Псково печерский монастырь где находится

Поездка в Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь

псково печерский монастырь где находится

Рассказывать о Псково-Печерском Свято-Успенском монастыре очень трудно. И потому, что слишком много событий связано с ним, и потому что о нём написано уже очень и очень много. Что могу добавить я к тому, что уже сказано? Как избежать повторения?

Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь — один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 году здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря.

Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (до января 1945 года) находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился.

В 1967–2006 годах в монастыре подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (Википедия).

Возможно, дело еще и в том, что я всегда ощущаю в монастырях некое стеснение. Я не принадлежу к тому миру, он для меня во многом непонятный и чуждый. Я восторгаюсь красотой древних храмов, мощностью их крепостных стен. Но всегда чувствую себя там чужаком, попавшим на чужую территорию.

Так было и в этот раз. Во время нашего пребывания на Псковской земле мы поехали на экскурсию в Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь. Всего 4 человека. Изумительная экскурсовод сопровождала нас, увлекательно рассказывала не только об истории и достопримечательностях этого монастыря, но и о жизни братии.

Святыни и памятники Псково-Печерского монастыря

План Псково-Печерского монастыря (с сайта монастыря)

Вход в монастырь отмечен высокой Петровской надвратной башней. В её архитектуре чувствуется очень сильное прибалтийское влияние. Здесь постоянно во всех направлениях движется людской поток. Здесь же многие женщины торопливо надевают платки и юбки — на территории монастыря с этим строго.

Петровская надвратная башня

Потом мы подошли к памятнику преподобному мученику Корнилию Псково-Печерскому (1501-1570), игумену Псково-Печерского монастыря, убитому царем Иваном Грозным.

Идя в Ливонию, или возвращаясь оттуда, Иван Васильевич заехал в Псково-Печерский монастырь: тамошний игумен Корнилий встретил его; Ивану бросились в глаза сильные укрепления монастыря, сооруженные на свой счет Корнилием, происходившим из боярского рода. Ивану это показалось подозрительно; вспомнилось былое, закипело сердце, и он убил Корнилия жезлом своим. (Н.И. Костомаров)

Памятник преподобному мученику Корнилию

Затем экскурсовод повела нас вдоль стен обители. Здесь мы своими глазами увидели, насколько был укреплен монастырь — действительно, враг не прорвется.

Остатки крепостного вала

К северо-востоку от крепостных стен на холме расположена смотровая площадка, откуда открывается красивый вид на монастырь. В отличие от многих других русских монастырей Псково-Печерский частично расположен внизу холма. На углу, в самом низу находится Башня нижних решёток, под которой протекает Каменецкий ручей, перегороженный решётками (отсюда и название). За ней виднеется Петровский бастион — остатки земляных укреплений 1700-х годов.

Башня Нижних решёток и Петровский бастион

Смотровая площадка выдержана в общем стиле — сделана из плитняка и валунов.

Камни около смотровой площадки

Музей истории города Печоры

По дороге, спускающейся с холма, шел монах с большой корзиной. Удивительное сочетание современности и традиции!

Монах с корзиной

А мы были не в силах оторвать глаза от панорамы храмов. Солнце скрылось за облака, чуть приглушив цвета и блеск золота куполов. Но всё равно картина была завораживающая!

Панорама Псково-Печерского монастыря

Панорама храмов Псково-Печерского монастыря

Башня Нижних решёток

Затем мы вернулись ко входу в монастырь. Отсюда открывается панорама Соборной площади, рядом с которой расположены деревянная Варваринская церковь и церковь Сорока Мучеников севастийских, построенная в первой половине XIX века. Варваринская церковь уникальна тем, что это один из немногих сохранившихся храмов народности сету («полуверцев»), финно-угорского народа, исповедующего православие.

Варваринская церковь и церковь Сорока мучеников севастийских

На Псковской земле очень чувствуется прибалтийское влияние. В 1920-40-х годах эта территория принадлежала Эстонии. И отсюда ощущение некоей инаковости этого места. Вроде «свое», но в то же самое время постоянно проскакивает что-то более европейское.

Петровская надвратная башня

Через Петровскую башню входим в монастырь. Как же здесь многолюдно! Экскурсовод сразу ведет нас в тихий уголок около Острожной (Тюремной) башни. Думаю, незачем объяснять, для чего и для кого она предназначалась.

Острожная (Тюремная) башня

Впереди за деревьями скрывается величественный Михайло-Архангельский собор первой половины XIX века, освященный по высочайшему повелению в память побед русского оружия.

Михайло-Архангельский собор

Поблизости от него расположена Парадная лестница, которая связывает верхнюю и нижнюю площадки монастырского комплекса.

Парадная лестница

Тут же в крепостной стене отмечено место, где разъяренный Иван Грозный убил Корнилия Псково-Печерского.

Место убийства Корнилия Псково-Печерского

Слева от Петровской башни, если стоять к ней спиной, виднеется надвратная церковь Николы Вратаря (Николы Ратного), построенная по проекту преподобного Корнилия не позднее 1565 года. Внутри находится резное изображение Николая Чудотворца, в полном святительском облачении, с накладной митрой на главе. В правой руке он держит меч, а в левой — трехглавую церковь. Для того, чтобы попасть в нижнюю часть монастыря, надо пройти через Святые врата.

Никольская башня и церковь Николы Ратного

Икона Богоматери

Святые врата имеют изогнутую форму. Пройдя через них, оказываешься перед длинной дорогой, уходящей вниз. Она носит название «Кровавый путь». По преданию, Корнилий встретил царя, стоя у Святых врат. Он держался слишком гордо перед монархом. В гневе Иван Грозный взмахнул саблей.

Отсеченная голова преподобного покатилась по крутой дорожке вниз, к пещерам, оставляя за собой кровавый след Тотчас же после содеянного царь раскаялся, и на руках понес безжизненное тело убиенного к Успенской церкви, обагряя свой путь кровью.

Вдоль дороги сейчас растут рябины, ярко-красные ягоды которых напоминают капли крови.

«Кровавый путь»

Церкви Псково-Печерского монастыря

Когда спускаешься вниз, то за стеклом можно увидеть роскошную коляску императрицы Анны Иоанновны, 1732 года. Набожная императрица, хоть и нраву была жестокого и распутного, обязательно приезжала сюда помолиться. Однажды настоятель предложил ей остаться на ночь в монастыре. Она отказалась и отправилась в путь. Разыгралась непогода. Анна Иоанновна сочла это за знак и приказала возвращаться. С тех пор та самая её карета хранится здесь.

Коляска Анны Иоановны

А мы спускаемся, наконец, вниз. Экскурсовод сразу уводит нас от толпы, к Лазаревскому храму, где прежде находилась монастырская больница. Печные трубы храма изящно отделаны.

Лазаревский храм

С другой стороны виднеется Дом наместника монастыря с садом. Сад огорожен ярко-красной кирпичной оградой с воротами.

Ограда сада около дома наместника монастыря

С другой стороны виднеется еще одна ограда.

Уголок в монастыре

Деталь стены Лазаревского храма

Лазаревский храм

К Лазаревскому храму пристроен красный Братский корпус (Трапезная). Около него монахи устроили фотосессию. Я не удержалась и сфотографировала их (знаю, что надо было испросить благословения, но уж слишком интересной показалась сцена).

Фотосессия

Идем дальше. Здесь наше внимание привлекает Часовня с артезианским колодцем. Внутри в емкости установлено Распятие, с которого непрерывно стекает вода.

Часовня с артезианским колодцем

Чуть поодаль — красивая клумба. Вообще в Псково-Печерском монастыре множество красивых цветников, чувствуется рука талантливого ландшафтного дизайнера.

Клумба

Бегония

Розы

Бегонии

Следующее строение — Благовещенская церковь 1541 года. В 2013 году внутри были обнаружены уникальные фрески 1547 года.

Благовещенская церковь

Благовещенская церковь, деталь

Затем мы подходим к одному из самых необычных храмов — Успенскому (1473 год), поверх которого в середине XVIII столетия был устроен храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Успенская и Покровская церкви

Слева от него — красное здание Ризницы и Библиотеки, XVII век. Здесь хранились рукописные и старопечатные книги XVI-XVII веков, среди которых был единственный экземпляр «Слова о погибели земли русской». Сейчас здесь, среди всего прочего, находится музей, посвященный преподобномученику Корнилию.

Ризница и библиотека

За ними — Часовая башня XVII века и Большая звонница с уникальными колоколами XVI-XVIII веков.

Звонница и здание Ризницы и Библиотеки

Часовая башня

Большая звонница

От колоколов вниз тянутся тросы, которые заканчиваются специальными ручками.

Деталь троса звонницы

В Успенской церкви находится вход в Богом зданные пещеры. Круглый год в них одна и та же температура +5ºС. По некоторым данным, здесь упокоено более 10000 человек.

Глубокий смысл и Божий Промысл можно усмотреть в дате открытия пещер — 1392 год. В этом году почил о Господе великий светильник Земли Русской Преподобный Сергий Радонежский. И в тот же год Господь открывает молитвенников, подвизающихся в здешней пещере.А произошло это так.

Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев.

Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли.

Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: Богом зданная пещера. Кем и когда была сделана надпись — неизвестно.

По свидетельству летописца, в конце XVI века «один юродивый монах, Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое» (с сайта Псково-Печерского монастыря).

Верующие идут в пещеры в сопровождении монахов. Мы же прошли только чуть-чуть с другой стороны. Впрочем, я была даже рада — не стоит идти туда без ясного понимания того, для чего тебе это нужно.

Вход в пещеры

Дом наместника монастыря

На территории монастыря расположен Святой колодец. Около него много людей, которые набирают воду.

Святой колодец

Ну а мы повернули назад.

Ограда сада

Парадная лестница

Братские корпуса

«Кровавый путь»

«Кровавый путь» и храмы монастыря

Соборная площадь и торговля сувенирами

Вышли за ворота обители. За ними — совсем другая жизнь. На Соборной площади торгуют сувенирами, толпятся паломники и туристы.

Соборная площадь

Здесь же можно купить керамику, которая подверглась процессу молочения (молочный обжиг) — повторного обжига после пропитки натуральным жирным молоком. Считается, что в такой посуде продукты долго не портятся и не прокисают.

Керамика с молочным обжигом

Церковь Сорока мучеников севастийских

Как часто происходит в подобных поездках, многое осталось за кадром. Я очень жалею, что мы не попали в Музей истории города Печоры (Международная ул.,3), где была большая экспозиция, посвященная народности сету. Да и сам город Печоры не оставил какого-то внятного впечатления. Запомнились лишь отдельные постройки эстонского периода.

Информация для посетителей

  • Адрес монастыря: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 181500, Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, д. 5
  • Сайт:

Источник: https://anashina.com/pskovo-pecherskij-monastyr/

История и архитектура мужского Псково-Печерского монастыря

псково печерский монастырь где находится

Датой основания Псково-Печерского монастыря принято считать 1392. Эта дата совпадает с годом смерти Сергия Радонежского — духовного собирателя русского народа. С момента основания и по сегодняшний день обитель не прекращала своей деятельности.

На границе России и Эстонии находится один из самых древних духовных центров православных христиан — Псково-Печерский монастырь. Точная дата основания обители неизвестна.

Монастырь в Печорах начинался с поселения отшельников в пещерах, а в годы военных конфликтов играл роль стратегического оборонительного объекта. В разные годы территория монастыря принадлежала то России, то смежному государству.

Доподлинно известно, что с момента своего существования обитель ни разу не прекращала свою деятельность, даже в годы правления советской власти духовная жизнь продолжалась.

Ранняя история

Рисунок 1. Пещеры Псково-Печерского монастыря

Сведений о том, когда началась монашеская жизнь в Псково-Печерском монастыре, не сохранилось. На территории монастыря никогда не проводилось научных исследований по изучению пещер. Однако данные о других пещерах в пределах города Печоры указывают на их возможное природное происхождение. Такую теорию выдвинул И. А. Агапов, который занимался исследованием горных образований в городе.

Монастырские летописи хранят предания о монашеской жизни. В Псково-Печерском патерике эти предания получили развитие. Однако большая часть жизнеописаний патерика касается послушников XX века. Там можно найти сведения о митрополите Вениамине (Федченкове), архимандрите Нафанаиле (Поспелове) и др.

Так как точная дата основания монастыря и начала монашества в этих местах неизвестна, то условно принято считать 1392 год началом духовной жизни этого места. Эта дата совпадает с годом смерти Сергия Радонежского — духовного собирателя русского народа. Таким образом, подчеркивается символическая преемственность духовного наследия святого.

Первые монахи, которые селились в пещерах, бежали с юга. Они спасались в псковских землях от набегов крымских татар. Из дошедших до нас летописей точно известно имя только одного инока — Марка. Остальные имена остались в тени прошлого.

В тех же летописных источниках содержатся сведения о том, что земля вокруг будущего монастыря принадлежала некоему Ивану Деменьтьеву. В 1740 году в одной из пещер поселился священник Иоанн. Он начал строительство церкви Успения Пресвятой Богородицы. В трудах ему помогала жена, которая приняла иноческий постриг.

Землевладелец отказался от территории в пользу монахов. Вскоре вокруг храма была выстроена обитель, а в пещерах стали хоронить иноков.

Храм часто подвергался грабежам со стороны немцев и ливонцев. Это было связано с тем, что обитель находилась на пограничной территории между Ливонией и Россией. Ливония в то время находилась под контролем немцев.

Псковская летопись зафиксировала несколько этапов подъема монастырской жизни:

  • 1519 г. — обитель находилась всего в 20 км от крепости ливонцев Нейгаузен. Стратегическую важность расположения монастыря оценило духовенство из Москвы.
  • 1523 г. — монастырь достраивается, его границы укрепляются деревянными стенами, вводится монастырский устав.
  • 1541 г. — год расцвета обители. Эта заслуга принадлежит игумену Корнилию. Он превратил монастырь в настоящую крепость с укрепленными каменными стенами.
  • 1581 г. — монастырь становится оборонительной крепостью. Стефан Баторий — польский король, посылает на обитель войско. Монастырь продержался 5 месяцев, выдержав 30 осад, но так и не сдалась польскому королю. Псковский кремль и город остались непреступными.
  • 1701 г. — по приказу Петра I монастырь укрепляют валом и глубоким рвом. Было сооружено 5 бастионов на важных пунктах, а у ворот установлена батарея. Обитель приобретает общегосударственное значение, на Никольской башне в знак этого водрузили герб Российской империи.
  • 1812 г. — Пскову угрожает оккупация французскими войсками. Священнослужители монастыря совершили крестный ход со святынями, прибывшими специально для этого из Москвы. В тот же день неприятель был отбит. В память об этом в Печерской обители был построен храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила.

Монастырь в период ВОВ

Рисунок 2. Монастырь во время военных конфликтов служил оборонительным пунктом

Несмотря на то, что монастырь пострадал во время ВОВ, часть зданий была разрушена, он не прекращал свою работу. Псково-Печерский монастырь подчинялся как Таллинскому митрополиту, так и Прибалтийскому.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Свадьба в церкви как называется

Примечательно! Обитель с момента основания и до настоящего времени никогда не прекращала своей деятельности. Даже в революционные годы и при советском режиме, который был нетерпим к православию, монастырь жил духовной жизнью.

Важные события в жизни обители в годы ВОВ:

  • 1940 г. — управляет монастырем архимандрит Парфений (Шатинин), в 41 г. он оставляет обитель ввиду преклонных лет.
  • 1941 г. — наместником монастыря по решению совета становится Павел (Горшков). В 1944 году его арестовали советские спецслужбы.
  •  1942 г. — в монастыре находит убежище опальный епископ Макарий (Васильев).
  • 28 августа 1943 г. — в стенах монастыря состоялось архипастырское совещание, где присутствовали высшие духовные лица Литвы, Латвии и Эстонии.
  • Ночь с 31 марта на 1 апреля 1944 г. — во время налета советской авиации погиб епископ Макарий.
  • 1944 г. — за антисоветскую деятельность осужден игумен Павел (Горшков), хотя ранее состоял в комиссии по расследованию преступлений, совершенных оккупантами. Ему присудили 15 лет тюремного срока. Он умер в 1950 году, был реабилитирован в 1997 году.

По сохранившимся письменным источникам, в стенах лавры прятали беглецов, спасающихся от гестаповцев. Во все время войны монастырская братия вела работу по возрождению духовной жизни на оккупированных территориях.

Большой потерей для обители был вывоз монастырских ценностей. Оккупанты подвели под это благородную цель сохранности церковных предметов. Однако всем было понятно, что сокровища, которые собирались на протяжении пятиста лет, были перевезены в Германию окончательно.

Послевоенная судьба монастыря

Рисунок 3. Отреставрированная обитель

Разграбленный и частично разрушенный монастырь пришлось восстанавливать архимандриту Пимену. Он руководил обителью с 1949 по 1954 годы. Впоследствии архимандрит Пимен стал Патриархом Московским и всея Руси.

После него наместником был архимандрит Алипий. Благодаря его стараниям в 1960 году были начаты восстановительные работы крепостных стен и башен.

Интересно! В мирное время в Печерскую обитель были перевезены старцы из Валаама. До определения в монастырь они пребывали в Финляндии, где их спасали от ВОВ.

Многие священнослужители Печерской лавры прошли войну, побывали в лагерях, были репрессированы. Так, например, архимандрит Феофан (Молявко) был арестован и приговорен к 10 годам лагеря. По освобождению работал в госпитале Ташкента, а затем был отправлен на фронт. В составе пехоты он дошел до Будапешта, где и встретил окончание войны. До конца своих дней отец Феофан руководил хором в Печерском монастыре.

В 80-е годы ХХ века активно проводятся работы по реставрации храма:

  • обновлена живопись храмовых стен;
  • выстроен новый корпус для братии;
  • отремонтированы помещения пекарни и библиотеки;
  • выстроена новая лечебница.

Благодаря стараниям архимандрита Павла (Пономарева) в обитель вернулась монастырская библиотека, которая долгое время находилась в Тарту.

Восстановительные работы не заканчиваются и сегодня, однако главная задача, которую ставят перед собой послушники обители, — это восстановление веры в народе.

«Монастырь» / фильм епископа Тихона (Шевкунова):

Архитектурный ансамбль обители

Рисунок 4. Монастырская звонница

В настоящее время Псково-Печерская обитель является одним из главных действующих исторических и культурных памятников России.

Архитектурный храмовый ансамбль образуют 9 башен, общая протяженность которых составляет 810 метров. На территории обители находятся храмы, часовни, священные пещеры, лечебница, библиотека и многое другое.

Самые важные объекты обители:

  • Успенский собор — это самая древняя постройка. Собор практически полностью находится в углублении горы, только его северная сторона выстроена из камня. В соборе хранится почитаемая послушниками Печерской лавры икона Успения Богоматери. Купола собора расположены таким образом, что создается впечатление, будто они идут навстречу молящимся.
  • Храм Благовещения Пресвятой Богородицы — двухэтажное здание, которое строилось при игумене Корнилии. Примыкающую к храму трапезную в 1870 году освятили и устроили там алтарь.
  • Храм Лазаря Четверодневного — постройка расположена прямо напротив Успенского собора. Строительство храма относится к рубежу ХVII-XIX вв.
  • Михайловский собор — величественное строение, расположенное на вершине склона оврага.
  • Святые пещеры — там находятся гробницы святых основателей обители, в том числе женская гробница преподобной Вассы, и послушников монастыря. Покой в пещерах обрели представители древних славянских родов: предки Пушкина, Плещеева, Кутузова, Мусоргского.
  • Часовня — центральная постройка обители, где ежегодно с весны по осень ведутся панихидные службы.
  • Монастырская звонница — она представляет собой шесть проемов разной величины, соответствующих размеру колоколов. Все колокола изготовлены псковскими мастерами и украшены причудливыми орнаментами.

Как добраться в монастырь

Добраться до Псково-Печерской Лавры довольно просто. С автовокзала Пскова ходят каждые полчаса автобусы. Номер маршрута — 207. Стоимость около 100 рублей. Автобус довезет до поселка Печоры, который расположен прямо на границе с Эстонией. Там и находится древняя обитель.

От автовокзала поселка до обители 10 минут ходьбы.

На заметку паломникам! В 2 километрах от обители находится «Дом паломника», который открыт силами послушников лавры. Адрес: Печоры, ул. Юрьевская, д. 82, тел. 8(81148) 2-32-27.

Источник: https://udiwis.ru/pskovo-pecherskiy-monastyir

Описание иконы Печерской Божией Матери и храм в ее честь

псково печерский монастырь где находится

Чудодейственная икона Божией Матери Печерская известна во всем мире. Она знаменита благодаря многочисленным историям, повествующим об удивительных фактах, когда люди были успешно исцелены. Описанию этой иконы и храма, воздвигнутого в ее честь, посвящается данная статья.

Икона Божией Матери Печерская – это святой образ, к которому обращаются православные христиане в надежде получить поддержку в жизненных ситуациях. Божья Матерь заступится перед нами, обратившись к Господу. Искренность святой молитвы будет услышана, так как ее произносит Дева Мария.

Как создавался образ?

Лик Божией Матери (Печерской) на Свенской иконе считается одной из древнейших икон, которая дошла до нашего поколения. Она была создана в стенах Лавры силами преподобного Алипия — иеромонаха, который жил в обители Печерской Лавры. Лучшие мастера из Византии, которые расписывали Великую Успенскую церковь, обучали его искусству иконописи. Так зародилась русская школа написания икон.

На сегодняшний день местонахождением мощей преподобного Алипия и художников–иконописцев из Греции, которые стали его учителями, являются Ближние пещеры Лавры.

Описание полотна

На Печерской иконе Божией Матери запечатлена Богородица, которая восседает на троне и держит младенца Иисуса. Мария осеняет благословением находящихся у трона преподобных отцов — Антония и Феодосия. На Антонии схимнический куколь с острым верхом.

У преподобных отцов в руках находятся свертки с духовными поучениями У Антония написаны следующие слова:

Молю вас, чада: держимся воздержания и не ленимся, ибо имеем о сем Господа помощником.

Прочитать текст надписи, которая находится на свитке Феодосия, трудно, так как буквы практически невозможно различить. Свиток раскрыт и свисает вниз, прикрывая трон. Считается, что имел место факт изменения текста на этом свитке.

По типу изображения исследователи-иконографы считают икону Божией Матери Печерскую Панахрантой (Всемилостивой). Торжественность и строгость данного типа иконографии характерна для таких видов монументалистики, как мозаика и фреска.

Для создания иконы использована цельная доска из липовой древесной породы. Размеры полотна — 42 х 67 см. По мнению исследователей, предпосылкой к написанию иконы стали события, которые произошли во Влахернском храме. Тогда зодчие получили благословение Богородицы, которая вручила им икону Божией Матери «Успение» Псково–Печерскую и благословила в поход на Киев.

Судьба иконы

В период, когда местонахождением иконы была Киево-Печерская лавра, зафиксировано много случаев чудодейственного проявления ее силы. В конце XIII века Черниговскому князю Роману Михайловичу захотелось перевезти священное полотно в здание Брянского Успенского мужского монастыря. Там она находилась до конца ХХ века. Так как близ монастыря протекает река Свена, то и священное здание стали называть Свенским. И икону также принято стало именовать Свенской.

Чудесные проявления светлой силы

В истории известен факт, когда святой образ помог исцелить слепоту князя Романа Михайловича. Ему сообщили, что в стенах Лавры находится икона Богородицы, и князь приказал доставить ему это полотно.

Гонцы и монахи, сопровождавшие икону к князю, заметили ее исчезновение. Поиски святого лика привели людей на берег реки Свены, где икона расположилась меж ветвей дубового дерева.

Узнав о чуде, князь прибыл на это место и пообещал Богородице соорудить здесь храм, если она возвратит Роману зрение.

«О, Пречудная, Пресвятая Владычице Богородице, Мати Христа Бога нашего! Услыши глас молитвы моей и дай мне, Госпоже, прозреть очами и увидеть свет и Твой чудотворный образ. Все, что я увижу с места сего во все четыре стороны, я отдам дому Твоему. Я созижду храм и обитель на этом месте, которое Ты возлюбила».

После прозрения князь выполнил данное Богородице обещание и на указанном ею месте соорудил храм в честь иконы, а позднее и стены мужского монастыря.

Существует как подлинник иконы, так и ее рукописная копия. Она была сделана в то время, когда святой лик явился перед князем Романом. Копия имела такой текст надписи:

Окладывана в лето 6796 (1288) благоверным князем великим Романом Михайловичем и благоверною княгинею Анастасией, месяца септембрия в 26 день, на память Иоанна Богослова

Вторая копия иконы находится в Успенском соборе Киево-Печерской лавры у алтаря. Так как святой лик высоко почитается православными христианами, он имеет множество копий.

Местом хранения чудотворного образа сегодня является Третьяковская галерея в Москве. Расположением самой древней иконы до закрытия стали Дальние пещеры Лавры. После восстановления Лавры икона заняла место у алтаря, где находятся все преподобные Печерские святые. Здесь ее можно увидеть и в наши дни.

Днем празднования иконы считается 16 мая.

Акафист Печерской иконе Божией Матери

Кондак 1

Избранней от всех родов Пресвятей Деве Марии Богородице, яко воистину плотию рождшей Иисуса Христа, Спаса и Бога нашего, Владычице всея Вселенныя, избравшей вторым земным жребием страну нашу Российскую и обители иноческие чудотворными иконами прославившей, похвальное приносим пение; Ты же, о Всечестная наша Мати и Заступница, храни обитель Твою и спаси всех нас от враг видимых и невидимых да зовем Ти:Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Свенская Похвало и наше присное утешение.

Икос 1

Ангел Хранитель внуши князю Роману, егда той бысть во граде Брянске, вспомянути о чудесех от иконы Твоея, Владычице, во обители Печерстей бывших, да испросит иноков Печерских отпустити икону чудотворную, писанную преподобным Алипием, исцеления ради слепоты своея и возопи Ти тако:Радуйся, Всечестная наша Мати;Радуйся, дивная наша Заступнице;Радуйся, Надеждо нашего спасения;Радуйся, града Брянска Хранительнице;Радуйся, живущих в нем христиан Покровительнице;Радуйся, надеющихся на Тя, Руководительнице;Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Свенская Похвало и наше присное утешение.

О храме

Первым храмом Печерской иконы Божией Матери считается церковь, которую построил князь Роман Михайлович в благодарность за свое прозрение. Современная постройка в виде часовни украшает и Киевский вокзал в столице России. Храм называют Печерской церковью.

Датой основания священного здания считается 2002 год. Это действующий православный храм РПЦ, куда христиане приходят за молитвой и утешением.

Подведем итоги

Священное полотно иконы Божией Матери Печерской — одна из самых древних памяток, которые дошли до нашего времени. Над его созданием трудился иеромонах Алипий. Существуют версии и нерукотворного происхождения первого варианта этого священного образа. Считается, что он появился на пещерных стенах без помощи людей, и это явление стало поводом для написания иконы.

История о прозрении князя Романа стала предпосылкой для создания храма и мужского монастыря в честь Пресвятой Богородицы. Копии полотна широко распространены сегодня, так как икона имеет большую силу помощи и исцеления. Первые рукописные копии полотна появились практически сразу после ее создания. Через иконы святые помогают христианам определиться на сложном жизненном пути и не свернуть в сторону искушений.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1873221435963738858/opisanie-ikony-pecherskoj-bozhiej-materi-i-hram-v-ee-chest/

Псково-Печерский монастырь. Пещеры Псково-Печерского монастыря

Один из крупнейших в России действующих монастырей, обладающих более чем пятивековой историей, одна из самых почитаемых обителей в стране — это Псково-Печерский монастырь, основанный в 1473 году. Расположен он почти на границе с Эстонией.

Из истории обители

Псково-Печерский монастырь появился в пещерах у ручья Каменец. Впервые о них упоминается в летописях в 1392 году. Судя по преданиям, в них жили монахи, которые бежали с юга страны, спасаясь от преследования крымских татар. В 1470 году на этой земле иеромонах Иона, уроженец Юрьева (сегодня это город Тарту), построил церковь, которую освятил в 1473 году. Именно вокруг нее и образовалась Печерская обитель. У Псково-Печерского монастыря в XVI веке появился город Печора.

В те давние времена это были безлюдные места, покрытые непроходимыми лесами. Охотники, бывавшие здесь, видели старца, молящегося на камне, слышали пение отшельников. О них нет никаких сведений, сохранилось имя их духовного наставника – Марка. Иоанн, его жена Мария (в иночестве она приняла имя Васса) и Марк были первыми насельниками этого места.

В песчаной горе Иоанн вырыл церковь Пресвятой Богородицы. Через некоторое время Васса скончалась (она была тяжело больна еще до приезда на псковскую землю). Гроб с телом усопшей он захоронил в пещере.

Но, к его великому изумлению, на следующий день гроб оказался извлеченным из земли. Иона воспринял это как знак свыше. Он предположил, что во время отпевания что-то было сделано неправильно. Поэтому Вассу вновь отпели и еще раз предали ее земле.

Но на следующее утро произошло то же самое. Иона решил оставить гроб на поверхности.

С тех давних пор не прекращается действие благодати в пещерах монастыря. На протяжении нескольких столетий гробы с усопшими иноками, погибшими на поле брани воинами, а также жителями посада не предавались земле. В пещерном некрополе монастыря есть склепы, которые заполнены почерневшими и ветхими гробами до самых сводов. При этом не отмечается никаких признаков гниения тел.

Подвижники Ионы

После безвременной кончины Вассы к Ионе стали приходить подвижники. Его близкий друг и приемник иеромонах Мисаил на самой горе построил из дерева церковь Феодосия и Антония. Рядом с ней были срублены кельи для первых насельников.

К сожалению, вскоре Ветхий монастырь на горе сожгли люди из Ливонского Ордена. В начале XVI века, когда игуменом был Дорофей, храм было решено перенести к подножию горы. В это же время расширили Успенскую церковь, построили пещерный храм Феодосия и Антония.

Примерно в то же время возвели церковь Сорока Севастийских мучеников, начали строительство звонницы монастыря.

Неоценимую помощь в строительстве оказывал Мисюрь Мунехин – человек высокообразованный, благочестивый, который сумел понять и оценить стратегическое значение Печер.

Просветительская деятельность

Мунехин покровительствовал и игумену Корнилию. При нем Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь процветал. Значительно увеличилось число иноков, появились плотницкая, керамическая, иконописная мастерские. Псково-Печерский монастырь уже в те времена мог гордиться великолепной библиотекой. Здесь вели Третью Псковскую летопись. Из Печерских сборников до наших дней дошла переписка Иоанна IV с князем Андреем Курбским.

Игумен Корнилий занялся духовным просвещением – он создал храмы на юге Эстляндии, направил туда священников. Однако просветительская деятельность была приостановлена из-за военных успехов немцев.

По Указу Ивана Грозного Псково-Печерский монастырь был окружен каменной мощной стеной. В монастыре была возведена Благовещенская церковь, выполненная из камня. Для стрелецкого гарнизона, который нес постоянную службу, построили надвратную Никольскую церковь, которая непосредственно соединялась с боевыми башнями. Во время Ливонской войны обитель часто подвергалась набегам с запада.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что заказывают в церкви на годовщину смерти

Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь сегодня

По склону глубокого оврага, несколько огибая лощину, по которой течет ручей Каменец, тянутся стены Печерской крепости. Их общая длина составляет 726 метров, толщина достигает двух метров. В наши дни крепостное строение состоит из 9 башен.

За время своей многовековой истории Псково-Печерский Успенский монастырь неоднократно выдерживал нападения ливонской армии, руководимой Стефаном Батория (Ливонская война), шведских правителей — Карла XII и Карла-Густава, гетмана Ходкевича (Польша).

История военного участия обители, прославленная подвигами ее бравых защитников – монахов и стрельцов, завершилась во времена Северной войны. В это время западные рубежи России переместились к Балтийскому морю.

Великие паломники

С давних времен о существовании обители знала вся Великая Русь и, конечно же, Москва. Псково-Печерский монастырь стал местом паломничества венценосных персон разного времени. Нередким гостем здесь был Иван Грозный, который каялся о загубленной им душе игумена Корнилия. В свое время на него пали подозрения мнительного правителя.

Четыре раза посещал Псково-Печерский монастырь Петр I. Роскошная карета, которая и сегодня хранится в стенах монастыря, осталась в память о визите в эту обитель императрицы Анны Иоановны. В 1822 году здесь побывал и Александр I. Он беседовал в стенах монастыря с прозорливцем Лазарем. На богомолье 1903 года присутствовал Николай II.

Здесь же в начале 1911 года здесь молилась княгиня Елизавета Федоровна.

Святыни монастыря

Древняя обитель бережно хранит в своих стенах ценнейшие иконы. Монастырь Псково-Печерский, фото которого вы можете видеть в нашей статье, обладает тремя святынями. В первую очередь это икона Божьей Матери, которую считают чудотворной.

Ее ежегодно на престольные праздники выносят крестным ходом. Кроме того, это иконы Умиления и Одигитрии Псково-Печерских. Сохранились свидетельства в летописях о чудесных исцелениях, которые стали возможны благодаря этим святыням.

Иконы хранятся в Успенском храме и Михайловском соборе.

Старцы монастыря

Сегодня монастырь, которым руководит Высокопреосвященнейший Евсевий, очень бережно хранит традиции обители, соблюдает законы и правила монастыря. Здесь живут удивительные люди. Старцы Псково-Печерского монастыря – это пример истинного благочестия и великой веры. Это архимандриты Адриан (Кирсанов) и Иоанн (Крестьянкин) – легенды Православной Церкви и яркие примеры иноческого жития.

Святые Псково-Печерского монастыря являются примером для подражания не только иноков, живущих в обители сегодня, но и для всех православных. Это Преподобный Марк, Преподобная Васса, Преподобный Иона, Преподобный Дорофей, Преподобный Лазарь, Преподобный Симеон.

Монастырь сегодня

В наши дни тысячи туристов приезжают в эти места, чтобы своими глазами увидеть великие святыни. Памятник истории и архитектуры, представляющий огромный интерес для ученых всего мира – это Псково-Печерский монастырь. Экскурсии сюда организуют многие туристические фирмы из разных городов нашей страны. Достопримечательности монастыря поистине уникальны.

Как уже говорилось, этот монастырь действующий. Здесь проводятся богослужения. Чтобы прикоснуться к святыням, многие приезжают в Псково-Печерский монастырь. Требы здесь тоже можно заказать. Возможно, не все знают, что это такое. Требы – это священный обряд, который совершает священнослужитель по просьбе верующего человека за него самого или близких ему людей. Это просьба человека к Господу, с которой вместе с ним обращаются священнослужители.

Сегодня можно подать требы в Печерский монастырь через Интернет. Для этого следует войти на сайт обители, где подробно описано, как это делается. Администраторы каждый день просматривают все подаваемые «записки» и передают их настоятелю монастыря архимандриту Тихону.

Как уже говорилось, пещеру и храм создал бывший псковский священник Иоанн Шестник.

Пещеры Псково-Печерского монастыря — это, по сути, монастырское кладбище. Точное количество захоронений до сих пор точно не установлено. Предположительно здесь похоронено более 14 000 человек. До сих пор нет научного обоснования явлению, которое наблюдается в пещерах на протяжении веков: здесь всегда очень свежий воздух и температура всегда постоянна. Кроме того, мгновенно пропадает запах разлагающегося тела.

Ученые пытались объяснить данное явление необычными свойствами песчаника, который способен поглощать запахи, монахи искренне верят, что это связано со святостью этого места.

Экскурсии по монастырским пещерам оставляют очень сильное впечатление на всех, кто решается их посетить. Путь освещают только свечи, вокруг звенящая тишина А если еще и монах, который ведет экскурсию, говорит «страшным» голосом о грехах человеческих и расплате за них, то становится не по себе.

Почти у самого входа в пещеры покоятся мощи Преподобных Марка, Иона, Лазаря, а также Вассы.

От входа расходятся семь подземных галерей. Их называют улицами, которые в разные годы расширялись и удлинялись. Братскими называют пятую и шестую улицы. Здесь хоронят иноков монастыря. Паломников хоронили в других галереях.

В конце центральной пещерной улицы стоит специальный подсвечник. Он оформлен в виде небольшого столика и называется канун. Рядом с ним служат панихиды (заупокойные службы). Сразу за кануном установлен большой деревянный крест, справа от которого захоронен митрополит Вениамин Федченко.

Пещеры обители – это уникальное место упоения святых, пропитанное молитвами подвижников. Это уникальный художественный и исторический памятник.

Успенский пещерный храм

К нему ведет широкая лестница. Над входом размещен образ Божьей Матери Киевской. На крыше, обращенной к монастырю, установлены пять глав, которые венчают кресты. Шеи глав украшены священными изображениями.

Не менее оригинально и внутреннее убранство храма. В нем имеется три прохода в длину и пять – в ширину. Их разделяют земляные станы, обложенные кирпичами. Это создает особый уют. Помещение довольно просторное, здесь всегда найдется укромный уголок, где при свете лампад можно помолиться.

В глубине собора, с южной стороны, в специально оборудованной нише покоятся мощи Преподобного Корнилия.

Большая звонница

Неподалеку от Успенского храма находится главная колокольня монастыря, или звонница, как ее часто называют. Каменное сооружение, состоящее из нескольких столбов, поставленных в ряд с востока на запад.

Это одно из самых крупных архитектурных сооружений данного типа. Звонница имеет шесть основных пролетов и один, который был построен значительно позднее. Благодаря ему образуется второй ярус.

Колокола Псковского монастыря – это одно из самых значимых собраний не только на псковской земле, но и на территории Западной России.

Сретенская церковь

Она возведена в 1670 году на месте ранее существовавшего Благовещенского храма. Сретенский собор — это двухэтажное здание из кирпича, выполненное в псевдорусском стиле. Церковь находится на втором этаже. В алтаре имеются центральная ниша для жертвенника и несколько малых ниш для дьяконника. Притвор отделен массивной стеной. В ней есть три проема. Все окна имеют форму арок. Нижний этаж храма обработан гладким рустом.

На западной и восточной стенах Сретенской церкви сохранилась роспись, которая уже неоднократно реставрировалась. Южную и северную стены украшают пилястры. Стены выполнены из кирпича, затем оштукатурены и окрашены.

Попытки закрытия

За всю свою долгую историю Псково-Печерский монастырь никогда не закрывался, на протяжении более чем пятисот лет.

В советское время неоднократно предпринимались попытки закрыть Печерский монастырь. Очевидцы вспоминают, что однажды очередная комиссия прибыла в него с постановлением о закрытии. Настоятель ознакомился с постановлением и швырнул его в горящий камин. Обескураженные чиновники, к тому же без документов, спешно ретировались.

Настоятель монастыря Алипий, встретив очередных представителей власти, заявил, что в монастыре хранится большое количество оружия, а многие из братии являются фронтовиками. Они будут защищать обитель до последнего вздоха. Он предупредил, что взять монастырь можно только с помощью авиации, о чем немедленно сообщат по радиостанции «Голос Америки». Это заявление произвело на комиссию впечатление. Как ни странно, но эта угроза сработала. На некоторое время монастырь оставили в покое.

Таких ситуаций, когда монастырь могли закрыть или разорить, было множество, но каждый раз каким-то непостижимым образом он оставался нетронутым.

Источник: https://FB.ru/article/156604/pskovo-pecherskiy-monastyir-pescheryi-pskovo-pecherskogo-monastyirya

Печоры и Псково-Печерский монастырь

Город Печоры расположен в Псковской области на российско-эстонской границе. С древних времен известна самая главная достопримечательность Печор – Псково — Печерский монастырь. Помимо монастыря в городе достаточно интересных мест, церкви, особняки, торговые ряды и краеведческий музей. Для знакомства с городом вам потребуется целый день, не спешите и осмотрите все очень внимательно. А для того, чтобы все успеть мы подробно расскажем вам о самом интересном.

Начнем с истории города.

В древних летописях записано, что в 1392 году некий Иван Дементьев обнаружил необычные пещеры на западной границе Псковской области. Над входом одной из них обнаружилась надпись: «Богом зданныя пещеры». Никто тогда не знал о том, что здесь долгое время жил инок Киево-Печерской лавры. Тем временем, дело шло к концу XII столетия, повсюду бушевали распри и войны, в том числе и за веру. Перебегали из одного города в другой люди, из одной святой обители в другую – монахи

История города.

Православный священник Иона бежал из Дерпта (Тарту) в сторону вышеупомянутых пещер, служившим хорошим укрытием для человека сильного духом. Его церковь, основанную в Дерпте, немцы-католики разгромили в 1472 году.

В этом же году бежавший Иона закладывает первые камни будущей обители на псковской земле, а через год освящает пещерную Успенскую церковь.

Вокруг со временем появляются постройки, заселяются постоянные жильцы – так рождается посад, который носит название Печоры, от известных нам пещер.

Псково-Печерский монастырь.

Псково-Печерский монастырь оригинален прежде всего своим расположением — над оврагом и ручьем. Обрядовые здания строили обычно на возвышенностях.

Печоры. Лютеранская кирха Святого Петра.

Особое внимание привлекает лютеранская кирха Святого Петра. Это первая церковь лютеранской веры на южной границе Эстонии, освящённая в 1926 году. Название её тогда было подлиннее сегодняшнего – Печорская Евангелическая лютеранская церковь Святого Петра. Строили её по инициативе граждан. Орган покупали тоже всем миром, в 1928 году, у эстонской фирмы Kriisa.

Его называют «романтическим», так как он создан по всем канонам романтизма: имеет мягкий и глубокий звук и возможность исполнения множества разнообразных мелодий. А еще орган лютеранской кирхи – один из десяти сохранившихся в России исторических органов. С апреля по октябрь всех желающих приглашают на концерты органной музыки.

Цена билетов невысока и все средства идут на пожертвования – несмотря на работоспособность, инструмент требует реставрации.

Печоры. Гражданская архитектура.

Если присматриваться к домам печорских улиц, то можно обнаружить среди них строения XVI – XX веков. На одной из улиц внимание привлекает каменный двухэтажный дом с угловой шатровой башней. Какое-то время здесь жил и творил В.В.

Муйжель, малоизвестный современному читателю публицист, автор и художник. А вот Городская реальная гимназия Печор. Здесь было два отделения – эстонское и русское. Но после реформ 1937 года осталось только эстонское. Но, как это обычно бывает в такие моменты истории, и его скоро закрыли.

По дороге вам встретятся дом пастора, особняк Т.Г.Русакова, водонапорная башня.

Как добраться до Печор.

Город Печоры расположен в 760 км к северо-западу от Москвы (трассе М9). Чтобы добраться до города из Москвы, удобнее всего доехать до Пскова. Между городами ходят поезда, летают самолеты, а также курсируют рейсовые автобусы. Поезда отправляются с Ленинградского и Рижского вокзалов. Между городами существует воздушное сообщение. До Пскова можно долететь на самолете из аэропорта «Домодедово».

Полет осуществляется в понедельник, среду и пятницу еженедельно. Также каждый день можно долететь до конечного пункта с пересадкой в Санкт-Петербурге. С Щелковского автовокзала Москвы, находящегося на ул. Уральская, 2, каждую неделю по понедельникам, средам и субботам в 20:00 курсирует рейсовый автобус со следованием Москва — Псков.

Из Пскова с автовокзала, расположенного в 200 метрах от ж/д вокзала, на автобусе №207 или маршрутным такси до города Печоры.

Источник: https://travellgide.ru/russia/pechory.html

Псково-Печерский монастырь: как добраться

В свете существует огромное разнообразие течений в религии. Любой из людей кому-то молится И для того что бы отыскать душевный покой и насытится силою, у людей существует такая традиция, как посещать священные места. Множество разных обителей находятся в перечне любого православного человека. Среди таких святых мест особое место занимает Псково-Печерская Свято-Успенская мужская обитель.

Где расположен Псково-Печерский монастырь и возникновение монастыря?

Cвято-Успенская Псково-Печерская обитель хранит в себе сведенья за прошествии больше половины тысячи лет с даты своего создания. Даже некоторые считают, что в этом монастыре и возник очаг христианства созданный княжной Ольгой в десятом десятилетии

Расположен Псково-Печерский монастырь, не доезжая сорока километров до града Псков и на расстоянии больше трехсот километров юго-западнее от Питера. Если верить поверью, то как то раз папа и отрок,которые охотились вдруг им послышалось чудесное пение в глубине лесов вблизи реки Каменец.

Спустя некоторое время после этого события отец и сын купили этот участок земли. И кусок этой земли, которая располагалась недалеко от речки Пачковки, стала принадлежать Ивану Дементьеву. Как то раз, когда Иван рубил дрова, то под срубленными деревьями увидел пещеру.

Над пещерой была запись : «Господом созданные пещеры».

В то время на этой земли жили веряне Киево-Печерского монастыря, которые убежали в эти края еще в период захватов монголо-татар. Известно на сегодня лишь одно имя основателя монаха дошло- святого Марка.

Верующее называют точную дату создания Псково-Печерского монастыря это произошло в 1473 году. Потому как в этом году в близи реки Каменец на песчаной горе откопали и освятили Успенский храм. Создателем обители стал святой Ион.

На своем веку Ион испытал очень много трудностей, однако никогда не задумался отречься от служения Всевышнему. И когда до него дошел слух о святых пещерах, то Ион сразу принял решение переехать туда вместе со своей семьей.

Ион месте со своими сторонниками пытались продвигать в народ христианство. Однако чаще данный монастырь пытались поджечь или захватить.

И лишь спустя полвека в этом монастыре стало понемногу улучшаться жизнь. И только с помощью мудрости всех следующих настоятелей увеличились владения монастыря, а также возросло значения данного монастыря. Постройки начали проводить не на горе, а постепенно спускаясь вниз. Был наведен порядок во внутренней жизни монастыря.

Однако самый пик процветания обители произошло в то время, когда молва о чудесных избавлениях стала известной на весь мир. Очень много верующих приезжали в монастырь и оставляли щедрую благотворительность Бюджет монастыря увеличивался, однако эти пожертвования использовались не только для потребностей самой лавры.

В отчетных бумагах, которые сохранились существуют факты, что денежные средства отдавали и на восстановление домов, которые были уничтожены врагами, также их отдавали в виде финансовой помощи беженцам.

Уникальность расположения данной обители состояло в том, что она являлась приграничным пунктом, потому для Руси она имела значение как довольно сильный военный оплот.
Благодаря этому Петр I издал указ о построении на территории монастыря валов рвов и башен.

Не взирая на все преграды, которые выпали на долю монастыря, в нем очень бережно сберегли все обычаи. На протяжении всего существования монахи преследовали такую цель как продвижение в народ христианства и поддержка беднякам. Все эти заповеди иноки пронесли через более тысячу лет и ни разу не отступились от них.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что находится в алтаре

Псково-Печерский лик Пречистой Богородицы «Умиление»

В данном монастыре хранится пару чудодейственных образов. Такие как:

• Лик Успения Девы Марии

• Пречистая Богородица «Умиление»

• Икона Преподобного Николая

Самую большую популярность монастырю даровала молва об избавлениях, которые происходили под покровительством Пресвятой Девы Марии. Эта икона Псково-Печерской Пресвятой Богородицы «Умиление хранится в Успенском храме, которая и даровали бесчестное множество разнообразных чудесных явлений.

Эта икона была создана по просьбе игумена Арсения с Владимирской иконы Девы Марии. Монах Корнилий привез его когда стал настоятелем монастыря. А еще император Феодор Иванович отдал приказ сделать раму иконы из жемчуга и драгоценных камней.

Затем этот лик отдали солдатам города Пскова. Потому как в тот момент времени захватчики пытались захватить Псковский Кремль, эта осада длилась более пяти месяцев, но не увенчалась успехом.

В честь этого случая каждый год через семь недель после Пасхи икону несли пешим ходом из обители в Псков.

Сейчас такое действие делают на территории монастыря. Также такой же крестовый ход совершают и седьмого по новому стилю(двадцатого по старому) октября во имя чествования Псково-Печерского лика «Умиление».

Данную икону знают еще и по тем чудесным явлениям, которые случались вблизи нее:

• избавление от слепоты, судороги ног, других болезней;

• Отведение от военных действий;

• Защита от разрухи.

Очень много верующих избавлялись от своих хворей, и находили верный выход из своих трудностей возле этого образа, и после чего рассказывали об этом везде. Ежегодно число верующих увеличивается.

Верующие возносят молитвы о:

• послании покровительства,

• о здравии,

• даровании покоя,

• Встречи с суженным ,

• появлении детей,

• исцеления от непомерной гордости,

• успешном родоразрешении.

Посетить данный монастырь можно в любые дни и помолится пред божественной иконой, но существуют назначенные даты чествования этого лика.

Чествуют эту лик:

• Седьмого по новому(двадцатого по старому) мая,

• двадцать первого мая/третьего июня,

• Двадцать третьего июня/шестого июля,

• Двадцать шестого августа/восьмого сентября,

• Седьмого октября/двадцатого октября.

В эти даты заметно увеличиваются количество верующих, которые приезжают Псково-Печерский монастырь.

Как доехать до монастыря?

Здесь существуют два пути, как можно доехать из столицы к обители: можно приехать на личной машине либо ж на поезде, а потом сесть в маршрутку либо ж поймать такси. Дорогу модно выбрать как из столицы, так и из Питера. Здесь решайте сами.

Из столицы до Пскова есть поезд. А вои из Пскова возможно доехать до Печоры на маршрутке. А если вы будете ехать группой, то возможно и вызвать такси. Маршрутки и такси довозят вас на главную площадь Печоры, а там уже осталось недалеко и до обители . От Пскова до Печор можно доехать за час.

Адрес Псково-Печерской обители:181500, Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, д. 5

На тот случай если Вы планируете остаться на ночь, то здесь имеется много гостиничных номеров, а также простые люди могут вам даровать приют на ночь. Кстати, все кто хочет может оказать благотворительную помощь монастырю.

Нужно запомнить то, что каждый день проводят два богослужения. Вечером летом они проводятся в шесть вечера , а утром – в шесть,семь и в десять часов. Все это проводится с учетом литургии и дня. Больше информации Вы найдете найти на официальном сайте монастыря.

Источник: https://www.o-vere.ru/pskovo-pecherskij-monastir-kak-dobratsja.html

Псково-Печерский монастырь: открытая крепость

Псково-Печерский монастырь – единственный на территории России, который никогда не закрывался.

Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов

Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти.

Иеродиакон Прохор (Андрейчук) пересказал мне эту историю со слов архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002), бывшего в 1960-х годах казначеем. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о.

Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека.

А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность».

Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу – сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.

Богом зданныя пещеры

История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес (сейчас здесь насаженный монахами сад и храм Преподобных Псково-Печерских отцов).

Как рассказывает летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры». Кем и когда сделана эта надпись, неизвестно. По местному преданию, здесь жили иноки, бежавшие из Киево-Печерской лавры от набегов крымских татар.

Основателем же монастыря был даже и не монах, а супружеская пара: священник Иоанн Шестник и его матушка Мария. Они поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. От суровой работы матушка заболела и перед кончиной приняла постриг с именем Васса. Когда она скончалась, отец Иоанн, совершив чин отпевания, закопал гроб с телом при входе в пещеры. На следующий день он обнаружил гроб на поверхности.

Решив, что пропустил какое-то место в чине отпевания, о. Иоанн совершил чин вновь и опять закопал гроб. Но когда чудо повторилось, он увидел в нем Божию волю, сделал в стене нишу и поставил туда гроб. После этого гроб никуда не исчезал, причем от него не исходило никакого дурного запаха. С тех пор всех насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей. А чудеса у гроба инокини Вассы продолжаются и сегодня.

Как рассказывают монахи, в начале XX века какие-то вандалы пытались вскрыть ее гроб. Неизвестно, искали они драгоценности или хотели надругаться над святыми мощами, но из гроба вышел огонь и попалил их. Следы этого чудесного огня хорошо видны на гробе.

После смерти жены отец Иоанн также принял монашеский постриг с именем Иона. В 1473 году им была достроена первая монастырская церковь – сейчас главный собор монастыря во имя Успения Божией Матери. День освящения храма – 15 августа 1473 года – считается датой основания Псково-Печерского монастыря.

Сегодня мощи основателей монастыря – прп. Вассы и прп. Ионы покоятся у самого входа в монастырские пещеры. Приложиться к ним можно ежедневно с 10 до 18 часов. Дальше пещеры разветвляются на семь подземных галерей (улиц), которые в разное время удлинялись и расширялись.

Пятая и шестая улицы называются братскими, так как в их стенах погребают только насельников монастыря. В других галереях захоронены благочестивые паломники и защитники обители. В стенах установлены плиты с именами усопших.

Предположительно в пещерах захоронено около 10 тысяч человек.

Монастырь, монашество

В пещерах очень темно и довольно холодно. Идти по ним без сопровождения нельзя.

Рядом с входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На горе находится храм Псково-Печерских преподобных, освященный в 1995 году. Это довольно необычный – клетский храм, какие строили на Севере при основании новых монастырей.

Основную часть храма составляет клеть – простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Как и в пещеры, на Святую гору можно пройти только в сопровождении кого-либо из насельников обители. Не пускают паломников на Святую гору только в гололед или ранней весной, когда все тает.

С горы открывается дивный по красоте вид на монастырь и его окрестности.

Старчество

Монастырь привлекал паломников во все времена. Кто-то ехал к святыням, кто-то – за советом старца. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I .

Услышав о подвижнической жизни одного из насельников, старца Лазаря Прозорливого, который на третий день после смерти, подобно Лазарю Четверодневному, восстал из гроба и прожил еще 16 лет, повторяя: «Смерть грешников люта», император просил о встрече с ним.

В беседе старец сказал государю: «Признаю делание правды светилом для Царя пред Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле»

Среди особо почитаемых старцев обители – недавно канонизированный прп. Симеон (1869-1960), подвизавшийся в обители 67 лет, из них 33 – в схиме. Старец был известен даром прозорливости и исцелений. Сохранилось много письменных свидетельств людей, получивших исцеление по его молитвам. Последний урок смирения явил старец даже в своей кончине.

По откровению от Господа он ждал ее 15 января 1960 года, в день памяти преподобного Серафима. Но наместник монастыря архиепископ Алипий забеспокоился, что смерть старца, подготовка к похоронам и сами похороны совпадут с подготовкой к празднику. Поэтому он просил старца помолиться об отсрочке кончины. «Ты наместник, я послушник, будь по-твоему», – ответил о. Симеон.

Почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после Крещения. Причисление иеросхимонаха Симеона к лику святых Псково-Печерских состоялось 1 апреля 2003 году, и нетленные мощи старца были перенесены из пещер в Сретенский храм. Попасть в келью прп. Симеона можно ежедневно после 14 часов, взяв благословение благочинного.

В среду в Сретенском храме в 6 утра служится братский молебен у мощей преподобного Симеона.

В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев – исповедник архимандрит (тогда иеромонах) Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006). Последние годы жизни он тяжело болел и мало кого принимал, но в 1970-1990-х годах люди со всей страны (а иногда и из заграницы) приезжали к нему за советом и утешением.

Сегодня келья отца Иоанна открыта для паломников по субботам и воскресеньям с 10 до 13 часов. Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. Стены завешаны иконами, портретами, фотографиями. Келья совсем не «аскетическая», очень уютная, с многочисленными подарками от чад: например, ночником в виде часовни, рядом с ним – желтый цыпленок-сувенир, который дарят на Пасху.

На столике у окна – вазы с цветами. Дежурный священник мажет вас маслицем.

Чудотворные иконы

Открытая крепость

Главные святыни монастыря – икона Успения Божией Матери и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. С иконой Успения, перед которой горит неугасимая лампада, связана не менее героическая история, чем «оборона» монастыря в хрущевские времена. Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Войско польского короля Стефана Батория подошло к стенам монастыря.

Защищали обитель всего три сотни стрельцов. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек, разбили стену. Тогда монахи принесли к пролому главную монастырскую святыню – икону Успения Пресвятой Богородицы. Осажденные молились, и Матерь Божия услышала их молитвы – стрельцам удалось отразить все приступы. Иконы «Успение» и «Умиление» были посланы и защитникам Пскова.

За пять месяцев враг более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города не взял. В память этого чудесного избавления печеряне каждый год в седьмую неделю по Пасхе ходили крестным ходом с иконой «Умиление» в Псков. С 1997 года традиция крестного хода возобновлена, только теперь он проходит внутри обители – икону переносят из Успенского храма в Михайловский и обратно.

Такой же крестный ход совершается 20 октября – в праздник Псково-Печерской иконы «Умиление».

«Умилением» назвали икону местные жители. Это не та икона «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский. Написана она в XVI веке с Владимирского образа, а в обитель принесена во время игуменства преподобномученика Корнилия. Икона Успения с самого появления в монастыре известна своими чудесами, которые происходят и сегодня. Недавно исцелился от глазной болезни один высокопоставленный чиновник.

Богослужения

Сегодня в обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский. Первая служба в монастыре начинается в Успенском храме: в 6 часов у мощей прпмч. Корнилия служится братский молебен, затем полунощница.

Преподобный Корнилий был здесь игуменом при царе Иване Грозном. В древней рукописи написано: в один из приездов царя игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом. Царь, заранее разгневанный на него, своей рукой отсек ему голову, но тут же раскаялся и, подняв тело, на своих руках понес в монастырь.

Дорожка, по которой царь нес тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».

Мой монастырь

Паломническая служба: 181500 г. Печоры, ул. Международная, д. 1

тел. м. 9118902163

тел. факс (81148) 2-24-28

e-mail: dompalppm@mail.ru

Паломнический центр

181500 Псковская обл.,  г. Печоры, ул. Юрьевская, 82-а

Паломнический центр «Дом паломника» Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря был открыт 1 июня 2012 года на территории бывшей воинской части. Келлии в корпусах рассчитаны на проживание 4 и более человек.

Трапеза – 2 раза в день:, обед — с 13.15 до 14.00, ужин — с 21.00 до 22.00.

Срок пребывания в Паломническом центре — не более 3-х дней (не включая день приезда и день отъезда).

Проживание, питание – на пожертвование.

Информация с сайта монастыря.

В единственном экземпляре

На пути в Псково-Печерский монастырь расположен один из старейших русских городов – Псков. В одном из его монастырей – Спасо-Мирожском, в Спасо-Преображенском соборе сохранились уникальные фрески XII века.

Правда, чтобы их увидеть, вам должно повезти: храм открыт только в хорошую погоду, когда нет дождя, тумана, снега и влажность не превышает определенный процент, что в Пскове – большая редкость.

Но если вдруг все эти условия совпадут и вам повезет, как и мне, вы увидите единственные сохранившиеся на севере Руси домонгольские фрески!

Источник: https://www.pravmir.ru/otkrytaya-krepost/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Мощевик что это такое

Закрыть