Крещенные татары кто такие

Редкие люди кряшены

крещенные татары кто такие

Народ кряшены с давних пор проживает на территории Татарстана и сбивает с толку этнографов. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, кто же они такие: кряшен относят и к тюркским народам, и к финно-угорским, и к субэтнической группе татар, которые приняли православие.

Сами кряшены всегда считали себя отдельным народом. У них свои традиции, свой язык, который отличается от татарского. Они исповедуют христианство.

Маленький народ умеет передавать традиции от старших младшим, поэтому до сих пор кряшены знают, как вызывать дождь, заговаривать грозу, помнят народные песни, промыслы, веру и возрождают всю свою уникальную культуру.

«Цыкать» под столом в Рождество

Кряшены-язычники приняли православие во времена завоевания Казани Иваном Грозным. По мнению исследователей, ислам в их бытовой культуре не присутствовал и практически их не коснулся. Поначалу в переписях кряшен называли служивыми татарами.

Несмотря на то что кряшены стали православными еще в XVI веке, они никогда не забывали о своих дохристианских обычаях. Они перенесли свои аграрные обрядовые праздники на православные. Перед Питрау — Петровым днем — кряшены варят кашу корман (жертва) для хорошего урожая. Для этого всей деревней собираются возле реки, читают молитвы, и в этот день, по словам самих кряшен, всегда идет дождь.

Дом кряшен в Пестречинском районе

Личный архив Максима Малова

«Перед праздником Питрау мы вяжем веники и собираем 41 вид трав. Потом в бане можно запаривать, чай пить из трав, они целебные», — рассказала ТАСС представитель народа кряшен Анна Кутузова.

Зимой до Крещения кряшены отмечают Нардуган — праздник, символизирующий культ солнца. В этот день гадают, поют обрядовые песни и ходят ряжеными. К празднику Раштуа (Рождество) кряшены убираются в доме, застилают стол чистой скатертью, молча едят и заставляют детей лазить под стол и «цыкать», чтобы водились куры. Накануне Рождества воруют у соседей лошадиные сани и катаются на них, а на следующий день возвращают.

На Качману (Крещение) девушки и старушки собирали снег со стогов, который считался целебным, чтобы отбелить кожу.

Особо почитается у кряшен праздник Симек Тройсын (Семик и Троица. Семик — восточнославянский праздник с поминовением усопших, который проходил за три дня до Троицы).

Жители деревни кряшен выбирают две молодые березы, завязывают красные ленты, закапывают под ними яйца, чтобы урожай удался, а в воскресенье возвращаются и срубают их.

Два молодых человека проходят с деревьями по всей деревне, затем каждый житель завязывает нитки с пожеланиями на ветки, ломает и выбрасывает их в реку на счастье и чтобы таким образом вызвать дождь.

Айбагыр на занавесках

Особое внимание кряшены уделяют свадьбам и похоронам. К примеру, обязательным атрибутом на поминках является подушка — это олицетворение души умершего.

«На поминки приглашают священника, а старики в это время идут на кладбище с подушкой и читают свои молитвы. Затем возвращаются домой, подушку кладут на стул, ставят перед ней еду, а через некоторое время встряхивают подушку, чтобы душа улетела», — рассказывает представитель народа кряшен Максим Малов.

Бракосочетание у кряшен — это особая история, говорит представитель народа Раиса Спасиева. «Свадьба проходит три дня: сначала для молодых, потом для взрослых, для родных и гостей. Блюда на стол готовят все вместе, каждый гость должен принести или тесто, или начинку. Во время свадьбы поем песни столами: один стол спел — второй должен что-то в ответ спеть», — говорит она.

Кряшенские невесты перед свадьбой всегда украшают дом мужа: стелют скатерти, вешают занавески, связанные своими руками. Уже с детства они учатся вышивать и вязать. «Когда я выходила замуж, тоже украсила весь дом мужа — связала 7 метров кашага (занавесок) крючком, красиво было. Я на них вышила яркий цветок айбагыр (подсолнух). И сама научила своих дочерей мастерству», — рассказала в беседе с корреспондентом ТАСС представитель народа кряшен Анна Кутузова.

Кряшены вышивают узоры на наволочках, занавесках и передниках. Возле икон всегда вешают вышитые полотенца. На них вышивают цветы и голубей, в основном используя синие, зеленые, красные цвета нитей.

Песни о калфаке

Народный костюм у женщин состоит из длинного платья красного цвета, фартука и головного убора. Многие путают национальную одежду кряшен с удмуртской. Различия в основном состоят в головных уборах, которые у кряшен определяют статус женщины.

«Девушка до свадьбы заплетала одну косу, накосник и носила калфак — это девичий головной убор. Он бывал цветастый и белый — праздничный. Когда девушка выходила замуж, невесте заплетали волосы в две косы, надевали белый калфак. А на свадьбе она уже надевала тюгэрэк яулык — обрядовое покрывало для невесты, на котором вышивали оберег», — рассказала ТАСС руководитель исполкома общественной организации кряшен Татарстана, главный редактор газеты «Туганайлар» Людмила Белоусова.

Девушка должна была носить оберег девять месяцев, он защищал ее брак, будущего ребенка от сглаза. Потом после девяти месяцев она его снимала и надевала уже женский головной убор сюрэкэ.

Во многих кряшенских песнях поют как раз о девичьем головном уборе калфак. Современные композиторы аутентичные кряшенские песни не пишут, но, к примеру, руководителю коллектива «Питрау» Людмиле Адамовой удалось сохранить старые аудиозаписи на кассетах.

«Мы планируем расширять репертуар, включить в него старые народные песни кряшен, которые пели бабушки в деревнях. Кряшенская музыка кардинально отличается от татарской, она более протяжная, и каждая песня рассказывает о каком-то обряде из жизни народа», — говорит она.

Сейчас детский фольклорный кряшенский ансамбль готовится к концерту в честь дня города Москвы. Туда поедут 16 детей в возрасте от 10 до 14 лет. Они исполнят композицию «Вечорка» — будут петь, танцевать, играть на ведрах для угля, бельевых валиках, чугунных кастрюлях, главным инструментом станет печная труба.

Отец кряшенского народа

Первые сведения о кряшенах как о самостоятельном народе появились в 1864 году благодаря работам переводчика и востоковеда Николая Ильминского. Он создал кряшенский алфавит, занимался переводами Библии. Во многом под влиянием его трудов сформировался церковнокряшенский язык, на котором сейчас ведутся службы в храмах. Служба в кряшенской церкви отличается от русской только языком, на котором читают молитвы.

Руководитель Кряшенской духовной миссии иерей Димитрий Сизов

Личный архив Максима Малова

«За основу церковнокряшенского языка Ильминский взял говор мамадышских кряшен XIX века. Мы свободно понимаем этот язык, и он за 150 лет мало изменился. Это народный язык, который был присущ тюркам дохристианского состояния. Там есть и влияние ислама — к примеру, слово «Алла» — это же от арабов пришло», — рассказал ТАСС руководитель Кряшенской духовной миссии иерей Димитрий Сизов.

По данным переписи населения 2010 года, по всей России живет около 34 тысяч кряшен, порядка 28 тысяч — в Татарстане. Остальные компактно проживают в Челябинской, Самарской областях, Удмуртии, Красноярске, Иркутске, Башкирии. В Татарстане сохранилось около 192 кряшенских деревень.

Продолжение

Слово «Алла» (от «Аллах») кряшены используют при обращении к богу. В своих переводах Библии его использовал востоковед Николай Ильминский. Как считает Димитрий Сизов, это означает, что исламская культура хоть и незначительно, но оказала влияние на формирование кряшенского языка.

«У кряшен были и свои понятия бога, например «Тэнгре бабай». Даже у Ильминского была дилемма: в переводах использовать «Тэнгре» или «Алла», он склонился в пользу «Алла», потому что уже большое распространение приобрело это понятие», — рассказал Сизов.

По его словам, сейчас в Татарстане службы на церковнокряшенском языке совершаются в десяти храмах на постоянной основе. Всего же таких храмов около 40.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что дает человеку пост

«На данный момент мы занимаемся издательством литературы на кряшенском языке, насколько позволяют нам средства. У нас большая нехватка литературы такой», — говорит Димитрий Сизов.

«Отцом» кряшенского народа считается Василий Тимофеев — первый местный священник, который распространял веру, занимался переводами. Он открыл в своем доме школу для кряшенских детей и начал их обучать языку.

В 2016 году в Татарстане провели Бэщли эти елы — год Василия Тимофеева. Тогда были организованы научные конференции, выставка в Кремле, фестиваль кряшенской духовной песни в Свияжске «Вербицы сад» с колокольным звоном. В 2018 году планируют организовать мероприятия в честь 170-летия первого кряшенского поэта Якова Емельянова.

Каждый год в Татарстане работает летний этнический кряшенский лагерь, куда в этом году набрали 75 детей. С 2017 года фестиваль культуры этого народа Питрау включен в список государственных праздников республики наравне с Сабантуем.

Как считают эксперты, во многом благодаря кряшенам, которые передавали свои песни, традиции и навыки из поколения в поколение, удалось сохранить и татарские песни, которые когда-то не одобрялись властями.

Гулия Керлин

Источник: https://tass.ru/obschestvo/4441262

Кряшены: тайна происхождения спорных татар

крещенные татары кто такие

Только русские называют татар татарами. А произошло это из-за того, что когда тюркские народы начали селиться по соседству с русскими, они попросту не стали вникать в особенности их устройства, поэтому прозвали их татарами. А впоследствии так называли все народы, кроме русских и немцев. Раньше даже нахско-дагестанские народы русские называли татарами, хотя сейчас это звучит весьма дико.

Но как бы русские не называли разные народности, они прекрасно понимали, кто они есть. Среди большого количество этносов отличают кряшенов, которых также называют татарлами или крещеными татарами. О их существовании стало известно в 16 веке. Тогда большую часть местного народа крестили, поэтому их решили выделить отдельной группой.

Происхождение кряшенов

Кряшены были подвержены влиянию не только тюркских, но и славянских, и финно-угорских народов. Тогда еще среди кряшен начались разделения, и даже появилась группа, которая заявила, что является отдельной национальностью (нагайбаки).

Но как бы там не решили кряшены, у науки есть своя трактовка. Согласно ее предположениям, она не только не признает нагайбаков как отдельный этнос, но и кряшенов, которых считает обычными татарами, решившими в одном из этапов существования принять другую религию. Сами же представители данного этноса уверены в том, что у них нет схожести с татарами.

Если посмотреть статистику переписи населения, то можно заметить, что на территории России проживает свыше 45 тысяч кряшенов, из которых 10 тысяч являются представителями нагайбак. Еще буквально 100 лет назад их было около ста тысяч. Но ассимиляция наложила свой отпечаток, причем это еще не предел, ведь современная молодежь вовсе не собирается сохранять свою нацию. Современная молодежь больше предпочитает западные правила жизни и заводит смешанные семьи.

Языковые особенности кряшен

В говоре кряшенов и литературном татарском языке есть отличие, в котором видно, что большая часть татар имеет в своей речи больше архаичных черт, в основном напоминающие старотатарское происхождение.

До того, как среди кряшенов начали внедрять христианство, они успели принять ислам. А вот к православию их, скорее всего, принудили. Христианизация народов Поволжья заняла свыше ста лет, но вот современные представители нации уверены, что их предки были мусульманами.

Тогда произошла необычная ситуация. После того как часть татар приняла крещение, оказалось, что нет священников и книг на их родном языке, которые могли бы объяснить значение их новой веры.

Это привело к тому, что кряшены долгое время были изолированы от мусульман и православных русских. Они могли позаимствовать что-то из ислама, имеющее языческие черты. Они вполне могли носить древнетюркское происхождение, и точно так же могли быть позаимствованы у ближайших соседей. На сегодняшний день языковая изоляция отсутствует, при этом кряшены помимо своего родного языка говорят на русском.

Это сейчас, а раньше они жили отдельно ото всех и были чужими. Это было до того времени, пока на них не обратил свое внимание переводчик Николай Ильминский, создавший кряшенский алфавит, затем школы, а после всего этого перевел на язык кряшенов различные церковные книги. За все его заслуги перед народом Ильминского прозвали отцом кряшенской интеллигенции.

Церковь Тихвинской иконы Богородицы — кряшенская церковь в Казани

Все его разработки не были официальными. А до начала Великой Отечественной войны власти отнесли кряшенов к казанским татарам, после автономия была утрачена. Власти на этом не остановились и отделили церковь от государства. И все, что происходило, осуществлялось только на деньги прихожан. В результате большая часть церквей была закрыта.

Возрождение кряшенов

Только в 80-х годах начала восстанавливаться национальность кряшенов. Но вот в нашей современности это практически невозможно. Такие традиционные занятия как земледелие и скотоводство потихоньку забываются.

Некоторые кряшены даже сейчас умудряются совмещать походы в церковь и жертвоприношения духам. Иногда они могут даже к муллам заглянуть. Сказывается многовековая изоляция, научившая кряшенов смотреть одновременно во все стороны.

Источник: http://rsute.ru/641968-kryasheny-tajna-proisxozhdeniya-spornyx-tatar.html

Кряшенский вопрос получил ответ Института истории почти на тысяче страниц

крещенные татары кто такие

Книга посвящена происхождению, этапам истории и богатой культуре татар-кряшен

19 декабря в Институте истории им. Шигабутдина Марджани состоялась презентация коллективной монографии «История и культура татар-кряшен (XVI—ХХ вв.)». Книга посвящена происхождению, этапам истории и богатой культуре этнической группы татар-кряшен.

Это результат многолетней работы татарстанских ученых, где даны ответы на многие вопросы национальной идентичности, которые так часто становятся поводом для жарких споров.

Когда возникла этническая группа кряшен, как сейчас в Татарстане оценивают роль Николая Ильминского и как отреагировали на книгу сами кряшены — в репортаже «Реального времени».

На сегодняшний день книга «История и культура татар-кряшен (XVI—ХХ вв.)» — самое подробное и обстоятельное исследование из всех, какие были созданы с XIX века.

Долгое время сама тема находилась на периферии научных исследований, но после издания многотомной «Истории татар» институт истории им. Шигабутдина Марджани АН РТ последовательно занимается разными этническими группами татарского народа.

Учитывая, сколько политики было вокруг кряшенского вопроса, появление этой коллективной монографии можно назвать предопределенным.

Капитальный труд — результат многолетней работы Центра изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков, который был создан в рамках Института истории в 2010 году. Над 960-страничным томом работало 17 авторов.

Среди них профессиональные историки, этнографы, демографы, искусствоведы и филологи. Многие материалы впервые были введены в научный оборот, а источниками послужили документы столичных и региональных архивов и музеев.

Главный редактор монографии — директор Института истории АН РТ, доктор исторических наук Рафаэль Хакимов.

Над 960-страничным томом работало 17 авторов

Основа кряшен — татарско-ногайская военно-феодальная элита

Происхождение кряшен — одна из дискуссионных научных тем и известный повод для полемики (не всегда корректной) в интернете. Сторонники удревнения истории кряшен часто обращаются к имени Авраамия Болгарского — почитаемого православной церковью святого XIII века. Согласно этой теории, на Волге еще до завоевания Батыем были тюркские христианские общины.

С противоположной точки зрения говорится, что кряшены — это продукт насильственной христианизации татар разными деятелями, начиная с Ивана Грозного и заканчивая епископом Лукой Конашевичем. Авторы «Истории и культуры татар-кряшен», кажется, избежали крайностей с обеих сторон.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Река где крестился христос

Историю кряшен они начинают после 1552 года, но и не злоупотребляют термином «насильственная христианизация», который давно стал публицистическим клише.

Ответственный редактор книги, заведующий Центром изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков Радик Исхаков специально для «Реального времени» изложил позицию авторского коллектива по вопросу происхождения кряшен. По мнению авторов исследования, кряшены — это сложная этнографическая группа, которая сформировалась под влиянием христианско-просветительской деятельности во второй половине XVI века. До этого периода в источниках сведений о существовании кряшен — нет.

Когда территория Казанского края была подчинена России, русскому руководству было важно получить группу лояльного населения, а лояльность проявлялась через принятие царской веры. Во времена первых архипастырей казанских в православие обращали военно-феодальную элиту — служилых татар.

Затем, если кто-то крестился, его тоже переводили в служилое сословие. Среди «новокрещен» были заметны ногайские элементы. Это служилые казаки — мелкопоместные феодалы, которые приходили с Нижнего Поволжья. Поскольку они были кочевниками, у них не успел укорениться ислам, и они легко меняли конфессиональную идентичность.

С конца XVI века в эту группу попадает значительная доля финно-угорского населения Поволжья.

Служилые новокрещены, доказав лояльность царю, активно участвовали в Ливонской войне и освоении Урала, где до сих пор проживает этническая группа нагайбаков.

Нагайбакская семья, начало XX века. Фото scarb.ru

«Кряшены никогда не согласятся, что их насильно крестили»

В презентации книги приняли участие представители кряшен. На трибуну выходили Людмила Белоусова (руководитель исполкома Общественной организации кряшен РТ, редактор газеты «Туганайлар») и профессор Татьяна Дунаева.

Как можно понять из выступлений, Радику Исхакову и его центру удалось наладить совместную работу с кряшенскими общественниками.

Результатами этой работы стали многие значимые для кряшен общественные события: 2016-й — юбилейный год просветителя Василия Тимофеева, предстоящий год — кряшенского поэта Якова Емельянова, конференции в Казани, Заинске и Мамадыше.

Однако в интерпретации исторических событий и национальной идентичности кряшен остаются разногласия. Лозунги, что «кряшены — не татары», в Институте истории не звучали, но была озвучена формула «отдельная этническая группа среди татар». Вспоминали и звучавшие во время переписи 2002 года призывы кряшенам вернуться в ислам. «Когда бы мы ни приняли христианство, кряшены никогда не согласятся, что их насильно крестили», — заметила Татьяна Дунаева.

У кряшен довольно популярны исторические концепции, согласно которым истоки народа ищут в периодах, когда тюркские этнические группы соприкасались с христианством. Это предполагаемое крещение булгарского хана Кубрата, распространение несторианского христианства в Центральной Азии и Монгольской империи.

Представительницы кряшен ссылались на бытовавшее еще в Золотой Орде уйгурское письмо, которое было письменностью древних тюркских и монгольских христиан. «Концепций много, но большинство из них не доказано. Есть ученые в Москве и Санкт-Петербурге, которые изучают христианство у тюркских народов.

Надо расширять географию и «копать глубже», — сказала Людмила Белоусова «Реальному времени».

«Есть ученые в Москве и Санкт-Петербурге, которые изучают христианство у тюркских народов. Надо расширять географию и «копать глубже», — считает Людмила Белоусова

Академически выверенное признание заслуг Ильминского

Коллективная монография о кряшенах примечательна в татарстанской исторической науке еще и тем, что в ней иначе, чем обычно, оценивается роль педагога и миссионера Николая Ивановича Ильминского (1822—1892).

«У нас в историографии сложились определенные штампы об Ильминском. Это связано с его негативной ролью в мусульманском вопросе. Но если оценивать его систему в плане развития просвещения и культуры кряшен, то там совсем другая картина. Ильминский создал для кряшен письменность. У татар-мусульман была арабская письменность, у кряшен ее не было вообще.

Создав письменность и систему образования, Ильминский обеспечил мощную культурную мобилизацию кряшен. Кряшены стали полноценным субъектом мировой цивилизации. У них появилась своя интеллигенция. Конечно, Ильминский преследовал в основном миссионерские цели и достиг их.

Кряшены были номинальными христианами, а за счет богослужения на татарском языке и переводов началось восприятие христианства. Но его система переросла собственные рамки. У кряшен, чувашей и других нерусских крещеных народов благодаря системе Ильминского появилась национальная элита и начала формироваться идеология национализма. Ильминский — отец кряшенской идентичности.

Для кряшен — это апостол и они добиваются, чтобы его причислили к лику святых», — рассказал «Реальному времени» Радик Исхаков.

В беседе Исхаков вспомнил исследования американского историка турецкого происхождения Мустафы Туна, которые сравнивали систему Ильминского с деятельностью Исмаила Гаспринского татарским джадидизмом. Хотя система Ильминского была более консервативна, у двух исторических явлений много общего, так как они обеспечили культурную мобилизацию за счет просвещения.

Радику Исхакову и его центру удалось наладить совместную работу с кряшенскими общественниками

Участие в Вилочном восстании помешало кряшенам получить автономию

Автор восьми параграфов книги о кряшенах в ХХ веке Лилия Мухамадеева была на презентации в традиционном кряшенском женском костюме, но факты, которые она осветила, — не из разряда этнографии. В первой половине XX века процветала кряшенская пресса. Было 10 газет и три журнала. Как призналась автор «Реальному времени», современному татарину читать их проще, чем дореволюционную татарскую прессу: кириллица привычнее, меньше арабизмов.

После революции кряшены, имея развитую систему национального образования, периодическую печать и общественное движение, дозрели до идеи автономии. Предполагалось создать ее в Бакалинском районе Башкирии.

Однако активное участие кряшенских деревень в Вилочном восстании 1920 года перечеркнуло эти планы. Затем в рамках сталинской политики укрупнения народов кряшены были причислены к татарам. Уже в ходе переписи 1936—1937 годов их записывали как татар.

Слияние кряшен с татарами было одной из причин латинизации татарского алфавита.

Кряшены дали много героев Великой Отечественной войны: генералы Антонов, Новиков, Карбышев, майор Гаврилов и другие. Григорий Петрович Булатов одним из первых водрузил красное знамя над Рейхстагом.

Казаки-нагайбаки из пос. Париж, начало ХХ в. Фото scarb.ru

Кряшены из Парижа

Три главы монографии посвящены нагайбакам — группе кряшен, которая с 2000 года имеет официальный статус коренного малочисленного народа России. Большинство их проживает в Челябинской области, где есть Нагайбакский район. Населенные пункты этого района носят странные названия — Фершампенуаз, Париж и Лейпциг, это память о том, как нагайбаки участвовали в заграничном походе русской армии в 1813—1814 годах.

Автор одной из нагайбакских глав, младший научный сотрудник Института истории Рустем Аминов рассказал «Реальному времени», что есть четыре версии происхождения нагайбаков: ногайская, арская, калмыцкая и башкирская. Мнения, что эта группа происходит от арских князей, придерживается известный этнолог Дамир Исхаков. Сам Аминов придерживается ногайской теории.

Согласно ей, предки нагайбаков вышли из ногайского населения Казанского ханства — так называемых «гвардейцев Сююмбике». Во второй половине XVII века они оказались на старой закамской засечной черте.

Долгое время жили на территории Бакалинского района Башкирии совместно с другими кряшенами, а затем переселились южнее и были причислены к Оренбургскому казачьему войску.

Песня — кряшенская, а мелодия-то наша общая

Авторы и гости презентации сошлись на том, что книга «История и культура татар-кряшен» на сегодняшний день — главный труд по этой теме, но не предел исследований. Обошлось и без взаимных упреков, которые сопровождают встречу разных позиций по кряшенскому вопросу.

Файзулхак Ислаев вспомнил свою первую встречу с кряшенами

Сторонник единства татар разных конфессий, профессор Российского исламского института Файзулхак Ислаев вспомнил свою первую встречу с кряшенами: «В первый раз я натуральных кряшен увидел в 90-х годах в Тюлячинском районе.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что говорят на пасху

Когда я работал заведующим кафедрой в институте развития образования, нас пригласили на семинар. И на семинаре выступали с кряшенской песней женщина и ее ученик. Я родился далеко, в Пермском крае. Я слушал эту песню и понял, что песня — кряшенская, а мелодия-то наша.

Эту песню у нас в деревне уже не поют, но родители-то пели. И я понял, что это наши общие корни. Совместные корни не только в музыке».

ОбществоИстория

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/84600-tatary-kryasheny-novaya-kniga-instituta-istorii-vyshla-v-kazani

Кряшены — крещёные татары

Кряшены — этноконфессиональная группа, входящая в состав татар уральского, волжского регионов. Другое название — крещеные татары, татарлар. Народность начала формироваться в 16-17 веках в процессе христианизации татар Поволжья. В составе кряшен присутствовали представители разных этнических групп, среди которых можно выделить следующие элементы:

  • чувашский
  • ногайско-кыпчакский
  • мордовский
  • мишарский
  • удмуртский
  • марийский

Все они были поделены на несколько различных этнографических групп кряшен:

  1. казанско-татарские
  2. молькеевские
  3. елабужские
  4. чистопольские
  5. нагайбаки

Последние в 2002 году выделились в отдельную национальность. Официально наука рассматривает кряшен как часть татар. Большинство представителей народности считает себя отдельным народом.

Где живут

Народ населяет территории Татарстана, в небольшом количестве проживают в Башкортостане, Удмуртии, Челябинской, Кировской, Самарской областях.

Численность

Во время проведения Всесоюзной переписи населения в 1926 году кряшены числились в «Перечне народностей» как «указанный неточно» народ. Всего их было зафиксировано 101 400 человек. Во время переписи 2002 года народ получил статус «субэтническая группа татар». Всероссийская перепись, проведенная в 2010 году, указала, что на территории Российской Федерации проживает 34 822 кряшена, включая нагайбаков — 45 422.

История

В соответствии с традиционной версией, на происхождение кряшен оказали заметное влияние тюркские, финно-угорские компоненты. Решающее влияние на формирование народа как отдельной общности оказал процесс христианизации татарского народа Поволжья, происходящий с середины 16 по 17 век, и христианизация нерусских народов Поволжья в начале 18 века. В итоге было образовано 5 этнографических групп кряшенов, которые имели специфические отличия.

Язык

У народа в процессе формирования появились свои говоры татарского языка, из которых выделяют 4 основных:

  1. говор молькеевских кряшен (западный диалект татарского);
  2. говор заказанских кряшен (средний диалект татарского);
  3. говор чистопольских кряшен (средний диалект татарского);
  4. говор кряшен Нижнего Прикамья (средний диалект татарского).

Основным отличием всех говоров является сохранение старотатарских архаичных слов, небольшое количество фарсизмов, арабизмов.

В царское время народ использовал алфавит Н. Ильминского, который отличался от современного татарского. Разрабатываться он начал с 1862 года, окончательно был сформирован к 1874. В отличие от русского, в нем было 4 дополнительные буквы, которые нужны для передачи звуков татарского языка. Официально алфавит не был утвержден.

В 1930 году, после введения нового тюркского алфавита яналифа, использование алфавита Ильминского было прекращено до 90-х годов 20 века. На нем начали издавать богослужебные книги, литературу общественных кряшенских организаций. В светской жизни сохранилось использование татарского стандартного алфавита.

Практически все кряшены являются двуязычными, владеют русским языком.

Религия

После процесса христианизации у кряшен долгое время не было священников, которые могли на их родном языке объяснить народу основы христианской веры. Отсутствовали понятные переводы Евангелия. В результате подобной религиозной изолированности, кряшены начали развиваться в этой сфере самостоятельно.

Они частично заимствовали исламские обычаи, присутствовали домонотеистические религиозные воззрения. Благодаря переводчику Николаю Ильминскому, жизнь народа стала постепенно приближаться к жизни православных христиан.

Он перевел на язык крещеных татар богослужения, Святое Писание, организовал для них школы, создал кряшенский алфавит, воспитал большое количество представителей кряшенской интеллигенции.

В 1930-х годах 20 века советская власть начала политику укрупнения этносов, объединив кряшен с казанскими татарами. В результате народ лишился автономии, культурные, учебные заведения кряшен начали закрываться. По причине насаждения атеизма, многие лишились возможности исповедовать православие. Сегодня у народа есть священники, церкви.

Молькеевские кряшены помнят о том, что их предки были мусульманского происхождения. В деревнях есть мусульманские кладбища, эти могилы были основным объектом культа. Самая популярная могила Ходжи Хасана, расположенная в селе Хозесаново, могила Мяльки бабая в Молькеево. Вместе с приезжими мусульманами кряшены посещают их во время жертвоприношений, молений, прибегают к помощи мулл.

Еда

Национальное кряшенское блюдо — вареники. Готовят их с начинкой из творога, лука, яйца, сахара, соли. В основу рациона входят мучные, крупяные блюда. Из мяса едят баранину, говядину, гусей, уток, кур, готовят студень (койка), православные едят свинину. В пищу употребляют и кровь животных.

Из молока готовят различные продукты: сметану, творог (сезмэ, эремчек), масло, кислое молоко (катык), сыр «чыгыт». Широко используют кряшены в своей кухне грибы, капусту, овощи. Из первых блюд распространен бульон с кусочками теста.

Основными напитками являются чай, смесь катыка с водой (эйран), пиво (сыра), квас, самогон (кумышка), напитки из меда, в том числе алкогольные.

Одежда

Мужчины носили рубаху-косоворотку, которую подпоясывали узорным поясом из шерсти (азяр). Женщины носили вязаный головной убор белого цвета из хлопчатобумажной ткани (ак калфак), замужние надевали убор (суряке), поверх которого повязывали платок. Старшие женщины носили повязку в виде тюрбана, елабужские кряшенки — монетную повязку.

Женщины использовали много украшений из монет, перевязь через плечо (девет), браслеты, накосники, шейные украшения (челбыры). Мужчины носили войлочные шляпы серого цвета, летом — русскую фуражку. Зимняя верхняя одежда кряшен — тулуп, шуба, азям. Из обуви носили лапти, суконные чулки, редко носили онучи. Позже в эксплуатации кряшен появились русские сапоги, женские туфли.

Всю одежду кряшены шили, украшали сами, редко прибегали к покупке фабричных тканей, которыми в основном, отделывали женские платья.

Жизнь

Основным занятием кряшен издавна было животноводство, пашенное земледелие, выращивали коноплю, лен, из которых изготавливали ткани, одежду.

Жилище

Кряшены строили жилища в один или два этажа, с сенями (ой алды) и избой (ой), трехкамерные избы с печью. Планировка жилища северно-среднерусского типа. У входа ставилась печь, был красный угол «кояш почмак», где размещались иконы, религиозные книги.

У передней стены дома располагалось почетное место (тур), спали на нарах (сэке). Особенностью кряшенской избы была лавка, расположенная вдоль боковой стены, полати над дверью.

Наличники, углы дома, ворота украшали рельефной резьбой зооморфного, геометрического типа.

Культура

Устное творчество кряшен включает различные жанры, основное место в фольклоре занимают семейные, календарные обрядовые песни. Сохранились архаичные обрядовые напевы к Масленице, Святкам, Троице, Петрову дню, другим праздникам. Формульные напевы календарных песен кряшены исполняют многоголосно. Во время хороводов весенне-летнего периода, которые проводились каждый вечер от Троицы до Петрова дня, пели хороводные песни.

Семейно-обрядовый фольклор включает:

  • свадебные песни, в которые входят песни роднящихся семей, песня на увод невесты из родительского дома, плач невесты, застольные песни;
  • гостевые песни.

Песни кряшенов лирические, протяжные, с припевами. Стиль обрядовых напевов схож с традиционным напевом низовых чувашей, южных удмуртов, восточных мари. Исполняет народ и татарские песни, современные, традиционные. С 2001 года в селе Зюри Мамадышского района Республики Татарстан проводится республиканский праздник традиционной культуры кряшен «Питрау кэн».

Традиции

У кряшен древние обряды сохранились дольше, чем у остальных групп татар. Существовали жертвоприношения духам-покровителям (киреметям). На Святки «Нардуган» проводились подворные обходы ряженых, молодежные игры, гадания.

На Масленицу (Май бяйряме) устраивали катание на санях с гор, на второй день Пасхи — обряды общетатарского Сабантуя, угощение кашей (бярмянчек боткасы), подворный сбор крашеных яиц, состязания на майдане (сурян).

На Троицу «Тройча», «Тручин», «Япрак бяйряме» или Петров день «Питрау» устраивали поминки, обряды Джиена, гостевания, молодежные игры. С Пасхи до Петрова дня молодежь устраивала хороводы.

Источник: https://travelask.ru/articles/kryasheny-kreschyonye-tatary

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Молитва при онкологии сильная

Закрыть