Почему возникли обновленческие движения в церкви

«Обновленцы»: почему большевики не смогли создать новую церковь

почему возникли обновленческие движения в церкви

Движение за обновление церкви обозначилось в среде русского православного духовенства ещё во время революции 1905 года. У обновленцев не было единой программы.

Чаще всего они высказывали пожелания: разрешить вторые браки вдовым священникам, дозволить епископам жениться, перейти полностью или частично в богослужении на русский язык, принять григорианский календарь, демократизировать церковную жизнь.

В условиях падения авторитета церкви у массы населения обновленцы пытались откликнуться на новые веяния в общественной жизни.

Революция 1917 года

После Февральской революции 1917 года обновленчество приобрело большую силу и популярность, но действовало пока в рамках единой церкви. Иные из обновленцев сочувствовали революции из идейных побуждений, считая нужным совместить христианство с его заповедью «не трудящийся да не ест!» и социализм. Другие надеялись сделать с помощью новых властей карьеру в церковной иерархии.

Отдельные лица стремились прямо к политической карьере. Так, протоиерей Александр Введенский организовал «Рабоче-крестьянскую христианско-социалистическую партию», которая даже выставила свой список на выборах в Учредительное собрание осенью 1917 года. Те и другие возлагали большие надежды на Поместный собор Православной Российской церкви, открывшийся в августе 1917 года в Успенском соборе Московского кремля.

Обновленцев поддерживал член Временного правительства, обер-прокурор Синода В. Львов. Большинство Собора заняло консервативную позицию. Восстановлением патриаршества Собор разочаровал обновленцев. Зато им понравился декрет Совета народных комиссаров об отделении церкви от государства. В нём они увидели возможность осуществления церковных преобразований при новой власти.

Во время гражданской войны большевикам было не до системной борьбы против традиционной церкви. Когда упомянутый Александр Введенский (будущий глава обновленческой РПЦ в сане митрополита) в 1919 году посетил председателя Петросовета и Коминтерна Г.Е. Зиновьева и предложил ему заключить «конкордат» между обновленческой церковью и советской властью, авторитетный большевик ответил, что это пока неуместно.

Но если обновленцам удастся создать сильную организацию, она получит поддержку власти, заверил Зиновьев.

Организация обновленческой церкви

После победы в гражданской войне большевики остались на пепелище, и чтобы было хотя бы над чем царствовать, им надлежало поднять страну из наделанных ими руин. Одним из важных источников денежных средств виделись накопленные за века богатства русской церкви. Нашёлся и повод: массовый голод в Поволжье (вследствие ранее проводившейся большевиками политики).

В советской печати началась кампания за изъятие церковных ценностей в пользу голодающих. К ней были активно подключены деятели обновленцев. Как теперь достоверно известно, многие из них уже тогда являлись, по совместительству, сотрудниками ГПУ. При этом некоторые из них до революции числились видными участниками «Союза русского народа» и других черносотенных организаций.

Пожалуй, нигде сильнее, чем в обновленческой церкви, не заявил о себе этот «прагматический» «красно-чёрный блок». Лидеры обновленцев при поддержке ГПУ создали Высшее церковное управление (впоследствии Высший церковный совет, а затем Священный Синод) и призвали к суду над патриархом Тихоном, но при этом выставляли себя как единственно законное руководство церкви.

Правда, тут же среди обновленцев обнаружились несколько течений: «Живая церковь», «Союз церковного возрождения» и др. Разногласия между ними искусно поддерживались чекистами, которые не были заинтересованы в единой церковной организации, хоть бы и лояльной к власти.

Обновленческое движение питалось пока импульсами снизу, со стороны верующих, смутно желавших какой-то реформы православия.

Поэтому многим группам удалось преодолеть разногласия и созвать в апреле-мае 1923 года в московском храме Христа Спасителя II Поместный Всероссийский собор. На нём патриарх Тихон был извержен из сана, объявлено о переходе на гражданский календарь, разрешены браки епископов и повторные браки вдовых священников, упразднено монашество.

Некоторые из обновленческих церквей пошли ещё дальше: убрали иконостасы и хоры певчих, перенесли алтарь в центр храмов. Модным у обновленцев стало брадобритье священников.

Благоволение коммунистов к церковным консерваторам

Между тем, большевики видели, что обновленческая церковь пользуется довольно большой поддержкой верующих (на Соборе 1923 года было представлено больше 12 тысяч приходов) и, вместо того, чтобы убить, как они рассчитывали, церковь как таковую, придаёт ей новую жизнь. Обновленческую церковь было сложно обвинять в ретроградстве и косности, а ведь именно это и было теми болевыми точками, по которым била антицерковная пропаганда.

Поэтому руководство большевиков принимает решение частично легализовать традиционную церковь с её консервативной иерархией и застойными обычаями. Уже в июне 1923 года они освободили из заключения патриарха Тихона и разрешили служение его клирикам. Многие верующие стали возвращаться к традиционалистам. Какое-то время большевики разжигают конкуренцию между обеими церквами.

Обновленцы пытаются заручиться поддержкой Константинопольского патриархата, созвать Вселенский собор православных церквей в Иерусалиме, отсуживают (при помощи советской дипломатии) ряд зарубежных приходов, созывают, наконец, в октябре 1925 года свой последний поместный собор. На нём уже виден упадок обновленческой церкви. С конца 20-х годов она влачит жалкое существование.

В конце 30-х годов развёртываются репрессии против многих её иерархов, особенно тех, кто ранее сотрудничал с большевистской тайной полицией – НКВД убирает свидетелей. Обновленческие храмы в массе закрываются. С началом Великой Отечественной войны обновленческая церковь, как и традиционная, переживает подъём. Но в 1943 году Сталин делает окончательный выбор в пользу традиционалистов.

Усилиями государства в 1946 году обновленческая церковь исчезает, её уцелевшие клирики и прихожане переходят в РПЦ МП или отходят от религии.

Главной причиной краха обновленческого движения следует считать то, что оно оказалось тесно связано с большевистской охранкой и не могло дать людям духовной альтернативы установившейся над Россией диктатуре.

В то время приверженность традиционному православию стала одной из форм пассивного сопротивления большевизму. Те же, кто лояльно относился к советской власти, в большинстве своём не нуждались в религии. При иных же условиях обновленчество могло иметь большой потенциал.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/96659-obnovlency-pochemu-bolsheviki-ne-sm.html

Почему возникли обновленческие движения в Церкви

почему возникли обновленческие движения в церкви

О трудностях православной Церкви в советское время сказано много. Чего уж там — её просто долгие годы не признавало атеистическое государство. И всё же не все христиане были неугодны правительству.

Существовало обновленческое движение — чуть ли не единственное религиозное течение, одобренное советской властью. А как вообще появились обновленцы русской православной церкви и чем руководствовались? Поговорим о них в этой статье.

Обновленчество в православии — это движение, которое течение которое официально возникло в русской Церкви в 1917 году, хотя предпосылки имелись и ранее.

Главный отличительный признак — стремление избавиться от старых устоев, реформировать православную Церковь, обновить религию, исходя из своих представлений.

Нельзя однозначно сказать, кто такие обновленцы в православии. Причина в том, что таковыми становились по разным причинам. Обновленцев объединяла одна цель — свергнуть патриаршество.

https://www.youtube.com/watch?v=iR75JsZ0_aM

Также они выступали за тесное сотрудничество с советской властью. Но что делать кроме этого — каждый представлял по-своему.

  1. одни говорили о необходимости изменений богослужебных традиций.
  2. другие задумывались о перспективе объединения всех религий.

Высказывались и другие идеи. Сколько людей, столько и мотивов. И никакого согласия.

В итоге в выигрыше оставались лишь главные инициаторы обновленческого движения — представители власти большевиков. Им было важно провести антицерковную политику, а потому обновленцам оказывалась всяческая поддержка.

От обновленчества больше всего выигрывала атеистическая власть большевиков.

Так большевистское правительство спровоцировало обновленческий раскол в русской православной Церкви.

Разумеется, новое правительство не собиралось давать обновленцам достаточно свободы и воли. Им просто было удобно некоторое время держать на коротком поводке этакую «карманную» религию, которая бы изнутри уничтожала русскую православную Церковь.

Лидер обновленцев — Александр Введенский: незаурядный, но честолюбивый священник

Советской власти даже не пришлось ничего изобретать, так как на примете уже имелись священники, недовольные текущим положением дел в Церкви. Главным идеологом раскола стал священник Александр Введенский.

Александр Введенский — идеолог и лидер обновленческого движения

При всём том, что он сыграл негативную роль в истории православной Церкви, нужно отдать ему должное — это был выдающийся человек. Вот интересные факты о его личности:

  • умный и харизматичный;
  • отличный оратор;
  • талантливый актёр, способный расположить к себе;
  • обладатель шести дипломов о высшем образовании.

Александр Введенский мог цитировать целые страницы на чужих языках. Однако современники отмечали, что этот священник страдал от честолюбия.

Он был радикально настроен против патриаршества, хотя со сторонниками составлял меньшинство. В своём дневнике он как-то сделал запись:

«После избрания Патриарха в Церкви можно оставаться лишь для того, чтобы уничтожить патриаршество изнутри».

Введенский — не единственный противник патриаршества, у него хватало сторонников среди духовенства. Однако обновленцы не спешили устраивать раскол. Кто знает, какое развитие получила бы вся история, если бы не вмешалась большевистская власть.

Обновленчество набрало силу в 1922 и переманило на свою сторону немало представителей традиционного духовенства

12 мая 1922 года сотрудники ГПУ привели Введенского и сторонников обновленчества к арестованному Патриарху Тихону, чтобы те убедили его временно отказаться от полномочий. Замысел удался. А уже 15 мая заговорщики учредили Высшее Церковное Управление, в котором состояли исключительно сторонники обновленчества.

Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) родился 19 января 1865 г. в городе Торопце Псковской губернии в семье священника.

После восстановления патриаршества, упразднённого Петром I, на Патриарший Престол был избран 5 ноября 1917 года митрополит Московский и Коломенский Тихон, который стал провозвестником того пути, по которому была призвана идти Русская Церковь в новых сложных условиях.

Патриарх Тихон был был ярым противником обновленцев, за что повергался преследованиям и аресту. Позже освобождён.

Умер Патриарх Тихон 25 марта 1925 года.

Советская власть активно поддерживала обновленческие структуры. Для этого она повсеместно направляла соответствующие распоряжения. Высшее духовенство под давлением пытались заставить признать власть Высшего Церковного Управления.

Среди тех, кто подписью заверил, что ВЦУ — единственная церковная власть:

  • митрополит Сергий (Страгородский);
  • архиепископ Евдоким (Мещерский);
  • архиепископ Серафим (Мещеряков);
  • епископ Макарий (Знаменский).

Это дало толчок к дальнейшему распространению обновленчества. К концу 1922 года 20 тысяч православных храмов из 30 занимали представители обновленчества. Священников, которые этому противились, подвергали арестам и ссылкам.

Даже Константинопольского патриарха ввели в заблуждение и убедили признать законность совершаемых действий. Он же принудил и другие восточные Церкви последовать своему примеру.

Митрополитом и бессменным лидером обновленцев стал Александр Введенский.

Следующие пять лет Обновленческая православная Церковь — единственная религиозная организация, которую признавали на территории Советского Союза.

Обновленчество не имело единой идеи и быстро дробилось на мелкие организации

Однако не стоит переоценивать успех обновленчества. Большевики не сильно заботились об участи обновлённого христианства. Отношение к духовенству осталось пренебрежительным. Атеисты высмеивали «попов» в карикатурах. Свою роль новая Церковь уже сыграла, а её дальнейшая судьба власть не сильно беспокоила.

Большевики воспользовались обновленцами, но никогда не прекращали атеистическую пропаганду

Также возникли внутренние проблемы внутри самой новой Церкви. Не только причины того, почему возникли обновленческие движения в Церкви, у каждого были свои, но и взгляды на то, как поступать дальше, различались.

Разногласия достигли такого масштаба, что от обновленцев стали отделяться другие религиозные организации:

  • союз церковного возрождения;
  • союз общин Древлеапостольской Церкви.

И всё это уже в августе 1922! Образованные структуры принялись сражаться между собой за влияние. Не исключено, что ГПУ само спровоцировало эти междоусобицы. В конце концов, большевики никогда не заявляли о намерении позволить какому-либо религиозному течению мирно продолжать действовать на территории Советского Союза.

Обновленчество дробилось на мелкие организации.

Нововведения обновленцев на Втором Поместном Всероссийском соборе пошатнули его позиции

На нём обновленцы вынесли решение об извержении из сана патриарха Тихона. Также введены следующие изменения:

  • упразднено патриаршество;
  • вынесена резолюция о поддержке Советской власти;
  • церковь перешла на григорианский календарь;
  • узаконено второбрачие клириков;
  • монастыри закрыли;
  • женатых и безбрачных епископов стали считать равнозначными;
  • высшее церковное управление преобразовали в Высший Церковный Совет;
  • участники Собора в Сремских Карловцах отлучены от Церкви.

Собор в Сремских Карловцах — также известен как Первый Всезарубежный собор.

Его организовали в 1921 году после того, как Белое движение проиграло в Гражданской войне.

Это было по большей части политическое мероприятие, где озвучивались призывы к свержению нового режима мировыми державами для восстановления прежней власти на русских землях.

Эти решения не способствовали укреплению позиции обновленцев среди верующих. Курс нового руководства разочаровывал всё больше людей и вызвал критику среди управляющего духовенства. Например, архимандрит Палладий (Шерстенников) отмечал следующие негативные стороны новой церковной политики:

«Раньше, бывало, высокий сан митрополита давался лишь за особые заслуги перед Церковью, архиерейские митры украшали головы лишь немногих, самых достойных,

а священников-митроносцев было и того меньше, а вот теперь, посмотри, за какие такие заслуги обновленцы понаделали у себя белоклобучных митрополитов в несчётном числе, а протоиерейскими митрами поукрашали такое несчётное число лиц?

Много и даже очень много простых иереев украсили митрами. Что же это такое? Или так много среди них высокодостойных?»

Другие священнослужители тоже замечали, что саны, награды и титулы раздают, кому попало. Исчезло всякое представление о постепенном восхождении по службе. Новоиспечённые священники не хотели ждать годы.

Им позволяли «перескочить» через сан епископа сразу в архиепископы, лишь бы потешить самолюбие. В итоге представителей высшего духовенства накопилось до безобразия много.

Но образ жизни этих людей далеко не соответствовал обычному представлению о священниках. Напротив, всюду в рясах ходили пьяницы, которые не то, что слушать Бога, но даже долг свой перед паствой выполнять не умели.

Обновленцы раздавали церковные саны и титулы кому попало.

В 1923 году патриарх Тихон вышел из заключения. Его власть всё ещё признавалась Церковью, а он, в свою очередь, не признавал обновленчество. В итоге многие священники начали каяться.

Православная Церковь возрождалась в привычную, патриаршую. Советская власть не приветствовала это, не признавала, но и остановить не могла. Максимум, что смогли большевики, — объявить старую Церковь нелегальной.

Однако, позиция Советской власти — это не так страшно, как та участь, которая постигла обновленчество. Оно стало терять приверженцев и переживало кризис.

Обновленчество постепенно угасало, а традиционное православие возвращало влияние, пока Церковь снова не объединилась в 1946 году

В том же году большевики придумали новую стратегию — объединить все обновленческие организации, сделать их управляемой структурой, поддерживать её, поработать над привлекательностью обновленчества для верующих.

ВЦС переименовали в Священный Синод, поставили нового митрополита во главу. Но суть осталась прежней. Организацией всё так же управлял Александр Введенский, а Обновленческая Церковь более не желала идти на поводу у власти.

В 1924 патриарх Тихон пошёл на ещё более суровые меры, чем раньше. Отныне он запрещал в служители представителей Обновленческой Церкви.

Советская власть попыталась распространить обновленчество за границу, но смогла лишь немного преуспеть в США.

Лидеры обновленцев: Виталий (Введенский), Филарет (Яценко), Андрей (Расторгуев) и Александр Введенский

Даже смерть патриарха Тихона не смогла исправить дела Обновленческой Церкви.

1927 году патриаршая церковь была легализована. С этого момента советская власть уже не нуждалась в обновленцах. Их стали подвергать арестам и преследованиям. Уменьшалось и их территориальное влияние.

Постепенно Обновленческая Церковь разрушалась, какие бы шаги не предпринимала. Но, тем не менее, она смогла даже пережить Великую Отечественную войну. И всё же никакие потуги не помогли обновленцам вернуть власть.

После смерти Александра Введенского в 1946 году русская православная Церковь снова стала единой. Лишь единичные архиереи отказались принести покаяние. Но они уже не имели достаточно ресурсов, чтобы спасти положение. Последний обновленческий лидер, митрополит Филарет Яценко, умер в 1951 году.

Источник: https://hranitel.club/135-pochemu-voznikli-obnovlencheskie-dvizheniya-v-cerkvi

Обновленческое движение в России в ХХ-м веке

почему возникли обновленческие движения в церкви

СоборГод и место проведенияОписание
Первый 1923, Москва, храм Христа Спасителя Собор провозгласил родственность революционных идеалов с христианскими и объявил о низложении патриарха Тихона. Капитализм признавался смертным грехом. Собор узаконил равнозначность женатого и безбрачного епископата, второбрачие клириков, перевод богослужения на русский язык и переход на григорианский календарь.
Второй 1925, Москва, храм Христа Спасителя Собор подтвердил равнозначность черного и женатого епископата. Принят новый устав и новое положение об управлении Церковью. Признал автокефалию Украинской Церкви. Было вынесено «соборное» постановление о невозможности преодоления раскола в Церкви по вине «тихоновцев». Собор подтвердил решения лжесобора 1923 г. о законности низложения Патриарха Тихона и об отмене Патриаршества.

Наиболее известные обновленческие реформаторские группы*

НазваниеГоды существованияНаиболее известные представителиЧем запомнилась
«Живая Церковь» (живоцерковники, живцы) 1922-1936 Владимир (Красницкий) Целями ЖЦ провозглашались: пересмотр действующих законов о церковном управлении с целью выяснения, какие из них аннулированы самой жизнью и даже вредны для церкви; пересмотр церковной догматики с целью выделения тех особенностей, которые были внесены в нее бывшим в России строем; пересмотр церковной литургики с целью выяснения и устранения тех наслоений, которые внесены в православное богослужение пережитым периодом союза Церкви и государства, и обеспечение свободы пастырского творчества в области богослужения, без нарушения совершительных обрядов таинств; пересмотр положения о приходе в связи с современными условиями церковной жизни; пересмотр церковной этики и разработка учения о христианской общественной жизни применительно к социальным задачам, выдвигаемым переживаемым временем; вообще — пересмотр и изменение всех сторон жизни церковной, какие повелительно требуются современной жизнью.
«Союз церковного возрождения» (возрожденцы) 1922-1928 Антонин (Грановский) Служебная реформа, воплощенная в жизнь в собственных храмах: алтарь был перенесен в центр храма, иконостас был убран, службы совершались на современном русском языке. Отсутствовали певчие – служащему отвечали все верующие в храме. Были произведены изменения в чинопоследованиях таинств – крещения, брака и исповеди, изменен способ преподания Причастия.
«Союз общин Древлеапостольской Церкви» (СОДАЦ) 1922-1923 Иоанн (Альбинский), Александр (Введенский) СОДАЦ признавала необходимость существования женатого епископата. Общины СОДАЦ проводили духовные беседы, внедряли пение акафиста нараспев, вводили фисгармонию, привлекали к богослужению женщин в качестве чтецов, организовывали религиозные братства и сестричества.

* В конце 1923 г. было принято решение о роспуске обновленческих групп и объединении их членов в Обновленческую церковь

Иерархи Обновленческой церкви

Орган управленияИерарх
Председатель ВЦУ Антонин (Грановский) (18 мая 1922 — май 1923)Владимир Красницкий (конец 1922 — ) сопредседатель

Александр Введенский (конец 1922 — ) сопредседатель

Председатель ВСЦ, митрополит Антонин (Грановский) (май — июль 1923)Евдоким (Мещерский) (июль-август 1923)Митрополит, Председатель Синода:Евдоким (Мещерский) (август 1923 — 1925)Вениамин (Муратовский) (1925 — 6 мая 1930)

Виталий (Введенский) (10 мая 1930 — октябрь 1941)

Первоиерарх Александр (Введенский) (10 октября 1941 — 26 июля 1946) (апрель 1940 — октябрь 1941 — заместитель первоиерарха)

Группы священнослужителей-обновленцев*

Характеристика группы1 2 3

4

«Первая — самая многочисленная группа — серые батюшки требоисправители».
«Вторая — прохвосты, присоединившиеся к обновленчеству в погоне за быстрой карьерой, спешившие воспользоваться «свободой нравов», дозволенной обновленцами.

О них епископ Антонин (Грановский) сказал: «Ассенизационная бочка православной церкви». Почти все они были агентами ГПУ».

«Третья — идейные модернисты, искренно стремившиеся к обновлению церкви. Эти жили впроголодь, ютились в захудалых приходах, теснимые властями и своим духовным начальством и не признанные народом.

Они почти все кончили в лагерях».

«Четвёртая — идеологи обновленчества. Блестящие, талантливые, честолюбивые люди, выплывшие на гребне революционной волны. (Так сказать, церковные Бонапарты). Среди них многие , хотя и не все, также были связаны с ГПУ».

*Краснов-Левитин А. Э.

Лихие годы, 1925-1941: Воспоминания. — Paris: YMCA-Press, 1977.
 

Наиболее известные лидеры обновленческого движения

Как звалиКем являлсяПринес ли покаяние
Антонин (Грановский) «Митрополит» (позже «епископ») Московский и всея Руси, глава «Союза Церковного возрождения» По некоторым сведениям, перед смертью (1927) искал примирения с Патриаршей Церковью, чему помешал арест митрополита Сергия. Скончался, не примирившись с Церковью и находясь в конфликте с обновленческой церковью.
Белоликов, Василий Захариевич Член обновленческого Синода от мирян, в 1934 году покаялся Скончался, не примирившись с Церковью и находясь в конфликте с обновленческой церковью (расстрелян в 1937).
Боярский, Александр Иванович «Митрополит» Ивановский и Кинешемский Скончался, не примирившись с Церковью (расстрелян в 1937).
Блинов, Пётр Фёдорович «Митрополит» Минский Данных о том, что скончался, примирившись с Церковью, нет (расстрелян в 1938).
Введенский, Александр Иванович «Первоиерарх Православных Церквей в СССР», один из основных идеологов и фактический лидер обновленчества во все годы его существования Скончался, не примирившись с Церковью (1946).
Введенский, Александр Петрович «Митрополит» Западно-Сибирский Скончался, не примирившись с Церковью (расстрелян в 1937).
Вениамин (Муратовский) «Митрополит» Московский и Коломенский Скончался, не примирившись с Церковью (1930).
Виталий (Введенский) «Первоиерарх Московский и всех православных церквей в СССР» Принес покаяние (1944) и был принят в церковное общение в сане епископа, какой имел до ухода в обновленчество.
Зарин, Сергей Михайлович Богослов, член обновленческого Учебного комитета, профессор и проректор обновленческой Московской богословской академии, членом президиума, секретарь и заведующим юридическим отделом обновленческого Священного Синода Скончался, не примирившись с Церковью (1935).
Платонов, Николай Фёдорович «Митрополит» Ленинградский Снял сан и ушел из Обновленческой церкви (1938), чтобы заняться антирелигиозной деятельностью. Перед смертью принес покаяние, вернувшись в лоно Православной церкви как мирянин (1942).
Соловей, Николай Григорьевич «Архиепископ всея Южныя Америки» Обращался с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I, прося принять его «залётного соловья» в свою юрисдикцию, но ответа не последовало. Данных о том, что скончался (1953), примирившись с Церковью, нет.
Смирнов, Константин Александрович «Митрополит» Ярославский Скончался, не примирившись с Церковью (умер в лагере в 1941).
Титлинов, Борис Васильевич Видный идеолог обновленчества, профессор и ректор обновленческого Высшего богословского института в Ленинграде Данных о том, что скончался (после 1944), примирившись с Церковью, нет.
Красницкий, Владимир Дмитриевич «Первый протопресвитер всея Руси», идеолог и лидер «Живой церкви» Скончался, не примирившись с Церковью (1936).
Евдоким (Мещерский) «Митрополит» Одесский Скончался, не примирившись с Церковью (1935).
Попов, Михаил Степанович «Архиепископ» Лужский, викарий Ленинградской епархии Данных о том, что скончался (после 1935), примирившись с Церковью, нет.
Попов, Николай Григорьевич «Протопресвитер» Скончался, не примирившись с Церковью (1932).
Серафим (Мещеряков) «Митрополит» Белоруссии Принес покаяние (1924) и был принят в церковное общение в сане архиепископа (расстрелян в 1933).
Серафим (Руженцов) «Митрополит» Ленинградский Скончался, не примирившись с Церковью (1935).
Филарет (Яценко) «Митрополит» Крутицкий, последний обновленческий иерарх (ум. 1951) Получив отказ на переход в Московскую Патриархию, обратил свой взор на старообрядчество (умер в 1951).
Филевский, Иоанн Иоаннович «Протопресвитер», доктор богословия Скончался, не примирившись с Церковью (1925).

Причины распада обновленческого движения

ПричиныОписание
Отсутствие поддержки народа Резкие, непродуманные изменения привычного церковного уклада, которые отталкивали народ от обновленцев.
Отсутствие материальной поддержки священнослужителей, вследствие малочисленности прихожан.
Отсутствие поддержи властей Массовые аресты с середины 1930-х гг.

епископата, духовенства, активных мирян Обновленческой церкви, включая и тех, кто давно сотрудничал с органами ОГПУ-НКВД.

Массовое закрытие Советской властью храмов, в том числе обновленческих.
С первой половины 1943 г. государственные органы стали постепенно отвергать обновленцев, что было связано с изменением политики по отношению к Патриаршей Церкви.

С конца 1943 года под нажимом властей происходил массовый переход епископата, духовенства и приходов в Московский патриархат.
Окончательным и главным ударом по движению стала решительная поддержка Сталиным Патриаршей Церкви в сентябре 1943 г.
В 1944 г. председатель Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпов обратился к Сталину, Молотову и Берии с предложением «ускорить процесс распада обновленчества».

В итоге к концу войны у обновленцев остался только два прихода.

Смерть лидера движения Смерть лидера обновленческого движения Александра Введенского в 1946 г. считается концом обновленческого раскола.

Источник: https://azbyka.ru/shemy/obnovlencheskoe-dvizhenie-v-rossii-v-khkh-m-veke.shtml

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как открыть свою церковь
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие