Похвала Пресвятой Богородице: история, описание, фото

Каждую субботу Великой Четыредесятницы совершается Литургия Иоанна Златоуста. К Евангелию дня, посвященного Богородице, добавляется дополнительный фрагмент Евангелия.

Похвала Пресвятой Богородице: история, описание, фото

” Тот образ, который написан с благоговением, впитывает от благоговейного иконописца Благодать Божию и передает людям вечное утешение. Многое зависит от душевного состояния иконописца, когда он “перерисовывает” себя в иконе, которую пишет. “. “Иконы продолжают проповедовать век за веком. Если кто-то испытывает боль, то взгляд на икону Христа или Божьей Матери приносит утешение”.

Акафист Похвала Богородице

В акафисте Богородице мы молимся и почитаем Ту, Которая родила Спасителя мира. Каждый год, в пятое воскресенье Великого поста, верующие собираются в церкви, чтобы услышать о ней. Акафист Богоматери – лишь одна из многих хвалебных песен, посвященных Иисусу, святым и церковным праздникам. В результате в VI-VII веках возникла целая новая гимнографическая традиция. Акафист остается единственным, закрепленным в литургическом уставе и используемым в церковной службе по сей день.

“Радуйся…, радуйся…, радуйся…, радуйся…, радуйся…”. – повторяются на протяжении всего акафиста слова Архангела, возвещающего о рождении Сына у Девы Марии. И кажется таким неожиданным, что мы слышим этот призыв в сезон Великого поста, когда все в Церкви является призывом к обращению: всего два дня назад здесь, в государстве Марии, также звучал великий канон Андрея Критского, приближается Страстная неделя, и все напоминает нам о жертве, принесенной на Голгофе…..

Но Сам Христос повелел нам не унывать во время поста (Матф. 6:16). Мы знаем, что воскресение Христа состоялось. Разве не уместно радоваться и благодарить Господа и Богородицу?

Здесь приводится текст акафиста Похвале Богородице, который читается в церкви вечером накануне праздника, в пятницу, предшествующую пятой неделе Великого поста. Он также может быть прочитан верующими дома в любой другой день.

Похвала Пресвятой Богородицы. История праздника

На заре христианской эры бедная и невежественная девственница отправляется из маленькой деревни в Назарете в малоизвестное селение в Иудейских горах, чтобы приветствовать свою родственницу Елизавету. И когда она вошла в дом и приветствовала ее, как рассказывает святой евангелист Лука: “Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и исполнилась Елисавета Духа Святого, и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! А откуда взялась мать моего Господа?”. (Луки 1:41-43). В том же пророческом духе Пресвятая Дева сказала о Себе: “Ибо отныне все роды будут радоваться обо Мне”.

Ничто естественное не могло утвердить ее в надежде, что она будет не только известна, но и прославлена “всеми поколениями”. Ничто земное не могло подвигнуть ее на такое пророчество. Тот же Дух Божий, чей труд она благословила в молитве, просветил ее ум, открыл ее сердце и подвигнул ее уста говорить то, что было предопределено на небесах для нее, и что, согласно этому предопределению, святая вселенская Церковь приняла с радостью.

Читайте также:
Мироточивая икона Александра Невского: история, описание, фото

Сама Пресвятая Дева Мария в Своей земной жизни была отчуждена от славы и избегала ее. Даже когда Она прославляет Бога за то, что Он избрал Ее Матерью Господа, Она видит Себя и считает Себя скромной служанкой. И вот, в то время как люди удивлялись божественным словам ее Сына, славили Его за совершенные чудеса, торжественно приветствовали Его, Богоматерь в те дни славы стояла как бы в стороне. Она пришла не для того, чтобы разделить славу Своего Божественного Сына. Но когда над Ним насмехались, когда Его распинали, когда Его бесчестили, Богоматерь была с Ним. Владычица Мира была явлена по самой милости Божьей.

Святое Евангелие рассказывает нам о захватывающем событии. Спаситель, окруженный народом, учил, как обрести Царство Божье. Его слушатели жадно впитывали слова жизни, как жаждущая земля впитывает живительную влагу, которая падает на нее. И тут, как молния из тучи, из уст неизвестной женщины вырвалось внезапное восклицание: “Благословенно чрево, родившее тебя, и грудь, вскормившая тебя! (Луки 11:27). Неизвестная женщина, очевидно, не знала, что более тридцати лет назад Пресвятая Дева сказала одной только Елизавете: “Благословенны все роды у Меня”, а Елизавета провозгласила: “Благословенна ты между женами и благословен плод чрева твоего”. Но как верно эта женщина выразила и подтвердила исполняющееся пророчество, и выразила его не только в мыслях, но даже в словах: “Благословенно чрево”. Неизвестная женщина благословила Матерь Божью, благословила чрево, родившее Божественного Учителя, и груди, питавшие Его.

Похвала Пресвятой Богородицы Фото: eparhia-tmb

И посмотрите, что произошло дальше. Господь не только не отверг похвалу Своей матери, но и подтвердил Своими словами, что действия искреннего сердца были правильными. Он лишь указал на то, что все могут быть благословенны, если будут слушать слово Божье и соблюдать его: “Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его! (Луки 11:28). Это было первое публичное почитание Божьей Матери, первая публичная хвала Той, Которая стала Матерью необыкновенного Учителя и Чудотворца во плоти.

За Ее славным вознесением на небо следует Ее появление в виде солнца среди апостолов. Как мы читаем в книге Деяний апостолов, “все они соединены были в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса” (1:14). Мария выделена особо, она названа по имени только среди жен, упомянутых в описании. До и после своих миссионерских путешествий святые апостолы обращались к Божьей Матери как к координационному центру. Они получали от Нее благословение на свои апостольские труды, делились с Ней своими радостями и печалями. Та, Которая кропотливо обдумывала и хранила в Своем сердце каждое событие, происходившее во время земной жизни Спасителя (Лк. 2:19).

Проповедники Евангелия получали и напоминание о божественных заповедях, и ободрение в делах, и утешение в скорбях. Как сосуд, в котором хранилось благоуханное миро, благоухал и после, так и сосуд Божества, помазанный благоуханием Божественной благодати, своим присутствием, молитвой доносит до людей благодатное и спасительное присутствие и действие Того, Кто некогда обитал в Ней телесно, и Кто ныне и всегда обитает в Ней, пребывает в Ней, живет с Ней духовно.

Читайте также:
Петербургская икона Святой Живоначальной Троицы: история, описание, фото

Фото: http://sobor.by

С самого начала истории христианской церкви верующие признавали близость Богоматери к Богу, видели и испытывали силу ее небесного заступничества, а потому с самого начала прославляли ее вездесущее имя, взывали к ней в своих молитвах и просили ее о помощи. И с тех пор ее божественная слава сияла, сияет и будет сиять. Никакая еретическая мудрость не затмевала Ее славу и никогда не затмит, ибо слава Божией Матери – дело Божие, установленное самим Божественным Провидением. Сегодня мы не найдем ни одной православной церкви, не найдем ни одной православной души, для которой Богоматерь не была бы дорога и любима. Она – наша вера, наша надежда и наша радость, наша молитва и наша заступница.

Но, дорогие отцы, братья и сестры, когда мы почитаем Божью Матерь и просим Ее милостей, мы должны хорошо подумать и спросить себя: достойны ли мы почитать Ее, достойны ли мы принять Ее любовь? Когда мы почитаем Пресвятую Деву, сохраняем ли мы свою девственность, свое целомудрие? Когда в смирении мы воздаем славу глубинам, не остаемся ли мы в гордости, не почитаем ли мы червя тщеславия, тщеславия и зависти? Когда в этом святом храме мы поклоняемся Божьей Матери и нашей небесной Матери, разве мы не идем против дома? Разве дети не оскорбляют священные имена своих родителей неуважением, пренебрежением к ним или, не дай Бог, наглостью и грубостью? Выполняют ли сами родители свои обязанности по отношению к детям, к другим людям? Разве волны страсти в наших сердцах заглушают хвалу, произносимую нашими устами? По словам святого Григория Богослова, великого отца Церкви IV века, облако загораживает лучи солнца, как облако загораживает лучи солнца, так и грешник, отказывающийся признать и отречься от своих грехов, загораживает лучи Божьей любви и милосердия Божьей Матери.

Будем всегда стремиться быть истинными православными христианами, достойными детьми нашей Небесной Матери, а Богородица всегда будет нашей верной Помощницей и теплой Владычицей молитвы.

“Радуйтесь… Мать Дево… чудо мира и слуха”.

По материалам книги профессора К.Е. Скурата «Идите и научите»

Празднование Похвалы Пресвятой Богородицы

Служба прославления Богородицы начинается на Утрени. Весь акафист торжественно читается в четыре приема в церкви. Во время каждого приема священнослужители проходят через Святые врата на середину церкви. По другому обычаю, акафист читается по очереди у каждой из почитаемых икон Божией Матери, находящихся в этом храме. Этот праздник напоминает нам о том, что по сравнению с Его милостями и Небесным Царством обиды и проблемы повседневной жизни – суета.

В московском Богоявленском соборе есть особая благочестивая традиция – каждый год, в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, к прихожанам выносят икону Успения, творящую чудеса, и поклоняются ей. Отец Серафим стоял на коленях в молитве в своей келье перед этим дивным образом. Николай II, мученически погибший император России, почитал преподобного Серафима и подарил чудотворному образу Царицы Небесной драгоценную золотую оправу работы Фаберже. В тяжелые для Русской православной церкви годы святыня тайно и бережно хранилась верующими.

Читайте также:
Троица ветхозаветная : история, описание, фото

Архивы

Февраль 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28

История иконы прославления Девы Марии.

Каждую субботу во время Великого поста Церковь поет песнопение с изображением Пресвятой Девы Марии.

Когда древние израильтяне увидели своих врагов уничтоженными в глубинах Красного моря, они спели песню победы на его берегу…..

К Богу, Спасителю: “Десница Твоя, Господи, прославит Тебя силою; десница Твоя, Господи, сокрушит врагов Твоих”. С тех пор ветхозаветная церковь поет эту песнь благодарения и победы каждый год на праздник Пасхи в память о чудесном избавлении от могущественных врагов. Православная Церковь Нового Завета не раз видела, как десница Всемогущего Бога боролась против нее; ее враги в трудные минуты опасности были повержены чудесной помощью.

В субботу, на пятой неделе Великого поста, Святая Церковь торжественно поет акафист, или благодарственную хвалу Пресвятой Богородице Одигитрия.

Этот праздник был установлен в IX веке в память о неоднократном спасении Константинополя от вражеского нашествия с помощью и заступничеством Богородицы. Во времена императора Ираклия, когда патриарх Сергий, неся на руках икону Божией Матери вдоль колонн и стен города, молил Господа о защите от свирепых персидских и скифских врагов, осаждавших Константинополь, народ искал защиты в храмах Господних, день и ночь молясь огненному защитнику о спасении города. Сейчас эта икона находится в Москве в соборе Успения Пресвятой Богородицы и называется Влахернской.

Будучи покровительницей Константина Великого, Пресвятая Дева была посвящена императором Константином Великим в Богородицу. В ее честь здесь было возведено несколько церквей. Ее святая икона, написанная святым евангелистом Лукой, хранилась во Влахернском храме. Когда в ту роковую ночь объединенные агаряне и персы напали на Константинополь с моря и суши, на Влахернский храм внезапно обрушилась страшная буря, рассеявшая флот и потопившая войско. Все оставшиеся враги позорно бежали. В ту ночь благодарные жители Влахерны вознесли благодарственную песнь защитнику города: “О победоносный вождь, как избавивший нас от зла, мы благодарим Тебя”. В честь такого великого чуда православная церковь установила праздник Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник Акафия отмечался в Константинополе в царских залах Влахернского храма, где хранилась дивная икона Божией Матери и священные останки Ее земной жизни – туника и пояс, но в IX веке этот праздник был введен в диктанты монастыря преподобного Саввы Студийского, а затем в Триодь, и с тех пор стал общим для всей Восточной церкви.

Читайте также:
Чудо святого Георгия о змие: история, описание, фото

Этот акафист – священное прославление Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песен: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных в соответствии с 24 буквами греческого алфавита. Каждый гимн начинается с соответствующей буквы, каждая кондак заканчивается псалмом, а каждый икос – архангельским приветствием “Аве Мария”. Все творение завершается молитвой к Пресвятой Богородице о защите от бед и напастей. Акафист в таком виде поется и в другие дни, но в субботу праздника Прославления Божией Матери он включен в Божественную литургию и поется на утрени не весь сразу, а отдельно, между другими песнопениями, в четырех разных частях, и каждая часть начинается и заканчивается пением первого кондакона: Избранному и т.д. Акафист был написан в половине седьмого века, по мнению многих, диаконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским. Позднее Иосифом Студитом был написан канон на день акафиста, а некоторые другие добавили благодарственные молитвы в память о том же всемогущем воцарении Марии.

Исторически и, конечно, провиденциально, греки были преемниками первых еврейских христиан – апостолов, которые распространили христианство по всему миру и основали поместные православные церкви, прославляющие Пресвятую Богородицу на всех континентах.

Но слава святой Девы из глубин Ветхого Завета воскресла! Пророки за сотни лет до рождения Христа видели своими духовными глазами ту, которая однажды станет Матерью воплощенного Бога (см. иконографию) (Исход 3:2), (Числа 17:8; 24:17), (Исаия 7:14) …

Но первое славное и ободряющее пророческое слово было произнесено Самим Господом Богом в раю сладости, во время грехопадения первых Адама и Евы, потерявших вечную жизнь. Когда “семя жены” уничтожит голову змея, искусителя, дьявола/Бог. 3:15/ . То есть через нее, Невесту, Его Семя, согласно Божьему плану, в мир придет Мессия, Сын Божий и Сын Девы, который станет Спасителем всего человечества. Именно через женщину (Еву) смерть вошла в мир. Через Женщину (Пресвятую Деву Марию) в мир придет жизнь – животворящий Христос, Новый Адам, победитель смерти, который даст всем прощение грехов и вечную утраченную жизнь (1 Кор.; 15, 45-55).

Древние верующие Ветхого и Нового Заветов, как и мы с вами, являются преемниками древней, единой веры, обновленной и освященной нашим Спасителем, Иисусом Христом. У всех нас одна вера, одна надежда, одно спасение. Обратившись в христианство в 988 году, наши предки почитали Царицу Небесную, которая принесла в мир Христа. По этой причине нашу родину называют домом Пресвятой Девы Марии.

В нашей огромной и прекрасной стране нет ни одного дома, ни одной церкви, ни одного человека, который бы не просил о помощи и не благодарил за милости Пресвятой Девы Марии. Сотни и тысячи чудес происходили и продолжают происходить каждый день на протяжении более тысячи лет на Святой Руси. Об этом свидетельствуют сотни икон, прославляющих Богоматерь в течение всего года, почти каждый день…

Читайте также:
Троица ветхозаветная : история, описание, фото

Наш славный город Москва имеет очень значимый, но относительно неизвестный факт, касающийся его истории. Начало Москвы, самое ее зарождение и первое упоминание о ней в 1147 году в знаменитой Ипатьевской летописи, как выяснилось, идеально связано с праздником Похвалы Пресвятой Богородицы.

Первая новость из Москвы

(Извлечение из Ипатьевской летописи)

В лето 6655 (1147) Иде Гюрги воевать Новгорочкой волости, и пришед взя Новый Торг и Мьсту всю взя; а ко Святославу присла Юрьи, повеле ему Смоленьскую волость воевати; и шед Святослав и взя люди Голядь, верх Поротве, и так ополонишася дружина Святославля. И прислав Гюрги и рече: «Приди ко мне, брате, в Москову». Святослав же еха к нему с детятем своим Олгом, в мале дружине, пойма с собою Володимера Святославовича; Олег же еха наперед к Гюргеви, и да ему пардус (барса). И приеха по нем отець его Святослав, и тако любезно целовастася, в день пяток, на Похвалу святей Богородици, и тако быша весели. На утрий же день повеле Гюрги устроите обед силен, и створи честь велику им, и да Святославу дары многы, с любовью, и сынови его Олгови и Володимиру Святославичю, и муже Святославле учредив, и тако отпусти и.

Кажется, есть некая духовная связь, некая зстафетность между великими православными государствами и народами, в их традициях прославления Защитника, Заступника и великой Молитвенницы за людей всех времен и стран!

Древний город Константинополь проявляет такое же благоговение, как и Москва (и другие города и селения по всему Отечеству) к Пресвятой Богородице, в которой содержится Непорочная. Ставшая Небом на земле, наша Кормилица и Питательница, родившая нашего Вечного Бога!

Наша Православная Церковь отмечает этот праздник, чтобы утвердить кающихся в надежде на Небесного Заступника, который, избавляя верующих от видимых врагов, тем более готов помочь нам в борьбе с невидимыми.

Радуйся, Невесто Неневестная !

Пресвятая Дева Мария, проси своего Сына и нашего Бога спасти наши души!

Иконография иконы с изображением Пресвятой Девы Марии

Как сказано в ветхозаветных пророчествах, Дева Мария в иконе “Аве Мария” упоминается как мать воплотившегося Бога. В основе иконографии лежат слова песни из Канона пророкам, составленного в XVIII веке константинопольским патриархом Германом: “Пророки предсказали тебе, о Пресвятая Дева: башня, жезл, стол, аналой, подсвечник, скиния, гора без основания, золотая кадильница, скиния, дверь непроходимая, палата, аналой и престол царский”. На основе этой песни следующие ветхозаветные пророки изображаются держащими различные предметы:

– Иаков с лестницей (Бытие 28:12);

Исход 34:21-30) – Моисей сидит на Неопалимой купине (Исход 34:32). 3:2);

С звездой – Валаам (Числа 24:17);

Читайте также:
Петербургская икона Святой Живоначальной Троицы: история, описание, фото

– Гидеон с руном (Судей 6:38);

В главах Иезекииля есть врата (Иезек. 44:1-3);

– Иеремия с доской ( )

В Исаии 7:14 мы видим Исаию с щипцами и углями;

В книге Числа Иессей и Аарон держат жезлы процветания (Чис. 17:81), (Ис. 11:1);

– Давид и Соломон с моделями храма в Иерусалиме (Псалом 66:16-17);

ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Субботняя служба пятой недели Великого поста называется “Похвала Пресвятой Богородице”.

Мне кажется, что этот праздник возвещает начало наступления Пасхи, окончание Великого поста и торжество Воскресения Христова. В этот день Церковь “поет хвалу” Божией Матери, в память о троекратном избавлении царствующего города Константинополя от нападения врагов Ее всемогущим заступничеством (аваров – в 626 году, персов – в 677 году, арабов – в 717 году).

Поводом для празднования стало нападение вражеского флота на Константинополь. Трудно определить, когда именно это произошло. Историки расходятся во мнениях и дают разные даты для периода между 6 и 9 веками. Православные греки в то время находились в отчаянном положении. Чувствуя свою слабость, греки обратились в молитве к Богу и верной заступнице христианского рода – Божией Матери. Вокруг города прошла процессия, и когда процессия достигла моря, Патриарх погрузил плащ Богоматери в воду. Море, которое до этого было тихим и спокойным, вдруг стало очень бурным, разразилась страшная буря и потопила корабли противника.

Чудесное спасение Константинополя благодаря одеянию Богоматери

В ту ночь благодарные люди во Влахернской церкви пели всенощное бдение и неседальный (акафист – по-гречески неседальный) гимн Защитнице города: “О Победоносная Вождь, как спасшиеся от зла, Тебя, Богородица, за рабов Твоих благодарим”. Приняв такое решение, каждый год в этот день, то есть в субботу 5-й недели Великого поста, должно совершаться особо торжественное Богослужение в честь Пречистой Девы.

Во Влахернской церкви хранилась чудотворная икона Влахернской Богоматери, написанная евангелистом Лукой, и предметы, связанные с ее земной жизнью – риза и пояс. Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божьей Матери. Он почитал Деву Марию как покровительницу своей новой столицы и построил в ее честь множество храмов.

Сначала праздник акафиста отмечался в Константинополе во Влахернской церкви, но позже праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей Саввы Студийского, а затем в богослужебные книги, и с этого времени он стал общим для всей Восточной Церкви.

Это древнейший акафист Богородице, и только он предназначен церковным уставом для богослужения. Акафист был написан в половине седьмого века, по мнению многих, диаконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским, и послужил образцом для всех последующих акафистов, написанных в честь Господа, Пресвятой Богородицы, святых и церковных праздников. Впоследствии Иосиф Студит написал канон на субботу акафиста, а другие добавили к нему благодарственные молитвы в память о том же всесвятом воцарении Божией Матери.

Хотя в некоторых службах разрешается сидеть, в этот праздник Богородицы мы все слушаем (славим) стоя. Это называется акафистом, потому что в эту ночь люди пели песнь Матери Бога-Слова стоя.

Читайте также:
Мироточивая икона Александра Невского: история, описание, фото

Кафиста состоит из 24 гимнов, или песен: двенадцати кондаков и двенадцати икон, расположенных в соответствии с 24 буквами греческого алфавита. Каждый гимн начинается с соответствующей буквы, каждый кондак заканчивается псалмом “Аллилуиа”, а каждая икона – приветствием архангела “Радуйся”. Основная тема акафиста – Благовещение Пресвятой Девы Марии и Воплощение Сына Божьего. Суббота акафиста, возможно, была своего рода преддверием Благовещения Марии. Позже ему будет дано альтернативное название – Акафист Благовещению.

Весь Акафист читается на Лаудсе в определенный праздничный день в четырех чтениях, каждый раз с тремя гимнами и тремя песнями. Каждое чтение начинается и заканчивается гимном в честь избранника. Для каждого чтения священники выходят через главную дверь в центр церкви, одетые в синие одеяния. Приходская традиция – читать акафист по очереди перед чтимыми иконами в церкви.

Икона “Похвала Деве Марии” (Киев)

Иконы во славу Девы Марии, главной темой которых является прославление Девы Марии, которая, согласно пророчествам Ветхого Завета, стала матерью воплощенного Бога. Иконография основана на словах канона пророкам, составленного в VIII веке Константинопольским патриархом Германом: “Пророки провозгласили Тебя, Богородица: башня, посох, стол, алтарь, канделябр, трапезная, гора без основания, золотая кадильница, скиния, непроходимая дверь, палата, аналой и царский престол. На основе этой песни на иконах изображены следующие ветхозаветные пророки, держащие в руках определенные предметы: Иаков с лестницей, Моисей с Неопалимой купиной, Валаам со звездой, Гедеон с руном, Иезекииль с дверью, Иеремия со скрижалью, Исайя со щипцами и углем, Иессей и Аарон с цветущими стеблями, Давид и Соломон с моделью Иерусалимского храма, Даниил и Аввакум с горами.

Древнейшая икона прославления Богородицы в России – “Похвала Богородицы с акафистом” из Успенского собора в Москве, созданная греческим мастером во второй половине 14 века.

Изображение Богоматери с акафистом, 14 век

В субботу на Похвалу святой князь Александр Невский разбил немецких рыцарей на льду Чудского озера. Эта дата записана в летописи того года – 5 апреля, что совпадает с субботой прославления Божьей Матери.

В честь прославления Божьей Матери были построены “церкви прославления”.

Он был построен в 1912-1915 годах вместе с церковью Похвалы Пресвятой Богородицы.

В Богоявленском соборе Москвы стало благочестивой традицией каждый год по случаю праздника Похвалы Богородицы выносить чудотворную икону Божией Матери “Умиление”, перед которой отец Серафим молится в своей келье для почитания. Последний российский император, мученик Николай II, глубоко почитавший преподобного Серафима, пожертвовал для чудотворного образа Божией Матери золотую оправу, украшенную драгоценными камнями, работы знаменитого ювелира Фаберже. В годы гонений на Церковь она была сохранена верующими и сейчас находится в ризнице Патриархии.

Какое значение имеет почитание Божьей Матери в духовной жизни православных?

Читайте также:
Чудо святого Георгия о змие: история, описание, фото

Благочестивые христиане проводят постный период в воздержании и борьбе со своими страстями и желаниями, с искушениями дьявола. За такой длительный период нетрудно впасть в уныние и усталость. Поэтому Святая Церковь, желая поддержать своих верных чад, напоминает им о чудесной помощи и заступничестве Богоматери за нас, грешных.

Псалмы акафиста субботе

Тропарь, ст. 8: Повеленное принял тайно в духе своем, в доме Иосифа Воплощенного тщательно представил, говоря Непорочной: Склонившийся к небесам, весь неизменно пребывает в Тебе. И видя Его во чреве твоем, когда ты обрела зрение небес, я с ужасом взываю к тебе: Радуйся, Жених, Невеста!

Перевод: Поняв таинственный смысл Божьего повеления, развоплощенный [Архангел] поспешил явиться в дом Иосифа и сказал Неизвестной Невесте: “Тот, кто склонился [своим] нисхождением на небо, неизменным, вполне пригоден для того, чтобы быть в тебе. И, увидев Его в твоем чреве в образе раба, я с изумлением воскликнул: “Радуйся, дева, незамужняя!

Как победоносный лидер, как спасшийся от зла, как обладающий непобедимой силой, мы благодарим Тебя, Господи, как нашего лидера и как нашего друга.

Тебе, верховному воину, избавляющему нас от всех бед, мы, твои недостойные слуги, поем гимн благодарности и признательности. Ты же, как обладающий непобедимой силой, избавляешь нас от всех трудностей, так что мы можем приветствовать тебя “Радуйся” (древнее приветствие, нынешнее “привет”).

Похвала

В церковном календаре этот день называется Суббота Акафиста или Суббота прославления Пресвятой Девы Марии. Эти названия связаны с тем, что во время богослужения мы поем различные хвалебные гимны в честь Девы Марии, матери Иисуса Христа.

Этот праздник отмечает заступничество Богородицы за неоднократное спасение Константинополя от врагов (аваров, персов, арабов) примерно в девятом веке. Поскольку в Византии Благовещение связано с воскресеньем, праздник Похвалы Пресвятой Богородицы служит преддверием другого праздника – Благовещения.

Вначале праздник Похвалы отмечался только в Константинополе, в императорской церкви Влахерны, где хранилась мантия и пояс Божией Матери, и где сохранилась ее чудесная икона. Во Влахернской церкви пели только акафист “Победоносцу”, прославляющий победоносного путешественника и защитника города Константинополя. В конце концов, церковный поэт Иосиф Студит написал канон под названием “Похвала Пресвятой Богородице”, и благодаря широкому распространению богослужебных книг Студийского монастыря этот акафист и канон стали общепринятыми во всей Православной Церкви. Так исполнилось пророчество, произнесенное Девой Марией под руководством Святого Духа: “Отныне будут прославлять Меня все роды” (Лк 1:48).

Несмотря на распространенное сегодня прославление Марии, мы знаем, что в своей земной жизни она была лишена чести, и поэтому ее портрет в Евангелии очень скромен. Когда архангел сказал Ей, что Она должна стать Матерью Господа, Она думала, что является лишь скромной служанкой. Именно поэтому авторы гимнов для Божественной литургии, поющихся о Божией Матери, основывали свои песни на ветхозаветных образах чудесного зачатия Мессии Девой Марией. Это характерно и для рождественских икон, на которых изображены Иеремия с пророческой скрижалью; Моисей с горящим кустом, символизирующим чрево Богородицы, незатронутое огнем Божьего присутствия; Иезекииль с закрытыми вратами, через которые прошел Господь; Ветхий Завет: Иаков с лестницей, восходящей от земли к небу, Валаам со звездой, Гедеон с руной, Исайя с щипцами и углем и многие другие пророки с символами, относящимися к особому и уникальному чудесному событию в истории человечества – Боговоплощению от Девы Марии.

Читайте также:
Троица ветхозаветная : история, описание, фото

С начала христианской истории верующие видели особую близость Пресвятой Девы к Богу, чувствовали силу Ее представительства на небесах, молились Ей, просили о помощи и прославляли Ее своими хвалебными песнопениями.

Русское слово “хвалить” означает признавать достоинства, добродетели и хвалить их. Похвала часто подразумевает, что мы оцениваем действия или качества другого человека как очень хорошие, лучшие, чем у других людей. В отличие от восхваления самого себя, восхваление другого человека означает признание его достоинств выше наших собственных.

В церковном обиходе слово “хвала” используется в отношении действия восхваления, почитания и прославления Всевышнего Бога. “Бог пребывает в славе; слава – Его (Псалом 103:1); Он облечен в славу и величие (Псалом 89:20)”. Согласно Ветхому Завету, “Твое, Господи, величие, могущество, слава и победа, и все, что на земле и на небе, Твое” (1 Хрон. 29:11). Песнь ангелов “Слава в вышних Богу, и на земле мир” открывает Евангелие (Лк. 2: 14). Слова “Царю веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков” утверждаются в посланиях апостолов (1 Тим. 1:17; см. Иуды 1:25; Рим. 14:26; Откр. 7:12). Те, кто прославляет Господа, возвышают Его в молитвах, говорят о Нем самые красивые и добрые слова в псалмах, гимнах или беседах.

По отношению к святым в церковных прославлениях мы идеализируем, возводим на пьедестал, превозносим не человеческие качества как таковые, а только то, что несет в себе отблеск Божественной славы. В акафисте мы поем: “Радуйся, Благодатная, сущая с серафимами” (Икос 8), мы утверждаем, что через Воплощение Бога Мария стала причастницей Божественной славы. Находясь в неприступном для всех свете, окруженный мириадами поющих херувимов, Творец вселенной открыл престол во чреве Девы, освятив тем самым не просто “человеческую природу”, но в первую очередь природу Матери Сына Божьего.

В словах “Радуйся, еюже облекохомся во славу” (Икос 4) мы исповедуем, что с рождением в мир Спасителя у человека снова появилась возможность облечься, облечься в славу Божию, которую он когда-то потерял после грехопадения (см.: Быт 3:7).

Похвала Божьей Матери – это честь, возданная Ей за то, что Она смиренно ответила на призыв Бога. На слова “Радуйся, Благодатная” Она скромно ответила: “Се, Раба Господня” (Лк. 1:28, 38), а на слова “Оружие пронзит сердце твое” Она без вопросов согласилась (Лк. 2:35).

Читайте также:
Петербургская икона Святой Живоначальной Троицы: история, описание, фото

Поэтому мы прославляем Бога и Его святых и воздаем Ему славу. Способны ли мы похвалить себя или других, признавая какие-то хорошие качества?

Пророки древности призывали от имени Бога: “Пусть не хвалится мудрый мудростью своей, пусть не хвалится сильный силой своей, пусть не хвалится богатый богатством своим. Кто хвалится, тот хвалится тем, что знает и понимает Меня (Иеремия 9:23-24). Стремление к личной славе в конечном итоге обречено на неудачу, если оно не благословлено Господом. Поэтому хвала, хвастовство собой не приносит пользы. Псалмопевец Давид заметил: “Хвалите святое имя Его, да радуются ищущие Господа” (Псалом 104:3).

Однако нам не запрещено хвалить других в смысле одобрения их добрых дел, признания их хороших качеств. “Хорошо и полезно для людей… быть усердными в делах добрых”, – писал апостол Павел (Тит. 3:8). Он и другие апостолы ободряли друг друга словами ободрения и благодарения. Таким образом, они помогали друг другу увидеть правильный духовный путь и простыми словами “хорошо”, “правильно”, “молодец” и “спасибо” поддерживали друг друга на этом пути. “Вы хорошо делаете, что обращаетесь к пророческому слову, как к светильнику”, – писал апостол Петр (2 Пет. 1:19). “Хорошо вы рассудили” – так Иисус Христос поддерживал правильное направление мыслей ищущих (Луки 7:43; 10:28). Апостол Павел благодарил Бога всякий раз, когда вспоминал праведных христиан (ср. Рим 16:4; Фил 1:3; Фил 1:4; 1 Кор 1:4).

Люди – слабые существа, нуждающиеся в признании извне, чтобы совершенствоваться. Важно быть полезным в этом мире, быть нужным, быть кому-то нужным, быть признанным за наши добрые дела. То же самое относится и к другим людям. Когда люди способны видеть добрые дела другого человека, они могут сделать так, чтобы окружающие были довольны их конкретными поступками и стилем поведения.

Поэтому, воздавая хвалу и славу Единому премудрому Богу, братья и сестры, давайте утешать слабых и поддерживать нуждающихся не лестью, но словами благодарения (см. 1Тф 5:14). Это поможет им преодолеть уныние, когда надежда на собственные силы и на Божью помощь угасает. Давайте обращать внимание на добрые дела наших соседей и поддерживать их ободряющими словами.

В этом я молюсь о молитвенной защите Богоматери и о радости приветствия Архангела, чтобы быть путеводной звездой! Радуйся, о Звезда, яви новое солнце!

Тема прославления Пресвятой Богородицы развивалась в храмовой живописи в XVI и XVII веках. В Ферапонтовом монастыре Рождества Богородицы сохранился цикл фресок “Похвала Богородицы”, написанный Дионисием и его сыновьями. На фресках Московского Кремля также изображена эта тема. Там же, в Успенском соборе, находится самая древняя в России икона “Похвала Богородицы с акафистом”, датируемая второй половиной XIV века.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: