Ветхий Завет – суть и понятия учения

В Ис. 1:18 говорится, что Бог сказал народу: “Пойдем, рассудим вместе”. В ответ Бог сказал: “Напомни мне, и мы будем судить; изложи свое дело, чтобы тебе оправдаться” (43:26).

Священная история Ветхого Завета

В результате Божественного устроения Божья забота о Своем творении заключается в том, чтобы спасти человека и соединить его с Творцом. Божественное Откровение – это свидетельство Божьей заботы о человечестве, которое было открыто нам, чтобы мы правильно и спасительно почитали и верили в Него [1].

Предание сохраняет Божественное Откровение в Церкви и распространяет его среди людей. “Под именем Священного Предания подразумевается, когда истинно верующие и почитающие Бога люди словом и примером передают от одного к другому и от предков к потомкам учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды. “Предание” означает передавать и наследовать. Изначально передача относится к действию, то есть к самому процессу передачи: “Я также передал вам то, что дал мне Сам Господь”, – говорит святой Павел (1 Кор. 11:23).

Наиболее важной формой священного предания является Библия. Слово “Библия” греческого происхождения и переводится как “книги”, потому что это собрание книг. Большинство из них богодухновенны, то есть написаны избранными Богом людьми (пророками и апостолами) под вдохновением Святого Духа. Поскольку все, что исходит от Бога, свято, Библию также называют Писанием.

Ветхий Завет и Новый Завет – это две части Библии. В большинстве случаев слово “завет” означает союз между Богом и человеком. В Ветхом Завете мы узнаем, что Бог последовательно заключал заветы с людьми: с Ноем, с Авраамом и, наконец, с народом Израиля при Моисее. Иисус Христос, Сын Божий, заключил окончательный, Новый завет (см. Иеремия 31:31) со всем человечеством, заменив предыдущий завет (с народом Израиля при Моисее). Книги Нового Завета Библии повествуют об установлении Нового Завета.

Библия состоит из 77 книг: 50 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета. Книги Ветхого Завета делятся на канонические (39 книг) и неканонические (11 книг). Канонические книги, согласно учению Церкви, богодухновенны; неканонические книги не признаются богодухновенными, но, в силу их назидательного характера, они рекомендованы для чтения христианам.

Все канонические книги Ветхого Завета первоначально были написаны на иврите. В третьем веке до нашей эры Ветхий Завет был переведен на греческий язык. Этот труд переводили 72 еврейских толкователя (переводчика), и перевод известен как перевод семидесяти двух (LXX), или, по-гречески, Септуагинта.

Читайте также:
Конец света и второе пришествие Христово - суть и понятия учения

Книги Нового Завета были написаны на древнегреческом языке, за исключением Евангелия от Матфея, языком оригинала которого, по-видимому, был древнееврейский.

С распространением христианства начался перевод всей Библии, как Ветхого, так и Нового Завета, на другие языки (сирийский, латинский, армянский и т.д.). К концу девятого века Кирилл и Мефодий перевели большинство книг Библии на славянский язык. Полное собрание Священного Писания на славянском языке было составлено в конце 15 века (так называемая Геннадиевская Библия), а первая печатная славянская Библия (Острожская Библия) была опубликована в конце 16 века. В середине 18-го века было сделано последнее издание славянской Библии (Елизаветинская Библия), которая до сих пор читается во время богослужений в русской церкви. Русская Библия была переведена в течение 19 века. Перевод, сделанный при императоре Александре II по благословению Святейшего Синода, называется Синодальным переводом.

Книги Ветхого Завета отличаются большим разнообразием содержания и формы. В них можно найти исторические хроники, законы, кодексы поведения и т.д.

Вторая и третья книги Ездры, Товит, Иудифь, три книги Маккавеев, Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса сына Сирахова, Варух, послание Иеремии и некоторые фрагменты канонических книг: молитва царя Манассии в конце Второй хроники, некоторые отрывки в Книге Есфирь, в Книге Даниила, песнь трех юношей (гл. 3), история Сусанны (гл. 13) и история Била (гл. 14).

РАЗДЕЛ 1. История ветхозаветной литургии, увещевания. Здесь рассматривается вся история человечества (от сотворения мира и человека) и история отдельных народов (в первую очередь еврейского народа). Однако через все эти тексты проходит одна главная идея – сохранение истинного богослужения среди людей и подготовка человечества к пришествию Христа Спасителя на землю.

Учение Ветхого Завета

Вера в единого Бога не является специфической для христианства, мусульмане и иудеи также верят в единого Бога. В Символе веры имя “Отец” стоит рядом с именем “Бог”.

“Это следует понимать в связи с тайной Святой Троицы, ибо Бог един по существу, но триедин в лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и неделимая “45.

Читайте также:
Бог - суть и понятия учения

Вера в Бога Троицы – это то, что отличает христианство от других монотеистических религий. Учение о Святой Троице дано в Божественном Откровении. Эта догма непостижима на уровне интеллекта, поэтому никакая естественная философия не смогла подняться до учения о триедином Боге.

Догмат о Святой Троице является основой всего христианского учения и морали, в частности, учения о Боге как творце и кормителе мира.

Учение о триединстве Божества кратко изложено в следующих основных пунктах:

Существует только один Бог, у которого три Личности (ипостаси): Отец, Сын и Святой Дух.

Каждая личность Троицы – Бог, но это не три бога, а одно божественное Существо.

Три божественные Личности отличаются своими личными (ипостасными) качествами.

Ветхозаветные доктрины о Троице не были достаточно раскрыты. Святой Григорий Богослов писал:

” Небезопасно было до исповедания божества Отца ясно проповедовать Сына, а до признания Сына обременять нас проповедью о Святом Духе и подвергать опасности потерять последние силы, как это бывает с людьми, обремененными пищей, принятой не в меру. необходимо было, чтобы Троичный свет освещал просвещаемых постепенными прибавлениями. “46

Донести до древних евреев учение о Святой Троице во всей его полноте было бы бесполезно, так как это было бы не что иное, как возвращение к многобожию. Несомненно, Ветхий Завет был создан в контексте очень строгого монотеизма. Еще более удивительно найти в ветхозаветном тексте достаточное количество ссылок на множественность или троичность Лиц Бога.

Стих 1 Библии указывает на множественность личностей.

“В начале сотворил Бог небо и землю”. (Бытие 1:1).

Сказуемое “бара” (создал) имеет единственное число, а подлежащее “элогим” – множественное число и буквально означает “боги”. Святитель Филарет Московский комментирует:

“В этом месте еврейского текста слово “элогим”, в действительности боги, выражает определенную множественность, в то время как слово “создал” показывает единство Творца. Догадка о том, что этим выражением обозначается тайна Святой Троицы, заслуживает уважения.

Подобные указания на множественность личностей встречаются и в других местах Ветхого Завета:

“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему”. (Бытие 1:26);

” И сказал Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло” (Бытие 3:22);

Читайте также:
Пятая заповедь: «Почитай отца своего и мать свою» - суть и понятия учения

“И сказал Господь: …Давайте спустимся и смешаем там их язык”. (Бытие 11:6-7).

Святой Василий Великий комментирует эти слова Писания так

Утверждение, что кто-то сидит и приказывает себе, контролирует себя, понуждает себя властно и категорично, кажется странным аргументом.

В Бытие 18:1-3 Авраам встретил трех странников, поклонился им и обратился к ним в единственном числе с выражением “Господь” (евр. Адонай) (Бытие 18:1). Большинство Отцов считают, что это первое откровение человеку о Троичности Бога. Блаженный Августин пишет:

Трое встречают Авраама, один поклоняется Аврааму. Увидев троих, он понял тайну Троицы, а поклонившись как один, он исповедовал Троицу – единого Бога в трех лицах.

Священническое благословение в Ветхом Завете также является косвенным указанием на триединство Божьих личностей:

Пусть Господь хранит вас и благословляет. Да призрит на вас Господь Своим сияющим лицом и помилует вас! Да благословит тебя Господь и да сохранит тебя в мире! (Числа 6:24-25).

Троекратный призыв Господа можно рассматривать как скрытую ссылку на триединство трех Божественных личностей.

Пророк Исайя видел в Иерусалимском храме, как серафимы, окружавшие престол Божий, взывали: “Свят, свят, свят Господь Саваоф”. Тогда пророк услышал голос Бога: “Кого мне послать, и кто пойдет за нами?” Таким образом, Бог говорит о себе как в единственном, так и во множественном числе (Ис. 6:3, 8).

Сущность ветхозаветной религии

Прежде всего, ветхозаветная религия – это чистый монотеизм. Это обстоятельство отличает несомненно божественную ветхозаветную религию от всех чисто природных религий, которые, как правило, содержали разную степень политеизма, пантеизма и атеизма.

( Второзаконие 4:39; 32:39) В Ветхозаветных Писаниях Бог изображается как отдельное личное существо (Исход 3:14-15). Ни одно религиозное или философское определение Божества никогда не было более полным и глубоким по содержанию и более кратким и лапидарным по форме, чем божественное самоопределение, данное Моисею в откровении: “Я есмь Сущий”. Сынам Израиля Бог говорит: “Вы – те, кто послал Меня к вам” (Исход 3:14). В этом откровении видно, что Бог, кормилец и вечный, в то же время является живым личным существом, посылающим Своих избранных на служение истине, добру и правде, на благо всего человечества.

Читайте также:
Троица - суть и понятия учения

Монотеизм в Библии резко отличается от монотеизма в абстрактной мысли, когда Божество отделяется от физического мира и человека и ставится в чисто внешние отношения с ними (например, магометанский монотеизм). Будучи чистым теизмом (т.е. понимая Бога не только как Творца вселенной, но и как Провидца), библейский монотеизм резко отличается от всех деистических концепций Бога, которые понимают Бога только как Творца мира и его законов, не вмешивающегося в дальнейшую жизнь созданных Им существ.

Библейский монотеизм глубоко жизненный и высокоморальный. Бог, бесконечно возвышающийся над миром, всемогущий, всеведущий Творец всей вселенной, рассматривается библейским учением как всеблагой Кормилец, милосердный Судья и Провидец. Ветхий Завет объединяет все высшие совершенства, которые включают в себя вечное бытие, всеведение, всемогущество, вездесущность и тому подобное, в одно понятие святости. Благодаря этой концепции было устранено представление о Боге как об агенте зла, для которого не может существовать моральных несовершенств.

Ни одна из древних языческих религий не пришла к истинному представлению о святости Бога; напротив, идея святости всегда отсутствовала в перечисляемых и описываемых атрибутах Божества. Даже в персидской религии, которая является самой нравственной из всех других религий, Ормузд, связанный в какой-то степени злым элементом, не был существом совершенной моральной силы. Концепция святости полностью отсутствовала в нерелигиозной моральной системе буддизма. Только в религии Ветхого Завета понятие святости Бога раскрывается во всей своей чистоте.

Откуда учение Ветхого Завета о Боге обладает такой чистотой, глубиной и высотой?

Религиозные и философские концепции Бога у всех других народов не смогли выйти за рамки натурализма или пантеизма. Подобно одинокой горе посреди долины, религия Ветхого Завета отличается от других религий своим возвышенным монотеизмом, говорящим о святом, личном, живом, всесовершенном и всеблагом Боге, создателе и планировщике мира. Свободное от мифологических фантазий и пронизанное жизнью, учение Ветхого Завета – это неоспоримое чудо, возникшее на заре истории и тем самым уже свидетельствующее о своем божественном происхождении. Самое примечательное, что носителем этой, несомненно, божественной религии было маленькое, незначительное племя, незаметное среди других великих цивилизованных народов древнего мира. Это племя, окруженное со всех сторон язычеством и по собственной воле склонившееся к последнему, как показывает вся его история, тем не менее выдвинулось на первое место, несравнимое ни с каким другим по глубине, ясности, чистоте и совершенству своей религии. Ничто, кроме сверхъестественного божественного откровения, не может объяснить эту историческую загадку, перед которой оказались бессильны все попытки рационалистической интерпретации.

Читайте также:
Монашество - суть и понятия учения

Библейское учение о творении тесно связано с возвышенным библейским учением о Творце мира, а также имеет замечательные характеристики превосходства над всеми учениями других древних религий.

Вопрос о сотворении мира не был удовлетворительно решен ни в одной из известных древних религий. Либо природа принималась как вечная, а человек считался лишь “цветком природы” (китайская религия), либо он становился призраком, а вся материя считалась злом (индийская религия), либо в представлениях о Вселенной преобладал антропоморфизм, приписывающий умиротворение и управление миром богам, отличающимся от человека лишь степенью совершенства (религии классической древности).

Библейское решение вопроса о творении заметно отличается от всех этих крайностей. В ветхозаветной религии мир рассматривается как созданный единым, личным, всемогущим, мудрым, добрым и святым Творцом. Человек определяется как разумное свободное существо, созданное по образу и подобию Бога, способное к нравственному уподоблению Богу и бессмертное в своей судьбе.

Учение о творении в ветхозаветной религии более развито, чем учение о Боге. Писания Ветхого Завета начинаются с описания не бытия Бога, а Его творения и провидения.

Полное раскрытие Божьей Сущности не является задачей ветхозаветного откровения, поскольку древнее человечество не было к нему готово. Оно было передано позже в новозаветном откровении.

( Согласно Отцам Церкви, учение о Пресвятой Троице является лишь прикрытием), чтобы не создавать у еврейского народа впечатление, что у него много богов.

Ветхозаветные откровения в первую очередь были призваны передать определенное учение о единстве Бога. В то время как в новозаветном откровении само существо единого личного Бога было представлено как Пресвятая Троица. На протяжении всего Писания мы можем различить “скрытое” учение о Святой Троице через ссылки на “Дух Божий” (Быт. 1:1) и “Слово Господне” (Пс. 32:6).

Учение о творении, раскрытое в Ветхом Завете, было принято и в Новом Завете, поскольку оно охватывало вечные и непреходящие истины Божественного откровения.

Вопрос о происхождении мира – это вопрос, который превышает естественные познавательные возможности человека, и поэтому не решается ни в одном философском или научном учении.

Читайте также:
Что такое Церковь - суть и понятия учения

Человек живет среди природы и ее законов. Он может изучать природу и открывать (но не создавать) законы природы, которые уже существуют. Но человек не может познать, как создается природа и ее законы, используя свои познавательные способности. Этот вопрос либо не может быть решен вообще, либо может быть решен только через откровение. Такое откровение Вселенной было дано в религии Ветхого Завета.

Принцип 3: необходимо прилагать усердные усилия

Задача познания того, что Бог хочет, чтобы мы знали, требует больших усилий. Мы должны быть готовы тратить время и силы на тщательное, молитвенное и усердное изучение и исследование Божьего Слова.

Моисей подчеркнул этот принцип, когда наставлял израильтян на равнинах Моава незадолго до того, как они вошли в землю Ханаанскую. Он описал эту задачу как требующую постоянного и последовательного внимания:

6 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.
7 и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая;
8 и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими,
9 и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.
(Втор. 6:6-9)

Соломон говорил о заботе, которая необходима, чтобы оставаться верным Богу:

20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;
21 навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.
22 Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою:
(Прит. 6:20-22)

Помимо внимательности, необходимо сильное желание следовать за Богом, познать Бога и обрести истину, подобно псалмопевцу, который так сильно желал Божьих законов, что практически ощущал их вкус (Псалом 18:11).

Она дороже чистого золота (Псалом 18:11; 118:127).

Обычно бывает слишком много отвлекающих факторов или людей, которые не хотят прилагать такие усилия. Жизнь полна отвлекающих факторов и слишком много других интересов. Согласно Библии, если мы хотим знать и исполнять Божью волю для нашей жизни, мы должны прилагать интенсивные, настойчивые, агрессивные усилия.

Читайте также:
Евангелие: не просто «жизнь Иисуса» - суть и понятия учения

Авторство

В течение нескольких сотен лет несколько десятков авторов писали Ветхий Завет. По традиции, почти все книги имели авторов, указанных в названии. Некоторые современные ученые придерживаются мнения, что большинство книг Ветхого Завета были написаны анонимными авторами. [21] [22] [23] [24]

Для перевода Ветхого Завета в современные издания использовались древние и средневековые рукописи. Сюда входят древнееврейские тексты и древние переводы, среди которых наиболее важными являются Септуагинта, перевод на древнегреческий язык, сделанный в Александрии в конце первого тысячелетия до нашей эры, Вульгата, перевод на латынь, сделанный Иеронимом в пятом веке нашей эры, Таргумы, переводы на арамейский язык, и Пешитта, перевод на сирийский язык, сделанный ранними христианами во втором веке нашей эры.

Среди рукописей на древнееврейском языке важное место занимают средневековые рукописи масоретского текста, официального текста иудаизма, среди которых наиболее авторитетными считаются Ленинградский и Алеппский кодексы. Ветхозаветный текст в основном находится в кумранских рукописях, которые содержат фрагменты всех книг Ветхого Завета, кроме Эсфири и Неемии, а также полный текст Исайи.

Существует значительное количество свидетельств о Ветхом Завете в Самаритянском Пятикнижии – типе палеоиудейского письма (самаритянское письмо), сохраненном самаритянской общиной.

Церковнославянские переводы Ветхого Завета – Геннадиевская Библия, Острожская Библия и Елизаветинская Библия – были основаны на Библии Септуагинте. Современные русские переводы – Синодальный перевод и перевод Российского библейского общества – были сделаны на основе масоретского текста.

Можно ли верить в Новый Завет и не верить в Ветхий?

Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий, чье воплощение на земле в человеческом облике ознаменовало начало эпохи Нового Завета, относится к Ветхому Завету. Ссылки на Закон Моисеев и библейские книги в изобилии встречаются в его проповедях, учениях и высказываниях. Он делал и говорил многое, что не соответствовало формам благочестия того времени. Тем, кто открыто или внутренне удивлялся Его словам или находил их несовместимыми с привычным пониманием ветхозаветного учения, Спаситель однажды дал такой ответ: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: Я пришел не нарушить, но исполнить (Матф. 5:17).

В данном случае “наполнять” означает не столько наполнять, сколько пополнять. Таким образом, признавая ценность Ветхого Завета, закона и пророчеств, Христос хотел придать ему истинный смысл, раскрыть его значение, которое, по Его собственным словам, заключалось в двух заповедях: любви к Богу и любви к ближнему. Помните, что когда один из учителей закона спросил Иисуса, какая заповедь в законе самая большая, Он ответил: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях держится весь закон и пророки” (Матфея 22:37-40).

Читайте также:
Православное богослужение: годовой круг - суть и понятия учения

Можно ли верить в Новый Завет и не верить в Ветхий?

Наследников, родителей Отто

В свете утверждения Павла, что закон не имеет другой цели, кроме Христа (Рим. 10:4), почему же Спаситель и Его ученики часто вызывали возмущение фарисеев и книжников, которые видели в этом вопиющее нарушение Божьих заповедей? Если мы внимательно посмотрим на эти эпизоды, отраженные в Евангелии, то обнаружим, что все они связаны с нарушением не столько предписаний закона, сколько тех формальных правил и предписаний, которые были разработаны толкователями Ветхого Завета и которые полностью похоронили его истинное духовное содержание.

Позвольте мне привести пример. Фарисеев, пожалуй, больше всего раздражало то, что Христос публично исцелял людей в субботу, тогда как Закон Моисеев запрещал работать в этот день и требовал, чтобы он был свят для Бога. Постепенно еврейские юристы стали определять работу как любую деятельность. Книжники проводили свое время в спорах о том, можно ли в субботу взять светильник и поставить его в другом месте, может ли портной не выходить из дома в субботу с иглой в складках одежды, может ли человек с протезом выходить из дома, можно ли считать ношение протеза переносом чего-то тяжелого с места на место и является ли это ничем иным, как работой. Исцеление также было запрещено в субботу. Лечение разрешалось только в случаях, угрожающих жизни, и даже тогда оно должно было быть минимально необходимым для предотвращения ухудшения состояния пациента. Запрещалось радикально улучшать состояние пациента, например, на открытую рану можно было наложить повязку, но не заживляющую мазь.

Эти правила затемняли первоначальный смысл Божьей заповеди, данной Моисею. Суббота не была предназначена для безделья. Мы действительно отложили ежедневный труд, мы отложили суету повседневной жизни. Но с какой целью? Чтобы служить Богу. Но как мы можем лучше всего служить Богу? Любовь и милосердие к ближнему всегда требуют усилий и времени. Когда Христос творил добро и исцелял людей, Он обращал внимание Своих современников на истинное содержание и смысл Закона.

Будучи подготовкой к Благой вести, Ветхий Завет выполнял одну очень важную функцию. В отличие от путеводителя для детей, Закон был для нас проводником ко Христу, позволяя нам оправдаться верой; но когда приходит вера, она серьезно относится к роли путеводителя для детей (Галатам 3:14-25). Воспитатель – это греческий эквивалент слова руководитель. В Ветхом Завете оно имеет значение педагогический, подготовительный. Другими словами, не все нормы и предписания Ветхого Завета актуальны и сегодня, после прихода Спасителя. Хотя Церковь со времен Христа и апостолов высоко ценит Ветхий Завет как слово Божье, поэтому даже в Символе веры мы исповедуем веру в Святого Духа, который говорил через ветхозаветных пророков.

Читайте также:
Пост в православии - суть и понятия учения

Зачем православному христианину «еврейские книги»?

Православное христианство рассматривает все Писание как нераздельное Божье откровение, единый завет между человеком и Богом. Преподобный Ефрем Сирин называет Ветхий и Новый Заветы “единым сводом истины”. Ветхий Завет – это предвестие Нового Завета, а его закон – “детоводитель ко Христу” (Галатам 3:24). Сам Христос подчеркнул, что Он пришел не отменить закон, а дополнить и развить его (Матфея 5:17).

Ветхий Завет дает христианам более полное понимание Евангелия. Почему человечество нуждалось в спасении? Что заставило его покинуть рай? По какой причине они так долго ждали, чтобы найти Спасителя? Писание дает ответы на все эти вопросы в первой части книги. Августин Блаженный учил, что

Согласно этой пословице, “Ветхий Завет подражает Новому Завету, а Новый Завет – Ветхому Завету”.

Священник Евгений Мурзин указывает.

Если мы оставим в стороне Ветхий Завет, мы почти ничего не поймем из Евангелия”. Ветхий Завет полон пророчеств и пророков, исполнение которых мы видим в земной жизни, смерти и воскресении Спасителя.

Ветхозаветные истины часто встречаются в Евангелии. Десять заповедей Моисея и по сей день остаются идеалом праведной жизни. На богослужениях ветхозаветные псалмы, так глубоко описывающие отношения между человеком и Богом, цитируются чаще, чем Евангелия.

Наконец, остальные 17 книг Ветхого Завета носят пророческий характер. Они названы в честь древних пророков, которые их написали (Исайя, Захария, Иеремия и т.д.). Эти книги содержат пророчества о судьбе еврейского народа и пришествии Спасителя. Пророчества не только предсказывают будущее, но и повелевают Израилю вернуться на путь истины. Они указывают на важность соблюдения заповедей и послушания Божьему закону. Первосвященник Геннадий Фаст называет мессианские пророчества “сутью и ядром всего Ветхого Завета”.

Ветхий и Новый Заветы – про «разных Богов»?

Те, кто ищет информацию о “Библия: Ветхий Завет” должны понимать, что оба Завета говорят об одном и том же Боге. По словам протоиерея Всеволода Чаплина,

Именно в Писаниях Ветхого и Нового Заветов Истинный Бог полностью раскрывает Себя.

Менялись люди и представления о Творце, но Сам Он не изменился. Всевышний открывал человечеству путь спасения постепенно, учитывая его духовный и интеллектуальный уровень. Протоиерей Димитрий Смирнов называет Ветхий Завет “детством человечества”, подготовкой к Новому Завету:

“Ребенку не дают заданий, которые превышают его возможности. Ветхий Завет был дан ветхому человеку, который не был готов принять Евангелие. И когда человек был готов, явился Христос”.

В корне неверно считать, что суровый и жестокий Бог Ветхого Завета был заменен добрым и любящим Богом Нового Завета. Это тот же истинный, милосердный и гуманный Творец (Исход 34:6). Даже если некоторые события Ветхого Завета кажутся нам чрезмерно жестокими, для древних падших людей они были нормой. Жестоким был не Бог, а люди из-за своих грехов. Ветхозаветный человек постепенно познавал истину и любовь Бога через испытания. Это был любящий и заботливый Отец, который заботился о Своих заблудших детях. Диакон Андрей Кураев отмечает:

“Жестокость Ветхого Завета кажется ужасающей. Но если мы получаем такое впечатление, значит, оно привело к той цели, ради которой было дано. Мы и наш мир действительно стали лучше. Наше нравственное чувство обострилось. Мы стали способны не соглашаться с тем, что раньше казалось очевидным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: