Сколько таинств в православной церкви

Таинства

сколько таинств в православной церкви

Источник: http://vposad.ru/xram/tainstva

Таинства Церкви

сколько таинств в православной церкви

Таинства Православной Церкви – это священнодействия, через которые, на основании повеления Иисуса Христа, под видимыми чувственными знаками не только представляется, но действительно преподается принимающими их невидимая благодать. Человек, как существо духовно-чувственное может познавать невидимое Божие только в чувственных видах и тем легче и сильнее удостоверяется в действительности духовных предметов.

Видимые знаки в священнодействиях, или таинствах, необходимы для одного человека; а благодать Божия для воздействия на человека не нуждается ни в каких средствах. Святой Иоанн Златоуст говорит: «если бы мы были безтелесны; то и Христос сообщал бы нам духовные дары безтелесно: но так как душа наша соединена телом; то духовное сообщается нам в чувственных видах». Следовательно по своему устройству человек нуждается в видимых средствах, чтобы принимать через них невидимую силу Божию.

 

Само собой разумеется, что никто другой, кроме самого Господа, не мог установить таких средств облагодатствования человека. Это дело Божие, дар самого Бога. Этим и отличаются таинства от других священнодействий, к которым относятся: пострижение в монашество, различные молебны и т.д.

Эти действия сами по себе священны, благочестивы; но наши, нами самими от своего лица и во славу Божию совершаемы.

Есть священные действия и такие, которые не могут назваться действиями нашими, как совершаемые благодатью Божией, но не считаются таинствами, например освящение храмов или воды, благословение хлебов.

Божественное действие невидимо и необъяснимо. В то же время оно соединяется для одного только человека с видимыми знаками, чтобы быть тайной, или с тем, под чем нечто таится, скрывается. Божественное действие без видимости было бы только духовное, а не таинственное.

В видимом и невидимом действии Божием и во внешнем виде, установленном от Бога, заключается, по понятию Восточной Церкви, отличительное свойство таинства — почему все таинства совершаются и преподаются крестным руковозложением и благословением, как знамением сообщения благодати, через образ креста Господня, которым совершена тайна нашего спасения и дарованы нам все божественные силы.

Отсюда, имея такое понятие о таинствах, сколько нечестиво, столько же и безумно было бы приравнивать таинства христианские к магическим тайнам, в которых известным действиям или знакам приписывается такое свойство, что ими будто бы необходимо вызывается сверхъестественная сила. Здесь знаки сами по себе ничего не значат.

Все значение их состоит в том, что с ними Бог не по какой либо необходимости, а совершенно свободно, благоволил соединить действия спасительной своей благодати.

Отсюда понятно, что те только священнодействия имеют несомненное значение тайнодествй или таинств христанских, которые учреждены самим Богом, как видимые средства сообщения человеку спасительных даров Святого Духа. Они действенно исполняют Евангелие Христово.

Святая Церковь, сообразно смотрению Божию о нас, предначертанному Евангелием, утвержденному святыми отцами в предании, допускает в своем Богослужении семь таинств, которые соответствуют семи дарам Святого Духа, исчисляемым у Пророка Исайи. Семь даров Святого Духа, ниспосланных на землю, изображено в образе семи огненных светильников, горящих перед Престолом, и в образе семи очей Агнца, за нас закланного, в семи очах смотрения Его о нас.

Имея соотношение с нашей жизнью, семь таинств таинств обнимают всю жизнь христианина, удовлетворяют всем потребностям жизни его во Христе и как бы составляют собой новую седмерицу благодатных дел Господа для христианина и наполняют всю настоящую его жизнь. Через таинства мы рождаемся, дышим, питаемся, продолжаем свой род, очищаемся и исцеляемся.

Все семь таинств Православной Церкви: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение имеют божественное происхождеше; так как они установлены самим Иисусом Христом.

Все христианские таинства имеют действительное значение только в Православной церкви и только здесь понятен их в православном подлинный смысл и действительна их благодатная сила. Вне Богослужения церкви они являются не таинственными действиями, а простыми обрядами или другим чем-либо, как было в язычестве.

В Православной церкви через таинство Крещения человек, принимающий его, вводится в церковь, делается членом тела Христова и получает начаток новой жизни, облекается в новое право сыноположения Богу, и таким образом становится новым человеком.

Поэтому Крещение, для выражения своего внутреннего значения, в Священном Писании называется баней пакибытия, новорождением и облечением во Христа.

Поэтому оно, как новое рождение, и не повторяется, для чего и говорит святая церковь в Символе Веры: исповедую едино крещение.

Через таинство Миропомазания новокрещенный как бы посвящается на первую степень церковную, или получает то звание в церкви, которое принадлежит всем ее членам. Все помазанники Божии, имеют на себе печать Святого Духа и в себе все Божественные силы. Подобно Крещению и это таинство не может быть повторяемо.

Через таинство Покаяния человек получает постоянное исцеление от духовных болезней — грехов, семя которых остается в природе нашей и после Крещения и составляет того ветхого человека, полное совлечение которая, вместе с полным облечением в новая, есть главная задача земной жизни христианина — облечься в нового человека, созданного по Богу в правде и в преподобии истины. Врачуя грешников таинством Покаяния, святая церковь постоянно таким образом восстанавливает нарушенный ими союз с Богом и возвращает им право сыноположения, приобретенное во святом Крещении. Поэтому Покаяние называется иногда вторым Крещением.

Через таинство Причащения человек, вкушая истинное Тело и истинную Кровь Христову, теснейшим образом соединяется со Христом.

Через таинство Священства сообщается принимающему его пастырская власть, или право и сила руководить верующими, питать их словом Божиим и преподавать им благодать Святого Духа. Пастырство преподается только избранным лицам в таинстве священства. По самому значению своему это таинство не повторяется.

Через таинство Брака благословляется союз двух лиц различного пола; после чего они уже не просто мужчина и женщина друг для друга, но муж и жена и одна плоть. От благословенного союза их, как от священного корня, могут возникать и ветви святые, т.е., дети от христианского брака в самом происхождении своем получают уже освящение.

Таинства Православной церкви должны быть принимаемы лицами, приступающими к ним с верой в Искупителя, с покаянием и сокрушением о грехах, с молитвой и сердечным умилением.

Через таинство Елеосвящения церковь врачует телесные немощи своих членов. Если не всегда через это таинство возвращается больным телесное здоровье и сохраняется жизнь их; то через это нисколько не отрицается благодать таинства; потому что таинство Елеосвящения простирается не на одно тело, но и на душу, и молитвы верующих никогда не могут оставаться бесплодными для немощного телом брата их.

Чтобы таинства, как священнодействия, могли благодатно воздействовать на человека, для этого они должны быть совершаемы по воле Господа Иисуса, согласно с Его установлением.

Чтобы то и другое таинство могло быть совершаемо согласно с волей Господа, для этого необходимо и совершителю таинств иметь право на то, что и как он совершает, и желание совершить священнодействие Богоустановленным образом.

Священнодействующий должен приступать к совершению таинств не только с намерением или желанием, но и с глубочайшим благоговением, в чистоте духа и тела.

Этого требует величие и святость таинств; и сама церковь приготовляет священнослужителя к совершению таинств, например, Крещения и Евхаристии, особенными умилительными молитвами.

Здесь нужно заметить, что благоговение требуется от совершителя таинств только для того, чтобы ему самому не подвергнуться за небрежение к делу Божию суду и суду церковному.

 Что дают таинства человеку

Маленькая частица яда, попавшая в организм человека, заражает и умерщвляет тело. Яд греха разлился по всему человечеству и заразил его смертельной заразой. В природу человека внесена скверна, а через нее отчуждение от Бога и духовная смерть. Избежать этой смерти возможно только через соединение с Богом, а оно достигается покаянием и верой в искупительный подвиг Спасителя. Человеку необходимо стать последователем Христа и через Него действием Святого Духа очиститься от грехов и начать новую жизнь в любви и правде заповедей Божиих. Только это делает его способным к вечной и блаженной жизни. Средства, через которые каждый уверовавший получает освящающую его благодать, — это христианские Таинства. Слово «таинство» означает всякую глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие. Таинства — это такие священные действия, в которых при произнесении определенных слов на верующего таинственно и невидимо действует благодать Божия. При сотворении мира Творец говорил: «Да будет свет» (Быт. 1,3) — и силой слова Его стал свет. Так и в Таинствах — при произнесении установленных Церковью слов могущественно действует на человека благодать Божия

Таинства — это пособия немощному человечеству. Их цель — дарование людям благ любви Божией. Плод их — освобождение от греховной жизни. Само слово «таинство» указывает, что оно не подлежит исследованию разума, а принимается верующим сердцем.

Как и при каких условиях осуществляется союз с Богом и какими средствами? Первое условие — это добровольное и искреннее желание освободиться от греховной жизни, покаяться. Раскаяние — одно из великих достижений человеческого духа, оно есть плод осознания своей вины и в делах, и в мыслях. Раскаяние — это забота о своем духовном состоянии. Обращению человека помогает Сам Бог.

В этом главной действующей силой является любовь Божия. Второе условие — заменить свою старую греховную жизнь новой: не делать зла, а делать добро. Нужно впитывать в себя новые, исходящие от Спасителя через Его Церковь воззрения. Для этого нужна помощь, нужны указания.

Как найти руководство и руководителей для христианской жизни? В народных обычаях? Но в них к правде и чистоте нравственности примешаны предрассудки и людская неправда. том, что следует делать. Они касаются внешних проявлений воли человека, а внутренней, сердечной жизни почти не касаются.

По учению Церкви, условием для получения благодати в Таинстве является внутренняя настроенность, расположение человека, принимающего таинство; от человека требуется вера, искреннее желание и полная готовность принять его.

Как совершается обращение человека к Богу? Оно совершается при взаимодействии Бога и человека. Бог Своей благодатью возбуждает в человеке желание обратиться к Нему. Человек на действия возбуждающей благодати отвечает своей волей, желанием и готовностью ее воспринять. Но человек может и оставить призывы Божий без внимания. Тогда обращение не состоится. Благодать Святого Духа — это особая сила Божия, необходимая для спасения человека. Под действием благодати человек приобретает способность воспринимать и понимать Слово Божие. Благодать Святого Духа и производит в нем веру, что воспринимаемое слово есть действительно Слово Божие, а не человеческое. Так обретается путь к Богу, к добру и истине, ко спасению и вечной блаженной жизни. Каждое Таинство сообщает верующему определенный дар благодати. Православная Церковь имеет семь жизненно необходимых для нее Таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение.

Источник: https://pravoslavnost.ucoz.ru/publ/o_khrame/tainstva/tainstva_cerkvi/145-1-0-838

Таинства Церкви — между тайным и явным

сколько таинств в православной церкви

:

С Таинствами Церкви знакомы многие из нас независимо от того, ходим мы в храм или нет. Ребенок рождается — его крестят. Двое людей вступают в брак — их венчают. Все подобные действия имеют особый божественный смысл, поэтому не нужно превращать их в набор ритуалов, обязательных для исполнения, потому что «все так делают».

Сколько Таинств существует в православии?

Под Таинством в православии принято понимать особое действие Бога по отношению к людям: невидимая благодать видимо сообщается людям.

Само словосочетание указывает на присутствие того, что скрыто от посторонних глаз. Это непосредственное общение конкретного человека с Творцом. Другие наблюдают извне, замечают внешние действия, но от них сокрыт внутренний опыт.

Например, Таинство крещения. Наверняка вам приходилось наблюдать, как погружают в воду маленького ребеночка или уже не совсем маленького (а то и совсем не маленького).

Мы наблюдаем за процессом, слышим слова священника, но не можем понять, объять, постичь внутренний смысл этого. Для нас это тайна. Такое срабатывает и с другими Таинствами.

Всего насчитывают семь Таинств Церкви:

  1. крещения;
  2. миропомазания;
  3. покаяния;
  4. причащения;
  5. елеосвящения (соборования);
  6. брака;
  7. священства.

Они берут начало как с евангельских времен (крещение, причащение, покаяние), так и с апостольских. Более подробно остановимся на каждом из них.

Общая характеристика таинств

Крещение. Человек становится членом Церкви.

Видимое: ребенка или уже взрослого погружают в воду, священник читает особые молитвы. 

Невидимое: человек как бы рождается заново. Для жизни вечной. В этот момент ему прощаются грехи. Он — как белый лист. Кстати, это же символизировали белые одежды, в которые одевали новокрещенного.

У нас принято крестить детей еще маленькими, хотя в древней Церкви это делали в сознательном возрасте. Человек долго готовился к тому, чтобы стать христианином.

Совершать Таинство крещения над ребенком в маленьком возрасте можно и нужно. Но он пока еще не может дать ответ сам за себя, поэтому родители ручаются за него, обещают воспитывать в любви и вере Церкви.

Но так ли у нас все происходит на самом деле? Вот и получается, что обрядовую сторону видим, а благодати не ощущаем

Миропомазание. Это Таинство пришло к нам еще с апостольских времен.

«Миро» с греческого переводится как «благовонное масло». В его состав входит около 50 различных растительных компонентов (душистые масла и смолы).

Неоднократно упоминается в Библии. Пожалуй, один из самых известных примеров — жены-мироносицы пришли ко гробу Христа именно с таким маслом.

Видимое: если внимательно наблюдать за крещением, то можно увидеть, что священник помазывает ребенка или уже взрослого святым миром со словами «Дар Духа Святого».

Невидимое: человек получает особую благодать, на него сходит Святой Дух. Человек становится членом Церкви, теперь он принадлежит к этому единому организму.

Покаяние. Это Таинство Церкви у нас обычно воспринимается как важная часть подготовки ко причастию. Но на самом деле оно стоит отдельно и играет очень важную роль.

Видимое: человек приходит на исповедь и перед священником кается в своих грехах.

Невидимое: человек приходит к пониманию того, что дальше так жить нельзя, он закостенел в пороках, погряз в суете. Но для этого ли создавал его Бог? 

Не зря говорят, что в христианстве очень много любви. Даже самого большого разбойника, убийцу, предателя готов принять Господь. И этот путь начинается с осознания собственной ничтожности, большой надежды на то, что Бог примет и поможет исправиться.

Когда человек искренне кается, а не бумагу марает (выписывает грехи из перечня в Интернете), Бог все прощает, раны на душе заживают, остаются только одни шрамы.

Причастие. Одно из центральных Таинств Церкви. Если грех отделяет человека от Господа, то принятие Святых Даров воссоединяет.

Видимое: человек подходит к чаше и принимает хлеб и вино.

Невидимое: человек принимает Бога. Ведь хлеб и вино — это Тело и Кровь Спасителя.

Что и как происходит — это одна из самых больших тайн. Это невозможно объяснить на пальцах. Только если человек готовится к этому, просит Бога помочь постичь, ему частично открывается смысл происходящего.

Скептикам очень нравится размышлять на эту тему, мол, сумасшедшие верующие, напридумывали себе здесь всякого

Спорить в этом случае бессмысленно. Но еще бессмысленнее — отрицать таинство Евхаристии, когда ты по опыту знаешь, что все именно так мы принимаем Бога.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько церквей в иркутске

Елеосвящение (соборование). Для многих знакомство с этим Таинством Церкви начинается либо в Великий пост, либо тогда, когда болеют дорогие люди.

Смысл такой: человека помазывают елеем, а дальше происходят не всегда объяснимые вещи, тяжелобольным становится лучше. На самом деле так делали еще апостолы: «многих больных мазали маслом, и исцеляли». (Марк. 6:13)

Видимое: священник семь раз помазывает человека елеем, читает соответствующие молитвы. 

Невидимое: если поверхностно смотреть на соборование, то кажется странным: как обычное помазывание елеем может излечить человека от тяжелой болезни?

Но Таинство — не только внешний обряд. Давайте попробуем посмотреть глубже.

В человеке все взаимосвязано: тело, душа, дух. Если мы грешим, страдает духовная сфера, также дает сбой и наше физическое ощущение.

Что предлагает Церковь? Каяться в грехах. Во время соборования человека помазывают елеем, священник читает особые молитвы. Считается, что в Таинстве прощаются забытые грехи. А это именно тот груз, который влиял на наше самочувствие.

Вот человек и излечивается. Физически это может быть не всегда заметно, а вот духовно точно чувствуется.

Брак. Для многих Таинство венчания ассоциируется с «красивым ритуалом», который надо совершать, чтобы быть счастливыми вместе.

Сколько язычества засело в нашем мировосприятии! Венчание — это Таинство, во время которого Бог соединяет двух людей в одно. А как мы себе это обычно представляем?

Видимое: все красиво, но непонятно: белый рушник под ноги, на пальцы — кольца, на головы — венцы. Ах, ну да, еще священник читает молитвы и Евангелие, а хор поет.

Невидимое: Бог соединяет двух людей в одно целое не только для этой жизни, но и для будущей.

Чтобы как-то это представить, мы смотрим, как священник связывает руки мужа и жены рушником, возлагает венцы. Но без понимания внутреннего смысла все это — только красивая картинка для видео.

Священство. Это напоминает Таинство венчания. Вот только здесь священнослужитель «женится» на пастве.

Видимое: человека, который должен стать на путь священства, рукополагают. Это происходит и в прямом смысле: епископ возлагает на него руки и читает соответствующие молитвы.

Невидимое: рукоположение воспринимается в божественном смысле, через епископа его совершает сам Христос.

Господь награждает человека особой благодатью и ответственностью.

Как муж воссоединяется с женой и теперь несет ответственность не только за себя, так и священнослужитель отвечает за свою паству. 

Между обрядовостью и тайной

Важно понимать, что священник выступает только посредником во время совершения семи Таинств Церкви. На самом деле через него невидимо действует сам Христос.

Если вы замечаете только действия служителя, но не ощущаете присутствия Владыки, то пока видите поверхность, но боитесь отплывать от берега.

Между видимым и тайным во всех этих действиях — огромная глубина. 

Можно увидеть только обрядовость, то, что обычно выглядит красиво и непонятно: ребеночка окунают, с одной чаши причащают, на мужа и жену царские венцы возлагают

А можно попробовать нырнуть и увидеть-почувствовать всю красоту смысла. Пока ты на поверхности — просто наслаждаешься процессом. А когда ныряешь — пытаешься увидеть морское дно, рассмотреть, как оно удивительно устроено

В Таинствах Церкви есть нечто похожее. Вот только вряд ли удастся достать до самого дна. Каждый раз кажется, что дошел до предела. Но нет, в следующий раз понимаешь что-то новое и удивляешься. Завеса над тайной открывается постепенно, но всегда не до конца.

Тот, кто имеет опыт, не станет крутить у виска, а прекрасно поймет меня. А те, кто пока только плавает на поверхности, может попробовать нырнуть. Рискнуть точно стоит.

Источник: http://megapoisk.com/tainstva-tserkvi-javnyj-i-skrytyj-smysl

Семь таинств Православной Церкви

Таинство — священнодействие, через которое на человека действует Благодать Божия. Таинства установлены Христом или Его апостолами и призваны изменить внутреннюю жизнь человека.

1 Крещение

Суть Таинства: Присоединение к Церкви, рождение во Христе.

Главное священнодействие: Троекратное погружение в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь.
И Святаго Духа. Аминь».

2 Миропомазание

Суть Таинства: Освящение всего человека, сообщение ему благодати Святого Духа.

Главное священнодействие: Крестообразное помазание священником лба, глаз, ноздрей, ушей, груди, рук и ног новокрещеного освященным миром со словами «Печать дара Духа Святаго. Аминь».

3 Причащение

Суть Таинства: Соединение верующего со Христом.

Главное священнодействие: На Литургии в Таинстве Евхаристии хлеб и вино прелагаются (пресуществляются) в истинные Тело и Кровь Христовы, которые вкушают верующие. Центральным моментом Литургии является чтение молитвы «Анафора» с благословением хлеба и вина.

Из этой молтивы верующие в храме слышат только слова, сказанные Христом при установлении Евхаристии на Тайной Вечери: «Приимите,ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов! Аминь.

Пийте от нея вси,сия есть кровь Моя Новаго Завета,яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов! Аминь» (см. Мф 26:26-28).

4 Елеосвящение

Суть Таинства: Исцеление благодатью Божией духовных и телесных недугов.

Главное священнодействие: Чтение семи отрывков из Апостольских посланий и Евангелия. После каждого чтения священник произносит молитву о больном и совершает помазание его лба, щек, груди и рук освященным маслом -елеем. По окончании последнего чтения священник возлагает раскрытое Евангелие на голову соборуемого и молится о прощении его грехов.

5 Покаяние

Суть Таинства: Исповедание своих грехов перед Богом и получение прощения.

Главное священнодействие: После открытого исповедания своих грехов перед Богом, священник, присутствующий при совершении Таинства и являющийся свидетелем покаяния, произносит две молитвы. В первой звучат слова «примири и соедини его со Святой Твоей Церковью».

Вторая называется «разрешительной»: «Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами своего человеколюбия да простит ти чадо (имя) вся согрешения твоя, и аз недостойный иерей Его властию мне данною прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

Аминь».

6 Священство

Суть Таинства: Через возложение рук епископа верующему дается благодать совершать Таинства.

Главное священнодействие: Рукоположение совершается во время Литургии. Чин и порядок поставления в разные степени священства (диакон, священник, епископ) различен. В завершение чина ставленника одевают в облачение, соответствующее его новому сану, при этом архиерей (или собор архиереев), совершающий Таинство, возглашает «Аксиос!»
(греч,- «достоин»), на что священники и хор отвечают троекратным «Аксиос!» — «достоин!».

7 Брак

Суть Таинства: Благословение супружества как совместного пути к Богу.

Главное священнодействие: Во время совершения Таинства Венчания священник возлагает на головы жениха и невесты венцы, трижды произнося прошение: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)».

Материал создан: 25.11.2015

Иерархия в Православной Церкви

Источник: http://iamruss.ru/sem-tainstv-pravoslavnoj-tserkvi/

Семь Таинств Православной Церкви

В Православной Церкви установлены семь Таинств:

Таинства покаяния (исповедь), крещения и евхаристия установлены Самим Господом Иисусом, о чем говорится в Евангелии.

Само слово «таинство» означает что-то сокровенное, таинственное. В данном случае оно означает таинственноедействие Божьей Благодати, сокровенное не только от людей, но и для ангелов.Господь таинственным образом посылает человеку, принимающему участие вТаинстве, Божественную силу Благодати.

Господь хочет нашего спасения идля этой цели Он ввел церковные Таинства, чтобы люди смогли приобщиться черезних Благодати, которая действует таинственным образом.

В некоторых Таинствах человек может принимать участие несколько раз в жизни, например, Таинство причастия, исповеди, соборование. А в некоторых участвует только раз в жизни (крещение, миропомазание). В некоторых Таинствах он вообще не имеет возможности участвовать (священническая хиротония).

Без Таинств хождение в церковь было бы бессмысленным. Участие в Таинствах и получение через них Благодати – главная цель посещения храма.

Стоит добавить, что все Таинстватребуют особой подготовки от человека, душевной и телесной. Нельзя приниматьучастие в Таинствах в состоянии плотской нечистоты.

Стоит рассмотреть каждое Таинствоотдельно.

Крещение

Крещение — самое первое Таинство, с которым человек встречается, принимая православную веру. Оно служит первоначальной ступенью вхождения в церковь. Так принято в нашей стране, что крещение проходят люди совсем еще в раннем возрасте. Крестят обычно младенцев, недавно появившихся на свет.

Такой обычай произошел из-за распространенной детской смертности на древней Руси. Родители, боясь, что ребенок перейдет в иной мир некрещеным в православную веру (а значит – лишенным Благодати и возможности попасть в Царство Небесное), крестили его как можно раньше.

Если ребенок рождался больной, то крестили сами родители сразу после его рождения.

Но чин Таинства рассчитан на взрослого человека. В неговходят осознанное отречение оглашенного (человека, намеревающегося принятьправославную веру) от сатаны и готовность соединиться со Христом душой и духом.

Поскольку, этот момент нельзя опустить, пришлось ввести вчин нового человека, который смог бы произнести за неумеющего говорить младенцанекоторые слова, положенные по чину. Эти люди стали называться крестнымиродителями, или просто – крестными.

Задача крестных родителей в ходе Таинства:

  • принять ребенка из купели;
  • произнести слова отречения и соединения со Христом;
  • прочесть символ веры;
  • надеть крест и крещальную рубаху на младенца.

Далее они по мере возможностидолжны молиться за крестника, наставлять его на путь веры.

Если крестится взрослый человек,он сам произносит все слова. Крестные ему не нужны.

В этом Таинстве человек получает Благодать, отвращающую его от прежней греховной жизни.

Миропомазание

Таинство крещения неразрывно связано с Миропомазанием. Они составляют как бы один чин. После того, как человек вышел из купели, священник помазует его освященным миром.

Миро – это благоуханное масло, очень дорогостоящее, которое варится по специальному рецепту раз в год специально поставленным людьми. Затем его освящает Патриарх всея Руси раз в год в определенный день по установленному чину. Варят его в больших количествах, чтобы можно было раздать всем приходам.

Миро является символом Благодати, поэтому оно имеет тонкий,приятный аромат. Священник имеет право помазать им человека всего раз в егожизни – на Таинстве Крещения. В этом момент он произносит слова: «Печать ДараДуха Святого».

Помазуются обычно определенные части тела. В этот деньчеловек уже не должен купаться, принимать ванну, душ и другие водные процедуры.

В этом Таинстве дается Благодать, наставляющая человека наистинный путь.

Исповедь

После прохождения Таинства Крещения и Миропомазания человек, если это взрослый, чувствует себя особенно. Это непередаваемое состояние обновления. Но так устроена падшая человеческая природа, что рано или поздно человек впадает в грехи и прегрешения. Возвышенное состояние проходит и на смену ему приходит тяжесть и горечь от содеянного.

Понятно, что это – следствие грехопадения и прямая дорога в ад. Но Милостивый Господь не хочет смерти грешника, поэтому Он и пришел на землю, принял страшную крестную смерть, чтобы мы имели возможность покаяться после греха и исправить свою жизнь, а через это спастись. Покаяние не зря называют «вторым крещением», потому что на этом Таинстве прощаются все названные грехи человеку, и его душа в результате очищается и обновляется.

На Таинстве исповеди должны присутствовать всего двое – кающийся человек и священник, который играет роль свидетеля и нотариуса одновременно. Человек называет вслух свои грехи, искренне раскаиваясь в них, а священник силой, данной ему Богом, прощает грехи человеку и как бы ставит печать «прощено». Как сказал в Евангелии Сам Господь Иисус Христос: «кому простите грехи, тому простятся». Такой властью прощать грехи обладают только священники.

После покаяния человек уже не должен повторять названные грехи, ибо цель покаяния – исправление. Через это Таинство человек получает Благодать, оставляющую грехи.

Евхаристия

Таинства исповеди и причастия обычно связаны. После исповедичеловек может принять Святые Дары, т.е. причаститься. Для этого нужнаспециальная подготовка – она называется «постом». Это – воздержание отскоромной пищи, супружеских отношений, злых дел, слов и мыслей.

Это Таинство – самое главное. Во время него в душу человека входит Сам Христос. На Евхаристии хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Христа. Это – великое Таинство, перед которым благоговеют даже ангелы.

Обычно Евхаристия совершается на Божественной литургии в храме. Но иногда по человеческой немощи (например, болезни) человека можно причащать на дому. Но всё-таки посещение храма очень важно.

В этом Таинстве человеку дается Благодать соединения со Христом.

Хиротония

Совершать Евхаристию, равно как и другие Таинства, имеют право только священнослужители. Посвящение простого мирянина в священнослужителя называется «хиротонией».

Первообразом священнослужителей были апостолы. В Евангелии сказано, как произошло чудесное насыщение нескольких тысяч людей малым количеством хлебов и рыбы. Это и есть – прообраз Евхаристии, а апостолы здесь играют роль священников.

Хиротония (рукоположение) бывает:

  • в чтеца;
  • в иподиакона;
  • в диакона;
  • в иерея;
  • в архиерея.

Хиротония совершается выше поставленным церковным лицом,обычно архиереем. Во архиереи рукополагает сам патриарх.

В этом Таинстве дается Благодать священнослужителям пастистадо Христово.

Венчание

Низшим церковным чинам (чтецам и иподиаконам) можно вступатьв брак, а диаконам, иереям и архиереям нельзя (последние принимают монашество).Человек, принимающий чин диакона или иерея, должен уже состоять в браке или уженикогда не вступать в брак.

Брак в церкви – соединение двух людей противоположного пола по собственному желанию и любви. Таинство называется «венчанием», потому что во время него на головы пары возлагаются венцы, похожие на царские. Это – как бы награда за целомудрие до брака.

После совершения Таинства венчания двое уже считаются мужеми женой. Развод церковью запрещен, поэтому подходить к этому надо со всейсерьезностью, выбирая спутника на всю жизнь.

На венчании читаются молитвы о благословении супружескойжизни, успешном чадородии, здравии членов новой семьи, семейном мире и взаимопонимании.

В этом Таинстве людям дается Благодать сохранения семейногомира, рождения и воспитания детей. Брак имеет прообразом союз Христа сЦерковью.

Елеосвящение

Таинство Елеосвящения совершается над болящим человеком на дому, но иногда и в храме. Его цель – молитва об исцелении болящего. Во время него освящается масло, и им же помазываются участки тела больного.

При этом читаются:

  • Апостол;
  • Евангелие;
  • специальные молитвы.

Все это повторяется семь раз. Первоначально было принято,что больного помазали семеро священников, поэтому и Таинство называется«соборованием», т.е. совместной молитвой, соборным действием. В этом Таинстве человеку дается Благодать на выздоровление.

Более подробно о каждом из Таинств можно прочитать в разделе «Таинства Церкви».

О семи Таинствах Церкви

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Источник: https://pravlife.ru/tainstva-tserkvi/

Что такое Таинства? | Благотворительный фонд

Богу нужны любящие сердца 

ОТВЕТ: Таинствами называются те священнодействия, в которых с особенной силой действует Божественная Благодать Святого Духа и которые наиболее важны в духовной жизни христианина.

Что такое Крещение?

Крестильный храмБогоявленского собора
Крещается раб Божий

Господь наш Иисус Христос сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан. 3, 5).

Тем самым Он ясно указал на необходимость Таинства Крещения для человека, желающего войти в Небесное Царство и пребывать там в вечной радости с Богом, и в подтверждение Своих слов, во исполнение сказанных о Нём пророчеств, Сам принял Крещение от Иоанна Предтечи в водах Иордана.

Во время совершения Таинства Крещения после чтения специальных молитв и помазания освящённым маслом пришедшего креститься человека священник «крещает» («омывает» — с церковнослав.) его водой, освящённой Благодатью Святого Духа, через троекратное погружение или обливание с произнесением слов: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, Аминь, и Сына, Аминь, и Святаго Духа, Аминь».

В этот момент Благодать Святого Духа как бы «облучает» всего человека, и под действием Благодати всё физическое и духовное существо его изменяется: человек как бы заново рождается в новом качестве (почему Крещение и называют вторым рождением).

Кроме того, в Таинстве Крещения человеку нарекают имя; он обретает небесного покровителя в лице святого, чьё имя ему нарекли; все совершённые им до Крещения грехи прощаются Богом, к новопросвещённому христианину приставляется наставник и хранитель души — Ангел Божий.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что заказывают в церкви на годовщину смерти

Полученную в Таинстве Крещения Благодать христианин несёт в себе до конца жизни, либо умножая Её в себе праведной жизнью, либо теряя через грехопадения.

Бог открыл нам через великого русского подвижника преподобного Серафима Саровского, что цель христианской жизни есть стяжание Духа Святого.

Подобно тому, как люди мира сего стремятся к стяжанию земных богатств, истинный христианин стремится стяжать Благодать Святого Духа. Способов приобретения этого нетленного богатства много: это и «умная молитва», и творение дел милосердия, и служение ближним, и множество других.

Каждый христианин индивидуально под руководством своего «духовника» идёт тем или иным путём служения Богу и стяжания Благодати. Но один путь, общий для всех христиан, это — насколько возможно частое посещение храма, участие в общей молитве, исповедь и причащение Святых Христовых Тайн.

Что такое Миропомазание?

ВОПРОС: В чём смысл Таинства Миропомазания?

ОТВЕТ: Таинство Миропомазания присоединяется к таинству Крещения, вместе Они составляют единое чинопоследование.

Совершается Оно через помазание некоторых частей тела крещаемого (лба, ноздрей, ушей, уст, груди, рук и ног) особо освящённым составом — миром.

Значение этого Таинства раскрывается в словах священника, произносимых им при совершении Миропомазания: «Печать Дара Духа Святаго».

Печать — это знак Того, Кому мы принадлежим. Дух Святой в этом Таинстве подаётся крещаемому как Дар Бога, Дар, совершающий полноту освящения христианина при вхождении его в Церковь.

Апостолы, посылавшиеся на проповедь Евангелия, во время земной жизни Господа Иисуса Христа были наделены Им отдельными дарами Святого Духа, а именно: исцеления больных, изгнания нечистых духов, воскрешения мёртвых.

Явившись ученикам вскоре после Своего Воскресения, Христос даровал им способность прощать грехи, тогда Он дунул и сказал: «Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан. 20, 22-23.)

И только в день Пятидесятницы, ниспослав на учеников Духа Святого в виде «огненных языков», Господь одарил их всей полнотой даров Благодати, необходимой для жизни Церкви.

Подобно тому, и христианин, получивший в Таинстве Крещения очищение от грехов, обновление жизни, рождение в Жизнь Вечную, в Таинстве Миропомазания обретает полноту Благодати как Дар Святого Духа.

Что такое Причастие? Таинство Причащения

Причащается раба Божия

ВОПРОС: Что такое Святые Христовы Тайны?

ОТВЕТ: Святыми Христовыми Тайнами Церковь называет Тело и Кровь Христовы, в которые «прелагаются» (т. е. претворяются) хлеб и вино во время совершения епископом или священником Божественной Литургии в храме Силою действия Божественной Благодати Святого Духа, оставаясь при этом по виду хлебом и вином.

Необходимо отметить, что в отдельных случаях, обычно за маловерие священника или молящихся, Господь допускает совершиться чуду — хлебу и вину стать реальными человеческими плотью и кровью (подобные случаи даже предусмотрены в священническом «Служебнике» в инструкции для священников, называемой «Известие учительное», в разделе о непредвиденных случаях).

Обычно, по прошествии некоторого времени, плоть и кровь вновь приобретают вид хлеба и вина, но известно исключение: в Италии в городе Ланчано уже много веков хранятся обладающие чудесными свойствами Плоть и Кровь, в которые преложились хлеб и вино на Божественной Литургии.

Происхождение самого Таинства Причащения таково:

Господь наш Иисус Христос сказал: «Ядущий Мою плоть («ясти» — (с церковнослав.) есть) и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Иоан. 6, 54).

В ночь перед тем, как Он был взят на Крестные Страдания, сидя на Тайной Вечери со Своими учениками, Христос впервые совершил Таинство Евхаристии, то есть Благодатию Святого Духа изменил существо хлеба и вина в существо Тела и Крови Своей. Затем, дав Их есть и пить ученикам Своим, заповедал: «Сие творите в Моё воспоминание» (Лук. 22, 19).

Тем самым Христос установил совершение Таинства Причащения, то есть соединения с Ним самым теснейшим образом, ибо, когда мы принимаем в себя Тело и Кровь Христовы, они становятся нашими телом и кровью, и мы обожествляемся, насколько это возможно человеку.

Сам Христос сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём» (Иоан. 6, 56).

Сатана, в гордыне своей, желая стать равным Богу, низвержен был с Неба. Адам и Ева, приняв от диавола гордый помысел стать, «как боги, знающие Добро и Зло», изгнаны были из Рая.

Христос, смиривший Себя до страшной Крестной смерти, победил Сатану с его гордыней, освободил человека от рабства греха и дал человеку возможность истинного обожествления в соединении с Собой через причащение Своих Тела и Крови.

Таинству Причащения обычно предшествует Таинство Покаяния.

Что такое исповедь?

ВОПРОС: Что такое Таинство Покаяния?

ОТВЕТ: Таинство Покаяния — это священнодействие, в котором священник, данною ему Силой Духа Святого, «разрешает» (развязывает, освобождает — с церковнослав.) от грехов кающегося христианина.

Для того чтобы понять смысл Покаяния, необходимо подробнее разобрать понятие — «грех».

Грех — это нарушение Заповеди Божьей, преступление против Божьего Закона, в некотором смысле — самоубийство.

Грех страшен в первую очередь тем, что разрушает душу самого человека, творящего этот грех, ибо, совершая грех, человек теряет Благодать Святого Духа, лишается Благодатной защиты и открывается губительным силам зла, нечистым духам, которые не замедляют тотчас же использовать возможность совершения разрушительных действий в душе грешника.

Действие греха в душе человека можно уподобить разбитому окну в доме, через которое из дома уходит тепло, и в дом врываются холод, снег и в стер.

А поскольку тело и душа человеческие в этой земной жизни связаны воедино, то раны душевные становятся источником недугов телесных; и в результате страдают и тело, и душа.

Также важно понимать, что Заповеди Божьи, Его Закон даны нам как Дар Его Божественной Любви к нам, неразумным детям Его.

Бог в Заповедях Своих повелевает делать что-либо и не делать другого не потому, что Ему «просто так хочется».

Всё, что Бог заповедал делать — полезно нам, а что запретил — вредно.

Даже обычный человек, любящий своего ребёнка, учит его: «пей морковный сок — он полезный, не ешь много конфет — это вредно». А ребёнку не нравится морковный сок, и он не понимает, почему вредно есть много конфет: ведь конфеты сладкие, а морковный сок нет. Поэтому он и сопротивляется слову отца, отталкивает стакан с соком и «закатывает истерику», требуя ещё сладкого.

Также и мы, взрослые «дети», больше стремимся к тому, что доставляет нам удовольствие, и отвергаем то, что не соответствует нашим прихотям.

И, отвергая Слово Отца Небесного, совершаем ГРЕХ.

Бог, зная немощное и удобопреклонное ко греху естество человеческое и не желая погибели Своего творения, в числе прочих Даров Благодати, даровал нам Таинство Покаяния, как средство очищения от грехов, освобождения от их, губительных для человека, последствий.

Дав своим ученикам — апостолам — власть прощать или не прощать грехи человеческие, Христос, через апостолов, дал эту власть и апостольским преемникам — епископам и священникам Церкви Христовой.

И ныне каждый православный епископ или священник обладает этой властью во всей полноте.

Всякий христианин, сознающий свои грехи и желающий от них очиститься, может придти в храм на исповедь и получить «разрешение» (освобождение — с церковиослав.) от них.

Важно понимать, что Церковное Таинство Покаяния есть не просто возможность выговориться и тем «облегчить свою душу», как это принято в миру, но по сути своей это Таинство — действие Благодати, и, как и каждое действие Духа Святого, производит в душе человека реальные благотворные изменения.

Покаяние называют ещё «вторым крещением», так как в этом Таинстве совершается, подобно Крещению, очищение от грехов, и душа вновь обретает блаженное состояние чистоты и праведности.

Приходящим к этому спасительному Таинству, ищущим исцеления душевных недугов, нужно знать, что Таинство Покаяния состоит как бы из четырёх частей или этапов.

  • Готовящийся к Таинству Покаяния христианин должен УМОМ ОСОЗНАТЬ свои грехи, проанализировать свою жизнь, понять, в чём и как он нарушил Заповеди Божьи, оскорбил Божественную к нам Любовь.
  • Осознавший свои грехи христианин должен СЕРДЦЕМ РАСКАЯТЬСЯ в них, оплакать своё недостоинство, просить у Бога помощи, чтобы впредь не осквернять себя ими.
  • Пришедший в храм кающийся должен подойти на Исповедь и УСТАМИ ИСПОВЕДАТЬ (исповедовать — (с церковнослав.) открыто признавать), то есть открыть перед священником свои грехи, прося у Бога прощения и давая обещание в будущем всеми силами души бороться с искушениями, вводящими в грех и вечную смерть.
  • Исповедав священнику свои грехи, получить от него РАЗРЕШЕНИЕ через чтение особой молитвы и осенение Знамением Креста.

Только при наличии всех этих составных частей Таинство Покаяния совершается, и христианин получает благодатное исцеление души от греховного недуга.

Нужно также отметить, что исповедь должна быть строго индивидуальна, «лицом к лицу», так называемая «общая исповедь», когда священник читает всем сразу молитвы и список грехов, а потом по одному подходят за «разрешением», неправомочна.

Происхождение таинств

Само собой разумеется, что никто другой, кроме самого Господа, не мог установить таких средств облагодатствования человека. Это дело Божие, дар самого Бога. Этим и отличаются таинства от других священнодействий, к которым относятся: пострижение в монашество, различные молебны и т.д.

Эти действия сами по себе священны, благочестивы; но наши, нами самими от своего лица и во славу Божию совершаемы.

Есть священные действия и такие, которые не могут назваться действиями нашими, как совершаемые благодатью Божией, но не считаются таинствами, например освящение храмов или воды, благословение хлебов.

Божественное действие без видимости было бы только духовное, а не таинственное. В видимом и невидимом действии Божием и во внешнем виде, установленном от Бога, заключается, по понятию Восточной Церкви, отличительное свойство таинства — почему все таинства совершаются и преподаются крестным руковозложением и благословением, как знамением сообщения благодати, через образ креста Господня, которым совершена тайна нашего спасения и дарованы нам все божественные силы.

Отсюда, имея такое понятие о таинствах, сколько нечестиво, столько же и безумно было бы приравнивать таинства христианские к магическим тайнам, в которых известным действиям или знакам приписывается такое свойство, что ими будто бы необходимо вызывается сверхъестественная сила. Здесь знаки сами по себе ничего не значат.

Все значение их состоит в том, что с ними Бог не по какой либо необходимости, а совершенно свободно, благоволил соединить действия спасительной своей благодати.

Отсюда понятно, что те только священнодействия имеют несомненное значение тайнодествй или таинств христанских, которые учреждены самим Богом, как видимые средства сообщения человеку спасительных даров Святого Духа. Они действенно исполняют Евангелие Христово.

Сколько таинств в Церкви

Святая Церковь, сообразно смотрению Божию о нас, предначертанному Евангелием, утвержденному святыми отцами в предании, допускает в своем Богослужении семь таинств, которые соответствуют семи дарам Святого Духа, исчисляемым у Пророка Исайи. Семь даров Святого Духа, ниспосланных на землю, изображено в образе семи огненных светильников, горящих перед Престолом, и в образе семи очей Агнца, за нас закланного, в семи очах смотрения Его о нас.

Имея соотношение с нашей жизнью, семь таинств таинств обнимают всю жизнь христианина, удовлетворяют всем потребностям жизни его во Христе и как бы составляют собой новую седмерицу благодатных дел Господа для христианина и наполняют всю настоящую его жизнь. Через таинства мы рождаемся, дышим, питаемся, продолжаем свой род, очищаемся и исцеляемся.

Все семь таинств Православной Церкви: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение имеют божественное происхождеше; так как они установлены самим Иисусом Христом.

Все христианские таинства имеют действительное значение только в Православной церкви и только здесь понятен их в православном подлинный смысл и действительна их благодатная сила. Вне Богослужения церкви они являются не таинственными действиями, а простыми обрядами или другим чем-либо, как было в язычестве.

В Православной церкви через таинство Крещения человек, принимающий его, вводится в церковь, делается членом тела Христова и получает начаток новой жизни, облекается в новое право сыноположения Богу, и таким образом становится новым человеком.

Поэтому Крещение, для выражения своего внутреннего значения, в Священном Писании называется баней пакибытия, новорождением и облечением во Христа.

Поэтому оно, как новое рождение, и не повторяется, для чего и говорит святая церковь в Символе Веры: исповедую едино крещение.

Через таинство Миропомазания новокрещенный как бы посвящается на первую степень церковную, или получает то звание в церкви, которое принадлежит всем ее членам. Все помазанники Божии, имеют на себе печать Святого Духа и в себе все Божественные силы. Подобно Крещению и это таинство не может быть повторяемо.

Через таинство Покаяния человек получает постоянное исцеление от духовных болезней — грехов, семя которых остается в природе нашей и после Крещения и составляет того ветхого человека, полное совлечение которая, вместе с полным облечением в новая, есть главная задача земной жизни христианина — облечься в нового человека, созданного по Богу в правде и в преподобии истины. Врачуя грешников таинством Покаяния, святая церковь постоянно таким образом восстанавливает нарушенный ими союз с Богом и возвращает им право сыноположения, приобретенное во святом Крещении. Поэтому Покаяние называется иногда вторым Крещением.

Через таинство Причащения человек, вкушая истинное Тело и истинную Кровь Христову, теснейшим образом соединяется со Христом.

Через таинство Священства сообщается принимающему его пастырская власть, или право и сила руководить верующими, питать их словом Божиим и преподавать им благодать Святого Духа. Пастырство преподается только избранным лицам в таинстве священства. По самому значению своему это таинство не повторяется.

Через таинство Брака благословляется союз двух лиц различного пола; после чего они уже не просто мужчина и женщина друг для друга, но муж и жена и одна плоть. От благословенного союза их, как от священного корня, могут возникать и ветви святые, т.е., дети от христианского брака в самом происхождении своем получают уже освящение.

Таинства Православной церкви должны быть принимаемы лицами, приступающими к ним с верой в Искупителя, с покаянием и сокрушением о грехах, с молитвой и сердечным умилением.

Через таинство Елеосвящения церковь врачует телесные немощи своих членов. Если не всегда через это таинство возвращается больным телесное здоровье и сохраняется жизнь их; то через это нисколько не отрицается благодать таинства; потому что таинство Елеосвящения простирается не на одно тело, но и на душу, и молитвы верующих никогда не могут оставаться бесплодными для немощного телом брата их.

Чтобы таинства, как священнодействия, могли благодатно воздействовать на человека, для этого они должны быть совершаемы по воле Господа Иисуса, согласно с Его установлением.

Чтобы то и другое таинство могло быть совершаемо согласно с волей Господа, для этого необходимо и совершителю таинств иметь право на то, что и как он совершает, и желание совершить священнодействие Богоустановленным образом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое алтарь в церкви

Священнодействующий должен приступать к совершению таинств не только с намерением или желанием, но и с глубочайшим благоговением, в чистоте духа и тела.

Этого требует величие и святость таинств; и сама церковь приготовляет священнослужителя к совершению таинств, например, Крещения и Евхаристии, особенными умилительными молитвами.

Здесь нужно заметить, что благоговение требуется от совершителя таинств только для того, чтобы ему самому не подвергнуться за небрежение к делу Божию суду и суду церковному.

Что дают таинства человеку

Маленькая частица яда, попавшая в организм человека, заражает и умерщвляет тело. Яд греха разлился по всему человечеству и заразил его смертельной заразой. В природу человека внесена скверна, а через нее отчуждение от Бога и духовная смерть. Избежать этой смерти возможно только через соединение с Богом, а оно достигается покаянием и верой в искупительный подвиг Спасителя.

Человеку необходимо стать последователем Христа и через Него действием Святого Духа очиститься от грехов и начать новую жизнь в любви и правде заповедей Божиих. Только это делает его способным к вечной и блаженной жизни. Средства, через которые каждый уверовавший получает освящающую его благодать, — это христианские Таинства.

Слово «таинство» означает всякую глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие. Таинства — это такие священные действия, в которых при произнесении определенных слов на верующего таинственно и невидимо действует благодать Божия. При сотворении мира Творец говорил: «Да будет свет» (Быт. 1,3) — и силой слова Его стал свет.

Так и в Таинствах — при произнесении установленных Церковью слов могущественно действует на человека благодать Божия.

Таинства — это пособия немощному человечеству. Их цель — дарование людям благ любви Божией. Плод их — освобождение от греховной жизни. Само слово «таинство» указывает, что оно не подлежит исследованию разума, а принимается верующим сердцем.

Как и при каких условиях осуществляется союз с Богом и какими средствами? Первое условие — это добровольное и искреннее желание освободиться от греховной жизни, покаяться. Раскаяние — одно из великих достижений человеческого духа, оно есть плод осознания своей вины и в делах, и в мыслях. Раскаяние — это забота о своем духовном состоянии. Обращению человека помогает Сам Бог.

В этом главной действующей силой является любовь Божия. Второе условие — заменить свою старую греховную жизнь новой: не делать зла, а делать добро. Нужно впитывать в себя новые, исходящие от Спасителя через Его Церковь воззрения. Для этого нужна помощь, нужны указания.

Как найти руководство и руководителей для христианской жизни? В народных обычаях? Но в них к правде и чистоте нравственности примешаны предрассудки и людская неправда. том, что следует делать. Они касаются внешних проявлений воли человека, а внутренней, сердечной жизни почти не касаются.

По учению Церкви, условием для получения благодати в Таинстве является внутренняя настроенность, расположение человека, принимающего таинство; от человека требуется вера, искреннее желание и полная готовность принять его.

Как совершается обращение человека к Богу? Оно совершается при взаимодействии Бога и человека. Бог Своей благодатью возбуждает в человеке желание обратиться к Нему.

Человек на действия возбуждающей благодати отвечает своей волей, желанием и готовностью ее воспринять. Но человек может и оставить призывы Божий без внимания. Тогда обращение не состоится.

Благодать Святого Духа — это особая сила Божия, необходимая для спасения человека. Под действием благодати человек приобретает способность воспринимать и понимать Слово Божие.

Источник: http://palchevskiy.by/tainstva-cerkvi.html

Церковные Таинства и священнодействия

Благодать Божия в Церкви подается верующим через священнодействия.

Священнодействие — это самое общее понятие, относящееся ко всем церковным действиям, где призвается Бог для ниспослания благодати людям.

Посредством священнодействий освящается вся жизнь верующего человека и окружающий его мир.

Примеры священнодействий: крестное знамение, священническое благословение, иноческий постриг, освящение воды, Крещение, Евхаристия и мн. др. Вся жизнь Церкви соткана из священнодействий.

Понятие об обряде

Человек состоит из души и тела, поэтому все священнодействия имеют видимую (материальную) и невидимую (духовную) части. Дары благодати подаются Богом посредством видимого знака или действия, при участии священнослужителя.

Видимая часть священнодействия называется обрядом.

У всякого священнодействия есть обрядовая сторона. Однако не всякий обряд есть священнодействие. Например, вынос свечи перед Евангелем на богослужении является обрядом, но не священодействием, ибо в этом случае не призывается Бог для ниспослания благодати. Данное обрядовое действие имеет символическое значение.

Первое понимание термина «обряд» – это сам порядок совершения Таинства, и любой другой церковной службы.

Обряд – это чинопоследование богослужения, его особенности и отдельные частные моменты, те или иные символические действия священника, молитвословия и т. д.

Второе понимание обряда – это целостное богослужение, не входящее в число семи церковных Таинств. В этом смысле обрядами, например, являются водосвятные молебны или панихиды.

Принято различать три типа существующих обрядов.

1) Обряды богослужебные. Елеопомазание, великое освящение воды, вынос святой плащаницы в Великую пятницу и т.д. Они – составляющая литургической жизни Церкви.

2) Обряды, освящающие житейские нужды человека, например, освящение жилища, всякой вещи.

3) Обряды символические, выражающие различные религиозные идеи: например, совершение крестного знамения. Оно – символ Креста Господня и сила, ограждающая нас от бесов. Это обряды, которые служат для нас путем к богообщению.

Понятие о «таинстве»

Среди священнодействий особо выделяют Таинства.До пришествия Христа в языческом мире термином «musterion» (мюстерион — «тайна», «таинство») именовались тайные религиозные обряды, в которых могли участвовать лишь посвященные люди.

В Ветхом Завете понятие «таинство» первоначально обозначало всякую глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие.

В Новозаветной традиции этим термином именуется «Божественное Домостроительство Спасения рода человеческого».

Слово «Таинство» имеет в Священном Писании несколько значений

1. Глубокая, сокровенная мысль, вещь или действие.

2. Божественное домостроительство спасения рода человеческого, которое изображается тайной, непостижимой ни для кого, даже для Ангелов.

3. Особое действие Промысла Божьего по отношению к верующим, в силу которого невидимая благодать Божья непостижимым образом сообщается им.

В приложении к церковным священнодействиям слово Таинство обнимает и первое, и второе, и третье понятие.

Понятие о церковном таинстве

В современной богословской традиции под церковным Таинством понимается особое действие Промысла Божьего на верующих, в силу которого невидимая благодать Божия сообщается верующему, принимающему Таинство, через видимое посредство предметов окружающего мира, преображая его, обновляя природу и личность человека.

С помощью Таинств верующие становятся членами Тела Церковного.

Таинства лежат в основании христианской жизни – именно с Таинств Крещения и Миропомазания начинается отсчет христианского бытия.

В Таинствах осуществляется великая цель, провозглашенная преподобным Серафимом Саровским. Он говорит, что «истинная цель христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого Божьего». Именно стяжание Духа Святого является плодом участия в Таинствах.

Таинства – «богоучережденные священнодействия, которые установлены с той исключительной целью, чтобы через свое посредство преподать верующим освящающую благодать Святого Духа» /Еп. Сильвестр (Малеванский)/.

Таинства – это духовное явление, но реализуются они посредством материальных вещей. Верующие достигают Спасения через воды Крещения, через хлеб и вино, прелагаемые в Тело и Кровь в Причащении, через миро Миропомазания. Таким образом, Таинство оказывает воздействие не только на душу христианина, но и на его тело, воздействует не только в духовном, но и в материальном плане.

В широком смысле слова все совершаемое в церкви является таинством.

«Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство. — И даже самое незначительное?- Да, каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое «незначительное» священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом».

«Любая святая добродетель в душе православного христианина есть святое таинство, ибо любая из них находится в органической связи со святым таинством Крещения, а через него – и со всем Богочеловеческим таинством Церкви. Например, вера есть святая добродетель, а тем самым – святое таинство, которым православный христианин живет непрестанно.

А святая вера силой святости своей рождает в его душе и остальные святые добродетели: молитву, любовь, надежду, пост, милосердие, смирение, кротость И каждая из них есть опять же святое таинство. Все они одно другим живут, живут вечно и бессмертно, и одно другим питается, и все, что от них, есть свято.

Потому-то и нет числа святым таинствам в Церкви Христовой, в этой объемлющей небо и землю великой, святой тайне Богочеловека. В ней и каждое «Господи помилуй» есть святое таинство, и каждая покаянная слеза, и каждый молитвенный вздох и вопль о грехах»

/преп. Иустин (Попович)/.

«В патристическую эпоху не существовало специального термина для обозначения «таинств» как особенной категории церковных деяний: термин misterion использовался вначале в более широком и общем смысле «тайны спасения», и только во втором вспомогательном смысле он употреблялся для обозначения частных действий, дарующих спасение», то есть собственно Таинств. Таким образом, под словом таинство святые Отцы понимали все, что относится и к Божественному домостроительству нашего спасения». /Прот. Иоанн Мейендорф/

«Христианская вера есть таинство» /Григорий Богослов/

С XV века из многочисленных благодатных священнодействий Церковь выделила семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение. Святой Симеон, архиепископ Солунский, так говорит о семи Таинствах Церкви Христовой: «Семь даров Святого Духа, — говорит Исаия; семь и Таинств церковных, совершаемых Духом Святым».

Всем семи Таинствам присущи следующие необходимые признаки:

1) богоучрежденность

2) невидимая благодать, преподаваемая в Таинстве;

3) видимый образ (последование) его совершения.

Внешние действия («видимый образ») в Таинствах имеют значение не сами по себе. Они предназначены для человека, приступающего к Таинству, поскольку по своей природе он нуждается в видимых средствах для восприятия невидимой силы Божьей.

В Евангелии упоминаются четыре Таинства (Крещение, Причащение, Покаяние, Брак). Указания о божественном происхождении других Таинств (Миропомазание, Соборования и Священства) можно найти в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях мужей апостольских и учителей Церкви первых веков христианства (св. Иустин Мученик, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, св. Киприан и др.).

В каждом таинстве верующему христианину сообщается определенный благодатный дар

1. В Таинстве Крещения человеку дается благодать, освобождающая его от грехов (первородного, родовых и личных) и освящающая его.

2. В Таинстве Миропомазания верующему, при помазании святым миром частей тела, подается благодать, вспомоществующая его духовной жизни.

3. В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, получает благодать, освобождающую его от грехов.

4. В Таинстве Причащения (Евхаристии) верующий получает благодать обожения через единение со Христом.

5. В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные.

6. В Таинстве Венчания супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью), а также способствующая рождению и христианскому воспитанию детей.

7. В Таинстве Священства чрез святительское рукоположение (хиротoнию) правильно избранному из числа верующих дается благодать священства, для церковных священнодействий (при совершении обрядов и Таинств), а также для пастырского душепопечения о пасомых.

Таинства Православной Церкви делятся на: неповторямые и повторяемые

Неповторяемые: Крещение, Миропомазание, Священство.

Повторяемые: Покаяние, Причащение, Елеосвящение, Венчание.

Таинства делятся еще на две категории: обязательные и необязательные

Обязательные для всех христиан: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение.

Необязательные: Венчание и Священство.

Совершители Таинств

Благодать Божия подается только Господом.
Поэтому Совершителем всех Таинств является Бог.

Но соработниками Господа, которым Им Самим даровано право совершать Таинства, являются правильно поставленные епископы и священники Православной Церкви. Основание для этого находим в послании апостола Павла: «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1 Кор. 4: 1).

По православному учению, таинства обретают действенную силу лишь при соблюдении двух условий.

1) правильное совершение их законным иерархически поставленным лицом и

2) внутреннее сердечное расположение христианина к принятию благодати.

При отсутствии сознательной веры и добровольного желания принять церковное Таинство, участие человека в нем, может вмениться ему в грех и осуждение.

Чем Таинства отличаются от «обрядов»?

В Таинствах, в отличие от обрядов, человек делается новым, облагодатствованным человеком, он приобретает иные сущностные, онтологические свойства, особые качества, которыми он до этого не обладал. Благодаря Таинствам он приобретает новое духовное состояние, переходит на иной уровень христианского бытия. Если мы выпьем освященной воды, Господь нам даст силы для жизни и, быть может, дарует здоровье.

В Таинствах же с христианином происходит иная, куда более значимая перемена – он рождается в Крещении, получает Духа Святого в Миропомазании, очищается от грехов во время Исповеди В Таинствах совершается не только перемена человеческой природы, не одно лишь освящение души и тела, но каждый участвующий в Таинствах христианин изменяется не только сущностно, природно, «биологически», но и преображается ипостасно, личностно, освящаясь и обновляясь, как неповторимая, единственная в своем роде, личность.

Через участие в каждом из церковных Таинств, человек созидается Христом и по образу Христа в «нового человека».

Составил протоиерей Александр Зелененко для слушателей курса «Основы православной веры и духовной жизни» взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Источник: https://happy-school.ru/publ/voskresnaja_shkola/osnovy_pravoslavnoj_very/cerkovnye_tainstva_i_svjashhennodejstvija/244-1-0-24584

16. Таинства Церкви. Число Таинств, их благодатная сила

познакомиться с понятием церковного Таинства, запомнить названия и кратко смысл семи Таинств

Задачи:

  • понять назначение церковных Таинств
  • понять отличие Таинств от других церковных обрядов
  • запомнить названия семи Таинств
  • научиться кратко пояснять смысл каждого из семи Таинств
  • научиться отличать Таинства друг от друга по их словесному или фотографическому описанию

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.2. Глава 10.
  2. Гумеров П., свящ. Объяснение Символа Веры. – М.: Православная энциклопедия Азбука веры, 2016. Глава «О десятом члене Символа веры».

Дополнительная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.В., Серебряков Н.С. Основы православия: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009. Раздел 5. Глава «Понятие о Таинствах и обрядах».
  2. Захарова Л.А. Православный катехизис. Конспект учителя. Вертоград. 2-е изд. – М.: Ока Книга, 2013.
  3. Захарова Л.А. Тесты. Вертоград. 2-е изд. – М.: Ока Книга, 2013.

Словарь урока:

  • Крещение
  • Миропомазание
  • Покаяние
  • Причащение
  • Евхаристия
  • Елеосвящение
  • Брак
  • Священство

Проверочные вопросы:

  1. Для чего нужно людям Крещение?
  2. Что такое Таинство?
  3. Сколько всего Таинств в Церкви?
  4. Почему Крещение совершается только один раз?
  5. Почему в Символе Веры упоминается именно Таинство Крещения?
  6. Что означает слово «исповедую»?
  7. Что такое благодать Божия?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме с использованием инфографики.

Просмотр видеоматериалов.

Беседа с детьми.

Закрепление темы с помощью решения кроссворда в презентации.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителя по новой теме с использованием презентации.

Дети начинают работу с таблицей о Таинствах Церкви, рассчитанной на несколько уроков о Таинствах. Каждый ребенок самостоятельно заносит информацию в соответствующие ячейки, по мере рассказа учителя.

Решение детьми фотовикторины.

Закрепление темы с помощью решения теста.

материалы:

  1. Телепроект «Вера святых». Часть 17 «Крещение во оставление грехов»:
  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 18 «Беседа о десятой части Символа веры»:
  1. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Символ Веры-9».

Источник: https://school.orthpatr.ru/node/230006

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие