Что такое исповедь в литературе

Генеральная исповедь и ее отличие от обычной: роль и значение, пример + особенности подготовки и проведения Таинства

что такое исповедь в литературе

Каждый воцерковленный человек участвует в Таинствах и исповедуется каждые 1-3 недели. Обычно это краткие перечни, поскольку они охватывают небольшой период от одной исповеди до другой.

Каждый воцерковленный человек исповедуется раз в 1-3 недели

Генеральная исповедь является полной, так как в ней вспоминаются и называются все грехи за всю жизнь, точнее, совершенные начиная с 7-летнего возраста. Нередко человек просто забывает свои грехи и провинности, а порой даже не знает, что своим словом или поступком нарушил заповедь.

Незнание закона не освобождает от ответственности в дальнейшем. Когда человек пойдет по воздушным мытарствам в бесовских хартиях он увидит все мельчайшие детали своих грехов, даже забытых или совершенных по незнанию. Поэтому обязательно нужно проходить генеральную исповедь. Этот чин поможет вычистить все уголки души от греховной скверны.

«Что такое генеральная исповедь?»

В этом видеосюжете рассказывается об особенностях генерального покаяния.

Роль и пример генеральной исповеди

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Покаяние отверзает человеку небо, вводит в рай, побеждает диавола».

Пересмотр всей своей жизни позволяет человеку проанализировать и понять, где он оступился, где отклонился, что повлияло на его поступки, а главное – осознать все свои ошибки и покаяться.

Генеральная исповедь позволяет максимально очиститься, снять с себя груз грехов, совершенных даже много лет назад и уже забытых. Чем более подробно человек исповедается, чем больше он вспомнит, тем легче ему будет проходить воздушные мытарства.

К Таинству покаяния нужно готовиться, рассматривая свои личные поступки, но полезно иметь примерный текст, образец генеральной исповеди, чтобы видеть, на что нужно обращать внимание и как строить свой рассказ. Существуют разные перечни грехов, например, «Почаевские листы», составленные в Лавре, в Почаевском монастыре.

Примерные перечни в целом одинаковы для мужчин и женщин, но имеют некоторое расхождение, охватывающее семейную жизнь. В частности, женщины должны повиноваться мужьям, а мужчины должны любить и беречь своих жен, не давая власти над собой. Также половое различие влияет на перечень грехов, связанных с внешним видом человека.

Милосердный Господь, хочу рассказать Тебе обо всех грехах, совершенных мною вольно и невольно в словах, поступках и мыслях, по своей воле и принужденно.Я грешен в несоблюдении заповедей Божиих и обетов, данных при крещении, в поверхностном чтении молитв и пренебрежительном отношении к Церкви.Я грешен в том, что лгал, дерзил, грубил, раздражался, ссорился, ругался и унижал.

Я грешен в том, что злословил, ревновал, ненавидел, обижал, презирал и подстрекал.Я грешен в том, что мстил, предавался сладострастию, безумно веселился, был невоздержан, нечист, уделял слишком много времени своей одежде и внешнему виду, осуждал других.Я грешен в том, что был жаден, алчен, завистлив, беспечен, честолюбив, тщеславен и неуважителен.

Я грешен в том, что презирал и ненавидел нищих, прокаженных и неудачливых людей, в том, что отказывал в помощи нуждающимся, не навещал больных, не оказывал должного внимания своей семье и близким.Я грешен в том, что предавался унынию и скорби, богохульствовал, не почитал воскресенье и церковные праздники, не соблюдал пост, не причащался и не исповедовался.

Я грешен в том, что поминал Бога всуе, проводил свое время в суете и праздности, потворствовал в грехах, подстрекал людей на совершение плохих поступков, распространял ложные сведения, проклинал, пропускал утренние и вечерние молитвы.Я грешен в прелюбодеянии, чрезмерном употреблении алкоголя и в азартных играх.

Перед Господом я признаю себя повинным во всех моих грехах и искренне каюсь за все совершенные и несовершенные мною поступки. Молю Тебя, Отец наш Небесный, о прощении. Надеюсь на Твою милость и помощь.

Особенности подготовки

Самостоятельно подготовиться к полному чину покаяния, без помощи духовного отца или хотя бы соответствующей литературы, сложно. Существует ряд книг, составленных в помощь кающимся. Они включают разъяснения о том, что такое заповедь и грех, в чем опасность греха и какова дальнейшая ответственность, а также проповеди святых отцов о покаянии. Некоторые издания включают подробный разбор заповедей или истязаемых на мытарства грехов, с их перечислением.

Полезно почитать наставления старцев, питающие душу и настраивающие на покаяние. Важно молиться, искренне каяться, сокрушаться о содеянном. В православных молитвословах есть покаянные каноны к Господу и Пресвятой Богородице, а так же молитвы, которые читают перед исповедью и после нее.

Важно при покаянии не допускать уныния, а всецело надеяться на милость Божию, славить Господа, благодарить за всех благодеяния, за имеющееся время на покаяние и исправление своей жизни.

Ежедневная молитваЧтение наставлений старцевБеседа со священнослужителем

О десяти заповедях и грехах против них

Чтобы было легче систематизировать все содеянное за многие годы и ничего не упустить, существует практика построения исповеди по десяти заповедям. Кроме этого, можно составлять исповедь по двадцати мытарствам.

Первая заповедь

Человек призывается к почитанию и познанию Господа. Нужно иметь веру в Него и Ему, надежду на Него, любовь к Нему и благоговение. Важно помнить, что Бог видит все дела и мысли человека, а также без страха и боязни исповедовать Его перед людьми.

Некоторые грехи против этой заповеди:

  • безбожие;
  • многобожие;
  • неверие;
  • ересь;
  • раскол;
  • богоотступничество;
  • отчаяние;
  • колдовство, гадание, суеверия;
  • любовь и надежда на человека больше, чем на Бога.

Вторая заповедь

Эта заповедь запрещает все формы идолопоклонства. Люди могут покланяться идолам, а могут деньгам, человеческой славе, вкусной пище. Некоторые грехи против второй заповеди:

  • любостяжание;
  • чревоугодие;
  • гордость, тщеславие.

Третья заповедь

Запрещается произносить Имя Господа напрасно, в шутку, в праздных разговорах, а также использовать его для клятвы. Грехи против заповеди:

  • божба;
  • кощунство;
  • клятвопреступление;
  • нарушение обета, данного Богу;
  • клятва именем Бога.

Четвертая заповедь

Этой заповедью каждый призывается один день в неделе, в новозаветное время – воскресный (малая Пасха), посвящать Богу. Под этим подразумевается проведение воскресных дней в молитве, посещении богослужения, чтении духовных книг и Святого Писания. Кроме воскресного, нужно почитать все праздничные дни и соблюдать установленные Церковью многодневные и однодневные посты.

Пятая заповедь

Эта заповедь велит почитать родителей. За ее выполнение обещается благополучие и долголетие. Родителей нужно любить, уважать, слушаться, подчиняться им, не огорчать, заботиться о них. Кроме кровных родителей, это относится к духовным родителям, воспитателями, опекунами. Также нужно повиноваться гражданской власти, если это не идет вразрез с Законом Божиим.

Пятая заповедь велит почитать родителей

Шестая заповедь

Человеку запрещено убийство, самоубийство. В современном мире распространен этот грех в виде аборта – лишения жизни нерожденного, беззащитного ребенка собственными родителями.

Кроме физического убийства, грехом против этой заповеди является допущение бездействием чьей-то смерти, убийство человека словом, доведение до самоубийства, духовное убийство – совращение человека на греховный, гибельный жизненный путь.

Седьмая заповедь

Здесь речь идет о сохранении целомудрия, хранении супружеской верности, супружеского ложа, воздержании, устранении от блуда и прочих грехов против своего тела. Человек должен хранить в чистоте не только душу, но и тело, ведь человеческие тела «члены Христовы и храмы Духа Святаго». Также нельзя осквернять себя просмотром порнографии и уклоняться от всего, что разжигает похоть и пачкает ум и сердце.

Восьмая заповедь

Этой заповедью запрещается любая форма кражи, присвоения себе чужого. Кроме воровства, грабежа, сюда относится святотатство – присвоение принадлежащего Церкви, взяточничество, а также:

  • тунеядство;
  • лихоимство;
  • обман.

Девятая заповедь

Запрещается говорить всякую ложь, клеветать, давать ложные показания на суде, совершать ложные доносы. Для православного человека недопустима любая ложь, даже если она не причинит другому человеку зла. Нельзя никого осуждать и укорять. Важно бороться с собственным языком, отвергать сплетни, насмешки, укоры.

Девятая заповедь запрещает говорить ложь

Десятая заповедь

Запрещается не только делать плохого ближним, но даже допускать злых мыслей о других людях. Грех против заповеди – зависть. Желая ближнему зла в душе, не имея радости о его достижениях, можно постепенно дойти до злых дел и вредительства.

Некоторые моменты и пояснения

Не обязательно исповедоваться на Литургии. Можно приступить к исповеди в любое удобное время. Важно осознать свою греховность и невозможность исправиться без помощи Божией, искренне покаяться, не оправдываться и никого не винить в собственных грехах.

Генеральная исповедь подразумевает полный анализ жизни

Генеральная исповедь отличается от обычной тем, что охватывает всю жизнь человека с 7-летнего возраста. Существует масса духовной литературы в помощь кающимся и примеры исповеди с перечнем грехов.

Источник: https://MoiMolitvy.ru/duhovnaya-zhizn/generalnaya-ispoved-2984/

Исповедь как правильно называть свои грехи пример. Как правильно исповедоваться? Что говорить батюшке при этом таинстве

что такое исповедь в литературе

Наверное, сейчас трудно найти человека, который бы ничего не слышал об исповеди. Даже те, у кого нет привычки ходить в храм, имеют какое-то представление об этом действии. Тем не менее необходимо знать твердо, что же такое исповедь.

Что есть исповедь?

Исповедь — это церковное таинство, то есть тайна. Почему тайна? Прежде всего, потому, что тайным и непостижимым образом для нас происходит очищение наших грехов. Все те поступки, которые расходятся с заповедями, данными нам Богом, которые мы совершили после крещения, смываются с души, и она становится вновь чистой и безгрешной. Конечно же, вряд ли все грехи возможно вспомнить на одной исповеди, поэтому желательно исповедоваться регулярно.

Как исповедоваться в первый раз

Первая исповедь подобна первому свиданию, настолько она таинственна и трудно предсказуема.

У большинства людей, которые не являются активными прихожанами церкви, возникает один и тот же вопрос: «Как же подступать к этому таинству в первый раз?» Действительно, первая исповедь пугает людей, они не знают, как она пройдет, чего от нее ждать.

Существует много книг и небольших брошюр о том, как исповедоваться в первый раз, где все очень подробно описано. Тем не менее стоит остановиться поподробнее на этом таинстве.

Прежде всего, не стоит пугаться этого действия. Священник — это в первую очередь человек, который действует не от своего имени, а от имени Бога. А Бог есть любовь, как говорит нам Священное Писание, поэтому не стоит ждать, что кто-то вас будет ругать или осуждать.

Наоборот, священник прекрасно поймет ваше состояние, тем более увидит, что это ваше первое участие в этом таинстве. Чаще всего священнослужители доброжелательны и немногословны. Они никогда не выскажут своего личного отношения к человеку и его поступкам. Так их учили, и это правильно.

Кроме этого, наверное, каждый батюшка помнит и свою первую исповедь, вот почему бояться не стоит.

Не стоит бояться спрашивать у опытных прихожан о том, как исповедоваться в первый раз. В основном люди охотно подсказывают, как это делать, что говорить и даже как молиться. Особенно хорошо, если такие прихожане найдутся из числа знакомых, тогда в этом случае они ответят на все вопросы, которые мучают вас, а главное, на тот самый, пугающий: «Как исповедоваться в первый раз?» Ну а основным моментам мы прямо сейчас уделим внимание.

Как исповедоваться батюшке — основные моменты

Исповедь обычно проходит во время или после службы сбоку от аналоя, который представляет собой деревянную подставку под крест или Евангелие. Обычно выстраивается очередь людей из желающих исповедоваться. Каждая такая беседа не длится долго, ведь очень часто людей много, а батюшка только один.

Перед тем как идти к батюшке, обычно складывают руки на груди крест-накрест и кланяются тому, кто стоит позади, тем самым прося его милости и разрешения пройти впереди него. После этого нужно пройти за аналой, к священнику. Батюшка никогда не показывает своих эмоций, говорит вполголоса и очень мало. Вопрос о том, как исповедоваться, что говорить, можно задать и ему, и он непременно ответит, но лучше будет заранее подготовится к этому разговору.

Многие предпочитают ничего не говорить, а доверить бумаге свои грехи. Так тоже можно, это не возбраняется. Батюшка в таком случае сам прочитает записку, а потому прочитает разрешительную молитву. Однако лучше проговаривать свои грехи. После исповедания священник покрывает человека епитрахилью, представляющей собой длинный желтый фартук, и читает молитву, которая и обладает очистительным действием.

Состав исповеди: что говорить

Чтобы знать, как исповедоваться, что говорить, можно приобрести соответствующую литературу в церковных лавках. Там все очень подробно расписано.

Некоторые люди начинают жаловаться на жизнь, на окружающих в процессе исповеди. Конечно же, это неправильно. Нужно говорить лишь о себе. Желательно исповедоваться согласно порядку, приведенному в книгах по подготовке. Там написано, как исповедоваться и причащаться.

Таинство причастия

Причастие — это еще одно из таинств церкви. Оно происходит после исповеди, причем учувствуют в нем только те люди, которые исповедовались. Причастие — это не менее загадочное и таинственное явление в церкви. Во время него люди становятся частью Бога посредством того, что они вкушают хлеб и вино, которые были освящены в алтаре до причастия.

К причастию допускаются лишь те, кто исповедовался накануне, и малыши до семи лет. С семи лет дети, как и взрослые, должны тоже приходить на исповедь.

Иногда священник не допускает до причастия, когда видит, что человек не понимает смысла таинств, путается или не считает, что ему следует каяться. Также редко бывает, что он накладывает епитимью, что является формой наказания. Однако, как правило, епитимьи не бывают очень строгими, как для монахов или священников. Поэтому не стоит их бояться, а нужно лишь послушно выполнить то, что скажет батюшка.

После нескольких случаев участия в церковных таинствах вопрос о том, как исповедоваться и причащаться, уже не будет стоять так остро, ведь все станет уже знакомым и привычным, и вы сможете даже консультировать других людей, первый раз переступивших порог храма.

Детская исповедь

Как было сказано выше, дети приступают к исповеди, начиная с 7 лет. До этого считается, что они безгрешны и не нуждаются в этом таинстве. Следовательно, они могут причащаться, не исповедуясь.

Многие родители сталкиваются с вопросом о том, как исповедоваться детям. В первый раз сложно и страшно даже взрослым, а ребенок есть ребенок. У него абсолютно другое восприятие мира, другое представление о грехах.

Поэтому не стоит ему навязывать свои пожелания относительно исповеди. Ребенок должен сам своими словами сформулировать те мысли и поступки, которые, по его мнению, являются греховными.

Священник в случае неправильного понимания малышом исповеди научит и объяснит ему, как нужно исповедоваться и рассказывать о своих грехах.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Благословение у батюшки как правильно

Исповедь в пост

Пост является временем особого покаяния для православных христиан. В это время люди воздерживаются от обильной пищи, в том числе от мясных и молочных продуктов. Этим самым они приучают себя к воздержанию, что особенно необходимо для совершенствования души.

Исповедь в пост очень желательна, ведь очищать нужно не только тело, но и душу. Вопрос о том, как исповедоваться в пост, не должен вызывать недоумений. Исповедь происходит точно так же, как и в другие, непостные, дни. Не существует каких-либо различий.

Наоборот, исповедь в пост проходит даже легче. Дело в том, что перед любой исповедью желательно поститься, а во время поста такая дополнительная подготовка не требуется, потому что человек уже будет готов к таинству.

Исповедь во время поста — это его итог, завершение, вот почему не стоит пренебрегать ею.

Как часто ходить на исповедь?

Нужно ли ходить на исповедь каждую неделю? Или раз в месяц? Этот вопрос задают себе все, кто только начинает посещать храм, и те, кто уже давно является его прихожанами. На самом деле не существует единого правила относительно частоты исповедания, все зависит от желания человека, от его внутреннего состояния. Желательно все-таки исповедоваться не реже 1 раза в год, а остальное — по желанию и необходимости.

Исповедь оставляет яркие воспоминания в душе каждого человека. Наверное, каждый помнит свою первую исповедь. Многие называют ее «душевной баней», и в этом есть своя логика. Душа облегчается от тяжести накрывших ее грехов и страстей, а это немаловажно!

А не пора ли нам всем научиться правильно исповедоваться? – решительно и не колеблясь поинтересовались сотрудники портала «Православная Жизнь» у духовника Киевских духовных школ, преподавателя КДА архимандрита Маркелла (Павука).

Источник: https://bboff.ru/ispoved-kak-pravilno-nazyvat-svoi-grehi-primer-kak-pravilno-ispovedovatsya/

Исповедь: что такое, как правильно подготовиться, когда нужно исповедаться

что такое исповедь в литературе

Когда нам плохо, мы идем в церковь. Кто-то ощущает потребность просто поставить свечку у святого лика любимого божественного покровителя, кому-то надо шепотом помолиться в толпе верующих, а некоторые испытывают непреодолимую потребность поделиться своими переживаниями и покаяться в совершенном поступке.

Что такое исповедь

Моменты, когда хочется облегчить душу и рассказать кому-то о наболевшем иногда просто жизненно необходимы. Родственникам чужие проблемы не нужны, а довериться постороннему человеку опасно – не всегда хочется, чтобы о вашей тайне знали люди. Поэтому верующие идут в церковь, чтобы поделиться сокровенным с Всевышним, попросить о помощи и покаяться в грехе.

Таинство исповеди совершается через священника. Батюшка на исповеди является проводником между Богом и верующим. Через него можно рассказать Господу о своем поступке или проблемах и не бояться, что вас осудят или не поймут.

Суть исповеди

В Евангелии исповедь называется как покаяние – необходимое условие душевного спасения и приближения ее к Богу. Священники такое таинство покаяния называют вторым господним крещением. Первое крещение человек обретает при покаянии в первородном грехе, совершенном прародителями человечества Адамом и Евой. Второе покаяние верующий получает при исповеди своего греха, совершенного им после первого крещения.

Совершая грехи и плохие поступки, человек постепенно отдаляется от Всевышнего. Таинство исповеди поможет найти единство с Господом и обрести душевный покой, чтобы найти в себе силы дальше бороться с искушением.

Осознание исповеди

При таинстве покаяния Господу человек очищается от греховного и становится более приближенным к Царству Небесному. Ему прощаются все греховные поступки, а душа освобождается от греховных оков. Приготовление к настоящей исповеди должно проходить в полном осознании душевного несовершенства и искреннем желании покаяться в совершенном деянии. По церковным канонам, покаяние означает победу над своим «я», своей гордыней и ложным стыдом.

Когда нужно исповедаться

В писании архиепископа Фессалоникийского Симеона Солуйского таинство исповеди обозначается как исправление грехов. Священнослужитель называет покаянием даром Всевышнего человеку как способа призвания его к спасению путем подвига – удалением из себя зла и дьявольских оказий.

Идите на таинство исповеди, когда в этом нуждается ваше сознание, сердце и душа. Когда человек искренне верит в прощение и раскаивается в совершенных деяниях или допускаемых помыслах, Всевышний быстрее услышит покаяние, и простит прегрешения.

Идти на исповедь к священнику можно в любое удобное время. Покаяние в период Великого поста перед Пасхой имеет особенную силу, и верующий получает особое божие благословение.

Подготовка к исповеди

Настраиваться на истинную исповедь делится на два этапа – моральное настроение и само исповедание перед священником.

К первому этапу подготовки к таинству покаяния перед исповедью относится:

  • понимание и осознание причины душевной тревоги и страдания;
  • осознание масштабов собственного негатива, обращенного к другим людям;
  • искреннее сожаление, что именно вы были источником обид другого человека, тем самым принося боль и душевное страдание посторонним;
  • чтобы правильно исповедаться и не забыть важные моменты, напишите все прегрешения;
  • заранее помиритесь с тем, кого обидели;
  • перед исповедью прочитайте молитвы из молитвослова, подготавливающие к таинству. Полезно прочитать церковную литературу о таинстве покаяния – например, книгe «В помощь кающемуся» святителя Игнатий Брянчанинова, «Накануне исповеди» священника Григория Дьяченко или «Опыт построения исповеди» от архимандрита Иоанна Крестьянкина.

Таинство покаяния происходит перед священником в церкви. Обычно исповедуются во время церковной службы утром или к вечеру. Верующему, желающему покаяться, полагается отстоять церковную службу вечером, перед днем причастия и на следующее утро в день причащения.

Наиболее подходящее время для исповедания – ближе к вечеру. В это время священнослужители свободны от богослужений и могут уделить внимание отдельно каждому верующему. Чтобы настроиться на священный ритуал покаяния прослушайте утреннюю литургию.

В период постов или великих церковных праздников в храмах проводится общая исповедь. Внимательно слушайте грехи, читаемые иереем вслух. Если человек исповедуется первый раз, всеобщее таинство покаяния поможет расслабиться и сосредоточить мысли на греховных деяниях, за которые желаете получить божие прощение. После общего покаяния надо подойти к священнику, чтобы пройти индивидуальное таинство исповеди.

Как вести себя перед исповедью в храме

Чтобы хорошо подготовится к исповеди необходимо выполнить следующее:

  • приобрести церковную свечку для покаяния;
  • проходите в переднюю часть церкви, где находится очередь исповедующихся;
  • когда подойдет очередь, тихо рассказать священнослужителю о грехах, в которых желаете покаяться;
  • во время раскаяния не обвиняйте других людей – это грех осуждения, и не вдавайтесь в подробности;
  • утаивая какой-либо грех, вы нарушаете таинство исповеди, и покаяние не считается искренним.

Иерей, после окончания покаяния, читает над вами молитву о прощение грехов. Понимайте это как прощение от Всевышнего, ведь священник является только проводником между вами и Богом.

Если таинство исповеди прошло правильно, покаявшийся, выходя из храма, уже начинает чувствовать себя другим – обновленным и чистым духовно. Иногда это состояние начинает появляться после молитвы причастия.

Как правильно называть грехи на исповеди

Не воспринимайте исповедь как подробный рассказ о жизни с элементами оправдания ваших поступков. Таинство покаяния – это исповедь об определенных грехах или поступках, думая про которые, вы испытываете чувство вины.

Каждый грех в православии имеет определенное название. Чтобы правильно покаяться, говорите своими словами, но вы должны понимать, в чем конкретно просите божественного прощения.

По церковным канонам определены восемь страстей, считающихся грехами, за которые обязательно нужно каяться.

Перечень грехов на обязательную исповедь

  1. Прелюбодеяние (страсть).
  2. Гнев (злость, ярость).
  3. Чревоугодие (потакание пищевым слабостям).
  4. Сребролюбие (любовь к роскоши, деньгам и драгоценностям).
  5. Гордыня (самолюбие, амбиции, высокомерность).
  6. Печаль (убиение, обида).
  7. Унынье (депрессия, думы о самоубийстве).
  8. Тщеславие (славолюбие, воровство).

Во время исповеди четно произносите название греха, чтобы священник понял степень вашей вины. Говорите только о собственных поступках и мыслях. В исповеди нельзя оправдывать свой поступок. Исповедующийся человек осознает, что поступил неправильно, признает свои ошибки, но искренне раскаивается в совершенном деянии, и просит прощения.

Психологическое значение исповеди и покаяния

Через таинство исповедания душе возвращается первозданная чистота, а к мыслям – покой и умиротворение.  Ритуал покаяния можно считать духовной баней – где человек очищается от негативной грязи и восстанавливает духовную чистоту. Главное после исповеди – не начинать заново грешить с новой силой.

  По природе своей человек – это слабое существо. И всегда совершает какие-нибудь негативные поступки, руководствуясь отрицательными эмоциями. После покаяния надо стараться жить иначе, меньше делать окружающим зла и больше совершать добрые поступки.

А если довелось оступиться и навредить – Всевышний всегда дает возможность подняться и покаяться, чтобы попытаться заново исправить свои ошибки.

Важно понимать, исповедь – это душевный разговор с Всевышним, который должен идти от чистого сердца. Таинство покаяния должно присутствовать в духовной жизни человека как можно чаще. Священники рекомендуют совершать покаяние и причащение не реже чем раз в полгода. Процедура духовного очищения позволяет облегчить сознание и освободится от тягостных мыслей.

Источник: https://obraz-i-podobie.ru/ispoved/

Эстезис — Жанр номера: Исповедь

Часто говорят, что литературой может стать всё, что угодно: подслушанный в автобусе разговор, шепелявый сосед с забавным южным акцентом, пропавший друг, которому дал взаймы. Писатель – тот, кто открывает глаза и уши в мир, а потом отображает запомнившееся на страницах произведений. А как в книге существует сам писатель? Иногда он, со всеми своими внутренними переживаниями, комплексами, тайнами, становится предметом и целью изображения.

Время появления: V век н. э.
Место появления: Римская империя

Канон: нестрогий
Распространение: европейские и американские литературы (в других странах имеет другие истоки)
Особенности: находится между художественной и нехудожественной прозой

Подобно тому, как все мы, по меткому выражению то ли Достоевского, то ли Тургенева*, вышли из гоголевской шинели, литературные жанры тоже откуда-то вышли.

С учётом того, что бумагой раньше была выделанная кожа, а умение писать было доступно лишь избранным, истоки многих жанров будет логичным поискать в глубокой церковной древности.

В самом деле, разве не похож исторический роман на хронику монаха-летописца? А назидательный роман — на жанр поучения, к которому часто прибегали великие князья и сиятельные монархи, чтобы и после смерти воспитывать наследников оставленными посланиями?

Конечно, с течением времени стремление запечатлеть факты сменилось желанием дать волю воображению, жанры приобрели «светскость», и теперь нащупать связь между, скажем, Чарльзом Буковски и Петронием под силу только филологам. Однако история литературы знает по крайней мере один пример того, как мирская жизнь заимствовала и даже обогатила не просто жанр церковной литературы, но целое таинство. И имя ему — исповедь.

Определение жанра

Сейчас, говоря о исповеди как о литературном жанре, мы подразумеваем особый вид автобиографии, в котором представлена ретроспектива собственной жизни. 

От автобиографии исповедь отличается тем, что не просто рассказывает о произошедших с автором событиях, но даёт им честную, искреннюю, многостороннюю оценку не только перед лицом самого писателя и его потенциального читателя, но и перед лицом вечности. Несколько упрощая, можно сказать, что исповедь в литературе – это примерно то же самое, что исповедь духовнику в церкви, с той лишь разницей, что первая имеет напечатанный вид.

Для европейской литературы, начиная с 18 века, исповедь воспринимается как самостоятельный жанр, который берёт начало с одноимённого произведения блаженного Августина. В 19-20-х веках это понятие несколько размывается, и к исповеди начинают относить стихи, письма, дневниковые записи, носящие предельно искренний, зачастую скандальный или шокирующий характер.

Антонелло да Мессина. Св. Августин. 1472г.

Истоки жанра. «Исповедь» блаженного Августина

В 397-398 годах н.э. появляются тринадцать удивительных сочинений, написанных монахом Августином и рассказывающих о его жизни и обращении в христианство. Они известны нам под общим названием — «Исповедь» — и считаются первой автобиографией в истории литературы и родоначальниками жанра литературной исповеди.

Это действительно как будто записанный разговор с Богом, необычайно откровенный, идущий из самых глубин души. 

В центре этого произведения – грешник, который раскрывается перед читающим, и перед лицом людей и Бога кается во всех совершённых грехах (или в том, что он таковыми считает: так, например, учение в детстве греческого из-под палки тоже приравнивается к греху), вознося Господу хвалу за его милость и всепрощение.

Описывая тончайшие психологические процессы (что самое по себе нечто совершенно невероятное для церковной литературы, особенно того времени), обнажая интимное, Августин стремится показать два измерения: некий морально-нравственный идеал, к которому дóлжно стремиться, и путь обычного человека, который пытается к этому идеалу приблизиться.

Августин предпринимает первую в истории литературы попытку общения с самим собой как с другим и едва ли не первым пишет о вечном, нескончаемом одиночестве человеческой души. Единственный выход из этого мучительного одиночества он видит в любви к Богу. Только эта любовь может нести утешение, ведь несчастье проистекает от любви к тому, что смертно.

«Исповедь» Жан-Жака Руссо

Дальнейшее своё развитие жанр получает в «Исповеди» одного из самых известных французов эпохи Просвещения – Жан-Жака Руссо.

Это безусловно автобиографическое произведение, хотя многие исследователи жизни и творчества Руссо указывают на несостывки и неточности в тексте (по сравнению с реальной биографией), которое носит исповедальный характер в той части, где Руссо откровенно признаётся в своих грехах, сообщает читателю о своих пороках и тайных мыслях.

Автор рассказывает о своём детстве без родителей, о бегстве от хозяина-гравера, об обращении в католичество, о главной женщине жизни – госпоже де Варан, в доме которой он живёт более десяти лет и, пользуясь возможностями, занимается самообразованием.

  При всей откровенности Руссо, его исповедь всё больше становится психологическим, автобиографическим и отчасти идеологическим романом.

Искренность Руссо в изображении движений внутренней жизни отходит на второй план, уступая место богатой событийной канве произведения. 

Руссо намечает ход от внутренних переживаний к их внешним возбудителям; изучая душевное волнение, он восстанавливает фактические причины, его вызвавшие. 

Августин предпринимает первую в истории литературы попытку общения с самим собой как с другим и едва ли не первым пишет о вечном, нескончаемом одиночестве человеческой души.

Жан-Жак Руссо. Портрет кисти М. Кантен де Латура, XVIII век

При этом он сам говорит о том, что подобная психологическая реконструкция может быть только приблизительной: «Исповедь» рассказывает нам о подлинных духовных событиях из жизни реального Жан-Жака Руссо, при этом с его героем может происходить то, чего в действительность с самим Руссо не случалось.

Именно этот разрыв между внутренним и внешним принципиально важен для анализа жанра. Отныне событийная достоверность рассказываемого для писателя не так важна (да и кто из потомков сможет её проверить со стопроцентной точностью?), как достоверность «внутренняя».

«Исповедь» Льва Толстого

Когда великий Толстой пишет «Анну Каренину», то начинает, подобно своему герою-резонёру Левину, «до головных болей», мучительно размышлять над философско-религиозными проблемами.

Конечно, над ними Толстой размышляет всю свою жизнь и во всех своих произведениях, но именно в 1879 году появляется его «Исповедь», где он последовательно излагает своё отношение к религии, вере и Богу, начиная с самого раннего детства.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как отмолить абортированных детей

Рождённый и воспитанный в христианской вере, в одиннадцатилетнем возрасте Лёва слышит от взрослых, что Бога нет, и это человеческие выдумки. После второго курса университета восемнадцатилетний Лев в этом не просто уверен, но даже считает религию своеобразным этикетом, который люди соблюдают, даже не задумываясь. 

До определённого момента жизнь Толстого, по его собственному признанию, есть попытка разрешить вопрос о собственном предназначении и смысле существования логически, объяснить жизнь не верой, а наукой.

Но утешения в науке не найти. Всё заканчивается со смертью, а если всё, ради чего ты трудишься, всё, что тебе дорого, обречено на небытие, то имеет смысл поскорее оборвать своё нахождение на земле, не умножая ни скорбей, ни привязанностей.

 Видимо, под влиянием именно таких мыслей, Толстой за год до написания «Исповеди» предпринимает попытку самоубийства, чтобы потом прийти к выводу, что вера жизненно необходима, вот только то, что может предложить русская православная церковь есть немного не то, что имел в виду Христос.

Лев Толстой. Портрет кисти И. Репина, 1887

Например, неприятно поражает Толстого государственность церкви.

Так Толстой начинает проповедовать свой вариант христианства, который складывается у него после наблюдений за жизнью простых людей, крестьян. Этот вариант получил название толстовства и привёл к конфликту писателя и церкви, которая предала его анафеме. Толстовство проповедовало, главным образом, непротивление злу насилием, из которого проистекал и пацифизм его последователей, и их вегетарианство. 

Однако широкую поддержку это учение не нашло, по мнению философа И. Ильина, дело было в том, что оно привлекало «слабых и простодушных людей и, придавая себе ложную видимость согласия с духом Христова учения, отравляло русскую религиозную и политическую культуру».

Всё заканчивается со смертью, а если всё, ради чего ты трудишься, всё, что тебе дорого, обречено на небытие, то имеет смысл поскорее оборвать своё нахождение на земле, не умножая ни скорбей, ни привязанностей.

При всей своей искренности и автобиографичности, «Исповедь» — скорее памфлет, произведение, подводящее некую идеологическую базу под будущее толстовство.

«De profundis» Оскара Уайльда

«De profundis» – «Из глубины» – это начало 129-го Псалома и название одного из самых откровенных произведений Оскара Уайльда, которого было написано им в период заключения в Редингской тюрьме, где он отбывал срок по обвинению в гомосексуализме. Собственно говоря, это огромное письмо в пятьдесят тысяч слов Альфреду Дугласу, Бози, как его называли, отношения с которым и дали повод обществу обвинить Уайльда в «непристойных отношениях между мужчинами».

Это очень горькое послание человеку, который за два года ни разу не навестил Уайльда, и где он обрушивается на него всей мощью таланта, превознося свой гений и подчёркивая, как мало значит для него Дуглас по сравнению с творчеством.

Писатель погружается в воспоминания, на страницах этого письма раскрываются подробности их отношений: Уайльд рассказывает, как не отходил от постели больного друга, как закатывал роскошные ужины в самых дорогих ресторанах, как содержал Бози и как это содержание разорило его самого и семью, про которую он успел забыть.

Но исповедь Уайльда – это ещё и его мысли об искусстве, о назначении творца, о тщеславии, страдании, о себе самом. Самого себя писатель аттестует так лестно, что поначалу даже неловко это читать. Вот, например, его пассаж о собственных достоинствах: 

Оскар Уайльд. Фотограф Наполеон Сарони, 1882

Но исповедь Уайльда – это ещё и его мысли об искусстве, о назначении творца, о тщеславии, страдании, о себе самом.

«Боги щедро одарили меня.

У меня был высокий дар, славное имя, достойное положение  в  обществе,  блистательный,  дерзкий  ум;  я  делал  искусство философией, и философию — искусством; я изменял мировоззрение людей и  все краски мира; что был я ни говорил, что бы ни делал — все повергало людей в изумление; я взял драму — самую безличную из форм, известных в  искусстве и превратил ее в такой же глубоко личный способ выражения, как  лирическое стихотворение, я одновременно расширил сферу действия драмы и обогатил  ее новым толкованием; все, к чему бы я ни прикасался, — будь то драма, роман, стихи или стихотворение в прозе, остроумный или фантастический  диалог,  — все озарялось неведомой дотоле  красотой;  я  сделал  законным  достоянием самой истины в равной мере истинное и ложное и  показал,  что  ложное  или истинное — не более, чем обличья, порожденные нашим разумом. Я относился к Искусству, как к высшей реальности,  а  к  жизни  —  как  к  разновидности вымысла; я пробудил воображение моего века так,  что  он  и  меня  окружил мифами и легендами; все философские системы я умел воплотить в одной фразе и все сущее — в эпиграмме». Перечисление недостатков тоже больше похоже на список достоинств, особенно в понимании самого эстета Уайльда: денди, франт, растратчик своего гения, законодатель мод.

Однако причисление «De profundis» к исповедальной литературе сомнения не вызывает: это действительно автобиографическое произведение (хотя и рассказывающее не о всей жизни писателя, но лишь об одном, но ключевом её эпизоде), и это действительно очень личный, болезненный и откровенный анализ и себя самого, и того другого, который так хорошо был им изучен, а что в этом анализе зашкаливает самовосхваление, так это всего лишь особенности личности.

В наше время исповедальные письма и романы заменили блоги и страницы в соцсетях, оставив, однако, от исповеди одно автобиографическое наполнение. Люди, подобно Уайльду, говорят о себе так любовно, что недостатки становятся достоинствами, а достоинства превращаются в недостижимых для всех остальных идеал. Однако вопрос о том, умерла ли исповедь окончательно в том, августинском значении, мы оставим на размышление читателю. ■

Екатерина Орлова

Источник: https://aesthesis.ru/magazine/december16/confession

Исповедь в церкви: что говорить (образец) — Церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца

Исповедь – это таинство, когда верующий исповедуются в своих грехах священнику. Представитель церкви наделён правом прощать грехи от имени Господа и Иисуса Христа.

По библейским сказаниям, Христос наделил такой возможностью апостолов, что после передалось священнослужителям. Во время покаяния человек не просто рассказывает о своих прегрешениях, но и даёт слово больше не совершать их.

Что такое исповедь?

Исповедь – это не только очищение, но и испытание для души. Она помогает снять груз и очиститься перед лицом Господа, примириться с ним и преодолеть внутренние сомнения. Ходить на исповедь необходимо раз в месяц, но если вы хотите делать это чаще, стоит следовать позывам души и каяться в любое время, когда вы захотите.

За особо тяжёлые грехи представитель церкви может назначить особое наказание, которое называется епитимья. Им может стать долгая молитва, пост или же воздержание, являющиеся способами очиститься. Когда человек нарушает законы Бога, это негативно сказывается на его душевном и физическом состоянии.

Покаяние помогает набраться сил и бороться с соблазнами, толкающими людей на грех. Верующий получает возможность рассказать о своих проступках и снять груз с души.

Перед исповедью необходимо составить список грехов, с помощью которого можно правильно описать грех и подготовить правильную речь для покаяния.

Как начать исповедь перед батюшкой с каких слов?

Как начать исповедь перед батюшкой с каких слов? фото

Семь смертных грехов, являющиеся основными пороками выглядят так :

  • чревоугодие (обжорство, чрезмерное злоупотребление пищей)
  • блуд (распутная жизнь, неверность)
  • гнев ( вспыльчивость, мстительность, раздражённость)
  • сребролюбие (жадность, стремление к материальным ценностям)
  • уныние ( лень, депрессия, отчаяние)
  • тщеславие (эгоизм, чувство самовлюблённости)
  • зависть

Считается, что при совершении этих грехов человеческая душа может погибнуть. Совершая их, человек всё дальше отдаляется от Бога, но все они могут быть отпущены во время искреннего покаяния.

Считается, что именно мать – природа заложила их в каждого человека, и только наиболее сильные духом могут сопротивляться соблазнам и бороться со злом. Но стоит помнить, что каждый человек может совершить грех, переживая нелёгкий период в жизни.

Люди не застрахованы от несчастий и сложностей, которые могут довести до отчаяния каждого. Нужно научиться бороться со страстями и эмоциями, и тогда никакой грех не сможет одолевать вас и сломать вам жизнь.

Как правильно исповедаться что надо говорить батюшке в начале?

Прежде чем подойти к представителю церкви, выбросьте из головы плохие мысли и приготовьтесь раскрыть душу.

Начать исповедь можно так, как правильно исповедоваться что говорить батюшке пример : « Господи, согрешил перед тобой», и уже после этого можно перечислять свои прегрешения.

Нет никакой необходимости рассказывать священнику о грехе в мельчайших подробностях, достаточно лишь сказать « Совершил прелюбодеяние» или признаться в другом пороке.

Как правильно исповедаться что надо говорить батюшке в начале? фото

Но к перечислениям прегрешений можно добавить «Согрешил завистью, постоянно завидую своему соседу.» и так далее. Выслушав вас, священник сможет дать ценный совет и помочь правильно поступить в той или иной ситуации. Подобные уточнения помогут выявить ваши наибольшие слабости и бороться с ними. Заканчивается исповедь словами «Каюсь, Господи! Спаси и помилуй мя грешного!».

Многим исповедующимся очень стыдно рассказывать о чём – либо, это абсолютное нормальное ощущение. Но в момент покаяния нужно преодолеть себя и понимать, что не священник осуждает вас, а Бог, и что именно Богу вы рассказываете о своих грехах. Священник – всего лишь проводник между вами и Господом, не стоит об этом забывать.

Список грехов для женщины

Многие представительницы прекрасного пола, ознакомившись с ним, принимают решение отказаться от исповеди. Выглядит он таким образом:

  • Редко молилась и приходила в храм
  • Во время молитвы думала о насущных проблемах
  • Вступала в половые связи до замужества
  • Имела нечистые мысли
  • Обращалась за помощью к гадалкам и магам
  • Верила в суеверия
  • Боялась старости
  • Злоупотребляла спиртными напитками, наркотиками, сладостями
  • Отказывала в помощи другим людям
  • Совершала аборты
  • Надевала откровенную одежду

Список грехов для мужчины

  • Хула на Господа
  • Неверие
  • Насмешки над теми, кто слабее
  • Жестокость, гордость, лень, жадность
  • Уклонение от армейской службы
  • Оскорбления и применение физической силы против других
  • Клевета
  • Неумение противостоять соблазнам
  • Отказ в помощи родным и другим людям
  • Воровство
  • Хамство, презрение, жадность

Мужчине необходимо более ответственно подходить к данному вопросу, так как он является главой семьи. Именно с него дети будут брать пример для подражания.

Существует также список грехов для ребёнка, который можно составить после того, как он ответит на ряд определённых вопросов. Он должен понять, насколько важно говорить искренне и честно, но это уже зависит от подхода родителей и их подготовке своего чада к исповеди.

Важность исповеди в жизни верующего

Многие святые отцы называют исповедь вторым крещением. Это помогает наладить единение с Богом и очиститься от скверны. Как гласит Евангелие, покаяние – это необходимое условие для очищения души.

На протяжении всего жизненного пути человек должен стремиться побороть соблазны и не допустить порока. Во время этого таинства человек получает освобождение от оков греха, а все его прегрешения прощаются Господом Богом.

Для многих покаяние – это победа над самим собой, ведь только истинно верующий человек может признаться в том, о чём люди предпочитают молчать.

Если вы исповедовались ранее, то не стоит заново рассказывать о старых грехах. Они уже отпущены и каяться в них больше нет смысла.

Когда вы закончите исповедоваться, священник скажет свою речь, даст советы и наставления, а также произнесёт разрешительную молитву.

После этого человек должен перекреститься два раза, поклониться, приложиться к распятию и Евангелие, затем перекреститься ещё раз и получить благословление.

Как исповедоваться в первый раз — пример?

Первая исповедь может показаться таинственной и не предсказуемой. Людей пугает ожидание того, что они могут быть осуждены священником, испытать чувство стыда и неловкости. Стоит помнить, что представители церкви – это люди, живущие по законам Господа. Они не осуждают, никому не желают зла и любят своих ближних, стараясь помочь им мудрым советом.

Как исповедоваться в первый раз — пример? фото

Они никогда не выскажут личную точку зрения, поэтому не стоит бояться того, что слова батюшки могут вас каким — то образом задеть, обидеть или пристыдить. Он никогда не выявляет эмоций, говорит негромким голосом и очень мало. Перед покаянием можно подойти к нему и попросить совета, как правильно подготовиться к этому таинству.

В церковных лавках существует масса литературы, которая также может помочь и дать много важной информации.

Во время покаяния не стоит жаловаться на других и на свою жизнь, нужно говорить только о себе, перечисляя пороки, которым вы поддались.

Если вы придерживаетесь поста, то это лучший момент для исповеди, ведь ограничивая себя, люди становятся более сдержанными и совершенствуются, способствуя очищению души.

Многие прихожане заканчивают свой пост исповедью, что является логичным завершением длительного воздержания. Это таинство оставляет в душе человека самые яркие эмоции и впечатления, которые никогда не забываются. Облегчая душу от грехов и получая их прощение, человек получает шанс начать жизнь заново, противостоять соблазнам и жить в согласии с Господом и его законами.

Источник: https://hram-slava.ru/svyatye-mesta/ispoved-v-tserkvi-chto-govorit-obrazets.html

Что такое исповедь Пример исповеди перед причастием

В современном мире Евангельский призыв всегда бодрствовать и непрестанно творить молитву очень трудно воплотить в жизнь.

Постоянные заботы, очень высокий темп течения жизни, особенно в крупных городах, практически лишают христиан возможности уединиться и предстать перед Богом в молитве. Но понятие молитвы до сих пор чрезвычайно актуально, и обращение к ней, безусловно, необходимо.

Регулярная молитва всегда приводит к мысли о покаянии, которое происходит на исповеди. Молитва — пример того, как можно точно и объективно оценить свое душевное состояние.

Понятие греха

Грех не следует рассматривать как некое юридическое нарушение данного Богом закона. Это не принятый в сознании «выход за рамки», а нарушение законов, естественных для человеческой природы. Каждая личность наделена Богом абсолютной свободой, соответственно, любые падения совершаются сознательно. По сути, творя грех, человек пренебрегает заповедями и ценностями, дарованными свыше.

Происходит свободный выбор в пользу отрицательных поступков, мыслей и иных действий. Такое духовное преступление наносит вред самой личности, повреждая весьма уязвимые внутренние струны естества человека. В основу греха ложатся страсти, унаследованные или приобретенные, а также первородная подверженность, которая сделала человека смертным и более слабым к различным болезням и порокам.

Это сильно способствует тому, чтобы душа уклонялась в сторону зла и безнравственности. Грех бывает разным, его степень тяжести, конечно, зависит от многих факторов, в которых он совершается. Существует условное разделение прегрешений: против Бога, против ближнего и против самого себя. Рассматривая собственные деяния через такую градацию, можно понять, как написать исповедь. Пример будет рассмотрен ниже.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как читать утренний намаз

Осознание греха и исповедь

Крайне важно понимать, что для устранения темных душевных пятен следует постоянно обращать внутренний взор на самого себя, анализировать именно свои поступки, мысли и слова, объективно оценивать нравственную шкалу собственных ценностей.

Найдя тревожащие и не дающие покоя черты, нужно тщательно разбираться с ними, потому что если закрывать глаза на грех, очень скоро придет привыкание к нему, что исказит душу и приведет к духовной болезни.

Главным средством для выхода из такой ситуации является раскаяние и покаяние.

Именно покаяние, произрастающие из глубин сердца и ума, способно изменить личность в лучшую сторону, привнести свет доброты и милосердия. Но путь покаяния — это путь длиною в жизнь. По своей природе человек склонен к греху и будет совершать его каждый день.

Даже великие подвижники, которые уединялись в безлюдных местах, грешили помыслами и могли ежедневно приносить покаяние. Поэтому пристальное внимание к своей душе не должно ослабевать, и с возрастом критерии личностной оценки следует подвергать более жестким требованиям.

Следующим шагом после раскаяния является исповедь.

Пример правильной исповеди — истинное покаяние

В православии рекомендуется исповедь для всех людей старше семи лет. Ребенок, воспитывающийся в христианской семье, к семи-восьми годам уже обретает представление о таинстве. Часто его готовят заранее, подробно объясняя все аспекты этого непростого вопроса. Некоторые родители показывают пример исповеди, записанной на бумаге, которая была придумана заранее.

Ребенок, оставшийся наедине с такой информацией, имеет возможность поразмыслить и увидеть что-то в себе. Но в случае с детьми священники и родители опираются, прежде всего, на психологическое состояние ребенка и его мировосприятие, способность анализировать и осознавать критерии добра и зла.

При чрезмерной поспешности насильственного привлечения детей иногда можно наблюдать плачевные результаты и примеры.

Исповеди в церкви часто превращаются в формальную «перекличку» грехов, тогда как выполнение лишь «наружной» части таинства недопустимо. Нельзя пытаться оправдывать себя, утаивать что-то смущающее и вызывающее стыд. Нужно прислушаться к самому себе и понять, действительно ли присутствует покаяние, или впереди просто обыденный ритуал, который не принесет никакой пользы душе, но может нанести существенный вред.

Исповедь является добровольным и покаянным перечислением согрешений. Данное таинство включает в себя две основные части:

1) Исповедание перед священником грехов человеком, пришедшим к таинству.

2) Молитвенное прощение и разрешение грехов, которое произносит пастырь.

Грехи, направленные против Бога

К этой категории относится маловерие, суеверие, отсутствие надежды на Божье милосердие, формальность и отсутствие веры в догматы христианства, ропот и неблагодарение Бога, клятвы. В эту группу попадает неблагоговейное отношение к предметам почитания — иконам, Евангелию, Кресту и так далее. Следует упомянуть пропуск служб по неуважительной причине и оставление обязательных правил, молитв, а также, если молитвы читались поспешно, без внимания и нужного сосредоточения.

Примыкание к различным сектантским учениям, мысли о самоубийстве, обращение к колдунам и ворожеям, ношение мистических талисманов считается богоотступничеством, подобное обязательно выносится на исповедь. Пример данной категории прегрешений, безусловно, приблизительный, и каждый человек может дополнить или сократить этот перечень.

Грехи, направленные против ближнего

В этой группе рассматривается отношение к людям: родным, друзьям, коллегам и просто случайным знакомым и незнакомым. Первое, что чаще всего отчетливо открывается в сердце — это неимение любви. Нередко вместо любви имеется потребительское отношение.

Неумение и нежелание прощать, ненависть, злорадство, зложелательство и месть, скупость, осуждение, сплетни, ложь, равнодушие к чужой беде, немилосердие и жестокость — все эти уродливые занозы человеческой души должны быть исповеданы. Отдельно указываются поступки, в которых случалось открытое членовредительство или нанесен вред материального характера. Это могут быть драки, вымогательство, грабеж.

Тяжелейшим грехом является аборт, непременно влекущий за собой церковное наказание после вынесения его на исповедь. Пример того, каким может быть наказание, узнается у приходского священника. Как правило, налагается епитимия, но она будет носить скорее дисциплинарный характер, чем искупительный.

Грехи, направленные против самого себя

Данная группа отводится для личностных прегрешений. Уныние, страшное отчаяние и мысли о собственной безнадежности или непомерная гордыня, презрение, тщеславие — подобные страсти способны отравлять жизнь человека и даже довести его до самоубийства.

Пороки, подобные пьянству, наркотической зависимости, пристрастию к азартным играм, также сильно влияют на личность и буквально за несколько лет разрушают ее. В эту категорию можно отнести и чрезмерную праздность, мотовство, похоть, сладострастные мысли и вызывающее поведение, а также пристрастие к непристойностям в душевном и телесном плане.

Пример исповеди отражает лишь некоторые грехи. Каждый христианин, решившийся на покаяние в храме, сам рассматривает свое душевное состояние и отмечает прегрешения.

Роль священника

Трудно переоценить значение пастыря, которому выпадает обязанность принять покаяние христианина. Исповедь — пример единения Церкви, связанности всех ее чад. Как это возможно? Священник водружает на себя ответственность свидетельства всей совокупности Церкви о том, что человек принес покаяние.

Его тихое присутствие не что иное, как свидетельство перед самим Господом о спасающемся и кающемся христианине, который задумывается о душе. Человек фактически приносит себя Церкви, ведь Богу известны грехи, им совершаемые. Покаяние должно совершаться чадом церковным без ложного стыда, сокрытия, самооправдания.

И священник, являясь образом христианской общины и Церкви в целом, принимает слезы раскаяния. Сама исповедь направлена непосредственно к Господу, а пастырь символизирует богочеловеческую природу Церкви. Часто священник помогает раскрыться, справиться со смущением и страхом.

Бывает достаточно вопроса или нескольких проникновенных слов, чтобы человек сумел разобраться, как правильно построить исповедь.

Пример такой действенной помощи можно найти у священника Павла Гумилева. Этот пастырь раскрывает в своем творении важные аспекты, на которые могут опираться все, желающие принести покаяние в храме.

Пример исповеди перед причастием

Архимандрит Иоанн Крестьянин способствовал созданию книги «Опыт построения исповеди». Данное печатное издание — прекрасный пример исповеди перед причастием. Отец Иоанн рассматривал грехи, исходя из заповедей, данных христианам самим Господом. Прежде чем приступить к таинству, священник призывал обязательно простить своих обидчиков.

Первая заповедь провозглашает наличие только одного Господа, и никого другого не следует почитать как Бога. Отец Иоанн советовал прихожанам обратиться к своей совести и проверить, не нарушается ли эта заповедь. Имеется ли в сердце достаточная любовь к Богу, есть ли вера в Него, надежда на Его милосердие. Не приходят ли мысли, связанные с богоотступничеством и вероотступничеством.

Вторая заповедь предостерегает верных от создания кумира или идола. Часто данное послание воспринимается как имеющее отношение лишь к материальным языческим идолам. Но Иоанн Крестьянин указывает на нематериальные аспекты, напоминая о том, что все люди рабы своих наслаждений и страстей, и, по сути, большинство служит именно телу и его прихотям. Особенно многие питают гордыню, из которой произрастают тщеславие и осуждение.

Третья заповедь налагает запрет на произношение имени Господа без особенных на то причин, то есть всуе. Здесь следует вспомнить, были ли клятвы и восклицания с участием имени Бога, ведь даже рассеянную молитву можно отнести к пустому поминанию Всевышнего.

Отец Иоанн также сетовал на недостаточную подготовку к таинству исповеди.

Даже многие воцерковленные люди несут пример исповеди, записанной на бумаге, который они встретили и переписали в молитвослове, не имея желания хотя бы на несколько часов погрузиться в раздумье о состоянии своего внутреннего мира.

Таким образом, перечисляя все заповеди одну за другой, пастырь призывает детально рассматривать душевное состояние и проверять, соответствует ли оно сути послания.

О краткости

Священники часто просят исповедоваться кратко. Это не значит, что не нужно называть какой-то грех.

Надо стараться говорить именно о грехе, но не про обстоятельства, в которых он совершен, не привлекая третьих лиц, которые возможно как-то вовлечены в ситуацию, и не описывая подробно детали.

Если покаяние происходит в храме первый раз, можно набросать пример исповеди на бумаге, тогда во время обличения себя в грехах будет проще собраться, донести до священника и, главное, до Бога абсолютно все подмеченное, ничего не забыв.

Рекомендуется произносить название самого греха: маловерие, гнев, оскорбление или осуждение. Этого будет достаточно, чтобы передать то, что беспокоит и тяжестью давит на сердце. «Извлечение» из себя точных грехов — задача непростая, но именно так и создается краткая исповедь.

Пример может быть следующий: «Согрешил(а): гордостью, унынием, сквернословием, маловерным страхом, излишней праздностью, ожесточением, ложью, честолюбием, оставлением служб и правил, раздражительностью, соблазном, дурными и нечистыми помыслами, излишеством в пище, леностью.

Каюсь также в тех грехах, про которые забыл(а) и не произнес(ла) сейчас».

Исповедь, безусловно, — сложная задача, требующая усилий и самоотречения. Но когда человек привыкает к сердечной чистоте и опрятности души, он уже не сможет прожить без покаяния и таинства причастия. Христианин не захочет потерять обретенную связь со Всевышним и будет стремиться лишь к ее упрочнению. Очень важно подходить к духовной жизни не «рывками», а степенно, осторожно, регулярно, быть «верным в малом», не забывая про благодарность Богу абсолютно во всех жизненных ситуациях.

Источник: https://nlo-mir.ru/religia/44105-chto-takoe-ispoved-primer.html

Таинство Покаяния (исповедь)

Одно из семи церковных Таинств, которое служит очищению души от грехов. Без него трудно было бы прожить человеку, особенно в наше трудное время соблазнов. Как и остальные Таинства, через него подается Божественная Благодать. Исповедь – это Таинство, которое можно проходить несколько раз в жизни. В этом его отличие от других Таинств.

Для чего нужна исповедь

Некоторые говорят, зачем нужно каяться перед священником, ведь можно покаяться Богу. Священник, специально поставленный от Бога человек, имеющий Благодать отпускать людям грехи. В Евангелии сказано: «кому оставите грехи, тому оставятся». Это и было прообразом Таинства исповеди. Священники имеют право от Бога вязать и решить грехи людские.

Священник, как свидетель покаяния человека, посредник между Богом и человеком, нотариус, который ставит печать: «прощено». Можно, конечно, и нужно каяться дома перед Богом, но исповедь нужна для окончательного прощения и получения уверенности в том, что Бог простил грехи, названные на исповеди.

Стоит заметить, что на Таинстве прощаются только те грехи, которые человек назвал священнику на Таинстве, в которых он искренне покаялся. Если он постеснялся сказать какой-либо грех, пусть даже он в нем раскаялся, то он не будет прощен Богом.

Поэтому нельзя утаивать из-за стыда свои грехи. Священник не заругает, не осудит, а будет только рад искреннему покаянию. К тому же есть тайна исповеди, согласно которой священник не имеет права разглашать грехи после исповеди.

Если он даже просто намекнет кому-то об услышанном грехе, то будет отдан под запрещение.

Чувство стыда – это основа и смысл исповеди, благодаря этому человек откупается в этой жизни от своего греха, и на Страшном суде ему уже не будет стыдно за свои злодеяния. Раньше покаяние было всенародным, когда человек говорил перед скоплением людей о своих грехах. Была также епитимия, когда человек стоял при входе в храм и всем сообщал подробно, в чем он согрешил.

Сейчас времена изменились, мало кто способен на всенародноепокаяние. И епитимии священник все реже дает кающимся грешникам, вследствиеослабления природы человека. Поэтому хотя бы перед священником на тайнойисповеди не надо утаивать свои грехи из-за ложного стыда. Если сумели сотворитьгрех, надо иметь мужество рассказать о нем на исповеди.

После исповеди надо быть уверенным, что Господь простил названные грехи, если, конечно, покаяние истинное. Не стоит потом вспоминать, если грехи были отпущены на исповеди. Если же грех продолжает отягощать, можно повторно назвать его на Таинстве. Если грех был повторен после исповеди снова, то в нем надо каяться снова. И так до полного искоренения греха. Господь даст силы победить страсти человеку, если он искренне кается.

Что такое епитимия

В переводе с греческого «епитимия» означает – «наказание». В древности применялось как душевное врачевание в тех случаях, когда человек не чувствует удовлетворения после исповеди, когда совесть продолжает его мучить.

Епитимии были разными по силе и продолжительности. Самыми легкими считались земные и поясные поклоны. Батюшка мог назначить, например, двенадцать поклонов ежедневно с молитвой за незначительные, невольные грехи.

Еретиков же и убийц ждали более серьезные наказания срокомдо двадцати пяти лет. В это время они были отлучены от церковных Таинств,некоторые не имели права даже заходить в храм. Некоторых ссылали на жительствои исправление в монастырь.

В настоящее время епитимии почти не назначают. По канонамсвященник, назначивший епитимию, должен сам же ее выполнять вместе с кающимися.По иной версии лучшая епитимия – творить добрые дела.

Как происходит исповедь

Обычно Таинство совершается в храме, но если человек тяжелоболен, или находится в местности, где храмов нет, но желает исповедоваться, священниквыезжает к нему на дом и принимает его исповедание.

В храме священники обычно исповедуют во время всенощной или литургии. Если священник один служит в храме, то служба прерывается. Батюшка выносит на аналой крест и евангелие, читает положенные молитвы.

В чине есть обращение к кающимся, в котором находятся такие слова: «не убойся, да не скроешь что от меня, пойми, что пришел во врачебницу (больницу), да не исцелен отыйдешь (да не уйдешь неисцеленным).» Это очень важно, Церковь предупреждает, что скрывать грехи нельзя, иначе не будет никакой пользы.

После чтения молитвы, во время которых кающиеся называютвслух свои имена, все подходят по очереди к аналою и начинают негромко каяться.Остальные люди стоят чуть подальше и ждут. Ни в коем случае нельзя из-залюбопытства подслушивать чужие грехи, а тем более рассказывать о них, осуждаячеловека.

После того, как все грехи названы, священник накрывает кающегося епитрахилью и читает разрешительную молитву, совершая над его головой крестное знамение. В этот момент грехи прощаются кающемуся. Он должен поцеловать крест и Евангелие в знак обещания, что не будет возвращаться к прежним грехам, ведь покаяние есть исправление. Надо стараться больше не повторять названные на исповеди грехи.

Как часто надо исповедоваться

В идеале надо исповедоваться сразу же, как почувствуешь тяжесть греха на душе. Но понятно, что это практически невозможно. Древние христиане в обязательном порядке исповедовались и причащались каждое воскресенье. Конечно, надо по возможности чаще приступать к этому Таинству, ведь никто из нас не застрахован от болезни или внезапной смерти. А это как раз бывает наказанием за содеянные грехи.

Обычно Таинство исповеди бывает соединено с причастием. Но можно исповедоваться и отдельно от евхаристии, т.е. не идя после исповеди на причастие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Стенокардия что это такое

Закрыть