Как часто можно причащаться

Протоиерей Владимир Воробьев: О частом причащении и подготовке к Таинству

как часто можно причащаться

Господь Иисус Христос, перед тем как пострадать, установил Таинство евхаристии, в котором хлеб и вино становятся Телом и Кровью Спасителя. Часто ли нужно причащаться Святых Тайн? Как не потерять благоговение, причащаясь часто? Отвечает протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ

Таинство таинств

— В чем состоит учение Церкви о причастии?

— Учение Церкви о Евхаристии начинается с момента, описанного в Евангелии от Иоанна, где Господь говорит своим ученикам: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53-54). Вполне это учение раскрывается в момент установления таинства Евхаристии на Тайной Вечери.

С самого начала христианам было ясно, что Евхаристия есть таинство, которое созидает Церковь. Об этом сказано в том определении, которое дает апостол Павел – «Церковь есть Тело Христово» (1 Кор. 12-12), то таинственное Тело, богочеловеческий организм, в котором люди соединяются со Христом.

Это Тело живет, растет и плодоносит именно благодаря таинству Евхаристии, в которой каждый из членов Церкви, вкушая часть Тела Христова, соединяется единому целому Телу и телесно, и душевно, и духовно.

Из этого понятия о таинстве становится совершенно очевидным, что причащаться Святых Христовых Тайн необходимо часто. Из Апостольских правил, следует, что тот, кто не причащался Святых Христовых Тайн более трех недель без уважительной причины, считался отпадшим от Церкви.

Древние христиане причащались каждый День Господень, (т.е. — каждое воскресение), а в четвертом веке святитель Василий Великий пишет: «Мы (имея в виду себя и свою монашескую общину) причащаемся четыре раза в неделю». О частом причащении пишут очень многие Святые отцы.

Сама Евхаристия содержит в себе евангельские слова: «Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов»(Мф.

26, 26-28), «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).

Этот призыв Господа причащаться Святых Христовых тайн Тела и Крови Христовых живет в сердце каждого христианина и властно зовет его к этому величайшему таинству! Святой Максим Исповедник говорит, что никакое таинство не бывает совершенно без причастия.

Поэтому Евхаристию называют «таинством таинств», веруя, что в ней укоренена вся таинственная благодатная жизнь Церкви. Евхаристия созидает Церковь именно как Евхаристическую общину.

Те моменты истории, в которые евхаристическая жизнь в Церкви начинает ослабевать, становятся очень тяжелыми для судеб христианства в этом мире.

Конечно, в жизни Церкви были моменты, когда причащаться приходилось очень редко. Например, первые монахи, уходившие в египетскую пустыню, часто причащаться не могли, тем более, что они не имели священного сана и не могли сами совершать литургию.

Но это особый случай, и в таком невероятно трудном подвиге благодать Божия восполняла этот недостаток их жизни.

В дальнейшем монастыри растут, появляются большие общежительные монастыри, в них появляются «освященные» монахи – иеромонахи, и начинает совершаться Евхаристия.

Потеря Евхаристической жизни является одной из причин революции и гонений на Церковь

Совершение Евхаристии постоянно, даже ежедневно, давно стало нормой для христианских народов. И, конечно, тем более странно видеть, что Евхаристия совершается, а причастников нет! Это полный нонсенс. Возглашается: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое», — а никто не хочет принимать Тело Христово и никто не хочет причаститься Крови Христовой. Правила Святых Апостолов квалифицируют это как оскорбление Бога.

Если нет возможности совершить литургию, это другое дело, но если литургия совершается, то не причащаться — более чем странно.

Тем не менее, в дореволюционной России утвердилась традиция причащаться раз в год. К сожалению, большая часть русского народа принимала это ненормальное положение, как норму. И есть мнение (с которым трудно не согласиться), что именно такая потеря Евхаристической жизни является одной из причин революции и гонений, пришедших на Церковь.

Когда народ отступил от Церкви, охладел в вере, отступил от любви ко Христу, смог жить без таинства, которое соединяет со Христом, его постигли беды, несчастья, скорби, смертные страдания, присущие жизни без Бога в мире, который «во зле лежит», князем которого является дьявол.

Только тогда люди снова стали молиться от всего сердца, стали каяться и причащаться. В период гонений уже не было вопроса, как часто нужно причащаться – все старались причащаться как можно чаще.

Потому что страшно было! Когда перестали пускать в храмы, когда храмы отнимали, взрывали, закрывали, христиане стали совершать литургию по домам тайно, подобно первым христианам, и старались обязательно причаститься.

Сегодня частое причастие стало нормой

Сейчас, когда наступила свобода, многие постарались вернуться к евхаристической жизни в Церкви, и частое причастие стало нормой. Много причастников приходит в храмы в Пасхальную ночь, в первый день Пасхи, на Рождество, в другие праздники, в которые раньше не причащали, приводят множество детей, что было вообще запрещено при советской власти.

Конечно, при этом могут появляться некоторые неправильности, которые снова порождают сомнения в норме частого причащения, что представляется нелогичным. Разумнее и естественнее было бы проанализировать причины неправильностей. Когда человеку приходится слышать требование: «Если ты хочешь часто причащаться, то перед этим ты должен каждый раз подробно исповедоваться, говеть, т.е.

неделю ходить в храм каждый день, неделю поститься, читать акафисты и каноны, а если не выполнишь, – нельзя». Такое механическое перенесение норм и правил, которые сложились в тот период, когда люди причащались редко, на тех, кто сегодня хочет причащаться часто, приводит к противоречию.

Потому что, если часто причащаться и перед этим поститься неделю, то тогда придется все время поститься, если всю неделю ходить в храм каждый день, то, когда же работать, когда же исполнять другие обязанности? Это – «бремена неудобоносимые». И такими требованиями вопрос искусственно загоняется в тупик.

На самом деле, у христиан, которые причащались в древности часто, нормы жизни были другими, и подготовка к причастию, и аскеза были другими. Если сегодня эту подготовку привести в соответствие с возможностями человека, то большая часть проблем снимется.

Как часто причащаться и сохранить страх Божий

Остается самая главная проблема: сохранит ли часто причащающийся человек страх Божий? То есть, не будет ли он привыкать к этому таинству, воспринимать его как нечто обычное? Если такое привыкание наступит и душа человека будет расслабляться, не будет трепетать перед престолом Божиим, радоваться и желать этого момента, как бывает с теми, кто не причащался очень долго, то вот тогда встает вопрос о правильности для такого человека частого причащения. Что бы так не получилось, нужно подумать над тем, каким образом воспитывается благоговение в душе христианина? Как подготовить человека к предстоящей христианской жизни, не только по названию, а по сердцу?

Если человек живет в христианском подвиге каждый день, старается молиться Богу, никого не обижать, не говорить дурных слов, быть воздержанным, чистым, простосердечным, не лукавить, не обманывать, соблюдать среду и пятницу, посты и праздничные дни, то тогда подготовка может быть более короткой, и причащаться он будет с еще большим благоговением и трепетом. Если же он хочет соединить по видимости христианскую жизнь с греховной мирской жизнью, то есть, в храме быть христианином, а вне храма забывать о своем христианстве, то он неизбежно потеряет благоговение. Все это превратится в какой-то театр и потеряет всякий смысл, будет производить впечатление лицемерия, обмана, деградации христианской жизни.

— Отец Владимир, отец Всеволод Шпиллер первым ввел частое причастие в церковную практику Русской Церкви после Второй Мировой войны. Как это происходило?

— Да, одним из первых священников в России, кто стал причащать людей на Пасху и на Рождество, был отец Всеволод, который был уверен, что причащаться часто необходимо. Но условия были такими, что массовое причащение на Пасху было невозможно просто физически.

Тогда народу было так много, что во время пасхальной службы на солее оставалось лишь маленькое пятнышко у Царских врат, чтобы священник или диакон мог выйти покадить и сказать ектенью. Шевельнуться было нельзя.

Поэтому ни поисповедовать, ни причастится, ни подойти к причастию было невозможно.

В обычное время отец Всеволод причащал свою духовную общину часто и регулярно. Но на Пасху он не справлялся, и массового причастия не было. Он причащал очень немногих своих духовных чад, с кем мог поговорить, поисповедовать заранее, объяснить что-то.

Их он причащал, и, видя, как причащаются эти люди, весь храм начинал двигаться в этом направлении, желание причащаться на Пасху стало появляться в народе. И понемножку-понемножку лед тронулся. Когда появилась такая возможность, то стали причащать всех.

Когда отец Всеволод скончался, то народ из нашего храма «отхлынул», осталось не так много людей, и уже новому настоятелю было легче решить эту проблему, а он очень хотел последовать отцу Всеволоду в том, чтобы всех причащать на Пасху.

Чтение анафоры

— Отец Владимир, в ваших лекциях по Литургическому преданию вы говорите, что вы когда-то начали читать молитву анафоры вслух, а потом перестали это делать. Расскажите, как это происходило?

— Это было очень просто: у меня голос слабый, и я пытался читать молитву анафоры, но чувствовал, что народ меня не слышит, не реагирует. Так что я изо всех сил кричу, стараюсь, а толку никакого нет.

Приснопоминаемый Патриарх Алексий II тоже имел больной голос, ему сделали микрофончик, и он читал молитву анафоры на весь храм. Патриарх Кирилл имеет очень сильный голос, и читает эту молитву вслух без микрофона. У меня теперь тоже есть такой микрофон, и я тоже читаю эту молитву вслух.

Народ не всегда воспринимает громкое чтение этих молитв. Восприятие зависит от подготовленности. Если община — зрелая, есть настоящая евхаристическая жизнь, то это чтение очень естественно возникает и легко воспринимается. Если храм большой и «проходной» (в больших соборах, где постоянно появляются новые люди и неизвестно, кто когда исповедовался, причащался), это трудно сделать.

Чтение евхаристических молитв вслух естественно возникает в ситуации живой и полноценной духовной общины.

В такой общине ее члены активно участвуют в богослужении: поют, читают, обеспечивают все необходимое для жизни храма и хотят вместе молиться, понимать, что происходит в алтаре, быть действительно единым организмом.

В этом случае не возникает проблем с якобы непонятным славянским языком: все понимают, все прочитали необходимые книги, усвоили необходимые сведения. Вместе со своей общиной легко молиться и служить, и странно было бы не читать самые главные молитвы вслух всех.

Источник: https://www.pravmir.ru/o-chastom-prichashhenii-i-podgotovke-k-tainstvu/

Тайна благочестия: исповедь и причастие

как часто можно причащаться

Нужно ли мирянам каяться в помыслах? Нужно ли исповедоваться регулярно или ждать особого покаянного чувства? Если духовенство само часто не исповедуется, не пример ли это для мирян? Как часто следует причащаться мирянам?

На эти и другие вопросы ответил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

 — Владыка, что такое откровение помыслов и что такое исповедь?

— Действительно, монастырское откровение помыслов отличается от исповеди. Откровение помыслов — это попытка исполнить заповедь: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26), — причем не только во гневе, но и в любом другом грехе.

Поэтому в конце дня монах открывает старцу все свои греховные мысли, слова и поступки, совершенные в течение дня.

Именно откровение помыслов созидает братство в монастыре, потому что оно не дает возможности укорениться в сердцах иночествующих недобрым помыслам и чувствованиям по отношению друг к другу.

В принципе, нечто похожее мы имеем в нашем вечернем правиле — «Исповедание грехов повседневное». Предполагается, конечно, что человек не просто произносит заученное: «делом, словом, помышлением объядением»,— хотя он, может, сегодня вовсе и не объелся. В идеале человек должен в этой молитве называть именно те грехи, которые он видит в себе. Такое исповедание перед Господом является неким аналогом монастырского исповедания помыслов. Но ни одно, ни другое не заменяет собой исповеди.

— В вечерних молитвах мы просим Бога простить наши грехи, совершенные делом, словом и помышлением. Многие страсти проявляются в нас именно в виде помыслов. Должен все-таки мирянин исповедоваться не только в совершенных грехах, но и в помыслах?

— Бывает так, что какой-то помысел у человека становится навязчивым, и тогда обязательно нужно его исповедовать. Скажем, недоброе отношение к другому человеку, зависть, гнев на него. Иногда человек не может остановиться: изо дня в день он думает об этом, разговаривает на эту тему с другими людьми. Такой помысел нужно нести на исповедь и просить Бога о том, чтобы Господь избавил от него.

— Все ли свои грехи нужно исповедовать священнику в храме или достаточно попросить у Бога прощения тогда, когда согрешил, или вечером читая вечернее правило?

— Как только человек осознал, что согрешил, необходимо попросить у Бога не только прощения, но и помощи для преодоления этого греха. Это обязательно надо делать и сразу же, и подводя итоги своего дня. И если этот грех повторяется, если душа болит о нем или какой-то помысел не отступает — вот о них надо сказать на исповеди.

— Говорят что мирянам достаточно исповедоваться раз в месяц. Может ли быть такое, что человеку не в чем исповедоваться или он просто не видит своих грехов?

— Церковь говорит: «Несть человек, иже жив будет и не согрешит». Могу предположить, что каких-то грубых грехов за неделю человек не совершит. Дай Бог, чтобы не только за неделю, но и за месяц. Но совсем без греха жить очень трудно, особенно тем, кто живет в миру. Какими-то грехами мы неизбежно связываемся. Если человек живет внимательной жизнью, думаю, вряд ли у него возникнет такая ситуация, что ему не в чем исповедоваться.

— Нужно ли исповедоваться, если при этом нет острого покаянного чувства?

— Видите ли, в чем дело: сила покаянного чувства зависит от напряженности внутренней жизни человека. Надо «внимать себе» не просто время от времени, а постоянно. То есть человек должен жить постоянно в трезвенном внимании к самому себе, к своим поступкам, к движениям своей души, к тому, что он говорит, что делает.

И это внимание должно обязательно сопровождаться сверкой с Евангелием: насколько я сегодня далек от Евангелия, от того, чего ждет от меня Господь,— или, наоборот, насколько по милости Божией удалось как-то приблизиться к нему, что-то сделать доброе. Если будет такой постоянный навык, будет и покаянное чувство.

Так не бывает: живет себе человек равнодушно, а потом вдруг раз — что-то включил сам в себе, и полились слезы

Покаянное чувство — результат голоса совести. Если человек слушает ее, старается не идти против голоса совести, то малейший проступок будет вызывать в нем сильное чувство раскаяния.

А если человек постепенно приучается — сначала в малом, потом в среднем, потом и в большом действовать против совести, то ее голос становится все глуше и глуше. Помните, как авва Дорофей говорит о совести: «Это те кладези, которые искапывал Исаак, а филистимляне засыпали.

Ибо когда совесть наша говорит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем сим, и когда она снова говорит, а мы не делаем, но продолжаем попирать ее, тогда мы засыпаем ее, и она не может уже явственно говорить нам».

И получается так: заглушен голос совести — покаянного чувства и не возникает. А раз оно не возникает, то нет и необходимости в исповеди. Замкнутый круг.

Надо честно признаться, что каждый человек проходит через периоды охлаждения, нечувствия. Почему в Евангелии сказано, что Царствие Небесное нудится (Мф. 11, 12)? Потому что нам нужно постоянно понуждать себя в делании добра.

Очень часто современный человек, придя в Церковь, ждет, что что-то с ним произойдет благодаря некоему воздействию извне. А когда ему говорят, что нужно трудиться самому, причем трудиться каждый день и прилагать при этом большие усилия, ему становится неинтересно.

Это, кстати, основная причина таких вот дискуссий: «А зачем посты? Посты в супружеской жизни, посты как ограничение в пище? Зачем исповедь?». Это результат невнимательной жизни.

Каждую минуту человек должен твердо себе представлять в каком состоянии его духовная жизнь. Надо воспитывать в себе способность всегдашнего видения своих грехов. Тогда появится и покаянное чувство. А если оно будет, то человек будет бежать на исповедь, стремиться к ней. А если нет, то и исповедь через какое-то время окажется ненужной. Но вот ведь как устроен человек: мало того что ему самому не нужна исповедь, он начнет бороться за то, чтобы и всем остальным она была бы не нужна.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  4 октября какой церковный праздник

Что касается остроты покаянного чувства: она утрачивается тогда, когда человек впадает в нерадение. Тогда все утрачивается: и чувство присутствия Божия в твоей жизни, и богослужение становится чем-то долгим, непонятным, скучным и ненужным. И всякая борьба с собой начинает казаться «самокопанием». Поэтому когда говорят, что исповедь становится «профанацией покаяния» в силу своей частоты, — это принципиальное непонимание сути Таинства, это совершенно неправильно.

— Часто прихожане заменяют исповедь рассказом о своих житейских делах. Как тут быть священнику?

— Действительно, бывает, что люди слишком раздвигают границы исповеди как Таинства. Но думаю, не стоит по этому поводу слишком возмущаться. Нужно воспитывать людей, и каждый священник должен этим заниматься.

В конце концов, когда к преподобному Амвросию Оптинскому приходила деревенская старуха и рассказывала ему о том, что у нее мрут индюшата, это тоже не было исповедью.

Но преподобный Амвросий не отмахивался от нее, а советовал, что делать, чем их кормить, это не было духовным советом, но было тем, что необходимо человеку, — утешением и проявлением любви.

В Церкви очень трудно провести четкие границы, потому что общение человека и Бога — это общение двух личностей. Так же и общение человека со священником — тоже общение двух личностей. И священник не должен по этому поводу возмущаться, обличать таких людей, но с терпением, мягко и ненавязчиво учить их исповедоваться, различать исповедь и духовную беседу.

— Владыка, иногда говорится и о том, что само-то духовенство часто не исповедуется

— Это очень плохо, причем это особенность в основном нового, молодого духовенства. Как ни прискорбно, и я это вижу на примере своей епархии и семинарии, многие семинаристы исповедуются редко, а став священниками, исповедуются не чаще. Слава Богу, есть немало замечательных батюшек, которые ездят по монастырям, имеют духовников и часто исповедуются.

Есть приходы, где батюшки перед службой исповедуются друг другу. Но в основном, конечно, духовенство исповедуется мало, и это очень большая беда, а не пример для подражания. Использовать в качестве аргумента: «Священники не исповедуются, а причащаются», — совершенно неправильно.

Сам я всегда призываю семинаристов исповедоваться чаще, потому что только тот священник, который умеет исповедоваться и понимает значение исповеди, сможет научить этому своих прихожан.

Но вот еще о чем мне хотелось бы сказать. Сегодня принято с негодованием обличать старое духовенство, за то, что в советские годы не причащали на Пасху. А знает ли кто из этих обличителей, что такое «раскачивать толпу на Пасху»? А я помню очень хорошо, что творилось в храмах в Пасхальную ночь.

В храме толпа народа, а в толпе, взявшись за руки, стоят молодчики, комсомольские активисты, спортсмены — и вот они начинают напирать, всю эту толпу огромную «качать». Крики, шум, причитания, потому что упадешь — затопчут. И топтали. А делалось это для того, чтобы люди начали выбегать из церкви.

Бедный хор изо всех сил старается: «Воскресения день, просветимся, людие» — а в храме творится что-то невероятное, вопли со всех сторон, запах перегара, потому что вся толпа этих комсомольцев хорошо приняла на грудь. И как можно было причащать кого-то в той ситуации, в той «пасхальной» атмосфере? Да еще без исповеди?

— Владыка, человек, который привык исповедоваться перед Причастием, чувствует в этом необходимость, чувствует пользу для своей души именно в таком подходе. Именнно благодаря практике, без углубления в богословие. Досадно было бы потерять многовековую традицию. Очевидно, что она прошла проверку временем.

Источник: http://prodrom.cerkov.ru/index.php/2014/12/28/tajna-blagochestiya-ispoved-i-prichastie/

Причастие во время Великого Поста: практические советы

как часто можно причащаться

Особенно остро стоит вопрос Причастия Тела и Крови Христовых во время Великого Поста. Это связано с тем, что в этот период значительно увеличивается количество людей, которые посещают храмы именно с целью исповедаться и причаститься. Характерно, что из тех, кто посещает храм в период Великого Поста, появляется немалое количество лиц, которые не находят возможности прийти на богослужение в другой период.

Естественно, что у таких людей возникает множество чисто практических вопросов, на которые необходимо отвечать. Не в последнюю очередь люди интересуются самим Таинством Причастия. Поэтому стоит сосредоточить своё внимание на этом важном аспекте жизни православного христианина.

Как часто можно причащаться во время Великого Поста?

Этот вопрос актуален не только для периода поста, но и для других дней нашей жизни. Известным является тот факт, что в первые века христианской истории каждый, кто находился на Божественной Литургии, причащался Тела и Крови Христовых. Подобная практика основана на словах Христа о Евхаристии: «Это творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).

Однако с течением времени в Православной Церкви сформировалась традиция, несколько видоизменившая подход к вопросу о частоте причащения. Теперь зачастую можно встретить своеобразную инструкцию, которая указывает на то, что к Таинству Евхаристии православные христиане могут приступать: в дни четырёх длительных постов – Великого, Рождественского, Успенского, и Петро-Павловского; на день рождения; в день памяти небесного покровителя (день ангела).

Однако нигде нет чёткого запрета, который бы регулировал Причастие как некий механизм. Причастие – это не поход к дантисту, и не ежегодный медосмотр. Это духовная потребность верующего человека, которая возникает в силу тех или иных причин, в первую очередь – из-за желания быть ближе к Богу.

Поэтому лучше было бы регулировать данный вопрос, в первую очередь, находясь в компромиссе со своей совестью. Если же кому-то сложно самостоятельно определить частоту Причастия, за помощью стоит обратиться к духовнику.

В принципе, в период Великого Поста часто рекомендуют приступать к Таинству Евхаристии в начале и в конце Четыредесятницы. Даже с объективной точки зрения, это будет наиболее оптимальным вариантом в этом вопросе. Однако никто не может запретить приступать к Чаше хоть еженедельно.

В какие дни можно причащаться в течение Великого Поста?

В любой день, когда совершается Божественная Литургия! Интересно то, что в Великий Пост отправляются почти все известные Православной Церкви Литургии Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Двоеслова (Преждеосвящённых Даров).

Стоит помнить о том, что в период Великого Поста Литургии совершаются каждый день. В основном, главное богослужение Церкви служится в среду, пятницу, субботу и воскресенье. Среда и пятница – дни совершения Литургии Преждеосвящённых Даров, суббота – Иоанна Златоуста, воскресенье – Василия Великого. Отдельно стоят дни двунадесятых, престольных и особо почитаемых праздников, например, сорока мучеников Севастийских.

Также особой является структура Литургии Преждеосвящённых Даров, которая, по своей форме, существенно отличается от традиционных – Иоанна Златоуста и Василия Великого. Стоит помнить о том, что на этой Литургии не причащают детей, которые не принимают твёрдой пищи.

Как готовиться к Таинству Причастия в Великий Пост?

Подготовка к Причастию в Великий Пост должна сопровождаться собственно постом и усиленным молитвенным правилом. В Украинской Православной Церкви сложилась добрая традиция, когда Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Онуфрий благословляет верующим усилить свою молитвенную практику, прибавив к своему ежедневному правилу то или иное молитвословие.

Что касается молитвенной подготовки к Причастию в Великий Пост – она состоит из нескольких этапов. Первый – три канона: покаянный (ко Спасителю), ко Пресвятой Богородице и Ангелу-хранителю. Часто к этим трём канонам также прибавляется чтение акафиста. Второй этап – канон и молитвы перед Причастием. В Великий Пост к этому молитвенному правилу прибавляется чтение особого тропаря «Егда славнии ученицы» и 50-й псалом.

Итоговая рекомендация

Не откладывайте Причастие в Великий Пост в «долгий ящик»! Как показывает практика, на последних неделях Четыредесятницы в храмы приходит невероятное количество людей. Это столпотворение затягивает богослужение на часы, потому что каждый из присутствующих желает ещё и исповедаться. Лучше причаститься в период между первой и четвёртой неделями Великого Поста.

То, с каким настроением и в каком моральном состоянии мы подходим к Чаше, также играет огромную роль. Ведь возмущение от того, что кто-то в храме, например, наступил на ногу, может перечеркнуть все предыдущие труды на благо собственного спасения. Постимся Постом приятным!

Источник: https://spzh.news/ru/find/lost/article/prichastie-vo-vremia-velikogo-posta-prakticheskie-sovety

Исповедь и причастие в Великий пост в 2019 году

Особенно остро стоит вопрос Причастия Тела и Крови Христовых во время Великого Поста. Это связано с тем, что в этот период значительно увеличивается количество людей, которые посещают храмы именно с целью исповеди и причастия. Характерно, что из тех, кто посещает храм в период Великого Поста, появляется немалое количество лиц, которые не находят возможности прийти на богослужение в другой период.

Естественно, что у таких людей возникает множество чисто практических вопросов, на которые необходимо отвечать. Не в последнюю очередь люди интересуются самим Таинством Причастия. Поэтому стоит сосредоточить своё внимание на этом важном аспекте жизни православного христианина.

Этот вопрос актуален не только для периода поста, но и для других дней нашей жизни. Известным является тот факт, что в первые века христианской истории каждый, кто находился на Божественной Литургии, причащался Тела и Крови Христовых. Подобная практика основана на словах Христа о Евхаристии: «Это творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).

Однако с течением времени в Православной Церкви сформировалась традиция, несколько видоизменившая подход к вопросу о частоте причащения. Теперь зачастую можно встретить своеобразную инструкцию, которая указывает на то, что к Таинству Евхаристии православные христиане могут приступать: в дни четырёх длительных постов – Великого, Рождественского, Успенского, и Петро-Павловского; на день рождения; в день памяти небесного покровителя (день ангела).

Однако нигде нет чёткого запрета, который бы регулировал Причастие как некий механизм. Причастие – это не поход к дантисту, и не ежегодный медосмотр. Это духовная потребность верующего человека, которая возникает в силу тех или иных причин, в первую очередь – из-за желания быть ближе к Богу.

Поэтому лучше было бы регулировать данный вопрос, в первую очередь, находясь в компромиссе со своей совестью. Если же кому-то сложно самостоятельно определить частоту Причастия, за помощью стоит обратиться к духовнику.

В принципе, в период Великого Поста часто рекомендуют приступать к Таинству Евхаристии в начале и в конце Четыредесятницы. Даже с объективной точки зрения, это будет наиболее оптимальным вариантом в этом вопросе. Однако никто не может запретить приступать к Чаше хоть еженедельно.

Зачем необходимо причастие?

Причастие позволяет человеку наследовать Царствие Божие, а значит, даёт возможность попасть после смерти в рай.

Причастие в Великий пост, как и в другое время, необходимо для укрепления души. Оно помогает не озлобляться в житейских буднях, оставаться чувствительным к людям, поддерживает веру и помогает соблюдать равновесие даже в самых сложных ситуациях, надеясь на Бога.

Таинство причащения очищает грехи. Ежедневно человек сталкивается с осуждением, завистью, недовольством и другими негативными чувствами. Он ощущает, как этот негатив льётся из него самого, а также видит его в других людях. Находясь в такой атмосфере, постепенно душа черствеет, отдаляясь от Бога и всецело погружаясь в житейские заботы.

Постоянное недовольство отравляет жизнь, а невозможность добиться своих целей порой показывает ее просто бессмысленной. Но эти мысли не посещают людей, в сердце которых есть Бог. Вера и надежда на Бога позволяет найти правильные пути и радоваться жизни. Поэтому каждому человеку необходимо причастие, которое омывает душу и приобщает к Богу.

Исповедь и Причастие в Великий Пост

В Великий Пост взрослые исповедаются по средам, пятницам, субботам, воскресеньям. Желательно хотя бы один раз исповедаться в Великий Пост.

Если поста не держите, необходимо поговеть и почитать молитвы (можно из Молитвослова) три дня, а на четвёртый день к вечеру сходить к Исповеди, или с утра, до Литургии исповедаться, а после Литургии и Проповеди причаститься Святых Тайн.

А причаститься Святых Тайн желательно на Первой неделе, Четвёртой Иоанна Лествичника Неделе и на Страстной Неделе, хорошо в Чистый Четверг.

Исповедь не должна быть частой. Если исповедоваться часто — хорошего в этом ничего нет. Это значит, человек привыкает грешить. К Исповеди надо подходить, как к Страшному суду, чтобы никогда не повторять означенных грехов. В современной жизни это очень сложно, невозможно, но необходимо стремиться к чистоте душевной. Ведь и не каждый батюшка разрешит частое исповедание.

Желательно выбрать подходящий Храм или церковь, подходящий Вам по духу, по обстановке, чтобы Вам было уютно в Храме, чтобы никто и ничто вас не отвлекало и ничто не раздражало. И батюшку тоже выберите себе по душе, а это как раз очень хорошо делать на исповеди.

Обратите внимание, когда стоите в очереди к Исповеди — с кем-то батюшки обмениваются 2 фразами, с кем-то говорят долго и терпеливо. Знаете почему? Потому, что они чувствуют, кто готов раскрыться, а кто — не готов.

Бывает так, постились, накануне Исповеди разобрались со своими грехами, наметили, каким образом это сказать, а когда пришла очередь говорить — слезы из глаз, просто фонтан. Батюшка все сразу поймёт, поймет, что все осознано тобою принято близко к сердцу, что раскаялись во всем, и прочтёт тебе Разрешительную Молитву и допустит до Причастия.

Если все осознали и приняли свой грех всем сердцем, и исповедуетесь уже не в первый раз, можно кротко и коротко произнести то, в чем грешили, ведь не важно, что конкретно скажешь, гораздо важнее почувствовать свою грешность! После Святого Причастия идите сразу домой. Несите в себе это чистое Святое настроение и Чистый сосуд Таинства Святого.

Время Великого Поста, его многодневность, даёт нам время для переоценки своих мыслей и поступков. Почаще обращайте внимание на мелочи, ведь вся наша жизнь состоит из мелочей.

Источник: https://pronedra.ru/po-kakim-dnyam-mozhno-ispovedatsya-i-prichastitsya-v-velikij-post-363454.html

В каких случаях нельзя причащаться

Воскресный листок №28 (236)

Евхаристия, согласно евангельскому повествованию, была установлена Самим Христом. Она является главным таинством для всякого христианина, так как именно в ней человек соединяется с Богом зримым для нас образом. Однако со временем, в процессе формирования Церкви как института, совершение Евхаристии и участие в этом Таинстве стали регламентироваться различными правилами.

Древние канонические правила

Древние определения относительно участия христиан в Евхаристии были весьма строги, во многом – в силу малочисленности общин. Согласно 9-му Апостольскому правилу, всех, кто пребывает в Церкви и именует себя христианином, но при этом не причащается «подобает отлучать от общения церковного». Подобные меры предлагаются и в правилах VI Вселенского и Сардикийского Соборов, призывающих отлучать от Церкви тех, кто не причащался более трёх воскресений подряд.

Согласно древним соборным постановлениям, существует ряд ограничений для желающих приступить к причастию. Так, например, нельзя допускать к причастию того, кто имеет тяжкий нераскаянный грех или раскаивается в нём недостаточно, живущих в незаконном браке, некрещеных (95-е правило Трулльского и 7-е правило Лаодикийского Соборов).

Также запрет на причащение прописан для несущих епитимию – то есть, наказание за грех для исправления, но если человек этот находится в смертельной опасности – Причастие дозволяется. С течением времени, примерно к IV веку, укрепилась традиция обязательного евхаристического поста, то есть полного воздержание от пищи и питья в день Причастия до момента принятия Таин.

А позже, к XI–XII веку, в среде византийского монашества утвердился обычай особой многодневной подготовки к Евхаристии, которая включала в себя пост, молитвенное правило и откровенную исповедь перед духовником. Традиция эта стала распространяться вскоре и на мирян, и перешла затем в другие поместные Церкви.

Так, например, она попала в указания русского Типикона, где семидневный пост перед причастием указывался как обязательный. Впрочем, это часто вело к тому, что многие христиане, вследствие «неподобающей» подготовки не могли причаститься довольно долгое время.

Современная практика РПЦ

Согласно церковным предписаниям, единственным на данный момент каноническим правилом подготовки к Таинству является требование принимать Причастие натощак (при этом речь не идёт о лекарствах, например). В канонических правилах Православной Церкви ничего нет об обязательном трёхдневном посте или определённом молитвенном правиле, как способу приготовления к Таинству – это традиция считается довольно поздней.

На сегодняшний день единственным реальным препятствием для причащения является состояние вражды с кем-либо, наличие нераскаянных и неисповеданных смертных грехов, за которые, согласно канонам, полагается определённая епитимия. Однако, бывает так, что при отсутствии канонических причин к запрету, священник может не допустить до Причастия человека по своему усмотрению, исходя из традиций, принятых в конкретном приходе.

Бытует мнение, будто бы к Причастию нельзя подходить, не исповедавшись, однако это не так. Исповедь и Причастие – это отдельные таинства, исторически и канонически не связанные друг с другом напрямую. Практика исповедаться перед каждым причащением (что воспринимается многими как «пропуск» к Чаше) сложилась поздно и исключительно в российском православии, нигде в церковных постановлениях требование это не закреплено.

Также есть убеждение, что нельзя причащаться женщинам в период менструации, или так называемой «нечистоты». Существуют древние правила, подтверждающие этот запрет ( правила Тимофея и Дионисия Александрийских), которые имели под собой определённые исторические и культурные основания.

Однако, на сегодняшний день многими священнослужителями признаётся тот факт, что запрет на причащение в период менструации — это, скорее, наследие древнего иудейского представления о «ритуальной нечистоте» женщины и не более, чем устоявшаяся и глубоко укоренившаяся в культуре традиция, догматически не связанная с христианским учением. Многие ссылаются на то, что пролитие крови в христианском храме недопустимо, однако современные средства гигиены позволяют избежать этого.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как молиться дома женщине

Кроме того, менструация не зависит от воли женщины, происходит не по её вине, и потому не делает ее «греховной» или «нравственно нечистой» — это явление чисто физиологическое. Единственным же серьёзным препятствием к Причастию (помимо чисто технической невозможности его принять) является не какая –либо физическая, а сознательная нравственная нечистота.

Источник: https://i-hram.ru/hram/voskresnie-listki/3070/

Причастие в церкви: подготовка и правила проведения обряда в храме + особенности причащения детей и больных верующих

Смысл Причастия – соединение с Господом через вкушение его плоти и крови, тем самым становясь ближе к Царствию Небесному. Это очень важный ритуал для человека, который живет по Законам Божьим. Евхаристией завершаются практически все церковные священнодействия: ектении, проповеди, требы, преклонения.

Причастие является главным православным ритуалом

Предыстория Таинства

Обряд, который сегодня является одним из важнейших священнодействий, установил Иисус Христос во время Тайной Вечери, накануне Своей мученической казни. Собрав учеников, Он преломил хлеб, назвав его «Плоть Моя» и раздал вино – «Кровь Моя». Так, Мессия заповедал апостолам впредь всегда причащаться, вспоминая Спасителя.

Важность Евхаристии описывается в библейской притче. Среди монахов древнеегипетского города Диолке был один наиболее набожный – Аммон. Во время Таинства пресвитер узрел ангела, который вычеркивал имена тех иноков, кого на обряде не было, а спустя три дня отсутствующие священники умерли. Подобное говорил и апостол Павел, который утверждал, что все смерти или болезни от неправильного причащения.

«О необходимости Причастия»

В этом видеосюжете рассказывается о необходимости проведения православного обряда.

Для чего нужно причащаться

Те, кто проходит Таинство Евхаристии регулярно, сближаются с Господом и обретают надежду на вечную жизнь. Правильно проведенное священнодействие благоприятно влияет на человека:

  • отступают болезни;
  • укрепляется вера;
  • очищается душа;
  • разрешаются сложные жизненные ситуации;
  • появляется стойкость к соблазнам.

Практика причащения в православной церкви

К причащению нужно подходить с высокой долей ответственности, ведь это главное церковное Таинство.

Подготовка

Вкушая плоть и кровь Христа, верующий мирянин впускает в свою душу Спасителя, который очищает ее от грехов. Чтобы не выказать неуважение к Мессии, перед Евхаристией нужно обязательно исповедаться.

При этом правильно будет не просто бездумно выполнить все требования, а осознать свои прегрешения, признать их, раскаяться. Прежде чем приступить к обряду, нужно уладить все конфликты, простить обидчиков или врагов, обрести душевное спокойствие.

Усмирить страсти хорошо помогает усиленная молитва и строгий пост.

Молитвенное правило

Смысл молитвенных текстов – ведение диалога со Всевышним. Правило, которое необходимо прочесть перед причащением, можно найти в молитвослове. Состоит оно из:

  • Последования ко Святой Евхаристии;
  • канонов;
  • акафистов.

Молитва перед святым Причастием

Если у человека это первое причастие, лучше заранее прочитать все молитвы, подробно изучив их суть. Читать их нужно вдумчиво, проникаясь каждой фразой, пропуская ее через свое сердце.

Соблюдение поста

Воздержание помогает верующему мирянину подготовить душу для воссоединения с Господом. Постясь, человек усмиряет свой нрав, тренирует силу воли, отказываясь от мирских соблазнов. Во время говенья нельзя есть пищу животного происхождения, пить алкоголь, сквернословить, ругаться, вступать в интимную близость. А с вечера перед Евхаристией вообще запрещено есть и пить воду.

Обычно подготовительный пост длится от 3 дней до недели. Если человек регулярно проходит Таинство и соблюдает Законы Божьи, говеть можно всего пару дней, а вот новичкам лучше посоветоваться со священником.

Проскомидия

Во время проскомидии на специальный стол возле алтаря выставляется пять просфор. Попросив у Бога благословения, духовное лицо трижды осеняет крестным знамением первую просвиру, а затем вырезает середину (Агнец). Снизу на ней батюшка делает крестовидный надрез, после чего прокалывает кусок с правого бока. Далее он наполняет потир красным вином, разбавленным водой.

Из второй просфоры также достают серединку, посвящая ее Божьей Матери. Третья делиться на 9 частей, во имя библейских святых. Четвертая символизирует живых, пятая – усопших. Из них тоже вырезают сердцевину, расположив в самом низу от Агнца. Затем церковник проделывает аналогичные действия с просвирами, принесенными прихожанами, зачитывая имена для поминания.

Во время проскомидии на стол возле алтаря выставляется пять просфор

Литургия оглашенных

Церковное богослужение начинается с мирной ектении. Когда песнопение завершается, вступает хор, поющий антифоны. На последних строках батюшка с поднятым к небу Святым Писанием выходит из алтаря, после чего читаются:

  • тропари;
  • кондаки;
  • трисвятая песнь;
  • Апостол;
  • Евангелие;
  • усиленная ектения о живых и усопших;
  • ектения об оглашенных.

Оканчивается священнослужение просьбой выйти из храма: «Елицы оглашенные изыдите».

Литургия верных

Служба крещеных делиться на шесть частей:

  1. Возложение Святых Даров. Сначала произносятся две небольшие ектении, после чего открываются Царские Врата. Церковник возносит молитву, сжигает ладан, а хор поет песнь Херувимов. Во время пения батюшка переносит Дары на престол, а затем накрывает их «воздухом».
  2. Подготовка мирян к освящению Даров. Первой читается молитва и просительная ектения, которая призывает верующих закрыть душу от ненужных раздумий. Царские Врата открываются, со Святой Жертвы снимается «воздух», а прихожане поют Символ веры.
  3. Преложение Даров. Во время освящения духовное лицо произносит благодарственные молитвы, после чего просит снизойти Святой Дух. Благословив Жертву, батюшка преклоняется перед Чашей. Он поминает всех святых, а хор воспевает славу Пресвятой Царице Небесной.
  4. Подготовка к причащению. Священнослужитель читает просительную ектению, а затем вместе с прихожанами поет «Отче Наш». После слов «Святая святым!» уже можно причаститься Святыми Дарами.
  5. Причащение. Преломив хлеб, первыми его вкушают духовные лица, запивая вином. Далее батюшка выносит Чашу мирянам и под пение хора произносит разрешительную фразу. Прихожане подходят к Жертве, называются, а затем прикладываются к Дарам. По окончании священнослужитель окунает в вино кусочки просфор, символизирующие усопших и живых, а после читает молитву за всех членов Церкви.
  6. Благодарение и отпуст. Духовник благословляет верующих, пришедших на Евхаристию. Миряне прикладываются к Кресту и выходят из храма.

Преложение ДаровПричащениеБлагодарение

Причащение больных

Тяжелобольные и лежащие на смертном одре допускаются к причащению без подготовительного поста. Если ситуация не позволяет долго говорить или больной не способен связно произносить речь, ему разрешается не исповедоваться. Нередко после Таинства неизлечимые болезни отступают, а человек становится на ноги.

Причащение детей

Церковь рекомендует приучать детей к причастию с детства, подробно объясняя им суть ритуала. Святые Дары способны принести исцеление, укрепить здоровье, защитить ребенка от нечистой силы. До 7 лет разрешается не поститься и не исповедоваться.

Маленькие дети вкушают только красное вино, разбавленное водой, так как не способны еще употреблять твердую пищу.

Церковь рекомендует приучать детей к причастию с детства

Как часто можно причащаться

Церковью не установлена частота Евхаристии. Каждый верующий сам несет ответственность перед Богом за свои действия. Священнослужители разделяют две точки зрения. Одни говорят, что часто причащаться нельзя, а вот другие убеждают, что можно вкушать Святые Дары почти каждый день. Благоприятными для Таинства днями считают дни рождения или именины, венчание, юбилейные даты.

Что можно и нельзя делать после причастия

Вкусив Святые Дары, категорически воспрещается осенять себя крестным знамением, чтобы не опрокинуть Чашу. Также нельзя прикладываться к образам. После Евхаристии рекомендуется сделать следующее:

  • прополоскать рот, чтобы не осталось частичек просфоры;
  • прослушав благодарственные ектении, вознести благодарственные речи Всевышнему;
  • по окончании церемонии следует соблюдать спокойствие духа, не суетиться, стараться меньше разговаривать;
  • дома можно посвятить время чтению православной литературы.

К обряду Причастия нельзя подходить формально. Решившись воссоединиться с Господом, нужно хорошо подготовиться, чтобы прийти к Нему с чистой душой. Только тогда Всевышний дарует шанс на вечную жизнь.

Источник: https://MoiMolitvy.ru/duhovnaya-zhizn/prichastie-v-tserkvi-3033/

Таинство причастия

 Причастие (Евхаристия) является одним из наиважнейших Таинств Православной Церкви. Таинство Причастия позволяет верующему обрести вечную жизнь души своей и соединиться с Богом через вкушение Его плоти и крови, представленных в виде хлеба и вина. Только в причастии мы становимся поистине православными, ибо таковыми нас определяет не ношение креста нательного и свершенное над нами крещение, а жизнь наша во Христе, Его благодать к нам и Его присутствие в нас.

Зачем нужно причащаться?

Причастие – это единственное церковное Таинство, позволяющее соединиться с Христом. Тот, кто не причащается Святых Тайн, лишает себя самого главного источника жизни — Господа Бога, определяет себя вне Его. Верующие, которые регулярно с чистым сердцем и благоговением участвуют в Таинстве Причастия, очищаются от всякой скверны и становятся «причастниками Божества».

Таинство Причастия должно быть неотъемлемой частью жизни каждого православного христианина, ибо мы, живущие на земле, нуждаемся в воссоединении с Самим Христом, в Его присутствии в своей душе и сердце. Только причащаясь, человек может соединиться с Богом и чувствовать Его защиту, благодать и милость.

Как часто необходимо причащаться?

 В определенные исторические эпохи отмечалась различная частота причащения. При зарождении Христианства верующие стремились ежедневно приступать к причастию, а те, кто пропускал евхаристию более трех дней, считались отлученными от Церкви и Самого Господа.

Сейчас православные люди причащаются значительно реже. Некоторые обращаются к Таинству Причастия во время церковных постов, другие – в день именин или же перед участием в других великих православных Таинствах.

Священнослужители склонны считать, что верующий должен причащаться, прежде всего тогда, когда он действительно готов к этому. Участие в Таинстве Причастия должно быть осознанным и желаемым. Нельзя быть с Господом без веры в Него и без любви к Нему. Тот, кто причащается не по велению собственной души, а по принуждению или ради одобрения окружающих, не сможет ощутить истинного чуда соединения Самого Иисуса Христа с человеком.

Для желающих причаститься в церковном году предусмотрен специальный день — Великий Четверг. Сам Спаситель наш утвердил в день Великого Четверга Таинство Святого Причастия. Священники призывают всех верующих не забывать о воле Господа и именно в этот день причащаться Святых Тайн Христовых.

Как подготовиться к Таинству Причастия?

 Православному христианину перед тем, как принять Таинство Причастия, необходимо осуществить особую подготовку души и тела своего.

  1. Уразумение истинного смысла Таинства. Верующий должен участвовать в Евхаристии только в том случае, когда он действительно осознает и чувствует глубокую и неудержимую потребность в причащении Святых Тайн. Целью человека, пришедшего в Церковь на причащение, должно быть желание соединиться с Христом, очиститься от прегрешений своих, вкусив Господню вечерю.
  2. Веление души. Причащаться нужно только с чистым сердцем и по велению собственной души, не знающей лицемерия и неискренности. Человек должен быть достоин причащения Святых Христовых Тайн. Верующему нужно помнить о том, что испивая Чашу Господню и вкушая сей Хлеб недостойно, станет он виновным против Крови и Плоти Спасителя нашего.
  3. Душевное равновесие и чистота. Каждый верующий должен подходить к Чаше, пребывая в душевном равновесии, в примирении с окружающими, в состоянии, при котором в душе нет места злобе, ненависти и обиде сердечной к любому живущему на земле.
  4. Церковность. Человек имеет право на причастие лишь тогда, когда он живет по Закону Божиему и соблюдает все каноны Православной Церкви.
  5. Таинство Исповеди. Согласно церковным традициям перед причащением человек должен покаяться, осознать собственную греховность и исповедаться в грехах своих. Пройти Таинство Исповеди перед причастием можно накануне утром или вечером, а также перед литургией или же за несколько дней до Евхаристии.
  6. Литургический пост. Чтобы верующий был духовно готов к причастию Святых Тайн Христовых, ему необходимо соблюсти пост перед Таинством, хотя бы за 6 часов до причастия не есть и не пить. У Святой Чаши причащающиеся люди должны находиться «в голоде» (натощак).
  7. Телесный пост (говение). Все православные люди, желающие причаститься, должны достойно и в полном соответствии подготовиться к этому Таинству. Сознание и ум человека не должны распыляться забавы ради и по мелочам житейским. При подготовке важно посещать все богослужения в храме и прилежно выполнять домашнюю молитву. Если человек не причащался на протяжении длительного периода, соблюдение строгого телесного поста должно осуществляться не менее 3-5 дней. При этом к телесному посту относят не только ограничения в потреблении пищи и воздержание от мирских развлечений, но и полный отказ от плотских супружеских отношений. Только пребывая в состоянии чистоты души и тела своего, верующий может приступить к Таинству Причастия.

Источник: https://uspenie23.ru/tainstvo-prichastiya/

Время Великого поста 2020 года, когда можно исповедоваться и причащаться в церкви

В какие дни Великого поста можно исповедоваться и причащаться – это вопрос, который в последние дни набирает популярности. Пост начался со 2 марта и продлится до 18 апреля 2020 года. О правилах поведения верующих на данный период напоминают в православных церквях.

Информация о Великом посте, которую должны знать христиане

Пост перед Пасхой состоит сразу из нескольких частей и в целом составляет 48 дней:

  • святая Четыредесятница;
  • Страстная седмица.

Пост завершается накануне праздника Пасхи – 18 апреля 2020 года.

В церквях отмечают, что Великий пост является периодом, когда можно излечить душу. Это время, когда верующий должен отказаться от употребления мяса и веселья, зависите и плохих мыслей. Часто этот период называют «душевной весной», так как можно омолодить свои мысли и сделать их лучше, и себя, в том числе.

К главным правилам Великого поста относят отказ от:

  • мясных блюд;
  • молочных продуктов;
  • пищи содержащей яйца;
  • рыбных блюд.

В Страстную пятницу нужно вообще отказаться от приема пищи. Исключения могут распространяться на некоторые группы людей:

  • женщин, вынашивающих ребенка;
  • больных.

Немаловажным требованием поста является отказ от проявления негативных эмоций и причастие.

Дни Великого поста, когда можно причащаться

Причащаться прихожане могут в любой день Великого поста, когда проводится Божественная Литургия, что проводится ежедневно. Священнослужители отмечают некоторые дни недели и рассказывают, какие богослужения проводятся:

  • среда, пятница, суббота, воскресенье – главное богослужение;
  • среда и пятница – проводится Литургии Преждеосвящённых Даров;
  • суббота – чтится память Иоанна Златоуста;
  • воскресенье – вспоминают о Василии Великом.

Отмечается, что в день проведения Литургии Преждеосвящённых Даров не причащают детей, которые не едят твердую пищу.

Правила подготовки к Причастию

Чтобы правильно подготовиться к Таинству Причастия достаточно выполнить всего несколько требований:

  • придерживаться поста;
  • усилить молитвенные правила, которые состоят из нескольких этапов.

Этапы молитвенной подготовки

  1. Три канона и чтение акафиста.
  2. Канон и молебен перед самим Причастием.

Общая исповедь в период Великого поста

Общая исповедь является одной из тайн церкви. Прихожане верят, что исповедание очищает душу. Проводится она перед Богом в присутствии священника и других верующих. Но в случае, когда человек решил исповедаться впервые, то лучше это делать без лишних глаз, только в присутствии священнослужителя. Ключевым требованием является искреннее покаяние.

Исповедь в церквях проводится ежедневно в период Великого поста. Чаще всего перед Причастием или накануне вечером. Исповедаться можно часто, но вот причащаться – не более 1 раза в неделю.

Как проводится общая исповедь?

Общую исповедь проводит священнослужитель. Он зачитывает самые распространенные грехи, а присутствующие должны в это время искренне покаяться. Послу чего все прихожане зачитывают разрешительную молитву.

Источник: http://yur-gazeta.ru/obshhestvo/prazdniki-i-kalendari/vremia-velikogo-posta-2020-goda-kogda-mojno-ispovedovatsia-i-prichashatsia-v-cerkve.html

Как часто нужно причащаться

Святое причащение — это важнейший обряд в православной церкви. По-другому называется таинство Евхаристии. Чтобы причаститься Святых Христовых Тайн, человек должен исповедоваться. Но многих интересует вопрос, как часто можно причащаться? Разберем это более подробно.

В первые века христианства люди принимали Тело Христово каждый день. И многие святые отцы даже призывают чаще причащаться. Но примерно с 18 века в России, многие стали причащаться очень редко.

Наверно это связано с тем, что не многие сейчас люди верят в Бога. Но как же все-таки правильно делать? В какое время нужно причащаться?

Нужно причащаться не менее четырех раз в год — это самая распространенная точка зрения

Считалось, что достаточно приступать к причастию в течение одного раза во время четырех великих постов, то есть четыре раза в год. И также в день именин. Некоторые еще причащались в большие праздники. А другие причащаются раз или два в неделю.

Но на удивление появились даже нелепые мнения о вредности частого причащения. Рассмотрим, что говорили праведные люди и священники об этом.

Праведный Иоанн Кронштадтский пишет:

«Некоторые личности говорят, что будто бы грешно мирянам причащаться часто,

что молодым людям будто бы только причащаться один раз в год,

и только старым во все посты, что часто причащающиеся с ума сходят.

Какая нелепость! Какое богохульство, кощунство! Какое неразумие!

А для чего раздается ежедневно за литургией глас Спасителя, призывающий к причащению?..

Неужели весь год коснеть во грехах и только раз очищаться покаянием и причастием?

Разве не каждый день мы согрешаем, растлеваемся, оскверняемся грехами, разве не каждый день нам нужно очищение, освящение, обновление?

Разве каждый день только накоплять грехи и раз в году только очищаться?

Лепо ли это?».

«Не часто ли вы моете лицо и тело в бане, и лицо каждое утро?

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как проходит венчание в православной церкви

Душу ли не омывать постоянно оскверняемую грехами каждый день?

Нелепые, бессмысленные люди, думающие, да еще говорящие безумно; невежды они, не понимающие потребности души человеческой.

Жестоки они! Они не познали духа Христова».

«Не чаще чем раз в день, и не реже чем раз в год» — говорит батюшка Димитрий.

Как часто можно причащаться мирянам, отвечает священник Димитрий Смирнов:

«Не чаще чем раз в день, и не реже чем раз в год.

Если чаще раза в день — это безумие; реже, чем раз в год — это уже не христианство.

Это зависит от многих причин. Человек глубоко воцерковленный стремится причащаться как можно чаще.

Человек, который живет в полутора тысячах километрах от православного храма, и если он раз в году, скопив денег,

приедет или прилетит в то место, в тот город, где есть храм, и первым делом с вокзала пойдет в храм для того,

чтобы причаститься — слава Богу, и за это будет Бога благодарить.

Поэтому — какая есть возможность».

А вот на вопрос о том, будет ли грехом причащаться слишком часто, батюшка отвечает:

«Грехом может являться, только если человек, допустим,

часто сквернословит, или часто залезает кому-то в карман. А вот может считаться грехом, если, например, человек часто молится, или часто читает Священное Писание,

или часто посещает храм, или очень часто ухаживает за больными, или очень часто кому-то жертвует деньги? Нет, конечно.

Поэтому если человек часто причащается — это как раз и есть высшая степень реализации его христианской веры,

потому что в Причастии человек соединяется с Самим Богом. Поэтому может ли это быть частым?»

Эти слова Димитрия Смирнова можно послушать на записи:

Причащаться каждый день можно по благословению священника

Поэтому ответить на вопрос, можно ли причащаться каждый день? Ответ да, можно. Только необходимо получить благословение от священника.

Обычно каждый день причащают людей, которые болеют какими-либо заболеваниями или маленьких детей.

Отец Иоанн Кронштадтский предостерегает тех, кто причащается часто, чтобы частое причащение не вошло в привычку:

«Именующиеся духовные чада мои,

доселе уже несколько лет причащающиеся

ежедневно святых таин Христовых,

не научились послушанию,

беззлобию и любви долготерпящей

и предаются озлоблению и непокорности»

То есть необходимо, чтобы человек причащался со страхом Божиим. И сохранять это нужно в течение каждого принятия Тела и Крови Христа.

Поэтому если возникнет какой-либо вопрос по поводу святого причащения, можно ли причащаться, раз месяц или достаточно будет раза в неделю, можно обратиться к священнику, он подскажет, как лучше это сделать.

И также при какой-либо необходимости обязательное получение благословения.

Очень интересно о том, как часто нужно причащаться рассказывает митрополит Павел. Посмотреть видео можно перейдя по ссылке:

Перед причастием Святых Христовых Тайн нужно правильно подготовиться

Перед тем как исповедоваться и причаститься нужно, прочитать молитвы. Это своеобразная подготовка к причастию.

Если взять любой молитвослов, то можно найти отдельно часть — последование ко Святому Причащению.

Перед причастием их необходимо прочитать все до единой.

Перед причащением читают молитвы ко святому причащению. На это уходит не более одного часа

И на следующее утро можно идти в храм. На исповедование нужно говорить о своих грехах, о том, что вас беспокоит.

Священник выслушает вас и даст совет по вашей проблеме,  а также самое главное Богом отпустятся все ваши грехи. Но только те, о которых сказали.

Считается, что если человек сознательно утаивает грехи, то это будет еще большим грехом для человека.

Поэтому каждый, кто идет исповедоваться необходимо, называть все свои грехи. Некоторые предпочитают записывать их на листочке с бумагой, чтобы не забыть.

Как правильно исповедоваться в первый раз, что сказать, рассказывает священник отец Аркадий:

Перед самим причастием нужно вести себя тихо, скромно и не толкаться

Перед началом причастия люди подходят поближе к царским вратам. Делать это нужно заранее, чтобы потом не торопиться и не толкаться.

В храме каждый знает, что нужно вести себя тихо и как можно скромнее.

Когда царские врата открываются, диакон или священник выходит с чашей.

Перед началом причастия священник читает молитву, которую желательно выучить наизусть

Священник возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите», — нужно сделать по мере возможности земной поклон и сложить руки на груди крестообразно.

Правая рука кладется сверху на левую — такое положение рук во время причащения считается правильным

Затем священник читает вслух молитву: «Верую, Господи, и исповедую» — и причастники повторяют ее про себя.

К святой чаше подходят по очереди, обычно первыми пропускают младенцев, детей и людей немощных. Подойдя к чаше, нужно четко назвать свое имя, полученное во святом крещении, и широко открыть уста.

После причастия следует поцеловать нижний край святой чаши, он символизирует ребро Спасителя, из которого истекла кровь и вода.

Руку священника во время причастия  не целуют

Отойдя от чаши, не разнимая рук, нужно подойти к столику, где раздают кусочки просфоры и запивку.

Здесь также следует не толпиться, а потихоньку дождаться своей очереди. Это будет намного лучше после причастия.

После того как причастник запил, он молится до конца Божественной литургии и вместе со всеми подходит ко кресту

После Божественной Литургии причастник должен прийти домой и прочитать молитвы — по Святому причащению.

То есть после причащения читаются благодарственные молитвы. Их также необходимо прочитать, как и перед причащением.

После причастия необходимо поблагодарить Господа за то, что он удостоил вас принять его Святых Христовых Тайн

После причащения многое не рекомендуется делать

В день причащения не совершаются земные поклоны. После причастия нужно быть особенно внимательным к своей душе, хранить себя от пустых развлечений и разговоров, пребывать в молитве, чтении духовных книг, творении добрых дел.

Только так человек будет иметь в себе жизни с верой во Христа. Ведь основа нашей духовной жизни — это наши взаимоотношения с Богом. И очень важно понять, что самое главное, к чему ведут все наши подвижнические делания, — это жизнь в ощущении присутствия Бога, а еще точнее говоря — жизнь с Богом.

Источник: https://hranitel.club/521-kak-chasto-nuzhno-prichashhatsya

Как часто можно причащаться?

Как часто можно причащаться? В древней церкви это делали каждый день, есть и специальное апостольское правило, которое полагало отлучать от церкви тех, кто три недели не причащался. Распространяется ли это на современного верующего? Даже священники не находят однозначного ответа на этот вопрос.

Как было раньше?

В древней церкви все причащались каждый день. Это была мощнейшая поддержка для гонимых христиан. Представьте себе: сколько тогда было мучеников! Они шли на верную смерть. Но их поддерживал Господь, который пребывал в них. Как? Через молитву и Таинство Евхаристии.

Потом причащаться начали один раз в неделю. Возникло апостольское правило, согласно которому человек, не причащавшийся три недели подряд, отлучался от Церкви.

Сегодня большое количество людей, которые называют себя православными христианами, подходят ко Святым Дарам только в посты, иногда — в день рожденья или именины. Есть и те, кто готовится к Евхаристии только один раз в год — в Великий пост. Но как же быть современному человеку: вернуться к истокам или поддержать тенденцию?

Если человек приходит к Церкви, он чувствует необходимость причащаться. Обычно священники благословляют приступать к Дарам не реже одного раза в месяц.

Но чаще или реже — во многом зависит от самого человека.

Святые о частоте причащения

Святые обычно без конкретики отвечают на вопрос о том, как часто можно причащаться. Например, преподобный Серафим Саровский: «Чем чаще, тем лучше, не мучая себя мыслию, что недостойна, и не следует пропускать случая, как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин».

Святитель Феофан, Затворник Вышенский, пишет: «О частом причащении ничего нельзя сказать неодобрительного. Но мера в месяц однажды, или два раза самая мерная».

Иоанн Златоуст указывает на то, что достойными Причащения людей делают только искренность и чистота души.

Достойны ли мы подходить ко Святым Дарам?

Именно недостоинством объясняют редкое приобщение ко Святым Дарам многие верующие. Да, это действительно весомый аргумент. Ведь это Таинство может послужить не для получение благодати от Бога, а и во осуждение.

Но с другой стороны — чем реже человек причащается, тем больше он увязает в грехе и тем тяжелее ему подготовиться к Таинству Евхаристии.

По себе знаю: найдется куча причин. То позвали на праздник и не было возможности попоститься, то неожиданно приболел, то крупно поссорился с родными или друзьями Ну что ж, отложу-ка я на другой раз. А дьявол тем самым еще повод найдет.

Мы постоянно будем недостойными, грешными, суетливыми. Но от всего этого нас может избавить Господь, с которым мы соединяемся через Святые Дары.

Одна знакомая часто любит повторять фразу: мы всегда должны быть готовыми к двум вещам — причастию и смерти. Какими сильными были первые христиане, которые приступали к чаше каждый день!

Конечно, с того времени многое изменилось. Люди стали другими. Мир стал другим. А может, мы оттого и такие слабые, что греховно отделяемся от Бога и не воссоединяемся с Ним в Таинстве Евхаристии? Из-за этого и тяжело нам готовиться?

Как готовиться?

Чтобы причаститься, православный христианин должен поститься от трех до семи дней, по возможности посещать богослужения и присутствовать на вечерне перед Литургией, молиться, читать специальное правило и каноны, а также исповедоваться. Кроме этого, нужно понимание сути Таинства и желание причаститься, Евхаристия — это соединение с Богом.

К нему надо готовиться не формальным исполнением правил, а всем своим сердцем. В древней церкви как раз на первом месте и были чистота и искренность. Тогда не существовало такого правила для подготовки.

Люди точно знали, как часто надо причащаться — каждый день. Поэтому готовиться так, как сейчас, было просто невозможно. Кроме того, Евхаристия отделялась от Таинства покаяния. Все это возникло в связи с редким причащением.

Представьте себе: как просто так приобщить к Святым Дарам человека, который целый год не подходил к чаше, закостенел в грехе, не каялся? Надо дать ему время на подготовку, осмысление, покаяние, чтобы он обрел чистоту души и истинно пожелал воссоединиться с Богом.

Вернуть эту традицию Церкви для нас кажется невозможным. Условия и мир сильно изменились. Нам, запятнанным пороками, надо тщательно готовиться к Таинству Евхаристии. Как мы обычно готовимся к приходу гостей? Все чистим, убираем, отмываем, стираем.

А сейчас представьте: вы решили пригласить в свою душу Христа. Но вот только совсем не подготовились к этому визиту: полы не мыты, пыли на палец, через грязные окна даже свет не проступает И как в такой дом войдет Христос?

***

Вопрос о частоте всегда имеет индивидуальный характер. Святые указывают на то, что чем чаще, тем лучше. Но звать Христа нужно только в убранный дом, в чистое сердце.

Если вас интересуют цифры и сроки, то лучше проконсультироваться с духовником или священником, который вас хорошо знает.
Общая рекомендация — не реже, чем раз в месяц. 

Бойтесь одного — сильного греховного загрязнения и приглашения Господа в неубранный дом своей души. И то, и другое имеет негативные последствия.

Источник: http://megapoisk.com/kak-chasto-mozhno-prichaschatsja

Причастие в церкви — что это такое и как оно проходит?

Первые обитатели Земли, прародители Адам и Ева, жили в Раю, не зная ни в чем нужды. По убеждению лукавого Змия они вкусили запретный плод – согрешили и были изгнаны на Землю.

Современный человек поддается иным искушениям, как и Адам с Евой, своими поступками становится невхожим в Рай. Попросить у Бога прощенья, находясь в земной жизни никогда не поздно, надо иметь твердое желание не грешить – исповедаться и причаститься.

Что это такое причастие в церкви и как оно совершается — требует разъяснения, потому что далеко не всем об этом известно.

Что значит причаститься в церкви?

Осознание собственной греховности влечет за собой желание покаяться, то есть признать неправильный поступок и намерение не совершать такого в дальнейшем. Попросить прощение за совершенные грехи – исповедаться, а воссоединиться с ним душой – принять причастие в церкви, ощутить себя частью большой Божьей благодати. Причастие готовиться из хлеба и вина, которые являются – кровью и плотью Господа Иисуса Христа.

Как проходит причастие?

Главное условие для принятия причастия – исповедь у батюшки, духовное перерождение, при котором человек признает сделанные ошибки, искренне просит прощенья не у священника, а у самого Бога. Во время службы в церкви хлеб и вино незримым образом превращаются в причастие церковное. Принятие причастия – Таинство, через него человек становится наследником царствия Божьего, обитателем рая.

Для чего нужно причастие?

Верующему человеку причастие дает избавление от скверных мыслей, помогает бороться в повседневных делах с нападками зла, служит духовным подкреплением, приводит к внутреннему духовному перерождению. Однозначный ответ по поводу размышлений, обязательно ли причащаться — да. Душа человеческая — творение Господа, его духовное чадо. Каждый человек, приходя к земному родителю, радуется, если долго его не видел, так и каждая душа ликует, приходя к Богу – небесному отцу, через этот ритуал.

В какие дни можно причаститься в церкви?

Принимают его в дни, когда в церкви проходит Служба Божья. Человек принимает решение как часто можно причащаться самостоятельно. Церковь рекомендует в каждый пост, а постов есть 4, приходить исповедоваться и причащаться, желательно ежегодно. Если человек долго не приходил в церковь — не причащался а душа требует покаяния, не надо бояться осуждений со стороны батюшки, лучше приходить на исповедь сразу.

Как правильно причащаться в церкви?

Принято следовать правилам, указывающим как причаститься в церкви. После исповеди, батюшка благословляет на принятие Святого причастия, которое совершают того же дня. На литургии после молитвы «Отче наш» причастники подходят к ступеням, ведущим в алтарь, и ждут выноса священником Чаши. Креститься перед самой чашей не уместно, надо внимательно слушать молитву.

В такой момент не надо суетиться, создавать толпу — неторопливо подходить к причастию, пропуская вперед детей и стариков. Перед самой Святой Чашей, скрестив руки на груди, произнести свое имя, открыть рот и проглотить частичку, поцеловать край чаши, затем пройти к столику с теплым чаем и просфорами, запить причастие. После таких действий дозволено целовать иконы, разговаривать. В один день два раза причащаться запрещено.

Подготовка к причастию взрослого человека — выдержать пост, примириться с врагами, не питать чувства ненависти или злобы, осознать греховные проступки сожалеть о неправильно сделанном, воздерживать себя несколько дней от телесных удовольствий, совершить покаянные молитвы, исповедаться. Решение о причащении тяжелобольных, без особой подготовки принимает священник.

Находящихся в смертной опасности людей, если у таковых нет возможности подготовиться к принятию Святых Таинств, не лишают возможности причаститься. К причастию без исповеди и поста допускаются крещенные церковью дети до 7 лет. Грудных младенцев после Таинства Крещенья, можно причащать очень часто, им дают малую частичку – капельку под видом Крови.

Пост перед причастием

Перед причастием принято выдерживать пост, воздерживаться от приема мясных, молочных, рыбных продуктов на протяжении 3-7 дней, если на этот период не припадает установленный церковью для всех одинаковый пост, например – Рождественский, Великий.

Принимать решение можно ли причащаться если не постился по физическому состоянию здоровья человека, надо только по совету священнослужителя.

Исключение из правила дети до семилетнего возраста и люди, чье здоровье не позволяет придерживаться такой системы питания.

Ответ на вопрос, можно ли причащаться без исповеди покаявшемуся человеку — нет. Священник выслушивает грехи кающегося не из любопытства, он посредник который свидетельствует Богу, что человек раскаявшись приходил в церковь, сожалел, изъявил желание начать жизнь с нового листа. Исповедующий человека батюшка принимает решение о допуске к причастию, дает благословение исходя из конкретных правил, а не личных побуждений.

Молитвы перед причастием

В предшествующий причастию день с вечера и до самого принятия Таинств, совершают отказ от еды и принятия воды, не курят сигарет, не допускают интимных отношений. Следует предварительно прочитать молитвы к причастию – обращения к Богу, в которых он высказывает словами свою греховность, и просит прощенья. Перед тем как исповедаться, читают покаянные молитвы названые канонами:

  • канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу;
  • канон молебный ко Пресвятой Богородице;
  • канон Ангелу Хранителю;
  • последование ко Святому Причащению.

Прочитать положенные перед причастием молитвы в один вечер трудно, допускается разделить чтение правил их на 2-3 дня. Канон ко Причащению (Правило ко Причащению) читается накануне вечером, после чего идут молитвы на сон грядущий. Молитвы перед Причащением (Правило ко Причащению) читают утром в день Причастия, после утренних молитв.

Можно ли причащаться во время месячных?

Принимать причастие церковное, если у женщины месячные, нельзя. Причастие у православных христиан – праздник торжества душевного, к нему принято готовиться заранее, не откладывать возможность покаяния на потом. Приходя в храм, человек приводит душу к живому источнику – причащаясь он возобновляет душевные силы, а через исцеленную душу происходит излечивание телесных слабостей.

Источник: https://womanadvice.ru/prichastie-v-cerkvi-chto-eto-takoe-i-kak-ono-prohodit

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Как понять что организму не хватает воды

Закрыть