За что отлучают от церкви

За что на самом деле могут отлучить от церкви

за что отлучают от церкви

Люди, далекие от религиозной обрядовости, нередко путают понятия «анафема» и «проклятие». На самом деле это две разные вещи. Проклясть может любой человек. Для этого достаточно просто произнести соответствующее выражение, вложив в него максимум негативной энергетики. Анафема — прерогатива исключительно церкви. Да и смысл у нее совсем иной, нежели у обычного проклятия.

Трактовка понятия

Как и многие церковные термины, существительное «анафема» имеет греческие корни. В древнегреческом языке существовало слово «ἀνάθεμα», которое в переводе обозначает «отлучение». В языческие времена так называли обряд изгнания из общины одного из ее членов, совершившего особо тяжкое преступление. Позднее эту традицию переняла Христианская Церковь.

В Православной Энциклопедии 2000 года «анафема» определяется как «великое отлучение, которое может применяться лишь к членам Церкви». Соответственно, Церковь может лишать отлученного только тех благ, которыми сама заведует. Это касается участия в богослужениях, причащения таинств, возможности исповедоваться и получать прощение грехов, после смерти — шанса попасть в рай.

Протоиерей Максим Козлов в интервью корреспонденту газеты «Труд» объяснил, что преданный анафеме грешник полностью отдается Церковью на Суд Божий. С момента отлучения этот человек больше не имеет ни защиты, ни попечения Церкви.

Священнослужители — духовные пастыри — больше не станут его направлять и молиться за него Господу.

Даже если грешник после отлучения называет себя христианином и продолжает молиться, на деле он больше не принадлежит к Христианской Церкви и не имеет права на ее заступничество. В этом суть анафемы.

Кого предавали анафеме

Термин «анафема» довольно часто используется в литературе, а порой и в повседневной жизни. Иногда люди в гневе говорят это слово, даже не понимая его истинного значения. Несмотря на все это, процедура «великого отлучения» за всю историю Церкви проводилась не так уж часто.

Анафема — это самая крайняя мера. Священники, как духовные пастыри, несут ответственность за все стадо. Отлучение даже одной «заблудшей овцы» — это серьезное действие. Церковь буквально снимает с себя ответственность за спасение души грешника.

Анафеме предают за самые тяжкие грехи: преступления против веры, иконоборчество, церковный раскол, ересь. Так, в 325 году были преданы анафеме все адепты ереси арианства. В 518-ом таким же образом наказали епископа Северия Антиохийского, распространителя евтихиевой ереси. В 1666 году отлучили от Церкви всех старообрядцев.

Несмотря на то, что анафема обычно налагается на людей, имеющих непосредственное отношение к Церкви и вере, история знает случаи применения ее и к мирянам. В числе отлученных — Степан Разин (1671), Иван Мазепа (1708), Ленин (1970).

Процедура отлучения

В отличии от обычного мирского проклятия, анафема требует соблюдения определенного ритуала. Существует 3 степени отлучения: 1 — от святых таинств (нельзя бывать в церкви на богослужениях, причащаться, исповедоваться); 2 — от таинств, молитв и духовного общения с другими верующими; 3 — полное отлучение, изоляция от любого общения с христианами.

Первые два варианта относятся к так называемому «малому отлучению». Его налагают на провинившегося монаха или священника высшего чина временно. Обычно малое отлучение становится карой за такие грехи, как воровство, прелюбодеяние, взяточничество и пр. Полное отлучение является окончательным наказанием за самый тяжкий грех — вероотступничество.

Каноническая процедура наложения анафемы (великого отлучения) оформилась приблизительно в 340 году. Это событие приурочивают к Гангрскому собору, который созвали из-за возникновения ереси Евстафия. Борьбой с этим раскалывающим Христианскую Церковь явлением и было вызвано создание канона ритуала отлучения.

Полное отлучение провозглашается публично во время церковного собора. Изрекает анафему после детального обсуждения и вынесения решения специальный уполномоченный орган — собор архиереев или синод. Для случаев исключительной важности собирают Вселенский Собор.

Анафему грешник может получить как при жизни, так и после смерти (как было с Лениным). Во втором случае душа отлученного лишается права на поминовение. О великом грешнике больше не молятся, не читают поминальных служб.

Возможно ли снятие анафемы?

Великое отлучение считается окончательным, самым страшным наказанием человека, совершившего такой грех, который может отпустить только Господь по Его милости. И все-таки в истории были случаи, когда анафему снимали.

Согласно той же Православной Энциклопедии, это возможно в случае, если грешник покаялся, отказался от своих заблуждений или ереси и пожелал вернуться в лоно Церкви. Интересный случай, иллюстрирующий это правило, произошел в 1964 году в Иерусалиме.

Тогда папа Павел VI и константинопольский епископ Афинагор сняли друг с друга анафемы, которые наложили за несколько лет до этого. Такой «полюбовный» исход непримиримой вражды объясняется просто: священники встретились и после долгих обсуждений достигли политической договоренности.

С князем Дмитрием Донским произошел и вовсе курьезный случай. В XIV веке за антицерковную деятельность его предал великому отлучению митрополит Киева Киприан. В XX столетии безо всякого снятия анафемы Донского причислили к лику святых на соборе 1988 года.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/43619183-anafema-za-chto-mogut-otluchit-ot-tserkvi/

Почему отлучали от церкви

за что отлучают от церкви

Издавна церковь, как представительство Создателя на Земле, имела огромное влияние на разумы людей. Для поддержания неоспоримого авторитета, кроме сводов норм и правил, что четко регламентированы для верного прихожанина, существовали и санкции. Наиболее тяжкое наказание – отлучение от церкви. Эта процедура принята не во всех религиях, но все же иудаизм и христианство предусматривает такую ответственность верующих.

В чем суть отлучения от церкви

Понятие экскоммуникации (отлучения) не всегда было однозначным. Вообще это запрет на вхождение в церковные храмы, на возможность участия в церковных обрядах и таинствах. На сегодняшний день принято разделять несколько видов отлучения:

  • временный запрет на посещение церковных (религиозных) мероприятий,
  • анафема – полное отлучение человека от таинств, вхождения в храм и запрет на обращение с молитвой к Богу.

Конечно, отлучение от церкви — это не приговор. Оно может быть отменена высшим должностным лицом церковной иерархии, что наделен такими правами.

За что отлучают от церкви?

Отлучить от церкви могут всех: и служителей культа, и самих верующих. Конечно, в догмах каждого религиозного направления есть перечень более или менее опасных (с точки зрения религии) проступков, которые могут повлечь за собой анафему.

Это и прелюбодеяние, и блуд, и убийство, и воровство, и коррупция в церковной сфере, и нарушение религиозных правил прочее. Наиболее массовое отлучение от церкви было по причине ереси и апостасии. Ересью принято было считать вольное изложение общепринятых в церкви норм, непринятие этих норм за эталон правды.

Апостасия – это личное решение верующего отречься и от веры в Бога, и от церкви.

На территории современной России анафема была наравне с уголовно наказуемым преступлением. И потому наказание было соответствующим: ссылка, каторга, тюрьма. Вместе с этим отлучали от церкви всех, кого признавали изменниками Родины.

Это было связано с тем, что светская и церковная власть были едины в своих целях и мнениях. Только так можно было держать в повиновении целые народы. Логика тут ясна: действия или бездействия, что приносили вред государству, приносили вред всему, что это государство собой представляло.

Потому кроме мирского наказания следовала и соборная анафема.

Поражают масштабы анафемы. На тернах Руси ересь и другие религиозные преступления старались искоренить, постоянно поддерживали авторитет церкви и веры, чем проводили профилактику. В Европе пошли куда дальше. За колдовство, ересь или неугодные церкви действия людей сжигали на кострах и вешали. При чем, на скамье подсудимых перед священной инквизицией мог оказаться любой и каждый, даже по анонимному доносу без предоставления доказательств.

Источник: http://carkva-gazeta.org/%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D0%BE%D1%82%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B8-%D0%BE%D1%82-%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8/

Кого Церковь предает анафеме и за что?

за что отлучают от церкви

Анафема. Этим древним церковным термином в наше время любят часто жонглировать светские журналисты, когда имеют задачу упрекнуть Церковь в жестокости, потере евангельского духа и т.п. Да и современные верующие люди часто соблазняются, когда слышат об анафеме.

Оно и не удивительно, ведь начиная с Большой Советской Энциклопедии и заканчивая современными Википедиями, слово «анафема» нам упорно трактуют как «изгнание, проклятие». Действительно ли это так? Комментирует протоиерей Владимир Ровинский.

Как понимает анафему сама Церковь?

Дело в том, что Церковь — живой организм. Сердцевиной и Главой этого Богочеловеческого организма есть Христос. Как и всякий живой организм, Церковь имеет способность и необходимые механизмы, чтобы постоянно себя восполнять и обновлять, но вместе с тем, здесь необходимы и другие механизмы — отторжения мертвых клеток и самоочищения.

Так вот, нам всем в той или иной мере знакомы священнодействия (в Церкви они называются Таинствами), благодаря которым сама Церковь растет и обновляется. Это Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Соборование. И даже таинства Венчания и Священства играют в этом процессе ключевые роли. Таинства — это средства не только количественного роста церковного организма, но и качественного.

И этот процесс называется освящением, преображением и обожением каждого церковного члена, каждой клеточки этого организма.

А что мы знаем о самоочищении Церкви?

Прежде всего заметим, что Церковь очень бережно относится к своим членам. Забота о здоровье каждой клеточки — главная задача Церкви. Здесь состояние болезни называется грехом. Грех — болезнь заразная, можно сказать, инфекционная. Она опасна не только для самого больного, но и для окружающих его.

В борьбе с грехом первым и главным средством является покаяние. Чтобы покаяние было более действенным, Церковь через пастырей нередко предписывает кающемуся своеобразное лекарство-катализатор — епитимию.

Заметим, что грех, как и любую другую болезнь, нельзя излечить без непосредственного участия больного, его доброй воли и искреннего желания быть здоровым.

Случается, что болезнь требует не только усиленного лечения, но и изоляции больного. Понятие карантина нам всем известно. В Церкви такое явление называется отлучением. Отлучение, как правило, имеет временный характер, пока болезнь не станет угасать. Мирян на определенное время отлучают от участия в Евхаристии, а священнослужителей — от совершения священнодействий.

Как и в каждом живом организме, среди членов Церкви случаются духовные болезни, подобные раковым

Да, ереси, расколы, лжеучения вполне сопоставимы с раковыми опухолями на церковном теле. И пусть никто не смущается, что в Богочеловеческом организме и такое возможно. Это лишь еще раз косвенно свидетельствует, что Церковь жива. Но как и всякий нормальный организм, Церковь должна иметь свою иммунную систему, защищающую ее от заражения.

Что же происходит на этой стадии духовной болезни того или иного члена Церкви. Во-первых, под действием гордости, эгоизма, самонадеянности такой член — клеточка церковного организма начинает мутировать, видоизменяться. Он не способен более выполнять свои функции, не соответствует своей роли и предназначению. По сути, для церковного, как и любого другого организма, эти клетки являются мертвыми. Но если бы они были просто мертвы. Нет, это не так!

Эти больные члены, во-вторых, начинают быстро делиться, расти количественно и все более деградировать качественно. Они способны стремительно заражать болезнью соседние клетки и угрожать целому организму.

Что делать? Да, сначала химиотерапия, потом облучение. Но если и это не помогает — операция по отторжению.

В Церкви такое отторжение получило название анафема

Анафема слово древнегреческое (от ana – далеко; tihein – ставить). Его использовали еще апостолы, когда предостерегали о последствиях духовных болезней среди первых христиан. «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема» (1 Кор. 16, 22), — говорит апостол Павел коринфянам. «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. (1 Гал. 8), — повторяет апостол галатам.

Апостолы в таком свидетельстве об отделении от Церкви тех, кто сам себя уже отделил, опирались на учение Христа: «Аще же согрешит к тебе брат твой, иди и повеждь Церкви», «Аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 18, 17).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как открыть свою церковь

Впрочем, История Церкви свидетельствует, что только в крайних и редких случаях провозглашалась анафема

А когда уже были употреблены все другие средства для врачевания, не с целью наказания, а последнего средства для вразумления отпавшего и воспитательного акта ему сочувствующих, провозглашалась анафема.

Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий так пишет об анафеме: «Но как ясно вручил Господь апостолам и их преемникам право и власть крестить и таким образом вводить в Церковь достойных, так точно ясно же уполномочил Он их и отлучать от нее недостойных».

В Православии укоренилась традиция, что засвидетельствовать об отпадении от Церкви согрешающих, которые впали в ересь или раскол, т.е. провозгласить анафему, может только церковный собор.

Епископ Никодим Милош в толковании на 5 правило святых апостол так объясняет, что такое анафема:

«Совершенное исключение из церкви или большое отлучение (παντελής άφορισμός, excommunicatio omnimoda sive major) заключается в том, что известный член церкви за тяжкое церковное преступление, явное и доказанное, совершенно лишается церковного единения, т. е. теряет:

а) право общей молитвы с верными,б) право участия в каком бы то ни было церковном богослужении, и менее всего в божественной литургии,в) право совершения над ним какого бы то ни было таинства или церковного обряда, и

г) право быть отпеваемым и похороненным на православном кладбище после смерти.

Источник: https://pravlife.org/ru/content/kogo-cerkov-predaet-anafeme-i-za-chto

МОСКВА, 12 фев — РИА Новости, Антон Скрипунов. В Русской православной церкви разрабатывают единый документ о наказаниях для священнослужителей. Сейчас этот вопрос — преимущественно в ведении епископов, которые действуют на свое усмотрение, что порой приводит к жалобам на излишнюю строгость. Что представляет собой церковный суд, зачем и как его изменят — в материале РИА Новости.

Запрет служить или ссылка на север

Протоиерей Владимир Никитин и диакон Евгений Осяк подрались. Причину конфликта стали выяснять в Гатчинской епархии, к которой они принадлежат. В итоге отца Владимира запретили в служении — то есть лишили возможности исполнять обязанности священника — на один год.

Протоиерей попытался обжаловать решение, обратившись в вышестоящую церковную судебную инстанцию. Там досконально изучили дело и встали на сторону Гатчинской епархии. Однако виновным в конфликте оказался вовсе не один отец Владимир.

«Признать, что в упомянутом конфликте с нанесением каждой из сторон ущерба здоровью другой стороны приняли участие как протоиерей Владимир Никитин, так и диакон Евгений Осяк», — говорится в решении Общецерковного суда от 4 июня прошлого года. Диякон «также подлежит запрещению в служении с определением срока такового запрета в шесть месяцев». Текст опубликован на официальном сайте Московской патриархии.

Бывают и совершенно иные прецеденты. Так, служителя Нижегородской епархии иерея Андрея Логинова за дисциплинарный проступок (какой именно — в материалах суда не уточняется) правящий архиерей решил отправить в командировку в далекую Котласскую епархию на два года.

Отец Андрей обжаловал такое решение, и Общецерковный суд согласился с тем, что приговор слишком суров. А кроме того, обращено внимание на то, что «направление клирика в командировку в иную епархию возможно лишь при письменном согласии епархиальных архиереев обеих епархий, а также самого клирика». То есть подобные решения не должны быть прихотью одного человека.

Отстранение от служения, лишение прихода, послушание в монастыре, лишение сана — сейчас эти дисциплинарные инструменты тот или иной епископ может применять по своему усмотрению.

«Традиция правовой культуры в целом — и церковно-правовой в частности — в нашей стране в XX веке оказалась утраченной. А сейчас многое изменилось, возникают разные ситуации. И до последнего времени правящий епархией архиерей вынужден решать судьбы многих священнослужителей.

Кто-то этим тяготился, кто-то упивался возможностью властвовать над людьми.

Но это не соответствует традиции соборного решения всех церковных вопросов, которая всегда должна определять деятельность Церкви», — объясняет известный церковный историк и богослов протоиерей Георгий Митрофанов.

Отец Георгий входит в состав Межсоборного присутствия Русской православной церкви — совещательного органа, который, в частности, готовит документ о дисциплинарных наказаниях для священнослужителей. Как удалось выяснить РИА Новости, в тексте планируется четко прописать все возможные варианты наказаний за каждый конкретный проступок для каждого сана.

По словам богослова, «это один из первых шагов в сторону упорядочивания» таких действий во всех епархиях. «Сложившаяся сейчас практика единоличных решений противоречит двухтысячелетней канонической церковно-правовой культуре. С одной стороны, документ призван положить предел произволу архиереев, указав на те ситуации, которые требуют наказания с приложением их возможного перечня. А с другой — вывести какие-то ситуации из категории правонарушений», — поясняет он.

Устаревшие правила

На самом деле в дореволюционную эпоху система наказаний для духовенства была четкой. Причем следила за их исполнением светская власть. Так, при Петре I сенат издал документ о санкциях для отдельных категорий духовенства.

Например, монахам запрещалось «ношение гражданского платья» или грязной монашеской одежды, «посещение публичных мест», неумеренность в еде, прием гостей в келье.

Кроме того, им нельзя было «хранить при себе чернила и бумагу», делать выписки из книг, а также «составлять совестные грамотки» (жалобы).

За нарушение правил нерадивого монаха могли приговорить, например, к земным поклонам — от сорока до нескольких тысяч, к многодневному чтению «Псалтыри» либо и вовсе к лишению сана. Похожие наказания действовали также для «белого духовенства» (священников) и мирян: поклоны, запрет причащаться либо входить в храм, «ссылка на смирение» в монастырь, отлучение от Церкви.

Что интересно, эти меры действуют по сей день, ведь их попросту никто не отменял. А вот насколько они актуальны для XXI века — большой вопрос.

«Люди, которые ходят в храм и считают себя православными, причащаются крайне редко. А между тем существует никем не отмененный канон, согласно которому любой христианин — священнослужитель или мирянин, — который месяц не причащался, уже отлучен от Церкви.

С точки зрения современной практики это абсурд, ведь под такое правило у нас подпадает подавляющее большинство прихожан. Данный канон себя изжил, причем еще до революции.

В Российской империи большинство православных причащались раз в год», — отмечает Митрофанов.

Проблема, по его словам, в том, что каноны, принятые на соборах прежних веков, были актуальны для своего времени, но в дальнейшем никем не отменялись. А последний собор высшего уровня — Вселенский — состоялся аж 12 столетий назад!

«Неужели с восьмого века, когда прошел последний Вселенский собор, не возникало новых ситуаций?! Каноны, например, не предусматривают наказания священнослужителей за ДТП», — подчеркивает богослов.

Тайны церковного следствия

Сейчас церковные суды нередко опираются на решение суда светского. Показательным стало дело иеромонаха Илии (в миру Павла Семина), который в 2012 году насмерть сбил двоих рабочих и был приговорен к трем годам тюрьмы. Когда правоохранительные органы завели уголовное дело, священнослужителя временно запретили в служении. А после того, как светский Мосгорсуд приговорил его к трем годам тюрьмы, судебный орган Московской городской епархии постановил лишить виновного сана.

Причем разбирательство по его делу было недолгим. Согласно церковным правилам, установленные светским судом детали не требуют доказательств. Правда, бывают случаи, когда решение светского суда не приводит к автоматическому наказанию в Церкви.

В 2018 году суд приговорил священника Глеба Грозовского к 14 годам тюрьмы, признав виновным в растлении трех девочек.

На тот момент он уже был запрещен в служении, но после оглашения вердикта в РПЦ заявили, что пока священнослужителя не будут лишать сана — далеко не все поверили в его виновность.

А вот если правонарушение чисто внутрицерковное, то заседание проходит по светским лекалам — с использованием улик, будь то показания свидетелей или аудиозаписи.

Как и в светском государстве, в Русской церкви действует многоуровневая судебная система: епархиальный суд, Высший общецерковный и суд Архиерейского собора.

Согласно положению о церковном суде РПЦ, на уровне епархии рассматриваются дела священнослужителей, монахов и «церковно-должностных лиц» из числа мирян. Для духовенства наиболее тяжким наказанием является лишение сана, а для мирян — временное «лишение церковного общения» (причастие и участие в других таинствах и жизни Церкви). А самая крайняя мера для всех категорий — пожизненное отлучение от Церкви. Особняком стоит предание анафеме.

Решения церковного суда утверждает правящий архиерей, он же назначает судей. Не менее пяти человек, не состоящих в родственных отношениях с участниками того или иного разбирательства вплоть до седьмой степени. Не должны они иметь между собой и рабочих связей.

Решение Епархиального суда подсудимый вправе обжаловать в Высшем общецерковном суде. Там также рассматриваются дела в отношении всех, кроме патриарха, архиереев и глав синодальных учреждений Московского патриархата. Все пять судей избираются Архиерейским собором РПЦ на четыре года.

Архиерейский собор — церковный суд первой и последней инстанции для рассмотрения «дела по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности патриарха Московского и всея Руси». Также он может рассматривать апелляции на решения Высшего общецерковного суда. Решения собора архиереев, согласно правилам, обжалованию не подлежат.

В отличие от суда светского, заседания церковного суда на всех уровнях проходят в закрытом режиме. Поэтому многие материалы дел попросту недоступны. Тот же Общецерковный суд периодически публикует лишь выдержки своих решений. Кажется, более тайной структуры не найдешь — отсюда и многочисленные подозрения далеких от веры людей в «засилье средневековья». Однако такой секретности есть четкое обоснование.

«Церковная дисциплина, в смысле соблюдения правил, все же отличается от гражданской. И того же принципа гласности суда в Церкви нет. Потому что она похожа на семью: если папа наказал сына, то никто извне не может его упрекнуть в этом. Такого в семейных делах не бывает. Это очень важный принцип», — объясняет известный церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).

Да и в отличие от светского суда главный внутрицерковный принцип — решить тот или иной спор «в духе христианской любви». То есть примирить. А наказание, поясняет Маркиш, выступает прежде всего «побуждением к покаянию». Вот только пока не очень понятно, как должен выглядеть церковный суд в идеале. Именно это и будут обсуждать в Русской православной церкви в ближайшие месяцы подготовки нового документа.

Источник: https://ria.ru/20200212/1564566064.html

Татарского священника отлучили от церкви. Он давал непристойные советы прихожанам

Штатного клирика епархии в городе Болгар в Татарстане, протоиерея Владимира Головина временно отстранили от службы. Об этом сообщили на сайте Чистопольской епархии. Такое решения приняли из-за его деятельности, «не соответствующей Священному приданию».

Головина обвинили в том, что его высказывания носят провокационный и противоречивый характер. Священник говорил, что у Христа «в одной сущности — две природы», и то, что Христос «смог пасть, но победил в себе грех». Неоднократно протоиерей высказывался и о патриархате, и монашестве.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Вавилон где находится сейчас в какой стране

«Настоящим вы запрещаетесь в служении без права совершения каких-либо священнодействий, преподания благословения, ношения рясы и наперсного креста сроком на три месяца с 3 сентября 2018 года в связи с неисполнением распоряжения правящего архиерея и продолжением деятельности, вносящей соблазн в жизнь Церкви», — сказано в указе. Если же священник не раскается, в епархии могут продлить срок запрета или вовсе лишить Головина священного сана.

«Народный» священник

Данный указ издали только после того, как Головин отказался выполнить распоряжение правящего архиерея. Тогда клирика призывали прекратить встречаться с паломниками, практиковать «духовное лечение», а также выступать в СМИ и выкладывать видео в интернет.

Ему сказали закрыть сайт «Молитва-по-соглашению», портал «Мой духовный маяк» и все сайты, которые рекламируют «молитву по соглашению с Болгаром». Ему также наказали удалить рубрику «Духовное лечение» с сайта Свято-Авраамиевского прихода.

Более того, Головин взимал плату за «соборную молитву по соглашению», сообщило издание inkazan.ru. За отдельную сумму любой желающий мог выбрать «усиление молитвы» в различных монастырях.

Священник считает, что «молитва по соглашению сторон» является даром Христа.

Члены епархии же уверены, что протоиерей сам придумал данный вид молитвы, на котором решил заработать. Для этого он создал целую структуру, управляемую частными лицами и действующую на территории всей Русской православной церкви.

«Вовлечение десятков или сотен тысяч, а, по словам рекламы данного движения, „миллионов людей по всему миру“, в это массовое действо привело к тому, что в Сети появляются свидетельства противопоставления участников указанной практики всей полноте Русской православной церкви», — считают в РПЦ.

Протоиерей и сооснователь сообщества «Русская миссия» Всеволод Чаплин рассказал «360», что совершенно не согласен с тем, что проповедовал Головин. Особенно протоиерея возмутили высказывания священника о том, что Христос был не Богом, а богочеловеком.

Любой человек, отучившийся в воскресной школе, знает, что Христос это и Бог, и богочеловек. Были и бранные слова, были и разные рассуждения о физиологических действиях организма Христа. На мой взгляд, это такой «народный» священник, который много раз заходил за рамки приличий и за рамки учений церкви

Всеволод Чаплинпротоиерей.

Несмотря на его неподобающие высказывания, Головин говорил много хорошего и полезного, считает собеседник. Он предположил, что популярность клирика могла не устраивать кого-то. «В Болгаре, из которого сейчас пытаются сделать некий семейный центр Ислама, он вел активную православную деятельность, может быть, это не нравилось властям Татарстана», — отметил Чаплин.

Протодиакон и профессор богословия в Московской Духовной Академии Андрей Кураев считает, что плата за «молитву по соглашению» — это некий бизнес-проект священника.

Богословные ошибки

Священника также обвинили в том, что он ввел «духовное лечение», в котором возлагал руки над больными. «Возложение рук» — самопальная процедура, на которой Головин также зарабатывал деньги, считает Кураев. Спорным посчитали и тот момент, когда он советовал смотреть непристойные фильмы женщинам, чьи мужья их смотрят, консультировал девушек в выборе фасона нижнего белья и выдвигал идею воспевания богослужебного гимна во время близости с супругой.

Источник: https://360tv.ru/news/tekst/protoierey-slyjba/

Отлучение от Церкви. За что отлучили от церкви. Предать сатане

Сразу хочу обозначить то, о чём мы будем рассуждать. Отлучениеот Церкви не существует.

Для каждого из нас есть Светильник – Слово Божие, Иисус Христос. Именно Слово указывает нам путь. Именно по Слову мы будем судимы. Все наши дела и поступки должны соответствовать Слову. Тем более, должны соответствовать Слову наши слова, наше исповедание.

Есть одно место в Слове, где используется слово «отлучить»

От любви Бога – значит от Самого Бога, значит от Христа, от Церкви, от Тела Христа.

История отлучения

Я думаю, что эта практика, отлучение от церкви, появилась всредние века. Дело в том, что раньше людям было не позволено даже читать Слово.

Поэтому проверить истинность решений духовенства былонепростой задачей. Тем более, что христианской ценностью считается смирение ипослушание. К сожалению, эта истина изменилась и перешла на людей, хотя имелаотношение именно к Богу и Его Слову. Апостолы говорили и поступали иначе. Смирениеи послушание они понимали именно так, как это преподнесено в Слове.

Как мы видим, практика проявления власти одних людей наддругими проявлялась во все времена. Мы читаем в новом завете, что людямЗАПРЕЩАЛОСЬ признавать Иисуса за Христа, за это могли отлучить от синагоги. Поэтомуотлучение, как и многие другие пережитки религий, перекочевали в христианствопод видом правды.

Суть отлучения

Отлучение подразумевает, что с человеком перестают общаться,не приветствуют, не допускают к официальным служениям (проповедь, хор, работа сдетьми)  до определенного времени, покаглавные люди в собрании не решат, что человек перестал делать то, за что егоотлучили.

Сегодня отлучают от церквей не только за грехи, но и занепослушание решениям братских советов, за то, что люди сомневаются вистинности тех или иных доктрин, пришедших не из Библии. Вот некоторые причины,по которым людей верующих могут отлучить от церкви.

— грех. Причем не имеет значения – покаялся человек или нет.

— противление служителям или правилам сообщества

Рассмотрим их по отдельности.

Отлучение за грех

Как ни странно, но основанием того, чтобы отлучить человека служит место из послания к Коринфянам, где Павел говорит о «предании сатане во измождение плоти». Это как в случае рукоположения пастыря приводят пример рукоположение пресвитера.

В принципе, выглядит всё очень правильно и логично –согрешил человек, об этом узнали или сам признался и сообщество принимаетрешение такого отлучить. Но давайте посмотрим, что именно нам говорит Слово.

Если человек согрешил, исповедал свой грех перед Богом, тоСлово говорит, что этот человек прощен Богом.

Деление грехов

Есть такая особенность. Грехи почему-то делятся на те, закоторые можно отлучать, за которые можно поставить человека на замечание и те,на которые не обращают внимание, в крайнем случае, пожурят.

Хочу сразу определиться с этим вопросом – Слово не делитгрехи на тяжкие или нет. Есть только грех к смерти, который не прощается – хулана Духа. Все остальные грехи прощаются по Слову.

Как вывод

Получается, что если человек покаялся, исповедал свой грех перед Богом и получил, по Слову, прощение от Бога. Но он не прощается сообществом людей, которые отлучают его. Они считают его грешником.

Второй момент. Если человек грешит и НЕ КАЕТСЯ. Здесь такжеесть два библейских метода.

Первый – это вразумление человека, его ИСПРАВЛЕНИЕ духовнымичленами Тела.

И второй. Когда человек понимает, что грешит, но всё равносчитает себя верующим, не собираясь расставаться с грехом. В этом случае естьнаказание.

Очень ясное определение – НАЗЫВАЯСЬ БРАТОМ, ОСТАЕТСЯблудником, пьяницей

Есть такое слово – покаяние. Когда человек, осознает грех ипринимает решение избавиться от него. Он может сражаться, падать и вставать,противостоя искушению. А есть те, кто ничего не делает, и считает, что ему НЕНАДО меняться и бороться – всё равно Бог его любит и он спасен. Это ужаснаяересь и заблуждение. Это тот самый горький корень, от которого могутоскверниться другие.

Просто представьте, что человек видит верующего, которыйсокрушается о своих грехах, борется, молится, просит помощи Церкви. И так жевидит другого верующего, который пьёт, курит, колется и в тот же момент принимаетвечерю, проповедует, говоря о Божьей любви.

Отлучение за непослушание

Одно из самых распространенных наказаний. Потому что в этомслучае человек посягает на то, благодаря чему держится та или иная деноминация,организация.

Представим верующего человека, который покаялся, выполнилвсе условия для вступления в членство церкви, подписал необходимые документы. Ивот, читая Библию, он видит, что детей, оказывается, крестить нельзя. Что крещение– это обещание Богу следовать Его Слову, обещание доброй совести. Дети не могутэтого сделать.

Он начинает говорить об этом другим людям и его вызывают набратский совет и предупреждают, что он распространяет учение, противоречащееучению организации. Ему запрещают об этом говорить или предлагают уйти из ихорганизации в ту, где его воспримут. И если этот человек считает справедливымговорить то, что думает и что ему открыто – его отлучают от этой организации.

Я описал один из случаев. Их существует много. Но у них одиншаблон – не нравятся наши правила – иди в другое место или мы тебя накажем. Каквам кажется – это имеет какое-то отношение к Церкви Божией? Может Христос такпоступал?

Не бойтесь

Я хочу обратиться к тем, кого пугают отлучением за истину, кого пугают тем, что если тебя отлучат, то Христос отвернется от тебя. НЕ ВЕРЬТЕ!! Это ложь. Даже блудницу Иисус не осудил и не выгнал, но сказал, чтобы она не грешила. Ваша неверность не отменит верности Бога. Христос никогда не отвернется от вас, если вы не отречетесь от Него.

Поэтому не бойтесь говорить правду, не бойтесь бытьсвободными. Отец никогда не оставит вас.

Отлучение от церкви

Итак – отлучение от церкви не может быть в принципе. Нет ниодного места Писания, которое бы говорила об этом. Есть практика предания сатанево измождение плоти за то, что человек богохульствует или, называясь братом,ОСТАЕТСЯ блудником (например живет без росписи, «гражданским браком»).

Если вы грешите и говорите, что это не имеет значения у Бога – вы кандидат на то, чтобы к вам применили подобное наказание. Если вы богохульствуете – вы кандидат. НО!! Не на отлучение от церкви. На предание сатане во измождение плоти.

Как вывод могу сказать. В Слове написано – что вы свяжете на земле, то будет связано на небесах. Но, если бы ВСЁ, что люди связывают на земле, было бы связано на небесах, то там был бы такой же хаос, как и здесь. Но Царство Божье регулируется законами Царства. Отлучение от церкви не существует. Помните!!!

Анафема

Есть такое выражение в новом завете, и будет не верно пропустить его. На этой странице мы разберем действие анафемы.

Источник: https://dom-na-vostoke.ru/otluchenie-ot-tserkvi/

Почему отлучают от евхаристии, виды епитимьи и за какие грехи накладывают

Евхаристия – это спасительное церковное таинство, являющееся центральным моментом литургии, ее заключительным «аккордом», самое важное священнодействие в церковной практике. Несмотря на это, среди православного духовенства по отношению к прихожанам практикуется отлучение верующих от евхаристии, но применяется оно лишь в особых случаях, в качестве наказания за тяжкий грех.

Что такое епитимья

Это такая мера воздействия со стороны духовника, которая призвана исцелить душу христианина. Например, верующий человек совершил грех, за который ему очень стыдно и страшно. Он считает, что это невозможно просто так простить и забыть.

Человек приходит на исповедь, приносит покаяние, и, если ему только сказать, что Господь простил его грех, принять этого не может. Нужно, чтобы духовник наложил на него еще какую-нибудь епитимью, чтобы он потрудился, что-нибудь сделал.

И тогда у человека наступит ощущение того, что он выполнил надлежащее ему покаяние сполна. Его душа избавится от греха и успокоится.

Итак, епитимья – это форма покаяния. Есть такие грехи, которые священник не имеет права отпустить на исповеди просто так:

  • отречение от Господа или хула на него;
  • убийство;
  • разврат;
  • крайние формы унижения родителей;
  • некоторые другие грехи (см. дальше).
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как прийти в церковь

В этих случаях требуется дополнительное покаяние в виде назначения епитимьи. В церковных правилах, в частности Василия Великого, написано, какое наказание за какие грехи нести. В древности это было отлучение от причастия на долгие годы.

Например, если женатый человек изменял своей законной супруге, он не имел права 20 лет переступать церковный порог. То есть, молиться можно было, не входя в храм, а о причащении и речи не могло быть.

Если в блуд попадал неженатый, отлучение от евхаристии налагалось на 15 лет.

Сейчас такие суровые наказания церковью не применяются, так как современному человеку они принесут больше вреда, чем пользы. Размер епитимьи зависит от способности, силы, возможностей каждого конкретного человека. Также учитывается степень покаяния. На двух людей, совершивших один и тот же грех, духовник, учитывая покаяние каждого из них, может наложить разные епитимьи.

Одного отлучить от причащения на два года, другого – на два месяца.

Все чаще духовники в качестве епитимьи назначают усиленное молитвенное правило, чтение Евангелия, поклоны, усиленный пост, если позволяет здоровье и обстоятельства жизни. К тем, кто сознательно идет на грех, духовник должен быть неуступчиво строг. Человеку, который побеждается страстью, но после кается, смиряется, склонив голову, просит прощения, духовник должен с рассуждением помочь снова приблизиться к Богу. Так поступали многие святые отцы.

Способы избавления

Таинство покаяния, то есть исповедь, избавляет христианина от совершенного греха полностью. Человек более не будет виновен в исповеданном проступке. Но на деле степень покаяния может быть разной. Если в душе страсти изжиты не до конца, кающийся грешник снова и снова совершает все те же неправедные деяния.

Епитимья, в частности отлучение от причастия, помогает человеку осознать степень своего нравственного и духовного падения, преодолеть привязанность к греху, почувствовать к нему отвращение. Самооправдание, свойственное падшей человеческой природе, не дает кающемуся грешнику во всей полноте осознать глубину своего падения. Поэтому упражнение в добрых делах, таких как пост, молитва, милостыня и воздержание, помогают осознать степень греховности своих дел и усилить покаяние.

Молитвы

Очень часто в качестве епитимьи духовник назначает расширенное молитвенное правило или чтение Евангелия. Например, назначается читать покаянный канон, Отче наш или другие молитвы на протяжении какого-либо периода. Кроме того, под молитвой могут подразумеваться и другие дела богопочтения, благочестия.

Благотворительность

От грехов и страстей хорошо очищает сердце человека милостыня, помощь, оказанная ближним. Она вселяет в сердце любовь, заставляет грешников раскаяться в своих прегрешениях по отношению к себе и ближним. Милостыня может быть не только материальная, но и духовная.

Длительный пост

Воздерживаясь от угождения своей плоти, держа ее в строгости и посте, кающийся грешник очищает и утончает свою душу. Это помогает ему более ясно увидеть свои грехи, осознать их, принести глубокое покаяние.

Пост включает в себя не только ограничения в пище, но и другие способы умерщвления плоти, самоутверждения.

Поклонение во время богослужения

Земной поклон – средство вернуть утраченную связь с Богом. Он символизирует собой блудного сына, который вернулся домой и упал перед Отцом Небесным на колени, прося прощения и возвращения в родную обитель. Таким поклоном-падением мы ввергаем себя в бездну покаяния, где милосердный Бог обязательно протянет нам свою руку для спасения от грехов.

Воздержание от супружеского долга

Есть в церковном календаре дни, когда общение супругов на их семейном ложе необходимо ограничивать с духовной целью. Если муж и жена нарушают данное предписание, священник может назначить им епитимью в виде временного отказа от исполнения супружеского долга.

Как правило, страсть, господствующая в душе человека, врачуется противоположным ей действием или добродетелью.

За какие грехи могут наложить

Запрет на причастие накладывается в наше время довольно редко. Причина для такой крайней меры должна быть достаточно веской. Как правило, это происходит, когда христианин совершает один или несколько смертных грехов. И, особенно, если упорствует в них, не имея духовных сил отказаться от пагубной привычки или не чувствует искреннего раскаяния в содеянном.

За аборт

В православии аборт считает более тяжким грехом, чем убийство. Объясняется это тем, что младенец в утробе матери пока еще некрещенный, таковым и умирает. Этот грех совершают люди, которые забывают, что каждый человек приходит в этот мир только по воле Божьей. И решать, кому жить, а кому нет, они не вправе. Считается, что Бог наказывает за абортированных детей, и такой грех оба родителя должны отмолить в церкви.

За блуд

Телесное невоздержание, любовь к плотским удовольствиям порой превосходит установленные Богом и обществом людей рамки. Под блудом подразумеваются не только беспорядочные половые связи мужчин или женщин, не связанных узами брака и ведущих свободный образ жизни.

Прелюбодеяние – это неверность своему партнеру в браке, мужу или жене. Считается более тяжким грехом, чем первый вид полового невоздержания. Потому что есть жена, муж, и такие проблемы можно решить гораздо проще, без измены. К блуду относятся также такие грехи как мужеложество, рукоблудие, скотоложество. Все они противоречат естественной природе человека, нарушают ее и считаются в православии одними из самых тяжелых грехов.

Богохульство

В последнее время участились случаи отречения от православной веры, одна из причин того – основание многочисленных сект. Христианский народ, забыв веру своих предков, начал искать истину в восточных, языческих религиях, обрекая себя на вечную погибель. В недрах самой православной церкви все чаще стали происходить расколы, появляться сектантские течения и верования. Таким людям категорически запрещено причащаться, пока они не откажутся от своих заблуждений.

Отречение от Бога – это самый тяжелый грех и искупление его, как правило, проходит для человека очень тяжело. Люди, вернувшиеся из сект, зачастую так и остаются духовными инвалидами. Они с трудом возвращаются в церковь, в нормальную жизнь. Наложение епитимьи может помочь, а может и оттолкнуть такого человека от православной веры. Поэтому священники в данном случае действуют с осторожностью, мягко относясь к человеку, который и так достаточно пострадал от обмана бесовских сил.

Клятвопреступление

Считается одним из самых постыдных грехов, совершаемых словом и причисляемых к крайней степени лжи. Это может быть нарушение данного обещания, подтвержденного клятвой при свидетелях, или присяги. В раннем христианстве, по правилам Василия Великого, клирикам, совершившим этот грех, запрещалось причастие на 10 лет, мирянам – на 6 лет.

В наше время такой грех может и не наказываться отлучением от евхаристии, чаще заменяется другими видами епитимий.

Воровство

Насильственное и незаконное присвоение материальных благ, принадлежащих по праву другим лицам – большой грех. Бог в своих заповедях запрещает человеку не только отнимать его имущество, но и просто позавидовать, пожелать себе такого же.

Ложь

Под ложью подразумевается искажение истины. Обман может распространяться не только на окружающих, но и на самого себя. Лгать можно не только словами, но и поступками, мыслями, жизнью.

Магию

В православной церкви главной действующей силой является благодать Божья. Если человек обращается к оккультизму, он вступает во взаимодействие с иными, темными духовными силами, совершает грех. Тем самым отворачивается от Бога и Его помощи.

Алкоголизм или наркоманию

Пагубные привычки стали настоящим бичом современного человечества. Алкоголик или наркоман медленно убивает свое тело и душу. Посвящает всего себя не Богу, как заповедано нам, а ищет других утешений.

Рукоблудие

По сути, является самоудовлетворением своих плотских страстей. Считается противоестественным, нарушающим природу человека, действием. Оно также направлено против воли Творца, который создал мужчину и женщину, заповедал плодиться.

Покаянные стадии в прошлом

У первых христиан епитимья назначалась в виде временного отлучения от церковной жизни. Проходило такое наказание для грешников публично и делилось на несколько видов.

Плач

Кающимся христианам («плачущим») предписывалось стоять у входа в храм и с плачем молить Бога о прощении своих грехов. Им не разрешалось преступать порог храма.

Слушание

Другим грешникам («слушающим») разрешалось находиться лишь в притворе церкви. Здесь они стояли, слушали молитвы, отрывки из Святого Писания. Вместе с оглашенными обязаны были выходить из храма.

Припадание

Кающиеся грешники («припадающие») допускались на службу вместе с верными. Падали ниц во время оглашения особой молитвы, читаемой епископом.

Раскаяние

Последняя, и самая легкая епитимья ложилась на «вместе стоящих». Это такие христиане, которые могли присутствовать на литургии, но принимать причастие им не разрешалось. Как мы видим, до наших дней сохранился лишь четвертый, последний вид покаяния.

За что отлучают от причастия

Наиболее распространено в духовнической практике разовое недопущение до причастия. Причины для этого могут быть разными, их достаточно много. Например, если причащающийся:

  • опоздал на литургию или отсутствовал на вечерней службе;
  • нарушал пост в дни подготовки к принятию евхаристии;
  • не вычитал полностью или частично каноны и правила к причастию;
  • не примирился с враждующими;
  • не понимает смысла таинства;
  • многие другие.

Разовое недопущение к причастию происходит тогда, когда священник видит, что человек не готов именно в этот момент. Возможно, он кого-то не простил, не примирился или иная причина.

По церковным канонам возможно и более длительное отлучение от причастия:

  • прелюбодеям (7-15 лет по церковным канонам);
  • убийцам, в том числе сделавшим аборт (5-20 лет);
  • оккультистам (так же, как и убийцам);
  • еретикам, раскольникам (пока не покаются и не вернутся в лоно церкви);
  • отрекшимся от веры (от 4 лет и до конца жизни);
  • кровосмесителям (12 лет);
  • мужеложникам (7-15 лет);
  • скотоложникам (от 7 лет и до конца жизни);
  • клятвопреступникам (6-10 лет);
  • гробокопателям (10 лет).

Но ушли уже те времена, когда духовники неукоснительно следовали таким предписаниям. Сегодня люди и обстоятельства жизни совсем другие, чем раньше, поэтому и подход к кающимся на исповеди грешникам более щадящий и снисходительный.

В каждом конкретном случае священник принимает решение, исходя из личности, степени раскаяния и некоторых других факторов. Если человек первый раз пришел в храм и исповедуется в грехах, строгое наказание его может только оттолкнуть.

Поэтому задача священника состоит в том, чтобы удержать такого грешника в лоне церкви, постепенно и мягко воздействуя на его душу и сознание.

Источник: https://religns.ru/liturgiya/otluchenie-ot-evharistii

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Молитва иконе умиление пресвятой богородицы

Закрыть