Зачем олеся пошла в церковь

А. И. Куприн,

зачем олеся пошла в церковь

Тема «Олеси» Куприна — бессмертная тема сердечных взаимоотношений и пылающих страстей. Она ярко и искренне для своего времени показана в трогательном рассказе Куприна, написанном в самом центре природы на Полесье.

Столкновение влюбленных из различных социальных групп обостряет их отношения оттенком жертвования собой, собственными жизненными принципами и оценками их другими людьми.

Анализ «Олеси» Куприна

Загадочная девушка, родившаяся в окружении природы, вобрала в себя все неподдельные и непорочные черты кроткого и простого характера, сталкивается с совершенно непохожей личностью — Иваном Тимофеевичем, который считается эффектным представителем общества в городе.

Начавшиеся трепетные отношения между ними предполагают совместную жизнь, где как заведено, женщина обязана приспособиться к новой окружающей атмосфере быта.

Олеся, привыкшая к своему сказочному обитанию в спокойном,любимом лесу с Мануйлихой, весьма тяжело и мучительно воспринимает перемены в ее жизненном опыте, фактически поступаясь собственными принципами, чтобы быть вместе со своим возлюбленным.

Предчувствуя непрочность отношений с Иваном, она в безжалостном, отравленном бездушием и непониманием городе идет на совершенное самопожертвование. Однако до тех пор отношения молодых прочны.

Ярмола описывает Ивану образ Олеси и ее тети, доказывает ему уникальность того, что в мире обитают маги и чародейки, побуждает его чрезвычайно увлечься загадкой простой девушки.

Особенности произведения

Очень красочно и естественно писатель рисует место обитания волшебной девушки, что нельзя не заметить при анализе «Олеси» Куприна, ведь пейзаж Полесья подчеркивает исключительность проживающих в ней людей.

Нередко говорится, что истории рассказов Куприна написала сама жизнь.

Очевидно, большинству молодого поколения будет сперва непросто понять смысл рассказа и то, что хочет передать автор, однако позднее, после чтения некоторых глав, они смогут заинтересоваться этим произведением, открыв для себя его глубину.

Главные проблемы «Олеси» Куприна

Это превосходный писатель. Ему удалось выразить в собственном творчестве самые тяжелые, высокие и нежные человеческие эмоции. Любовь — есть чудесное чувство, которым испытывается человек, словно пробным камнем.

Умение по-настоящему и с открытым сердцем любить имеют отнюдь не многие. Это судьба волевой личности. Как раз подобные люди интересуют автора.

Люди правильные, существующие в гармонии с собой и окружающим миром, являются образцом для него, собственно такую девушку создает в рассказе «Олеся» Куприн, анализ которого мы разбираем.

Обычная девушка обитает в окрестностях природы. Она прислушивается к звукам и шелесту, разбирает крики разных существ, весьма довольна своей жизнью и независимостью. Олеся самостоятельна. Ей достаточно той сферы коммуникации, какая у нее имеется. Обступающий со всех сторон лес она знает и разбирает, девушка отлично чувствует природу.

А вот встреча с человеческим миром сулит ей, к несчастью, сплошные неприятности и горе. Горожане думают, что Олеся и ее бабка — ведьмы. Они готовы свалить все смертные грехи на этих несчастных женщин. В один прекрасный день гнев людей уже согнал их с теплого места, и отныне у героини одно лишь желание: чтобы от них отвязались.

Однако бездушный людской мир не ведает помилования. В этом и кроются ключевые проблемы «Олеси» Куприна. Она по-особенному разумна и сообразительна. Девушка отлично осознает, что предвещает ей встреча с городским обитателем, «панычом Иваном». Она не подходит для мира вражды и ревности, выгоды и фальши.

Непохожесть девушки, ее изящество и самобытность вселяют в людей злобу, боязнь, панику. Абсолютно во всех невзгодаз и несчастьях горожане готовы винить Олесю и бабкеу. Их слепой ужас перед «колдуньями», которыми они нарекли их, разжигается расправой без всяких последствий. Анализ «Олеси» Куприна дает нам понять, что появление девушки в храме — это не вызов жителям, а стремление понять человеческий мир, в котором обитает ее любимый.

Главными героями «Олеси» Куприна являются Иван и Олеся. Второстепенные — Ярмола, Мануйлиха и остальные, в меньшей степени важные.

Олеся

Молоденькая девушка, стройная, высокая и очаровательная. Ее вырастила бабушка. Однако невзирая на то что она неграмотна, в ней есть естественный разум столетий, фундаментальные знания людской сущности и любопытство.

Иван

Молодой литератор, разыскивая музу, прибыл из города в деревню по должностным делам. Он интеллигентный и умный. В селе отвлекается с помощью охоты и знакомства с деревенскими жителями. Независимо от собственного происхождения он ведет себя обычно и без высокомерия. «Паныч» добродушный и чуткий парень, знатный и слабохарактерный.

Источник: https://www.syl.ru/article/357216/a-i-kuprin-olesya-analiz-proizvedeniya-problemyi-tema-glavnyie-geroi

Олеся

зачем олеся пошла в церковь

Повесть Куприна не оставляет равнодушным. В книге переплетаются удивительны чувства с трагической развязкой. Краткое содержание повести «Олеся» показывает, насколько опасной бывает любовь.

Персонажи:

  • Иван Тимофеевич – молодой барин;
  • Ярмола – слуга, полесовщик;
  • Мануйлиха – ведьма;
  • Олеся — внучка ведьмы;
  • Евпсихий Африканович — урядник.
  • Глава 1

    Молодой барин прибыл на 6 месяцев в отдаленное место Волынской губернии, на окраину Полесья. Вначале казалось, что деревенская жизнь будет интересной. Хотелось увидеть природу и познакомится с местными жителями. Паныч хотел изучить фольклор и язык края.

    Наладить отношения не получилось. Крестьяне вели себя сдержано, а при встрече бросались барину в ноги и целовали руки, по привычке со времен польского крепостничества.

    Перечитав доступную литературу, Иван Тимофеевич решил познакомиться с интеллигенцией, но положительного результата не удалось добиться. Следующим занятием, стало лечение больных, но крестьяне не могли рассказать, где конкретно болит, поэтому диагноз установить не получалось.

    Основным делом являлась охота, но лютое время зимы выходы в лес стали невозможными. Паныч стал учить грамоте слугу Ярмолу, который хотел научиться писать свою фамилию, и стать первым грамотным жителем села. Постепенно он делал успехи.

    Глава 2

    На барина находит беспокойство. Ему кажется, что кто-то чужой ходит по дому, то скулит, то рычит. Казалось, так и пройдут годы в тоске и безделии до самой смерти.

    Ярмола сказал, что сильный ветер указывает на рождение, или веселье ведьмы. Ивану Тимофеевичу стало известно, что 5 лет назад из деревни была сослана в лес ведьма, дом был уничтожен. Ее звали Мануйлиха, она прибыла сюда из другой местности.

    Ярмола сказал, что ведьма имеет либо русские, либо цыганские корни. Оказалось, живет она в 10 верстах от дома барина. Женщины ходят туда погадать и попросить зелья. С Манулихой живет внучка. Иван Тимофеевич был охвачен любопытством, захотелось увидеть живую ведьму.

    Он стал уговаривать Ярмолу провести его в лес.

    Глава 3

    Как только потеплело, Ярмола сказал барину, что ночью заяц оставил след, можно идти на охоту. Товарищи принялись чистить оружие и отправились за добычей. Увидев, куда убежал заяц, охотники решили его обойти с разных сторон. Зайца преследовал пес Рябчик. Первая атака не удалась, и паныч пошел на другой путь, но заблудился, а Ярмола был далеко и не слышал крика.

    Рядом с болотом виднелась чья-то хата. Казалось это лесник, он подскажет дорогу. Хата не касалась земли, походила на сказочную избушку на курьих ножках. Войдя, паныч не мог ничего разглядеть от мрака. Возле печки стояла старушка, автор понял, что это Мануйлиха. Прием оказался неласковым, бабушка отказалась покормить, но из дома не выгнала.

    За серебряную монету паныч убедил ведьму погадать. Та предсказала дальнюю дорогу, встречу с бубновой дамой, известия от трефового короля, большую компанию и долгую жизнь.

    Состоялась встреча барина с внучкой бабушки, которая решилась указать путь. Она была красивой высокой брюнеткой, лет 20-25. Иван Тимофеевич влюбляется в Олесю и хочет зайти снова. Узнав, что он не начальник девушка соглашается.

    При встрече дома, Ярмола укоряет барина за поход к колдунье. Он вернулся по следу заблудившегося товарища. Для слуги гадание — это большой грех.

    Глава 4

    Благородный образ Олеси запал в душу автору. Когда потеплело, он взял чаю, для старухи и отправился в гости. Девушка поддалась уговором и рассказывает свое гадание барину. Предсказание состоит из плохих событий и любви к темноволосой девушке. Олеся гадает не только по картам. Видя лицо человека, может предугадать его скорейшую кончину.

    Глава 5

    Гостя пригласили ужинать крупником. Потом Иван Тимофеевич собрался идти, Олеся пошла проводить. По дороге, выяснилось, что ее бабушка колдунья. Раньше лечила крестьян и показывала, где клады в земле зарыты. Олеся тоже многое умеет.

    Сделала рану ножиком на пульсе барина, и, пошептав, вылечила рану. Паныч пошел вперед, а Олеся осталась сзади, и он внезапно упал на землю несколько раз. Девушка рассказывала, что умеет нагонять страх и делать другие чудеса.

    Однако на вопрос откуда родом бабушка ответа не последовало. Между ними разгорелся огонь.

    Глава 6

    Барин стал частым гостем домика в лесу. После посещений они с Олесей не могли расстаться, долго разговаривали. Совместные прогулки длились долго. Девушку интересовало все: как устроена вселенная, про ученых людей, о больших городах. Иван Тимофеевич объяснял на примерах, которые знакомых Олесе.

    Например, рассказывал какой большой Петербург, в 500 раз больше ближайшей деревни. Что дома там многоэтажные, как сосна в лесу высокие. И определенные люди в своих комнатах солнца не видят.

    Олеся сказала, что любит уединение и даже в селе ее тоска берет. Ей не нужен муж из города. Более того, о женитьбе она не думает, о венчании тем более.

    В то время, как отношение с Олесей укреплялись, с Ярмолой разладились. Слуга избегал барина. Они перестали ходить на охоту. Иван Тимофеевич оставался у него только чтобы помочь его бедной семье, платя за жилье.

    Глава 7

    Бабушка и внучка рассказывают о вчерашнем визите урядника. Он официально решил выгнать их из дома на родину, в город Амченск. Дом принадлежал помещику, а теперь его территорию приобрел молодой барин. Урядник отказался и от взятки. Иван Тимофеевич пообещал похлопотать по их делу.

    Глава 8

    В деревню прибывает урядник, Евпсихий Африканович. Он ехал на дело, но молодой барин уговорил его зайти выпить старки. Вначале разговор не пошел, урядник говорил, что рискует своей службой. Но подарив ружье, дав редиса и масла, паныч растопил сердце чиновника.

    Глава 9

    Урядник выполнил обещанное и не выселил колдунью. Однако отношения с Олесей стали холодеть. Девушка перестала проводить барина. А его все тянуло к ней.

    Иван Тимофеевич внезапно заболел, мучила лихорадка. Возникали странные образы. Сознание отказывалось работать, как раньше. Спустя 6 дней болезнь отступила.

    Глава 10

    Олеся радостно встретила гостя, сказала, что беспокоилась. Это было как признание в любви. Она жадно спрашивала о болезни и о докторе. Говорила, что она бы быстро вылечила, нужно было ее вызвать.

    Как оказалось, бабушка против их свиданий. Но как сказала Олеся «от судьбы не уйдешь». Теперь она ничего не боится, лишь бы быть с милым. Хотя им хорошо вместе, девушка предчувствует беду.

    Глава 11

    Месяц влюбленные наслаждались отношениями. Мануйлиха со злобой смотрела на молодых, но им и не хотелось быть в избе.

    Ивану Тимофеевичу нравился прирожденный такт Олеси, ее деликатность и целомудренность. Воспитание в лесу не помешало ей быть настоящей благородной барыней.

    Приближалось время отъезда барина в столицу. Не хотелось покидать Олесю, все чаще стала возникать мысль о женитьбе. Его не смущала разница в положении, просто хотелось счастья. На признание в любви Олеся ответила нежеланием идти замуж, хотя всячески выражала свои чувства. В последующих диалогах Олеся спрашивает, хотел бы Иван, чтобы она пошла в церковь, тот отвечает утвердительно. Однако на вопрос зачем ей это нужно он не получил ответа.

    Глава 12

    Люди стали отмечать Троицу. По делам Иван Тимофеевич отправился в соседнее селение, на своем жеребчике. Времени потратил довольно много, нужно было подковать лошадку. На площади у церкви было людно, многие уже были пьяны. Пелась традиционная песня.

    Возвратившись барина дома, ждал Мариновский экономии приказчик. Никита Назарович поведал, что местные женщины схватили ведьму и хотели вымазать дегтем, но она избежала издевательств. Выяснилось, Олеся пошла в церковь со всеми. Барин быстро оседлал коня и поехал к ней.

    Глава 13

    Барин ехал быстро, как в бреду. Его не покидало беспокойство за возлюбленную. Такт лошади напомнил ему песню, которую пел старый лирник о набеге турецкого войска.

    В доме Олеся лежала, даже не услышав, как входил Иван. Бабушка призвала вести себя тихо и обвинила его во всем что произошло. Барин спросил, что с ней. Та ответила, что лежит без памяти. Мануйлиха думала, что это он подговорил внучку идти в церковь, но услышала отрицательный ответ.

    Олеся стала приходить в сознание. Сказала, что ее лицо теперь истерзано, любовь кончена. Барин просил прощения. Хотел просить доктора, но Олеся наотрез отказалась. Она сказала, что проводит последние дни с ним. Теперь крестьяне будут обвинять в каждом грехе ее и бабушку, расправы не избежать, нужно уезжать.

    Возлюбленные попрощались, как в последний раз. Олеся не захотела говорить, когда уедет, велела вспоминать о ней без тоски, жалела только, что ребенка не родила. В то время на село надвигалась гроза.

    Глава 14

    На улице действительно началась сильная буря. Гроза утихала лишь на минуты, чтобы вернуться с еще большей жестокостью. Пошел большой град, с грецкий орех. Ярмола хотел было поставить ставни на окна, но не успел. Град уже начал бить окна.

    Барину показалось, что он уснул на мгновенье, а когда проснулся, на улице уже было солнце. Ярмола посоветовал своему гостью уезжать. Ведь град побил зерно. Вся деревня в опасности из-за ведьмы. Вся громада хотела расправы не только над ведьмами, а и над панычем.

    Иван Тимофеевич поспешил предупредить Михайлиху и Олесю, но приехав, увидел пустой дом, с разбросанными вещами. Они уже уехали.

    Он хотел уже идти, как в глаза бросился предмет на углу оконной рамы – коралловые бусы, которые остались навсегда в память про Олесю.

    Источник: https://frigato.ru/kratkie-soderzhaniya/2097-olesya.html

    Смысл произведения Олеся Куприна

    зачем олеся пошла в церковь

    «Олеся» — одно из самых известных произведений А. И. Куприна, где он раскрыл одну из своих главных тем — образ чистого, светлого человека, которого не испортило общество, который не подвластен его тлетворному влиянию. В этой статье мы разберёмся и выясним, какой же смысл вложил автор в эту повесть.

    Смысл названия книги

    Произведение названо именем главной героини. Почему же автор делает акцент именно на ней?

    Олеся — дитя природы, добрая, искренняя, честная и заботливая. При первом её появлении читатель сразу проникается к ней глубокой симпатией — она приносит домой озябших птичек. На протяжении всего сюжета она раскрывается перед нами как человек с удивительной душой и любящим сердцем.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Саровский монастырь где находится

    Зная, что счастье с Иваном в будущем невозможно, Олеся всё-таки не страшится того, что будет дальше, и всецело отдаётся чувствам. Ради любви она решается на сложный поступок — пойти в церковь.

    Для неё, колдуньи — человека с другим мировоззрением, — это действительно тяжело, но она сделала это, однако столкнулась с жестокостью общества, которое не признаёт тех, кто хоть чем-то от них отличается.

    Олеся является идеалом «естественного» человека. Её доброта, глубина натуры, способность искренне любить и жертвовать собой ради любви показывают, что даже она, колдунья, служащая дьяволу, намного чище, светлее и более открыта к настоящим чувствам, чем те, кто исповедует религию «Бог есть любовь».

    Именно через её образ Куприн старается донести до нас, какими моральными качествами должен обладать человек, поэтому повесть названа именем главной героини — олицетворения любви, красоты, гармонии и нравственности.

    Какой смысл произведения Олеся

    тема повести — любовь Олеси и Ивана Тимофеевича. Настоящие, искренние чувства просыпаются у обоих молодых людей, и какое-то время они счастливы вместе. Этим автор показывает, что даже для такой кратковременной любви, как у наших персонажей, нет никаких преград. Ведь будучи абсолютно разными людьми, они всё же сошлись.

    Главный герой вырос и живёт в большом городе, служит, работает, Олеся же даже грамоте не обучена, её воспитателем была природа, и у девушки совсем другие ценности. В конце концов Куприн приводит нас к мысли, что такая любовь оказывается невозможной, слишком сильны социальные противоречия, и, к сожалению, на одних только чувствах нельзя построить надёжного будущего. Даже смелый поступок Олеси, её самопожертвование не спасли героев от предначертанной судьбы.

    Ещё один важный конфликт повести — противостояние цивилизации и мира природы. Обратите внимание, что в книге нет каких-то ещё положительных персонажей, кроме Ивана и Олеси (Ярмолу таким тоже не назовёшь, поскольку он враждебно настроен к обеим колдуньям).

    Этим показывается испорченное общество со стадным мышлением, которое не умеет быть лояльным к людям, хоть как-то отличающимся от них. Сначала они выгнали жить в лес Мануйлиху, потом жестоко избили Олесю. Причём избили после службы в церкви.

    Контраст между религией с её правилами («возлюби ближнего своего, как самого себя») и теми, кто её «исповедует».

    В целом, смысл произведения в том, что искренняя и чистая любовь может быть уничтожена обществом, которое диктует свои правила и не знает, что такое нравственность и человеческое достоинство.

    Смысл финала книги

    Финал очень трагичен и жесток по отношению абсолютно ко всем. Избитая, замученная Олеся, не сделавшая никому ничего плохого, её бабушка, переживающая за внучку, Иван Тимофеевич, искренне любящий девушку и страдающий из-за того, что произошло, и весь народ Переброда, на который в конце, словно гнев за всё, что они натворили, обрушивается гроза и сильный град.

    До последнего хочется верить, что всё-таки любовь сумеет преодолеть все преграды, но этого не происходит. Колдуньи вынуждены уехать из места, где все их ненавидят и не понимают.

    Таким образом, люди, выросшие на лоне природы и занимающиеся колдовством, оказываются лучше и нравственней, чем те, кто был воспитан в «благородных» условиях цивилизации и кто считает, что правильно истолковывает мораль православия.

    То, как они возле церкви инстинктивно, словно животные, начали нападать на беззащитную девушку, выставляет их в отвратительном свете, показывает их первобытными дикарями.

    Такой трагический финал ещё раз нам показывает, как важно быть милосердными друг к другу, как важно быть сильными в трудной ситуации.

    Источник: https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-proizvedeniya-olesya-kuprina/

    Краткое содержание Олеся по главам Куприна для читательского дневника

    Волею судьбы молодой барин был заброшен в глухую деревню на целых полгода. Отправляясь туда, начинающий писатель не подозревал, насколько тосклива жизнь в этом богом забытом краю. Он собирался «наблюдать нравы» простого народа, обычаи «первобытных натур», изучать диалект жителей Волынской губернии.

    Но крестьяне не желали общаться с барчуком. При встрече они кланялись с угрюмой почтительностью и тут же старались уйти.

    Войти в круг местной интеллигенции ему тоже не удалось, привезенная с собой библиотека быстро иссякла, попытки лечить крестьян не увенчались успехом. Из всех развлечений нашему герою осталась лишь охота.

    Когда из-за ветреной и холодной погоды охотиться стало невозможно, Ярмола, слуга писателя, попросил обучить его грамоте. Учился Ермола с огромным трудом, но и упорства ему было не занимать.

    Анализ повести «Олеся» (А.И. Куприн) | Литерагуру

    Александр Иванович Куприн часто в своих произведениях рисовал идеальный образ «естественного» человека, такого, который не подвластен тлетворному влиянию света, чья душа чиста, свободна, кто близок природе, живёт в ней, живёт с нею в едином порыве. Ярким примером раскрытия темы «естественного» человека является повесть «Олеся».

    История создания

    История, описанная в повести, появилась не случайно. Однажды А.И. Куприн гостил в Полесье у помещика Ивана Тимофеевича Порошина, который рассказал писателю загадочную историю своих отношений с некой колдуньей. Именно эта история, обогащённая художественным вымыслом, и легла в основу произведения Куприна.

    Первая публикация повести состоялась в журнале «Киевлянин» в 1898 году, произведение носило подзаголовок «Из воспоминаний о Волыни», что подчёркивало реальную основу происходящих в повести событий.

    Жанр и направление

    Александр Иванович творил в конце 19 — начале 20 века, когда постепенно начинала разгораться полемика между двумя направлениями: реализмом и модернизмом, который только-только начинал заявлять о себе. Куприн принадлежит к реалистической традиции в русской литературе, поэтому повесть «Олеся» можно смело отнести к реалистическим произведениям.

    По жанру произведение представляет собой повесть, так как в нём преобладает хроникальный сюжет, воспроизводящий естественное течение жизни. Читатель проживает все события, день за днём, вслед за главным героем Иваном Тимофеевичем.

    Суть

    Действие происходит в небольшой деревне Переброд Волынской губернии, на окраине Полесья. Молодой барин-писатель скучает, но однажды судьба его заводит на болото к дому местной ведьмы Мануйлихи, где он знакомится с красавицей Олесей. Между Иваном и Олесей вспыхивает чувство любви, но молодая колдунья видит, что ждёт её погибель, если она свяжет свою судьбу с нежданным гостем.

    Но любовь сильнее предрассудков и страха, Олеся хочет обмануть судьбу. Молодая ведьма ради Ивана Тимофеевича идёт в церковь, хотя ей по роду занятий и происхождению вход туда воспрещён.

    Она даёт понять герою, что совершит этот смелый поступок, который может повлечь за собой непоправимые последствия, но Иван не понимает этого и не успевает спасти Олесю от разъярённой толпы. Героиню жестоко избивают. Она в отместку шлёт проклятье на деревню, и в ту же ночь случается страшная гроза.

    Зная силу гнева людского, Мануйлиха с воспитанницей поспешно покидают дом на болоте. Когда молодой человек на утро приходит в это жилище, то находит лишь красные бусы, как символ их с Олесей короткой, но настоящей любви.

    Главные герои и их характеристика

    Главными героями повести являются барин-писатель Иван Тимофеевич и лесная колдунья Олеся. Совершенно разные, они сошлись, но не смогли быть счастливы вместе.

    1. Характеристика Ивана Тимофеевича. Это человек добрый, тонко чувствующий. Он смог разглядеть в Олесе живое, природное начало, потому что сам ещё не до конца убит светским обществом. Одно то, что он уехал из шумных городов в деревушку, говорит о многом. Героиня для него не просто красивая девушка, она для него загадка. Эта странная знахарка верит в заговоры, гадает, общается с духами — она колдунья. И это всё привлекает героя. Он хочет увидеть, узнать что-то новое, настоящее, не прикрытое фальшью и надуманным этикетом. Но при этом Иван всё же сам находится во власти света, он думает насчёт женитьбы на Олесе, но его смущает то, как же она, дикарка, появиться в залах столицы.
    2. Олеся — идеал «естественного» человека. Она родилась и жила в лесу, природа была её воспитателем. Мир Олеси — это мир гармонии с окружающим миром. Кроме того, она находится в согласии со своим внутренним миром. Можно отметить такие качества главной героини: она своенравная, прямолинейная, искренняя, она не умеет жеманничать, притворяться. Молодая колдунья умна, добра, стоит лишь вспомнить первую встречу читателя с нею, ведь она нежно несла в подоле птенцов. Одной из главных черт Олеси можно назвать неподчинение, которое она унаследовала от Мануйлихи. Они обе как бы против всего света: живут отчуждённо на своём болоте, не исповедают официальной религии. Даже зная, что от судьбы не уйдёшь, молодая колдунья всё же пытается, тешит себя надеждой, что всё у неё с Иваном получится. Она самобытна и непоколебима, несмотря на то, что любовь ещё жива, она уезжает, бросает всё, не оглядываясь назад. Образ и характеристика Олеси доступны по ссылке.

    Темы

    • тема повести — любовь Олеси, её готовность к самопожертвованию — является центром произведения. Ивану Тимофеевичу посчастливилось встретиться с настоящим чувством.
    • Другой немаловажной смысловой ветвью является тема противостояния мира обычного и мира людей природы. Жители деревни, столиц, сам Иван Тимофеевич — представители обыденного мышления, пронизанного предрассудками, условностями, клише. Мировоззрение Олеси и Мануйлихи – это свобода, открытые чувства. В связи с этими двумя героями появляется тема природы. Окружающая среда — колыбель, воспитавшая главную героиню, незаменимая помощница, благодаря которой Мануйлиха с Олесей живут вдали от людей и цивилизации без нужды, природа даёт им всё необходимое для жизни. Эта тема раскрыта наиболее полно в данном эссе.
    • Роль пейзажа в повести огромна. Он является отражением чувств героев, их взаимоотношений. Так, при зарождении романа мы видим солнечную весну, а в конце разрыв отношений сопровождается сильной грозой. Подробнее об этом мы написали в этом сочинении.

    Проблемы

    Проблематика повести разнообразна. Во-первых, писатель остро вырисовывает конфликт между обществом и теми, кто не вписывается в него. Так, когда-то жестоко выгнали Мануйлиху из деревни, избили саму Олесю, хотя обе колдуньи в отношении к деревенским жителям не проявляли никакой агрессии. Общество не готово принять тех, кто отличается от них хоть чем-то, кто не пытается притворяться, так как хочет жить по своим правилам, а не по шаблону большинства.

    Проблема отношения к Олесе проявляется ярче всего в сцене похода её в церковь. Для русского православного народа деревни было настоящим оскорблением, что та, которая служит злым духам, по их мнению, явилась во храм Христа. У церкви, где люди просят милости Божией, сами же они вершили суд жестокий и беспощадный. Возможно, писатель хотел на основе этой антитезы показать, что в обществе исказилось представление о праведном, добром, справедливом.

    Смысл

    Идея повести заключается в том, что люди, выросшие вдали от цивилизации, оказываются намного благороднее, деликатнее, вежливее и добрее, чем само «цивилизованное» общество. Автор намекает на то, что стадная жизнь отупляет личность и стирает ее индивидуальность.

    Толпа покорна и неразборчива, и зачастую верх над ней берут худшие ее представители, а не лучшие. Первобытные инстинкты или же приобретенные стереотипы, как, например, неправильно истолкованная мораль, направляют коллектив к деградации.

    Так, обитатели деревни показывают себя большими дикарями, чем две колдуньи, живущие на болоте.

    Основная мысль Куприна заключается в том, что люди должны вновь обратиться к природе, должны научиться жить в гармонии с миром и с собой, чтобы их холодные сердца растопились. Олеся попыталась открыть мир настоящих чувств Ивану Тимофеевичу. Он не смог понять этого вовремя, но таинственная колдунья и её красные бусы останутся в его сердце навсегда.

    Вывод

    Александр Иванович Куприн в своей повести «Олеся» попытался создать идеал человека, показать проблемы искусственного мира, раскрыть людям глаза на ведомое и безнравственное общество, которое их окружает.

    Жизнь своенравной, непоколебимой Олеси была в какой-то мере разрушена прикосновением к ней мира светского в лице Ивана Тимофеевича. Писатель хотел показать, что мы сами рушим то прекрасное, что даёт нам судьба, просто потому что мы слепы, слепы душой.

    Критика

    Повесть «Олеся» является одним из знаменитейших произведений А.И. Куприна. Силу и талантливость повести оценили еще современники писателя.

    К. Бархин называл произведение «лесной симфонией», отмечая плавность и красоту языка произведения.

    Максим Горький отмечал молодость, непосредственность повести.

    Таким образом, повесть «Олеся» занимает важное место, как в творчестве самого А.И. Куприна, так и в истории русской классической литературы.

    Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-povesti-olesya-a-i-kuprin/

    Краткое содержание “Олеси” Куприна

    Одним из первых крупных произведений Александра Куприна стала повесть «Олеся». Повесть была написана в 1898 году и в том же году опубликована. Сам автор считал это произведение одной из лучших своих работ. «Олеся» 3 раза экранизировалась: в 1915, в 1956 (фильм назывался «Колдунья») и в 1971 годах.

    Молодой барин Иван Тимофеевич, от лица которого ведётся повествование, приезжает в небольшой населённый пункт на окраине Волынского Полесья. Барину скучно в глухой деревне после городской жизни. Он пытается подружиться с местными жителями: обучает грамоте своего слугу, занимается лечением. Однако ни одно из этих занятий не сближает «чужака» с населением деревни.

    Иван Тимофеевич начинает заниматься охотой. Слуга барина Ярмола рассказывает своему хозяину о том, что в местном лесу живёт колдунья Мануйлиха со своей внучкой, а неожиданно поднявшийся ветер приписывает чёрной магии старой ведьмы. Через несколько дней барин случайно сбивается с пути на охоте. Пытаясь найти обратную дорогу, он выходит на избушку Мануйлихи.

    Иван Тимофеевич знакомится с Олесей, внучкой колдуньи. Девушка помогает барину выйти из леса.

    Главный герой долго не мог забыть свою новую знакомую. Через некоторое время он возвращается в лес, чтобы найти Олесю. Барин хочет, чтобы девушка погадала ему. Колдунья предвещает главному герою одиночество, желание свести счёты с жизнью и большую любовь с темноволосой женщиной. Однако даже любовь не сможет дать счастья.

    Та, которую полюбит Иван Тимофеевич, будет страдать и примет позор. Олеся утверждает, что у барина слишком ленивое сердце, а значит, любить по-настоящему, самоотверженно он не умеет. Главный герой не верит ни в гадания, ни в сверхъестественные силы, которые приписывают Мануйлихе и её внучке.

    Единственная цель его прихода в лесную избушку – вновь увидеть юную колдунью.

    Иван Тимофеевич и Олеся начинают тайно встречаться, несмотря на протесты Мануйлихи. Главный герой спасает возлюбленную и её бабушку от урядника Евпсихия Африкановича, который пытается выселить «ведьм» из их дома. Иван Тимофеевич подкупает урядника и уговаривает его оставить женщин в покое. Узнав об этом, гордая Олеся обиделась.

    Между влюблёнными происходит размолвка. Затем главный герой заболевает. В течение недели он не видится с Олесей. После выздоровления Иван Тимофеевич продолжает встречаться с колдуньей. Молодой барин знает, что ему скоро предстоит возвращение в город и предлагает Олесе обвенчаться и уехать с ним. Девушка не согласна.

    Ни одна женщина в её роду не венчалась, ведь душа колдуньи принадлежит Сатане.

    Главный герой на некоторое время вынужден уехать в соседнюю деревню. Вернувшись, он узнаёт о том, что возле церкви местные жители избили колдунью. Ей удалось вырваться и убежать в лес. Иван Тимофеевич спешит в лесную избушку, понимая, что крестьяне напали именно на Олесю. Придя домой к любимой, он находит девушку избитой. Олеся решила пойти в церковь, чтобы порадовать Ивана Тимофеевича. Крестьяне же приняли поступок ведьмы как вызов.

    Колдунья не должна осквернять своим присутствием святое место. После службы на Олесю напали и избили. Иван Тимофеевич предлагает привести доктора, но девушка отказывается. Молодая колдунья сообщает главному герою, что они с бабушкой скоро переедут, чтобы не навлечь на себя ещё больший гнев крестьян. Олеся хочет расстаться с Иваном Тимофеевичем, чтобы их роман не навлёк беду на обоих.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Свадьба в церкви как называется

    Девушка сожалеет только об одном: у неё не будет ребёнка от любимого человека.

    Той же ночью в деревне была гроза с градом, из-за которой погиб весь урожай. Ярмола предлагает барину немедленно уехать. Крестьяне уверены, что грозу устроила старая колдунья, чтобы отмстить за внучку. В деревне уже известно о романе Олеси и приезжего барина.

    Ивану Тимофеевичу тоже могут устроить расправу. Главный герой решил послушать доброго совета. Перед отъездом Иван Тимофеевич решил навестить Олесю ещё раз. Однако Мануйлиха и её внучка уже успели уехать.

    Словно посылая любимому прощальный привет, Олеся оставила в избушке свои красные бусы.

    Иван Тимофеевич

    Характеристику главному герою даёт сама Олеся. Иван Тимофеевич не проявляет заносчивости по отношению к простым людям, пытаясь стать им другом. Он способен на добро и сочувствие. Тем не менее, как отмечает лесная ведьма, у барина «ленивое сердце». Будучи человеком порядочным, он предлагает Олесе официальный брак. Но при первом же её отказе отступает, не стремясь отстоять свою любовь.

    Ко многим действиям Ивана Тимофеевича побуждает скука. Не имея возможности жить той жизнью, которую он вёл в городе, главный герой пытается чем-то себя развлечь. В конце концов, главным развлечением барина становится колдунья.

    Иван Тимофеевич отдаёт предпочтение именно этой девушки из-за её непохожести на других деревенских женщин. Она отличается от обычных крестьянок и в то же время не принадлежит тому обществу, к которому привык главный герой.

    Роман с ведьмой для Ивана Тимофеевича окутан мистикой, несмотря на то, что он не верит в сверхспособности девушки.

    Предложение, которое главный герой делает Олесе, носит чисто символический характер. Вступив в близкие отношения с девушкой, Иван Тимофеевич считает себя обязанным на ней жениться. Однако барин знает заранее: честная бескорыстная Олеся ни за что не согласится стать его женой.

    Знакомы ли вы с биографией Александра Куприна – уникального русского писателя первой половины ХХ века, автора таких известных произведений как “Олеся”, “Гранатовый браслет” и “Кадеты”?

    Обратите внимание на известное произведение Александра Куприна “Яма”, изображающее тайные и порочные стороны высшего общества, людей, оказавшихся в ловушке собственных страстей и слабостей.

    Лесная ведьма

    Иван Тимофеевич описывает главную героиню, как красивую и сильную девушку. Несмотря на свою малограмотность, Олеся очень умна. Главный герой отмечает, что молодая колдунья обладала гибким умом и деликатностью, благодаря чему их отношения складывались весьма гармонично.

    Барин не верит в сверхъестественные способности своей любимой, приписывая веру в потустороннее неграмотности колдуньи. Олеся уверена, что умеет останавливать кровь заклинанием. Иван Тимофеевич объясняет девушке, что кровь останавливается естественным путём, а не из-за колдовства. По мнению автора, в Олесе действительно есть что-то необычное, однако с магией он это никак не связывает.

    В отличие от Ивана Тимофеевича, Олеся не эгоистична в любви. Лесная ведьма прекрасно понимает, что такой девушке, как она, не место в высшем обществе. Барин должен жениться на равной. Олеся, не задумываясь, отказывается от своей любви ради блага её возлюбленного.

    Жители деревни ненавидят ведьму за силу, красоту и независимость, которые ей присущи. Любое несчастье (метель, гроза и т. д.) приписывается действиям колдуньи. Девушка не скована религиозными запретами, так как считает, что её душа с самого рождения принадлежит дьяволу, и это нельзя никак исправить. Отсутствие запретов помогает ей быть свободной в любви.

    Символы в повести

    Автор обращает внимание на главный символ повести «Олеся» только в конце повествования. Им становятся бусы лесной колдуньи. Ярко-красный цвет украшения символизирует независимый характер девушки. Олесю, как и её бусы, трудно не заметить. И причиной этому не красота или сверхъестественные способности, а внутренняя сила и бесстрашие, идущие из самого сердца ведьмы.

    Красный цвет как символ
    Красный цвет – символ страстной любви, которая захватывает Олесю, делает её ещё смелее и прекраснее. Однако есть у красного цвета и другие значения: кровь, самопожертвование. Любовь заставляет девушку бросить вызов окружающим и пойти в церковь, куда она раньше зайти не решалась, опасаясь «расплаты». Дерзкий поступок привёл к несчастью (крови).

    Происшествие заставляет Олесю принять нелёгкое решение – отказаться от самого дорогого ей человека. Дальнейшие отношения между барином и просто лесной девушкой, имеющей славу колдуньи, не могут иметь счастливого финала. Олеся жертвует своими интересами, в первую очередь, ради блага Ивана Тимофеевича.

    Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-kuprin/olesia.html

    А.И. Куприн

    История создания

    Повесть А. Куприна «Олеся» впервые вышла в печать 1898 году в газете «Киевлянин» и сопровождалась подзаголовком. «Из воспоминаний о Волыни». Любопытно, что писатель сначала отправлял рукопись в журнал «Русское богатство», так как до этого в данном журнале уже выходил купринский рассказ  «Лесная глушь», посвященный также Полесью. Таким образом, автор рассчитывал на создание эффекта продолжения.

    Однако «Русское богатство» по каким-то причинам отказалось выпускать «Олесю» (возможно, издателей не устроили размеры повести, ведь к тому времени она была самым крупным произведением автора), и планируемого автором цикла не получилось. Зато позднее, в 1905 году, «Олеся» вышла в самостоятельном издании, сопровожденном вступлением от автора, в котором рассказывалась история создания произведения.

    Позднее вышел и полноценный «Полесский цикл», вершиной и украшением которого стала «Олеся».

    Авторское вступление сохранилось лишь в архивах. В нем Куприн рассказывал, что гостя в Полесье у знакомого помещика Порошина, он услышал от него множество легенд и сказок, связанных с местными верованиями.

    В числе прочего Порошин рассказал, что и сам был влюблен в местную колдунью.

    Эту историю Куприн позднее расскажет в повести, заодно включив в нее всю мистику местных преданий, таинственную мистическую атмосферу и пронзительный реализм окружавшей его самого обстановки, непростые судьбы полесских жителей.

    Сюжет повести

    Композиционно «Олеся» – повесть-ретроспектива, то есть, автор-повествователь возвращается в воспоминаниях к событиям, которые происходили в его жизни много лет назад.

    Основа сюжета и ведущая тема повести – любовь между городским дворянином (панычем) Иваном Тимофеевичем и молодой жительницей Полесья, Олесей. Любовь светлая, но трагическая, так как её гибель неизбежна ввиду ряда обстоятельств – социального неравенства, пропасти между героями.

    По сюжету герой повести, Иван Тимофеевич, несколько месяцев проводит в глухой деревне, на краю Волынского Полесья (территория, называемая в царские времена Малороссией, сегодня – запад Припятской низменности, на севере Украины).

    Городской житель, он вначале пытается привить местными крестьянам культуру, лечит их, учит читать, но занятия безуспешны, так как люди одолеваемы заботами и им неинтересно ни просвещение, ни развитие.

    Иван Тимофеевич все чаще ходит в лес на охоту, любуется местными пейзажами, иногда слушает рассказы своего слуги Ярмолы, который говорит о ведьмах и колдунах.

    Заблудившись в один из дней на охоте, Иван попадает в лесную избушку – здесь живет та самая ведьма из рассказов Ярмолы – Мануйлиха и её внучка Олеся.

    Второй раз герой приходит к обитателям избушки весной. Олеся гадает ему, предрекая скорую несчастную любовь и невзгоды, вплоть до попытки самоубийства.

    Девушка также показывает мистические способности – она может воздействовать на человека, внушая свою волю или страх, останавливать кровь. Паныч влюбляется в Олесю, сама же она остается подчеркнуто холодна с ним.

    Особенно сердится на то, что паныч заступается за неё с бабкой перед местным урядником, пригрозившим разогнать обитательниц лесной избы за их, якобы, ворожбу и вред людям.

    Иван заболевает и неделю не является в лесную избу, когда же он приходит, заметно, что Олеся счастлива его видеть, и чувства обоих вспыхивают. Проходит месяц тайных свиданий и тихого, светлого счастья. Несмотря на очевидное и осознаваемое Иваном неравенство влюбленных, он делает Олесе предложение.

    Она отказывается, мотивируя тем, что ей, служительнице дьявола, нельзя заходить в церковь, следовательно, и венчаться, вступая в брачный союз. Тем не менее, девушка решается пойти в церковь, чтобы сделать приятное панычу.

    Местные жительницы, однако, не оценили порыв Олеси и набросились на неё, сильно избив.

    Иван спешит в лесной дом, где избитая, поверженная и морально раздавленная Олеся говорит ему, что её опасения на счет невозможности их союза подтвердились – им нельзя быть вместе, поэтому она с бабушкой покинет свой дом. Теперь деревня настроена к Олесе и Ивану еще более враждебно – любой каприз природы будут связывать с её вредительством и рано или поздно убьют.

    Перед отъездом в город Иван снова идет в лес, но в избушке находит только олесины красные бусы.

    Олеся

    героиня повести – лесная колдунья Олеся (настоящее её имя Алёна – сообщает бабка Мануйлиха, а Олеся – местный вариант имени). Красивая, высокая брюнетка с умными темными глазами сразу обращает на себя внимание Ивана. Природная красота в девушке сочетается с природным умом – несмотря на то, что девушка даже не умеет читать, такта и глубины в ней, пожалуй, больше, чем в городской.

    Олеся уверена, что «не такая, как все» и трезво понимает,  что за эту непохожесть может пострадать от народа. Иван не слишком верит в необычные способности Олеси, полагая, что тут больше многовекового суеверия. Однако он не может отрицать мистичность образа Олеси.

    Олеся отлично осознает невозможность её счастья с Иваном, даже если тот примет волевое решение и женится на ней, поэтому именно она смело и просто управляет их отношениями: во-первых, предпринимает самоконтроль, пытаясь не навязываться панычу, во-вторых, принимает решение о расставании, видя, что они не пара. Светская жизнь была бы для Олеси неприемлема, муж неизбежно стал бы тяготиться ею после того, как выяснилось бы отсутствие общих интересов. Олеся не хочет быть обузой, связывать Ивана по рукам и ногам и уходит сама – в этом героизм и сила девушки.

    Подробнее: Олеся: характеристика и образ героини

    Иван Тимофеевич

    Иван – небогатый, образованный дворянин. Городская скука приводит его в Полесье, где он поначалу пытается вершить какие-то дела, но в итоге из занятий остается только охота. К преданиям о ведьмах он относится как к сказкам – здоровый скепсис обоснован его образованием.

    (Иван и Олеся)

    Иван Тимофеевич – искренний и добрый человек, он способен прочувствовать красоту природы, а потому Олеся поначалу интересует его не как красивая девушка, а как интересная личность. Ему интересно, как получилось, что её воспитала сама природа, и она вышла такой нежной и деликатной, непохожей на грубых неотесанных крестьян.

    Как вышло так, что они, религиозные, хотя и суеверные, грубее и жестче Олеси, хотя именно она должна быть  воплощением зла. Для Ивана встреча с Олесей – не барская забава и непростое летнее любовное приключение, хотя и он понимает, что они не пара – общество в любом случае окажется сильнее их любви, разрушит их счастье.

    Олицетворение общества в данном случае неважно – будь то слепая и тупая крестьянская сила, будь то городские жители, сослуживцы Ивана. Когда он думает об Олесе как о будущей жене, в городском платье, пытающейся поддержать светский разговор с его коллегами, — он просто заходит в тупик. Потеря Олеси для Ивана – такая же трагедия, как и обретение её в качестве жены.

    Это остается за рамками повествования, но скорее всего предсказание Олеси свершилось в полной мере – после её ухода ему было плохо, вплоть до мыслей о намеренном уходе из жизни.

    Подробнее: Иван Тимофеевич: характеристика и образ героя

    Итоговый вывод

    Кульминация событий в повести приходится на большой праздник – Троицу. Это неслучайное совпадение, оно подчеркивает и усиливает трагизм, с которым светлая сказка Олеси растоптана ненавидящими её людьми. В этом есть саркастический парадокс: служительница дьявола, Олеся, колдунья, оказывается более открытой к любви, чем толпа народа, чья религия укладывается в тезис «Бог есть Любовь».  

    Авторские выводы звучат трагично – невозможно совместное счастье двух людей, когда счастье для каждого из них в отдельности – разное. Для Ивана невозможно счастье в отрыве от цивилизации. Для Олеси – в отрыве от природы. Но при этом, утверждает автор, цивилизация жестока, общество может отравить отношения между людьми, морально и физически уничтожить их, а природа – нет.

    Источник: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%8F.html

    Светлые следы — о творческом вечере Олеси Николаевой

    Неимоверно сложно сделать бесстрастный репортаж с творческого вечера поэта, роль которого в твоей жизни важнее, чем роль иных классиков. Двенадцать лет назад я собиралась поступать в Литинститут имени Горького и до последнего момента надеялась, что семинар будет набирать она — Олеся Николаева, поэт, чьи стихи, подобно творчеству Блока или Цветаевой, оставляют в душе светлые следы.

    В тот год семинар поэзии набирал другой автор, да и прошла я, к вящему своему удивлению, на неинтересную мне тогда прозу, поэтому вместо творческого вуза я оказалась в академической среде, о чем не жалею — но значение творчества Олеси Александровны Николаевой в моей жизни все последующие не уменьшалось. Напротив, все чаще со дна памяти всплывали кувшинки и лилии строк:

    Тот, кто поручил мне Августина,

    говорил: кроме любви,

    нет в жизни иного смысла.

    Тот, кто поручил мне Августина,

    говорил: кроме славы Божьей,

    нет у жизни иного предназначенья.

    Тот, кто поручил мне Августина,

    говорил: нет иного права у христианина,

    кроме права прощать всем сердцем

    Или:

    Что твердишь ты уныло: нет выхода Много есть входов!

    Есть у Господа много персидских ковров-самолетов.

    У Него и на бесах иные летают святые.

    И горят в темноте кипарисы, как свечи витые.

    Проза Олеси Николаевой оказалась такая же светлая и насыщенная, публицистика — вдумчивая и захватывающая.

    Совсем недавно в издательстве храма святой мученицы Татианы вышла новая серия книг Олеси Николаевой, в которую вошли как уже известные романы «Инвалид детства» и «Мене, текел, Фарес», повести «Пленный херувим», «Ничего страшного», «Корфу», так и впервые изданная «Кукс из рода Серафимов» и другие произведения. 24 декабря в храме святой мученицы Татианы состоялся творческий вечер Олеси Николаевой.

    Со вступительным словом обратился к собравшимся протоиерей Максим Козлов, настоятель храма святой мученицы Татианы, ибо именно он поспособствовал выходу новой серии книг О. А. Николаевой в издательстве храма. “Когда люди творческие реализуют себя на своем родном приходе — это правильно”, — отметил он.

    С позиции читателя и слушателя отец Максим высоко оценивает творчество писательницы: «Мне очень нравится творчество Олеси Николаевой, нравится ее проза и поэзия, нравится, как она читает». Отец Максим обратил особенное внимание на честность творчества Олеси Александровны.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как церковь боролась с ересью

    Следующим выступил архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского монастыря, секретарь патриаршего совета по культуре. Подчеркнув, что их с Олесей Александровной связывает многолетняя дружба, он рассказал: «Олеся — исключительный человек. И ее исключительность состоит в ее монахолюбии». Он напомнил, что Олеся Николаева духовно воспитывалась в Псково-Печерском монастыре, там же духовно возрастали ее дети и теперь уже внуки.

    Отец Тихон поделился своими светлыми впечатлениями от личности Олеси Александровны, охарактеризовав ее как «большого хорошего настоящего друга, с которым можно поделиться, да и просто посидеть».

    Следом выступал Сергей Иванович Чупригин, главный редактор журнала «Знамя». Свою речь он начал с того, что тоже знаком с Олесей Александровной тридцать лет. Отметив тот факт, что книг об обретении человеком веры вообще очень мало, он назвал Олесю Николаеву более церковным автором, чем даже писатели-священнослужители. Он обратил внимание, то в книгах Олеси Николаевой жизнь Церкви не отделена от жизни людей, и напомнил, что Церковь отделена от государства, а не от общества.

    В заключение С. И. Чупрыгин сообщил, что накануне Святейший Патриарх Кирилл вручил Олесе Николаевой орден святой княгини Ольги и поздравил хозяйку вечера с этой наградой.

    Последним выступил писатель Алексей Варламов. Вместе с Олесей Александровной он ведет семинар в Литературном институте имени Горького. «Я завидую ее студентам, — сказал он. — Ее преподавание — это еще одна грань ее таланта».

    Говоря об особенностях творчества Олеси Николаевой, он отметил, что она пишет свободно и назидательно. Писатель продемонстрировал назидательность русской литературы на примере повести Пушкина «Капитанская дочка»: герои соединяются только когда проявляют отказываются от своеволия и проявляют послушание и смирение. Герои повести, по словам А. Варламова находятся в связи с небом, но это не давит на читателя.

    В заключение писатель выразил удовлетворение тем, что русская литература и Русская Церковь в случае с Олесей Николаевой идут вместе.

    После этого выступила сама хозяйка вечера. «Все происходящее я воспринимаю как чудо!» — сказала она. Олеся Александровна выразила благодарность всем, кто помог осуществить издание книг, отдельно отметив картины Валерия Башенина.

    «Я действительно очень монахолюбива, — подтвердила Олеся Александровна слова отца Тихона. — Для меня монах — уже не совсем человек. Он во плоти ангел, даже если ведет себя не очень достойно».

    Центром творчества Олеси Николаевой является человек. По ее словам, человек, идущий к Богу — уже литературный герой, и вообще человек является предметом писательского интереса.

    «Если говорить о богатстве своей жизни, то это люди, с которыми я встретилась, — говорит Олеся Александровна. — Прозу я стала писать от избытка любви и интереса к ним».

    Писательница с глубокой верой говорила о Промысле Божьем в творческой жизни. «Меня потрясает, что жизнь полна тайнами и подсказками», — делится она. Она поведала, что посоветовал писать прозу ей писатель Фазиль Искандер, когда слушал ее устные рассказы и истории из жизни. Но вспомнила она об этом лишь десять лет спустя, когда почувствовала стремление к написанию прозы и стала работать над романом «Инвалид детства».

    Олеся Александровна выразила надежду, что сотрудничество с издательством Татьянинского храма продолжится — впереди издание нового романа, который, как обещает автор, будет утешительным.

    «Над нами все время витает сила Промысла Божьего», — подытожила хозяйка вечера.

    После этого она прочитала посвященный супругу, протоиерею Владимиру Вигилянскому, рассказ «Деньги для Саваофа» и несколько стихотворений.

    В заключение Олеся Николаева ответила на вопросы из зала.

    На вопрос, есть ли будущее у молодых поэтов в нашей стране, или большинству из них придется уходить «в институт коммунального хозяйства», она ответила, что у сегодняшнего поэта нет аудитории, ему нужно дело, которое могло бы его прокормить.

    Но, напомнила она, любой опыт можно переложить в творчество. Не вполне нормальной, по ее мнению, является ситуация советского времени, когда человек мог безбедно существовать на гонорары, полученные с книги.

    Писательница не обнаружила жесткой связи между хорошей жизнью и талантливым произведением.

    На просьбу посоветовать какую-либо литературу сегодняшним подросткам, Олеся Александровна откликнулась живо: «Русскую литературу! Достоевский, Лесков, Толстой, Гоголь! Это неиссякаемый источник!».

    Вопрос о романе, получившем премию «Русский Букер», застал Олесю Александровну врасплох. По ее словам, она не читала этого произведения, но знает, что многие уважаемые ею люди были им возмущены.

    С нескрываемым пессимизмом ответила Олеся Николаева на вопрос, может ли русская литература изменить ситуацию в обществе. Она напомнила, что уже выросло поколение, воспитанное в девяностые, поколение духовно непросвещенное, не знающее, что такое грех. Свои надежды писательница возлагает на Церковь, церковное просвещение и внятную культурную политику.

    На вопрос, нужно ли преподавать литературу в духовных заведениях, Олеся Николаева ответила утвердительно. Она напомнила, что Христос использовал в речи средства художественной выразительности: Он говорил притчами, использовал сравнения и метафоры. «Нам легко говорить языком литературы», — отметила она и привела примеры риторических высказываний: «Это просто старший Карамазов!», «Смердяковщина» и т. д.

    В заключение по просьбе отца Максима Козлова Олеся Александровна прочитала стихотворение «Романс».

    ***

    Восьмилетняя Соня

    I

    Это кто у нас играет на рояле?

    Это Соня восьмилетняя играет.

    Соня с белыми бантами в смирных косах,

    Соня с крепкими ногами в белых гольфах.

    И звучат у нас мазурка с менуэтом,

    экосез и сонатина с сарабандой,

    даже фуга и фугетта. Даже жига —

    жарит жига, плещет, хлещет на дорогу

    А вокруг — Бог знает что! — лукавство, страсти,

    Золотой Телец, египетские казни,

    козни демонские, воздух ядовитый,

    леденящий, ледяной и ледовитый

    А у нас — Шопен и Шуберт, Гайдн, Гендель,

    у крыльца цветет жасмин, горит шиповник,

    уверяя: где бы мы ни оказались,

    здесь — все то же и все снова будет так же.

    Словно вечности лужайка, словно милость:

    где б кошмар ты ни увидел, — здесь проснуться.

    Что бы ни было потом, что б ни случилось,

    можно, дрогнув сердцем, вновь сюда вернуться.

    Вытрем слезы, выйдем где-то на вокзале:

    мир меняется, хребет себе ломает

    Только кто ж это играет на рояле?

    Это Соня восьмилетняя играет.

    II

    Знаешь, Соня, я свое не доиграла:

    пальцы путались, сбивался ритм, и клавиш

    западал — вся кода вышла комом,

    заикался марш, а скерцо задыхалось.

    Жаль, я Моцарта не слушалась — лупили

    так неистово по струнам молоточки,

    и рояль гудел отжатой до отказа

    золоченою торжественной педалью

    Потому что надо тоньше, надо строже,

    затаив дыханье, чище надо, легче:

    встать на цыпочки, тянуться выше, выше,

    и тогда уже — летишь себе свободно!

    Где угодно — хоть над лугом в жарких осах,

    хоть над торжищем меж сосен оробелых, —

    как Бог на душу — с бантами в ладных косах,

    с пылом праздничным и в гольфах вечно белых!

    Майор

    Говорит сыну майор: — Сынок,

    отправляйся-ка в армию — там спустят с тебя жирок,

    там тебя и вкрутую сварят, и пить дадут кипяток,

    чтоб словил ты кайф от устава, и толк, и ток!

    Там тебя научат бриться до синевы

    и повыбьют шалость и дурость из головы,

    обомнут, обстругают, обтешут, отрежут хвост:

    гладкий-гладкий весь — без сучка, без задоринки — прям и прост.

    А как встанешь навытяжку, чтобы к ноге нога,

    мышца с мышцею в сговоре, кожа туга-туга,

    так ведь музыку сфер почуешь, и прок, и строй,

    чтоб завяли Гога с Магогой — народец злой.

    Все-то лучше, чем так — былинкой малой балдеть,

    да поганкой бледной на пне трухлявом сидеть,

    среди геев шастать, шустрить шестеркой, бабла искать,

    гнать пургу, да фуфло шобить, да в сортире чужом икать.

    Ан — припомнишь после, как что — как маршировал,

    как во мраке на брюхе полз, землю-матушку целовал,

    “черный ворон” в траншее пел под шрапнельный шквал,

    а очнувшись, понял, что Бог тебя крышевал

    Рождество

    И пустыня уже приготовила Ему вертеп.

    И небо уже зажгло для Него звезду,

    и пастухи уже развели огонь, разложили хлеб,

    и волхвы потекли в путь, и праведники вострепетали в аду

    Словно бы им привиделся сияющий вертоград.

    И они Царю его сказали: благослови,

    пав пред ним Блаженнейший виноград

    Он давал вкушать умирающим от любви

    И на всем лежал отсвет этой звезды и покров мглы,

    и ангелов стало так много на острие

    наитаинственнейшей иглы,

    пришившей небо к земле.

    И лестница протянулась от самых седьмых небес,

    от первых и от последних дней,

    до этой сухой земли с ветрами наперевес,

    до этих бесплодных слез, до этих мертвых камней.

    И каждый стал думать, что ему принести,

    Младенцу, Мужу скорбей:

    пещера сказала – животных в теплой шерсти,

    пустыня сказала – люльку моих зыбей.

    Золото, ладан, смирну – волхвы сказали, а твердь

    сказала – звезду,

    а нищий очаг – огня.

    А пастухи – свое ликованье

    А Ирод сказал: «Смерть»,

    а сердце мое: «Меня,

    принеси меня!».

    Источник: https://www.pravmir.ru/vecher-o-nikolaevoj/

    Олеся — главная героиня одноименной повести А.И. Куприна

    Как многие великие литераторы, А.И. Куприн выступает в своих сочинениях «диагностом» современного ему мира. И его диагноз жёсток и окончателен — человек погряз в житейских мелочах, разучился видеть великое и дорожить настоящими ценностями, измельчал душой, опошлился телом.

    Писатель грезит о личности, что чудом избежала тлетворного влияния цивилизации и сохранила в себе природную искренность. И в этих грёзах является ему прелестница Олеся (так ее прозвали местные жители, а настоящее ее имя — Алена) — молодая колдунья 24 лет из богом забытой глубинки.

    Характеристика Олеси

    Не легка была судьба этой девушки. Чтобы понять её, нужно оглянуться в прошлое. С малых лет Олеся кочевала с одного места на другое, ловила на себе косые взгляды и пугалась злобной брани соседей. Слава приспешницы Сатаны всюду преследовала героиню, очерняя её невинный образ в глазах окружающих.

    Клеймо «ведьмы» обрекло Олесю на отдельное от общества существование. Она росла и воспитывалась самой матушкой природой и, конечно, её главной почитательницей ворчливой бабкой Мануйлихой, которая так и не научила ее читать.

    Последнее пристанище всюду гонимых героинь худая землянка на болотах Полесья близ небольшой деревеньки Переброд.

    Олесе не приходилось переступать порога церкви, и она была уверена, что к её магическим способностям Бог не имеет никакого отношения (Олеся реально верила, что он колдунья и нечистый дал ей силы). Враждебный настрой крестьян со всех округ закалил характер героини, она стала неуязвима для чужих укоров и необычайно крепка духом.

    Годам к двадцати Олеся расцвела в очаровательное создание. Чарующие своей глубиной чёрные глаза молодой колдуньи смотрят на мир с вызовом и без капельки страха, в них читаются хитринка, смекалка и остроумие. Пусть Олеся не умеет читать книг, в неё с детства заложена мудрость природных сил.

    А вера в потустороннее, в магию и волшебство, как особая перчинка, придаёт этой «лесной деве» невероятный шарм и притягательность. 

    Олеся и Иван Тимофеевич

    Но настоящие чудеса начинаются, когда героиня встречает свою любовь (Ивана Тимофеевича).

    Познакомились они так. Молодой барин от скуки попросил Олесю ему погадать. Та предсказала ему невесёлое будущее, одинокую жизнь, желание покончить с собой. Рассказала, что в ближайшее время его ждёт любовь «трефовой дамы», темноволосой, как и она сама. Иван Тимофеевич не поверил ей и попросил её показать свои способности. Олеся показала ему, что может заговаривать кровь и нагонять страх. После этого, Иван, очарованный девушкой, стал частым ее частым гостем.

    Чувства Олеси — великий дар избраннику её сердца. Эта любовь соткана из самоотверженности и смелости поступков, искренности и чистоты помыслов. Зная, что любой исход свиданий для неё самой обернётся страшным горем, Олеся дарует себя возлюбленному без оглядки.

    Олеся решилась пойти в церковь, желая сделать приятное возлюбленному, но крестьянки посчитали её поступок за кощунство и набросились на неё после службы. Избитая Олеся отказалась от доктора и решила вместе с бабушкой уехать — чтобы не навлечь на себя ещё больший гнев общины. Она была также убеждена, что ей и Ивану необходимо расстаться, иначе их ждёт только горе. Переубедить её не удаётся.

    В спешке убегая из обжитых мест обесчещенная, израненная телом и душой, Олеся не проклинает погубившего её мужчину, а благодарит его за мимолётное счастье, что она испытала ощутив на себе магию настоящей любви. На память о себе Олеся оставляет Ивану Тимофеевичу красные бусы.

    Цитаты

    Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати – двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать.

    Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло‑розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом

    Невольно я обратил внимание на эти руки: они загрубели и почернели от работы, но были невелики и такой красивой формы, что им позавидовали бы многие благовоспитанные девицы

    вспомнилась выразительность и даже для простой девушки изысканность фраз в разговоре Олеси

    Нам и людей не надо. Раз в год только схожу я в местечко купить мыла да соли Да вот еще бабушке чаю, – чай она у меня любит. А то хоть бы и вовсе никого не видеть

    Ну, уж я б ни за что не променяла своего леса на ваш город

    А только не люблю я этого. Зачем бить пташек или вот зайцев тоже? Никому они худого не делают, а жить им хочется так же, как и нам с вами. Я их люблю: они маленькие, глупые такие

    Весь наш род проклят во веки веков. Да вы посудите сами: кто же нам помогает, как не он? (он — то есть Сатана)

    Источник: http://fandea.ru/727-olesja-glavnaja-geroinja-odnoimennoi-povesti-a-i-kuprina.html

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Благочестие