими. Кроме того, они получают особую степень блаженства, потому что подражают Сыну Божьему, Иисусу Христу, Который примирил Бога с грешниками, страдая за них.

Восьмая заповедь блаженства:

Изгнанные – перемещенные, преследуемые.

Эта заповедь говорит, что те, кого гонят за праведность, за благочестивую жизнь и кто переносит гонения безропотно, будут иметь Царство Небесное.

Девятая заповедь блаженства:

Когда – когда. Поносить – значит ругать. They’ll say they’ll kick you out. Speak – говорить. Глагол – это слово. Злой глагол – злое слово. To lie – лгать, говорить неправду. A recompense – вознаграждение.

Эта заповедь гласит, что всякий, кто смиренно переносит насмешки, клевету, мучения и даже смерть за веру в Иисуса Христа, получит великую награду на небесах.

Заповеди Ветхого и Нового Заветов

Какая связь между 10 заповедями Ветхого Завета и 9 блаженствами Нового Завета? Первые были даны Богом еврейскому народу во время исхода из Египта. Пророк Моисей получил заповеди на горе Синай. Патриарх Кирилл указывает, что это было

” Личная и общественная мораль, без которой жизнь человека и общественные отношения не могут нормально функционировать.

Христос пришел в мир в то время, когда израильский народ в значительной степени утратил истинное понимание Закона Моисеева. Изначально краткие и ясные повеления Бога на протяжении веков обогащались многочисленными второстепенными правилами. Мирские и ритуальные правила постепенно заслонили суть откровения.

Блаженствами Господь не отменяет закон Моисеев: “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: Я пришел не нарушить его, но исполнить” (Матф. 5:17). Завершая и обновляя ветхозаветный закон, Спаситель напоминает людям о главном. Воплощение Христа – это полное и истинное исполнение Закона и его преодоление. Ветхозаветные пророки предсказывали о Христе, что Он исполнит все, что обещал. При Нем ветхозаветные заповеди расширились и возвысились, открывая путь к совершенству. Вот что пишет об этом архиепископ Феофилакт Болгарский:

Иисус исполнил все заповеди Закона, потому что в Его речи не было ни беззакония, ни лести. В другом отношении Он также исполнил Закон, потому что Он исполнил его в полной мере, так как Он полностью нарисовал то, на что Закон только намекал. Он подобен художнику, который не искажает первоначальный рисунок, но дополняет его” (“Толкование Евангелия от Матфея”).

Профессор богословия Александр Лопухин пишет в книге “Толковая Библия”:

“Иисус Христос своей личностью, жизнью и учением в совершенстве исполнил и исполняет закон Ветхого Завета, разъясняя абсолютные истины религии и универсальные принципы морали. Благодаря такому исполнению все, что имело непреходящую ценность и значение в религии Ветхого Завета, осталось нетронутым.”

Заповеди блаженства. В чем их смысл и отличие от ветхозаветных заповедей

Когда речь заходит о христианских заповедях, под этими словами обычно подразумевают известное всем: «Я Господь, Бог твой <. >да не будет у тебя других богов; не делай себе кумира; не произноси имени Господа напрасно…». Однако эти заповеди через Моисея были даны народу Израиля еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова.

В христианстве существует еще один кодекс отношений между человеком и Богом, называемый заповедями Благой Вести (Матфея 5:3-12), о которых современный человек знает гораздо меньше, чем о ветхозаветных заповедях. В чем их смысл, о каком блаженстве идет речь и в чем разница между заповедями Ветхого Завета и Нового Завета? Мы поговорили об этом с Алексеем Осиповым, профессором Московской академии богословия.

Заповеди блаженства. В чем их смысл и отличие от ветхозаветных заповедей

– Сегодня слово “счастье” для многих людей означает высшую степень наслаждения. Предполагает ли Евангелие такое понимание этого слова или оно имеет другие значения?

– В патристических писаниях мы находим тезис, общий практически для всех Отцов: если человек считает христианскую жизнь средством достижения небесных наслаждений, экстазов, переживаний, особых состояний благодати, то он находится на ложном пути, пути очарования. Почему Отцы так единодушны в этом вопросе? Ответ прост: если Христос – Спаситель, следовательно, существует великое горе, от которого мы все должны спастись, значит, мы больны, находимся в состоянии духовной разрухи, разложения и помрачения, что не позволяет нам достичь того благословенного единения с Богом, которое мы называем Царством Божьим. Поэтому правильное духовное состояние человека характеризуется тем, что он стремится исцелиться от всех грехов, от всего, что мешает ему достичь этого Царства, а не стремится к удовольствиям, какими бы небесными они ни были.

Цель не в том, чтобы получить что-то от Бога, а в том, чтобы соединиться с Ним. Так говорил Макарий Великий, если я не ошибаюсь. Поскольку Бог есть любовь, то соединение с Богом приобщает нас к тому высшему состоянию, которое на человеческом языке называется любовью. Человек не может существовать в более высоком состоянии.

Поэтому в данном контексте термин “блаженство” означает ваше приобщение к Богу, который есть Истина, Бытие, Любовь, высшее благо.

Читайте также:
Десять заповедей Божьих: введение - суть и понятия учения

– В чем принципиальная разница между заповедями Ветхого Завета и Блаженствами?

– Все заповеди Ветхого Завета носят запретительный характер: “Не убий”, “Не укради”, “Не пожелай”. Они были призваны удержать человека от нарушения Божьей воли. Блаженства имеют другой, позитивный тон. Однако они известны лишь условно, как заповеди. Как таковые, они представляют собой не более чем изображение качеств человека, которого апостол Павел называет новым. Следуя путем Господним, новый человек получает духовные дары, перечисленные в блаженствах. Десять заповедей в Ветхом Завете и Нагорная проповедь в Евангелии находятся на разных духовных уровнях. За исполнение ветхозаветных заповедей вы продлите свои дни на земле. В дополнение к сохранению этих заповедей, Блаженства возвышают человека до внимания к тому, что делает его тем, кто он есть: Бог виден, потому что Блаженства – это Сам Бог. По словам святого Иоанна Златоуста, “Ветхий Завет так же далек от Нового Завета, как земля от неба”. “.

Можно сказать, что заповеди, данные Моисеем, являются своего рода барьером, изгородью на краю пропасти, точкой раздора. А блаженства – это открытая перспектива жизни в Боге. Но без выполнения первого, второе, очевидно, невозможно.

– Что такое “нищие духом”? Говорится ли в древних текстах Нового Завета просто: “Блаженны нищие”, а фраза “духом” была добавлена позже?

– Если мы возьмем издание Нового Завета на древнегреческом языке Курта Аланда, где в сносках приводятся все чтения, найденные в рукописях и фрагментах Нового Завета, за некоторыми исключениями, слово “дух” встречается везде. Сам контекст Нового Завета свидетельствует о духовном содержании этого утверждения. Именно поэтому в славянском, а затем и в русском переводе “нищие духом” – выражение, соответствующее духу всей проповеди Спасителя. И надо сказать, что весь текст имеет глубочайший смысл.

Все отцы-аскеты постоянно подчеркивали и настаивали на том, что именно осознание собственной духовной нищеты является основой духовной жизни христианина. Эта бедность заключается в том, что человек видит, во-первых, что его природа испорчена грехом, и, во-вторых, что ее невозможно исцелить собственными усилиями без помощи Бога. И пока человек не воспримет эту бедность, он не сможет жить духовной жизнью. Духовная бедность по своей сути есть не что иное, как смирение. Симеон Новый Богослов: “Тщательное соблюдение заповедей Христа учит человека его слабостям”, то есть выявляет болезни его души. Святые говорят, что без этой основы невозможны никакие другие добродетели. Более того, одни только добродетели, без духовной нищеты, могут привести человека к очень опасному состоянию, к тщеславию, гордости и другим грехам.

– Если наградой за нищету духа является Царство Небесное, то зачем нам нужны другие блаженства, ведь Царство Небесное уже предполагает полноту благ?

– Это не награда, а необходимое условие для того, чтобы все остальные добродетели были возможны. Когда мы строим дом, мы сначала закладываем фундамент, а затем возводим стены. В духовной жизни такой основой является смирение – духовная нищета, без которой все добрые дела и вся дальнейшая работа над собой становятся бессмысленными и бесполезными. Исаак Сирин прекрасно сказал об этом: “Что соль для всякой пищи, то смирение для всех добродетелей (…). Ибо без смирения все наши труды, все добродетели и все дела тщетны. С другой стороны, духовная бедность является мощным стимулом для истинной духовной жизни, для достижения всех других божественных качеств, а значит, и для совершенствования в добре.

Читайте также:
Богородица, или Матерь Божия - суть и понятия учения

Далее мы спросим, образуют ли блаженства иерархическую систему или они вполне самодостаточны?

Можно с уверенностью заключить, что первый шаг необходим для того, чтобы получить остальные. Однако логически связанная система не может охватить перечисление остальных. В Евангелиях от Матфея и Луки они расположены в другом порядке. Об этом свидетельствует опыт многих святых, у которых была разная последовательность приобретения добродетелей. У святых были особые добродетели, которые отличали их друг от друга. Некоторые были миротворцами. Некоторые были особенно милосердны. Это могло происходить по многим причинам: природные черты человека, внешние обстоятельства жизни, характер и условия подвига и даже уровень духовного совершенства. Однако, по словам Отцов, обретение духовной нищеты всегда рассматривалось как абсолютное требование, ибо без нее невозможно исполнение других заповедей, которые в конечном итоге разрушают духовный дом христианина.

Святые отцы приводят печальные примеры некоторых подвижников, которые получили великие дары, умели исцелять, видеть будущее и пророчествовать, а затем впали в тягчайшие грехи. И святые отцы прямо объясняют: все это произошло потому, что они не знали себя, то есть своей греховности, своей слабости в деле очищения души от влияния страстей; другими словами, не достигнув духовной нищеты, они легко подвергались нападкам дьявола, спотыкались и падали.

– Счастливы те, кто плачет. Но люди плачут по разным причинам. Что это за плач?

– Есть много видов слез: мы плачем от боли, мы плачем от радости, мы плачем от гнева, мы плачем от печали, мы плачем от несчастья. Эти слезы могут быть естественными или даже греховными.

Когда святые отцы объясняют благословение Христа на плачущих, они говорят не об этих причинах слез, а о слезах раскаяния, душевной боли о грехах, неспособности справиться со злом, которое они видят в себе. Такой крик – это крик сердца и разума к Богу о помощи в духовной жизни. Бог не отвергнет сокрушенное и смиренное сердце и поможет человеку победить зло и жить хорошей жизнью. Блаженны плачущие.

Кроткие наследуют землю, ибо они блаженны. Что это значит? Вы хотите сказать, что все кроткие в конце концов перебьют друг друга, и останутся только кроткие?

Для начала позвольте мне рассказать о кротости. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: “Состояние души, при котором из нее удалены гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение, есть новое блаженство; оно называется кротостью”. В конечном итоге кротость означает не пассивность, слабость характера или неспособность отразить агрессию, а великодушие, способность простить обидчика, не отвечать злом на зло. Это качество вполне духовное и свойственно христианину, преодолевшему свой эгоизм, победившему свои страсти, прежде всего гнев, который толкает его на месть. Поэтому такой человек может унаследовать землю обетованную – Царство Небесное.

При этом святые отцы объясняли, что речь идет вовсе не об этой, нашей земле, наполненной грехом, страданием и кровью, а о той земле, которая является обителью вечной будущей жизни человека – новой земле и новом небе, о которых пишет апостол Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе

Милосердные обретут милость. Таким образом, Бог относится к милосердным иначе, чем к немилосердным. Одних Он милует, а других нет?

– Было бы ошибкой понимать слово “прощен” в юридическом смысле или предполагать, что Бог, имея гнев на человека, но видя его милость к людям, обратил свой гнев в милость. Здесь нет ни судебного прощения грешника, ни изменения отношения Бога к нему по доброте. Преподобный Антоний Великий хорошо объясняет это: “Абсурдно думать, что Божество хорошо или плохо из-за дел человеческих. Бог благ и творит только добро, оставаясь всегда одним и тем же; а мы, когда мы хороши, вступаем в общение с Богом – по сходству с Ним, а когда становимся плохими, то отделяемся от Бога – по несходству с Ним.

Живя добродетельно, мы принадлежим Богу, но делая зло, мы отдаляемся от Него, и это не значит, что Он гневается на нас, но значит, что наши грехи не позволяют Богу сиять в нас и что демоны – наши притеснители. Если через молитву и милосердие нам позволено грешить, это не значит, что мы угождаем Богу и изменяем Его, но что через такие действия и наше обращение с Богом мы исцелили зло, которое есть в нас, мы стали способны, так сказать, снова вкусить Божью благость: Бог отворачивается от зла – это то же самое, что сказать: Солнце скрыто от тех, кто не видит.

Читайте также:
Седьмая заповедь: «Не прелюбодействуй» - суть и понятия учения

То есть, помилование здесь не означает изменение отношения Бога к человеку из-за Его милосердия, но это милосердие к ближнему делает самого человека способным воспринимать неизменную любовь Бога. То же самое происходит и с ближним. Это естественный и закономерный процесс. Чем ближе человек к Богу через свое милосердие к ближним, тем больше Божьей милости он способен получить.

– Кто такие чистые сердцем и как они могут увидеть Бога, Который есть Дух и о Котором сказано, что Бога никто не видел?

В понимании святых отцов, чистое сердце означает возможность достижения бесстрастия, освобождения от зависимости от страстей, ибо каждый, кто совершает грех, является рабом греха. Таким образом, освобождаясь от этого рабства, человек действительно способен созерцать Бога на все более глубоком уровне. Как мы видим любовь внутри себя, так и человек может увидеть Бога через внутренний опыт Его присутствия в своем существе, в своей жизни. Как прекрасно об этом говорит псалмопевец: “Вкусите и увидите, что благ Господь!”.

– Блаженны миротворцы: кто такие миротворцы и почему им обещают счастье?

В этих словах присутствуют два взаимосвязанных значения. Во-первых, это аспект наших взаимоотношений друг с другом, как частных, так и общественных, международных и национальных. Благословенны те, кто бескорыстно стремится к установлению и поддержанию мира, даже если это влечет за собой ущемление их эго, тщеславия и т.д. Миротворец, в котором любовь побеждает часто мелочную правду, благословлен Христом.

Второй, более глубокий смысл относится к тем, кто, борясь со своими страстями, очистил свое сердце от всякого зла и смог принять в свою душу мир, о котором сказал Спаситель: “Мир Мой даю вам; не мир, который дает мир, даю вам”. Этот мир души прославляют все святые, говоря, что тот, кто обретает его, обретает истинное сыновство с Богом.

– Последний вопрос касается тех, кого преследуют за истину. Не существует ли некоторая опасность того, что современный человек путает свои личные проблемы, которые привели его к неприятным последствиям, с гонениями ради Христа и истины Божьей?

– Конечно, такая опасность существует. Ибо нет ничего хорошего, что нельзя было бы испортить. И в этом случае мы все (каждый из нас – в меру своей чувствительности к страстям) иногда склонны видеть себя гонимыми той истиной, которая вовсе не является истиной Божьей. Существует обычная человеческая истина, которая, как правило, представляет собой, выражаясь математическим языком, установление тождества отношения: дважды два равно четыре. Эта истина есть не что иное, как право на справедливость. V. Соловьев очень точно определил нравственный уровень этого права: “Право есть нижний предел или определенный минимум нравственности”. Изгнание этой истины, если соотнести его с современным контекстом борьбы за права и свободы человека, оказывается не самым высоким достоинством человека, ибо наряду с искренними стремлениями часто проявляются тщеславие, расчет, политические соображения и другие не всегда бескорыстные мотивы.

О какой истине говорил Господь, когда обещал Царство Небесное тем, кто был изгнан, чтобы обрести его? Святой Исаак Сирин писал об этом так: “Милосердие и справедливость в одной душе – то же самое, что человек, поклоняющийся Богу и идолам в одном доме. Милосердие противоположно справедливости. Справедливость – это уравнивание точной меры, потому что она дает каждому то, что ему причитается. И милосердие… Кто достоин зла, тому не воздается злом, а кто достоин добра, тому воздается щедро…. Как сено и огонь не могут находиться в одном доме, так справедливость и милосердие находятся в одной душе.

Есть хорошее высказывание: “Требовать прав – дело правды, жертвовать ими – дело любви”. Истина Божья существует только там, где есть любовь. Где нет любви, там нет истины. Если я говорю человеку с уродливой внешностью, что он чудовище, я абсолютно прав. Но истина Божья не будет в моих словах. Почему бы и нет? Потому что нет ни любви, ни сострадания. То есть, Божья истина и человеческая истина – это часто совершенно разные вещи. Без любви нет истины, даже если все кажется правильным. И наоборот, там, где нет справедливости, а есть подлинная любовь, снисходительная к недостаткам других, проявляющая терпение, там присутствует настоящая истина.

Читайте также:
Русская православная церковь в советский период - суть и понятия учения

Святой Исаак Сирин приводит в пример самого Бога: “Не называйте Бога справедливым, ибо справедливость Его не познается по делам вашим… Напротив, Он добр и милостив. Ибо Он говорит: “Он добр к злым и нечестивым” (Луки 6:35). Господь Иисус Христос, праведник, пострадал за неправедных и молился на кресте: “Отче, прости им, ибо не знают, что делают”. Это та истина, за которую действительно можно и нужно страдать, то есть за любовь к человеку, к истине, к Богу. Только тогда те, кого преследуют за справедливость, наследуют Царство Небесное.

Евангельские заповеди блаженства

В Ветхом Завете Бог дал человеку десять заповедей. Они были даны, чтобы защитить людей от зла, предупредить их об опасностях греха. Господь Иисус Христос ввел Новый Завет и дал нам закон Евангелия, основанный на любви: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Иоанна 13:34), и святости: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Матфея 5:48). Спаситель не отменил соблюдение десяти заповедей, но поднял человека на высший уровень духовной жизни. В Нагорной проповеди, в которой Спаситель рассказывает о том, как строить свою жизнь христианина, он приводит девять заповедей, содержащихся в Блаженствах. Эти заповеди не о запрете греха, а о христианском совершенстве. Они рассказывают, как достичь Блаженств, добродетелей, которые приближают человека к Богу, потому что только в Нем он может найти истинную радость. Блаженства не отменяют десять заповедей Закона Божьего, но замечательным образом дополняют их. Недостаточно воздерживаться от греха или изгонять его из своей души, раскаиваясь в нем. Нет, необходимо иметь в душе добродетели, которые противостоят греху. Недостаточно не делать зла, нужно еще делать добро. Грех образует стену между нами и Богом; когда эта стена разрушается, мы начинаем видеть Бога, но только нравственная христианская жизнь может приблизить нас к Нему.

Ниже перечислены девять заповедей, которые Спаситель дал нам как руководство для христианской жизни:

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны скорбящие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они будут прощены. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны охочие до праведности, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут оскорблять вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Так гнали они пророков, бывших прежде вас.

Первое предложение.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство небесное”.

Кто такие блаженные люди, нищие духом, и почему такие люди блаженны? Что значит быть нищим духом, спрашивает святой Иоанн Златоуст? Смиренным и сокрушенным сердцем.

Духом Он назвал душу и расположение человека. <. >Почему же не сказал Он: смиренные, а сказал нищие? Потому что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божиих, которых и через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис 66, 2)» («Беседы на святаго Матфея евангелиста». 25. 2). Нравственным антиподом нищему духом является человек гордый, который считает себя духовно богатым.

Духовная нищета означает смирение, видение своего истинного положения. Как обычный нищий не имеет ничего своего, но носит одежду, которую ему дают, и ест из подаяний, так и мы должны понимать, что то, что мы имеем, приходит от Бога. Это не наше. Наша единственная ответственность – заботиться об имуществе, которое Бог дал нам. Чтобы послужить нашему спасению, Он дал его нам. Иметь нищий дух означает брать то, что Бог дает нам, использовать это для служения Господу и людям со смирением. Все дается от Бога. Мы должны быть благодарны не только за материальные блага, но и за здоровье, таланты, способности и жизнь. Бог говорит нам, что без Него ничего нельзя сделать (Ин 15:5). Борьба с грехом и добрые дела невозможны без смирения. Все это мы делаем только с Божьей помощью.

Читайте также:
Конец света и второе пришествие Христово - суть и понятия учения

Нищие духом, смиренные имеют обещанное Царство Небесное. Люди, которые знают, что все, что они имеют, не их собственная заслуга, а дар Божий, который должен быть приумножен для спасения их душ, будут рассматривать все, что было послано, как средство к Царству Небесному.

Второе предложение.

Блаженны скорбящие, ибо они утешатся”.

Блаженны плачущие. Плакать можно по разным причинам, но не всякий плач является добродетелью. Плач означает раскаяние в наших грехах. Покаяние так важно, потому что без него мы не можем приблизиться к Богу. Грехи мешают нам это сделать. Смирение уже открывает дверь к покаянию и закладывает фундамент духовной жизни, потому что только тот, кто признает свою слабость и нищету перед Небесным Отцом, может покаяться и обратиться от греха. В Евангелии блудный сын возвращается в дом Отца, и, конечно же, Господь принимает каждого приходящего к Нему и оттирает всякую слезу с его глаз. Посему плачущие (о грехах своих) утешатся (выделено нами). Мы все грешники, и без греха нет Бога, но Бог дает нам величайший дар – покаяние, возможность вернуться к Богу, попросить прощения. Поэтому святые отцы называли покаяние вторым крещением, ведь мы смываем свои грехи не водой, а слезами.

Когда мы проникаемся горем наших ближних и делаем все возможное, чтобы помочь им, благословенные слезы можно также назвать слезами сострадания, слезами сопереживания.

Третье предложение.

Кроткие наследуют землю, ибо они блаженны.

Блаженны кроткие. Кротость – это мирный, спокойный и тихий дух, который человек приобрел в своем сердце. Это послушание воле Божьей и добродетель душевного мира и мира с другими. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:29-30)”, – учит нас Спаситель. Он во всем подчинялся воле Небесного Отца, служил людям и с кротостью принимал страдания. Кто берет на себя доброе иго Христа, кто следует Его путем, кто ищет смирения, кротости, любви, тот найдет покой, утешение для своей души как в этой земной жизни, так и в жизни грядущей. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: “Некоторые под словом земля понимают духовную землю, то есть небо, а вы понимаете и эту землю. В то время как кроткие обычно считаются презренными и неважными, он говорит, что именно они имеют все. Кроткие и смиренные христиане смогли обратить всю огромную Римскую империю без войны, без огня и меча, несмотря на ужасные преследования язычников.

Как говорил святой Серафим Саровский: “Держись духа мира, и ты спасешь тысячи вокруг себя”. Он сам полностью принял этот дух мира, приветствуя каждого приходящего к нему словами: “Радость, Христос воскресе! Из его жития известно, что в его лесную келью приходили разбойники в надежде ограбить старца, думая, что посетители приносят ему много денег. В этот момент святой Серафим стоял с топором в руках в лесу и рубил дрова. Несмотря на то, что он владел оружием и был физически силен, он не хотел сопротивляться. Сложив руки на груди, он положил топор на землю. Злодеи использовали топор, чтобы избить и сломать кости старика и разбить ему голову. Не найдя денег, они скрылись. Только преподобному Серафиму удалось добраться до монастыря. Проболев долгое время, он остался согбенным до конца своих дней. Он не только простил разбойников при аресте, но и умолял их отпустить его, чтобы он мог вернуться в монастырь. Такова была удивительная кротость этого человека.

Четвёртая заповедь…

Блаженны алчущие и жаждущие праведности, ибо они насытятся.

Читайте также:
Священное Предание - суть и понятия учения

Искать и искать истину можно по-разному. Некоторых людей можно назвать правдоискателями: они постоянно выступают против существующего порядка, везде ищут справедливости и пишут жалобы, вступают в конфликт со многими людьми. Но эта заповедь не о них. Это истина иного рода.

Блажен человек, желающий истины: блаженны алчущие и жаждущие ее. Голодные и жаждущие также страдают, пока их потребности не будут удовлетворены. О какой истине здесь говорится? О высшей, божественной Истине. Высшая Истина, жизнь – это Христос: “Я есмь путь и истина и жизнь (Иоанна 14:6)”, – говорит Он о Себе. Итак, чтобы найти истинный смысл жизни, христиане должны искать Бога. Иисус – единственный источник живой воды и Божественного хлеба, который есть Его Тело.

Это слово Божье, которое содержит божественное учение, истину Божью. Христос основал Церковь и поместил в нее все элементы спасения. Церковь не только провозглашает истину и правильное знание о Боге, мире и человеке, но и является носителем истины. Господь желает, чтобы все христиане читали Писание и назидались трудами Отцов Церкви.

Когда наши сердца ревностны к молитве, добрым делам и питанию Словом Божьим, тогда мы действительно “жаждем праведности”, и нас обязательно удовлетворит вечно текущий Источник, наш Спаситель, в этой жизни и в вечности.

Пятая заповедь.

Блаженны милостивые, ибо они получат милость.

Болгарский старец Добри Добрев

Болгарский старец Добри Добрев

Милосердие – это акт любви к другим. Наша роль – подражать Самому Богу через эти добродетели: “Будьте милосердны, как милосерд Отец ваш” (Луки 6:36). Его милость и дары даются как праведным, так и неправедным, грешным людям. Он больше рад одному кающемуся грешнику, чем девяноста девяти праведникам, которые не нуждаются в покаянии (Лк 15:7).

Эта же бескорыстная любовь учит всех нас, что дела милосердия нужно совершать не ради награды, не ожидая ничего взамен, а из любви к самому человеку, чтобы исполнить повеление Божье.

Совершая добрые дела по отношению к людям как творениям Божьим, мы тем самым способствуем служению Богу. Евангелие дает нам образ Страшного суда, когда Господь отделит праведников от грешников и скажет праведникам: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. “Господи, когда мы видели Тебя голодным и накормили Тебя?” – ответят они Ему; или жаждущим и напоили Тебя; когда мы видели Тебя странником и приняли Тебя; или нагим и одели Тебя; когда мы видели Тебя больным или в темнице и пришли к Тебе? И скажет им Царь в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Матфея 25:34-40). Соответственно, “милостивые сами будут помилованы”. Притча о Страшном суде говорит, однако, что те, кто не совершил никаких добрых дел, не смогут оправдаться перед Богом на Его суде.

Шестая заповедь

Те, у кого чистое сердце, увидят Бога.

Чистые сердцем блаженны, то есть свободны от влияния греховных мыслей и желаний. Помимо избегания видимого греха, воздержитесь от мыслей о нем, так как он начинается с мысли, а затем превращается в поступок. Из сердца человеческого исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, безнравственность, кражи, лжесвидетельства, хуления (Матфея 15:19), говорит Слово Божье. Нечистота тела – грех, но нечистота души – еще больший грех. Человек может не отнимать жизнь, но он может озлоблять людей ненавистью и желать им смерти. При этом он погубит свою душу и даже может совершить убийство. Так, по словам Иоанна Богослова, кто ненавидит брата своего, тот человекоубийца (1 Иоанна 3:15). Нечистые мысли и нечистая душа являются потенциальными источниками видимых грехов.

Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; а если око твое будет лукаво, то все тело твое будет темно (Матфея 6:22-23). В этих словах Иисуса Христа говорится о чистоте сердца, души. Чистое око – это искренность, чистота, святость мыслей и намерений, а эти намерения ведут к добрым делам. То же самое и в обратную сторону: там, где разум ослеплен, господствуют теневые мысли, которые в конечном итоге превращаются в темные дела. Только человек с чистой душой и чистыми помыслами может приблизиться к Богу, может увидеть Его. Дух Божий не может быть виден человеческим глазом, но духовным зрением чистого сердца и души. Если это духовное зрение затуманено, испорчено грехом, человек не может увидеть Господа. Поэтому мы должны воздерживаться от нечистых, греховных, злых мыслей, гнать их прочь, как все, что пытается сделать с нами враг, и воспитывать свою душу в светлых, добрых мыслях. Эти мысли воспитываются молитвой, верой и надеждой на Бога, любовью к Нему, к людям и ко всякому Божьему творению.

Читайте также:
Православное богослужение: недельный круг - суть и понятия учения

7 заповедь

Те, кто стремится к миру, будут называться детьми Божьими.

Блаженны миротворцы. Повеление иметь мир с людьми и примирять тех, кто не согласен, очень высоко в Евангелии. Эти люди называются детьми, детьми Божьими. Почему? Мы все – дети Божьи, Его творения. Нет ничего приятнее для отца и матери, когда они знают, что их дети живут в мире, любви и согласии друг с другом: как хорошо и приятно братьям и сестрам жить вместе! (Пс 132:1). Напротив, как больно отцам и матерям видеть ссоры, споры и разногласия между своими детьми: сердце кровью обливается при виде этого! Если мир и хорошие отношения между детьми делают счастливыми даже земных родителей, то насколько больше наш Небесный Отец хочет, чтобы мы жили в мире. Человек, поддерживающий мир в семье и среди людей, примиряющий тех, кто не согласен, угоден и приятен Богу. Такой человек получает радость, мир, счастье и благословение от Бога здесь, на земле, мир в своей душе и мир с окружающими его людьми, он будет иметь награду в Царстве Небесном.

Миротворцев также называют “сынами Божьими”, потому что их действия напоминают действия Сына Божьего, Христа Спасителя, который примирил людей с Богом, восстановив связь, разорванную грехом и человеческим отчуждением.

Восьмая заповедь

Блаженны изгнанные за правду; ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны те, кто охотится за праведностью. Поиск Истины, Божественной Истины, уже упоминался в четвертой заповеди Блаженства. Мы помним, что Истина – это Сам Христос. Его также называют Солнцем Истины. Именно об ограничениях, стремлении к Божьей истине говорится в этой заповеди. Путь христианина – это всегда путь воина Христова. Путь тяжел, труден, узок: тесны врата и труден путь, ведущие в жизнь (Матф. 7:14). Но это единственный путь, который ведет к спасению, другого нет. Конечно, трудно жить в бурном мире, который часто очень враждебно относится к христианству. Даже если нет гонений или притеснений за веру, просто жить как христианин, соблюдать Божьи заповеди, работать для Бога и ближнего нелегко. Гораздо проще жить “как все” и “брать от жизни все”. Но мы знаем, что этот путь – путь к погибели: широки врата и легка дорога к погибели (Мф. 7:13). И тот факт, что так много людей идут по этому пути, не должен заставлять нас стыдиться. Христианин всегда другой, он не такой, как все. “Старайтесь жить не так, как все живут, но как Бог повелевает, ибо мир во зле лежит”. – говорит преподобный Варсонофий Оптинский. Нет никакой проблемы, если нас преследуют за нашу жизнь и веру здесь, на земле, потому что наша родина не на земле, а на небе, с Богом. Вот почему Господь в этой заповеди обещает Царство Небесное тем, кто будет гоним за праведность.

Девятая Заповедь

Блаженны вы, когда будут оскорблять вас, гнать вас и всячески злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Пророки были гонимы до вас.

40 севастийских мучеников

40 мучеников Себасты

Последняя из блаженств продолжает восьмую заповедь, в которой говорится о притеснениях за истину и христианскую жизнь Божью. Бог обещает блаженную жизнь тем, кто подвергается гонениям за веру.

Она вызывает высшее проявление любви к Богу: готовность отдать свою жизнь за Христа, за веру в Него. Этот подвиг называется мученичеством. Этот путь верховный и имеет великую награду. Этот путь указан Самим Спасителем. Он перенес гонения, пытки, жестокие мучения и мучительную смерть, тем самым подавая пример всем своим последователям и укрепляя их в готовности страдать за Него, даже до крови и смерти, как Он однажды пострадал за всех нас.

Читайте также:
Монашество - суть и понятия учения

Мы знаем, что Церковь покоится на крови и силе мучеников. Они победили языческий и враждебный мир, отдав свои жизни и положив их в основание Церкви.

Враг человечества, однако, не сдается и постоянно поднимает новые гонения на христиан. И когда антихрист придет к власти, он будет точно так же преследовать и изводить учеников Христа. Поэтому каждый христианин должен быть всегда готов к исповеди и мученичеству.

9 заповедей блаженства

Заповеди блаженства

Фото: Pravmolitva.ru

Спаситель дал человеку девять блаженств, каждое из которых имеет свой смысл и значение, и именно это значение мы рассмотрим сейчас более подробно.

Первая заповедь

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное.

Чтобы войти в Царство Небесное, человек должен быть нищим духом. Многие могут возразить, что Иисус мог бы использовать слово “нищий” вместо “смиренный”, но Он решил не делать этого, потому что первый вариант имеет более глубокий смысл. Нищий духом – это тот, кто боится заповедей Господа и трепещет перед ними.

Смирение – это обладание видением своего истинного положения, признание человеком своей полной зависимости от Бога и того факта, что все, что он имеет в жизни, является Его даром. Чтобы оставаться нищим духом, человек должен смиренно принимать все, что дает ему Бог, чтобы служить Господу и другим людям. Заповедь говорит нам, что если человек понимает, что все его имущество и таланты даны ему Богом, он должен использовать их для служения Богу и своему народу, а также для общего блага, чтобы спасти свою душу.

Вторая заповедь

Вторая заповедь Блаженств гласит, что когда человек искренне плачет в раскаянии и признает свои грехи, он сможет быстрее приблизиться к Господу. Именно грехи препятствуют близости с Богом, и если человек искренне раскаивается, начинает чувствовать свою немощь и потребность в общении с Господом и со слезами на глазах просит Всевышнего о прощении, он может освободиться от злого бремени. Слезы сострадания и сочувствия к другим также считаются благословенными и помогают приблизиться к Богу.

Третья заповедь

Кроткие унаследуют землю.

Эта заповедь говорит нам, что близкие к Богу – это те, у кого спокойный, мирный и тихий дух. Они с радостью служат ближним и полностью подчиняются воле Бога, принимая все трудности со спокойствием и душевным миром. Как говорили многие святые, смирение в конечном итоге оказалось более спасительным, чем война и вражда. Поэтому быть спокойным и мирным очень важно для приближения к Богу.

Четвертая заповедь

Блаженны алчущие и жаждущие правды; ибо они насытятся.

Четвертая заповедь Блаженств гласит, что человек должен желать истины каждый день так же сильно, как есть и пить. Человек должен желать именно высшей божественной истины и иметь желание полностью удовлетворить эту жажду. Высшая истина и высшая праведность для человека – это Сам Христос, поэтому каждый должен искать смысл жизни в Боге. В поисках Божественной истины христианин должен постоянно читать и изучать Священное Писание, насыщая свою душу и приближаясь к Господу.

Пятая заповедь

Милосердие вознаграждается, ибо милостивый будет помилован.

Пятая заповедь гласит, что мы должны быть милосердными и сострадательными к своим близким, то есть совершать поступки любви. Когда мы делаем добро другим из любви, мы приближаемся к Богу и получаем от Него большее расположение. Любовь к ближнему должна быть бескорыстной, помогать людям, не ожидая ничего взамен, ибо только так мы показываем, что созданы по образу и подобию Божьему, что живем по Его заповедям и что достойны войти в Царство Небесное. Если мы будем милосердны к ближнему, Господь будет милосерден к нам, несмотря на наши недостатки, и мы должны всегда помнить об этом.

Шестая заповедь

Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога.

В шестом блаженстве нам сказано хранить свои мысли и сердца чистыми от греховных мыслей и желаний. Для христианина избегать греха чрезвычайно важно не только физически, но и душевно, поскольку греховные поступки начинаются с плохих мыслей. Нечистые мысли и эмоции – не меньший грех, чем нечистота тела, поэтому и того, и другого следует избегать.

Читайте также:
Православное богослужение: недельный круг - суть и понятия учения

Седьмая заповедь

Бог назовет миротворцев Своими сыновьями, потому что они будут творить добро.

Эта заповедь гласит, что мы должны жить в мире с другими людьми и примирять тех, кто не согласен. Мир и добрые отношения между людьми на земле угодны Небесному Отцу и позволяют человеку достичь духовного совершенства. Человек, который живет в мире с другими и старается примирить тех, кто не согласен, не только радует себя, но и делает доброе дело Богу, чтобы стать наследником Его Небесного Царства.

Восьмая заповедь

Блаженны охочие до правды, ибо их есть Царство Небесное”.

Заповедь напоминает христианам, что, желая быть с Богом, они должны идти путем воина Христова, который сложен и труден, и не всегда воспринимается таковым другими. Истинные христиане могут не восприниматься другими, их могут обзывать, игнорировать, презирать и даже пытаться отговорить от Бога, но как истинный воин Христов они не должны поддаваться манипуляциям или страху, оставаясь верными Господу во всем. В Царстве Небесном человек заслуживает быть потому, что отказывается поддаваться соблазнам современного мира.

Девятая заповедь

Блаженны вы, когда будут оскорблять вас, гнать вас и всячески злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Пророки были гонимы до вас.

В некотором смысле девятая заповедь продолжает восьмую. На протяжении всей книги апостол Павел говорит нам, что христиане должны быть готовы встретить непонимание и даже притеснения за свою веру, но земные гонения будут вознаграждены вечной радостью в Небесном Царстве. Эта заповедь говорит о высшем проявлении любви к Богу, которая может выражаться даже в готовности отдать свою жизнь за истинную правду, что действительно является высшим путем к блаженству и имеет великую награду.

Богословы говорят, что духовная бедность – это не отсутствие таланта, цели или духовности, а смирение, с которым человек принимает Божью волю. Каждый человек, каким бы талантливым и богатым он ни был, должен осознать, что все, что он имеет, получено не от его собственных заслуг, а от Бога. Чтобы обрести вечную жизнь рядом с Господом, человек должен использовать то, что Он ему послал. В смирении человек принимает все, что у него есть, с благодарностью и радостью, избегает осуждения окружающих и старается помочь им словом и делом.

Девять заповедей блаженства и их значение

Каждый христианин слышал о девяти блаженствах, многие даже знают их наизусть, но не все знают их смысл. Чтобы полностью понять, что означает каждое Блаженство и почему оно так важно для людей, стоит рассмотреть этот вопрос более подробно.

Нагорная проповедь

Фото: Arhangelhram.by

Заповеди были даны людям с ветхозаветных времен Богом, чтобы защитить их от всего зла и негатива, который существует вокруг них. Заповеди – это своего рода предупреждение, которое говорит нам об опасности греха и советует держаться от него подальше. В дополнение к 10 заповедям Ветхого Завета, Иисус Христос в Новом Завете дал 9 блаженств, чтобы поднять людей на новый духовный уровень и научить их любви. Эти заповеди ни в коем случае не отрицают заповеди, которые Господь дал Моисею, но лишь позволяют человеку понять, что он должен делать, чтобы достичь совершенства и приблизиться к Богу.

Заповеди Блаженств были возвещены человечеству в Нагорной проповеди, где Спаситель подробно объяснил, как должен строить свою жизнь истинный христианин. Эти заповеди говорят людям не о запрете на грех, как 10 ветхозаветных заповедей, а о том, как христианину достичь блаженства и совершенства, какие добродетели могут приблизить человека к Господу, как каждый может обрести истинную радость. 10 заповедей Ветхого Завета были очень успешны в том, что позволили людям понять, каких грехов следует избегать и что нужно делать, чтобы достичь духовного совершенства и быть как можно ближе к Богу, если дополнить их этими заповедями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: