Святые – суть и понятия учения

§ 132. Почитание святых Почитание святых выражается в Православной Церкви в благоговейном воспоминании их подвигов и дел, в подражании им, в прославлении их святости, в празднованиях в их честь, в построении храмов во имя их, в зажигании лампад и в каждении святых.

2. Православный взгляд на почитание святых

Преподобный Иоанн Дамаскин, говоря о необходимости почитания святых, пишет: “Я называю их богами, царями и владыками, не по природе, но потому, что они царствовали и победили свои страсти, сохранив неизменным божественный образ и подобие, по которому они были созданы…… Они соединились с Богом, приняв Его в себя, и стали по общению и благодати тем, кем Он является по природе.

Почитание святых было одним из аспектов иконоборчества, которое Церковь обсуждала с седьмого по восьмой век. Преподобный Иоанн Дамаскин указывал на разницу между понятиями: “служение” или “служительское поклонение” (греч. latr)ia) и “почитание” или “неслужебное поклонение” (prosk)inesis). Неслужебное поклонение можно отнести ко всему, что связано с Богом (святые, их мощи, иконы, распятие, священные сосуды и т.д.). или к Его институтам (почитание родителей, гражданских властей). Мы также обязаны поклоняться каждому человеку как образу Божьему. И служение воздается только Богу[19].

Культ святых основан на том, что они являются вместилищем божественной благодати, они и их мощи почитаются как божественное творение[20].

Учение о почитании святых является неотъемлемой частью христианской догматики. Седьмой Вселенский Собор (787 год) одобрил его. В шестом акте Собора упоминается о “заступничестве” Марии, Непорочной Пресвятой Богородицы, а также “всех святых ангелов и всех святых, которым подобает честь, и их святых мощей, чтобы мы могли приобщиться к их святости”. Собор постановил: “Если кто не исповедует, что все святые, существующие от вечности и угодившие Богу, как прежде закона, так и под законом и под благодатью, достойны пред Ним и душою и телом, или не просит молитв святых, как имеющих разрешение ходатайствовать за мир по церковному преданию, – анафема. “[22]

Однако протестанты, например, не упоминают о важности или необходимости молитвенного общения со святыми (да и вообще не рассматривают святых в этом смысле). Их главным возражением против этого является описание в Писании Христа как Ходатая (Евреям 12.24) и единственного Посредника между Богом и человеком: “.один и единственный Посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос, отдавший Себя для искупления всего человечества”. (1 Тим. 2.5-6). “Призывание святых – это антихристианское заблуждение”, “это отступничество, потому что честь заступничества и помощи принадлежит одному Богу” (Христу) (Лютер, “Члены Шмалькальдена”, 1537)[23].

Протестанты утверждают, что поскольку Христос является Посредником и человек спасается верой в Него, почитание святых умаляет искупительную работу Христа. Однако апостол Павел говорит о посредничестве в деле искупления, в примирении человека с Богом, где не может быть другого посредника. Он имеет в виду объективную сторону спасения – то, что Бог сделал для нас, Его дар человечеству. Однако человек должен сделать определенные шаги, чтобы усвоить плоды Искупления. И люди делают их по-разному. Очевидно, среди них есть те, кто более опытен, кто поднялся выше на пути к совершенству и кто поэтому способен помочь менее совершенным в их восхождении.

Более того, верить в Христа – значит верить во все Его дела, включая Церковь, которую Он создал и за которую отдал Себя. Христос не является спасителем отдельных людей, разобщенных и замкнутых в своей личной вере, Он – “спаситель тела” (Еф.5.23), то есть всей Церкви[26]. 26] И все спасены постольку, поскольку они являются его частью, а не “на основании заключения индивидуального “договора” о спасении”.

Прославление святых по сути своей христоцентрично и является прославлением дела Христа, потому что Он Сам действует в них. “Бог благ во святых Своих”. – это то, что было сказано о любви святых в Ветхом Завете (Пс 67:36). Откровение в Новом Завете свидетельствует об этом: “Верующий в Меня будет делать те же дела, что и Я, и даже большие, чем эти”. (J 14,12). “Кто верует в Меня, у того, как говорит Писание, из жизни потекут живые потоки воды”. (J 7,38)[28].

Читайте также:
Грехи и страсти - суть и понятия учения

В заключение следует сказать, что в духовной жизни христианина должно выражаться почитание святых Божьих угодников. Оно должно заключаться не только во внешних обрядовых действиях – зажигании лампад и свечей перед их иконами, целовании икон и мощей, но, прежде всего, в молитвенном общении со святыми, а также в серьезном, вдумчивом изучении их жизни и трудов, в следовании их примеру и учению.

Данный текст является вводным отрывком.

Продолжение на ЛитРес

Святые – об учении: цитаты учащим и учащимся на каждый день

Для многих школьников 1 сентября начинается учебный процесс. Эти учения и наставления святых отцов Церкви об обучении, знании и образовании будут полезны всем, кто дает или получает образование.

Святой Марк Подвижник

“Тот, кто презирает знание и кичится невежеством, невежествен не только на словах, но и в мыслях”.

Святой Филарет Московский

” Просвещение приносит хорошие плоды в обществе только тогда, когда оно основано на вере.

” Раздраженный наставник скорее раздражает, чем наставляет”.

Святитель Димитрий Ростовский

“Емкость не теряет запаха, хорошего или плохого, которым она была ранее пропитана: таково воспитание детей! “. Поэтому необходимо с детства учить их добру.

Иоанн Златоуст

Какое искусство может сравниться с искусством воспитания ума и души молодого человека? Человек, владеющий этим искусством, должен быть более внимательным, чем любой живописец или скульптор.

“Нужна добрая проповедь, а не остроумие, нравственность, а не сила слова, дела, а не слова: они обеспечивают Царство и производят истинные блага. Не пользуйся языком своим, но очисти душу свою.

“Давайте научим наших детей предпочитать добродетель всему остальному, а изобилие богатства считать пустяком.

“Не рождение делает отца отцом, а хорошее воспитание; и не ношение в утробе матери делает матерью, а хорошее воспитание”.

Святой Тихон Задонский.

“Как маленькое деревце склоняется в ту сторону, в которую оно будет расти до конца, так и юноша, которого впервые учат, будет склоняться к концу своей жизни”.

” И из маленького мальчика может быть ангел, а может быть и дьявол. Какое у него воспитание и образование, такое у него и будет.

Святой Иоанн Кронштадтский

“В образовании крайне вредно развивать только интеллект и ум, оставляя сердце без внимания – именно сердцу необходимо уделять внимание. Необходимо очистить этот источник жизни, зажечь в нем чистое пламя жизни, чтобы оно горело и не гасло, и давало направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни.

Можно быть ученым, но, увы, неподготовленным человеком”.

Святой. Паисий, гельген

“Если дети хорошо учатся в школе, даже если они немного устали, они не будут опаздывать, быстро закончат школу, и им не о чем будет потом жалеть”.

Старец Филофей

“Как из мягкого воска, который можно вылепить по своему желанию, берут любой штамп, так и из маленького ребенка можно вылепить все, что угодно. Буквы, написанные на белой бумаге, остаются несмываемыми. И то, чему учится маленький ребенок, остается с ним навсегда, пока он не повзрослеет.

Преподобный Нил Синайский

“Кто хочет воспитать своих детей решительными, пусть воспитывает их с большой строгостью и в трудных занятиях, чтобы, отличившись как в науках, так и в поведении, они могли в свое время получить плоды своих трудов”.

Преподобный Ефрем Сирин

“Как тело без разума мертво, так и знание без деятельности бездейственно.

“Знания лучше богатства, маленький, но мудрый мальчик лучше старого, но глупого царя”.

Преподобный Абба Нестерой

По высокомерию или тщеславию никто не должен думать, что не нуждается в наставлениях других, какими бы знаниями он ни обладал”.

Читайте также:
Небесные силы - суть и понятия учения

Преподобный авва Феона

“То, что познается не наукой, а опытом, что не может передать неопытный, понять или сохранить разум, кроме того, кто приобрел знание подобным усердием”.

Преподобный Исидор Пелусиот

Если он изучил много искусств и знаний, даже если он одарен, он не будет обладать глубокими знаниями в каждом из них, так как время, посвященное первому искусству, будет потрачено на изучение другого.” Даже если человек знает много искусств, он не преобладает над человеком, обученным до совершенства в каком-то одном искусстве. Поэтому не стоит также стремиться знать все. Следствием этого будет то, что вы не достигнете точного понимания всех предметов. Старайтесь смотреть сквозь призму разума с одной целью. Таким образом, вы овладеете этим вопросом.

Кто такие святые в христианстве

В православии святые люди – это не только добрые и благочестивые, но и те, кто открыл свои очищенные сердца Богу в попытке соединиться с Ним. Точно так же, чем больше человек просвещается благодатью, тем больше он способен видеть свои недостатки и искажения, вызванные грехом. Истинные святые праведны для окружающих их людей, но они также видят себя последним грешником.

С другой стороны, следует отметить, что “святой” и “безгрешный” являются синонимами только для Бога. Бог свят и не имеет греха. Святой человек не без греха. Но у него есть постоянное желание победить грех с Божьей помощью. Давайте вспомним слова Писания: “Праведник семь раз упадет и опять поднимется” (Притчи 24:16).

Протоиерей Андрей Ткачев в одной из своих проповедей отмечает: “Святость не означает абсолютную безгрешность. Безгрешным был только Иисус Христос. Они оплакивали свои грехи и каялись, но не игнорировали их. Для святых есть прошлое, а для грешников – будущее.

Митрополит Антоний Сурожский в одной из своих лекций описал святых как людей, через которых действует и сияет Бог. Дух Господень может творить через них чудеса. Многие православные святые получили дар ясновидения при жизни, исцеляя больных, а после смерти они помогают тем, кто им молится. Часто останки святых не разлагаются. На основании этих чудес и народного почитания Церковь канонизирует святых, то есть прославляет их как святых.

Эта процедура сама по себе не делает человека святым, а просто подтверждает то, что произошло давным-давно на небесах. Канонизация праведника не означает одобрения всех его высказываний или действий. Святые Православной Церкви были людьми своего возраста, часто со своими ошибками и немощами, которые не мешали им приближаться к Богу.

СВЯТОСТЬ

Святость (греч. άγιότης, лат. sanctitas) – одно из фундаментальных понятий в христианском учении. Его основной смысл – это общение человека с Богом, его божественное преображение, происходящее под воздействием Божьей благодати. В преображенном человеке восстанавливается его природа, разрушенная грехом, и восстанавливается его единство с Богом как “дитя Божье”.

Основой этого обновления является воплощение Бога, то есть принятие Христом человеческой природы. Поскольку человеческая природа была очеловечена во Христе, это также открыло путь к Богу для всего человечества: христиане, следующие за Христом, разделяют Его божественную благодать и становятся святыми.

В первом соборном послании апостол Петр обращается к христианам и говорит: “Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел. Вы были некогда не народ, а теперь вы народ Божий; вы были некогда непростительны, а теперь вы прощены” (1 Петра 2:9-10). Вступление в святость совершено Христом: “Но как призвавший вас, будьте святы во всем; ибо написано: “Будьте святы, ибо Я свят”” (1 Пет. 1:15-16). (1 P 1,15-16).

Такое понимание христиан как народа Божьего основано на словах самого Христа, обращенных к Своим ученикам: “В тот день узнаете, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас” (Иоанна 14:20); Христос “тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими” (Иоанна 1:12). Рассматривая именно это понятие святости, апостол Павел описывает христианские общины как собрания святых: “всем находящимся в Риме, возлюбленным Богом, призванным быть святыми” (Рим. “Всем святым во Христе Иисусе в Филиппах” (Филиппийцам 1:1); “святым и верным во Христе Иисусе в Ефесе” (Ефесянам 1:1); “Церкви Божией в Коринфе, со всеми святыми в Ахаии” (2 Кор. 1:1).

Читайте также:
Шестая заповедь: «Не убивай» - суть и понятия учения

Понимание христианской общины как общения друзей Божьих, “святого народа”, было наиболее выражено в литургической жизни древней Церкви, ибо именно Евхаристия была центром и основой этой жизни, основой поклонения и основой учения.

Иреней Лионский (+ ок. 200 г.) писал: “Наше учение согласуется с Евхаристией, а Евхаристия, в свою очередь, подтверждает наше учение. Самые древние из сохранившихся евхаристических молитв говорят о “святом народе”, который Христос, Сын Божий, посвятил Отцу (например, евхаристическая молитва в “Апостольском предании” Ипполита Римского, описывающая римскую литургическую практику в третьем веке). Этот “святой народ” отождествляется с общиной, которая участвует в богослужениях и принимает Тело и Кровь Христа. Евхаристическая молитва, описанная в Учении двенадцати апостолов (Дидахе, последний II век), заканчивается словами: “Кто свят (άγιός), тот да откроется, а кто не свят, тот да обратится”. Маранафа (Господь приходит). Аминь” (глава x).

Идея святости причащающейся общины сохраняется и в современном обряде православной литургии, когда священник после чтения “Отче наш” и перед причащением возглашает: “Святый Святым (Τά άγια τοîς άγίοις)”, на что прихожане (хор) отвечают: “Един Свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца”. Из учения св. Кирилла Иерусалимского следует, что святые дары (“Святой”) даются святым, святость которых тождественна святости Христа, через которых они соединяются в общении (см. Катехизические труды св. Кирилла Иерусалимского, 348), как свидетельство этого.

Этот момент евхаристического служения содержит определенное богословское понятие святости. Евхаристия – это единение верующих с Богом, реализация Царства Божьего в историческом существе, находящемся на пути к этому Царству. В общении вечность преображенного существования Царства Небесного, параболического существования, присутствует во временном существовании, в земной жизни церковной общины. Верующие стоят перед Богом вместе с небесными силами и сакраментально представлены херувимами (“И херувимы образованы в тайне”). Причастие требует очищения от греха (отсюда более поздняя связь таинства покаяния с причастием), которое дается благодатью евхаристической литургии. Вступление верных в вечность, в таинство забвения, подготовленное их очищением, составляет их святость. Таким образом, святость – это причастность к вечной жизни, общение с Божеством, предвкушение в этом бытии грядущей пакибытия.

Древняя церковь, которая почитала людей как святых, также основывалась на том же понимании. Святыми считаются те, чья принадлежность к Богу была открыта Церкви как несомненный факт, чье спасение (т.е. вход в Царство Небесное) было обнаружено уже сейчас, перед последним судом. Первоначально к ним относились апостолы, которым Сам Христос сказал, что они избраны к вечной жизни (Иоанна 17:21-24). В эту группу также входили пророки и патриархи Ветхого Завета, чья святость подтверждается в Писании. То же самое было и с мучениками, ибо, согласно древней Церкви, дела мучеников сразу открывали им Царство Небесное. Их принадлежность к Богу подтверждалась даром творить чудеса, которым он наделил усопшего святого. Канонизация святых, которая со временем превратилась в довольно формальную процедуру, на самом деле была подтверждением церковью общения святого с Богом.

Таким образом, святой каждый раз является проявлением спасения, милосердия Бога к человеку, благодати, которую Бог посылает Своему народу. В книге “Перпетуя, Фелицитатис и другие, пострадавшие с ними” (Passio Perpetuae et Felicitatis cum sociis), которые были замучены в Карфагене в 202 или 203 году, упоминается, что Фелицитатис родила ребенка незадолго до казни, когда она уже находилась в тюрьме. Роды были настолько трудными, что охранявшие ее солдаты спросили: “Раз ты так страдаешь, что будет с тобой, когда тебя отдадут в руки зверя?”. Фелицитата ответила: “Сейчас я страдаю, потому что страдаю за себя, но потом я буду страдать за другого [то есть за Христа], и другой будет во мне и будет страдать за меня”. Подвиг, совершенный святым, рассматривается не столько как подвиг самого святого, сколько как акт Божественной благодати, как откровение Божественного провидения. Decretum Gelasianum, латинский канонический памятник начала шестого века, утверждает необходимость публичных чтений о мученичествах, в которых “победа мучеников и их удивительное исповедание сияют через многие формы пыток, которые они перенесли”. Ибо кто может сомневаться, что страдания их были выше человеческой меры, и что они переносили их не своими силами, а по милости и помощи Божией?” Таким образом, святые являются ярким проявлением Божьего провидения по отношению к человеку. Разнообразие результатов, ведущих к святости, является доказательством разнообразия Провидения: каждый святой своей особенной жизнью показывает свой путь к святости и является ее примером.

Читайте также:
Седьмая заповедь: «Не прелюбодействуй» - суть и понятия учения

Святой открывает путь к Богу и в этом качестве выступает как заступник людей перед Богом, как своего рода посредник между Богом и людьми. Развитие почитания святых здесь накладывается на мощный пласт религиозных и социокультурных представлений позднеантичного общества (а также позднее, отчасти, на аналогичные представления других народов, подвергавшихся христианизации). В своей функции защитника и заступника святой выполняет ту же миссию, что и демоны (или другие мифологические существа) в языческом мировоззрении, которые защищают отдельного человека или весь его род и играют роль посредника между человеком и высшими силами. Соответственно, культ святых отвечал ожиданиям покровительства и защиты, которые прочно укоренились в социокультурной структуре позднеантичного общества; святым молились в тех же случаях, в которых раньше приносили жертвы богам и просили помощи у героев. Такая передача функций, характерная как для западного, так и для восточного средневековья, в конечном итоге обусловила консолидацию различных сфер влияния на отдельных святых и обычно приписывалась так называемой “народной” религии.

Однако с самого начала христианское понимание святости подчеркивает определенные элементы, которые в корне чужды языческим культам. Человеческая святость связана с человечностью Слова Божьего, со следованием по пути, проложенному страданиями и смертью Христа на Кресте. Именно поэтому все раннехристианские писатели подчеркивают, что мученики стали причастниками Бога именно благодаря своим полностью человеческим страданиям и мученичеству. Эта близость к Богу в сочетании с их человечностью означала, что святые могли быть посредниками между Богом и человеком. Языческие верования, с другой стороны, характеризуются представлением о непреодолимой границе, отделяющей высшие силы от всего, что защищает человеческую природу, и особенно от божественных героев.

Кроме того, языческие верования приписывали духам-посредникам (включая гениев, демонов и других “низших” духов) роль посредников между высшими силами и человеком. Христианским эквивалентом этих верований является вера в ангелов-хранителей. Призывание святых свидетельствовало о радикальном пересмотре этих мирских представлений. Посредники, как и ангелы, становились причастниками Божества в силу своих подвигов. Благодаря заступничеству святого и близости, которую он обеспечивал (что выражалось очень конкретно в почитании мощей), верующий оказывался в непосредственной близости к Богу и переживал близость к Нему так, как не могли язычники. Бл. Августин [1] прямо противопоставляет путь к Богу через святых мучеников, которые не являются богами, но были благословлены Богом своей добродетельной жизнью и кончиной, языческому обращению к демонам, которые могут быть добрыми и злыми – ложный спиритуализм язычества противопоставляется здесь антропологии христианства, основанной на вере в воплощение Бога-Слова.

Ходатайство о святых основано на идее единой Церкви живых и мертвых, которая является телом Христа. С древних времен церковь соблюдает молитвы за умерших как способ поминовения усопших. Согласно церковному учению, эти молитвы приносят пользу умершим и способствуют их спасению.

По словам святого Иоанна Златоуста, “молитвы и милостыня за усопших не напрасны. Святой Дух установил все это ради взаимной пользы”. Кроме того, святые остаются в церковной общине в состоянии преставления к вечной жизни, служа заступниками как для церкви в целом, так и для отдельных людей.

Читайте также:
Третья заповедь: «Не произноси имя Бога твоего напрасно» - суть и понятия учения

Таким образом, учение о святости содержит в себе преодоление противоположности между материальным и духовным, нематериальным и невещественным, то есть тех фундаментальных противоположностей, которые в дохристианских представлениях выступали в качестве абсолютных границ, разделяющих божественное и человеческое, смертное и бессмертное. Святые, как “друзья Божии” и заступники людей перед Богом, соединяются в этом действии с ангелами, то есть с бесплотными, нематериальными силами; таким образом преодолевается противоположность между материальным (телесным) и духовным, и материальность перестает быть препятствием для соединения с Божеством. В то же время святые – это существа, приобщенные к Богу, то есть к нетварному началу, и соединяющие таким образом смертное человечество с нетварным Божеством. Эти элементы учения о святости образуют целостную богословскую систему, сформулированную в полном объеме в VII и VIII веках преподобным Максимом Исповедником и преподобным Иоанном Дамаскиным. Развивая учение о божественных энергиях, они говорят о проникновении этих энергий в человеческую природу и о святости как результате этого проникновения. Поскольку в святости преодолевается противопоставление духовного и материального, святые спасаются “телесно” (σωματιχώς), то есть и их плоть, и их образы (иконы) пропитываются божественными энергиями. Эта доктрина оправдывает почитание святых в целом, а также такие формы почитания, как реликвии и иконы святых.

Русская Церковь усваивает себе те представления о святости, которые заимствованы из патристической традиции. Обличая еретические движения протестантского толка, русские духовные авторы подчеркивали доктрину святости и обоснование почитания святых. К таким обличительным произведениям относятся “Просветитель” преподобного Иосифа Волоцкого и “Камень веры” Стефана (Яворского). Св. Серафим Саровский описывает, как можно обрести Святой Дух в учении о православном богословии святости.

Богословие святости

Для православных христиан святость – это онтологическая характеристика, которая подразумевает внутреннее преображение, восстановление нетленной природы Творения и восстановление для людей их Божественного образа. Спасение связано с понятием святости. Падший мир будет спасен и преображен вторым пришествием Иисуса Христа, но отдельные предметы и люди могут с помощью Божественной благодати, понимаемой как нетленная энергия Бога, приобрести аспект преображенной, прославленной материальности будущего века уже в настоящем веке. Переход в состояние благодати является отличительной чертой святой жизни. 2] Атрибут святой по отношению к предметам частично пересекается со священным, но последнее в большей степени выражает функциональность предметов и их религиозное назначение, тогда как понятие святой подчеркивает их особые внутренние свойства.

Западная традиция христианства подчеркивает скорее моральное, чем онтологическое качество святости. Для католического богословия характерно понимание человеческой святости как морального совершенства, проявляющегося в героических добродетелях. Христианину необходимо обладать такими добродетелями, чтобы быть канонизированным, то есть быть прославленным Церковью как святой. Католическое богословие подчеркивает важность совместного действия благодати и личных усилий человека для достижения святости. Поскольку предметы посвящаются Богу, они считаются святыми, поэтому различие между святым и священным исчезает.

Понимание святости в протестантизме в значительной степени соответствует использованию этого термина в Новом Завете. Святость в первую очередь касается человека и понимается как общая моральная цель [4]. Человек стремится подражать нравственному совершенству Бога, в соответствии с Евангелием: “…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Матфея 5:48).

Библейские понятия «святость» и «праведник»

Прежде всего, я предлагаю вам вспомнить, о чем мы говорили в главе “Не только многолетние мудрецы”. Вы должны знать, что в их время все “святые” были обычными людьми, не сильно отличающимися от известных или выдающихся членов их церкви сегодня. Поэтому они, естественно, имели человеческие недостатки и слабости. Библия утверждает, что безгрешных людей не бывает: “Все согрешили и лишены славы Божией” (Римлянам 3:23; Римлянам 3:9; 3 Царств 8:46; 2 Паралипоменон 6:36). Писание показывает, что апостолы, пророки и патриархи были обычными людьми: Петр предавался лицемерию (ср. Галатам 2:11-14), Павел считал себя грешником (ср. Римлянам 7:14-25), у Варнавы и Павла были разногласия (ср. Деян. 15:36-40), пророк Иона уклонялся от исполнения воли Господа и роптал на милость, которую Он оказал ниневитянам (ср. Иона 1:3, Иона 4:1), Иаков сговорился со своей матерью Ревеккой обмануть отца, чтобы получить первородство (ср. Бытие 27 гл. ), десять основателей колен Израилевых – сыновья Иакова – продали своего брата Иосифа в рабство (ср. Бытие 37 гл. ) и т.д. Библия утверждает, что только Иисус Христос безгрешен: “Ибо Он поставил Его за нас грехом, не знавшего греха” (2 Кор. 5:21, см. также 1 Пет. 2:22, 1 Иоан. 2:1, 1 Иоан. 3:5, Евр. 4:15).

Читайте также:
Пост в православии - суть и понятия учения

Тем не менее, умершие выдающиеся христиане были возведены Церковью в ранг “святых” и вознесены на небеса. Апостолы, конечно, были первыми, кто удостоился этой “чести”. Итак, давайте посмотрим, что они могли сказать об отношении к другим.

Во время своего исполненного чудес служения апостол Петр отказался встать на колени.

“Когда Петр вошел, Корнилий встретил его, поклонился ему и пал к ногам его. Петр в ответ поднял его и сказал: “Встань, я тоже человек”. (Деяния 10:25, 26).

Павел и Варнава также не позволяли “идолизировать” себя после совершенных ими исцелений.

” Мужчины, почему вы это делаете? “Мы такие же люди, как и вы, и проповедуем вам обратиться от этих лжеучений к Богу живому, Который сотворил небо, землю, море и все, что в них” (Деяния 14:15).

Точно так же поведение апостолов соответствует духу первой церкви. Ученики Христа известны своей кротостью, о которой мы подробно говорили в предыдущих главах. Поэтому никто не поклонялся апостолам. Они считались более опытными и уважаемыми среди равных христиан в церкви. Их единственными слугами и служанками были помощники. Хотя у них было много последователей, они не были богаты и терпели лишения, неся Евангелие по всему миру” (см. Рим. 6:3-5). Поэтому апостолы и не помышляли о том, чтобы превозносить себя выше Христа (см. 1 Кор. 1:12, 13). Возможно, из-за самоотверженного служения апостолов термин “святой” стал означать абсолютную чистоту и безгрешность. Ни в Ветхом, ни в Новом Завете Писание не называет ни одного верного последователя Бога безгрешным и чистым человеком. Это связано с искажением смысла святости, которое происходило на протяжении веков.

Словари Стронга и Винокурова указывают, что святость похожа на греческие слова *****, которые означают 1) святой, праведный, благочестивый и 2) посвященный; в Ветхом Завете это было еврейское слово ******* ******, которое означало: 1) святой, 2) посвященный.

В Еврейской энциклопедии, электронную версию которой можно посмотреть на сайте www.eleven.co.il, в статье “Святость” можно прочитать

“В Библии святость обозначается словом קֹדֶשׁ кодеш, … и то, что считается святым, есть קָדוֹשׁ кадош. Еврейские экзегеты, следуя традиции галахического мидраша (Сифра к Левит 19:2), толкуют глагол с основой קדש (кдш) как “отделять”, “изолировать”.

Бог, источник святости, называется Святым (Кадош). Объекты, места, лица и действия, связанные со служением Богу или посвященные ему, обретают святость.

Поскольку святость – это сущность Бога, Библия рассматривает нравственное совершенство как важный аспект святости”.

Согласно еврейским библеистам и богословам, термин “святость” в Библии означает: 1) удаленность от греха и 2) отделение, преданность Богу. Давайте рассмотрим эти два аспекта слова “святость”:

Первый аспект. Удаление от греха, нечистоты и беззакония.

Бог – единственный, кто действительно свят: “Господи, Ты свят” (Откр. 15:4). Творец постоянно призывает Свой народ: “Будьте святы, ибо Я свят” (Лев. 11:44, см. также Лев. 19:2, Лев. 20:7, 1 Пет. 1:16). Однако, чтобы быть святым, Творец учит не столько отвергать абстрактное зло, сколько призывает не нарушать Его конкретные заповеди. В вышеприведенных главах книги Левит Господь определяет условия святости как исполнение заповедей Моисеева закона: “Не оскверняйте души вашей никаким гадом, и не делайте нечистоты через него, ибо Я Господь, Бог ваш; освящайте себя и будьте святы, ибо Я свят” (Лев. Исследование Евреям 11:43,44 гласит: “Будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш”. Не делайте себе ложных богов” (Лев. 6:35). В 19:2,4 Господь говорит: “Будьте святы предо Мною, ибо Я свят”. Мужчины или женщины, если они проклинают мертвых или занимаются колдовством, да будут преданы смерти (Лев. 20:26,27) и т.д.

Читайте также:
Ветхий Завет - суть и понятия учения

То есть, согласно Библии, святость – это не просто безгрешность, но исполнение людьми Божьего закона, несоблюдение которого является грехом.

“Освятитесь и будьте святы, ибо Я, Господь, Бог ваш, свят; соблюдайте законы Мои и исполняйте их, ибо Я, Господь, освящаю вас” (Лев. 20:7 и 8).

” Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда, дабы каждый из вас знал, как содержать свой сосуд в святости и чести. Ибо Бог призвал нас не к нечистоте, но к святости” (1 Фес. 4:3, 4, 7).

Второй аспект. Отделение (выделение) человека от обыденного, обычного, мирского для того, чтобы приблизиться к Богу; принадлежность Творцу; избранность, преданность Господу.

В этом смысле святынями являются: скиния (ср. Исх. 40:9); утварь святилища (ср. Чис. 7:1); день покоя, установленный Творцом (ср. Исх. 16:23); жертвенник (ср. Исх. 29:37); приносимые жертвы (ср. Лев. 6:25); стан народа Божьего (ср. Втор. 23:14); город Иерусалим (ср. Неем. 11:1); земля Израиля (ср. Иер. 2:3); первенцы сынов Израиля (ср. Числ. 3:13); закон, заповеди Божьи (ср. Рим. 7:12). Эти предметы, лица, места, дни и заповеди как таковые не обладают чудесами или магией: они лишь выбраны или назначены Богом для определенной Им цели. Более подробно о чудесной природе святых вещей мы поговорим в главе “Святые места и предметы”, а пока обсудим само понятие святости.

Согласно сегодняшним представлениям, святость означает полную чистоту и безгрешность. Поэтому изучающих Библию может смутить тот факт, что в Библии все евреи и все христиане называются святыми.

“Ты народ святой у Господа, Бога твоего, и Господь избрал тебя в народ Свой из всех народов земли” (Втор. 14:2).

” Вы – род избранный, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий” (1 Петра 2:9).

Чтобы помочь нам разобраться в этом вопросе, давайте рассмотрим еврейское применение термина “святость” в отрыве от прямого поклонения Богу. С незапамятных времен и по сей день еврейская свадебная церемония не обходится без ключевой фразы. Протягивая невесте золотое кольцо (ранее золотую монету), жених говорит: “Отныне ты становишься для меня святой (посвященной), по закону Моисея и Израиля. После получения согласия невесты все присутствующие провозглашают: “Посвящается”. С этого момента молодая пара считается мужем и женой. Здесь мы видим, что, став женой, девушка становится святой для своего мужа, предназначенной для него, запретной для любого другого мужчины.

Именно в этом смысле Бог называет себя мужем своего народа: “Творец – жених твой” (Ис 54:5; ср. также Иер 3:1; Ос 1:2; Еф 5:25; Откр 12:1. 6; Откр 19:7). Евреи, а затем и христиане были освящены, то есть предопределены к нему, заключив завет с Творцом. Поэтому Творец хочет, чтобы мы были Его святым народом – и только Его. Вот почему Бог называет Себя ревнивым, когда Его народ прелюбодействует с идолами и другими богами (мы обсудим это более подробно в главе “Идолопоклонство в Библии”).

Обсуждая первый аспект святости, мы видели, что святыми в Писании называются люди, которые приняли призыв Господа жить не по человеческим постановлениям, а следуя Божьим заповедям. Однако мы понимаем, что как среди евреев после заключения завета на горе Синай были люди, так и среди ранних христиан были те, кто не полностью подчинялся Божьим законам. Мой дорогой читатель, теперь ты яснее понимаешь, почему Библия называет всех христиан и иудеев святыми. Они были святы перед Господом в соответствии со вторым аспектом святости. На протяжении всей истории евреи и христиане были избраны Богом, заключили с Ним “брачный завет” и назывались святыми людьми. В этом завете, как и в брачном завете, есть два условия: 1) взаимная верность; 2) Бог будет благословлять Свой народ до тех пор, пока они соблюдают Его заповеди.

Читайте также:
Четвертая заповедь: «Помни день субботний» - суть и понятия учения

” Господь сделает тебя святым народом Своим, как Он клялся тебе, если будешь соблюдать заповеди Господа, Бога твоего, и ходить путями Его” (Второзаконие 28:9).

” Если вы будете слушаться голоса Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, и будете у Меня народом святым” (Исход 19:5,6).

“Господь ныне обещал тебе, что ты будешь Его народом, как Он сказал тебе, если будешь соблюдать все заповеди Его, и что Он поставит тебя над всеми народами, которые Он сотворил, в честь, славу и великолепие, что ты будешь народом святым пред Господом, Богом твоим” (Втор. 26:18,19, см. также Втор. 33:3, Пс. 49:5, Пс. 148:14, Числ. 15:40).

“Ищите мира со всеми человеками и святости, без которой никто не увидит Господа” (Евр. 12:14).

“Всецело уповайте на благодать, данную вам при явлении Иисуса Христа… по примеру призвавшего вас Святого, и будьте святы во всех поступках ваших. Ибо написано: “Будьте святы, ибо Я свят”. (1 P 1, 13, 15, 16).

” Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, для совершения святых, на дело служения. Поэтому я молю и умоляю Бога, чтобы вы перестали уподобляться другим народам. Ибо вы слышали о Нем и научились в Нем, потому что истина в Иисусе, отложить прежний образ жизни ветхого человека, умершего в обольстительных похотях, и обновиться духом ума вашего, и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости по истине” (Еф. 4:11,12,17,22-24).

“Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, терпение…… И да царствует в сердцах ваших мир Божий, к которому и вы призваны…… Слово Христово да вселяется в вас обильно” (Кол. 3:12,15,16, ср. также Тит. 2:3, 1 Кор. 14:33, Еф. 3:5). 1:4, 11-18, Еф. 2:13, 19, Еф. 3:18-20, Еф. 5:3, Иуд. 1-5, 1 Тим. 2:15).

Давайте теперь рассмотрим еще несколько доказательств того, что святость по отношению к человеку в Библии не означает полную чистоту и безгрешность. Из Послания к Евреям ясно, что святые – это не только духовные лидеры Церкви, но и простые верующие:

“Приветствуйте всех ваших учителей и всех ваших святых”. (Евр. 13:24).

В этом же письме автор называет всех участников спасения Иисуса Христа святыми:

Братья небесные знают, что Вестник и Первосвященник исповедания нашего есть Иисус Христос” (Евр. 3:1).

Теперь посмотрите, как начинаются послания к Коринфянам. Павел обращается к ним: “Святые”.

Бог призвал Павла быть апостолом Иисуса Христа. к церкви Божией в Коринфе, освященной во Христе Иисусе, называемой святой” (1 Кор. 1:1,2, см. также 2 Кор. 1:1).

Далее апостол говорит, что святые братья – обычные люди, среди них мало мудрых, сильных и благородных:

Смотрите, братья, кто вы: мало из вас мудрых по плоти, мало из вас сильных, мало из вас благородных” (1-е Кор. 1:26).

Позже в послании Павел указывает коринфянам на различные проступки и слабости, а также на их непонимание учений Иисуса:

Держите себя прямо, как должно, и не грешите, потому что некоторые из вас слепы к Богу (1 Кор. 15:34, см. также 1 Кор. 1:11-13, 1 Кор. 3:3, 1 Кор. 4:18, 1 Кор. 5:1, 1 Кор. 6:1,7,8, 2 Кор. 12:15-21, 2 Кор. 13:2-10)

Читайте также:
Нагорная проповедь - суть и понятия учения

Несколько раз в Новом Завете святым повелевается служить. Павел сказал:

Речь идет не о служении апостола святым церкви, но о служении всем христианам.

Обращаясь к святым, апостол рассуждает о благотворительности и предлагает собрать средства для братьев и сестер в других городах, где был неурожай:

“Ибо знаю усердие ваше… Давайте каждому по сердцу его, не по злобе и не по принуждению… Ибо труд сей, который есть служение, не только восполняет скудость святых, но и много дает обильной благодарности Богу” (2 Кор 9:1.

В наше время принято молиться святым о помощи, но апостолы призывали братьев-христиан молиться о святых:

“Молитесь во всякое время … со всяким упорством и молитвой за всех святых”. (Еф 6:18).

Апостолы также просили, чтобы за них молились:

Эти стихи ясно говорят о необходимости для христиан молиться друг за друга – “молитесь друг за друга”. (Иакова 5:16). (Иакова 5:16).

Аналогично, праведность не означает безгрешность по аналогии со святостью. Многие библейские герои, которых называли праведниками, не были без греха. Авраам, не доверяя Богу, дважды поставил под удар честь своей жены (ср. Моисей убил человека (Быт.2:23, 12:11-13, 20:2). Исх. 33:11, Евр. 11:24, Втор. 34:10, Исх. 2:12), Давид взял Вирсавию и убил ее мужа Урию (см. 3 Цар. 9:4, Евр. 11:32, 2 Пар. Пьяный Лот, дважды позволил своим дочерям совершить с ним кровосмешение (см. 2 Пет. 11:3,4,15). 2:7, Быт. 19:30-36), и т.д., и т.п.

Среди людей нет ни святых в смысле безгрешных, ни праведных:

“Нет праведного ни одного человека… ибо все согрешили и лишены славы Божией” (Рим. 3:10, 23, см. также Еккл. 7:20).

Только Христос является истинно праведным, и те, кто принял жертву Иисуса за свои грехи, будут спасены благодаря Его чистой, невинной крови:

“Чтобы привести нас к Богу, Христос однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных”. (1 Петра 3:18; см. также Римлянам 5:17; 2 Коринфянам 5:21; 1 Иоанна 3:5).

Библия называет праведниками, как и святыми, не тех, кто совершенно безгрешен, а тех, кто старается жить правильно, согласно заповедям Творца:

“В этом праведность наша, если мы будем стараться соблюдать все заповеди сии пред лицем Господа, Бога нашего, как Он повелел нам” (Второзаконие, 6:25).

“Кто поступает справедливо, тот справедлив, как и сам он справедлив”. (1 J 3, 7).

“Если кто справедлив и поступает справедливо, … не обращает глаз своих к идолам, … не оскверняет жены ближнего своего, … никого не притесняет, не отдает должнику долга его, не крадет, дает хлеб голодному, покрывает нагого одеждою, дает алчущему и сам берет мало, удерживает руку свою от беззакония, судит человека с человеком, соблюдает заповеди Мои и верно хранит слово Мое, тот праведен”. . говорит Господь Бог” (Иезек. 18:5-9, см. также Иезек. 3:21, Пв 24:16, Пс 36:30,31, Пс 111:1-7, Малахия 3:18, Мф 25:37-40, 1Пт 4:18, Рим. 5:19, Рим. 6:19, 1 Кор. 6:9-11).

Как правило, Библия упоминает праведников не рядом с другими людьми, говоря, что они лучше среднего человека, а в сравнении с грешниками, то есть беззаконниками. Грех, как мы уже видели, – это несоблюдение Божьих законов (1 Иоанна 3:4). Писание противопоставляет праведников и тех, кто пренебрегает мудрыми Божьими повелениями.

“Блаженна глава праведника, а уста нечестивого заграждаются насилием”. (Притчи 10:6).

“Нечестивых преследует зло, а праведникам воздается добром”. (Притчи 13:22).

“Праведность праведных пребудет с Ним, и беззаконие нечестивых пребудет с Ним” (Иезекииль 18:20, см. также Иезекииль 18:24,26, Иезекииль 33:12,13, Матфея 9:13, Луки 15:17)

Поэтому, согласно Библии, святые и праведники – это обычные люди, которые стараются жить по заповедям Творца.

Жития русских святых

Каждое общество, как и каждый человек, нуждается в сияющем духовном идеале. Общество нуждается в этом, особенно в “смутные времена”. Что для нас, русского народа, является этим духовным идеалом, этим духовным стержнем, этой силой, объединяющей Россию на протяжении тысячелетия перед лицом нашествий, смут, войн и других глобальных катастроф?

Читайте также:
Священное Предание - суть и понятия учения

Несомненно, православие связывает людей друг с другом, но не в том виде, в котором оно пришло из Византии, а в том, который оно приобрело на русской земле, с учетом национальных, политических и экономических особенностей Древней Руси. Сформировав пантеон святых, таких как Николай Чудотворец, Иоанн Креститель и другие, византийское православие пришло на Русь. К XI веку христианство только начинало распространяться на Руси, и многие простые русские люди в то время не имели религиозной веры. Нужно было проникнуться духовным духом православной веры, чтобы признать святость новых святых. Совсем другое дело, когда перед глазами пример в лице своих, русских людей, порой даже простолюдинов, совершающих святое подвижничество. Здесь самый скептически настроенный к христианству человек поверит. Русский пантеон святых, почитаемых наравне с христианскими святыми, начал складываться к концу 11 века.

Россия на протяжении своей истории породила множество ярких, неординарных личностей. Некоторые из них, благодаря своей самоотверженной деятельности на ниве Православия, благодаря своей праведной жизни или подвигам, в результате которых имя России обрело величие и уважение, были удостоены благодарной памяти потомков и канонизированы Русской Православной Церковью.

Был ли этот русский святой добрым человеком? Какой вклад они внесли в историю? Какими были их подвиги? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете на сайте “Русские святые”.

“Тот, кто изучил несколько искусств и знаний, хотя он и одарен больше других, несомненно, не приобретает глубоких знаний в каждом из них, ибо время, которое он должен был бы потратить на практику первого искусства и его изучение, он тратит на изучение другого искусства. Напротив, хотя знание многих искусств, но не преобладает перед каждым из обученных до совершенства тому или иному искусству. Вы не хотите знать все. Ведь следствием этого является то, что вы не будете обладать точными знаниями по каждому предмету. Но, имея перед собой цель, напрягите свои глаза с пониманием. Таким образом, вы освоите этот предмет.

«Православная газета» г.Екатеринбург

Книга, которая не только содержит рассказ о великом русском святом, но и предназначена для детей от 5 лет. Он содержит вопросы по прочитанному и интересные упражнения, связанные с историческими реалиями и повседневной жизнью на Руси в 14 веке.

Когда я стоял в храме, старший иподиакон позвал меня подержать епископский посох. Я начал с этого.

Под скамейкой она увидела свет, а затем земля начала подниматься. Вскоре в рыхлой земле появилась сияющая икона Божьей Матери! Исцеления по молитвам перед этой иконой продолжаются непрерывно и по сей день.

Его помнят в Грузии и Абхазии, в России и на Украине, где трудился этот необыкновенный преданный и молитвенник.

Как только она вошла в монастырь, в ее голове сразу же промелькнула мысль: “И я войду в монастырь. “.

Когда человек находится на пороге смерти, христианин больше не использует свое добро в качестве предмета торга. Божья любовь и милосердие – единственный источник спасения.

Он делал железные кружева, словно из воска, и рисовал проволокой спирали узоров… Он сказал: “Мы должны украсить землю”. И он сделал памятник погибшим землякам. Он настоял на том, чтобы его поместили в центре Пуамы.

Профессор МДА О. Давыдов считает, что вопрос о филоцене не является теологическим и догматическим, это просто “традиция раздора”.

Чтобы помочь ближнему, мы оставляем все правила, молитвы, псалмы, чтения, а иногда даже службу в храме. Помочь ближнему – это свято!”

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: