Вторая заповедь: «Не сотвори себе кумира» – суть и понятия учения

В Египте было много богов. Помимо основного пантеона, почти в каждой деревне, городе или номе (административном центре) были свои боги.

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ

Обожествляйте Творца, а не творение. Лужа под горой не должна быть предметом размышлений после того, как вы поднялись на высокую гору и встретились с Богом? Когда человек жаждет увидеть царя и после долгих усилий наконец-то может предстать перед ним, зачем ему смотреть налево-направо на слуг царя? Часто он оглядывается по двум причинам: либо он боится предстать перед царем один, либо считает, что царь не сможет помочь ему одному.

Но почему человек не осмеливается стоять один перед Царем Божьим? Разве этот Царь не является в то же время его Отцом? Какой еще сын боится предстать перед своим отцом в присутствии других?

Разве Бог не думал о тебе, человек, еще до твоего рождения? Не прикасался ли он к вам своими пальцами, молча, в ваших снах и наяву, без вашего ведома или ощущения? Разве он не думает о вас каждый день больше, чем вы сами? Почему же вы боитесь его? На самом деле, вы боитесь Бога не как человек, а как грешник. Грех всегда порождает страх. И он появляется там, где нет места для него или его продукции. Именно грех заставляет вас обратить свой взор от Царя к слугам. Легко грешить среди слуг; это его среда, где он правит и веселится. Но знайте, что Царь милосерднее рабов. Поэтому не прячьте глаза ваши, но смело смотрите на Царя, вашего Отца. Взгляд Короля сожжет в тебе грех. Так солнечные лучи уничтожают вредные микроорганизмы в воде, очищают ее, и вода становится чистой и пригодной для питья.

Или вы не верите, что Бог-Царь может вам помочь, и поэтому полагаетесь на его слуг?

Но подумайте: если Господь Бог не может помочь вам, то и все его слуги не смогут. Разве не все создания Божьи ожидают, что Он поможет им? Так какой помощи от Божьих созданий вы ожидаете? Если жаждущий не может напиться из горного источника, может ли он напиться, высасывая каплю за каплей росу из луговой травы?

Обожествляются ли резные лица или нарисованные картины? Только тот, кто не знаком с резчиком и художником. Тот, кто не верит в Бога и не знает о Нем, вынужден обожествлять вещи, ибо человек должен обожествлять все, что угодно. Бог вырезал горы и долины, вылепил растения и тела животных; Он нарисовал луга и поля, облака и озера. Когда мы понимаем это, мы восхваляем Творца всех резьб и икон как величайшего резчика и иконописца, но те, кто не знает этого, восхваляют сами лики и иконы Бога.

Но это не самый страшный грех. Самый страшный грех – когда человек обожествляет то, что он сам создал, дело своих рук и ума. Дикари вырезают идола из дерева, молятся ему и поклоняются. Но для дикарей это простительно. Их дикость – это их оправдание. Господь Бог, истинный и вечный, милостив и прощающ к ним. Он принимает их молитвы к своему деревянному изделию, как если бы они были обращены к нему, и посылает помощь и защиту своим непросветленным детям.

Тем не менее, есть просветленные люди, которые создают что-то своим умом или руками и считают свое творение богом. Художники преклоняются перед своими картинами, словно перед истинным божеством. Есть литераторы, которые, написав книгу, поклоняются ей, как вершине неба и земли. Некоторые богатые люди начинают воротить нос и смотреть вверх на свое ветхое, изъеденное молью богатство, запасая его, как хомяк на зиму, и поклоняются своему ветхому, изъеденному молью богатству. Где у человека все мысли его и все сердце его, там и Бог его.

Читайте также:
Смерть и погребение христианина - суть и понятия учения

Если человек посвящает все свои мысли и отдает всю свою душу своей семье и не знает другого бога, то его семья для него – божество. Это болезнь души того же рода.

Если человек посвящает все свои мысли и отдает все свое сердце золоту и серебру и не хочет знать другого бога, то для него золото и серебро – это божество, которому он поклоняется день и ночь, пока ночь смерти не настигнет его и не окутает своим мраком. Здесь развилась болезнь души другого рода.

Если человек сосредотачивает все свои мысли на том, чтобы превосходить других людей, старается во что бы то ни стало быть первым, желает славы и похвалы, считает себя лучшим из людей и всех существ на небе и на земле, то такой человек сам является божеством, которому он приносит в жертву все. Это болезнь души третьего рода.

На самом деле, только больные души не знают истинного Бога. Но здоровые души исцеляются познанием и признанием единого истинного Господа Бога, Творца и Владыки всех резных лиц и изображений, всех родов человеческих, всего золота и серебра, всех смертных на земле.

Если кто-то пишет имя Бога на бумаге, дереве, камне, снегу или грязи, то почитайте эту бумагу, дерево, камень, снег и грязь ради самого святого имени на ней. Но не обожествляйте то, на чем написано Святое Имя.

Когда кто-то изображает лицо Бога на чем-либо, вы должны поклоняться, но помните, что вы поклоняетесь не изображению, а Живому Богу, о Котором напоминает изображение.

Или когда кто-то произносит или поет имя Бога, вы поклоняетесь ему, но вы будете знать, что поклоняетесь не человеческому голосу, а живому и могущественному Богу, о существовании Которого вам напомнила человеческая речь.

Когда ночью тебя поражает блеск небесных звезд, склонись низко, но поклонись не делам рук Божьих, а Господу Вседержителю, Который больше звезд, напоминающих тебе о Нем.

Вы должны молиться так, когда преклоняете колени вечером:

” Господи, Боже мой, я знаю, признаю и славлю Тебя одного всегда: и когда день открывает мне всю красоту Твою в красоте дел Твоих, и когда ночь покрывает все темной мантией и оставляет меня наедине с Тобой. Аминь.”

Откуда эта фраза: «не сотвори себе кумира»

В главе 20 книги Исход есть такие слова

Кто так сказал

“Не делай себе кумира”, – так сказал Бог своему народу после того, как вывел его из Египта. Великая цель Творца состояла в том, чтобы создать самый чистый народ на земле. Именно с этой целью Он дал заповеди евреям.

Моисей, лидер израильтян, поднялся на гору Синай, где пробыл 40 дней, после чего спустился с двумя каменными скрижалями. Божьей рукой на скрижалях были написаны десять заповедей. В них запрещалось делать идолов.

Пророк Моисей

Значение фразеологизма

Любой предмет, явление или существо, которое человек превращает в идола, считается идолом. Бога нельзя создавать, изображать или поклоняться ему.

Полный текст заповеди

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли”;

Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за беззакония отцов их до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня”,

Читайте также:
Устройство храма - суть и понятия учения

И являющий милость в тысячу родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои”.

Какая это заповедь по счёту и как её понять

Заповедь не делать идолов и не поклоняться им – вторая из десяти заповедей. Чтобы понять это, важно рассмотреть, как запрет на идолопоклонство понимался в древности.

Некоторые люди считают идолопоклонством воздавать какие-либо почести человеку или событию, не имеющему отношения к христианству. Например, по их мнению, в день Космонавтов поклоняются Юрию Гагарину и другим космонавтам, в день Учителей – учителю и т.д. Конечно, это крайняя точка зрения. Конечно, это крайняя точка зрения.

Не сотвори себе кумира

По случаю первого полета человека в космос Хрущев организовал прием в Кремле. Он также пригласил Патриарха Алексия I. Первый секретарь КПСС в своем выступлении отвел видное место пропаганде атеизма. Выпады против веры, к сожалению, вызвали сильную положительную реакцию. Но их прервали… простым доказательством провала атеистической пропаганды в России. Некая женщина подошла к Его Святейшеству и взяла благословение. Как она посмела, кто это допустил? При всем уважении, нельзя было этого не допустить. Она была матерью первого космонавта Юрия Гагарина. Таким образом, эта простая женщина продемонстрировала коммунистическим лидерам тщетность их усилий по борьбе с Церковью.

Будь почтителен ко всем, люби своих братьев, бойся Бога и чти царя.

Видео «О второй заповеди «Не сотвори себе кумира»

Объяснение его значения и сути представлено в этом видео.

Библейская история

В Библии описана история, в которой мы можем увидеть, как народ Израиля нарушил Божьи заповеди. Пока Моисей находился на горе Синай, получая наставления от самого Бога, народ успел создать объект поклонения – золотого тельца. Как у израильтян нашлось время для этого? Поскольку им показалось, что Моисей слишком долго пробыл на горе, они сделали золотого тельца своим Богом, бросив его.

Когда Моисей спустился с горы Синай, он в гневе разбил каменные скрижали, на которых были написаны десять Божьих заповедей. Раскаявшись в своем грехе, патриарх вернулся на гору, чтобы поговорить с Господом. В это время Бог явил чудеса: гром, молнию и бурю. Но никакие громы не могли заглушить голос Бога, который пересиливал все громкие звуки. Вторая скрижаль с заповедями была передана Моисею.

Зачем нужно соблюдать заповеди

Закон Божий должен быть путеводной звездой в жизни верующего. В современной жизни трудно соблюдать заповеди, но мы должны стремиться к гармонии и спокойствию.

Главный закон христианской веры – любовь к людям и Богу, но любовь к людям не должна превратиться в культ.

В Ветхом Завете слово “идол” означает образ, статую другого Бога.

Другие вещи и люди также могут служить идолами сегодня:

    , светские «львицы», блогеры и другие общественные деятели. Искаженное интернетом и телевидением людское сознание ищет пример в идеальных телах, накрашенных лицах, красивых одеждах популярных людей, забывая о том, что все они такие же люди, равные перед Богом; — целая проблема зависимостей от гаджетов и интернета, люди не могут расстаться со своим телефоном ни на минуту, следят за фотографиями и ложной жизнью других людей, вызывая в своих сердцах зависть, злобу и другие порочные чувства;
  • материальные ценности — машины, уютные квартиры, брендовая одежда и деньги застилают глаза и душу современным людям, им кажется, имея богатство на руках, они обретают могущество, становятся выше других смертных; — многие ученые и атеисты уверены в величественности и возможностях научных открытий, они считают, что научными силами можно спасти мир и разгадать все тайны;
  • родители или дети — многие мамы и папы готовы в прямом смысле » продать душу» ради своего чада, только бы он был здоров, жив и счастлив, бывает и наоборот, когда дети поклоняются своим предкам и не могут оторваться от них в самостоятельную жизнь; — свое собственное «Я» в роли кумира, когда человек превозносит себя над ближними и чтит свой покой и свое эго. Чаще всего, в семье такого человека происходят постоянные скандалы и ругань, так как гордость не дает ему где-то уступить, где-то принять свою вину и извиниться;
  • искусство — в данном случае под идолопоклонничеством понимается не все искусство, а то которое чтит и возвышает низменные страсти людские; , которая надевает на глаза человека «шоры», превращая его жизнь в поклонение темным силам. Пьянство забирает у людей их свободу и счастье, затягивая в водоворот грехов, где один тянет за собой другой. Из-за алкоголя многие люди теряют семьи, работу, благополучную и счастливую жизнь.
Читайте также:
Троица - суть и понятия учения

Не делай себе кумира и никакого изображения? Иконы

Это, пожалуй, самое спорное толкование второй Божьей заповеди.

В Синодальном переводе Библии (Исход, 20:2-17):

Первая Заповедь:
Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

Вторая Заповедь:
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.»

1. Означает ли это, что людям вообще запрещено делать какие-либо статуи или изображения?

Нет, это не так. В этом стихе Бог запрещает людям поклоняться и служить идолам по подобию творений.

Человечество со времён каменного века изображает окружающую природу: звезды, солнце, птиц, рыб, животных, людей, и всегда будет делать это, ибо способность к творчеству – это Божественный дар, которым наделил Господь людей.
И в этом творчестве нет нарушения воли Божией.

2. Подтверждением тому служит многократно описанный в Библии факт – Господь БОГ велел иудеям изобразить ангелов в Святая Святых Храма и самую почитаемую Святыню – Ковчег Завета установить в центре храма «под крыльями херувимов»».
При этом в ВЗ подробно описано – в каком виде должны быть изображены ангелы.
«Говорит Господь БОГ: «…и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее» (Исх 25, 18-20)

3. Итак, сектанты ошибаются или умышленно вводят в заблуждение, когда искаженно трактуют Вторую Заповедь.
Почитав их измышления, возникает ряд вопросов. К счастью, на них есть несложные ответы.

1) Не можете ли вы представить кого-то или что-то? И, как в древней Иудее, изгонять художников и скульпторов?

Конечно, нет. Изображать можно всё, что нравственно допустимо, но нельзя поклоняться ничему и никому, кроме БОГА, и нельзя делать ни из чего, ни из кого идолов и кумиров.
Кумир – идол, истукан, языческий божок, субъект или объект поклонения.

2) Могут ли на иконах изображать Христа?

Почему вы не можете? Вы можете, и вы должны. Иисус Христос, Сын Божий, явился в человеческом облике, и его видели сотни тысяч людей.

Читайте также:
Четвертая заповедь: «Помни день субботний» - суть и понятия учения

Более того, Он оставил Свой нерукотворный Образ на Плате и на Плащанице.
Поэтому, Его изображение на иконах законно и благословенно.
Верующие люди почитают иконы, но поклоняются не им, а Первообразу – Христу БОГУ.

3) Можно ли изображать Бога на иконах?

БОГ может быть изображен в образе Человека Христа-Сына БОЖЬЕГО, ибо Христос был явлен людям в человеческом Образе.
И хотя в настоящее время Бог-Отец изображается крайне редко, но на старинных иконах мы можем увидеть подобные сюжеты. Это может быть оправдано тем, что Христос говорит: “Кто видел меня, видел и Отца”. (От Иоанна 10:30): «Я и Отец – одно». (От Иоанна 8:58).

Троицу часто изображают в виде ангелов (например, “Троица” Андрея Рублева). Однако поклоняться следует не иконе, а невидимым первичным Существам БОГА: Богу Отцу, Сыну Божьему и Святому Духу. Их видимые образы представлены в иконе в виде ангелов. Вот как они предстали перед Авраамом.

БОГ явился Исааку как Ангел в человеческом облике,
Святой Дух в виде Голубя явился при Крещении Иисуса Христа в Иордане.

4) Могут ли ангелы изображаться на иконах?

Ангелы часто описываются в Библии. Они часто являлись им в человеческом облике (“Товит”), поэтому их образы можно также увидеть на библейских иллюстрациях и иконах.

Иконы это та же Библия, написанная не пером, а красками.
Мы почитаем Библию, иконы, но поклоняемся и служим только Единому БОГУ.
Поклонение – высшая форма почитания.

5)Можно ли изображать святых на иконах?

Изображение святых на иконах – древняя традиция. Прославленные святые, стоящие перед престолом Божьим, почитаются как сильные молитвенники за нас, но сами они не являются объектом поклонения. Поклонение и служение совершается только Богу, иконы святых и святые мощи также почитаются, как и другие святыни.

Поэтому ошибочное и искаженное понимание второй заповеди характерно для сектантов и может привести к отступлению от Бога,

4. Эта заповедь относится к изготовлению языческих идолов и их изображений в виде солнца, звезд, птиц, рыб, животных, людей, чудовищ и т.д. и поклонению им как “богам”, что было распространено среди языческих народов.

Один – это БОГ, а идолы – это сотворенные сущности, они не могут быть богами по определению, но за каждым идолом стоит демон. Поклонение и служение демоническим идолам равносильно поклонению сатане (дьяволу).

Поэтому БОГ запрещает поклоняться и служить им, чтобы люди не погибли, что неизбежно при общении с темными силами.

5. Толкование Великими Святыми и богословами Второй Заповеди Божией.
На Церковнославянском языке (Исх. 5, 7-10)звучит более понятно

Да не сотвори;ши себ;; кумi;ра, ни вся;каго подо;бiя, ели;ка на небеси; гор;;, и ели;ка на земли; ни;зу, и ели;ка въ вода;хъ подъ земле;ю, да не поклони;шися и;мъ, ниже; послу;жиши и;мъ: я;ко а;зъ е;смь Госпо;дь Бо;гъ тво;й, Бо;гъ ревни;въ, от¬дая;й гр;хи; отце;въ на ча;да до тре;тiяго и четве;ртаго ро;да ненави;дящымъ мене;,
и творя;й ми;лость въ ты;сящахъ лю;бящымъ мене; и храня;щымъ повел;;нiя моя;.

1) преподобный Никодим Святогорец

4-5 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, или на земле внизу, или в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им; не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, или на земле внизу, или в воде ниже земли.

Против этой заповеди погрешают те, кто совершает непосредственное идолослужение, кланяясь твари вместо Творца, как нечестивые идолопоклонники, или опосредованно – в стремлении к веществу и мирским вещам, как корыстолюбцы, о которых сказал божественный Павел: «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол;3,;5), – и к тому же пресыщающие чрево, о которых он сказал: «Их бог – чрево» (Фил;3,;19). И просто, все, кто имеют лицемерное, а не истинное благочестие. И все те, кто ограничивают благочестие внешними предметами и небрегут о важнейшем в законе – суде, милости и вере (Мф;23,;23).
(Руководство к исповеди.)

Читайте также:
Конец света и второе пришествие Христово - суть и понятия учения

2) Святой Григорий де Нисс

Запрещено поклоняться идолам и делать какие-либо изображения чего-либо на небе, или на земле, или в воде.

Ибо слово Божие запрещает людям уподоблять Божество чему-либо познаваемому, так как всякое понятие, согласно с каким-либо удобопостижимым представлением составляемое по некоему естественному уразумению и предположению, созидает Божий кумир, а не возвещает о Самом Боге.
(О жизни Моисея законодателя).

3) Святой Григорий Палама (на английском языке)

Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им
(Втор.;5,;8; Рим.;1:23; 1Ин.;5:21)

Не воздавай им божеских почестей: ибо все они суть творения единого Бога, созданные Сыном и Словом во Святом Духе. Сие Слово Божие, в последние веки восприявши плоть от девственного чрева, явилось на земле и обитало между людьми.
Для спасения человеческого подъявши страдание и смерть и воскресши, Оно вознеслось с плотию на небеса, и возсело одесную величие на высоких. С сим же телом опять приидет во славе судить живых и мертвых.

Посему из любви к Слову, вочеловечившемуся ради нас, имей изображение Его, чтобы оно напоминало тебе о Изображаемом, коему ты и должен поклоняться, поклоняясь иконе, возводя чрез нее ум свой к самому достопоклоняемому телу Спасителя, возседшему одесную Отца на небесах.
Подобно сему имей и иконы святых, покланяйся им, не как богам, – что нечестиво, но с телесным поклонением и расположением к ним, и с подобающим чествованием, возносясь умом чрез образ к изображенному. Так и Моисей поставил изображение херувимов во святилище (Исх.;25:18-20; Исх.;37).
Самое святое святых служило образом пренебесных (предметов), а часть скинии, доступная мирским людям, носила образ всего мира. Моисей назвал эти отделение скинии святыми, восхваляя не твари, но чрез них содетеля мира – Бога (Исх.;26:33; Чис.;6:20; Евр.;9:1-5).
Подобно сему и ты не боготвори икон Владыки Христа и святых, но чрез них покланяйся сначала Сотворшему нас по образу Своему, а потом, по неизреченному человеколюбию, благоволившему возстановить в нас образ Свой и восприявшему его на Себя.
Покланяйся не только иконе Бога, но и образу креста Его. Ибо крест есть знамение величайшее и победоносное оружие Христа над диаволом и всеми силами врагов, так что, видя изображение его, они трепещут и обращаются в бегство.
Это изображение явилось очень славным и соделало величайшие чудеса еще во времена пророков, когда не явилось еще Первообраза.
При втором же пришествии распятого на нем Господа Иисуса Христа, грядущего судить живых и мертвых, явится пред Ним и это великое и страшное знамя Его, «с силою и славою многою» (Мф.;24:30).

Итак чествуй его ныне, чтобы тогда ты мог взирать на него с упованием и удостоиться спрославление с ним. Покланяйся и иконам святых, как сраспявшихся с Господом, изображая крест на лице своем, и приводя на память, что они соделались общниками Христовых страданий.
Равным образом чествуй и священные гробницы и нетленные останки их; ибо благодать Божия не оставила их, как Божество не оставляло достопоклоняемого Тела Христова во время живоносной Его смерти.
Делая это, и славя прославивших Бога, как явивших себя по делам совершенными в любви Божией, и сам будешь прославлен с ними от Бога, и воспоешь с Давидом: «мне зело честни быша друзи Твои, Боже» (Пс.;138:17)
(Изъяснение десяти заповедей.)

Читайте также:
Шестая заповедь: «Не убивай» - суть и понятия учения

4) Дед Мороз Сербии

Не делай себе никакого изображения или подобия того, что на небе, или на земле, или в водах под землею, и не покланяйся им и не служи им.

Не обожествляй творение как Творца.
Кто обожествляет вырезанный лик или писаный образ? Только тот, кто не знает резчика и живописца.
Тот, кто не верует в Бога или не знает о Нем, вынужден обожествлять вещи, ибо человек должен что-либо обожествлять. Господь вырезал горы и долины, вылепил растения и тела животных; Он написал луга и поля, облака и озера.
Тот, кто это понимает, восхваляет Господа как величайшего Резчика и Живописца, а тот, кто этого не знает, воздает хвалу самим гравюрам и полотнам Божьим.
Но это еще не самый страшный грех.
Самый страшный грех – это когда человек обожествляет то, что он сам создал, дело рук своих и разума своего.
Где у человека все мысли и все сердце, там и Бог его.
Если некий человек посвящает все свои мысли и отдает всю душу своей семье и другого бога не знает, тогда его семья для него – божество. Это болезнь души одного рода.

Если человек посвящает все свои мысли и отдает все свое сердце золоту и серебру и не хочет знать никакого другого бога, то золото и серебро для него – божество, которому он поклоняется днем и ночью, пока ночь смерти не настигнет его и не погрузит во тьму. Это другой вид болезни души.

Если человек сосредотачивает все свои мысли на том, чтобы превосходить других людей, всеми способами старается быть первым, желает славы и похвалы, считает себя лучшим среди всех людей и всех существ на небе и на земле, то такой человек сам является божеством, которому он приносит в жертву все. Болезнь души третьей степени.

Вот видишь, брат, только болящие души не знают истинного Бога. А здравые души здоровы благодаря знанию и вере в истинного единого Господа Бога, Создателя и Властелина всех семей человеческих, всего злата и серебра, всех смертных человеков на земле.
(Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею).

5) святой Филарет (Дроздов).

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, или что под морем, и не делай себе кумира.

Что такое идол?
Во второй заповеди говорится об идоле. В заповеди объяснено, что идол есть изображение какой-нибудь твари, небесной или земной, или в воде живущей, которой поклоняются и служат вместо Бога.
Запрещаются ли таким образом священные изображения?

Иметь какие бы то ни было священные изображения вовсе не запрещается. Это ясно видно из того, что прор.
Моисей, через которого Богом дана заповедь, запрещающая идолов, в то же время получил от Бога повеление поставить в скинии, или передвижном храме еврейском, золотые священные изображения херувимов, и притом во внутренней части храма, к которой народ обращался для поклонения Богу.
Этот пример поясняет правильность употребления в Православной Церкви Святых Икон.

Что такое икона?
Слово «икона» в переводе с греческого значит образ, или изображение. В Православной Церкви так называются священные изображения Бога, явившегося во плоти, Господа Иисуса Христа, Пречистой Его Матери и святых Его.
Противоречит ли употребление икон второй заповеди?

Читайте также:
Десять заповедей Божьих: введение - суть и понятия учения

Использование святых икон противоречило бы второй заповеди, если бы они почитались. Но этой заповеди нисколько не противоречит почитание икон как священных изображений и использование их для благоговейного воспоминания о делах Бога и Его святых, ибо в этом случае иконы подобны книгам, в которых вместо букв написаны лица и предметы (см. св. Григорий Великий, Письма, кн. 9, письмо 9, к епископу Серенскому).

Как следует поклоняться иконам?
Глядя на иконы, следует умом видеть Бога и святых, на них изображённых.
Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О второй заповеди

Ст. 4-5 Не делай себе никакого изображения и никакого подобия, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землею; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, отдающий грехи отцов детям в третьем и четвертом роде, ненавидящим меня.

По этой причине, то есть для искоренения поводов к идолослужению, божественный Закон гласит: Не делай кумира, и добавляет: «а также подобия того, что на небе, и что на земле, и что в море, во всем мире», – искусства такого рода Он запретил рабам Божиим. Это еще и раньше предсказывал Енох, говоривший, что все устроение мира – то, что находится на небе, в море и на земле, – обратят демоны и духи оставленных ангелов на идолослужение, чтобы они были освящены в качестве бога вместо Бога.
Итак, людское заблуждение почитает все, кроме Самого Создателя всего: изображения этого – кумиры, а обожествление изображений – идолослужение. И при всяком совершении идолослужения повинен создатель каждого идола.
(Об идолопоклонстве).

Вторая заповедь. Обойдемся без посредников

В прошлый раз мы говорили о первой заповеди “Я Всевышний, Бог твой…”, которая подразумевает необходимость приобретения знаний о мире, то есть о том, что мир был создан, что есть Тот, Кто его создал, и что вся Вселенная, каждая ее частичка, ежесекундно получает жизненную энергию из Единого Источника, Творца.

Вторая заповедь доступна и сегодня. Она гласит: “Не должно быть у тебя других богов, кроме Меня. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, или что в воде внизу. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я – Всевышний, Б-г твой, Ревнитель, наказывающий за вину отцов детей до третьего и четвертого поколения, ненавидящих Меня, и дающий милость на тысячи поколений любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои” (Шмот 20:3-6).

Теперь мы понимаем, почему десять заповедей у евреев называются десятью рецитациями (асерет адиброт). На самом деле их больше, чем десять. Только в одном изречении “Не имей других богов” заключено сразу несколько заповедей: не верить в других богов, не делать рукотворных идолов – их изображений и статуй, не поклоняться им ни в какой форме, ни в традиционно принятой, ни в изощренно экзотической.

Это очень важная и строгая заповедь, которая многократно повторяется в Торе. Это одна из трех заповедей, о которых сказано: умри, но не делай. (Два других – это запрет на убийство и прелюбодеяние).

Сразу же возникает вопрос. Известно, что Тора была дана не только поколению, вышедшему из Египта 33 века назад. Он был дан всем народам на все времена, в том числе и нам с вами, живущим сейчас. О каком идолопоклонстве мы можем говорить сегодня? С древними первобытными народами все понятно. Но мы – современные люди. Люди 20-го века часто говорят: “Конечно, мы не праведники. Но поклоняться столбу, камню или статуе? Нет, я так не думаю. Многие из нас настолько убеждены в своем превосходстве над людьми, жившими в ушедшую эпоху, что даже не пытаются понять ситуацию.

Читайте также:
Нагорная проповедь - суть и понятия учения

Технический прогресс, особенно за последние 100-150 лет, очевиден и неоспорим для всех. В духовном плане, однако, ситуация иная. Наши далекие предки, жившие в гораздо более неторопливом темпе, не отвлекались на теории о том, что в жизни всего можно достичь прямо сейчас. Они не жили внешней жизнью, как мы сегодня, а чаще и глубже смотрели внутрь себя. Известно, например, что древние йоги имели больше знаний о функционировании человеческого организма, чем современные врачи и физиологи. Этими знаниями владели многие народы, а некоторые еврейские школы стали эталоном и образцом для подражания для всего Востока. Тогда они гораздо лучше нас знали, что Творец един и что Он управляет миром. Они видели и чувствовали Его духовную энергию и знали, как ее использовать, подобно тому, как мы сегодня используем, например, солнечную энергию. Мы утратили многое из их опыта.

Преимущество получения и использования духовной энергии через посредников отвлекало наших предков от факта существования Единого Источника и от стремления к постоянному контакту с Ним.

В наше время это заблуждение усилилось. “Создатель может существовать, но какой мне от этого прок, если все блага жизни я получаю из других источников?” – трезво спрашивает он. Наконец, мне нужны деньги, жена, друзья и собака.

Постепенно люди забыли о Едином источнике всего сущего и стали наделять своих идолов абсолютной, независимой властью.

Атеизм является лишь логическим завершением этого процесса. Этот подход также оказался полезным. Если в мире существует больше сил, которыми я могу манипулировать, это означает, что я контролирую мир. Я становлюсь богом… Конечно, как вы понимаете, речь здесь идет только о древних первобытных людях. Эти слова совершенно не применимы к нашему времени.

Но, кроме поклонения Мне, Моему возлюбленному, что еще произошло с идолами и идолопоклонством? Идолы не исчезли, а только приобрели новые формы. Вообще говоря, идол – это все, что из средства приближения к Всевышнему (то есть повышения духовности) превращается в самоцель, в конечный, самодостаточный идеал.

Мы все знакомы с современными идолами, но склонны не замечать их особенностей. Наиболее распространенными идолами являются деньги, власть, свобода, демократия, государство и многие другие. Давайте вкратце рассмотрим некоторые из них. Я хотел бы начать с самого распространенного – денег.

Деньги – это богатство. Иудаизм, в отличие от других религий, не видит ничего плохого в богатстве как таковом. Наши предки Авраам, Ицхак и Яаков были очень богатыми людьми и одновременно очень праведными.

Но в деньгах, а точнее в их покупательной способности, заключена огромная энергия. Большие деньги могут накормить бедных, построить дома и школы, профинансировать важные медицинские исследования, которые спасут тысячи жизней, и так далее. Короче говоря, деньги, используемые с умом, – это великое благо. Но это также и большая ответственность. Потому что деньги нужно тратить правильно (и, прежде всего, с умом).

Например, Тора требует, чтобы мы отдавали десятую часть своего дохода общине. При этом учитывается средний доход. Это не милостыня, не благотворительность. Это то, что изначально не принадлежит нам, но дано нам Творцом, чтобы мы научились отдавать, участвовать в справедливом распределении ресурсов. Цдака дается для помощи бедным, больным, для поддержания социальной гармонии в обществе. На протяжении веков десятина служила для поддержания еврейских общин, разбросанных по всему миру, обеспечивая их финансовую независимость от стран, в которых они жили. Иллюстрация: Много лет назад одному известному раввину рассказали историю о старике, который умер от голода. Раввин печально покачал головой и сказал: “Нет, он умер от гордости”, то есть не хотел просить помощи у других.

Читайте также:
Бог - суть и понятия учения

С другой стороны, нет необходимости объяснять, как деньги и материальные блага могут стать объектом поклонения и целью жизни.

Еще один популярный идол – власть. Как и деньги, власть дается нам как для улучшения окружающего нас мира, так и для эффективного и творческого использования наших способностей. По мере продвижения молодого специалиста по корпоративной карьерной лестнице растут его полномочия, ответственность и возможности для самореализации. Будучи бизнес-лидером, он или она не только принимает важные решения, влияющие на судьбы многих людей, но и полностью раскрывает свой личный потенциал. Это нормальный процесс, который приносит пользу человеку и обществу.

Но когда власть становится самоцелью, это идолопоклонство. Некоторые люди стремятся к власти не для того, чтобы реализовать свои способности, а чтобы преодолеть скрытое чувство неполноценности, “повысить самоуважение и самооценку”. Другие боятся потерять контроль и поэтому хотят его продлить. Но, как ни парадоксально, чем больше область их контроля, тем более она уязвима, тем легче им потерять власть, частично или полностью. Желание расширить власть становится навязчивой идеей. В обоих случаях людьми движет не только тщеславие, но и растущее чувство неуверенности и страха. Избавиться от этого комплекса, который иногда приводит к серьезным последствиям и ужасным преступлениям, невозможно даже при абсолютной власти.

Идолы никогда не приносят длительного удовлетворения тем, кто им служит, что отличает их от других объектов поклонения.

Современное общество часто поклоняется другой обожествленной идее: свободе. Никто не спорит с тем, что каждому человеку нужна свобода. Но это не простая и понятная концепция. Понимание этого само по себе требует серьезного обсуждения. Пока мы зададим только один вопрос: что такое свобода – средство достижения цели или самоцель?

Абсолютизация свободы (слова, прессы, мнений) приводит к очень интересному явлению. Обратите внимание, что последовательные левые либералы выступают за предоставление этих возможностей фашистам, расистам, порнографам – словом, всем, кто придерживается идеологии, разрушающей как личность, так и общество.

Еще один модный идол – демократия. Что и говорить, демократия (в переводе с греческого “демократия народа”) – прекрасная вещь. Более того, как это ни покажется многим странным, именно иудаизм представил его миру. Равенство людей вытекает из предпосылки “равенства индивидуальных душ перед Богом”, которая так возмущала греков и римлян, а также нацистов ближе к нашему времени. Многие элементы демократии были использованы в еврейском государстве. Синедрион, высший еврейский судебный и законодательный орган, в котором заседали самые мудрые и достойные знатоки еврейского закона, решал споры простым голосованием.

Но и здесь можно зайти слишком далеко. Например, в современных государствах, выступающих за “неограниченную” демократию, существует тенденция выносить почти каждый важный вопрос на голосование в парламенте, а иногда и на всеобщий референдум. Видите ли вы в этом что-то плохое? Например, гомосексуализм, который до недавнего времени считался очевидным пороком, и большинство людей выступало против его легализации. Сегодня “толерантность” в моде: она прошла, и гомосексуализм стал моральным явлением. Некоторые парламенты демократическим путем приняли законы, разрешающие гомосексуальные браки и приравнивающие их к нормальным семьям; им даже разрешено иметь детей. Если эта тенденция сохранится, завтра они проголосуют за легализацию зоофилии. Мы ничего не можем с этим поделать: демократия. Кстати, гомосексуализм и зоофилия не являются чем-то новым. В древние времена евреи запрещали продавать раба-мужчину и овцу в рабство нееврею, чтобы он не впал в эти два извращения. У нас были хорошие соседи, не так ли?

Читайте также:
Седьмая заповедь: «Не прелюбодействуй» - суть и понятия учения

Другой пример. Двадцать лет назад большинство людей в Соединенных Штатах были против абортов. Сегодня большинство выступает за аборты. Уже идет кампания по легализации эвтаназии: общественное мнение готово разрешить врачам, которые не лечат, а помогают всем желающим перейти на другую сторону. Вначале это будет касаться в основном тяжелобольных людей, которые не хотят “страдать”. Позже круг избранных будет расширен. Приготовьтесь, мы собираемся голосовать…

Демократия, безусловно, эффективна в ограничении власти и выражении воли большинства. В отличие от этого, нельзя голосовать за естественные законы природы, физические и духовные, которые включают в себя мораль, отражающую характер человека. Тем не менее, многие люди считают, что мораль – понятие относительное, договорное.

Что происходит на практике? Как вы думаете: считали бы вы нравственным, если бы большинство граждан нацистской Германии проголосовало за тотальное уничтожение евреев Гитлером? Если бы древние народы, приносившие детей в жертву идолам, сделали это на референдуме или через своих избранных представителей в законодательных органах, приняли бы мы их “продвинутую” мораль как мнение большинства?

Государство, спорт, искусство, наука и технический прогресс могут стать и часто становятся идолами. Миллионы жертв были принесены на алтарь государства, из которого мы вышли……

Что касается спорта, то когда он становится самоцелью, он не улучшает здоровье, а разрушает его: допингом, переутомлением, стремлением к победе любой ценой. Поэтому противостояние двух культур – греческой (изящной по форме, но языческой по сути) и еврейской (не признающей формы без наполняющей ее духовности) – продолжается и по сей день. И не только в обществе, но и в каждом из нас.

Давайте вернемся ко второй заповеди: “Не имей других богов пред лицом Моим”. Буквальный перевод “перед лицом Моим” – это запрет на использование посредника в контакте с Б-гом.

Причина, по которой мы так решительно отвергли христианство, заключается именно в этом. Еврей обращается непосредственно к Творцу. Куда бы он ни пошел, он чувствует Его присутствие, чувствует, что он – часть Его. В качестве альтернативы христиане обещают нам “спасение”, если мы обратимся к Всевышнему через посредника, Иисуса (Иешу на иврите). Допуская такое “посредничество”, еврей нарушает Вторую заповедь.

Однако есть христианские группы, которые утверждают, что Иисус – это Всемогущий. Наш ответ таков: в Торе перечислены различные имена Б-га, каждое из которых раскрывает одно из Его качеств, но нигде в Торе нет человеческого имени Йешу. Поэтому признание этого человека Б-гом означает нарушение первой из десяти заповедей: “Я – Б-г, Б-г ваш.

Поэтому для нас, евреев, христианство – это просто форма идолопоклонства, совершенно чуждая нашему познанию единого Творца.

Библия призывает меня и вас задуматься о своем будущем. Мы должны изобретать сегодня, если хотим жить в будущем. Завтра нашим детям не понравится настоящий Бог, послезавтра наши внуки будут поклоняться какому-нибудь рукотворному богу, и это помешает им пользоваться защитой и благословением Бога. С тех пор как Бог явился на Синае, прошло 250 поколений. По словам Бога, Его милость рассчитана на 1000 поколений. Мы поражаемся изобилию Божьей милости!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: