Почему русь крестилась по православному образцу

Крещение Руси. Кратко

почему русь крестилась по православному образцу

Крещение Руси

Крещение Руси или принятие Русью (русским народом) христианской религии греческого толка произошло в период правления Киевской Русью Великого князя Владимира I Святославича (Владимир Красное Солнышко, Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель) (960-1015, княжение в Киеве с 978 года)

После смерти Ольги Святослав посадил старшего сына своего, Ярополка, в Киеве и воторго, Олега, у древлян, без назначения остался младший, Владимир. Однажды пришли в Киев новгородские люди просить себе нязя и прямо заявили Святославу : « Коли никто из вас не пойдёт к нам, мы сыщем себе князя и на стороне». Ярополк и Олег не хотели идти в Новгород.

Тогда Добрыня научил новгородцев: «просите Владимира». Добрыня был дядя Владимира, родной брат его матери, Малуши. Она служила ключницей у покойной княгини Ольги. Новгородцы сказали князю: « Отдай нам Владимира». Святослав согласился. Так стало три князя на Руси, а Святослав ушёл в дунайскую Болгарию, где и погиб в бою с печенегами. (Карамзин.

История государства Российского)

Причины крещения Руси

  • Стремление киевских князей быть ровней европейским монархам
  • Стремление к укреплению государства: один монарх — одна вера
  • Многие знатные киевляне уже были христианами по византийскому образуДанные археологии подтверждают начало распространения христианства до официального акта крещения Руси. С середины Х века в погребениях знати встречаются первые нательные кресты. Князья Аскольд и Дир c боярами и некоторым количеством народа приняли крещение, так как во время похода на Константинополь были устрашены силой константинопольского патриарха, который, по преданию, опустил святые мощи в воду, и большая часть флота тут же затонула в ходе шторма, поднявшегося в ту же секунду
  • Желание Владимира взять в жены царевну Анны, сестру Императоров Византии Василия и Константина
  • Владимира покорила красота византийских храмов и обрядов
  • Владимир был варягом. Его мало заботили верования народа русскогоДо середины 10 века на Руси господствовало язычество. Оно основывалась на идее равнозначности и вечности противоположных начал («добра» и «зла»). И мир воспринимался ими на основе этих парных понятий. Символом защиты от злых сил считался круг. Отсюда появление таких украшений, как венки, цепи, кольца

Краткая история крещения Руси

  • 882 — Варяг Олег становится киевским князем. Принмает титул»Великого», объединяет славянские земли в составе государства Киевская Русь
  • 912-945 — правление Игоря, сына Рюрика
  • 945-969 — правление Ольги, вдовы Игоря. Укрепление государства, Приняла христианство под именем Елены
  • 964-972 — Правление Святослава, сына Игоря и Ольги, продолжение строительства государства Киевская Русь
  • 980-1015 — Княжение Владимира Красное Солнышко
  • 980 — Религиозная реформа, создание пантеона богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши)
  • 987 — Боярский совет, созванный Владимиром для обсуждения принятия новой веры
  • 987 — Мятеж Варды Фоки Младшего против императора Византии Василия II
  • 988 — Поход Владимира в Крым, осада Корсуни (Херсонеса)
  • 988 — Договор Владимира и Василия II о предоставлении помощи в подавлении восстания Варды Фоки и женитьбы Владимира на царевне Анне
  • 988 — Женитьба Владимира, крещение Владимира, дружины и народа (некоторые историки указывают год крещения 987)
  • 989 — Русский отряд разбил войско Варды Фоки. Взятие и присоединение к Руси Херсонеса (Корсуни)

Крещение Руси не всегда было добровольным и процесс христианизации страны растянулся на долгое время. Многие летописи сохранили скупые сведения о насильственном крещении Руси. Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году. В Ростове и Муроме сопротивление введению христианства продолжалось до XII века. Полоцк был крещён около 1000 года

  • Крещение Руси оказало значительное влияние на судьбу христианства: раскол его на православие и католичество
  • Крещение способствовало принятие русских в семью европейских народов, расцвет культуры в Киевской Руси
  • Киевская Русь стала полностью централизованным государством
  • Русь, а затем Россия, превратилась в один из религиозных центров мира наряду с Римом
  • Православная церковь стала опорой власти
  • Православная церковь выполняла объединяющие народ функции в период смут, раздробленности, монголо-татарского ига
  • Православная церковь стала символом русского народа, его цементирующей силой

Источник: http://ChtoOznachaet.ru/kreshhenie-rusi-kratko.html

Кто крестил Русь? Крещение Руси: причины, значение, последствия :

почему русь крестилась по православному образцу

Значимость крещения Руси для истории славянских народов нельзя переоценить. Именно оно стало основой культурного развития русского, украинского и белорусского народов.

Крещение Руси как выдающееся событие для всех славянских народов

Крещение Руси – это выдающееся событие в мировой истории. Оно оказало влияние не только на Русь, но и на окружающие ее государства, и изменило ход многих культурных процессов.

Зарождение христианства на восточнославянских землях

Согласно многочисленным историческим источникам, распространение христианства на Руси началось задолго до ее крещения. Крещение Руси, дата которого всеми признается как 988 год, на самом деле началось еще в самом начале нашей эры.

Это предсказал апостол Андрей Первозванный, который в первом веке нашей эры путешествовал по русским землям. «Повести временных лет» сообщают об этом так: Андрей со своими учениками плыл в лодке по Днепру и увидел горы и холмы.

И он сказал своим ученикам, что на этом месте будет стоять город, осененный Благодатью Божией. И на этих горах он установил крест.

Личность князя Владимира – крестителя Руси

Великий Владимир, князь, крестивший Русь в 988 году, был неординарной личностью. Его бабушка, княгиня Ольга, была окрещена и пыталась уговорить своего сына Святослава принять крещение, но неудачно. Святослав и его дружина так и остались язычниками. А вот внук Ольги Владимир пошел по другому пути. Во многом это было обусловлено тем, что Ольга занималась его воспитанием и сумела внушить ему христианские понятия.

Еще в юности князь, крестивший Русь, не очень придерживался христианских моральных норм. У него было несколько жен, и у всех этих жен были дети. Христианские заповеди о непротивлении злу и запрет убивать своих ближних тоже были в диковинку для языческого властелина, который привык ходить в походы и беспощадно мстить врагам за любые обиды. Он принимал участие в междоусобных распрях на Руси, и именно благодаря этому сел на киевский престол.

Личность того, кто крестил Русь, находилась под влиянием разных культурных традиций. Но после своего тридцатилетия он все же решил принято христианство. Его собственное крещение произошло или в городе Херсонесе (недалеко от нынешнего Севастополя), либо в его резиденции в городе Василев. Сейчас на месте этого поселения находится город Васильков в Киевской области.

Учитывая, что князь Владимир обладал в народе большим авторитетом, народ охотно пошел за князем и сменил веру. Легкость распространения у нас христианства облегчалась еще и тем, что все службы проводились на славянском языке.

Религиозные обычаи славян до крещения Руси

Крещение Руси нельзя считать совершенно новой формой духовной жизни. До него на Руси существовала стройная система языческих верований. И тот, кто крестил Русь, понимал, что совершенно новую и необычную религию привить здесь не удастся.

Ведь еще до появления христианства на Руси существовал культ бога Рода, который был небесным богом, правил тучами, вдыхал жизнь во все живое.

По сути дела, крещение Руси только подтолкнуло переход славянских народов от политеизма, то есть многобожия, к монотеизму, то есть единобожию.

Выбор религии для славян

Тот, кто крестил Русь, понимал, что стране нужна сильная религия, которая объединит народ, и не будет при этом противна ему. Но какую религию выбрать? О выборе веры князем Владимиром подробно рассказывается в «Повести временных лет».

Понимая, что нужно уходить от язычества и приходить к одной из монотеистических религий, князь Владимир долго размышлял, какую из религий ему лучше взять. Сначала он расспросил волжских болгар, которые к тому времени исповедовали ислам, об их вере.

Болгары рассказали ему о том, что их вера запрещает употребление спиртных напитков. Владимир подумал и сказал, что веселье на Руси состоит в питье вина, а поэтому такая религия ему не подходит.

Дело в том, что все важные дела обсуждались русской знатью по время пиров у князя, и отказ от распития спиртных напитков выглядел на этом фоне странно.

После болгар к Владимиру пришли немцы. Они были посланы Папой Римским и предлагали Владимиру католичество. Но Владимир знал, что Германская империя всеми силами пытается завоевать славянские земли, поэтому отверг их предложения.

Приходили к Владимиру и иудеи, рассказывали о праведности своей древней веры. Это были хазары. Но Хазарии к тому времени как государства не существовало, и Владимир не хотел принимать религию народа, который не имел своего государства и своей территории.

Самым последним к Владимиру пришел грек, учитель философии. Он рассказал Владимиру об основах православного вероучения и почти убедил его в своей правоте. Князь решил еще спросить совета у своих бояр.

Бояре захотели узнать больше о богослужении в этих верах, и греческое православное богослужение пришлось им по душе больше всего. Русские после рассказали Владимиру, что им очень понравилось в храме в Царьграде. Поэтому и стал поворотным для российской истории 988 год, крещение Руси произошло именно в этом году.

Значение крещения Руси

Крещение Руси оказало на страну огромное влияние. Начала развиваться материальная культура. После крещения на Руси развилась иконопись, мозаика, дома стали строиться из кирпича – более долговечного материала, чем дерево. Тот, кто крестил Киевскую Русь, рассчитывал, что христианство изменит суровые языческие нравы. И оказался прав. При христианстве запретили работорговлю и принесение людей в жертву.

Принятие христианства сделало Русь равной другим европейским государствам. Европейцы больше не смотрели на русских как на варваров, а стали вести с ними диалог. Но Русь все равно ощущала себя изолированной, оттого, что христианство в ней было православным и пришло из Византии, а в Западной Европе в это время господствовал католицизм. И тот, кто крестил Киевскую Русь, не знал того, что греческая Византия скоро падет, и поэтому Русь останется единственным православным государством.

Сама Русь получила от христианства еще и письменность. Стали открываться школы, появились рукописные книги, увеличилось количество грамотных людей.

Как славяне восприняли крещение Руси

Крещение Руси явилось для части тогдашнего русского народа драмой. В «Повести временных лет» указывается, что князь Владимир крестил Русь силой. Сначала был дан указ всем киевлянам явиться на реку Днепр для крещения. Те, кто хотел отказаться от крещения, были объявлены врагами князя.

Крещение различных русских земель сопровождалось разными вооруженными конфликтами. Иоакимовская летопись сообщает, что жители Софийской стороны Новгорода с оружием в руках сопротивлялись крещению. В 989 году была проведена расправа с прихожанами Спасского храма, и он был подожжен.

https://www.youtube.com/watch?v=tddFvsfkfqQ

Та часть народа, которая не особенно поддерживала язычество, восприняла распространение христианства относительно спокойно. Христианство на Руси вводилось при помощи Болгарской Церкви, и поэтому все богослужения проводились на славянском языке, доступном для понимания. Тогда главным русским городом считался Киев. Крещение Руси началось именно здесь.

Киев поддерживал тесные связи с Первым Болгарским Царством, и оттуда на Русь прибывали миссионеры, которые и осуществляли катехизическую программу. Надо сказать, что Болгария была крещена в 865 году, то есть столетием раньше, чем Русь, и к моменту крещения Руси там уже были развитые христианские традиции и богатая библиотека.

Поэтому, когда пришел год 988, крещение Руси стало вполне закономерным явлением.

Последствия крещения Руси

После крещения Руси не все были согласны с утверждением власти киевского князя. Отдельные регионы были против, в частности, Новгород. Во главе несогласных стояли волхвы.

Крещение Руси, дата которого приходится на 988 год, дало начало обширному культурному развитию. Были построены множество монастырей, в частности, Киево-Печерский монастырь. В начале 12 века он стал Киево-Печерской Лаврой. В 1037 году начинается строительство Софиевского собора в Киеве. Он строится при поддержке князя.

Мифы о Крещении Руси

Крещение Руси, как любое значительное историческое событие, окружено вымыслами и фальсификациями. Самый известный миф утверждает, что христианство на Руси уничтожило высокоразвитую языческую культуру. Но почему тогда от этой высокой культуры не осталось никаких следов?

Второй известный миф утверждает, что христианство на Руси прививалось насильно, так сказать, огнем и мечом. Но при этом ни в каких исторических источниках нет сведений о том, чтобы происходили массовые убийства русских язычников. Князь Владимир не заставлял креститься непокорные города, такие, например, как Ростов или Муром. При этом большинство горожан воспринимали спокойно крещение Руси, имя князя Владимира — инициатора крещения — воспринималось ими с уважением.

Третий миф говорит о том, что даже после крещения Руси по стране господствовало язычество. Это утверждение в чем-то верно. Языческие волхвы и после крещения управляли народными массами, особенно в селах. На протяжении ста лет после крещения многие еще поклонялись идолам и занимались жертвоприношениями. Окончательное утверждение христианства произошло в 13 и 14 веках, когда русское общество столкнулось с необходимостью объединения перед лицом наступления Золотой Орды.

Источник: https://www.syl.ru/article/167438/new_kto-krestil-rus-kreschenie-rusi-prichinyi-znachenie-posledstviya

Начало и основа крещения Руси в православную веру

почему русь крестилась по православному образцу

Православную веру русским людям привили в 988 году, хотя попытки централизованного отхода от язычества предпринимались русскими князьями и ранее. Только Владимиру Великому удалось начать этот глобальный процесс, вследствие которого Русь вышла на мировую арену не просто как мощное государство, но как оплот православия. Владимирская Русь стала полноправной преемницей христианской Византии. Крещение Руси – важнейшее поворотное событие для истории нашей страны и христианства.

Термин и понятие

В историческом смысле Крещение было в первую очередь политическим событием. Традиционно под этим термином понимают процесс установления единой государственной религии на всей территории подвластных Владимиру земель. Он объединял княжества и уделы в единую Русь. Монотеистический уклад верований помогал Владимиру собрать всю власть в свои руки под эгидой того, что, где один Бог – там и один князь.

Впервые привычное для нас понятие было упомянуто в знаменитой «Повести временных лет». Там известные события 988-го года назывались «крещением земли Русской». Позднее наряду с этим термином историки времен Российской империи оперировали понятием «крещение России», «крещение славян». Именно такой вариант предложил в своих работах Николай Карамзин – первый, кто сумел объединить информацию из разобщенных источников в единый монументальный труд по истории русских земель.

Кроме того, сегодня в исторических текстах можно встретить следующие понятия: «введение христианства», «вторая религиозная реформа Владимира Великого». Все они являются взаимозаменяемыми. Но только «Крещение Руси» получило такое распространение в обычной речи, ведь нет более емкого и понятного обозначения свершившихся процессов.

Крещение Руси: причины и последствия

Укрепление собственного авторитета – далеко не единственная причина, почему Владимир Великий пошел по пути принятия христианства. Конечно, его решение понятно: народ, сплоченный вокруг единого центра веры, уважает централизованную власть. Но были и другие факторы.

  • Во-первых, курс на сближение Руси с европейскими государствами, уже отошедшими от языческой фазы своего развития.

Цивилизованные страны в те времена были христианизированными, при этом язычество осуждалось. Международный вес государства не мог быть высоким, пока она сохраняла устаревшие устои.

  • Во-вторых, личные причины.

По летописям известно, что Владимир, воцарившись на престоле в Киеве, жил во грехе и блуде. Более того, его предшественник Ярополк очень симпатизировал христианству по латинскому обряду, принимал у себя послов Папы Римского.

Владимир, заняв его место, наоборот активно занялся реформацией язычества. При нем в центре Киева была разрушена построенная Ярополком церковь, а вместо нее соорудили большое капище.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто может присутствовать на крещении

Археологи во время раскопок этого места, прозванного Владимирским пантеоном, находили также следы каменных строений с фресками на них.

Князь прошел долгий путь от гонений на христиан до обретения православной святости. Вдохновленный своей бабушкой, княгиней Ольгой, он стремился к искуплению «языческих» грехов. Неслучайно этот процесс называется «второй религиозной реформой».

В результате всех этих событий, конечно же, сформировались последствия, серьезно повлиявшие на русский народ и государственность:

  1. Начало морального поворота от языческой дикости к православной просвещенности. Менталитет русичей прошел через общественное развитие. Были упразднены дикие нравы язычества: многоженство, кровная месть, жертвоприношения.
  2. Изменения, давшие мощный толчок цивилизации на Руси и превратившие ее в огромный культурный центр всей Восточной Европы. На русские земли пришла грамотность именно благодаря христианству. Начали развиваться науки и искусство.
  3. Церковь стала оплотом закона, нравственности, возымела влияние на урегулирование многих общественных процессов.
  4. Русь стала мировым государством с высоким уровнем авторитета на международной арене. Кроме того, без веры и единой сплоченности наши земли не выстояли бы под гнетом серьезных исторических событий, например, монголо-татарского ига.
  5. Православие определило курс Руси на многие века вперед.

Пример Владимира стал примером для сотен поколений. Жить по правде, править по совести – и сегодня люди все чаще обращаются к этому простому постулату. Высокая духовность и традиционные нравственные ценности – важнейшее наследие Крещения Руси.

Предыстория

Исторически высокое влияние на христианизацию земли Русской оказала Византия. Византийские императоры издавна использовали христианство как один из методов воздействия на врагов и союзников. Язычники, которые представляли угрозу Ромейской империи в виду своего воинственного нрава, подвергались христианизации.

Таким образом произошло введение христианства на территориях болгар, в Великой Моравии. Первую попытку обратить русичей в своих союзников византийцы предприняли еще в середине девятого века. Патриаршие миссионеры способствовали крещению князей Аскольда и Дира, но распространения веры не произошло.

Эту гипотезу поддерживают не все историки и богословы, но принято говорить о том, что официально первой русской правительницей, принявшей христианство, стала княгиня Ольга.

В 957 году Ольга отправилась в Константинополь с целью заключить с византийцами союз, которого они так ждали. Среди условий княгини было признать Русь равной империи, от чего константинопольские князья отказывались. Это не помешало правительнице креститься и принять духовное имя Елена.

Заключение союза откладывалось на несколько лет. Ольга отказывалась отправлять войска на помощь византийцам, при этом принимала у себя послов католического Папы. Чтобы не допустить развития католичества на землях потенциальных союзников, Константинополю пришлось принять условия княгини. Но до Владимирского крещения оставалось еще тридцать лет. Христианство не распространялось в серьезных масштабах, оставаясь уделом знати.

Владимир, воцарившись, активно пропагандировал язычество и гонения на исповедующих христианство. С его правлением связан первый случай, когда на Руси появились святые мученики. Собираясь принести жертвы языческим богам, Владимир выбрал молодого христианина по имени Иоанн.

Его отец, Федор, отказался отдавать сына на растерзание варварского обряда. Он прославлял веру в единого Бога и Христа, за что озверевшие язычники убили их с сыном.

На Владимира это событие оказало настолько глубокое воздействие, что после крещения он приказал построить на месте убийства одну из первых русских церквей – Десятинную.

Известен исторический эпизод, когда к князю пришли послы от различных религий с целью привлечь на свою сторону. Правитель выслушал каждого, но ни с кем не общался так долго, как с посланниками греческого патриарха.

Вдохновившись рассказами о торжестве православных литургий и величии церквей, Владимир послал собственных людей убедиться, так ли это. Греческая вера также привлекала его интерес из-за стойкости и уверенности, с которой мученики Федор и Иоанн приняли за нее смерть.

Когда доверенные лица возвратились в Киев, они подтвердили, что византийские храмы выглядели так, что и не понять было, на земле они находятся или на небе.

Была у Владимира еще одна причина: согласившись прийти на помощь Василию и Константину, императорам Византии, он потребовал отдать за себя их сестру Анну. Когда войска князя пришли на помощь императорам, те отказались отдавать сестру.

В результате, Владимиру пришлось взять осадой крупнейший черноморский порт греков, полностью парализовав их экономическую систему. Только тогда Василий и Константин приняли условия киевского князя. Владимир крестился и забрал Анну в столицу своего княжества.

Наступил переломный момент в истории Руси.

Крещение князя Владимира и киевлян

Из греческих владений вместе с князем в столицу прибыли и православные священники. Миссионеры несли свет христианства, проповедуя по улицам Киева. Их деятельность сопровождалась активными действиями со стороны правительства.

Первым делом Владимир отказался от своего языческого прошлого, отпустив наложниц. Теперь он был обвенчан перед Богом вместе с Анной. Детей своих князь крестил перед всеми, а затем занялся искоренением следов языческой реформации в престольном граде.

Большое Владимирово капище было разрушено, деревянных идолов сжигали или волокли к Днепру, сбрасывая в воду.

Примечательно, что в исторических кругах до сих пор идут споры, какой год считать датой крещения Владимира: 987 или 988. В «Повести временных лет» склоняются ко второму варианту, но есть свидетельства, что князь пришел к христианству парой годов ранее.

Интересно еще то, что в греческой литературе того времени никто не уделяет пристальное внимание Просвещению Руси. Византийцы, направившие своих послов в Киев еще в середине девятого века, считали датой крещения 860 год.

Реформы Владимира для них всего лишь закономерное развитие событий столетней давности.

Когда Киев был очищен от следов языческой религии, князь лично объехал весь город. Он призвал каждого киевлянина (раба или хозяина, богатого или нищего) прийти на Днепр. Те, кто посмеет ослушаться, были заочно провозглашены врагами Владимира.

Высокий авторитет правителя среди киевлян способствовал неукоснительному исполнению княжьего указа. Никто не посмел остаться дома.

Точный день, когда было совершено крещение вод Днепра, в летописях не указывается, но традиционно считается, что произошло это в конце июля.

Крещение других русских земель

В Киеве христианизация прошла относительно мирно, ведь горожане уважали своего правителя и почитали его указы. Нет свидетельств о том, что какие-то язычники перечили князю или пытались отказаться ступить на путь истинной веры. Совсем другая обстановка была в иных княжествах русских.

Русь разделилась территориально. Южные и западные города не перечили воле великого князя. Здесь, как и в Киеве, местные князья смогли организовать централизованные таинства крещения. Тем самым они признавали не только православную веру, но и авторитет Владимира как единого государя.

А вот на севере и востоке антихристианские настроения были сильны. Впрочем, уместнее будет называть их антикиевскими, ведь многие князья противились объединению Руси под одним правителем, поскольку хотели сохранить свой суверенитет.

В Новгородском княжестве сопротивление масс перешло в народные восстания. Новгородцы не собирались отказываться от язычества, порицали разрушение культовых мест.

Такое активное противоборство вынудило киевлян во главе с Добрыней, приходившемуся великому князю дядей, силой насаждать христианство.

Дома многих воинов, стоявших на стороне язычества, были сожжены во время осады Новгорода. Лишь тогда, в 991 году, жители города решили пойти на мировую. Они разрешили киевлянам проповедовать во имя греческой веры, а также строить свои церкви, но сами признавать их праведность отказывались. Тогда, как и в Киеве, пришлось Добрыне разрушить языческие капища и сбросить в реку деревянного идола Перуна. Таким образом, новгородцы, считавшие Владимира предателем веры их предков, сдались.

Хотя десятый век стал началом киевской христианизации, до отдельных территорий православная вера добралась гораздо позже. Так, те земли, что населяли финно-угорские племена, отказались от язычества много лет спустя. Считается, что Ростов крестился в 1078 году. А жители Мурома и вовсе отказались пускать в стены города Глеба Владимировича, сына великого князя. 200 лет понадобилось киевским правителям, чтобы покорить муромцев и заставить их повернуться на путь истинной веры.

Известно, что Крещение Руси было одним из факторов расселения славян по северо-восточным территориям. Язычники, не желающие покоряться новоявленной Церкви, бежали из своих городов на территории между Волгой и Окой. Переселение это, названное славянской колонизацией, продолжалось вплоть до середины тринадцатого века. В 1221 году был основан Нижний Новгород, и даже тогда не везде по русской земле было распространено православие.

Источник: https://pravednik.info/nachalo-i-osnova-kreshheniya-rusi-v-pravoslavnuyu-veru.html

Причины крещения Руси

Крещение – это одно из знаменательных событий в истории Киевской Руси. Оно навсегда изменило ход дальнейших событий и определило вектор развития государства, находящегося на этих землях. Ситуация в стране, предшествовавшая Крещению, способствовала выбору Владимира Великого в пользу христианства, а также ускорила события 988 года.

Ситуация в стране

Чтобы понять основные причины введения христианства на Руси, нужно изучить ситуацию в стране на тот момент. Религиозные верования и социально-политическая ситуация в государстве значительно ускорили внедрения единой религии и повлияли на выбор Владимира в пользу православия.

Религия дохристианской Руси

До 988 года в стране не было единой религии. Имело место язычество, со своим пантеоном богов. Такая вера называлась ведической. Важно понимать, что, как и во многих других языческих религиях, в Киевской Руси каждый бог имел свое определенное место в иерархии. Иначе говоря, выполнял конкретные функции и почитался в зависимости от важности его деяний. Среди наиболее почитаемых богов выделяют богов-создателей: Род, Сварог, Лада.

Однако учитывая тот факт, что племена, живущие на территории Киевской Руси, поклонялись одному определенному богу из этого пантеона, этот языческий политеизм разобщал население.
Стоит отметить, что христианство еще до 988 года, медленно, но непрерывно входило в жизнь населения. По преданию, оно проповедовалось еще апостолом Андреем Первозванным – учеником Иисуса. Он добрался до Киева и Новгорода по Днепру, обращая язычников в христианскую веру.

Несмотря на то, что это легенда возникла только ХІІ столетие, христианизация Руси проводилась еще во время правления киевских князей Аскольда и Дира.
Одной из первых приняла христианство княгиня Ольга во время своего посещения Византии. При ней начали строиться первые киевские храмы. Считается, что она настаивала на крещении своего сына Святослава. Однако следующим крестился только ее внук Владимир «Красное Солнышко».


Владимир в период своего правления проводил несколько масштабных реформ, касающихся религии. Широко известно, что киевский князь был ярым язычником. В 980 году он пытался объединить племена Киевской Руси, внедряя единый культ бога Перуна для всех славян и разрушая православные храмы, воздвигнутые в период правления его бабушки Ольги. Племена такие изменения восприняли враждебно, ведь назначение Перуна верховным божеством прямо противоречило первоначальным племенным верованиям.

В итоге народ стал еще более разобщенным, а страна погрузилась в хаос. Требовался скорейший переход к новой общественно-экономической формации.

Социально-политическая ситуация

Обстоятельства социального порядка не давали массово развиться христианству в период правления князей Аскольда и Дира, княгини Ольги, а также ее сына Святослава. Родоплеменные отношения больше всего способствовали процветанию многобожия. Дело в том, что языческие верования близлежащих племен были схожими и могли легко ассимилировать. Племена приспосабливали верования собственных соседей к своим нуждам.

Христианство могло прийти только в тот момент, когда феодальные отношения достаточно окрепли. Оно представляло собой религию классового общества. Родоплеменные отношения значительно тормозили распространение христианства, и оно охватило только отдельные социальные группы в основном знать или образованное население.

Соседние государства, с которыми Киевская Русь находилась в тесных контактах, уже исповедовали те или иные мировые религии: иудаизм в Хазарском Каганате, ислам в соседствующих мусульманских странах и христианство в католической Европе и православной Византии. Среди всех вышеперечисленных держав наиболее тесными были связи Киевской Руси с Хазарским Каганатом и Византией. Они были не только политическими, а и экономическими, и культурными.

Процесс христианизации славян начался еще в VІІІ ст. К X ст. уже были крещенными сербские, хорватские, болгарские князья. Польский князь Мешко принял крещение в 966 году.

Таким образом, языческая Русь казалась отсталой на фоне соседних государств, что не давало возможности тесно сотрудничать с соседними государствами.

Причины введения единой религии

Можно выделить несколько основных причин отказа от язычества на Руси в пользу одной из мировых религий.

1.Сплочение народа Руси. Как уже было сказано, духовная разобщенность Киевской Руси не соответствовала государственным потребностям державы. Была крайне необходима общая духовная основа для славян, угро-финнов, руссов и прочих.

Попытка Владимира объединить все племена, установив культ бога Перуна на всей территории государства, не увенчалась успехом. Люди продолжали поклоняться тем богам, которые импонировали их роду деятельности, например, гончары – Сварогу, моряки – Стрибогу, земледельцы – Ярилу.

Принятие христианства дало возможность народу Руси объединиться вокруг единого бога и единой веры.

2.Укрепление княжеской власти. С появлением христианства власть князя укрепилась. К этому и стремился Владимир. Выбранная им вера утверждала, что подчинение князю должно быть беспрекословным. Греческое христианство подчеркивало важность власти императора, а в Византии активно практиковалось подчинение ему духовенства. Этот факт и послужил причиной отказа киевского князя от язычества, ярым приверженцем которого он являлся долгие годы. Становление государства по Византийскому образцу поспособствовало установлению тесных связей между духовенством и светской властью.
3.Укрепление международных отношений. В связи с тем, что многие соседние государства уже приняли одну из мировых религий, Киевская Русь позиционировалась как варварская отсталая держава. Чтобы иметь возможность быть на равных с другими славянскими князьями, а также императорами Византии, Владимиру пришлось самому принять крещение, а также крестить своих бояр. Считается, что он это сделал тайно еще до событий 988 года. Христианская вера давала возможность для киевского князя заключать династические браки, а соответственно налаживать более тесные контакты с другими могущественными государствами. Одним из таких браков является союз Владимира и византийской принцессы Анны. Она должна была стать женой киевского князя еще в 987 году, когда Владимир по просьбе византийских братьев-императоров помог придушить восстание в Херсонесе. Однако императоры Василий и Константин не спешили выполнять свои обязательства. Одной из причин их медлительности была языческая вера Великого князя. По преданию, Анна, сестра византийских правителей, узнав о предстоящем браке с варваром, проплакала 8 дней и ночей. Безусловно, это не была основная причина принятия единой религии, но в тандеме с другими мотивами отказ от язычества был неизбежен.

Причины выбора православия

Существует несколько легенд о том, как Владимир решал, какой религии отдать предпочтение. По одной из них он отправлял посланников, чтобы те изучили религии близлежащих государств. По возвращении все они сошлись на том, что православие впечатлило их больше всего пышностью своих храмов и душевным подъемом который они испытали. Отказ же от ислама мотивировался запретом на алкоголь, а от иудейства тем, что народ был разбросан по всему миру и не имел своей страны.На самом деле принятию греческого христианства способствовали и отношения с Византией, и уже присутствующее на территории Руси православие, и удобство самой религии для светской власти. Есть вероятность, что Владимир даже не рассматривал возможность принятия любой другой религии, ведь культурное влияние Византии на славянские народы было огромно. : Навигация сайта

Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/12436-prichiny-krescheniya-rusi.html

Крещение Руси князем Владимиром

  • Первое крещение Руси
  • Предпосылки и причины принятия христианства
  • История крещения Руси
  • Как крестился князь Владимир
  • Крещение Киева
  • Значение крещения Руси
  • Рекомендованная литература и полезные ссылки
  • Крещение Руси киевским князем Владимиром Великим является одним из самых важных и поворотных моментов нашей истории, определившим вектор развития культуры всех восточных славян, которая отныне стала тесно связана с православным христианством. Благодаря принятию христианства Киевская Русь стала духовным наследником культурных ценностей Византийской империи. О том, какие были причины и предпосылки принятия христианства на Руси, а также историческое значение этого события, читайте в нашей статье.

    Первое крещение Руси

    На самом деле князь Владимир Великий был далеко не первым человеком, который взял и принес светоч христианства в до того языческую Русь. Нет, разумеется, христиане были на Руси и задолго до него. Согласно христианским преданиям, один из 12 апостолов Иисуса Христа – Андрей Первозданный отправился проповедовать новую веру сначала в Северное Причерноморье, в Скифию, а оттуда поднялся вверх по Днепру и даже водрузил крест на холмах, где впоследствии возник Киев.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Помазание на вечерней службе что это значит

    Андрей Первозданный водружает крест на киевских холмах, картина Николая Ломтева.

    Правда достоверность пребывания апостола Андрея на наших землях ставится под сомнения даже церковными историками, скорее всего, это просто красивое предание.

    А вот то, что в ранее средневековье на наших землях были многочисленные христианские миссионеры, стремившиеся обратить местных язычников в веру христианскую – это уже исторический факт.

    Чаще всего миссионеры были именно из Византии, которая будучи просвещенным и христианским государством никак не хотела иметь у себя на границе язычников-варваров.

    Христианизация Руси шла с переменным успехом, кое-где миссионеров высмеивали или даже убивали, а местные язычники и далее оставались верными своим языческим богам: Перуну, Дажьбогу, Велесу и многим другим.

    Но порой миссионерам удавалось обратить в христианство, в том числе и важных государственных сановников, и даже князей. Так с обращением в христианство киевских князей Аскольда и Дира в 860 году состоялось первое крещение Руси.

    Его еще называют Аскольдово или Фотиево крещение Руси (по имени византийского императора Фотия I, правившего в то время). В это же время в Киеве был создан первый христианский епископат.

    К сожалению, князья Аскольд и Дир, в ходе государственного переворота были свергнуты и убиты князем Олегом (Вещим), а с их падением вновь наступила реставрация язычества.

    Олег, как и его приемник, князь Игорь были язычниками, а вот жена его, княгиня Ольга была следующей венценосной особой, которая приняла христианство, однако ее крещение было чисто политическим актом, она стремилась заполучить себе в союзники византийского императора. Но зато ее сын, воинственный князь Святослав был язычником «до мозга костей».

    И только при княжении следующего киевского князя, который вошел в историю под именем Владимира Великого, произошло окончательное принятие христианства на Руси.

    Предпосылки и причины принятия христианства

    Князь Владимир был мудрым государственным деятелем и отчетливо понимал, что языческая вера Киевской Руси является тормозом и преградой, как для культурного, так и для политического развития государства. Также язычество не способствовало укреплению сильной княжеской власти (а именно к этому он стремился). Почему так происходило? На это есть ряд причин:

    • Языческих верований у наших предков, древних славян действительно было очень много. Те имена языческих богов, которые ныне у всех на слуху: Перун, Дажьбог, Велес, Ярыло и прочие, это просто самые популярные среди божеств языческого пантеона, а в действительности у каждого племени, в каждом городе и селе были какие-то свои боги-покровители, и все это разнообразие богов не способствовало единению племен. Как следствие это вело и к политическому ослаблению Киевской Руси.
    • Языческие обычаи кое-где были достаточно жестокими, порой даже практиковались человеческие жертвоприношения. В частности человеческие жертвы приносились верховному богу Перуну.
    • Языческая вера Киевской Руси стала крайне не выгодна во внешней политике, когда большая часть Европы уже стала христианской, оставаться язычниками было уже совсем не комильфо (где-то как пользоваться телеграфом в век Интернета).

    История крещения Руси

    Видя все это, князь Владимир со своей дружиной в конце 980-х годов принял решение о смене веры. Летопись рассказывает нам об «испытании вер» которое якобы предпринял князь Владимир. В ходе этого «испытания» в Киев прибывали различные посольства: от мусульман из Волжской Булгарии, иудеев из Хазарского каганата, с латинского Запада, и разумеется из Византии. Сам князь Владимир также в свою очередь отправлял посольства «в булгары», «в греки», «в немцы», чтобы «испытать их службу».

    Согласно все той же летописи больше всего князю Владимиру понравилась пышная красота византийского богослужения, и поэтому было принято решение принять христианство восточного, византийского, православного обряда, а не западного, католического.

    Хотя вряд ли практичный князь сделал такой выбор из одних лишь эстетических побуждений, все-таки Византия соседствовала с Киевской Русью и могла быть более важным политическим союзником, чем отдаленные католические западноевропейские государства.

    Интересный факт: согласно преданию (то есть это не точно) одно время князь Владимир сильно заинтересовался Исламом, особенно его прельстило то, что мусульманская вера разрешала многоженство. А князь Владимир «ненасытен был в блуде», – так писал о нем даже христианский летописец, благосклонно относившийся к князю.

    Или, говоря простым языком, Владимир был еще тем Дон-Жуаном и имел большой гарем из жен и наложниц, как какой-нибудь турецкий султан. Но вот полный запрет на алкоголь в Исламе наоборот отвернул князя Владимира от принятия Ислама (как не крути, а у славян издревле были сильные алкогольные традиции).

    Так что возможно благодаря ему (алкоголю), Вас дорогой читатель зовут Иван или Михаил, а не Мустафа или Исмаил.

    Как крестился князь Владимир

    В действительности, предшествием к крещению самого Владимира были весьма бурные события. Стремясь ослабить византийцев, князь со своим войском осадил греческий город Херсонес в Крыму.

    После долгой осады город пал, после чего Владимир потребовал руки красавицы-сестры византийского императора Анны, а в случае отказа пригрозил также осадить и захватить столицу Византийской империи, город Константинополь.

    Не желая воевать с дерзким князем, византийцы согласились отдать Анну в жены Владимиру, но при одном условии – князь Владимир должен принять христианство, так как не может сестра византийского императора быть отданной замуж за язычника. После этого князь принял окончательное решение о принятии христианства.

    Что же касается летописной версии об «испытаниях разных вер», то есть вероятность, что это просто придумка летописца, и Владимир ничего не думал и не выбирал, а сразу принял христианство византийского, православного обряда, исключительно из ряда политических побуждений, одним из которых был его брак с Анной, предполагавший дальнейшее укрепление союза с Византией. А такой союз в целом был выгоден Киевской Руси, терзаемой с востока набегами печенегов/половцев. Да и как мы говорили выше, во внешнеполитических отношениях оставаться язычниками уже было совсем не комильфо.

    Крещение Владимира.

    Итак, в 988 году Анна прибыла в Херсонес со свитой священников, которые крестили князя Владимира, после чего состоялось бракосочетание, и Владимир с новой законной супругой отправился в Киев.

    Крещение Киева

    Вернувшись в столицу, князь начал энергичное крещение, первыми приняли христианство его сыновья и другие приближенные. Одновременно с этим были уничтожены языческие капища (святилища), статуи языческих богов были изрублены топорами и сожжены. Идола верховного бога Перуна сбросили с постамента, привязали к хвосту лошади и отволокли к печенежским порогам, по дороги его били палками 12 воинов, чтобы избавиться от бесов.

    После этого князь приказал всем киевлянам собраться у берега Днепра, где и состоялось массовое крещение, сотни людей одновременно зашли в воду, где их крестили приехавшие с Анной из Херсонеса священники.

    После Киева подобным образом были крещены жители других городов Руси. Правда, не везде крещение проходило мирно, так, например, в Новгороде местные язычники оказали яростное сопротивление, не желая принимать христианство и давать в обиду языческих идолов.

    Интересно, что подавлением восстания новгородских язычников руководил некто Добрыня Никитич, бывший одним из воевод на службе у князя Владимира, впоследствии он станет одним из былинных богатырей. Что же касается реального исторического Добрыни, то про него летописец написал следующее: «Путята крести мечом, а Добрыня огнём».

    То есть не везде крещение было делом добровольным, вполне возможно, что кое где оно проходило с приставленным мечем к горлу. Но уж такие были нравы в те средневековые времена.

    Постепенно христианство стало государственной религией Киевской Руси, но язычество также не сразу ушло, языческие волхвы первое время действовали подпольно, и много людей продолжали тайно соблюдать языческие обряды.

    Чтобы нивелировать их действия многие языческие праздники были соединены с христианскими.

    К примеру, чисто языческий праздник Купала был приурочен к святому Иоанну Крестителю и стал зваться Ивана-Купала, но сам этот праздник является отголоском тех далеких, еще дохристианских, языческих времен.

    Рекомендованная литература и полезные ссылки

    • Щапов Я. Н. Церковь в Древней Руси (До конца XIII в.) // Русское православие: вехи истории / Науч ред. А. И. Клибанов. — М.: Политиздат, 1989. — С. 17. — 719 с. ISBN 5-250-00246-3
    • Повесть временных лет, Ипатьевский список. // ПСРЛ. — Т. 2. Ипатьевская летопись. — СПб., 1908. — Стлб. 89-112.
    • Рапов О. М. Официальное крещение князя Владимира Святославовича и киевлян / Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. — М.: Высшая школа, 1988. — С. 208—254; 397.
    • Рапов О. М. О дате принятия христианства князем Владимиром и киевлянами. // Вопросы истории. — 1984. — № 6. — С. 44—45.

    При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.

    com или в Фейсбук, с уважением автор.

    Источник: https://travel-in-time.org/puteshestviya-vo-vremeni/kreshhenie-rusi/

    Что такое Крещение Руси

    Крещение Руси — это принятие Православного Христианства в качестве государственной религии на Руси, которое произошло летом 988 года (по современному летоисчислению). Праздник «День крещения Руси» — 28 июля.

    Считается, что Русь крестил князь Владимир Святославович.

    «Крещение Руси», художник К. В. Лебедев, XX в.

    Последствия Крещения Руси

    Крещение Руси помогло объединить народ в единую русскую нацию. Но также и:

    • православные традиции объединились с древнерусскими, из чего возник новый стиль в иконописи и архитектуре;
    • произошло разделение византийского православия (принятого Русью) от католичества;
    • повсеместное повышение уровня грамотности; и др.

    День Крещения Руси — 28 июля

    Этот праздник отмечается именно 28 июля т. к. в этот день Русская православная церковь отмечает день равноапостольного князя Владимира (Владимир Красное Солнышко).

    Считается, что в 988 году именно князь Владимир сделал свой выбор в пользу православия.

    День Крещения Руси: традиции праздника

    В этот праздник обычно проводится торжественное церковное шествие. Принято прославлять князя Владимира, вспоминать своё крещение, думать о значении Бога в своей жизни.

    В этот день лучше не употреблять алкоголь, не работать, стараться избегать негативных слов и эмоций.

    Краткая история Крещения Руси

    До середины 10 века на Руси было наиболее распространено язычество (поклонялись нескольким богам одновременно).

    Было необходимо укрепить единое государство — для этого решили принять единую веру. Это и было главной причиной крещения.

    Князя Владимира посетили послы самых разных религий (приверженцы ислама, иудаизма, католицизма). Однако он решил, что до принятия такого важного решения, нужно отправить туда гонцов, чтобы те на них посмотрели. После их рассказов он принял решение.

    Княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, уже на то время была христианкой, что тоже возможно повлияло на его выбор. Княгиня Ольга считается первой, из правителей Руси, кто принял христианство.

    Считается, что крещение Киевской Руси произошло в 988 году. В том году в Корсуни, князь Владимир принял новую веру. Потом начался долгий процесс христианизации страны. И начал князь с крещения своих приближенных.

    Князь Владимир массово крестил киевлян в реке под названием Почайна (правый приток Днепра).

    Процесс закончился только спустя столетия.

    Бытует мнение, что это массовое крещение не всегда было добровольным и в народе всё-таки сохранились языческие традиции.

    Русь, будучи христианским государством, повысила свой статус в отношениях с другими странами. Но также это событие повлияло на развитие культуры, объединение народов и др.

    Смотрите также значение Религии.

    Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/kreshenie-rusi/

    Крещение Руси — дата, причины, значение | Православиум

    Рубрика: Православные святые

    Одно из самых значимых событий в истории Руси – это принятие христианства князем Владимиром в 988 году и последующее крещение его подданных. Это решение со стороны князя не было сиюминутным или навязанным, но взвешенным и обдуманным стратегическим шагом.

    Князь Владимир понимал, что для сплочения разрозненных племен и для укрепления власти требовалось прийти к общей религии. Хотя все народности и являлись языческими, но это не обладали религией в полном смысле.

    Это был набор верований, обрядов, почитания божеств, заметно отличающихся у различных племен. Развитые страны того времени были монотеистическими и относились к Руси как к варварам.

    Для укрепления международного авторитета требовалось принять религию, в которой почитался бы один Бог.

    Памятник князю Владимиру — крестителю Руси

    Возникает вопрос: кто первый на Руси принял христианство? Еще в 955 году, за 30 лет до князя Владимира, христианство принимает его бабка – княгиня Ольга. Крестилась она в Константинополе в храме святой Софии.

    Княгиня Ольга, впоследствии канонизированная Церковью как равноапостольная, была одним из выдающихся государственных деятелей того времени. Сложно переоценить ее вклад в развитие христианства на Руси.

    Когда князь Владимир советовался со своей дружиной принимать ли ему крещение или нет, дружина ответила, что если бы христианство было бы плохой религией, ее бы не приняла твоя бабка Ольга.

    Выбор князем Владимиром новой государственной религии

    Как гласит легенда, история крещения Руси началась с принятия в Киеве представителей главных мировых религий. Прибыли мусульмане из Волжской Булгарии, иудеи, христиане Латинского обряда (католики) и христиане Восточного обряда (православные).

    Эти религии исповедовали соседи Руси, поэтому это был выбор стратегического союзника. Политический шаг, который менял историю государства на столетия вперед.

    Иудеям из Хазарии Владимир ответил примерно следующее: «как же вы других учите, если Вы отвергнуты Богом и рассеяны по чужим землям или и нам того же хотите?».

    Ответ представителям ислама, запрещающего употребление алкоголя, гласил: на Руси есть веселие – пить, не можем без того жить. Западные христиане обряда натолкнулись на ответ: «Уходите, ибо и отцы наши не приняли этого». Скорее всего, имелось ввиду, что во времена Ольги часть русской знати приняла именно православие.

    Князь Владимир отправляет свои посольства в эти страны, чтобы “испытать их службу”. После возвращения из Византии послы рассказывали, что были поражены красотой и величием храмов. Во время богослужений они не могли понять, где они находятся: на земле или на небе.

    Послы присутствовали на Литургии в храме Софии в Константинополе. 

    Принятие крещения князем Владимиром

    Византия была самым могущественным соседом Руси. Князь Владимир, как мудрый тактик, захотел сделать византийского императора своим союзником. Для этого было решено жениться на сестре императора, принцессе Анне.

    В качестве принуждения к браку Владимир осадил Корсунь (Херсонес), город в итоге был взят. Византийскому императору пришлось принять условия Владимира и выдать за него принцессу Анну. Но с условием: Владимир должен принять христианство, за язычника она выйти замуж не может.

    Так оформилось окончательное решение о крещении Руси князем Владимиром.

    Князь крестился в Херсонесе 26 апреля 988 года, в великую субботу. Сейчас на месте крещения располагается собор святого Владимира. Перед совершением таинства произошло чудо: князь Владимир сильно заболел перед крещением и практически ослеп.

    Но после троекратного омовения в купели прозрел не только физически, но и духовно. До принятия христианства князь Владимир был темпераментным язычником, приносивший жертвы богам. Жестоким воином, который всегда брал то, что пожелает, любил пиры и имел много наложниц.

    Его сложно было назвать добродетельным человеком в христианском понимании этого слова. 

    После крещения в личности князя Владимира произошел серьезный перелом. Он распускает своих многочисленных наложниц. Устраивает пиры для бедных, приказывает еженедельно развозить обозы с едой тем, кто сам не мог прийти на пир, подает щедрую милостыню.

    Владимир до конца жизни строго выполняет христианские заповеди, отказываясь казнить людей, боясь нарушить заповедь: “Не убий”. Начинает строить в Киеве церкви, выделяя на эти цели десятину из своих доходов.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Тауба намаз как совершать

    Благодаря своей деятельности Владимир остался в народной памяти под прозвищем “Красное солнышко”.

    Вслед за князем Владимиром христианство принимает его дружина, а затем и жители Киева, Новгорода и других славянских земель. Лишь племена вятичей не приняли христианство, в их землях сильно укоренилось язычество. Почти 300 лет потребовалось для искоренения язычества в этих местах.

    Историческое значение Крещения Руси

    Русь приняла христианство, тем самым определив вектор своего развития на столетия вперед. В политическом плане это решение помогло укрепить авторитет Руси среди европейскими странами, способствовало развитию связей с Византией и южнославянскими землями. 

    Христианство дало толчок к развитию образования на Руси, при монастырях открывались школы, иконописные мастерские, развивались ремесла. Развивалась архитектура, строились величественные храмы. 

    Крещение Руси способствовало укреплению государственной власти над разрозненными племенами. Именно принятие общей религии способствовало формированию единого народа. Запрещалось многоженство и позади оставались варварские обычаи и обряды.

    Крещение Руси: самые распространенные мифы

    От приверженцев неоязыческой идеологии в наше время можно услышать, что христианство навязывалось славянам силой и большую часть населения при этом убили. Это утверждение не имеет никаких объективных доказательств.

    При массовом убийстве людей во время археологических раскопок были бы найдены их останки, но этого не произошло. Да и сложно представить, как малочисленная дружина князя Владимира расправляется с многотысячным населением страны.

    Из всех земель лишь Новгород отказался креститься добровольно, но и там не было засвидетельствовано массовых убийств, а лишь единичные случаи.

    Еще одним мифом считается утверждение, что после крещения погибла “высокая славянская культура”. Но если обратиться к археологии, то подтверждения этим словам найти сложно. Не найдено никаких подтверждений существования у славян собственной письменности. Только с принятием христианства появилась “кириллическая письменность”.

    Так многие мифы и предположения о пагубном влиянии крещения Руси разбиваются о стену из исторических фактов и летописей, где находит подтверждение обратное. 

    День принятия христианства на Руси празднуется 28 июля, когда состоялось крещение населения Киева.

    Источник: https://pravoslavium.ru/kreshhenie-rusi/

    Каковы причины крещения Руси

    31.01.2014

    Крещение Руси – это историческое событие, которое определило развитие нашего государства. До сих пор историками не установлены истинные причины крещения Руси. В истории Древнерусского государства это событие было датировано 988 годом, но, по сути, процесс введения христианства в Киевскую Русь происходил на протяжении долгих лет.

    Предыстория крещения Киевской Руси

    В прошлом были известны только однократные случаи обращения славян в христианство. В первых рядах окрещенных христиан оказалась княгиня Ольга. У историков нет единого мнения о настоящих причинах ее поступка. Одни считают, что знак свыше помог ей уверовать в одного Господа, другие уверены, что это был эффектный политический шаг.

    Сын и княгини, Святослав Игоревич, был язычником и в корне не поддерживал христианство. Он выбрал путь предков. А внук Ольги, Владимир Святославович изначально тоже был ярым почитателем политеизма.

    Но это совсем не помешало изменить свои взгляды, окрестив весь народ Киева в 988 году. Этот год вошел в историю как крещение Киевской Руси. Сейчас невозможно определить, действительно ли Владимир уверовал, или же это был политический ход.

    История крещения Руси кратко описывается в «Повести временных лет».

    Крещение Руси князем Владимиром

    Византия и Киевская Русь обоюдно хотели стать союзникам. В это время византийский император Василий II, искал союзников для борьбы со своим злостным соперником, претендующего на престол. Он делал неоднократные попытки завладеть поддержкой Владимира Красное Солнышко и жителей Древней Руси.

    В знак единства с Русью он предложил Владимиру брак со своей сестрой, принцессой Анной. Это был выгодный союз для русского князя, и он согласился помочь Василию II и принял христианство. После того, как конкурент был свергнут, Василий начал медлить и тянуть время. Поистине такое родство его не устраивало.

    Князь Владимир не захотел так просто отступать от условий договора, и ему пришлось силой добиваться того, что было ему обещано.

    Он силой захватил город Корсунь, современную территорию Херсонеса, и предложил его императору как выкуп за невесту. В итоге брак был заключен. И только после всех этих событий и состоялось крещение Киевской Руси. В реке Днепр, приняли веру все жители Киева. Репрессии и сжигание всех языческих идолов, не решили реальных проблем, связанных с принятием новой веры.

    При таких обстоятельствах многие люди еще долго сопротивлялись христианству. Ярыми противниками были жители Новгорода, родного княжества Владимира Святославовича. Русичи не могли простить предательства веры великого князя Игоря Рюриковича. Князь Владимир был сторонником ненасильственных мер, он устраивал открытые благотворительные обеды и акции, под гильдией церкви.

    Полностью обойтись без насильственного навязывания веры не удалось. Во многих княжествах крестили огнем и мечом.

    Что говорят летописи о крещении Руси?

    ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ГЕНОЦИДА РУССКОГО НАРОДА в связи с последствиями крещения Руси

    Источник: http://archaeology.kiev.ua/kakovyi-prichinyi-kreshheniya-rusi/

    Причины Крещения Руси

    Более тысячи лет тому назад в истории нашей страны случилось важное событие, определившее дальнейшее развитие страны – Киевская Русь приняла Крещение. У современного человека возникает множество вопросов на эту тему, но первый всегда будет звучать одинаково – зачем Князь Владимир это сделал?

    Что такое «Крещение Руси»?

    Замечание 1

    Под этим термином следует понимать введение киевским князем Владимиром Святославичем (будущий Святой Равноапостольный князь Владимир I Святой) на территории Древнерусского государства в качестве государственной религии христианства византийского обряда или Православия. Официальная историография считает датой Крещения – 988 год, хотя отдельные источники указывают и на 990 и 991 год.

    Мнения ученых о причинах Крещения Киевской Руси

    Русские историки называет несколько причин, которые сподвигли Владимира принять новую религию в качестве государственной.

    По мнению русского историка Н.М. Карамзина, основной причиной, по которой Владимир принял христианство, было стремление князя к просвещению населения. Для государственных нужд нужны были люди, умевшие читать, писать и считать, этими знаниями обладали люди церковного звания.

    • Курсовая работа 400 руб.
    • Реферат 250 руб.
    • Контрольная работа 240 руб.

    Другого мнения придерживается С. Ф. Платонов. Он считал, что главной причиной, по которой князь принял христианство была – экономика.

    Для дальнейшего государственного развития было необходимо введение общих экономических механизмов способных обеспечить развитие всех регионов страны. Для человеческого общества, эпохи средних веков, христианская религия и торговля являлись важными элементами жизни.

    Оставаясь языческим государством Древняя Русь могла остаться в политической и экономической изоляции, христианские народы не хотели вести дел с язычниками.

    Причины Крещения

    Современные ученые придерживаются комплексного взгляда на причины Крещения Древнерусского государства. Считается что принятия единой государственной религии обусловлено следующими причинами.

    Внешнеполитическая причина.

    Киевская Русь второй половины X века огромное государство на востоке Европы, но вот политический весь державы невелик. И вся причина в религии. Русь – языческая держава, а европейские страны приняли христианство в качестве государственной религии. Получается, что языческая Русь – государство второго сорта, общение с которым возможно только по очень ограниченным вопросам, а ее государь не равен европейским королям и князьям.

    Владимира не устраивало такое положение, ему хотелось равного почета и уважения. Устранить эту проблему можно было приняв христианство. Приняв единую религию Владимир получил бы возможность породниться с каким-либо могущественным императорским домом Европы.

    Внутриполитическая причина.

    Положение князя Владимира в качестве государи Руси было очень шатким.

    Во-первых – это происхождение. По некоторым сведениям, его матерью была рабыня и соответственно он, по нормам того времени, то же был рабом и рассчитывать на княжеский стол не мог в принципе.

    Во-вторых – процесс восшествия на престол. Владимир, младший из сыновей Святослава, воссел на престол после смерти Ярополка. Считают, что князь Владимир был причастен к убийству брата.

    В глазах европейской и местной элиты он был незаконнорожденным, не имеющим права наследования и узурпатором трона. Для придания политического веса своей фигуре князю надо было совершить что-то способное изменить мнение общества о нем.

    Этим чем-то и было принятие христианства по Православному обряду, которое утверждало безоговорочное подчинение власти императора.

    Управленческая причина.

    К моменту принятия Православного христианства, как единой государственной религии, Древнерусское государство существовало чуть более 100 лет. По историческим меркам это очень небольшой возраст. Население страны представляло собой сочетание совершенно разных по происхождению групп и народностей – различные славянские племена, финно-угорские племена.

    Представители балтийский и скандинавских народов на севере, тюрки на юге, чудь и литва на западе. Управлять таким конгломератом народов очень и очень тяжело. Была необходима общая идея способная выступать в роли инструмента управления.

    На примере Византии Владимир видел, что религия смогла бы выполнить функцию инструмента государственного управления разрозненным населением и на территории его княжества.

    Почему Православие?

    Почему Владимир выбрал именно христианство по греческому или византийскому обряду?

    Существует красивая легенда о послах различных религий, которые пытались склонить князя к принятию свой веры. Согласно легенде последней каплей, сподвигшей Владимира, принять Православие были восторженные отклики его послов на церковную службу в Константинополе, в храме Святой Софии. Но это легенда.

    Что говорит История по этому вопросу?

    Исторические факты подтверждают, что князь действительно присматривался к различным видам религий и контактировал с представителями конфессий. Выбор в пользу православного христианства от Византии был обусловлен следующими причинами:

    • Византия – самое могущественное государство того времени, диктовавшая свое мнение всему миру. Приняв религию и женившись на принцессе Анне Багрянородной, Владимир повышал престиж России в глазах европейских монархов;
    • влияние византийских священников на русское общество было огромным и существовало уже много лет. Бабка Владимира, Святая Ольга приняла крещение от византийского императора, в стране уже существовала христианская община и принятие христианства в качестве государственной религии было делом времени;
    • Византийская империя сама была заинтересована в том, чтобы Русь приняла Православие и именно от нее. Таким образом Империя устраняла военную угрозу с севера и включала огромное государство и огромное количество населения в орбиту своего влияния.

    Существует мнение, что Владимир и не рассматривал других видов религий, кроме Православия, поскольку влияние Византии и ее культуры было огромно.

    Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/kreschenie_rusi/prichiny_krescheniya_rusi/

    Крещение Руси. Причины, ход событий, итоги

    Христианство стало проникать на русские земли еще задолго до 988 года, когда князь Владимир официально крестил Русь.

    • Людям требовалась мировая религия, которая помогла бы в установлении более тесных торгово-экономических связей со многими соседями, способствовала бы приобщению Руси к наследию мировой культуры.
    • Появление письменности давало этому процессу дополнительный толчок. Письменность позволяла бы общаться с другими культурами, изучать историческое прошлое, национальный опыт, литературные источники.
    • Христианство выглядело тем общим началом, которое было бы способно объединить Русь.

    Многочисленные племенные культы и верования не могли справиться с задачей создания религиозной системы государства. Языческий пантеон не объединял верования племён, а разобщал.

    Крещение Аскольда и Дира

    Киевский князь Владимир не был правителем, который крестился. В середине 60-х годов IX в., согласно некоторым источникам, крестились после своего похода на Константинополь знаменитые князья Аскольд и Дир. Для этого из Константинополя в Киев по поручению Патриарха прибыл епископ. Именно он крестил князей, а также приближенных к княжеской свите.

    Крещение княгини Ольги

    Считается, что княгиня Ольга первой на официальном уровне приняла христианство по византийскому обряду. Историки полагают, что это случилось в 957 году, хотя называются и иные даты. Именно тогда Ольга официально посетила столицу Византии город Константинополь.

    Ее визит был крайне важен с внешнеполитической точки зрения, так как она хотела не только принять христианство. Княгиня пожелала, чтобы Русь считали равной, достойной уважения. Ольга при крещении получила новое имя – Елена.

    Ольга была талантливым политиком и стратегом. Она умело играла на противоречиях, существующих между Византийской империей и Германией.

    Она отказалась послать часть своего войска на помощь византийскому императору в трудный час. Вместо этого правительница отправила послов к Оттону I. Они должны были наладить дипломатические связи и помочь учредить церковь на территории Руси. Византия быстро осознала, что такой шаг был бы стратегическим поражением. Государство пошло на заключение взаимовыгодного договора с Ольгой.

    Ярополк Святославович и его внешняя политика

    В.Н. Татищев, изучив Иоакимовскую летопись, пришел к выводу, что и князь киевский Ярополк Святославович также испытывал симпатию к христианству. Правда, исследователи подвергают сомнению летопись.

    Археологические находки, свидетельствующие о начале распространения христианства

    Ученые установили, что в некоторых погребениях середины Х в. присутствуют нательные крестики. Археологи нашли их на могильниках поселений, ранних городов. Исследователи находят в захоронениях и свечи — обязательный элемент погребального обряда христиан.

    Поиск вероисповедания князем Владимиром. Почему именно христианство? Так ли прост был выбор?

    «Повесть временных лет» рассказывает о выборе князем веры. К правителю прибывали послы из разных уголков Земли, которые рассказывали о религии.

    • В 986 г. к князю прибыли волжские булгары. Они предлагали принять мусульманство. Владимиру сразу не понравился запрет на употребление свинины и вина. Он отказал им.
    • Далее к нему пожаловали посланники от Папы Римского и хазарские иудеи. Но и здесь князь всем ответил отказом.
    • Потом к князю прибыл византиец, который поведал о христианской вере и Библии. Вера выглядела привлекательно для князя. Но выбор предстоял сложный.

    Нужно было посмотреть, как все происходит. Выбор христианства по греческому обычаю произошел только после того, как его посланники побывали на богослужениях. На литургиях они самостоятельно оценили атмосферу в храмах. Больше всего их впечатлили величие и шик Византия.

    Как князь Владимир крестился

    Все та же «Повесть временных лет» описывает все подробности. В ней указывается, что в 988 году государь принял крещение. После правителя это обязаны были сделать простые люди. Присланное Патриархом из Константинополя духовенство крестило киевлян в Днепре. Не обошлось без стычек и кровопролития.

    Отдельные историки утверждают, что крещение Владимира произошло в 987. Оно было необходимым условием для заключения союза Византии и Руси. Как и полагается, союз скреплялся браком. Князь получал в жены царевну Анну.

    Но нельзя считать, что крещение случилось одномоментно. По сути, оно растянулось на столетия.

    В 1024 г. князь Ярослав направлял войска на подавление восстания волхвов во Владимиро-Суздальской земле. «Сопротивлялся» и Ростов. Город насильно крестили только к к. XI века. Но и после этого язычники не перешли в христианство. В Муроме ситуация еще больше накалилась: вплоть до XII века здесь противостояли 2 религии.

    Политические последствия крещения Руси. Что это дало?

    Крещение имело для Руси огромное значение (особенно в цивилизационном плане).

    • Оно открыло для Руси новый мир.
    • Страна смогла приобщиться и стать частью духовной христианской культуры.
    • Тогда еще раскол на Западную и Восточную церковь официально не произошел, но уже были понятны различия во взаимоотношениях власти с церковью.
    • Князь Владимир включил территорию Руси в сферу влияния византийских традиций

    Культурные последствия. Почему Русь стала богаче?

    Принятие христианской религии дало толчок более интенсивному развитию искусства на Руси. На ее территорию стали проникать элементы византийской культуры. Крайне важным стало широкое распространение письменности, основанной на кириллице. Появились первые памятники письменной культуры, которые и сейчас могут многое рассказать о далеком прошлом.

    С принятием христианства языческие культы потеряли поддержку со стороны великого князя. Они стали повсеместно уничтожаться. Идолы и капища, которые были неотъемлемыми элементами культовых сооружений языческих времен, разрушались.

    Языческие праздники и обряды подвергались решительному осуждению со стороны духовенства. Но надо признать, что еще многие из них оставались живы столетиями. Двоеверие было распространенным явлением.

    Впрочем, отголоски тех времен заметны и в современной культуре государства

    Источник: http://SlawomirKonopa.ru/%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8/

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Благочестие
    Где живут бомжи зимой

    Закрыть