Смерть и погребение христианина – суть и понятия учения

Первые минуты после смерти “Кто учит человека умирать, тот учит его жить”. М. Монтень Мне кажется, что большинство наших современников очень мало знают о смерти и не готовят себя к ней. Люди не задумываются о том, как происходит смерть и что их ждет после нее. А пока,

Первые минуты после смерти. Загробная жизнь по учению Православной Церкви

После смерти покойного он был растерян и не знал, что делать. Некоторое время после смерти он остается в привычной обстановке, рядом с телом. Согласно христианскому учению, душа относительно свободна в течение первых двух дней. Затем она уходит в мир иной, но в эти первые минуты, часы и дни она может посещать самые дорогие места и близких ей людей. Примером тому может служить ситуация, подобная той, что произошла с Е. В. П:

Весной 1942 года я поехал в город Углич навестить больного отца. Моя мать была эвакуирована в Казань.

В пасхальный вечер я читал в церкви Деяния апостолов всем, кто ждал пасхальной заутрени.

Священник и его прихожане ушли в процессии, хотя было запрещено нести свечи (из-за отключения электричества во время войны). Все, кроме одного человека, ушли. Я остался один. В притворе священник объявил: “Христос воскрес! “.

И тут же голос моей матери рядом со мной произнес

Я сразу понял, что это был ее голос. Я быстро повернулся, чтобы увидеть ее, но там никого не было.

Через неделю я вернулся в Москву, и в больнице мне сообщили, что мама умерла в ночь на 5 апреля (23 марта по старому стилю), на Пасху.

Своим голосом он укреплял мою веру в бессмертие души и в Божий замысел о человеке.

Как церковная, так и светская литература изобилует описаниями подобных случаев явлений только что умерших людей их родным и близким, независимо от расстояния. Свидетельства многих людей, лично наблюдавших эти события, не оставляют сомнений в их правдивости.

Христианство всегда знало и учило, что у человека есть не только тело, но и душа. Душа человека не умирает, когда наступает смерть, она покидает мертвое тело для совершенно новой среды, но продолжает жить сознательной жизнью. В этом случае “дела наши следуют за нами”: то, что мы делали во время земной жизни, будет иметь последствия и после смерти.

Священное Писание говорит о бессмертии человеческой души с абсолютной уверенностью. Вот слова Самого Иисуса Христа: “Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную” (Евангелие от Иоанна 6:47).

Иисус Христос сказал своим ученикам: “И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне”. (Матф. 10:28).

И снова из Иоанна I, 50: “… Я знаю, что Его заповедь – это вечная жизнь. Поэтому Я говорю то, что сказал Мне Отец”. Это также слова Иисуса Христа.

До недавнего времени можно было верить в христианскую доктрину, но теперь религиозные убеждения подтверждены наукой, в объективные данные нельзя “верить”, и каждый человек должен понимать, что его земная жизнь будет иметь определенные последствия для него в будущем.

Читайте также:
Евангелие: не просто «жизнь Иисуса» - суть и понятия учения

Однако эти новые знания также имеют свои ограничения. Теперь мы лучше понимаем природу смерти и то, что ожидает нас после смерти. Однако эти знания ограничены во времени. Из показаний людей, переживших клиническую смерть, мы знаем только то, что происходит в первые минуты и часы после остановки дыхания и сердцебиения.

А что потом? Наука не знает достаточно о смерти, чтобы ответить на этот вопрос. Науке неизвестно, что произойдет с той частью человека, которая останется живой после смерти. Ответ на этот вопрос дает христианство.

Архиепископ Антоний Женевский пишет о том, что происходит с душой сразу после смерти: “Итак, христианин умирает”. Изгоняясь из тела, душа, очищенная до некоторой степени страхом смерти, покидает безжизненное тело. Она жива, она бессмертна и живет полнотой той жизни, которую начала на земле, со всеми ее мыслями и чувствами, со всеми ее добродетелями и пороками, со всеми ее достоинствами и пороками. Существование души вне могилы является естественным продолжением и следствием ее существования на земле. Личность остается неизменной.

Архиепископ Антоний объясняет это следующим образом: “Если бы смерть коренным образом изменила состояние души, это было бы нарушением незыблемости человеческой свободы и уничтожило бы то, что мы называем личностью человека”.

Душа живет “со всей полнотой жизни” после смерти тела, что означает, что личность продолжает каким-то образом развиваться. Архиепископ Антоний развивает эту мысль дальше: “Если умерший христианин был благочестив, молился Богу, надеялся на Него, подчинялся Его воле, каялся перед Ним, старался жить по Его заповедям, то его душа после смерти радостно ощутит присутствие Бога, сразу же, в большей или меньшей степени, приобщится к открытой ей Божественной жизни. Напротив, если умерший во время своей земной жизни не искал Отца Небесного, не молился Ему, не служил греху, несмотря на принесенные им жертвы, то его душа после смерти не найдет Бога и не испытает Его любви. Лишенная божественной жизни, для которой был создан богоподобный человек, его неудовлетворенная душа начнет тосковать, страдать в большей или меньшей степени. По мере того, как растет ожидание воскресения тела и Страшного суда, растет и радость благочестивых и печаль нечестивых.

После смерти, говорит архиепископ Лука, “в бессмертной человеческой душе будет вечная жизнь и неограниченное развитие в направлении добра и зла.”

Самое страшное в этих высказываниях архиепископа то, что все дальнейшее развитие души в сторону добра или зла уже предопределено в момент смерти. В загробном мире перед душой две дороги – к свету или от света, и душа, после смерти тела, уже не может выбирать дорогу. Дорога предопределена жизнью человека на земле.

Два разных пути соответствуют двум разным состояниям души после смерти тела. Вот как объясняет это архиепископ Лука: “Вечное блаженство праведников или вечные муки грешников следует понимать так, что бессмертный дух первых, просветленный и мощно окрепший после освобождения тела, получает возможность неограниченного развития в направлении добра и божественной любви, в постоянном общении с Богом и со всеми бесплотными силами. Мрачный дух нечестивых и богобоязненных людей, постоянно общающихся с дьяволом и его ангелами, всегда будет мучиться отчуждением от Бога, святость Которого наконец-то признана, и тем невыносимым отравлением, которое скрывается в злобе и ненависти, безгранично растущих в постоянном общении с центром и источником зла, сатаной.

Читайте также:
Бог - суть и понятия учения

Архиепископ Антоний говорит то же самое, напоминая нам, что возможности души после смерти ограничены. Вот его слова: “Душа живет после смерти тела и всем своим существом обладает полнотой личности и самосознания. Оно чувствует, знает, воспринимает, думает. Однако не следует забывать, что душа вне тела не является полноценной личностью, и поэтому не все, что возможно для человека, возможно и для его души. Даже если душа после смерти тела обладает полноценной личностью и выполняет все психические функции, ее возможности ограничены. Так, например, живя на земле, человек может покаяться, более или менее изменить свою жизнь и вернуться от греха к Богу. Невозможно, чтобы душа, даже если бы она захотела, радикально изменилась и начала новую жизнь, которая будет полностью отличаться от ее жизни на земле, чтобы получить то, чего у нее не было, пока она была человеком.

Именно в этом смысле мы должны понимать слова о том, что за могилой нет покаяния. Душа живет и развивается в том направлении, в котором она начала жить на земле.

Но Господь дает надежду душе даже нераскаявшегося грешника, но для ее спасения уже необходима помощь извне. Эта помощь включает в себя молитвы за умершего, милостыню от его имени и другие добрые дела.

Епископ Феофан Затворник пишет о загробной жизни следующее: “Внутри или в глубине видимого нам мира скрыт другой мир, такой же реальный, как и этот, духовный или тонкоматериальный – Бог знает. Но известно, что в нем живут святые и ангелы. Только духовные силы души позволяют ей стремиться ввысь. Все вокруг души теперь новое. Она находится за пределами привычного пространства и времени. Она может мгновенно переноситься, куда захочет, может проходить сквозь стены, сквозь двери, сквозь все материальные вещи. ”

Рассказы священных книг и наших современников, заглянувших за завесу загробной жизни, практически идентичны. Описываются те же восприятия и явления: проход через темный туннель, свет, способность мгновенно преодолевать все пространство и проходить сквозь все материальные вещи, сжатие времени, безуспешные попытки связаться с живущими на земле, увидеть их тела со стороны. Потусторонняя природа – растения, животные, птицы, небесная музыка, хоровое пение – описывается то тут, то там.

Те, кто вернулся “оттуда”, рассказывали о встречах с различными духовными существами. Они видели своих родителей и других ранее умерших близких, патриархов, святых, ангелов, “проводников”. Христианство также обещает встречи с умершими близкими и учит, что душа умершего вскоре встретит ангела-хранителя и ангела встречи, которому следует молиться при жизни. Ангелы будут направлять и сопровождать душу на ее первых шагах в новый мир. Однако если современные рассказы говорят в основном о радостных встречах и светлых духах, то христианские источники пишут об обратном. Очень скоро душу встретят уродливые и пугающие существа. Они будут преграждать ему путь, искушать, угрожать и требовать своего. Христианские авторы предупреждают о злых духах, которые могут принимать любую форму, чтобы сбить душу с пути, давая ложные советы.

Читайте также:
Конец света и второе пришествие Христово - суть и понятия учения

Работа реаниматологов показала, что очень скоро после того, как человек попал в подземный мир, перед ним появляются образы его прежней земной жизни. Это дает возможность пересмотреть и переоценить жизнь в теле. Христианство также знает о таком пересмотре прошлых жизней, но понимает его значение иначе, называя его посмертным таксоном, в котором взвешиваются хорошие и плохие поступки, совершенные человеком в земной жизни, определяя дальнейшую судьбу умершей души.

Смерть и погребение христианина – суть и понятия учения

Что такое смерть для христианина?

Для верующего смерть – это “великое таинство” рождения человека из земной временной жизни в вечность. По воле Божьей отделение души от тела столь же таинственно и непостижимо для человеческого разума, как и их соединение в утробе матери.

Покинув тело, душа принимает новые условия существования. Как и на земле, животное не может по своей воле изменить свое состояние (совершить покаяние и получить отпущение грехов). Глубокая духовная связь усопшего с Церковью, как и при жизни, делает необходимым, чтобы усопший после смерти оставался под опекой Церкви.

Что такое молитвенная поддержка для наших умирающих и умерших близких?

По свидетельствам святых отцов, страшно, когда душа отделяется от тела: первые три дня вне тела особенно тяжелы для души. Когда душа верующего человека отделяется от тела, родные и близкие читают “Канон молитвы ко Господу нашему Иисусу Христу и Непорочной Матери Божией” (есть во многих молитвенниках). Молитва “Исход” – другое название этой молитвы.

После того как человек умер и его тело было омыто, сразу же начинайте читать Исход тела (канон для того, кто умер в одиночестве). Если человек умер вне дома, этот канон также следует читать в день смерти. Затем псалмы читаются над умершим в течение трех дней, без перерыва, днем и ночью, пока христианин остается непогребенным.

Почему похоронная служба важна?

Согласно учению Церкви, на третий день душа человека подвергается страшному испытанию, а на сороковой день она возносится к Богу, чтобы услышать суд своего Творца и Владыки. Нет человека, который, как говорит Писание, жил бы и не согрешил. Поэтому каждый умерший человек, который уже не может изменить свою судьбу, очень нуждается в молитвенной помощи Церкви и своих близких. Для того чтобы облегчить переход в вечную жизнь, в Церкви совершаются похоронные обряды. Святая Церковь молит Господа и Господь, в Своем бесконечном милосердии, простить грехи усопшего и даровать ему Царство Небесное.

Читайте также:
Православное богослужение: годовой круг - суть и понятия учения

Кроме того, литургия служит для того, чтобы помочь родственникам и друзьям умершего справиться с горем и залечить душевные раны во время заупокойной службы. Именно поэтому в похоронных обрядах так часто звучит победная песнь “Аллилуия”, что означает: “Грядет Господь, и явит Свое второе пришествие, в котором восстановит всех нас, умерших” (св. Симеон Фессалоникийский).

Заочное погребение возможно в очень экстренных случаях: когда тело покойного не найдено или церковь находится очень далеко. Прогнать умершего без погребения – значит пренебречь долгом милосердия и лишить его помощи Церкви.

Память

В течение этих 40 дней после смерти человека усопшего называют новопреставленным. Именно в это время решается судьба души усопшего, поэтому необходимо ежедневно совершать диаконию во время Божественной литургии. На этой службе частицы, вынутые за живых и умерших, погружаются в кровь Господа со словами: “Омой, Господи, грехи поминаемых здесь честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих”. Мы ничего не можем сделать для них лучше или больше.

Если человек умирает во время Великого поста (во время которого нет ежедневной литургии), заупокойные службы заказываются в течение недели, а в субботу и воскресенье заказываются заупокойные службы об упокоении души.

В третью, девятую и сороковую годовщины следует помянуть умершего панихидой.

Почему и как наши молитвы могут быть полезны умершим?

По истечении сорока дней одни души предвкушают вечное блаженство, другие трепещут в ожидании вечного наказания, которое станет более суровым после Страшного суда. Даже до этого Страшного суда еще можно повлиять на загробную жизнь души, вознося ей молитвы и совершая добрые дела (милостыню) в память об умершем.

В итоге, что такое христианская смерть?

” Отче, предаю дух Мой на Твое попечение!” (Луки 23:46) – это были последние слова Господа на кресте. Спаситель подал нам лучший пример. Мы, православные христиане, должны быть готовы к смерти и стремиться уйти из этого мира так, чтобы наша смерть послужила свидетельством нашей веры и любви к Господу и, если возможно, уроком для наших ближних.

Сначала мы должны постараться покаяться, вспомнить о том, в чем мы забыли покаяться или еще не покаялись. Давайте перед принятием Святого Причастия примиримся со всеми, кто был нам врагом или недоброжелателем, и попросим прощения у тех, кого мы обидели. В Святом Причастии прощаются неосознанные или забытые грехи. Если мы тяжело больны, то просим родственников пригласить священника к нам домой для Святого причастия и конфирмации. Святой Иоанн Златоуст свидетельствует, что тот, кто умирает в день достойного принятия Святых Таинств, проходит через испытание без задержки и благословляется Царством Небесным.

Давайте ожидать своего конца с мужеством и достоинством, без ропота, без зависти к тем, кто еще жив, уповая на руки Божьи.

Очень важно помнить следующее:

– В церкви могут молиться только крещеные православные христиане. Для некрещеных или некрещеных христиан поминальные службы не предусмотрены. Они могут раздавать милостыню, взывая к безграничному милосердию Бога.

Самоубийцы отвергли милость Бога, а жизнь – это Его бесценный дар, христиане не молятся за них. Правящий архиерей должен благословить заупокойную службу, если самоубийца находился под наблюдением врача и совершил свой поступок в состоянии невменяемости. В случаях, которые трудно разрешить, необходимо обратиться в Епархиальное управление.

Читайте также:
Небесные силы - суть и понятия учения

– Во время Великого поста и по средам и пятницам нельзя есть постную пищу, и в эти дни нельзя приносить причастную пищу в церковь на бдение.

Некоторые “народные” обычаи являются чисто языческими. Нельзя прощаться с православным христианином, привязывая к его портрету чашу с водой, водкой, хлебом и т.д., бросать монеты в его гроб и могилу.

” Кто поминает усопших водкой, тот будет больше мучиться”, – гласит пословица. Если вы боитесь обидеть своих родственников или соседей отсутствием водки на столе, помните, что в первую очередь вы отвечаете за спасение их душ.

Церковь постоянно призывает молиться за умерших, а как им это поможет, если они уже умерли?

Христиане верят, что молитвы за умерших помогают живым родственникам и друзьям пережить горе утраты. Кроме того, церковная и частная молитва к Богу облегчает участь умершего, так как Христос может простить умершему его грехи. За умершего человека следует молиться в первые 40 дней после его смерти. В это время душа человека проходит различные испытания и после частного суда попадает либо в рай, либо в ад. Хотя, конечно, эти сроки условны и скорее имеют значение для памяти об умершем. После сорокового дня умершие христиане также нуждаются в молитвах живых. Отпевание, литургия, панихида в храме или лития на могиле – все это облегчает участь умерших и дает им возможность спастись.

О привидениях Церковь не говорит ничего, а вот явления умерших людей живым — вполне реальная вещь. Вот только один пример. В конце XI века в Киево-Печерский монастырь приезжают византийские мастера и предлагают помощь в написании икон для Успенского собора. Монахам они описывают двух человек, которые с ними договаривались и обещали заплатить за работу. Иноки по описанию византийцев узнают в этих людях преподобных Антония и Феодосия Печерских, скончавшихся за несколько лет до этой встречи.
Кроме того, умершие праведники молятся о живых христианах, и Бог слышит их молитвы, о чем свидетельствуют, например, случаи исцеления больных и другой помощи у мощей после молитвы к святым или многочисленные посмертные чудеса святителя Николая Чудотворца.

Смерть и погребение христианина

Согласно православному учению, тело – это храм духа, освященный Божьей благодатью через таинства. Когда человек умирает, его тело должно быть возвращено в землю, из которой Бог создал Адама, по словам Церкви. Православный похоронный ритуал имеет полный смысл, если человек кается за все грехи, которые он совершил в своей жизни, и принимает Святое Причастие перед смертью. Если человек умирает без сознания, над ним читается “Канон молитв Пресвятой Богородице о человеке, разлученном с душой и не могущем говорить”. Его может читать как священник, так и мирянин.

Читайте также:
Православное богослужение: суточный круг - суть и понятия учения

После смерти тело умершего омывают чистой водой, одевают в чистую (по возможности новую) одежду, окропляют святой водой, кладут в гроб и наполовину покрывают белым саваном или простыней. В руки берется небольшая икона или крест, а на лоб возлагается корона (бумажная лента с изображением Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя) как символ венца славы, обещанного любящим Господа. Не кладите в гроб предметы, которыми покойный пользовался при жизни, так как это суеверно и не принесет пользы душе умершего. Над гробом читается “Гимн усопшей душе”, после чего исполняется гимн.

Погребение происходит через три дня после смерти. До истечения этих трех дней церковь может организовать короткую погребальную службу для умершего. Близкие покойного считают чрезвычайно важными все молитвы, читаемые в церкви и дома. Согласно православному учению, сразу после смерти душа человека проходит воздушные восхождения, во время которых бесы мешают ей вознестись на небо. Молитва помогает усопшему пройти эти испытания.

Отпевание всегда проходит в церкви перед погребением. Только в исключительных случаях (отсутствие церкви поблизости, невозможность найти тело) допускается “погребение по отсутствию”. Родственники и друзья несут гроб с телом покойного в церковь ногами вперед. Бросание зерна или грязи перед процессией является пережитком язычества, а ношение цветов и венков во время процессии также не является православным обычаем. Музыка во время процессии не уместна; достаточно пения “Святый Боже, Святый Могучий, Святый Бессмертный, помилуй нас”.

В церкви открытый гроб ставят перед алтарем и зажигают лампы со всех четырех сторон. На отдельный стол ставится тарелка с кутьей – блюдом из вареных зерен с орехами и медом – для освящения, с которого начинается поминальная трапеза. Присутствующие стоят со свечами и гасят их перед окончанием службы. Похоронная служба состоит из гимнов, посвященных печальной участи смертного человека на земле. В конце читается Евангелие и возносится аскетическая молитва, по которой усопшим отпускаются грехи, которые они забыли или не исповедали, но не те, которые они сознательно скрыли на исповеди. Пергамент с этой молитвой священник вкладывает в правую руку умершего как свидетельство прощения и примирения с Церковью. После этого совершается последнее целование усопшего: икону можно целовать в руках усопшего и корону на лбу, мысленно прося прощения за все обиды, причиненные усопшему при жизни, и прощая всех. Родственникам предоставляется возможность побыть наедине с умершим в течение нескольких минут. Затем священник возглашает “Вечная память”, тело умершего посыпают землей в форме креста и заколачивают гроб. На гроб можно положить цветы и икону. Затем похоронная процессия направляется к месту захоронения.

Гроб опускают в могилу лицом на восток, а на могиле у ног погребенного устанавливают крест, символизирующий победу Христа над смертью и преисподней.

Кремация (сжигание тела умершего) не допускается православием; она может практиковаться только в тех случаях, когда традиционное погребение невозможно. При кремации нельзя оставлять святыни внутри гроба. В бумагу заворачивают корону, икону, молитву и землю перед тем, как положить их в могилу вместе с прахом. Прах не следует оставлять непогребенным.

Читайте также:
Священное Писание - суть и понятия учения

После похорон принято устраивать поминальную трапезу, которая всегда начинается с кутьи (сладкой каши), освященной в церкви. Цель трапезы – вспомнить все добродетели усопшего и помолиться о прощении его грехов. Трапеза должна начинаться и заканчиваться молитвой об упокоении. Алкоголь во время трапезы запрещен, а во время Великого поста трапеза также должна быть постной.

Православная церковь верит в бессмертие души, всеобщее воскресение мертвых и окончательное воздаяние на Страшном суде. Поэтому Церковь продолжает молиться об упокоении души усопшего на 3-й, 9-й и 40-й дни. По просьбе родственников, поминовение усопшего может совершаться на ежедневной заупокойной литургии в течение сорока дней после смерти. В годовщину смерти родственники молятся за умершего, выражая свою убежденность в том, что смерть – это не уход в небытие, а рождение в вечную жизнь.

Церковь приравнивает преднамеренное самоубийство к убийству и считает его тяжким грехом. Жизнь – это дар Божий, и самоубийство отвергает этот дар. Вот почему самоубийц не хоронят в церкви. Это не относится к самоубийствам, совершенным в приступе безумия или безрассудства. Некрещеных также не хоронят в церкви, но их родственники могут молиться за них, например, за мученика Святого Уара.

Поминовение усопших:

  • Как мы вредим душе умершего. Ритуальные страхи – протоиерей Александр Авдюгин
  • Алкогольные похороны недопустимы! – Протоиерей Сергий Булгаков
  • Пойдем ли мы на кладбище на Пасху? – Андрей Зайцев
  • Православная церковь и сектанты. Молитвы за усопших – протоиерей Дмитрий Владыков
  • Богослужения: нужна ли усопшему пища? – Александр Моисеенков
  • Как мы хороним своих близких – Родион Юрьев
  • Радоница – особый день поминовения усопших – Завет.Ru
  • Митрополит Сергий Страгородский о заупокойных службах для инославных, самоубийц, пьяниц и неверующих – Церковь и время
  • Как мы поминаем усопших? (Ответ на вопрос) – Максим Степаненко
  • Не грызите семечки на похоронах – Седмица.

Дни особого поминовения усопших. Родителькие субботы

Распятие. Смерть и погребение Господа

Воины сразу же вывели Господа за городские ворота. Голгофа была пустынным круглым холмом (еврейское слово “череп”, “голова”), на котором должна была состояться казнь. По второй версии, название горы происходит от черепов казненных, которые так и остались лежать, не будучи погребенными. Обычно люди, которые вели на казнь, сами несли орудия казни. Он также нес Крест. Из-за побоев силы Христа иссякали, и солдаты, покидая город, приказали Симону, жителю деревни, возвращавшемуся с поля боя, нести Крест.

Симон несет крест Христов

Симон несёт крест Христов

На месте казни Иисусу Христу дали опьяняющую смесь из вина и медовухи, но Господь отказался от напитка. Когда Господь был пригвожден к кресту, Он молился за тех, кто распял Его: Отче, прости им, ибо не знают, что делают. Два разбойника были распяты вместе с Христом, один справа, другой слева от Него. Четыре воина, совершавшие казнь, раздели одежды Господа. Хитон (рубашка) Иисуса был не сшит, а полностью соткан. Воины бросили жребий, кому оставить его. На голове распятого, где обычно писали вину казненного, Пилат приказал прибить дощечку с надписью на трех языках – еврейском, греческом и латинском: Сей есть Царь Иудейский.

Читайте также:
Троица - суть и понятия учения

Воины мечут жребий о ризах Господних. Монастырь Дионисиат, Афон

Одежды Господа были наброшены воинами наугад. Монастырь Дионисиат, Афон

Голгофа находилась недалеко от города, и люди пришли посмотреть на казнь. Народ насмехался, говоря: “Вот человек, который разрушил храм и воздвиг его за три дня. Если Ты Мессия, сойди с креста”. Над Христом также смеялись первосвященники, книжники, старейшины и фарисеи: “Других спасал, а Себя не мог спасти; если Он Царь Израилев, то пусть теперь сойдет с креста, и мы уверуем в Него”. Также и разбойники, распявшие Христа, ополчились против Него. Пресвятая Дева Мария, Мария Клеопова, Иоанн Зеведеев и Мария Магдалина стояли возле креста. Божья Матерь оплакивала Своего распятого Сына. По пророчеству Симеона, оружие пройдет сквозь самую душу твою. В это время Господь, взглянув на Свою Мать и любимого ученика, обратился к Богоматери и сказал: Се, Сын Твой. Потом апостолу Иоанну: Се, Матерь Твоя!

Один из распятых разбойников обратился к своему товарищу, который продолжал проклинать Иисуса Христа: “Неужели ты не боишься Бога, когда сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что получили то, что заслужили, а он не сделал ничего плохого”. Возможно, сердце разбойника тронула кротость и забота Иисуса о его матери. Разбойник обратился к Нему и сказал: “Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое”. И Господь ответил: “Ныне же будешь со Мною в раю”.

Благоразумный разбойник. Фрагмент иконы

Осторожный вор. Фрагмент иконы

Внезапно, в шестом часу по еврейскому времени (полдень сегодня), тьма окутала землю. Около девятого часа (то есть в третий час пополудни) Иисус воскликнул громким голосом: O, o, o, o, o, lama sabahfani? – что в переводе с арамейского означает: Боже мой, Боже мой, для чего Ты оставил меня? Эта молитва произносится Господом от имени всего человечества, как объясняет святой Афанасий Великий: “Спаситель говорит так от имени всего человечества, и чтобы положить конец проклятию и обратить лицо Отца к нам, Он просит Отца взглянуть, связывая с Ним нашу нужду. Действительно, пророческий Псалом 21 царя Давида начинается именно с этих слов, точно описывая, как Господь будет отвергнут народом, как те, кто видел Его страдания, будут насмехаться над Ним, как, бросая жребий, разделят Его одежду, какие муки Он претерпит. Зная, что все свершилось, Господь скажет: “Будь! Затем один из присутствующих побежит, окунет губку в уксус, наденет ее на палку и отдаст ему.

Когда Господь попробовал уксус, Он сказал: “Готово! – И когда он молился своему небесному Отцу: “Отче, в руки Твои предаю дух мой”, он склонил голову и предал дух. И тогда завеса храма в Иерусалиме была разорвана надвое, сверху донизу. Земля потряслась, камни раскололись, гробы отверзлись, многие умершие святые восстали из могил после своего воскресения и вышли из гробов, вошли в Иерусалим и явились многим. Сотник, руководивший казнью, и те, кто был с ним и охранял Иисуса, увидев землетрясение и все случившееся, испугались и сказали: истинно Сей есть Сын Божий.

Читайте также:
Восьмая заповедь: «Не кради» - суть и понятия учения

Поминовение

О людях, прошедших свой жизненный путь, Церковь постоянно молится. Она также допускает частное поминовение, если у родственников есть благочестивое желание.

  1. На третий день совершается обряд в соответствии с апостольской традицией, когда православный верующий крестится во славу Святой Троицы. Помимо теологического и философского значения, она имеет и мистический смысл, затрагивая жизнь души после смерти. Ангелы объяснили святому Макарию важность празднования третьего дня. Душа, все еще привязанная к мирским вещам, первые два дня бродит возле своего дома, где происходят похороны, в сопровождении божественных ангелов, пытаясь вновь обрести тело. На третий день благочестивое сознание, подобно Христу, возносится на небо. Церковь возносит молитвы и приносит бескровные жертвы. В течение шести дней душа находится в общении с красотой Рая, прославляя Бога и забывая о страданиях, которые были результатом ее союза с телом. Но грешники укоряют себя при виде этих удовольствий, пока не будут прощены. которая призвана полностью почтить память умершего. В это время святая Церковь читает молитвы, просит об особой милости, приносит бескровные жертвы и смиренно просит о милости для усопшего христианина. С 9-го по 40-й день душа показывается в глубины ада, где описываются ужасные страдания за грехи. После 30 дней скитаний по Геенне Огненной она возвращается к поклонению, ожидая, какое место укажет ей Всевышний.

Похороны и поминки в православных храмах отражают особые интересы Церкви к каждому человеку. Религия всячески заботится о чистоте и милосердии души, а тело усопшего проходит обряды омовения, облачения, отпевания и погребения.

Важно: все эти ритуалы выполняются с особой тщательностью, чтобы подготовить умершего к встрече с Богом, который определит его дальнейшую судьбу в зависимости от жизни, которую он вел.

На Ветхом и Новом Завете, на решениях I и II Вселенских Соборов, сформулировавших Символ веры. На православном предании и святоотеческих текстах.
На представлении о том, что душа человека бессмертна, и смерть — это переход в другой мир. После телесной кончины происходит частный суд, и душа человека временно попадает либо в рай, либо в ад. После Второго Пришествия Христа на Землю произойдет телесное воскресение всех умерших, затем Страшный суд, и душа человека уже вместе с преображенным телом окончательно попадет либо в рай, либо в ад.

Похороны в православии

Согласно православным похоронным традициям, к бездыханному телу павшего верующего следует относиться с благоговением. Даже в руках смерти он остается членом Церкви Иисуса, а его тело считается храмом, в котором ранее обитал Святой Дух. Через некоторое время это тело, согласно законам Церкви, оживет и приобретет качества нетления и бессмертия.

Все народы проявили особую заботу о телах своих погибших соотечественников. Индивидуальный дух и забота об усопшем нашли свое выражение в похоронных обрядах. Евреи совершали короткие ритуалы, избегали бальзамирования и кремации, помазывали тела благовониями, заворачивали их в тонкую ткань и помещали в пещеры.

Читайте также:
Пятая заповедь: «Почитай отца своего и мать свою» - суть и понятия учения

Их траурные посты часто соблюдались после того, как они преломили хлеб, посыпали себя пеплом и наложили пост на свои тела.

Приготовление к погребению

Традиции погребения и бдения имеют глубокое значение и основаны на самых первых принципах первых христиан.

  • Тело последователя христианской веры омывается сразу после физической смерти. Этот обряд совершается в знак абсолютной чистоты и непорочности духа, который предстанет таковым в глазах Бога. Моются все части тела: используется теплая вода, обычное мыло и мягкая ткань (мочалка). Ритуал сопровождается чтением тридентского гимна и зажиганием лампы, которая должна оставаться зажженной до тех пор, пока тело находится в комнате. В ритуале омовения могут участвовать пожилые или чистые женщины, которые вымылись.
  • После этого ритуала тело умершего одевают в новую и выстиранную одежду, символизирующую воплощение и бессмертие души. Вскоре после смерти христианин предстанет на суд и даст отчет Всемогущему Творцу за прожитую жизнь. На него надевают православный крест и связывают его конечности. Руки аккуратно скрещиваются над грудью так, чтобы правая рука была сверху. Небольшая икона (для мужчин это образ Христа, для женщин – образ Девы Марии) помещается в левую правую руку. Это показывает, что умерший уверовал в Сына Божьего, отдал Ему свою душу и теперь переходит в вечное, чистое и благоговейное созерцание Святой Троицы.

Погребение и его последовательность

  • В момент смерти православного верующего читается канон из восьми песнопений, составленный в соответствии с церковным правилом. Он используется потому, что перед смертью человек испытывает естественное чувство страха. Клерики подтверждают: душа поддается этой привязанности, когда отделяется от физической оболочки, к которой она сильно привыкла.
  • Сознание человека особенно тяжело в первые три дня после смерти: именно в это время люди видят ангелов-хранителей, которые сопровождали их все время после ритуала крещения, а также злых духов, которые вызывают ужас своим жутким видом.
  • Канон должен быть прочитан, чтобы душа умершего обрела покой в загробной жизни. Семья должна найти в себе мужество попрощаться с умершим родственником, помолившись Небесному Отцу.
  • Перед погребением тело и гроб христианина символически окропляются святой водой. На лоб умершего возлагается корона, которую священник передает для погребения. Это символизирует тот факт, что православный верующий с честью покинул поле боя, одержав победу в борьбе с трудностями жизни и страшной смертью. На венке изображены лики Сына Божьего, Богородицы и Святого Иоанна Крестителя, а также надпись “Трисагион”. Под голову и плечи умершего кладут хлопковую подушку, а тело накрывают белой простыней. Чаще всего гроб ставят в центре комнаты, лицом к иконостасу дома, при этом лицо покойного обращено к образам святых. Вокруг смертного одра зажигаются свечи, возвещающие о переходе усопшего верующего в область света и покоя.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: