Поместные православные церкви – суть и понятия учения

Поместные церкви в Православной Церкви являются автономными и автокефальными. Автокефальные церкви полностью автономны и независимы в вопросах канонического и административного управления. По канонам автономные церкви в той или иной форме зависят от автокефальных (кириархических) церквей.

ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ

Квазиденоминация
Китайского происхождения

Эта организация также называется “Поместная церковь” или просто “Церковь” по названию населенного пункта: “Церковь в Москве”, “Церковь в Санкт-Петербурге”, “Церковь в Гонконге” и т.д. В английском варианте, однако, название содержит определенный артикль, например, “The Church in Moscow”, что подчеркивает особый характер церкви. Более точно название можно перевести как “Единственная церковь в Москве”. В России в последнее время эта организация все больше известна как “Церковь домашних собраний”.

I. Основные данные

Он известен как Ни Тошэн (1903 – 1972). Точнее, его имя – Вачман Ни, или “Сторож Ни”. Он также известен как Генри Ни или Ни Шуцзу.

Ни Тошэн родился на юге Китая в 1903 году, но крестился только в 1920 году. Он родился у родителей-методистов. Ни посещал несколько миссионерских школ, где разочаровался в христианстве и даже на некоторое время отошел от него. Однако под влиянием Доры Ю он вернулся к вере и поступил в библейский колледж, которым она руководила. Там он был впечатлен общением с китайскими евангелистами, которые проповедовали создание отдельной, независимой от империалистов китайской церкви. Они высмеивали западных протестантов за фарисейство, цепляние за мертвые формы и предательство живого духа христианства. Уже в 1922 году Ни Тошэн порвал со всеми группами и начал самостоятельно проповедовать Евангелие в Шанхае и его окрестностях. В 1927 году он собрал группу единомышленников и основал конгрегацию, которая со временем стала известна как “Христианское место встречи”, а позже – “Церковь зала собраний”. Чуман Ни много путешествовал по Китаю, проповедуя и основывая новые общины. Он осуждал “традиционализм” различных христианских общин и деноминаций, настаивая на том, что чрезмерная привязанность к ритуалам (в которой он обвинял протестантов) должна быть преодолена, и учил, что христиане должны объединяться на местах под руководством старейшин, не имеющих пасторского статуса.

На Вахмана Нее большое влияние оказали идеи Плимутского братства, основанного в Англии в 1831 году и активно занимавшегося миссионерской работой в Китае с начала двадцатого века. Плимутское братство проводило регулярные собрания у себя дома, уделяя особое внимание пророчествам и подготовке к Страшному суду, который должен был состояться в ближайшее время. Поведение его членов было строго регламентировано, и им категорически запрещалось общаться с членами других деноминаций. Вахман Ни активно сотрудничал с лондонским отделением братства, изучая методы проповеди и богословские идеи его главы, и даже сумел добиться финансовой поддержки. Однако в конце 1930-х годов он порвал и с ними, поскольку желал полной независимости и стремился основать церковь, свободную от иностранного влияния. От Плимутского братства Ни Тошена остались некоторые богословские идеи и гимны, например, “Гимны малого стада”.

В 1939 году Ни Тошэн отошел от религиозной деятельности и занялся бизнесом, основав вместе с братом фармацевтическую фабрику в оккупированном японцами Шанхае, которая вскоре начала приносить значительный доход. Он доверил управление общиной своему ученику Ли Чаншоу, известному как Свидетель Ли. В 1947 году Вачман Ни отправился на Тайвань, где основал еще одну фармацевтическую фабрику, а также купил землю и основал проповедническую школу. Сам Ни Тошэн не смог добраться до Тайваня, был арестован коммунистами и получил 15 лет лагерей. После начала культурной революции срок его заключения был продлен. Он провел в заключении в общей сложности 20 лет и умер в тюремном лагере 1 июня 1972 года. Его творческое наследие огромно: неполное собрание сочинений насчитывает 20 томов.

2. время основания:

3. Место основания :

4. Регион распространения :

Сегодня “поместная церковь” распространилась по всему миру. Больше всего последователей у него в США, Гонконге и Тайване. В феврале 1998 года на сайте “Поместной церкви” было указано, что она действует в 169 городах России, Украины, Беларуси, Армении, Латвии и Литвы. В 1996 году, по данным “Поместной церкви”, “Поместная церковь” насчитывала около 2000 действительных членов в России, но ее влияние гораздо больше, потому что книги Уочмана Ни и Уитнесса Ли и журнал “Поток” продаются миллионными тиражами и широко распространяются. Таким образом, местная церковь приобретает большое количество “сочувствующих”.

5. Местонахождение центра управления :

Калифорния, США

6. Организационная структура:

“Поместная церковь имеет жесткую иерархическую структуру. Жизнь всех членов общины строго контролируется руководством.

Члены “поместной церкви” разделены на первичные общины, “семьи”, каждая из которых проводит молитвенные собрания три раза в неделю. Четыре семьи образовали группу. По мере увеличения числа верующих семьи делились на ячейки по 15 человек, в каждой из которых было по два человека для участия в собраниях.

Читайте также:
Пятая заповедь: «Почитай отца своего и мать свою» - суть и понятия учения

7 Базовая литература

Ливры Уочмена Ни и Уитнесса Ли

У поместной церкви есть издательство под названием “Живой поток”. Однако формально она не является частью церковной структуры, поскольку это отдельное, независимое издательство (что всячески подчеркивается). В то же время все сотрудники издательства являются членами поместной церкви, а вся издаваемая литература имеет непосредственное отношение к церкви.

Издатели “Живого потока” выпустили собственный перевод Библии с английского на русский, украинский и армянский языки (так называемая “Восстановительная версия” или “Восстановительный перевод”). Публикации “Живого потока” особенно популярны среди баптистов и пятидесятников.

8. Периодические издания :

9. Другие СМИ :

10. Учебные заведения :

Ежегодная конференция в Лос-Анджелесе очень важна для подготовки миссионеров в поместной церкви. Конференция обычно длится одну неделю, после чего следует четырехнедельный семинар по подготовке проповедников. До своей смерти 9 июня 1997 года Уитнес Ли лично отвечал за подготовку миссионеров.

II. Учение

1. Происхождение обучения:

2. Краткое изложение учения:

Учение “поместной церкви” в целом мало отличается от протестантского, но его отличительной чертой является беспрекословное следование толкованиям Вахмана Ни и Уитнесса Ли, которые иногда характеризуются полной богословской безграмотностью или даже содержат откровенно гетеродоксальные мысли.

Свидетель Ли верил, что его действиями руководит непосредственно Сам Бог, и требовал от своих последователей безоговорочного послушания. В своих проповедях он раскрывает секрет своего совершенства как могущественного столпа Господа. Те братья, которые стремятся к совершенству, как Бенсон Филлипс и Джон Со, находятся в одной лодке, потому что у них нет собственных идей. Несколько дней назад брат Бенсон сказал, что единственное, что он знает, – это следовать служению брата Ли. Когда Джон Со оставался с нами в Лос-Анджелесе, он ничего не знал, но впитывал каждую деталь этого служения”. Уитнес Ли также заявил: “Не принимайте на веру, что это мое учение, это откровение Господа”. Следовательно, “Поместная церковь” имеет чистое, без примесей, христианское учение, основанное непосредственно на откровении от Бога.

Помимо поместной церкви, все христианские общины известны как “деноминации”. В отличие от этого слова, обозначающего негативную эмоцию, понятие “церковь” более позитивно и относится только к поместному собранию. Обычно утверждается, что человек может обращаться к Богу в “деноминациях”, но полностью прийти к Нему можно только в “поместной церкви”. В других деноминациях тоже есть истинные христиане, но они не знают, что они истинные христиане. Кроме того, истинные христиане находятся там временно, потому что когда они узнают о существовании “Поместной церкви”, то сразу же идут туда. Если они этого не делают, то они не являются истинными христианами. Известно, что те, кто принадлежит к “деноминациям”, слепы. Христиане, которые обретают зрение, естественно, покидают поместную церковь и присоединяются к местной общине: “Только слепая овца может остаться в загоне”. Как только она открывает глаза, она перепрыгивает через забор и бежит на пастбище, к зеленой траве, к теплому солнцу, к свежему воздуху.

Хотя отношение к “деноминациям” далеко не мирное, оно также не является изолированным. “Что такое великий Вавилон? Это смесь христианства. У великого Вавилона много дочерей-блудниц, которые являются матерью блудниц. Католицизм – это церковь-мать, а все остальные деноминации – ее дочери”. Кроме того, “Мы просто отказываемся от религии – христианства. В начале своего существования Церковь была вынуждена отказаться от иудаизма. Сегодня мы отказываемся от христианства”.

Свидетель Ли объявляет католическую церковь “апокалиптической Иезавелью” из Фиатирской церкви, которая называет себя пророческой церковью и вводит в заблуждение детей Божьих (Откр. 2:20-23). Как говорит апостол Иоанн о Сардийской церкви, “ты носишь имя, будто жив, но ты мертв” (Откр. 3:1). Плимутское братство – это Лаодикийская церковь: “Вы ни холодны, ни горячи” (Откр. 3:15-16).

Ли утверждает, что истинное учение Христа было утрачено к концу второго века, и к тому времени почти ничего не осталось святого для Церкви, которая превратилась в “вавилонскую блудницу”. В результате к началу Реформации в XVI веке на земле воцарилась полная тьма. Однако через некоторое время после завершения работы над Новым Заветом Церковь утратила все важное, что можно было найти в Библии. В пятнадцатом веке все было потеряно. Было хорошо известно, что очень немногие люди много знают о Боге”. Свидетель Ли считает, что Мартин Лютер, граф Цинцендорф, моравские братья, Джон Уэсли, методисты и Плимутское братство внесли свой вклад в восстановление церкви. На их место пришли протестантские фундаменталисты, пятидесятники и евангелисты, но настоящими борцами за возрождение были те, кто принадлежал к общине Уитнесса Ли.

Читайте также:
Грехи и страсти - суть и понятия учения

Члены “поместной церкви” проверяют правдивость учений других христианских общин следующим образом: если учение отличается от учения Пшеничного Ли, оно считается ошибочным.

Однако на самом деле среди высказываний Уитнесса Ли есть теологические утверждения, которые с точки зрения исторического христианства являются откровенно еретическими. Например, одним из ключевых элементов его преподавания является концепция “смешивания” или “смешивания”. Согласно учению Уитнесса Ли, Бог создал человека для того, чтобы он мог “смешаться” с Ним в вечности. Тогда Бог перестает быть просто Богом и становится Богочеловеком (Христос – пример такого “смешения”). Человек также перестает быть человеком и становится человеком-Богом. Цель существования человека, таким образом, состоит в том, чтобы слиться с Богом. По словам Уитнесса Ли, в конце времен человек и Бог станут одним целым; человек сделает Бога частью Бога, а Бог сделает человека частью человека. Человек был создан нейтральным по отношению к Богу и сатане. В намерения Бога входило, чтобы нейтральный, невинный человек принял Бога в себя и соединился с Ним. Но человек согрешил и принял сатану в свое тело, смешался с ним и стал отчасти самим сатаной. На физическом плане это привело к тому, что тело стало сатаной в самом буквальном смысле, а душа оказалась заключенной в теле, так что она не имеет доступа к Богу и полностью отождествляется с сатаной. Наша падшая душа, наше внутреннее “я” – это сам дьявол, живущий в нас”. – Уитнес Ли пишет. Таким образом, злом считается не грех (бунт против Бога), а сама человеческая личность (на взгляды Уитнесса Ли, несомненно, повлияло его восточное происхождение).

Объясняя термин “смешивание”, Уитнесс Ли подчеркивает, что это полное слияние: “это как чай и вода – если вы подливаете чайную заварку в воду, то это делается единой “чайной водой”, в которой чай и вода уже неразделимы. До такой же степени наши тело и душа смешаны с сатаной, дух же наш умер после падения”. Однако у Бога есть Свой план спасения, который состоит в том же смешивании или слиянии. Христос стал первым человеком, который полностью смешался с Богом и в таком состоянии явился нам, чтобы оживить наш дух и чтобы через дух мы тоже могли смешиваться с Богом.
По утверждению Уитнесса Ли, если человек является истинным христианином (то есть принадлежит к “Поместной Церкви”), его дух, который был мертв, оживает и смешивается со Христом. Таким образом, он делается в полном смысле единым с Богом, становится Богочеловеком. Уитнесс Ли говорит, что поскольку Христос – Богочеловек, то мы, приходя в Его Церковь (“Поместную”), тоже становимся “боголюдьми”. “Мы можем различаться числом, но по природе мы с Ним абсолютно то же самое” – пишет он. Смешивание происходит постепенно. День за днем христианин впитывает Слово Божие (“ест и пьет Христа”), постепенно смешиваясь с Ним. Кроме того, всем верующим необходимо постоянно “смешиваться” друг с другом, чтобы в конце концов превратиться в единое, неразделимое тело. Тогда в единое тело может войти Святой Дух.

Несомненно, это учение о человеческой природе и спасении значительно отличается от общехристианского. Ни в одной из деноминаций христиане в целом не считают себя “богобоязненными” и не видят спасение как “смешение с Богом” или “растворение” в Нем. Такой взгляд на спасение более характерен для восточных религий. Единство Церкви также не подразумевает формирование однородной и безликой массы верующих.

Тема “смешения” переносится в христологию в учении Уитнесса Ли, что приводит к довольно неортодоксальным утверждениям. Например, поместная церковь верит, что божественная и человеческая природы во Христе смешались до такой степени, что в Нем осталась только божественно-человеческая природа. Уитнес Ли заявляет: “Его человеческая природа была присоединена к Божественной, и две природы, бывшие прежде раздельными, стали одной”. Такое учение явно противоречит христианскому учению о том, что “Христа можно познать в двух естествах, которые нераздельны, неслиянны, неразлучны, неразделимы” (Халкидонский собор).

Учение поместной церкви о Святой Троице следует древней ереси монархианства, или, скорее, ее разновидности – модализма (учение о том, что ипостаси Троицы являются лишь “образами” или “модусами” единого Бога). Уитнес Ли объясняет Троицу следующим образом: “Есть праведные люди, а есть люди с великой целью. Есть человек с великой целью, он просыпается в своем доме. Его дети приходят к нему, он для них отец. Затем он поступает в университет и там становится профессором. Затем он идет в больницу и там становится врачом. Так кто же он, отец, врач или учитель? Точно так же Бог является отцом с очень великой целью. Поэтому Он может быть Отцом, Сыном и Святым Духом”. “Бог во Христе прошел через долгий процесс: воплощение, распятие, воскресение и вознесение. Через этот процесс прошел тот же самый Бог из первой главы Бытия. Сегодня, после Своего приготовления, Христос Сам является животворящим Духом. Этот Христос, после Своего приготовления, теперь является животворящим Духом. Таким образом, по мнению Уитнесса Ли, сам Бог Отец был распят на кресте (ересь патрипассианства). Это богословие чуждо не только традиционным христианским церквям, но и протестантизму.

Читайте также:
Пост в православии - суть и понятия учения

Уитнес Ли даже зашел так далеко, что сказал, что Он – Бог: “Он – Отец, Он – Сын, Он – Дух, Он – Господь, Он – Христос”. “Он также есть свет, жизнь, пища, одежда, вода, воздух и жилище”. Уитнес Ли утверждает, что Бог – это также Церковь (имеется в виду “истинная”, т.е. “поместная церковь”). Она добавлена к Троице в качестве четвертой Ипостаси: “Они теперь четыре в одном, Отец, Сын, Дух и Тело, то есть Церковь”. Выражая божественную природу “Поместной Церкви”, это утверждение показывает важность верности и послушания со стороны последователей.

Примеры, приводимые Уитнессом Ли для объяснения Троицы, не без оснований воспринимаются многими как крайне примитивные и кощунственные. Он пишет:
“Покупая арбуз, вы предполагаете съесть его, а желудок займется перевариванием. Другими словами, вы предполагаете усвоить этот арбуз. Как это можно сделать? Сначала вы покупаете целый арбуз; потом режете его ломтями; затем, прежде чем арбуз попадает к вам в желудок, жуете его, пока он не превратится в кашицу. (. ) Я думаю, что это прекрасный пример Троицы. Обычно арбузы больше нашего желудка. Как можно проглотить большой арбуз, когда рот у нас маленький, а горло узкое? Прежде чем арбуз сможет принять размеры, удобные для еды, его нужно разрезать на ломти. Затем при еде он превращается в кашицу. (. ) Бог-Отец сопоставим с целым арбузом; Сын – с ломтями; наконец, Дух – с кашицей”.

Более того, Святой Дух – это “исцеляющая мультивитаминная таблетка”. Одной таблетки достаточно для удовлетворения потребностей пользователя. Представьте себе, какова эта таблетка! Лекарство находится в этой таблетке. Одна доза Святого Духа освободит вас от всех проблем” и т.д.

Такое примитивное понимание христианской доктрины ясно показывает Уитнесса Ли как человека совершенно невежественного в богословии и фактически плохо начитанного в вопросах христианства.

Сами члены “Поместной церкви” считают себя “неденоминационными протестантами”, но подавляющее большинство протестантов не признают их таковыми. Некоторые православные ученые, такие как Александр Дворкин, вообще не считают “Поместную церковь” христианской общиной, полагая, что эта организация “основана на восточном пантеизме и древних ересях, является тоталитарной сектой с элементами оккультизма и четко разработанными методами контроля над сознанием своих адептов”. Аналогичного мнения придерживается и Санкт-Петербургский центр апологетических исследований, который считает “Поместную церковь” “сектой”.

История устроения поместных Церквей

Апостолы своими действиями выражали присущее Церкви единство во множестве. Во время жизни всей Церкви они действовали вместе, но внутри поместных церквей они совершали свое служение независимо друг от друга, сохраняя единый дух среди окружающих их людей. Благовествуя и насаждая Церковь, апостолы учитывали местные условия и особенности и назначали пасторов, которым разрешалось самостоятельно направлять и организовывать внутреннюю жизнь церкви. Наряду с единой Церковью, апостолы уже упоминают отдельные церкви – Асийскую (1 Кор. 16:19), Македонскую (1 Кор. 8:1), Галатийскую (Гал. 1:2), Фессалоникийскую (1 Фес. 1:2), Фессалоникийскую (1 Фес. 1:2). Лаодикийской (Кол. 4, 16), Филиппийской (Флп. 1, 1), в Вавилоне (1 Пет. В Асии было семь церквей: Ефес, Смирна, Пергам, Фиатира, Сарды, Филадельфия, Лаодикия (Откр. 14,4.) 1, 11) и т.д. Их действия показали, что вселенская Церковь должна управляться собором иерархов всех поместных церквей в наиболее важных общих вопросах, в то время как поместные церкви должны управляться своими собственными иерархами в частных вопросах.

В последующие века развитие церковного порядка и численный рост Церкви постепенно закрепили разделение на церковные регионы. Канонический корпус, сформировавшийся на семи Вселенских соборах, выражал принцип внутреннего самоуправления в “каждой области” (Антиохия. (Антиохия 9) или “все народы” (Деяния 34) и осуждали преступления за пределами “границ” канонической территории каждой экклезиальной общины. Поскольку центром экспансии Церкви была Римская империя, ее административная структура оказала большое влияние на разграничение церковных регионов и их взаимоотношения.

Исторически сложилось так, что церковные регионы с наибольшей степенью автономии были известны как автокефальные церкви. Автономный церковный регион со значительной, но меньшей степенью независимости известен как автономная церковь. В истории Церкви появилось и исчезло несколько автокефальных и автономных церквей. В отношениях между поместными церквями правильный порядок этих процессов оставался одним из ключевых спорных вопросов вплоть до начала XXI века.

Читайте также:
Троица - суть и понятия учения

РАЗДЕЛ I. ФЕНОМЕН ПОМЕСТНЫХ ЦЕРКВЕЙ В ПРАВОСЛАВИИ. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОМЕСТНЫХ ЦЕРКВЕЙ

В православии, в церковно-административной практике, существуют отдельные, независимые, или автономные (поместные) Церкви, которые ни в коей мере не противоречат православию и не являются православными. Все они идентичны и разделены только географически, регионально, административно, но не идеологически (доктринально). В целом, существует только одна Вселенская Православная Церковь, которой руководит каждая поместная Православная Церковь.

Эта традиция восходит к ранней Церкви, к первым векам христианства. В этом отношении полезно обратиться к основанию разделения на поместные церкви.

Основания для разделения Единой Вселенской Православной Церкви на поместные церкви можно разделить на три группы:

1. основы, записанные в Писании. Согласно евангельскому повествованию, Иисус Христос повелел святым апостолам учить все народы и призывать их в Церковь (Матф. XXVIII, 19-20). С Духом Святым внутри, апостолы распространяли Евангельскую весть по всем известным территориям Средиземноморья, Балкан и Азии (Деян. II, 4, 9 – 11). Они разделили между собой свою проповедническую деятельность на различных территориях, вследствие чего святой апостол Петр считается прежде всего апостолом иудеев, святой апостол Павел – греков, а святой апостол Фома – персов и индийцев.

Апостолы проповедовали Евангелие в разных странах и основывали региональные (поместные) церкви, которые были частью единого церковного тела. В моноэтнических районах апостолы основали мононациональную церковь, где богослужения проводились на языке нации, а в районах, где население было преимущественно многонациональным, была основана многонациональная церковь. Одна из первых церквей, основанных апостолами, была в Иудее, затем последовали мононациональные церкви в Индии, Эфиопии и Галлии, смешанные церкви в Антиохии, Риме и Коринфе. В апостольских посланиях мы находим названия некоторых церквей: Асийская (1 Кор. XVI, 19), Македонская (2 Кор. VIII, 1), Галатийская (Гал. I, 2; 1 Кор. XVI, 1), Филиппийская (Фил. I, 1), Кенхрейская (Рим. XVI, 1) и другие.

Основывая поместные Церкви в разных странах, апостолы ставили во главе их пасторов, епископов, которым давали широкие права: управлять этими Церквами, самостоятельно вести их внутреннюю жизнь, учитывая местные особенности, традиции и условия. Апостолы сами создавали таким образом автономные церкви. Свидетельством того, что уже во времена апостолов таких церквей было довольно много, являются заключительные слова апостола Павла в его послании к Римлянам: “Приветствуют вас все Церкви Христовы” (Рим. XVI, 16).

2. Поскольку в первых трех главах Откровения семь церквей Асии (Ефес, Смирна, Пергам, Фиатира, Сарды, Филадельфия и Лаодикия) упоминаются поименно, то есть те, которые расположены на полуострове Малая Азия, можно сделать вывод, что это разделение церквей было основано на административном делении Римской империи. Большие церковные регионы назывались целыми округами (например, церкви Азии), а меньшие – провинциями (например, церкви Македонии). Управление отдельными церквями было сосредоточено в главных городах округов или провинций, где находились кафедры епископов.

3 Каноническое основание для разделения на поместные церкви, содержащееся в правилах апостольских, вселенских и поместных соборов). 34-е апостольское правило, например, говорит об административной автономии поместных церквей. Аналогичная идея выражена в правиле 9 Антиохийского собора: дела поместной церкви должны решаться ее епископатом во главе с первым епископом. Правило 6 Второго Вселенского Собора, касающееся случаев обвинений или обвинений против епископов, предписывает обвинителям представить “свои обвинения всем епископам данной области”, что также говорит об общем решении всего епископата в делах поместной Церкви.

2-е правило Второго Вселенского Собора требует от всех поместных церквей воздерживаться от распространения своей власти “на экуменические церкви за пределами их региона”. “.

Поэтому правила Вселенской церкви защищают суверенитет поместных церквей и запрещают вмешательство одной поместной церкви в дела другой.

В раннехристианские времена поместные церкви, имея собственную иерархию, были независимы друг от друга в плане внутренней структуры и управления. В конце концов, эти независимые церкви стали известны как автокефальные церкви.

Автокефальная церковь имеет своего собственного епископа и руководящий орган, независимый от других властей. Другими словами, это независимая, самоуправляемая церковь [1].

Автокефалия (независимость) поместных православных церквей как части единой вселенской Церкви Христа не является абсолютной, а зависит от характера сферы их деятельности. Поэтому давайте рассмотрим, что является общим, единым и обязательным для всех поместных церквей, а в каких областях поместные церкви могут быть независимыми.

Единственным (общим) для всех поместных церквей является :

1. Догматическое учение. Иисус Спаситель принес на землю православное учение об истине. Поэтому Церковь имеет право свято хранить, выражать и толковать истину Божию, ни в коей мере не изменяя ее сути;

Читайте также:
Десять заповедей Божьих: введение - суть и понятия учения

2. Каноническая доктрина, вытекающая из основ вероучения. Каноническое учение включает в себя правила апостолов, правила Вселенских соборов, правила десяти Поместных соборов и правила святых отцов.

Каноны, однако, не являются догматами. Поэтому каждая поместная православная церковь может устанавливать свои законы, регулирующие ее организацию и управление, не нарушая ни одного догматического учения (например, таков Устав поместных православных церквей).

Каноны, требующие полного единства в вере и учении, оставляют поместным церквям полную свободу в административной сфере. Автономия поместных церквей выражается следующим образом:

1. Это право церквей практиковать все таинства, которые они желают, в сфере богослужения (освящение для себя Святой Земли, канонизация святых, сочинение и введение новых гимнов и др.) );

(2) Поместные церкви обладают полной автономией в судебной сфере;

3. Поместные церкви имеют право созывать свои собственные советы (поместные советы);

4. Каждая поместная церковь может взять на себя инициативу по созыву экуменического собора.

Признание автокефалии

Только церковная организация с верховной властью имеет право основать новую автокефальную церковь. В настоящее время эта власть принадлежит епископату всей Православной Церкви или епископату каждой из существующих автокефальных церквей.

В соответствии с церковно-каноническими нормами, автокефалия новой церкви может быть предоставлена тремя высшими церковными властями:

– Вселенский собор (но Вселенский собор – крайне редкое событие в истории Церкви);

– Исторически традиционным фактором провозглашения автокефалии была воля епископата (поместного собора) ранее существовавшей автокефальной церкви. Поместный собор существующей автокефальной Церкви может не только предоставить автокефалию части своей Церкви, но и отозвать ее;

В исключительных случаях епископ может предоставить временную автокефалию части существующей автокефальной церкви без разрешения этой церкви. Таких случаев два: 1) если центральная власть кириархальной Церкви (то есть Церкви, от которой отделилась часть епископов) уклонилась в ересь (15-е правило Двукратного Собора); 2) если эта часть Церкви по какой-то причине полностью отделена от Матери-Церкви или если центральная власть кириархальной Церкви бездействует (37-е правило Шестого Вселенского Собора). Временная автокефалия не становится постоянной без согласия кириархальной Церкви.

Ни одна Церковь не имеет права предоставлять автокефалию части Церкви (например, церковному региону), которая находится под юрисдикцией другой автокефальной Церкви. В противном случае это будет являться неканоническим вмешательством во внутренние дела Автокефальной Церкви, в юрисдикции которой находится данная часть Церкви (церковный регион).

12-е правило Четвертого Вселенского Собора указывает, что государство (или светские власти вообще) не имеет права объявлять церковь автокефальной.

Следует помнить, что автокефалия предоставляется только той Церкви, которая достигла самостоятельной жизни и обладает внутренней способностью существовать независимо от других церковных властей.

Согласно истории, суть автокефалии Церкви заключается в том, что ее первый епископ, как и другие епископы, должен быть избран и рукоположен ее собственными епископами, а не другими епископами. (1) Правило Апостолов гласит, что два епископа должны рукополагать епископа. Таким образом, для автокефалии церкви требуется как минимум три епископа.

Что касается критериев автокефалии (т.е. законности административно-территориального отделения одной Церкви от другой), то с учетом исторического опыта развития Церквей можно выделить два таких критерия. Стремление к независимой Церкви всегда признается в независимом государстве, т.е. политическая независимость государства обуславливает независимость Церкви в нем. Ярким примером этого могут служить события церковной жизни в Украине в начале 1990-х годов, связанные с образованием независимого государства Украина. Во-вторых, каждый народ со своим национальным сознанием и культурой желает иметь свою независимую церковь. Истоки автокефальных православных церквей можно проследить в ряде балканских государств (Греция, Сербия, Румыния).

Однако в действительности Церковь может не считать для себя обязательными ни государственные, ни национальные принципы, но часто руководствуется только одним мотивом: благом Церкви. Поэтому для получения автокефалии Церковь должна не только иметь достаточное количество пастырей и паствы, но и единодушное мнение всей своей полноты (как клира, так и мирян), что провозглашение автокефалии необходимо для блага самой Церкви и станет условием ее более успешного развития.

Концепция экклезиастической автономии

Термин “автономия” вошел в церковный лексикон из гражданского права. В светском праве этот термин обозначает местную организацию, имеющую право на автономию в рамках основного положения (конституции) государства.

Автономная церковь – это церковь, которая самостоятельно избирает епископа на своем поместном соборе, который затем утверждается патриархом автокефальной церкви, в составе которой существует автономная церковь. Архиепископ В. Цыпин определяет автономную церковь как поместную церковь “с очень широкой, но не полной независимостью” [2].

Читайте также:
Святые - суть и понятия учения

Зависимость автономной Церкви от автокефальной проявляется в том, что дочерняя Церковь (т.е. автономная Церковь) должна принимать святое миро от своей Церкви-матери, подчиняться ее суду и обращаться к ней за решением важнейших вопросов церковной жизни. Ее юрисдикция определяется уставом, полученным от Матери-Церкви. Устав автономной Церкви предусматривает, что каждый из ее епископов или первый епископ должен почитать имя Предстоятеля Матери-Церкви в знак своей зависимости от Матери-Церкви. В пределах своих границ автономная Церковь самостоятельно распоряжается своей внутренней жизнью.

В отличие от автокефальной церкви, автономная церковь не имеет собственной независимой цепи апостольского преемства, поскольку ее первый епископ или все епископы получают свое рукоположение от Матери-Церкви. Поэтому автономная церковь не обязательно должна иметь определенное минимальное число епископов. Автономная церковь может быть митрополичьим округом, отдельной епархией, приходской общиной или даже монастырем.

В настоящее время существуют три автономные церкви: Финская церковь, Критская церковь (зависимая от Константинопольской православной церкви) и Японская церковь (подчиненная Русской православной церкви). Одна автономная церковь представлена одним монастырем – Синайским монастырем святой великомученицы Екатерины, который находится в зависимости от Иерусалимского патриархата.

Церковь получает каноническую автономию только от материнской Церкви, частью которой она остается.

Вопросы и задания по направлению

1) В чем причины разделения на поместные церкви в православии?

2. Дайте определение “автофтонной церкви”.

3 Что является общим для всех поместных Православных Церквей?

4. Какова независимость автокефальных церквей?

5. Являются ли автономные церкви и автокефальные церкви одним и тем же? Чем характеризуется автономная церковь?

Перечень ссылок.

Бессонов М. Н. Православие в наше время. М., 1990.

Поместные православные церкви: Сборник. Москва, 2004.

Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей: Учебное пособие. В 2 т. М., 1994.

Цыпин В., прот. Православная энциклопедия об автокефалии Церкви. Т. 1. М., 2000. С. 199 – 202.

Цыпин В., протоиерей, автономная церковь // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 203 – 204.

ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ

Л ОКАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ. Православная христианская церковь с собственной юрисдикцией, называемой канонической территорией, как внутри, так и вне государства, автономная в своем внутреннем управлении.

Вселенская православная церковь состоит из отдельных поместных церквей, которые в свою очередь состоят из епископий (епархий), а епархии – из приходов. Все поместные церкви исповедуют одно и то же учение, которое с самого начала хранит Вселенская Православная Церковь. В своем территориальном разделении друг от друга поместные церкви соответствуют политико-административным делениям и государственным и административным границам. Термин “поместная Церковь” используется из-за особенностей канонического устройства Церкви и традиционной для Православия тесной связи Церкви и христианского государства (принципы их взаимоотношений, называемые симфонией властей, были разработаны в Византии и выражены в шестой новелле императора Юстиниана I).

В древ­ней Церк­ви до середины III века ка­ж­дая епи­ско­пия, то есть ме­ст­ная Цер­ковь во гла­ве с епи­ско­пом, пре­ем­ни­ком апо­сто­лов, об­ла­да­ла са­мо­стоя­тель­но­стью. Во 2-й половине III века ста­ла скла­ды­вать­ся по­ме­ст­ная струк­ту­ра: епи­ско­пы пер­вен­ст­вую­щих го­ро­дов про­вин­ций Римской им­пе­рии ста­ли пред­се­да­тель­ст­во­вать на епи­скоп­ских со­бо­рах сво­их про­вин­ций. В 34-м Апо­столь­ском пра­ви­ле о них ска­за­но: «Епи­ско­пам вся­ко­го на­ро­да по­до­ба­ет знать пер­во­го в них и при­зна­вать его как гла­ву. ». Ис­то­рический кон­текст од­но­знач­но го­во­рит о том, что под «на­ро­дом» в ка­но­не под­ра­зу­ме­ва­ет­ся тер­ри­то­рия, за­ня­тая тем или иным на­ро­дом, а не на­цио­наль­ность (эт­нос): про­вин­ции Римской им­пе­рии со­ста­ви­ли зем­ли, на­се­лён­ные пле­ме­на­ми, под­верг­ши­ми­ся в своё вре­мя эл­ли­ни­за­ции или ла­ти­ни­за­ции. Таким образом, в ос­но­ве административного де­ле­ния Церк­ви ле­жит тер­ри­то­ри­аль­ный, а не национальный прин­цип. По­это­му пра­во­слав­ные хри­стиа­не лю­бой на­цио­наль­но­сти, про­жи­ваю­щие на од­ной тер­ри­то­рии, окорм­ля­ют­ся од­ним епар­хи­аль­ным епи­ско­пом и вхо­дят в од­ну поместную церковь (по сло­ву апостола Пав­ла, во Хри­сте «нет ни Ел­ли­на, ни Иу­дея, ни об­ре­за­ния, ни не­об­ре­за­ния, вар­ва­ра, Ски­фа, ра­ба, сво­бод­но­го…» (Кол. 3:11)). Со вре­ме­нем пер­вые епи­ско­пы ста­ли на­зы­вать­ся ми­тро­по­ли­та­ми, по­то­му что на административном язы­ке Римской им­пе­рии ми­тро­по­лия­ми (греческое μητρ&oxia;οπολις – го­род-мать) име­но­ва­лись цен­тры про­вин­ций (тер­мин «ми­тро­по­лит» упо­ми­на­ет­ся уже в ка­но­нах I Все­лен­ско­го со­бо­ра (325)). Это оз­на­ме­но­ва­ло по­яв­ле­ние пер­вых поместных церквей. Позд­нее про­цесс ук­руп­не­ния по­ме­ст­ной струк­ту­ры при­вёл к об­ра­зо­ва­нию поместных церквей в гра­ни­цах дио­це­зов во гла­ве с ар­хи­епи­ско­па­ми; в V веке поя­ви­лись пат­ри­ар­ха­ты. В то вре­мя (до раз­де­ле­ния церк­вей в 1054 году) в чис­ло поместных церквей вхо­ди­ла и Римская цер­ковь. При сло­жив­шей­ся во 2-й половине 1-го тысячелетия сис­те­ме пен­тар­хии (5 пат­ри­ар­ха­тов) в то же вре­мя су­ще­ст­во­ва­ли поместные церкви, ко­то­рые воз­глав­ля­лись не пат­ри­ар­ха­ми, а ар­хи­епи­ско­па­ми, например Кипр­ская цер­ковь. Хо­тя ме­ж­ду по­ли­тическим про­цес­сом об­ра­зо­ва­ния но­вых го­су­дарств и, как след­ст­вие, из­ме­не­ния государственных гра­ниц и об­ра­зо­ва­ни­ем или уп­разд­не­ни­ем поместной церкви нет ав­то­ма­тической свя­зи, тем не ме­нее в ис­то­рии в ре­зуль­та­те этих по­ли­тических про­цес­сов од­ни поместные церкви, ут­ра­чи­вая са­мо­стоя­тель­ность, вхо­ди­ли в со­став дру­гих или объ­е­ди­ня­лись с ни­ми, или, на­обо­рот, церк­ви об­ре­та­ли ста­тус поместных церквей, вы­де­ля­ясь из су­ще­ст­во­вав­ших ра­нее бо­лее круп­ных об­ра­зо­ва­ний.

Читайте также:
Небесные силы - суть и понятия учения

Территориальный принцип трудно соблюдать вне канонических границ поместных церквей (как, например, в современной Западной Европе): церкви, находящиеся на одной территории, имеют параллельную юрисдикцию.

Поместные церкви делятся на автокефальные и автономные. Автокефальная церковь – это автономная поместная церковь, которая не зависит от какой-либо другой поместной церкви (см. автокефалия). В начале 21 века насчитывалось 15 автокефальных поместных церквей. В порядке диптиха (списка) РПЦ это: 9 патриархатов – Константинопольская православная церковь, Александрийская православная церковь, Антиохийская православная церковь, Иерусалимская православная церковь, Русская православная церковь, Грузинская православная церковь, Сербская православная церковь, Румынская православная церковь, Болгарская православная церковь; 3 церкви, возглавляемые архиепископами – Кипрская православная церковь, Элладская православная церковь, Албанская православная церковь; 3 церкви, возглавляемые митрополитами – Польская православная церковь, Православная церковь в Чешских землях и Словакии, Православная церковь в Америке. Константинопольская православная церковь и некоторые другие поместные церкви используют несколько иной диптих: Православная церковь в Америке, чей автокефальный статус не признается Константинопольской церковью и некоторыми другими поместными церквями, и Грузинская церковь следуют за Болгарской церковью.

Автономные церкви имеют очень большую, но не полную автономию. Основное различие между автокефальными и автономными церквями заключается в том, что первые имеют независимую апостольскую цепь преемственности: епископы автокефальной церкви, включая первого, рукополагаются епископами этой церкви, в то время как рукоположение первого епископа автономной церкви санкционируется епископами автономной церкви. […] […]

Термин “независимая церковь” является новым, но это явление было известно уже в античности и в средние века. Примером церковной автономии является Русская Церковь до получения автокефалии (1448), когда она была территориально, этнически и политически отделена от кириархальной Церкви (Константинопольской Православной Церкви) и зависела от нее лишь в ограниченной степени, что явно отличало ее от других Константинопольских митрополий.

В начале 21 века существуют четыре автономные церкви: Синайская архиепископия под юрисдикцией Иерусалимской церкви, Финская автономная православная церковь под юрисдикцией Константинопольской церкви, Японская автономная православная церковь и Китайская автономная православная церковь под юрисдикцией Русской православной церкви.

В католицизме его универсалистский централизм исключает ту степень автономии поместных церквей, которая имеет место в православии. Поэтому в католицизме нет поместных автокефальных церквей. В современной Римско-католической церкви, однако, допускается некоторая местная автономия (право митрополитов контролировать подчиненные епархии с канонической властью, определенные права провинциальных соборов епископов и конференций, а также особый статус Восточных католических церквей).

Распространение

Православие исторически широко распространено на Балканах среди греков, болгар, сербов, черногорцев, македонцев, румын и некоторых албанцев; в Восточной Европе – среди восточнославянских народов, а также среди гагаузов, грузин, осетин, молдаван и, вместе с русскими, среди некоторых других народов Российской Федерации.

Число прихожан не может быть точно определено, так как государственные и церковные власти в ряде стран традиционного православия не ведут учет членов; по приблизительным оценкам в начале 21-го века их было от 225 до 300 миллионов[9][10][11][12], что делает православие вторым по величине христианским сообществом после Римско-католической церкви.

В современном мире странами с преобладающим православным населением являются: Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина (включая провинцию Республика Сербская), Кипр, Грузия, Греция, Македония, Молдова, Черногория, Румыния, Россия, Сербия и Украина. Православие также распространено в Северном Казахстане, Осетии и на Алеутских островах американского штата Аляска. Он также присутствует в Эстонии, Латвии, Кыргызстане и Албании.

Поместный Собор: вопросы и ответы

Накануне Поместного Собора Русской Православной Церкви наблюдается большой интерес к теме церковных соборов и их традиции в Русской Церкви. Наиболее часто задаваемые в связи с этим вопросы прокомментировал протоиерей Павел Великанов, научный консультант Пресс-службы Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви, секретарь Ученого совета Московской духовной академии, главный редактор портала “Богослов.ру”.

— Отец Павел, расскажите, пожалуйста, что такое Поместный Собор? Какое место он занимает в системе церковной власти?

– Поместный Собор входит в систему высшей церковной власти и управления наряду с Архиерейским Собором и Священным Синодом, возглавляемым Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси.

В системе высших церковных властей, согласно пункту 1 раздела II Устава Русской Православной Церкви 2000 года, высшей церковной властью в вопросах вероучения и канонического порядка является Поместный Собор.

Собор состоит из архиепископов, представителей духовенства, монахов и мирян и уполномочен толковать церковное учение, решать канонические, литургические и пастырские вопросы, канонизировать святых, определять и корректировать принципы церковно-государственных отношений. Исключительной прерогативой Поместного Собора является избрание Патриарха Московского и всея Руси.

Читайте также:
Восьмая заповедь: «Не кради» - суть и понятия учения

– Кто обладает правом созыва муниципального совета?

– Собор не имеет периодичности в своем созыве. В зависимости от ситуации он может быть созван решением Архиерейского Собора или, в исключительных случаях, Патриархом (Местоблюстителем) и Священным Синодом. В исключительных случаях Местоблюститель и Священный Синод могут созвать Поместный Собор в случае смерти Святейшего Патриарха.

– Расскажите, кто, как и почему принял решение о созыве Местного совета в 2009 году?

– Решение о созыве Поместного Собора и проведении его 27-29 января 2009 года было принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, которое состоялось в Патриаршей резиденции Данилова монастыря под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола 10 декабря 2008 года (Дневник № 96). На синодальном заседании также присутствовали члены Священного Синода, как постоянные, так и временные, которые были вызваны для участия в данном заседании.

Как указано в главе IV, разделе 16 Устава 2000 года, Собор был созван в связи со смертью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и необходимостью избрания нового Предстоятеля Русской Православной церкви.

Когда Поместный Собор созывается Патриархом (Патриаршим Местоблюстителем) и Священным Синодом, а не Архиерейским Собором, как это было 10 декабря 2008 года, ему обязательно должен предшествовать Архиерейский Собор. Синод постановил, что заседание Совета епископов должно состояться в Храме Христа Спасителя 25-26 января 2009 года. (Законы № 96).

– Можете ли вы объяснить, какие документы регламентируют работу муниципального совета?

– Основным документом, на котором основывается работа Поместного Собора, является Устав Русской Православной Церкви 2000 года. Устав содержит перечень документов, которые регулируют работу Местного совета. Они включают программу заседаний Совета, повестку дня, правила процедуры и структуру Совета. Поскольку Поместный Собор созывается в 2009 году Патриаршим Местоблюстителем и Священным Синодом, проекты вышеуказанных документов сначала утверждаются Архиерейским Собором, а затем передаются на утверждение Поместного Собора.

Специально созданная комиссия по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви разработала проекты повестки дня, плана и регламента, которые были предложены на рассмотрение Архиерейского Собора на заседании Священного Синода 24 декабря 2008 года (журнал № 104) под председательством Патриаршего Местоблюстителя.

– Почему необходимо проводить Епископский Собор накануне Поместного Собора?

Согласно Уставу 2000 года, Архиерейский Собор должен состояться за день до Поместного Собора. Архиерейский Собор предшествует заседаниям Поместного Собора, независимо от того, кто был инициатором созыва Поместного Собора: Патриарх (Locum Tenens) и Священный Синод или сам Архиерейский Собор. Последний отвечает за подготовку Местного совета.

Архиерейский Собор готовит, предварительно утверждает и представляет Поместному Собору программу заседаний, повестку дня, регламент и структуру Собора (или утверждает эти документы, если Собор созывают Патриарх (Местоблюститель) и Священный Синод) и принимает другие решения, касающиеся развития Поместного Собора.

Архиерейский Собор 25-26 января 2009 года также важен для того, чтобы тайным голосованием были избраны три кандидата на Патриарший престол, отвечающие требованиям Устава.

Скажите, пожалуйста, кто определяет состав Местного совета?

– Устав 2000 года закрепляет правило состава местного Архиерейского Собора (епархиальные и викарии, которые по уставу являются членами Собора), а также представители духовенства, монашества и мирян (количество и порядок избрания последних трех категорий определяются Архиерейским Собором).

При необходимости Устав предусматривает процедуру избрания делегатов от духовенства, монашества и мирян на Священный Синод, включая их процентное соотношение. Если в таком случае принимается решение Синода, его должен утвердить Архиерейский Собор. Священный Синод принял 10 декабря 2008 года свод правил о составе поместного собора на основе этой нормы (журнал № 1996), которым он детализировал указания Устава относительно состава собора.

Согласно Положению, членами Поместного Собора являются: руководители синодальных учреждений (Управление делами Московской Патриархии, Отдел внешних церковных связей, Издательский совет, Учебный комитет, Отдел катехизации и религиозного образования, Отдел по благотворительности и социальному служению, Миссионерский отдел, Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, Отдел по делам молодежи), ректоры Духовных академий и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, викарии мужского и женского духовенства, Отдел по защите Святого Духа.

Кроме того, пять делегатов от семинарий избираются на ректорском собрании, а четыре делегата от женских ставропигий – на съезде настоятелей.

Согласно пункту 11 Регламента о составе Поместного Собора, три делегата (один клирик, один священнослужитель и один мирянин) избираются в каждой епархии Русской Православной Церкви и два делегата (один клирик и один мирянин) в приходах Патриархата в Канаде, США и Скандинавских стран.

По решению Священного Синода от 24 декабря 2008 года. (OJ № 105), список патриарших приходов, каждый из которых представляет двух делегатов на Соборе, был расширен за счет включения патриарших приходов в Туркменистане и Италии.

Читайте также:
Девятая заповедь: «Не лжесвидетельствуй» - суть и понятия учения

– Как епархии или патриаршие приходы избирают своих делегатов на Собор?

Устав от 2000 года и “Положение о составе Местного совета” от 10 декабря 2008 года не регулируют процесс избрания делегатов в Совет.

В “Положении” указано, что делегаты на Собор избираются епархиальным собранием (общим приходским собранием для Патриарших приходов в Канаде, в США, в Туркменистане, в Италии и в Скандинавских странах) в порядке, установленном самим собранием, из числа лиц православного исповедания, отвечающих качествам, указанным в пункте 32 главы XI Устава для членов русских православных приходов и проживающих в той епархии (приходе), от которой они избраны.

Может ли кто-нибудь, кроме членов Совета, присутствовать на заседаниях?

В разделе II, п. 16, Устав допускает участие приглашенных богословов, специалистов, наблюдателей и гостей, помимо членов Совета (хотя такое участие не допускается во время закрытых заседаний). Степень участия приглашенных лиц в заседаниях Совета отличается от степени участия членов Совета. Устав гласит, что в любом случае приглашенные лица не имеют права голоса.

Каков процесс квалификации для того, чтобы стать кандидатом на Патриарший престол?

– Кандидат на Патриаршество должен быть епископом Русской Православной Церкви и отвечать требованиям, изложенным в статье 17 раздела IV Устава, в частности: иметь высшее богословское образование, достаточный опыт епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку, пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа, а также “иметь доброе свидетельство от внешних” (1 Тим 3:7). Кандидат на патриарший престол должен быть не моложе сорока лет.

– Когда и в связи с чем были созваны Поместные соборы Русской православной церкви в ХХ веке?

– В XX веке было проведено несколько поместных соборов Русской православной церкви, основными актами которых были выборы предстоятелей Русской церкви и принятие положений и устава об управлении РПЦ.

Всероссийский Церковный Собор 1917-1918 годов, например, принял определения, реформировавшие высшее управление Церкви и епархиальное управление, а также определения по многим вопросам внутренней жизни Церкви. Собор утвердил соборно-патриаршую форму высшего церковного управления и избрал святителя Тихона (Белавина) на патриарший престол всея Руси. В специальном разделе портала Богослов.ру, посвященном Соборам и Патриархии, собраны практически все документы, связанные с этим Собором: постановления, протоколы, биографии членов Собора и отчеты о заседаниях.

Следующий Поместный Собор 1945 года был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского). Собор избрал на Патриарший престол митрополита Алексия (Симанского) и принял “Положение об управлении Русской Православной Церкви”, которое явилось правовым актом, устранившим вакуум правового регулирования деятельности высшего управления Русской Православной Церкви.

Поместный Собор 1971 года был созван по случаю кончины Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского). Участники Собора избрали Патриархом Московским и всея Руси митрополита Пимена (Извекова).

В этом году Поместный собор отмечал тысячелетие крещения Руси. На этом соборе был принят “Устав об управлении Русской православной церкви”, вобравший в себя многое из того, чего добился Всероссийский церковный собор 1917-1918 годов в деле создания высшего уровня управления в церкви. В отличие от него, Устав 1988 года имел несомненное преимущество: он юридически регламентировал статус, компетенцию, состав, внутреннюю структуру, порядок работы и принятие окончательных решений Архиерейского Собора, чего не было установлено Собором 1917-1918 годов и Уставом 1945 года.

В 1990 году состоялся поместный собор, посвященный памяти кончины Святейшего Патриарха Пимена (Извекова). Собор избрал на Патриарший престол митрополита Алексия (Ридигера), который служил Предстоятелем Русской Православной Церкви до своей блаженной кончины 5 декабря 2008 года.

– Какие вопросы, кроме избрания Патриарха, будут обсуждаться на предстоящем Поместном Соборе?

Вопросы повестки дня Поместного Собора утверждаются Архиерейским Собором, который направляет их на утверждение Поместному Собору. Последний имеет право вносить изменения в повестку дня после ее утверждения, добавляя новые пункты.

– Как вы знаете, интронизация нового предстоятеля Русской Церкви состоится в конце Поместного Собора. Не могли бы Вы объяснить значение этого термина в его церковном смысле?

– Слово “интронизация” буквально означает “возведение на престол”, синонимом которого в славянском языке является “воцарение”. Во время службы интронизации Патриарх возносится на епископскую кафедру. Место (трон) епископа в древности находилось на возвышенном месте, а позже было перенесено в центр церкви.

До сих пор сохранились древние храмы 5 и 6 веков, в которых кафедра представляет собой значительно высокое место, высотой до нескольких метров, к которому ведут несколько лестниц. Во внелитургический период кафедра Патриарха Российского располагалась справа от святых дверей, а царское место – слева, на правом переднем столбе храма.

Читайте также:
Православное богослужение: суточный круг - суть и понятия учения

– Как традиционно происходит восхождение избранного патриарха в Русской Православной Церкви?

Интронизация происходит во время Божественной литургии, когда новоизбранному Патриарху вручают патриарший посох и облачение. Собственно говоря, облачение Предстоятеля Церкви отличается от облачения других епископов. Прежде всего, это особый головной убор – белый куколь, на лбу и передних концах которого вышиты изображения шестикрылых серафимов, а на вершине куколя Патриарха находится крест. У митрополитов мантии синего цвета, а у других епископов – пурпурного. Мантии патриархов, однако, зеленые, а митрополитов – синие.

Во время службы патриарх надевает две панагии и крест, что также является особым отличием. Следует также упомянуть о патриаршем знаке отличия, который отличает служение патриарха от обычного служения епископа. Это пребендский крест, орел, который в средневековой Руси был знаком патриаршего почитания, а также патриарший посох и иерусалим, специальные сосуды, которыми патриарх-диакон совершает каждение.

Подробнее об этих и других элементах литургического облачения и богослужения патриарха, а также об истории присоединения в Византии и России см. раздел “Соборы и патриаршество” на Богослов.ру.

Титул вселенских Патриархов присвоили себе Константинопольские первоиерархи

В VI веке (при святом Минасе, 536-552) первые иерархи Константинополя приняли титул Вселенского патриарха. В 691-692 годах состоялся Трулчский собор. Он принял 36-е правило, которое устанавливало “порядок чести” первых пяти патриархатов: Римская империя, Константинополь, Александрия и Антиохия.

После раскола Западной церкви осталось четыре церкви. Позднее их число увеличилось, так как к ним присоединились другие епископы поместных православных церквей.

 Состав Поместных Православных Церквей по состоянию на 2016 год

Состав поместных православных церквей по состоянию на 2016 год

Положение каждой Поместной Православной Церкви определяется на основании диптиха – списка, в котором Первоиерархи Церквей перечислены в соответствии с важностью их кафедры. Поскольку автокефалия зависит от времени принятия Поместной Православной Церкви, порядок иерархии не может меняться.

В настоящее время Вселенская православная церковь включает девять патриархатов, шесть автокефальных и три автономные церкви Пятое место в диптихе с XVI века занимает первоиерарх Русской православной церкви – Патриарх Московский и всея Руси.

Современный порядок почетного старшинства (официальный порядок в диптихе) поместных Церквей возник после Великого церковного раскола: первое место на Востоке для Римского Престола (primus inter pares) перешло к Престолу Патриархов в Константинополе. Во втором тысячелетии нашей эры ряд новых автокефальных церквей последовали за Иерусалимским патриархатом в диптихе. С конца 20-го века существует 14 общепризнанных церквей и одна, признанная некоторыми автокефальными церквями (диптих в версии Московского Патриархата):

Иерархия поместных церквей порождена апостольской преемственностью

После основания Церкви Иисус Христос послал своих святых апостолов проповедовать Его веру народам. Со временем число христиан росло, поэтому апостолы уже не могли сами участвовать в жизни церквей.

Для того чтобы жизнь на местах продолжалась, они стали назначать среди новообращенных духовных лидеров христианских общин – пресвитеров. Церковь была не только местом поклонения, но и местом, где церковь была местом поклонения и где церковь была местом поклонения для церкви.

Видео: 9 июня 2013 года. Божественную литургию в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова возглавил ректор Духовной академии епископ Петергофский Амвросий.

После Великого входа епископ Амвросий рукоположил в священство диакона Константина Аристова, студента 4-го курса бакалавриата, а по окончании Евхаристического канона – диакона Кирилла Дашевского, студента 2 курса КФУ.

На 14-й секунде комментатор утверждает, что принятие Благословенного Таинства является необходимым условием для рукоположения в священника.

Это привело к появлению трехуровневой иерархии министров. Она состоит из диаконов (помощников, ассистентов пресвитеров), пресвитеров и епископов, которые занимают главное положение как носители высшей духовной власти.

Епископы несут ответственность за обучение вере, проведение богослужений и руководство церковью.

Для рукоположения в епископы требуется согласие не менее двух епископов.

Для рукоположения архиепископа требовалось три или два епископа. Епископ имел в своем подчинении одну епископию. Митрополиты – это крупные христианские общины, созданные в римских административных центрах.

Их епископы назывались митрополитами. Священники и верующие епископата образуют малые поместные церкви.

Иерархическая лестница РПЦ. Многие Поместные Православные Церкви имеют аналогическую структуру

Иерархическая лестница РПЦ. Многие поместные православные церкви имеют аналогичную структуру

Из этих небольших поместных церквей возникли поместные православные церкви. Более крупные церковные регионы возглавлялись патриархами. Это произошло в 5 веке. Канонические территории патриархатов стали делиться на епархии.

Епископы подчинялись митрополитам, а митрополиты – патриархам. Во многих поместных церквях эта иерархия сохраняется и по сей день.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: