Троица ветхозаветная : история, описание, фото

Есть далекая точка света, где Святой Дух летит в виде голубя. Видеть ангелов в небе и людей на земле – гармоничное и мирное зрелище.

Икона Пресвятой Троицы

Любой церковный праздник – это, так сказать, многослойный пирог с разнообразными начинками. Существуют всевозможные вкусовые сочетания, от самых классических до самых оригинальных.

Праздник Пятидесятницы идеально вписывается в эти схемы. Каноны церкви, библейские истории и, конечно, народные традиции запечатлены в культурной памяти.

То же самое относится и к полотнам бессмертных полотен, дошедших до наших дней. Знаменитые фотографии Троицы, легендарные иконы, шедевры мировой живописи – все это можно увидеть прямо сейчас.

Ветхозаветная Троица как представители Бога на Земле.

Троицу Андрея Рублева.

Как в христианстве сочетается Троица? Ведь, судя по названию, это ветхозаветная версия “Политбюро” Бога. Для тех, кто не знает, под словом Бог наши предки подразумевали верховную власть над планетой Земля, а не какого-то конкретного человека.

Откуда взялась эта троица ангелов? Вот что говорит Вики:

Если присмотреться, у ангелов нимбы, как у Христа.

Несмотря на то, что меня называют неисокефалистом, я не вижу в Троице креста.

Неизокефальное изображение ангелов. Изображение Преображенской церкви в Новгороде. Феофан Грек. 1378 г

В надписи сказано, что верхний левый ангел носит крест на ореоле.

Ангел с нимбом в форме полумесяца. Икона из собрания Государственной Третьяковской галереи. 2-й тайм. XVI век.

Святому здесь показывают Троицу.

Явление Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому.

Еще одна цитата о перепутье:

В середине XVI века, когда Стоглавый собор принимал свои постановления, в жизни русской церкви и в иконописи было много неясных вопросов. Один из них касался иконографии Святой Троицы и предполагал следующий вопрос, вынесенный на обсуждение: “Глава МА, вопрос А: Они пишут волосяной крест Троицей, некоторые – средней Троицей, а другие – всеми тремя, но в древних писаниях и в греческих писаниях они подписывают Троицу, но не пишут волосяной крест ни одной из них, но теперь подписывают его средней ИХ Троицей, и судят ли они об этом из божественных принципов, как это написано сегодня.

Ответ: Писать иконы, используя древние переводы, как греческие иконописцы и Ондрей Рублев, и расписывать святую троицу, не создавая ничего сами. 5 .

Это означает, что церковь подтвердила, что кресты в нимбах и надпись IC IC являются полностью каноничными.

Кроме того, мне удалось собрать в сети части этой книги, вернее, то, что от нее осталось:

К настоящему времени сохранился чудом всего 1 экземпляр, т. к. книгу впоследствии запретили.
И я даже знаю за что запретили эту Библию.То, что в ней нарисовано, это ересь по нонешним временам.

Видите ли вы, как ангел с надписью “Господь Саваоф” (Саваоф – это не имя, а эпитет – Сильный, Властный) и треугольным нимбом создает Свет и Тьму в первый день? В любом случае, не кажется ли вам, что текст не является каноническим, поскольку в нем нет ни неба, ни земли?

Читайте также:
Мироточивая икона Александра Невского: история, описание, фото

Так же обстоит дело и с другими иллюстрациями Книги Бытия.

Только на второй день Бог создал небеса и землю. У автора, очевидно, была другая версия Бытия.



Но тот, кто изгоняет Адама и Еву из рая, – это тот же самый, только с другим нимбом и, кажется, с другим именем, которое я не могу прочесть.

Прежде чем делать поспешные выводы, я хотел бы напомнить вам мой пост “Ангелы и архангелы – женщины Бога”, где я ясно показываю, что, по мнению наших предков, и ангелы, и архангелы имели одно и то же лицо. В иконах Святой Троицы можно увидеть то же самое, что и в иконах Святой Троицы.

А теперь выводы. Можно с уверенностью сказать, что наши предки именно ангелов считали представителями Бога( Верховной Власти) на земле и именно их именовали – Бог Сильный, Бог Крепкий, Бог Всемогущий , Бог пастырь мой и так далее. И именно с этими ангелами общался Моисей и все остальные ветхозаветные святые, о чем много написано в Ветхом Завете.Для справки мой пост – Как зовут Бога? Никак, у него нет имени, только эпитеты. Просто ангелы были настолько могущественные, что могли творить немыслимые, по представлениям древнего человека, вещи.
И тогда высказывание – «Бога не видел никто и никогда» (Ин. 1:18), обретает свой смысл. Действительно древние люди не видели саму Верховную Власть а только лишь ее представителей в виде ангелов, да еще Херувимов с Серафимами.
Ну а Бога Отца, Сына и Святого духа придумали потом, в рамках модернизации иудаизма в христианство.Они как то более логичны для простого человека в виде Верховной Власти чем одинаковые с лица ангелы.Да и то Бога Отца потом запрещали и остался, в результате только один сын- Иисус Христос в виде нового бога для простых людей. Хотя в Католицизме до сих пор существует доктрина, что Бога никто не видел ( это я у одного из нынешних пап прочитал) а косвенным свидетельством его существования является как раз Христос.
В православии Ветхозаветная Троица существовала еще долго. Мы хоть и приняли Западную, Новозаветную Троицу, но долго еще в Храмах писали и ту, старую, в виде трех ангелов.
На самом деле я ничего не придумал. Если вы почитаете богословов то у них у всех под словом Бог понимается нечто аморфное, непонятное, которое никто не видел.Так и было.

Невыразимая, бесконечная, несотворенная, бесконечно неделимая, Святая Троица – это единый Бог. Мы не можем постичь Его умом, не можем адекватно определить Его словами. Преподобный Симеон Новый Богослов

Читайте также:
Петербургская икона Святой Живоначальной Троицы: история, описание, фото

Явление Троицы преподобному Александру Свирскому

Я специально взял современную икону, написанную уже в 21 веке, что бы показать вам, что такое канон и как его соблюдает наша РПЦ. Большое спасибо ей за это.Правда это вносит сумятицу и в без того не самую логическую историю Церкви. Потому, что у истинного верующего в голове должен быть такой бардак, что ужас.Ему одновременно говорят, что Бог это Христос, Бог это Отец, Бог это Отец, Сын и Святой дух и то, что Бога вообще невозможно понять, увидеть и осязать.А еще на церковных сайтах мы видим Троицу в виде Бога Отца,Бога Сына и Святого Духа и тут же в виде трех Ангелов,одинаковых с лица.И при этом церковь во всем мире упорно твердит, что Бог один.
Правильно говорил преподобный Симеон, цитатой из которого я начал этот пост: И невозможно нам ни умом постигнуть. В Бога можно только верить, отринув всю логику и здравый смысл.Что люди и делают.
А все это следствие во первых- переписывания истории а во вторых- изменения психологии и менталитета человека в течении нескольких веков. Бытиё определяет сознание. И веру.

Загадка иконы «Пресвятая Троица»

Некоторое время назад я был в Московской Третьяковской галерее.
Зал, который я более всего желал посетить, был залом древнерусской иконописи.

И вот, оставив позади классиков, передвижников и абстракционистов, я попал в вожделенный отдел Третьяковки. С интересом, который показался подозрительным бабушкам-охранницам, так, что те на всякий случай не отходили от тревожной кнопки, я рассматривал великолепные византийские и древнерусские иконы.
Сознание с грустью фиксировало: у нас прихожане не понимают и не любят традиционную каноничную икону именно из-за плохих подделок «под каноничную икону», которые часто висят в наших храмах. Вроде все на месте, а жизни, внутренней энергии, огня в такой иконе нет…

В то время как настоящая икона несет в себе так много слоев смысла, таких как теология, религиозная поэзия…

аа.JPG

Настоящая икона просто очаровывает, заставляет остановиться и мысленно прикоснуться к тайне, которую она источает.

Однако давайте сейчас не будем говорить об иконах.

Меня интересует только одна икона – “Троица” Андрея Рублева. Одна из самых прекрасных икон, созданных человеком, и, по мнению некоторых богословов и искусствоведов, самая прекрасная икона из когда-либо созданных.

Когда я остановился перед ним, я не мог оторваться от него в течение пятнадцати минут. Я отошел, потом вернулся и продолжал стоять и впитывать сияние, мир и мудрость, исходящие от него. Икона была просто потрясающей. Лица – одновременно спокойные, одновременно задумчивые и трагические…. Позы, выражающие как идею божественной силы, так и таящуюся мощь и покой, абсолютную согласованность намерений и действий всех фигур. А какой цвет у этой иконы! Иконка нарисована на почти белом (слегка желтоватом) фоне. Это цвет Божьего сияния, свет Фавора, свет Божьего присутствия. Краска наносилась слоями: сначала одна краска наносилась поверх другой, а затем следующая. Потом еще и еще. Благодаря этому методу художник мог видеть сквозь один слой краски, и икона обретала объем, как будто была живой. Обратите внимание, как мало дополнительных деталей…. Иконка не перегружена, даже для миллиграмма. Я думаю о других иконах этого типа троицы. Авраам приветствует паломников, и Сару с быком, и что-то еще. С Рублевым дело обстоит иначе. Абсолютный минимум фигур и предметов. Аскетизм, заставляющий вас сосредоточить все свое внимание на фигурах, которые, кажется, парят над ним в мире, силе, любви и гармонии. (Фигуры, кстати, вписаны в невидимый круг, что бессознательно вводит нас в определенный ритм и способ восприятия иконы). Обратите также внимание на стол, перед которым сидят ангелы. Он имеет форму гроба, в который был положен Христос после смерти. Но этот гроб наполнен светом. Почему? Он сияет пасхальным светом Воскресения [1] .

Читайте также:
Чудо святого Георгия о змие: история, описание, фото

E72A1338.JPG

Ах… Кость Лада останавливается.

Мы, грешные, тоже смогли увидеть что-то от этой иконы, через которую мы смогли заглянуть в другой мир. Сверкнув, она не погасла, а была закреплена и передана нам подвижником и молитвенником Андреем.

В Третьяковской галерее разрешено фотографировать (без вспышки). Это позволило мне сделать несколько интересных снимков, которыми я уже поделился с вами. Итак, сегодня, помимо некоторых других фотографий икон, я имею удовольствие представить вам икону Троицы Рублева в хорошем разрешении. В таком разрешении, что вы сможете, увеличив его, рассмотреть некоторые детали. И, если хотите, распечатайте его для себя.

Сегодня я хочу поделиться с вами этой замечательной иконой. Для того чтобы разгадать ее тайну, давайте рассмотрим икону поближе, чтобы узнать, кто на ней изображен, не так ли? Если, как утверждал Андрей, три изображенных ангела – это Отец, Сын и Святой Дух, то он должен был знать, кого из ангелов он подразумевает под Отцом, кого – под Сыном, а кого – под Святым Духом, не так ли?

…Однажды, служа в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, я стал свидетелем необычной дискуссии. На алтаре висит копия картины Рублева “Троица”. И вот однажды священники обсуждали: кто из ангелов, изображенных на иконе, по замыслу Андрея Рублева, является Отцом, кто – Сыном, а кто – Святым Духом. Было решено, что никто не может сделать окончательного заявления по этому вопросу. “Поскольку Андрей Рублев не записал, кто есть кто, он дал подсказку: любой ангел может быть истолкован как любое лицо Святой Троицы”, – сказал один священник. После минутного молчания оба согласились. Что мы можем сделать, ведь другого ответа нет?

Неужели нет ответа? Или мы просто не знаем?

Но прежде чем думать об этом, я хотел бы попросить вас внимательно посмотреть на икону и подумать вот о чем: Кто из представленных на этой иконе лиц является Отцом? Кто такой Сын? Кто такой Святой Дух?

Теперь давайте поговорим об этом.

Читайте также:
Похвала Пресвятой Богородице: история, описание, фото

Стоя перед иконой и созерцая ее, я был поражен тем, что узнал в двух ангелах черты Сына. Что это? У нас не может быть больше одного Сына Божьего, не так ли?

Иконы с изображением явления трех ангелов (фактически трех лиц Святой Троицы) Аврааму известны как до, так и после Андрея Рублева. Но надписи на нимбах (т.е. объяснения местонахождения Отца, Сына и Святого Духа) встречаются крайне редко. Это единичные случаи. Ни один истинный учитель не имеет такой надписи, потому что она противоречит богословию. Как откровение невообразимой Троицы, явление Бога Аврааму может быть передано только символически, в виде трех безличных ангелов.

” Они рисуют крестообразно (в нимбе) Святую Троицу: одни – среднюю, а другие – все три. Это было подтверждено на Стоглавом Соборе в Москве в 1551 году. Но на древних иконах и греческих иконах кресты не пишутся ни на одной из них. В середине есть надпись “ИС ХС Святая Троица”. Таким образом, мы предписываем художникам копировать иконы с древних образцов, как это делали греческие художники, как это делал и Андрей Рублев, но подписывать их “Святая Троица”. И ничего не делать по собственному замыслу.

Напомню, что перекрестье – это «крестчатый нимб». Он пишется только на иконах Иисуса Христа. (Если кто-то забыл, что это за нимб, освежите память:Богословские загадки №3.)
Процитированный документ Собора гласит, что можно рисовать крестчатый нимб либо у центрального Ангела, либо у всех трех. То есть получится, что Иисус Христос, кроме Себя Самого, являет Собою и Отца, и Духа.
Но отдельно указывать: Отец или Дух – нельзя. Всю Тайну Лиц Пресвятой Троицы нам являет только Сын – Господь Иисус Христос.

Все это так, “.и все же в Рублевской иконе эти Лица, символизируемые Ангелами, как бы стремятся к своему личному проявлению: их образы не лишены определенной, пусть и “скрытой”, конкретности в выражении их ипостасных отношений и потому могут быть “определены” если не как однозначная религиозная “богопрозрачная” данность, что, конечно, невозможно, то хотя бы как художественно-символическая. Признавая апофатически вообще всю условность всякого изображения Пресвятой Троицы, человеческая душа, так сказать, на уровне катафатическом стремится хотя бы прикоснуться – через откровение “художественного боговидения” – к Божественно-личной тайне Триединого Бога.” (протоиерей Григорий Просветитель). (Дьяк. Г. Малков [2] )

Это правда. Стоя перед иконой Троицы в Третьяковской галерее, я пытался угадать, кто из ангелов, по замыслу Андрея Рублева, представляет Отца. Кто такой Сын? А кто такой Святой Дух?

Читайте также:
Похвала Пресвятой Богородице: история, описание, фото

Вот краткое резюме (и указание богословов, проводивших исследования на эту тему) попыток идентифицировать Лица таким образом:

В первом варианте Бог-Сын изображен слева (лицом к зрителю), Бог-Отец – в центре, а Бог-Святой Дух – справа (Этого варианта придерживался: Ю.). В самом конце своей научной карьеры А. Олсуфьев, с которым полностью согласились до конца В. Цандер, Д. В. Айналов, Н. М. Тарабукин, П. Евдокимов, Н. А. Демина, А. Ванге, Г. И. Вздорнов, Ф. Ветелев);

Версия 2: слева (от зрителя) – Бог Отец, в центре – Бог Сын, справа – Святой Дух (Н. Малицкий, В.Н. Лазарев, М.В. Алпатов, В.И. Антонова, монах-иконописец Григорий (Круг), Л.А. Успенский и В. N. Лосский, Р. Маинка, К. Онаш, Х. фон Хеблер, протоиерей Л. Воронов, о. Н. Лосский, Р. Маинка, К. Онаш, Г. фон Хеблер, протоиерей Л. Воронов, П. Г. и П. Г.). Салтыков, Е.С. Смирнова);

Версия 3: Бог Отец слева, Дух Святой в центре, Бог Сын справа (архиепископ Сергий (Голубцов), Л. Кюпперс, протоиерей И. Цветков);

Святой Дух – слева, Бог Отец – в центре, Бог Сын – справа (архиепископ Сергий (Голубцов), Л. Мюллер) [3].

Последние две трактовки (3-й и 4-й варианты) предельно субъективны и не выдерживают серьезной критики: за ними, по сути, нет сколько-нибудь общепринятых традиций – ни богословской, ни иконографической.
В целом вопрос сводится к тому (если уж решиться задавать его) – кто же изображен преподобным Андреем (по замыслу иконописца) в центре иконы: Бог Отец или Бог Сын?

Определив, Кто изображен в центре, мы, возможно, получим ключ к вопросу, Кто находится справа, а Кто – слева от центральной фигуры.
Секрет в том, что древние иконописцы (и Андрей Рублев, и другие), действительно, изображая Отца или Духа Святаго, изображали Их через призму изображения Сына Божия.

Мы помним знаменитые слова: “Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в лоне Отца, явил Себя” (Иоанна 1:18). Или еще: апостолу Филиппу, который попросил показать ему Отца, Иисус ответил: “Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: “покажи нам Отца”? Разве вы не верите, что Я в Отце, и Отец во Мне? (Иоанна 14:9-10).

Поэтому Ангел, представляющий Отца, был нарисован с чертами Сына, Сын открывает нам Отца. Не было древнерусской темноты и простоты, как иногда приходится слышать.

Троица” Рублева – это, несомненно, Святой Дух, изображенный ангелом справа от зрителя. Это мнение разделяет большинство исследователей иконы.

«В центре же (и символически это вполне оправдано) нам явлен образ Отца, но образ Его художественно целомудренно “замещен” и репрезентируется “ангелоподобным” образом Сына: поэтому центральный Ангел и изображен в каноническом для иконописи одеянии Спаса – в вишневом хитоне и голубом гиматии.
Но одновременно этот символически явленный Ангел – как подразумеваемый под образом Сына Сам Отец – благословляет жертвенную чашу Сына со Святым Агнцем (ибо Сын есть “Приносяй и Приносимый” – в соответствии со словами тайной молитвы Херувимской песни на Литургии верных). Причем Ангел этот как бы вопросительно-призывно обращен к Ангелу, находящемуся по правое плечо от него, то есть к собственно образу Сына, “сопрестольного” Отцу. И здесь будет вполне уместным вспомнить слова Псалмопевца: “седи одесную (то есть справа. – прот. К.П.) Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих” (Пс. 109, 1), или же, например, своего рода вариацию на ту же тему у Апостола Павла — его слова о Сыне, Который “воссел одесную престола” (Евр. 1, 3).
Этот левый Ангел, непосредственно представляющий Сына, “прежде всех век” согласного во всем с волей Отца (а точнее – всей Святой Троицы) о необходимости принесения Себя в жертву за падший человеческий род, сдержанно — трепетно-осторожно и покорно — также благословляет искупительную евхаристическую чашу, выражая тем самым Свою готовность пострадать “за жизнь мира”. » (диак. Г. Малков [5]) .

Читайте также:
Мироточивая икона Александра Невского: история, описание, фото

Одно только размышление над иконой Святой Троицы раскрывает очень многое в православном богословии:

А. Христос добровольно принес Себя в жертву для спасения человечества.

Б. Он предлагает Себя всей Троице и Себе как второй личности Святой Троицы.

В. Его Жертва есть исполнение воли Отца. Однако и Сам Сын – властен над Своею Жизнью. Как Он сказал: «Имею власть отдать ее (жизнь. – прот. К.П.) и власть имею опять принять ее» (Ин. 10, 17–18). Таким образом, Его жертва – добровольное деяние. В этом смысле можно сказать, что Он вместе с Отцом благословляет Себе Самому жертвенную смерть. (На иконе мы как раз и видим, что Ангел, сидящий слева от зрителя, а мы определили, что это Сын, сложил пальцы правой руки в благословляющем жесте.)
То, что левый (от зрителя) Ангел есть Сын Божий, можно понять и по Его одежде, которая есть, по сути, багряница, одежда мученика. Эта багряница светится небесным светом, потому что Пострадавший и Умерший за нас также и Воскрес, и преобразился.

Г. Дело спасения, совершенное Сыном, – это не просто частный исторический факт; это дело исполнения Божьего замысла о мире, то, что святые отцы, вслед за апостолом Павлом, называли домом спасения. 6] На то, что Сын исполнил работу по строительству дома Божьего, указывает дом, стоящий позади Него.

Можно было бы сказать еще многое, но это все. Взгляните еще раз на прекрасную икону Андрея Первозванного работы Рублева. Теперь мы знаем, кто из ангелов на иконе представляет Отца, кто – Сына, а кто – Святого Духа.

Кстати, знаете ли вы, как невероятно трактованы ангелы на иконе Святой Троицы, которая даже старше иконы Рублева? На иконе, которая хранится в нашем Измайловском соборе Святой Троицы? Вы можете прочитать об этом здесь: О различных иконах Святой Троицы

Примечания:
[1] То, что у преп. Андрея Рублева белый цвет ассоциировался с Пасхальным светом, очевидно, и это можно доказать на ряде примеров. Приведу один, очень интересный: На его иконе «Воскрешение Лазаря» из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля Лазарь, выходящий из пещеры, изображен, в нарушение традиции, не на черном фоне пещеры, а на белом. Преподобный Андрей был не понят современниками и потомками, ибо никто из иконописцев не повторил в данной композиции белой пещеры. Случай настолько неординарный для средневековой иконописи, что в наше время искусствоведы пытались исследовать, не ошибка ли это? Может быть, первоначальный темный слой просто соскоблили, или каким-то иным образом он утерялся. Искусствовед Владимир Плугин писал: «Это настолько неожиданно, что мы тщательно осмотрели икону с целью выяснить сохранность красочного слоя. Можно уверенно сказать, что фон пещеры изначально был белым».
А что изображает белый цвет пещеры? Пещеру, в которой воссиял свет Воскресения! А сам Лазарь, по мысли Андрея Рублева, прообразует Воскресшего Христа.
[2] К уточнению иконографической интерпретации «Святой Троицы» преподобного Андрея Рублева, Малков Георгий, диакон
[3] Ссылки на труды авторов, в которых приводятся такие трактовки, см. в прим. 2.
[4] Надо пояснить, что значат эти слова. В Византии были споры: Кому из Лиц Пресвятой Троицы приносится Евхаристическая Жертва во время совершения Литургии? Только ли Богу Отцу или, например, еще и Богу Сыну?
Богословы ответили так: и Богу Сыну тоже. Как же так? Неужели Он Сам Себя Себе же и приносит в Жертву? Да. И об этом именно говорит молитва, читаемая священником тайно во время пения Херувимской песни: «Ты еси приносяй и приносимый…» То есть Ты – и Тот, Кто приносит, и Тот, Кому приносится эта Жертва.
[5] См. примечание 2.
[6] Русское слово «домостроительство» – буквальный перевод греческого «икономия». Впервые это слово использовал Ап. Павел. За ним – многие святые отцы.

Читайте также:
Чудо святого Георгия о змие: история, описание, фото

Значение иконы Святой Троицы

Этот образ означает, прежде всего, визуализацию идеи триединства Бога. Животворящая троица – это нечто единое и целое, что является одним из основных постулатов христианства.

Как уже упоминалось выше, существует множество изображений такого типа, от реалистичных до слишком символичных. Многие из них не считаются каноническими и, с точки зрения официальной церкви, являются просто религиозными картинами. Более того, даже “Святая Троица” Рублева до сих пор является предметом многочисленных теологических споров!

Однако основной смысл иконы, какими бы средствами он ни передавался, остается неизменным: триединство Бога. Среди множества дополнительных значений есть одно, важное для каждого верующего: путь в Царство Небесное открыт для каждого из нас.

Троица Ветхозаветная

1

На иконе изображены три ангела, каждый из которых представляет собой отдельную ипостась, идентифицируемую по чертам и деталям. Иконография берет свое начало в ветхозаветном тексте о гостеприимстве Авраама к праотцам, описанном в книге Бытие. Авраам, по преданию, увидел ангелов, когда сидел возле своего шатра. Он сразу же предложил путникам отдохнуть и поесть в своем шатре, не требуя ничего взамен. Было создано иконографическое изображение эпизода трапезы трех ангелов в дубраве Мамре.

Из катакомб первых христиан видно, что это изображения ангелов, которые были намеренно сделаны похожими друг на друга, проявляясь в одинаковых чертах внешности, позе и одежде. По мере того, как иконография становится все более символичной, ангелы изображаются уже не как путники, а как символы Божества – нераздельного и неразлучного. Со временем в иконографии начинают появляться черты Христа: например, крестообразный нимб одного из ангелов. Однако ипостаси не всегда были различимы.

Знаменитая “Живоначальная Троица” Андрея Рублева считается вершиной художественного и, в значительной степени, богословского совершенства. Совершенная композиция фигур в круге дополняется индивидуальностью каждой из них: хотя ипостаси четко не разграничены, по косвенным признакам можно определить, кто из ангелов является воплощением той или иной ипостаси Троицы. Например, по одежде центрального ангела мы можем понять, что он представляет Христа. На его правом плече мы видим специальную золотую нашивку – клаву, символизирующую царскую власть (эту деталь носили византийские императоры). Кроме того, цвета одеяния центрального ангела – синий и красный – характерны для иконографии Христа и символизируют соединенные в Нем божественную (небо) и человеческую (кровь) природы. Троица Рублева стала каноническим образцом иконописи и примером для подражания в будущем.

Читайте также:
Петербургская икона Святой Живоначальной Троицы: история, описание, фото

Троица Ветхозаветная

Царские мастерские. 1671

  • Дерево, левкас, темпера . 123 x 89,2
  • ДРЖ-2147

Помещена в 1925 году из Государственного музея изобразительных искусств; ранее находилась в Крестовоздвиженской церкви в Таврическом дворце Санкт-Петербурга.

  • Экспонирование Михайловский дворец, Зал 4Открыть панораму зала в виртуальном туре
  • Период Древнерусское искусство
  • Категория Библейский сюжет
  • Ключевые слова Святые | ангелы | посуда | мебель | пища, напитки
  • Виртуальные выставки и 3D-туры
    • Осень российского средневековья

    Симон Ушаков неоднократно обращался к теме ветхозаветной Троицы, но до наших дней дошла только одна большая икона его работы. Вторая монументальная работа на эту тему была написана в 1677 году в сотрудничестве с Никитой Павловцом (МГОМЗ).

    Христианская религия, воплощенная в ветхозаветной Троице, утверждает, что Бог – это единая Личность, состоящая из трех частей – Отца, Сына и Святого Духа.

    В Ветхом Завете рассказывается, что Бог явился Аврааму, праведному старику 100 лет, в образе трех странствующих ангелов. Авраам и Сара приглашают путников на трапезу под дубом Мамре. Ангелы объявляют о рождении сына Исаака.

    Для достижения объемных, телесных фигур и ликов художник отказался от традиционных канонов иконописи. Архитектурный фон в композиции напоминает о перспективном построении картин эпохи Возрождения. Его “палаты” напоминают картины Веронезе, а иконография – “Троицу” Рублева. Однако в этой работе нет той высокой одухотворенности, которая отличает творения Рублева. Здесь ангелы выглядят вполне одушевленными, а стол с чашей, символ жертвы искупления, превратился в обычный натюрморт.

    Уникальной особенностью иконы является изображение в ней приказных палат. Н. П. Сычев частично прояснил вопрос об их иконографическом источнике, предположив, что картина Паоло Веронезе “Пир при Левии Могучем” (Галерея Академии, Венеция) функционирует как опосредованный прототип. В правой части полотна вид города связан с портиком на иконе Русского музея через промежуточные иконографические связи. Гравюры, вероятно, включали гравюру из иллюстрированной Библии Мериана, на которой за листом появляется ведута с пророком и царем Давидом, играющим на арфе.

    Икона окрашена в белый, красный и бежевый, коричнево-зеленый, темно-зеленый, а также золотой и серебряный цвета, дополненные сиреневым и красным лаком. Одеяния и крылья ангелов написаны в розовых и сиреневых тонах. Сами крылья производят необычное впечатление благодаря “яркой” трактовке перьев с древком и закрылками, окрашенными в золото или серебро, а также отсутствию подзоров. Подобное изображение крыльев встречается и в других работах Симона Ушакова, например, в Царских вратах 1672 года из соборной церкви Чудова монастыря (Музеи Московского Кремля). Помимо белых палат, виднеющихся в арочном проеме, и белой скатерти, лица двух людей являются самыми сияющими пятнами в композиции. В волосы ангелов вплетены тонкие розовые ленты. Глаза и губы небесных посланников написаны в узнаваемой манере Ушакова. Используя многослойную живопись, Симон Ушаков добился впечатления трехмерной формы и объема в рельефе. При этом каждому ангелу придан индивидуальный облик.

    П. Западалова П. В. // Осень русского средневековья. СПб. 2018. С. 72.

    Неизвестно, для какого храма предназначалась икона, но известно имя ее хранителя. Установлено, что Николай Николетта был греком из Янины, который приехал в Москву “с выкупленным русским полоном” и различными товарами и в 1679 году переехал на постоянное место жительства в столицу Москву.

    На нижней границе белилами сделана надпись: [В 1670 году, шестнадцатого октября, стараниями царского мастера Симона Ушакова, известного также как Пимен Федоров. Заботами и расходами Николая Евстафия Николеты]. (дано в переводе Б. Л. Фонкича). Вторая надпись на русском языке: “За Филарета, Савватия и Сергия. Чимник Филарет”.

    Выявлен в 1926-1927 гг. в ГРМ И. Я. Кузнецовым. Челноков, в 1936 году Я. V. Сосин.

    Похожие облачные сцены с композицией “Троица Ветхозаветная”, весь фон которой покрыт золотыми горизонтальными линиями, можно найти в верхней части икон Симона Ушакова “Преподобный Макарий Унженский” (1661, НИАМЗ) и “Великомученик Георгий” (1677, Национальный музей Грузии). Четыре иконы Святой Троицы объединены кратким иконографическим изводом: кроме трех ангелов, здесь не представлены никакие другие фигуры.

    Композиционные особенности “Святой Троицы”, написанной в 1677 году, и аналогичной картины Ильи Филиппова 1673(?) года (Государственная Третьяковская галерея) позволяют предположить, что мастера Оружейной палаты сознательно черпали вдохновение в иконографии приписываемой Андрею Рублеву почитаемой иконы из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Они не совпадают по размерам, но сходство композиций, взаимная связь поз и жестов трех ангелов, общее решение очертаний их одеяний, крыльев и посохов, форма задней камеры, очертания стола, пуфиков и сидений, наличие одной чаши на столе подтверждают эту гипотезу. По сравнению с иконами 1673 (?) и 1677 годов, настоящее изображение менее похоже на знаменитый протограф.

    Споры о возможности изображение Бога Отца

    В Новом Завете есть и другие иконографические версии Троицы, такие как “Распятие на лоне Отца”, “Вечный свет”, “Послание Христа на землю” и другие. Однако, несмотря на их широкое распространение, богословы веками спорили о правомерности изображения таких сцен.

    Скептики утверждают, что, согласно Евангелию, никто никогда не видел Бога-Отца, и поэтому он не может быть изображен. В поддержку своей точки зрения они ссылаются на Великий Московский Собор 1666-1667 годов, пункт 43 которого запрещает изображать Бога Отца, что привело к изъятию многих икон в то время.

    Рублев Троица Ветхозаветная

    Их оппоненты также опираются на Евангелие, цитируя слова Христа: “Видевший Меня видел Отца Моего”. Так или иначе, но новозаветная Троица, несмотря на споры, прочно вошла в тематику икон, почитаемых православной церковью. Кстати, все вышеперечисленные варианты новозаветной Троицы появились в русском искусстве сравнительно поздно. До 16 века они были неизвестны.

    Например, известна икона “Зириан”, написанная в 14 веке, вероятно, ученым Стефаном Пермским. Гений сумел в наиболее доступной форме донести фундаментальную идею триединства Бога до непонятных язычников, которыми тогда были зыряне (коми-пермяки). Сюжет иконы вполне классический (как и в образе Рублева), а завершает образ цитата из Ветхого Завета, переведенная на кириллицу.

    Варианты изображения Новозаветной Троицы

    Она известна во множестве иконографических версий, различающихся в основном расположением изображенных персонажей. Наиболее распространенным является “Сопрестолей” – изображение Бога-Отца и Бога-Сына, восседающих на тронах или облаках, с парящим над ними Святым Духом.

    Другая известная тема называется “Отечество”. На ней изображен сидящий на троне Бог-Отец с младенцем Спасителем Эммануилом, сидящим у него на коленях и держащим сферу голубого света. Внутри находится символическое изображение Святого Духа в виде голубя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: