Сафар намаз как делать

Намаз путника по сунне: как сокращать, совмещать намазы, кто считается путешественником

сафар намаз как делать

Многие из мусульман работают или вахтенным методом или часто ездят в командировки. И вот тут возникают проблемы с намазом. Как совершать намаз в поездке? Многие не зная ответ на этот вопрос, просто перестают делать намаз. А ведь это не правильно. Для тех, кто находится в пути, существуют правила выполнения намаза, по которым путешествующий должен сокращать намазы.

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами .» (сура Ан-Ниса аят 101)

Какие намазы нужно сокращать путнику

Сокращаются только фард намазы, состоящие из 4-х ракатов. Это Зухр, Аср и Иша намазы. Эти намазы нужно делать в 2 раката, так же как делается Фаджр. Фаджр и Магриб, а так же Витр намазы читаются полностью.

Ибн Аббас передал: «Устами вашего пророка Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелел вам дома совершать четыре ракаата, в путешествии — два ракаата, а в состоянии страха — один ракаат» ( Муслим).

Передают, что Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, также рассказывал : «Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину» (Аль-Бухари и Муслим)

Имамл абу Ханифа считал, что сокращение обязательное, а имамы Малик, Шафии и Ахмад говорили о том, что лучше сокращать, но что можно и совершать молитву без сокращения.

Довод абу Ханифы: От Я»ля ибну Умайа передается, что он спросил у Умара ибнуль-Хаттаба о аяте: «не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих» — «Мы ведь в безопасности сейчас ?!», на что ответил ему Умар ибнуль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: «Я так же как и ты удивился этому и спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на что он ответил: «Это садака, которую дал Аллах вам, так примите же эту садаку (подарок)» «. (Муслим, 686)

Расстояние с которого разрешается сокращать намазы

Если путь составляет больше 81 километра, то это расстояние считается сафаром. И человек, преодолевающий это расстояние называется мусафиром. Но если человек выезжает в другую местность и расстояние до конечного пункт будет меньше 81 километра, то этот путь сафаром не считается и намазы сокращать нельзя. Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:

«Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину».( аль-Бухари и Муслим).

Кого считать путником (мусафиром)

Человек, который выехал из своего дома по делам или в путешествие или к родственникам и его путь до конечного пункта будет составлять более 81 километра будет считаться путником (мусафиром). Это расстояние только в один конец. Если мусульманин решил съездить в соседний город и до города всего 50 км, то считается только путь туда, а не туда обратно 100 км. Поэтому человек совершающий такую поездку не считается мусафиром.

С какого момента нужно сокращать намазы путнику

Намаз можно сокращать как только покинули границы своего населенного пункта. И многие ученые придерживаются мнения, что эти границы можно определять по дорожным указателям. Хотя, другие ученые считают, что должны закончится все постройки следующие за населенным пунктом.

Можно ли совмещать намазы в дороге мусафиру

Еще один важный вопрос: «Как делать намаз в путешествии? Объединять или нет?» Ученые разных мазхабов расходятся во мнениях по этому вопросу.

Некоторые ученые считают, что возможно объединять Зухр намаз и Аср, а так же Магриб и Эша. При этом в зависимости от возможности передвигать Зухр к Аср намазу и наоборот, но соблюдать последовательность выполнения намаза. Так же можно поступать с Магриб и Эша намазом. Приводят следующий хадис

Со словами Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими ):«Находясь в пути, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда объединял полуденную молитву с послеполуденной, а закатную — с вечерней» (Аль-Бухари).

Ученые ханафиты, считают, что нельзя объединять намазы, но можно откладывать намз на конец времени, а второй совершать в самом начале его времени. Об этом говорится в хадисах.

Один из таких хадисов передает слова Ибн Мас»уда (радиаллаху анху ): «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объединял два намаза, будучи в пути.

Он объединял магриб и иша, задерживая магриб до того момента, когда оставалось совсем немного времени до окончания положенного для него времени, и совершал иша сразу после начала его времени». («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», 2:458)

Сколько дней можно сокращать намазы во время путешествия

Ученые всех мазхабов согласны, что если человек собирается вернуться домой, но при этом не знает сколько дней продлится его поездка, то он сокращает намазы.

Ученые ханафиты считают, что если человек останавливается сроком на 15 дней и меньше, то он совершает молитву мусафира, если количество дней больше 15, то выполняются намазы полностью.

Ученые шафииты считают, что оставаясь на 4 дня, не считая дороги, нужно сокращать намазы. Сверх этого срока – намазы сокращать нельзя.

Некоторые ученые считают, что в силу своей профессии летчики, машинисты, проводники, водители и т.д. находятся все время в путешествии и должны сокращать намазы. Но лучше уточнить у имама своей мечети по этому вопросу. Так как другие ученые считают, что таким людям намаз сокращать нельзя.

Как читать намаз в поезде, на корабле или в самолете

«Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды спросили как совершать намаз на корабле и он сказал: «Молитесь на нем стоя в том случае, если не боитесь утонуть»( 87 Аль-Баззар (68), ад-Даракутни, Абдул Гани аль-Макдиси в «ас-Сунан» (82/2). На достоверность хадиса указал аль-Хаким, и с ним согласился аз-Захаби.

Если путешествие происходит на своей машине, то лучше остановить ее и прочитать намаз по всем правилам, выполняя все действия намаза. Если это общественный транспорт, поезд, самолет, корабль, то выполнять намаз в соответствии с возможностями. Есть возможность стоять – делается намаз стоя, нет – то сидя и по возможности повернувшись в сторону Каабы (если возможно определить ее направление).

Источник: http://salyat.com/raznyie-namazyi/namaz-putnika-po-sunne

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Какие суры нужно выучить для намаза?

сафар намаз как делать

Для тех кто не знает какие суры читать в намазе, мы приведем некоторые короткие суры из Священного Корана.  Все они подходят как женщинам так и мужчинам, потому что читаемые в намазе суры и дуа одинаковы для всех независимо от пола.

Суры читаемые в намазе

Самая первая и основная сура которую должен знать каждый верующий человек для полноценного совершения намаза — это сура Аль-Фатиха.

Сура Аль Фатиха текст

Бисмилляяхир-рахмаанир-рахиим.
Аль-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин.
Ар-рахмаани ррахиим.
Мяялики яумид-диин.
Ийяякя на’буду ва ийяякя наста’иин.
Ихдинас-сырааталь-мустакыим.
Сыраатол-лязиийна ан’амта ‘аляйхим, гойриль-магдууби ‘аляйхим ва ляд-доооооллиин. Аминь

(в последнем слове валядооооооллиин, «о» тянется 2 секунды)

Короткие суры из Корана

Приведем еще суры нужные для намаза, их уже следует читать в каждый раз после чтения вышеприведенной — аль фатиха. Любые из этих сур можете выучить на ваш выбор и читать в намазе.

Сура «Аш-Шарх» (алам нашрах) текст

Бисмилляхир-Рахманир-Рахиим
Алям Нашрах Ляка Садрак.
Уа Уада`на `Анка Уизрак.
Аль-Лязи Анкада Захрак.
Уа Рафа`на Ляка Зикрак.
Фаинна Ма`аль-`Усри Йусраа.
Инна Ма`аль-`Усри Йусраа.
Фа`иза Фарагта Фансаб.
Уа Иля Раббика Фаргаб.

Сура «Аль Аср» текст

Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.
Валь-‘аср. Инналь-инсээнэ ляфии хуср.
Иллял-лязийнэ ээмэнуу ва ‘амилю ссоолихаати
ва таваасав биль-хаккы
ва таваасав бис-сабр

Сура » Аль Филь»

Бисмилляяхи ррахмаани ррахиим.
Алям тара кяйфя фа‘аля раббукя би асхаабиль-фииль.
Алям ядж‘аль кяйдахум фии тадлииль.
Ва арсаля ‘аляйхим тайран абаабииль.
Тармиихим бихи-джааратим-мин сиджииль.
Фа джа‘аляхум кя‘асфим-ма’кууль

Сура «Кураиш»

Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.
Ли ииляяфи курайш.
Ииляяфихим рихлятэш-шитээи вас-сойф.
Фаль я‘будуу раббэ хаазэль-бяйт.
Аллязии ат‘амахум мин джу‘ив-ва ээмэнэхум мин хавф

Сура «Кавсар»

Инна А`тайнакаль-Каусар.
Фасалли Лираббика Уанхар.
Инна Шани`ака Хуаль-Абтар.

Сура «Ихлас»

Бисми-лляяhи-ррахмаани-ррахииим
Кульху Аллаху ахад.
Аллаху с-самад.
Лям йялид ва лям юляд
Валям йякулляху куфуан ахад.

Сура «Аль-Фаляк»

Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.
Куль а‘уузу би раббиль-фаляк.
Мин шарри маа халяк.
Ва мин шарри гаасикын изээ вакаб.
Ва мин шарри ннаффаасаати филь-‘укад.
Ва мин шарри хаасидин изээ хасад

Сура «Ан-нас»

Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.
Куль а‘уузу би раббин-наас.Мааликин-наас.Иляяхин-наас.Мин шарриль-васваасиль-ханнаас.Аллязии ювасвису фии судуурин-наас.

Миналь-джиннати ван-наас

Сначала выучите наизусть суру «Аль Фатиха», а потом все или минимум любые четыре других коротких сур на ваш выбор. Их вполне хватит для полноценного совершения всех намазов.

Источник: https://islamnur.ru/kakie-sury-vyuchit-dlja-namaza/

Muntaqa

сафар намаз как делать

Детальный ответ Муфтията Иордании согласно мазхабу имама аш-Шафии.

Фатва №14

Вопрос: Как долго путнику можно совмещать и сокращать молитвы?

Ответ: Вся хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину — посланнику Аллаху.

Кто отправился в дозволенное путешествие на расстояние 81 км. [1] и более [2], тому разрешено сокращать и совмещать (молитвы) до тех пор, пока не произойдет что-либо из указанного далее:

1. Если он намеревается без каких-либо оговорок проживать в том месте, в которое прибывает, то сокращение и совмещение для него заканчиваются при достижении им этого места.

2. Если он намеревается проживать в месте прибытия четыре дня и более, не считая день прибытия и день отъезда [3], то его путешествие заканчивается с его прибытием в то место, в котором он намеревается проживать, и заканчивается для него сокращение и совмещение. А если он намеревается проживать менее четырех дней, не считая день прибытия и день отъезда, то он сокращает и совмещает (намазы).

3. Если он намеревался прожить три дня, не считая день прибытия и день отъезда, но был вынужден остаться на больший срок в данной местности, то его путешествие прерывается с истечением третьего дня (не считая день прибытия), и с этого момента не разрешено для него сокращение и совмещение.

4. Если он не знает, когда точно решит свои дела в этом путешествии, и полагает, что справится с ними до истечения четырех дней, но его надежды не оправдались, и время пребывания в данной местности затянулось, то ему разрешено сокращать и совмещать намазы до 18 дней. [4]

Что касается довода на ограничение тремя днями, то это хадис аль-‘Аля ибн аль-Хадрами, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «После завершения обрядов хаджа мухаджир (совершивший хиджру из Мекки) может оставаться в Мекке три дня». В этом хадисе сошлись аль-Бухари и Муслим. И было сказано: «Мухаджирам запрещалось проживание в Мекке и жизнь среди неверных. И то, что им было разрешено оставаться там три дня указывает на то, что у них (три дня) оставалось положение путников, в отличие от четырех дней».

А что касается довода на 18 дней в положении сомнения о времени, за которое будут решены дела, то такое время пророк, мир ему и благословение Аллаха, проживал в Мекке в год ее открытия, и он в это время сокращал намазы. См. «Мугни аль-мухджадж» 1/519-521.

И Аллах лучше знает.

См.: http://aliftaa.jo/Question.aspx?QuestionId=14

_____________

Примечания переводчика:

[1] Имам Абу Бакр аль-Байхакы аш-Шафии с достоверным иснадом в «ас-Сунан аль-кубра» (1/396) и имам аль-Бухари в утвердительной форме но с неполным иснадом в «Сахихе» передали от ‘Ата ибн Аби Рабаха, что «Абдуллах ибн Умар и Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими и их отцами, молились по два раката и оставляли пост при расстоянии в 4 барида и больше».

Четыре барида — это 48 миль. У поздних ученых-шафиитов за основу принято мнение, что одна миля составляет 3500 локтей. Один локоть согласно исследованию д.н. Мухаммада Наджмуддина аль-Курди в «аль-Макадир аш-шар’ия» (с. 252-260) составляет 48 см. Таким образом минимальное расстояние пути будет 48*3500*48=8064000 см. То есть 80,64 км.

, что при безопасном округлении дает 81 км.

[2] У большинства ученых число, которым обозначают минимальное расстояние пути (сафар) считается приблизительным. У ученых шафиитского мазхаба оно строго фиксированное и в обязательном порядке должно превышать 80,64 км. ввиду того, что в достоверном сообщении от сподвижников указано именно данное расстояние как минимальное.

[3] Если путник прибыл ночью, то отсчет времени стоянки начинается с наступления дня, а если прибыл днем, то с наступления времени ночи. См. Хашия аш-Шибрамилиси уа ар-Рашиди ‘аля Нихая аль-мухтадж» 2/255.

[4] Не считая дня прибытия и отправления. См. «Нихая аль-мухтадж» 2/255.

دار الإفتاء بالمملكة الأردنية
رقم الفتوى : 14

السؤال : ما المدة التي يجوز للمسافر أن يجمع ويَقْصُر فيها الصلاة؟

الجواب : الحمد لله، والصلاة والسلام على سيدنا رسول الله
من سافر سفرًا مباحًا مسافة (81 كم) [1] فأكثر [2]؛ جاز له القصر والجمع إلى أن يحصل واحد من الأمور الآتية:
1. أن ينوي الإقامة المطلقة في المكان الذي وصل إليه؛ فينتهي في حقه القصر والجمع بمجرد وصوله ذلك المكان.
2.

أن ينوي الإقامة في مكان أربعة أيام فأكثر غير يومي الدخول والخروج؛ فهذا ينقطع سفره بمجرد وصوله إلى المكان الذي نوى فيه الإقامة، وينتهي في حقه القصر والجمع، أما إذا نوى الإقامة أقل من أربعة أيام غير يومي الدخول والخروج [3]؛ فإنه يقصر ويجمع.
3. إذا نوى إقامة ثلاثة أيام غير يومي الدخول والخروج، ولكنه اضطر إلى تمديد إقامته أكثر من ذلك، فينقطع سفره بمضي اليوم الثالث؛ فلا يجوز له القصر والجمع بعد ذلك.
4.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что читают перед причастием и исповедью вечером

إذا لم يعلم متى تنقضي حاجته من سفره بالضبط، لكنه توقع انقضاءها قبل مضي أربعة أيام، ولم يصدق توقعه فطالت المدة؛ فيجوز له أن يقصر ويجمع إلى ثمانية عشر يومًا. [4]

أما دليل التحديد بثلاثة أيام؛ فحديث العلاء بن الحضرمي رضي الله عنه أن النبي صلى الله عليه وسلم قال: (يُقِيمُ الْمُهَاجِرُ بِمَكَّةَ بَعْدَ قَضَاءِ نُسُكِهِ ثَلَاثًا) متفق عليه. قالوا: «وكان يحرم على المهاجرين الإقامة بمكة ومساكنة الكفار؛ فالترخص في الثلاث يدل على بقاء حكم السفر، بخلاف الأربعة».وأما دليل التحديد بثمانية عشر يومًا في حالة التردد في وقت انقضاء الحاجة؛ فهو مدة إقامة النبي صلى الله عليه وسلم عام الفتح بمكة وهو يَقْصُرُ الصلاة. ينظر: [مغني المحتاج 1/ 519-521]. والله أعلم.

____________

تعليقات المترجم:

[1] روى البيهقي في «السنن الكبرى» (3/196) بسند صحيح، وعلقه البخاري في «صحيحه/باب في كم يقصر الصلاة» عَنْ عَطَاءِ بْنِ أَبِي رَبَاحٍ (أَنَّ عَبْدَ اللهِ بْنَ عُمَرَ، وَعَبْدَ اللهِ بْنَ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُمْ كَانَا يُصَلِّيَانِ رَكْعَتَيْنِ رَكْعَتَيْنِ وَيُفْطِرَانِ فِي أَرْبَعَةِ بُرُدٍ فَمَا فَوْقَ ذَلِكَ).

والأربعة برد تساوي ثمانية وأربعين ميلا، واعتمد متأخرو الشافعية أن الميل ثلاثة آلاف وخمسمائة ذراع، وقرر الدكتور محمد نجم الدين الكردي في كتابه «المقادير الشرعية» (ص. 252-260) أن الذراع الشرعي يساوي ثمانية وأربعين سنتمترا (48 سم)، وبهذا تكون مسافة القصر تساوي بالأطوال المعاصرة (48 ميل * 3500 ذراع * 48 سم)= (80.

64 كم) أي 81 كم تقريبا واحتياطا.

[2] لا أقل، لأن مسافة 80.64 كم تؤخذ عند الشافعية تحديدا لا تقريبا معتمدا في ذلك على تحديد الصحابة كما مر.

[3] قال الشبراملسي في حاشيته على نهاية المحتاج (2/ 255): «وَتُحْسَبُ اللَّيْلَةُ الَّتِي تَلِي يَوْمَ الدُّخُولِ، وَكَذَا الْيَوْمُ الَّذِي يَلِي لَيْلَةَ الدُّخُولِ».

[4] قال  شمس الدين الرملي في «نهاية المحتاج» (2/ 255): «لَا يُحْسَبُ مِنْهَا يَوْمَا دُخُولِهِ وَخُرُوجِهِ».

Источник: https://muntaqa.info/sokrshaf/

Намаз путника

Многие верующие мусульмане задают вопрос о том, как совершать намаз путника по Сунне, сокращая и совмещая молитву в пути, а также кого можно считать путешественником или мусафиром.

В течение какого количества дней намазы можно сокращать, а также как совершать молитвы по Сунне, находясь в самолете, на корабле или в поезде. Профессии мусульман разнообразны, и они предполагают и поездки в командировки, и вахтовый метод работы. При таком образе жизни могут возникать проблемы с совершением намаза.

Не следует переставать делать обязательные намазы, нужно только разобраться в вопросе правильного совершения намаза по Сунне.

В суре Ан-Ниса сказано, что не будет греха на том, кто, странствуя по земле, укоротит некоторые из молитв: «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами.» (сура Ан-Ниса (Женщины), 101-й аят).

Чтобы облегчить положение путника, который и во время путешествия старается совершить намазы, следуя Сунне, Аллах приветствовал и дозволил два варианта облегчения. Это разрешение на сокращение намазов до двух ракаатов и возможность совмещения намазов во время их совершения, то есть объединение между двумя молитвами. Более подробную информацию о намазе путника по Сунне по шафиитскому мазхабу можно узнать в видео лекции выше.

Какие намазы сокращаются?

Намаз путника по Сунне может быть сокращен только если речь идет о фард-намазах, которые состоят из четырех ракаатов – Зухр (обеденный), Аср (послеобеденный) и Иша (ночной). Такие намазы следует сокращать до двух ракаатов. Полностью читают обязательно Витр, Магриб и Фаджр.

Как передал ибн Аббас, Пророк Мухаммад ﷺ приветствовал совершение молитвы, если мусульманин дома, из четырех ракаатов, а если в пути, то из двух ракаатов. Если же мусульманин находится в состоянии страха, то следует молиться в один ракаат.

Анас приводил случай, когда вместе с Пророком Мухаммадом ﷺ он путешествовал в Мекку из Медины, и тогда Посланник Аллаха ﷺ совершал намазы по два ракаата до того времени, пока не вернулся в Медину.

Этот случай приводится в хадисах, переданных Муслимом и Бухари.

По словам имама Абу Ханифы, сокращать намазы путника по Сунне следует обязательно, но имам Малик, имам Шафии и имам Ахмад говорили, что намаз путника можно сокращать, но все же лучше, если молитва будет совершаться без сокращения.

Имам Абу Ханифа в качестве довода приводит случай, когда задали вопрос Умару ибн аль-Хаттабу по поводу того аята, в котором говорится, что греха в том, чтобы сократить намаз, не будет, если у мусульманина есть опасения со стороны неверующих, и уточнил, находятся ли сейчас они в безопасности.

Умар ибн уль-Хаттаб ответил ему, что такой же вопрос задавал Пророку Мухаммаду ﷺ, и Пророк Аллаха ﷺ ответил ему, указывая на то, как Аллах благословил мусульман: «Это садака, которую дал Аллах вам, так примите же эту садаку (подарок)».

При сокращении намазов следует соблюдать несколько условий по Сунне:

  • Сокращению подвергаются только четырехракаатные Зухр, Аср, и Иша.
  • Полностью совершается обязательно утренний Фаджр и вечерний Магриб.
  • Eсли даже в пути не возникает трудностей при совершении намазов, путник все равно может воспользоваться правом на сокращение намазов.
  • Действительными сокращения будут только в том случае, если человек, совершающий путешествие, покинул пределы своего города или населенного пункта, а если он только намеревается уехать, но еще находится в пределах города, нельзя сокращать молитвы, поскольку путником он пока не является.

Совмещение намазов и перенос времени одного к другому

Многих верующих мусульман интересует вопрос, разрешено ли Сунной в пути мусафиру совмещать молитвы. Как следует делать намаз путника по Сунне, можно ли объединять молитвы – в этом вопросе среди ученых нет единого мнения. Часть ученых считает, что путник может объединить Аср и Зухр, Иша и Магриб.

Они также считают, что можно передвигать к Аср намазу Зухр и наоборот, а также Магриб к Иша, но следует обязательно последовательность намазов соблюдать.

В доказательство своей точки зрения они приводят хадис, в котором ибн Аббас говорит, что Пророк Мухаммад ﷺ, когда находился в пути, всегда объединял с послеполуденной полуденную и с вечерней молитвой закатную. Этот хадис был передан Муслимом и Бухари.

Среди ученых ханафитов распространено мнение, что объединять нельзя, но можно отложить намаз на конец времени, отведенного для него, а второй можно совершать в самом начале отведенного для него времени.

В доказательство своего мнения они также приводят хадисы, один из хадисов гласит, что Пророк Мухаммад ﷺ, когда был в пути, объединял два намаза: «объединял магриб и иша, задерживая магриб до того момента, когда оставалось совсем немного времени до окончания положенного для него времени, и совершал иша сразу после начала его времени».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  26 сентября какой праздник церковный

Объединение может быть двух типов. При одном типе второй намаз переносят на время первого и объединяют их, а при другом типе первый намаз переносят на время второго и объединяют их.

В хадисе сказано, что Пророк Аллаха Мухаммад ﷺ, когда шел в поход на Табук, если выдвигался до того момента, как солнце поднимается к зениту, откладывал намаз обеденный, а потом объединял его с послеобеденным совершая их вместе один за другим.

Если же Пророк Аллаха ﷺ выдвигался в путь после того, как солнце отклонялось от зенита, то он сначала совершал обеденный (зухр) вместе с послеобеденным (аср), а только затем выдвигался в путь. Если же Пророк Аллаха ﷺ выдвигался в путь до того, как зайдет солнце, то он вечерний откладывал, а затем совершал их вместе с ночным.

Дозволяется объединить обеденный зухр с послеобеденным и вечерний с ночным, но не дозволяется объединять утренний намаз с теми, которые совершаются до него или после него, также послеобеденный (Аср) нельзя объединять с вечерним (Магрибом). Важно придерживаться ряда условий Сунны для объединения: следует соблюдать очередность обязательных молитв, а намерение объединить намазы должно появиться у мусульманина до того, как будет закончен первый намаз.

Еще одно важное условие по Сунне заключается в том, что молитвы следует совершать друг за другом, то есть приступая ко второму сразу же, как только закончится первый. Разделять их зикром или другим желательным намазом нельзя. Объединение не будет действительным, если путник достигнет своего города до того, как начнет совершать второй намаз.

Расстояние пути для сокращения намаза

Намаз путника по Сунне сокращать разрешается тогда, когда его путь составляет больше, чем восемьдесят один километр, в этом случае расстояние уже будет считаться сафаром, а путник, который это расстояние преодолел, будет считаться мусафиром. Если же путь, который преодолел путник, будет составлять меньше, чем восемьдесят один километр, то молитвы сокращать нельзя.

В каком же случае путник, который задается вопросом, разрешено ли ему сокращать намазы по Сунне, может считаться мусафиром? Мусафиром будет считаться тот человек, который отправился в путь или по делам, покинул свой дом, и его путь до конечной точки следования составит расстояние, превышающее восемьдесят один километр. Если же путник отправился в город, который находится от его дома на расстоянии в пятьдесят километров, то считаться будет только расстояние в один конец, а не расстояние туда и обратно, и в этом случае путник не будет считаться мусафиром по Сунне.

С какого места считать начало сокращения молитв?

Намаз путника по Сунне можно сокращать с того момента, как он покинул свой населенный пункт. Ученые в большинстве поддерживают мнение, что границей населенного пункта, который покидает путник, можно считать соответствующий указатель. Но есть и те ученые, которые считают, что конец населенного пункта следует считать от того места, где заканчивается последнее строение этого населенного пункта.

Цели путешествия

Целью сафара (путешествия) не должны быть греховные деяния. Если же верующий отправляется в путь, чтобы совершить грех, то в таком случае ему нельзя сокращать молитву. Например, если мусульманин выезжает в путь для торговли запретным, для ростовщичества, совершения прелюбодеяния или разбоя, так как сокращение намаза в Исламе является облегчением, которое не призвано облегчать грех.

Сколько можно делать намаз путника остановившись в определенном месте?

Еще один вопрос, который беспокоит мусульман, это в течение какого количества дней пути намазы путника по Сунне можно сокращать? В этом вопросе ученые, представляющие все мазхабы, согласны в своем мнении: путник сокращает молитвы, если не знает, какое количество дней его путь продлится.

Если количество дней, проведенных в путешествии мусафиром, когда он задерживается в определенном населенном пункте, не превышает пятнадцати, то он может совершать намаз мусафира, но если же его пребывание длится дольше, чем пятнадцать дней, то ему следует полностью выполнять намазы по Сунне, — такого мнения придерживаются ученые ханафиты.

Шафииты придерживаются в этом вопросе иного мнения: сокращать намазы следует, если поездка длится четыре дня, и в это число не входят дни, проведенные в дороге. Если же поездка превышает этот срок, то сокращать молитвы по Сунне нельзя.

Намаз мусульман, чьи профессии связаны с путешествиями

Некоторые мусульмане имеют такие профессии, при которых необходимо постоянное нахождение в пути – летчики или машинисты, водители или проводники. Такие люди могут сокращать молитвы, но им стоит посоветоваться по этому вопросу с имамами в своей мечети, которые должны благословить их на это. Есть ученые, которые придерживаются мнения что мусульмане представители таких профессий не должны сокращать молитвы.

Молитва на корабле, в машине или самолете

Намаз путника может быть совершен во время нахождения на корабле, в самолете или в поезде. Когда Пророку Аллаха Мухаммаду ﷺ задали вопрос о том, как совершать молитву, если путник находится на корабле, Посланник Аллаха ﷺ ответил, что на корабле следует молиться стоя «если не боитесь утонуть».

Это сказано в хадисе, достоверность которого подтверждается аль-Хакимом и аз-Захаби. Если же вы путешествуете на собственной машине, то следует сделать остановку, чтобы молитву прочитать по всем правилам, выполнив все необходимые действия.

Если же транспорт остановить не получится, например, находясь в автобусе или самолете, то следует делать намаз стоя, если такая возможность есть, или сидя, повернувшись в сторону Каабы. 

Предписания Аллаха относительно того, как молиться в такой ситуации, учитывают, что человек может попасть в затруднительное положение во время путешествия, и в предписаниях Всевышнего Аллаха нет ничего такого, что может привести к затруднению или даже к изнурению человека – Аллах благословляет и облегчает для путника положения религии, и всегда предписания Всевышнего Аллаха относительно совершения молитвы являются переносимыми и приемлемыми.

Как совершать намаз за мусафиром не путнику и наоборот

Еще одно условие по Сунне: путник не должен при совершении молитвы в том городе или месте, в которое он направился, следовать за местным имамом или местным жителем в его качестве, который совершает молитву по полной форме.

Если же путник следует ему, то и совершать молитву он должен в полной форме, сокращение не дозволено.

По-другому рассматривается ситуация, когда путник сам выступать в качестве имама в городе, в который он прибыл, для местного жителя – в этом случае путник может совершить сокращение, а молящиеся за ним люди не находящиеся в пути, должны после таслима имама (салям в правую сторону символизирующий окончание намаза) встать и продолжить молитву завершив ее еще 2-мя ракаатами, таким образом завершив молитву Зухр, Аср и Иша полностью. Молитва Фаджр и Магриб читаются также как обычно.

Источник: https://medinaschool.org/library/creed/namaz/namaz-putnika-po-sunne

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие