Православное богослужение: годовой круг – суть и понятия учения

13. Круг вседневного богослужения В круг вседневного богослужения, входят следующие 9–ть служб: 1. Девятый час, 2. Вечерня, 3. Повечерие малое (Великим постом Великое), 4. Полунощница, 5. Утреня, 6. Первый час, 7. Третий час, 8. Шестой час и 9. Божественная литургия, заменяемая иногда

Годовой круг богослужений

Господь наш Иисус Христос и Его возлюбленные ученики, святые апостолы, своей жизнью и учением показали нам, верующим христианам, важность и необходимость общественного богослужения.

Мы вступаем в сакраментальное общение с Богом, молясь вместе во время поклонения. Господь просвещает наши души и укрепляет их благодатью, чтобы жить праведно и бороться с грехом.

В православной церкви богослужения совершаются в течение всего года и образуют так называемый годовой литургический цикл. Каждый день в году посвящен памяти какого-либо божественного святого и особым событиям в его истории.

Церковный год по старому стилю начинается 1 сентября, а по новому – 14 сентября. Весь годовой цикл строится в соответствии с датой праздника Пасхи, Светлого Христова Воскресения.

Церковь празднует Святую Пасху (праздник праздников и торжество торжеств) каждый год во второе воскресенье после полнолуния, следующего за весенним равноденствием.

В эти двенадцать праздничных дней Церковь вспоминает Господа нашего Иисуса Христа и Его Непорочную Мать. Они известны как двенадцать великих праздников.

Праздники, посвященные Божьей Матери, называются праздниками Богородицы. Праздники, посвященные Господу нашему Иисусу Христу, называются Господними праздниками.

Такие события Священной истории, как Рождество Пресвятой Девы Марии, Благовещение Архангелом Гавриилом Непорочной Девы Марии о рождении у Нее Сына Божия и Успение Божией Матери открывают нам все богатство благости, которой Бог щедро одарил Свою Невесту – Церковь.

Помимо праздников Господа и Богородицы, есть праздники в честь великих святых и в честь бесплотных небесных сил: Архангелов и Ангелов.

Каждый день года соответствует памяти одного или нескольких святых: мучеников, святителей, преподобных, праведных князей и княгинь, праведных мужчин и женщин, святых Божиих. Своей жизнью и смертью они продемонстрировали верность Христу. Поэтому церковная служба в день памяти святого вспоминает его жизнь и деяния.

Праздник делится на великий, средний или малый в соответствии с торжественностью церковной службы. Каждый большой праздник отмечается торжественным всенощным бдением.

Читайте также:
Новый Завет - суть и понятия учения

Праздники делятся на подвижные и неподвижные. Подвижные праздники отмечаются Церковью в одни и те же дни недели. Однако они отмечаются в разные дни месяца. Это зависит от того, когда празднуется Пасха.

Например, Вознесение Господне, которое происходит на сороковой день после славного Воскресения Христова, всегда приходится на четверг. Праздник Святого Духа, третьего лица Святой Троицы, дающего жизнь, всегда отмечается в понедельник, на следующий день после праздника Святой Троицы.

Фиксированные праздники отмечаются в одни и те же даты каждый год. Например, Церковь всегда празднует Воздвижение Святого и Животворящего Креста 27 сентября и Успение Божией Матери 28 августа.

Постные дни являются важной частью годового литургического цикла. Они отведены Церковью для молитв покаяния, молитв о постоянстве и усиленных молитв о прощении грехов.

Многодневный пост, такой как Великий пост, является самым древним и самым важным. Этот праздник предшествует Пасхе и чтит сорокадневный пост Спасителя в пустыне. Шесть недель постных размышлений предшествуют Страстной неделе. В результате христиане переживают несказанную радость Святого Воскресения.

Сорокадневный Рождественский пост предшествует празднику Рождества Христова. После Пятидесятницы начинается Апостольский пост, или Петров пост, который длится до дня святых апостолов Петра и Павла. Успенский пост длится две недели. В это время происходит подготовка к Успению Божией Матери.

Вдохновенные действия Церкви – посты и праздники, богатство и красота богослужений в течение года – показывают нам истины христианской веры, укрепляют дух и направляют его к нашей небесной родине.

Праздники годового цикла

По мере распространения веры Христовой росло число святых – мучеников и святых угодников. Величие их деяний стало неисчерпаемым источником для благочестивых христианских певцов и художников, которые сочинили множество молитв и песен.

В церковном уставе предписано девять различных служб на каждый день. У каждого дня своя история, своя символика и своя продолжительность, но в духовном плане они представляют собой единое целое, называемое суточным циклом. В православном

Субботы Постной Триоди, имеющие праздничное посвящение

Ряд памятей организуется вокруг фиксированного литургического цикла, но они закреплены за некоторыми субботами Великого поста. В эти выходные совершаются три памяти: преподобных отцов, просиявших в действии в Сырную субботу; Богородицы Пресвятой Богородицы в субботу Акафиста; и Похвалы Пресвятой Богородицы в субботу Великого поста. Как и в случае с воскресеньями, празднования могли быть перенесены на эти субботы из соответствующих дней праздников фиксированного литургического календаря (например, связь между субботой Акафиста и праздником Благовещения Пресвятой Богородицы очевидна – в обеих службах звучат общие песнопения). Существует и другое возможное объяснение создания этих памятей. В некоторых древних литургических традициях (например, в Восточной Саксонии) большинство памятей святых изначально были подвижными, поэтому, возможно, некоторые из памятей суббот и недель Великопостного календаря (например, мироносицы) сохранились как след древней практики связывать важнейшие праздники не с юлианским, а с Великопостным календарем (подробнее см. статью Церковный год). В Постной Триоди есть еще две субботы, которые имеют совершенно особый литургический порядок (см. ниже).

Читайте также:
Третья заповедь: «Не произноси имя Бога твоего напрасно» - суть и понятия учения

К постным субботам относятся два дня всеобщего (по возможности полного) поминовения усопших – суббота перед Мясопустной неделей и суббота перед Пятидесятницей, называемая также Троицей. 2, 3 и 4 субботы Великого поста, но в мясную и Троицкую субботы главной темой богослужения является поминовение усопших, а в субботы Великого поста – прославление всех святых, а поминовение усопших становится второстепенной темой. При совпадении с памятью великого святого или праздником заупокойные службы в Мясопустную и Троицкую субботы не отменяются, но либо праздничная служба, либо заупокойная служба самой субботы переносится на другой день (см. раздел “Вселенские субботы”). В любые другие субботы по случаю смерти (субботы Великого поста) обычно служится литургия, аналогичная литургии гл. дня. В остальные субботы службы отменяются, если они совпадают с памятью великого святого или праздником (см. статью Поминальные богослужения). В связи с тем, что в период от Лазаревой субботы до Антипасхи уставом отменяется общественное поминовение усопших (панихиды, ектении и литии по усопшим), кроме негласной литургии и (при необходимости) заупокойных служб, в Русской Церкви существует традиция (не отмеченная в богослужебных книгах) поминать усопших во вторник второй недели после Пасхи; этот день называется Радоницей.

Переходящие и непереходящие праздники

Каждый день в году посвящен памяти определенных святых, а также особым священным событиям. Посты и праздники устанавливаются церковным календарем. Праздники различаются между собой также по значимости, продолжительности и торжественности.

Светлое Христово Воскресение (Пасха) – самое важное событие церковного года. Это праздник праздников и торжество торжеств. Пасха празднуется не ранее 22 марта (4 апреля н.э.) и не позднее 25 апреля (8 мая н.э.), в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

Затем следуют двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые мы называем двенадцатью великими праздниками. Существуют также праздники в честь великих святых и в честь небесных, телесных сил ангелов. Поэтому все праздники года делятся по своему содержанию на праздники Господа, Богоматери и святых.

По времени празднования праздники делятся на две категории: неподвижные, которые совершаются каждый год в одни и те же дни месяца, и подвижные, которые, хотя и совершаются в одни и те же дни недели, приходятся на разные дни месяца, в зависимости от времени празднования Страстной недели.

Читайте также:
Грехи и страсти - суть и понятия учения

Эти два круга были сформированы на основе двух календарей – лунного и солнечного. Лунный календарь лег в основу пасхального цикла, а солнечный – в основу рождественского цикла. Пасха Христова – первый христианский праздник, но он связан с еврейской (ветхозаветной) Пасхой, поскольку Христос был распят накануне этого праздника. Еврейская Пасха рассчитывалась по лунному календарю и не имела фиксированной даты. Совет богословов Израиля установил праздник Пасхи ежегодно в первое полнолуние весны. Поскольку время смерти и воскресения Христа совпало с днями ветхозаветной Пасхи, христиане сохранили для праздника Воскресения то же еврейское название, но придали ему другое значение. Чтобы определить дату новозаветной Пасхи, они должны были обратиться к еврейской Пасхе. Поэтому требовались сложные расчеты, которые и создали принципы церковной Пасхи. Праздники Входа Господня в Иерусалим, Вознесения и Пятидесятницы также рассчитывались по празднику Пасхи. Эти праздники образуют “движущийся” круг, поскольку каждый год они выпадают на разные числа.

День рождения Христа – более поздний праздник, чем Пасха. Он отмечается с конца второго века. День и месяц рождения Иисуса Христа в Евангелиях не указаны. Церковь выбрала 25 декабря в качестве даты для этого праздника, когда люди в Римской империи (особенно на западе) праздновали “рождение солнца”. Дневной свет поднимался над зимним солнцестоянием, и люди славили божественный свет, который войдет в мир. Однако для Церкви 25 декабря стало прославлением Христа, который родился на земле и которого отцы Церкви называли Солнцем Правды. Каждый год рождение Христа выпадало на один и тот же день зимнего солнцестояния (25 декабря по старому стилю), и цифры других праздников (таких как Благовещение и Сретение Господне), которые рассчитывались на основе этой даты, также не менялись. Таким образом, был сформирован “фиксированный” круг фестивалей.

Ближе к концу второго тысячелетия были выделены двенадцать основных церковных праздников, которые получили название “двухсотлетние”. К непереходящим двунадесятым праздникам относятся:

Это 8 и 21 сентября, Рождество Пресвятой Богородицы;

14/27 сентября – Воздвижение Святого Креста ;

21 ноября / 4 декабря – Представление Богородицы в храме;

Читайте также:
Догматы, каноны, богословские мнения - суть и понятия учения

25 декабря/ 7 января – Рождество Христово;

Январь 6/19 – Богоявление;

Февраль 15/2 – Представление Господне;

25 марта / 7 апреля – Объявление Девы Марии ;

19/6 августа – Преображение Господа ;

В честь Успения Пресвятой Богородицы празднуется 15/28 августа.

Переходные праздники, которые зависят от даты празднования Пасхи, следующие:

Неделя перед Пасхой: вход Господень в Иерусалим ;

День Вознесения наступает через 40 дней после Пасхи;

Пятидесятый день после Пасхи – праздник Пятидесятницы;

Поскольку в церковном календаре это праздник праздников, Пасха не входит в число двунадесятых праздников. Большим праздникам часто предшествуют предпраздничные торжества, а послепраздничные торжества называются послепраздничными. Мы читаем и поем некоторые молитвы и песнопения этого праздника во время богослужения в день праздника и в день этого праздника.

Круг годичного богослужения в Православии

Круг годичного богослужения

Православная церковь посвящает дни года примерно так же, как и дни недели. Годовые службы, как их принято называть, проводятся раз в год. В течение года мы отмечаем наиболее значимые события земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, или особые милости Божии, явленные христианскому поколению, или память святых угодников Божиих. Эти памятные даты, объединенные с днями года, отражаются во всех частях Божественной литургии, не меняя ее структуры. Службы содержатся в Месяцеслове и упорядочены по числам каждого месяца, то есть по количеству дней каждого месяца. Есть некоторые поминовения, которые торжественно отмечаются в силу их важности, другие менее торжественно, а третьи отмечаются как обычно на ежедневных богослужениях. Этот день называется церковным праздником, так как является одной из торжественных служб годового цикла. Помимо праздничных дней, в годовой цикл входят богослужения в День памяти: в субботу перед Неделей мясопустной, в субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста, в субботу перед Неделей Пятидесятницы (Троицкая суббота), в субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского – 26 октября (Димитриевская суббота), в день Усекновения главы Иоанна Предтечи – 29 августа, во вторник или понедельник Недели Фомы (Радоницы). В него также входят службы Великого поста, в том числе службы Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы, содержащиеся в Постной Триоди, и службы Пятидесятницы, начинающейся на Святую Пасху, содержащиеся в Цветной Триоди.

Читайте также:
Русская православная церковь в советский период - суть и понятия учения

По времени поминовения праздники можно разделить на неподвижные и подвижные: одни приурочены к определенному дню, другие – к определенному числу; как было описано выше, одни меняют день, не меняя числа, а другие меняют и то, и другое. Первые называются неподвижными, а вторые – подвижными. В списке неподвижных праздников Господа праздник Рождества Христова является главным, а праздник Пасхи – главным подвижным праздником. Праздники делятся на две категории: общие праздники, которые отмечаются во всех церквях с одинаковой торжественностью, и местные праздники, которые отмечаются с особой торжественностью в определенных местах.

Святость праздничных дней постоянно охраняется церковными правилами (15 правило Петра Александрийского, 29 правило Лаодикийского собора, 11 правило Сардийского собора, 13 правило Тимофея Александрийского, 71, 72 правила Карфагенского собора, 66 и 80 правила Шестого Вселенского собора, 162 правило Номоканона). Пасторы должны донести до верующих важность соблюдения святости праздничных дней через поклонение, молитву, воздержание, дела милосердия и отдых от повседневных трудов.

Чтобы оставаться христианином, мы должны соблюдать и праздновать церковные праздники. Посвященные воспоминанию величайших событий в истории техники нашего спасения и величайших дел благости Божией к людям, они ясно учат нас истинам христианской веры и, запечатлевая их в нашем сознании, возбуждают и питают в сердцах людей любовь, благоговение, благодарность и послушание Богу. Представляя примеры христианских добродетелей, открытых нам Спасителем во время Его земной жизни, которым ревностно подражали многочисленные угодники Божии, праздники напоминают нам о небе, об истинной цели нашей земной жизни, указывают средства к достижению этой цели, воспитывают в наших сердцах стремление к добродетели, укрепляют в нас решимость идти “к чести высокого звания” (Фил. 2:1). Как говорит святой Григорий Богослов (+389), “по стопам того доброго руководителя”, он всегда идет неуклонно и непрерывно, что ведет прямо в простор небесного счастья, о котором Павел упоминает в 3:14. Наряду с общей молитвой, христианские праздники вводят нас в таинственное общение с Богом и ниспосылают нам Его расширяющуюся благодать, просвещающую и освящающую наши души и укрепляющую их в борьбе с грехом.

Читайте также:
Восьмая заповедь: «Не кради» - суть и понятия учения

В Своей вездесущности Бог всегда близок к человеку, но человек не всегда близок к Нему из-за своего духовного несовершенства, пренебрежения и рассеянности, озабоченности мирскими вещами и склонности действовать против Бога. Праздники дают нам возможность освободить ум от мирских мыслей, сердце от забот, а тело от повседневной работы, чтобы мы могли приблизиться к Богу без помех и препятствий. Поэтому в праздничные дни нужно оставить все заботы, дела и все, что отдаляет нас от Бога, и пойти в храм, где все напоминает нам о нашем положении перед Богом, где звучит слово Божие и дышит дух Божий, где обновляются жертвы Голгофы и благодать раскрывает свои объятия для молящихся, где ангелы служат Христу, а херувимы таинственно олицетворяют их. Согласно учению Православной Церкви, от освящения праздничного дня и усердного пребывания в Храме Божьем для православного христианина следуют особые благословения и успех во всех добрых делах.

Христианские праздники жизненно важны не только для духовного спасения, но и для телесного, земного здоровья. “Праздники дают утешение человеческой жизни, – по словам святого Прокла, архиепископа Константинопольского (* 446-447). Они превращают печаль в жизни в радость. Научая нас всегда радоваться о Господе, праздники, как дни церковных торжеств, приносят святую радость нашему духу, очищая и возвышая наши земные радости, прогоняя уныние, облегчая заботы и тяготы жизни, оказывая благотворное влияние на каждого христианина и предоставляя широкие возможности для проявления любви к ближнему. Все в эти дни является трогательным свидетельством Божьей благости к роду человеческому, вызывая в нас чувства сострадания, мягкости, милосердия и сочувствия, и наши сердца спонтанно открываются для любви к ближнему. Правильно проведенные праздники Церкви приносят благословение Божие на наши занятия и труды и в другие дни года (Исаия 56:4-6; Иеремия 17:21-27), дают отдых телу и укрепляют наши силы.

Его Высокопреосвященство Филарет, митрополит Московский (1782-1867), однажды сказал, что праздники без духовной радости, без сердечного участия были бы подобны телу без души. В результате праздников мы можем увидеть обширную область религии, молитвы, Слова Божьего, дел любви, и они укрепляют наш дух. Человек чувствует возможность будущей блаженной жизни, которую он может получить от Бога, и предвкушение ее волнует сердце человека в эти святые дни, давая ему духовное удовлетворение, разрушая омертвляющее однообразие повседневной жизни. Радость от праздника поддерживает бодрость духа и любовь к труду.

Читайте также:
Первые люди в Раю - суть и понятия учения

Но христианская радость праздников – это не радость ничего не делать и предаваться суете. Истинную радость христианина на праздниках можно выразить так: если работа предыдущего дня ломит руки и спину, но ты охотно идешь в церковь и не боишься усталости; если твои чувства, мысли и сердце настолько заняты служением, что ты забываешь о внешних вещах, значит, ты истинно радуешься Господу; если, выходя из церкви, ты приносишь мир в свой дом и семью, значит, ты возрадовался в Господе. Радость о Господе, внутренний, духовный комфорт, приходит и наполняет сердце, и человек чувствует себя духовно исполненным, так что тяга к внешним удовольствиям уменьшается и прекращается. Духовная радость побуждает человека совершать духовные и богоугодные дела: любовь и сострадание к другим, которые, возрождаясь в сердцах поглощенных, приносят величайшее утешение и радость.

Святой Григорий Богослов учит: “Праздновать – значит получать прочные и вечные блага для души; самое главное в празднике – это воспоминание о Боге и нашей небесной родине”.

” Святая Церковь, – говорит Высокопреосвященный Димитрий, архиепископ Херсонский (1806-1883), – установила праздники именно для этого, чтобы душа наша, отрешенная от всех забот и попечений житейских, могла беспрепятственно возноситься в свое небесное отечество, дышать родным воздухом небесным; чтобы мысль наша, стряхнув с себя прах земной, отрешившись от мирских помыслов, всецело погрузилась в созерцание тайн Божиих, чтобы отдохнуть в видении небесных обителей, уготованных любящим Господа; Чтобы наше сердце, освобожденное от бремени страстей и похотей плоти, могло наслаждаться сокровищами Божественной любви и благодати, упиваться, по словам святого пророка, плотью дома Божьего; чтобы, проводя церковные торжества в псалмах, духовных песнях и песнопениях, мы могли подготовиться к великому и славному торжеству избранников Божьих, воспевая Богу вечную и непрестанную песнь хвалы и благодарения.

Праздники, учит святой Иоанн Златоуст (*407), установлены для того, чтобы мы могли практиковать их наилучшим образом; они являются случаями, когда обнаруживаются добрые дела, добродетели души, дух жизни.

Кирилл, архиепископ Александрийский (* 444), учил, что празднующим праздники с Богом не подобает совершать бесславный и тяжкий грех, но наслаждаться, давая себе волю и насыщая ум добродетельными занятиями.

Читайте также:
Поместные православные церкви - суть и понятия учения

“Каждый, – говорит святой Григорий Богослов, – празднует по-своему: иудей празднует, но по букве закона; грек празднует, но плотски, чтобы удовлетворить свои страсти, угодить демонам; мы же должны праздновать духовно. “Духовное и достойное христианское празднование, – учит Высокопреосвященнейший Филарет, митрополит Московский, – состоит прежде всего в том, чтобы быть свободным от приятных занятий желудка, излишеств, суеты и всех видов тщеславия; Сделать свой ум, сердце и чувства бесплодными от всего, что искушает, мешает и смущает, чтобы принять Бога в уме, в сердце, во внутреннем чувстве, через созерцание, желание, преданность, через духовное учение, через чистую молитву, через добрые и святые дела.

Неподвижный годовой круг

Годовой круг поклонения. Фото: happy-school.ru

Когда мы открываем православный календарь, который издается каждый год как в печатном, так и в электронном виде, мы видим, прежде всего, то, что составляет регулярный годовой цикл. Это все дни, на которые приходятся памятные дни, фестивали и празднования исторических событий, связанных с определенными числами. Конечно, за две тысячи лет накопилось столько памятных дат, что православные христиане могут поздравлять друг друга с праздником каждый день, а не только один раз. Все дни в году колеса были завершены до начала иконоборческой эпохи, т.е. до 8 века. С тех пор календарь был расширен только “в ширину”.

Литургические тексты, связанные с фиксированными датами, читаются и поются в суточном круге, причем количество текстов варьируется в зависимости от уровня праздника. Типикон был призван служить этой цели. Статус того или иного памятного дня или праздника также начал формироваться до VIII века. Тогда же были заложены истоки таких литургических книг, как Минея, Октоих и Триодь. Их полное формирование продолжалось до одиннадцатого века.

Первоначально Минея определяла степени торжественности дня, а теперь в ней содержатся литургические тексты фиксированного годового цикла. Сами знаки праздников имеют более позднее происхождение. Их можно встретить в славянских рукописях уже в XIV веке, однако регулярно они стали использоваться в XVI веке.

Читайте также:
Небесные силы - суть и понятия учения

Кроме того, некоторые из дней фиксированного круга не привязаны к конкретной дате, а привязаны к ближайшей субботе или воскресенью до или после праздника. Это относится, например, к Воздвижению, Рождеству, Богоявлению, а также к известной субботе святого Димитрия.

Одинадцатинедельный круг евангельских чтений и стихир на воскресной утрени

Круг, который обычно “забывают” при перечислении кругов посвящения. Мы выбрали 11 фрагментов [2] из четырех Евангелий, чтобы сосредоточиться на них на воскресном утреннике. Эти фрагменты описывают события, последовавшие за воскресением Христа. Фрагменты читаются один за другим (номер всегда указан в литургическом календаре). После каждого из этих 11 фрагментов есть особый “евангельский стих”, который следует петь после хвалебных стихов.

[Евхаристия, как таинство Царства и грядущего века, находится вне этого времени и поэтому не имеет фиксированного времени празднования в ежедневном цикле. В большинстве случаев литургия совершается после шестого часа, реже – после вечерни. Подробнее об этом в статье “Литургия”.

В числе 11 мы находим одиннадцать апостолов, оставшихся в то время после падения Иуды Искариота и до того, как Матфей был избран на роль главы церкви.

Дорогой читатель, если вы видите, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит, вы знаете хотя бы немного больше – помогите нам, поделившись своими знаниями. Если вы не удовлетворены представленной здесь информацией, пожалуйста, вернитесь сюда позже и поделитесь тем, что вы узнали, и те, кто последует за вами, будут вам благодарны.

Из-за постоянного использования Триоди в богослужении та часть года, в которую входят памяти и праздники Г. п. б. ц., называется также “периодом пения Триоди” в отличие от “периода пения Октоиха” – остальной части года (Розанов. Устав. с. 10). Описание богослужебного устава ГПБЦ содержится в 49-й (для Постной Триоди) и 50-й (для Цветной Триоди) главах Типикона. Эта глава содержит устав Апостольского (Петрова) поста, который начинается сразу после Недели всех святых.

Восьминедельный осмогласный круг богослужений

Богослужение семинедельного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов, создавая восьминедельные гласовые циклы, которые повторяются несколько раз в течение года. Счет слогов начинается на Пасху с первого слога. Службы, представляющие собой набор разнообразных частей богослужения семинедельного цикла, содержатся в октоихе. См. также Осмоглазия.

Читайте также:
Пятая заповедь: «Почитай отца своего и мать свою» - суть и понятия учения

Каждый год литургический цикл включает тематическую последовательность богослужений. Различают подвижные и неподвижные годовые богослужебные круги.

Фиксированный годовой литургический круг – связанный с солнечным календарем – включает службу фиксированных двунадесятых и других праздников и ежедневные празднования святым.

Подвижный годовой литургический круг – связанный с лунным календарем (см. пасхалия) – включает службы Великого поста (и трех недель, предшествующих ему), Пятидесятницы и Осьмидесятницы.

Неподвижный годовой цикл представлен Минеей, а подвижный – Постной Триодью (Великий пост), Триодью Пятидесятницы и Октоихом.

Сочетание подвижного и неподвижного годовых литургических кругов осуществляется с помощью глав Марка (по имени составившего их монаха Марка), которые приводятся в уставе. Литургия каждого дня представляет собой сочетание почти неизменной основы суточного литургического цикла с переменными молитвами, связанными с литургическими темами этого дня, из Миней и Октоиха или Триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвы из Октоиха почти не используются.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: