Шестая заповедь: «Не убивай» – суть и понятия учения

Жизнь, однако, нельзя отнять. Невозможно полностью убить все живое, потому что жизнь принадлежит Богу. Кто может убить Бога? Можно разбить горшок, но не глину, из которой он сделан. Точно так же можно разбить тело человека, но нельзя разбить, сжечь, рассеять или разлить его душу или дух.

Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви

Второзаконие 4:41-42: “Моисей выделил три города по эту сторону Иордана к востоку от солнца, чтобы убийца, убивающий ближнего своего без намерения убить его, мог убежать туда”.

” Если кто убьет человека, то убийца должен быть предан смерти по свидетелям; но одного свидетеля недостаточно для осуждения его на смерть.” (Числа 35:30).

” Насильственный акт, совершенный против другого человека кем-либо из ненависти, личной выгоды, гнева, заблуждения или ошибки, который приводит к смерти этого человека. “.

КАК НОВЫЙ ЗАВЕТ ИСТОЛКОВЫВАЕТ ЭТУ ЗАПОВЕДЬ?

Иисус очень доходчиво объяснил глубину этой заповеди: не убивай.
Матфея 5:21-24Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: `рака’, подлежит синедриону; а кто скажет: `безумный’, подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
1 Иоанна 3:15Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.
1 Тимофею 1:9-11…Зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.

II. СВЯТОСТЬ И НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЗНИ:

Он основан на концепции неприкосновенности и святости жизни человека:

A. Почему человеческая жизнь так ценна и неприкосновенна?
Человеческая жизнь ценна потому что:
1) Жизнь человека принадлежит Богу.
Она является:
– Божьим творением
– Божьей собственностью.
Только Он имеет право распоряжаться человеческой жизнью.

2) Человеческая жизнь ценна потому, что каждый человек был сотворён по образу
и подобию Божию. Убивать человека – значит разрушать Божий облик.

Б. Убийство – это уничтожение Божьего Творения:
Убийство это акт обратный акту сотворения. Человек – это часть Божьего творения. Бог сотворил человека и вдунул в него дыхание жизни. А убийца лишает человека жизни, уничтожая Божье творение.

Бог спросил Каина, убившего своего брата: “Что ты сделал?” в Бытие 4:10. Кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли.

  • “Голос крови из земли!” (Земля также является творением Бога. Таким образом, Божье творение становится свидетелем против убийц.)
  • Убийца убивает человека, личность. И в нем он убивает своих будущих детей, своих внуков, дело своих рук и результаты, которых ему не удалось достичь.
  • Убийство – это преступление против всего человечества!

В. Убийство это узурпация Божьих прав на владение человеческой жизнью.
Узурпация – это незаконный захват власти. Так вот, убийство это незаконный захват или присвоение Божьих прав на владение человеческой жизнью.

Человеческая жизнь принадлежит Творцу. Убийца, лишая человека жизни, присваивает себе право распоряжаться человеческой жизнью и решать, жить ей или нет.

Г. Убийство является хулой на Бога
– потому что оно уничтожает творение Бога, созданное по Его облику и подобию.
– потому что убийца выступает в роли Бога и Судьи.

III. ПРИМЕРЫ УБИЙСТВ :

Теперь давайте подумаем о самых распространенных видах убийства, кроме обычного убийства человека:

A. Самоубийство:
В древнем Израиле не было особо стоящего закона о самоубийстве, потому что самоубийство подпадало под категорию человекоубийства. В противовес языческой философии и практике, евреи высоко ценили и уважали человеческую жизнь. Лишение самого себя жизни являлось полной деградацией личности и считалось сатанизмом, бесовством и крайней степенью одержимости. Только проклятые из проклятых могли прийти к такому концу. Библейскими примерами этому могут служить царь Савл и Иуда Искариот, предавший Иисуса:
1 Царств 31:4-6И сказал Саул оруженосцу своему: обнажи твой меч и заколи меня им, чтобы не пришли эти необрезанные и не убили меня и не издевались надо мною. Но оруженосец не хотел, ибо очень боялся. Тогда Саул взял меч свой и пал на него. Оруженосец его, увидев, что Саул умер, и сам пал на свой меч и умер с ним. Так умер в тот день Саул и три сына его, и оруженосец его, а также и все люди его вместе.
Матфея 27:5И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.

Читайте также:
Вторая заповедь: «Не сотвори себе кумира» - суть и понятия учения

Б. Государственная система наказания смертью:
В соответствии с Божьим Законом, Израильское государство в Ветхозаветные времена должно было наказывать смертью людей, не повиновавшихся Закону Бога. Но подобное наказание имело цель восстановить Божий порядок вещей. И поэтому оно считалось не уничтожение Божьего творения, а восстановлением Божьего порядка вещей в Его творении по Божьим законам и заповедям.
Исход 21:12-15Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти; но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать убийце; а если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то и от жертвенника Моего бери его на смерть. Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.

Не оставляйте в живых ни одного скотовода Исход 22:18-20. Каждый скотовод должен быть предан смерти. Тот, кто приносит жертвы не Господу, а другому богу, должен быть уничтожен.

Римлянам 13:3-4Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.

В. Евтаназия
Евтаназия это добровольное соглашение с врачом о лишении жизни неизлечимо больного. Или же, другими словами, обращение к врачам с просьбой отключить жизненное обеспечение.

Можем ли мы:
– Самостоятельно решать, прекратить нам свою жизнь или жизнь родственника?
– Заставлять или просить другого человека лишить нас жизни?
– Как мы можем знать, есть на это воля Божья или нет?

Г. Война
Аргументы, которые используются в защиту убийства во время войны:
– Самозащита.
– Восстановление Божьего порядка вещей и законов.

Существует ли что-то, что может оправдать войну?
Насколько испорчен должен быть мир, чтобы война за восстановление Божьего
порядка вещей и законов в мире была оправданна?

Бытие 9:6Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию.
Матфея 26:52…ибо все, взявшие меч, мечом погибнут.

Д. Аборты
Дебаты вокруг абортов крутятся вокруг одного вопроса: “Кто есть человек, и когда он становится живым?”

Библия говорит: “Кости мои не были сокрыты от Тебя, когда я был создан в тайне, сформирован в глубине чрева матери моей. Твои глаза видели чрево мое; в Твоей книге записаны все дни, которые были назначены мне, пока их не было”. (Пс 138:15-16). Не говорит ли этот стих о том, что человеческая жизнь начинается с момента зачатия?

Теперь обратите внимание на следующий библейский стих:
Исход 21:22-23Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу.
В этом стихе говорится, что если беременную женщину ударит один из дерущихся, и она родит прежде времени (в оригинале так и написано: не “выкинет”, а “родит прежде времени”), то если ни ребенок, ни мать не пострадают, то ударивший должен будет только заплатить за моральный ущерб. Но если либо ребенок, либо мать лишатся жизни (это скрывается под словами “а если будет вред”), то убивший должен поплатиться жизнью.
Таким образом, получается, что не родившийся ребенок в глазах Бога является полноценным человеком.

В нем упоминается дева Мария, которой ангел сказал, что она зачнет от Святого Духа и родит того, кого назовут Сыном Божьим. Сын в Матфея 1:23 назван плодом, а не зародышем: Матфея 1:23. Дева зачнет и родит Сына, и нарекут Его Еммануил, что значит “с нами Бог”. В оригинале сказано: “Се, Дева во чреве будет иметь Сына (не плод), и родит Его, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог”.

Читайте также:
Грехи и страсти - суть и понятия учения

IV. ПРОТИВОСТОЯТЬ ЗЛУ, КОТОРОЕ УГРОЖАЕТ ЖИЗНИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.

A. Уважение и любовь к ближнему требует от нас противостояние или сопротивление злу и развращению.
Нам необходимо не только жить в мире с людьми, но также помогать, насколько хватит наших сил, униженным и незаслуженно оскорблённым, и должны противостоять злым и развращенным людям в их стремлении обидеть ближнего.

Б. Непротивление злу само по себе является злом:
Вспомните поговорку: “зло в мире совершается с нашего молчаливого согласия”.

V. ВСЕ ЛИ МЫ УБИЙЦЫ?

A. В соответствие с учением Нового Завета:
Вот что Новый Завет говорит о шестой заповеди:
* Матфея 5:21-24 учит, что гнев и злословие является убийством.
* 1 Иоанна 3:15 учит, что ненависть является убийством.

Б. Более глубокое понимание Шестой Заповеди:
– Обычно шестая заповедь понимается всеми как запрет: Не делай ничего, что влечет за собой разрушение человеческой личности, духа или жизни.

– Однако, существует также и “позитивная” трактовка шестой заповеди: Не только не убивай, но созидай! Что это значит? Это означает, что мы должны всячески содействовать созиданию и развитию человеческой личности, его духа и жизни. Об этом свидетельствуют многие стихи Священного Писания:
Евреям 3:13Но наставляйте (в оригинале: “ободряйте”) друг друга каждый день, доколе можно говорить: `ныне’, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.
Евреям 10:25Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать (в оригинале: “ободряйте”) друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.
1 Фессалоникийцам 5:11Посему увещевайте (в оригинале: “ободряйте”) друг друга и назидайте (в оригинале: “созидайте”) один другого, как вы и делаете.

Как мы можем укреплять и строить друг друга?

1-е Фессалоникийцам 5:12-15 (обратите внимание на стихи) Ныне просим вас, братия, уважать работающих с вами, и начальников ваших в Господе, и созидающих вас, и почитать их выше всего, с любовью к их делу; будьте в мире между собою. Увещеваем и вас, братья, назидать нечестивых, утешать слабых, поддерживать немощных и быть твердыми для всех. Берегите себя, чтобы никто не отплатил злом за зло, но всегда ищите добра друг для друга и для всех.

Читайте также

Шестая заповедь Познать волю Божью очень помогает молитва Павла, в которой он обращается к Богу с просьбой: “Господи, что Ты хочешь повелеть мне?”. (Деяния 9:6) И мы, следуя примеру Павла, должны часто повторять его молитву: Господи!

4.31 Шестая заповедь, параграфы 219-222 219. Шестая заповедь – плодитесь и размножайтесь, ибо тот, кто это делает, превращает источник, называемый йосод з “а, в неиссякаемый поток. И наполнится море, малхут, со всех сторон, и новые души произойдут от этого дерева, и многие силы произойдут от него.

Шестая заповедь. Не убивай

Запрет на убийство основан на хорошо известном библейском утверждении, что человек был создан по образу и подобию Всевышнего. В этом отношении убийство есть не что иное, как дерзкое и открытое восстание против Бога.

Как вы помните, один атеист заявил раввину во время недавней дискуссии о десяти заповедях, что он тоже их соблюдает, потому что на них основана человеческая мораль. Однако выяснилось, что он никогда не слышал о заповеди о почитании субботы, поэтому он ее не чтит. Более того, будучи убежденным материалистом, жившим на Западе, он искренне верил в ряд современных идолов и поклонялся им, не зная, что это запрещено Торой. Хуже того, он не соблюдал заповеди, требующие признания существования Б-га и запрещающие произносить Его имя всуе. Несмотря на заповедь о почитании родителей, он не всегда уважительно обращался к ним. Только когда дело дошло до заповеди “Не убий”, атеист вздохнул с облегчением: “Вот что я имел в виду, когда говорил, что тоже соблюдаю универсальные законы и правила!”. Заповедь, которую я соблюдаю на 100%, – вот эта”. Один раввин ответил на это: “Не спеши”. Откуда ты вообще знаешь, что это значит?”.

Читайте также:
Бог - суть и понятия учения

Итак, шестая по счету заповедь — «не убивай». Тора однозначно запрещает убивать.
Более того, запрещено прямо или косвенно подвергать опасности человеческую жизнь.
Торой декларируется абсолютная ценность жизни, ради сохранения которой она разрешает и в крайних случаях даже требует нарушить многие другие заповеди.

Исходя из известного библейского утверждения, что человек был создан по образу и подобию Всевышнего, убийство запрещено. Поэтому убийство – это не что иное, как открытый бунт против Бога. В Талмуде мы читаем: “Тот, кто убивает одну душу, губит весь мир”. А тот, кто спасет хотя бы одну душу, спасет весь мир.

Небольшое отступление. На страницах русскоязычной прессы иногда встречаются совершенно нелепые обвинения: то репатрианты, живущие в религиозном квартале, не могут вызвать скорую помощь в субботу, то в одном месте машину скорой помощи, ехавшую к пациенту по срочному вызову, забросали камнями ортодоксальные верующие. Люди, которые выплескивают чушь на невинные головы, нарушают важную всеобщую заповедь: “не неси чушь”. Впрочем, об этом запрете мы поговорим в другой раз, а пока позвольте мне сосредоточиться на запрете убийства.

В случае угрозы человеческой жизни Тора отменяет все субботние ограничения.
За примерами далеко ходить не надо.
Обратите внимание — кто приезжает за роженицами в субботу?
Причем не только в религиозные кварталы. Вся бригада «скорой помощи», включая шофера и санитара, состоит из хасидов, — настоящих, с пейсами и в кипах.
Иногда можно видеть, как религиозный еврей, прервав субботний покой, сам везет жену в приемный покой родильного отделения.
Ибо запрещено подвергать жизнь опасности. При даровании Торы Десять заповедей были запечатлены на двух каменных скрижалях и размещены парами — одна против другой. Заповедь «не убивай» соседствует с первым законом «Я — Всевышний». Получается, что нарушение этой заповеди, т.е. убийство, означает, по сути, отрицание Творца Вселенной.

«Не убивай»! — одна из трех заповедей, о которых сказано: «Умри, но не сделай».
(В ту же группу входят запреты на идолопоклонство и некоторые виды прелюбодеяния.)
Что это означает? Если тебе скажут: «Убей такого-то человека, а иначе мы убьем тебя», — надо ответить: «Разве моя кровь краснее его крови?»
Другими словами, следует предпочесть собственную гибель убийству по принуждению.
Иначе знай, что ты совершаешь преступление, нарушая запрет на убийство.

Заповедь «не убивай» кажется очевидной и понятной. На самом деле здесь есть немало тонкостей.
Ведь мир устроен сложно и состоит не из крайностей, а из нюансов.
Взять хотя бы модное нынче явление — эвтаназию.
Некоторые неизлечимо больные люди или люди, страдающие депрессией, заявляют о своем праве добровольно уйти из жизни, чтобы скорее избавиться от мучений и чувства обреченности.
Нашлись даже врачи, которые, вопреки профессиональной этике (хотя этика теперь тоже вещь переменчивая) и клятве Гиппократа, специализируются на «помощи» таким больным.

Она категорически осуждает эвтаназию, так же как и любой другой вид самоубийства.

Ибо самоубийство по существу ничем не отличается от убийства.
Сюда же относятся случаи, когда умерщвление тяжело и безнадежно больного человека, уже неспособного решать свою судьбу, совершается по просьбе его близких, которым невыносимо видеть его страдания.

Давайте будем честными. При атеистическом взгляде на мир трудно объяснить, зачем нужно спасать человека, который обременителен для общества, для своей семьи и к тому же сам не хочет больше жить.
Но еврейская традиция по-другому оценивает эту ситуацию. Она говорит, что у человека есть бессмертная душа, что появление этой души в нашем мире неслучайно, как неслучайны все ее проявления в каждый момент ее жизни.
Наше бытие наполнено глубоким смыслом. Брать на себя роль Создателя, решающего, когда человеку пора покинуть землю, Тора считает преступлением.

Даже если человек лежит без сознания или тяжко мучается от болей, всякое активное действие, направленное на ускорение его смерти хотя бы на одну секунду, рассматривается как убийство.
А за убийство иудаизм требует наказывать по принципу «мера за меру», т.е. в данном случае — «высшей мерой».

Сразу оговоримся. Требуя вынесения смертной казни убийце, Тора налагает на еврейский суд целый ряд ограничений и предосторожностей, чтобы исключить судебную ошибку, могущую привести к наказанию невиновного.
Даже в эпоху Храма, когда судам было дано право выносить смертные приговоры, осуществить это право на практике, т.е. приговорить человека к смерти, было невероятно трудно.
Санедрин (Верховный еврейский суд), вынесший всего один смертный приговор за 70 лет, назван в Талмуде «кровавым».
Еще одна серьезная проблема сегодняшнего дня — аборты.
Аборт тоже считается убийством, если нет опасности для жизни и душевного здоровья будущей матери.
Под опасностью для душевного здоровья подразумеваются не бытовые сложности, вызванные незапланированным появлением ребенка, а вполне конкретные и серьезные психические заболевания.
В каждом отдельном случае необходимо проконсультироваться с врачом и компетентным раввином, специализирующимся на подобных вопросах.

Читайте также:
Седьмая заповедь: «Не прелюбодействуй» - суть и понятия учения

Заповедь «не убивай» требует также избегать ситуаций, которые могут привести к убийству.
Если вы видите, что кто-то собирается подвергнуть опасности свою жизнь или жизнь других людей, вы обязаны сделать все, чтобы остановить его.

В качестве примера возьмем самый распространенный случай.
Допустим, после обильной выпивки наш приятель собирается сесть за руль автомобиля. Конечно, у него и в мыслях нет кого-то убивать, но очевидно, что в таком состоянии он превращается в потенциального убийцу — или самоубийцу, что, с точки зрения Торы, одинаково преступно. Поэтому наша обязанность — помешать ему отправиться в путь. Для этого можно использовать любые средства — уговоры, хитрость, физическое воздействие, вплоть до вызова полиции.

В Израиле и других развитых странах автомобиль давно превратился в самое распространенное средство непреднамеренного убийства.
На израильских дорогах стало печальной нормой безрассудное вождение с нарушением всех законов вождения — обгона, ограничения скорости и прочих очевидных положений свода дорожных правил. Поэтому неудивительно, что в результате автомобильных аварий у нас на дорогах погибло людей больше, чем от всех арабо-израильских войнах вместе взятых.
Еще раз напоминаем: если нас везет лихач, нельзя стесняться сделать ему замечание. Надо остановить его, помешать.
Сделать все, что в человеческих силах. Тем самым мы не только предотвратим возможную трагедию, но и выполним одну из важнейших заповедей Торы: «Не убивай!»

И все же иудаизм далек от пацифизма. Более того, он считает эту идею аморальной. В Торе есть особая заповедь предотвращения убийства: «Не стой на крови своего ближнего». Среди прочего, в нее входит обязанность вовремя остановить потенциального убийцу.
Тот, кто этого не делает, фактически поощряет преступление. Если можно остановить убийцу, не убивая его, то так и надо поступить. Другими словами, в этом случае его просто запрещено убивать. Но если очевидно, что «гуманные» методы не дадут результата, то необходимо идти на крайнюю меру пресечения.

Убивать разрешено также в следующих случаях. При самозащите: если кто-то покушается на вашу жизнь, вы обязаны опередить его, убить этого человека (если другого спасения нет), прежде чем он осуществит свое преступное намерение.
На человека, исполняющего приговор суда, тоже не распространяется заповедь «не убивай».
Разрешено убивать противника на войне, ибо война считается коллективной формой самозащиты.
У заповеди «не убивай» есть связь с предыдущей заповедью, говорящей о почитании отца и матери.
Сказано: тот, что материально обеспечен, но не помогает своим старым, нуждающимся родителям, подобен убийце.
В то же время эта заповедь предостерегает нас от другой крайности: например, любящему сыну, ревниво берегущему честь и достоинство родителей, запрещено покушаться на жизнь их обидчика, а родителям нельзя требовать этой мести от своих детей.
Запрет «не убивай» распространяется на всех людей: евреев и неевреев, мужчин и женщин. Он входит в число Семи заповедей сыновей Ноаха, данных всему человечеству задолго до Синайского откровения и дарования Торы.

Известно, однако, что, если заповедь дается повторно, значит, к ней что-то добавляется. В еврейской традиции заповедь «не убивай» тесно соотносится с запретом публичного оскорбления человека. Талмуд подробно объясняет, что речь идет о преступлении, которое приравнивается к кровопролитию — если оскорбление было нанесено в присутствии достаточно большого количества людей (10 человек и более).
Впрочем, публичное оскорбление пагубно не столько для жертвы, сколько в первую очередь для самого обидчика. Еврейская традиция говорит: у того, кто прилюдно унизил ближнего, душа не минует ада.

Мы применили слова «ад», но в еврейском словаре нет такого понятия, есть термин геином. Причем последний не имеет ничего общего с адом в христианском представлении. У него другая функция.
Наша традиция утверждает, что после смерти человека его бессмертная душа покидает тело и отправляется на Суд. (Как ни удивительно, это явление подтверждено рядом современных исследований в разных областях медицины и психологии.)
В ходе «судебного разбирательства» перед душой, как в кино, проходят зримые картины ее земной жизни. Она видит все совершенные ею поступки, хорошие и дурные, и полностью осознает свою ответственность за них перед Творцом.
Дурные поступки вызывают у нее мучительно-жгучее чувство стыда и сожаления.
Этот стыд и есть «адский огонь». Он очищает душу, избавляет ее от духовных последствий негативных действий. После этого процесса очищенная душа покидает геином и продолжает свое развитие.
Но если на Суде выяснится, что ее владелец при жизни публично унижал людей и своевременно — т.е. еще при жизни — не раскаялся, то душа может навсегда остаться в геиноме. Перспектива, согласитесь, отнюдь не радостная.
Тема жизни после смерти и новейшие исследования в этой области достаточно сложны и обширны; они заслуживают отдельного разбора.
У заповеди «не убивай» есть еще несколько важных аспектов. Среди прочего к убийце приравнивается тот, кто лишает ближнего возможности зарабатывать на жизнь, и также тот, кто, не имея права выносить постановления в области еврейского закона, все же берет на себя такую функцию.

Читайте также:
Православное богослужение: недельный круг - суть и понятия учения

Но у этого правила есть и обратная сторона. Тот, кто имеет право выносить судебные решения и учить людей Торе, но не делает этого, тоже приравнивается к убийце.
Ибо мудрость и знания продлевают человеку жизнь в этом мире и мире грядущем. Поэтому лишать людей жизненно важных сведений — это тоже тяжелое преступление, граничащее с нарушением заповеди «не убивай».

Памятник нерожденным детям

Телесное убийство – это лишение человека жизни с помощью оружия, ударов, удушения, каким-либо другим способом. Аварии с участием транспортных средств являются одним из примеров того, как люди могут лишиться жизни.

Убийство может быть преднамеренным, если целью было лишить человека жизни. Это самый серьезный грех в глазах Бога.

Существуют также случайные убийства, когда произошел несчастный случай, драка или халатность и небрежность, приведшие к гибели человека.

Перед Богом не только совершенное убийство является тяжким грехом, но и само желание убить является тяжким грехом. Почему? Грех уже совершен в душе самим желанием грешника, независимо от физического акта. И Бог знает все это.

Если мы помещаем человека в условия, в которых он не может выжить, и он умирает, это тоже убийство и страшный грех.

В притче о милосердном самарянине (Луки 10:25-37) Иисус Христос объясняет, что неоказание помощи нуждающемуся человеку, когда мы в состоянии помочь, также является воровством и преступлением.

Бывают случаи, когда неугодному человеку угрожают смертью, оклеветав его перед другими людьми, которые в результате своего гнева готовы решиться на убийство.

Причиняя боль человеку, особенно если мы делаем это несправедливо, мы рискуем довести его до самоубийства. Поступая так, мы губим их и себя на вечные времена. Но убийц обычно наказывают на земле.

Самоубийство – это худший вид убийства. Если человек совершил этот смертный грех, но еще жив, то у него еще есть шанс покаяться. Например, если человек тяжело болен или попал в автокатастрофу, его можно лечить, пытаясь спасти. Но если больной уже умер, то бесполезно пытаться спасти его жизнь. Ничего нельзя сделать. Слишком поздно.

Человек решается на самоубийство, когда, подобно Иуде, у него нет веры в Бога и Его любовь. Поэтому он не только совершает смертный грех, убивая собственную человеческую личность, но и лишает себя возможности обращения, а значит, и спасения. Вот почему самоубийство особенно страшно перед Богом: человек по собственной воле обрекает себя на вечные страдания.

В сложных обстоятельствах и невзгодах люди иногда решаются на самоубийство. Но если задуматься: если человек чувствует себя очень плохо в одно время, может ли он, находясь в здравом уме, хотеть чувствовать себя так всегда? Если у человека сильно болит палец и он порежет руку, то на самом деле ему уже не будет больно. Но будет ли боль от отсутствия руки меньше, чем боль от больного пальца?

Человек – это духовно-телесное существо, призванное к бессмертной жизни. Но бывают случаи, когда люди умирают и духовно. В состоянии духовной смерти душа не перестает существовать, человек не умирает физически, он не уходит из этой земной жизни. Это жалкое блуждание в отчаянии и смятении – не та жизнь, которая приносит радость и счастье.

Читайте также:
Священное Предание - суть и понятия учения

Духовная смерть – это полная потеря духовной связи души с Источником ее жизни, Творцом. Это почти полная утрата подобия Божьего, образа Божьего, возможности уподобиться Ему в качествах души и способностях духа.

Поэтому любовь, радость, счастье, надежда, творчество и сила – все то, что делает человека уникальным, – оказываются под ударом. Остаются горечь, отчаяние, зависть, уныние, печаль и скорбь по поводу бессмысленной жизни.

Духовное убийство – это искушение, в котором человек соблазняется и обольщается неверием, развратом, беззаконием и преступлениями. В результате человек становится свирепым и хитрым, как любое животное, и постепенно уподобляется дьяволу в своей духовной природе.

Нравственная или духовная испорченность человека – это преступление перед Богом. По словам Христа, наказание за это было бы гораздо хуже, чем если бы человека повесили с огромным камнем на шее и утопили.

Когда человек выходит из состояния духовной смерти? Через обращение к Богу и покаяние. Примером может служить благоразумный разбойник, распятый справа от Господа на Голгофе.

Другой сложный вопрос – как относиться к убийствам, совершенным солдатами на войне.

Воин, защищающий свою страну с оружием в руках, защищает гражданских лиц. Конечно, выполняя приказ, он вынужден использовать оружие, и убийство все равно остается убийством. Но тяжесть такого греха гораздо меньше, чем тяжесть добровольного или преднамеренного убийства. Будучи солдатами, они наносят ужасные раны своей душе. В Церкви Христовой покаяние и исцеление их душ являются обязательными. Тем не менее, защита наших семей, наших домов и нашей родины – это наш долг и наша необходимость. Мы защищаем наших детей, невест и жен от бандитов и хулиганов, и никто другой не сделает это за нас!

И здесь стоит вспомнить слова Иисуса Христа: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Иоанна 15:13).

Зачем нужны заповеди Божии?

Зачем нужны заповеди Божии?
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Каково же отношение у нас, христиан, к этим десяти заповедям? Насколько они нужны, насколько мы можем руководствоваться ими в нашей жизни, ведь у нас же еще есть и совесть, тоже служащая мерилом правильности наших поступков?

Главная заповедь

Главная заповедь
Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Как прекрасно для нас обещание Господа, что алчущие в земной жизни – в жизни будущего века насытятся, плачущие – воссмеются, изгнанные за правду – наследуют Царство. Там, в иной жизни, узники обретут свободу, больные – исцеление, несчастные станут счастливы. Это, действительно, так восхитительно, что невольно даже верующие нет-нет да и усомнятся: “А подлинно ли все это будет? Ведь если бы мы были в этом уверены до конца, разве кто-нибудь из нас унывал, тосковал, обижался, тревожился бы о чем-то житейском? Только один был бы страх – согрешить, одна была бы печаль – о своем недостоинстве, одна была бы забота – быть верным Сотворившему и Любящему нас более, чем мы умеем любить самих себя”

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт “КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ”.
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Шестая заповедь. «Не убивай»

Запрет на убийство основан на хорошо известном библейском положении о том, что человек был создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство есть не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.

В предыдущей дискуссии о десяти заповедях, если вы помните, мы говорили об атеисте, который на встрече с раввином сказал, что он тоже соблюдает десять заповедей, потому что на них основана человеческая мораль. Однако позже выяснилось, что он не слышал о заповеди чтить субботу и поэтому не чтил ее. Более того, будучи убежденным материалистом, живущим в западной культуре, он искренне верил в ряд современных идолов и поклонялся им, не понимая, что Тора запрещает их. Кроме того, он не следовал заповедям, требующим признания существования Бога, а также запрету произносить Его имя всуе. Он не всегда почтительно обращался к своим родителям, как того требует заповедь “почитай отца твоего и мать твою”. Только когда дело дошло до заповеди “Не убий”, атеист вздохнул с облегчением: “Вот что я имел в виду, когда говорил, что также уважаю универсальные законы и правила! Я соблюдаю эту заповедь на сто процентов. На это раввин ответил: “Не спеши, ты хоть знаешь, что это значит?

Читайте также:
Третья заповедь: «Не произноси имя Бога твоего напрасно» - суть и понятия учения

Следовательно, шестая заповедь гласит: “Не убий”. Убийство прямо запрещено Торой. Также запрещено как прямо, так и косвенно подвергать опасности человеческую жизнь. В Торе жизнь объявлена абсолютной ценностью, ради сохранения которой разрешается и даже требуется нарушение многих других заповедей.

Запрет на убийство основан на хорошо известном библейском положении о том, что человек был создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство – это не что иное, как смелый и открытый бунт против Творца. Талмуд гласит: “Кто убивает хотя бы одну душу, тот губит весь мир”. Тот, кто спасает одну душу, спасает весь мир.

Небольшое отступление. На страницах русскоязычной прессы порой встречаются совершенно нелепые обвинения: то репатрианты, живущие в религиозном квартале, не могут вызвать скорую помощь в субботу, то в одном месте машину скорой помощи, ехавшую к пациенту по срочному вызову, забросали камнями ортодоксальные верующие. Люди, которые выплескивают на головы читателей подробный бред, нарушают универсальную заповедь: “не неси чушь”. Запрет на убийство можно обсудить более подробно позднее, а пока давайте поговорим о запрете на убийство.

В случае угрозы жизни человека Тора отменяет все ограничения на Шаббат. За примерами далеко ходить не надо. Посмотрите: кто приходит за повитухами в субботу? И не только в религиозных кварталах. Вся бригада скорой помощи, включая водителя и санитара, – хасиды, настоящие хасиды, с пейтами и кипами. Иногда религиозный еврей прерывает субботний покой и везет свою жену в приемное отделение родильного дома.

Ибо запрещено подвергать жизнь опасности. Когда давалась Тора, десять заповедей были начертаны на двух каменных скрижалях и помещены попарно, одна напротив другой. Заповедь “Не убий” стоит рядом с первым законом “Я – Бог”. Получается, что нарушение этой заповеди, то есть убийство, означает, по сути, отрицание Творца Вселенной.

” Не убий!” Третья заповедь гласит: “Не умирай”. (В эту группу также входят запреты на идолопоклонство и некоторые виды прелюбодеяния). Что это значит? Когда вам говорят: “Убей такого-то и такого-то человека, иначе мы убьем тебя”, вы должны ответить: “Разве моя кровь краснее его крови?”. Другими словами, вы должны предпочесть собственную смерть вынужденному убийству. В противном случае вы совершаете преступление, нарушая запрет на убийство.

Заповедь “не убий” кажется очевидной и прямой. На самом деле, существует множество тонкостей. В конце концов, мир сложен и состоит не из крайностей, а из нюансов. Возьмем, к примеру, модное ныне явление эвтаназии. Некоторые смертельно больные или страдающие депрессией люди требуют права добровольно прекратить свою жизнь, чтобы избавиться от мучений и чувства обреченности. Есть даже врачи, которые, вопреки профессиональной этике (хотя этика в наше время – вещь непостоянная) и клятве Гиппократа, специализируются на “помощи” таким пациентам.

Эвтаназия, как и другие формы самоубийства, категорически осуждается в Торе. Ведь самоубийство, по сути, ничем не отличается от убийства. Сюда же относятся случаи, когда смерть тяжело и безнадежно больного человека, уже не способного решать свою судьбу, наступает по просьбе его родственников, которым невыносимо видеть его страдания.

Давайте будем честными. При атеистическом мировоззрении трудно объяснить, почему человек, который является обузой для общества, для своей семьи и который не хочет больше жить, должен быть спасен. Еврейская традиция, однако, смотрит на эту ситуацию по-другому. Она утверждает, что у человека есть бессмертная душа и что появление этой души в нашем мире не случайно, как и все ее проявления в каждый момент его жизни. Наше существование имеет глубокий смысл. Тора берет на себя роль Творца в решении вопроса о том, когда человеку пора покинуть эту землю, – это преступление.

Даже если человек находится без сознания или испытывает сильную боль, любое активное действие, направленное на ускорение его смерти хотя бы на одну секунду, считается убийством. С другой стороны, за убийство иудаизм требует наказания по принципу “конец за конец”, или, в данном случае, “высший конец”.

Читайте также:
Догматы, каноны, богословские мнения - суть и понятия учения

Давайте проясним ситуацию. Хотя в Торе указано, что смертная казнь может быть назначена убийце, она налагает на еврейские суды ряд ограничений и предосторожностей, чтобы предотвратить судебную ошибку, в результате которой может быть казнен невиновный человек. Даже в период Храма, когда судам было дано право выносить смертный приговор, осуществить это право на практике, то есть приговорить человека к смерти, было невероятно сложно. Талмудический стих описывает Синедрион (Верховный еврейский суд) как “кровавый”, поскольку за 70 лет он казнил только одного человека.

Еще одной серьезной проблемой сегодня являются аборты. Аборт также считается убийством, если нет угрозы жизни и психическому здоровью будущей матери. Под риском для психического здоровья мы подразумеваем не проблемы дома в результате незапланированного рождения ребенка, а вполне конкретные и серьезные психические заболевания. В каждом конкретном случае необходимо проконсультироваться с врачом и компетентным раввином, специализирующимся на подобных случаях.

Заповедь “Не убий” также требует от вас избегать ситуаций, которые могут привести к убийству. Если вы видите, что кто-то собирается подвергнуть опасности свою жизнь или жизнь других людей, вы должны сделать все возможное, чтобы остановить его.

Для примера возьмем самый распространенный случай. Например, представим, что наш друг собирается сесть за руль после употребления большого количества алкоголя. Даже если он не собирается никого убивать, очевидно, что в таком состоянии он является и потенциальным убийцей, и самоубийцей, что, с точки зрения Торы, не менее преступно. Поэтому наша обязанность – не дать ему отправиться в это путешествие. Для этого можно использовать любые средства – уговоры, хитрость, физическое давление, вплоть до вызова полиции.

Среди развитых стран, таких как Израиль, автомобили часто являются источником непреднамеренных смертей. Израильские дороги усеяны безрассудными водителями, которые нарушают все законы – обгон, ограничения скорости и другие положения свода правил. Учитывая это, неудивительно, что на дорогах США в автомобильных авариях погибло больше людей, чем во всех арабо-израильских конфликтах. Еще раз напомним себе: если нас подвозит безрассудный водитель, мы должны без колебаний сделать ему замечание. Встаньте на его пути и остановите его. Необходимо сделать все, что в ваших силах. Мы не только предотвратим катастрофу, но и выполним одну из важнейших заповедей Торы: “Не убий! “.

Однако иудаизм далек от пацифизма. Более того, он рассматривает эту идею как аморальную. Для предотвращения убийства в Торе есть заповедь, которая гласит: “Не стой на крови ближнего своего”. Среди прочего, это означает, что нужно остановить убийцу до того, как он сможет завершить свое преступление. Если этого не сделать, то человек фактически поощряет преступление. Если можно остановить убийцу, не убивая его, следует сделать это. Другими словами, казнить его в этом случае запрещено. В тех случаях, когда “гуманные” методы не помогают, необходимо прибегнуть к крайним мерам.

Убийство также разрешено в следующих случаях. Самооборона: если на вас напали, убейте нападавшего. Если нет другой возможности спастись, убейте нападающего до того, как его намерение будет осуществлено.

На человека, исполняющего приговор, также не распространяется заповедь “Не убий”.

В военное время разрешается убивать противника, поскольку война считается коллективной формой самообороны.

Заповедь “Не убий” связана с предыдущей заповедью, которая говорит о почитании отца и матери. В ней говорится: “Тот, кто хорошо материально обеспечен, но не помогает своим престарелым и нуждающимся родителям, подобен убийце. В то же время эта заповедь предостерегает от другой крайности, то есть любящему ребенку, ревностно охраняющему честь и достоинство своих родителей, запрещено мстить за жизнь своего обидчика, а родители не должны требовать такой мести от своих детей.

Все должны соблюдать заповедь “Не убий”: евреи и неевреи, мужчины и женщины. Эта заповедь была одной из семи заповедей, данных человечеству задолго до Синайского откровения и дарования Торы.

Существует установленное правило, что заповедь усиливается, если она повторяется. Еврейская традиция связывает запрет на публичное оскорбление кого-либо с заповедью “не убий”. Талмуд подробно описывает преступление кровопролития, которое подразумевает оскорбление большой группы людей (10 и более человек).

Однако публичное оскорбление наносит вред не столько жертве, сколько обидчику в первую очередь. Еврейская традиция гласит, что тот, кто прилюдно унизил своего ближнего, не избежит ада.

Читайте также:
Первая заповедь: «Я Господь, Бог твой» - суть и понятия учения

Неправильно использовать термин “ад” в словаре иврита; это термин Гехеном. С христианской точки зрения, последний не связан с адом. У него другая функция. В нашей традиции, когда человек умирает, его бессмертная душа покидает тело и отправляется на Суд. Различные современные исследования в различных областях медицины и психологии подтверждают существование такого явления. В ходе “суда” перед душой, как в кино, проходят видимые картины ее земной жизни. Увидев все свои дела, как хорошие, так и плохие, она полностью осознает как свои хорошие, так и плохие поступки перед Творцом. Плохие поступки вызывают у нее мучительно жгучее чувство стыда и сожаления. Адский огонь можно сравнить с этим стыдом. Поступая таким образом, душа очищается, и все отрицательные последствия негативных поступков устраняются. Очищенная душа выходит из Хейнома и продолжает свое развитие.

Но если на суде выяснится, что хозяин при жизни публично унижал людей и не раскаялся вовремя – то есть еще при жизни, – то душа может навсегда остаться в запахе. Перспектива, согласитесь, совсем не радостная.

Тема жизни после смерти и последние исследования в этой области достаточно сложны и обширны и заслуживают отдельного рассмотрения.

Необходимо учитывать и другие аспекты заповеди “не убий”. Это тот, кто лишает своего ближнего средств к существованию, а также тот, кто претендует на роль судьи в еврейском законе, не имея на это соответствующей квалификации.

Однако у этого принципа есть и другая сторона. Человек, имеющий право судить и учить Тору, но не делающий этого, также является убийцей. Ибо мудрость и знание продлевают жизнь человека в этом мире и в следующем. Поэтому лишение людей важной информации также является серьезным преступлением, граничащим с нарушением заповеди “Не убий”.

Разберёмся со значением слов

Говоря теперь о шестой заповеди, я прежде всего проведу филологический анализ ее слов. В Библии есть еврейский глагол “раца”, который означает “незаконное убийство”, “убийство с особой жестокостью”, “убийство из-за кровной мести”, редко “убийство по неосторожности”. Это важно, потому что в языке есть и другие глаголы, которые означают убийство, но имеют другое значение. Глагол ratzah не используется для обозначения убийства на войне или убийства животных. В Ветхом Завете оно используется только один раз в связи со смертной казнью. Поэтому из шестой заповеди следует, что ни один человек не имеет права силой отнимать жизнь у своего ближнего или участвовать в кровопролитии. В нем говорится, что жизнь – это Божий дар человеку и что человек не имеет права распоряжаться ею или обрывать ее. Только Бог имеет право решать, сколько человек должен прожить, и человек не имеет права узурпировать Его власть.

Хотелось бы отметить, что физическое лишение жизни – это первый и самый поверхностный уровень понимания этой заповеди. Человек состоит не только из тела, он также имеет душу и может быть убит духовно, морально, психологически и даже социально.

Аборт также можно считать физическим убийством. В нашей Церкви человеческая жизнь существует с момента зачатия, поэтому мы категорически отвергаем их. Мы убеждены, что микроскопический зародыш уже является человеком. Несмотря на то, что он еще не обладает физическим телом, у него уже есть душа. Все это подробно объясняется в Социальной концепции Русской Православной Церкви.

По закону, плод не считается человеком до двенадцатой недели беременности. Возникает вопрос: А что до этого? Разве это не человек? Законодатели своими человеческими законами отменили Божьи заповеди и лишили защиты самого уязвимого – нерожденного ребенка. Из-за бездумной политики Советского Союза и нынешней политики в нашей стране население катастрофически сокращается. Эта проблема сегодня актуальна во многих странах, и именно поэтому существуют движения, защищающие право ребенка на рождение.

Одним из самых страшных нарушений шестой заповеди является самоубийство, когда человек сознательно лишает себя жизни, потому что таким образом он игнорирует дар жизни, который дал ему Бог. Это неверие в Божье провидение, которое не оставляет нас, даже когда мы страдаем. Исключение составляют самоубийцы, которые находятся в состоянии рассеянности и не осознают своих действий. В таких случаях Церковь может проявить некоторую снисходительность, но в целом самоубийство всегда было и остается одним из самых тяжких грехов. Самоубийц не хоронят и не упоминают в молитвах Церкви.

Читайте также:
Русская православная церковь в советский период - суть и понятия учения

Одним из нарушений шестой заповеди является эвтаназия – неизвестное у нас, но распространенное на Западе явление, когда тяжело больной человек решает уйти из жизни законным путем, прибегнув к определенному медицинскому вмешательству. Это тот же человек, который убивает себя, но более цивилизованным способом. Такие люди оправдывают себя от страданий, ссылаясь на болезнь, но по сути демонстрируют нежелание нести свой крест и неверие или недоверие к Божьему Промыслу. Им легко забыть, что болезнь может быть спасительным крестом. Физическая боль может быть устранена, но грех остается, а это гораздо губительнее для души человека, чем болезнь.

Причинение физического вреда также можно считать нарушением заповеди “Не убий”. Запрещено бить, калечить или издеваться над ближним. Кроме того, многие боевые искусства, рукопашный бой и некоторые виды бокса отчасти противоречат этой заповеди, поскольку те, кто ими занимается, могут причинить серьезный вред. На мой взгляд, этот вид спорта не подходит для христиан. Священникам запрещено поднимать руку на других – это записано в наших канонических основах. Если священник ударил кого-то, его отстраняют от служения. Мы подобны Христу, Которого били, клеветали и оплевывали, но Он переносил все это с кротостью, никого не осуждая и не поднимая ни на кого руки.

Проходя по острию ножа во время занятий экстремальными видами спорта, любители экстремальных видов спорта нарушают шестую заповедь. Человек должен дорожить своей жизнью и не рисковать ею понапрасну. Как мы уже давно говорим: “Бог заботится о тех, кто осторожен”. “.

Курение, алкоголизм и наркомания – три сильнейшие зависимости, которые разрушают организм и сокращают продолжительность жизни, – также могут считаться суицидальными.

ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что у ближнего твоего.

Ваш грех начинается в тот момент, когда вы желаете чужого имущества. Каков вопрос сейчас? Измените ли вы свое мнение, или ваше желание чужих вещей будет продолжать катиться по наклонной плоскости?

Желание – это семя греха. Греховный поступок – это урожай от посеянного и выросшего семени.

Источник

Св. Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский.

Объяснение десяти заповедей, данных Моисею

Объяснение десяти заповедей, данных Моисею

” Я Господь, Бог твой. Я – единственный бог, которого ты можешь иметь предо Мною”.

Вера Святых. Первый Божий закон. Десять заповедей, данных Моисею

“Внимай, народ Мой, закону Моему”, – заповедал Господь Бог Саваоф через Своего избранника и пророка Моисея на горе Синай.

Вы не должны обожествлять творение вместо Творца. Если бы вы поднялись на высокую гору и встретились с Господом Богом, зачем бы вам смотреть на свое отражение в луже под горой? Если человек жаждал увидеть царя и после долгих усилий смог предстать перед ним, зачем ему смотреть направо и налево на царских слуг? Он может смотреть по сторонам по двум причинам: либо потому, что у него не хватает смелости самому предстать перед королем, либо потому, что он считает, что король сам не сможет ему помочь.

Не укради.

Проявляя неуважение к имуществу ближнего, вы огорчаете его. Если вы считаете себя лучше лисы и мыши, не поступайте, как они. Лиса ворует, не зная закона воровства, а мышь грызет сарай, не понимая, что причиняет кому-то вред. И лиса, и мышь понимают только свою нужду, но не чужую потерю. Им не дано понять, а вам дано. Поэтому вам не прощается то, что прощается лисе и мыши. Ваша выгода всегда должна быть законной, она не должна быть во вред вашему ближнему.

Ложное свидетельство незаконно против ближнего.

Это означает, что.

Не будьте лживы по отношению к себе или другим. Если вы лжете о себе, вы знаете, что лжете. Но если вы клевещете на кого-то другого, он знает, что вы клевещете на него.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: