Священное Писание – суть и понятия учения

Отношение старца к послушанию как необходимому условию обучения духовной жизни было тесно связано с его отношением к Священному Преданию и Слову Божьему; он понимал жизнь Церкви как жизнь в Святом Духе, а Священное Предание как жизнь в Святом Духе.

Священное Предание и Священное Писание . Богодухновенность Св . Писания .

Священное Предание – это универсальная форма сохранения и распространения Божьего откровения.

Название Писание или божественное происходит от самого Писания. Апостол Павел писал своему ученику Тимофею: “Писания ты знаешь с детства”. (1 Тим 3:15).

Согласно определению, данному в “Расширенном катехизисе”, Священное Писание – это “книги, написанные Духом Божьим через освященных Богом людей, называемых пророками и апостолами”. Эти книги принято называть Библией. Библия – это книга о Богочеловеке.

Священное Предание исторически предшествовало Писанию, поскольку до Моисея не было ветхозаветного Писания, а Спаситель учил апостолов и народ не письменно, а через проповедь и пример. Первоначально апостолы давали и устные учения.

Писание в Священном Предании:

“[…] твердо держитесь преданий, которым вы научены, словом ли, или посланием нашим”. (2 Th 2:15);

Хвалю вас, братья, потому что вы помните все мои наставления и верно следуете преданию, которое я передал вам” (1-е Кор. 11:2).

” Тимофей, храни то, что тебе поручено” (1 Тим. 6:20).

Традиция (paradosis). В буквальном переводе это греческое слово означает преемственность, например, передачу по наследству, а также сам механизм передачи от одного человека к другому, от одного поколения людей к другому [Давыденков]. [Катехизис – В книгах Нового Завета слово “предание” относится не к процессу передачи, а к самому учению, которое передается, прежде всего к учению, которое передается].

Святой Винсент Лирский задает вопрос: “Что такое традиция? И сам же отвечает: “То, что тебе доверили, а не то, что ты придумал, – то, что ты принял, а не то, что ты придумал. “.

Писание подтверждает, что именно так должно сохраняться и последовательно распространяться Божественное Откровение в этом мире.

“Ибо от Самого Господа я принял то, что и вам передал”. (1 Кор 11:23).

Сам Господь говорит о такой форме сохранения истины: “Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли их и поняли” (Иоанна 17:8).

Мы видим своеобразную цепочку: отдал, передал, принял.

Тертуллиан, апологет конца второго и начала третьего веков, говорит: “Мы придерживаемся правила веры, которое Церковь получила от апостолов, апостолы от Христа, а Христос от Бога”.

Таким образом, в Новом Завете и в понимании ранних Отцов Церкви Священное Предание – это непрерывная цепь передачи открывшейся истины от одного человека к другому или от одного поколения людей к другому, причем начальное звено этой цепи находится, как мы видим из слов Спасителя, в Боге.

Традиционное знание, однако, выходит за рамки передачи информации. Поскольку Традиция говорит нам о Боге и познании Бога, и поскольку подобное познается подобным, необходимо, чтобы человек имел некоторое представление и о Боге, и о познании Бога, прежде чем он сможет полностью постичь Традицию. Другими словами, необходимо иметь некоторый опыт, личный опыт общения с Богом, потому что духовная жизнь – это прежде всего образ жизни, а не образ мышления.

Но и этим Предание не ограничивается, потому что Христос не только преподал Своим ученикам учение, не только привел им пример Своей жизни, не только дал им некоторый опыт жизни в Боге, но и повелел им принять Святого Духа, силу благодати, которая одна открывает путь к познанию Божественной истины. Только в свете благодати1 можно постичь учение Христа, и сам опыт жизни во Христе, безусловно, является благодатным.

Апостол Павел (1-е Коринфянам 12:3) говорит, что “…никто не может назвать Иисуса Христа Господом иначе, как Духом Святым”, то есть только человек, сердце которого уже в какой-то мере движимо Духом Святым, может исповедовать Христа как Господа.

Так, святитель Филарет Московский отмечает: “Священное Предание – это нечто большее, чем видимая и словесная передача правил и предписаний, но и невидимая и действенная передача благодати и освящения. “.

Итак, существует три уровня Священной Традиции.

1) Низшая, передача раскрытого учения и исторические памятники, в которых это учение запечатлено;

2) передача опыта духовной жизни, передаваемого на личном примере в соответствии с учением, открытым Богом;

3) передача блаженного освящения, в основном через таинства Церкви.

О месте и значении Священного Писания. Писание в структуре Священного Предания. Архимандрит Софроний Сахаров, излагая учение преподобного Силуана Афонского, говорит: “Предание, как вечный и неизменный опыт Святого Духа в Церкви, есть глубочайшее основание ее бытия, и потому предание объемлет всю жизнь Церкви, настолько, что само Священное Писание есть только одна из форм Священного Писания. Само Писание – лишь одна из его форм. Если бы Церковь была лишена своего Предания, она перестала бы быть тем, чем является, ибо служение Нового Завета – это служение Духа, “написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на скрижалях плоти сердечной” (2 Кор. 3:3-6). Но если предположить, что по какой-то причине Церковь потеряет все свои книги, то есть Ветхий и Новый Заветы, труды святых отцов, то традиция восстановит Писание, не слово в слово, не на другом языке, но по существу, и это новое Писание будет выражением той же “веры, однажды переданной Святым” (Иуды 1:3), открывая тот же уникальный Дух, который всегда действует в Церкви, который является ее основанием, ее сущностью. Писание не более глубокое1. Священное Писание не глубже1 или важнее Священного Писания. Священное Писание не глубже1 или важнее Священного Предания, но, как было сказано выше, оно является одной из его форм. Эта форма тем более ценна, что позволяет сохранять и использовать ее; но, вырванное из потока Священного Предания, Писание не может быть использовано. Писание не может быть понято так, как оно должно быть понято, никакими научными исследованиями.

Читайте также:
Православное богослужение: недельный круг - суть и понятия учения

” Предание – это жизнь Святого Духа в Церкви, жизнь, которая сообщает каждому верующему способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем ей Свете, а не в естественном свете человеческого разума” [Лосский].

” Носителем1 и хранителем Предания является вся Церковь в ее кафолической полноте; и Предание можно понять, только будучи частью Церкви, живя в ее полноте. Это означает, что носителем и хранителем Предания является вся Церковь – как кафолическое тело. Предание Церкви – это ее самосознание, или благодатный опыт”. [Флоровский].

В каком смысле само понятие Священного Предания используется в современной теологии.

1. Это последовательная передача богооткровенной истины во всех ее формах.

2. Источник доктрины: Священное Предание. Но Предание и Писание не должны рассматриваться отдельно.

3. Предание почти неотличимо от Божественного откровения, потому что оно является свидетельством истины, переданной вселенской Церкви.

4. Священное Предание, как жизнь Святого Духа в Церкви, как самосознание и память Церкви, продолжается со дня исторического существования Церкви, то есть со дня Пятидесятницы.1

Официальное предание

Одной из форм Священного Предания является Писание, но Предание не ограничивается Писанием, оно включает и другие формы.

Она состоит из всех исторических источников и путей истинного познания христианского откровения, исключающих Библию.

Какие формы можно подчеркнуть?

1) древние символы и вероучение;

Например, Апостольские правила, а также каноны;

(3) Соглашение об определениях и правилах Вселенских соборов1, а также некоторых поместных соборов1, которые принимаются всеми членами Вселенской Церкви;

4) Литургическая практика Церкви, искусство Церкви. Сюда входят иконография, музыка, гимнография, архитектура и т.д;

(5) Мученические акты и жизнеописания;

6) древние церковные истории. Евсевий Кесарийский, труды Евагрия, Феодорита Киринейского и других представителей древней Церкви, например, дают представление о Церкви в древнем мире.

7) писания Святых Отцов и учителей Церкви

(8) Древние церковные практики, то есть различные уставы и правила, касающиеся, например, поста, различные литургические правила, благочестивые обычаи и традиции и т. д.

Вдохновение Священного Писания [катехизис].

Отличительной особенностью книг Священного Писания является их богодухновенность (2 Тим. 3:16), то есть единственным истинным автором этих книг является сам Бог.

Стоит сказать несколько слов о неправильном понимании Божьей инспирации.

Существует тенденция рассматривать вдохновение от Бога исключительно негативно. Написание священных книг – это полностью дело рук человека. Роль Святого Духа заключается лишь в том, чтобы помочь автору избежать еретических ошибок. На самом деле, такое понимание ведет к отрицанию богодухновенности как таковой, поскольку по своему содержанию священные книги представляются чисто человеческими произведениями, а работа Святого Духа сводится к своего рода духовной цензуре, которая “не пропускает” никаких ложных мнений.

В другом крайнем случае человек лишается всякой свободы, а авторы священных книг рассматриваются как автоматы, механически исполняющие волю Бога, который полностью ими владеет. Конечно, Бог вдохновляет авторов священных книг, вкладывает в их умы определенное догматическое и нравственное содержание, но личная автономия человека при этом не устраняется. Создание священных книг – это творческий процесс, требующий от человека интенсивной интеллектуальной работы. Первых стихов Евангелия от Луки (Луки 1:1-3) достаточно, чтобы убедить нас в этом. Библейские книги демонстрируют большое разнообразие стилей и языков, которые отражают сильную индивидуальность их авторов.

Дать исчерпывающее определение Божьего вдохновения практически невозможно. Для разъяснения смысла этого понятия будет использован пример. Почему мы называем книги Писания богодухновенными, в то время как отказываем в этом праве другим уважаемым произведениям, таким как труды Отцов или гимнографические произведения, хотя они также часто были созданы людьми, исполненными Святого Духа? Среди способов отличить книги Писания от других сочинений – понятие авторства и соавторства. В произведениях святых или в литургических гимнах автором является человек, а Бог лишь вдохновляет и помогает ему. Священные книги являются настоящими авторами своего догматического и нравственного содержания. Человек – лишь соавтор, способный не автоматически, а творчески воплотить то, что представляет Бог.

При изучении Писания необходимо помнить, что Писание имеет две стороны: божественную и человеческую. Божественная сторона заключается в том, что Писание охватывает Истину, открытую Богом. Человеческая сторона заключается в том, что эта вечная и неизменная Истина выражена на языке людей определенного времени и культуры; поэтому библейские книги1 отражают космологические, естественнонаучные и исторические представления людей времени их создания. Когда мы говорим, что Писание содержит неизменную Богом данную истину, следует понимать, что это утверждение относится только к доктринальным и нравственным истинам, но не означает, что Библия непогрешима в отношении естественных и исторических наук.

Дата добавления: 2018-09-23 ; Просмотрено: 673 ; Мы поможем вам написать работу!

Священное Писание

Чтобы Божье Откровение было неизменным, точным и передавалось из поколения в поколение (от поколения к поколению), Бог дал людям Писания. Именно через пророков Бог открывал Себя и Свою волю. Им также было велено сохранить все, что Он возвещал представителям избранного народа, в письменной книге, чтобы это сохранилось на будущее время, навеки, навсегда (Исаия 30:8).

Библия состоит из священных книг Ветхого и Нового Заветов, которые содержат божественное откровение о Боге, мире и нашем спасении. Через них Бог постепенно (по мере духовного созревания человечества) открывал истины. Величайший из них – Спаситель мира. Иисус Христос – это духовное сердце Библии. Его воплощение, смерть на кресте за наши грехи и воскресение – важные события не только в истории Святого, но и в истории мира. Иисус Христос духовно объединяет эти два завета. Ветхий Завет говорит о Его ожидании, а Новый Завет – об исполнении этого ожидания. Спаситель сказал иудеям: “Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют обо Мне” (Ин 5:39).

Главной особенностью книг Библии является их историчность. Уже более тысячи лет Господь сообщает избранному народу спасительные истины в конкретных жизненных ситуациях. Более пятнадцати веков прошло с момента откровения Бога, засвидетельствованного патриарху Аврааму, до откровений последнего ветхозаветного пророка Малахии. Среди тех, кого Господь избрал для свидетельства истины, были мудрецы (Моисей), пастухи (Амос), цари (Давид, Соломон), воины (Иисус Навин), судьи (Самуил) и священники (Иезекииль). При столь различных личных, исторических, географических, культурных, национальных и других обстоятельствах и условиях поражает единство всех священных библейских текстов. Они полностью последовательны и взаимно дополняют друг друга. Все они органично вплетены в историческую ткань реальной исторической жизни. Целостный взгляд на библейское откровение с поразительной ясностью открывает нам пути Божьего провидения.

Читайте также:
Девятая заповедь: «Не лжесвидетельствуй» - суть и понятия учения

Мы должны начинать чтение Библии с Евангелий, затем переходить к Деяниям апостолов и Посланиям. Ветхий Завет не следует читать до тех пор, пока мы не освоим книги Нового Завета. Тогда мы поймем смысл икон, префигураций и символов, содержащих пророчества о приходе Спасителя в мир, Его проповеди, искупительной смерти и воскресении.

Для того чтобы понять Слово Божье в чистом виде, необходимо обратиться к толкованию писаний святых отцов и православных ученых на основании их наследия.

Вдохновение Писания

Священные книги принято называть богодухновенными. Во многих местах Библии говорится, что эта главная ее особенность обусловлена влиянием Духа Божьего на человеческий дух – на умы и сердца людей, избранных и посвященных для особого служения. Бог одновременно сохраняет и делает возможными человеческие качества. Изучая книги Моисея, Иисуса Навина, Давида, Соломона, Исаии и других пророков, легко различить их личности, черты характера и стиль. Человеческое выражение не исчезло, не растворилось в Слове Божьем, но вполне отчетливо проявилось, придав священным текстам свои неповторимые оттенки.

Проповедь Христа в синагоге Назаретской. Сербия, монастырь Высокие Дечаны

Проповедь Христа в синагоге Назарета. Сербия, Высокий монастырь Дечани

При этом божественная истина нисколько не умаляется: все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим 3:16).

Кто автор Библии?

Их авторами были святые люди: пророки (Ветхий Завет) и апостолы (Новый Завет). Сам Господь избрал и призвал их. Современники знали, что они были людьми Божьими, и поэтому к их текстам относились как к слову Божьему.

Не было необходимости собирать книги Библии. Сначала свитки хранились в скинии, а затем в храме в Иерусалиме. Священные рукописи находились также в синагогах (молитвенных домах иудеев), о которых говорится в Святом Евангелии.

Канон Священного писания.

С греческого языка канон переводится как правило, мера, образец. По сути, трость была мерой, которую использовали строители. Каноническое относится к Писанию как правильное и истинное. Следовательно, эти книги рассматриваются Церковью как откровения Божьи.

Как появилась пушка? Уже при жизни пророков верующие евреи признавали их посланниками Бога. Их книги читали, переписывали и передавали из поколения в поколение. Эзра, Неемия и Малахия считаются последними богодухновенными людьми еврейского народа. Они жили в середине пятого века до нашей эры. Их труды составили окончательную форму канона священных книг. Богодухновенные тексты были собраны в единый свод и разделены на разделы: закон, пророки и Писания.

Новозаветные церкви приняли это собрание священных ветхозаветных текстов. Состав канонических книг тот же, но они разделены на четыре отдела вместо трех.

Пророки Давид, Даниил и Соломон. Россия, Кирилло-Белозерский монастырь

Давид, Даниил и Соломон были пророками. Россия, Кирилло-Белозерский монастырь

Божественные наставления составили закон (или книги законов), который определял все аспекты существования избранного народа – религиозные, моральные и юридические. Законы четко определяли отношения человека с Богом и другими людьми. Законы служили для воспитания народа в благочестии и послушании Богу. Конечной целью был Христос (Гал. 3:24), то есть не дать им впасть в искушения многобожия и языческих пороков и подготовить их к приходу Спасителя.

Книги по истории учат нас видеть пути божественного провидения, которые ведут человечество к спасению. Они показывают, как Бог решает судьбу не только каждого народа, но и каждого человека. Через все книги библейской истории проходит идея о том, что благополучие народа зависит от верности Божьему закону. Отказ от Бога приводит к национальной катастрофе. Выход – покаяние и исправление жизни.

Священные книги наставлений передают духовную мудрость и наставляют верующих. Стихи говорят о Божьей любви и благости, а также о Его неизменных обещаниях. Особое внимание уделяется молитве, борьбе с грехом, благодарению, страху Божьему и покаянию. Учение показывает, что праведность и жизнь с Богом являются смыслом и целью человеческой жизни. В Пс. 15:11, написанном псалмопевцем Давидом, говорится: “Полнота радости пред очами Твоими, вечное блаженство в деснице Твоей”.

Пророчество объясняет завет и закон, необходимые для того, чтобы угодить Богу и следовать заповедям. Пророки были вестниками Божьей воли, хранителями истинного Божественного руководства. Они не только возвещали о будущем пришествии Спасителя мира и установлении вечного Царства Божьего, но и делали объявления. Пророческие книги служат духовным мостом между Ветхим и Новым Заветами. Пророчества, символы и прообразы предсказывают основные события Нового Завета. Блаженный Августин говорит: “Новый Завет скрыт в Ветхом Завете, а Ветхий Завет открывается в Новом Завете. “.

Православные христиане признают пятьдесят ветхозаветных книг, 39 канонических и одиннадцать неканонических, в качестве Писания Ветхого Завета.

Неканонические книги написаны благоговейными людьми, но они не познали смысл текстов, созданных непосредственно по побуждению Святого Духа. Они были созданы людьми с духовным опытом, назидательны и предназначены для нравственного чтения. Именно поэтому христианская церковь с древнейших времен предназначала их на благо своих детей. Например, святой Афанасий Великий (IV век) говорит в своем 39-м каноническом послании После перечисления канонических книг он добавляет: “Для точности добавлю, что кроме этих книг есть и другие, которые не входят в канон, но которые, тем не менее, были установлены отцами для чтения новоначальными и желающими быть наставленными в слове благочестия, например, Премудрость Соломона, Премудрость Сирахова, Есфирь, Иудифь, Товит и др.” (Сочинения. Москва, 1994, с. 5). (Сочинения. Москва, 1994, т.3, с.372).

Читайте также:
Евангелие: не просто «жизнь Иисуса» - суть и понятия учения

Все канонические книги Ветхого Завета были написаны на иврите. Только некоторые части книг Даниила и Ездры, написанные во время и после вавилонского плена, написаны на арамейском языке.

Все священные книги Нового Завета (четыре Евангелия, Деяния, четырнадцать посланий Павла и семь Соборных посланий) были написаны апостолами в первом веке нашей эры. Последний из них – Апокалипсис апостола и евангелиста Иоанна (ок. 95-96 гг.). Наша уверенность в божественном происхождении книг Нового Завета основана на слове Спасителя. Накануне Своих страстей на кресте Он сказал ученикам, что Отец пошлет Святого Духа, Который научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Иоанна 14:26).

Христианские церкви понимали как Слово Божье не только Евангелие, но и Деяния и Послания. Это ясно из текстов: Что я передал вам, то получил от Самого Господа (1 Кор 11:23); это мы возвещаем вам в слове Господнем (1 Фес 4:15). Уже в апостольские времена церкви передавали друг другу послания апостолов (ср. Кол 4:16). Члены ранней Церкви были хорошо знакомы со священными текстами Нового Завета. Из поколения в поколение священные книги читались с благоговением и бережно хранились.

Четыре канонических Евангелия были известны в церкви уже к середине второго века, и только они считались Священным Писанием. Татиан, христианский писатель, живший в то время, стремился объединить все четыре Евангелия в одно повествование (его труд назывался “Диатессарон”, то есть “Согласно четырем”). Хотя Церковь предпочитала использовать все четыре евангельских текста в той форме, в которой они были написаны апостолами и евангелистами. Святой Иреней Лионский (II век) писал: “Невозможно, чтобы Евангелий было больше или меньше, чем их есть”. Ибо поскольку в мире, в котором мы живем, четыре стороны света и четыре больших ветра, и поскольку Церковь рассеяна по всей земле, и поскольку столп и утверждение Церкви – Евангелие и Дух жизни, она должна иметь четыре опоры, которые отовсюду вещают нетление и оживляют людей” (Против ересей. Книга 3, гл. 11).

Священные книги Нового Завета были написаны на греческом языке. Только евангелист Матфей, по словам раннего церковного историка Папия Иерапольского (ум. 160 г. н.э.), записал слова своего учителя Иисуса Христа на иврите, после чего его труд был переведен на греческий язык.

Ветхий Завет и Новый Завет составляют одну книгу – Библию, которая переведена на все языки мира и является самой читаемой книгой в мире.

О Священном Писании

Во имя Отца, Сына и Святого Духа Евангелие читается почти на каждой службе; на каждой службе мы стоим перед Словом Божьим, веря, что таким образом мы становимся Божьим народом. Но от нас требуется гораздо больше, если мы хотим быть такими людьми.

Деньги в Писании Сколько существует человечество, столько существуют и деньги. Бумажные деньги, какими мы их знаем, существовали не всегда. В древние времена люди использовали шкуры животных, золотые изделия, оружие и

Священное Писание

Писания – это книги, написанные под прямым или косвенным влиянием абсолютной власти. Поэтому индусы считают Веды записью небесных звуков, которые не предназначены для человека, но которые “услышали” или “подслушали” наши далекие предки. С другой стороны, Коран считается прямой речью Бога, обращенной непосредственно к человеку. Библия считается богодухновенным текстом, написанным человеком под влиянием Святого Духа.

Понимание Писания диалектично: ему присущи референциальная и поэтическая функции. С одной стороны, Писание – это окно, через которое читатель видит прошлое пространство-время. С другой стороны, читатель видит себя в тексте Писания как в зеркале в настоящем хронотопе.

Каждая религия основана на своих особых священных писаниях. Писание передает верующим моральные принципы поведения двумя способами: через прямые заповеди (например, Декалог Моисея) и через живые примеры, являющиеся образцами для подражания. Перечислим наиболее известные места Писания.

В ведической религии это Веды, Брахманы и Упанишады. В иудаизме это Танах. Тора (или Пять книг Моисея), составляющая основную часть Танаха, была записана около 1220 года до н.э. В зороастризме, основанном Заратуштрой, священным писанием является Авеста; ее начали проповедовать между 10 и 6 веками до нашей эры. Конфуцианство было основано Конфуцием (551-479 гг. до н.э.) и Мэнцзы (372-289 гг. до н.э.); главные книги – “Ицзин” (“Книга перемен”) и “Рассуждения и суждения” Конфуция; канон был отредактирован в 481 году, а тринадцать книг были кодифицированы в период 140-87 гг. до н.э.

В первом веке до нашей эры на Цейлоне был создан палийский канон Трипита-ка, также известный как Три корзины (закона) на языке пали, основанный Буддой Гаутамой (623 – 544 гг. до н.э.). Его учение было записано на первых соборах буддистов в 483, 383, 285 гг. до н.э. Лао-цзы был автором книг “Лао-цзы” (“Книга учителя Лао”) и “Дао дэ цзин” (“Книга о Дао и Дэ”), которые основали даосизм почти 2 500 лет назад. В период с конца X по начало XI века, а также в XV и XVI веках 4 565 произведений даосизма были кодифицированы в “Дао цзан”, а 1 500 книг были включены в Шанхайское издание канона (1923-1926).

Христианским священным писанием является Библия, которая начала издаваться между 50-ми и 60-ми годами первого века. Первое столетие ее составления началось в 50-60-х годах первого века. Христианское учение было кодифицировано на Гиппонском соборе в 393 году и на Трентском соборе в 1546 году. В христианстве Ветхим Заветом называют книги Библии, написанные до рождения Христа, а Новым Заветом – последующие книги. Считается, что это собрание книг, написанных на протяжении многих веков, было написано по вдохновению и откровению Святого Духа через пророков и апостолов. Ветхий Завет состоит из 39 книг (из которых Маккавеи не считаются канонической книгой). Новый Завет состоит из 27 книг, написанных Матфеем, Марком, Лукой, Иоанном, Петром, Павлом, Иаковом и Иудой. Книги Нового Завета, как и Ветхого Завета, делятся на три отдела: исторические книги (четыре Евангелия и Деяния апостолов), книги учения (послания апостолов); пророческие книги включены только в один отдел – Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова).

Читайте также:
Новый Завет - суть и понятия учения

Примерно в 130 году до н. э. Ветхий Завет был переведен на греческий язык для евреев, живших в Александрии (так называемая Септуагинта, или перевод семидесяти толковников). Им пользовались святые отцы церкви, а также апостолы Петр и Павел. В первые века нашей эры существовало несколько переводов Библии, включая латинский, сирийский, эфиопский, готский, армянский, грузинский, арабский, персидский, самаритянский и египетский. Библия была впервые переведена на латынь во втором веке. В конце четвертого века святой Иероним, поселившийся в Вифлееме, в течение 20 лет работал над новым латинским переводом Ветхого Завета. Но только в XIII веке его перевод стал широко использоваться (он называется Вульгата, общепринятый перевод), а в середине XVI века католическая церковь признала его богодухновенным.

Святые братья Кирилл и Мефодий перевели Библию на славянский язык первыми, между 862 и 885 годами. В середине 19 века Священный Синод (по настоянию митрополита Филарета Московского) сформировал специальный комитет для начала перевода Библии на современный русский язык, и в 1876 году появился полный текст русской Библии (синодальной), в том составе и порядке, в котором она сохраняется в Православной Церкви. Точно такой же порядок в греческой и славянской Библиях. Считается, что ислам проповедовал Мухаммад (ок. 570-632) в 610-632 годах, а Коран был записан в 650 году, кодифицирован в 656 году при халифе Османе и вновь проповедовался Мухаммадом в 610-632 годах.

Писание – сложное понятие для сравнительного религиоведения. Согласно социологии, текст становится писанием, когда он считается священным для сообщества и наделяется культовым характером. Самое простое и четкое определение Писания дает ислам: Писание состоит из Слова Божьего, открытого через Мохаммеда и воплощенного в арабской копии вечного и несотворенного Корана. Правда, иногда мусульмане считают Писанием слова самого Мохаммеда – хадисы, или предания. Также считается, что слова имамов являются авторитетным вкладом в Коран.

В христианстве и иудаизме канон – официальный список священных книг – был окончательно определен советом или высшим религиозным лидером. В обеих религиях существуют апокрифы, то есть книги полуканонического характера, “отреченные книги” (например, Евангелия от Фомы, Иуды, Филиппа). Некоторые современные направления в христианстве (мормоны, “Христианская наука”, “Церковь объединения” и т.д.) основаны не столько на Библии, сколько на книгах, добавленных их основателями.

Индуистские священные писания не имеют определенного значения. Различают священные тексты, “услышанные” святыми браминами, когда их шептал ветер (sruti), и тексты “запомненные” (smrti), составленные предками и передаваемые из поколения в поколение. К первым относятся Веды и Упанишады, которые считаются самыми святыми из индуистских писаний, а ко вторым, и, возможно, самым популярным, – Пураны и Бхагавад-Гита.

Тхеравада, самая ранняя буддийская школа, основывалась на Типи Така (Трипитака), палийском каноне, а Махаяна дополнила этот древний канон сотнями буддийских сутр или буддийских посланий. Сикхи обращаются к Ади Сахиб, Книге гимнов. Зороастрийцы почитают Авесту и многие полуканонические пророческие книги и комментарии к ним. Традиционная китайская культура считает священной коллекцию классических текстов, насчитывающую от пяти до тринадцати. Даже в Древней Греции были такие произведения – “Илиада” и “Одиссея” Гомера.

Литература в религии развивается постепенно. Сначала устное учение записывается. Затем канонические произведения сравниваются с неканоническими (например, апокрифы). Затем канон дополняется собранием священных текстов и комментариев – Священным Преданием. На следующих этапах разрабатывается богословие, вероучения, правовые нормы, составляется катехизис, создаются литургические книги и сборники молитв, а также книги конфессионального и научного характера.

Процесс сакрализации обеспечивает авторитет всех Писаний. Н. Б. Мечковская пишет: “Сакрализация Откровения, записанного в Писании, порождает феномен нетрадиционного (безусловного) восприятия знака в Писании: свят не только Бог, но и записанное им слово, его имя, буква в его имени; святы и должны быть неизменны слова, которыми пророк или ученики славили Бога и говорили ему о своей любви и верности. Вера в Писание слилась с архетипическим понятием фидеизма, встречающимся в дописьменной магии и ритуале. Сакраментализация Слова и буквы Писания больше не принимается. Все чаще люди убеждаются, что священным является смысл Божьего откровения, а не его буквы и слова, и что этот смысл может быть выражен и понят на любом из языков человечества.

Герменевтическая дилемма всегда стоит остро: понимать ли библейскую традицию буквально или мифологически (о сотворении мира за шесть дней, грехопадении Адама и Евы и т.д.)? В протестантизме XX века эта дилемма представлена противостоянием фундаментализма и либерализма. Фундаменталисты требуют, чтобы Библия читалась и понималась буквально, в то время как либеральные богословы определяют религиозные догмы в основном как метафоры и мифы. Диалектическое богословие мотивировано целью найти консенсус.

R. Бульгманн (1884-1976) обосновал тезис о необходимости демифологизации христиан в работе “Новый Завет и мифология” (1941). Этот немецкий диалектический теолог предложил освободить христианские догмы от их древней мифологической оболочки, противоречащей современным научным и философским знаниям, и придать им человеческий смысл – понять догмы не как миф, а как к е р и г м у (проповедь Бога, обращенная к человеку), которую еще предстоит выразить с помощью экзистенциальной аналитики Хайдеггера. П. Тиллих, еще один сторонник диалектической теологии, считает, что миф – это язык “предельной заботы” и, следовательно, не может быть отделен от религии. В том же ключе в своей “Теологии культуры” (Theology of Culture. (1959) Тиллих утверждает, что миф не следует приравнивать к исторической реальности при описании символов Божественного откровения, но следует понимать как сам миф.

Швейцарский теолог Й. Бохенски также не согласен с требованием Бультмана очистить религию от мифов, оставив в ней положения, истинные в буквальном смысле. Он заявляет: “Демифологизация – это очевидное заблуждение, потому что религия говорит о предметах, находящихся за пределами обычного языка – то есть о Боге. Поэтому любая религия использует и должна использовать мифы в их символическом значении. Религия без мифов подобна квадратному кругу без центра или красному зелёному без обода.

Читайте также:
Сотворение мира - суть и понятия учения

Для иллюстрации поразительной литературной ценности языка Писания стоит привести длинный список популярных выражений, идиом и клише, восходящих к Библии:

Ребро Адама; Армагеддон; В поте лица; Вавилонский столп; Ослица Валаама; Снова в круге; Сила царства тьмы; Вклад; Во главе угла; Возвращение блудного сына; Волк в овечьей шкуре; Врачу, исцелися сам; Время разбрасывать камни, время собирать камни; Дно чаши; Каждая тварь в своей шкуре; Голос, вопиющий в пустыне; Гог и Магог; Голгофа; Голубь мира; Грехи юности; Виноград гнева; Пропустить чашу себя; Дом, построенный на песке; Жатва того, что не было посеяно; Заблудшая овца; Запретный плод; Зарыть талант в землю; Земля обетованная; Змей-искуситель; Золотой бык; Знамение времени; Убийство младенцев; Искать и найти; Печать Каина; Камень преткновения; Ничего не оставлять на волю случая; Кесарю – кесарево;

Богу – Богово; Книга семи печатей; Козел отпущения; Колосс на глиняных ногах; Корень зла; Кто не со Мною, тот против Меня; Кто приходит с мечом, тот от меча и погибнет; Краеугольный камень; Кто заботится о жезле своем, тот ненавидит сына своего; Кто не работает, тот не ест; Лестница Иакова; Ложь во спасение; Манна небесная; Век Мафусаила; Мерзость запустения; Метание бисера перед свиньями; Не знают, что делают; Не от мира сего; Не сотвори себе кумира; Не судите, да не судимы будете; Не хлебом единым жив человек; Независимо от лиц; Нет пророка в своем отечестве; Горящий куст; Нести свой крест; Не сдавайся; Нищие духом; Око за око, зуб за зуб; От нечестивых; Отделяйте плевелы от пшеницы; Обращайте мечи в лемехи; Отрясите прах от ног ваших; Бросьте первый камень; Ешьте мед и елей; Плодитесь и размножайтесь; Плоть от плоти; По букве и по духу; Посыпать голову пеплом; Отдохните от трудов праведных; Савл превратился в Павла; Прилепи язык к гортани; Притча на языках; Продай за чечевицу; Путеводная звезда; Хранитель ли я брата моего? Святая святых; Скрежет зубов; Раб двух господ; Раб мамоны; Смертный грех; Содом и Гоморра; Соль земли; Суббота для человека, а не человек для субботы; Суета сует; Тайна сия велика; Терновый венец; Тридцать срсб-ренников; Труба Иерихонская; Тьма тьмущая; Умовение рук; Фарисейство; Фиговый лист; Фома неверующий; Хлеб насущный; Стяжание небес; Храни как зеницу ока [4].

О Священном Писании

Священное Писание – это книги Библии, которые были написаны пророками (Ветхий Завет) и святыми апостолами, учениками Господа Иисуса Христа, вдохновившими их. Библия – это греческое слово, означающее “книги”. “.

20.2 Что такое Ветхий завет и Новый завет?

Библия состоит из двух разделов – Ветхого Завета и Нового Завета. Все время от сотворения мира до пришествия Спасителя на землю, то есть до рождения Христа, называется Ветхим Заветом, то есть древним (старым) договором или заветом Бога с людьми, которым Бог готовил людей к принятию обещанного Спасителя. Бог сказал Своему народу помнить Его обещание, верить в Него и ожидать Его пришествия.

Исполнение этого обетования – приход Спасителя на землю – называется Новым Заветом, потому что Иисус Христос, придя на землю, победив грех и смерть, вступил в новые отношения или соглашение с человечеством, благодаря которому все могут снова получить утраченное благословение – вечную жизнь с Богом через основанную Им на земле святую Церковь.

20.3 Как появились первые книги Ветхого завета?

– Книги Ветхого Завета были написаны на древнееврейском языке более чем за тысячу лет до рождения Христа. В первоначальном виде Тора, или Закон, состоящий из пяти книг, Пятикнижие, был первой частью Библии. Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие составляют эту группу. Долгое время только это, то есть Пятикнижие – Тора – было Священным Писанием, словом Божьим для ветхозаветной церкви. Книги истории – это следующий после Закона раздел Писания. Здесь 12 книг: Иисус Навин, Судьи, Цари, Хроники, Ездра, Неемия, Руфь, Есфирь, Иудифь, Товит и Маккавеи. Учения. В этот раздел Библии входят книги Иова, Псалмы, Притчи Соломона, Екклесиаст, Песнь Песней, Премудрость Соломона и Премудрость Иисуса. Наконец, писания святых пророков составляют четвертый раздел Священных книг – Книги пророков. В этот раздел входят книга пророка Исаии, пророк Иеремия, Плач Иеремии, Послание Иеремии, книга Варуха, книга Иезекииля, книга Даниила и двенадцать малых пророков.

20.4 Как книги Библии делятся на канонические и неканонические

– Православная церковь включает в Ветхий Завет несколько неканонических книг: 1, 2 и 3 Маккавейские, 2 и 3 Ездры, Товит, Варух, Иудифь, Премудрость Соломона, Иисуса, Премудрость сына Сирахова. Формальное различие между неканоническими и каноническими книгами заключается в языке, на котором эти книги были переданы нам. Все канонические книги Ветхого Завета сохранились на иврите, а неканонические – на греческом, за исключением Ездры 3, которая сохранилась в латинском переводе.

Все священные книги Нового Завета – канонические.

20. Почему неканонические книги Библии необходимо понимать?

– Неканонические книги рекомендуются Церковью как назидательное чтение и пользуются большим доктринальным и моральным авторитетом. Тот факт, что неканонические книги были приняты Церковью, подтверждается тем, что они используются в богослужениях точно так же, как и канонические. Так обстоит дело с Книгой Премудрости Соломона, которая часто используется во время богослужений.

В русском переводе Библии, принятом православной церковью, а также в славянском переводе встречаются все 39 канонических книг Ветхого Завета, а также 11 неканонических книг.

Что представляют собой книги Нового Завета?

– Священные книги Нового Завета повествуют о величайшем событии – воплощении Сына Божьего, Его земной жизни, учении, которое Он проповедовал, чудесах, которые Он совершил, Его искупительных страданиях и смерти на кресте, Его славном воскресении и вознесении на небо, Библия в целом показывает начало распространения веры Христовой через святых апостолов, объясняет учение Христа в его многообразном применении к жизни, описывает дела святых апостолов и их наставления первым христианам, предупреждает о конечной судьбе мира и человечества.

Читайте также:
Десять заповедей Божьих: введение - суть и понятия учения

Новый Завет включает в себя четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Деяния апостолов, Послания апостолов и Апокалипсис Иоанна Богослова.

20.7 Что представляет собой Евангелие?

Евангелие или Четвероевангелие – это название, данное первым четырем книгам Нового Завета, написанным Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Они содержат благую весть о пришествии в мир Божественного Искупителя, обещанного Богом праотцам, и о Его великом деле спасения человечества.

20.8 Почему четырех евангелистов иногда изображают в виде животных?

– Древние христианские писатели сравнивали четыре Евангелия с рекой, которая, вытекая из Эдема, чтобы полить рай, посаженный Богом, разделилась на четыре реки, протекающие по землям, богатым драгоценностями всех видов. Еще более традиционным символом четырех Евангелий является таинственная колесница, которую пророк Иезекииль увидел у реки Хебар (см. Иезекииль 1:1-28) и которая состояла из четырех существ – человека, льва, вола и орла. Каждый из этих существ стал символом евангелистов. В христианском искусстве, начиная с пятого века, Матфей изображается с человеком или ангелом, Марк – со львом, Лука – с тельцом, а Иоанн – с орлом.

Что символически представляют собой эти существа как четыре евангелиста?

Евангелист Матфей в своем Евангелии подчеркнул человечность Господа Иисуса Христа, используя образ мужчины.

Согласно евангелисту Марку, лев является символом Божьего всемогущества, потому что он представляет Его царственное положение.

Символом евангелиста Луки был телец (телец как жертвенное животное), потому что он говорит прежде всего о Христе как о первосвященнике, принесшем Себя в жертву за грехи всего мира.

Символом Иоанна Евангелиста был орел, ибо по высоте своих мыслей и даже по величию своей речи он взмывал в небо, как орел, “над облаками человеческой слабости”, как сказал святой Августин.

20.10 Что такое апокрифические Евангелия?

– Апокрифы (греч. “тайный” или “скрытый”) – произведения иудейской и раннехристианской литературы, подражавшие книгам Священного Писания, о священных лицах и событиях, в основном от имени персонажей Священного Писания, но которые церковь не признает каноническими.

Церковь признает только четыре Евангелия, которые были написаны апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. С момента своего появления эти Евангелия стали распространяться в церковных общинах и читаться во время богослужений. С самого начала Евангелия были непререкаемым авторитетом в Церкви. С конца первого века в церковных кругах появилась отдельная ересь, гностицизм, связанная с современной теософией и оккультизмом. Чтобы придать некоторый авторитет текстам, провозглашающим гностические взгляды, еретики стали вставлять имена апостолов Фомы, Филиппа и других. Церковь, однако, не приняла эти “евангелия”. Логика выбора была основана на двух вещах: 1) эти “евангелия” проповедовали учение, сильно отличающееся от учения Христа и апостолов, и 2) эти “евангелия” были привнесены в Церковь извне, они не были известны всей церковной общине, как четыре канонических евангелия; поэтому они не выражали веру вселенской Церкви Христовой.

В чем ключ к эффективности христианского преподавания? 20.11 Что является основой успеха христианского преподавания?

– Хотя бы потому, что апостолы, большинство из которых до встречи со Спасителем были бедными и необразованными, покорили и привели ко Христу многие народы через это учение.

20.12. Когда Церковь предлагает учение Писания тем, кто его не знает, какие доказательства того, что это истинное Слово Божье, она представляет?

– На протяжении веков человек не смог создать ничего более возвышенного, чем евангельское учение о Боге и человеке, о смысле человеческой жизни, о любви к Богу и человеку, о смирении, о молитве за своих врагов и так далее. Эта доктрина настолько возвышенна и глубоко проникает в человеческую природу, возвышая ее до такого уровня, до такого божественного совершенства, что невозможно допустить, что она могла быть создана человеком.

Кроме того, очевидно, что Сам Христос, если бы Он был простым человеком, не смог бы разработать такое учение. Только Бог мог дать такое замечательное, святое, божественное учение, которое возвышает человека до той духовной высоты, которой достигли многие святые христианства.

О необходимости и пользе изучения Священного Писания

Студенты “нетеологических” отделений ПСТБИ изучают Ветхий Завет по данному учебнику. Цель курса – подготовить студентов к самостоятельному изучению Библии и, по возможности, привить вкус к этому виду обучения. Помимо общего обзора содержания ветхозаветных книг, в лекциях рассматриваются основные понятия исагогики и экзегезы, приводятся примеры святоотеческих толкований, разъясняется сотериологическое и мессианское значение священной истории.

В ограниченных рамках курса невозможно подробно рассмотреть библейские книги или проанализировать события ветхозаветной истории. Исходя из того, что студенты уже познакомились с общими элементами этой истории в ходе подготовки к вступительным экзаменам, здесь уделяется внимание наиболее существенным элементам этой истории, постижение которых необходимо для реализации поставленной цели.

Эпиграфом ко многим современным учебникам по этой теме являются слова Спасителя: “Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют обо Мне”. (Иоанна 5:39). Его слушатели были знатоками Писания, отсюда и основной смысл этой фразы: Ветхий Завет свидетельствует о Христе. Такое понимание Писания является основой данного курса.

Правило 19 Шестого Вселенского Собора составляет второй фундаментальный принцип, над которым автор всегда размышлял при подготовке лекций. Оно гласит: “.если слово Писания должно быть изъясняемо, то пусть оно изъясняется не иначе, как изъясняемое светилами и учителями Церкви в их писаниях, и в них пусть оно будет более определенным, нежели в собственных словах, чтобы, по недостатку способности, не уклониться от должного. Ибо через учение вышеупомянутых отцов люди, познавая, что хорошо и достойно избрания, а что неблагородно и достойно отвращения, исправляют свою жизнь к лучшему, и не страдают от болезни невежества, но, внимая учению, побуждают себя удаляться от зла и, через страх грозящего наказания, совершают свое спасение.

Читайте также:
Небесные силы - суть и понятия учения

Поскольку одной из особенностей экзегезы святых отцов является взгляд на Писание в целом, автор видел свою задачу в том, чтобы вооружить аудиторию способностью анализировать конкретный отрывок в контексте всей Библии, а не только конкретной книги или главы.

Автор глубоко признателен всем, кто тем или иным образом способствовал созданию данного пособия, а также тем, кто давал советы по улучшению текста и поощрял автора к дальнейшей работе.

Вступление

О необходимости и пользе изучения Святого Писания

Преподобный Серафим Саровский писал, что человеку полезно прочитать всю Библию хотя бы один раз. Так давайте же не будем пренебрегать этим советом преподобного. Многие современные православные люди считают, что чтение Ветхого Завета – это бесполезная, ненужная и, вопреки многочисленным брошюрам благочестивого содержания, пустая трата времени. Каждый из вас, наверное, считает, что теоретически это не так и что изучать и углубляться в Священное Писание нам заповедал Сам Спаситель, апостолы и святые отцы. Священное Писание для нас – это, прежде всего, свидетельство о Христе, свидетельство о Боге, и если мы хоть немного стараемся исполнять заповедь Божию: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всеми силами твоими” (Второзаконие. Это первая и самая большая заповедь (Матф. 6:5). 22:37-38). Мы должны хоть немного вникнуть в эту заповедь, чтобы понять, что Священное Писание, как книга о Нем, которую мы возлюбили всем сердцем, всем разумением, всеми силами, должно быть для нас дороже любой другой книги по этой причине. Мы также называем Священное Писание Божественным откровением. Это то, что Богу было угодно открыть нам о Себе, о Своих действиях в мире, о Своих отношениях с человеком, поэтому и с этой точки зрения, конечно, Писание необычайно важно для нас.

Фактически, весь наш курс будет основан на этой первой заповеди, и если мне удастся привить вам хотя бы немного любви к чтению Писания, я буду очень рад и буду считать свою цель выполненной. Чтобы вдохновить вас, я хочу немного почитать из трудов святых отцов. Святой Златоуст в одной из своих проповедей говорит своим слушателям о том, как много внимания они уделяют освоению каких-то светских ремесел, заботе о доме, ведению домашнего хозяйства, а потом говорит: “Скажите мне, если спросить любого из вас здесь присутствующих, кто может прочитать хоть один псалом или отрывок из Священного Писания? Конечно, никто, и не только это плохо, но и то, что, не заботясь о духовном, вы быстрее огня на дела сатаны: если кто придет к вам о бесовских песнях, о сладострастных песнопениях, вы найдете, что многие твердо знают их и декламируют с большим удовольствием. Если их обвиняют, то на чем основаны ваши обвинения? Как мирянин, я не ношу монашеской рясы, но у меня есть жена и дети, и я несу ответственность за свой дом, поэтому я терплю весь вред, который исходит от вашего убеждения, что чтение Библии предназначено только для монахов, тогда как вы и ваша семья нуждаетесь в этом гораздо больше. Человек, живущий в миру и каждый день получающий новую чуму, особенно сильно нуждается в лекарствах, поэтому исключить чтение Писания из своей жизни – это хуже, чем не читать его. Разве вы не слышите, что Павел говорит, что все это написано для нашего наставления. Далее он говорит следующее: “Когда вы говорите о поклонении, если у вас даже дома нет времени читать Писание, то почему вы не внимаете ему во время поклонения? Послушайте и ужаснитесь: диакон стоит от лица всех и, громко восклицая, говорит: “Вонмем” – и так многократно. Этот голос, который он произносит, – общий голос Церкви, но никто его не слушает. После него чтец начинает: “Пророчество Исаии”, и опять никто не слушает, хотя пророчество содержит в себе нечеловеческое учение. Тогда он произносит вслух: “Это говорит Господь”, и его тоже никто не слышит. Однако я говорю о том, что читается нечто ужасное и страшное, но никто этого не слышит. Каковы аргументы против этого? Они говорят: “Всегда одно и то же” – но это то, что разрушает вас. Если вы осознаете все это, то не стоит пренебрегать этим. Ибо на зрелищах всегда одно и то же, но вы не знаете, какая в них пресыщенность. Если вы не знаете даже имен пророков, то о каких же вещах вы смеете говорить? Не стыдно ли тебе говорить, что ты не слушаешь, потому что всегда читаешь одно и то же, когда ты даже не знаешь имен писателей, которых читаешь, хотя всегда слушаешь одно и то же, ибо ты сам сказал, что читаешь одно и то же. Если бы я сказал это в твое осуждение, то тебе следовало бы обратиться к другому оправданию, а не к тому, которое служит для твоего осуждения”. [1] “Не будем пренебрегать нашим спасением – все это написано как поучительный материал. Это те вещи, которые приведут нас к концу веков. “. Самой большой защитой от греха является внимательное чтение Писания, но незнание Писания – это самый большой подводный камень на пути к спасению; спасение человека находится под угрозой из-за незнания божественных законов. Незнание привело к ересям и разврату, оно привело к состоянию безумия, ибо невозможно, чтобы человек, строго придерживающийся графика чтения Писания, был бесплоден. Эти мощные и убедительные слова святитель Иоанн Златоуст обратил к своим слушателям почти 1600 лет назад. Но с тех пор, к сожалению, мы не сильно продвинулись вперед.

Читайте также:
Пост в православии - суть и понятия учения

В житиях святых мы встречаем тот факт, что некоторые святые, будучи совершенно неграмотными и никогда нигде не учившимися, к вершине своего подвига достигали того, что знали наизусть Священное Писание и всегда цитировали его по необходимости. Рассмотрим, например, житие преподобной Марии Египетской или египетских отшельников – преподобного Патермуфия, преподобного Гора, о которых говорится, что они получили знание Священного Писания сверхъестественным образом. Это тоже возможный путь.

Святой Иоанн Златоуст объясняет это в своем рассуждении на Евангелие от Матфея: “В настоящее время мы не должны нуждаться в помощи Писания, но должны вести такую чистую жизнь, чтобы вместо книг благодать Духа служила нашим душам, и чтобы, как написанное чернилами, так и наши сердца были написаны Духом; но так как мы отвергли такую благодать, то по крайней мере пойдем вторым путем” [3].

Тот же святой, возражая на слова своих слушателей о том, что они иногда читают Писание, но ничего не могут в нем понять, говорит следующее: “Не будем, пожалуйста, пренебрегать чтением Писания, но независимо от того, понимаем ли мы то, что в нем содержится, или нет, – в любом случае, будем обращаться к нему как можно чаще. Постоянное упражнение в чтении напечатлевает неизгладимо в памяти прочитанное, и часто, чего сегодня мы не могли понять при чтении, мы вдруг понимаем, начав читать завтра, потому что человеколюбивый Бог невидимо просвещает наш ум”, – такие высказывания часто повторяют многие святые отцы, что усердие человека в изучении Священного Писания, растворенное смирением Божиим, всегда вознаграждается просвещением его ума.

Вот еще кое-что от Симеона Нового Богослова: “Душа, желающая день и ночь изучать закон Божий, не получает в этом отношении столько пользы, сколько от изучения Божественных Писаний; Ибо в этих Писаниях сокрыты мысли о благодати Святого Духа, которые, будучи восприняты, производят в душе определенное и великое удовольствие, поднимающее ее над всем земным и временным и возвышающее ее до небес, располагающее ее думать только о Божественном, желать только его и вести ангельскую жизнь в этом мире”[4] – посмотрите, каких великих духовных благословений можно достичь в течение года, если усердно изучать нашу тему.

Преподобный Иоанн Климак пишет: “Душа, которая днем постоянно учится Слову Божьему, обычно упражняется таким же образом во сне, ибо это второе является настоящей наградой за первый труд по отгону духов и дурных снов”. [5]

В предостережении святых отцов и в нашем собственном предостережении нам напоминают, что изучение Писания не может быть сведено к механическому перечитыванию и не может полностью раскрыть свой потенциал, даже при наличии необходимых толкований. Истина о Писании возможна только тогда, когда человек стремится исполнять то, что встречает в нем на протяжении всей своей жизни.

В своей речи на службе перед началом учебного года в МДА в 1912 году тогдашний ректор МДА, епископ Теодор Поздевский, сказал: “Если бы мы тоже рассматривали Слово Божье не как собрание истин, открытых просто для любопытства людей, а как откровение высших истин божественной жизни, как откровение законов нравственного устройства мира, то очевидно, что усвоение и понимание этих истин происходило бы иначе, чем обычно. Ведь ни для кого из нас не секрет, что когда мы начинаем более глубоко проникать в смысл слов Писания, наши попытки остаются почти полностью тщетными, и словно завеса мешает нам ясными глазами понять скрытый смысл Писания. И это, конечно, потому, что “закон Божий духовен”, а человек “плотской и продан греху” (Римлянам 7:14), и потому, что человек, живя под законом плоти, не может понять законы духовной жизни, жизни Божьей, ибо, чтобы познать эти законы, нужно приблизиться к ним в самой жизни и познать их через опыт. Вот почему неотеологический Симеон, размышляя о способах понимания Божьего Слова, сравнивает его с закрытым сундуком с сокровищами. Сундук бесполезно носить на плечах, и невозможно добраться до спрятанных в нем сокровищ, если у вас нет ключа от него. Единственным ключом к духовным сокровищам, содержащимся в Слове Божьем, является чистота и нравственная святость; поэтому Слово Божье, содержащее все знание о Боге, следует изучать не столько умом, сколько чистым сердцем, способным видеть Самого Бога”. [6].

В этой цитате святой Феодор ссылается на святого Симеона. Преподобный Симеон Новый Богослов сравнивает Священное Писание с сундуком, внутри которого сокрыто сокровище. И он говорит, что “как тот, кто поднимет этот ларец на плечи, не может еще увидеть сокровище, которое в нем, – так и тот, кто читает и даже по памяти знает все Божественные Писания и может прочесть их как один псалом, не может только этим постичь благодать Святого Духа, сокрытую в них; ибо ни то, что в ларце, не может быть открыто посредством самого ларца, ни то, что сокрыто в Божественных Писаниях, не может быть открыто посредством самих Писаний” [7]. [7] Он говорит, что тот, кто изучает Писания наизусть, но механически, подобен человеку, который несет на плечах тяжелый сундук”. Из-за усердия он может только довести себя до болезни в спине; сокровища таким путем не получить. Но гораздо важнее здесь исполнение заповедей, добродетели – как он говорит, “от заповеди происходят добродетели, а от добродетелей – открытые тайны Писания”. Тогда добродетели процветают, когда соблюдают заповеди, и, опять же, тогда соблюдают заповеди, когда ревностны к добродетели – и уже из этого открывается дверь знания, то есть тех таинств, которые сокрыты в Божественных Писаниях.” Таким образом, получается, что, хотя важно усердно читать Писания и правильно их знать, реальную пользу можно получить только тогда, когда мы с вами применяем найденные там истины в своей жизни.

Публикации

Взаимосвязь Священного Писания и Священного Предания

Православная Церковь черпает свое христианское учение из Божественного Откровения. Божественное Откровение, начиная со времен апостолов и пророков, сохраняется в Святой Церкви Христовой. Именно такой тип божественного откровения, называемый сверхъестественным, был дан сначала патриархами и пророками, а затем воплощенным Сыном Божьим: “Многократно в веках Бог говорил отцам через пророков; в конце же веков говорит нам через Сына, Которого поставил наследником всего и чрез Которого создал века”, – пишет апостол Павел в Послании к Евреям (Евр. 1:1-2). “Церковь Божия жива, столп и утверждение истины”, – говорит апостол Павел в другом послании (1 Тим. 3:15). Церковь сохранила и передала Божественное Откровение всем народам через Священное Писание и Священное Предание.

Читайте также:
Десятая заповедь: «Не желай чужого» - суть и понятия учения

” Священное Писание было дано для того, чтобы как можно точнее и неизменнее сохранить Божье Откровение”, – сказал митрополит Московский Филарет (Катех.с.) 22). Понятие “Священное” применительно к Писанию означает его богодухновенность или вдохновение от Бога: “Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наказания, сущих в истине: да будет совершен Божий человек, приготовленный на всякое доброе дело”, – говорит апостол Павел (2 Тимофею 3:16-17). Таким образом, Библия превосходит все другие книги, поскольку она исходит от Бога. Писание обладает единством благодаря своему божественному вдохновению.

Хотя Библия состоит из книг разного содержания, принадлежащих к разным жанрам, написанных на протяжении более чем тысячелетия, хотя ее авторы были разного происхождения (пастухи, рыбаки, священники, цари, писцы), писали на разных языках (еврейском, греческом, арамейском), Священное Писание представляет собой единое целое, потому что все книги, входящие в его состав, имеют одно и то же вдохновение и один и тот же объект веры, Писание представляет собой единое целое, потому что все книги, входящие в его состав, имеют одно и то же вдохновение и один и тот же предмет веры, не противоречат друг другу, но, напротив, раскрывают учение о едином истинном Боге, произнесенное Святым Духом.

Главным условием богодухновенности было участие авторов в действии Святого Духа: Апостол Петр в своем Послании утверждает, что пророчество не от воли человеческой, но исходит от Святого Духа Божьего (2 Петра 1:21). Те книги, которые Церковь признает богодухновенными, называются каноническими, а их собрание – каноном. От иудеев новозаветная церковь унаследовала канон Ветхого Завета. Канон Писания Нового Завета был сформирован в его нынешнем виде в конце четвертого или начале пятого века нашей эры, то есть не сразу, и само Писание, насколько можно судить, не устанавливает критерий для подтверждения богодухновенности той или иной книги Библии. Есть книги, которые не включены в канон, но которые по жанру и тематике соответствуют каноническим книгам Библии. Кроме этих неканонических книг, есть и другие, которые сейчас включены в сборники уставных чтений (например, послание Иоанна Богослова об Успении Божией Матери и т.д.). Это и библейские произведения, и так называемые апокрифы, которые Церковь не признает принадлежащими Ей, но чуждыми и содержащими лжеучения. Как то или иное священное писание было включено или не включено в библейский канон? Каковы критерии отбора? Очевидно, ни в одном из канонических писаний нет самого Канона в виде списка книг или их перечисления?

Первоначально, как мы знаем, божественное откровение сохранялось и передавалось посредством священного предания: “От Адама до Моисея не было священных книг” (Катехизис митрополита Филарета 21). Протопресвитер Иоанн Мейендорф сказал о Церкви, что она является храмом Святого Духа и средой, в которой существуют не только отдельные человеческие обычаи и традиции, но и единое священное предание, писаное или неписаное. (Очерк истории православной церкви А. Л. Дворкина, стр. 15) В раю Адам имел только одну заповедь, и когда он ее исполнил, то разделил видение Бога, видение Божества, увидел невидимый свет, но после непослушания, после нарушения заповеди Божией, после нарушения заповеди, произошло его отпадение от благодати, отступничество от Бога. С тех пор падший род человеческий уходил все дальше и дальше “в страну далече”, и получилось так, что не все люди могут получить Божье откровение непосредственно от Бога из-за своей слабости, но в то же время для всех существует необходимость в спасении. Сначала священное предание, а затем священные писания становятся средством донесения Божьего откровения до всех людей. Господь Иисус Христос, провозгласивший вдохновение ветхозаветных Писаний (Мф 21:42; Ин 5:39 и др.), не оставил написанное слово, но доверил его своим ученикам. Традиция (лат. “traditio”) означает то, что передается из рук в руки, из уст в уста, что сохранилось в сердце отдельного человека, но что также было выражением апостольской веры, веры Церкви. И вопрос о том, какие книги должны быть включены в канон Писания, а какие нет, был, очевидно, решен живым опытом веры людей, живущих во Христе, которые видели воскресшего Господа и беседовали с Ним, когда “…Он открыл им разум для понимания Писаний”. (Луки 24:45). И это расположение канона Нового Завета является выражением концилиарного сознания этой Церкви, сферы священного предания.

В правиле 97, главе 27 Догматического послания святого Василия Великого к святому Амфилохию Иконийскому “О Святом Духе” (ок. 375), говорится: “Среди доктрин и проповедей, соблюдаемых в Церкви, есть такие, которые происходят из письменных наставлений, а другие мы получили из апостольского предания, по тайному преемству. Оба они обладают одинаковой силой благочестия, и никто, как бы мало ни был сведущ в правилах Церкви, не может этому противоречить. Если мы посмеем отвергнуть неписаные обычаи, как будто они не имеют большого значения, мы незаметно повредим Евангелию в самом главном, или, более того, сделаем безымянной проповедь апостолов. Например, упомянем сначала первое и самое общее: что те, кто уповает на имя Господа нашего Иисуса Христа, должны быть отмечены образом креста, кто научил этому Писание? Какое послание научило нас обращаться к Востоку в молитве? Кто из святых оставил нам письменные слова призыва при подношении евхаристического хлеба и чаши благословения? Ибо мы не довольствуемся теми словами, которые упоминают Апостол и Евангелие, но до и после них произносим другие, как имеющие большую силу для таинств, потому что мы получили их из неписаного учения. Согласно какому месту Писания мы также благословляем воду для крещения и масло для помазания, а также крещаемых? Не по молчаливой ли и тайной традиции? Что еще? Какому письменному слову научило нас само масло помазания? Откуда также троекратное погружение человека и все, что относится к крещению, отрицание сатаны и его ангелов, о которых написано, что они делали это? Не об этом ли нераскрытом и невыразимом учении наши отцы хранили молчание, недоступное любопытству и бегству, будучи прекрасно наставлены молчанием охранять святость таинств? В самом деле, какой интерес писать доктрину, над которой некрещеным не разрешается размышлять?

Читайте также:
Догматы, каноны, богословские мнения - суть и понятия учения

Таким образом, Святой Дух сошел в свое время на апостолов и на Божью Матерь. Со дня Пятидесятницы Церковь живет под благодатью Святого Духа. Митрополит Филарет Московский сказал, что Священное Предание – это не только видимая и слышимая передача учения, правил, предписаний и обрядов, но и невидимое, но действенное сообщение благодати и освящения. Само Писание открывает истину в своем применении и в своей тайне. Поэтому никто не может полностью понять Писание без благодати и озарения. Вера – единственный путь к пониманию смысла Божьего Слова. Исследования не могут вывести нас за пределы наших возможностей, это может сделать только вера. Божественные доктрины никогда не могут быть постигнуты без просвещения Святого Духа, как пишет Г. В. Флоровский в своей книге “Византийские отцы 5-8 веков”. (Таким образом, и для того, чтобы написать вдохновенный текст, и для того, чтобы действительно понять его, необходимо причастие к действию Святого Духа, причастие к Благодати.

Учение Григория Паламы о Фаворском свете и Деяниях Божьих. Святой Григорий Палама, также известный как исихаст, пишет, что Свет, который видели апостолы, когда были с Господом на горе Фавор, является нерожденным, несотворенным. с.172-392 в “Основах искусства святости” епископа Варнавы. Одно и то же Божество, громящее ад, поражающее все сотворенное, не от мира сего, но пребывающее в нем. Исихия означает молчание, знание, непосредственное созерцание, не требующее слов для выражения мысли или объяснения в контексте того, что созерцается, но скорее стремящееся к естественному состоянию: молчанию тайны. В молитвенном действии отцов-исихастов и очищении их сердец от страстных дел Бог приблизил их к Себе и открыл им Божественные энергии благодати, и это было их приобщением к тому же богословию и познанию Бога, которое имел первозданный Адам. “Мы говорим сокровенную от Бога премудрость, которую приготовил Бог прежде веков к славе нашей, и которой никто из князей мира не разумеет”, – пишет апостол Павел в Послании к Коринфянам. Напротив, Бог открывает нам через Своего Духа, что “Духом испытывается все, и открываются глубины Божии” (1 Кор.2:8,10). Помимо корневой системы, ствола, ветвей и листьев, деревья имеют невидимую внутреннюю силу жизни, которая дает им жизнь; они – живые существа. Исповедуя Писание всей своей жизнью, прививая себя к Истинной Лозе, святые, подобно зеленым ветвям, наполнялись животворящей силой Святого Духа. Священное Писание и Священное Предание образуют неразрывное единство, взаимно интегрирующее и взаимно объясняющее. Священное Предание и Священное Писание, вместе с Церковью, составляют полноту Божественного откровения. Священное Писание иногда определяется как наиболее ценная часть Священного Предания. В то же время, записанные определения Вселенских Соборов общепризнанно относятся к области Священного Предания, которое, в свою очередь, характерно для Священного Писания. Но не все соборы признаются Вселенскими, а Отцы Церкви, как люди, в чем-то ошибались, и в трудах авторов, признанных еретиками, содержится много истинных и здравых мыслей (например, Тертуллиан говорил, что душа человека по природе своей христианка). Только вера Церкви, как единства верующих, Церкви в целом, может провести грань между истиной и заблуждением. Изучение Писания, по-видимому, должно идти “рука об руку” с изучением трудов святых отцов Церкви. Прикладное изучение подразумевает применение знаний в реальной жизни. Необходимо находиться в духовной преемственности с ними, усваивать внутреннюю логику и смысл мысли святых отцов в ее развитии, или, если можно так сказать, быть непосредственно соединенным со Священным Преданием, с живым опытом веры святых. Как два разных, но неразрывных способа сохранения и передачи Божественного Откровения, Священное Предание и Священное Писание находятся не в единстве противоположностей, а в единстве Благодати Божией. Другими словами, никто, находящийся под влиянием Святого Духа, не может сказать ни слова против Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, если только Духом Святым” (1 Кор.12:32). ).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ССЫЛОК:

1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Заветов М., 1990.

2.Православная энциклопедия Т.Т.№3;№5.

3.Полный православный богословский энциклопедический словарь геноптрик. изд.М.,1992.

4. Перепечатка Расширенного христианского катехизиса Православной Кафолической Церкви митрополита Филарета (Дроздова). Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

5 “Православный катехизис” епископа Московского Патриархата Александра (Семёнова-Тян-Шанского), Москва, 1990 г.

6. “Годология Белорусского Экзархата Минск ООО “Харвест”, 2007 г.”, автор Лосский В.

7. Бископ Варнава (Беляев) “Основы искусства святости”. Александр Невский. Ниж.Новг.1995.

8. Прот. Восточные отцы 5-8 веков, Георгий (Флоровский), Париж, 1933.

Дворкин А.Л. “Очерки истории Вселенской Православной Церкви” изд. Александр Невский. Нижний Новгород, 2003.

Священное Писание или Библия – это собрание книг, написанных пророками и апостолами, по нашему мнению, под вдохновением Святого Духа. Библия – это греческое слово, которое означает “книги”. Это греческое слово с артиклем “та” во множественном числе, означающее: “Книги с определенным содержанием”. Это определенное содержание является Божьим откровением для человечества, чтобы найти путь спасения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: