Сотворение мира – суть и понятия учения

“Вселенная возникла не сама по себе, потому что над ней есть Провидение, и не была создана из готовой субстанции, потому что Бог не бессилен, но из ничего вообще, не существовавшая прежде вселенная была приведена в бытие Богом через Слово”.

1. Сущность христианского учения о сотворении мира, нехристианские концепции происхождения мира

” Православное учение о творении гласит, что только Бог бесплотен и существует вечно, и что все остальное было создано Им” [200].

(“В начале сотворил Бог небо и землю” в Бытие 1:1).

” Им создано все, что на небе и на земле, видимое и невидимое” (Колоссянам 1:16).

Большинство религиозных и философских учений признают сотворение мира как факт, за исключением материализма. Несмотря на то, что практически все доктрины признают этот факт, религиозные и философские подходы к пониманию происхождения мира принципиально различаются.

Наиболее известные нехристианские концепции происхождения мира – дуализм и пантеизм.

Сотворение мира

Библейское учение о сотворении мира кратко называется “Суббота”. День означает день. В 1823 году англиканский священник Джордж Стэнли Фабер (1773-1854) предложил теорию “день – век”. Это мнение не основано на фактах. В иврите есть понятие олам, выражающее неопределенный период времени или эпоху. Слово йом на иврите всегда означает день, двадцать четыре часа, но никогда – период времени. Отказ от буквального понимания дня значительно искажает библейское учение о сотворении мира. Если взять день как эпоху, то как определить вечер и утро? Как применить благословение седьмого дня и остатка дня к эпохе? Ибо Господь заповедал почивать в седьмой день недели, в субботу, потому что Сам почил; и благословил Бог день седьмой и освятил его, потому что в оный почил от всех дел Своих (Бытие 2:3). Бог создал растения на третий день, а солнце, луну и другие светила – на четвертый. Если принять идею, что “день – это век”, то это означает, что в течение целого века растения росли без солнечного света.

Святые отцы понимали день в первой главе Бытия буквально. Св. Ириней Лионский: “Господь пришел пострадать накануне субботы, то есть в шестой день творения, когда был создан человек, и Своим страданием дал ему новое творение, то есть (избавление) от смерти. Святой Ефрем Сирин: “Никто не должен думать, что шестой день творения – это аллегория. Св. Василий Великий: “Был вечер и было утро, день один. Она определяет меру дня и ночи и объединяет их в единое суточное время, ибо двадцать четыре часа составляют продолжительность суток, если под днем понимать и ночь. Святой Иоанн Дамаскин: “От начала дня до начала другого дня есть только один день, ибо Писание говорит: “Был вечер, и было утро: день один”.

Чем же было вызвано чередование дня и ночи до сотворения светил в четвертый день? Св. Василий Великий пишет: “Тогда, не движением солнца, но тем, что первозданный свет в меру, определенную Богом, то изливался, то снова сжимался, был день и следовала ночь” (Шестоднев. Беседа 2).

Книга Бытие начинается с описания величественных дел Божьих – сотворения мира за шесть дней. Творение приписывается Богу, который создал космос с его многочисленными звездами, землю с ее океанами и горами, человека и всю животную и растительную жизнь. Писание раскрывает сотворение мира таким образом, что превосходит все космогонии других религий, так же как истина возвышается над мифами. Ни одна религия или философское учение никогда не могли подытожить идею о том, что из ничего можно создать нечто, превосходящее разум: в начале сотворил Бог небо и землю.

Бог самодостаточен и абсолютно совершенен. Он ничего не просит и ни в чем не нуждается, чтобы быть. Единственной причиной сотворения мира была совершенная любовь Бога. Святой Иоанн Дамаскин пишет: “Добрый и превосходный Бог не довольствовался созерцанием самого себя, но от избытка благости пожелал, чтобы что-то произошло, чтобы в будущем можно было наслаждаться Его благами и разделять Его благость.

Первыми были созданы бесплотные духи – ангелы. Несмотря на отсутствие в Писании рассказа о сотворении ангелов, нет сомнений в том, что ангелы по своей природе являются сотворенными существами. Согласно этой точке зрения, Бог – всемогущий Творец, породивший все сущее благодаря пониманию, четко укорененному в Библии. Только Бог не имеет происхождения. Некоторые святые отцы указывают, что утверждение “Бог сотворил небо” (Быт. 1:1) указывает на создание невидимого мира ангелов. Святитель Филарет (Дроздов) подтверждает эту мысль, указывая, что, согласно библейскому повествованию, физические небеса были созданы во второй и четвертый дни.

Читайте также:
Святые - суть и понятия учения

Первоначальная земля была беспокойной и пустой. Материя, созданная из ничего, сначала была беспорядочной и покрытой тьмой. Тьма была неизбежным следствием отсутствия света, который не был создан как самостоятельный элемент. Моисей, автор книги Бытие, далее говорит, что Дух Божий был на лице вод (Бытие 1:2). Здесь мы видим указание на третью личность Троицы, Святого Духа, который участвует в творении как творец и животворящая сила. Определение очень лаконично и точно: все исходит от Отца через Сына в Святом Духе. Вода, о которой говорится в приведенном выше стихе, является самым важным элементом, без которого жизнь невозможна. В Святом Евангелии вода является символом животворящего и спасительного учения Иисуса Христа. В жизни Церкви вода имеет особое значение как вещество таинства Крещения.

Первый день творения

Бог сказал: “Да будет свет”. И был свет. Отделить свет от тьмы было делом рук Бога. Тьма называется ночью, а свет – днем. Был вечер и утро: один день (Бытие1:3-5).

По Божьему повелению появился свет. Из дополнительных слов: и отделил Бог свет от тьмы, мы видим, что Бог не уничтожил тьму, а лишь установил ее периодическое чередование со светом, чтобы восстановить и сохранить силы человека и каждой твари. Такова мудрость Божья, как поет псалмопевец: Ты распространил тьму, и настала ночь; посреди нее бродят все звери лесные; львы рычат, ища добычи, и просят Бога дать им пищу. И когда взойдет солнце, они собираются вместе и ложатся в норы свои; а человек выходит на работу и работает до вечера. Как много дел Твоих, Господи! (Пс 103:20-24). Поэтическое выражение вечер и утро завершает описание творческих работ каждого из шести дней. Само слово день святые понимали буквально.

Сотворение мира. День 1,2,3. Христорождественский собор в Мытищах. Фото О. Савичева

Сотворение мира. День 1,2,3. Собор Рождества Христова в Мытищах. Фото О. Савичева

Свет был создан божественным Словом, обладающим всемогущей творческой силой: “Он сказал – и сделалось; Он повелел – и явилось” (Псалом 32:9). Святые отцы видят здесь таинственное указание на второе Лицо Святой Троицы – Сына Божьего, Иисуса Христа, Которого апостол называет Словом и в то же время говорит: Через Него все начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1:3). wychowawców, którzy niestety też okazali się nie na miarę. Я не думаю, что президент Дмитрий Мидведевич на данный момент смог добиться каких-либо значительных изменений в этом отношении. В данном случае это prezydentem Rosji, а не przyw.

При описании первого дня уместно поставить вечер на первое место. В библейские времена евреи начинали день вечером. Церкви Нового Завета сохранили этот порядок поклонения.

Второй День Творения

И создал Бог твердь. <. >и назвал. твердь небом (Быт 1, 7, 8) и поместил небо между водой, которая находилась на земле, и водой над землей.

На второй день Бог создал физическое небо. Слово “твердь” является оригинальным еврейским словом, означающим “развернуть”, поскольку древние евреи метафорически сравнивали твердь с шатром: “Ты развернул небеса, как шатер” (Пс 103:2).

В описании второго дня также упоминается вода, которая есть не только на земле, но и в атмосфере.

Третий день творения

Затем Бог собрал воды под небом в одно место и открыл сушу. Он назвал сушу землей, а все воды – морями. И повелел Бог земле произвести зелень, траву и плодовые деревья. И покрылась земля растительностью. Бог отделил воду от суши (см. Бытие 1:9-13).

На третий день появились океаны, моря, озера и реки, а также континенты и острова. Впоследствии это вызвало восторг у псалмопевца: Он собрал, как бы груды, воды морские, сложил бездны в хранилища. Да убоится Господа вся земля, да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, и совершилось; повелел, и явилось (Пс 32:7-9).

В тот же день Бог создал весь растительный мир. Это было принципиально новым: Бог начал органическую жизнь на земле, негативно или иначе. Но Христос сказал: “Кто не со Мной, тот против Меня, и кто не со Мной, тот против Меня”. […]

Растительная жизнь была заповедана Творцом земли. Св. “Этот глагол и эта заповедь затем стали частью природы, образовав естественный закон, который остался в земле даже в более поздние времена, позволяя ей приносить плоды. ” (св. Василий Великий). Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5).

Книга Бытия рассказывает нам, что земля произвела траву, растительность и деревья, посеяв семена по роду их. Святые отцы придавали ему важнейшее значение, поскольку оно указывает на неизменность всего Божьего творения: “Что вышло из земли при первом творении, то сохраняется до сего дня, для сохранения рода по преемству” (св. Василий Великий. Шестоднев. Чтение 5). Как мы видим, третий день был посвящен организации нашей планеты.

И увидел Бог, что это хорошо (Бытие 1:12). Бог творит мудрым и совершенным образом, согласно писателю Бытия.

Четвёртый день творения

На небесной тверди должны быть светила, чтобы освящать землю и отделять день от ночи. По созданным светилам теперь будут отсчитывать время и календарь. Появились солнце, луна и звезды (Бытие 1:14-18).

Описание четвертого дня показывает создание светил, их назначение и различия. Из текста Библии мы узнаем, что свет был создан во второй день до появления светил, чтобы, согласно объяснению Василия Великого, неверующие не считали солнце единственным источником света. Только Бог является Отцом светов (ср. Иак. 1:17).

Сотворение мира. День 4,5,6. Христорождественский собор в Мытищах. Фото О. Савичева

Сотворение мира. День 4,5,6. Рождественский собор в Мытищах. Фото О. Савичева

Светила были созданы по трем причинам: во-первых, чтобы освещать землю и все, что на ней находится; во-вторых, чтобы различать дневные светила (солнце) и ночные (луна и звезды); в-третьих, чтобы определить способ освещения земли. Кроме того, мы различаем четыре времени года, упорядочиваем время с помощью календаря и ведем счет времени. В-третьих, как признаки последних времен. Новый Завет говорит об этом так: “И померкнет солнце, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачут все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Матфея 24:29-30).

Пятый день Творения

На пятый день Бог создал первых живых существ, которые живут в воде и летают в воздухе. И сказал Господь: “Пусть гады и живые существа выйдут из воды, и птицы пусть летают над землею”. Затем появились обитатели вод, появились водные животные, насекомые, пресмыкающиеся и рыбы, а птицы летали по воздуху (см. Бытие 1:20-21).

В начале пятого дня Бог обращает свое творческое слово к воде (да произведет вода), а в третий день – к земле. Слово вода здесь употребляется в более широком смысле, относясь не только к обычной воде, но и к атмосфере, которая у священного писателя также называется водой.

На пятый день Бог создал более высокую форму жизни, чем растения. По повелению Бога появилась водная стихия (рыбы, киты, рептилии, амфибии и другие водные существа), а также птицы, насекомые и все существа, живущие в воздухе.

Именно Творец создает первых существ каждого вида (“по роду”). По Его благословению они размножаются и приносят плоды.

Шестой день сотворения мира

На шестой день творения Бог создал животных земли и человека по Своему образу и подобию (см. Бытие 1:24-31).

Моисей начинает описание шестого дня творения так же, как и двух предыдущих (третьего и пятого): Да сотворит Бог. Бог повелел создать всех животных на земле (живой дух в соответствии с их видами). Каждая часть творения была создана в серии возрастающего совершенства.

Господь Бог создал человека из праха земного и вдохнул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Бытие 1:26-28)

В конце концов, человек был создан как венец работы, как венец дела. Он был создан особым образом. Прежде всего, святые отцы подчеркивают, что перед сотворением человека состоялся Божественный совет между всеми Лицами Троицы: сотворим человека. Человек отделен от всего сотворенного мира и от того, каким его создал Бог. Хотя его тело было взято из земли, Господь не повелевает земле создать человека (как Он делал это с другими творениями), но творит его непосредственно. Псалмопевец говорит, обращаясь к Творцу: “Руки Твои сотворили меня и повелели мне”. (Пс 118:73).

Бог сказал, что нехорошо человеку быть одному.

Господь усыпил человека, а когда тот уснул, взял одно из ребер его и обложил его плотью. В Бытие 2:21-22 говорится, что Господь Бог сделал мужчине жену из взятого у него ребра.

Конечно, Бог мог бы создать не одну супружескую пару, а несколько, и произвести от них все человечество, но Он хотел, чтобы все люди на земле были едины в Адаме. Ведь даже Ева была отнята у своего мужа. Апостол Павел говорит: Одной кровью Он породил весь род человеческий, чтобы населить всю землю (Деяния 17:26). Так что мы все родственники.

На заре человеческой истории Бог установил брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной. В следующее мгновение Он благословил его и скрепил самыми крепкими узами, ибо они станут одной плотью. (Быт. 2:24).

Когда Бог создал человеческое тело, Он вдохнул в него дыхание жизни, и человек стал живой душой. Самым важным атрибутом человека является то, что его душа божественна. Бог сказал: “Сотворим человека по образу нашему [и] по подобию нашему”. (Бытие 1:26). Ранее мы говорили об образе Божьем в человеке. Когда Бог создал человека, Он привел к нему всех животных и птиц, и человек дал им всем имена. Наречение имени было знаком господства человека над всеми созданиями.

Сотворение мира. Сотворение человека. Храм Рождества Богородицы в Костино

Сотворение мира. Сотворение человека. Церковь Рождества Богородицы в Костино Если принять во внимание всю историю взаимоотношений между нашими предками, то, наверное, все закончится дракой! Ведь столько крови смешалось, столько национальностей было в нашей истории и в каждом клане. Было бы очень неразумно объединять все драки.

С сотворением человека завершается шестидневное творение мира. Бог создал мир совершенным. Рука Творца не привнесла в него никакого зла. По сути, учение об изначальной благости всего творения можно рассматривать как возвышенную богословскую истину.

В конце времен совершенство мира будет восстановлено. Согласно апостолу Иоанну, будет новое небо и новая земля (см. Откр. 21:1).

День седьмой.

В день седьмой Бог окончил дело, которое делал, и в день седьмой почил от всех дел, которые делал (Бытие 2:2).

В конце концов, Бог отдохнул от сотворения мира. Бог не нуждается в отдыхе, так как автор книги Бытие использует метафору о Нем. Это говорит о том, что люди обретут истинный покой в вечности. Еще до этого благословенного времени мы находим прообраз этого состояния прямо здесь, на земле – покой седьмого дня, который в Ветхом Завете был субботой, а для христиан – днем воскресения.

Сотворение мира Богом из ничего.

Центральной идеей христианства является вера в то, что мир был создан из ничего, или crenatio ex Nihilo. Согласно этой идее, Бог создал все из ничего и превратил ничто в бытие. Бог является одновременно творцом и причиной сотворения мира.

Согласно Библии, до сотворения мира не было ни первозданного хаоса, ни первозданной материи – не было ничего! Христиане обычно верят, что в сотворении мира участвовали все три ипостаси Святой Троицы: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух.

Именно Бог создал мир, который был осмысленным, гармоничным и послушным для человека. Человек, получив от Бога свободу, использовал ее во зло, о чем свидетельствует грехопадение Адама и Евы. В Библии утверждается, что сотворение мира – это акт любви и созидания.

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2020

Обзор философских и религиозных концепций творения мира.

Методы: анализ источника, герменевтический метод

Согласно космогоническим легендам, сотворение мира является результатом действий и воли полубога или бога-создателя, чьи действия или желания приводят в движение последовательные цепи актов творения.

Буддизм в вопросе происхождения мира

В буддийской религии, как и в китайской мифологии, нет верховного материального или нематериального творца. Сотворения мира не может быть в принципе. Более того, буддизм не отвечает на вопрос о происхождении мира, напротив, этот вопрос входит в число неопределенных, с которыми Будда молчал.

Согласно буддийской мысли, вселенная появляется и исчезает в цикле, вызванном общей кармой всех живых существ предыдущего цикла. По мере накопления кармы у живых существ наступает конец цикла и, следовательно, конец вселенной.

Цикл существования Вселенной называется махакальпа и состоит из 4 периодов (каждый из которых в свою очередь состоит из 20 периодов возрастания и убывания):

1) Пустое пространство – от конца одной вселенной до начала другой.

3) Воздержание – это состояние стабильности.

Интересно, что верховное божество буддизма, бог Брахма, который первым появляется в новом мире, не является творцом. Как и все живые существа во Вселенной, он подчиняется причинно-следственному закону кармы. человек сталкивался в основном со злом как проявлением сил природы, он приписывал его исключительно сверхъестественным, неприродным силам. Однако, когда носителями зла все чаще становились сами люди, инопланетяне или даже соплеменники, это заставило привычные представления казаться нелепыми. Человеческий опыт страдания в различных формах стимулировал размышления, поиск более глубоких смыслов. Легенда о Будде символична в этом отношении. Однажды, проезжая верхом за воротами дворца, Гаутама, сын индийского царя Шакья, увидел калеку, старика, похоронную процессию, а затем аскета. Эти четыре встречи потрясли Гаутаму, который до этого не знал, что в мире есть горе, и побудили его покинуть дворец и начать жизнь аскета. Прозрение пришло после шести лет сомнений и поисков. Гаутама стал просветленным Буддой, осознав, что страдание существует, у него есть причина, и его можно искоренить.

Ислам о происхождении мира

Концепция креационизма является основополагающей и в исламе, и в христианстве.

Креационизм (от лат. creare – создавать) – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего; в патристике и схоластике – мнение, что в результате зачатия появляется только тело, а душа создается Богом из ничего и объединяется с телом.

Согласно Корану, мир был создан Аллахом за шесть дней. Словно ковер, на котором для прочности были расставлены горные твердыни, были созданы небеса (их считается семь), небесные светила и земля. Только ангелы могут спускаться и подниматься по невидимой лестнице, соединяющей землю с небесами. Ангелы, как и земные существа, также были созданы Аллахом в один из дней творения.

Адам был создан на шестой день, последний день творения, а Ева родилась из ребра Адама. Седьмой день – день отдыха; это не христианское воскресенье в исламе (мусульмане не признают воскресение Христа, считая Иисуса пророком, но обычным человеком), и не еврейская суббота, а пятница.

Согласно Корану, животные были созданы из воды, люди – из глины и пыли (или из воды и сгустков крови – разные версии в разных местах Корана). В Коране также отражена идея первородного греха и многие другие библейские легенды о сотворении мира и человека, некоторые из которых дополнены конкретными деталями.

Например, в Коране говорится о непослушании одного из помощников Аллаха, который стал дьяволом (шайтан, буквально “помеха, препятствие”). Когда был создан первый человек, Аллах приказал всем ангелам, которых Он создал до него, поклоняться ему, что все они и сделали, кроме одного. Этот Иблис отказался поклониться “сотворенному из праха”. За это восстание Аллах проклял его и пообещал, что Иблис будет повержен вместе со всеми демонами в Судный день. Между тем, до Страшного суда Иблис шайтан является правителем всех демонов и джиннов.

Мир ангелов, возглавляемый четырьмя главными ангелами (те же иудео-христианские архангелы Гавриил-Джебраил, Михаил-Михаил, Серафим-Исрафил и Азраил), которые воплощают идею добра и божественной воли, противопоставляется в исламе миру демонов и джиннов, возглавляемому Иблисом. Все эти небесные силы бесплотны и бесполы, что не мешает им творить добро или зло.

Как среди ангелов, так и среди демонов существует определенное разделение задач. В исламе существуют ангелы-хранители (у каждого человека их два, и они дежурят круглосуточно, чередуя рассвет и закат), ангелы, охраняющие могилы, ангелы – посланники Аллаха и специальные администраторы, отвечающие за рай и ад.

Аль-Кинди (800-870), Аль-Фараби (870-950), Ибн Сина (980-1037), Ибн Рушд (1126-1198) – представляют разработку проблемы Начала на основе опыта античных философов. Для обозначения Начала аль-Кинди, положивший начало восточной перипатетике, использует теологические термины в сочетании с чисто философскими. Он называет его Первым Принципом, Вечным, иногда истинным Единым. (Или Единое) не может иметь иной причины, чем оно само. Несмотря на неизменность, неразрушимость и постоянное совершенство, оно не изменяется. Превосходя все существующие вещи, оно не имеет аналогов. Это сингулярность, которая не связана ни с чем другим. У нее нет ни формы, ни материи.

Христианство в вопросе о происхождении мира

Согласно христианской доктрине творения, Бог сотворил мир из ничего. Другими словами, Он создал все существующее путем творения. Для сотворения мира Ему не нужно было никакого материала, потому что Он абсолютен, и при сотворении не было ничего вне Его. Мир был сотворен по Его воле. Святой Феофил Антиохийский пишет: “Что великого, если Бог создал материю из ничего?”. Человеческие художники, если они получают материю от кого-либо, делают из нее все, что им заблагорассудится. Тем не менее, могущество Бога проявляется в том, что Он создает вещи из ничего.

Христианское учение подчеркивает, что Бог, не нуждающийся в материи, создает мир не только в его формах, но и в материи. Василий Великий пишет: “Бог, прежде чем появилось что-либо из того, что сейчас видно, и, помыслив и стремясь создать то, что есть, рассмотрел, каким должен быть мир, и создал материю, соответствующую форме мира.

Нельзя сказать, что идея творения из ничего представлена в Священном Писании со всей очевидностью.

Сотворение из ничего упоминается только один раз на страницах Библии, и только один раз во второй канонической книге: Посмотрите на небо и землю и, видя все, что в них, познайте, что Бог создал все из ничего”. В смысле сотворения из ничего мы также можем понять слова святого Павла, который говорит, что Бог называет несуществующее существующим

В связи с учением о творении может возникнуть следующий вопрос: “Если Бог создает мир из абсолютного небытия, то что было вне Бога до творения?”. Тем не менее, вопрос некорректен, поскольку “до” и “вне” предполагают, что творение уже произошло. Только с сотворением мира возникают время и пространство как формы существования мира, понятия “до” и “вне” определяются категориями времени и пространства, поэтому вопрос о том, что было вне Бога, до того как Он сотворил мир, абсурден.

Если Бог – это абсолютная полнота бытия, если Он охватывает все и заключает все в Себе, то как может существовать что-то помимо Бога? Не должен ли тогда Бог каким-то образом ограничить себя, чтобы освободить место для существования чего-то другого наряду с ним? Такие вопросы ведут к недооценке инаковости Бога и мира, поскольку природа сотворенного и несотворенного различна. Преп. Иоанн Дамаскин учит, что “все [сотворенное] отделено от Бога, не по месту, а по природе. 546 Природа божественного и природа сотворенного настолько различны, что между ними не может быть “борьбы” за обладание “жизненным пространством”. Можно привести несовершенную аналогию из тварного мира: твердая материя и электромагнитные волны могут сосуществовать в одной точке пространства, никак не мешая друг другу.

В пятом веке святой Августин, известный христианский богослов, рассуждал о том, что библейские тексты не следует воспринимать буквально, если они противоречат научным знаниям, а также божественному разумению. В своей работе De Genesi ad literam (О буквальном толковании Бытия) Августин заявляет:

” Не редкость, когда что-то о земле, небе и других элементах мира, о движении и вращении или точной величине и расстоянии звезд, об определении затмений солнца и луны, о ходе лет и сезонов, о животных, плодах, камнях и других подобных вещах может быть известно на основании неопровержимых фактов, полученных путем рассуждений или исследований, даже тем, кто не является христианином. Это слишком позорно и пагубно, несмотря на то, что было очень спорно, что он [нехристианин] должен слушать настолько идиотские речи относительно этих вопросов, как будто в согласии с христианскими писаниями, что он может сказать, что с трудом удерживается от смеха, когда видит, как они абсолютно ошибаются. Учитывая это, и чтобы постоянно помнить об этом при работе с книгой Бытия, я, по мере своих возможностей, подробно объяснил и привел для рассмотрения значения неясных [библейских] отрывков, заботясь о том, чтобы не подтвердить бездумно некоторые значения, которые послужили предрассудкам других, и, возможно, улучшить толкование.”

Вывод: христианство и ислам описывают сотворение мира в мифологических терминах и рассказывают о постепенном процессе творения, в то время как буддизм предпочитает не рассказывать об этом и оставляет выбор предпочтительной концепции за сонмом остальных

Сотворения мира в христианстве

Это самая распространенная религия в мире, как по количеству приверженцев, так и по географическому распространению. Для примерно 2,3 миллиарда человек в мире христианство является исконной верой, что означает, что около трети населения планеты верит в христианскую версию мировой истории. Наверное, также не секрет, что эта религия является самой близкой для всех славянских народов.

Согласно первой книге Библии, Бытие, мир и все, что в нем находится, было создано из ничего по воле Творца, Бога. Мир был создан Богом за шесть дней: в первый день Творец создал свет и отделил его от тьмы; во второй день Он создал твердую материю и воду; в третий день Он создал землю и растения; в четвертый день – солнце, луну и все звезды на небе; в пятый день были созданы птицы, рыбы и пресмыкающиеся; в шестой день Бог создал животных и человека. В седьмой день Бог отдыхал от Своих дел.

сотворение мира

Одна из самых известных картин о сотворении мира: “Бог создает солнце, луну и звезды”. Автор: Джон Брейгель Младший

Фигура Бога рассматривается христианами не только как создатель всего сущего, но и как главная причина существования мира. Для Бога не было никакой необходимости создавать мир, ибо Его бытие, творение не было обусловлено необходимостью. Поэтому бытие и все вещи в нем были созданы по свободному выбору Бога, как дар “преизбытка любви”. “.

Содержание

В большинстве мифологий есть общие сюжеты о происхождении всего сущего: возникновение элементов порядка из первоначального хаоса, разделение материнских и отцовских богов, появление земли из океана, бесконечность и безвременье и так далее.

Космогонические (о происхождении мира) и антропогонические (о происхождении человека) мифы представляют собой группу историй о сотворении мира – сотворение мира как земли или вселенной, сотворение животного и растительного мира, сотворение человека – которые описывают свое происхождение как произвольный акт “сотворения” высшим существом.

Мифы Древнего Египта

Полуденный Хаос породил Ра (Солнце, отождествляемое с Амоном и Птахом). После того как Ра родил Шу (воздух) и Тефнут (воду), появилась новая пара богов: Геб (Земля) и Нут (Небо), которые родили Осириса (Рождение), Исиду (Возрождение), Сета (Пустыня), а также Нептиду, Гора и Хатор.

Мифы Древней Греции

Боги, возникшие из Хаоса: Хронос (Время), Гея (Земля), Эрос (Любовь), Тартар (Бездна), Эреб (Тьма) и Нуукта (Ночь).

Боги, вышедшие из Нюкты и Эреба: Эфир (Свет) и Гемера (День). (Согласно Гигинусу, Эфир родился из тьмы и хаоса. Он также считается отцом Зевса и называется отцом ветров).

Эфир и Гемера родили: Таласса, морская богиня.

( либо Гея, либо Хаос) родила Урана (небо) и Понта (море).

Гея – Земля и Понт – Море рождают Нерея, Эврибию, Тауманта, Форкуса и Кето.

Гея – Земля и Уранос – Небо породили титанов Океана, Фетиду, Иафета, Гипериона, Тейю, Крию, Кею, Фебу, Фемиду, Мнемосину, Кроноса и Рею, а также трех одноглазых гигантов (циклопов) и трех 50-головых гигантов (гекатонхиресов).

Затем титаны Кронос и Рея захватывают мир и рождают олимпийских богов, которые побеждают титанов в десятилетней войне и бросают их в Тартар.

Мифы Междуречья

Согласно сумо-аккадскому космогоническому эпосу “Энума Элиш”, Тиамат смешала свои воды с водой Апсу, таким образом породив мир.

Апсу и Тиамат имеют двойное значение. Как и в мифологии, эти слова понимались как имена богов. Однако в Энума Элиш отсутствует определитель DINGIR, обозначавший “божество”, что означает, что их следует рассматривать как природные элементы или стихии, а не как богов. [источник не указан 1306 дней].

Зороастризм

Согласно зороастрийской концепции мироздания, мир существует уже 12 000 лет. Вся его история условно делится на четыре периода по 3 000 лет каждый. Первый период – это предсуществование вещей и идей. На этом этапе небесного творения уже существовали прообразы всего, что было создано позже на земле. Это состояние мира называется Менок (“невидимый” или “духовный”). Второй период считается созданием телесного мира, то есть реального, видимого мира, населенного “существами”. Ахура-Мазда создает небо, звезды, луну, солнце, первобытного человека и первобытного зверя. За сферой солнца находится обитель самого Ахура-Мазды. В то же время, однако, Ариман начинает действовать. Он вторгается в пределы небесной тверди, создает планеты и кометы, которые не подчиняются равномерному движению небесных сфер. Ахриман загрязняет воду, насылает смерть на первого человека Гайомарта и на первобытного человека. Но от первого человека рождаются мужчина и женщина, от которых происходит род человеческий, а от первобытного человека происходят все животные. От столкновения этих двух противоположных источников весь мир приходит в движение: воды становятся текучими, появляются горы, небесные тела движутся. Чтобы нейтрализовать действия “вредных” планет, Ахура Мазда назначает на каждую планету своих духов. Третий период существования Вселенной охватывает время до появления пророка Зороастра. В это время работают мифологические герои Авесты: царь золотого века – Йима Великолепный, в царстве которого нет ни жары, ни холода, ни старости, ни зависти – творения дэвов. Этот царь спасает людей и скот от наводнения, построив для них специальное убежище. Среди праведников этого периода также упоминается правитель определенной области Виштаспа, покровитель Зороастра. В течение последнего, четвертого периода (после Зороастра) каждого тысячелетия люди должны увидеть трех Спасителей, которые явятся как сыновья Зороастра. Последний из них, Саошьянт Спаситель, решит судьбу мира и человечества. Он воскресит мертвых, уничтожит зло и победит Аримана, после чего мир будет очищен “потоком расплавленного металла”, а все, что останется после этого, обретет вечную жизнь.

Древний Китай

Согласно мифам, вся история Китая была разделена на десять периодов, и в каждом периоде люди внедряли новые усовершенствования и постепенно улучшали свою жизнь.

Наиболее важными космическими силами в китайской культуре были не элементы, а мужское и женское начала, которые представляют собой главные действующие силы мира. Знаменитый китайский знак инь и ян является самым распространенным символом в Китае. Один из самых известных мифов о сотворении мира был записан во II веке до н. э. Из него следует, что в древности существовал лишь темный хаос, в котором постепенно сами собой образовались две основы – инь (темная) и ян (светлая), установившие восемь основных направлений мирового пространства. После того как эти направления были установлены, дух Ян стал править небом, а дух Инь – землей. Самые ранние китайские тексты были гадательными надписями. Понятием вэнь (рисунок, орнамент) вначале обозначалось изображение человека с татуировкой (иероглифом). Считается, что вэнь приобрело значение слова к 6 веку до н. э. Появились первые книги конфуцианского канона: Книга перемен – Ицзин, Книга истории – Шу Цзин, Книга песен – Ши Цзин 11-7 вв. до н. э. Книги ритуалов – Ли Цзи, Записи музыки – Юэ Цзи, Анналы царства Лу: Весна и осень – Чунь Цю, Беседы и суждения – Лунь Юй также появились. Помимо этих работ, Бань Гу (32-92 гг. н.э.) составил список многих других произведений. Он зафиксировал всю предшествующую и современную литературу в книге “История династии Хань”. В первом и втором веках нашей эры одним из самых ярких сборников был “Изборник” – “Девятнадцать древних стихотворений”. Эти стихи объединяет одна главная идея – быстротечность жизни. В обрядовых книгах есть следующая легенда о сотворении мира: Небо и земля жили в смеси – хаосе, как содержимое куриного яйца: Пан-гу жил в середине (это можно сравнить со славянским представлением о начале мира, когда Род находился в яйце). Это один из самых древних мифов.

По мнению китайцев, в мире долгое время господствовал хаос, в котором ничего нельзя было различить. Из этого хаоса выделились Свет и Тьма, которые образовали небо и землю. И в это время появился первый человек, Паньгу. Он был огромного размера и жил очень долго. Умирая, он создал из своего тела природу и человека. Дыхание стало ветром и облаками, зов – громом, его левый глаз стал солнцем, правый – луной. Из тела Паньгу образовалась земля. Он превратил свои руки, ноги и туловище в континенты мира и главные горы мира, а пот на его теле стал дождем. Кровь потекла по земле реками, его мышцы стали почвой земли, а волосы – травой и деревьями. В его зубах и костях образовались простые камни и металлы, а в его мозгу – жемчуг и драгоценные камни. Он стал человеком, когда черви на его теле превратились в людей.

Существует еще одна легенда о появлении человека. Там говорится, что женщина по имени Нюва создала людей из желтой земли. Нюва также принимал участие в создании. Однажды жестокий и амбициозный человек по имени Гунгун восстал и начал заливать свои владения водой. Нюва послал против него войско, и мятежник был убит. Однако перед смертью голова Гунгуна столкнулась с горой, и от этого столкновения один из углов земли упал, а столбы, поддерживающие небо, разрушились. Все на земле задрожало, и Нюва начал приводить себя в порядок. Он отрезал ноги гигантской черепахи и положил их на землю, чтобы восстановить ее равновесие. Он собрал много цветных камней, разжег большой костер и, когда камни расплавились, заделал дыру в небе. Когда огонь потух, он собрал пепел и построил из него дамбы, чтобы остановить наводнения. Благодаря его огромным усилиям в страну вернулись мир и процветание. Однако с тех пор все реки текут в одном направлении – на восток; именно так древние китайцы объясняли эту особенность рек в Китае.

В мифах о Паньгу и Нува мы находим самые ранние китайские представления о происхождении мира и человека. История Нювы, который строит дамбы и предотвращает разливы рек, отражает борьбу человека с наводнениями, которую людям приходилось вести с древних времен.

Шесть дней творения

В Библии говорится, что мир был создан Богом за шесть дней. В христианстве были и остаются сторонники буквального понимания шести дней творения. Согласно этой версии, чередование дня и ночи до создания небесных светил было результатом первозданного божественного света.

Существует также образное толкование того, как Бог создал землю за шесть дней. Согласно этому толкованию, Бог создал мир за шесть эпох, а не за двадцать четыре часа. Это мнение основано на значении еврейского слова “йом”, которое в Библии обозначает “дни” творения. Это слово означает не только день, но и период времени, интервал.

Но тайна творения лежит за пределами человеческого опыта и науки. Поэтому мы не можем судить о продолжительности творения. Библия призвана донести до нас не научные истины, а религиозные.

Первый день творения

Сотворение Богом неба и земли, то есть ангельского мира и материи, представляет собой сотворение физического и духовного миров. В это время не было ни света, ни тьмы, и только “Дух Божий витал над водою” (Быт. 1:2). Именно через эти строки мы косвенно имеем в виду Святую Троицу, которая есть Бог Отец, Сын и Святой Дух. Святой Дух представлен как самостоятельная личность, участвовавшая в сотворении мира.

Преподобный Ефрем Сирин в своем Комментарии к Священному Писанию говорит о том, что

“Святой Дух согрел, оплодотворил и сделал плодотворными воды”.

Согласно списку, вода является живительным элементом. Это была не привычная нам H2O. Это было первобытное состояние материи, бесформенная, бесструктурная масса, в которой еще не было места. И все же она стала основой мира. В христианстве вода имеет особое значение. Крещение совершается в ней как таинство обновления и рождения в новую жизнь.

В первый день Бог создал свет, отделил его от тьмы и назвал днем и ночью. Небесный свет еще не был создан; это был первозданный свет. Темнота стала периодически сменяться светом. Так было установлено чередование дня и ночи, которое позволяет человеку и всем живым существам восстанавливать и сохранять свои силы.

Второй день творения

Во второй день появилось физическое небо. Оно называется “твердью”, потому что в древности твердь часто сравнивали с шатром. Таким образом, был создан барьер между землей, которая все еще находилась под водой, и космосом. Видимо, на второй день Бог создал атмосферу нашей планеты, защитив ее от космической радиации. Таким образом, было обеспечено существование всего живого.

Третий день творения

Бог отделил воду от суши на третий день творения. Именно тогда, скорее всего, образовалась планета Земля с ее континентами, островами, горами, равнинами, реками и океанами. На Земле также появились первые формы жизни в виде растительности. Это дало начало разнообразной органической жизни.

Растения существовали еще до появления таких небесных светил, как Солнце. Как они могли выжить без них? Однако это противоречие в воображении. Первозданный свет существовал до Солнца, как уже было сказано. При участии Первозданного света Солнце довело до зрелости то, что уже было произведено.

В своем “Шестодневе” Василий Великий пишет:

Земля украшается перед солнцем, чтобы заблуждающиеся перестали поклоняться ему и признали, что оно является источником жизни. достаточно приложить много душевных усилий, чтобы осознать истину: “Совесть – это голос всепроникающего в человеческое тело Господа” (св. Феофан, Звтв). Например, русские в большинстве своем являются христианами, узбеки и чилийцы – христианами.

Четвертый день творения

В этот день были созданы небесные светила: солнце, луна и звезды. Они освещали землю. Помимо измерения дней, месяцев и лет, стало возможным отделять день от ночи. Небесные объекты в Бытие не имеют названия; они просто названы “большими и малыми светилами”.

Это описание призвано уберечь человеческий разум от языческого обожествления солнца и луны. Кроме того, таким образом подчеркивалась центральная роль земли в сотворенном мире. С другой стороны, хронометраж был необходим человеку для литургического календаря. Чтобы знать, когда приносить жертвы и возносить молитвы. Небесные светила – это всего лишь путеводители на пути служения человека Богу.

На каждом дне написано: “И увидел Бог, что это хорошо. Эти слова выражают идею о том, что все созданное Богом совершенно и находится в гармонии друг с другом. Как писал Василий Великий в своих “Беседах о шести днях”,

Бог не создал ничего, что было бы избыточным или неполноценным”.

Пятый день творения

Сотворение мира продолжилось тем, что Бог создал различные виды птиц и рыб. Творец благословил их размножаться и наполнять воды и небо. Появилась новая, высшая, одушевленная форма жизни, способная двигаться и чувствовать.

Животные были созданы Богом “по родам”. Существо имело последовательность поколений, которая сохраняла его внешние признаки и не позволяла одному виду превратиться в принципиально иное существо. Основываясь на библейской концепции “рода”, Карл Линней в XVIII веке создал классификацию живых организмов.

Шестой день творения

В честь этого дня Бог создал всех существ, живущих на земле. Их было много на земле, но планета нуждалась в высшем творении, чтобы заботиться о природе и быть в общении с Богом. Бог создал человека из праха земного и вдохнул в него жизнь. Творец создал его по Своему образу и подобию, разумным и свободным, с бессмертной душой. Тем самым Он возвысил человека над всем предыдущим творением. Своим физическим телом мы принадлежим к видимому, материальному миру. Бессмертная душа делает нас частью невидимого, духовного мира. Цель существования человека – жить в гармонии с Богом.

Как отмечают в своих толкованиях на Книгу Бытия святой Григорий Богослов, святой Иоанн Златоуст и святой Григорий Нисский, Бог оказал честь человеку, создав его последним, когда все уже было готово для него. Как царское жилище, земля была заранее приготовлена и украшена для своего хозяина. Таким образом, природа, словно по ступеням, восходила от малого к великому во время сотворения мира. явил себя в том, что касается нацональности, побудил к бардзо нивласциве и к певносциевому сподвижничеству.

Но Бог создал мир не только для того, чтобы человек мог им пользоваться. Созерцая богатство и красоту Вселенной, человек познает могущество Творца, Его мудрость и доброту, благодаря которым Он подарил мир человеку.

Творение человека

Первого человека звали Адам, что переводится как “взятый из земли”. Бог поместил Адама в прекрасный Эдемский сад. Там животные всех видов сошлись с первым человеком. Они пришли к Адаму как к любящему и бесстрашному пастуху, и он дал каждому существу имя. Таким образом, Адам получил власть над всеми живыми существами и стал правителем земли, подобно Богу.

Но человеку нужен был друг и помощник. Бог взял у Адама ребро, пока тот спал, и создал женщину, Еву. Создатель повелел Адаму и Еве размножаться и заселять землю. Создав Еву из Адама, Бог показал нам, что все мы происходим из одного начала и должны любить и беречь друг друга.

В шестой день Божье творение завершилось созданием человека. Но Бог продолжает неустанно заботиться о нем. Это называется “Божьим провидением”. Первоначально в мире не было зла, и земля была раем. Люди и животные питались только растениями. Во всем царили гармония и любовь. Результатом нарушения человеком этой гармонии является зло. В конце времен Бог создаст новую землю и новое небо, чтобы вернуть мир к совершенству. И человек вернется к райской жизни без зла и коррупции.

Седьмой день творения

В седьмой день Бог ничего не делал и “почил”. Бог не подвержен отдыху, поскольку Он – Всевышний и Всемогущий. Это метафора, которая представляет, как люди готовятся к вечной жизни и что ожидает их в конце физической жизни.

Подобным образом, описание седьмого дня – это Божье благословение на то, что мы можем отдыхать в седьмой день недели. В Ветхом Завете это была суббота. Для христиан это воскресенье. Преподобный Ефрем Сирин в своем “Комментарии к Священным Писаниям” указывает, что

“Поскольку необходимо было установить неделю дней, Бог благословил день, который не был прославлен делами творения, чтобы честь, причитающаяся ему, могла быть сравнена с честью других дней, и чтобы исполнилось число дней, необходимое для создания мира.

Каждое воскресенье мы должны отложить все свои заботы и посвятить этот день Богу, помня о бренности этого мира и готовясь к вечной жизни.


Таким образом, мы видим, что Библия не противоречит современной науке и библейская история Сотворения мира вполне укладывается в научные теории. Единственный вопрос тут в летосчислении. Что для Бога один день – то для вселенной миллиарды лет. Сегодня известно, что первые живые клетки появились через два миллиарда лет после рождения Земли, прошел еще миллиард лет — и появились первые растения и микроорганизмы в воде.

Сотворение мира из ничего

Православие учит, что Вселенная была создана из ничего. Согласно этой доктрине, мир возник из ничего по замыслу Бога. Мир имеет начало во времени, и само время также было создано Богом. Святой Афанасий Великий в своем “Слове о воплощении Бога-Слова” указывает, что

“Вселенная не возникла сама собой, потому что в ней есть провидение, и не была создана из готового вещества, потому что Бог не бессилен, но из ничего Бог словом привел в бытие уже существующую вселенную.

Христианство отвергает обожествление мира и его явлений, которое было распространено в язычестве. Мир не равен Творцу, он не возник из сущности Бога. Бог находится вне своего творения, Он вне пространства, времени, субстанции, причинности, Он – основа бытия.

Религиозная доктрина о сотворении мира из ничего согласуется с научной картиной мира. Предполагается, что мир существовал не всегда, но что он появился в какой-то момент, что у него было начало. Наука предполагает, что Вселенная постоянно расширяется. Это означает, что она родилась однажды в точке, сгустке энергии. Расширение Вселенной из этого сгустка научно называется Большим взрывом.

Если Вселенная имеет начало, то до нее не существовало никакой материальной материи и мир возник из небытия. Для его спонтанного возникновения должна была быть какая-то причина. Значит, причина возникновения мира лежит вне сферы материального бытия. Многие религиозные ученые считают, что это был результат волевого акта высших сил, то есть Бога. В связи с этим Большой взрыв часто воспринимается как начало сотворения Вселенной Богом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: