Восьмая заповедь: «Не кради» – суть и понятия учения

Каждый человек имеет данное Богом право работать, зарабатывать, владеть. Мы верим, что отнимать у человека то, что принадлежит ему по праву, нехорошо ни перед Богом, ни перед людьми. Все принадлежит Богу как Творцу всего сущего. Право на собственность – это данное Богом право человека, пока он живет на земле. Лишение человека этого права противоречит восьмой Божьей заповеди.

Атеистическая суть библейских заповедей

Если человек живет один на необитаемом острове, ему не нужна мораль. В одиночестве он может делать все, что захочет. Никто не накажет его, потому что он просто не может причинить вред человеку. Поэтому человек, оказавшийся один на необитаемом острове, обладает абсолютной свободой. Другое дело, если человек находится в обществе. В обществе человек не может обладать абсолютной свободой. Его или ее свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Другими словами, свобода человека должна быть ограничена, и законы морали являются этими ограничивающими рамками. Библия называет эти нравственные законы “Божьими заповедями”.

Я постараюсь истолковать эти “заповеди” таким образом, чтобы они полностью соответствовали учению Христа, не противореча друг другу. Я хотел бы повторить, что учение Христа – это учение Христа об уме Христа = учение об уме мудрых = учение о мудрости.

Но сначала необходимо разрешить одно противоречие. С одной стороны, учение Христа показывает, что Он исполняет незыблемый закон (“Не думайте, что Я пришел нарушить закон; не нарушить пришел Я, но исполнить. ибо ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все” – Матфея 5:17-18); с другой стороны, Христос изменяет законы (“Вы слышали, что говорили древние. а Я говорю вам”). Это небольшое противоречие разрешается так, что Христос Своим учением просто исправляет законы, доводя их до совершенства. “Заповеди” будут истолкованы в соответствии с учением Иисуса, чтобы создать совершенные нравственные законы.

Все совершенные нравственные законы имеют форму запрета (“не укради”, “не убей”) или повеления (“предложи”, “работай”), а не утверждения. Поэтому я не верю, что утверждение “Я Господь, Бог твой…” как “команда”. Суть его в том, что каждый человек, подобно библейскому Христу, должен считать свое сознание своим “Господом” и стремиться к совершенствованию своего сознания: “Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный”; “…Отец пребывает во Мне, и только Он один творит дела”. Совершенство совести требует соблюдения совершенных нравственных законов (метафорически говоря, “Божьих заповедей”). Самая важная заповедь Христа “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим” означает, что ты должен любить свою совесть. Любить свою совесть означает совершенствовать свое сознание до философского идеала мудрости (сознание мудрости = сознание Христа), который в Библии аллегорически называется “Бог”, “Отец” и “Святой Дух”.

Суть ветхозаветных заповедей, исправленных в учении Христа, такова.

Первая заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх.,20:4).
Каждый человек имеет достоинства и недостатки, и это нормально («Наши недостатки – есть продолжение наших достоинств»). Даже совершенный человек (мудрец, «богочеловек», «Сын Божий») не имеет права претендовать на роль кумира или идеала, о чём и говорится в учении Христа: «…что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мар.,10:18). Если человек знает абсолютную истину и говорит от её имени, то это совсем не значит, что он знает всё. Всё знать просто невозможно. Поэтому даже мудрец имеет право на ошибку, на заблуждение и, следовательно, на глупость. Это нужно понимать и не делать из мудреца некий идеал – кумира. В том числе не нужно делать кумира из библейского мудреца – Иисуса Христа.
А можно ли как-то изобразить «Бога» – Закон, истину, идею, сознание мудреца? – Конечно, нет. «Бога» можно только выразить через словесные формулировки: «Слово было Бог», или с помощью схемы (см. вверху).
Поэтому все те люди, которые делают из Христа кумира и поклоняются изображениям (например, иконам), являются по сути идолопоклонниками и нарушителями данной заповеди.

Читайте также:
Устройство храма - суть и понятия учения

Вторая заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…» (Исх.,20:7). Чаще других слово «Бог» произносят религиозные люди. А религиозный человек – это человек, верующий в то, чего он не знает, ведь ни один представитель любой религиозной конфессии не может дать вразумительного и исчерпывающего ответа на вопрос «что есть Бог?» Поэтому религиозная вера – это слепая вера, а религиозный человек – это слеповерующий человек. О таких Иисус говорит: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мат.,15:8). Для «Бога» неважно – верят в него люди или не верят, говорят о нём или не говорят, для него важно другое – чтобы люди исполняли то, что предписано Законом, потому что Закон и есть «Бог»: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мат., 7:21). Исходя из сказанного, суть второй заповеди такова: не будь слеповерующим, не будь религиозным человеком.
Две первые заповеди по сути призывают человека к атеизму. Именно атеисты не делают для себя кумиров и не принимают слепо на веру любую информацию.

Согласно третьей и четвертой заповедям, “шесть дней работай, и делай всякие дела твои”; “день субботний свят”; “не делай в оный никакого дела” (Исход 20:8-10). Для меня не является противоречием объединение этих двух заповедей, потому что Иисус говорит нам работать и в субботу, если это необходимо для пользы дела (см. Матфея 12:10-12). Иисус не хочет, чтобы мы работали каждый день недели. Его первый призыв – приумножать материальные богатства (см. Матфея 25:14-29), с другой стороны, он призывает раздавать богатство бедным (см. Матфея 19:21). Апостол также предупреждает, что материальное богатство и духовное совершенство не могут сосуществовать одновременно: “Или Богу служите, или мамоне (богатству)”. (Матф. 6:24). Эти противоречия разрешимы, если из них сделать вывод: человек должен работать столько, сколько нужно, чтобы иметь возможность и время для духовного совершенствования. Материальное богатство не должно быть целью, оно должно быть средством для достижения духовного (нравственного) совершенства. В этом и заключается суть нравственного закона, который включает в себя как третью, так и четвертую заповеди. Другой важный элемент этих двух заповедей – не паразитировать; каждый должен работать в меру своих способностей и талантов, чтобы не паразитировать за чужой счет.

Пятая заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою…» (Исх.,20:12). Эта заповедь не имеет прямого отношения к родителям: «И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мат.,10:36-37). Эта фраза Иисуса аналогична словам Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже». Если человек хочет быть мудрым и нравственно совершенным, то он должен Закон, истину, справедливость (то есть «Бога») ценить и любить больше, чем даже самых близких людей.
В чём же суть пятой заповеди? Под словом «мать» подразумеваются люди, равные «Сыну Божьему», то есть мудрые атеисты-моралисты: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лук.,8:21). Следовательно, «почитать мать» – значит почитать мудрых атеистов-моралистов, или просто тех людей, кто более мудр и опытен. Ими могут быть и родители, правильно воспитывающие своих детей, и люди старшего поколения, передающие свои знания и опыт своим потомкам, и судьи, выносящие справедливый приговор, и руководители, умело управляющие людьми, и гении, сделавшие значимые для общества открытия.
А под словом «отец» подразумевается «Отец Небесный»: «…отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мат.,23:9). Глядя на схему (см. вверху), можно утверждать, что под «Отцом Небесным» подразумевается либо Закон, либо мудрость, либо Природа. И первое, и второе, и третье не будет противоречить истине, но я склонен считать, что в данном конкретном случае под словом «отец» подразумевается Природа, которая является кормилицей всего живого на Земле: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мат.,6:26). Все мы знаем, что птиц питает Природа, следовательно, под словом «Отец» подразумевается природа. Поэтому «почитать отца» – значит беречь Природу, которая кормит всех нас. Не беречь Природу – всё равно что плевать в тарелку, из которой ешь.
Итак, пятая заповедь вмещает в себя два закона морали: 1 – почитай мудрецов; 2 – береги Природу.

Читайте также:
Новый Завет - суть и понятия учения

Шестая заповедь гласит: “Не убий” (Исход 20:13). Известно, что человека можно убить словом, сказанным с ненавистью и злобой: “Кто ненавидит брата своего, тот человекоубийца”. (1 J 3, 15). Эта заповедь запрещает делать все, что может повредить духовному или физическому здоровью человека или лишить его жизни. Но эта заповедь не имеет никакого отношения к судам. Смертная казнь в суде – это не убийство, а судебное наказание, которое является лишь более суровым наказанием, чем тюремное заключение, штрафы или другие наказания. Христос призывает уничтожать тех, кто вредит другим: “Всякое дерево, не приносящее доброго плода, будет срублено и брошено в огонь”. (Матф. 7:19).

Седьмая заповедь: «Не прелюбодействуй» (Исх.,20:14). В Библии используются три похожих по форме, но разных по сути понятия – «блудодеяние», «любодеяние» и «прелюбодеяние». В чём их различие? Блудодеяние – это секс по расчёту, за материальное вознаграждение, то есть занятие проституцией. Такая форма сексуальных отношений не запрещается Христом: «…блудницы вперёд вас идут в Царство Божие» (Мат.,21:31). Любодеяние – это секс по любви, что тем более не запрещается Иисусом. А такое понятие как «прелюбодеяние» к сексу имеет косвенное, а не прямое отношение. Приставка «пре» указывает на то, что предшествует сексу. А сексу, как известно, предшествует соблазн, искушение. Заповедь «не прелюбодействуй» означает – не соблазняйся. Не соблазняйся удовольствиями, за которые потом нужно будет расплачиваться либо своим здоровьем, либо своим материальным состоянием. Не соблазняйся «запретным плодом» (не нарушай запрет Закона), после чего может последовать наказание. Чтобы лучше понять суть этой заповеди, я дополню её такими словами – прежде чем что-то сказать или сделать, подумай о последствиях. Думать о последствиях – это одно из важнейших качеств мудреца. Есть такая поговорка – «умный всегда найдёт выход из безвыходного положения, а мудрый не создаст для себя безвыходных положений». Мудрец не создаёт для себя безвыходных положений потому, что умеет просчитывать свой жизненный путь на несколько шагов вперёд, то есть он всегда думает о последствиях.
Чтобы впоследствии сохранить нечто большее, иногда нужно в настоящем пожертвовать чем-то меньшим: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну» (Мат.,5:29). Эта фраза Христа идёт вслед за другой фразой, где он говорит о прелюбодеянии. И это неспроста. Это сделано специально для того, чтобы читатель понял, что прелюбодеяние и соблазн – это одно и то же.
Итак, седьмая заповедь «не прелюбодействуй» означает – «не соблазняйся», «думай о последствиях».
«Блажен, кто не соблазнится о Мне!» (Лук.,7:23). Все христиане соблазнились верой в Христа (соблазнились верой в бессмертие души в загробном мире, а нужно верить в атеистическое учение Христа и в атеистическое сознание Христа – в бессмертную мудрость), поэтому все христиане – прелюбодеи.

Читайте также:
Первые люди в Раю - суть и понятия учения

В нем говорится, что нельзя красть (Исход 20:15). Собственность – это средство благосостояния человека. Кража или уничтожение чужой собственности наносит материальный и моральный ущерб владельцу этой собственности. Эта заповедь запрещает наносить материальный ущерб владельцу имущества.

Девятая заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх.,20:16). Будучи свидетелем в суде, говори правду и только правду, так как от свидетельских показаний зависит судебный приговор – будет он справедливым или нет: «…да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» (Мат.,5:37).
Христианские богословы истолковывают эту заповедь как запрещение лгать, обманывать. Но такое толкование идёт вразрез с учением Христа. В одной притче Христос учит обманывать (см. Лук.,16:1-9; притча о неверном управителе). Но Иисус учит обманывать только в том случае, если этот обман не пойдёт во вред, а будет всем (или большинству) на пользу. Если же человек, будучи свидетелем, обманывает суд, то такая ложь пойдёт только во вред – либо виновный будет незаслуженно оправдан, либо безвинный будет незаслуженно наказан. И в первом, и во втором случае решение суда будет несправедливым. Если учесть, что справедливость – это высшее благо для общества, то любая несправедливость наносит обществу вред.
Итак, суть девятой заповеди: не произноси ложных свидетельств в суде.

Десятая заповедь гласит: не желай ничего, что имеет ближний (Исход 20:17); “Не желай чужого” (Рим. 13:9). Суть этой заповеди такова: не завидуй никому. Судьба (крест) каждого человека не может быть похожа на судьбу других. В Евангелии от Матфея, 10:38, Иисус говорит: “Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня” (если человек следует чужой судьбе). Вместо того чтобы завидовать успеху других людей, мы должны сосредоточиться на том, чтобы самим научиться достигать успеха.

Все эти десять заповедей можно свести к одному общему моральному закону – не делай зла никому, ничему, никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах. Этот нравственный закон по-разному выражен в учении Христа, но суть его одна и та же: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” и “Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними; ибо в этом закон…”.

Все эти десять заповедей не имеют никакого отношения к религии, напротив, они строго антирелигиозны. Выполняя их, любой атеист может счастливо и свободно жить в обществе. Для того чтобы соблюдать эти нравственные законы, человек не должен напрягаться: “Ибо иго Мое легко, и бремя Мое легко”. (Матфея 11:30).

Читайте также

4.33 Восьмая заповедь, пп. 228-232 228. Восьмая заповедь – любить пришельца из другого народа, стремящегося войти под крыло Шехины, малхут, которая дает крыло всем, кто отделяется от другой, нечистой, стороны и приближается к ней, как написано: ЗЕМЛЯ ДАСТ КРЫЛО ВСЕМ, КТО К НЕЙ ПОДОЙДЕТ.

38. Восьмая заповедь. Согласно Декалогу, ты не должен давать ложных свидетельств против своего ближнего. Не лги другим (формулировка из Катехизиса Католической Церкви) Восьмая заповедь запрещает лгать другим. Правдивость, искренность,

Восьмая заповедь. Не обкрадывай себя

Люди, считающие религиозные традиции устаревшими и примитивными, вероятно, прежде всего, помнят заповедь “не укради”, которая в нашем цивилизованном мире была переосмыслена как “не будь пойман”.

Заповедь “Не укради” является восьмой в списке десяти заповедей, которые евреи получили непосредственно от Бога на горе Синай. Как мы уже говорили, каждый из них должен рассматриваться в двух аспектах, т.е. в узком и широком смысле. Наставление “Не укради” в контексте десяти заповедей имеет совершенно конкретный, узкий и полезный смысл: запрещено “киднеппинг” – похищение людей с целью выкупа или продажи в рабство. Это преступление, которое действует и сегодня, считалось чрезвычайно серьезным и каралось смертью (согласно Торе, похититель подлежал казни, если ему удалось продать похищенного в рабство или использовать его в качестве раба для собственных нужд).

Читайте также:
Православное богослужение: недельный круг - суть и понятия учения

В этой заповеди мы можем увидеть две результирующие черты: воровство и насилие над людьми. Запрет на кражу имущества содержится в нескольких заповедях Торы, а также в устной традиции. Если вор не пойман и решил раскаяться самостоятельно, он обязан вернуть украденное и может, если его поймают без раскаяния, дополнительно заплатить штраф в зависимости от вида и обстоятельств совершенной кражи.

Когда мы изучаем эти законы, принятые 33 века назад, в старые “дикие” времена, мы не можем не удивляться тому, насколько они более гуманны и продуманны, чем аналогичные законы более молодых религий и современных обществ. Ислам, как мы знаем, требует отрубить вору руку. В Советском Союзе воровство в крупных размерах каралось “тяжелым увольнением”. Как и в других демократических странах, в Израиле начинающего (или даже случайного) вора сажают в тюрьму, где “профессионалы” обучают его всем хитростям ремесла, а затем выпускают из тюрьмы как “специалиста”.

Одним словом, задолго до принятия Всеобщей декларации прав человека “жестокие” евреи не понаслышке знали, что такое гуманизм и цивилизованное отношение к человеку.

Но как поступали с вором, который не мог заплатить за кражу?

Потом его продали в рабство.

И здесь наша цивилизованность переходит в возмущение: “Что, рабство? Ввести положение о рабстве в свод современных законов?

Не паникуйте, это не то рабство, о котором вы узнали на уроках истории. Помимо учебников, рабство ассоциируется у нас с полным бесправием, жестоким обращением и бесчеловечной эксплуатацией. По определению, раб – это собственность хозяина. С ним он может делать все, что угодно: продавать его, пытать, издеваться, морить голодом и даже убивать. Раб лишен семьи, любви, дома и чести. Он – вещь, а не человек. Иными словами, мы знаем, что так было у древних греков и римлян, у древних германцев и древних ацтеков, и почти у современных американцев и русских. “Хижина дяди Тома” идет, а Салтычиха мерзнет!

Евреи использовали другое слово для обозначения рабства. В раввинском суде виновный еврей, осквернивший себя воровством, подлежал перевоспитанию в хорошей, честной и благочестивой семье, где он мог исправить нанесенный им ущерб и одновременно научиться вести праведную жизнь. Рабство такого рода не превышало семи лет. В соответствии с законом, по окончании срока раб получал щедрый подарок и освобождался. Более того, условия его заключения не были рабскими. Тора требует, чтобы “рабу было хорошо с вами”, а устная традиция разъясняет, что унижать раба недопустимо. Его работа должна быть строго регламентирована, не должна быть бессмысленной и не должна унижать его достоинство. В качестве примера можно привести следующее наставление, демонстрирующее уважительные отношения между евреями и их рабами: “Если есть у тебя в доме одна подушка, отдай ее рабу”.

Обобщая многочисленные преимущества и привилегии такого рода, Устная традиция делает важный вывод: “Покупая раба, ты покупаешь себе господина.

Хотя рабство никогда не бывает приятным (что бы о нем ни говорили, оно ассоциируется с ограничением свободы), новым иммигрантам в Израиль полезно сравнить условия, в которых некоторые из них вынуждены работать на своей исторической родине, с нормами рабства, предписанными Торой, и решить, какое общество гуманнее и справедливее…

Когда Тора запрещает воровство, она имеет в виду не только простую и вульгарную кражу в магазине или попытку обчистить карманы соседа. Тора также считает вором человека, который регулярно без разрешения берет с работы ручки, конверты, гвозди и т.д. Запрещено “брать” даже малоценные предметы, независимо от того, принадлежат ли они взрослому или ребенку, богатому или бедному, еврею или язычнику, государству, корпорации или мелкому фермеру.

Читайте также:
Пост в православии - суть и понятия учения

Воры совершают различные преступления, столь же злостные, сколь и распространенные. Особым запретом является использование без разрешения вещей, полученных на временное хранение, например, соседского велосипеда или мясорубки. Без разрешения владельца мы не имеем права каким-либо образом использовать чужую собственность, независимо от того, насколько решительно мы настроены вернуть ее в целости и сохранности.

Запрещается брать что-либо у других, даже в шутку, потому что тогда мы становимся беспринципными ворами.

Есть еще один фактор, который часто упускается из виду. Хранить и покупать краденое строго запрещено. Хороший способ избежать мошенничества – полностью отказаться от покупки, если предлагаемая вещь кажется вам подозрительной или продавец просит вас никому о ней не рассказывать.

Кражей также считается хищение интеллектуальной собственности: литературный плагиат, присвоение чужого авторского права. Однако вы можете скопировать несколько страниц из книги, если не собираетесь использовать их в коммерческих целях.

Тот, кто основывает доклад или работу на чужой идее, но не указывает ее автора, совершает действие, сходное с воровством. Студента учебного заведения, которое спонсируется спонсором, также можно назвать вором. Его могут обвинить в краже у других, если он плохо учится или пропускает занятия.

Вот еще несколько видов воровства. Поощрение расточительных трат – это неправильно. Воровство у родителей – это тоже воровство. Если вы стали свидетелем кражи и промолчали, то вас считают соучастником.

Также запрещено воровать мнения и чувства других людей. Что это значит? Кража мнений или чувств – это действия и высказывания, которые побуждают других людей иметь о вас более высокое мнение или проявлять к вам более теплые чувства – то, чего вы, к сожалению, не заслуживаете.

Вот пример. Кто-то из наших знакомых просит нас об одолжении или какой-то помощи. Мы решаем проблему телефонным звонком и говорим: “Вы знаете, во что нам это обошлось? Время и усилия, которые мы вкладываем в ваше дело. Любая благодарность, которую он испытывает к нам после этих слов, считается украденной. Это классический случай, когда ложь превращается в воровство.

Также запрещено предлагать кому-либо еду или подарок, когда очевидно, что он все равно от него откажется, если эта ложная щедрость служит только одной цели: повысить свой престиж и авторитет в глазах других. Это форма кражи мнений.

Даже если услуга предлагается в качестве одолжения или ради поддержания хороших отношений, она остается в силе, даже если от нее откажутся. Вспомните разговор двух героев в “Бриллиантовой руке”, советском фильме. Один из них говорит другому: “Загляни к нам, когда будешь на Колыме”. С точки зрения еврейского закона, это приглашение непривлекательно.

Воровство – чрезвычайно сложное явление.

Например, необходимо своевременно возвращать взятые в долг деньги, если они у нас есть, конечно. Также и работодатель не может отказать работнику в зарплате. Об этом говорится в отдельной заповеди.

Ложь лишает людей самого ценного – правильного взгляда на жизнь. Именно поэтому она считается формой воровства.

Еще один важный момент. Запрещено шуметь в часы, когда люди обычно спят или отдыхают. В результате кража сна рассматривается как тяжкое преступление, поскольку, в отличие от материального ущерба, мы не можем компенсировать пострадавшему те часы, когда он не выспался из-за вашей халатности.

Иудаизм считает особо тяжким преступлением воровство у представителей так называемых “слабых слоев общества”: нищего, сироты, вдовы, человека, перешедшего в иудаизм (смена обстановки всегда особенно тяжела; разве не знают это российские евреи, переехавшие в Израиль? ).

Читайте также:
Русская православная церковь в советский период - суть и понятия учения

Кража чужого времени строго запрещена: заставлять людей ждать без причины, разговаривать по телефону, в пьяном виде ждать неважных вещей (кроме того, в последнем случае нарушитель несет дополнительные денежные расходы для работодателя). Объяснения, в том числе: Мне мало платят, я вынужден работать сверхурочно, а компания не хочет терять деньги. не могут служить оправданием.

Я считаю тему восьмой заповеди чрезвычайно значимой; она одновременно является отображением повседневной жизни и высказыванием о более глубоких философских истинах жизни. Тора учит нас, что весь мир был создан Б-гом. Все в мире отражает Его сущность и, как следствие, является Его собственностью.

Однажды Всевышний спросил евреев через пророка: “Видели ли вы, как язычники крадут у своих идолов? Нет такого. Что побуждает вас воровать у вашего Творца, Меня?”. Что мы обсуждаем, что такое воровство? Я – владелец десятой части вашего дохода, говорит Бог. Я даю ее тебе на цдаку. Почему ты утаиваешь ее?”

На протяжении веков евреи отдавали десять процентов своего дохода на помощь больным и бедным, на содержание синагог и учебных заведений, а также на другие важные и достойные цели. Это называется “цедака”, помощь бедным, слово происходит от корня “цедек” – справедливость. Помощь бедным – это справедливость, на которой построен мир. Но как мы можем помочь, если у нас нет денег? Возможность помогать другим также дана нам Богом. Десятая часть нашего дохода – это не подарок из нашего кармана, а то, что изначально нам не принадлежит. Этот капитал дается нам для того, чтобы исполнить заповедь о помощи ближнему. И если мы не выделяем ее, не даем другим людям, то, с точки зрения традиции, мы воруем! Мы крадем у других. И прежде всего, мы крадем у Творца. В конце концов, он дал его нам для других целей, а не для личного пользования.

Два слова о природе. У светских людей широко распространено мнение о дикой природе как о сироте, “ничейной земле”. Возможно, поэтому многие люди относятся к нему с таким пренебрежением, а иногда и с настоящей хищностью. Чтобы что-то спасти, НПО взывают к совести простых людей и говорят, что чистый воздух нужен для дыхания, леса и деревья – для еды и других жизненных потребностей, чистая и незагрязненная вода – для здоровья, все остальное – для эстетики, а потому не стоит ничего загрязнять, разрушать и захламлять. Но эти призывы бесполезны, потому что нет реального стимула для защиты и сохранения природы.

Еврейская традиция утверждает, что все, что живет и растет в лесах, лугах, долинах и горах, море, небе и земле, принадлежит Творцу; оно божественно как по своей эстетике, так и по своей внутренней сути. Поэтому обращаться с ним нужно осторожно и мудро. Примером такого отношения является следующий эпизод. Однажды два мудреца шли по дороге и разговаривали. Один из них сорвал лист с дерева на дороге, другой воскликнул укоризненно: “Что ты наделал? Это воровство. Следует помнить, что сорвать лист или отломить ветку с дерева можно только по определенной причине; запрещено делать это без всякой причины.

Также считается вором есть, не благословив трапезу, поскольку он также берет без разрешения.

Заповедь “Не укради” кажется настолько очевидной, что уже в XVIII и XIX веках французское Просвещение, впервые предложив заменить Божьи заповеди “общественным договором”, составило для этой заповеди следующую формулировку: “Не укради – и не будешь ограблен”. И все будут в порядке. Разве это не голос здравого смысла? Но просвещенные и энциклопедисты не учли один важный фактор: а как же личная выгода, которая почти всегда перевешивает общественные интересы? Эгоизм присущ человеческой природе. Не случайно современное демократическое государство добавило в “общественный договор” квоту на получение личной выгоды: тюремное заключение.

Читайте также:
Грехи и страсти - суть и понятия учения

Оказывается, без морали (или, как любят говорить советские руководители, человеческого фактора) самая совершенная в мире правовая система бессильна. Существует три основные причины импотенции:

  • 1) Прокуроры и судьи тоже люди. Если они лишены моральных принципов, их легко можно подкупить.
  • 2) Все можно украсть и продать – если только научиться хитро обходить закон. Сегодня, например, информация пользуется большим спросом. Очень трудно защитить его от кражи.
  • 3) В сегодняшнем процветающем и непринужденном обществе многие люди воруют – иногда кажется, что воруют все, но нельзя посадить всех в тюрьму.

Израильская пресса, в том числе русскоязычная, любит писать о случаях воровства и растрат в религиозных кругах. Когда верующий еврей крадет, это вдвойне отвратительно, потому что к обычному преступлению он добавляет грех осквернения имени Бога в глазах неверующих. Особенно скандальными являются случаи, когда человек с внешними признаками религиозности обманывает новых иммигрантов и пользуется их неопытностью и доверчивостью.

Проблема нашего общества, однако, заключается в том, что каждая группа критикует все остальные группы, но не видит собственных недостатков. Разве недостаточно обманов и хитростей в самой репатриантской общине? У нас есть фиктивные разводы для получения дополнительных льгот и фиктивные браки с неевреями (за взятку)? Некоторые приезжают в Израиль только для того, чтобы получить “корзину абсорбции” и вернуться с ней домой. Другие берут кредиты и исчезают, заставляя поручителей, обычно таких же репатриантов, как они сами, выплачивать их долги. В самых тяжелых обстоятельствах все они занимаются злостным воровством.

В нашей предыдущей статье мы обсуждали, как заповеди Торы отражают объективную реальность. Даже если вор избежал поимки, он остается вором. Это значит, что своим преступным поведением он нанес вред прежде всего самому себе, нарушил свою внутреннюю структуру, подорвал какую-то важную основу в своей душе – словом, стал другим человеком. Важно, чтобы он вернул украденное или выплатил компенсацию, извинился перед Всевышним, взял на себя ответственность за свои действия и исправил себя, чтобы не повторять своего проступка, даже если он снова окажется в том положении, которое заставило его украсть в первый раз.

Общественная мораль гласит, что воровство – это плохо. Украденное с самого начала плохо для вора.

Толкования восьмой заповеди от святых

В книге Ефесянам апостол Павел напоминает христианам о необходимости соблюдать восьмую Божью заповедь, настаивая на том, что у всех есть возможность покаяться, но в будущем не следует воровать, чтобы не увеличивать власть сатаны. Самое интересное, что в этом послании (Ефесянам 4:28) Павел предлагает нам работать и производить что-то не только для себя, но и для того, чтобы благословлять бедных, ибо Бог благословляет благословляющих (Бытие 12:3).

По словам святого Ефрема, воровство считается злом у поклонников Творца. Апостол призывает нас воздерживаться от этого греха, чтобы всегда оставаться под покровом Божьим.

Иоанн Златоуст назвал воровство развращением души, которое приводит к дерзости и насилию.

Важно! Вот ответ для тех, кто надеется, что за кражу одного рубля его накажут меньше, чем тех, кто украл тысячи рублей. Святейший Архиерей подчеркивает, что грех заключается не в количестве украденных вещей, а в состоянии сердца христианина.

Святой Иоанн Златоуст подчеркивает, что молитва должна быть чистой, а расточительство и жадность вредны для души. Восьмая заповедь “Не укради” была дана христианам в назидание и предостережение от греха, который закрывает дверь к молитве и благословениям Творца.

Подход вора – украсть.

Философия вора такова: “То, что принадлежит другому, принадлежит мне, и я возьму это”. Это агрессивное воровство, к которому относятся воры, грабители и все, кто забирает чужое имущество. Это также недобросовестное выполнение работы за вознаграждение. Сюда входят случаи, когда человек берет деньги в долг, но не берет на себя ответственность за возврат долга. Это также известно как “создание чего-то из ничего”. Молодая девушка, которая убирала дом хозяина, уверовала в Иисуса, и через некоторое время ее спросили: “Что изменилось в твоем сердце?”. Она ответила: “Теперь я не подметаю грязь под ковер”. Она перестала “брать что-то из ничего” и обманывать своего хозяина.

Читайте также:
Монашество - суть и понятия учения

Деньги и имущество – не единственное, что мы можем украсть у других. Мы можем украсть его веру. Хотя Марк Твен не был религиозным человеком, он влюбился в религиозную девушку и хотел жениться на ней, но родители Оливии не согласились на ее брак с неверующим. Он обманул Оливию и ее родителей, заставив их поверить в то, что он стал верующим. После свадьбы религиозный энтузиазм его жены начал угасать, ее горячая вера остыла, так как он насмехался над ней, критиковал ее настолько, что она начала сомневаться в своей вере. В конце концов Оливия совсем забыла о своей вере, но глубокая печаль омрачала ее жизнь. Хотя он глубоко любил ее, Марк Твен сломил ее дух. Тогда он стал говорить ей: “Если тебя утешает твоя вера, исповедуй ее”. Но она ответила: “Я больше не могу. Ее больше нет”. До самой смерти Марку Твену пришлось жить с этой горькой реальностью. Он помог дьяволу украсть веру той, которую любил.

Еще один вид воровства. Шекспир сказал: «Кто украдет у меня доброе имя, крадет у меня то, что его не обогатит, но сделает меня по-настоящему бедным»
Будьте осторожны в том, как вы обращаетесь с добрым именем другого человека. До того, как что-то сказать о ком-то или повторить за кем-то, ответьте себе на три вопроса:
1. это правда?
2. является ли необходимым для меня это сказать?
3. буду ли я добрым, если скажу это?
Если хотя бы на один вопрос вы ответили «НЕТ», то лучше всего не повторять этого.

Восьмая заповедь: не кради

Еще в раю Бог дал человеку землю для возделывания (см. Быт. 2:15). После грехопадения человеку пришлось зарабатывать свой хлеб в поте лица своего. До сегодняшнего дня средства к существованию и чувство собственности человек получает от труда.

Восьмая заповедь: не кради

Собственность – это человеческий труд, выраженный в деньгах и других вещах, имеющих стоимость. Воровать – значит красть чужой труд. Вот почему восьмая заповедь Божьего закона гласит: “Не укради” (Исход 20:15).

Кража имущества – самое распространенное преступление, будь то личное или общественное имущество. Подобный случай описан в Евангелии.

В притче о милосердном самарянине Иисус Христос говорит: Один человек шел из Иерусалима в Иерихон и был застигнут врасплох разбойниками, которые раздели его, избили и ушли, оставив его едва живым (Луки 10:30).

Грабители забирают у человека одежду, деньги и т.д., но он остается жив. Иногда грабежи заканчиваются убийствами. В любом случае, это все равно является смертным грехом, за который убитые несут суровую ответственность перед Богом.

Давайте вспомним евангельский пример вора Иуды Искариота. Когда в Вифании сестра Лазаря помазала ноги Иисуса драгоценным маслом, один из Его учеников, Иуда Симон Искариот, который хотел предать Его, сказал: “Почему бы не продать это благовоние за триста динариев и не раздать бедным? Он сказал это не потому, что заботился о бедных, а потому, что был вором. Он взял с собой денежный ящик и понес то, что в него положили (Иоанна 12:4-6).

Давайте рассмотрим этот евангельский отрывок.

Во-первых, Иуда взял чужие деньги и использовал их для собственного потребления – классическая кража. Второе преступление заключалось в том, что он присвоил деньги, предназначенные для других целей, и злоупотребил своим положением. Кроме того, Иуда присвоил средства, пожертвованные от имени Бога, поэтому они были Божьей собственностью, принадлежавшей общине учеников Христа. Святотатство – это присвоение собственности Церкви Христа, которая принадлежит Богу и посвящена Ему. По-славянски “вор” – это “воровка”. Какова тяжесть греха святотатства, который заключается в присвоении имущества, посвященного Богу, включая имущество, используемое для поклонения? !

Читайте также:
Десятая заповедь: «Не желай чужого» - суть и понятия учения

Кража – это также присвоение чужого имущества или средств путем различных махинаций, мошенничества, жульничества, завышения цены и обмана.

Неважно, каким способом и в каких масштабах была совершена кража: деньги или мобильный телефон из кармана, вещи из квартиры, автомобиль, мошенническая сделка с недвижимостью – во всех этих случаях суть греха остается одной и той же. Таким образом, воровство опасно для бессмертной души и земной жизни человека, какой бы мелкой ни была кража.

В мире, искаженном грехом, крадут не только деньги, драгоценности и имущество. Студент раскрывает проблему своего соседа: тот ворует плоды его интеллектуального труда. Другой пример: талантливый инженер работал несколько лет и разработал уникальный станок. Другой инженер, не участвовавший в этой работе, крадет чертежи и расчеты, а затем регистрирует новую машину как собственное изобретение; он, а не изобретатель, получит за нее деньги.

Или, например, композитор крадет мелодию песни у другого композитора и выдает ее за свою. Все это также является воровством и нарушением Восьмой заповеди: воруется чужой труд, будь то умственный или физический.

Но есть и другая форма воровства, можно сказать, неявная. Святой Павел говорит об этом: Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3:10). Жить праздно, ничего не делать, развлекаться, есть и пить – это смертные грехи. Без труда он ест и получает пользу от земных благ.

Этот грех называется бродяжничеством. Тхина – славянское слово и означает “просто так, без причины, без повода”. Тот, кто потребляет земные блага, не работая, – бездельник.

Безделье, то есть жизнь без работы, также является смертным грехом, когда человек только делает вид, что работает, а на самом деле ничего не делает и получает деньги за якобы выполненную работу. Бездельничать на работе, в школе или в институте также является воровством.

Человек может выполнять труд по-разному – умственно, молитвенно, физически и в быту. Дети и студенты работают, изучая науки. Врачи и медсестры работают, когда лечат больных. Крестьяне работают на полях, рабочие на фабриках, водители за рулем. Женщины работают дома, занимаясь стиркой, уборкой и приготовлением пищи. Священник проводит службы в церквях с целью духовного спасения людей; он причащает больных и отпускает грехи умершим. Во время работы верующие молятся Богу о спасении и здоровье своих близких. Полноценная жизнь на Земле требует большого труда от всех типов людей.

Долг человека – трудиться в этом мире. Это должно напоминать нам о необходимости исполнять ту ответственность, которую Бог возложил на нас на земле.

Седьмая заповедь: не прелюбодействуй

Седьмая заповедь: не прелюбодействуй
Автор: протоиерей Борис Балашов
Игра в любовь поначалу дает острые ощущения, которые неизбежно опустошают душу человека. В итоге любовь проходит мимо, так и не состоявшись. Тогда люди выходят замуж и женятся уже не по любви, а потому что пришло время обзаводиться семьей. А сердце-то к любви стало неспособно, хотя и продолжает бесплодно ждать осуществления своей заветной мечты. Но мечты в этом случае так и остаются мечтами…

Десять заповедей

Десять заповедей
Автор: Ирина Филиппова
Фото: Ирина Филиппова
Эти заповеди были даны людям через пророка Моисея на горе Синай три с половиной тысячи лет назад Самим Богом. Зачем нужны десять заповедей современному человеку?
Об этом пойдет разговор в выпуске телепрограммы “Дорога к храму”.

Читайте также:
Шестая заповедь: «Не убивай» - суть и понятия учения

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт “КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ”.
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Вор ли тот, кто не вернул чужую вещь?

Не всегда. Обстоятельства бывают разные: люди могут разойтись, имущество, принадлежащее другим, может быть утеряно. Мы рассматриваем это как кражу только в том случае, если вы намеренно присвоили его себе. Если вы потеряли его или не вернули, это, очевидно, не кража. В такой ситуации вы должны попытаться вернуть его или компенсировать убытки этому человеку.

Можно ли украсть находку? Можно ли взять деньги или предмет, который кто-то потерял? Я тоже не думаю, что это воровство. Часто это возможность сделать добро, помочь кому-то: нищий просит вас купить ему булочку, а благодаря вашей находке у вас даже есть достаточно средств, чтобы купить ему сосиску! Это здорово, не так ли? Может быть, деньги помогают вам, может быть, нет. Недаром говорится: “Господь дает, Господь и отнимает”.

В заключение я хотел бы подчеркнуть, что каждый грех, каждая страсть ведет к другим грехам и страстям. То же самое относится и к краже. Человек украл ложку из кафе, а затем вынужден лгать о том, где он ее взял. И прежде чем украсть, он желал того, что ему не принадлежит – это еще одна нарушенная заповедь. Таким образом, вокруг несчастной ложки возникает целый клубок страстей и похотей, которые губят человеческую душу. Поэтому даже в мелочах верующий должен быть очень осторожен.

В случае с плагиатом невозможно избежать упоминания о нем. Интеллектуальная собственность принадлежит другим, и присваивать ее явно неправильно. Независимо от того, используют ли профессора для своих диссертаций работы студентов или студенты выдают диссертации профессоров за свои собственные, это одинаково плохо. Обратите внимание, что хотя вы можете использовать чужую информацию, вы должны делать это в соответствии с определенными правилами – включая указание авторства и надлежащее цитирование. Подписывать чужую работу не менее неприемлемо, чем свою собственную. То же самое относится к картинкам и фотографиям. Все картинки, даже самые обычные, имеют автора в Интернете, и найти его информацию не так сложно, как кажется: во всех браузерах есть система поиска изображений (есть и такие картинки, авторство которых определить невозможно – прим. ред.) ).

Считается ли кражей копирование чужого образа или стиля?

Иногда люди, у которых нет собственной индивидуальности, склонны копировать все у того, кто им нравится. Да, это нехорошо, но я бы не назвал это копированием. Мода и подражание существовали всегда, это естественно. Когда мы встречаем новых людей, они нас привлекают, мы можем перенять не только стиль, но и манеру говорить, жесты. В одних случаях мы делаем это бессознательно, в других – сознательно. Я не вижу в этом ничего криминального. Конечно, лучше искать свои собственные, потому что мы используем чужие идеи, когда у нас нет своих. Главное – понимать, что это не наши идеи, и не скрывать этого. Если кто-то восхищается вашим стилем, будьте честны: “Это не я придумал, это я взял у кого-то другого”.

Очень часто, не задумываясь об этом, люди крадут время друг у друга. Казалось бы – что такого, если нам просто хочется поговорить, рассказать о своей жизни и проблемах? Однако давайте не будем отнимать личное время у священников, врачей, друзей и всех остальных людей, которые готовы нас выслушать. Мы просим вас о понимании, ведь время драгоценно и невосполнимо.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: