На Пасху — на кладбище: развеевание мифов, бытовые заблуждения

Краткое чинопоследование Литургии для мирян на Пасху I. Вечерня: “Благословен Бог наш…” Хор: “Христос воскрес…” со стихами “Да воскреснет Бог: “Да воскреснет Бог…”.Литания о упокоении: “Помилуй нас, Боже…”.2-я частьПасхальный канон.Для 6-й песни канона:Литании – “Паки и паки…”; “Со святыми…”.

Поминовение усопших в дни Пасхи

В христианском календаре Пасха – самый важный праздник. В Церкви дни празднования и печали разделены с учетом психологии людей. Радостное ликование, которое Церковь передает верующим на Пасху, отделено от грустного настроения, сопровождающего поминовение усопших. Поэтому в день Пасхи неуместно идти на кладбище, чтобы совершать поминальные службы.

Самый важный праздник в году – Пасха. По мнению Церкви, дни празднования отделены от времени скорби, учитывая психологию людей. В пасхальный сезон Церковь передает верующим чувство ликования, которое отличается от траурного тона, связанного с поминовением усопших. Поэтому в день Пасхи не следует проводить поминальную службу.

Празднование Пасхи – как это происходит? Одобрена ли она православной церковью? На эти вопросы ответит протоиерей Александр Ильяшенко.

Читайте также

Есть ли церковная традиция ходить на кладбище на Пасху? Посещение кладбища на Пасху – это не церковная, а скорее советская традиция. Дело в том, что при советской власти многие люди боялись ходить в церковь на Пасху, и, конечно, никто не запрещал ходить на могилу мамы или папы.

Смешение африканских религий и католицизма на Гаити привело к развитию спиритуалистической религии, так называемого культа вуду. Боги культа лоа наделяют жрецов особыми силами, с помощью которых они могут оживлять мертвых и создавать

Ходить ли на кладбище на Пасху?

Каждый год в День Воскресения тысячи людей приходят на кладбище, чтобы очистить могилы и почтить память своих умерших близких. Мы рассмотрим причины расчистки могил в день Пасхи, а не в день Радоницы, когда по церковному уставу положено поминать усопших.

Ходить ли на кладбище на Пасху?

Традиция почитания могил предков уходит корнями в глубокую древность. Филолог Михаил Гаспаров в своей книге “Капитолийская волчица” рассказывает, что римляне хоронили своих умерших родственников за городом, вдоль главных дорог, и считалось, что прохожий остановится у могилы и прочитает бодрящую эпитафию, многие из которых начинались словами “Остановись, прохожий”. Считалось, что чем больше прохожих читают эпитафию и вспоминают умершего, тем счастливее его судьба в загробном мире.

Читайте также:
Напечатанные иконы: развеевание мифов, бытовые заблуждения

Ранние христиане буквально обязаны своим выживанием обычаю почитания умерших. Римская империя не допускала существования общественных организаций или групп, за исключением похоронных коллегий, члены которых отвечали за достойное погребение друг друга. Таким образом, последователи новой религии стали собираться в катакомбах, где и сегодня можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже приписывают им знаменитую латинскую надпись :

SATOR
AREPO
TENET
OPERA
ROTAS

Пересечение слова “догмат” создает образ креста. Однако вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием умерших в Церкви появилась традиция осуждения трапезы на могилах как пережитка языческого суеверия.

Блаженный Августин в своей “Исповеди” рассказывает о том, как его мать, блаженная Моника, благочестивая христианка, перестала ходить на кладбища с приношениями:

“Однажды, как это принято в Африке, он принес кашу, хлеб и чистое вино на могилы святых. Судебный пристав не принял их. Узнав, что это запрет епископа, он принял его приказ с таким послушанием и уважением, что я сам был поражен легкостью, с которой он начал осуждать свой собственный обычай вместо того, чтобы рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и хранитель благочестия запретил этот обычай даже тем, кто праздновал его трезво, – мол, нельзя позволять пьяницам напиваться до безумия, – кроме того, этот особый праздник очень похож на языческое суеверие, – моя мать охотно от него отказалась: Она научилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых желаний, и отдавать бедным все, что могла. Там они причащались Тела Господня; в подражание Страстям Господним мученики приносили себя в жертву и получали венец.

Читайте больше на эту тему

  • Пьяное бодрствование недопустимо! – Протоиерей Сергий Булгаков
  • Скрижаль: Нуждается ли умерший в пище? – Александр Моисеенков
  • Как мы хороним своих близких – Родион Юрьев
  • Радоница – особый день поминовения усопших – Завет.Ru

Как видно, практика посещения могил в определенные дни – давняя традиция, и Церковь с самого начала позаботилась о том, чтобы поминовение усопших не превратилось в помои. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть у входа на кладбища и в наше время.

Читайте также:
Какой рукой свечу передаешь: развеевание мифов, бытовые заблуждения

С древности Церковь боролась с чрезмерным почитанием христианами мертвых. “Историк Василий Болотов рассказывает, как карфагенский епископ Цецилиан упрекал богатую, благочестивую вдову Луциллу за то, что она по своему обычаю поцеловала кость сомнительного мученика перед принятием святых тайн. “.

Этот эпизод почти напрямую подводит нас к проблеме посещения кладбища, а не церкви на Пасху. Цецилиан угрожает отлучить вдову от церкви за то, что она предпочла общение с мертвыми, а не с Христом, – замечание, которое также относится к тем, кто разделяет радость Святого Воскресения с мертвыми, а не с живыми.

Обратимся к историческим примерам. В поздних редакциях Печерского патерика, записанных в начале XV века в записях Киево-Печерской лавры, мы находим рассказ о том, как умерший ответил на пасхальное приветствие:

“В год 6971 (1463) такое знамение произошло в Печерском монастыре. При князе Семене Александровиче и при его брате князе Михаиле, при архимандрите Печерском Николе за пещерой наблюдал некий Дионисий, по прозвищу Щепа. Он пришел в пещеру в святой день, чтобы увидеть тела умерших, и когда он пришел в место, называемое общиной, он сделал демонстрацию и сказал: “Отцы и братья, Христос воскрес! Сегодня великий день. И прозвучал его голос, как могучий гром: “Христос воскрес!

Этот отрывок иногда используется как аргумент в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько важных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор сохранились небольшие храмы в пещерах, где похоронены преподобные отцы. Конечно, на неделе Великого поста проводятся службы, но никто не относится к захоронениям святых мощей как к кладбищу. Во-вторых, монах Дионисий не проводил заупокойную службу, а пришел лишь навестить усопших монахов и поздравить их с Пасхой, потому что христиане верят, что их Бог “не есть Бог мертвых, но живых”. В-третьих, монах не устраивал в гробнице никаких трапез, не ставил на нее рюмку водки с черным хлебом и не разбивал в нее яйцо. Другими словами, в его действиях не было ничего похожего на то, что некоторые наши сограждане делают на могилах своих близких на Пасху.

Читайте также:
Выпить за упокой: развеевание мифов, бытовые заблуждения

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что она имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предусматривает много других дней для посещения кладбищ и молитв за умерших.

Знаток церковного устава, епископ Афанасий Сахаров в своей книге о православных похоронных обрядах пишет об особенностях Пасхи и Страстной недели: “В этот день, как и во всю Страстную неделю, нет места для плача о своих страданиях, для плача о грехах, для страха смерти.

На пасхальной службе святой Иоанн Златоуст читает знаменитую фразу: “Христос упразднил жало смерти”. Посетить кладбище в этот день – значит не верить в Воскресение Христа.

Митрополит Антоний Блюм Сурожский однажды заметил, что “кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения”. Христианский путь был тяжелым в течение шести недель Великого поста и Страстной недели покаяния, поэтому вполне разумно радоваться, выдержав такое тяжелое испытание.

Несмотря на то, что человек не грешит, если ходит на кладбище, убирает могилу и поет тропарь после пасхальной службы и праздника, большинство людей посещают кладбище вместо того, чтобы идти в церковь.

Воскресение Христово. Мозаика монастыря Осиос Лукас, XI век

Воскресение Христово. Мозаика монастыря Осиос Лукас, XI век

У самого святого Афанасия Сахарова есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает умерших в день Пасхи: “Действительно, смерть и умершие часто вспоминаются в этот святой и священный день, праздник и торжество праздников, гораздо чаще, чем в другие малые праздники. С другой стороны, Пасха – это победоносное воспоминание о победе над смертью через смерть Христа, самое радостное и утешительное исповедание веры в то, что жизнь дана тем, кто был в гробах). Итак, ясно, что на Пасху не может быть и речи о поминальных молитвах, о публичном поминовении не только умерших, но и живых.

Другими словами, если у христианина есть острое желание посетить кладбище во время Пасхи, или если нет другого дня для этого, он может посетить могилы близких. Так было в советское время, когда посещение кладбищ было обязательным из-за малого количества православных храмов, но боюсь, что большинство наших соотечественников идут на могилы в пасхальное воскресенье вовсе не для того, чтобы разделить пасхальную радость со своими близкими.

Читайте также:
Икона-талисман, молитва-талисман: развеевание мифов, бытовые заблуждения

Я знаю людей, которые на Пасху посещают могилу отца или мужа только для того, чтобы налить им водки, поскольку “покойный любил много пить”. Таким образом, невозможно оставаться христианином, превращаясь в странного последователя активного мертвеца, который продолжает есть, пить или одеваться после смерти.

Когда следует вспоминать усопших после окончания Великого поста?

Разделите пасхальную радость с умершими и помяните их добрым словом на Радуницу, девятый день после Пасхи. Именно во вторник после Фомина воскресенья происходит первое общинное поминовение усопших: вся церковь молится за умерших, священник выносит за них частицу во время литургической жертвы, затем поминает их во время панихиды или заупокойной ектении. После пасхальной литургии христиане традиционно идут на могилы своих родственников и друзей, чтобы привести их в порядок, разделить с ними радость воскресения Иисуса или просто помолчать. Однако мы не должны чрезмерно скорбеть – мы должны радоваться началу их вечной жизни во Христе.

Придя на кладбище, зажгите свечу, помолитесь за упокой души или почитайте Священное Писание. Вместо пышного поминального обеда подарите деньги, одежду или еду нуждающимся.

Что можно принести с собой на кладбище

Обычай приносить на кладбище цветы и свечи очень распространен. На могиле усопшего должны быть зажжены свечи. Огонь свечи – это знак духовной радости. Цветы или искусственные – зависит только от предпочтений человека. Существует мнение, что для кладбища лучше использовать искусственные цветы, так как они долговечны, живые цветы быстро вянут и будут выглядеть на могилах непривлекательно.

Запрещено брать что-либо с кладбища:

  1. Считается, что предметы на кладбище заряжены негативной энергией и лучше оставить их на месте.
  2. Мусор и увядшие цветы следует выбрасывать в специальные контейнеры на каждом кладбище.

Священный долг – должным образом ухаживать за местом захоронения своих родственников. нельзя оставлять еду на могилах, так как это в первую очередь пища для бродячих собак и асоциальных людей.

На кладбище иногда необходимо трогать землю, чистить и мыть памятники и кресты, убирать ограду. Уборка и удаление сорняков с могил – это то, что часто делают родственники умерших при посещении кладбища. В любом случае, после посещения кладбища необходимо вымыть руки и лицо. Конечно, для тех, кто верит в приметы и поверья, мытье будет сопряжено с опасением, что энергия человека, пробывшего на кладбище некоторое время, сливается с негативной энергией умерших. В любом случае, мытье рук и лица является элементарной гигиенической процедурой.

Читайте также:
Крещенская и «богоявленская» вода — разная: развеевание мифов, бытовые заблуждения

Человек не может ограничивать человека в возможности посещать умершего родственника, ведь сейчас каждый сам решает, посещать ли могилы на Пасху, в определенные дни или когда этого требует ситуация.

Миф 1. Главное в пост – строгая диета.

Это не так. Хотя диетические ограничения на продукты животного происхождения очень важны, не менее важны молитва, чтение духовной литературы, посещение храма и совершение добрых дел.

Если вам что-то не нравится в еде, начните с отказа от того, что вам нравится. Мясо или молоко – это не первое, о чем многие думают, но сладости, кофе, чай, сигареты. Например, попробуйте не солить пищу или не добавлять специи – вы увидите, насколько это может быть сложно.

Помимо знания правильного количества овощей и каш, вы должны знать меру в растительной пище. То, что вы едите, имеет меньшее значение, чем то, сколько вы едите. Суть в том, чтобы научиться относиться к еде не как к удовольствию, а как к лекарству, чтобы обуздать привычку есть слишком много.

Еще один вызов самому себе – постараться отказаться или хотя бы сократить просмотр мыльных опер, сериалов, сидение в социальных сетях и т.д. На практике для многих людей это сложнее, чем перейти на растительную диету.

Как провести Радоницу: пошаговая инструкция

Если вы по религиозным убеждениям обязаны пойти на кладбище в определенный день, это не значит, что вы должны выходить из дома. Мероприятие такого рода должно соответствовать определенным правилам.

Шаги Описание
Шаг 1. Пойдите в церковь. На Радоницу в церкви правится, и вы, если хотите пойти на кладбище, должны присутствовать на богослужении.
Шаг 2. Помолитесь. Священники утверждают, что посещать кладбище с целью повидать умерших родных не совсем правильно. Единственное верное решение для вас в этом случае – молитва. Только она способна быть полезной и вам, и умершему родственнику.
Шаг 3. Посетите кладбище. Если вы уже были на богослужении и помолились, самое время пойти и повидать усопших родных.
Читайте также:
Страшно найти крестик: развеевание мифов, бытовые заблуждения

Я думаю, что сегодня вы получили самый подробный ответ на свой вопрос, можно ли ходить на кладбище на Пасху. Религия не запрещает этого напрямую, решение остается исключительно за вами. Однако если вы хотите провести праздник по всем религиозным канонам, подождите до 9-го дня после Пасхи.

Послабляется пост для тех, кому по медицинским показаниям следует употреблять в пищу продукты либо кисломолочные, либо имеющие животное происхождение. Послабления допускаются для беременных (в особенности на последних сроках), для людей, занятых тяжёлым физическим трудом (например, для шахтёров), для путешествующих и, конечно же, для детей малолетнего возраста.
Вместе с тем конкретную степень послабления каждый должен решать со своим духовником. Самочиние здесь недопустимо. «Примите пост, здоровые, – это охрана вашей телесной крепости. Примите пост, больные, – это матерь здоровья», – так говорил святитель Василий Великий.

Смотрим под другим углом: можно ли все-таки ходить на Пасху на кладбище?

Что такое Пасха? Думаю, многие из вас уверены, что Пасха – это день, воскресенье, когда все люди чествуют тот факт, что Иисус Христос воскрес.

Верно ли такое толкование? На самом деле, нет. И вот почему: Пасха – это не просто праздник или даже неделя. Между Пасхой и Рождеством проходит 40 дней. Пасха начинается в Великое воскресенье и заканчивается в день Вознесения.

Песах – это не просто день, а праздник, длящийся целый месяц. Кладбище в этот период закрыто. Можно ли его посетить? Конечно, можно, и даже нужно, в специально отведенный день.

Второй вторник после Пасхи – день, когда люди должны посетить кладбище и навестить своих умерших родственников. 9-й день после пасхального воскресенья называется Радоницей.

Примечание: Слово “Радоница” означает “радость”. В этот день мы также должны разделить пасхальную радость с нашими усопшими близкими.

Поэтому если в Радоницу тоже Пасха, то можно пойти на кладбище в Паху, но не в первый день, а на девятый. Это правильное решение.

Radonica–jeto-Pasha

Радоница – специально установленный день для поминовения близких людей

Читайте также:
Русский православный национализм: развеевание мифов, бытовые заблуждения

Нужно ли мне ходить на кладбище на Пасху?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: