Послушание духовному отцу: развеевание мифов, бытовые заблуждения

Когда ученик идет к духовнику, чтобы открыть свою душу, духовник дает ему возможность увидеть мир, ситуацию и себя глазами Бога, то есть укрепляет его в правильном мышлении.

О правильном и неправильном послушании

” Я кричу направо, не слушайте меня! Ты должен идти налево”. Нет власти судить священнослужителя, совершившего ошибку, но можно судить, если ты понял свой маневр. А для того, чтобы понять маневр, сколько Суворов учил своих солдат?

– Что означает послушание духовнику?

Говоря с духовником о сложной личной проблеме, мы пытаемся ее разрешить. Благодаря его многолетнему опыту мы можем даже примерно представить, что он скажет, и услышать то, что ожидаем, но давайте вспомним предыдущий пример. Принимаю ли я что-то как должное, потому что это для меня, или я прошу разрешения у Господа, но через духовника, даже если я заранее знаю, каким будет его ответ. Несмотря на это, я спросил, проявив крошечную толику смирения. Этот предмет достался мне не потому, что я обладаю каким-то мифическим правом на него, а потому, что мне было дано благословение.

– Но не только на мелочи нужно обращать внимание?

На самом деле, я обсуждаю важные вопросы жизни.

– Трудно ли повиноваться?

– Иногда послушание дается с трудом. Нарушение принципа, который сформулировал Суворов, обычно происходит тогда, когда ребенку хотят навязать решение или когда он находится в таком состоянии, когда он просто не может понять, что ему говорят. Когда вы успокоитесь, придете в себя, снимите стресс, попросите Бога дать вам силы смириться, тогда вы сможете принять решение со смирением. А если вы упорствуете, и очень часто неразумно, то это действительно вызывает страшное напряжение и тревогу, и отторжение, то есть человек начинает проигрывать в духовной борьбе, которую каждый из нас должен вести. Направленная борьба легче, и награда за нее больше.

– Должен ли я во всем подчиняться своему духовнику?

– Еще раз сошлюсь на Суворова: “Я кричу направо, а у вас налево; не слушайте меня”. Духовник – человек, может ошибиться, имеет право, но если понять его маневр, то можно как-то его осудить. Для того чтобы понять маневр, сколько Суворов учил своих солдат? “Тяжело в учении, легко в бою” – какими были его учения? Старая поговорка гласит: “Много пота, мало крови”. –Сколько пота тратили солдаты, чтобы понять, как работает их маневр, а иногда и чтобы компенсировать ошибки своих командиров? Все дело было в контакте, уважении и творчестве.

Иногда трудно контролировать сверхтворческий настрой. Священник благословил просьбу, и началось. Он кричит: “Священник меня благословил, так что отойдите в сторону”, и начинает с огромной силой чем-то шуршать, толкая окружающих. Это недопустимо.

Конечно, нужно слушаться священника, но это опять же тонкий момент, который Суворов не побоялся сделать: если священник не прав, нужно действовать так, как требует ситуация, и не бояться. Но именно поэтому он сам, повторяю, был необычайно гениальным человеком.

Подчинение может быть вредным

На самом деле, послушание может быть вредным, если оно бездарно, бездушно, недальновидно и неискренне. Послушание может иметь и корыстную цель: быть ближе к кому-то, отличиться, самоутвердиться или возгордиться перед другими – тогда, конечно, такое послушание очень вредно.

Я совершенно не согласен с противопоставлением карьерного роста и послушания Богу. Должны ли были все великие люди заранее зарыть все свои таланты в землю? И тот, кому дали пять талантов, должен быть закопан так же, как и тот, кому дали один талант, чтобы каждый остался в том звании, в котором пришел. Господь же призывает нас приумножать наши дары и таланты.

Павел говорит, что быть довольным и благочестивым – великое приобретение. Быть благочестивым, ощущать Божье присутствие и быть довольным своим положением – это великое приобретение. Эта книга для тех, кто по каким-либо причинам оказался внизу социальной лестницы. Построение отношений подразумевает категорический отказ от любого революционного пути – христиане никогда не были революционерами, но они преобразовали мир. Всякий раз, когда человек чувствует, что в нем есть какие-то дары, он должен развивать их, должен приносить добрые плоды там, куда он призван, будь то наука, медицина или образование.

– В современном мире все основано на идее, что нужно идти туда, где больше платят, чтобы содержать свою семью, если она у вас есть, помогать соседям, как-то поддерживать самого себя.

Приглашаем вас присоединиться к нам. Существует народная мудрость: рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. Пожалуйста, никто вас не ограничивает. Но если карьера становится для вас идолом, если вы хорошо работаете, чтобы получать все больше и больше денег, чтобы “торговать и торговать”, то, конечно, это прямой вред. Если ваш духовник предупреждает вас об этом грехе, а вы игнорируете его, вините себя.

– Что если талант находится в одной области, например, в гуманитарных науках, а науки и культура оплачиваются не так хорошо, как другие?

– Здесь, конечно, вам придется сделать выбор. Конечно, нужно содержать семью, нужно иметь возможность купить себе что-нибудь, хотя бы книги, сходить в театр, в музей, помочь соседям. Опять же, это вопрос того, на что вы хотите потратить деньги: самоутверждение – это одно, а помощь другим – совсем другое.

Почему послушание считается добродетелью? Этимология слова “добродетель” содержится в выражении “делать добро”, то есть послушание – это путь к спасению, к приобретению других добродетелей. Поэтому оно само по себе является добродетелью. Послушный человек, творчески послушный, не скучный человек, которому говорят, что делать, а творческий человек.

Для того чтобы следовать первому слову моего духовника, должен ли я подчиняться?

Говорят, что нужно слушаться духовника по первому его слову. Но это все довольно сложно, потому что иногда нужно объяснить ситуацию, постараться объяснить ее так, чтобы духовник понял, о чем идет речь. Постарайтесь изложить все как можно более объективно. Это, конечно, не всегда возможно, но все же духовник должен войти в ситуацию, разобраться и понять, что происходит на самом деле. По определению, человек субъективен – он субъект, а не объект, поэтому он не может быть объективным по отношению к самому себе. Очень часто бывает так, что люди рассказывают не всю историю или говорят что-то неверное, поэтому очень важно понять и вникнуть в то, что именно произошло с человеком. Таким образом, по поводу некоторых обстоятельств следует проконсультироваться с духовником. Часто, несмотря на тщательную подготовку и составление взвешенного и правдивого объяснения ситуации, человек в итоге говорит что-то абсурдное, а затем начинает спорить. Вместо того чтобы понять, что это обычное дело, с которым нам обоим нужно справиться, он пытается что-то доказать духовнику. Когда они пытаются доказать что-то духовнику, то это уже проигрышное дело. В этом контексте возникает чувство недоверия как к духовнику, так и к Господу Богу, поскольку человек не идет к духовнику, а исповедуется Богу. Священники и исповедники не действуют по своей воле. В том-то и дело, что Господь помогает, поэтому и говорят, что надо слушать священника. Не дай Бог, чтобы это было действительно по инстинкту.

Читайте также:
Зарядиться благодатью: развеевание мифов, бытовые заблуждения

В чем заключается воля Божья

– Как можно понять, что говорит священнослужитель в своем уме или от Бога в этот момент?

Однажды ко мне пришла прихожанка и сказала, что хочет получить работу там-то и там-то. Я отвечаю, что не вижу особой разницы. В ответ она говорит, что нет, она хочет жить по воле Божьей, поэтому просит меня сказать ей, где. Я говорю: “Вы знаете, я не обладаю духовностью, чтобы возвещать вам Божью волю”. “Я все равно хочу знать, потому что это очень важно для меня”. Однако воля Божья не в том, чтобы ты был груб со своими родителями, а в том, чтобы ты почитал их, чтобы ты жил в мире с окружающими тебя людьми, чтобы ты был хорошим христианином. Это заповеди Божьи, написанные в Священном Писании, это воля Божья. После того как вы исполните ее, тогда вам будет открыто, на какую работу устроиться, но на самом деле это второстепенная задача. Важная, но второстепенная. Если ты не уважаешь своих родителей и со всеми ссоришься, что мы можем сказать о Божьей воле?

В конце концов, Спаситель говорит (Иоанн): “Кто любит Меня, тот будет соблюдать Мои заповеди”. Вот заповеди, написано, но не написано, над чем работать. Конечно, это важно, но для человека, который старается соблюдать заповеди. А если он совершает тяжкие грехи, пренебрегает заповедями, обвиняет других, что это они виноваты в том, что он грешит, потому что они его спровоцировали, и требует от Бога воли, которая ему не ясна, то он просто находится в глубоком заблуждении.

– Согласно святому Иоанну Лестальтину, послушание – это отречение от мира, без опеки и скитаний. Это не относится к мирянам …..

Но святой Иоанн Лестинский говорит о монашеской жизни, когда люди уходят в пустыню, отрешаются от всех внешних впечатлений и полностью погружаются в монашеский труд, очень тонкий и очень высокий, под руководством истинно духовных старцев, которые сами имели подобное послушание от таких же опытных старцев и знают, что это такое. В современном мире достичь этого практически невозможно. Благодать Божья всегда одна и та же, и она дается Господом каждому. Бог дает людям Духа без меры. Никто не ограничивает Бога творить чудеса.

Жизненные обстоятельства у разных людей складываются по-разному. Одно дело, когда ты поставлен традицией, окружением в такие условия, в такую глубоко покаянную, молитвенную атмосферу, оставаться в ней потерянным, не отвлекаясь на внешний мир. Другое дело, если вы живете в городе, где есть постоянные искушения, где люди вокруг вас думают по-другому, со своими проблемами, со всем остальным они иногда обращаются к вам, и оказывается, что вы не в состоянии нести ту духовную нагрузку, которую легче нести в монастыре. Однако мир не является для вас негостеприимным местом. Но монастырь для того и создан, чтобы в нем было легче сосредоточиться и энергетически двигаться по пути духовного роста.

Святые говорили, что “наше дело – не стремиться увидеть ангелов, а стремиться увидеть свои собственные грехи”. Это гораздо важнее и нужнее для нас. И если мы предадимся играм, которые становятся общением с ангелами, мы можем вступить в общение с очень разными “ангелами”, для которых сам акт игры с человеком представляет их суть, цель их деятельности. Их задача – запутать человека, обмануть его, заманить в ловушку. Вот как они работают.

– Поэтому вам нужен духовник, которому вы могли бы открыться?

Я думаю, что спасение приходит только от Церкви. Оно не приходит от собственного разума.

Послушание как основа взаимоотношений послушника и духовного отца

В своем докладе на круглом столе “Добродетель послушания в современных монастырях: Практические аспекты” (Воскресенский Новодевичий монастырь, Санкт-Петербург, 2-3 июля 2018 года) епископ Туапсинский Дионисий, викарий Екатеринодарской епархии, показал “добродетель послушания в современных монастырях как практическую заботу”.

Уважаемые Владыки, настоятели и настоятельницы, братья и сёстры!

В этой статье я хотел бы затронуть две темы, связанные с предметом сегодняшнего обсуждения:

– Послушание как основа взаимоотношений послушника с духовным отцом;

Духовный проводник должен быть основан на доверии, послушании и любви.

По первому вопросу формулировка на первый взгляд несколько удивительна: что, если не послушание, может быть основой отношений между старцем и послушником? Однако, поразмыслив и вспомнив свой опыт послушания, я пришел к выводу, что отклонения от этого пути все же есть, и об этом стоит упомянуть.

Недавно, после долгого перерыва, длившегося почти десять лет, я смог посетить Святую Гору Афон. Русские монахи Святого Афона до сих пор почитают память архимандрита Макария (Сушкина) и иеромонаха Иеронима (Соломенцова), настоятеля и духовника русского Пантелеимонова монастыря в XIX веке, чье духовное руководство русской братией привело к расцвету обители. Отец Макарий, отец Иероним и их последователи создали в Пантелеимоновом монастыре атмосферу, которая взрастила преподобного Силуана Афонского и многих других подвижников. В это же время я прочитал “Келейные записки” отца Иеронима, которые раскрывают очень простой секрет процветания русского монашества на Афоне в 19 веке. Главной причиной этого расцвета, как видит сам отец Иероним, является строгое соблюдение монастырского устава и правильная аскетическая духовная жизнь, основу которой отец Иероним положил не только и не столько на внешнем послушании, сколько на внутреннем мастерстве пресечения своей воли перед главным духовным руководителем и игуменом, с преданностью воле Божией и полным и искренним доверием к своему духовному руководителю.

Там, на Святой Горе, у меня была возможность прочитать недавно обнаруженный текст святого Силуана – буквально несколько строк. Преподобный рассказывает, как можно проверить степень своего монашеского успеха, и называет очень простой критерий – все зависит от того, какие чувства испытывает человек при встрече с игуменом, благочинным или духовником: если при встрече с игуменом сердце наполняется радостью и ты бежишь благословлять его, то ты преуспел; если ты равнодушен, то стоишь на месте; если же в сердце поднимается раздражение, гнев или ненависть, то будь уверен: что-то в твоей духовной жизни не так.

Пример, приведенный отцом Иеронимом, показателен. По его словам, однажды в монастыре умер русский монах. Сам того не зная, греческий духовник Иоанникий в час смерти увидел во сне облако святых, которые пришли забрать душу монаха. Опомнившись, он спросил отца Иеронима о таком монахе и его подвигах. Отец Иероним ответил, что ничего о нем не знает, знает только, что это был преданный послушник и что он искренне исповедовался. Когда они пришли к этому монаху, то нашли его мертвым.

Святые отцы, древние и недавние, удивительно единодушны в том, что послушание является основой монашеской жизни и, в то же время, самым простым по форме (но не по исполнению) и самым эффективным средством выведения падшего человека из себя.

Тайна послушания”, естественно, требует, с одной стороны, послушника, который, чтобы очистить себя от греха и приблизиться к Христу, готов пойти на крайнее самоотречение. Более того, крайняя степень самоотречения здесь – смерть, как ни странно и страшно это может показаться современному человеку, далека от монашества. Все мы слышали в ритуале монашеских обетов: “Будь послушным настоятелю и братьям до самой смерти”. С другой стороны, как об этом пишут и старые, и новые отцы, необходим духовный руководитель: это может быть игумен как духовный руководитель всего монастыря, назначенный духовник, старец. В Е есть тот же образ Бога, и Бог тоже любит его. Если священник был обучен послушанию Церкви, он понимает это и не пытается заслонить собой Христа. Только тогда возможно истинное послушание, как подчинение воле Божьей, а это и есть smu

Читайте также:
На Светлой неделе нельзя причащаться: развеевание мифов, бытовые заблуждения

Может показаться довольно смелым и спорным то, что я хочу сказать. Тем не менее, я считаю важным сказать следующее: жизнь “в совете” с братьями-единомышленниками и руководство книгами – что рекомендует святитель Игнатий Брянчанинов в связи с “недостатком духовных руководителей” и что было очень популярно в моей монашеской юности – должна быть признана исключительным, трудным и опасным путем – в отличие от простого, даже если не легкого, пути послушания своему духовному руководителю.

Здесь следует сказать еще кое-что. Опять же, для стороннего наблюдателя послушание духовному лидеру кажется признаком рабства и “культа личности”. Несмотря на убедительные доказательства, это не так. На самом деле, мы знаем, что это так.

В отношениях между послушником и его духовным руководителем объектом веры является не духовный руководитель, а Сам Христос, чью веру послушник исповедует, повинуясь своему старцу. Духовный руководитель, таким образом, является идеалом, образцом Христа, как говорят многие святые отцы: “Истинному послушнику необходимо. хранить чистую и непорочную веру своему начальнику (руководителю) в такой мере, чтобы он мог смотреть на него как на Самого Христа и как Христу повиноваться ему” [1].

Если старец является иконой Христа, то степень духовного совершенства послушника напрямую зависит от степени его веры во Христа, проявляющейся в послушании живому образу Христа – старцу. Именно эта жертвенная вера (а не способности или даже святость старца, который также может иметь некоторые недостатки и слабости, как мы знаем из истории святого Франциска) является необходимым условием для осуществления тайны послушания и его духовных плодов.

Тема отношений послушника со своим духовным наставником вызывает множество вопросов у тех, кто впервые сталкивается с этой темой:

– как выбрать духовного наставника ;

Лучший способ устранения его недугов и недостатков, если таковые обнаружены;

– может ли старейшина совершить ошибку и может ли это повредить новичку;

– Как исповедоваться старшим, как исповедоваться помыслами?

– правильно ли оставлять пожилого человека, отказываться от него, в каких случаях.

Сегодняшние подвижники и бывшие святые отцы имеют ответы на все эти вопросы.

Как выбрать наставника? – Прежде всего, вам нужно подумать о своем выборе.

Как вы справитесь с его слабостями и недостатками, если таковые обнаружатся? Вы должны помнить, что ваше самопожертвование важнее, чем святость старца.

Есть ли у старца возможность совершить ошибку, может ли она навредить послушнику? Согласно святым отцам, если послушник искренне послушен, то не может.

Как нам исповедовать свои помыслы? По словам преподобного Паисия Святогорца, все хорошо и все плохо, особенно вначале. А отец Иероним, духовник русского Пантелеимонова монастыря, приводит пример одного пострадавшего и фактически умершего монаха, который по совету совершенно неграмотного коллеги решил не рассказывать старцу о хорошем в своей жизни, считая, что это приводит его к тщеславию.

Можно ли оставлять старца, бросать его? – Нет, это не разрешается, если только старец не исповедует ересь и не склоняется к безнравственному поступку. В этом случае необходимо проверить, не является ли это бесовским обманом, с помощью которого враг пытается оттолкнуть новичка от его духовного руководителя.

Аббат – духовный отец монашеской общины – должен знать ответы на эти вопросы, а также не ограничивать свою ответственность за братство только внешним благополучием. Принимая на себя роль настоятеля, он должен понимать, что будет и должен быть лидером тех, кто находится под его руководством. Как правило, святогорцы следуют формуле, которая имеет как практическую составляющую, так и каноническую: “Старец может быть только послушником для старца”. Возможно, современным настоятелям и настоятельницам не стоит глубоко задумываться над этим, но многие из нас не прошли “классическую” школу послушания. Что можно дать другому, если сам не обладаешь этим? Опять же, утешает тот факт, что успех послушника зависит не от умений старца, а от степени смирения и искренности, с которой он жертвует собой ради Бога.

Что касается послушания настоятеля, то как может настоятель, не прошедший эту школу, даже как духовный лидер, приступить к этому? – Начните исполнять послушание епископа, каким бы трудным оно ни казалось.

Я спросила у матери-игуменьи Каллисты, которая в то время возрождала женское монашество на Кипре, совета по поводу создания женского монастыря с коенобитами в мое время. Она явно удивилась, помолчала, а потом сказала: “Владыка, как мы можем вам советовать? Вы нам советуете, а наше дело – делать”. Это был самый полезный совет, который я мог дать матронам, организующим женское общежитие в нашей епархии.

Пытаясь осветить следующую тему – основы духовного руководства, я прежде всего перечислил для себя те моменты, которые, на мой взгляд, могут помочь такому “волевому старцу”, то есть настоятелю, не прошедшему классическую школу послушания, определить определенные “координаты курса” в этом небезопасном плавании. Они следующие:

1) Терпение – человек, который собрался или обязан вести людей духовно, должен иметь как можно больше терпения. Когда послушник приходит из мира, в его душе – как говорит сестра Паисия – много “духовных ядов”: эгоизм, неправильные представления о монашеской жизни, просто неприятные черты характера.

Как повествует отец Иероним (Соломенцов), один из афонских подвижников сказал ему: “Когда я жил с одним старцем в пустыне, то иногда, когда я огорчался от злых помыслов, сердце мое становилось все скорбнее. Старец, видя меня в скорби, начинает утешать меня, говоря: “Терпи, брат, терпи”, а я иногда сержусь на него и говорю ему: “Не говори о терпении, это горько слышать, а говори о наградах”. Как только старец говорит мне: “Ну, хорошо, хорошо, я поговорю с тобой о награде”, мне сразу становится легко и радостно.

2. Смиренное напоминание о том, что старец – это не сам Христос, а его икона.

Я помню историю об одном игумене, который решил принять откровение помыслов своих братьев. Вскоре один из послушников исповедуется ему: “Отец, у меня были мысли убить тебя. Игумен в ужасе, послушника каким-то образом изгоняют из монастыря, но самое главное – отец настоятель больше не имеет дерзости настаивать на том, чтобы кто-то открывал ему свои мысли. В данном случае он проявил истинное смирение, он осознал, что не способен вынести некоторые вещи, связанные с разоблачением мыслей.

3. сострадание, проявляющееся главным образом в чувстве ответственности за свое духовное чадо и молитве. Пример преподобного Силуана, когда он был управителем: он распределял людей на работу, а сам шел в храм молиться – это проходит через память каждого из тех, кого он поставил на работу. Это приносит пользу и руководителю, и его послушникам.

Читайте также:
Чернокожие прокляты: развеевание мифов, бытовые заблуждения

4. Исповедь послушника хранится в строжайшей тайне, с пониманием того, что исповедь должна касаться его собственных грехов, а не чужих. Пример: Владыка Варнава Тримифунтский, духовник трех женских монастырей на Кипре, однажды исповедовал одну монахиню. Она исповедовалась почти час. Наконец, он сказал: “Ну, ты можешь называть меня матушкой Аквилиной, матушкой Питтиримой или матушкой Софией”. Я прочитаю разрешительную молитву. “Как, владыка?” – “А так: ты за них исповедовался. Последний раз я слышал о твоих грехах час назад”.

5. Остерегайтесь быть зависимым от своего духовного ребенка. Слишком часто мы оправдываем это чувство – эмоциональную зависимость – невыполненной родительской ролью или комплексом матери, хотя на самом деле это очень опасные вещи, которые исходят из очень специфического источника.

Преподобный Нил Мироточивый подробно говорит об этом, и, возможно, многие из нас были свидетелями того, что нет ничего более жалкого, чем духовный руководитель, который становится эмоционально зависимым от своего послушника: оба падают, и никакой духовной пользы от этого нет.

О послушании можно сказать так много, и, слава Богу, у нас есть возможность поговорить об этом. Потому что послушание во всех его формах – это основа монашеской жизни, наше самое важное достижение, наше самое важное обещание.

Завершая свое выступление, выражу глубокое убеждение: та духовная работа, которая ведется в современных российских обителях, та работа, которую начал Синодальный отдел, его глава Владыка Феогност со своими помощниками и помощницами – при верности Священному Богословскому Преданию и самоотверженной решимости следовать ему – имеет глубочайший смысл и дает надежду на восстановление в полную силу русского монашества, несмотря на трагические годы прерывания монашеской традиции на нашей земле.

[1] Иноки Каллист и Игнатий Ксанфопульский Наставления к безмолвствующим, в ста главах. Гл. 15.

[2] Иоанн Климент, преподобный. Лествица. Слово 4. О блаженном и славном послушании.

Протоиерей Георгий Бреев: «До послушания надо дорасти»

Монахи пишут большинство книг о духовности. Являются ли их советы универсальными, применимыми к мирянам? Какова возможность абсолютного послушания духовнику? Отвечая на эти вопросы, мы обратились за консультацией к духовнику Москвы, протоиерею Георгию Брееву, настоятелю храмов иконы Божией Матери “Живоносный источник” в Царицыне и Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.

– Отец Георгий, в чем смысл послушания духовнику?

– По секрету. Подлинные отношения между людьми невозможны без доверия. Особенно в духовной жизни. Только когда человек почувствует, что пастырь понимает его душу и ведет его ко Христу, он будет доверять ему и стараться следовать его советам. Но многое зависит и от обывателя, от его запросов. Иногда на исповедь приходят пятьдесят или сто человек. И после исповеди поражаешься: из всех заданных вопросов только один или два были духовного характера. Другими словами, это вопрос, на который священник был назначен Богом отвечать. Мы рады, что люди задают такие вопросы, потому что это означает, что им открылся духовный путь и что они хотят следовать ему. Однако есть много людей с повседневными проблемами, с которыми невоцерковленные люди обращаются к психологу или юристу. Такие случаи – неблагодарное бремя для священника. Должен ли священник принимать решение о смене места жительства, разделе имущества между родственниками или смене работы? Это не духовные вопросы. Однако мы не можем игнорировать их, если кто-то просит нас об этом. Одна женщина пожаловалась преподобному Амвросию Оптинскому, что ее индюки умирают, а молодой иеромнич присутствует при этом. Он посоветовал ей, как их кормить. Когда женщина ушла, иеромнич спросил священника, стоит ли тратить время на ответ на совершенно пустяковый вопрос. Старец Амвросий ответил ему: “Вы знаете, что в этих индейках заключена вся ее жизнь? Когда я прочитал это, я удивился, как пастор мог так подумать! Женщина оставила его довольным – она знала, что нужно сделать.

С человеческой точки зрения, понятно, что верующие будут искать совета священника для решения повседневных проблем. Но даже если очень опытный священник даст совет в данном случае, его ответ на духовный вопрос будет гораздо полезнее. Мой ответ на такие вопросы – вспомнить слова Спасителя: “Кто поставил Меня начальствовать над вами, разделять вас или судить вас?” (Лк. 12:14). (Луки 12:14). Священники должны помогать человеку прийти ко Христу, а не решать за него его житейские проблемы.

– Следует ли беспрекословно подчиняться духовнику в духовных вопросах?

– Что означает слово “должен”? Послушание в духовной жизни – это способность прислушиваться к голосу Бога. Христос дал нам пример послушания: “…Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить собственную волю, но волю пославшего Меня Отца”. (J 6, 38). Все Лица Троицы равны, но Единородный Сын пришел, чтобы открыть человеку тайну, показать, в чем состоит Божья любовь, гармония и единство, в чем их основа – а именно в том, что Он, равный Отцу, готов во всем повиноваться Ему и исполнять Его святую волю. И Он повиновался Отцу до самой смерти на кресте: “…Отче Мой, если чаша сия не минует Меня, да будет воля Твоя”. (Матф. 26:42) – Он молился в Гефсиманском саду. Савл, гонитель христиан, услышал голос Божий и стал апостолом Павлом, который был таким же послушным до самой смерти. Иоанн Креститель имел голос в пустыне и исполнял волю Божью. Другие пророки в разное время слышали голос Божий, шли и исполняли его (наставляли, исправляли нравственное поведение) и были побиты камнями. Это означает, что принцип послушания был передан нам пророками, апостолами и Самим Господом. Это послушание не может быть навязано; человек может вырасти в него. Человек может достичь наивысшего понимания личной свободы. И только не […].

– Многие аскетические книги о послушании были написаны монахами и для монахов. В какой степени их советы полезны для неспециалистов? Отличается ли монашеское послушание от мирского?

– Конечно, это разные вещи. В монашестве монах дает обет отказаться от всех земных привязанностей. Эти обеты можно исполнить, только повинуясь своим родителям. Несколько веков назад святитель Игнатий Брянчанинов заявил, что нет подлинного духовенства, которому можно безоговорочно доверять. Он также наставлял христиан обращаться за советом к Священному Писанию и святым отцам. Во времена Оптинских старцев к ним ходила вся Россия! В Оптиной святитель Игнатий тоже беседовал со старцами. Но надо понимать, что сам святитель Игнатий – дворянин, прекрасно образованный офицер – предпочел карьеру и дворянство монашеству, прошел все ступени послушания, жил истинно святой жизнью и во всем стремился к совершенству. Он не нашел духовенства, которое бы соответствовало его высоким духовным запросам. Современные христиане, в том числе начинающие монахи, возможно, не имеют таких высоких требований, как святой Игнатий. Мне трудно судить о монашестве, поскольку я не монах, но я считаю, что в основе монашеского подвига лежит послушание. Послушание Богу, видеть в своем собрате-монахе или руководителе того, через кого Бог ведет тебя к Себе. Иногда это может быть нелегкий путь, но он необходим для вас.

Читайте также:
Тайное имя при крещении: развеевание мифов, бытовые заблуждения

В идеале это относится и к непрофессионалам. Внешняя имитация монашества невозможна: мирянин не дает обетов, не живет в монастыре и не имеет мирских обязательств. Но духовный смысл послушания одинаков для всех христиан. Каждый человек может прийти к пониманию этого. Но навязать послушание невозможно. Вспомните Святого Павла: “Естественный же человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что это для него глупость, и он не может познать, потому что должен иметь разумение духовное. Но тот, кто духовен, судит обо всем, и никто не может судить его. Ибо кто познал ум Господень, чтобы судить? Но у нас есть разум Христа. И я не мог говорить с вами, братья, как с духовными людьми, но как с плотскими, как с детьми во Христе. Я питал вас молоком, а не твердой пищей, потому что вы еще не могли, и вы еще не можете, потому что вы еще плотские. Ибо если есть между вами зависть, распри и разделения, то не плотские ли вы, и не поступаете ли по примеру человеков? (1 Кор. 2:14 – 3:3). А в Послании к Галатам он пишет: “Братия, если кто впадет в грех, вы, духовные, исправляйте его в духе кротости, наблюдая за собою, чтобы не быть искушенными” (Гал. 6:1). Паства уникальна, но апостол указывает на то, что уровень духовности каждого из них различен. И священник должен учитывать это, чтобы не слишком обременять народ. Послушание – категория божественная, но прежде чем предъявить ее кому-то, необходимо узнать его и почувствовать, что он готов свободно повиноваться (и, повторяю, это возможно, если священник сам имеет опыт послушания). В противном случае послушание человека станет синонимом насилия. Из-за священника будет нарушено священное понятие.

Какой процент священников сегодня имеют опыт послушания?

– Пастухов никогда не было много. Господь сказал Своим ученикам: “Жатвы много, а делателей мало”. (Матфея 9:37). Большинство священников в этой группе были рукоположены в 1990-х годах и позже, и большинство из них только начали верить. Кроме того, за последние двадцать лет число прихожан выросло в сотни раз. И опять же, большинство из них пришли к Богу в зрелом возрасте. Каков типичный духовный путь взрослых? Необходимо осознать себя, обрести веру, затем очистить свою душу, чтобы примириться с Богом. Я прозрел: мои поступки и жизнь противоречат христианству. Естественно, человек просит у священника больше времени, чтобы учить и наставлять его. А это нелегко для молодых священников. В Москве также много приходов, где служит всего один священник. Можно даже сказать, что священник окружен морем внимания и заботы со стороны своего народа. Другие совершают ошибку, полагая, что Бог дал им должность духовного светила, опытного руководителя. Это очень актуальная проблема, поэтому Святейший Патриарх неоднократно критиковал молодость как проявление гордыни и самоуверенности. Необходимы благоразумие и смирение. Я не случайно вспомнил слова святителя Игнатия Брянчанинова об отсутствии опытного духовенства. В девятнадцатом веке правили Оптинские старцы! Что можно сказать о нашем времени? Большинство современных или недавно ушедших исповедников – отец Савва из Псково-Печерского монастыря, отец Иоанн (Крестьянкин), отец Кирилл (Павлов) – считали себя не теми духоносными старцами, о которых мы читаем в патериках. Отец Кирилл (мой духовник после смерти отца Саввы) сказал мне: “Батюшка, сейчас мы должны упроститься, быть как дети”. Я думаю, он имел в виду умаление себя, снижение гордыни, а через это – понимание того, что Бог ведет нас, исполняет через нас Свою волю. Господь назвал ребенка ребенком, а затем сказал своим ученикам: “Кто мал, как это дитя, тот и велик в Царстве Небесном”. (Матфея 18:4). Маленькие дети открыты для послушания, способны исполнять волю родителей, у них нет ни злобы, ни противодействия, ни желания сделать все наоборот. Потом, когда они немного подрастают, все это приходит, накладывает на них отпечаток, душа перестает понимать, что от нее требуют. Однако эта младенческая простота остается основным духовным принципом, который нельзя игнорировать.

– Батюшка, как послушник может понять духовный совет, который дает ему священник? Как Вы считаете, разрешается ли просить объяснить совет, если он непонятен?

Акт спрашивания не просто приемлем, он полезен в долгосрочной перспективе. Человек не будет спрашивать, если у него нет интереса к духовной жизни. А если он не удовлетворен вашим советом, не готов ему следовать, или он сам разберется с темнотой своей души? Когда священник просит объяснений, он понимает, что совершается духовная работа. Вначале во Вселенной царил хаос, затем появились проблески света. Так и в душе новичка.

И как это понять. Мое юношеское любопытство при чтении житий святых заставило меня задуматься, чем их наставления отличаются от наставлений обычного приходского священника. Скажем, крестьянин приезжает к опытному священнику из глубинки. Путь в монастырь, чтобы спросить совета у духовника, занял у него много дней! ‘Спасайся, дорогой. Не забывай Бога, и Он не оставит тебя”. сказал старец. И человек уходит вдохновленный, возрожденный. Разве приходской священник не говорил то же самое? Но слова подвижника были наполнены духовной силой. Одни и те же слова могут иметь разное воздействие. Послушнику прежде всего нужно объяснить: он приходит в храм, чтобы встретиться с Господом. Если он возвращается со службы с другим верующим, Бог может открыться ему через священника или через другого верующего. Не стесняйтесь спрашивать священника, если он не может понять Евангелие или прочитанную проповедь. Когда человек не приходит на экзамен, священник сказал правильно или неправильно? – а для того, чтобы понять богослужение, смысл православной веры, он поймет. Пока он понимает и принимает два слова, этого достаточно. В следующее воскресенье он столкнется с еще двумя словами. Духовный рост уже очевиден.

– Значит, мы должны слушать свое сердце? Как сказал авва Дорофей, опасность доверять собственному сердцу – ничто. Это исключительно монашеская рекомендация?

– Древние мудрецы считали сердце источником жизни: “Охраняй сердце твое более всего, ибо из него исходит жизнь” (Притчи 4:23). И сам Спаситель сказал: “…ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Матфея 6:21). Сердце – это центр духовной жизни. Но слушать его необходимо, чтобы соблюдать Божьи заповеди. “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят” (Матфея 5:8). Святые отцы ни в коем случае не игнорировали заповеди. Смысл их советов в том, чтобы слушать исповедника от сердца, узнавать волю Божию непосредственно от того, кому эта воля открывается через его аскетическую жизнь. Это еще один уровень духовности, которого сегодня трудно достичь. По крайней мере, в мире.

Имеют ли христиане право менять священников?

– Думаю, да. Игнатий Брянчанинов менялся не раз. Священник не может своей властью или должностью поработить душу другого человека. И я встречал таких ревностных пастырей, которые не руководствуются разумом. Пятнадцать лет назад в нашей церкви служил молодой священник. Через три месяца он подбежал ко мне и радостно сказал: “Знаете ли вы, отец, сколько у меня священников? Пятьсот!” “Как вы могли их сосчитать?” – Мне было интересно. К тому времени я был священником уже двадцать пять лет, и никогда не задумывался, сколько их у меня было. Потому что это не зависело от нас. В один день он в служении, а в другой говорит, что нашел другого, более опытного лидера. Не за что, моя дорогая, продолжайте. Если человек молится, просит Бога дать ему духовника, и вдруг оказывается, что этот священник откликается на нужды его души и может оказать ему духовную помощь, тогда мы можем говорить о духовнике. И как можно найти пятьсот духовных детей за три месяца? Я думаю, есть только один способ. Если случится так, что кто-то придет к вам на исповедь, и вы скажете ему: “Это ваша первая исповедь? Не ходите ни к кому другому”. А некоторые даже угрожают: если ты оставишь меня, завтра твоя жена будет парализована, на следующий день ты будешь болен….. Это полное непонимание значения священства. Человек свободен в выборе духовника. Конечно, это ненормально, если он меняет священников, но священник не имеет права силой привязывать к себе людей. Многие люди жалуются мне: Батюшка, я не доверяю своему духовнику, он постоянно ругает меня, я плачу, не понимаю его. Я говорю: уходи тихо, не обижая его, уходи от него, найди другого. Священник – не Бог, он не спаситель вашей души, он лишь руководитель. Как мы все знаем, лидера всегда можно сменить. Если мы идем в школу, если мы устраиваемся на работу после школы, если мы меняем работу, наш лидер всегда будет меняться. Докторант может начать работу над диссертацией под руководством одного академика и закончить ее под руководством другого. Василий Великий, который в молодости учился в различных языческих школах, учил: бери все хорошее, что есть в мире, подобно пчеле, собирающей полезное с разных цветов. Если есть такая внутренняя потребность, вы можете спокойно, не обижая своего духовника, найти другого духовника.

Читайте также:
Работа в праздник: развеевание мифов, бытовые заблуждения

Насколько важен духовник для верующего человека?

– Человеку дается свобода. Если он чувствует, что кто-то более опытный может наладить его духовную жизнь, его молитву, помочь ему глубже понять смысл нашей веры, естественно, рано или поздно он найдет себе духовника. Но есть люди, которые периодически ходят на исповедь и причастие, но не интересуются литературой или работой над своей совестью. Поскольку они нуждаются в исповеди и причастии, мы не можем считать их неверующими. Как и все остальные, они получают благодать в таинствах церкви. Но это начальная вера, и если она удовлетворяет человека, он не хочет идти дальше, ему вряд ли нужен духовник. Но для духовного роста необходимо духовное лицо. Но найти духовника можно только тогда, когда возникает внутренняя потребность.

«Чадо послушания не умирает николиже». Беседа о духовном отце

alt

Каждый верующий рано или поздно сталкивается с проблемой поиска духовного наставника. Это нелегкий вопрос. В одном смысле святые отцы говорят о необходимости духовного руководства. Дело спасения – это искусство искусств и наука наук – как мы можем совершить такой труд без учителя? Как только человек поступает таким образом, он открывает себя для самого пагубного расположения, а именно гордости и высокомерия”, – пишет святитель Феофан Затворник. Некоторые христиане, напротив, утверждают, что наступили времена, когда духовных лидеров быть не может, вера оскудела, и поэтому не стоит пытаться и искать. Как разрешить это противоречие? Кто такой духовный отец? Как мы должны относиться к нему и как он должен относиться к нам. Об этом мы спросили послушника Михаила (Зорина), насельника одного из монастырей Русской Православной Церкви.

Может ли отец Михаил стать для меня духовным отцом? В чем разница между духовным отцом и священнослужителем?

Исповедники – это священники (или священники-монахи), которым христиане исповедуют свои грехи. Исповедник – это больше, чем просто духовник. К нему приходят не только за исповедью, но и за советом, как житейским, так и духовным, за наставлением на путь спасения. Духовные отцы должны уметь любить и наставлять своих духовных детей и иметь духовный опыт.

По словам апостола Павла, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много у вас отцов; я родил вас во Христе Иисусе через Евангелие (1 Кор. 4:15). Феофилакт Болгарский толкует этот отрывок Священного Писания следующим образом: “Объясняя, как он является их отцом, он говорит: с помощью Христа я родил вас через Евангелие, то есть не я отчитываюсь за это дело, как многие из вас, а Христос. Он не сказал: Я научил, но: Я родил, показывая ссылкой на свою природу свою любовь к ним и то, что они являются его ближайшими учениками, как он выражает эту мысль и во всем Послании.

– Какова духовная связь между ребенком и его отцом? Если возможно, объясните его суть.

Духовный отец христианина – это источник его любви во Христе. Как дети любят своих родителей, так и духовные дети должны любить своего духовного отца. Как плотские родители любят своих детей, так и духовный отец должен любить своих духовных детей еще больше. Поскольку духовная любовь совершеннее плотской, как душа дороже тела. Для этой любви нет границ. Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: “Священник – духовный врач; покажи ему свои раны, без стыда, искренне, откровенно, с сыновней доверчивостью: ибо священник – твой духовный отец, который должен любить тебя больше, чем родной отец и мать, ибо любовь Христова выше плотской, естественной любви – за тебя он должен отвечать перед Богом”.

– Некоторые ортодоксальные верующие считают, что Истинных Духовных Родителей в наше время уже не существует и найти их невозможно. Правильно ли это мнение?

– Я впервые сталкиваюсь с таким мнением. Возможно, вы неправильно его поняли. Я слышал, что сегодня нет стариков. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал об этом в 19 веке. Однако он не был столь категоричен. Он заявил, что “жизнь в послушании старейшине не свойственна нашему времени”. Некоторые подвижники, не следующие разуму, ссылаясь на существование в его время преподобного старца Оптинского, указывают на эти слова святого как на пример ошибки святых отцов. Но необходимо правильно понимать, о чем говорил святой Игнатий.

Преподобный Никон Оптинский мудро разрешает все эти недоумения так: “Некоторые соблазняются содержанием глав XII и XIII пятого тома, видя в них учение против древности. А некоторые даже предвзято относятся к трудам Игнатия (Брянчанинова).

С другой стороны, труды епископа Игнатия не были благосклонны к некоторым старцам Оптинского скита. Причина этого такова: епископ Игнатий писал вообще для всех монастырей и всех монахов, и писал он как раз в то время, когда в Оптиной пустыни было много старцев, был, так сказать, расцвет старчества, чего не было в подавляющем большинстве монастырей. Оптина Пустынь занимала особое, исключительное положение. Наличие духовных богатств в Оптиной пустыни и труды епископа Игнатия не могли иметь для ее насельников той особой и важной ценности, которую они имели для монахов других монастырей и даже для мирян, ищущих спасения души. Неопытному послушнику в Оптиной пустыни они (эти две статьи) могли даже принести вред, возбудив в нем недоверие к старшим и отвратив его от простого послушания, в ущерб его монашескому преуспеянию. Предостерегая некоторых своих духовных чад от возможности такого явления, старцы вообще не советовали им читать труды епископа Игнатия, позволяя им понять монашество с духовной точки зрения через свои советы и подбор других чтений, в основном галахических. Но для тех, у кого не было постоянного пресвитера (как это было в большинстве монастырей), писания епископа Игнатия были ценны. Они были ценны для монахов Оптинского скита, которые использовали их для своего монашеского назидания, они не мешали им быть в послушании у старцев, и сами старцы указывали на них как на хорошее руководство к пониманию истинного монашеского достижения. Тот, кто внимательно и без предубеждения читает труды епископа Игнатия, ясно увидит, что они не против статуса пресвитера, но лишь подчеркивают тот факт, что истинных пресвитеров сегодня очень мало, что сегодня очень трудно найти пресвитера, и что даже, независимо от типа старца и его присутствия, жизнь под руководством старца сейчас редкость и, по многим причинам, очень трудна или, как говорит епископ Игнатий, и нашему времени не нужна, возможно только овладение своим умом.

Читайте также:
Нельзя держать в доме собаку: развеевание мифов, бытовые заблуждения

Вы должны знать, что некоторые старейшины являются ложными. Поэтому утверждение, что “в наше время старцев больше нет и найти их невозможно” с этой позиции отчасти верно, но только отчасти. Святитель Игнатий говорил, что Господь может открыть подвижнику истинного старца в середине его подвигов, как это сделала преподобная Мария Египетская со святым Зосимой. Когда христианин имеет достаточно терпения и “любви к любви” в своем поиске, Господь может послать этому человеку старца и в наше время. Но даже в этом случае, с духовной точки зрения, разумнее искать не чудотворцев и провидцев, а хорошего духовника.

– Что означает иметь хорошего исповедника?

В “Житии святого Игнатия” святитель предлагает несколько качеств такого священника. Он должен быть смиренным, хорошо знать труды святых отцов и стараться следовать их учению в меру своих сил. Когда священнослужитель обладает этими качествами, он может быть хорошим духовником и духовным отцом.

Монашество сегодня – это следование собственной воле во всем. По словам аввы Дорофея, “нельзя впасть в монашество иначе, как следуя своей воле”. Сейчас совершенно забыты такие случаи: старец принимает ученика и испытывает его сначала словами, а потом дает ему послушание: “Пойди (почти за три версты) в египетскую пустыню и воткни в сухой песок этот сухой тростник и ходи туда два раза в день поливать, взяв с собой воду из монастыря”. После этого он воткнул его, а затем стал поливать. И на полив у него ушло много времени, думаю, больше года. Очевидно, он решил, что старик не очень глуп. Он велел мне поливать сухую палку в горячем песке”. В ответ послушник сказал: “Хорошо, хорошо, я все равно буду ее поливать!”. И последнее, но не менее важное: старец наставляет своего ученика: “Иди и пожинай плоды своего послушания”. Тот идет, приходит на обычное место, где была воткнута трость, а в том месте – прекрасный оазис. Растут пальмы, и ключ выходит из земли.

«Дневник послушника
Николая БЕЛЯЕВА»
(Оптинского Старца Никона)

– Должен ли каждый христианин иметь духовного отца? Почему это необходимо? Что делать, если у вас его нет?

– Очень желательно иметь духовного отца. Невозможно понять духовную жизнь в одиночку, без Божьей помощи. Но если у человека нет духовного отца, Игнатий советует следовать писаниям святых отцов.

Как труды Отцов соотносятся с духовным руководством?

alt

– Важно читать книги святых отцов о пути к спасению. Святой Игнатий говорил, что “кто читает писания святых отцов, того я считаю спасенным”. Напротив, без этого чтения очень трудно спастись, особенно в наше время. Но при чтении книг святых отцов нужно следовать советам духовно опытных людей. Игнатий также пишет о возможности следовать наставлениям современных отцов и братьев, которые не противоречат святым отцам. Литература отцов очень богата. Иногда требуется много времени, чтобы найти ответ на вопрос. Опытный консультант может дать немедленный ответ, опираясь на труды Отцов Церкви.

Для достижения смирения также необходимо быть в послушании у кого-то. Что касается смирения, то преподобный Старец Оптинский заметил: “Если есть смирение, то все существует; если нет смирения, то ничего не существует”. Кроме того, существует множество других вопросов, для решения которых необходим опыт мудрого человека. Иметь духовного отца очень важно для всего этого.

Игнатий также говорит о третьем пути: жить в компании брата или сестры, у которых схожее мировоззрение. Не могли бы вы рассказать нам об этом подробнее?

– Здесь мы можем сослаться на житие святого Паисия Величковского. Прибыв на Святую гору, он долго искал старика с духовным опытом, но так и не смог его найти. Поэтому он решил руководствоваться писаниями святых отцов. Вскоре другой подвижник, Виссарион, попросил его прийти и жить с ним. Старец отказался быть его прямым духовным наставником, но принял его как собрата, чтобы вместе с ним руководствоваться писаниями святых отцов. Его жизнь является примером успешной реализации этого третьего пути. Насколько нам известно, многие современные абхазские отшельники также следуют этому пути.

– Может ли у человека быть одновременно несколько духовных отцов, к которым он обращается со своими сомнениями? Не лучше ли спросить кого-то один на один, ведь это полезно для души?

Как у ребенка не может быть двух отцов, так и у духовного ребенка не может быть нескольких духовных отцов. По словам Иисуса, сына Сирахова, “пусть живущих с тобою в мире будет много, но из тысячи выбирай одного, чтобы он служил тебе советником” (Сир. 6:6).

Гораздо полезнее иметь духовного лидера, чтобы избавиться от своих страстей. Если вы рассказываете кому-то о своих увлечениях, он лучше узнает и понимает вас. Например, если вы исповедуете грех сна с другими людьми, вы или они не будут иметь с этим проблем; в исповедании нет стыда, это не убийство и не блуд. Но если вы исповедуете этот грех одному и тому же человеку неделю за неделей, месяц за месяцем, год за годом, то вам самим будет стыдно за него. Потому что ваш духовник понимает, что для вас это не мелкий грех, а серьезная ошибка. И вы это понимаете и стараетесь приложить усилия, чтобы исправить ситуацию.

– Как и где найти духовного отца? Что в первую очередь необходимо учитывать в процессе поиска?

– Не нужно торопиться с выбором духовного отца. Старец Кирилл (Павлов) советует сначала исповедоваться у нескольких священников, а потом выбрать самого опытного. Поиск будет более плодотворным, если он будет сопровождаться молитвой. Выбор духовного отца должен определяться его твердой позицией в православной вере, согласованностью его учения с учением святых отцов, его смирением перед Словом Божиим и церковным законодательством – святыми канонами.

Читайте также:
Пасхальное яйцо имеет силу: развеевание мифов, бытовые заблуждения

– Что такое послушание духовному отцу и как далеко оно должно заходить?

Дисциплина послушания духовному отцу – один из путей к смирению. Во всех случаях, когда учение духовного отца не противоречит учению Святого Отца, необходимо послушание. Иначе невозможно духовное процветание. Важно не следовать за наставником, который учит вопреки святым отцам.

Преподобный Никон Оптинский пишет: «Надо помнить, что еп. Игнатий, предостерегая от безрассудного послушания старцам, имеет в виду послушание нравственное, совершаемое в душе с целью нравственного, духовного воспитания себя, своего ума и сердца, а не послушание внешнее, потребное и необходимое во всяком общежитии иноческом и даже вообще при всяких взаимоотношениях людей, исключая из этого лишь тот случай, когда приказывается или советуется что-либо явно греховное. <. >Следовательно, здесь не дается никакого повода к презорству, самочинию, самосмышлению, как это может показаться при беглом и невнимательном чтении. А что нравственно, душою своею и сердцем предаться в полное послушание кому-либо возможно лишь при условии уверенности в истинности преподаваемого учения, постоянно подтверждаемого и личною добродетельною жизнию учащего, согласно с духом Евангелия и свв. Отцов Церкви Православной – не приходится спорить».

– Может ли человек изменить своего духовного отца? Когда это допустимо, а когда вредно для души?

– Святые отцы разрешают менять духовного отца только в том случае, если он впал в ересь. В других случаях менять духовного отца нежелательно. Даже если впоследствии он окажется недостойным человеком с какими-то личными грехами или слабостями, чего не бывает. В конце концов, наши родители не святые, но мы не отказываемся от них из-за их грехов или неудач. И за такое уважительное отношение к духовному отцу Господь продолжает вести человека по пути спасения.

Чтобы скопировать несколько последовательных строк, щелкните номер первой строки, нажмите и удерживайте клавишу SHIFT, а затем щелкните номер последней строки, чтобы выбрать все строки, расположенные между ними.

Услышав это, Святой Иоанн сказал:

Ты лжец, старик, потому что Акаки не умирал.

– Приезжайте и посмотрите на место, где он похоронен.

Они приехали на могилу Акасио. Преподобный отец называл его так, как будто он был жив:

– Брат Акакий, ты мертв?

Благоразумный послушник, нашедший послушание даже в смерти, ответил:

– Отец, дитя послушания не умирает (никогда).

Старик был поражен до глубины души. Он раскаялся, изменил свою жизнь и посвятил остаток дней суровым поступкам, получив таким образом спасение.

О послушании в приходской практике

Должен ли мирянин подчиняться духовнику (приходскому священнику) так, как это делают монахи, или мирянин должен слушаться духовника, но принимать собственные решения?

В трудах святых отцов есть много информации о послушании монахов, но как насчет мирян? Особенно если в приходе есть только молодые священники?

Вопрос поднимался в марте 2017 года, но был вновь поднят после получения очередного экспертного заключения

Протоиерей Георгий Бреев [†29.04.2020], Москва

Мир не отделен от монашеской жизни. Наоборот, все любят монастыри и ездят туда. Но требовать от мирянина жить по монастырским правилам – это искажение. Он должен соблюдать правила молитвы, вести себя благочестиво по отношению к своей супруге, воспитывать своих детей, и ничего другого ему навязывать нельзя.

С другой стороны, монахи должны постоянно молиться, как днем, так и вечером. Даже ночью они встают и читают монашеское правило. А мирянин, с Божьей помощью, должен читать утренние и вечерние молитвы, а перед причастием – правило ко Святому Причащению.

Священник, конечно, может побудить благочестивого человека стать монахом, если он видит, что тот одинок и имеет такую склонность. Но требовать от семейного человека монашеской жизни противоречит самой его природе; это своего рода псевдомонашество.

Нектарий Оптинский говорил, что послушание нужно выполнять достойно. Подчинение правилам всегда должно осуществляться с рассуждением, как в приходе, так и в монастыре. В сегодняшнем контексте мы можем говорить о духовном руководстве только в целом. Вместе с этим священником вы наметите свою жизненную стратегию, узнаете о тактике невидимых сражений, разберетесь в своих отношениях с окружающими. Но наша голова – это не голова капусты. Несмотря на то, что священник должен оценивать себя адекватно, мы должны прислушиваться к нему. Духовник, а не абба, делится со своей компанией опытом, не столько говоря нам, что мы должны делать, сколько рассказывая, как бы он сам поступил в той или иной ситуации.

Похоже, что игра в полное послушание может закончиться печально. Достаточно взглянуть на социально опасные секты, чтобы раз и навсегда отвернуться от системы безусловного послушания, которая делает современного человека растением, полипом, пожарным, но не христианином, призванным принимать ответственные решения с молитвой к Богу и внутренним расположением: “Молитвами моего духовного отца, Господи, дай мне руководство и направление для исполнения Твоей святой воли, которая есть благая, угодная и совершенная”.

Архип Валериан Кречетов, деревня Акулово. Акулово

Один очень опытный духовник, протоиерей Алексей Мечев, когда его спрашивали о чем-то, сначала говорил: “А вы как думаете? Потому что настоящее духовное образование должно питать разум, чтобы человек научился рассуждать. Речь идет не о том, чтобы взять человека за руку.

Полное послушание, конечно, хорошо, но оно возможно только в монастыре, а в миру это сложнее.

У меня 59 лет водительского стажа. Когда я впервые сел за руль, я чувствовал себя очень неловко. Я был воодушевлен и постепенно освоился и привык к этому. В духовной жизни вы также должны приобрести духовные навыки.

Конечно, духовное руководство важно и необходимо, но требования к духовному отцу очень высоки. Женщина вдруг пошла за мной, когда я выходил из церкви, с вопросом: “Отец, что мне делать?”? Я не хочу попасть в ад из-за вас, сказал мне мой духовник. Мой ответ убедил меня поехать на гору Афон и повидаться с одним старцем. К нему за помощью пришел пожилой духовник, который был в священстве у святого Паисия 20 лет. Однажды старец рассказал мне, что нужно, чтобы быть настоящим духовным отцом:

Несмотря на то, что он не знал о вопросе, который задала мне женщина, он повторил его слово в слово в обратном направлении.

Митрополит Иларион (Алфеев), Москва

Власть “связывать и управлять” (Мф. 18:18), то есть освобождать людей от их грехов, и в более общем смысле власть руководить и быть духовным отцом, Господь Иисус Христос доверил своим апостолам. От них она передавалась всем последующим поколениям епископов и священников. И задача духовного руководства всегда была возложена на священников Церкви, хотя в определенные времена, например, во время иконоборчества, когда не хватало священников или когда многие священники впали в ересь, духовным руководством занимались простые монахи.

Духовное лидерство существовало во многих формах на протяжении всей истории Церкви, но есть два основных типа. Как духовный лидер своих прихожан, приходской священник имеет первый тип служения. Ко второму типу, который был широко распространен в Византии и России, относится пресвитерство.

Задача приходского священника – учить людей и давать им советы, но он не может и не должен брать жизнь прихожан под свой полный духовный контроль. Другая форма духовного руководства развивалась в некоторых монастырях, где были опытные монахи, где послушники и монахи добровольно отдавали себя в послушание и полное духовное подчинение старцу. Здесь отношения строились на других принципах: старейшина мог не только советовать своим ученикам, но и отдавать им приказы, и они должны были беспрекословно подчиняться ему. Такие отношения и сегодня существуют на горе Афон, где каждый греческий монастырь возглавляет духовно опытный лидер. И каждый человек, который приходит на святую гору, чтобы вступить в монастырь, посещает разные монастыри и выбирает тот, который ему больше всего подходит. Найдя такое место и старца, которому он готов полностью отдать свою жизнь, то есть отсечь от себя свою волю, он поступает в монастырь, где добровольно принимает на себя безусловное послушание и подчинение старцу.

Читайте также:
Так называемая «женская нечистота»: развеевание мифов, бытовые заблуждения

Иногда эти два типа духовного руководства смешиваются: когда приходские священники берут на себя несвойственную им роль старейшины и переносят монашеское послушание на отношения между пастором и прихожанами в конкретном приходе. Это имеет серьезные последствия как для самих пасторов, так и для людей, находящихся под их опекой. К сожалению, сегодня это явление встречается довольно часто. Часто молодой, неопытный пастор думает, что, получив власть “связывать и решать”, он может взять на себя роль старейшины и требовать беспрекословного послушания от своих прихожан. Такой пастор не учитывает, что условия жизни в монастыре и в миру сильно отличаются. Послушник, доверивший себя старцу, – одинокий человек. Он отказался от всех родственных связей, у него нет других обязанностей в этом мире, кроме как жить по монашескому чину и слушаться своего духовника. В этом случае священнослужитель не отвечает за жизнь людей, он может быть только советником, добрым пастырем.

Искажения, существующие в современной клерикальной практике, вызвали озабоченность руководителей Русской православной церкви. Эта озабоченность отражена в очень важном документе, принятом на заседании Священного Синода 28 декабря 1998 года (под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II). В документе, среди прочего, говорится, что

За последние несколько лет участились случаи злоупотреблений в практике духовенства, что увеличивает риск негативного влияния на жизнь церкви.

Среди священнослужителей распространено заблуждение, что право духовно руководить своей паствой приходит с безраздельной властью над душами людей от Бога, который дарует это право в таинстве Священства. Не помня о том, что отношения между духовником и духовными детьми должны быть основаны на взаимном уважении и доверии, такие пасторы переносят сугубо монашеское понимание беспрекословного подчинения послушника старцу на отношения между мирянином и его духовным отцом, вторгаясь во внутренние вопросы личной и семейной жизни прихожан, подчиняя паству себе, забывая о дарованной Богом свободе, к которой призваны все христиане (см. Галатам 5:13). Некоторые из этих неприемлемых методов духовного руководства могут стать трагическими для паствы, поскольку они переносят свое несогласие со священником на Церковь. Такие люди покидают Православную Церковь и часто становятся легкой добычей сектантов.

Эти слова относятся как к пастухам, так и к пастушкам. Если пастор не чувствует границ своей власти “связывать и управлять” и начинает диктовать своим верующим условия, на которых они должны посещать церковь, принимать причастие и исповедоваться, а также начинает вмешиваться в их личную жизнь, то такое вмешательство может привести к разрушению семьи. Чрезмерная настойчивость священника и его необоснованные требования к прихожанам часто приводят к тому, что люди покидают приход, а иногда и Церковь вообще. Поэтому каждый священник должен помнить, что его духовные дети и вся его паства – свободные люди, что Бог дал им жизнь и свободу распоряжаться ею. Конечно, каждый прихожанин нуждается в совете своего духовника, но не должно быть рабского, некритичного подчинения священнику. Прихожане должны помнить, что ни один священник никогда не получал от Церкви права лишать их свободы, которую дал им Сам Господь.

Протоиерей Павел Хондзинский, Москва

Мне кажется, что священник должен трезво посмотреть на это и не брать на себя больше, чем он может взять. Старец берет это на себя, потому что он старец, и Господь открывает ему Свою волю. Это не должно увлекать священника, у которого нет дара духовного различения, который еще не получил особой благодати.

Когда члены стаи предлагают это решение, они часто не понимают, о чем идет речь. Они читают книгу, написанную не для них, и говорят: “О, я хочу жить в послушании. Не дай Бог вам устроить здесь такой беспорядок. Священник может их консультировать: “Я думаю, так будет лучше”, но взрослые должны сами решить, что делать. О. Валериан Кречетов говорил, что если я не знаю, что сказать прихожанину, я отвечаю: Я не знаю, давайте помолимся Богу, чтобы он сказал нам, что делать.

Разумеется, я не старейшина, но, честно говоря, я никогда не встречал человека, который всерьез желал бы жить в послушании. Это понимали те, кто желал послушания так же, как и то, что священник говорит все, что ему вздумается, и они повинуются – пока не коснется чего-то невкусного для них, и тогда послушание прекращается. Поэтому, на мой взгляд, священник должен быть очень осторожен в этом вопросе, а каждый, кто хочет жить в послушании, должен помнить евангельскую притчу: Если хочешь построить башню, посчитай, хватит ли у тебя кирпичей.

В России существовала традиция, согласно которой причащаться можно было только от своего духовника, но я не думаю, что сегодня это актуально. В конечном итоге, за всем этим стоит отсутствие уважения к таинству Евхаристии и таинству священства.

Сложнее определить, может ли человек исповедоваться без духовника. Однако и здесь я считаю, что возможность исповедоваться кому угодно, если это необходимо, есть, но решить ее можно только с духовником. Сегодня существует множество технических возможностей, доступных для духовника, с которым может возникнуть необходимость связаться.

Епископ Мефодий (Кондратьев), Каменск-Уральский

Доверие ученика наставнику есть доверие апостолов Христу

Благословение не обязательно требуется на каждое действие в послушании старейшине. Во время Своей миссии по отправке 70 апостолов Христос точно сказал им, что и как делать, но Он также оставил им свободу творчества. Кроме того, старейшина указывает ученику направление его жизни, в котором он будет преуспевать в святости и красоте в полной мере.

Я слышал, как один добрый и мудрый священник сказал следующее: “Старец – это человек, который созерцает весь мир в потоках благодати, вливающейся в бытие. Поэтому он удивляется, когда встречает человека, у которого нет благодати. Когда старец увидел это, он опечалился. Как такое возможно – на всей земле идет дождь благодати, а этот человек ходит с зонтиком? Сразу же после этого старец позаботился о том, чтобы этот несчастный непременно познал радость быть светлым и добрым, освященным и настоящим!

Иван Шмелев читает: “Православие страшно победоносно. В присутствии благодатного наставника мы видим, что это так. Жизнь как таковая становится выражением переживания присутствия Святого Духа.

Так, игумен Дорофей, ссылаясь на своих святых наставников Варсонофия и Иоанна, говорил, что единственное беззаботное и несчастливое состояние – это состояние послушника, уповающего на Христа и старца.

Читайте также:
Страшно крестик потерять?: развеевание мифов, бытовые заблуждения

Сам авва Дорофей, будучи послушником, терпел оскорбления от некоторых своих братьев, а также столкнулся с самым страшным искушением от врага человечества. Однако Дорофей не был глубоко уязвлен скорбями, так как воспринимал каждую скорбь как часть Божьего Промысла, который в конечном итоге привел его к чистоте и свету.

Все духовное в жизни и послушание строится на любви. Ученик отрекается от себя через любовь и испытывает сладость исполнения воли любимого человека, через которого говорит Сам Бог.

Легко и правильно относиться ко всему – это дар послушания. Исполняя волю Божью, ученик обнаруживает, что она находится в гармонии со всем самым лучшим и светлым, что есть в нем самом. Более того, Божья воля по отношению к нему имеет черты личной уникальности, в которой заключена вся нежность Христа по отношению к этому конкретному человеку. Таким образом, ученик начинает жить вне своих страстей и в соответствии со своим уникальным предназначением. Вспомним композитора Арво Пярта, который стал великим христианским композитором после посещения старца Софрония Сахарова, а не хранителем храма.

От слов, мыслей и поступков ученика начинает исходить видимый свет. Святой Дионисий Каламбокас говорит, что каждый старается занять место рядом с таким духовным сыном, потому что Дух Святой, сияющий в нем, согревает мир. Когда мы чувствуем такое тепло, нам становится хорошо, даже если мы далеки от веры. Ведь все, что нам нужно, – это любовь, а послушание Господу – единственный способ получить эту любовь. Любящих Его, Он знает, как их согреть.

О послушании монахов и мирян

Архимандрит Рафаил Карелин

Евангельские заповеди – это союз между Богом и человеческой душой. Образно говоря, это завет, в который человек вступает во время крещения. Он должен соблюдать все условия этого завета, чтобы его душа общалась с Богом. Взамен Господь обещает вечную жизнь и блаженство в раю; Он также обещает мистический союз человеческой души с Ним, то есть восхождение человека к бесконечным и абсолютным совершенствам Творца. Исполнение заповедей Евангелия – это вход, уже здесь, внизу, в Царство благодати, на пороге вечности.

Евангелие дано всем; оно постоянно и неизменно, твердо и нерушимо, как Божье Откровение. Но в самом Евангелии есть другой путь, который требует постоянного самоотречения, как бы распятия на Кресте: этот путь – для немногих. В отличие от евангельских заповедей, он называется евангельским советом. Она для тех, кто “способен вместить”, кто считает Бога главной целью и содержанием своей жизни, кто готов отказаться от всего остального ради Единого. Эти три заповеди – безбрачие, целомудрие, то есть ограничение себя в главном, и полное послушание духовному лидеру. Евангельский совет оставлен на усмотрение каждого христианина и должен выполняться добровольно. Никто не должен принуждать человека к безбрачию, нищете, даже обездоленности, и полному подчинению своей воли другим. Мы сосредоточимся здесь на третьем евангельском совете – послушании, вокруг которого запутался целый клубок недоразумений, искажений, злоупотреблений, а иногда и спекуляций.

Христианин должен быть послушен Богу в соблюдении заповедей, послушен священнику в храмовой жизни и христианской морали, но при этом у него остается свободная воля и выбор поступков, основанный на совести и нравственном чувстве. У него есть два ориентира: внешнее учение Евангелия и внутренний голос совести. Этот путь – для всех, но здесь человек сталкивается с трудностями и определенными опасностями: как исполнить евангельские заповеди в конкретных обстоятельствах, как отличить голос совести от тайных желаний нашей страстной души, ведь зло часто скрывается под маской добра. Именно здесь возникает необходимость в более опытном человеке, который может оценить наше духовное состояние и ситуацию, в которой мы оказались, и который может помочь нам бороться со страстями и правильно, хотя бы нравственно, решать возникающие проблемы. Поэтому послушание – это реальная необходимость, но возникают вопросы, недопонимания и ошибки относительно того, какие формы должно принимать это послушание.

Первая форма, наиболее распространенная и общепринятая, – это когда человек обращается к священнику или к человеку, опытному в духовности, например, к монаху, или когда женщина обращается к монахине и просит совета. Здесь у него есть выбор – принять, выполнить или отвергнуть совет. Эта беседа помогает ему понять свою ситуацию и найти правильный путь, но она ни к чему не обязывает его в будущем. Во-вторых, человек приходит к священнику за благословением, он уже сделал свой выбор, но просит священника подтвердить этот выбор своим благословением и Божьей благодатью, чтобы она действовала вместе с ним. Человек, получивший благословение, уже несет ответственность за его выполнение и должен прилагать для этого усилия, но если возникают дополнительные препятствия, то выполнение благословения не является обязательным: соблюдение самого благословения запрещено, а пренебрежение им – грех.

Третий – когда человек оставляет священнику право решать, что делать в конкретном случае, как будто он указывает путь на перекрестке нескольких дорог. Такое благословение в большей степени обязывает человека, который должен его исполнить. В этом случае он должен приложить все усилия, чтобы выполнить его, и только когда это явно невозможно, он должен снова обратиться к тому же священнику, объяснить свои обстоятельства и попросить о повторной оценке – оставить благословение или изменить его. Если кто-то нарушит благословение, которое он добровольно принял, то это станет препятствием в будущем.

Один из взглядов нашего времени заключается в том, что человек должен полностью отдать контроль над своей волей избранному служителю. Послушание и отдача – это не одно и то же. Часто люди слушают учителя, слушают родителей, но не отдают им свою волю, которая является главным свойством благочестивой натуры, – свободу. В конечном счете, человек должен хотеть следовать примеру своего наставника, чтобы дать ему свою волю, но некоторые священнослужители требуют от своих прихожан беспрекословного послушания и фактически становятся маленькими диктаторами в своем приходе. Бывают даже такие возмутительные случаи, когда священник спрашивает на исповеди: “Кто ваш духовный отец?”. Если человек говорит, что ходит в храм, но не выбрал себе духовного отца, ему говорят: сначала выбери, потом исповедуйся. В случае с другим священнослужителем ему отвечают с еще большим раздражением: “Ну, иди и причащайся у него”. Такие пасторы сами делят Тело Христово на части и присваивают себе то, что принадлежит Богу. Уже апостол Павел осуждал неразумную приверженность верующих к своим наставникам, которые говорили: “Павел есть Аполлос, Кифа есть Кифа”, как грех против единства Церкви. Правы только те, кто считал себя Христовым. Пастырь еще не хозяин стада. Даже апостол не может принять от верующих ту честь, которая принадлежит Христу. Тех, кто называл себя паулинами, апостол Павел особенно упрекал: “Разве Павел умер за вас? “. В сравнительно недавние времена юродивые почитатели праведного Иоанна Кронштадтского создали внутри Церкви свою общину, которая была осуждена Синодом Русской Церкви как секта. Сам апостол Иоанн отлучил этих людей от общения. Но мы можем наблюдать и другую картину, как некоторые духовные лидеры сознательно и целенаправленно создают вокруг себя почитание, атмосферу экзальтации, пытаясь превратить уважение и доверие в некий культ. В большинстве случаев ими движут две страсти: тщеславие и корысть. Так в епархии появляются другие невидимые епархии, а в приходах – замкнутые общины, как бы элита прихожан, особо преданных своему священнику. Помимо проповеди для всех, он ведет с ними отдельные беседы, которые можно назвать интимными разговорами. Некоторые люди в церкви считают, что у них особое положение.

Читайте также:
Крещенская и «богоявленская» вода — разная: развеевание мифов, бытовые заблуждения

Поэтому Церковь едина, и священник не имеет права отказать христианину в исповеди и причастии на том основании, что он не является его духовным чадом. Каждый христианин входит в единую Церковь, и в каждом храме духовно представлена единая небесная и земная Церковь, так что ни в одном храме христианин не должен чувствовать себя чужим. Врач не имеет права отказать в помощи пациенту, потому что он не приписан к его больнице. Таким образом, человек имеет право выбрать себе духовного отца в том смысле, что он слушается его лично, и имеет право пользоваться только его советами. Существует также вид полного послушания духовным старцам, но он чрезвычайно труден и почти невозможен для современных мирян в его прежнем объеме. Это печальная реальность, но ее не следует избегать в заблуждении, чтобы не привести к разочарованию и даже упадку духа. Когда мы читаем Патеры, мы чувствуем аромат Фиваиды и Нитрийской пустыни. Теперь они засыпаны песком, в прямом и переносном смысле. Монахи когда-то были орлами, парящими в небесах, и могли видеть своим духовным зрением то, что делалось в бездне. Их больше нет и никогда не будет, хотя отдельные аскеты могут появиться как доказательство того, что благодать еще не исчезла из Церкви.

Вот пример из истории. Византийский царь Василий, прозванный Болгаром, захватил армию из 10 000 болгар. Он приказал разделить пленников на сотни, выколоть им глаза, и чтобы у одного из сотни был только один глаз. Эти одноглазые поводыри должны были привести армию слепых на их родину – в Болгарию. И теперь, простите меня, но по сравнению с прежними, сегодняшние гиды похожи на одноглазых поводырей, ведущих толпу слепых. Слепые изнемогают, падают, с трудом встают и снова идут; одноглазые теряются и снова выходят на тропу. Многие умирают от истощения, но остаткам армии удается вернуться на родину. Одноглазый поводырь не особенно надежен, но если слепой откажется от его помощи, ему будет несравненно труднее ходить.

Сегодня в мире ведутся новые дебаты о полном послушании, в которых много ссылок на святых отцов, писавших свои наставления в основном для монахов. Но следует помнить, что монашеская жизнь радикально отличается от мирской, и то, что необходимо в монастыре, может быть невозможно для живущих в миру, а в некоторых случаях может даже сломить их духовно, и полное послушание в конце концов превратится в отказ от всякого послушания. Человек, обремененный большим грузом, уже не в состоянии нести даже малый груз. Послушание необходимо в монастыре, на нем основана вся структура монастыря, но самому монастырю нужен старший наставник, прошедший школу послушания как живую традицию монашеской жизни. Пусть он несовершенен, духовно болен по сравнению со старшими подвижниками, но он должен быть единомыслен с ними, как горящая свеча светильника.

Она должна быть как живая нить монастырских традиций, передаваемая от человека к человеку – без нее монастырь будет подобен зданию без прочного фундамента, без нее монастырская жизнь будет продолжаться постоянным зигзагом. Никакие книги, никакие тренинги, никакие экзамены не могут заменить относительно небольшой, но реальный духовный монашеский опыт.

Человек, который учится у подвижников и перенимает их опыт, знает о монашеской жизни больше, чем ученый, написавший обширные эссе о творчестве святого Григория Паламы или преподобного Симеона Богослова. По моему убеждению, монастырь держит старец Духовник. Псково-Печерская Лавра, Троице-Сергиева Лавра, Глинский Эрмитаж, Оптина стали символами Православия благодаря своим старцам, которые там восходят.

В монастыре евангельский совет о послушании становится для монаха обетом, или клятвой. Но совершенное послушание – это не слепое послушание, в конце концов. Это должно происходить в рамках евангельской морали. Очевидные грехи, такие как ложь, утаивание, растрата и т.д., не могут быть оправданы никакой формой послушания – они являются патологией самого послушания. Монастыри на Святой Горе Афон являются образцом и примером самоотверженного монашеского послушания. Это особое место благодати, отделенное от мира, оплот монашества и маяк православия. Гора Афон – это дух древнего монастыря, но нельзя обобщать афонский опыт и механически переносить его устав на другие условия, как пересаживают растение, не учитывая климат и почву. Афонский опыт усваивается, но не переносится на весь мир.

Сторонники безусловного послушания в миру, похоже, не замечают различий между монахами и мирянами и, таким образом, предлагают одни и те же требования для тех и других.

Мы не должны забывать о разнице между нашим временем и золотым веком аскетизма, когда были созданы патерики. Говорят, что древние монахи знали, что христианский мир движется к духовному упадку. “Мы исполнили закон, – говорили они. Люди, которые пойдут после нас, исполнят половину, а те, кто будет жить в последние времена, не исполнят ничего, кроме скорбей и искушений; а те, кто перенесет их и сохранит веру, будут больше нас и наших отцов”. Именно отцы древнего мира, жившие в благочестивой атмосфере, говорили: “Мы подобны людям, плывущим по течению реки, но в конце века мы будем подобны тем, кто плывет против него”. Поэтому невозможно предъявлять к древнехристианским пресвитерам и послушникам те же требования, что и к современным верующим.

Страницы древнего Патера, которые мы читаем, благоухают, как цветы Фиваиды и Нитрии, но аскетический опыт египетских монахов, который они содержат, больше не может быть правилом в отношениях паствы с духовным отцом. Этот опыт может оставаться лишь духовным идеалом, предметом восхищения, но не подражания: это звезды, до которых мы не можем дотянуться руками, хотя и восхищаемся их красотой.

В моей жизни был один такой случай. Замечательная молодая мама такой же замечательной девятилетней дочери сказала мне, что ребенок хочет быть тихим и что она очень огорчена, потому что у нее долго не было сил быть тихой. Девочка серьезно спросила у матери, что ей делать, и предположила, что из-за своего рождения она долго не сможет вести себя правильно. Моя мама спросила меня, что ей следует сказать. Я сказал: “На такой аскетичный вопрос должен быть аскетичный ответ. И она посоветовала мне сказать дочери, что такую же проблему ставили перед собой монахи IV века. Они нашли решение: открыть воспитателю содержимое своего сердца, буквально сказав, что они думают о чем-то плохом, а воспитатель поможет им подумать и поступить правильно. А наставником девятилетней девочки, несомненно, является ее мудрая мама.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: