Пост в православии – суть и понятия учения

Пост в честь Пресвятой Девы Марии длится две недели, с 14 по 28 августа, до праздника Успения. Этот пост по строгости схож с Великим постом, но менее строг по воскресеньям, а также в праздник Преображения Спасителя 19 августа.

О христианском посте

Христианский пост – это воздержание телом и духом, не только от запрещенного, но и от разрешенного.

Во-первых, пост – это либо совершенное воздержание от пищи (пример Господа Иисуса Христа – Мф. 4 гл., пророка Моисея – Исх. 34 гл. Господь Иисус Христос подобен Моисею в Исходе 34 и подобен ниневитянам в Ионе. Господь Иисус Христос (по примеру пророка Моисея – Исх. 34 гл. 3, ниневитян – Ион. 9:9 и т.д. ), или временное или даже постоянное воздержание только от определенной пищи, такой как мясо, молоко, вино, роскошные яства и тому подобное. Даниил, например, воздерживался от некоторых видов пищи в течение короткого периода времени. Он описал себя следующим образом: Я, Даниил, сетовал три недели. Уста мои не наполнялись ни мясом, ни вином; я не ел доброго хлеба. (Дан. 10:2,3).

Во-вторых, пост – это воздержание от брачного ложа (1 Кор. (Пс. 7:5) и от скромных и дозволенных удовольствий и развлечений жизни (например, зрелищ, визитов, приема гостей и т.д.). ).

В-третьих, пост – это, прежде всего, забота о бедных, то есть отказ от прибыли и удовлетворения ради блага бедных и несчастных, о чем свидетельствуют следующие слова пророка Исайи (58: 3, 4, 6, 7).

  • Неужели некоторые люди справедливо полагают, что пост заключается только в том, чтобы не есть кощунственную пищу, и что душа не может смирить себя?

Эта концепция поста не является христианской. В Ветхом Завете Господь через пророка Исаию упрекал людей за такой показной пост и говорил, что не будет слушать их, пока они постятся. Почему мы постимся, говорят эти лицемерные постящиеся, обращаясь к Господу, а Ты не видишь этого? И Господь отвечает, что Ему не нравятся лицемерные, поверхностные и искусственные посты.

Чтобы поститься, вы должны давать другим тяжелую работу и исполнять свою волю. Вы поститесь для того, чтобы устраивать раздоры и ссоры и бить других железной рукой. Вы поститесь в этот час не для того, чтобы заявить о себе во всеуслышание. Вот пост, который Я избрал: ослабь оковы неправды, развяжи узы ярма, и отпусти угнетенных на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели хлеб твой с голодным, и скитающихся нищих введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единой крови твоей не укрывайся. (Исаия 58:3,4,6,7)

  • Чему учит Православная Церковь в своем богослужении о христианском посте?

” Постимся, братия, постом телесным и духовным: разрешим всякий союз неправды (соединение с неправдою): растворим всякое строптивое изменение, которое необходимо, разрушим всякое неправедное спасение, дадим хлеб голодным, и нищих и бескровных введем в домы наши: получим великую милость от Христа Бога” (Стих на вечерне в среду первой седмицы Великого поста).

Другой стих (для вечерни в понедельник второй недели Великого поста) говорит нам: “Постимся постом духовным, сокрушим всякое развращение, освободимся и от соблазнов греха, простим братьям нашим согрешения наши, чтобы и нам оставлен был плач, чтобы молитва наша была правильной, как фимиам пред лицем Твоим, Господи”. Стихи на понедельник первой недели Великого поста также предполагают подобный пост:

” Будем поститься постом, угодным Господу; истинный пост есть воздержание от нечестия, обуздание языка, отложение гнева, отлучение похоти, произнесение слов (обвинений), лжи и лжесвидетельства; воздержание от всего этого есть истинный и угодный Господу пост.

Читайте также:
Смерть и погребение христианина - суть и понятия учения

Чтобы дать победу духу над плотью, необходим пост. Когда в нас сильны плотские желания, человеку трудно жить духовно. Поэтому ослабление тела необходимо. Апостол Петр говорит, что страдающий по плоти перестает грешить (1 Петра 4:1), а апостол Павел учит, что Христовы распяли плоть со страстями и похотями (Галатам 5:24). Поэтому, постясь, мы можем уменьшить наши страсти.

Вторая цель поста – приучить нас к постоянной умеренности, к равнодушию к пище, а не к наслаждению ею. Часто бывает так, что люди думают только о том, чтобы съесть все больше и больше сладкого, так что им некогда и не хочется думать о Царстве Божьем.

В-третьих, мы должны привыкнуть к другой жизни, не менее ангельской. В другом мире нет ни еды, ни питья, и если человек во время своей земной жизни привык “изнурять себя заботами” о еде и питье (Злат.), то в Царстве Божьем для него ничего не будет. Конец этих людей – погибель, их Бог – живот их, и слава их – в позоре; они думают о земных вещах. Но наш дом – на небесах, где мы ожидаем Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, Который преобразит наши ничтожные тела, чтобы они соответствовали Его славному телу (Фил. 3:19-21).

Вот как говорит о пользе поста святитель Иоанн Златоуст: “Кто молится и постится немного, тот просит немного, и просящий немного не жадничает, и не жаждущий немногого с радостью подаст милостыню. Кто постится, тот прост, имеет глубокое сердце, трезво молится, гасит все злые желания, умиляется перед Богом и смиряет свою гордую душу. Поэтому апостолы также постоянно постились. Кто молится и постится, тот не зевает, не потягивается, не ленится” (Златоуст 7, 590).

  • Справедливо ли некоторые считают, что пост – это только воздержание от пищи, но не воздержание от чревоугодия, пьянства и прочих грехов?

Нет, не правильно: разрешения или разговенья на обжорство, пьянство и на все вообще грехи в Церкви Христовой никогда не было и не будет.

  • Что должны ответить сектанты, которые с облегчением узнают, что в Православной Церкви во время Великого поста разрешается есть мясо и молоко, хотя это не разрешено, как и вообще пить и грешить?

На это следует ответить, что сектанты, говоря это, обманывают Православную Церковь, потому что, согласно нашей христианской вере, пьянство и другие грехи не только во время Великого поста, но и вообще, не разрешены и никогда не были разрешены.

  • Правы ли некоторые люди, говоря, что мясо не следует есть во время Великого поста, потому что оно само по себе является грехом и творением дьявола?

Такие рассуждения ошибочны. Так рассуждают не христиане, а хлысты, скопцы, новый Израиль, болтуны, “братья”, или, как они себя называют, “назаряне”. Все они безумно утверждают, что мясо – это бесовская пища. О них Дух Святой ясно говорит в Слове Божьем, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским через лицемерие лжеучителей, сожженных в совести своей, запрещающих жениться и есть то, что создал Бог, дабы верные и познавшие истину ели с благодарением. Все творение Божье прекрасно, и ничто не достойно порицания, если принимается с благодарением”. (1 Тим. 4:1-4)

Читайте также:
Вторая заповедь: «Не сотвори себе кумира» - суть и понятия учения

Пока Бог находился в раю и даже до того, как первые люди согрешили, Он все еще был всемогущ. Сотворив Адама и Еву, Бог дал им в пищу всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя (Быт. 1:29); но Бог наложил запрет на один плод, а именно на плод “дерева познания добра и зла”. Люди нарушили этот первый пост, послушавшись совета дьявола, и отошли от Бога. С этого первого нарушения поста начался грех. И по сей день люди налагают на себя пост, чтобы освободиться от греха.

Все великие праведники Ветхого Завета и люди вообще постились, согласно Библии. Во время постов они просили милости у Господа, каялись в своих грехах, слушались указаний Господа. Пророк Моисей постился, когда получал указания от Господа Бога на горе Синай. Сорок дней и сорок ночей не было хлеба и воды (Исход 34:28; Исход 24:18; Второзаконие 9:9).

Царь Давид также постился, например, в день погребения своего союзника Абнера (2 Царств 3:35), и вообще в печальных и трудных обстоятельствах (Псалом 34:13; Псалом 108:24). И Исаия (3 Царств 19:8), и Даниил (10:2, 3) постились.

Кроме того, в дни покаяния соблюдался пост для всего народа, как, например, у израильтян (Судей 20:26; 1 Царств 7:6; 31:13) и у ниневитян после проповеди Ионы (Иона 3:5).

  • Какой урок мы извлекаем из того, что люди постились в Ветхом Завете?

В Ветхом Завете все примеры описаны апостолом в назидание нам, живущим в последние века (1 Кор. 10:11)

Примером поста в Новом Завете был Сам Спаситель. Иисус был поведен в пустыню Духом, сообщает евангелист. И после поста сорока дней и сорока ночей Он был голоден (Матфея 4:1,2).

  • Считает ли Господь, что пост помогает христианам?

Спаситель объяснил, что только пост и молитва могут победить дьявола. Согласно Мк. 9:29, “род сей (т.е. бесноватый) может быть побежден только молитвой и постом”.

  • Показал ли Бог, как должен проходить пост?

Спаситель объяснил, что пост должен быть не напоказ, не для того, чтобы люди видели и хвалили постящегося. Он должен быть не средством достижения славы среди людей, а средством завоевания Божьей милости и благодати через пост. Иисус говорит им, что во время поста нужно делать мрачные лица, чтобы люди думали, что они постятся. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы то, что ты постишься, не было видно человекам, но Отцу твоему, видящему тайное и воздающему тебе явно (Матфея 6:16-18). Таким образом, Спаситель обещал небесную награду за пост.

  • Верно ли утверждение, что Спаситель отменил пост для апостолов и всех верующих в Него?

Нет, это не так, ибо Сам Господь Иисус предсказал, что апостолы будут поститься. Это произошло следующим образом. Во время суда над Христом книжники и фарисеи спросили Его: “Мои ученики едят и пьют, а ваши постятся и часто молятся?”. Он сказал им: “Можете ли вы заставить поститься сынов брачного чертога, когда жених с ними? Когда же отнимется от них жених, тогда они будут поститься” (Луки 5:33-35). Сирийско-русский перевод Сочинений святого Ефрема. гл. 8, с. 82: Толкование четвертого Евангелия].

  • Что делали апостолы после Вознесения Господа?

Да, они постились. Слово Божье очень мало открывает нам об апостолах, и мы знаем лишь немного о некоторых моментах их жизни, но даже в этой краткой информации есть свидетельства их поста. Апостол Павел постился после того, как был призван Спасителем (Деян. 9:9); он постился перед отъездом из Антиохии на проповедь (Деян. 13:2, 3); он постился, когда был рукоположен в пресвитеры (Деян. 14:23); и он сам говорил о своем посте (1 Кор. 9:27; 2 Кор. 6:4, 5; 11:27).

  • Советовали ли апостолы христианам держать пост?
Читайте также:
Сотворение мира - суть и понятия учения

Да, это так. Апостол Павел советует мужу и жене разделиться на время, чтобы практиковать пост (1 Коринфянам 7:5).

  • Как давно существует общий пост в Церкви Христа?

Они существовали среди христиан со времен апостолов, и все верующие всегда знали эти посты, как и сегодня. Вот почему апостол Лука, написавший книгу Деяний апостолов, рассказывая о путешествии апостола Павла в Рим и о кораблекрушении, постигшем его, говорит, что это было зимой, когда Великий пост уже прошел (Деян. 27:9). Апостол упоминает время поста вместо месяца и числа, как мы обычно делаем, когда говорим, например, “Это случилось в начале поста Филиппа”. Апостол также писал.

  • По каким случаям был введен всеобщий христианский пост?

В течение недели христиане соблюдают посты по средам и пятницам, потому что мы вспоминаем смерть и страдания Христа, вспоминая предательство Иуды. Настанут дни, говорит Господь, когда отнимется у них жених; и тогда будут поститься в те дни (Луки 5:35) В среду и пятницу Господь был предан и распят, поэтому христиане постятся в эти дни.

Пост был установлен для подражания сорокадневному посту Спасителя; Филиппинский или Рождественский пост служит для подготовки верующих к достойному празднованию дня рождения Христа.

Христианство соблюдает пост Петра в память о получении Святого Духа в день Пятидесятницы и в память о проповеди апостолов (Деян. 13:2,3), которые постились перед походом в Иерусалим.

Успенский пост был установлен в память о будущем преображении тел благочестивых христиан (Мф 17:2; Флп 3:20,21) и для того, чтобы сделать христиан достойными этого преображения. Успенский пост был также установлен в память о славном Успении Божией Матери.

  • Почему сектанты: штундисты, баптисты, пашковские евангелисты, молокане, меннониты, адвентисты и др. не признают христианского поста?

Потому что они не христиане. Они отвергли учение Христа Спасителя и святых апостолов и придумали свои собственные религии. Дьявол учил и учит сектантов противостоять Церкви Христовой и отвергать пост, ибо пост страшен для дьявола, ибо дьявол, по словам Спасителя (Мф. 17:21), изгоняется постом.

  • Это слова Писания: “Ибо если мы едим, то ничего не приобретаем, и если не едим, то ничего не теряем”. (1 Коринфянам 8:8) может оправдать сектантов в отвержении поста?

Нет, не могут: эти слова относятся не к посту, а к пище, которая сама по себе не является ни хорошей, ни плохой: все зависит от того, как ее есть. Грех не в еде, а в том, что мы не воздерживаемся от еды, не подчиняемся Церкви, отворачиваемся от общего достижения Церкви. Апостол Павел, на которого ссылаются сектанты, говорит по этому поводу: “Я удушаю и порабощаю тело мое, чтобы не быть недостойным проповедовать другим” (1 Кор. 9:27, ср. 7:5).

  • Оправдывает ли сектантское отвержение поста слова Спасителя: “Не то, что входит в уста, оскверняет человека” (Матфея 15:11)?

Нет, это не так, потому что если изречение Господа понимать по-сектантски, то все пьяницы и обжоры могут сказать, что они не виновны в своем пьянстве и обжорстве, потому что они допускают в свой рот избыток напитков и пищи, а это, мол, не грех.

Читайте также:
Богородица, или Матерь Божия - суть и понятия учения

И Ева в раю не согрешила, отведав плод с запретного дерева, как утверждает сектантская мудрость! Но нет, Ева согрешила, послушав дьявола и нарушив пост. А сектанты нарушают пост только потому, что они отвергли совет Божий, совет Церкви и стали во всем слушать дьявола, старого искусителя.

Посты и их духовный смысл

Святые отцы называли Великий пост (особенно Великий пост) весной души, временем, когда мы особенно внимательны к своей душе, к своей внутренней жизни. В Великий пост мы иногда замедляем бешеный темп земной жизни, чтобы заглянуть глубже внутрь себя. Христиане соблюдают пост и принимают Святое Причастие. Прекращаются развлечения и увеселения. В старой России во время Великого поста прекращались балы, закрывались театры и другие увеселительные заведения.

Великий пост – это время покаяния в грехах и усиленной борьбы со страстями. Она помогает нам питаться более легкомысленно и воздерживаться от удовольствий. Легче думать о Боге, молиться и вести духовную жизнь, когда тело не пресыщено, не перегружено. “Чревоугодник называет пост временем плача, но и воздержанный человек не хмурится в пост”, – пишет преподобный Ефрем Сирин. В этом один из смыслов поста: он помогает нам сосредоточиться, настроиться на духовную жизнь, что облегчает ее.

Во-вторых, пост – это способ выразить благодарность и воспитать в себе решимость. Пост – это не новый институт, а тысячелетняя традиция. Первая заповедь человека – поститься. Когда Бог повелел Адаму не есть плодов с дерева познания добра и зла, Он ввел первый пост. Следование Божьему указу и есть пост. Богу не нужны всесожжения и кровавые жертвы. Ему нужно сокрушенное и смиренное сердце (см. Пс 50:19), то есть наше покаяние, смирение и послушание. Чтобы повиноваться Ему, мы иногда отказываемся от чего-то (даже от мяса, молока, вина и некоторых других продуктов). Жертвуя своим самообладанием, мы удовлетворяем свою волю.

Другое значение поста заключается в том, что тело подчиняется духу. Постом мы даем утробе понять, кто в доме хозяин. Человеку, не привыкшему к посту, очень трудно дисциплинировать себя, укрощать свои страсти и бороться с ними. Христианин – это солдат Христа, а хороший солдат постоянно готов, постоянно тренируется и поддерживает себя в форме. В церкви нет ничего случайного или ненужного. Те, кто не постится, никогда не познают истинного вкуса пищи, этого дара Божьего. Для тех, кто не практикует, даже праздничная еда становится обыденной, но для нас даже скромная трапеза после долгого поста – настоящий праздник.

Для детей пост – это хорошая школа, которая учит их контролировать свои желания. Родители, освобождающие своего ребенка от поста, наносят ущерб его нравственному здоровью. Позже они пролили много слез из-за своей неспособности справиться с постом и неконтролируемых желаний.

Когда бы мы ни постились, мы всегда должны помнить, что это средство. Чтобы приобрести духовный плод, нам необходимо благодарное отношение к Богу, ровное, доброжелательное поведение по отношению к людям и благоразумное употребление слов. Именно тот, кто на протяжении всех дней Великого поста не впадает в раздражение и никого не упрекает, достигнет большего, чем тот, кто питается одними сухарями.

Вот что говорят святые отцы: “Но чтобы пост был похвальным, недостаточно воздерживаться от пищи, но давайте поститься постом, угодным Богу. Истинный пост – это воздержание от зла, воздержание от языка, подавление гнева, исключение желания, исключение злого слова, лжи, клятвы; воздержание от этих вещей и есть истинный пост. Во всем этом пост – прекрасная вещь. Будем радоваться о Господе (Пс 36:4), изучая слова Духа, познавая спасительные доктрины и все учение, которое служит к исправлению наших душ” (Василий Великий, О Великом посте, II беседа).

Читайте также:
Восьмая заповедь: «Не кради» - суть и понятия учения

В православной церкви существуют посты, длящиеся несколько дней и один день.

Пост в течение нескольких дней

Великий пост, предшествующий Пасхе, длится в общей сложности семь недель (включая Страстную неделю). Только в день Пасхи, после совершения Божественной литургии, наступает пост (вкушение причастной пищи). Великий пост приходится на разные даты в разные годы, в зависимости от празднования Пасхи.

Петр и Павел – праздник, предшествующий празднику апостолов Петра и Павла. Он начинается после Дня всех святых (воскресенье, следующее за праздником Святой Троицы) и длится до 29 июня (12 июля по новому стилю). Продолжительность поста варьируется из года в год, в зависимости от праздника Пасхи.

Во время Успенского поста мы готовимся к празднику Успения Божией Матери. Он всегда длится с 14 по 28 августа (по новому стилю).

Рождественский пост начинается на следующий день после праздника апостола Филиппа и всегда приходится на одни и те же дни: с 28 ноября по 7 января (н. ст.).

Однодневная стойка

Среды и пятницы открыты в течение всего года, за исключением всех недель и кануна Рождества. В среду и пятницу мы постимся в память о страданиях Христа: в среду Иуда Искариот предал Спасителя, а в пятницу Господь был распят.

Крещенский сочельник по новому стилю будет 18 января.

Усекновение главы Иоанна Крестителя происходит 11 сентября, по новому стилю.

Воздвижение Креста Господня, 27 сентября, по новому стилю.

Что такое Великий пост по уставу Церкви?

Если упростить рекомендации Типикона, то пост предполагает ограничение количества приемов пищи (один раз в день, вечером) и качества пищи (хлеб и вода, теплые овощи без масла – сухой пост), и даже полный отказ от пищи и воды (например, по понедельникам и вторникам первой недели).

Это означает, что с понедельника по пятницу в течение всех недель Великого поста, за исключением особых случаев, христиане едят очень простую пищу без масла (хлеб, воду, овощи) один раз в день.

В субботу и воскресенье разрешается два приема пищи, с растительным маслом и вином (обратите внимание, что церковный устав не разрешает больше одного бокала вина), поэтому суббота и воскресенье не считаются постными днями.

Во времена древней Церкви велись споры о том, что допустимо в эти дни Великого поста. Яйца, молочные продукты и даже мясо птицы поначалу считались некоторыми христианами приемлемыми, но в итоге было решено, что облегчить пост в субботу и воскресенье можно только за счет увеличения количества приемов пищи и разнообразия растительной пищи.

Эти ограничения были связаны с основной идеей поста – пища должна быть дешевой и легко готовиться, а сэкономленные время и деньги должны быть потрачены на посещение богослужений и благотворительность. Разница в цене между обычной и постной едой должна была быть пожертвована бедным.

Довольно рано Церковь поняла, что такие жесткие правила поста могут выдержать не все христиане, поэтому церковные каноны установили определенный минимум поста, который должны соблюдать все верующие. Во время поста с рыбой и горячей растительной пищей на масле мы отказываемся от мяса, молока и яиц, что является максимальной степенью снисхождения к болезням человека.

Читайте также:
Заповеди блаженства - суть и понятия учения

Теперь все вопросы о мере пищевого поста православный христианин должен обсуждать со своим духовником.

Заставка: Иван Крамской. Христос в пустыне. 1862.

Спасибо за правдивый рассказ. Мы как христиане, следуем в первую очередь учениям Христа Спасителя. А Спаситель судя по всему никогда не наставлял учеников и последователей вообще воздерживаться от пищи и соблюдать даже минимальный пост такого рода. Это была инициатива “подорожание” самой церкви. Соответственно никто не вправе называть любого верующего христианина, не христианином! В следствии того, что христианин не держит пост даже минимальный. Т.к. Иисус Христос не заповедовал нам это истязательство, тем более мирянам, простым верующим, всем последователям учения Христа и всем верующим в Бога. Посему, считаю пост обязательным только для сотрудников церкви и то которые не ведут физическую деятельность по своей профессии в церкви. Потому, как для священно служителя, пост это так сказать на деле отношение его личное к христианству и церкви, т.е. это его “сертификат”, как свидетельство того, что он не просто на словах чтит учение Христа и церковные каноны. а он на деле показывает, пройдя ежегодный Великий Пост, что он делится ценным, тем что есть у него. жертвует свою беспечность, как свидетельство того, что не на словах, а на деле священно служитель доказывает свою покорность и не лицемерность. Ведь у священно служителя ничего нет, кроме как его тела и души, по этому он должен показать, что его слова и намерения не просто так, а искрении. И засвидетельствовать это он должен (пред собой и перед людьми) пройдя раз в год Великий Пост.
В свою очередь простой верующий христианин, не обязан соблюдать посту который придумала сама церковь, который не является учением Христа. А соблюдать или не соблюдать Великий Пост, это личное дело каждого, если человек сам нуждается в очищении тела и души, и хочет чем-то пожертвовать. пожертвовать своей беспечностью своим комфортом, чтобы понят себя лучше. Т.е. никто не вправе вообще уличать христианина в том, что он не следует Великому Посту! Христос этому не учил и не пропагандировал, это личное дело церкви, как института веры.
Сам я сейчас пощусь по строгому посту, 3 день уже. Просто потому, что хочу очистить себя физически и духовно и приобщиться хотя бы раз к культуре церкви. Потому, что я здоровый взрослый сын Божий и хочу этого, а так же моя работа (не физический труд) позволяет мне постится, к этому еще и лишние килограммы жира, также позволяют мне постится. Пост очень тяжелый, я лично не рекомендую его трудящимся людям, учитывая что Спаситель не учил нас этому, а подрожать это возможно лишние и даже плохое когда людей заставлю подражать чьему-то приказу. Рекомендую пост всем кто хочет очистится, просто для себя, это удачное время, перед великим праздником Пасхи.

Ваша статья была интересной и познавательной, по крайней мере, для меня: пословица: “Долго живешь, долго учишься, потом дураком помрешь” – как раз про меня. Я много раз в жизни постился, но не знал, что “субботы и воскресенья не считаются постными днями”. Но если исходить из того, что пост в строгом смысле – это полное воздержание от пищи и воды, то, конечно, употребление даже растительной пищи (да еще с “величественным комфортом” 🙂 это уже не пост.

Читайте также:
Седьмая заповедь: «Не прелюбодействуй» - суть и понятия учения

Thomas публикуется только благодаря щедрой поддержке неравнодушных людей. Вы крайне важны для развития нашего проекта. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и продолжать рассказывать людям о самом важном!

Еженедельные церковные посты

В Русской православной церкви принято соблюдать еженедельный пост. Каждую среду православная церковь вспоминает предательство Иуды Спасителем, а по пятницам постящиеся верующие вспоминают распятого Иисуса Христа и перенесенные им пытки. Пост в эти дни особенно строг и приравнивается к Великому посту. Пища должна употребляться без масла и в сыром виде, без термической обработки. Мясо, рыба и яйца запрещены; молочных продуктов также следует избегать (это монашеское правило; для мирян оно является лишь рекомендательным, но не обязательным).

Здесь можно отметить еще несколько дней поста, включая три дня особенно строгого поста:

– В Крещенский сочельник, 18 января, мы празднуем крещение Иоанна Крестителя. Иоанн крестил евреев, чтобы оставить их грехи позади, так и современные христиане готовятся очиститься от грехов, что включает в себя пост.

– Усекновение главы Иоанна Крестителя (11 сентября) – это великий день памяти казни великого пророка.

В этот день мы отмечаем распятие Христа, воздвигая Святой Крест (27 сентября).

Рождественский пост

Он начинается за 40 дней до Рождества, поэтому, как и Великий пост, его иногда называют Квадрагезима. Его также называют Филиппинским постом, потому что день его начала, 28 ноября, посвящен памяти апостола Филиппа.

Этот пост не такой строгий, как Великий пост, и рыба разрешена. В сочельник, последний день перед Рождеством, ничего не едят до вечерней звезды, в память о звезде, появившейся над Вифлеемом в момент рождения Спасителя.

Согласно ранним церковным документам, Рождественский пост относится к четвертому веку, а в современном виде он был принят Церковью в двенадцатом веке.

Мнение Церкви

Религия утверждает, что пост – это эффективный метод превращения гнева Божьего в Его милость. Аскетизм угоден Богу, как чистый кристалл, сбросивший все оковы грязного греха и материальных уз.

  • Воздержание – это практика, которая требует больших усилий. Любую деятельность легче выполнять, если сдерживать собственное тело. Сокращая собственные расходы, православный человек способен больше жертвовать на алтарь милосердия. Еда более полезна для сироты, вдовы или бездомного, просящего спасения. Воздержание позволяет человеку пребывать в Церкви, соединиться с апостолами, Христом и Отцом. Она раскрывает наши лучшие качества и приближает нас к самым глубоким таинствам.
  • Однако чрезмерное воздержание подобно насыщению чрева: были примеры, когда фанатизм приобретал негативные черты и превращался в обжорство. Верующий должен знать свою силу и быть благоразумным.
  • Человек должен потреблять столько пищи, сколько необходимо для поддержания нормального функционирования организма. Начав с нуля и став фанатичным, неофит нанесет себе большой вред и долгое время не сможет сориентироваться в правильном направлении.
  • Самое важное условие – не нарушать карту умственного поста, если приходится нарушать правила приема пищи. Известны примеры будущих святых, которые употребляли причастную пищу, но не отрывали свой ум от созерцания величия Господа.
  • Если верующий замечает усталость тела и неспособность молиться, это признак использования неправильного метода. Здесь могут быть полезны наставления опытных священнослужителей, имеющих опыт поста.

Сколько раз в день можно есть во время Великого поста? Могу ли я питаться три раза в день с перекусами?

Добрый день. Каждый человек должен определить степень православного поста индивидуально в консультации с духовенством и исходя из своего физического и духовного состояния. Во время православного поста нет ограничений в количестве пищи, исключаются только продукты животного происхождения. В некоторые особые дни в уставе написано ничего не есть с утра до вечера (например, в сочельник), но очень немногие люди, у которых есть семья, работа и множество повседневных проблем, могут вынести такое бремя. Во время поста следует избегать переедания и стараться питаться как можно проще, без кулинарных изысков. Это нужно для того, чтобы упростить наше тело и вспомнить, что человек – это не только тело, но, прежде всего, живая душа. Однако не стоит заходить слишком далеко в противоположном направлении: чрезмерное сокращение пищи, которое вредит здоровью, не может быть правильным постом. Проконсультируйтесь со своим священником, чтобы узнать, какие продукты можно есть во время Великого поста, и сколько ежедневных приемов пищи вы можете определить для себя в соответствии с вашими диетическими потребностями.

Читайте также:
Святые - суть и понятия учения

Почему голодание вредно?

Доброе утро. Вы задали очень важный вопрос, особенно в начале Великого поста. Правда, существует мнение, что пост может нанести вред здоровью, но это мнение людей, которые имеют очень поверхностное представление о посте. На самом деле правильно и грамотно составленное постное меню не только не приносит вреда, но и восстанавливает здоровье организма. Конечно, не все миряне способны строго соблюдать устав, но определить степень поста допустимо даже по совету духовника. Например, молодой человек, который весь день занят тяжелой физической работой, а вечером приходит в семью, где его ждут маленькие дети, требующие много внимания и сил, не в состоянии строго соблюдать все требования устава, проводить некоторые дни без еды, а в другие дни питаться только сырыми овощами и фруктами. Беременные женщины, кормящие матери и люди с хроническими заболеваниями также могут в некоторой степени облегчить пост. Воздержание должно быть построено таким образом, чтобы оно никак не вредило здоровью организма, но чтобы организм чувствовал некоторые ограничения. Это тонкая грань, и важно найти ее и следовать выбранному методу голодания. Тогда воздержание принесет плоды как в духовном, так и в физическом плане.

Расскажите, как сочетать пост и физическую подготовку на тренировках. Я хочу заниматься духовной работой и поддерживать свое тело в форме. И второй вопрос, как вы думаете, насколько наш современный Великий пост совместим с заповедью заботиться о “малых сих”, о других? Нет ли в этом внутреннем духовном становлении эгоизма? Великий пост не должен больше фокусироваться на других. Пожалуйста, посоветуйте мне.

Доброе утро. Можно сочетать спорт и голодание, подробнее об этом вы можете прочитать здесь. Самое главное – не забывать, что цель поста не физическая, а духовная. В период голодания не следует ставить перед собой серьезные спортивные цели. Спортсменам также необходимы периоды отдыха и низкоинтенсивных тренировок, чтобы организм мог восстановиться после постоянного стресса. Пост – лучший способ достижения этих целей. Если вы не снизите планку физической подготовки во время поста, вы не достигнете своих духовных целей даже во время поста. Мужчина просто будет уделять все свое внимание своему телу. Поэтому во время Великого поста можно заниматься спортом, но нельзя забывать, что Великий пост – это время духовной работы.

Что касается заботы о ближнем, то ее нужно стараться проявлять как в Великий пост, так и вне его. На самом деле, если человек действительно предан своей духовной жизни, он “автоматически” будет лучше относиться к своим ближним. Существует духовное правило: когда мы становимся ближе к Богу, мы становимся ближе к людям. И наоборот: удаляясь от Бога, мы становимся более злыми, эгоистичными, гордыми, что, конечно же, отдаляет нас от других и замыкает нас в себе, в своих желаниях и потребностях. Поэтому в заботе о собственной душе нет никакого эгоизма. “Спасись сам, и тысячи людей вокруг тебя спасутся”, – говорил святой Серафим Саровский.

Читайте также:
Девятая заповедь: «Не лжесвидетельствуй» - суть и понятия учения

Большое спасибо! Примерно так я и думал. Еще один практический вопрос – как следует подходить к спортивным добавкам, в частности к протеинам, ведь физические нагрузки требуют дополнительного количества белка и микроэлементов? Слава Богу за вашу работу!

Во славу Божью! Использование спортивных добавок, как вы понимаете, не регулируется Общим уставом Православной Церкви. Это личный вопрос, который следует обсуждать наедине, предпочтительно с вашим духовником. Как правило, большинство священников не имеют ничего против приема таких добавок, если это действительно необходимо для поддержания сил. Действительно, некоторые лекарства могут также содержать ингредиенты животного происхождения. Например, желатиновые капсулы. Строго по составу желатин изготавливается из животного сырья и не является постным продуктом. Однако многие необходимые препараты выпускаются в такой форме, и их нельзя исключать из приема во время Великого поста. Но такое микроскопическое исследование всего, что мы едим, для большинства из нас является “попыткой мошки”. Для нас, простых мирян, гораздо важнее подчеркнуть духовный аспект поста. Если человек уже достиг определенных духовных высот и ему необходимо более строго придерживаться постного рациона, это следует обсудить с соответствующим священником.

Как называются недели Великого поста?

В месяцеслове недели Великого поста имеют последовательные названия:

  • Первая неделя Великого поста, вторая неделя Великого поста и т.д. Отсчет дней Великого поста начинается с недели – воскресенья. Каждое воскресенье отводится для особого поминовения.

Первая неделя Великого поста, или “Федорова неделя”, – народное название этого периода. А понедельник в народе называют “чистым понедельником”. Русская православная церковь провозглашает “вечную память” всем усопшим защитникам православной веры. “Viva” посвящается всем верующим, которые живы.

  • На второй неделе Великого поста православные христиане вспоминают великого святого Григория Паламу.
  • Крестопоклонная неделя, третья неделя Великого поста перед Пасхой, получила свое название от того, что после великих причитаний Лаудса крест снимается с алтаря и предлагается для поклонения всем верующим. Четвертая неделя Великого поста имеет два названия. Во-первых, это время посвящено памяти святого Иоанна Климака. А название “Слава” происходит от славы Пресвятой Девы Марии. Это событие отмечается в память о спасении Константинополя от иностранного вторжения в 626 году во время правления императора Ираклия.
  • Пятая неделя Великого поста посвящена памяти преподобной Марии Египетской, образцу истинного покаяния.
  • Шестая неделя – неделя Ваийик, завершающая Страстную неделю. Суббота этой недели называется “Суббота Лазаря”. Затем следует Вербное воскресенье – вход Христа в Иерусалим. Об этом мы также поговорим отдельно.
  • За этим святым днем следует последняя неделя перед Пасхой – Страстная неделя.

Если человек совершил много плохих поступков, впал в грех, но искренне раскаялся за них и решил начать поститься, то перед ним открывается путь к спасению, и в этом смысл христианского поста. Искреннее искоренение пороков и совершенствование добродетелей – это выражение великой любви к Господу.

Собственно, это и есть главное в Великом посте. Также смотрите отдельно на нашем портале обучения и саморазвития о Рождественском посте, уверен, вы узнаете еще много полезного для себя. В следующий раз мы более подробно поговорим о двух других постах Великого поста. Первый из них – пост Петра, а второй – Успенский пост, ведь каждый из них также имеет множество нюансов, но при их правильном соблюдении может сотворить для вашей души бесконечно много хорошего.

Читайте также:
Смерть и погребение христианина - суть и понятия учения

Правила соблюдения православного Великого поста призваны обеспечить верующим необходимую подготовку к вхождению в Царство Небесное. Эта традиция воздержания от причастной пищи и ограничения сексуальной активности является особой формой аскетизма, которая упражняет разум и ведет к спасению индивидуальной совести. Привычки голодания зависят от возраста и состояния здоровья человека.

Подготовка к Великому посту в христианстве

Перед началом любого поста христианину необходимо духовно подготовиться. Ведь главный духовный смысл поста – покаяние. Поэтому, готовясь к Великому посту, четыре недели христиане проводят в молитвах о даровании сил и терпения, духовно укрепляются перед началом постнического подвига.

Каждая неделя подготовки к Великому посту имеет свое название

  • Первая неделя называется “неделей Закхея” (Луки 19:1-10).

Православная церковь призывает христиан следовать примеру Закхея, используя свою свободную волю для того, чтобы приблизиться к Богу. Православная церковь призывает христиан следовать примеру Закхея в использовании своей свободной воли для приближения к Богу.

  • Вторая неделя называется “Неделя о мытаре и фарисее” (Лука 18:10-14).

На протяжении всей этой недели мы вспоминаем притчу из Евангелия о мытаре и фарисее. Поразмышляйте о подлинном и показном покаянии. Мытари – это самоотреченные люди, которые в конечном итоге оправдываются Богом, в то время как фарисеи – это самовозвышающиеся люди, которые осуждаются. Притча говорит о том, что слепое следование букве закона духовно вредно. Поэтому в среду и пятницу пост не соблюдается.

  • Третья неделя называется “полная неделя”. Название происходит от того, что во все дни недели, согласно церковному уставу Типикон, разрешается употреблять постную пищу. Четвертая неделя называется “неделей о блудном сыне” (Луки 15:11-32).

Евангелие от Луки рассказывает историю двух сыновей, старший из которых жил с отцом, но младший сын захватил часть имущества отца и потратил его на пышный образ жизни.

Видя грех своего отца, младший сын вернулся домой, чтобы покаяться. Увидев сына, он устроил в его честь пир. Наблюдая за тем, как отец приветствует блудного сына, старший сын рассердился. Хотя он помогал отцу всю свою жизнь, он никогда не пользовался теми благами, которыми пользовался младший сын. На что отец ответил, что младший брат был потерян, но теперь он спасен, поэтому мы должны радоваться возвращению потерянного брата.

  • Пятая неделя «Мясопустная седмица». Кроме среды и пятницы можно употреблять в пищу мясные продукты.
  • Неделя о Страшном Суде — шестая неделя. Время, когда христиане вспоминают грехопадение, а так же изгнание Адама и Евы. А воскресенье на этой неделе предпоследнее перед Великим постом. Воскресенье называется «заговеньем» на мясо — последний день, когда разрешено есть этот продукт.
  • Масленица или мясопуст — последняя неделя подготовки к посту. В эту неделю разрешено есть рыбу, яйца, сыр, молочные продукты. В среду и пятницу тоже можно кушать эти продукты, но трапеза в течение дня должна быть одна, такое правило прописано в церковном уставе Типиконе.
  • Прощёное воскресенье. В этот день после вечерней службы совершается чин взаимного прощения.

И после этого начинается время Великого поста перед Пасхой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: