Православное богослужение: суточный круг – суть и понятия учения

Днем нет дневных служб, вечерняя служба – Утреня, а Вечерня проходит в обеденное время. Примерно так выглядит расписание в храме для неподготовленного человека. То, что обычно называют вечерней и утреней, на самом деле содержит больше служб. На самом деле все они образуют так называемый суточный литургический круг – службы, которые проводятся в храме каждый день.

Православное богослужение: суточный круг – суть и понятия учения

Посвятительные круги – это определенная, повторяющаяся последовательность посвящений или молитв, из которых они состоят.

1. Ежедневный литургический цикл – это последовательность богослужений в течение одного дня. Полный ежедневный литургический цикл включает девятый час, вечерню, полунощницу, утреню, первый, третий и шестой часы, изобразительные или литургию. Этот порядок меняется в дни Всенощного бдения (вечерня и полунощница опускаются), в некоторые дни Великого поста, а также на вечерне в праздники Рождества Христова и Богоявления.

Литургический день начинается вечером. По примеру Моисея, который объяснял, как Бог сотворил мир вечером, описывая при этом свое собственное сотворение мира, вечерня является в православной церкви началом дня).

Вечерня – это служба, совершаемая в конце дня, вечером. Во время этого служения мы благодарим Бога за прошедший день.

Во время вечерни читается ряд молитв, в которых мы молимся о прощении грехов и о том, чтобы нас уберегли от козней дьявола во время сна.

Полуночная месса – это служба, предназначенная для совершения в полночь, в память о ночной молитве Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми к судному дню, который наступит внезапно, как “жених в полночь”, согласно притче о десяти девах.

Это служба, совершаемая утром до восхода солнца. На этой службе мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим Его милости на грядущий день.

Первый час, который соответствует нашему седьмому часу утра, освящает уже начавшийся день молитвой.

В третьем часу, соответствующем нашему девятому часу утра, упоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

В шесть часов, что соответствует двенадцатому часу нашего дня, мы отмечаем распятие Иисуса Христа.

В девятый час, который для нас является третьим часом пополудни, мы вспоминаем смерть Господа нашего Иисуса Христа на кресте.

Читайте также:
Грехи и страсти - суть и понятия учения

Божественная литургия – самое важное богослужение. В ней вспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство Тайной Вечери, установленное Самим Спасителем на Тайной Вечере. Литургия служится утром, перед завтраком.

В древние времена все эти службы в монастырях и скитах совершались отдельно, в назначенное для каждой время. Однако позже, для удобства верующих, они были объединены в три службы: вечернюю, утреннюю и дневную.

Вечернее богослужение состоит из девятого часа, вечерни и вечерней службы.

Утренняя служба состоит из Полунощницы, Утрени и первого часа.

Литургия длится два часа каждый день – третий и шестой.

Накануне больших праздников и по воскресеньям проводится служба вечерни, которая объединяет вечерню, утреню и первый час. Эта служба называется ночным бдением, потому что для древних христиан она длилась всю ночь. Слово “бдение” означает “смотреть”.

В настоящее время в приходской практике суточный литургический цикл обычно не соблюдается – опускаются девять часов, вечерня и полдень. Службы ежедневного литургического цикла включены в Часослов.

Православное богослужение: суточный круг – суть и понятия учения

Богослужение в церкви циклично, и существует три круга в плане богослужения: суточный, седьмой день и годовой. Суточный цикл богослужения – тема эссе преподавателя ЛДСУ Алексея Сергеевича Кашкина.

Ежедневный цикл поклонения состоит из богослужений, совершаемых в течение дня, день начинается вечером по расписанию церкви, так что каждый вечер в плане поклонения относится к дню завтрашнему. Этот метод подсчета пришел в христианскую церковь из Ветхого Завета. Евреи считали началом дня заход солнца (около 6 часов вечера), и поэтому период между заходом солнца в текущий день и следующим днем считался днем.

В своем современном виде суточный цикл богослужения в православной церкви сформировался в 11 веке. Он состоит из восьми отдельных услуг: Вечерня, Полунощница, Утреня, 1-й час, 3-й час, 6-й час и 9-й час. Каждая из этих услуг привязана к определенному времени суток, о чем более подробно будет рассказано ниже. Как видно, в этот список не включена самая важная литургия Церкви – Литургия, и это намеренно, так как, хотя существует почти ежедневная литургия, есть серьезные причины не включать ее в суточный цикл Богослужения. Прежде всего, литургию никак нельзя считать обычной литургией, она является таинством, действительно “таинством таинств”. Во-вторых, Устав предусматривает много дней, когда литургия не совершается (среда и пятница Сырной недели; понедельник, вторник и четверг 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 6-й недель Страстной недели; понедельник и вторник 5-й недели; Страстная пятница). В то же время другие службы, особенно Вечерня, Утреня и Часы, совершаются каждый день без исключения. В-третьих, Евхаристия не привязана к определенному времени суток, и литургия может совершаться в разное время. Чаще всего она совершается утром (но возможны варианты: по воскресеньям и праздничным дням, согласно Типикону, она должна начинаться “в начале 3-го часа” (≈9.00), по субботам – “в начале 4-го часа” (около 10.00), во все остальные дни недели – “в начале 5-го часа” (≈11.00)), но в некоторые дни церковной службы она совершается после вечерни, то есть во 2-й половине.

Читайте также:
Бог - суть и понятия учения

Каждая услуга запланирована на определенное время, и разные виды одной и той же услуги могут выполняться в разное время.

Вечерня почти всегда совершается вечером (кроме тех случаев, когда она совмещена с Литургией). Следует отметить, что, согласно Уставу, все три вида вечерни (малая, вседневная и великая) должны совершаться в разное время. Малая вечерня совершается до захода солнца (Типикон, глава 1); великая вечерня на бдении начинается “немного прежде захода солнца” (Типикон, глава 2); а вседневная вечерня совершается “прежде малого захода солнца” (Типикон, глава 9). Как видно, Типикон указывает лишь приблизительное время начала богослужений; конкретный час определяется в зависимости от места и времени года (скорее всего, это обстоятельство связано с тем, что в средние века у людей не было обычая указывать конкретное время, так что даже минутная стрелка на часах долгое время отсутствовала).

” После вечерни” означает после вечерней трапезы, после ужина, следующего за вечерней. В монастырской системе вечерня играет также роль службы перед сном; в конце вечерни совершается ежедневный обряд прощения: сначала священник просит прощения у братии, затем монахи просят друг у друга прощения за прошедший день, после чего расходятся по своим кельям. Существует два вида вечерни: малая и великая. В отличие от нее, Великая вечерня (более торжественная и продолжительная служба) совершается только 34 раза в год (в семь дней Великого поста, в канун Рождества и Богоявления, а также на Сырной неделе во вторник и четверг).

После ночного сна рано утром совершается Полуночная проповедь. Эта молитва идеологически схожа с обычной утренней молитвой и основана на чтении кафизмы 17 (известной как ок. 118 псалма), в каждом стихе которой упоминаются заповеди Господа, так что ежедневное чтение этой кафизмы служит напоминанием о необходимости устроить свою жизнь в соответствии с Божьим законом. В настоящее время полунощница совершается только в монастырях (хотя есть и исключения, например, в Санкт-Петербургской духовной академии недавно появилась практика служения полунощницы на первой неделе Великого поста).

Читайте также:
Десять заповедей Божьих: введение - суть и понятия учения

Утреню, если она не является частью Всенощного бдения, принято совершать рано утром (после небольшого перерыва), почти сразу после полуночи. Интересно, что греческое слово “утреня”, “орфрос”, связано с глаголом “орфризо”, что означает “с трудом различать” и указывает на то, что утреня должна начинаться после наступления темноты, но так, чтобы к концу утрени солнце уже взошло, чтобы возглас перед “Слава Тебе, показавшему нам свет” был произнесен после рассвета. В неделю Пасхи утреня служится ровно в полночь, но два дня в году – четверг пятой недели Великого поста (день чтения Великого канона) и в Великую пятницу – служба утрени назначается вечером по самому Уставу.

Устав предписывает проводить службы в первый, третий, шестой и девятый часы дня по восточному календарю. В переводе на современную систему исчисления времени это выглядит следующим образом:

График работы 1 ≈ 6 ч ;

3-й час ≈ 9 часов утра;

Часы половые ≈ часы 12;

Девятый час ≈ 3 часа.

Почему именно это время суток? Римские сутки делились на две равные части: день и ночь. В каждой из половин было по три часа. Четверть суток соответствует первому часу; первый час – это шесть часов утра в первом, третьем, шестом и девятом часу. Было принято посвящать эти часы молитвой, как записано в Книге Деяний: Петр и Иоанн пошли вместе в храм в девятый час молитвы (Деян. 3:1); Петр взошел на вершину храма, чтобы помолиться около шестого часа (Деян. 10:9). Часы также напоминают нам о событиях Священной истории, которые происходили в эти конкретные периоды времени. Служба первого часа напоминает о путешествии Иисуса Христа от первосвященника Каиафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и о лжесвидетельстве против Него; третьего часа – о суде Пилата, пытках Господа и сошествии Святого Духа на апостолов. Шестой час – шествие Спасителя на Голгофу, Его распятие и наступление тьмы на весь мир; девятый час – воспоминание о крестной смерти Спасителя.

В древние времена, особенно в монастырях, каждая служба суточного цикла совершалась отдельно от других. Но позже Церковь, потакая мирским нуждам христиан и их слабости, назначила совершать несколько служб вместе в одно время. Так образовались три группы служб: утренние, дневные и вечерние.

Читайте также:
Пятая заповедь: «Почитай отца своего и мать свою» - суть и понятия учения

Так, утренняя группа включала в себя Полунощницу, Утреню и первый час; дневная группа – третий час, шестой час и Литургию; вечерняя группа – девятый час, Вечерню и Вечерню. Такова идеальная картина богослужения согласно Типикону. Особое внимание следует обратить на положение 9-го часа в этой схеме: будучи началом вечерней службы, которая связана с наступающим днем, сам 9-й час завершает службу уходящего дня, так как во время него читаются тропарь и гимн уходящего дня. Это символизирует непрерывность богослужения в Православной Церкви.

Это разделение ежедневного цикла на три группы служб основано на словах псалмопевца: “Вечером, на заре и в полдень буду петь и кричать, и голос мой будет услышан”. (Пс 54:18), а также на словах церковной молитвы: “Вечером и на рассвете и в полдень мы славим, благословляем, благодарим и молимся Тебе, Господи всех…”. (Вступительная молитва к вечерне).

Как правило, приходы делят свои службы на две части: вечерню и утреню. Вечером совершается четыре службы: 9-й час, вечерня, утреня и 1-й час. Утренняя служба включает в себя Божественную литургию и третий и шестой часы. Судя по списку (а также по самой практике), в приходах редко совершаются вечерня и полунощница. Великое повечерие удачнее других тем, что совершается накануне Рождества и Богоявления, а также в семь дней Великого поста. В храме Саратовской духовной семинарии, например, она совершается 5-6 раз в году: накануне Рождества, в Большой понедельник, в Большой четверг и вечером Пятидесятницы. Полночь в классическом виде не празднуется вообще (служба, называемая “пасхальной полночью”, на самом деле является совершенно другим типом богослужения; это прекращенная константинопольская служба, называемая “паннихис”).

Начало вечерней службы варьируется от 15 до 18 часов (в зависимости от времени года и вместимости общины), а утренняя служба начинается в 8-10 часов утра. Многие соборы начинают свои ранние литургии в 7 часов утра. В большинстве случаев (кроме Великого поста) это современная литургическая практика.

Утреня

Раньше эта служба совершалась утром, отсюда и название. В наши дни Утреня обычно совершается сразу после Вечерни, то есть вечером (но может совершаться и утром, как раньше). Мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим Его благословения на предстоящий день.

Читайте также:
Монашество - суть и понятия учения

Богослужение совершается накануне больших праздников и по воскресеньям. Вечерня, утреня и первый час составляют вечерню. Она более торжественна, и в ней больше освещения храма, чем в другие дни, когда в эти дни совершаются вечерня и утреня.

Богослужебный день. Службы суточного круга. Часослов

Тайна времени, его загадочная природа: время течет только вперед, но время циклично. Он связан с существованием нашего материального мира; конец света иногда называют “концом времени”, когда времени больше не будет. Наиболее четко это видно на примере времени богослужения, как астрономическое время включается во время богослужения и изменяет его. Литургическое время, образуемое кругом служб, связано с Евхаристией. Евхаристия не может быть включена в этот круг, ее сущность не временная, а вечная. Оно в некотором смысле “примыкает” к богослужению времени, входит в него, вечно присутствует для нас во времени. Соединение Евхаристии и богослужения времени является общей и основной формой Устава. Устав регулирует, создает формы для вхождения вневременного Таинства во временную и преходящую природу нашего мира. Служение времени генетически связано со служением Ветхого Завета: литургическая жизнь апостолов была двоякой: служение храма (служение времени) и Евхаристия, соединение двух неравных и несравнимых частей служения.

В поклонении можно выделить три круга. Первый круг – это ежедневный круг поклонения. Второй круг – это южный круг. Третий – годовой цикл. Ежедневные службы проходят в следующем порядке: Вечерня, Полунощница, Лауды, Первый, Третий, Шестой и Девятый часы. Божественная литургия – это основа всего богослужения, каркас, на котором оно зиждется.

Уже в древних источниках (до четвертого века) существовали определенные времена для молитвы: утро, третий, шестой и девятый час (время восхода солнца), вечер и ночь или полночь. Утро предназначено для воспоминания Воскресения Христа: как люди узнали о Воскресении Христа утром (св. Киприан Карфагенский) или для воспоминания о Божьем озарении. Их тема – переживание прихода Мессии (“Бог есть Господь…”). С древних времен третий, шестой и девятый часы соответствуют событиям в жизни Христа и апостолов: третий час – это час передачи Святого Духа апостолам, шестой час – это час, когда Господь был пригвожден к Кресту, а девятый час – это час смерти Спасителя на Кресте. Вечер традиционно был временем молитвы; вечер напоминает нам, что Христос заменяет солнце, и его тема – ожидание Израиля, ожидание Спасителя. Литургический день начинается вечером.

Читайте также:
Священное Писание - суть и понятия учения

Каждая служба суточного цикла может быть малой, вседневной или великой; вечерня может быть малой или великой; полуночное бдение может быть вседневным, субботним или воскресным. Может быть всенощное бдение, завершающееся праздничной вечерней, и полиелей, который может быть частью всенощного бдения или совершаться отдельно. Поскольку часы включают 3 псалма, их можно назвать “трипсалмами”. Трипсалмовые часы более разнообразны: обычные часы, постные часы, царские (Великие) часы (трипсалмовые часы, но эти псалмы другие, с особыми тропарями, прокимнами, таинствами, Апостолом, Евангелием), пасхальные часы (псалмы не поются, но и не читаются; 1=3=6=9). Дневной круг богослужения заменяется службой седера. Дневной круг богослужений не имеет своих отдельных служб, его материал лишь вставляется в определенные места служб дневного круга. Вечерние службы состоят из девятого часа, вечерни и Великого поста. Также вечерняя служба состоит из трех служб: полунощницы, утрени и первого часа дня. Во время дневной службы совершаются третий и шестой часы, а также обряды изобразительных. Если в этот день совершается Божественная литургия, то она также совершается после шестого часа.

Неизменный материал для служб суточного цикла (большинство из которых являются библейскими, т.е. взятыми из книг Ветхого и Нового Заветов) содержится в книге молитвы “Отче наш”.

1) Литургический день начинается с заходом солнца: “Был вечер и заря, один день” (Бытие 1).

Вечерня – совершается до захода солнца

Как только наступит закат (примерно через 40 минут после обеда), мы будем ужинать.

Полуночная месса – на Афоне совершается в 3 часа утра.

Утреня – начинается с рассвета

1 час – на рассвете

3 час – в 9 часов утра

Шесть часов – это уже после девяти.

К полудню литургия образа завершает дневной круг.

9 часов утра – совершается перед началом следующего астрономического дня (читается тропарь исходящего дня).

2) Услуги дневного круга

В будние дни в Полиелее совершается Великая вечерня (включая Всенощное бдение и Утреню).

Великая вечерня совершается в первую неделю Страстной недели, во время Рождества и Богоявления, а также в воскресенье на Страстной неделе.

Читайте также:
Устройство храма - суть и понятия учения

Бдение – это время, когда Вечеря Господня совершается вечером.

Утреня – полиелейная, ежедневная, славная

● Часы – три прохода (обычные) – 1, 3, 6, 9.

(a) Цаски (Рождество и Страстная пятница)

B) Страстная неделя (весь Великий пост)

Евхаристия не является служением ежедневного круга, она – центр, вершина и даже цель. Литургия может менять свое место по отношению к другим службам суточного цикла.

В свете человеческой слабости и того, как мы живем, Церковь организует ежедневный литургический цикл в три литургические сферы: вечернюю, утреннюю и дневную.

Вечернее богослужение: 9-час, вечерня, повечерие.

Майтинес : Медианош, Майтинес, 1

Во второй половине дня у меня было две трехчасовые и одна шестичасовая смены.

Если совершается литургия, то обычно после 18.00 и до 21.00, но иногда она может быть совмещена с вечерней (например, в Сочельник, Крещенский сочельник и т.п.).

Литургический день начинается вечером, продолжается до утра и заканчивается днем (“и был вечер, и было утро: день един”). Сначала служится 9-й час, затем вечерня, вечерня и полунощница, затем утреня, первый, третий и шестой часы и литургия.

3) Часослов – название этой книги можно объяснить по-разному. Часослов содержит порядок часов и является одной из служб ежедневного круга богослужения. Можно также толковать это название более широко: Часослов регулирует и распределяет молитвы в зависимости от времени суток, в соответствии с часами. В эту книгу входят неизменные службы суточного круга, предназначенные для чтецов и певцов:

1. полуночный перекус: будни, воскресенье, суббота

2. вечерня: Великая вечерня весь день

3. кафизма 17: “Блаженны непорочные!

5. Последовательность общего молитвенного служения

Таймер: 1, 3, 6, 9, показ изображения

Часослов построен не по логике литургического дня, а по логике астрономического дня, поэтому первая служба, указанная в нем, – полунощница.

Иерусалимский богослужебный устав.

3. Иерусалимский литургический порядок. Сравнение различных литургических книг, принадлежащих к иерусалимской литургической традиции, показывает, что эти книги делятся на две группы, каждая из которых имеет характерные признаки менструации,

Читайте также:
Православное богослужение: годовой круг - суть и понятия учения

9. Когда начался II век, он только начинался. В этом аспекте к концу века наблюдаются большие различия. Если на более традиционном Востоке Евхаристия еще соединяется с агапе, то на бурно развивающемся Западе она уже отделена, изменена от

Недельный (седмичный) круг богослужений

Семидневный литургический цикл представляет собой тематическую серию служб в течение недели.

  • Воскресенье – воскресение Христа. Понедельник – прославление ангельских сонмов. Вторник – прославление святого Иоанна Крестителя и пророков.
  • Среда – воспоминание предательства Иуды (а поскольку это, по сути, начало времени Страстей Господних, то совершается Крестовоздвиженская служба, и этот день является постным).
  • Четверг – прославление святых апостолов и Николая Чудотворца.
  • Пятница – воспоминание о страданиях и смерти Спасителя на Кресте и день Великого поста).
  • Суббота – прославление Божией Матери и всех святых. Также поминают погибших.

БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ

Название, данное учеными-литургистами временным циклам богослужений. В Церкви Христовой. Существует 4 цикла B.C.: суточный, межнедельный и два годовых цикла (подвижный и неподвижный).

Ежедневный цикл богослужения включает в себя службы, которые должны совершаться каждый день в определенное время (например, вечерня, полунощница, утреня и часы). Христианская система молитв по времени суток восходит к первому веку: апостолы ходили в Иерусалимский храм на утренние и вечерние жертвоприношения (см. Богослужение в Ветхом Завете), молились в уединении в определенное время дня и ночи (Деян. 3:1; 5:21; 10:9); в Дидахе (средняя треть первого века?) содержится просьба молиться три раза в день за всех верующих. К третьему веку набор ежедневных служб уже приближался к современному (см. Bradshaw P. F. Daily Prayer in the Early Church, L., 1981). В православной традиции основной книгой, в которой приводится последовательность служб в суточном цикле, является Часослов, который был составлен в основном в девятом веке.

Службы ежедневного круга включают песнопения и чтения из трех других служб, в зависимости от того, есть ли святой день или нет. Службы ежедневного круга включают песнопения и чтения из трех других служб, в зависимости от того, есть ли святой день или нет.

Читайте также:
Небесные силы - суть и понятия учения

Выходной круг богослужения – это цикл воспоминаний, совершаемых в течение недели. Началом и центром круга седьмого дня является воскресенье, которое посвящено Воскресению Христа. Другие дни посвящены определенным святым или событиям в истории. На каждый день недели приходится по две литургические темы: в понедельник – покаянная тема и тема Небесных Сил, во вторник – покаянная тема и тема Иоанна Крестителя, в среду и пятницу – темы Святого Креста и Божией Матери, в четверг – темы Святых Апостолов и Святого Николая, архиепископа Мирликийского, в субботу – всех святых и погребальная тема. Неделя субботняя была сформирована ветхозаветным почитанием субботы. Христианское богослужение сохранило особое отношение к субботе, но день Господень, воскресенье, остается доминирующим в круге седьмого дня. Остальные субботние праздники постепенно приписывались к соответствующим дням. В разные исторические периоды и в рамках литургических традиций даже в одном обряде набор памятей для седмичных дней мог сильно отличаться (например, см. ранние рукописи византийского Октоиха), современная система окончательно сформировалась к XI веку.

Вокруг Пасхи собирались подвижные круги поклонения. Дата христианской Пасхи основана на еврейском лунном календаре. Ежегодный подвижный цикл богослужения формировался вокруг праздника Пасхи, поскольку дата Пасхи связана с еврейским лунным календарем, то праздники и памятные даты подвижного цикла приходятся в разные годы на разные даты солнечного календаря, принятого в древности в Римской империи, а затем и во всем мире. За многие века богослужения христиане выработали комплекс памятей, приуроченных к Великому посту, который служит подготовкой к Пасхе и следующему за ней периоду Пятидесятницы. В рамках православной традиции тексты для годового подвижного цикла содержатся в Триоди, Постной и Колосской.

Каждый год в рамках ежегодного фиксированного круга поклонения отмечаются различные даты, связанные с календарем. В основе этой системы лежит римская календарная система. С почитания дней мучеников и праздников Богоявления и Рождества Христова она началась во втором и третьем веках. Количество памятей этого периода стало быстро расти в IV веке до н. э. В современной православной традиции (как и во многих других традициях) количество памятей годового фиксированного цикла настолько велико, что нет ни одного дня без воспоминания какого-либо святого или праздника, многие дни даже имеют более одной памяти, поэтому была создана система обозначения степени праздничности каждой памяти (см. статью Праздничные знаки месяца). Для православных богослужений Служебные Минеи являются основными книгами, содержащими песнопения и чтения из годового установленного цикла. Литургический порядок песнопений и чтений, относящихся к разным векам, установлен уставом (см. Типикон).

Читайте также:
Троица - суть и понятия учения

Вода – это таинство, в котором вода как первичный элемент сотворенного мира получает Божье благословение и освящение.

Гимн – это общий термин для различных литургических гимнов, написанных христианскими авторами; 2. В западной христианской традиции литургический строфический гимн в стихотворной форме

Д ИМИТРИЕВСКАЯ (ДМИТРИЕВСКАЯ) СУББОТА Суббота перед празднованием памяти святого Димитрия Солунского (26 октября)

G APA, в христианских общинах с первого по пятый век существовала особая общинная трапеза, называемая “ужин любви”, которая преследовала благотворительные цели и первоначально включала в себя Евхаристию.

По времени празднования праздники делятся на неподвижные, которые случаются каждый год в одни и те же дни месяца, и подвижные, которые, хотя и случаются в одни и те же дни недели, приходятся на разные дни месяца, в зависимости от времени празднования Пасхи. По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: