Первая заповедь: «Я Господь, Бог твой» – суть и понятия учения

В этой статье мы перечислили десять заповедей христианства. Мы также подготовили для вас толкование Божьих законов.

Первая заповедь: формулировка и грехи против неё

Поскольку Всемогущий открыл Себя как наш Бог и Господь, мы не можем ставить что-то более важное, чем Он, или отдавать приоритет чему-то другому, кроме Него. Познание Бога, служение Ему и молитва – все это имеет абсолютный приоритет в нашей жизни.

Бог ждет, чтобы мы отдали Ему свою веру. Мы должны полностью довериться только Ему и направить на Него все силы нашей любви. Заповедь о любви к Богу – самая важная из всех заповедей и ключ ко всем остальным. Поэтому она является первой из десяти заповедей.

“Будем любить Его, потому что Он первый возлюбил нас” (1-е Иоанна 4:19).

Смотрите также BCC 2083-2094, 2133-2134.

Для чего мы поклоняемся Богу?

Мы поклоняемся Богу, потому что Он есть, и потому что благоговение и поклонение являются естественной реакцией на откровение Бога и Его присутствие. Только Господу Богу твоему должно поклоняться и служить (Матфея 4:10).

Поклонение Богу освобождает человека от оков этого мира, чтобы он не поклонялся силам этого мира. Там, где Богу не поклоняются должным образом, где Бог не рассматривается как хозяин жизни и смерти, кто-то другой берет на себя эту роль, и человеческое достоинство оказывается под угрозой.

Смотрите также BCC 2095-2105, 2135-2136.

Можем ли мы заставить людей верить в Бога?

Нет, никто не может заставить других верить – даже своих собственных детей – так же, как никто не может заставить не верить. Человек может выбрать веру только в соответствии со своим собственным свободным решением. Однако христиане призваны словом и примером помогать другим прийти к вере.

Папа Иоанн Павел II сказал: “Провозглашение Христа и свидетельство о Нем, когда они осуществляются с уважением к совести, не нарушают свободы. Свободное согласие человека на веру имеет решающее значение, но это же согласие должно распространяться и на него самого (Энциклика Redemptoris Missio 1990, n. 8).

Человек, открывший для себя Христа, должен привести к Нему других. Нельзя хранить великую радость для себя, ею нужно делиться”. (Бенедикт XVI).

” Мы никому не навязываем свою веру. Такой способ прозелитизма отвратителен для христиан. Чтобы проявлять веру, вы должны быть свободны. Наш призыв – открыться Богу, искать Его и следовать за Ним” (Бенедикт XVI).

См. также ГКБ 2104-2109, 2137.

Что означает: “Да не будет у вас других богов, кроме Меня”?

Эта заповедь запрещает нам делать это:

Читайте также:
Вторая заповедь: «Не сотвори себе кумира» - суть и понятия учения

– Поклонение другим богам и божествам, молитва земным идолам или полное посвящение себя одному из земных благ (деньги, власть, успех, красота, молодость).

– Быть суеверным, то есть, вместо того, чтобы верить в силу, защиту и благословение Бога, предаваться эзотерическим, магическим и оккультным практикам, прибегать к спиритизму и гаданию.

Искушение Бога словами или действиями.

– Приобретение власти и духовных благ посредством коррупции и отношение к ним как к предметам купли-продажи (симония).

Перегиб относится к элементам религиозных верований (обычно языческих), которые являются ложными с христианской точки зрения, или к практическим действиям, с ними связанным.

“Тот факт, что люди больше не верят в Бога, не означает, что они ни во что не верят. Напротив, они верят во все” (Гилберт Честертон (1874-1936), английский христианский писатель и мыслитель).

H OLY – Кража, осквернение или нарушение святости любого святого места.

Как эзотеризм сочетается с христианскими верованиями?

Нет, ЭЗОТЕРИКА не совместима с реальностью Бога. Бог – это личность. Он – Любовь и Источник жизни, а не холодная космическая энергия. Бог пожелал появления человека и создал его. Но у человека нет божественной природы, он лишь поврежденное грехом существо, подверженное смерти и нуждающееся в спасении. В то время как эзотерики считают, что человек может спастись сам, христиане верят, что только Христос и Божья благодать даруют человеку спасение. Более того, ни природа, ни космос не являются Богом (пантеизм).

Сегодня многие люди занимаются йогой, чтобы улучшить свое здоровье, посещают занятия по медитации, чтобы стать спокойнее и собраннее, посещают танцевальные студии, чтобы расширить границы своего телесного опыта. Эти методы не всегда безвредны. Иногда они являются каналом для учений, не относящихся к христианству. Такова эзотерика. Ни один разумный человек не должен разделять это иррациональное мировоззрение, которое навязывает веру в духов, гномов, (эзотерических) ангелов, которые якобы наполняют мир; в то, что в колдовство верят, что “посвященные” обладают тайными знаниями, которые скрыты от “темных людей”. Даже во времена древнего Израиля верования соседних народов в различных богов и духов отвергались. Один Бог – наш Господь, и нет другого бога, кроме Него. Нет никаких техник (колдовства) для присвоения “божественного” и навязывания своих желаний вселенной, чтобы спасти себя. Большая часть эзотерики, с христианской точки зрения, является РЕЗУЛЬТАТОМ или ОККУЛЬТИЗМОМ.

Эзотерика (греч. esoterikos – внутренний) – это совокупность знаний, позиционируемых как “тайные” и требующие для своего понимания особого посвящения. Этот термин используется с 19 века как общее название ряда учений и практик, в которых “истинное знание”, как предполагается, открывается “посвященным”. Напротив, согласно христианской вере, вся эзотерика в корне чужда Откровению, в котором Бог открывает себя человеку.

Читайте также:
Сотворение мира - суть и понятия учения

С ОВЕРШЕНСТВО – элементы религий (обычно языческих), ложные с христианской точки зрения, или действия, связанные с ними.

Пантеизм (от греч. pan – все, theos – Бог) – это мировоззрение, согласно которому нет ничего, кроме Бога: все существующее есть Бог, а Бог есть все существующее. Такое мировоззрение несовместимо с христианством.

Оккультизм (лат. occultus – тайный, скрытый) – это общее название учений и практик, с помощью которых человек якобы обретает власть над своей судьбой, материей и окружением. Например, астрология, ясновидение, спиритизм и т.д. – все это оккультные практики. Слово “оккультизм” часто используется как синоним слова “эзотеризм”.

См. также БКК 2110-2128

В свете Первой заповеди, считается ли атеизм все еще против нее?

Человек не совершает ТЕЗИС, если он невежественен в отношении Бога и если он не может поверить в существование Бога после испытания своей совести.

Грань между “я не могу верить” и “я не буду верить” очень размыта. Отношение к вере как к чему-то недостойному внимания, без попыток исследовать ее более глубоко, часто является большим злом, чем атеизм по убеждению.

Атеизм (от греч. a- – не, без- и theos – Бог) – это вера в то, что Бог не существует; общий термин для различных теоретических и практических форм отрицания существования Бога.

См. также УКБ 2127-2128

Почему в Ветхом Завете изображения Бога были запрещены и почему современные христиане больше не следуют этому правилу?

Чтобы защитить тайну Бога и отделить народ Израиля от языческих культовых изображений, первая заповедь гласила: “Не делай себе кумира”. (Ис 20:4). Однако, когда сам Бог принял человеческий облик в лице Иисуса Христа, запрет на изображения в христианстве был снят. В Восточной церкви иконы даже почитаются как святыни.

Идея отцов Израиля о том, что Бог бесконечно превосходит (TRANSCENDENCE) все существующее в мире, до сих пор защищается как в иудаизме, так и в исламе, которые, как и прежде, не допускают никаких изображений Бога. Как только наступил четвертый век, в христианстве запрет на изображения Иисуса Христа был ослаблен, а во время Второго Никейского собора (887 год) они были отменены вовсе. После Воплощения Бог перестал быть совершенно невообразимым; со времен Христа мы можем Его изображать: “Видевший Меня видел Отца” (Ин 14:9).

Т РАНСЦЕНДЕНТНЫЙ (от лат. transcendere – выходить за пределы) – выходящий за пределы чувственного опыта; выходящий за рамки.

Читайте также:
Новый Завет - суть и понятия учения

И КОНА (греч. eikona – образ, изображение) – почитаемое изображение в восточно-христианской традиции, которое пишется с молитвой и постом в соответствии с установленным каноном. Главная цель иконы – способствовать мистической связи между созерцателями и теми, кто на ней изображен (Христос, ангелы, святые).

“В лице Иисуса мы действительно видим, кто такой Бог и каков Он”. (Бенедикт XVI).

Читайте также

Первая заповедь Или расположение, способствующее познанию Божьей воли. Все, что уводит нас от Бога, противоречит Божьей воле, а все, что ведет нас к Богу, соответствует Божьей воле. “Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от всякого блуда” (1 Фес. 4:3), но не

Заповедь первая, параграфы 189-197 (189 189). БЕРЕШИТ БАРА ЭЛОКИМ (в начале сотворил Творец) – это первая заповедь, основа, от которой зависят все остальные заповеди. И называется она “страх перед Творцом” или Решит (начало), как сказано: “Начало мудрости – страх перед Творцом”. Страх перед Творцом – это начало знания, потому что страх называется

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ

Я Господь, Бог твой …. Не имейте других богов предо Мною.

Бог един, и нет другого бога, кроме Него. От Него происходят все творения, через Него они живут и к Нему возвращаются. В Боге обитает всякая сила и могущество, и нет никакой силы помимо Бога. И сила света, и сила воды, и воздуха, и камня – сила Божья. Если муравей ползает, рыба плавает, а птица летает, то это благодаря Богу. Способность семени расти, способность травы дышать, способность человека жить – все это Божьи способности. Все эти способности принадлежат Богу, и каждое творение получает от Бога способность существовать. Бог дает каждому то, что считает нужным, и забирает, когда считает нужным. Поэтому, когда вы хотите быть в состоянии что-то сделать, обращайтесь только к Богу, ибо Господь Бог – источник животворящей и могущественной силы. Кроме Него, нет другого источника. Молитесь Господу таким образом:

“Бог милосердия, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, когда я слаб, дай мне больше сил, чтобы лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрость, чтобы я не использовал полученную от Тебя силу во зло, но только для своего блага и блага моих ближних, во славу Твою. Аминь.

«…да не будет у тебя других богов пред лицем Моим»

Во второй части заповеди мы читаем: “Не должно быть у тебя других богов пред лицом Моим”. Когда человек не полностью принимает Бога, другие места в его душе занимают “боги” – демоны, страсти, которым он поклоняется и которые разрывают его на части. Человек очень страдает, он не может понять, что происходит. Но для этого нужно только полностью отдать себя и свою жизнь Христу, не на словах, а на деле.

Читайте также:
Четвертая заповедь: «Помни день субботний» - суть и понятия учения

Как это сделать практически? Делайте все возможное, чтобы не забывать о Боге в процессе жизни. Проснувшись, осознайте, что у вашей постели стоит Творец, которому безразлично, куда направлены ваши мысли. Чего вы больше хотите: завтрака жены или проблем, с которыми столкнетесь на работе? О чем вы будете думать? “Спасибо, Господи!” – вот ваша первая мысль. Вы выполнили первую заповедь, если помимо того, что вы живы, имеете крышу над головой, здоровье и т.д., Бог является вашим Господом. Наш жизненный путь – это не одиночное путешествие, мы идем параллельно с Богом, Который, как гласит известная притча, всегда идет рядом с нами, а иногда несет нас на Своих плечах.

Мы должны доверять Богу, чтобы Он погрузил нас в море Божественной любви. В конечном счете, Он создал нас для того, чтобы мы радовались и благословляли, а не для того, чтобы мы страдали и мучились. Это радостная заповедь для Бога – хотеть быть нашим Богом; Он хочет лично встретиться с нами. Призыв мудреца – проснуться, увидеть, что мы не одиноки в этом мире. Бог всегда рядом, Он мудр, любящ, милосерден, сострадателен, всегда помогает, всегда понимает. Все это становится приятным для жизни в мире, если мы понимаем это, исходя из первой заповеди. Люди становятся приятными, поскольку они созданы по образу и подобию Божьему. Поскольку мой Бог есть и их Бог, мы составляем одно Тело Христово – Православную Церковь.

Первая заповедь: “Я Господь, Бог твой”

Первая заповедь

Различные народные приметы, астрологические предсказания, гадания, медиумы и т.д. вызываются чем-то в нашем сознании. В первой заповеди Господь называет их чуждыми богами, которых не существует, и велит нам забыть о них.

Бог встретил пророка Моисея в пустыне и повелел ему: “Выведи народ Мой из Египта”. (Исход 3:10). В то время Египет был самой развитой цивилизацией в мире. Это был центр науки, астрологии и сельского хозяйства. Евреи, Божий народ, были рабами египтян. Почему Бог решил освободить их?

Наверняка вы хотя бы раз в жизни спрашивали Бога: “До каких пор, Господи, я должен все это терпеть? До каких пор я буду так страдать?” Кажется, что страданиям нет конца, когда мы достигаем определенного предела в своем жизненном опыте. Тогда мы просим Господа: “Господи, избавь нас, реши нашу проблему!”.

Читайте также:
Русская православная церковь в советский период - суть и понятия учения

Первая заповедь

Именно Бог услышал стоны Своего народа и избавил его. Как Избавитель, Бог представлен в первой заповеди. Он говорит: “Я – Жизнедатель, Господь ваш, Который вывел вас из земли Египетской, из дома тяжкого служения. Нет другого, кроме Меня, кто был бы господином вашим”. “Не владей”, – гласит оригинал. И мы можем прочитать эту фразу как обещание, что если Бог освободил нас, то никто другой не поработит нас. Это слова первой заповеди. Бог делает нас полностью свободными.

Давайте вернемся в древние времена. Что такое эмиграция? Исход – это выход из некоторых трудностей. Без исхода нет спасения. Вы не можете спастись, лежа на диване. Сначала Бог поднимает нас и заставляет идти куда-то. И вопрос: “Куда я иду, Господи?” – это вопрос веры, доверия к Богу. Какому Богу я должен доверять? На этот вопрос отвечает первая заповедь. Он открывает нам, каков Бог: “Я – податель жизни, ваш Господь”, “Я – тот, кто говорит с вами лично”, “Я – Господь Бог, сотворивший небо и землю”. Я – Всемогущий”. Но это слово, которое на русский язык переводится как “свой”, означает: “Я принадлежу тебе”. Это очень интересное название. Бог, который создал все, который всемогущ, является моим и твоим.

Следующее слово в первой заповеди – “удали”. Это слово можно перевести на русский язык как “тянуть, бросать”. Это все равно что вытаскивать гвоздь, вбитый в дерево. Вот как Бог вытаскивает нас из греха. Бог говорит: “Я вывел вас из земли Египетской. Слово “Египет” теперь ассоциируется у нас с заграничным праздником. Каким был Египет во время Исхода? В оригинале это слово звучит как “Metzraim” – “узкое место”. Египет был сосредоточен на очень узком и плодородном участке разлива Нила. Египетское государство располагалось по всей длине этой реки. Это место называлось “узким местом” или “тесным местом”, и Бог говорит здесь, в первой заповеди: “Я вывел тебя из тесного места, где ты подвизался”. И это еще не все. Бог добавляет: “Я вывел тебя из дома рабства”. Бог не просто забрал вас с какой-то территории. Он изменил обстоятельства, ход событий. Он решил проблему, которая тяготила вас.

О каком результате мы могли бы говорить сегодня? Связано ли это событие с моей жизнью? Давайте посмотрим, что говорит Библия: “Итак, вот, наступают дни, говорит Господь, когда уже не будут говорить: “жив Господь, выведший сынов Израилевых из земли Египетской”, но: “жив Господь, выведший сынов Израилевых из земли северной и из всех земель, в которые Я изгнал их”, ибо Я возвращу их в землю их, которую Я дал отцам их” (Иеремия 16:14, 15).

Читайте также:
Догматы, каноны, богословские мнения - суть и понятия учения

Выводил ли нас Бог из чего-либо? В скольких случаях мы не могли ни от кого получить помощь? Наши сердца взывали к Господу: “Доколе, Господи?”, и Бог спасал нас. Исход – это то, что происходит с каждым из нас, и без него спасение невозможно. Иисус в Своей первой проповеди сказал: “Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу” (Луки 4:18). Тот, кого угнетает Бог, найдет избавление.

Но у этой заповеди есть и другая часть: “Не должно быть у тебя других богов пред лицом Моим”. Кто такие другие боги? Действительно ли Библия говорит о том, что есть другие боги? Конечно, нет. Нет других богов! Но подумайте о себе. Если на нашем пути появится черная кошка, что мы будем делать? Может быть, есть какое-то предзнаменование, которое направляет нашу жизнь. Когда мы берем в руки журнал и открываем последнюю страницу, что мы там ищем? Гороскопы, которые, как нам кажется, дают верные предсказания будущего и отчасти направляют нас. Это все чужие боги, они не дадут нам того, что нам нужно. Их просто не существует.

Прежде всего, в этой заповеди есть свобода. Как мы ее понимаем? Свобода для нас – это отсутствие ограничений. Но Бог думает по-другому. Не может быть свободы без ограничений. Устанавливает ли Бог какие-либо ограничения? Только одно: “Я твой единственный Бог”. В Боге свободным может быть только верующий, так как для неверующего свободы нет. Если человек отрицает Бога и говорит: “Я свободен от этого”, то в конечном итоге он окажется богом, своего рода богом. Человек не может существовать без начальника, такова наша природа.

” Забудьте то, что было вчера”, – провозглашает Бог. Прошлое – это прошлое. У всех нас есть шанс начать все заново, благодаря нашему Богу. Однако у вас есть шанс начать все заново, потому что ваш Господь – это не что-то неизвестное, а Тот, Кто побужден избавить вас от греха, ошибок и плохих привычек.

Десять заповедей содержат десять запретов, но мы также должны обращать внимание на Божьи повеления и обетования. Бог сделал нас свободными не для того, чтобы мы пропадали в этом мире. Поэтому у нас есть определенная цель – быть спасенными и наследовать обещанную Богом Новую Землю!

Читайте также:
Десять заповедей Божьих: введение - суть и понятия учения

Суть этих заповедей Господь Иисус Христос изложил так:

Будь влюблен в Господа Бога твоего всем сердцем, душой и разумом. Как первая и величайшая заповедь, она является самой важной. Подобно первой, вторая заповедь гласит: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя”. (Матфея 22:37-39).

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (Матф.5:19-48)

Читайте также:
Шестая заповедь: «Не убивай» - суть и понятия учения

Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
(Апостол Петр, 2Петр 1:5-7)

Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас.
(Апостол Павел, Еф 4:32-5:2)

” Учитель, какая наибольшая заповедь?” – спросил один еврейский адвокат. По словам Иисуса, возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, всем разумением твоим и всею душею твоею. И еще: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя”. Именно на этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Матфея 22:36-40). Десятью заповедями, которые Бог дал людям в Ветхом Завете через Моисея, люди были научены тому, как проявлять любовь к Богу и ближнему. Первые четыре заповеди содержат обязанности любви к Богу, а остальные шесть – обязанности любви к ближнему.

I.
Я Господь Бог твой. Да не будет у тебя других богов, кроме Меня
Первой заповедью повелевает Бог познавать и почитать Его одного, веровать в Него, надеяться на Него, любить Его, повиноваться Его воле, молиться Ему. Познавать Бога следует из Священного Писания, которое должно читать с благоговением как слово Божие и с молитвой об уразумении его. Изъяснять Св. Писание должно, строго сообразуясь с учением Церкви.
Грехи против первой заповеди: безбожие (кто не верит, что Бог существует), ересь (кто проповедует или принимает учение, противное учению истинной Церкви), раскол (кто не повинуется Церкви и явно отделяется от нее), богоотступление (когда отрекаются от истинной веры для житейских выгод), суеверие (кто верит в гадание, приметы и проч.), человекоугодие (когда угождают людям больше, чем Богу), человеконадеяние (когда надеются на себя или на других людей больше, чем на Бога) и леность (особенно же к службам церковным и к молитвам).
Почитание Богоматери, ангелов и святых не противно первой заповеди, ибо мы почитаем их не как богов, но как друзей и служителей Божьих, и они своей молитвой могут испросить много благодати у Бога.

Читайте также:
Священное Писание - суть и понятия учения

II.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли, не поклоняйся им и не служи им
Второю заповедью запрещает Бог делать кумиров или идолов и поклоняться им, как делают это язычники. Но и по отношению к нам эта заповедь имеет глубокое значение, ибо идолослужением по справедливости можно назвать всякое излишнее пристрастие к предметам, вредным для души и тела: гордость, тщеславие, сребролюбие, объядение, пьянство – все это грехи против второй заповеди, ибо гордый выше всего ценит себя и сам для себя есть как бы идол; тщеславный желает, чтобы другие его почитали больше, чем нужно; сребролюбивый все свои заботы и труды устремляет к наживе, и деньги для него – кумир, и проч.

Послушание и нарушение

Какое место в нашей жизни должно занимать послушание первой заповеди? Евреи начали поклоняться другим богам вместо истинного Бога, что неизбежно привело к духовному и нравственному упадку всего народа.

Только Яхве обладал высочайшими этическими ценностями, которые языческие народы не могли постичь. Гибеа Вениамина опустилась до уровня Содома и Гоморры – это одно из самых ужасающих сообщений в Библии.

В результате за дело искоренения порока велись кровопролитные гражданские войны. Но мало кто замечает, что все началось с того, что Миша попросил опытного человека отлить идола из золота. И этим человеком оказался израильский священник!

Таким образом, отказ от первой заповеди привел к национальной катастрофе. То же самое происходит и сегодня. Все человечество попало в водоворот страданий, потому что оно превознесло свою волю, разум, мудрость, желания и потребности выше атрибутов и желаний Бога.

Не усугубляйте положение своего соседа, не уважая его права собственности. Не будьте как лиса и мышь, если вы думаете, что вы лучше лисы и мыши. Лиса ворует, не зная закона о воровстве, а мышь грызет сарай, не понимая, что наносит вред другому человеку. Лиса и мышь понимают только свою собственную нужду, но не чужую потерю. Для них это не дано понять, а для вас дано. Поэтому вам не прощается то, что прощается лисе и мыши. Ваша прибыль всегда должна быть законной, она не должна быть за счет вашего соседа.

Читайте также:
Православное богослужение: годовой круг - суть и понятия учения

Грехи против первой заповеди

Чтобы угодить Богу, важно четко осознавать точную природу нарушения. Сегодня, как и в древние времена, люди попирают этот Божий закон по всей земле.

Примеры нарушения первой заповеди Божьей:

  1. Атеизм – это полное отрицание существования Бога.
  2. Моральный атеизм – признание существования Бога, сопровождающееся отрицанием непогрешимости, мудрости и полезности его моральных норм.
  3. Поклонение множеству богов и богинь, создание новых богов. Сегодня это выражается в популярном представлении о всемогуществе инопланетян, с которым связаны эсхатологические ожидания.
  4. Религиозный синкретизм: смешение языческих и истинно христианских религиозных элементов. Это проявляется в том, что люди, считающие себя христианами, занимаются гаданием, колдовством, вызыванием духов и другими видами оккультизма, а также вводят в свою систему верований учения языческих народов: о реинкарнации, карме, Иисусе как посланнике космических сил наравне с Конфуцием, Буддой и т.д.
  5. Извращенное понимание и толкование атрибутов, целей, действий и учений Бога, создающее образ Бога, отличный от истинного библейского образа. Например, многие считают, что Бог Ветхого Завета был кровожадной личностью с демоническими чертами, а не любовью и святостью. Но к новозаветным временам он раскаялся и явил себя через Иисуса Христа как милосердный и гуманный человек.
  6. Отчаянная самонадеянность и отчаяние. В первом случае человек перестает доверять Творцу и обращается к богу или к достижениям человеческого разума. Во втором – он полностью разочаровался в Божьей любви и способности решить его проблемы в этой жизни или в жизни грядущей.
  7. Превознесение личных желаний над волей Божьей.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: