Насельник монастыря это кто

Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия

насельник монастыря это кто

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви.

При первом взгляде на церковных служащих можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны.

Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

  • контроль за безопасным и своевременным зажжением любых свечей и лампадок;
  • подготовка одежды и других символов священнослужителей;
  • своевременное подношение вина, просфор и различных атрибутов церковной службы;
  • подготовка кадила и разжигание в нем огня;
  • поднесение полотенца для вытирания губ при таинстве причащения;
  • наведение порядка в церкви.

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Псаломщик (Чтец)

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Иподиакон

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.

Диакон (служитель)

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Протодиакон

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Иерей

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Протоиерей

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Протопресвитер

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Иеродиакон и архидиакон

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется «архидиакон».

Иеромона́х

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Игумен (игуменья)

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Архимандри́т

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Епи́скоп (надзирающий)

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Митрополит

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Патриарх

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от церкви. Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1186658890762422306/chiny-v-pravoslavnoj-tserkvi-po-vozrastaniyu-ih-ierarhiya/

Кто такой иеромонах?

насельник монастыря это кто

Отличие иеромонаха от «обычного» монаха в одном: иеромонах может вести богослужение, а монах нет. Или иными словами: иеромонах это священник, который является еще и монахом.

Иеромонах может служить литургию, причащать, исповедовать, отпевать, соборовать, служить молебен и т.д. Иных отличий от монаха у него нет — ни в обетах, ни в одежде-облачении.

Подобные «составные» названия санов — как иеромонах или иеродиакон — происходят от того, что монашество и право служить никак друг с другом не связаны. То есть:

  • монах это не всегда человек, который может вести службу,
  • а священник, который ведет службы, совершенно не обязательно является монахом и может быть мирским, женатым (или, как принято говорить, «белым» священником).

Черный и белый священник — в чем отличие?

Название черного и белого священства происходит от того же: является священник монахом или нет.

Черный священник это иеромонах (у монахов — черное облачение, от этого — черный).

Белый священник — это священник не монах. То есть, священник, который имеет семью и не имеет монашеских обетов.

Это абсолютно не значит, что священник-монах в чем-то лучше белого священника. Наоборот, в некоторых случаях, — например, в вопросах семейной жизни и некоторых ее сторон — лучше сможет дать совет именно священник, имеющий опыт жизни в семье и в мире — то есть не монах. Просто хотя бы потому, что он с ней сталкивался воочию — с практической стороны.

И те, и те становились в истории Церкви великими подвижниками и канонизировались как святые.

Не поленитесь: найдите и почитайте о них или их творения — это удивительные примеры духовной жизни:

Известные «белые» священники в XX веке:

  • святой праведный Иоанн Кронштадтский
  • святой праведный Алексий Мечев
  • святой протоиерей Сергей Мечев

Известные иеромонахи в XX веке

  • архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
  • архимандрит Кирилл (Павлов)
  • игумен Никон (Воробьев)
  • схиигумен Иоанн (Алексеев)

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1909) — один из самых известных пастырей в истории Русской Церкви. Пример, как можно жить святой жизнью, не уходя в монастырь.

Кто может стать иеромонахом?

Решение о том, что вот именно этот монах может служить и исповедовать, принимает только настоятель монастыря, руководствуясь своим духовным опытом и рассуждением.

Это не значит, что монах, которого рукоположили в иеромонахи, лучше «простого» монаха — это значит, всего-лишь, что по тем или иным качествам или обстоятельствам этот монах может или должен служить таинства в монастыре. Например, потому что больше некому. Или потому что — хоть кто-то должен.

Для монастыря все в братии равны, и монах, который внимательно следит, допустим, за кухней или за состоянием огорода/зданий, так же важен, как монах, который служит Литургию.

Как «в миру» — ученый, доктор, пожарный: это разные профессии, каждая из которых важна и кто-то должен быть врачом, а кто-то — пожарным.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как церковь боролась с ересью

Иеромонах — где он служит?

Иеромонах, как и любой монах, живет (или как принято говорить: является насельником) монастыря — является частью его братии. Там же он и служит.

Однако настоятель монастыря может отправить любого монаха (и иеромонаха) жить или служить в другое место: если это будет полезно или для духовной жизни самого монаха.

Например иеромонаха могут отправить служить и восстанавливать храм в какое-нибудь дальнее село страны.

Один из самых замечательных пастырей-монахов в XX веке — архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Как обращаться к иеромонаху?

Так же, как и к обычному священнику: «отец» (Отец Михаил, отец Александр и т. д.), «батюшка».

Иеродиакон — кто это?

По аналогии с иеромонахом, иеродиакон — это диакон-монах. То есть, он помогает иеромонаху вести богослужения (ведет некоторые части служб), но не может совершать таинства — например, причащать или исповедовать.

К нему тоже нужно обращаться — «отец». Но — не «батюшка».

см. также: Как брать благословение у священника и другие простые вопросы о Црковной жизни

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь! 

Источник: http://uznavay.pro/kto-takoy-ieromonah/

Как попасть в женский монастырь без принятия монашества | Православиум

насельник монастыря это кто

Рубрика: Церковный этикет

Современная жизнь полна ежедневной суеты и тревоги о завтрашнем дне. Иногда хочется побыть наедине с собой и Богом, выпасть из привычного ритма жизни. Для этого многие православные христианки узнают, как попасть в женский монастырь. И затем уезжают потрудиться во славу Божию в различные обители.

Срок пребывания в монастыре зависит от духовных и физических сил желающего потрудиться. И, разумеется, от наличия свободного времени. Желающие получить неоценимый духовный опыт могут приехать на определенный срок по договоренности с руководством монастыря.

Если есть стремление совсем покинуть мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу, то пребывание в монастыре может растянуться на неопределенный срок. На это требуется благословение начальствующих обители. За эти дни можно проверить себя, насколько сильно послушание и смирение. Ведь жить нужно будет строго по уставу. Любые действия совершать с разрешения наставников и добросовестно трудиться на пользу своей души и благо обители.

Одно из послушаний монастырских трудниц

Как попасть в женский монастырь, жить и трудиться среди монахинь, не принимая монашеский постриг? Поработать во славу Божию в монастыре можно с 18 лет. Допускается трудничество с 12-14 лет, но только вместе с родителями. Перед планированием поездки в обитель нужно посоветоваться с духовным наставником или знакомым священником. Трудничество – это не просто отдых от мирской суеты, но душеполезное занятие для православных христиан любого возраста.

https://www.youtube.com/watch?v=Rv-h7851vSw

После получения благословения нужно связаться с выбранным монастырем любыми доступными способами. Необходимо уточнить, на какой срок и в какие дни можно приехать пожить и потрудиться. Некоторые монастыри всем необходимым обеспечивают на месте.

В других случаях нужно рассчитывать на самообеспечение, поэтому лучше уточнять заранее что брать с собой. Как правило, это рабочая одежда и обычная одежда для посещения богослужений. Из документов — паспорт или документ удостоверяющий личность.

Деньги на проезд в оба конца маршрута, удобная обувь по сезону, медикаменты.

Во время пребывания в монастыре нужно строго соблюдать установленный устав и распорядок. По рассказам опытных трудниц, в монастыре упорядоченная, размеренная жизнь.

Такой режим помогает прийти в себя, переосмыслить многое, найти ответы на вопросы о духовной жизни. Не нужно думать, что делать дальше, что будет завтра. Все решено и нужно только выполнять свои послушания, работу, которую тебе назначат в монастыре.

А в свободное от труда и богослужения время читать духовную литературу и обращаться к Богу в молитвах.

Чем занимаются в женском монастыре?

Как живут в женском монастыре, можно узнать и без принятия монашества. Достаточно найти несколько свободных дней и иметь твердое намерение потрудиться во славу Божию. Так можно на деле узнать какова жизнь монахинь в монастыре.

Распорядок в разных обителях свой, но есть общая черта – это посещение уставных богослужений, добросовестный труд и молитва. Еще одно присуще всем женским монастырям – искреннее участие, помощь во всем и доброжелательность насельниц.

В больших монастырях есть свои усадьбы, скот, иногда небольшое производство продуктов для собственных нужд. Поэтому чем больше обитель, тем больше разнообразного труда предлагается всем желающим. Послушания распределяются по силам, согласно возрасту трудников. 

К примеру, в Свято-Боголюбском женском монастыре Владимирской области над каждой группой добровольцев назначается старшая сестра из насельниц. Именно к ней нужно обращаться по всем вопросам касающимся послушания и пребывания в обители.

У монахинь есть традиция за совместным трудом вслух по очереди распевать или читать псалмы. В Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре, близ села Махра Владимирской области, за трапезой читаются жития святых или отрывки из духовных книг.

Это распространенная в разных обителях практика.

Любой труд в монастыре почетен

В зависимости от монастыря трудницы распределяются на различные послушания. Это может быть уборка храма и территории, помощь на кухне, в огороде, уход за скотом и птицей и прочие несложные, но важные для хозяйства дела.

Еще преподобный Серафим Саровский говорил:

«нет паче послушания, как послушание Церкви! И если токмо тряпочкою притереть пол в доме Господнем, превыше всякого другого дела поставится у Бога И где же возрадуемся духом, сердцем и всем помышлением нашим, как не в Ней, где Сам Владыка Господь наш с нами всегда соприсутствует» (Монастырский Вестник, статья «Потрудиться всегда пригодится»).

Одна из трудниц Свято-Введенской Толгской обители рассказывает, что в монастыре как нигде чувствуешь себя нужной. Именно там понимаешь важность своего участия в общем деле во славу Божию.

Стоит только задуматься над каким-то вопросом, как сразу Господь через сестер или книгу дает ответ. В мирской жизни много суеты, в которой мы порой не слышим и не видим спасительных весточек.

Зато в размеренной монастырской жизни все становится яснее, душа становится восприимчивее к Богу и обретает умиротворение.

Сейчас многие монастыри готовы принять трудящихся во славу Божию в свои стены. Нужно только изъявить желание, помолиться Господу и посоветоваться со священником. 

Источник: https://pravoslavium.ru/kak-popast-v-zhenskij-monastyr-bez-prinyatiya-monashestva/

На что живут русские монахи

В миру бытует мнение, что жизнь священников и уж тем более монахов, легка и беззаботна: знай себе, молись, а уж верующие люди обеспечат и хлебом, и деньгами. Все далеко не так. На ежедневную молитву в монастырях отводят около 5–6 часов, примерно столько же отводится на сон: все остальное время монахи работают, не покладая рук, неся различные послушания — от уборки территории или огородничества до ухода за больными.

При этом совершенно необязательно, что послушание устанавливают в зависимости от образования: архитектора могут отправить убирать коровник, а бывшего учителя математики — чистить картошку на монастырской кухне.

Количество монастырей

Всего в РПЦ насчитывают 455 мужских монастырей и 471 — женский, причем, часть из них расположена странах СНГ, а около 50 монастырей находятся в других иностранных государствах.

В восьмидесятых годах в СССР было всего 14 действующих обителей, поэтому большинство монастырей были отстроены заново уже после развала Советского Союза.

Количество насельников в монастырях может быть самым разным — от пяти человек до двухсот (именно столько монахов спасаются в известнейшей и древнейшей подмосковной обители — Троице-Сергиевой Лавре (Сергиев Посад), основанной в 1337 году.

Монахи без дела не сидят

Если монастырь находится в большом городе и имеет какую-либо значимую святыню, то большую часть его доходов, действительно, могут составлять пожертвования и доход от паломников, которые останавливаются на ночлег и питаются в трапезной монастыря, заказывают требы, ставят свечи и покупают различные освященные предметы — образки, крестики, иконы и книги.

Может показаться, что в таких монастырях жить легче, но это не так. Большого труда стоит организовать жизнь и постой паломников, их пропитание: монахи трудятся на огороде, чтобы вырастить овощи и фрукты, затем их надо собрать и заготовить (летом в некоторых монастырях города Серпухова в день заготавливают до 200 банок одних только соленых огурцов), заложить овощи на хранение, потом — приготовить из заготовок вкусную и питательную пищу; а при гостинице обязательно должна быть прачечная.

Получается, что одни монахи следят за порядком на территории монастыря, другие — работают в храмах, третьи — обеспечивают исправность отопительного оборудования, электропроводки, осуществляют текущий ремонт, причем в женских монастырях тяжелую мужскую работу делают монахини — например, в отдаленных монастырях с помощью бензопилы заготавливают на зиму дрова.

Самым богатым монастырем страны считают московский ставропигальный (подчиненный патриархии) Покровский монастырь, куда стекаются паломники со всей страны поклониться чудотворной иконе и мощам Матроны Московской.

При этом богатые обители часто становятся источником бизнеса для местных жителей, которые пускают паломников на постой, организуют экскурсии по местным достопримечательностям, открывают возле монастырей столовые и сувенирные лавки. Так случилось в Дивеево, в Козельске, где находится Оптина пустынь, в Печорах.

Мед, яблоки и форель

Намного сложнее финансовые дела обстоят в отдаленных монастырях, где монахам всегда приходилось искать способы заработка: им требуется не только одежда и еда, но и необходимо содержать и ремонтировать помещения, платить за свет и тепло. Вот и приходится содержать пасеки, разбивать сады и даже пахать землю.

Подобным образом всегда жила Валаамская обитель — до революции здесь была построена обширная ферма и работало 30 производств: смоляной и кожевенный заводы, гончарные мастерские, кирпичный завод и завод по изготовлению свечей.

В XXI веке у монастыря есть обширное молочное стадо, в старом здании фермы насельники Валаама открыли сыроварню, на которой по лицензии производят знаменитые итальянские сыры «Качотта», «Рикотта» и «Монастико»; на рыбных фермах монахи выращивают в год около 100 тонн форели, разводят птиц (в том числе и павлинов) и увеличивают площади монастырских садов, на которых выращивают яблоки, грецкие орехи и виноград — то есть не только обеспечивают пропитанием себя и других, но и поддерживают экономику страны.

Отдаленная женская Сретенская обитель в Бурятии находится в ста километрах от столицы республики Улан-Удэ. Местность возле монастыря оживает только в летний сезон, когда мимо на Байкал едут туристы, и поэтому 30 монахинь завели свое подсобное хозяйство, в котором держат пуховых коз. Лечебное молоко и творог идут на продажу, а из теплой шерсти и пуха насельницы монастыря вяжут шали, варежки и носки.

Богородице-Казанский мужской монастырь в селе Коробейниково (Алтайский край) тоже находится в отдалении от ближайших городов; паломники, посещающие обитель ради чудотворной иконы Богородицы, бывают здесь по праздникам. Так что здесь монахи, которые своими руками отстраивают обитель, ориентированы на изготовление сельхозпродукции: у монастыря есть около 100 Га полей и техника.

На полях насельники выращивают пшеницу, из которой потом пекут хлеб и просфоры; картофель, капусту, томаты; на монастырской ферме есть стадо молочных коров, птица. Зимой монахи тоже не сидят без дела — заготавливают дрова и пиломатериал для строительства и нужд столярной мастерской, в которой делают киоты, распятия, кресты, наличники и мебель.

Точно так же живут и многие другие большие и малые монастыри по всей русской земле. Большим подспорьем для существования обителей являются различные, в том числе и православные, ярмарки, на которых монахи могут реализовать свою продукцию — от молока и меда до ручной вышивки или искусно написанных икон.

Но несмотря на это, многие монастыри все равно нуждаются — и не только потому, что средств не хватает, но и потому, что они занимаются благотворительностью, оставляя себе лишь самое необходимое для жизни, ведь каждый, кто ушел в монахи, дает обет нестяжания.

Источник: https://weekend.rambler.ru/people/39619571-na-chto-zhivut-russkie-monahi/

Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь Уфимской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) —

Священная Успенская Свято-Георгиевская обитель исповедует православную веру, принимая без малейшего искажения все догматы и правила Церкви, и во всем руководствуется наставлениями святых отцов;  является общежительной и соблюдает все правила, издревле установленные святыми отцами для общего монашеского жития;  имеет целью духовное совершенствование и спасение во Христе всех собравшихся в ней братий, достигаемое через покаянное, молитвенное и подвижническое житие, устроенное в полном согласии со Священным Писанием и монашеским преданием.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое скит в монастыре

Главными условиями, содействующими этому святому намерению, являются: добровольное и неуклонное исполнение евангельских заповедей, любовь к молитве и богослужению, соблюдение монашеских обетов нестяжания, девства и послушания. Монашеские обеты основываются на слове Божием и на опыте и наставлениях святых отцов.

  • Принося обет нестяжания, монахи избирают вольную нищету ради того, чтобы стяжать подлинное богатство — Христа.
  • В обете девства монахи свидетельствуют, что для них нет иной любви, кроме любви Божественной, нет никого вожделеннее, чем Господь.
  • Исполнение обета послушания заключается в отречении от своей воли и следовании воле Божией. Послушание способствует искоренению страстей, сила и жизнь которых сосредоточены в испорченной воле человека.

Благодаря решительному отсечению своей воли, монах обретает истинную свободу в Боге, мир совести, чистоту ума и нерассеянную молитву. Исполняя эти обеты, монахи освобождаются от привязанности к земному и от своей греховной воли, обретают возможность всецело посвятить себя служению Богу и ближним и стяжать чистоту сердца.  

Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь основан архимандритом Варлаамом (Максаковым) в 1998 г.

https://www.youtube.com/watch?v=8giviA8q1gI

Монастырь был вновь открыт решением Священного Синода от 01.01.2003 г.

2. Каноническое подчинение

Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь является епархиальным и находится под каноническим управлением правящего архиерея Уфимской епархии РПЦ. Имена Святейшего Патриарха и епархиального архиерея ежедневно возносятся во время всех монастырских богослужений. Епархиальный архиерей и Священный Синод осуществляют общее наблюдение за монашеской жизнью в обители. 

Монашеская община живет в Церкви и для Церкви, всецело повинуясь Божественным заповедям, священным канонам и преданиям святых отцов, пребывая под каноническим управлением епархиального архиерея, благословением которого освящаются все важные события в жизни монастыря: утверждается устав монастыря и состав Духовного собора, а также изменения в них,  по представлению игумена совершаются рукоположения и постриги братии, представляется на рассмотрение Священного Синода избранная братией кандидатура на должность игумена монастыря и т. д.

В своей деятельности обитель руководствуется Преданием Церкви.

В первую очередь, монашеским Преданием (в том числе, современной практикой устроения благоустроенных обителей), а также правилами святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов, Уставом Русской Православной Церкви, решениями Архиерейских Соборов и Священного Синода, касающимися жизни монастырей и монашества, гражданским уставом, Положением о монастырях и монашествующих и настоящим уставом монастыря, указами и распоряжениями епархиального архиерея.

3. Подворья монастыря

При монастыре открыты подворья:

  • Праведного Симеона Верхотурского (г. Уфа, ул. Белякова, 25/а).
  • Благовещения Пресвятой Богородицы (г. Благовещенск).

Их цель — миссионерская, хозяйственная и представительская деятельность. Насельники, проживающие на подворьях, во всем руководствуются внутренним уставом обители. Ответственность за надлежащее совершение богослужений и треб в этих храмах возлагается на игумена обители.

Поскольку подворья имеют статус юридического лица, для них оформляется собственный гражданский устав. Деятельность подворий, помимо гражданского устава, руководствуется внутренним уставом монастыря. 

Игумен — отец всего братства, главный руководитель общежития, и в монастыре «все держится этим отцом. Если он хорош — то и в обители все хорошо, если неисправен — то и в обители не ищи порядка и добра». Прежде всего, игумен должен обладать способностями к духовному руководству, чтобы опытным словом учить братию главнейшим монашеским добродетелям.

Игумен монастыря, обладая духовной и административной властью, как отец воспитывает братьев словом и примером своей жизни. Он призван подавать «пример всякой заповеди Господней» и точного соблюдения устава обители, «чтобы все, что он ни говорит и ни делает, могло быть для братства вместо закона и правила».

Его служение — быть образцом для братии во всех сторонах монастырской жизни: в отношении к богослужению и молитве, в аскетическом делании и любви к братии, в наружном поведении и скромности жизни.

В монастыре все совершается по благословению игумена. Через послушание игумену насельники учатся принимать волю Божию, приобретают свободу от страстей и рассуждение по Богу.

Имя игумена каждый день возносится за монастырским богослужением по следующей форме:

  • на великой ектении и на сугубой ектении после поминовения Патриарха и епархиального архиерея: «О всечестном отце нашем игумене (имярек) со еже во Христе братией святыя обители сея»;
  • на Литургии на великом входе: «Всечестнаго отца нашего игумена (имярек) со еже во Христе братией святыя обители сея»;
  • на многолетнах по великом отпусте: «Великаго господина и отца нашего, всечестнаго отца нашего игумена (имярек) с братией святыя обители сея».

Игумен должен ревностно исполнять свои обязанности, помня, что от его усердия и духовного преуспеяния во многом зависит благоустроение вверенной ему обители. 

Духовное руководство братией

Игумен управляет братьями с рассуждением и уважением, без принуждения, но с любовью, все совершает как родитель своих законных детей.

1. Он наставляет братий в общих и частных беседах. Насельники должны иметь возможность обращаться со своими трудностями и недоумениями к игумену, которому надлежит принимать каждого для личного общения.

2. Совершает исповедь братий, либо, в особых случаях, вверяет насельников обители попечению братских духовников.

3. Определяет для каждого брата молитвенное правило, круг чтения, меру всех телесных и духовных подвигов.

4. Использует всякое средство, ведущее к духовному возрастанию братий, и заботится, чтобы в их сердцах всегда сохранялся дух мира и радования о Христе.

1. Игумен отвечает за благолепие храмов обители, за чинность церковных монастырских служб.

2. Регулярно посещает богослужения, а также заботится о том, чтобы их неопустительно посещали насельники обители, за исключением несущих неотложные послушания или тяжело больных.

3. Наблюдает за тем, чтобы братия регулярно исповедовались и причащались Святых Христовых Таин.

1.Стремясь сохранить общежительный уклад монастыря и благообразие монашеской жизни, игумен заботится о точном исполнении устава обители всеми братиями, прививает им любовь к уставу и монашеским правилам.

2. Заботится о том, чтобы в обители царила атмосфера любви, единения и мира.

3. С духовным рассуждением распределяет послушания и назначает должностных лиц (принимая во внимание духовную пользу каждого брата, а также его способности, образование, духовное устроение и здоровье).

4. Ни священный сан, ни монашеский чин не освобождают насельников от необходимости труда. Игумен, если ему позволяют возраст и состояние здоровья, должен первым подавать в этом пример братии.

5. Совместно с Духовным собором определяет достойных к постригу и рукоположению, затем испрашивает на это благословение у епархиального архиерея.

Попечение о вещественных нуждах братства

1. Игумен во всем поступает с духовной распорядительностью, разумно благоустраивая хозяйственную деятельность обители.

2. Заботится о братской трапезе, жилье, одежде, условиях быта, лечении и всем прочем.

3. Особое внимание оказывает немощным и больным, с любовью «поддерживая каждый член братства, немощствующий по душе и телу».

В административном и экономическом управлении игумену помогают члены Духовного собора, «предоставляя [игумену] возможность без развлечения пребывать в служении слова и заботе о братиях».

Управление внешнемонастырскими делами

1. Игумен представляет монастырь перед всяким церковным, общественным, частным юридическим или физическим лицом, перед налоговым, банковским, казначейским или любым другим органом или службой, сообщаясь с ними непосредственно или через своих доверенных лиц.

2. Ходатайствует перед епархиальным архиереем о награждении монастырского духовенства и мирских лиц.

В целом игумен не оставляет своим попечением ни один вопрос, связанный с благоустроением братства; участвует во всей повседневной жизни монастыря: посещает уставные богослужения, возглавляет монастырскую трапезу, знает, что происходит на послушаниях и в обители в целом.

Недопустимо проживание игумена вне стен обители; он неотлучно находится в монастыре, без крайней необходимости не «оставляя собственное стадо» и отлучаясь только тогда, когда этого требуют неотложные нужды обители. На время своего отсутствия игумен может оставить своим заместителем наиболее рассудительного из старшей братии.

 Игумен монастыря должен быть готов самоотверженно исполнять свое послушание ради пользы обители до конца жизни. В случае освобождения игумена от должности или его кончины обязанности настоятеля временно исполняет один из старших братий, который утверждается Священноначалием в должности исполняющего обязанности игумена.

Епархиальный архиерей, в соответствии со святоотеческой традицией, предлагает на рассмотрение Священного Синода через Синодальный отдел по монастырям и монашеству кандидата на должность игумена, избранного братией обители из числа своих насельников.

2. Духовный собор

Игумен руководит обителью совместно с Духовным собором. «Настоятель, являя собой образ смиренномудрия и во всем согласного и единомысленного союза духовной любви, должен всякое дело начинать и творить не сам по себе, без совета, но собирая искуснейших в духовном рассуждении братьев».

Членами Духовного собора являются игумен, основные должностные лица монастыря и, в случае необходимости, некоторые по опытности и благочестию достойнейшие из числа братьев. Состав Духовного собора, а также изменения в нем утверждаются епархиальным архиереем по представлению игумена.

Духовный собор собирается в случае необходимости по приглашению игумена и под его председательством для решения наиболее важных вопросов, касающихся жизни обители.

Суждению Духовного собора подлежат следующие вопросы:

  • зачисление в послушники, постриги братии; <
  • представление к рукоположению достойных и способных к принятию священного сана насельников;
  • изменение распорядка повседневной жизни братства;
  • рассмотрение серьезных проступков;
  • исключение неисправимых из обители;
  • введение новых учреждений в монастыре, необходимых для пользы обители;
  • открытие и упразднение монастырских подворий и скитов;
  • открытие новых направлений в хозяйственной деятельности и наблюдение за тем, чтобы все послушания исполнялись в строго святоотеческом духе;
  • распоряжение имуществом монастыря;
  • изменения в духовной или хозяйственно-экономической деятельности монастыря.

Духовный собор во главе с игуменом может, в случае необходимости, рассмотреть вопрос о внесении изменений в устав обители при условии, что эти изменения не затрагивают основ общежительного монашеского устроения и не вредят духу и исконным традициям братства.

Источник: https://svyatiekustiki.ru/about/ustav/

«Монахам нужны тишина и уединение»

Митрополит Феофан благословил строительство монашеского скита

В двадцати километрах от Раифского монастыря началось строительство скита, куда будут уезжать насельники обители, чтобы помолиться и пожить в уединении. В Казанской митрополии это первый прецедент, нужный и важный для монашеской жизни. И, как всегда, Раифская обитель выступает первой. Впрочем, скит — не единственная новость в Раифе. Подробности — в материале «Реального времени».

Как пояснил наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря игумен Гавриил, скит — одна из форм монашеской жизни, существующая с древних времен. «Монашество началось в Египте с отшельничества, основателем были Павел Фивейский и Антоний Великий, это были подвижники, которые жили отдельно друг от друга в пустыне», — рассказал игумен Гавриил. Кроме отшельничества, существуют еще две формы монашеской жизни — в скиту и в монастыре.

Устройство скитов — это обычная монастырская практика, она характерна, например, для московских обителей, где многолюдно и много паломников. Люди должны приезжать в обители и как паломники, и как туристы, это нормально. Но при этом насельникам обителей нужно уединение для молитв, для этого и устраиваются скиты.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где мощи серафима саровского

«В принципе, Раифа так и начиналась, основатель обители старец Филарет, который постригался в монахи в Чудовом монастыре Москвы, затем перешел в Спасский, тоже искал уединения.

Поэтому он и пришел в Казань, а затем на берегу Раифского озера начал искать место, где можно поселиться. Он нашел такое место для созерцательной жизни.

Сейчас, когда Раифа стала для многих любимым духовным центром, мы получили благословение от митрополита Казанского и Татарстанского Феофана на строительство скита», — рассказал игумен Гавриил.

В пасхальные дни раифские монахи отслужили молебен Николаю Чудотворцу и совершили крестный ход на кладбище

«Мы приобрели небольшой участок земли»

Скит строится в 23 километрах от Раифской обители, почти на границе с Марий Эл. Совсем рядом — два марийских поселка. Это село Никольское, там есть небольшая часовня и православное кладбище.

В пасхальные дни раифские монахи отслужили молебен Николаю Чудотворцу и совершили крестный ход на кладбище. В округе много православных верующих, которые тоже приняли участие в богослужении.

Так что место, где будет стоять скит, с одной стороны — тихое и уединенное, а с другой — туда будут приходить верующие.

Раифские монахи будут жить в скиту по «вахтовому методу»: находиться в Раифе, потом на некоторое время уезжать в Никольское, сменяя друг друга — пожить в тишине, поработать, помолиться, почитать. Территория скита будет поделена на две зоны. На одну смогут попадать миряне, вторая, закрытая, только для монахов.

Игумен Гавриил рассказал, что в принятом недавно Священным Синодом документе «О монастырях и монашествующих» предусмотрено несколько видов проживания. Во-первых, для желающих предоставлять возможность проживания в скиту.

Во-вторых, во всех монастырях предусмотреть так называемую «братскую территорию», которую не посещают паломники. То есть часть монастырских территорий будут открыты только для братии обители.

Но в Раифе сделать такую территорию технически невозможно — с двух сторон монастырь окружает озеро, с третьей — пстройки спецучилища. Поэтому строительство скита — вопрос насущный.

«Нам поставлена задача владыкой Феофаном налаживать монашескую жизнь, а монашеская жизнь — это жизнь внутренняя. Поэтому и нужны тишина и уединение», — говорит игумен Гавриил.

В скиту предполагается небольшое подсобное хозяйство — теплица, огород. Уже есть небольшая пасека, 10 ульев, и к осени ждут первый мед

«Все будет в древнерусском стиле»

Участок земли под скит равен 10 гектарам. В Никольском всего 17 дворов, семь принадлежат очень пожилым местным жителям, остальные дачники. Место тихое и уединенное, на несколько километров в округе нет жилья — леса и поля.

Сейчас уже построено несколько временных домиков, где живут приезжающие монахи. Скоро вырастет забор — частокол в древнерусском стиле. Часовня в скиту маленькая — 3 на 4 метра, так что вот-вот начнется строительство деревянного храма. Церковь будет освящена в честь Николая Чудотворца. Храм будет напоминать Троицкую церковь на Свияжске. Начнется и строительство деревянного братского корпуса. Сруб храма планируется сделать зимой, он должен «выстояться» и дать усадку.

«Все будет деревянным, тем более, что рядом Марий Эл, там много древесины, и многие люди уже согласились нам помогать», — рассказывает игумен Гавриил.

Кроме этого, в скиту предполагается небольшое подсобное хозяйство — теплица, огород, среди послушников Раифской обители есть выпускник сельскохозяйственного вуза, который с удовольствием начал всем этим заниматься. Уже есть небольшая пасека, 10 ульев, и к осени ждут первый мед.

Финансирует строительство скита сам монастырь, и помогают неравнодушные люди, жертвуют и деньги, и стройматериалы.

Часовня в скиту маленькая — 3 на 4 метра, так что вот-вот начнется строительство деревянного храма

«Первый зал музея откроем в начале лета»

Еще одна из новостей — в начале лета откроются первый зал музея Раифской обители и смотровая площадка. Полностью музей откроется к 4 сентября, к престольному празднику обители — дню почитания Грузинской иконы Богородицы. Музей разместится в угловой левой башне со стороны озера.

На первом этаже, помимо артефактов, можно будет увидеть большой макет обители, пол первого зала будет выполнен в виде карты Татарстанской митрополии, а на потолке будут транслировать десятиминутный фильм о Раифе. Созданием музея занимается мастерская дизайна Сергея Насекина, научное руководство осуществляет Елена Карташева.

А на берегу озера, возле Дома паломника, совсем скоро откроется монастырское кафе, где на лоне природы можно будет недорого, но вкусно пообедать. Пища будет монастырская — овощи, рыба, пирожки, блины, чай с травами из вкусной раифской воды. Кстати, кафе насельники обители строят сами.

ОбществоКультураИстория Татарстан Татарстанская митрополия Казанская и Татарстанская епархия

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/139793-v-raifskom-monastyre-naselnikam-pomogut-pozhit-v-tishine

Настоятель монастыря — это Определение, особенности и интересные факты. Настоятель католического монастыря :

В монастырях, как и в любых структурах, есть своя иерархия. Настоятель монастыря занимает в ней не последнее место. Можно сказать, что этот человек следит за всем происходящим. Это касается и экономических, духовных вопросов, благоустройства.

Кто такой настоятель монастыря? Обязанности

В обязанности настоятеля входит контроль за всем происходящим. Следит за соблюдением всех канонов церкви. Он должен заботиться о духовном развитии и совершенствовании служителей. Именно настоятель монастыря должен смотреть, чтобы причащались монахи.

Также он обязан следить за тем, дабы они как можно чаще посещали храм и очищали свои души от грехов, чтобы они поменьше заботились о мирских делах и отдавали себя всецело и полностью на служение Всевышнему. Также настоятель монастыря отвечает и за материальные блага (например, за внешнее состояния храма). Он печется о хозяйстве и следит за тем, чтобы монастырь не пришел в упадок.

Глава в храме принимает иностранных, и не только, гостей, также высокопоставленных чинов и других представителей церквей. Делает он это на свое усмотрение.

Следовательно, можем подвести итоги и сказать, что настоятель монастыря — это человек, который полностью посвящает свою жизнь Всевышнему и служению своей общине.

Главной целью настоятелей становится спасение как можно большего количества душ. Они выполняют очень тяжелую работу не только физически. Духовная ноша тоже довольно-таки тягостна. Но настоятель, который занимается своим делом по призванию, никогда не унывает. Так как верит в то, что за его мирские страдания ему воздастся после смерти.

Храмы и настоятели

Первые христианские монастыри на территории Европы появились еще в начале четвертого века. По поверью, их появлению предшествовал разврат, который творился везде, и боговерующие нигде не могли найти покоя и понимания. Поэтому начали создаваться своего рода христианские общины.

В них любой верующий мог спокойно посвятить себя служению и молитвам Господу Богу. Следовательно, общинам понадобился управляющий, который будет следить за порядком. Таким человеком и стал настоятель. И с тех времен мало что изменилось в обустройстве монастырей и правил, согласно которым в них могут существовать все желающие.

На сегодняшний день, как и прежде, настоятелей принято называть игуменами. И получить этот сан не так уж и просто. Игуменом в древние времена мог быть необязательно верующий человек. Теперь же все изменилось. Сейчас настоятелем может стать только верующий, посвятивший себя Богу человек.

Также его кандидатуру на столь ответственный пост должны одобрить священники высшей епархии. Настоятелем монастыря может быть игумен разных рангов. Как от самого низшего, так вплоть до епископа.

Еще одной главной обязанностью настоятеля является посвящение в монахи. Он, помимо всего прочего, должен вести в своем храме священослужения.

И именно настоятель монастыря назначает монахов на разные должности на свое усмотрение.

Женский и мужской храмы. Настоятели

Обязанности главы в женском и мужском монастырях несколько разные. Так как игуменья не имеет права, согласно христианской вере, проводить обряды священнослужения.

Исходя из этого, стоит подробнее рассмотреть, чем именно должен заниматься настоятель мужского монастыря.

Игумен, в отличие от игуменьи, обязан проводить все церковные обряды. От также имеет право исповедовать людей. Это не имеет права делать настоятельница женского монастыря. В случае преждевременной кончины или болезни игумена его обязанности возлагаются на казначея на временных основаниях. После чего духовенство рассматривает новые кандидатуры на освободившийся пост и принимает решение.

Также следует отметить, что роли настоятеля католической и православной церкви несколько отличаются друг от друга. В чем именно? Особенности каждого мы рассмотрим далее.

Кто такой настоятель католического монастыря?

С течением веков роль храмов в католическом христианстве несколько раз видоизменялась. В какое-то время монастыри перестали быть просто общинами для монахов. Они стали территориально-административными единицами.

И правящий настоятель в них отвечал уже не только за благоустройство своей общины, ему принадлежали все земли, которые подпадали под его управление.

Следовательно, должность из церковной превратилась в общественную, куда многие правители разных чинов пытались пристроить своего родственника.

То есть можно смело утверждать, что настоятель католического монастыря или, как их еще принято называть, аббат стал не только духовной, но и коммерческой личностью. Изначально аббатами называли исключительно настоятелей. Но со временем так стали именовать всех монахов.

По иерархии католической церкви аббаты выполняли разные обязанности. Одни не подчинялись никому и управляли монастырями на свое усмотрение, другие же, наоборот, без указаний вышестоящих епископов не могли ступить и шагу. Еще одной особенностью было то, что аббатами могли быть представители знати.

Также в церкви существовали звания военных монахов и разные ордена.

Православный храм. Игумен

Настоятель православного монастыря, в отличие от своего коллеги, должен был вести аскетичный образ жизни. Он не имел права владеть каким-либо имуществом. Также православная церковь всегда выступала за мир.

Поэтому настоятель монастыря ни в коем случае не должен был иметь никакого отношения к военным действиям, кроме того, что должен был помогать раненным. Отсутствовали звания святых воинов и орденов. Главной задачей настоятелей было поддержание монастыря и забота о его обитателях.

За все свои действия и финансовые расходы он должен был отчитываться перед вышестоящими служителями.

Никаких важных решений, в отличие от своих коллег, он сам не принимал. И уже только со временем настоятелям разрешилось самостоятельно распоряжаться доходами монастыря. Поступления могли быть не только внешними, но и внутренними. Монахи, которые сами занимались и ремесленничеством, и земледелием, скотоводством, все заработанные деньги отдавали в общий доход храма.

Заключение

Теперь вы знаете, кто такой настоятель. Рассмотрев обязанности и особенности глав разных храмов, можно сделать вывод, что к какой бы церкви они ни относились, главной их целью было и есть служение Богу и облегчение жизни другим монахам.

Источник: https://www.syl.ru/article/293971/nastoyatel-monastyirya---eto-opredelenie-osobennosti-i-interesnyie-faktyi-nastoyatel-katolicheskogo-monastyirya

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие