Пятая заповедь: «Почитай отца своего и мать свою» – суть и понятия учения

Восьмая заповедь запрещает прелюбодеяние между мужчиной и женщиной. Эта заповедь также запрещает все, что способствует этому греху, например, неумеренную еду, чрезмерное питье, бесстыдные песни, чтение плохих книг и тому подобное.

Толкование Евангелия на каждый день года.
Вторник 16-й седмицы по Пятидесятнице

” Почему ученики Твои не следуют преданию старцев, но едят хлеб, не умыв рук своих? “, – спросили Иисуса фарисеи и книжники. В ответ на это Исаия сказал: “О вас, лицемерах, хорошо пророчествовал Исаия, как написано: “Сии люди чтут Меня устами, но сердце их далеко отстоит от Меня, и тщетно чтут Меня, уча учениям и заповедям человеческим. Вы же, оставив заповедь Божию, следуете преданию человеческому, омывая чаши и кубки и делая подобное”. Более того, он спросил их: “Имеет ли смысл для вас нарушать заповеди Божьи, чтобы соблюдать свои собственные традиции?”? Моисей сказал: “Почитай отца твоего и мать твою, а ненавидящие родителей своих и матерей должны погибнуть”. А вы говорите: кто скажет отцу или матери своей: корбан, то есть дар Богу, которым ты хотел бы насладиться от меня, тот пусть ничего не делает для отца своего или матери своей, делая слово Божие невозможным по преданию вашему, которое вы установили; и вы многое делаете подобным образом”. В это время пророк созвал весь народ и сказал: “Слушайте меня все и разумейте: ничто, входящее в человека, не может осквернить его, но что выходит из него, то оскверняет его. Имеющие уши слышать, да слышат!

В книге Иакова Господь обличает книжников и фарисеев за их лицемерие. Знатоки Писания слышат, как Он обращается к Писанию, когда говорит. По-настоящему нечистой является нравственная, а не церемониальная нечистота. По мнению фарисеев, ритуальная чистота соблюдалась до мельчайших деталей, что подрывало жизненно важные отношения между людьми. В этом проявилась их неверность Божьему закону. Их сердца не далеки от Христа, как те люди приближались к Нему устами, но далеки от Него сердцем, за семь веков до Христа.

По словам Господа, фарисеи отменяли Божьи заповеди, пренебрегали ими и нарушали их, следуя их предписаниям в попытке свести Божьи заповеди к простому исполнению желаний. Часто мы ревностно соблюдаем внешние таинства, пренебрегая при этом основными христианскими обязанностями. Фарисеи, оставив заповеди Божьи, держатся преданий человеческих, говорит им Господь. Их обязанностью было соблюдать Закон, но вместо этого они ослушались его, освободившись от его уз.

Господь подает прекрасный пример. Бог повелел детям почитать своих родителей не только по закону Моисея, но и по закону природы. И “кто злословит отца или мать, того наказывать смертью”. Долг детей – помогать им по мере сил, если их родители бедны. И если дети, которые плохо отзываются о своих родителях, заслуживают смерти, то они заслуживают ее еще больше, если обрекают своих родителей на голодную смерть. Однако фарисеи нашли способ избежать этой ответственности. Если у кого-то есть нуждающиеся родители, а у него есть что-то, чем он мог бы им помочь, но не хочет этого делать, пусть он скажет им об этом: “корван”, т.е. дар Богу, и этого достаточно. Как будто обязанность выполнить это обещание освобождает его от долга перед родителями. “Так вы отвергаете слово Божие преданием, которое сами установили”. – говорит Господь, заключая: “и многие вещи вы делаете таким образом”. Где могут остановиться люди, которые однажды заменили Слово Божье своими собственными изобретениями? Эти искусные манипуляторы сначала делают Божье повеление второстепенным по отношению к своим человеческим традициям, а затем и вовсе отменяют его.

Читайте также:
Смерть и погребение христианина - суть и понятия учения

Господь объясняет народу, что означает эта замена и как она произойдет. Необходимо, чтобы каждый знал суть, и поэтому он “созвал весь народ и сказал им: “Слушайте Меня, все вы, и поймите Меня”. Обычным людям недостаточно просто слушать, они должны еще и понимать то, что слышат. Ложные привычки лучше всего лечатся путем исправления ложных идей. Господь говорит нам, какие из них действительно опасны для человека. Не пищей, которую мы едим, которая приходит извне и проходит через нас. Но излиянием росы, которая собирается в наших сердцах. Мы становимся мерзостью для Бога тем, что исходит из нас – нашими злыми мыслями и чувствами, нашими словами и поступками – они и только они оскверняют нас. Поэтому наша забота должна заключаться в том, как омыть наши сердца от грязи греха.

‘ Никакой поступок не мешает любви к Богу, – говорит преподобный Силуан Афонский. Что бы ни случилось, какой бы суровой ни была традиция старцев, фарисеи не должны были делать невозможным исполнение Закона десяти заповедей. Создание системы, в которой правила и предписания более значимы, чем заповеди о любви к Богу и человеку, опасно, по словам Господа. Бог повелевает, чтобы требования любви стояли на первом месте, в то время как традиция книжников ставит на первое место исполнение правил.

Господь говорит, что все внешнее, что мешает исполнению внутреннего религиозного долга, является явным противоречием закону Божьему. Поэтому мы должны позаботиться о том, чтобы никакая система не могла отменить требования любви. Все, что дорого сердцу христианина и что содержит Церковь – все уставы, все таинства, все каноны – та организация Церкви, которую Господь держит в своей крепости. Но все это существует только для того, чтобы мы обрели способность видеть другого человека таким, каким его видит Господь.

Самая большая опасность для Церкви – это когда остается только сохранение всего внешнего, как будто это ценно и необходимо, но в то же время теряется самое важное. Эта внешняя видимость, как говорит святитель Феофан, и есть тайна беззакония в Церкви. Именно в такой атмосфере в Церкви, в храме Божьем, появится человек беззакония и будет сидеть там, выдавая себя за Бога. И храмы бесконечно драгоценны, но что они значат, если у них отнят хранитель, то есть благодать Святого Духа?

Из-за важности и жертвоприношений, совершаемых в Иерусалимском Храме в первом веке, евреи были вынуждены потерять чувство морального долга. Яркий пример этого можно найти в Корбане. Помощь нуждающимся престарелым родителям была менее важна, чем принесение денег в Храм. Именно здесь зародились католические индульгенции. Кроме того, отказ видеть страдания окружающего мира – бегство в духовное – явление не новое.

Все внешние вещи в Церкви – это лишь прекрасный строительный материал, золотые кирпичи, из которых можно построить тюрьму для себя, для своей души, а можно построить царский дворец на небесах. Мы не можем достичь спасения с помощью каких-либо принципов. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, можно увлечься чем угодно, даже поклонением, которое тоже является своего рода системой, и таким образом потерять самое главное. Что может быть страшнее, чем быть близким к Церкви и далеким от Бога!

Читайте также:
Девятая заповедь: «Не лжесвидетельствуй» - суть и понятия учения

Читайте также

Если время или место не позволяют обратиться за советом, то человек должен подумать о своих собственных сомнениях относительно понимания воли Божьей – как поступить вопреки ей в рассматриваемом им вопросе. Бог не оставит его молитвенное желание – в

4.30 Пятая заповедь, параграфы 215-218 215. Заповедь пятая. Как сказано: пусть собирают воды живых существ. В этом месте находятся три заповеди. Соблюдение Торы – это первый компонент, деторождение и размножение – второй компонент, а обрезание крайней плоти на 8-й день – третий компонент. И необходимо заниматься Торой во все дни,

Вторая заповедь Божия

Какая вторая заповедь Божия?

Идол – Идол, в общем, любое существо или предмет, которому люди поклоняются как истинному Богу. Любое сходство с земными предметами. Элика – что. Горе – вверху. Низ – ниже. Ниже – и нет.

Что Бог запрещает в этой заповеди?

Поклонение вымышленным божествам запрещено, равно как и идолопоклонство и любое материальное их изображение.

Что преклоняется перед язычниками?

На небе: солнце, луна, звезды; на земле: существа, птицы, растения; в воде: рыбы, гады и т. д.

Не является ли грехом преклонять колена перед иконами?

Не грешно кланяться иконам, или изображениям, потому что когда мы молимся перед иконами, мы кланяемся не дереву или краскам, а Богу или Его святым, изображенным на иконе, мысленно представляя их перед нами.

Чти отца и мать своих

Соблюдение пятой заповеди означает почитание отца твоего и матери твоей, чтобы ты долго жил в земле, которую Господь, Бог твой, дал тебе. Как мы знаем, первые четыре заповеди рассказывают нам о наших отношениях с Богом. Первая заповедь гласит, что есть только один Бог. Во второй заповеди нам сказано поклоняться единому Богу в духе, без всяких внешних и видимых признаков. Третья заповедь запрещает легкомысленное отношение к имени Бога. В четвертой заповеди говорится о том, что каждую неделю один день должен быть посвящен Господу, помимо семи дней недели. Начиная с пятой заповеди, говорится о нашем отношении к людям.

В Пятой заповеди Бог ставит перед нами самых близких нам людей – наших родителей – и говорит нам, как с ними обращаться: “Почитай отца твоего и мать твою. В слове “честь” заключено очень многое. До сих пор мы считали, что почитание отца и матери означает, прежде всего, их послушание, и если дети оказывают родителям такое послушание, даже если только из страха наказания, пятая заповедь выполняется. Но почитание отца и матери – это нечто большее, чем простое послушание. Почитать родителей – значит любить их, быть благодарным им, заботиться о них, помогать им во всем и разделять с ними все их горести и радости. Посмотрите на ряд обязанностей, которые пятая заповедь налагает на нас в наших отношениях с родителями. Тот, кто не почитает своего отца или мать в самом широком смысле этого слова, не является хорошим христианином. Отец и мать, которые столько выстрадали, чтобы заботиться о своих детях, заслуживают уважения своих детей, и проявлять к ним черную неблагодарность – это, несомненно, нарушение воли Бога, так ясно выраженной в пятой заповеди. Как сильно страдают матери, особенно когда болеют их дети. Слабый стон больного сына или дочери заставляет мать сразу же встать с постели, лишая себя сна и покоя. Как бы низко ни пал сын или дочь, мать никогда не отворачивается от них.

Читайте также:
Третья заповедь: «Не произноси имя Бога твоего напрасно» - суть и понятия учения

Какой христианин захочет воздать черную неблагодарность своим родителям за такую большую любовь. Давайте не будем обманывать себя, говоря, что мы любим Бога, когда у нас нет любви к отцу или матери.

Для нас пример Христа во всем, в том числе и в исполнении пятой заповеди, безусловно, очень ценен. О двенадцатилетнем Христе мы читаем в Евангелии от Луки 2:51: “Он пошел с ними и пришел в Назарет и послушался их”, то есть послушался своих родителей. Но здесь Христу более тридцати лет. Он пригвожден к кресту. У подножия креста стоит его плачущая мать. Оружие скорби пронзило сердце его матери, как когда-то пророчествовал ей старец Симеон. Какие бы страдания ни перенес на кресте Сам Христос, Он не мог не проявить Свою детскую любовь и благодарность к Своей одинокой Матери. И вот с Голгофского креста мы слышим Его слова, обращенные к Иоанну: “Вот твоя мать!” – Иоанна 19:27 Иоанн понял смысл слов распятого Христа и с того момента взял ее к себе.

И как строго Христос обличил фарисеев и книжников за пренебрежение пятой заповедью. Давайте прочитаем Его слова в Евангелии от Марка 7:10-13: “Почитай отца твоего и мать твою” и “Кто злословит отца или мать, того смертью постигнет”. Но вы говорите: “Кто скажет отцу своему или матери своей: “Отдайте Богу то, что вы получили бы от меня в дар Богу”, уже позволяет ему поступать со своим отцом или матерью, потому что вы отняли слово Божье своим преданием, которое вы установили.

Может возникнуть причина для сомнений относительно Божьего обетования в пятой заповеди. Что говорится в этом обещании? “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле”. Когда мы осознаем, что наказанием за нарушение этой заповеди была смерть, как мы читаем в Исходе 21:17: “Всякий, проклинающий отца своего или мать свою, должен умереть”, мы можем понять, какое долголетие Бог приписывает ее исполнению. Соломон в своих притчах очень ярко объяснил последствия нарушения пятой заповеди: “Кто злословит отца своего или мать свою, у того светильник погаснет в глубокой тьме” – Притчи 18:6. 20, 20.

Если взять обещание, данное Богом в Новом Завете, то почитание отца и матери связано с получением благ от Господа, как мы читаем в Ефесянам 6:2: “Почитай отца твоего и мать” – это первая заповедь с обещанием: “придут к тебе блага, и будешь жить долго на земле”. Так вот почему Бог обещает добро тем, кто почитает отца и мать? Поскольку благо – это Божье благословение, которое приходит к тем, кто исполняет Божью волю.

Далее рассмотрим двух сыновей из Библии. Имя одного из них – Иосиф, имя другого – Авессалом. Именно Иосиф перевез своего престарелого отца в Египет. В Египте Иосиф занимал должность выше фараона. Золото украшало его шею, а на руке красовался древний перстень фараона. Однако Иосиф получил известие о том, что его отец прибыл в Египет. Облачившись в белый шелковый халат, этот великий египетский сановник сел в свою колесницу, чтобы встретить отца-пастуха. Когда Иосиф увидел отца, он упал ему на шею и плакал не переставая – Быт. 47, 7-10. Вот пример того, как сын исполняет пятую заповедь.

Читайте также:
Грехи и страсти - суть и понятия учения

Но вот другой сын – образец для нарушителя пятой заповеди. Мы все знаем печальную историю Авессалома, сына Давида, который восстал против своего отца. Давайте послушаем разговор между Аитофелом и Авессаломом: “Тогда Аитофел сказал Авессалому: “Я выберу 12 000 человек, встану и пойду за Давидом этой же ночью. И я нападу на него, когда он устанет и опустит руки, и убью его, и все его спутники обратятся в бегство, и я убью одного царя. И обращу к тебе все народы. И Авессалом был доволен этим словом”. – 2 Царств 17:1-4.

Что чувствовал отец, когда его сын восстал против него? Давид приказал своим военачальникам: “Спаси Авессалома для меня! И услышал весь народ, что царь дал приказание всем военачальникам об Авессаломе”. – 2 Царств 18:5 Началась битва. “Авессалом встретился со слугами Давида, а сам поехал на муле. Когда мул с ним побежал под ветви большого дуба, Авессалом обернул свои волосы ветвями дуба и повис между небом и землей, а мул, который был под ним, убежал. Иоав взял в руку три стрелы и вонзил их в сердце Авессалома, который был еще жив на дубе. Затем они взяли Авессалома и бросили его в глубокую яму в лесу. “Когда Давид узнал, что его сын умер, “он вошел в горницу и плакал, говоря: Авессалом, сын мой, сын мой Авессалом, сын мой Авессалом, о, кто даст мне умереть вместо тебя, сын мой Авессалом!”. – 2 Царств 18:33.

Для дальнейшего понимания смысла заповеди о почитании родителей необходимо уточнить, что понятие “отец и мать” не может быть ограничено отцом и матерью, от которых мы рождаемся. Оно должно быть шире и включать в себя всех, кто старше нас в физическом или духовном возрасте, кто выше нас в знаниях или опыте, кто занимает авторитетное положение в церкви или среди людей. Только тогда мы поймем большее значение пятой заповеди как для христианства, так и для всего человечества.

Помазанник Саул пользовался уважением Давида, хотя тот знал, что его правление скоро закончится, и поэтому он решил занять трон.

Давайте посмотрим, как Давид соблюдал пятую заповедь не только по отношению к своим родителям, но и по отношению к царю Саулу. Прочитайте 1 Царств 24:5-12: “И сказал Давиду народ его: вот день, о котором говорил тебе Господь: вот, Я отдам врага твоего в руки твои, и ты сделаешь с ним все, что тебе угодно”. Он встал и спокойно оторвал подол верхней одежды Саула. Давид сожалел о том, что разрезал одежду Саула, но позже это ранило его сердце. И сказал он народу своему: не дай мне Господь сделать это с господином моим, помазанником Господним, возложить на него руку мою, ибо он помазанник Господень. Когда Давид вышел из пещеры, он воскликнул: “Господин мой, царь! “Саул оглянулся на Давида, а Давид пал на лицо свое и поклонился ему. И сказал Давид Саулу. Посмотри на край твоей одежды в моей руке; я отрезал край, и не убил тебя”. Он видел в Сауле не только помазанника Божьего, но и своего отца. Вот пример исполнения пятой заповеди для всех детей Господних!

Читайте также:
Священное Предание - суть и понятия учения

Кто мы по отношению к пятой заповеди: Авессаломы или Давиды?

Когда апостол Павел стоял посреди синедриона, первосвященник Анания велел ему облобызать свои губы. “Тогда Павел сказал ему: Бог поразит тебя, как стену, по которой бьют бичом. Но стоявшие перед Ним сказали: Ты делаешь это, чтобы поругать первосвященника Божьего? Павел сказал: “Не знал я, братья, что Он был первосвященник, ибо написано: ‘Не оскорбляй вождя своего народа'”. – Деяния 23:3-5.

Как мы далеки от псалмопевца Давида и апостола Павла! Как мы мало способны почитать наших земных отцов и матерей, а также наших духовных отцов и матерей. Как мало у нас уважения и почтения к служителям Господним, к старцам, убеленным сединою. Забываем мы порою и о почтительном отношении к начальствующим в народе.

Заповеди и учения человеческие — что это?

Мир вам! Мужские законы и доктрины: какие они? (Виталий)

Александр Ш., мессианский учитель, отвечает:

Я понимаю ваш вопрос, исходя из следующего места Писания:

«5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?
6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
9 И сказал им: хорошо ли, [что] вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?
10 Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
11 А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался,
12 тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей,
13 устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное». (Мар.7:5-13)

Наблюдая за жизнью учеников Иешуа, фарисеи и книжники были удивлены бездействием с их стороны, то есть они не поступали по традиции старцев. То есть были люди, старшие, которые что-то передавали молодому поколению, и это поколение обязано было их слушать. А для книжников и фарисеев это был не просто совет, но они относились к нему очень серьезно, даже серьезнее, чем к заповедям, данным Б-гом. И вот мы подошли с вами к вопросу, известному как: – “Устная Тора”. Я считаю важным остановиться на этом моменте подробнее.

Понятие “Тора”, которое на иврите означает “учение, наставление”, имеет несколько значений в еврейской мысли. Еврейская традиция выделяет следующие части Торы:

Письменная Тора (хумаш) – это, проще говоря, пять первых книг Библии.

Это аббревиатура слов “Тора”, “Невиим” и “Ктувим”, что означает “Учение”, “Пророки” и “Письмена” В христианской традиции эта часть книг называется Ветхим Заветом.

Читайте также:
Шестая заповедь: «Не убивай» - суть и понятия учения

Устная Тора – это важная неканоническая часть еврейского учения, которая была записана до нашего времени, но все еще считается частью Синайского откровения. Согласно раввинистическому учению, она составляет единое целое с письменной Торой.

Талмуд – это собрание книг, содержащих разнообразные наставления по еврейскому образу жизни, взаимодействию с другими людьми и различные литературные произведения.

В еврейском обществе все эти части известны как Тора. Другими словами, в разговоре с ортодоксальным евреем вы можете полагаться на то, что говорит Тора, но для него это будут разные части.

В качестве основы своей богословской практики мессианский иудаизм использует строго записанное Слово Божье, Библию (по-гречески ******-plural from******-“книга”), то есть собрание 66 книг, известных в христианском обществе как Ветхий и Новый Заветы.

Мессианские верующие считают Устную Тору частью наследия еврейского народа, но ни в коем случае не могут считать ее постановлением Бога.

Чтобы понять, что Библия говорит нам о Слове Божьем, мы попытаемся рассмотреть некоторые места Писания, касающиеся места писаного закона, и есть ли в Писании место для Устной торы.

4 И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по [числу] двенадцати колен Израилевых;
5 и послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу.
6 Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а [другою] половиною окропил жертвенник;
7 и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны.
8 И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих.
(Исх.24:4-8)

Итак, мы видим как была дарована Тора народу Израильскому. Порядок очевиден — Моисей написал, прочитал в слух народа и согласно прочитанному народ принес клятву. Это не был вольный пересказ Моисея слов, услышанных от Бога. Было конкретное, записанное слово и конкретная книга. Услышав прочитанное и согласившись с этим, народ Израильский заключил завет с Богом.

Договоры между сторонами были составлены таким образом, чтобы придать им фиксированную и окончательную форму, а также сделать их условия обязательными для исполнения.

В Библии мы можем прочитать о правилах, которые были у царей Израиля. Их властное положение делало их более склонными к греху. Поэтому каждый из них должен был записать для себя книгу Закона и постоянно учиться по ней.

18 Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, [находящейся] у священников левитов,
19 и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии;
20 чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля.
(Втор.17:18-20)

Это был не устный указ, а письменный закон, который должен был наставлять царя в его правление.

58 Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего,
59 то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными;
60 и наведет на тебя все язвы Египетские, которых ты боялся, и они прилипнут к тебе;
61 и всякую болезнь и всякую язву, не написанную в книге закона сего, Господь наведет на тебя, доколе не будешь истреблен;
62 и останется вас немного, тогда как множеством вы подобны были звездам небесным, ибо ты не слушал гласа Господа Бога твоего.
(Втор.28:58-62)

На основании писаного закона на людей падали благословения или проклятия. Завет был написан для наставления и руководства. Проклятия были написаны как предупреждение будущим поколениям.

9 И написал Моисей закон сей, и отдал его священникам, сынам Левииным, носящим ковчег завета Господня, и всем старейшинам [сынов] Израилевых.
10 И завещал им Моисей и сказал: по прошествии семи лет, в год отпущения, в праздник кущей,
11 когда весь Израиль придет явиться пред лице Господа Бога твоего на место, которое изберет [Господь], читай сей закон пред всем Израилем вслух его;
12 собери народ, мужей и жен, и детей, и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтоб они слушали и учились, и чтобы боялись Господа Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего;
13 и сыны их, которые не знают [сего], услышат и научатся бояться Господа Бога вашего во все дни, доколе вы будете жить на земле, в которую вы переходите за Иордан, чтоб овладеть ею.
(Втор.31:9-13)

Писаный закон должен был служить руководством для будущих поколений. Священники должны были читать его народу, уча мужчин, женщин и детей заповедям Божьим.

Читайте также:
Заповеди блаженства - суть и понятия учения

Книга, написанная Моисеем, имела законченную форму. Ее нельзя назвать черновиком или предложением, но книга была закончена. Это была написанная книга, которая служила свидетельством против народа Израиля в его неверности.

Согласно Писанию, именно на основании писаного закона был заключен Божий завет с Израилем. Именно писаный закон является условием хорошего правления и основой, по которой следует судить правителя. Непослушание писаному закону влекло за собой осуждение и изгнание, а послушание гарантировало прощение и оправдание. Это был писаный закон, который должен был быть преподан будущим поколениям. Устный закон не упоминается.

Устная Тора, с этой точки зрения, не может рассматриваться как руководство для мессианского иудаизма и тем более как Слово Божье.

Поэтому, когда фарисеи и книжники упрекали Иешуа за то, как учили Его учеников, Он обратил их внимание на очень важный момент: эти учения, словесные заповеди, данные людьми, противоречили тому, что Бог говорил раньше. Более того, эти учения сводили на нет Божьи заповеди. Поэтому им не следует следовать и они не должны заменять собой Божьи заповеди.

Этот вопрос относился не только к людям, жившим во времена Иешуа. Каждый день мы сталкиваемся с теми, кто хочет нас чему-то научить. Но Писание призывает нас быть бдительными:

3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
5 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.
(2Тим.4:3-5)

Поэтому, чтобы не впасть в грех и не нарушить Божьи заповеди, мы должны исследовать эти учения, чтобы понять, действительно ли они основаны на написанном Божьем Слове.

17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по [рассуждению] человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на [дела] беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на [дела] святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? [Такие дела], каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
(Рим.6:17-23)

Почитай отца и мать

«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:1-4). С раннего возраста следует прививать детям почтительное отношение к родителям, «они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу» (1Тим.5:4). Бог обратился к Авраму, только после смерти его отца Фарры в Харране (Быт.2:1), который вывел свою семью идти в Ханаан. Как правило Бог не обращается через голову отца.
Одним из десяти речений Всевышнего, произнесённых Им во время Синайского откровения, является заповедь почитания родителей. Это пятое из десяти повелений Творца, высеченных на скрижалях Завета. В Писании сказано: «Почитай отца своего и мать свою», и «Бойтесь каждый матери своей и отца своего…» Говоря о почитании, Писание упоминает вначале отца, а затем мать. В заповеди о страхе сначала говорится о матери, а потом — об отце. Поясняют мудрецы Торы, что природа человека такова, что он больше склонен к почитанию матери, которая с ним более нежна и ласкова, а боится больше отца, который может более жёстко потребовать и более строго наказать. Для того, чтобы «уравнять» отца и мать в этом отношении, показать, что их положено одинаково почитать и бояться, Тора называет первым отца, когда речь идёт о почитании, и мать, когда речь идёт о страхе.

Читайте также:
Нагорная проповедь - суть и понятия учения

Что отличает заповедь почитать родителей от заповеди их бояться?
Почитание — совершение действий (к этому же относятся слова и мысли), которые выражают уважение к родителям. Страх — воздержание от действий (а также слов и мыслей), которые умаляют величие и значимость родителей, обижают, огорчают, расстраивают их или, тем более, гневят или оскорбляют.
Заповедь почитания родителей — одна из самых понятных и доступных человеческому разуму заповедей. Понятно, что к тому, кто тебя родил и вырастил, воспитал, проводил ночи без сна, когда ты болел, кормил, одевал и спасал тебя в течение стольких лет, — ты должен испытывать чувство безмерной благодарности, почтение и уважение, должен стараться всячески помочь ему и хоть частично отплатить добром за добро. Родители для любого человека — источник знаний, разума, понятий о нравственности и морали. От родителей человек получает традиции и веру. Их опыт и умения часто бывают жизненно важны детям.
Почитание родителей необходимо даже если бы ни не соответствовали Божественным требованиям Библии, и не воспитывали, на детях остается обязанность их почитать. Поколение пустыни питалось манной небесной, пило воду из колодца и скалы, облака Славы укрывали от зноя и освещали путь, одежды не приходили в негодность. А нормам морали и устоям жизни обучал их Сам Всевышний через пророка Моисея, хотя народ не отличался святостью и благочестием, но именно этому поколению было заповедано почитать родителей. Хотя с родителей не снимается ответственность обучать детей законам Бога и правилам поведения с отцом и матерью. Вместе с тем необходимо всячески стараться, чтобы дети не нарушали заповеди из-за самих родителей, — не просить слишком о многом, не запрещать слишком часто и быть последовательными в своих требованиях. Убедиться что дети поняли ваши мотивы и причины наказания и поощрения.

Почетание родителей имеет три причины и следствия:
1. «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость». Справедливость и правда есть характерная черта сущности Бога. Апостол Павел описывая явление правды Божией, говорит: «которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Рим.3:25). Созданный мир и искупление мира в Крови Сына Бога основаны на справедливости Бога и всякий кто уклоняется от нее или извращает сам навлекает на себя беду.
2. «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо». Все люди ищут блага в жизни, но далеко не все знают и верят Слову Бога что начинается оно с почитания родителей. Как говорят американцы: «главное оказаться в нужное время в нужном месте», вот это и определяет божественное провидение и определение.
3. «и будешь долголетен на земле». Определенный уровень продолжительности жизни человечества на последние 3.5 тыс. лет 70 лет, но по статистике до этого возраста доживают менее 10% населения, что указывает на пренебрежении заповедью почитания родителей. В Израиле, где развито почтение родителей и старших, средняя продолжительность жизни 82 года.

Читайте также:
Бог - суть и понятия учения

Разница почитания в детстве и взрослой жизни:
Почитание в доме родителей подразумевает неукоснительное повиновение, а в зрелом возрасте самостоятельной жизни – заботу о потребностях родителей, «то, чем бы ты от меня пользовался» (Мар.7:11). Родители зачастую избегают обременять детей своими нуждами, но хорошие дети внимательны, и кроме материальных и физический услуг проявляют постоянные знаки внимания.
Приёмные дети обязаны почитать своих биологических родителей в рамках заповеди почитания отца и матери, а приёмных — в благодарность за то, что они их растили и воспитывали. Роль родителей — отдавать и отдавать, но приходит время когда можно позволить себе также получить что-то от детей. Вырастили и воспитали, женили и выдали замуж. И продолжают приглашать на шабаты, праздники… Почему бы не позволить взрослым детям пригласить вас? Есть несколько соображений:
1) Моя замужняя дочь (женатый сын) и так загружены. Работа, учеба, маленькие дети, бессонные ночи. Зачем еще отягощать их нашим визитом?
2) У них маленькая квартира и для нас места не будет, или им придется из-за нас тесниться еще больше.
3) В нашем возрасте лучше оставаться в привычной среде, езда по городам и весям здоровья не прибавляет.
4) Странно превратиться из отдающего в получающего, это как-то неестественно.
Вроде бы все правильно, но:
1) Вы смотрите на хлопоты ваших взрослых детей через призму своего состояния, но на самом деле у них гораздо больше сил, чем у вас, молодые восстанавливают силы значительно быстрее, они гибче и меньше морально изношены.
2) У них маленькая квартира, но они могут найти для вас квартиру по соседству, где вы сможете спать и отдыхать от слишком шумных проявлений ваших внуков.
3) Оставаться на шабат дома тоже непросто: надо готовить, убираться и до шабата и после. Закупки делать. Если у вас есть еще дети в доме, то нужно уделить внимание и им. Приходят в гости женатые дети, живущие по соседству, а с ними и внуки. Дом превращается в клуб. Нельзя сказать, что все это проще, чем уехать в гости.
3) Вы только представьте себе радость ваших внуков! Какой это особенный праздник: принимать у себя бабушку с дедушкой! К тому же вы сможете взглянуть на своих внуков по-другому: они ведут себя лучше и ответственнее, им удобнее и спокойнее у себя дома, «на своем поле», поэтому общение становится качественнее для обеих сторон.
4) Ваши дети получат драгоценную возможность хотя бы в малой степени возвратить вам то, что вы на протяжении многих лет вкладывали в них — заботу и любовь. Они хотят порадовать вас, показать, как они ценят вас, сделать для вас хоть что-то, что могло бы выразить их признательность и благодарность Вы столько для них сделали! Сделайте же им самый большой подарок — дайте им возможность отдавать. Подарки приятнее дарить, чем получать, позвольте вашим детям испытать удовольствие отдающего!

Читайте также:
Нагорная проповедь - суть и понятия учения

Господь ставит Себя в роль отца: “Сын чтит отца своего, и раб – господина своего; а если Я – отец, то где мне честь? (Мал.1:6). Уважение к Богу начинается и напрямую зависит от уважения к родителям, поэтому если человек не привык уважать своих родителей, то не может быть и уважения к Богу.

18 Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, [находящейся] у священников левитов,
19 и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии;
20 чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля.
(Втор.17:18-20)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: