Троица – суть и понятия учения

Поэтому мы можем молиться, не вступая в противоречие с учением о единстве (включая волю и действие) и нераздельности Святой Троицы.

Православное учение о Святой Троице

Выдающейся особенностью христианства является не только вера в единого Бога (как верят мусульмане и иудеи), но и вера в триединого Бога. Догмат о Святой Троице выражает божественную истину о том, что “Бог един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица едина по существу и нераздельна”.

Пространственно это можно выразить тем, что в Боге есть три Личности (Ипостаси): Отец, Сын и Святой Дух. Каждый из них является Богом, но не как три Бога, а как одно Божественное Существо.

Как мы уже говорили, три Божественные Личности отличаются своими личными (ипостасными) атрибутами, которые выражаются в следующих терминах: Отец неорганичен, Сын рождается от Отца, а Святой Дух исходит от Отца. Эти свойства отличают Лица друг от друга, и мы знаем их как различные Ипостаси.

Рождение Сына и сошествие Духа не являются ни единым актом, ни растянутым во времени процессом, ибо Божество существует вне времени.

Учение о Троице в Ветхом Завете было лишь обозначено, но не выражено во всей полноте, ибо откровение Троицы связано с учением о Христе. До Воплощения истина о Божественной Троице не была полностью открыта человечеству.

Согласно Новому Завету, все три Лица Святой Троицы являются тринитарными (во множественном числе). Примеры включают:

– Повеление о крещении, которое Господь дал Своим ученикам после Своего воскресения: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа”. (Матф. 28:19);

– описание крещения Господа в Иордане, когда Отец и Дух свидетельствовали о Сыне (Матфея 3:16-17)

– Свидетельство апостолов: “Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа” (2 Кор. 13.13).

Данный текст является вводным отрывком.

Люкс в литрах

Учение о Троице в Библии

Слово “Троица” не используется в Писании. Впервые это слово встречается у святого Феофила, епископа Антиохии Сирийской, в его “Против Автолита”: “Три дня [творения], которые были до появления светил, являются образами Троицы (τύποι είσι της τριάδος): Бога, Его Слова и Его Премудрости”. Это произведение дошло до нас в единственной рукописи XI века и, вероятно, было написано несколько лет спустя после 180 года, поскольку в нем упоминается смерть императора Марка Аврелия [2].

  • “Когда Иисус крестился, тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, сходящего, как голубя, и осеняющего Его. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. (Матфея 3:16-17),
  • “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа” (Матфея 28:19),
  • “Ибо три свидетеля на небе: Отец, Слово и Святой Дух, и Сии три суть едино” (1 Иоанна 5:7),
  • “Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами” (2 Кор. 2:2). 13:13),
  • “Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бог спас нас, не по делам праведности, которые мы делали, но по милосердию Своему, омытием возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего” (Тит. 3:4-6).
Читайте также:
Пятая заповедь: «Почитай отца своего и мать свою» - суть и понятия учения

Еврейское слово Элохим, которое встречается в Бытие 1, является формой множественного числа Эль или Элоах. Те, кто верит, что у Бога несколько личностей, видят в этом доказательство того, что в Боге есть несколько личностей.

Святая Троица и аналоги троичности в природе

Человеку, как и ангелам, невозможно постичь тайну Святой Троицы. Проводя аналогии с природой, святые отцы приблизили доктрину Троицы к человеческому восприятию. В Библии Троицу уподобляли солнцу, дающему тепло и свет. Сравнивали источник воды с вытекающим из него родником, которые вместе образуют реку.

Известны также аналогии, основанные на психологии человека. Лица Троицы сравниваются с памятью, мышлением и волей, которыми обладает человек. Троицу также сравнивают с радугой, то есть со светом, который бесконечен и непрерывен, но имеет множество цветов. Таким образом, все цвета объединяются в один белый цвет. Тем не менее, святые отцы ясно дали понять, что примеров из материального мира недостаточно для полного постижения тайны Троицы в силу их относительности и несовершенства.

Почему догмат о Троице так важен для христиан?

Просто потому, что она лежит в основе христианского взгляда на мир, на то, что направляет нашу жизнь и придает ей смысл.

Евангелие говорит нам, что Бог есть любовь (1 Иоанна 4:8). Божья любовь – это не просто одна из Его характеристик, не просто Его отношение к Своим созданиям, но основная часть Божьего существования. Он остается любовью даже после того, как земля и все, что на ней, будут уничтожены (2 Пет. 3:10). Для того чтобы существовать в мире, Богу не обязательно быть любовью. Он есть любовь Сам по Себе.

В любых отношениях всегда найдутся как минимум два человека, которые любят друг друга. Готфрид Лейбниц, известный философ и ученый, например, считал, что Бог есть любовь только в том случае, если Он замкнут в Себе. Двуличный человек – это самое малое, чем он может быть.

В отношениях, где два человека любят друг друга, мы понимаем и привыкли к такой ситуации. Но Писание говорит о Боге нечто гораздо менее ясное: Он – Троица, и Он есть любовь.

Читайте также:
Православное богослужение: годовой круг - суть и понятия учения

Это будет легче понять, если мы рассмотрим семью, в которой есть отец, мать и ребенок. Мать и отец любят друг друга, но они не закрываются друг от друга полностью, а щедро делятся этой любовью с третьим человеком – ребенком (или детьми, если их несколько).

Бывает, что у супругов нет детей, но и тогда их любовь может изливаться на кого-то другого, будь то приемный ребенок, престарелые родители или даже какой-нибудь нуждающийся незнакомец (так, например, жили бездетные великий князь Сергей Александрович Романов и его жена Елизавета Федоровна, раздавая себя нуждающимся).

Не может быть прямой проекции человеческих отношений на божественную реальность. Однако пример семьи иллюстрирует, что истинная любовь не может сопровождаться третьим лишним.

Максим Козлов, профессор Московской духовной академии, говорит, что тринитаризм “подразумевает равенство более двух, и это делает любовь совершенной”.

” Совершенная любовь – это парадоксальное единство двух фактов: с одной стороны, существование нескольких “я”, которые любят друг друга, оставаясь отдельными, и, с другой стороны, высшая степень единства между ними”, – писал в XX веке известный румынский богослов Думитру Станилоае. – В мире не может быть иного оправдания любви, иной цели существования мира, чем существование совершенной вечной любви. Существует несколько Божественных Лиц, которые могут рассматриваться как источник и цель любви в мире.

Конечно, мы никогда не сможем исчерпывающе объяснить, почему Бог троичен: человеческий разум не в состоянии постичь тайну Божественного бытия. Богословы лишь пытаются обобщить отношения между тремя Ипостасями в свете доступных им терминов, а также пытаются понять, что это означает для Церкви и для каждого христианина.

Троица: так Бог один или три? И откуда Церковь это знает?

Святая Троица в православии

Этот термин, описывающий трехчастность Бога в христианской вере, относится к Троице как богословскому понятию. Это одно из ключевых понятий православия.

Именно догмат о Святой Троице лежит в основе христианской веры.

Бог един по существу, но троичен по личностям: Отец, Сын и Святой Дух, Троица едина по существу и неделима.

Само слово “Троица” небиблейского происхождения, его ввел в христианский лексикон во второй половине второго века святой Феофил Антиохийский. В христианском Откровении изложена доктрина Святой Троицы.

Читайте также:
Святые - суть и понятия учения

Такой таинственный догмат, как Пресвятая Троица, непостижим для разума, а значит, непостижим и для человека. Учение о Пресвятой Троице кажется противоречивым для человеческого разума, поскольку оно представляет собой тайну, не поддающуюся логическому объяснению.

Не случайно о. Флоренский считает, что учение о Святой Троице – это крест для человеческой мысли. Грешный человеческий интеллект должен отказаться от своих претензий на знание всего и рациональное объяснение всего, чтобы понять тайну Пресвятой Троицы.

Тайна Святой Троицы лишь частично реализуется в опыте духовной жизни. Это осознание всегда связано с аскетическими подвигами. V. N. Лосский говорит: “Апофатическое восхождение – это восхождение на Голгофу, так что никакая спекулятивная философия не может подняться до тайны Святой Троицы.

Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: Иудаизм, Ислам. Учение о Троице является основой всех христианских учений, таких как учение о Боге Спасителе, Боге Освятителе и т.д. Троица, по словам В. Н. Лосского, является не только основой, но и высшей целью богословия. познать тайну Пресвятой Троицы во всей ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в самую жизнь Пресвятой Троицы”.

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

Каждое Лицо Пресвятой Троицы – Бог, но это не три бога, а одно божественное существо.

Каждый из трех видов отличается индивидуальными, или ипостасными характеристиками.

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен». «И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».

Читайте также:
Священное Писание - суть и понятия учения

Как понять слова «Бог есть Любовь»

В определении, данном апостолом и евангелистом Иоанном Богословом, Бог есть любовь. Но Бог есть любовь не потому, что Он любит мир и человечество, то есть Свое творение – тогда Бог не был бы полностью Собой вне и помимо акта творения, не имел бы совершенного бытия в Себе, и акт творения был бы не свободным, а вынужденным самой “природой” Бога. Христианство верит, что Бог есть любовь в Себе, потому что бытие Единого Бога есть сосуществование Божественных Ипостасей, которые живут вместе в “вечном движении любви”, по словам богослова седьмого века святого Максима Исповедника.

Все три Лица Троицы живут для себя, но также полностью отдают себя другим, оставаясь полностью открытыми для взаимного действия, так что они сосуществуют в любви. Вся жизнь – это взаимопроникновение, поэтому жизнь одного становится жизнью другого. Итак, Бог Троицы реализуется как любовь, в которой существование индивида отождествляется с самоотдачей.

Догмат о «святой троице» — «улучшение» христианства неоплатонизмом

Библия является окончательным и высшим аргументом, обосновывающим истинность “святой троицы”, но это только на словах для христиан, разделяющих эту догму. “Святая троица” нигде не встречается в Писании, Слове Живого Бога. Библия также не поддерживает веру в “святую троицу”. Она просто не говорит о такой доктрине.

Иудаизм, который поклонялся только одному богу, Яхве, был религиозным контекстом, в котором зародилось христианство. В самых ранних писаниях христиан, которые, как известно, вошли или не вошли в канон Нового Завета, не упоминается ни “Бог Сын”, ни даже “святая троица”. Христиане до середины второго века еще не слышали о “святой троице” и не имели о ней никакого представления. В то время любой христианский проповедник, рассуждающий о “святой троице”, считался бы еретиком по отношению к новозаветным, апостольским христианам.

Корни догмата о “святой троице” впервые начали проявляться во второй половине II века. Христианство после разрыва со строгим библейским монотеистическим вероучением стало принимать языческую – не библейскую и не иудейскую – религиозную веру в богов-спасителей. К ним относились Адонис, Митра, Осирис и другие. Языческие боги-спасители также породили веру в существование трех великих богов небесного пантеона:

Читайте также:
Десять заповедей Божьих: введение - суть и понятия учения

Тримурти, троица, в ведизме (индуизме):Брахма, Вишну и Шива;
– вавилонская троица: Ану, Энлиль и Эа;
– древнеегипетская троица: Озирис (Бог Отец), Исида (Богиня Мать) и Гор (Бог Сын).

На формирование христианской доктрины “Святой Троицы” большое влияние оказали философские и богословские учения гностицизма, которые доминировали в общественном мнении в начале нашей эры. Гностицизм странным образом объединил философию пифагорейцев и платонизма с Ветхим Заветом и первоначальной христианской верой. Одной из самых выдающихся фигур в основном течении гностицизма был Филон Александрийский (25 г. до н. э. – 50 г. н. э.).

Он пытался совместить философию Платона с библейской верой, точнее, с текстом самой еврейской Библии. Когда христианство обратилось к трудам Филона, оно, согласно иудейскому обычаю, с одной стороны, почитало святость Библии, а с другой – приобщалось к языческой культуре и философии. Не случайно многие ученые (Бруно Бауэр, Дэвид Штраус) считают Филона Александрийского “отцом христианской доктрины”.

В первом и втором веках нашей эры гностицизм отделился от иудаизма вместе с христианством и начал “развиваться” самостоятельно. На этом этапе большое влияние оказали гностики Валентинус и Василид, которые ввели в свое учение идею эманации Божества, иерархии сущностей, возникающих из природы Бога.

Тертуллиан, величайший латинский христианский апологет третьего века, признает, что именно гностики первыми изобрели еретическую теорию триединства божества. “Философия породила все ереси, – пишет он. От нее произошли “эоны” и другие странные вымыслы. Именно из нее гностик Валентин произвел человекоподобную троицу, поскольку он был платонической фигурой. От него же произошел добрый и беспечный Бог Маркион, ибо он был стоиком (Тертуллиан). О сочинениях еретиков, 7-8).

Тертуллиан создал свою собственную доктрину троицы, высмеивая человекоподобную троицу гностиков в процессе разработки своей религиозно-философской системы. Получившаяся “святая троица” Тертуллиана находится в определенном иерархическом соподчинении. Их корень – в изначальном Боге, в Боге-Отце: “Бог есть корень, Сын – растение, Дух – плод”, – писал он (Против Праксея, 4-6). Несмотря на последующее осуждение Тертуллиана как еретика, его учение о Троице стало основой для эсхатологии. Так, протоиерей Иоанн Мейендорф, выдающийся специалист по христианской патристике ХХ века, пишет: “Большая заслуга Тертуллиана состоит в том, что он впервые использовал выражение, которое впоследствии прочно вошло в православное богословие Троицы” (см. его “Введение в священное богословие”. Нью-Йорк, 1985, с. 57-58).

Читайте также:
Устройство храма - суть и понятия учения

Христианство, хотя и было доминирующей государственной религией в четвертом веке, еще не признавало “святую троицу” в качестве догмы, да и доктрины такой в это время не существовало. На Первом Вселенском соборе в 325 году христианство разработало и утвердило свое краткое изложение доктрины – Символ веры. В нем содержалось утверждение, что христиане верят в единого Бога, Отца Всемогущего, который является Творцом неба и земли, всего видимого и невидимого.

Важно отметить, что христиане, почитающие Троицу, очень почитают Символ веры. Христианские церкви, деноминации и т.д., которые не признают Никейский Символ веры (поскольку он был принят на первых двух Никейском и Константинопольском соборах), не признаются христианскими.

Став государственной религией, выйдя из подполья, христианская церковь стала вписываться в культуру греко-римского мира. В четвертом и пятом веках философия неоплатонизма достигла своего расцвета, и в трудах ее великих представителей, таких как Иаков, Прокл, Плотин, Порфирий, она отразила весь мир, от Единого Абсолютного Бога до материи и преисподней, как цепь взаимосвязанных и взаимопорождающих триад, так называемую Троицу Единого Сущего и Единого Нераздельного:

1. Бытие (в христианской троице – Бог Отец);
2. Жизнь (в христианской троице – Дух Святой, как жизни податель);
3. Логос, мышление (в христианской троице – Сын Божий).

Следует отметить, что все ведущие создатели христианского учения о “святой троице” (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и др.) изучали философию в афинской школе неоплатоников, которая действовала до 529 (!) года. На основе этой неоплатонической эллинской мудрости они составили христианское учение о “святой троице”.

В результате на Втором Вселенском Соборе (Константинополь, 381 год) под председательством Григория Богослова и Григория Нисского в Никейский Символ веры было добавлено несколько фраз о Святом Духе: “Верую также в Духа Святого, Господа животворящего, исходящего от Бога Отца…”. Таким образом, вера в Господа Иисуса Христа дополнялась верой в Святого Духа.

В Никео-Цареградском Символе веры “Бог Сын” и “Бог Святой Дух” не объявлены Богами, а лишь почти равными Богу Отцу Владыками. Но (!) Никео-Цареградский Символ веры не утверждал догмат “Святой Троицы” в его современном понимании. Затем, в четвертом веке, официальная церковь, называвшая себя единой, святой, вселенской и апостольской, провозгласила веру в единого Бога Отца и веру в Господа Сына Божьего, Иисуса Христа, и Господа Духа Святого.

Читайте также:
Конец света и второе пришествие Христово - суть и понятия учения

Более того, следует подчеркнуть, что ни один (!) из церковных соборов не утвердил догмат о “святой троице” в его современном церковном понимании и богословской интерпретации, поскольку он явно – и по форме, и по содержанию – находится в прямом противоречии с каноническими решениями I и II Вселенских соборов. Согласно решениям I и II Вселенских Соборов, “Бог Сын” есть не кто иной, как Бог Отец; нет равного ни Богу Отцу, ни “Богу Святому Духу”, который “исходит от Бога Отца”.

Догмат о “святой троице” был создан вне текста Библии и вне канонов Вселенских Соборов.

Догмат о “Святой Троице” был впервые анонимно сформулирован в христианстве в шестом веке и впервые изложен в документе, вошедшем в историю церкви под названием “QUICUMQUE”. Название документа взято из первого слова его первого предложения: “QUICUMQUE vult salvus esse, ante omnia opus est, ut teneat catholicam fidem” (Тот, кто желает спастись, должен сначала придерживаться католической веры).

Далее он говорит, что нужно верить, что Бог един по сути и триедин в личностях; что есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух, но не три бога, а один Бог; что христианин должен поклоняться и молиться отдельно Богу Отцу, “Богу Сыну” и “Богу Святому Духу”, но не как трем богам, а одному Богу.

Этот Символ веры был впервые опубликован в приложении к трудам Цезария из Арля, известного богослова и проповедника, умершего в 542 году. Большинство ученых относят появление этого документа к 500-510 годам. Чтобы придать документу авторитет, католические богословы приписывают его создание святому Афанасию Александрийскому (св. Афанасий Великий, 293-373) и называют его “Символом веры Афанасия Великого”. Конечно, святой Афанасий, который умер за полтора века до написания Куйкумквы, не имеет никакого отношения к этому Символу.

Так, в пособии для современных русских православных богословских семинарий протоиерея Иоанна Мейендорфа “Введение в священное богословие” трактат “Куйкумкве” вообще не упоминается и не фигурирует среди трудов святого Афанасия Великого. Важно добавить, что святой Афанасий писал свои труды только на греческом языке (!), тогда как Кукумкве дошел до нас на латыни. В грекоязычной православной церкви этот символ не был известен до 11 века, до разделения христианской церкви на католицизм и православие в 1054 году. В конце концов, и в восточном православии содержание “Квикумкве” было переведено на греческий язык и принято в качестве образцового изложения общехристианской доктрины “Святой Троицы”.

Читайте также:
Сотворение мира - суть и понятия учения

Сегодня подавляющее большинство христианских церквей принимают догмат о “Святой Троице”, выраженный в “Символе веры Афанасия Великого”. Но трагедия этого учения христианской церкви заключается в том, что догмат о “святой троице” во многом обоснован с точки зрения неоплатонизма, но не подкреплен ни единым словом в тексте Писания.

В наиболее древних греческих рукописях фраза 1Ин 5:8 отсутствует. Даже в конце II века Тертуллиан, аргументируя свою концепцию Троицы (Tert. Adversus Praxean, 25:1, «Qui tres unum sunt, non unus»), цитирует другие места Нового Завета, хотя этот был бы более чем уместен. Одно из двух: либо Тертуллиан плохо знал Писание (что невозможно), либо в Писании еще не было этой фразы.
Первое упоминание данного отрывка встречается лишь в середине III века у священномученика Киприана Карфагенского (De unitate ecclesiae, 4), хотя его текст не очень похож на «Иоаннову вставку». И лишь в IV веке именно этот фрагмент уже точно цитируют другие латинские авторы: Идаций, Присциллиан и блаженный Иероним Стридонский (который ругает греческих переписчиков, сплошь и рядом “ошибочно пропускающих этот текст”!)

В Библию была внесена поправка, включающая фразу: “И сии три суть едино: Отец, Слово и Святой Дух”. Первоначально эта фраза появилась в посланиях апостола Павла, затем в послании апостола Петра, а затем в 1-м послании апостола Иоанна, где она появляется и по сей день. Теперь стих звучит так: “Сей есть Иисус Христос, пришедший не водою только, но кровью и водою”. Он есть Истина, и Дух свидетельствует о Нем. (Ибо Я возвещаю на небе три: Отца, Слово и Святого Духа; и сии три суть едино). Я свидетельствую, что на небе существуют три вещи: дух, вода и кровь (1 Иоанна 5:6-8). Некоторые старые тексты Нового Завета до VII века не содержат подчеркнутых и заключенных в скобки слов.

После изобретения печатного станка первое научное издание Нового Завета на двух языках, греческом и латинском, было подготовлено Эразмом Роттердамским (1469-1536). В первых двух изданиях текста Эразм не напечатал слова об Отце, Слове и Святом Духе, потому что не нашел их в своих многочисленных рукописях Нового Завета четвертого и шестого веков. Только в третьем издании, под давлением католической церкви, он был вынужден вставить слова, столь необходимые для догмата о “Святой Троице”. Это третье издание Роттердамской Библии Эразма было вновь тщательно пересмотрено католической церковью и принято в качестве канонического текста, названного Textus Reptus, который стал основой для перевода Нового Завета на все языки мира. Так родился и утвердился в христианской церкви догмат о “Святой Троице”.

Читайте также:
Догматы, каноны, богословские мнения - суть и понятия учения

Конечно, современное христианство, принявшее догмат о “Святой Троице”, должно обосновывать его не ссылкой на неоплатоников, а ссылкой на Священное Писание. Но Священное Писание, в отличие от работ неоплатоников, не дает никаких оснований для признания этой догмы. Вот почему среди христианских церквей, где поклоняются Троице, до сих пор существуют значительные разногласия в толковании и понимании этого догмата. Так, при детальном рассмотрении взаимоотношений лиц “Святой Троицы”, Православная Церковь считает, что Святой Дух “исходит от Бога Отца”, в то время как Католическая Церковь считает, что Святой Дух “исходит от Бога Отца и Бога Сына”.

Что касается “Бога Святого Духа”, то богословы реже всего говорят об этом. В Библии нет четкого указания на то, что Святой Дух – это личность.

Протестантские проповедники-тринитаристы обычно считают, что образ Святого Духа еще не раскрыт, другие же говорят, что Святой Дух – это сверхъестественная сила, которая исходит от Бога.

Сегодня многие христианские церкви не признают догмат “Святой Троицы” и, в свою очередь, доминирующие тринитарные христианские церкви и деноминации не считают их христианами.

Вселенские соборы, встречи христианских иерархов со всего православного мира, были организованы для обсуждения богословских вопросов. На Первом Никейском соборе в 325 году арианская доктрина была объявлена еретической. Именно на этом соборе был написан Никейский Символ веры, который в основном посвящен Иисусу Христу, его единству и уникальной сущности с Отцом. Второй собор, состоявшийся в Константинополе в 381 году, осудил еретическое учение о Святом Духе и добавил к Символу веры новый символ веры. Именно на этом соборе Церковь окончательно утвердила учение о Святой Троице.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: