Православное богослужение: недельный круг – суть и понятия учения

Порядок меняется в кануны праздников Богоявления и Рождества Христова и в дни всенощного бдения (вечерня и полунощница не служатся).

Суточный круг богослужений для мирян. Недельный круг церковных богослужений

Православное богослужение удивительно и практически уникально. Если вы попытаетесь запомнить богослужение определенного дня и придете в церковь через год, то богослужение будет другим. Он зависит от совпадения трех циклов: ежедневного, еженедельного и ежегодного богослужения. Настоятель церкви Рождества Богородицы в городе Ровное, священник Кирилл Бауков, объясняет нашим студентам недельный цикл, его содержание и особенности.

Православное богослужение циклично. Таким образом, каждый год Церковь проживает Священную историю, вспоминая рождение, страдания, смерть и воскресение Христа. Мы не только слышим об этих событиях в церкви, вспоминая некоторые детали, но и размышляем об их нравственном значении для нашего спасения и преображения наших душ.

Существует недельный цикл посвящений на каждую неделю. Недельный или семидневный цикл поклонения подразумевает поклонение в течение семи дней, или, скорее, посвящение этих дней важному событию в жизни Спасителя или особо почитаемому святому.

Недельный литургический цикл начинается в воскресенье, самый важный день недели, который называют “малой Пасхой”. Согласно церковному календарю, слово “неделя” относится именно к этому дню, когда христиане отдыхают и не занимаются мирскими делами (не-деля). В сознании современного человека воскресенье – это день отдыха, завершающий рабочую неделю. В сознании церкви, с другой стороны, воскресенье – это день начала недели.

Неподвижный годовой круг

Ежегодный круг поклонения. Фото: happy-school.ru

Первое, что мы увидим, открыв православный календарь, который ежегодно публикуется как в электронном, так и в печатном виде, это то, что именно составляет фиксированный годовой круг. Дни памяти святых, праздники, воспоминания исторических событий – все они связаны с определенными датами. За две тысячи лет памятных дат стало так много, что теперь православные христиане могут праздновать каждый день, а не только один. В доиконоборческую эпоху, то есть до восьмого века, все дни годового цикла были заполнены. С тех пор календарь только расширялся “вширь”.

Читайте также:
Восьмая заповедь: «Не кради» - суть и понятия учения

Литургические тексты, посвященные определенным датам, читаются и поются на службах ежедневного круга, и количество этих текстов зависит от того, насколько праздничным является день. Для этого в Типиконе была введена система знаков. Статус того или иного праздника начал формироваться еще до VIII века. В это время начали появляться такие литургические книги, как Минея, Октоих и Триодь, и их полное формирование заняло до 11 века.

На установление степеней торжественности дня в первую очередь повлияла Минея, и сейчас именно в Минее содержатся литургические тексты фиксированного годового цикла. Считается, что сами праздники имеют более позднее происхождение. Знаки впервые встречаются в славянских рукописях XIV века, но регулярными они стали только в XVI веке.

Следует также отметить, что некоторые дни неподвижного круга не привязаны к конкретной дате, а привязаны к ближайшей субботе или воскресенью до или после установленного праздничного дня. Это касается, например, Воздвижения, Рождества и Богоявления, а также знаменитой Димитриевской субботы.

Схема суточного круга Богослужения

Вечер
1. Девятый час – (≈ 3 часа дня)
2. Вечерня (около 9-го часа дня, считая от восхода солнца, т. е. примерно время заката).
3. Повечерие (совершается «по вечери», то есть после вечерней трапезы, после ужина, который бывает по окончании Вечерни).

Утро
1. Полунощница – (00 часов)
2. Утреня (должна начинаться еще затемно, но с таким расчетом, чтобы к концу утрени уже взошло солнце; в Неделю Пасхи начинается ровно в полночь, а два дня в году – четверг 5-й седмицы Великого поста (день чтения Великого канона) и в Великую Пятницу – служение утрени назначается в вечернее время самим Уставом)
3. Первый час – (≈ 6 часов утра)

День
1. Третий час – (≈ 9 часов утра)
2. Шестой час – (≈ 12 часов дня)
3. Литургия (чаще всего утром).

2 Семидневный литургический круг – это тематическая последовательность богослужений в течение недели. См. тропари и кондак на дни недели

По церковному обычаю Воскресение Христово празднуется в воскресенье.

Читайте также:
Небесные силы - суть и понятия учения

В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются бесплотные силы – ангелы, созданные раньше человека, ближайшие служители Бога.

Во вторник его называют величайшим пророком и праведником всех времен.

В рамках недельного празднования Великого поста в среду проходит служба, посвященная предательству Господа Иудой.

В четверг прославляются святые апостолы и святитель Николай Чудотворец.

В пятницу празднуются Страсти и Крестная смерть Спасителя и Божественная литургия в честь Святого Креста (один из дней Великого поста).

В субботу, день покоя, прославляется Божья Матерь, которая также прославляется ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, святые, праведники и все святые, достигшие покоя в Господе. Также поминаются все те, кто умер в полном знании и надежде на воскресение и вечную жизнь.

Восьмигласие – это серия служб, составляющих семинедельный литургический цикл. Литургические циклы седьмого дня связаны с каждым из восьми гласов, создавая восьминедельные циклы гласов. В Пасхальное воскресенье отсчитывается первый глас.

Воскресенье отмечает начало семидневного литургического цикла.

3. Литургический цикл – это тематическая последовательность богослужений, проводимых в течение года. Различают неподвижные и подвижные богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужебный цикл связан с солнечным календарем и включает в себя неподвижные двенадцать Великих праздников, другие праздники и ежедневные празднования святых. Подвижный литургический цикл, являющийся частью лунного календаря (см. пасхалии), охватывает недели перед Великим постом и после Пятидесятницы.

Память святого отмечается каждый день, также как и особые религиозные события – праздники и посты.

Несомненно, величайшим праздником является Воскресение Христово (Пасха). Это праздник праздников и торжество торжеств. Пасха празднуется не ранее 22 марта (4 апреля н.ст.) и не позднее 25 апреля (8 мая н.ст.), в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

Во-вторых, есть двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются Двенадцать Великих Праздников.

Есть также праздники в честь великих святых и в честь развоплощенных небесных сил – ангелов.

Поэтому все праздники года делятся на праздники Господа, Девы Марии и Святых.

Читайте также:
Бог - суть и понятия учения

По времени празднования праздники делятся на неподвижные, которые отмечаются каждый год в один и тот же день месяца, и подвижные, которые, хотя и приходятся на один и тот же день недели, выпадают на разные дни месяца в зависимости от времени празднования Пасхи. В зависимости от торжественности церковного поста праздники делятся на большие, средние и малые.

Во время крупных праздников всегда есть ночной дозор, а во время средних праздников – нет.

Литургический церковный год начинается 1 сентября по старому стилю. Годовой цикл богослужений на год строится вокруг праздника Пасхи.

Службы постоянного годового литургического цикла содержатся в Минее, подвижного цикла – в Постной Триоди и Триоди Пятидесятницы. Подвижный и неподвижный годовые литургические круги связаны между собой главами Марка (названными в честь их автора, монаха Марка).

Литургия каждого дня представляет собой сочетание почти неизменного набора молитв из ежедневного литургического цикла с измененным набором молитв, связанных с литургическими темами дня в минее и октоихе или триоди (Великий пост или Пятидесятница), при этом во время Великого поста и Пятидесятницы молитвы октоиха практически не используются.

Одиннадцатинедельный цикл евангельских чтений и стихов для воскресного утренника

Давайте не будем забывать об одиннадцатинедельном круге евангельских чтений и стихов на воскресной утрени, о котором часто забывают при перечислении литургических кругов. Из четырех Евангелий для чтения на воскресной утрени были выбраны одиннадцать фрагментов, относящихся к явлениям Спасителя после его воскресения (число “11” символизирует одиннадцать апостолов, оставшихся в то время, после падения Иуды Искариота и до избрания Матфея). Эти фрагменты называются “Воскресными Евангелиями” и читаются неделю за неделей на воскресных утренях.

Суточный круг богослужения
Все лекции Православных просветительских курсов

Среда

В среду Церковь совершает память Ветхого Завета, а в пятницу прославляет Новый Завет. Именно в среду и пятницу мы вспоминаем страдания и смерть Спасителя на кресте. В эти дни соблюдается пост в течение всего года, за исключением непрерывных недель. В эти дни часто можно встретить песнопения, посвященные Святому Кресту и Пресвятой Деве Марии, включая каноны на Утрени.

Читайте также:
Шестая заповедь: «Не убивай» - суть и понятия учения

Среда – это праздник Тайной вечери, во время которой Господь собрал своих учеников, поведал им тайны своей крестной смерти и воскресения, а также установил Евхаристию. Алчный Иуда предал Христа в среду в обмен на тридцать сребреников.

В этот день христиане часто поют этот знакомый гимн: “Спаси, Господи, народ Твой и благослови достояние Твое, даруя победу сопротивляющемуся. Сохрани жилище Твое Крестом Твоим. “.

Про всенощное бдение и божественную литургию

Ночное бдение – это торжественная церемония, которая проводится накануне праздничных дней и некоторых полуденных праздников. Он начинается ночью и заканчивается на рассвете. В церквях бдение длится не более двух часов. Бдение включает в себя вечерню, утреню и первый час, таким образом, объединяя две церемонии: Вечерня и утреня. За ним, как обычно, следует вечерняя литургия для прихожан.

Правила проведения всех служб изложены в уставе церкви. Количество служб в ежедневном цикле изменяется только по решению Совета первосвященника. В православной церкви проводятся ежедневные службы.

Все положения устава соблюдаются только в монастырях. В небольших приходах священникам разрешается проводить службы только по воскресеньям. Христиане обязаны не только посещать службы, но и молиться Всевышнему дома, каяться и просить о прощении грехов.

Восьминедельный осмогласный круг богослужений

Литургический цикл седьмого дня подчинен одному из восьми гласов, таким образом, создаются восьминедельные циклы гласов, которые повторяются несколько раз в течение года. Пасха – время подсчета слогов, поэтому подсчет начинается с первого слога. В октоихе содержатся различные компоненты богослужения семинедельного литургического цикла. См. также Осмогласие.

Литургические сезоны – это тематические последовательности богослужений, проводимых в течение года. Важно различать подвижные и неподвижные годовые круги богослужения.

В фиксированном годовом литургическом круге – связанном с солнечным календарем – есть службы, посвященные двунадесятым и другим праздникам, а также ежедневные празднования святых.

Этот подвижный годовой литургический круг, связанный с лунным календарем (см. Пасхалия), состоит из служб Великого поста (и трех предшествующих ему недель), Пятидесятницы и Октокиха.

Службы постоянного годового литургического цикла содержатся в Минее, а подвижные службы – в Постной Триоди, Триоди Пятидесятницы и Октоиха.

Читайте также:
Пост в православии - суть и понятия учения

Сочетание подвижных и неподвижных литургических кругов осуществляется с помощью так называемых глав Марка (по имени составившего их монаха Марка), которые описаны в уставе. Литургия каждого дня представляет собой сочетание почти неизменной основы суточного литургического цикла с переменными молитвами, связанными с литургическими темами этого дня, из Миней и Октоиха или Триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвы из Октоиха почти не используются.

БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ

Литургический термин, обозначающий временные циклы богослужений. В Церкви Христа. Литургические циклы делятся на четыре категории: суточные, недельные, годовые и неподвижные.

Ежедневный цикл богослужений включает в себя службы, совершаемые в определенное время каждый день (например, вечерня, полунощница, утреня, колокол). Христианская система молитвы по времени суток восходит к первому веку: апостолы ходили в Иерусалимский храм приносить утренние и вечерние жертвы (см. Поклонение в Ветхом Завете), молились в уединении в определенное время дня и ночи (Деян. 3:1; 5:21; 10:9); в Дидахе (середина первого века?) молитва три раза в день является приглашением для всех верующих. Уже в третьем веке ежедневные посвящения напоминали современные (см. Bradshaw P. F. Daily Prayer in the Early Church, L., 1981). В православной традиции самой важной книгой, дающей ежедневный цикл богослужений, является Часослов, работа над составлением которого велась в основном в девятом веке.

Службы ежедневного круга включают в себя гимны и чтения из трех других служб, в зависимости от того, есть ли святой день или нет. Службы ежедневного круга включают в себя гимны и чтения из трех других служб, в зависимости от того, есть ли святой день или нет.

Семидневный литургический цикл – это цикл памятных дат, распределенных по дням недели. Центром семидневного цикла является воскресенье, посвященное воскресению Христа. В другие дни могут отмечаться другие памятные даты, посвященные святым или событиям в священной истории. Современное православное богослужение имеет две литургические темы на каждый день недели: в понедельник – покаянная тема и тема небесного воинства; во вторник – покаянная тема и тема святого Иоанна Крестителя; в среду и пятницу – темы Креста и Божией Матери; в четверг – темы святых апостолов и святого Николая, архиепископа Мирликийского; в субботу – всех святых и тема погребения. Формирование субботы восходит к почитанию субботы в Ветхом Завете. Связь с субботой сохранилась в христианской литургии, но главенствующее место в круге семи дней отведено воскресенью, Господнему дню. Остальная часть семидневного цикла была постепенно отнесена к соответствующим дням. В зависимости от исторических периодов и литургических традиций, и даже в рамках одного обряда, набор семидневных памятей мог значительно варьироваться (см., например, ранние рукописи византийского Октоиха); современная система окончательно установилась в 11 веке.

Читайте также:
Десятая заповедь: «Не желай чужого» - суть и понятия учения

В пасхальный сезон формировался подвижный круг поклонения. Христианская Пасха определяется по еврейскому лунному календарю. Годовой подвижный круг богослужения формировался вокруг праздника Пасхи, поскольку дата Пасхи связана с еврейским лунным календарем, то праздники и памятования подвижного цикла приходятся в разные годы на разные даты солнечного календаря, принятого в древности в Римской империи, а затем и во всем мире. В развитии христианского богослужения на протяжении веков комплекс воспоминаний был приурочен к сезону Великого поста, который служит прелюдией к следующим за ним Пасхе и Пятидесятнице. Согласно православной традиции, книгами, содержащими тексты годового подвижного цикла, являются Триодь, Постник и Колосник.

Фиксированный годовой круг поклонения – это цикл памятных мероприятий, привязанных к различным календарным датам в течение года. Он основан на римской календарной системе. Оно началось во II и III веках с почитания дней мучеников, а также праздников Богоявления и Рождества Христова. Начиная с IV века до н.э. количество праздников этого столетия стало быстро расти. В современной православной традиции (как и во многих других традициях) количество воспоминаний неизменного годового круга настолько велико, что нет ни одного дня без воспоминания святого или праздника, многие дни даже имеют более одного воспоминания, поэтому была создана система обозначения степени праздничности каждого воспоминания (см. статью Праздничные знаки месяца). Основными книгами православного богослужения, содержащими песнопения и чтения фиксированного годового цикла, являются Деяния о службе. Сочетание гимнов и чтений из разных Книг регулируется литургическим уставом (см. Типикон).

Вода – это таинство, в котором вода, как один из первоэлементов сотворенного мира, получает Божье благословение и освящение.

Гимны можно разделить на две категории: 1. литургические песни, сочиненные христианскими авторами; 2. песни, сочиненные другими авторами. В западной христианской традиции – строфический гимн в стихотворной форме.

И МИТРИЕВСКАЯ (ДМИТРИЕВСКАЯ) ПАТРУЛЬКА Суббота перед празднованием святого Димитрия Солунского (26 октября).

АГАПА в христианских общинах с I по V век – особая общинная трапеза – “вечеря любви”, имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая празднование Евхаристии.

Читайте также:
Смерть и погребение христианина - суть и понятия учения

Обычно его упускают из виду, когда перечисляют круги набожности. По воскресным утрам мы читаем отрывки из всех четырех Евангелий об 11 событиях, связанных с Воскресением Христа [2, 2]. Отрывки всегда читаются один за другим (в соответствии с литургическим календарем). Каждый фрагмент имеет свой евангельский стих, который будет петься после стихов на хвалитех “слава”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: