Священное Предание – суть и понятия учения

1. Священное Предание Священное Предание – это общая форма сохранения и распространения доктрины Церковью. Другая формулировка – сохранение и распространение Божественного Откровения. Эта же форма сохранения и распространения

Талызин В. И. Церковное предание

Как известно, от Адама до Моисея Божественное Откровение распространялось в человеческом роде без писаний, единственно устным преданием. Подобно этому и Иисус Христос преподал Свое Божественное учение устно и письменно ничего не оставил. Апостолы распространяли Божественное учение, или Евангелие, вначале также устно.
Позднее лишь немногие из них оставили после себя писания.

Затем, когда в Церкви появились апостольские писания, устное предание не стало лишним или ненужным, но сохранило свою первоначальную необходимость и важность. Это видно из следующего:

Во-первых, как мы уже говорили, не все апостолы оставили письменные записи, но большинство из них проповедовали Слово Божье только устно, до самой своей смерти.

Во-вторых, писания апостольские, писанные в разных местах, к разным частным Церквам и даже частным лицам, стали общеизвестны в Церкви не сразу. Так, Ириней свидетельствует, что еще во второй половине II века были целые народы христианские, у которых не было вовсе священных писаний и которые руководствовались в вере и
жизни одним преданием.

Кроме того, даже апостолы, оставившие после себя писания, не могли и не могли охватить все, что можно и нужно сказать об Иисусе Христе и о Царстве Божьем в целом.

Об этом свидетельствуют сами апостолы. Апостол Иоанн, например, пишет в своем Евангелии, что помимо того, что он записал, есть “много других дел, которые делал Иисус, но если бы описать их подробно, то не думаю, чтобы и самый мир мог вместить написанные книги” (21:25).

Апостол Павел, писавший более всех других апостолов, не ограничивался только писанием, но часто прибегал и к устным наставлениям. Так, в своем Первом послании к коринфянам он хвалит их за памятование и сохранение его преданий: “Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам” (II, 2).
Тот же апостол убеждает солунян хранить предания наравне с наставлениями записанными: “Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим” (2 Сол. 2, 15). С подобными же мыслями неоднократно обращается апостол к
своему ученику Тимофею: “О, Тимофей! Храни преданное тебе” (1 Тим. 6, 20); “Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня” (2 Тим. 1, 13); “И что слышал от меня, то передай верным людям” (2,2).

По свидетельству Деяний апостольских, Сам Господь наш Иисус Христос, по славном Воскресении Своем, в продолжении сорока дней являлся ученикам Своим и говорил им о Царствии Божием (.1, 3), а что именно говорил — это ученики не записали, но передали устно
своим преемникам. В той же книге повествуется о беседе апостола Павла с пресвитерами Ефесской Церкви, в которой апостол говорит, что он в течение трех лет день и ночь непрестанно учил каждого из них (20, 31). Здесь же апостол приводит и слова Господа: “. Блаженнее давать, нежели принимать” (35), а эти слова также не записаны
евангелистами.

Следовательно, хотя Иисус Христос принес на землю всю Истину в полном объеме, многое из того, чему Он учил, не было записано, а передавалось апостолами устно. Предание – это название, данное этому Божественному учению.

И, согласно учению Православной Церкви, Священное Предание – это то же Божественное Откровение, то же слово Божие, что и Священное Писание, с той лишь разницей, что это слово Божие, переданное устно Церкви ее Основателем и Апостолами, тогда как Священное Писание – это слово Божие, изложенное в книгах богодухновенными людьми и переданное Церкви в письменном виде.

Поскольку Священное Предание было передано нам от апостолов, его называют апостольским.

Однако необходимо проводить различие между преданием Церкви и священным или апостольским преданием. Если источником священной традиции является воля Божья, то источником экклезиальной традиции является воля самой Церкви.

С другой стороны, церковную традицию не следует путать с церковным обычаем. Если церковная традиция берет свое начало в воле церковной власти и, таким образом, происходит от церковного законодательства и действительно является законодательством, но не письменным, а устным, то церковный обычай происходит от воли всего церковного сообщества, т.е. также от лиц, не обладающих законодательной властью.

Вообще говоря, Церковь является предметом всех богословских наук, включая догматическое богословие, нравственное богословие, фундаментальное богословие, сравнительное богословие, церковное право и историю Церкви.

Но в данном случае нас интересует Церковь, во-первых, как хранительница и, во-вторых, как толкователь Божественного Откровения.

Читайте также:
Новый Завет - суть и понятия учения

Церковь передает неизменное Божественное Откровение, как Священное Писание, так и Священное Предание, в том виде, в котором Бог открыл его ей.

Именно Церковь была ответственна за сохранение Священного Писания, отбирая те писания, которые соответствовали просвещенной Духом совести Вселенского епископата, и включая их наравне с книгами Ветхого Завета. Впоследствии именно Церковь обеспечила это сохранение, следя за правильным копированием, а затем и печатанием священных текстов.

Но Священное Предание не только могло быть сохранено, но оно действительно сохранилось в Церкви во всей полноте и целостности. Так оно и дошло до нас:

1) В древних вероучениях, существовавших с апостольских времен. Все эти Символы веры, весьма сходные по духу, хотя часто различные по букве, содержат важнейшие члены догматического учения, включенные в Никео-Цареградский Символ веры четвертого века, который был принят раз навсегда.

2) В Апостольских правилах, используемых во всей Вселенской

Церкви. Но эти правила апостолы предали Церкви не письменно
(иначе они с самого начала вошли бы в канон новозаветных книг), а устно; написаны же и приведены эти правила в известный порядок или мужами апостольскими, или их ближайшими преемниками. Апостольские правила содержат в себе Апостольское Предание, касающееся, по преимуществу, церковного управления и благочиния.

3) В определениях и правилах Вселенских и некоторых Поместных Соборов. Этот источник тем более ценен, что соборы, действительно, в своих рассуждениях всегда апеллировали не только к Священному Писанию, но и к Священному Преданию. Таким образом, определения и правила этих соборов сохранили не только догматические, но и нравственные, обрядовые и вообще вопросы, касающиеся Церкви и христианской веры.

В древней литургии, которая продолжает часто использоваться в церквях Востока и Запада. Многие из них, известные под именами апостолов, восходят даже к временам самих апостолов, например, литургия апостола Иакова.

Эти литургии являются важнейшим хранилищем апостольской традиции и истинной веры ранней Церкви. Это объясняется, с одной стороны, их древностью, а с другой – их высоким предназначением и использованием в Церкви. В тех частях доктрины, где все эти литургии находятся в полной гармонии друг с другом, их голос имеет неоспоримую силу. Их много; например, все литургии исповедуют догматы о Троице, о божественности Сына Божьего и Святого Духа, о воплощении Слова Божьего, о вечной девственности Божьей Матери, о благодати, о транссубстанциации и т.д.

5) В древних актах мученичества, таких как акты святого Игнатия Антиохийского, святого Поликарпа Смирнского и многих других. Эти акты были написаны современниками всех этих людей и даже свидетелями их мученической смерти.

6) В древних церковных историях. Особого внимания заслуживает здесь “История” Евсевия Памфила, как содержащая в себе древнейшие и достовернейшие документы. В ней собраны многие предания времен апостольских не только чисто исторические, но и обрядовые и догматические, например предание о каноне священных книг Ветхого и
Нового Заветов.

7) Писания древних отцов и учителей Церкви. Например, чтобы засвидетельствовать свою веру перед Церковью, они делали частные исповеди, как, например, Афанасий Александрийский, папа Геласий и другие. Многие отцы излагали истины веры для подробного обучения христиан, например, катехизис Кирилла Иерусалимского, богословие Иоанна Дамаскина и др.

8) Наконец, во всей древней практике Церкви. Сюда относятся: а) священные времена: посты, дни воскресные и праздничные; б) священные места—устройство храмов;
в) священные действия, обряды и церемонии.

А так как образ освящения времен и совершения священнодействий изложен в богослужебных книгах, то сюда же следует отнести и г) богослужебные книги или церковные чинопоследования.
Конечно, не все то, что содержится в перечисленных сейчас источниках или хранилищах Священного или Апостольского Предания, и есть уже по этому самому Апостольское Предание: много здесь есть и такого, что никак не может быть названо этим именем. Поэтому
Апостольское Предание должно иметь и действительно имеет свои особые признаки, по которым можно было бы его различить от всех преданий не апостольских.

Эти признаки разделяются на внутренние и внешние.
К внутренним признакам относится:

(а) Апостольское предание должно быть непротиворечивым самому себе, то есть не должно содержать внутренних противоречий, что является общей чертой всех истин вообще;

Б) чтобы она была в гармонии с другими, уже известными и неоспоримыми апостольскими традициями, ибо апостолы не могли противоречить сами себе;

(в) он также должен соответствовать Писанию, поскольку главным источником того и другого является Святой Дух.

Однако необходимо отметить, что все эти признаки являются только отрицательными, а не положительными. Они указывают только на то, что нельзя назвать апостольским преданием, а не на то, что его следует считать таковым.

Читайте также:
Восьмая заповедь: «Не кради» - суть и понятия учения

Поэтому, чтобы определить, что следует называть апостольским Преданием, существуют внешние признаки, вытекающие из внешних свидетельств и положительно определяющие характер истинного апостольского Предания.

Апостольскую традицию можно распознать по внешним признакам:

(a) То, что можно проследить до апостольского века – то, что использовалось в церквях, основанных апостолами, и о чем мы можем узнать от апостольских отцов или от отцов и учителей Церкви первых двух веков;

б) то, что единогласно выдают нам за Предание Апостольское все или многие учители Церкви III, IV и V веков; ибо учители эти могли основываться и действительно основывались в своих показаниях на свидетельствах древнейших учителей, сочинения которых были еще
тогда целы; да и сами они были близки к временам апостольским и выражали только то, что находили в Церкви;

в) наконец, бесспорно уже должно быть признано за Апостольское Предание то, чего держалась и держится вся Вселенская Церковь и чего между тем или вовсе, или, по крайней мере, в таком именно виде, в каком содержится оно Церковью, нельзя найти в Священном Писании. “Не должно искать истины у других,—.пишет Ириней,—но должно поучаться ей в Церкви, в которую, как в богатую сокровищницу, апостолы сложили все, что только есть истинного”. Блаженный Августин говорит: “Что содержит вся Церковь, что без всякого соборного постановления содержалось в ней всегда, то по всей справедливости
мы почитаем преданным от апостолов”.

Но Церковь Христова не только хранит в себе и передает из века в век Божественное Откровение (Священное Писание и Священное Предание), она также хранит в себе и передает из века в век и свое понимание или свое разумение Божественного Откровения. Эта передача Божественного Откровения по духу и смыслу, или разумение и
толкование его, есть предание в широком смысле слова или предание Церкви. Оно не есть источник Божественного Откровения, как Предание в тесном или собственном смысле, оно есть руководство к пользованию Божественным Откровением. ‘Кратко, оно свидетельство или голос Вселенской Церкви. На этом свидетельстве или голосе Церкви, как
на фундаменте, стоит твердое и истинное христианское знание, и вне руководства Церкви в христианском знании само Божественное Откровение может существовать лишь по названию, оставаясь недоступным в действительности.

Предание Церкви выражено также в вышеупомянутых источниках, которые сохраняют Апостольское Предание. По внешним и особенно внутренним признакам, установленным и здесь, Церковь должна была определить, что будет истинно апостольским Преданием. Все остальное является частью церковного Предания.

В борьбе с ересями голос Вселенской Церкви был выражен на Вселенских соборах, которые утвердили свои определения не только на

Предание Церкви также основано на Священном Писании и Священном Предании. В своем определении Отцы Седьмого Вселенского Собора заявляют: “Мы не храним все, ни по Писанию, ни без Писания, предания Церкви, которые установлены для нас. “.

Церковные традиции выражены в ее учении и таинствах, обрядах и практике. Об этом свидетельствуют не только Вселенские и некоторые Поместные Соборы, но и отдельные отцы и учителя Церкви.

Так, в третьем веке Ориген завещал: “Пусть сохраняется предание Церкви, которое до сих пор сохраняется в церквях; следует верить только той истине, которая не противоречит Церкви и апостольскому преданию.

В IV веке Василий Великий пишет: “Если бы вздумали мы отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии. Ибо мы не довольствуемся теми словами, о которых упомянули Апостол или Евангелие, но и прежде и после них произносим
другие, как имеющие великую силу к совершению таинства”.

Но Предание Церкви, будь то выраженное совестью вселенского епископата, выраженной Вселенскими Соборами, или совестью епископата поместной Церкви, выраженной собором этой Церкви, или отдельным отцом или учителем Церкви, не может противоречить или противоречить Священному Писанию или священному или апостольскому Преданию.

Читайте также

Новый Завет” относится к основному этапу спасения, когда Бог дал людям обещанного Спасителя, пришествия Которого они ждут с тех пор.

§ 183. Общее понятие Божественной благодати и ее формы; понятие освящающей благодати для человека-грешника и ее разделения. I. Под термином Божественная благодать обычно подразумевается все то, что Господь дает Своим созданиям без каких-либо заслуг с их стороны (Рим. 11:6; 1 Пет. 5:10). Поэтому

Состав

Из апокрифа, Протоевангелия Иакова, мы узнаем о Рождестве Пресвятой Девы Марии, о событиях которого не упоминается в Священном писании.

Читайте также:
Седьмая заповедь: «Не прелюбодействуй» - суть и понятия учения

Священная традиция омфаттер:

  • Правило веры (фундаментальные догматические положения, изложенные в Символе веры и решениях Вселенских Соборов);
  • Литургическая традиция (доктринальное содержание порядка церковных таинств и священнодействий, молитв и песнопений);
  • Правила Вселенских Соборов;
  • Писания святых отцов и учителей Церкви.

Христианские апокрифы также могут быть источником традиции: “Церковь может черпать из них то, что может дополнить и проиллюстрировать события, о которых Писание ничего не говорит, но которые традиция считает достоверными”. [3]

Священное Предание, как источник православного вероучения

Что такое Святое Апостольское Предание? Как или откуда исходит Священное Предание? Из какого источника Православная Церковь черпает свои догматические учения? Как мы можем отличить истинное Предание от ложного? Этим и другим вопросам будет посвящена данная статья.

Священное Предание, как источник православного вероучения

Источником догматического учения Православной Кафолической (Вселенской) Церкви является Святое Апостольское Предание, которое включает в себя, как часть, Священное Писание – называемое письменным Преданием, в то время как Священное Предание традиционно понимается как то, что апостолы устно передавали основанным ими Церквям.

Источником Священного Писания и Священного Предания является прямое Божественное откровение. Другими словами, Сам Бог открывает Своей Церкви основные доктринальные и нравственные истины, необходимые для спасения.

Пока Бог Сам не откроет Себя о Себе, догмы не могут иметь твердого и непоколебимого основания или степени уверенности, не подлежащей сомнению. Святой Сильвестр Киевский (1828 – 1908) в своем учебнике по догматическому богословию пишет, что только Бог знает Себя (Матфея 11:27). Это означает, что только Бог может открыть и открывает Себя в Слове, что придает нашему знанию о Нем значение непререкаемой истины.

Истины христианской веры, принесенные на землю Сыном Божьим и проповеданные Его апостолами. Слово пророков, как просвещенное Святым Духом, было откровением Божиим, но оно было только предисловием и приготовлением к тому, что Сам Сын Божий, будучи в лоне Отца, явил в полном свете в слове (Иоан. 1:18) и что впоследствии возвещали апостолы, уча действием Святого Духа не о чем-либо другом, а о том, чему учил Он Сам ( 1 Иоан. I:1-5). Если все Его учение есть учение от Бога ( Иоанна 7,17 ) и, как божественное учение, безусловно истинно ( Иоанна 14,6; 1,9; 8,12 ) и неизменно ( Матфея 5,18; 2 Коринфянам 1,19-20 ), то таковы, действительно, по своему характеру и в частности, истины веры, преподанные Им, которые имеют спасение ( Иоанна 3,36; Марка 16,16; Галатам 1,8 ).

Поэтому истина веры может быть признана только как бесспорная и неоспоримая истина или догма, которой учил Сам Иисус Христос и которую проповедовали Его апостолы; то, что не восходит к Христу в своем происхождении, не является догмой.

Святой Василий Великий, говоря об источнике догматов, пишет: “Из догматов и поучений, сохранившихся в Церкви, одни мы имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского Предания, мы получили тайно; и те и другие имеют одинаковую силу для благочестия. 2] Поэтому именно в Священном Писании и Апостольском Предании мы должны искать догматы веры; они возможны только здесь, а то, чего здесь нет, не может быть догматом.

В греческом языке слово paradosis, которое обычно переводят как “традиция”, обозначает “то, что передается, учение, доктрина” и “учение. передаваемое как воспринятое учение” – “учение. передаваемое как учение, воспринятое из прошлого”. “Традиция” в русском языке не означает “предание, рассказ”. Речь идет о предании учения, а не о рассказах, передаваемых из поколения в поколение, даже не о житиях святых или рассказах о чудесах. Основное значение слова “предание”, его значение как богословского термина, согласно греческим отцам, – это догматические и этические доктрины, переданные от апостолов. Слово “предание” иногда применялось к ложным учениям еретиков, но очень редко. Чаще всего в языке Отцов оно используется как специфический антоним к еретическим доктринам.

Отсюда анафема седьмого Вселенского собора – Εἴ τις πᾶσαν παράδοσιν ἐκκλησιαστικὴν ἔγραφον ἢ ἄγραφον ἀθετεῖ, ἀνάθεμα ἔστω (“Если кто отвергает все предание Церкви, написанное или не написанное, да будет анафема”) – отлучают только тех, кто не верит в церковную доктрину и учение о нравственности, которые в Церкви, по определению, неизменны, не увеличиваясь и не уменьшаясь со дня Пятидесятницы. Не следует полагать, что традиция (в смысле легенд, историй, рассказов о чудесах) также непогрешима и защищена отлучением. Исключение составляют только положения ортодоксальной доктрины [4].

“Самым древним и оригинальным способом распространения Божественного Откровения является Священное Предание. От Адама до Моисея не было священных книг. Сам Господь наш Иисус Христос передавал Свои Божественные учения и уставы ученикам словом и примером, а не книгой. Точно так же апостолы первыми распространили веру и основали Церковь Христову”, – говорится в Пророческом катехизисе святителя Филарета. Поскольку Священное Предание по своему содержанию полностью соответствует содержанию апостольской проповеди и, следовательно, является богооткровенным учением, оно также называется апостольским.

Читайте также:
Первая заповедь: «Я Господь, Бог твой» - суть и понятия учения

Кроме того, Расширенный христианский катехизис Восточной православной католической церкви [5] учит следующее:

17. Что такое сакральная традиция?

Священная традиция – это то, что истинно верующие и почитающие Бога люди передают друг другу и своим потомкам: учение веры, Закон Божий, таинства и священные ритуалы.

(Примечание – “доктрина” включает догматическое учение Церкви).

18) Где хранится Священное Предание?

Именно истинные верующие представляют Церковь, которая является хранительницей Священного Предания, или, как сказал Павел, “Церковь Бога живого, столп и основание истины” (1 Тимофею 3:15).

” Не следует искать истину у других – ее легко получить в Церкви, – пишет святой Ириней Лионский. Как будто апостолы поместили в ней полноту всей истины в богатой сокровищнице. Каждый желающий может пить из нее воду жизни; она есть дверь жизни” (Против ересей, кн. 3, гл. 4).

19 Что мы называем Писаниями?

Священное Писание – это книги, написанные Святым Духом через освященных Богом людей, называемых пророками и апостолами. Эти книги обычно называют Библией. (Примечание – В этом разделе катехизиса кратко рассказывается о том, что следует понимать под вдохновением или откровением в Священном Писании. Он также применим к Священному Апостольскому Преданию.

Священное Предание, как источник православного вероучения

Целью создания Священного Писания было более точное и долговременное сохранение Божьего откровения. В Писании мы читаем слова пророков и апостолов точно так же, как если бы мы сами жили с ними и слышали их, несмотря на то, что священные книги были написаны за столетия или тысячелетия до нашего времени.

23. Должен ли человек придерживаться Священного Предания, если есть Священное Писание?

Очень важно, чтобы Священное Предание оставалось в гармонии с Божественным откровением и Писанием, как учит само Писание. Апостол Павел пишет: “Итак, братия, помните предания, которым вы научены словом или посланием” (2 Фессалоникийцам 2:15).

24) Как мы используем священное предание сегодня?

Священное Предание необходимо и в наши дни, чтобы направлять нас в правильном понимании Писания, в правильном совершении таинств и в сохранении чистоты священных обрядов в их первоначальном учреждении.

Апостолы Иисуса передавали божественное учение устно (Священное Предание) и письменно (Священное Писание). Устная передача доктрины не умаляет ее авторитета или обязательности. Предание также должно поддерживаться, поскольку не все можно заимствовать из Божественного Писания. По этой причине святые апостолы одно передавали в писаниях, а другое – в преданиях”. (Св. Епифаний Кипрский. Об апостолах). Не все учения православной веры сколько-нибудь глубоко изложены в Библии (например, учение о молитве за умерших или о Деве Марии, более того, сам состав книг Священного Писания был установлен на основе Предания), тем не менее они очень важны, получают свой авторитет и подтверждение в Священном Предании как происходящие от Господа Иисуса Христа и апостолов. Вселенские и поместные соборы лишь воспользовались временем, чтобы расширить то, что было передано с самого начала.

По словам епископа Иоанна (Соколова), “Священное Предание имеет особое значение, поскольку в своей непрерывной преемственности оно способствует единству Православно-Кафолической Церкви, сохраняя неизменные основы веры и всей Церкви. Его непрерывность и неизменность позволяют Православной Церкви во все времена и во всех местах сохранять то же чистое исповедание веры, то же правильное священство, те же основные права своего правления, то же священство, которое она получила в начале своего земного поприща.

Священное Предание и Предание Церкви часто по-разному понимаются богословами и богословской литературой. Рассмотрим пять возможных определений Священного Предания:

Это 1) часть апостольской проповеди, спасительного знания, переданного Церкви, которая не включена в канонические книги Нового Завета;

В более широком смысле (в смысле всей апостольской проповеди и всего спасительного апостольского опыта, переданного Церкви, включая то, что содержится в Священном Писании;

(3) Способ сохранения и распространения Божьего откровения, данного Церкви, раскрытого и подробно объясненного ею;

4) (в самом широком смысле) полное знание о спасении, весь опыт спасения Церкви;

5)(ошибка!) весь запас теоретически полезной и спасительной информации, собранной во всех православных источниках.

Определение церковного Предания в разделе 3, на наш взгляд, более точно отражает понятие и суть Священного Предания.

Пункт 2 также можно назвать верным. Первый пункт верен в том, что касается Традиции, но он неполный.

Читайте также:
Пост в православии - суть и понятия учения

Пункт 4, хотя и формально верный, не является не только вдохновенным учением пророков и апостолов, не только апостольским учением, излагаемым в ходе истории святыми отцами и соборами, их нравственными, догматическими и дисциплинарными постановлениями для частных церквей и всех христиан, но и всей совокупностью полезных духовных, нравственных и исторических знаний, накопленных за последние два тысячелетия, всей священной и экзегетической литературой, писания христиан, не прославленных как святые, некоторые верные богословские труды еретических христиан, нравственные и исторические знания, накопленные за два тысячелетия, вся священная и экзегетическая литература, писания христиан, не прославленных как святые, некоторые верные богословские труды и мысли еретических христиан, осужденных Церковью (таких как Тертуллиан и Ориген), жития святых, литургические тексты. .. Все эти элементы могут отражать и раскрывать Священное Предание или, напротив, не иметь ничего общего с апостольским учением, даже если они полезны и назидательны для христиан. Такое широкое определение Предания не может быть обязательным для всех верующих, то есть оно не может обладать неизменной истиной, которая приличествует открытому учению апостольского Предания.

Пункт 5 никак не может быть связан с правильным пониманием священного предания, потому что помимо самого церковного предания, соборов и трудов богословов, которые его правильно объясняют, христианские источники могут содержать множество ошибочных и искаженных текстов, написанных неизвестными лицами и с неизвестным намерением, например, фальсифицированные и искаженные тексты житий отцов и святых, также “легенды”, выдаваемые за исторические факты в церковной истории, ложные чудеса и предсказания.

Поэтому очень важно отличать Священное Предание (с большой буквы) от обычного обычая и практики. Я буду цитировать пункты 1, 2 и 3 из Предания (с небольшой оговоркой!) – пункт 4, понимаемый как и включающий в себя всю полезную и спасительную информацию, накопленную в православной литературе.

Необходимо отличать человеческое предание от Священного Предания (ср. Мф. 15:1-20; Мк. 7:1-23). Тем более неправильно предпочитать последнее первому. Отлучение требуется тем, кто отвергает писаное и неписаное церковное Предание, а также “соборы святых отцов и их традиции, которые находятся в гармонии с Божественным Откровением, и за восстановление которых благочестиво выступает Католическая и Православная Церковь”.

Как определить, что Предание является апостольским?

Истинное апостольское предание – это то, которое не противоречит и не противостоит Священному Писанию и другим неоспоримым апостольским Преданиям и которое, кроме того, исторически восходит к апостольским временам и существовало в церквях, основанных апостолами. Если нет древних источников, которые могли бы засвидетельствовать апостольское происхождение какого-либо Предания, то достаточным считается свидетельство отцов и учителей Церкви третьего, четвертого и пятого веков, если все или несколько из них считали определенное Предание апостольским; в частности, то, которого придерживается вся Католическая Церковь.

Предание – это и непрерывная цепь идей, и непрерывный поток духовного опыта. Господь Иисус Христос не только передал апостолам Свое учение, не только показал им пример Своей жизни и дал им опыт жизни в Боге. Он также повелел им получить благодать Святого Духа (Деян. 1:8). Предание также является неотъемлемой частью невидимого и действенного обмена благодатью, благодаря которому мы можем переживать и постигать Божественное знание.

Нагорная проповедь. Карл Генрих Блох. Дата создания: 1865-1879 гг.

В традиции различают три уровня передачи:

(а) передача божественных учений и исторические памятники, в которых они заключены;

Б) передача опыта духовной жизни, передаваемого личным примером в соответствии с богооткровенным учением;

В) передача благодатного освящения, главным образом, через таинства церкви.

Святитель Филарет Московский писал, что истинное и святое Предание – это не только видимая и словесная передача доктрин, правил, предписаний и обрядов, но и невидимое и действенное сообщение благодати и освящения; это передача жизни и опыта всей Церкви, вдохновленной и руководимой Святым Духом.

[1]Святой Сильвестр (Малеванский). Опыт православного догматического богословия. Том § 4.

[2]De Spirit. sanct.сар. 27. in Patr.сurs. compl.Т. XXII. соl. 188 et 189.

[3]Там же. (Св. Сильвестр) том § 5. б) Божье откровение.

[4]Петр Пашков. Переводчик и старший редактор “Православной энциклопедии” Церковно-научного центра. Профессор ПСТГУ (кафедра теологии, исторический факультет).

[5]Официальный вероучительный документ Русской православной церкви. Подготовлено святителем Филаретом Московским.

[6]Епископ Иоанн Соколов. Опыт курса церковного права.

Это также 10-я анафема Недели Православия.

[8]Цит. по: Георгий Флоровский, прот. Пути русского богословия. Париж, 1939, с. 178.

О Священном Предании

Считается, что архимандрит Клеопа (Илие; 1912-1998) был известным румынским аскетом и духовным писателем. В одной из глав его книги “Истины нашей веры” рассматривается православное учение о Священном Предании с попыткой защитить его от протестантской критики. Эта глава, построенная в форме диалога, будет полезна как для апологетики, так и для понимания роли Предания в Православной Церкви.

Читайте также:
Догматы, каноны, богословские мнения - суть и понятия учения

Вопрошающий: Что такое священное предание, которое православные христиане почитают наравне с Писанием?

Клеопа: Священное Предание – это учение Церкви, полученное от Бога и переданное через живой голос; некоторые из этих учений были позже записаны. И Писание, и Священное Предание содержат Божье откровение и поэтому необходимы для нашего спасения. Священное Предание – это жизнь Церкви в Святом Духе, источник Божьего откровения и имеет такой же авторитет, как и Писание.

От Адама до Авраама прошло 3678 лет, и если к этому прибавить 430 лет, в течение которых израильтяне находились в Египте, то получится 4110 лет. В этот период не было письменности. На протяжении многих тысячелетий верный и избранный народ вела по пути спасения только священная традиция, то есть учение о Боге, которое он получал от живого голоса. Только на протяжении 1400 лет, от Моисея до пришествия Христа, они руководствовались священными писаниями Ветхого Завета.

Ранее книги Ветхого Завета были написаны людьми, которые руководствовались в своем познании Бога только Священным Преданием (полученным от живого голоса, устно), так же как и Новый Завет был написан людьми, руководствующимися тем же самым. Священное Предание было тем путеводителем, с помощью которого ранние христиане указывали путь спасения. Первым, кто донес учение Нового Завета до слуха людей живым голосом, был наш Спаситель Иисус Христос, который в течение трех с половиной лет непрерывно учил, распространяя Евангелие, но ничего не записывая. Повинуясь Отцу, Он послал Своих апостолов не писать, а проповедовать Евангелие всему миру, сказав им: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь” (Матфея 28:19-20). Церковь управлялась только Священным Преданием большую часть времени после своего основания (33 год н.э.) до 44 года н.э., когда святой апостол Матфей написал Евангелие. Другие писатели были известны как верные помощники апостолов, но именно Церковь признает их труды Писанием, ибо она не ошибается. Церковь жила евангельской истиной еще до того, как что-либо было зафиксировано письменно, живя Преданием с самого начала.

Таким образом, Священное Предание является источником и корнем обоих Заветов, Ветхого и Нового, и по этой причине мы называем его источником Божественного Откровения, так как оно имеет такой же вес, как и Священное Писание.

Вопрошающий: Но мы знаем, что Священное Писание, как Слово Божье, не может быть заменено Преданием, которое является словом человеческим, как написано в Евангелии: “Почему и вы преступаете заповедь Божию преданием вашим? “. Вы отменили заповедь Божью своей традицией. Лицемеры, Исаия хорошо пророчествовал о вас: “Народ сей чтит Меня устами своими, но сердце его далеко отстоит от Меня”. (Мф 15:3, 6-9; Мк 7:13). Поэтому нет необходимости подменять или добавлять человеческое предание к закону Божьему, который содержится в Священном Писании.

. Друзья ввели вас в заблуждение, потому что закон Божий не ограничивается Священным Писанием. Евангелист Иоанн пишет: “Иисус делал многое и другое; если бы я стал писать о них подробно, то, думаю, и мир не мог бы вместить написанных Им книг”. Аминь” (Иоанна 21:25). Как он пишет той же общине в одном из своих посланий: “Многое имею написать вам, но не могу писать чернилами; итак надеюсь придти к вам и говорить устами вашими, чтобы вы исполнились радости” (2 Иоанна 1:12). Как видите, евангелист учил своих учеников больше живым голосом, чем словами. Вы и ваши друзья настаиваете на том, чтобы видеть только то, что написано, но они забывают, что ни Спаситель, ни большинство Его апостолов не оставили никаких письменных записей, но учили устно, в живой традиции.

Вопрошающий: Как же христиане должны понимать повеление не обольщаться ложными учениями, основанными на традиции? Апостол пишет: “Берегитесь, чтобы кто не увлек вас философией и суетным обольщением, преданиями человеческими, стихиями мира, а не Христом”. (Кол 2:8). Наш долг – защищаться от ложного учения.

Возлюбленные о Христе, нет никакой разницы между доктринами, основанными на человеческом предании, и доктринами, происходящими из апостольского и евангельского Предания. Приведенный вами отрывок относится к человеческому преданию и псевдофилософии, которые не имеют ничего общего с евангельским и апостольским Преданием Церкви Иисуса Христа. Мы считаем Священное Предание не человеческим преданием, не философией и не обманом, а живым словом Божьим, переданным нам. Великий апостол Павел учит и призывает нас держаться силы Предания, говоря: “Итак стойте, братия, и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим” (2 Фес. 2:15). Согласно этим словам, некоторые христиане, не имеющие веры, должны быть обмануты и отказаться от апостольского и евангельского Предания, игнорируя тот факт, что Священное Писание – это плод Святого Духа, который произрастает из корней и ствола Святого Предания.

Читайте также:
Священное Писание - суть и понятия учения

Достаточно ли Писания для веры и спасения, не нуждаясь в традиции, видно из слов Павла, обращенных к Тимофею: “Кроме того, ты с детства знаешь Писание, которое может умудрить тебя для спасения верою во Христа Иисуса. Поскольку Бог вдохновляет Писание, оно полезно для научения, для обличения, для исправления и для наставления в праведности (2 Тим. 3:15-16). Эти слова ясны. Никаких дополнений к Писанию не требуется.

Клеофас Старший: Апостол здесь говорит только о ветхозаветных писаниях, поскольку Новый Завет еще не был написан. Этими словами Павел показал Тимофею, что хороший учитель может использовать Ветхий Завет для укрепления веры во Христа и для проповеди христианства. Из вашего ошибочного утверждения следует, что ни одна из книг Нового Завета, написанных после Тимофея, не должна быть принята. Или, скорее, что только книги Ветхого Завета, упомянутые в отрывке, на который вы ссылаетесь, достаточны для принятия.

Люди не признают Предание, потому что с течением времени оно вобрало в себя множество человеческих идей до такой степени, что сегодня невозможно отличить истинное апостольское предание от ложного”.

Клеопа Старший: Церковь Христа определила истины веры в соответствии с долгой традицией через догматы и каноны святых вселенских соборов, вероучения и исповедания святых отцов, которые были признаны на многих поместных соборах, проводимых с древних времен. На этих соборах была твердо установлена истинность Святой Православной Веры, особенно в тех областях, где она подвергалась нападкам со стороны ересей того времени. От всех этих соборов исходит окончательное и неизменное содержание Священного Предания. Он может быть определен следующими условиями:

  • Доктрины, которые содержат противоречия между собой или противоречат апостольскому преданию и Священному Писанию, не признаются (учение считается достойным предания, если оно исходит от Спасителя или святых апостолов или было принято непосредственно под влиянием Святого Духа);
  • Предание – это то, что было в Апостольской Церкви и имеет непрерывную преемственность до сегодняшнего дня;
  • Предание – это то, что признается и практикуется всей Православной Церковью;
  • Предание – это то, что согласуется с большинством святых отцов.

Если традиция не соответствует этим условиям, она не может считаться истинной и святой, и поэтому не может считаться приемлемой или необходимой для соблюдения.

Вопрошающий: Несмотря на все усилия, которые, как вы сказали, прилагала и прилагает Православная Церковь для сохранения истинного Предания, некоторые люди считают, что верить нужно только тому, что содержится в Священном Писании. “Первые христиане, – говорят они, – принимали только то, что содержится в Священном Писании, как сказано: “Здешние были осторожнее тех, которые были в Фессалониках: они приняли слово со всем усердием, ежедневно исследуя Писание, так ли это. (Деяния 17:11). Из этого следует, что и мы должны соблюдать в точности то, что описано в Писании.

Старейшина Клеопа: Однако великий апостол Павел хвалил коринфских христиан не за соблюдение письменного учения, а за то, что они ревностно слушали его устное учение: “Хвалю вас, братия, что вы помните все учение мое и храните предания, как я передал их вам” (1 Кор. 11:2). Спросите себя, что лучше – соблюдать только то, что написано, или следовать словам великого Павла, который хвалит тех, кто соблюдает и неписаные традиции. Более того, мы знаем, что апостолы и евангелисты учили в своих проповедях многим вещам из древнего Священного Предания, которые нигде не были записаны в Священном Писании.

Где именно говорится, что апостолы проповедовали то, чего не было в Писании?

Старейшина Клеопа: Вот два свидетельства. Святой апостол Иуда указывает в своем примирительном послании: “И когда архангел Михаил говорил с дьяволом и спорил о теле Моисея, тот не осмелился произнести ни одного упрека, но сказал: “Да запретит тебе Господь”. (Иуда 1:9). Возлюбленные во Христе, возьмите Писание и постарайтесь найти в нем это утверждение. Далее в том же Послании апостол ссылается на пророчество Еноха и говорит: “О нем пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: “Се, Господь грядет с тысячью святых Ангелов Своих судить всех и обличить всех нечестивых за все дела их нечестия и за все жестокие слова, которые злословят Его нечестивые грешники”. (Иуда 1:14-15). Апостол Иуда был не единственным, кто апеллировал к традиции. Послушайте, что говорит знаменитый Павел во втором послании к Тимофею: “Как Ианний и Иамвр были против Моисея, так и эти люди против истины, развращены умом и невежественны в вере”. (2 Тим 3:8). В другом месте апостол Павел говорит священникам в Ефесе: “Помните слова Господа нашего Иисуса Христа, которые Он сказал: Блаженнее давать, нежели принимать”. (Деяния 20:35). Теперь я спрашиваю вас, которые настаивают на том, чтобы полагаться только на то, что сохранилось в письменном виде: Откуда эти два апостола, Иуда и Павел, взяли вышеприведенные слова, ведь вы не найдете их в Писании?

Читайте также:
Шестая заповедь: «Не убивай» - суть и понятия учения

Вопрос: Однако я сомневаюсь, что Священная Традиция сохранилась до наших дней такой же чистой и подлинной во всех отношениях, какой она была в самом начале. Разве у нас нет больше гарантий сохранности Священного Писания?

Старейшина Клеопа: Как вы видели, знаменитый Павел похвалил коринфских христиан за то, что они тщательно и вдумчиво хранили неписаные Предания, которые они получили непосредственно из его уст. Кроме того, вы слышали, что апостолы Павел и Иуда использовали в своих проповедях слова из Священного Предания, такие как пророчества Еноха и другие. Я также указал вам на то, как Священное Предание сохранялось на протяжении веков. Более того, сам апостол Павел увещевает и наставляет фессалоникийских христиан быть бдительными в сохранении Священного Предания: “Итак, братия, храните предания, которым вы научены из уст в уста или из посланий” (2 Фес. 2:15). А в другом месте он говорит: “Если же мы сами или Ангел с неба будет проповедовать что-либо противное тому, что мы проповедовали вам, да будет проклят” (Галатам 1:8).

Вопрос: Как же Священное Предание сохранялось в Церкви на протяжении тысячелетий? Некоторые ученые сегодня утверждают, что со временем духовенство и церковные писатели постоянно искажали Писание и апостольское предание. Книга 50-летней давности и та же книга, опубликованная сегодня, не имеют ничего общего, говорят они. Соответственно, если иерархи поступают так со священными книгами, они поступают так же и с традицией, которая, по словам православных, остается практически неизменной со времен апостолов.

Клеопа: То, что изложили твои спутники, совсем не соответствует действительности. Матфея 10: 17-20, Иоанна 4: 16-26, 1 Тимофею 5: 17-20 – это примеры отрывков, на основании которых учение Церкви Христовой не может ошибаться (см.: Матфея 10: 17-20; Иоанна 4: 16-26. 3: 15). Он будет править миром невидимым образом до конца времен (см. Матф. 28:20). Любые изменения, внесенные в тексты Библии, будь то церковными писателями, иерархами, священниками или мирянами, были улучшением структуры предложений, а не существенным изменением смысла. Даже если бы нам удалось воскресить сегодня отца Мирчу или Стефана Великого (* 1504) и поговорить с ними, вы бы не смогли их понять, поскольку современный язык уже не используется так, как это было тогда. Точно так же обстоят дела и с книгами. Слова и выражения со временем изменились, чтобы соответствовать современному языку, но дух и смысл глубокомысленных и священных писаний остался прежним. Ранее я описал основу, на которой покоится Священное Предание, и то, как оно сохранялось на протяжении веков. В частности, речь идет о древнем Символе веры, апостольских постановлениях и догматических решениях семи Вселенских соборов. К ним можно также добавить следующие свидетельства, подтверждающие сохранение в Церкви апостольского Предания:

  • Документы ранней Церкви, написанные свидетелями и преемниками апостолов, в частности, св. Игнатием Богословом († 107) и св. Поликарпом Смирнским († 156). Эти отцы наставляли верующих своего времени защищаться от учений еретиков и сохранять апостольское предание во всей его полноте (см.: Евсевий Кесарийский. Церковная история. Кн. 2. 36);
  • Гегесипп, как говорит Евсевий, пытался собрать все апостольские предания и почти преуспел в этом; он собрал более пяти книг ценного материала, который изучил Евсевий. К сожалению, со временем эти книги были утеряны (Там же, кн. 4: 8).
  • Святые Ириней Лионский († ок. 202) и Климент Александрийский († ок. 215) сообщают нам: “Тот, кто объясняет Писание без помощи Святого Предания, разрывает в клочья смысл истины” (Строматы. Кн. 7). Более того, эти исключительные свидетели показывают нам веру апостольских времен и непосредственно последующего периода, вплоть до четвертого века. Документы ранней Церкви являются важным свидетельством важности Священного Предания и той чести, которая воздавалась ему с тех времен до наших дней;
  • Святой Епифаний Кипрский († 403) пишет: “Мы должны придерживаться Предания, ибо не все можно найти в Священном Писании. Святые апостолы передавали одни вещи посредством письменного слова, а другие – посредством устного”;
  • Святой Иоанн Златоуст († 407) говорит: “Итак, очевидно, что апостолы не все передавали посредством букв, но многое и посредством устного слова; однако и то, и другое одинаково достойно веры. Поэтому мы также должны принимать Предание Церкви как достоверное. Если есть Предание, то ничего другого не нужно” (Проповедь 4 на 2 Фессалоникийцам, 2);
  • Св. Григорий Нисский († после 394 года) пишет: “Мы держим от отцов предание, которое дошло до нас как верное наследие, переданное по преемству от апостолов через последующих святых” (Против Евномия. 4,5);
  • Св. Василий Великий († 379 год) в своих трудах представляет подобное свидетельство. Он выражается так: “Из догматов и проповедей, сохранившихся в Церкви, мы имеем некоторые, которые пришли из письменных наставлений, и другие, которые мы получили из апостольского Предания, тайной преемственности; и те, и другие имеют одинаковую силу для благочестия. И в этом никто, как бы мало ни был сведущ в постановлениях Церкви, не может ему противоречить” (О Святом Духе, 27). Далее святой Василий объясняет, что мы должны хранить Священное Предание с большим благоговением и благочестием, потому что в Священном Писании мы не найдем всего, что необходимо для нашего спасения. Писание учит нас делать многие вещи, но не говорит, как. Например, она учит нас принимать крещение, но не объясняет как. Она учит нас исповедовать свои грехи, принимать причастие, венчаться (в браке), но нигде не говорит нам, как совершать эти таинства. Более того, он учит нас молиться, но ничего не говорит о том, как, где и когда. Она наставляет нас совершать перед собой крестное знамение, согласно псалмопевцу: “Свет лица Твоего, Господи, на нас”, но не показывает нам, как это делать. Какое место Писания учит нас поворачиваться на восток, когда мы молимся? Где в Писании находятся слова, призывающие Святого Духа освятить священные дары? Какое место Писания учит нас благословлять воду при крещении? Какое место Писания учит нас троекратному отречению от сатаны перед Святым Крещением? Молитву прославления Святой Троицы – “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу” – из какого места Писания мы можем узнать?”
Читайте также:
Троица - суть и понятия учения

Готовясь к вопросам клеветников традиции, св. Богослов, если мы будем считать, что отвержение обычаев, не содержащихся в Писании, не имеет силы, мы незаметно испортим самое главное в Евангелии, или, говоря иначе, проповедь станет пустой.

Итак, вот порядок, в котором Церковь хранит все неписаное: все, что имеет апостольское происхождение или вытекает из опыта святых отцов, приобретает силу предания и авторитет закона в Церкви Христовой (Римлянам 87:91). Следовательно, ему необходимо придать значение и пользу, которые вытекают из его связи с Писанием. Действительно, оба они находятся в единой и взаимно близкой связи, основанной на том, что оба они составляют священное откровение Бога и являются его источником для нас. Поэтому не может быть и речи о каком-либо внутреннем противоречии между ними или об исключении одного из них из другого. Писание имеет уникальное свидетельство библейского канона и догматический характер (богодухновенность) и является лишь священным преданием, а священное предание может доказать свою истинность только вместе с Писанием.

Священное Предание и «предания человеческие»

Вообще говоря, весь опыт Церкви – “человеческий”, переданный людьми: апостолами. Сам Господь был и остается совершенным человеком. В то же время Он неоднократно говорит фарисеям, которые “отвергают заповедь Божию ради собственного предания”, что они напрасно почитают Бога, “уча учениям, заповедям человеческим” (Матфея 15:6,9). Таким образом, все, что известно из древности, не является богодухновенным, многое привнесено “от духа”, испорчено грехом.

Каков критерий церковной традиции для определения обычая, текста или литургического обряда? Он таков:

  • В соответствии с учением Христа, переданным апостолами;
  • В соответствии с церковным опытом.

Поэтому не всякое человеческое предание свято, каким бы благочестивым оно ни было, но только то, которое принято полнотой Церкви, благословлено Богом. Недаром первый Апостольский собор (около 42 года н.э.) первым произнес формулу: “Дано Святому Духу и нам”.

Святое Предание

Первое апостольское собрание (совет)

Понятие о Священном Предании. Соотношение Священного Писания и Священного Предания.

Священное предание – это общая форма сохранения и распространения доктрины Церковью. Другая формулировка – сохранение и распространение Божественного Откровения. Сама эта форма сохранения и распространения, а также термин “Предание”, несомненно, освящены авторитетом Священного Писания.

Читайте также:
Небесные силы - суть и понятия учения

Традиция – это континуум не только идей, но и опыта. Она включает в себя не только интеллектуальное единство, но и живой обмен идеями на путях понимания.

Традиция – это не только видимая и словесная передача правил и предписаний, но и невидимая и действенная передача благодати и освящение.

Таким образом, Священное Предание включает в себя как бы три уровня: самый низкий, первый уровень – это собственно передача знаний и исторических памятников, которые связаны с этими знаниями; второй – передача опыта духовной жизни; третий – передача благодатного освящения.

В традиции знание – это не просто информация, а непосредственный опыт познания Бога, реальное видение открывшейся истины, без которого невозможны ни воспоминания, ни информация, ни знание.

Католическая точка зрения :

Католикам пришлось строить свою доктрину в ответ на протестантов, которые отвергали Священное Предание как источник доктрины. Его суть заключается в том, что Священное Писание и Священное Предание – это два разных параллельных источника доктрины.

Здесь могут быть разные акценты. Эти два источника можно понимать как имеющие равные или неравные достоинства: скажем, Писание можно понимать как некое смысловое ядро, а Предание – как некое дополнение, безусловно необходимое, но все же второстепенное по отношению к Писанию.

Поэтому, когда мы говорим об отношениях между Священным Писанием и Священным Преданием, мы должны избегать двух искушений: во-первых, опасности противопоставить Священное Писание и Священное Предание, а во-вторых, опасности свести Священное Предание к сумме знаний, к собранию определенных памятников, которые дают нам эти знания.

Священное Предание в современной православной теологии :

Во-первых, в смысле самого механизма передачи богооткровенных истин.

Вторая – Священное Предание как источник доктрин.

В Предании Церкви все догматы представлены как единое целое, чего нельзя сказать об отдельных книгах Писания. Такое понимание взаимоотношений между Преданием и Писанием порождает третий уровень понимания Священного Предания в современном богословии: Священное Предание как свидетельство вселенской Церкви об истине, переданной ей от Бога.

Четвертый уровень понимания Предания – это живая память Церкви, самосознание Церкви со времен Пятидесятницы. Если мы проведем определенную аналогию между жизнью Церкви и жизнью человеческой личности, то легко увидим, что Предание, в принципе, выполняет в Церкви ту же функцию, что и память в человеке.

Понятие Священного Предания в современном богословии используется в следующих смыслах Соответствующий механизм последовательной передачи открывшейся истины во всех ее формах. Священное Предание как источник вероучения. 3. Священное Предание как свидетельство вселенской Церкви о переданной ей истине; в этом смысле Предание почти неотделимо от Божественного Откровения. Священное Предание как жизнь Святого Духа в Церкви, как самосознание и память Церкви, непрерывная с самого дня исторического существования Церкви, то есть со дня Пятидесятницы.

Формальный традиционник.

Формальная традиция – это все исторические источники и способы познания христианского откровения, за исключением книг Библии. Можно выделить следующие формы:

А) Старые вероучения и исповедания веры;

2) древние каноны и правила (например, Апостольские правила).

Определения и правила Вселенских соборов и правила некоторых поместных соборов, которые приняты Вселенской Церковью;

(4) Искусство Церкви, литургическая практика. В эту категорию входят иконография, музыка, гимнография, архитектура и т.д.

А) Мученические деяния и жития святых;

6) древние церковные истории. Евсевий Кесарийский написал церковную историю, а такие древние церковные историки, как Евагрий, Феодорит Киринейский и Сократ, написали истории.

7 Учение святых отцов и учителей Церкви;

Существуют также древние церковные практики, такие как различные уставы и постановления, относящиеся, например, к посту, различные литургические правила, а также благочестивые обычаи и традиции.

Дата добавления: 2018-09-20; Просмотров: 513; Мы поможем вам написать документ!

2014-2022 – Studopedia.net – Информационный ресурс для студентов. Все материалы, представленные на этом сайте, предназначены только для информационных целей и не преследуют коммерческих целей или нарушения авторских прав (0,003).

Традиционное знание, однако, выходит за рамки передачи информации. Те из нас, кто знаком с Традицией, узнают о Боге и о познании Бога, а подобное познается подобным, для того чтобы понять то, что передается в Традиции, нам сначала нужно что-то знать о Боге и о познании Бога. Говоря иначе, если вы хотите достичь места духовного общения с Богом, вам необходимо иметь определенный опыт, потому что духовность – это образ жизни, а не образ мышления.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: