Ставропигиальный монастырь что это значит

Ставропигиальный монастырь или приход в православии

ставропигиальный монастырь что это значит

Большинство людей, решивших посвятить свою жизнь служению Богу, становятся монахами. Они живут в общинах, жизнь которых подчиняется строгим правилам и распорядку. Существует несколько видов монашеских общин.

Виды православных монашеских общин

Монашеские общины, помимо монастырей, представлены ещё несколькими типами обителей.

  • Лавра — крупный мужской монастырь, имеющий важное значение для исторической и духовной жизни страны.
  • Пустынь — обитель, расположенная в отдалении от населённых пунктов. Довольно часто такие религиозные образования многократно увеличивали свою численность и территорию, сохраняя в своём названии исконное наименование.
  • Подворье — расположенная отдельно часть религиозной общины, приносящая ему доход.
  • Скит — жилище монаха-отшельника.Свято-Троицкая Сергиева Лавра — самый известный мужской монастырь России

В зависимости от источника средств на содержание монастыри делятся на две группы. Штатные обители получают содержание из церковной казны и могут принять в свой штат строго определённое количество монахов. В зависимости от размеров выделяемых средств и значимости в православном мире штатные обители делят на три класса. К престижному первому классу относились лавры и ставропигиальные обители.

Что значит ставропигия

Слово «ставропигия» в переводе с греческого означает «водружение креста». Этим понятием обозначают особый статус православных культовых организаций, которые управляются напрямую патриархом или Синодом.

похожие статьи:

  • Святые монастыри Кипра
  • Монастыри в Черногории
  • Православные монастыри Грузии

Статус ставропигии могут иметь:

  • монастыри, лавры и общины;
  • церкви и соборы;
  • духовные школы.

Управление ставропигиями принадлежит патриархату. Глава православной церкви руководит ими через своих наместников: архимандритов и игуменов.

Интересно! В первых ставропигиальных храмах главный крест ставился лично патриархом.Патриарх Кирилл управляет ставропигиальными организациями в России

Патриаршие владения в истории России

До конца XVI века ставропигиальные владения, расположенные в русских землях, принадлежали патриарху Константинопольскому. Впервые статус ставропигии получил столичный Симонов мужской монастырь.

В период существования в Российском государстве патриархии статус ставропигии принадлежал 55 монашеским общинам. С переходом в начале XVIII века высшей церковной власти в руки Синода, ставропигиальные обители подчинялись этому церковному органу.

Ещё интересные статьи:

К началу XX века этот статус принадлежал шести монастырям, большинство из которых располагались в Москве (Новоспасский, Заиконоспасский, Донской, Симонов). Под управлением Синода находился Новоиерусалимский монастырь недалеко от Москвы и Соловецкая обитель в Архангельской губернии.

Современные патриаршие обители

Сегодня под непосредственным управлением патриарха находится 33 обители.

Женские ставропигиальные монашеские общины

На 2018 год под прямым управлением Московского патриархата находятся 18 женских монашеских общин на территории России.

Самыми популярными являются:

  • Столичная Марфо-Мариинская обитель милосердия основана в 1909 году княгиней Елизаветой Федоровной Романовой. Здесь занимались попечительством, просвещением и помощью малоимущим. Статус ставропигии получила в 1992 году. В современной обители функционирует приют для девочек-сирот и центр по работе с детьми, больными ДЦП.Марфо-Мариинская обитель
  • Покровский монастырь в Москве, основанный в 1635 году, до революции являлся мужской обителью. С 1929 по 1994 год был закрыт. Решением Священного Синода в начале 90-х годов он преобразуется в женскую ставропигиальную обитель. Огромное количество паломников привлекают в монастырь мощи Матроны Московской, перенесенные сюда в 1998 году.
  • Рождественский монастырь является одной из старейших женских монашеских общин на территории Москвы. Он основан в 1386 году. Его современная история началась в 1992 году с передачи Собора Рождества Пресвятой Богородицы в распоряжение Православной церкви и получения статуса ставропигии.

Мужские ставропигиальные монашеские общины

Количество мужских монашеских общин, находящихся под прямым управлением патриарха немного меньше, чем женских. Но в их число входят одни из самых популярных и известных святых мест не только на территории России, но и за её пределами.

К ним относятся:

  • Данилов монастырь, основанный во второй половине XVI, входил в оборонительную черту, защищавшую южные окраины столицы. Существует мнение, что он располагался на территории более ранней постройки XIII века. С 80-х годов XX века является официальной резиденцией Московского патриарха.Данилов монастырь в Москве
  • Донской монастырь основан в 1591 году и назван по первому построенному на его территории храму Донской икону Божьей Матери. В нём покоятся мощи святителя Тихона — первого московского патриарха после возрождения этого поста. Монахами, входящие в общину, ведут просветительскую и миссионерскую деятельность.
  • Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь в городе Истре был основан в 1656 году по приказу патриарха Никона. По задумке основателя монастырский комплекс должен был повторять святые места в Палестине. С момента своего основания он имеет статус ставропигии. С 1994 года в возвращённой церкви обители ведётся реставрация. Разработана программа развития обители как центра духовно-воспитательной работы с молодым поколением.

Обители и храмы, имеющие статус ставропигии, располагаются и за пределами русских земель. К ним относятся:

  • собор Александра Невского в Таллинне;
  • храм святителя Николая Чудотворца и церковь великомученицы Екатерины в Риме;
  • Свято-Владимирский храм в американском городе Джексон;
  • приход Покрова Пресвятой Богородицы в английском Манчестере;
  • приходская церковь Всех Святых в Страсбурге;
  • храм Покрова в Дюссельдорфе.

Духовные организации, получившие статус ставропигии, управляются непосредственно патриархом через наместников. Монашеские общины, храмы и духовные школы, находящиеся под управлением патриархии, считаются наиболее значимыми и престижными в Русской православной церкви.

10 старейших монастырей России

Окт 1, 2019 12:45 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/stavropigialnyj-monastyr-ili-prihod-v-pravoslavii.html

Ставропигия — древо

ставропигиальный монастырь что это значит

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Ставропи́гия (греч. σταυροπηγία, от σταυρός, «крест» и πήγνυμι, «устанавливать, водружать», букв. «водружение креста») — статус, присваиваемый различным церковным учреждениям (традиционно чаще всего — монастырям и братствам), делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху или Синоду. Буквальный перевод «водружение креста» указывает на то, что в ставропигиальных монастырях крест водружался патриархами собственноручно.

Ставропигии Русской Православной Церкви

Первый ставропигиальный монастырь на Руси появился ещё до обретения автокефалии. В 1383 году им стал Симонов монастырь подчинённый непосредственно Константинопольскому патриарху, который останавливался в нём во время посещений Москвы.

Институт ставропигий внутри Русской Церкви впервые введен Патриархом Никоном основавшим и принявшим управление над Новоиерусалимским, Валдайским Иверским и Кийским Крестным монастырями. В 1667-1744 годах — а на деле до 1748 года — ставропигиальным был Владимирский Богородице-Рождественский монастырь.

Традиция продолжалась при последующих патриархах и Святейшем Синоде. В XIX веке, в дополнение к четырем лаврам, ставропигиальными были следующие семь монастырей: Новоспасский, Новоиерусалимский, Симонов, Донской, Соловецкий, Спасо-Яковлевский, и Заиконоспасский.

В XX веке институт ставропигий в Русской Церкви значительно развился — кроме многочисленных ставропигиальных монастырей появились ставропигиальные благочиния (как объединенные в особые управления, так и отдельные), духовные миссии, патриаршие подворья и церковные представительства, отдельные ставропигиальные приходы. Подробнее о ставропигиях в прямом ведении патриарха Московского и всея Руси см. ст. Патриаршая область Русской Православной Церкви.

Собственные ставропигии также были учреждены в ряде канонических уделов Московского Патриархата — см. статьи об Украинской Православной Церкви, Русской Православной Церкви Заграницей, Православной Церкви Молдавии, Белорусском Экзархате.

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/4968.html

Монастырь — это Ставропигиальный монастырь — что это значит?

ставропигиальный монастырь что это значит

Существенным достоянием славянской культуры являются православные храмы и монастыри. Они привлекают к себе не только паломников, которые истинно веруют, но и туристов. Последним интересна архитектура, внутреннее убранство храмов, история их существования.

Общее понятие и значение

Понятие «монастырь» пришло вместе с христианством в Киевскую Русь из Византии. Это государство возникло на основе греческой культуры. С греческого «монастырь» – это «уединенное жилище».

В нем монахи соблюдают единый устав. Однако не каждый, кто пришел в монастырь, становится монахом. Для начала он проходит испытание. Если оно закончилось успешно, человек удостаивается пострига. По правилам, установленным на Вселенском Соборе, независимо от прежнего морального образа жизни, человек может вступить в монашество для исправления (спасения) души.

Значение слова «монастырь» для многих сегодня означает непосредственно общину монашествующих.

Первые христианские монастыри

Монастырь – это определенное место со своим укладом. Первые монастыри возникли в Египте и Палестине (4-5 века нашей эры). Со временем монашеские жилища начали появляться и в Константинополе (столица Византии), который в русских летописях упоминается как Царьград.

Первыми основателями монашества на Руси считаются Антоний и Феодосий, создавшие Киево-Печерский монастырь.

Типы христианских монастырей

В христианстве идет разделение на женский и мужской монастырь. Что это означает — понять несложно. Название зависит от того, женская или мужская община живет и осуществляет деятельность при церковном храме. Смешанных монастырей в христианстве не существует.

Различные типы монашеских жилищ:

Аббатство. Встречается в католическом (западном) направлении. Управляется аббатом в мужской общине и аббатисой в женской. Подчиняется епископу, а иногда Папе римскому лично.

Лавра. Это крупнейшее монашеское жилище православного (восточного) направления. Такая разновидность монашеского жилища подходит исключительно для мужских общин.

Киновия. Общежительный монастырь. Это значит, что организация имеет общежитский устав, которому подчиняются все ее члены.

Подворье. Это удаленное от монастыря жилище, которое располагается в городе или деревне. Его используют для сбора пожертвований, приема паломников, ведения хозяйства.

Пустынь. Жилище, созданное в традициях русского православия, его сооружают в уединенном месте в удалении от самого монастыря.

Скит. Это место для жизни монаха, пожелавшего стать отшельником.

Большая часть монашеских жилищ находится под управлением епархиальных архиереев. Такие монастыри называются епархиальными. Определенные православные монастыри могут иметь статус ставропигиальных.

Ставропигиальный монастырь

Что это значит, поможет узнать возвращение к греческому языку. При буквальном переводе «ставропигия» означает «водружение креста». Он присваивается не только монастырям, но и соборам, духовным школам.

Этот статус означает, что монастырь находится в непосредственном подчинении у патриарха или синода. Ставропигиальный монастырь – это святыня, в которой крест водружался собственноручно патриархом. Это самый высокий статус.

Из-за того, что епархия православной церкви разделилась на несколько ветвей, существуют разные списки ставропигиальных храмов. В зависимости от подчинения, они могут относиться к православной церкви России, Украины, Белоруссии и так далее. Существуют такие святыни и в других странах, таких как Эстония, Италия, США, Германия.

Современные ставропигиальные монастыри

Наибольшее количество подобных монашеских жилищ представлено в Москве и Московской области.

Список мужских жилищ в Москве:

  • Андреевский;
  • Высоко-Петровский;
  • Данилов;
  • Донской;
  • Заиконоспасский;
  • Новоспасский;
  • Сретенский.

Список женских жилищ в Москве:

  • Алексеевский;
  • Богородице-Рождественский;
  • Зачатьевский;
  • Иоанно-Предтеченский;
  • Покровский;
  • Троицке-Одигитриевская пустынь.

Когда и где нужно открыть новый ставропигиальный монастырь? Что это значит? Решение по такому вопросу принимает Патриарх Московский и всея Руси единолично.

Формы организации монашества

Монастырь – это место жизни монахов. В зависимости от того, какую форму организации они выбрали, монастырь может быть с общежитским уставом или в виде отшельничества.

У христиан отшельничество — довольно развитая форма монашества. Даже сам Иисус Христос провел в пустыне 40 дней.

Первые отшельники уходили в пустыни, гонимые римской властью еще в 3 веке. Позднее такая форма распространилась из Египта в Палестину, Армению, Галлию и по Европе. В западном христианстве отшельничество исчезло, оно сохранилось лишь в православном направлении. Среди отшельников, которые посвятили себя аскетизму и усиленным молитвам, есть и мужчины, и женщины. Наиболее известной отшельницей является Мария Египетская из Палестины, жившая в 6 веке.

Другая форма организации монашества называется Киновия.

Устав Киновии

С греческого языка слово означает «совместная жизнь», то есть общежитие.

Основателем первой киновии считается святой Пахомий, который создал ее в 318 году в Южном Египте. Что касается Русской Православной Церкви, то первый общежитный храм был создан Феодосием Печерским.

По всеобщему уставу монахи принимают от киновии все необходимое для их существования. Например, пищу, одежду, обувь. Трудятся они безвозмездно, а все результаты их работы принадлежат киновии. Монах, в том числе, и настоятель, не имеют права на наличие личного имущества, они не могут совершить акты дарения или унаследовать что-либо. У них нет права собственности.

Правила поведения в монастыре для мирянина

Монастырь – это особый мир. Чтобы понять все тонкости монашеского общежития, необходимо время. К проступкам паломников, как правило, относятся с терпением, однако некоторые правила лучше знать при посещении монашеского жилища.

На что обратить внимание в поведении:

  • придя паломником, нужно на все просить благословения;
  • без благословения нельзя покидать монастырь;
  • все мирские греховные пристрастия нужно оставлять за стенами монастыря (спиртное, табак, сквернословие);
  • разговоры необходимо вести только о духовном, а главными в общении являются слова «прости», «благослови»;
  • употреблять пищу можно только на общей трапезе;
  • садясь за стол для трапезы, необходимо соблюдать порядок старшинства, сидеть молча и внимать чтению.

Чтобы окунуться в мир успокоения и гармонии, который есть в монастыре, не обязательно знать все правила монашеского уклада. Достаточно придерживаться обычных норм поведения, в соблюдение которых входит уважение к старшим, сдержанность.

Источник: https://4-women.ru/religiya/hristianstvo/monastyr-eto-stavropigialnyi-monastyr-chto-eto-znachit.html

Монастырь — это Ставропигиальный монастырь — что это значит?

Существенным достоянием славянской культуры являются православные храмы и монастыри. Они привлекают к себе не только паломников, которые истинно веруют, но и туристов. Последним интересна архитектура, внутреннее убранство храмов, история их существования.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Автокефальная церковь что это

Значение слова СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ. Что такое СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ?

  • СТАВРОПИГИА'ЛЬНЫЙ, ая, ое (церк. офиц.). Являющийся ставропигией (о монастыре). С. монастырь.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • 1. церк. являющийся ставропигией (о монастыре)

Источник: Викисловарь

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: неразрывность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Понятия, связанные со словом «ставропигиальный»

  • Настоя́тель (др.-рус. настотєль ← греч. ἐφεστώς от греч. ἐπί (ἐφ) — «на» + греч. στάσις — «расстановка, устанавливание») в Православной церкви — старший клирик прихода или монастыря.
  • Ставропи́гия (греч. σταυροπηγία, от σταυρός — «крест» +πήγνυμι — «устанавливать, водружать», букв. «крестоводружение») — статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам и духовным школам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху или синоду. Буквальный перевод «водружение креста» указывает, что в ставропигиальных монастырях крест водружался патриархами собственноручно. Ставропигиальный статус является самым
  • Александри́йское подво́рье — подворье Александрийской Православной Церкви, которое находилось на территории Российской империи, РСФСР, СССР, Украины, России.
  • Сретенское благочиние (Сретенский благочиннический округ) — благочиние Московской городской епархии Русской православной церкви. Благочинный округа — протоиерей Олег Клемышев.
  • (все понятия)

Отправить

Источник: https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9

Означает ставропигиальный статус монастыря. Ставропигиальный

Что такое монастырь? Какие типы монастырей бывают? Как происходит подготовка к монашескому постригу?

Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.

Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.

Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.

Деление монастырей по типу подчинения

По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные.

Покровский Ставропигиальный женский монастырь (Москва)

Ставропигиальные

Находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением Митрополита Киевского и всея Украины).

Епархиальные

Монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея.

Приписные

Монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью.

Игумен

Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы).

Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря и отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.

Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.

Духовный собор

Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.

Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы. Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.

Поступление в монастырь

К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.

Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.

Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед , Которому давались обеты.

Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и , в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.

Формы монашеского жительства

С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.

Отшельничество

Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.

Скитское житие

Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.

Общежитие

Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.

Трудничество

Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря.

На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители.

Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.

Послушничество

По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника.

Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений.

В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.

Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.

Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество.

При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры.

Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.

Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)

Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.

Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило

Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.

С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.

Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.

В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять.

Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.

Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.

Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).

Монашество предлагает своеобразный путь самосовершенствования. Иноки стремятся приблизиться к идеалу, явленному жизнью Иисуса Христа, к святости, к Богу. Кроме обычной обители существует «Ставропигиальный монастырь». Что это значит, прихожанин может разобраться, совершив паломничество в обитель.

У монашества многовековая история. Первые общины чернецов появились в IV веке, в низовье реки Нил и в окрестностях еврейского Вифлеема. Когда христианство становится государственной религией Римской империи, обители строятся на европейской территории.

После крещения Руси князем Владимиром в 988 году греческие монахи перебираются на Киевские земли. Знаменитым поселением иноков становится «Киево-Печерская лавра». Постепенно монашество распространяется по Славянским землям.

Православный христианин, который решил посвятить жизнь молитве и аскетическим подвигам, принимает монашеский постриг.Для достижения полного духовного совершенства инок преодолевает 5 ступеней.

  1. Послушник не даёт монашеского обета, носит гражданскую одежду и привыкает к распорядку монашеской жизни.
  2. «Рясофор» или «Рясофорный послушник» отказывается от мирского имени и даёт обет послушания. Одеяние состоит из клобука и рясы. В руке монах носит чётки.
  3. Чернецу, который после символического пострига получает новое имя, дозволено носить рясу.
  4. Принимая малую схиму или мантийное монашество, инок даёт 5 обетов: отречения от мира, нестяжания, безбрачия, послушания и постоянной молитвы.
  5. Великая схима означает полное отречение от земного мира и соединение с Богом.

Источник: https://artpos.ru/pastries-and-desserts/oznachaet-stavropigialnyi-status-monastyrya-stavropigialnyi-podgotovka.html

Ставропигиальный монастырь что

Сергей Прокудин-Горский. Соловецкий монастырь в 1915 году

Ставропи́гия (греч. σταυροπηγία, от σταυρός — «крест» +πήγνυμι — «устанавливать, водружать», букв.

«крестоводружение») — статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам и духовным школам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху или синоду.

Буквальный перевод «водружение креста» указывает, что в ставропигиальных монастырях крест водружался патриархами собственноручно. Ставропигиальный статус является самым высоким.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находятся мощи тихона задонского

История в России

До середины XV — конца XVI века, до обретения фактической, а затем и юридической автокефалии, в России монастыри, имевшие ставропигиальный статус (как, например, Симонов монастырь близ Москвы), считались ставропигиями Константинопольского Патриарха, бывшего предстоятелем Русской Церкви.

С 1588 по 1720 год — в период Российского патриаршества — всего было 55 монастырей, имевших статус ставропигиальных, например, Высоко-Петровский монастырь в Москве занимал 14-ю ступень в лестнице монастырей Патриаршей области.

В Синодальный период статус подразумевал подчинение данной обители прямо Святейшему синоду. К концу XIX века в Российской империи было всего шесть обителей (все мужские), имевших статус ставропигиальных:

  1. Новоспасский монастырь в Москве;
  2. Донской монастырь в Москве;
  3. Симонов монастырь в Москве;
  4. Заиконоспасский монастырь в Москве;
  5. Новоиерусалимский монастырь в Московской губернии;
  6. Соловецкий монастырь в Архангельской епархии.

С 1764 до 1888 год статусом ставропигии обладал также Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове.

Современный период в РПЦ

В 1984 году патриарх Пимен предоставил статус ставропигиального женскому Корецкому монастырю Ровенской области УССР в связи с конфликтом между настоятельницей монастыря и экзархом Украины митрополитом Филаретом (Денисенко).

В 1990-е годы, когда происходила массовая передача закрытых монастырей Московскому патриархату с объявлением наиболее значимых из них «ставропигиальными», смысл термина был частично размыт применительно к Московской епархии, где правящим архиереем является сам Патриарх.

Устав Русской Православной Церкви

Глава IV. Патриарх Московский и всея Руси.

10. Патриарх Московский и всея Руси является Священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ряда других монастырей, имеющих особое историческое значение, и управляет всеми церковными ставропигиями.

Образование ставропигиальных монастырей и подворий в Московской епархии осуществляется указами Патриарха Московского и всея Руси.

Образование ставропигий в пределах иных епархий осуществляется с согласия епархиального архиерея по решению Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода.

В действующем (от 2000 года) Уставе РПЦ также говорится: «Ставропигиальные монастыри находятся под начальственным наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси или тех Синодальных учреждений, которым Патриарх Московский и всея Руси благословит такое наблюдение и управление».

По состоянию на конец 2012 года в юрисдикции Русской православной церкви к Патриаршей ставропигии относилось 28 монастырей: 14 мужских и 14 женских, в число которых входит шесть мужских и пять женских обителей, находящихся в Москве (см. Список ставропигиальных монастырей Русской православной церкви).

На территории Украины, то есть в ведении Украинской православной церкви (самоуправляемой церкви с правами широкой автономии) также существуют несколько монастырей, имеющих статус ставропигиальных, которые не управляются Патриархом Московским и всея Руси. Эти монастыри получили свой ставропигиальный статус по решению Священного синода УПЦ и управляются митрополитом Киевским и всея Украины.

На территории Белорусской православной церкви расположены несколько ставропигиальных монастырей, получивших свой статус по решению Священного синода БПЦ и управляемых Патриаршим экзархом всея Беларуси митрополитом Минским и Заславским.

Современные ставропигиальные соборы в России

  • Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря
  • Морской Никольский собор (Кронштадт)

Ставропигиальные приходы за пределами России

  • Ставропигиальный собор Александра Невского в Таллине (Эстония).
  • Ставропигийская церковь Успения Пресвятой Богородицы (УАПЦ)
  • Ставропигиальный Свято-Владимирский храм-памятник в Джексоне (США).
  • Ставропигиальный приход Покрова Пресвятой Богородицы в Манчестере (Англия).
  • Ставропигиальный приход Всех Святых в Страсбурге (Франция).
  • Ставропигиальный Свято-Троицкий храм в Улан-Баторе (Монголия).

С марта 2009 года все «зарубежные» (то есть находящиеся за пределами территории основной юрисдикции РПЦ) ставропигиальные (патриаршие) приходы Московского патриархата считаются находящимися «в непосредственном подчинении Патриарха Московского и всея Руси».

Тогда же, «в помощь Патриарху Московскому и всея Руси по каноническому, архипастырскому, административному, финансовому и хозяйственному попечению о зарубежных учреждениях Русской Православной Церкви», был образован специальный секретариат Московского патриархата по зарубежным учреждениям, в июле 2010 года преобразованный в управление Московской патриархии по зарубежным учреждениям, которое возглавляет один из викариев Патриарха Московского.

См. также

В Викисловаре есть статья «ставропигия»

  • Список ставропигиальных монастырей Русской православной церкви
  • Львовский Ставропигийский институт
  • Лавра
  • Типография Ставропигийского братства
  • Ставропигийский институт
  • Ставропигия Константинопольского патриархата в Киеве

Примечания

  1. Из истории Высоко-Петровского ставропигиального монастыря Архивировано 15 марта 2013 года..
  2. Студенникова Г. «Под громкие аплодисменты не дали Томос» : Что означают решения Константинополя по Украине // Страна.ua. — 13 октября 2018.
  3. Гл. XII. Монастыри, п. 4 Устава РПЦ.
  4. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (28 декабря 2012 г.). Патриархия.ru
  5. Журнал № 67 // Журналы заседания Священного Синода от 30 мая 2019 года. — Патриархия.ru. (Проверено 4 июля 2019).
  6. Журнал № 18 // Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 31 марта 2009 года. — Патриархия.ru. (Проверено 4 июля 2019).

Ссылки

  • Ставропигии Русской Православной Церкви
  • Ставропигиальные монастыри

Смотреть что такое «Ставропигия» в других словарях:

  • СТАВРОПИГИЯ — или СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ (греч. крестоводружение, от stauros крест, и pegnymi воздвигать, водружать). Монастырь, подчиненный непосредственно синоду или патриарху. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., Словарь иностранных слов русского языка
  • СТАВРОПИГИЯ — СТАВРОПИГИЯ, ставропигии, жен. (греч. stauropegia, букв. водружение креста) (церк. офиц.). Монастырь, независимый от местной епархиальной власти и подчиненный непосредственно патриарху или синоду. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 Толковый словарь Ушакова
  • ставропигия — сущ., кол во синонимов: 1 • монастырь (22) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 Словарь синонимов
  • Ставропигия — ж. Монастырь, независимый от местной епархиальной власти и подчиненный непосредственно патриарху или синоду; ставропигиальный монастырь. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник: https://rostovhramvrs.ru/stavropigialnyj-monastyr-chto/

Ставропигиальный монастырь: что это значит в христианском мире

Уединенная обитель — место проживания монашествующих людей, подчиненных определенному уставу. Люди, добровольно выбравшие монастырь своим местом жительства, отказываются от всех мирских дел и посвящают жизнь Богу.

Любой человек может прийти в святую обитель и, пройдя определенные испытания, стать монахом. После этого жизнь его будет подчиняться укладу, принятому в обители, и целью ее будет исправление души. Православные монастыри могут быть разных типов.

Часто можно встретить такое определение, как ставропигиальный монастырь. Что это значит? Рассмотрим далее.

Какие обители называют ставропигиальными?

Существует определенное количество монастырей, храмов и духовных школ, которые не попадают под управление местной епархии. Эти православные святыни имеют высший статус – ставропигиальный и подчиняются Патриарху. В святынях, имеющих этот статус, крест в главном храме был установлен непосредственно Патриархом. Отсюда и такое название, которое означает «водружение креста».

Ставропигиальный монастырь управляется наместником. Наместник носит, как правило, чин архимандрита в мужском монастыре и игуменьи — в женском. Патриарх осуществляет надзор за жизнью обители через своих наместников и единолично решает наиболее важные вопросы.

История развития ставропигии в России

В настоящее время самым высоким статусом в составе Православной Церкви обладают более тридцати монастырей в России и за ее пределами. Большая их часть находится в Московской области и столице.

Первый ставропигиальный монастырь появился на территории нашей страны еще в XIV веке, он подчинялся Патриарху Константинополя. Симонов монастырь, находящийся в Москве, был далеко известен за ее пределами. В нем останавливался Константинопольский Патриарх во время посещении столицы, а также многочисленные паломники.

Появление и развитие ставропигии в России прошло следующие этапы:

  • впервые высший статус монастырям был присвоен Патриархом Никоном, под юрисдикцией которого находились три обители. Его преемники продолжили эту традицию, и число подчиненных Патриарху монастырей росло;
  • в начале XVIII века управление Православной Церковью в России перешло к Святейшему Синоду. Все святые обители, имеющие статус ставропигиальных, стали подчиняться вновь созданному органу. Такой порядок просуществовал вплоть до 1917 года;
  • в конце XX века закрытые монастыри на территории Российской Федерации были переданы в управление Московскому Патриарху, наиболее значимым из них был присвоен высший статус.

Для осуществления контроля над священными обителями, находящимися за пределами России, в Московской патриархии было создано специальное управление. В настоящее время святыни, подчиненные Московскому Патриарху, находятся в США, Германии, Эстонии и других странах.

Итак, мы выяснили, откуда появилось название ставропигиальный монастырь, рассмотрели, что это значити как происходит управление такими обителями. 

Источник: https://religiya.temaretik.com/1075156659981519250/stavropigialnyj-monastyr-chto-eto-znachit-v-hristianskom-mire/

Первые христианские монастыри

Монастырь – это определенное место со своим укладом. Первые монастыри возникли в Египте и Палестине (4-5 века нашей эры). Со временем монашеские жилища начали появляться и в Константинополе (столица Византии), который в русских летописях упоминается как Царьград.

Первыми основателями монашества на Руси считаются Антоний и Феодосий, создавшие Киево-Печерский монастырь.

Ставропигиальный монастырь

Что это значит, поможет узнать возвращение к греческому языку. При буквальном переводе «ставропигия» означает «водружение креста». Он присваивается не только монастырям, но и соборам, духовным школам.

Этот статус означает, что монастырь находится в непосредственном подчинении у патриарха или синода. Ставропигиальный монастырь – это святыня, в которой крест водружался собственноручно патриархом. Это самый высокий статус.

Из-за того, что епархия православной церкви разделилась на несколько ветвей, существуют разные списки ставропигиальных храмов. В зависимости от подчинения, они могут относиться к православной церкви России, Украины, Белоруссии и так далее. Существуют такие святыни и в других странах, таких как Эстония, Италия, США, Германия.

Формы организации монашества

Монастырь – это место жизни монахов. В зависимости от того, какую форму организации они выбрали, монастырь может быть с общежитским уставом или в виде отшельничества.

У христиан отшельничество — довольно развитая форма монашества. Даже сам Иисус Христос провел в пустыне 40 дней.

Первые отшельники уходили в пустыни, гонимые римской властью еще в 3 веке. Позднее такая форма распространилась из Египта в Палестину, Армению, Галлию и по Европе. В западном христианстве отшельничество исчезло, оно сохранилось лишь в православном направлении. Среди отшельников, которые посвятили себя аскетизму и усиленным молитвам, есть и мужчины, и женщины. Наиболее известной отшельницей является Мария Египетская из Палестины, жившая в 6 веке.

Другая форма организации монашества называется Киновия.

Правила поведения в монастыре для мирянина

Монастырь – это особый мир. Чтобы понять все тонкости монашеского общежития, необходимо время. К проступкам паломников, как правило, относятся с терпением, однако некоторые правила лучше знать при посещении монашеского жилища.

На что обратить внимание в поведении:

  • придя паломником, нужно на все просить благословения;
  • без благословения нельзя покидать монастырь;
  • все мирские греховные пристрастия нужно оставлять за стенами монастыря (спиртное, табак, сквернословие);
  • разговоры необходимо вести только о духовном, а главными в общении являются слова «прости», «благослови»;
  • употреблять пищу можно только на общей трапезе;
  • садясь за стол для трапезы, необходимо соблюдать порядок старшинства, сидеть молча и внимать чтению.

Чтобы окунуться в мир успокоения и гармонии, который есть в монастыре, не обязательно знать все правила монашеского уклада. Достаточно придерживаться обычных норм поведения, в соблюдение которых входит уважение к старшим, сдержанность.

Источник: https://monateka.com/article/49670/

Ставропигиальный

Большинство людей, решивших посвятить свою жизнь служению Богу, становятся монахами. Они живут в общинах, жизнь которых подчиняется строгим правилам и распорядку. Существует несколько видов монашеских общин.

История монастырской жизни

Годом зарождения женской обители считается 1360 год. Началось строительство по решению митрополита Алексия.

Ставропигиальный монастырь в России: что это такое и каковы его признаки

Сначала было возведено небольшое здание деревянного храма в честь Зачатия православной Анны, и вокруг этого храма уже обстроилась женская обитель.

Первое каменное здание на территории монастыря было возведено в 1514 году, это был храм в честь Зачатия святой Анны. Проектом занимался итальянский зодчий Алевиз Фрязин.

Спустя 30 лет все деревянные постройки начисто сгорели в пожаре. Обитель пришлось заново выстраивать, строительство велось уже поближе к Кремлю, в Чертолье (по приказу Ивана Грозного). Сейчас на прежнем месте нахождения Зачатьевского женского монастыря находится знаменитый храм Спасителя.

В 1766 году могилы монахинь-основательниц данной обители облагородили, построив над ними храм в честь иконы Богородицы «Неопалимая Купина», в 1887 году храм стал приделом Иконы Богоматери Казанской в соборе Рождества Богоматери.

Старый собор разобрали в 1804 году, из-за того, что здание уже стало ветхим и представляло угрозу. На его месте возвели торжественное огромное здание собора в честь Рождества Богородицы. Стиль постройки — неоготический, проектом занимались братья Казаковы, но в документации имена архитекторов не указаны.

В годы отечественной войны с французами, монастырь разорили. В послевоенные годы обитель удалось восстановить в кратчайшие сроки. Дополнительно на территории построили богадельню для всех нуждающихся женщин и храм Сошествия Святого Духа.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда можно ходить в церковь

В 1922 году обитель разграбили, растащили по кусочкам и оставили, но монахини населяющие обитель не ушли и продолжали совершать богослужения.

В 1927 году Зачатьевскую обитель закрыли и здания приспособили под нужды государства, в них была и колония, и другие учреждения. Спустя 7 лет все здания бывшего монастыря снесли, но храм Сошествия Святого Духа остался нетронутым, его немного переделали и устроили в здании школу.

Надвратный храм в 1960 году был признан памятником архитектуры, и государство взялось за его реставрацию. Возрождение монастыря началось лишь спустя 30 лет.

Постройки советских чиновников разобрали лишь в 2003 году по приказу местных властей, были откопаны все старинные фундаменты монастырских зданий. Постепенно начали возвращать святыни, которые были переданы в соседние храмы на хранение при временах безбожников.

В 2005 году, 25 ноября был заложен собор Рождества Пресвятой Богородицы. И через 5 лет его освятили. Сейчас монастырь снова считается ставропигиальным, является действующим, но восстановительные работы продолжаются, по сей день.

Святыни обители

Стены старинного монастыря хранят несколько святынь, поклониться которым и попросить помощи может любой желающий:

  • Божия Матерь «Милостивая» — помогла и помогает по сей день многим нуждающимся, большое количество чудесных исцелений было засвидетельствовано у этого образа;
  • икона «Помощница в родах»;
  • образ святого Георгия Победоносца;
  • икона Зачатия святой Анны;
  • мощи Святых новомучеников;
  • ковчег с мощами Лазаря;
  • часть от Гроба Господня;
  • часть от Креста Господня;
  • частичка мощей Святого лекаря Пантелеймона;
  • могилы основательниц монастыря.

История иконы Божией Матери «Милостивая» богата на чудесные события и исцеления болезных. Молиться данному Святому образу Богородицы можно о любой нужде, в депрессии, в болезнях, в трудных жизненных ситуациях, о наступлении беременности.

Современный монастырь

Сейчас за обителью числится 24 монахини, которые несут послушания в трапезной, храмах и на территории, занимаются рукоделием, результаты которого можно приобрести в местных лавках. Ежедневно в монастыре проводятся богослужения, которые могут посетить все паломники и желающие.

Очень много благодарных паломников, мечтающих о свершении чуда, о даровании их парам дитя Господом, возвращаются назад поблагодарить Богородицу за молитвы и произошедшее чудо.

Расписание богослужений

Настоятельница современной обители — игуменья Иулиания.

Служения Господу здесь проходят ежедневно, вход для паломников свободный:

  • понедельник — суббота 7:00 утренняя литургия;
  • праздники и воскресенье 6:30, 8:30 — Божественная литургия;
  • воскресенье — пятница 17:00 — вечерняя служба, суббота — 16:00.

По воскресеньям можно посетить чтение акафиста святому Иоакиму и святой Анне о даровании чад.

График служения молебнов:

  • понедельник, вторник, среда — 12:00;
  • четверг — 16:00;
  • пятница, суббота, воскресенье −12:00.

Местонахождение и контакты

Обитель находится по адресу: РФ, Москва, 2-й Зачатьевский переулок, дом 2, рядом с метро Кропоткинская.

Официальный сайт: http://zachatevmon.ru.

Источник: https://kanal21.ru/stavropigialnyj/

Ставропигиальный монастырь

Ставропигиальный монастырь  — это монастырь, который принадлежит Святейшему Патриарху.

Зачатьевский ставропигиальный монастырь в Москве

С греческого слово «ставропигия» означает — устанавливать крест

Что такое ставропигия? Что это значит?  С греческого слово «ставропигия» означает — устанавливать крест. Это значит,  что первый главный крест на данном храме или монастыре был установлен именно Патриархом.

Ставропигия — это статус, который присваивается  православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам и духовным школам,  которые делают  их независимыми  и подчиняются они только патриарху или священному синоду.  Ставропигиальный статус считается самым высоким.

До середины 15 века  в России монастыри, которые имели ставропигиальный статус, принадлежали константинопольскому патриарху, бывшему предстоятелю Русской Православной Церкви. С 1588 года,  в период российского патриаршества,  было всего 55 монастырей, которые имели ставропигиальный статус.  А уже к концу 19 века в Российской империи было всего 6 обителей, имевших статус ставропигиальный монастырей.

Что такое ставропигиальные приходы? Такие приходы бывают двух видов:

  • киновиями или общежитными. Это значит, что монахи не имеет личное имущество на территории монастыря. Они получают трудовую повинность в общую пользу, получая ее от обители;
  • идиоритмами и необщежитными. Отличается наличием личного имущества у монахов. Личным имуществом у монахов будет считаться только место их богослужения.

1984 году патриарх Пимен дал звание ставропигиальный — женскому Корецкому монастырю, в  Ровенской области. Произошло это из-за конфликта между настоятельницей монастыря и экзархом Украины — митрополитом Филаретом.

Ставропигиальный Корецкий монастырь. В 1984 году, патриарх Пимен дал ему звание ставропигиального

В 2000 году, в уставе русской православной церкви говорится, что все ставропигиальные монастыри находится  под руководством Патриарха Московского и всея Руси.  К концу 2012 года в России ставропигиальных монастырей было всего 28 — 14 из них было мужских, и 14 женских.

Также следует сказать о том, что в украинской русской православной церкви,  тоже существует ставропигиальные монастыри, но они не управляются святейшим Патриархом. Получили свой статус по решению Священного Синода и управления Русской православной церкви Украины. С 2009 года все зарубежные ставропигиальные монастыри считаются находящимися в подчинении патриарха Московского и всея Руси.

Теперь мы рассмотрим известные и самые большие ставропигиальные монастыри в России.

Данилов монастырь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви

Данилов монастырь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Основан был монастырь в конце 18 века, московским князем Даниилом Александровичем.

Основан был Данилов монастырь в конце 18 века, московским князем Даниилом Александровичем

Исследователь истории утверждает, что  Даниил Александрович построил этот храм тогда, когда смог помириться со своими родными братьями — Дмитрием Переяславским и Андреем Городецким. Первой его постройкой был деревянный храм в честь преподобного Даниила Столпника,  который был окружён кельями и хозяйственными постройками.

На территории монастыря находилась библиотека, в которой находились очень древние книги. В 1293 году монастырь был разорен.  Сам основатель монастыря — Даниил Александрович умирает, его хоронят недалеко от монастыря.

В 1330 году Даниловскую братию  переводят в  Храм Спаса на Бору, по решению Ивана Калиты. Без должного присмотра Даниловская обитель быстро  оскудела.  Возрождение обители началось при правлении Ивана Грозного. Местом для строительства нового монастыря выбрали кладбище, на котором  находилась могила Даниила Александровича.

Возрождение обители Даниловского монастыря началось при правлении Ивана Грозного

В 1561 году  монастырь был построен и получил название в честь Семи Вселенских Соборов. Осветил митрополит Московский и всея Руси Макарий.  Монастырь был довольно большой, вокруг него было построено много деревянных келий, а также находилось конюшня и крестьянские дворы.

В 1610 году — данилов монастырь подвергся сильному обстрелу

В 1610 году отряды Лжедмитрия второго сильно повредили стены и башни монастыря, он подвергся обстрелу.

В 1652 году монастырь обрел мощи князя Даниила. Сам Патриарх Никон прибыл вместе со священным собором в Москву, для того чтобы вскрыть могилу и перенести мощи Святого Даниила в деревянную гробницу,  в храм Семи Вселенских Соборов.

Мощи святого Даниила находятся в Даниловом монастыре в Москве

В 1670 годы, в монастыре была построена трапезная, в которой находились два предела: первый — во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а второй —  во имя пророка Даниила. В 1682 году, царь Фёдор Алексеевич для монастыря пожертвовал два колокола для новой колокольни.  Её отливал главный литейщик пушечного двора в Москве — Дмитрий Моторин. Вскоре колокола были сняты и отданы для литья пушек.

В 1729 году храм разобрали и на его месте построили новый двухэтажный.  Расписывал храм довольно известный живописец — Григорий Яковлев.  В 1731 году была построена надвратная церковь во имя преподобного Симеона Столпника. После секуляризации монастырских земель — Данилов монастырь стал трехклассным. Во время эпидемии чумы,  при монастыре было устроено кладбище умерших.

В 1812 году наполеоновские войска — похитили гробницу князя даниила из монастыря

В 1812 году, во время войны, наполеоновские войска похитили гробницу князя Даниила,  новую серебряную раку изготовили только в 1817 году.

В 1832 году начался строиться новый храм на месте каменной церкви. Храм был построен в стиле позднего классицизма, и имел 5 пределов.  В 1892 году при монастыре была построена  церковно-приходская школа для бедных.  В школе изучались такие предметы, как Закон Божий, церковное пение, арифметика, география и многие другие.

Концу 19 века в монастыре был устроен приют для монашествующих.  Но затем приют переделали в общемонастырскую больницу для служителей Московской епархии. В 1917 году все храмы, находящиеся на территории Даниловского монастыря,  стали приходскими.

В 1920 годы в Даниловский монастырь приезжают многие архиереи.  В 1929 году монастырь закрыли, один из храмов передали учреждению под склад. Также был арестован наместник обители архимандрит Тихон.

Даниловские колокола купил один американский меценат и затем их передали в один из университетских городков. Колокола Даниловского монастыря вернули только в 2008 году.

В это время все храмы были опустошены и уничтожены.  В 1931 году в пределах монастыря был установлен памятник Владимиру Ленину.  Уже позднее, монастырский комплекс стал  сильно ветшать. Для того чтобы восстановить обитель — Святейший Патриарх Пимен образовал специальную ответственную комиссию по реставрации и строительству монастыря.

Чтобы восстановить обитель — Святейший Патриарх Пимен образовал специальную ответственную комиссию по реставрации и строительству Данилова монастыря

В 1986 году Троицкий собор, который находился на территории Даниловского монастыря, прибыл предстоятель американской православной церкви, который передал частицы мощей Святого Даниила. В 1988 году были  отреставрированные иконы и иконостас в храме Семи Вселенских Соборов.

При монастыре была  открыта воскресная школа.  Постепенно обитель стала строиться и возрождаться, все храмы на территории Даниловского монастыря — были восстановлены.  В настоящее время монастырь ставропигиальный, то есть управляет им патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В настоящее время Данилов монастырь ставропигиальный, то есть управляет им патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Покровский ставропигиальный женский монастырь — женский монастырь Русской православной церкви

Покровский ставропигиальный женский монастырь — женский монастырь Русской православной церкви, который находится в Москве. В самом начале монастырь был мужским, построен был царем Михаилом Федоровичем в 1635 году.

Покровский ставропигиальный монастырь был построен царем Михаилом Федоровичем в 1635 году

Построен монастырь был в честь памяти отца Михаила Фёдоровича — Патриарха Филарета, который скончался в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

До момента строительство монастыря на этой территории находилось кладбище для бездомных и странников, именно поэтому первые века своего существования этот монастырь назвали — Божедомским.  В 1665 году был возведен каменный монастырский Собор Покрова Пресвятой Богородицы, который был построен заново в 1806 году.

В 18 веке были построены церковь — Воскресения Словущего и 30 метровая трехъярусная колокольня. Во время войны в 1812 году, в монастыре проживал французский генерал Клапаред. В том же году монастырь был разорен, и все постройки были полностью разрушены.

В 1870 года монастырь был преобразован Покровский миссионерский монастырь. В нём был создан миссионерский институт для подготовки монашествующих.  Монастырь был закрыт в 1929 году, в том же году была взорвана колокольня. Последним наместником Покровского монастыря был архимандрит Вениамин.

В 1934 году на территории монастыря, на месте  монастырского кладбища, был построен парк культуры и отдыха. В здании монастыря располагались спортивный зал, киностудия, бильярд и многое другое.

В 1994 году покровский монастырь был возвращен русской православной церкви

В 1994 году покровский монастырь был возвращен русской православной церкви. На кладбище Покровского монастыря были похоронены такие известные члены семейства, как Боткины,  купцы  и благотворители Хлудовы. Также на кладбище похоронен русский поэт — Глебов, коллекционер Щукин.

На кладбище Покровского монастыря было похоронено семейство Боткиных

В 1994 году Священный Синод принял решение о том,  чтобы возобновить работу Покровского монастыря, в качестве женского монастыря.   Возрождение монастыря началось 1995 года. В разрушенном храме  была отслужена литургия, также при  монастыре освещены  приделы.

В 1998 году в монастырь принесли останки Матроны Никоновой, которые были обретены на Даниловском кладбище города Москвы. Именно это место стало центром распространения почитания Матроны Московской.

В 1999 году  был освящен верхний храм Покрова Пресвятой Богородицы.

В настоящее время Покровский монастырь относятся ставропигиальному, то есть им  руководит патриарх Московский Кирилл

Каждый день монастыри посещают до 3000 паломников, а в выходные и праздничные дни, их число почти 25 тысяч.

Источник: https://hranitel.club/1029-stavropigialnyj-monastyr

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Молитва о наказании обидчика

Закрыть