Триодь постная: Неделя о мытаре и фарисее: история, описание действия, значение

Это персонажи притчи, которые пришли к покаянию. Если второй был настолько убежден в своем возвышении и близости к Богу, что перестал замечать собственную гордость, то первый искренне исповедал свои грехи и попросил прощения.

1 февраля Неделя о мытаре и фарисее Сплошная седмица Подготовка к Великому Посту

Неделя – древнерусское название воскресенья. В большинстве славянских языков воскресенье называется «неделей», то есть днём, когда «не делают», не работают. В романских языках – «день Господний» (от лат. dies Dominicus).
Неделя в нашем понимании в церковно-славянском языке имеет название седмица.
Неделя о Мытаре и Фарисее – в православном церковном календаре относится к Сплошным Седмицам (2 — 8 февраля) – пост отменяется и в среду, и пятницу.
В православном церковном календаре Неделя о мытаре и фарисее (наряду с Неделей о блудном сыне(8 февраля), мясопустной(15 февр.) и сыропустной (22 февраля- Прощеное воскресенье) неделями) является одной из четырёх подготовительных к Великому посту.

Церковь проводит неделю, посвященную воспоминанию о мытаре и фарисее в назидание.

Значение Недели о мытаре и фарисее

Мытарь и фарисей – это две крайности. Правда в том, что настоящая духовная жизнь – это баланс между внутренним состоянием и внешней религиозностью. Христиане должны своими добрыми делами отражать свое смирение, желание угодить Богу, а не добиться славы.

На этом примере Христос учит нас, что важнейшим условием для совершения добра является смирение и покаяние, а самым большим препятствием – чрезмерная гордость.

Мы можем добросовестно делать все, что написано в Уставе – молиться, поститься, совершать добрые дела, соблюдать заповеди – но это не приблизит нас к святости и спасению, если это продиктовано самолюбованием, если цель всех этих действий – возвысить себя, а не стать светом для Господа.

Что такое пост, молитва и добрые дела? Это не преимущества для меня, усердного христианина, это не мои заслуги, а мой долг: обязательство перед Богом, свидетельство того, что “вера без дел мертва”.

И мытарь, и фарисей изображены молящимися. Молитва – это разговор с Богом, и ключ к этому разговору – слушать Бога. И я могу слушать Бога, только если я смирен. Именно это чувство, без которого нет ни покаяния, ни милосердия, ни любви, ни духовности, лежит в основе молитвы мытаря. И именно к этому чувству, как к главному состоянию молитвы, приучает нас Церковь. Не случайно каждое утро христианина начинается со слов “Боже, милостив буди мне, грешному”.

Читайте также:
Богослужения. Годовой круг: история, описание действия, значение

Гордый человек не только отказывается слышать голос Божий, но, напротив, непременно осуждает ближнего и наполняет окружающих своими “добродетелями” и мнениями, а не любовью Христовой.

Толкование Евангелия на каждый день года.
Неделя о мытаре и фарисее

В какие дни недели постился фарисей из евангельской притчи?

Оценка : 6.2 | голосов : 312

Заметка о Неделе о мытаре и фарисее

Сегодня вечером начинается период подготовки к масленичному вторнику. Впервые в этом году во время вечернего богослужения будет открыта книга Постной Триоди. Греческое слово Триодион (Τριῴδιον) переводится как “триптих”.

Книга получила свое название потому, что большинство будничных канонов состоит не из восьми (девяти) песнопений, а только из трех. Триодь содержит песнопения на протяжении всего Великого поста, включая Страстную неделю, Пасху, период Пятидесятницы и последующую неделю. Существует, однако, Постная Триодь, которая охватывает неделю перед Великим постом до Страстной субботы, и Воспитательная Триодь, которая начинается с Пасхи и заканчивается Неделей всех святых.

Первое воскресенье, или Неделя, в Церкви, которая начинает пение Постной Триоди и готовит к Великому посту, называется Неделей о мытаре и фарисее, потому что во время Божественной литургии мы читаем отрывок из Евангелия от Луки (глава 18, стихи 10-14), притчу, которую рассказал Иисус Христос о двух людях – мытаре и фарисее, пришедших в храм помолиться.

Псалмы Триоди дня связаны с этой притчей: они толкуют ее, показывая ее в дополнительных, ярких красках, как и другие литургические псалмы праздника.

Первый стих, которым начинается Триодь Великого поста:

Братья мои, давайте не будем молиться самодовольно, ибо кто возвышает себя, тот будет унижен. Смиримся перед Богом, взывая с публичным покаянием: “Очисти нас, Боже, мы грешны”.

Перевод на русский язык :

Не будем молиться по примеру фарисеев, братья мои, ибо кто возвышает себя, тот унижен будет. Давайте смиримся перед Богом, как мытарь в дни Великого поста: “Помилуй нас, Боже, грешных!”.

Многие из сегодняшних стихов проводят параллели между действиями фарисея и мытаря и рекомендуют, кому мы должны подражать, а также подчеркивают, какая молитва угодна Богу, а какая нет. Итак, по мере приближения Великого поста – времени очищения души – нам снова напоминают о том, как мы должны молиться в этот период.

По мере приближения Великого поста, времени очищения души, нам вновь напоминают о том, как мы должны молиться в это время

Твой гордый голос должен быть использован для ненависти к этому одному; но для другого ты должен ревностно молиться и взывать: “Боже, очисти меня от греха и помилуй меня”.

Читайте также:
Богослужения. Годовой круг: история, описание действия, значение

Перевод на русский язык :

Моя душа, уловив различие между мытарем и фарисеем, ненавидит первого надменным голосом, а молитву второго слушает с добрым раскаянием и взывает: “Боже, пожалей меня, грешного, и помилуй меня”.

Во время этой службы поются припевы и стихи 50-го псалма, а затем стихи из “Видев воскресение Христово”. С этого момента они будут исполняться на каждой воскресной всенощной до пятой недели Великого поста. В это время, по традиции, в храме выключается весь свет. В припевах и стихах поются красивые, душеполезные песнопения. Музыка к этим песнопениям написана несколькими выдающимися церковными композиторами, в том числе П. Г. Чесноковым, А. Л. Веделем и Д. С. Бортнянским.

Слава, ст. 8: Открой мне двери покаяния, Жизнодавец, ибо дух мой жаждет святого храма Твоего; телесный храм осквернен, но как Ты щедр, очисти его милостью Твоей.

И ныне, Матерь Божия: веди меня ко спасению, Матерь Божия, ибо всю жизнь я был одержим грехами и леностью, но Твоими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.

Глас 6: “Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и очисти беззаконие мое по великому множеству Твоему, по любящей благости Твоей”.

Стихи: “Я боюсь страшного дня суда, но надеюсь на милость Твою, как Давид, который взывал: “Помилуй меня, Боже, по величию Твоей непреклонной любви”.

Перевод на русский язык:

Слава, ст. 8: Открой мне врата покаяния, Податель жизни, ибо с самого рассвета дух мой стремится к Твоему святому храму, неся на себе все осквернения плотского храма. Однако именно Ты, по Своей нежной милости, очищаешь его.

А теперь, Богородица: Направь меня на путь спасения, Матерь Божья, ибо постыдными грехами я запятнал свою душу и легкомысленно растратил всю свою жизнь. Но Твоими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.

А также, глас 6: Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству благости Твоей, изгладь вину мою.

И стих: “Когда я думаю о многих тяжких грехах, которые я совершил, я трепещу, бедный человек, перед страшным днем суда. Но в надежде на милость Твоей благости я взываю к Тебе, как Давид: “Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей!

Читайте также:
Богослужения. Годовой круг: история, описание действия, значение

Эти гимны выражают суть периода покаяния и исправления, который должен наступить перед праздником святого воскресения Христова.

Читаемый в этот день канон из Триоди также посвящен сравнению между мытарем и фарисеем. Он восхваляет смирение мытаря и осуждает тщеславие фарисея. Многое было сказано о смирении Иисуса Христа:

Иисус Христос, во всем ведущий к смирению, возвышает мытаря в смирении, так же как Он показал фарисею, что тот должен быть возвышен в смирении.

Перевести на русский язык:

В притчах, которые ведут всех к исправлению жизни, Христос возвышает мытаря за его смирение, указывая также на фарисея, который смиряется своим возвышением.

В одном из тропарей канона нам предлагается учиться у фарисея и мытаря положительным аспектам и отвергать отрицательные:

Мы призваны учиться у фарисея и мытаря положительным аспектам и отвергать отрицательные.

Мы стремимся подражать добродетели фарисеев и соответствовать смирению мытаря, ненавидя как свои неуместные мнения, так и нечестие падших людей.

Переведен на русский язык:

Стараясь подражать добродетели фарисеев и завидуя смирению мытаря, пусть мы возненавидим то зло, которым обладают они оба: глупость и нечестие греха.

Следующая неделя – сплошная: по средам и пятницам вы можете съесть непортящийся продукт. Существует несколько версий его истории. В Типиконе, книге, содержащей литургический кодекс, говорится, что еретики строго постятся в эту неделю (этот пост называется “арцивурий”), а мы не постимся против них, чтобы бороться с ересью.

На самом деле, недельный пост, предшествующий Великому посту, был введен на Востоке в седьмом веке. Неохалкидонцы (те, кто не принял решение Четвертого Вселенского Халкидонского Собора) определили, что он должен состояться за десять или девять недель до Пасхи. В Армении этот пост называется “Арачаворк”, что означает “предшествующий”. Считается, что он был основан святым Григорием Великим. Однако существует и другое объяснение этого поста: армяне соблюдают этот пост в память о собаке по имени Арцивур, принадлежавшей учителю армянской ереси. Это объяснение, вероятно, возникло в результате спора между греками и армянами. Со временем этот пост стал символом разногласий между православной церковью и армянами.

Читайте также:
Богослужения. Годовой круг: история, описание действия, значение

Теперь мы не думаем о событиях, которые заставили нас отменить пост на этой неделе. Мы стараемся не подражать фарисеям, постясь дважды в неделю. В последнюю неделю Великого поста мы можем навестить наших родственников и друзей.

Наша следующая подготовительная неделя называется Неделей блудного сына. Богослужения также имеют свои особенности.

Великий пост // Православная Энциклопедия. Т. 7., С. 454–463. (https://www.pravenc.ru/text/150109.html)

Мансветов И.Д. О праздниках Восточной Православной Церкви. М., 1886.

Карабинов И. Триодь постная. Историческое рассмотрение его замысла, состава, изданий и переводов на славянский язык. Глава 3: Славянские издания и переводы Постной Триоди. – Москва: Ихтиос, 2004.

Кондак Недели о мытаре и фарисее

Второй Кондак недели о мытаре и фарисее, ст. 3. Ибо Он желает спасения всех людей; всем кающимся дает прощение. Для нас Бог воплотился, созданный Отцом. Источник: протопресвитер Александр Шмеманн Великий пост.

Во время сплошной недели можно есть все продукты, включая те, которые разрешены по средам и пятницам, даже если существует недельный пост.

В эти недели также отмечаются церковные праздники, которые часто связаны с четырьмя основными постами Великого поста (Великий пост, Петров, Успенский и Рождественский пост).

Неделя о мытаре и фарисее в 2022 году – с 13 февраля по 19 февраля

Одной из главных и уникальных особенностей Евангелия являются короткие притчи, которые Христос использует в Своем учении, в общении с людьми.

Удивительно то, что эти притчи, произнесенные почти две тысячи лет назад, в совершенно иной среде, чем наша, в другой цивилизации, на совершенно другом языке, по-прежнему актуальны и достигают той же цели сегодня. А это значит – в наших сердцах.

Ведь книги и слова, созданные совсем недавно, вчера, позавчера, уже устарели, забыты, канули в Лету. Мы больше не слышим о них, потому что их больше нет в живых. Эта простая, бесхитростная история оправдывает свою простоту.

Слушая их, кажется, что кто-то заглянул в глубины нашей жизни и сказал что-то только нам – только мне.

Читайте также:
Богослужения. Годовой круг: история, описание действия, значение

В притче о фарисее и мытаре речь идет о двух людях. Мытарь – это славянский термин, обозначающий сборщика налогов, занятие, не одобряемое древними цивилизациями. Фарисеем мы называем правящую партию, верхушку общества и государства.

Говоря сегодняшним языком, мы бы сказали, что притча о мытаре и фарисее – это символический рассказ о важном представителе правящего слоя с одной стороны и мелком, низкопробном аппаратчике с другой.

Христос говорит: “Два человека пришли в храм помолиться, один фарисей, а другой мытарь. Фарисей встал и помолился про себя: “Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как другие люди, воры, злодеи, прелюбодеи или этот мытарь. Я пощусь два раза в неделю и отдаю десятую часть всего, что приобретаю. Но мытарь, стоявший в стороне, не смел даже взглянуть на небо, но бил себя в грудь и говорил: “Боже, помилуй меня, ибо я грешник! Говорю вам, – заключает Христос эту притчу, – мытарь пошел домой оправданным более, нежели другой; ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

В Евангелии всего три строчки, но в них говорится о чем-то вечном, о том, что действительно применимо ко всем временам и ситуациям.

Но давайте не будем торопиться и займемся собой. В этом суть нашей государственной, общественной и, наконец, личной жизни, не так ли? Самовозвеличивание, самоутверждение, высокомерие, если воспользоваться старым, но, опять же, вечным диалектом, – вот в чем суть.

Прислушайтесь к пульсу нашей эпохи. Как нам справиться с чудовищной саморекламой, бравадой и бесстыдным самовосхвалением, которые настолько вплелись в нашу современную жизнь, что мы их почти не замечаем.

Всякая критика, пересмотр, переоценка, всякое проявление смирения – не стали ли они уже не только недостатком, пороком, но, хуже того, общественным и даже государственным преступлением. Видимо, любить свою родину – это постоянно унижать родину соседей, бесстыдно восхваляя ее. Лояльность требует постоянно провозглашать безгрешность власти.

Оказывается, быть человеком – значит унижать, топтать других, возвышать себя за счет их унижения. Проанализируйте свою жизнь, жизнь своего общества, сами основы его структуры, и вам придется признать, что это так.

Читайте также:
Богослужения. Годовой круг: история, описание действия, значение

Мы живем в мире, который настолько оглушителен и груб, что он уже не замечает его; он уже стал его частью. Действительно, Пастернак, один из величайших и тончайших поэтов нашего времени, утверждал следующее: “.все тонет в фарисействе.

Хуже всего, конечно, то, что самоправедность признается добродетелью. Нас так долго держали в атмосфере этого фантасмагорического псевдобожества, так привязывали к славе, успеху, взлетам и падениям, что все казалось хорошим и правильным, что в душах целых поколений сложился образ мира, где нормой являются только власть, гордость и бесстыдное самовосхваление.

Видя это, мы вспоминаем слова Евангелия: “Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет”. Сейчас нас привлекают к суду или помещают в психиатрические лечебницы, когда люди упоминают, шепчут и напоминают нам об этом. Предатели подстрекают других делать то же самое: посмотрите на этих предателей! Они выступают против величия и силы своей родины! Против ее достижений! Против самой лучшей, самой сильной, самой свободной, самой счастливой страны. И так далее. Вы должны быть благодарны, что не похожи на этих жалких ренегатов.

Однако давайте осознаем, что эта борьба, эта битва, которую сейчас ведет небольшое меньшинство, – это борьба и сражение за сами духовные источники жизни. Фарисейское высокомерие – это не просто слова. Рано или поздно она превращается в ненависть к тем, кто не принимает мое величие, мое превосходство. Это приводит к преследованиям и террору. Это ведет к смерти.

Используя притчу Христа, мы наносим удар по самому страшному раку в современном мире – раку фарисейской гордости. Пока эта опухоль продолжает расти, в мире будут царить ненависть, страх и кровь.

Так и сейчас. Мир может быть очищен только путем возвращения к забытой, презираемой, отброшенной силе – смирению. Ибо смирение – это признание и уважение другого, это способность мужественно признать свое несовершенство, раскаяться и тем самым встать на путь исправления. Истинная человечность лишена фальши, крикливости и тьмы фарисейства: она лишена истины, смирения и любви. Как первый призыв постного источника, эта притча Христа является призывом этой притчи Христа.

Читайте также:
Богослужения. Годовой круг: история, описание действия, значение

[Из книги “Воскресные беседы”.

Мы только что закончили читать статью Неделя о мытаре и фарисее в 2022 году. Читайте также –

Кондак Недели о мытаре и фарисее

глас 4.
Фарисе́ева убежи́м высокоглаго́лания, и мытаре́ве научи́мся высоте́ глаго́л смире́нных, покая́нием взыва́юще: Спа́се ми́ра, очи́сти рабы́ Твоя́.

Вторый кондак Недели о мытаре и фарисее, глас 3.
Воздыха́ния принесе́м мыта́рская Го́сподеви, и к Нему́ присту́пим гре́шнии я́ко Влады́це: хо́щет бо спасе́ния всех челове́ков, оставле́ние подае́т всем ка́ющимся. Нас бо ра́ди воплоти́ся, Бог сый Отцу́ Собезнача́льный.

Источник: Протопресвитер Александр Шмеман «Великий пост»

Седмица следующая за Неделей о мытаре и фарисее — «сплошная», то есть отменяется пост в среду и пятницу. Потому в просторечии седмица мытаря и фарисея называется «неделей всеядной». Отменяется уставный пост на этой неделе для предостережения от фарисейской самоуспокоенности. Когда человек формальным предписаниям Церкви (посту, посещению храма, чтению молитвенных правил) отдает много сил. И позволяет себе по этой причине свысока смотреть на других и осуждать их. Забывая, что Господь смотрит не только на поклоны в храме, но и в сердце человека. На примере мытаря и фарисея, святая Церковь учит верующих смирению и покаянию. Учит не хвалиться исполнением правил Устава и заповедей Господних. Показывает, что пост и молитва спасительны только тогда, когда не омрачены самолюбованием.
Эту седмицу именуют также «предвозвещение» — начинается подготовка к великой битве с собственными страстями и грехами, которая предстоит каждому постящемуся.
Вопросы для размышления над Евангельским чтением о мытаре и фарисее

Пожалуйста, соблюдайте правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копирование и вставка, провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.

Покая́ния отве́рзи ми две́ри, Жизнода́вче, у́тренюет бо дух мой ко хра́му свято́му Твоему́, храм нося́й теле́сный весь оскверне́н: но я́ко щедр, очи́сти благоутро́бною Твое́ю ми́лостию.
Отвоpи мне двеpи покаяния, Податель жизни, потому что моя дyша с pаннего yтpа стpемится к святому хpаму Твоему, так как хpам моего тела весь осквеpнен: но ты, Щедpый, очисти меня Твоею милостию.

Стихиры на Господи воззвах..

Братья, не будем молиться по-фарисейски, ибо кто возвышает себя, тот унижен будет. Как мытари, давайте смиримся перед Богом и помолимся: “Очисти нас, Господи, от грехов наших”.

Читайте также:
Богослужения. Годовой круг: история, описание действия, значение

Напрасно хвалится фарисей, кается мытарь, склоняется мытарь, и только один приходит к Тебе, Владыка; но ты хвалился, ты потерял дары; впрочем, ты ничего не сделал, и получишь их. В этих воздыханиях утверди меня, Господи Христе, как человека, любящего людей.

Слава, ст. 8: Господи Боже Вседержитель, я вижу, как могущественны слезы: ибо Езекия воздвигнут от врат дерзновения, и грешница избавлена от многих грехов своих; мытарь же оправдан более фарисея; и я молю, встретив их в святом общении, помилуй меня.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: