Кто является главой русской православной церкви

Русская православная церковь. Досье

кто является главой русской православной церкви

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 февраля 2016 г. в Гаване состоится первая в истории встреча глав Русской православной и Римско- католической церквей — патриарха Кирилла и папы римского Франциска. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку, содержащую основные сведения об истории и структуре Русской православной церкви.

Русская православная церковь Московского патриархата (РПЦ МП) — самая крупная из ныне существующих автокефальных (самостоятельных) поместных православных церквей. В официальном списке исторического старшинства поместных церквей (диптихе) занимает пятое место из 15-ти.

История

В 988 г. состоялось крещение Руси. Первоначально глава русской церкви назначался из греческого духовенства Византии, в 1051 г. Иларион стал первым русским митрополитом Киевским и всея Руси. В 1448 г.

Поместный собор русской церкви принял решение о ее автокефалии (самоуправлении) и самостоятельно избрал митрополита Московского и всея Руси Иону. В 1589 г.

был избран первый патриарх, которым стал Иов, после чего самостоятельность русской церкви была признана Константинопольским патриархатом. В 1666 г. русская церковь пережила раскол в результате реформ патриарха Никона.

При императоре Петре I православная церковь в России была подчинена государству, патриаршество ликвидировано. С 1721 г. по 1917 г. церковь возглавлялась Святейшим Правительствующим Синодом. Его члены назначались императором, управляли Синодом государственные чиновники — обер-прокуроры.

В ходе Поместного собора православной церкви, проходившего в 1917-1918 гг., было восстановлено патриаршество. Первым патриархом в ХХ в. был Тихон (Белавин; 1865-1925).

После Октябрьской революции 1917 г. пришедшие к власти большевики начали борьбу с религией. 2 февраля (20 января по старому стилю) 1918 г.

вступил в силу декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым русская церковь была лишена прав юридического лица, земель и собственности. В период с 1917 г. по 1939 г.

большинство церквей и монастырей было принудительно закрыто, большая часть священнослужителей — репрессирована. После смерти патриарха Тихона избрание нового главы церкви было запрещено властями.

В 1914 г. в российской православной церкви было более 55 тыс. храмов, по состоянию на 1915 г. в них служили 168 архиереев, более 66 тыс. священнослужителей. К 1939 г. осталось четыре архиерея, около 300 священников и столько же храмов.

В 1920-х гг. была создана Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ), объединившая русских православных эмигрантов, оказавшихся в изгнании в результате революции 1917 г. и Гражданской войны (1917-1922).

В годы Великой Отечественной войны государство смягчило антирелигиозную политику. В 1943 г. с разрешения советского правительства состоялся Архиерейский собор, на котором был избран новый патриарх Сергий (Страгородский).

Тогда же официально было закреплено современное название — Русская Православная Церковь.

Либерализация политики по отношению к православной церкви в СССР началась во время подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. 30 мая 1991 г. на основании закона «О свободе совести и религиозных организациях» церковь получила официальный статус религиозной организации и права юридического лица. В мае 2007 г. РПЦ воссоединилась с РПЦЗ.

Устройство

РПЦ зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации как централизованная религиозная организация.

Осуществляет свою деятельность на основе Священного Писания и Священного Предания, канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских соборов и святых отцов, постановлений своих Поместных и Архиерейских соборов, Священного синода и указов патриарха, а также устава РПЦ (последние поправки были внесены в 2016 г.).

Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный и Архиерейский соборы, Священный синод во главе с патриархом Московским и всея Руси. С 2009 г. патриархом является Кирилл (Гундяев). С 2011 г. под его председательством действует также Высший церковный совет.

В составе церкви имеются 22 синодальных учреждения по основным сферам деятельности, в том числе Отдел внешних церковных связей, Синодальная комиссия по канонизации святых, Синодальный отдел по монастырям и монашеству и др.

Также при РПЦ имеется общецерковный суд (существуют и суды местных юрисдикций), которые предназначены для поддержания порядка церковной жизни и призваны способствовать соблюдению священных канонов и иных церковных установлений.

В частности, суды могут принимать решения об извержении из сана, отлучении от церкви.

В состав Русской православной церкви Московского патриархата входит семь автономных или самоуправляемых церквей: Эстонская православная церковь московского патриархата (создана в 1920 г.), Китайская (1956 ), Японская (1970), Украинская Православная Церковь (1990; Московского патриархата), Латвийская православная церковь (1992), Православная церковь Молдовы (1992), Русская православная церковь заграницей (стала частью РПЦ в результате объединения церквей в 2007 г.).

Кроме того, в РПЦ входит Белорусский экзархат (церковная область, лежащая за пределами страны, в которой расположен патриархат) и два митрополичьих округа (в Республике Казахстан и Среднеазиатский), 57 митрополий, 296 епархий.

При РПЦ действуют 21 научное и образовательное учреждение, в том числе Московская духовная академия и семинария, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» и др.

Глава православной церкви — структура РПЦ

кто является главой русской православной церкви

1001molitva.ru > Словарик > Глава православной церкви — структура РПЦ

У каждой конфессии в мире есть предводитель, например, глава Православной Церкви – это Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Но помимо него церковь имеет и другую структуру руководства.

  • Кто глава Русской Православной Церкви
  • Какова иерархия РПЦ среди священнослужителей
  • Структура РПЦ — схема и описание
  • Звания епископов
  • Звания иереев
  • Звания диаконов
  • Заключение

Кто глава Русской Православной Церкви

Патриарх Кирилл – это руководитель РПЦ.

Глава РПЦ Патриарх Кирилл

Он руководит церковной жизнью страны, а также Патриарх — начальник Троице-Сергиевой лавры и еще нескольких обителей.

Какова иерархия РПЦ среди священнослужителей

На самом деле церковь имеет довольно сложную структуру и иерархию. Каждый священнослужитель выполняет свою роль и занимает предписанное ему место в этой системе.

Схема православной церкви имеет три уровня, которые были созданы еще в самом начале зарождения христианской религии. Все служители делятся на такие категории:

  1. Диаконы.
  2. Священники.
  3. Епископы.

Помимо этого, они поделены на «черное» и «белое» духовенство. К «черному» относятся монахи, а к «белому» мирские священнослужители.

Структура РПЦ — схема и описание

В ввиду некоторой сложности церковной структуры, ее стоит рассмотреть более детально, для глубокого понимания алгоритмов работы священников.

Звания епископов

К ним относятся:

  1. Патриарх: пожизненное главное звание предводителя РПЦ, на данный момент на Руси это Кирилл.
  2. Викарий: правая рука епископа, его заместитель, но он не имеет своей епархии и не может управлять епархией архиерея.
  3. Митрополит: наместник, руководящий митрополиями, в том числе и за пределами Российской Федерации.
  4. Архиепископ: звание старшего епископа, считается почетным титулом.
  5. Епископ: третья ступень священства в православной иерархии, часто имеет звание архиерея, управляет епархией и назначается Священным синодом.

Звания иереев

Иереи делятся на «черных» и «белых».

Рассмотрим «черное» духовенство:

  1. Иеромонах: монах-священнослужитель, к нему принято обращаться словами: «Ваше Преподобие».
  2. Игумен: руководитель (настоятель) монастыря. До 2011 в России это звание являлось почетным и не обязательно соответствовало посту начальника какой-либо обители.
  3. Архимандрит: наивысшее звание для священнослужителя, принявшего монашеский постриг. Часто является настоятелем крупных монашеских обителей.

К «белым» чинам относят:

  1. Протопресвитер: высший чин РПЦ в его «белой» части. Дается как награда за особую выслугу в некоторых случаях и только по просьбе Священного синода.
  2. Протоиерей: старший священник, также может использоваться формулировка: старший иерей. Чаще всего протоиерей осуществляет руководство каким-либо храмом. Получить такую должность можно не ранее пяти лет верной службы по получении наперстного креста и не раньше десяти лет после хиротонии.
  3. Иерей: младший чин священнослужителей. Священник может быть женат. К такому человеку принято обращаться так: «Батюшка» или «Отец, », где после отца идет имя священника.

Звания диаконов

Далее следует ступень диаконов, они тоже делятся на «черное» и «белое» духовенство.

Список «Черного» духовенства:

  1. Архидиакон: старший чин среди диаконов в монашеской обители. Его дают за особые заслуги и выслугу.
  2. Иеродиакон: священник-монах любого монастыря. Стать иеродиаконом можно после таинства хиротонии и пострига в монахи.

«Белое»:

  1. Протодиакон: основной епархиальный диакон, к нему, как и к архидиакону, принято обращаться со словами: «Ваше высокоблаговестие».
  2. Диакон: священник, который стоит на самой начальной ступени иерархии РПЦ. Это помощники для остальных, более высоких рангов священнослужителей.

Заключение

РПЦ имеет одновременно сложную, но логичную организацию. Следует понимать основное правило: её устройство таково, что из «белого» духовенства невозможно попасть в «черное» без монашеского пострига, а также невозможно не будучи монахом занять многие высокие посты в иерархии православной церкви.

Источник: https://1001molitva.ru/slovarik/glava-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi.html

Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия

кто является главой русской православной церкви

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви.

При первом взгляде на церковных служащих можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны.

Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

  • контроль за безопасным и своевременным зажжением любых свечей и лампадок;
  • подготовка одежды и других символов священнослужителей;
  • своевременное подношение вина, просфор и различных атрибутов церковной службы;
  • подготовка кадила и разжигание в нем огня;
  • поднесение полотенца для вытирания губ при таинстве причащения;
  • наведение порядка в церкви.

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Псаломщик (Чтец)

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Иподиакон

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.

Диакон (служитель)

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Протодиакон

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Иерей

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Протоиерей

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Протопресвитер

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Иеродиакон и архидиакон

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется «архидиакон».

Иеромона́х

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Игумен (игуменья)

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Архимандри́т

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Епи́скоп (надзирающий)

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Митрополит

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое скит в монастыре

Патриарх

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от церкви. Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1186658890762422306/chiny-v-pravoslavnoj-tserkvi-po-vozrastaniyu-ih-ierarhiya/

Глава русской православной церкви: кто главный священник россии, схема структуры и иерархия рпц, патриарх, организация христианской церкви

Иерархический принцип и структура должны соблюдаться в любой организации, в том числе и в РПЦ, которая имеет собственную церковную иерархию.

https://www.youtube.com/watch?v=VlTnyXqnm8I

Наверняка каждый человек, посещающий богослужения либо иным образом вовлечённый в деятельность церкви, обращал внимание на то, что каждый священнослужитель имеет определённый чин и статус.

Это выражается в разном цвете одеяния, виде головного убора, наличии либо отсутствии украшений, праве проводить те или иные священнодействия.

Иерархия священнослужителей в РПЦ

Священнослужителей Русской православной церкви можно разделить на две большие группы:

  • белое духовенство (те, кто могут заключать брак и заводить детей);
  • чёрное духовенство (те, кто отреклись от мирской жизни и приняли монашеский сан).

Чины в белом духовенстве

Ещё в ветхозаветном писании говорится о том, что до Рождества пророком Моисеем были назначены люди, задачей которых было стать промежуточным звеном в общении Бога с людьми. В современной церковной системе эту функцию исполняют белые священники. Низшие представители белого духовенства не имеют священного сана, к ним относятся: алтарник, псаломщик, иподиакон.

Алтарник — это человек, который помогает священнослужителю в проведении служб. Также таких людей называют пономарями. Пребывание в этом чине — обязательная ступень перед получением священного сана. Человек, исполняющий обязанности алтарника, является мирским, то есть он вправе покинуть церковь, если передумает связывать свою жизнь со служением Господу.

В его обязанности входит:

  • Своевременное зажжение свечей и лампад, контроль за их безопасным горением;
  • Подготовка одеяний священников;
  • Вовремя подносить просфор, кагор и прочие атрибуты религиозных обрядов;
  • Разжигать огонь в кадиле;
  • Подносить полотенце к губам во время причащения;
  • Поддержание внутреннего порядка в церковных помещениях.

В случае надобности алтарник может звонить в колокола, читать молитвы, однако ему воспрещается касаться престола и находиться между алтарём и Царскими вратами. Алтарник носит обыкновенную одежду, сверху надевается стихарь.

Псаломщик (иначе — чтец) — ещё один представитель белого низшего духовенства.

Его главная обязанность: чтение молитв и слов из святого писания (как правило, они знают 5−6 основных глав из Евангелия), объяснение людям основных постулатов жизни истинного христианина.

За особые заслуги может быть посвящён в иподиакона. Эта процедура осуществляется священнослужителем более высокого ранга. Псаломщику разрешено надевать подрясник и скуфью.

Иподиакон — помощник батюшки в проведении служб. Его одеяние: стихарь и орарь.

При благословении архиереем (он же может возвести псаломщика или алтарника в сан иподиакона) иподиакон получает право касаться престола, а также заходить в алтарь через Царские врата.

Его задача: обмывать руки священника во время богослужений и подавать ему необходимые для обрядов предметы, например, рипиды и трикирий.

Диаконская степень церковников

Диакон — низший чин среди всех церковников, имеющих священный сан. Его основная задача — быть помощником попа при богослужении, в основном они занимаются чтением евангелия.

Самостоятельно проводить богослужение диаконы не имеют права. Как правило, несут свою службу в приходских церквях. Постепенно этот церковный сан утрачивает своё значение, и их представительно в церкви неуклонно сокращается.

Диаконскую хиротонию (процедуру возведения в церковный сан) осуществляет архиерей.

Протодиакон — главный дьякон при храме или церкви. В прошлом веке этот сан получался диаконом за особые заслуги, в настоящее время необходимо 20 лет служения в низшем церковном сане. Протодиакон имеет характерное одеяние — орарь со словами «Свят! Свят! Свят». Как правило, это люди с красивым голосом (они исполняют псалмы и поют на богослужениях).

Пресвитерская степень служителей

Иерей в переводе с греческого означает «жрец». Младший титул белого духовенства. Хиротонию также осуществляет архиерей (епископ). В обязанности иерея входит:

  • Проведение таинств, богослужений и иных религиозных обрядов;
  • Проведение причащения;
  • Нести заветы православия в людские массы.

Иерей не имеет права освящать антиминсы (плат материи из шёлка либо льна со вшитой в него частицей мощей православного мученика, находящийся в алтаре на престоле; необходимый атрибут для проведения полной литургии) и проводить таинства рукоположения священства. Вместо клобука носит камилавку.

Протоиерей — титул, которым награждают представителей белого духовенства за особые заслуги. Протоиерей, как правило, является настоятелем храма. Его одеяние во время проведения богослужений и церковных таинств — епитрахиль и риза. Протоиерей, награждённый правом носить митру, называется митрофорным.

В одном соборе могут служить несколько протоиереев. Посвящение в протоиереи осуществляется епископом с помощью хиротесии — возложения рук с молитвой. В отличие от хиротонии проводится в центре храма, вне алтаря.

Протопресвитер — высшее звание для лиц белого духовенства. Присваивается в исключительных случаях в качестве награды за особые заслуги перед церковью и обществом.

Высшие церковные чины относятся к чёрному духовенству, то есть, таким сановникам запрещено иметь семью. Представитель белого духовенства также может встать на этот путь, если отречётся от мирской жизни, а его супруга поддержит мужа и пострижётся в монахини.

Также на этот путь вступают сановники, ставшие вдовцами, так как они не имеют права повторно вступать в брак.

Чины чёрного духовенства

Это люди, принявшие монашеский постриг. Им запрещено заключать брак и заводить детей. Они полностью отрекаются от мирской жизни, давая обеты целомудрия, послушания и нестяжания (добровольного отказа от богатства).

Низшие чины чёрного духовенства имеют множество сходств с соответствующими чинами белого. Иерархию и обязанности можно сравнить при помощи следующей таблицы:

Соответствующий чин белого духовенства Чин чёрного духовенства Комментарий
Алтарник/Псаломщик Послушник Мирской человек, который принял решение стать монахом. По решению игумена его зачисляют в братию монастыря, выдают подрясник и назначают испытательный срок. По его окончании послушник может решить, становиться ли ему монахом либо вернуться к мирской жизни.
Иподьякон Монах (инок) Член религиозной общины, давший три монашеских обета, ведущий аскетичный образ жизни в монастыре либо самостоятельно в одиночестве и отшельничестве. Не имеет священного сана, следовательно, не может совершать богослужения. Монашеский постриг совершается игуменом.
Диакон Иеродиакон Монах в сане диакона.
Протодиакон Архидиакон Старший диакон в чёрном духовенстве. В Русской православной церкви архидиакон, несущий службу при патриархе, называется патриаршим архидиаконом и принадлежит к белому духовенству. В крупных монастырях главный диакон также имеет сан архидиакона.
Иерей Иеромонах Монах, имеющий сан священника. Иеромонахом можно стать после процедуры хиротонии, а белые священники — через монашеский постриг.
Протоиерей Изначально — настоятель православного монастыря. В современной Русской православной церкви чин игумена даётся как награда иеромонаха. Часто чин не связан с управлением монастырём. Посвящение в игумены производит архиерей.
Протопресвитер Архимандрит Один из высших монашеских чинов в православной церкви. Возложение сан происходит через хиротесию. Чин архимандрита связан с административным управлением и монастырским настоятельством.

Епископская степень священнослужителей

Епископ принадлежит к разряду архиереев.

В процессе рукоположения они получили высшую господнюю благодать и поэтому имеют право на проведение любых священных действий, в том числе проводить хиротесию диаконов.

Все епископы имеют одинаковые права, старшим из них является архиепископ (имеет те же функции, что и епископ; возведение в сан осуществляет патриарх). Только епископ имеет право благословить службу антимисом.

Носит красную мантию и клобук чёрного цвета. К епископу принято следующее обращение: «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Является руководителем местной церкви — епархии. Главный священник округа. Избирается Священным Синодом по приказу патриарха. В случае необходимости в помощь епархиальному архиерею назначается викарный епископ. Архиереи носят титул, включающий название кафедрального города. Кандидат в архиереи должен быть представителем чёрного духовенства и возраст старше 30 лет.

Митрополит — высший титул епископа. Подчиняется непосредственно патриарху. Имеет характерное одеяние: голубая мантия и клобук белого цвета с крестом, выполненным из драгоценных камней.

Сан даётся за высокие заслуги перед обществом и церковью, является древнейшим, если начинать отсчёт со становления православной культуры.

Выполняет те же функции, что и епископ, отличаясь от него преимуществом чести. До восстановления патриаршества в 1917 году в России было только три епископских кафедры, с которыми обычно соединялся сан митрополита: Санкт-Петербургская, Киевская и Московская. В настоящий момент в Русской православной церкви насчитывается более 30 митрополитов.

Патриарх — высший сан православной церкви, главный священник страны. Официальный представитель РПЦ. С греческого патриарх переводится как «власть отца». Его избирают на Архиерейском соборе, которому и отчитывается патриарх.

Это пожизненный сан, низложение и отлучение от церкви человека, получившего его, возможно лишь в самых исключительных случаях.

Когда место патриарха не занято (период между смертью прошлого патриарха и выборами нового), его обязанности временно исполняет назначенный местоблюститель.

Имеет первенство чести среди всех епископов РПЦ. Осуществляет управлению церковью совместно со Священным Синодом.

Контактирует с представителями католической церкви и высшими сановниками других конфессий, а также с органами государственной власти. Издаёт указы об избрании и назначении архиереев, руководит учреждениями Синода.

Принимает жалобы на архиереев, давая им ход, награждает клириков и мирян церковными наградами.

Источник: https://achair-city.ru/ikony/glava-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi-kto-glavnyj-svyashhennik-rossii-shema-struktury-i-ierarhiya-rpts-patriarh-organizatsiya-hristianskoj-tserkvi.html

Как зарождалась русская православная церковь

Христианство на Руси стало распространяться в IX веке. На этот процесс очень сильно повлияло ее соседство с могущественной Византийской империей, исповедовавшей христианство. Сегодня обсудим одну из важнейших тем в истории России — зарождение и развитие православной церкви. Давайте разбираться вместе.

Во многих источниках СМИ зачастую встречаются очень много аббревиатур, возьмем именно ту, которая сегодня в этой статье очень символична — РПЦ (Русская Православная Церковь). Чтобы разобраться с вопросом: «РПЦ — что такое?», окунемся немного в историю Древней Руси, где просветительской деятельностью славян изначально занимались проповедники — братья Кирилл и Мефодий.

Первой крещение приняла киевская княгиня Ольга в 954 году. Это событие поспособствовало тому, что после нее киевский князь Владимир в 988 году крестил Русь.

Васнецов — крещение князя Владимира

История Русской Православной Церкви

В домонгольский период русская Церковь являлась митрополией константинопольского патриархата, который и назначал своего митрополита из греков. Однако в 1051 году этот престол впервые занял русский митрополит Илларион — очень образованный церковный деятель.

История Русской Православной Церкви свидетельствует, что строительство величественных храмов на Руси началось в X веке, а с XI века уже создаются первые монастырские хозяйства.

Первый монастырь (Киево-Печерский) основал преподобный Антоний Печерский, принесший в 1051 году на Русь афонское монашество. Именно он стал центром православия на Руси. В дальнейшем монастыри были не только духовными центрами, но и центрами культуры и образования, где велись исторические летописи, переводились богословские книги, процветала иконопись.

Объединение княжеств

Задаваясь вопросом: «РПЦ — что такое?», необходимо также отметить, что в период феодальной раздробленности XII века только Православная Церковь оставалась главной носительницей идеи единства русского народа, которая противодействовала постоянным княжеским междоусобицам.

В XIII веке на Русь нападают татаро-монгольские полчища, но и они не смогли сломить Русскую Церковь. Морально, духовно и материально она способствовала созданию русского политического единства.

В XIV веке вокруг Москвы стали объединяться русские княжества. Великие русские святители стали духовными помощниками московских князей.

Великие сподвижники

Митрополит Алексий стал наставником святого князя Дмитрия Донского. Святитель митрополит Иона Московский помогал московскому князю в сохранении единства государственного строя и прекращении феодальных войн.

Православный святой Сергий Радонежский благословил на Куликовскую битву Дмитрия Донского, этот ратный подвиг стал началом освобождения русских земель от татаро-монголов.

Многих не зря интересует тема «что такое РПЦ?» И здесь в первую очередь надо отметить, что Православная Церковь помогала сохранять культуру и национальное самосознание русского народа. Вот, например, в XIII веке было начато строительство Почаевской Лавры*, так утверждалось Православие и на западно русских землях.

В период с XIV и до середины XV века на Руси было создано до 180 монастырей. Знаменательным событием стало основание Троице-Сергиевого монастыря в 1334 году преподобным святым Сергием Радонежским. В этой обители нашел применение своему дивному таланту преподобный Андрей Рублев.

Автокефалия. Патриархи РПЦ

Со временем русское государство стало набирать силу и освобождаться от захватчиков, а с этим становилась влиятельнее и мощнее Православная Церковь на Руси. С пониманием того, что такое РПЦ, приходит и понимание ее огромной роли в истории государства.

Перед падением Византийской империи в 1448 году Русская Церковь получила независимость от Константинопольского патриархата. Поставленный Собором русских епископов Митрополит Иона стал Митрополитом Московским и всея Руси.

И вот уже в 1589 году Иов – московский митрополит — становится первым Патриархом Руси.

• В XVII веке на Русь напали польско-шведские интервенты. Но Русская Церковь и здесь не сдалась. Великий патриот патриарх Ергемон был замучен захватчиками, однако он был духовным лидером ополчения Минина и Пожарского.

• В летописи Русского государства описано и героическое сопротивление Троице-Сергиевой Лавры от поляков и шведов в 1608-1610 гг.

Следующий патриарх, Никон, занялся реформами, в результате чего образовался раскол в РПЦ. Эти реформы продолжились в XVIII Петром Первым.

Раскол РПЦ

Поводом к расколу русской церкви послужили разногласия по вопросу об исправлении церковных обрядов и книг. Переводы церковных книг на русский язык делались с греческих подлинников в разное время, причем уже сами подлинники не были абсолютно одинаковыми, а переписчики книг дополнительно вносили в них изменения и искажения. Кроме того, в русской церковной практике утвердились обряды, не известные в греческих и южнославянских землях.

Вопрос об исправлении церковных книг и обрядов получил особую остроту после доставления на патриаршество Никона. Новый патриарх, сын крестьянина из окрестностей Нижнего Новгорода, постригшийся в монахи под именем Никона, быстро выдвинулся в церковных кругах. Возведенный в патриархи (1652 г.), он занял положение первого человека в государстве после царя. Царь называл Никона своим «собинным другом».

Никон энергично приступил к исправлению богослужебных книг и обрядов, стремясь привести русскую церковную практику в соответствие с греческой. Правительство поддерживало эти начинания Никона, так как введение единообразия церковной службы и усиление централизации церковного управления соответствовали интересам абсолютизма.

Но крепнувшему абсолютизму противоречили теократические идеи Никона, сравнивавшего власть патриарха с солнцем, а власть царя с луной, лишь отражающей солнечный свет. В течение нескольких лет Никон властно вмешивался в светские дела. Эти противоречия привели к ссоре царя с Никоном, завершившейся низложением честолюбивого патриарха. Собор 1666 г.

лишил Никона патриаршего сана, но в то же время утвердил его нововведения и предал анафеме тех, кто отказывался их принимать.

Черный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году

С этого собора начинается деление русской церкви на православную господствующую и православную старообрядческую, т. е. отвергающую церковные реформы Никона. И та и другая церковь одинаково считали себя единственно православной; официальная церковь именовала старообрядцев «раскольниками», старообрядцы называли православных «никонианами».

РПЦ и Святейший Правительствующий Синод

Святейший Правительствующий Синод (греч. synodos — «сходка», «собрание», «собор») — высший орган церковно-административной власти Русской Православной Церкви, заменявший собой патриарха.

В 1718 году, царь Пётр I решает изменить саму структуру церковного управления и предлагает создать Духовную коллегию. Писать проект учреждения Духовной коллегии царь поручил епископу Псковскому Феофану (Прокоповичу) (1681–1736), вызванному в Санкт-Петербург ещё в 1716 году. Именно Феофан с той поры и стал главным помощником Петра в деле проведения церковной реформы. Плодом его труда явился Духовный регламент, составленный к 1720 году, а затем прочитанный и исправленный самим монархом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько церквей в казани

Главной причиной, по которой была необходима отмена Патриаршества —  опасность совместного существования двух властей – духовной и светской.

Другой же причиной была — укрепление власти и авторитета церкви в народе. По сути своей, несмотря на всю свою авторитарность и независимость в глазах народа — над церковью все равно стояли монархи, цари, императоры, президенты и именно их решения были главенствующими.

25 января 1721 года царь издал манифест об открытии Духовной коллегии, а 14 февраля того года в Санкт-Петербурге состоялось ее торжественное открытие. Впрочем, вместо Духовной коллегии новую церковную власть тогда же стали именовать Святейшим Синодом.

Для членов Святейшего Синода Петр I установил специальную присягу, в которую была включена клятва в «верной службе» представителям царствовавшей династии, обязанность «благовременно объявлять о ущербе Его Величества интереса, вреде и убытке» и хранить служебные тайны. Но самое интересное, для осуществления контроля над Святейшим Синодом Пётр, которого опыт научил не доверять своим чиновникам, 11 мая 1722 года создал должность обер-прокурора.

 Обер-­прокурор был назван «оком государевым» и «стряпчим по делам государственным».

Вот так все и получилось, что Синодом управляли по сути государственные чиновники. Причем затянулось это все почти на 200 лет. Для РПЦ — это период был пагубным, так как все решения были навязаны обер-прокурорами. Все прерогативы и полномочия Синод получал от императора и рассматривался как орган, посредством которого император управлял церковными делами.

Восстановление патриаршества

В 1917 году был созван Всероссийский Церковный Собор, где было восстановлено Патриаршество. Патриархом Московским и всея Руси стал Митрополит Московский Тихон. Но большевики считали РПЦ своим идеологическим противником, поэтому она подлежала полному уничтожению.

С 1922 по 1924 год патриарх Тихон находился под арестом. При нем образовалась Русская Православная Церковь за рубежом. После его смерти началась борьба, и в итоге РПЦ возглавил митрополит Сергий (Старгородский).

В Советском Союзе для богослужений оставили лишь небольшое количество храмов. Основная часть духовенства была расстреляна или находилась в лагерях.

Ко времени Второй мировой вся церковная структура была практически полностью уничтожена, но катастрофа боевых действий заставила Сталина прибегнуть к моральной помощи РПЦ. Священники и епископы были выпущены из тюрем.

Кульминационным стал процесс, когда в 1943 году на Соборе епископов был выбран патриарх — митрополит Сергий (Старгородский), и в 1945 году на Поместном соборе – митрополит Алексий.

При Н. С. Хрущеве в 1958 году началась антирелигиозная кампания. Вновь стали закрываться храмы, монастыри и духовные школы, начались аресты (к 1964 году было осуждено более 1200 чел.). Но в брежневский период все гонения на церковь прекратились, но несмотря на это она все еще жестко контролировалась властью. Вот так, очень нелегко, пришлось РПЦ. Что такое выживание и преследования, она знает, увы, не понаслышке, на собственном горьком опыте.

Московский патриархат

Юбилейный, 1988 год — год 1000-летия Крещения Руси — стал переломным во взаимоотношениях Церкви и государства. Гонение на Церковь было прекращено, стали вновь открываться храмы. Только в 1988 году было открыто более 1000 храмов.

Дальше патриархами были Алексий I, Пимен и Алексий II.

Правящий архиерей Московской епархии РПЦ — Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Сегодня современная РПЦ возглавляется патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В наше сложное время именно на его плечи легло тяжелое бремя — искать пути примирения всех славянских народов. Ведь для того и создавалась РПЦ.

Современная Московская епархия РПЦ, созданная в 1325 году, насчитывает около 1506 храмов.

В настоящее время РПЦ насчитывает около 150 млн верующих. Ее каноническая территория охватывает Россию, Украину, Белоруссию, Молдавию (в этих странах к ней принадлежит большинство населения), другие страны СНГ, кроме Грузии, а также прибалтийские государства: Литву, Латвию, Эстонию.

В состав Русской церкви входят Белорусский экзархат, Украинская православная церковь (обладают самостоятельностью в делах внутреннего управления), православные церкви в Молдове, Латвии, Эстонии, Японская и Китайская автономные православные церкви.

Высшие органы РПЦ — Поместный собор, Архиерейский собор и Священный Синод во главе с патриархом.

Высшая награда РПЦ — Орден св. апостола Андрея Первозванного. Среди других наград — ордена св. Владимира, св. Ольги, мученика Трифона, святителя Иннокентия, ордена и медали преп. Сергия Радонежского, св. благоверного князя Даниила Московского.

Патриарх Кирилл о Церкви

Источник: https://moiarussia.ru/kak-zarozhdalas-russkaya-pravoslavnaya-tserkov/

Кто такой патриарх?

Авторитет патриарха высок не только в церковных кругах, но и для гражданского общества. Особое влияние на ход истории Первосвященники имеют в переломные времена, когда Предстоятель вынужден хранить Церковь и государство от смуты и раскола.

Значение термина «патриарх»

Изначально слово «патриарх» употреблялось в значении «отец», «начальник». Позже оно приобрело другие толкования. Так называют старейшину рода, главу семьи, человека, которого почитают за особые заслуги. Патриарх в религиозном мире — представитель высшего духовного сана, который управляет вверенной ему Поместной Церковью совместно со Священным синодом.

Патриарх — титул епископа-предстоятеля автокефальной православной церкви

Патриархом избирают самого почитаемого и авторитетного священнослужителя. Его также называют Предстоятелем. Само это слово говорит о том, что патриарх должен быть первым, предводителем, примером для подражания.

Важно! В средствах массовой информации можно часто слышать формулировку «Глава Церкви», если речь заходит о патриархе. Это определение не совсем корректно, так как единственным главой Церкви является только Спаситель. Церковь основана Богом, и ее глава — Иисус Христос.

Становление Православия и первые Патриархи

В Ветхом Завете патриархами называли старейшин кочевых племен. Они жили обычной жизнью, занимались тяжелым трудом наравне со всеми, посвящали много времени молитвам, выполняли первые, самые простые богослужения. Древних Предстоятелей еще называли родоначальниками и праотцами. Позже патриархами стали называть глав Синедриона.

Важно знать! Синедрион — высшая церковная структура в древней Иудее.

Пока церковь была малочисленной, первыми Предстоятелями были апостолы — ученики Иисуса Христа. Первым христианским патриархом был Святой апостол Иаков. Он руководил самой первой христианской общиной в Иерусалиме. Его авторитет среди народа и духовенства был непререкаемым.

Именно он вынес решение, беспокоящее умы многих иудеев. Общество задавалось вопросом — обязательно ли новоначальным, пришедшим в христианскую веру из язычества, выполнять все обряды из Ветхого Завета. Иаков принял решение упростить обрядовые постановления Ветхого Завета, после чего они стали необязательными для всех.

Первым патриархом принято считать святого Иакова

Епископы стали преемниками и продолжателями дел апостолов. Патриархом стали называть самого уважаемого епископа, который пользовался большим авторитетом. Предстоятель — это особый церковный статус и титул. Когда произошел раздел на Православие и Католицизм, наименование патриарх осталось за восточной, Православной Церковью. Католики стали называть своего главу Папой.

Интересно! Православная Церковь (РПЦ) — самая крупная Поместная Церковь. Возникла она в 988 году, после Крещения Руси. По численности верующих Московский патриархат превосходит все остальные вместе взятые — он насчитывает более 80 млн человек.

Церковная и общественная деятельность патриарха

Все обязанности Патриарха прописаны в церковном Уставе. Их число входит:

  • беспокойство о внутреннем и внешнем благосостоянии Церкви;
  • председательство на архиерейских и Поместных соборах;
  • контроль за исполнением постановлений Собора;
  • поддержание церковной иерархии;
  • контроль над деятельностью архиереев;
  • представительская роль в отношении других Церквей и светских лиц.

Патриарх, как Первосвященник, совершает самые торжественные богослужения. Он вникает в подробности всех внутрицерковных дел, без его участия не принимаются важные решения. Также он определяет отношения между Церковью и государством, регулирует сотрудничество с общественными организациями.

Читайте о патриархах:

  • Патриарх Сербский Павел
  • Патриарх Московский Гермоген
  • Патриарх Алексий Второй

Патриархи Руси и их вклад в историю государства

Несколько первых столетий после Крещения Руси русская Церковь существовала без патриарха. Во главе ее стоял митрополит, который подчинялся Константинополю. После оккупации османами Константинополь утратил лидирующую позицию, и РПЦ потребовался свой патриарх. В 1589 году им стал Святитель Иов Московский.

Власть патриарха ограничена внутренними канонами Церкви и авторитетом пастыря

За все время после крещения Руси, в России было 17 патриархов, не считая местоблюстителей Патриаршего престола.

  1. Патриарх Иов. Первый русский православный Предстоятель. Патриарх уделял много внимания распространению в обществе богословских книг, поощрял развитие типографии. Иов отказался присягнуть Лжедмитрию, за что был низложен и сослан в монастырь простым монахом.
  2. Патриарх Гермоген. Гермоген получил почетный титул в Смутное время, поэтому ему пришлось противостоять изменникам русского государства. Первосвященник поддержал восстание под предводительством Минина и Пожарского, за что был заключен в Чудовом монастыре. Условия содержания в заточении были ужасными, второй русский патриарх скончался в темнице от голода и жажды.
  3. Патриарх Филарет был отцом первого царя из династии Романовых. При Борисе Годунове он был отправлен в ссылку, позже был фактическим правителем государства при царе Михаиле Федоровиче.
  4. Патриарх Иоасаф I занимал пост недолго, но за время его руководства восстановили старые и воздвигли новые монастыри. Много внимания Предстоятель уделял печатному делу и издательству богословских книг.
  5. Патриарх Иосиф добился запрещения работы в воскресные и праздничные дни. Благодаря этому простые люди и крепостные могли посвятить день молитве и общению с Богом.Иосиф, Патриарх Московский и всея Руси

    При его Патриаршестве были сделаны первые шаги к воссоединению Украины и России.

  6. Патриарх Никон имел титул «Великого государя», принимал участие в решении всех важных государственных дел. Он вошел в историю как реформатор, изменив многие церковные обряды и заменив двуперстие троеперстием. Реформы породили раскол в Церкви. Борьба со старообрядчеством омрачала историю Руси несколько веков.
  7. Патриарх Иоасаф II уделял много внимания миссионерской деятельности в отдаленных уголках России.
  8. Питирим пробыл патриархом всего 10 месяцев, поэтому не успел внести весомый вклад в историю Православной Церкви.
  9. Патриарх Иоаким боролся с иностранным влиянием на русское общество. При нем был издан Типикон, которым пользуются по сей день.
  10. Предстоятель Андриан выступал против многих реформ Петра Первого, в частности — против курения и отмены русской национальной одежды. К тем изменениям, которые были призваны улучшить жизнь русского народа, Первосвященник относился с пониманием.
  11. Патриарх Тихон стал Предстоятелем после двух веков, прожитых Церковью без Первосвященника. Он проявил особую смелость, обличая гонителей на христианскую веру и стараясь уберечь страну от Гражданской войны.Патриарх Тихон Московский

    Несмотря на то что предстоятель был арестован и не мог в полной мере участвовать в церковной жизни, он сформировал особую систему отношений Церкви и государства, которая помогла сохранить Церковь до конца коммунистической власти.

  12. Патриарх Петр оказывал помощь заключенным и репрессированным. Он не согласился сотрудничать с органами власти в качестве осведомителя, после чего был приговорен к расстрелу.
  13. Патриарх Сергий оказывал духовную поддержку советским гражданам во время Великой Отечественной войны. Первосвященник организовал сбор для помощи армии, призывал всех верующих неустанно молиться о победе.
  14. Деятельность патриарха Алексия I была связана с восстановлением храмов, разрушенных в годы войны.
  15. Патриарх Пимен продолжил дело своего предшественника. Помимо этого, он наладил связи с православными церквями других стран. Предстоятель Пимен получил свой титул в годы правления Брежнева и смог добиться практически полного прекращения гонений на Церковь.
  16. С именем Алексия II связывают расцвет РПЦ и духовное возрождение России.
  17. На сегодняшний день Предстоятелем Русской православной церкви является патриарх Кирилл.

Разница между Папой Римским и Патриархом

Патриарх

  • Высшая власть в Православии принадлежит только Собору епископов.
  • Патриарх оперативно решает текущие вопросы, но не вмешивается в деятельность епархий.
  • Православие не признает за патриархом непогрешимости.

Сан патриарха дается церковью пожизненно

Папа Римский

  • Папа Римский имеет власть над всей Церковью в целом, и над епархиями в частности.
  • Он имеет полную верховную и вселенскую власть.
  • Католики считают, что Христос наделил их Первосвященника даром безошибочности и непогрешимости.

Важно! Патриарх — это не высшая степень в духовенстве, а почетный титул. У носителя этого титула не больше прав, чем у любого другого епископа. Ему подчиняются не из принципа субординации, не потому, что он выше других в иерархии священнослужителей. Предстоятель пользуется особым авторитетом и уважением, поэтому к его мнению прислушиваются.

Поместные Православные Церкви и их предстоятели

Церковь — сложный организм, она объединяет много людей. Если ее Глава — Христос, тело — духовенство и верующие. Для слаженной работы организма существует специальная церковная структура и иерархия. Вселенская Православная Церковь была разделена на 15 Церквей. Девять из них возглавляет свой патриарх, остальными руководят архиепископы и митрополиты.

Важно знать! Автокефалия — административная самостоятельность Поместной Церкви, право на самоуправление.

Патриархи Поместных Церквей

  1. Предстоятель Варфоломей — патриарх Константинопольской Православной Церкви.
  2. Патриарх Феодор II возглавляет Александрийскую автокефалию.
  3. Иоанн Х возглавляет Антиохийскую Православную Церковь.
  4. Феофил III — предстоятель Иерусалимской поместной Церкви.
  5. Первосвященник Русской автокефалии — патриарх Кирилл.
  6. Илия II — Первосвященник Православной Церкви в Грузии.
  7. Патриарх Ириней возглавляет автокефалию в Сербии.
  8. Предстоятель Даниил — патриарх Румынской Православной Церкви.
  9. Первосвященник Болгарии — патриарх Неофит.

Главой Вселенской Православной Церкви является Иисус Христос.

Роль патриарха в истории государства важна, но все его действия отражают волю простых верующих. Именно простой народ является основным хранителем и носителем Православия.

Документальный фильм о жизни первых патриархов всея Руси

Дек 14, 2019 12:56 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavnyj-patriarh.html

Православная церковная иерархия: духовные саны и чины по возрастанию + миряне, церковнослужители и священнослужители

Члены церкви разделяются на три чина:

  1. Священнический. Священнослужители имеют определенный сан. Сюда включается белое и черное духовенство. Белыми называют священников, которые имеют семью. К черным относятся служители, принявшие монашеский постриг. Архиереями могут быть только монахи.
  2. Монашеский. Монахи могут быть священниками, если будут рукоположены. Это только мужчины.
  3. Мирянский. Мирянами называют остальных членов церкви, которые не имеют никакого сана и не приняли постриг. Сюда включаются даже те люди, которые выполняют определенные обязанности в храме, например, поют на клиросе или понамарят.

«Титулы и должности в православной церкви»

В этом видеосюжете описаны православные чины.

Церковная иерархия

Само понятие «иерархия» в церкви имеет два значения:

  1. Небесная. Иерархическая лестница небесных сил, ангельского чина.
  2. Церковная. Священномучеником Дионисием Ареопагитом она была названа продолжением небесной. Священники, относящиеся к ней, имеют разделение на три степени и через богослужение передают благодать Господа чадам церкви.

Иерархия в православной церкви

Иерархия имеет степени, но в широком смысле этого слова она может также считаться клиром. Каждая ступень включает определенный духовный сан, имеющий свои особенности. Более наглядно иерархия изображена в таблице ниже, в которой звания расположены по возрастанию, третья степень – высшая:

Иерархические степени Белое духовенство (женатые или в целибате) Черное духовенство (монашествующие)
III Епископат (архиерейство)  патриарх
митрополит
архиепископ
епископ
II Пресвитерство (иерейство) протопресвитер архимандрит
протоиерей игумен
иерей иеромонах
I Дьяконат (пресвитер, священник)
протодьякон архидьякон
дьякон иеродьякон

Возведение человека на иерархическую ступень совершается через Таинство Священства.

Внутри степени чины разделяются по послушаниям, административными полномочиями, наличию заслуг или периоду служения.

Причт церковный

Понятие произошло от славянского слова «состав», глагола «причитать», т. е. причислять. Оно имеет два значения:

  1. Узкий смысл слова подразумевает собрание всех церковнослужителей низшего звена, которые не входят в три ступени иерархии священства.
  2. Широкий смысл обозначает собрание всех частей церкви: и священников, и причетников, которые вместе являются штатом храма.

Причетниками называют:

  • псаломщиков;
  • пономарей;
  • свещеносцев;
  • певцов.

Возведение на иерархическую ступень совершается через Таинство священства

До революции 1917 года в России причт был определен штатом, утверждался правящим архиереем и консисторией, имел зависимость от прихода:

  1. Приход до 700 человек мужского пола. Причт состоял из священника и псаломщика.
  2. На приходе более 700 душ:– священник, дьякон, псаломщик.
  3. Большие приходы в крупных городах с большим числом прихожан: несколько священников, дьяконов и причетников.

Чтобы составить новый причт или внести изменения в имеющийся штат, архиерей должен был получить разрешение синода.

Клир

С греческого это слово переводится как «жребий». Это говорит о том, что клирики занимают свои должности не просто так, а будучи выбранными, как в свое время святые апостолы выбрали по жребию Матфея.

Во времена Ветхого Завета клириками были первосвященники, священники и левиты. При этом имело большое значение происхождение человека. Так, первосвященниками могли быть только потомки Аарона. В Новом Завете критерий происхождения и национальности упразднен. В клир входят священнослужители, имеющие сан и церковнослужители – причетники.

Чины православной церкви

Первая ступень иерархии священнослужителей

Низшую ступень иерархии духовенства представляет дьяконат. Сюда могут входить представители и белого, и черного духовенства. В зависимости от этого меняется название сана. Обязанности дьякона: чтение Святого Писания, возглашение ектений, каждение.

По уставу, дьяконы являются помощниками священников. Они не имеют права самостоятельно совершать богослужения. Более того, они не могут без благословения облачаться в свое богослужебное одеяние. Это исключительно вспомогательная должность. Любые службы могут проходить без дьяконов. Это широко распространено в деревнях, где приходы малочисленные, равно как и клир.

Вторая ступень иерархии священнослужителей

Сюда относятся священники, иереи белого или черного духовенства. После их рукоположения и получение Божественной Благодати они имеют право служить Божественную литургию и совершать таинства и любые богослужения. Иереи не имеют права совершать Таинство Священства, т. е. рукополагать в священники, освящать миро и антиминсы. Это могут делать только епископы – представители третьей степени иерархии.

Если наличие дьякона на приходе не обязательно, то без иерея невозможно совершать никакие богослужения и таинства. Во время репрессий, когда церковь подвергалась гонениям, а священников, епископов, монашествующих ссылали в лагеря или расстреливали, советские безбожные власти называли их «церковниками». Уцелевшие храмы долгое время пустовали. Даже если миряне собирались на молитву, это не могло заменить литургию, которую имел право служить только иерей.

Третья ступень иерархии священнослужителей

Епископат включает в себя всех представителей третьей степени иерархии. Они имеют высшую степень благодати и могут совершать абсолютно все таинства, в том числе и рукоположение. Деление епископов проводится по административному старшинству, но по степени священства они все равны. Поэтому невозможно, чтобы архиепископ брал благословение у митрополита или патриарха.

ДиаконИерейЕпископ

Епископат состоит только из монашествующих, не имеющих попечения о собственных семьях. Особенность деления состоит в следующем:

  • епископы или архиепископы управляют епархией, куда по административному территориальному делению входит несколько районов области;
  • митрополитов ставят в управление митрополией – крупным городом;
  • патриарх является предстоятелем всей автокефальной церкви.

Патриарх – первый среди равных, он не имеет особой, высшей благодати и сам является епископом. Патриарх не является главой церкви. Одна из отличительных черт католической организации заключается в наделении Папы непогрешимостью и главенства над всем католическим миром.

В католицизме папа считается наместником Бога на земле, что является ересью. В православии глава церкви – Христос.

Источник: https://MoiMolitvy.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavnaya-tserkovnaya-ierarhiya-3530/

Русская православная церковь, или московский патриархат. Кто глава православной церкви

Русская православная церковь (РПЦ)(Название «Русская православная церковь» официально вошло в употребление с 1943 г.; до 1942 г. именовалась «Поместной российской православной церковью»), или Московский патриархат — автокефальная православная церковь, старейшая религиозная организация России.

Правовым основанием своего устройства и деятельности полагает Священное Писание — Библию и Священное Предание (символы веры древнейших поместных церквей, догматы и каноны, разработанные на семи Вселенских соборах (IV-VIII вв.) и ряде поместных, творения святых отцов и учителей церкви, богослужебно-литургические тексты, устная традиция).

Первоначально возглавлялась митрополитами, подчинявшимися Константинопольскому патриархату. Патриаршество учреждено в 1589 г., упразднено в 1721 г., восстановлено в 1917 г. Реформы патриарха Никона в 1653-1655 гг.

, проведенные по инициативе царя Алексея Михайловича (исправление богослужебных книг по греческим образцам, установление единообразия церковной службы, изменение некоторых элементов обрядности), привели к расколу и появлению старообрядчества. После установления Советской власти РПЦ была отделена от государства и подвергалась репрессиям. В настоящее время является крупнейшей религиозной организацией РФ.

В ее состав входят епархии прямого подчинения в России, ближнем зарубежье, Европе и США, Китайская и Японская автономные православные церкви, самоуправляемые Украинская, Молдавская, Латвийская и Эстонская православная церкви, Белорусский экзархат и Казахстанский митрополичий округ. В 2007 г. подписан акт о каноническом общении с Русской православной церковью за рубежом.

РПЦ ведет свое историческое бытие от крещения Руси в 988 г. в Киеве при великом князе Владимире. В 1448 г. она стала де-факто независимой от Константинопольского патриархата, т.е. автокефальной. Рязанский епископ Иона, поставленный Собором русских епископов, получил титул митрополита Московского и всея Руси.

В 1589 г. константинопольский патриарх особой грамотой формально подтвердил статус автокефалии и поставил московского митрополита Иова первым русским патриархом.

Рост духовного влияния и материального богатства РПЦ, ее влияние на политику (включая вопросы престолонаследия) временами делали ее равновеликой царской власти.

Реформы патриарха Никона 1653-1655 гг., проведенные по инициативе царя Алексея Михайловича (исправление богослужебных книг по греческим образцам, установление единообразия церковной службы, изменение некоторых элементов обрядности), привели к расколу и появлению старообрядчества. Раскол был вызван не только собственно религиозными, но и социальными причинами: старообрядцы не принимали «самодержавства» царя в церковных вопросах, падения роли епископов и др.

Консолидация политической власти Петром I потребовала введения государственного контроля над церковью. После кончины в1700 г. патриарха Адриана царь задержал выборы нового предстоятеля, а в 1721 г. учредил государственный орган церковного управления — Духовную коллегию.

Позднее она была переименована в Святейший правительствующий синод, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет. Члены Синода назначались императором, а управляли им светские государственные чиновники — обер-прокуроры.

Епископы должны были присягать на верность царю.

В дореволюционной России РПЦ выполняла важные политические функции: это легитимация царской власти, организация народного образования, ведение метрических книг, регистрация браков и смерти, оглашение царских манифестов и т.д. Церковноприходские школы находились в прямом подчинении церкви, а во всех остальных учебных заведениях преподавался «Закон Божий». Священнослужители находились на государственном обеспечении.

В начале ХХ в. в РПЦ, а также среди российских религиозных интеллектуалов сформировалась группа так называемых «обновленцев», выступавших за демократизацию церковного управления и модернизацию богослужения. С целью обсуждения этих и других вопросов была начата подготовка к созыву Всероссийского поместного собора, который, однако, начал свою работу лишь после Февральской революции — в 1917 г.

Он восстановил патриаршее управление (патриархом был избран московский митрополит Тихон (Белавин) (1917-1925), призвал вернуться к апостольским соборным началам церковной жизни, т.е. развитию инициативы как на уровне иерархии, так и в среде мирян, и разрешил общинам выдвигать кандидатов на архиерейское и священническое служение.

Были образованы два органа коллегиального управления церковью в период между соборами: Священный синод и Высший церковный совет (ВЦС). К компетенции первого были отнесены дела иерархически-пастырского, вероучительного, канонического и литургического характера, второго — дела церковно-общественного порядка: административные, хозяйственные, школьно-просветительные.

Особо важные вопросы, связанные с защитой прав РПЦ, подготовкой к соборам, открытием новых епархий, подлежали решению совместного присутствия Синода и ВЦС.

Весной 1917 г. с новой силой развернулось движение за обновление РПЦ. Одним из организаторов новой реформистской организации — Всероссийского Союза демократического православного духовенства и мирян, возникшего 7 марта 1917 г. в Петрограде, был священник Александр Введенский, ведущий идеолог и вождь движения во все последующие годы.

В Москве возникла аналогичная по задачам Социал-христианская рабочая партия. «Союз» пользовался поддержкой члена Временного комитета Государственной Думы, обер-прокурора Святейшего синода В.Н. Львова и издавал на синодальные субсидии газету «Голос Христа».

В своих публикациях обновленцы ополчались на традиционные обрядовые формы и канонический строй церковного управления.

РПЦ в советский период

После прихода к власти большевистской партии, для которой церковь была идейным и политическим противником, многие священнослужители, монахи и верующие миряне подверглись жестоким репрессиям. В феврале 1918 г. был издан декрет «Об отделении церкви о государства и школы от церкви», который провозгласил светский характер советского государства .

Реакция РПЦ на происходившие события была крайне негативной, хотя патриарх Тихон отказал в поддержке Белому движению и призывал к прекращению братоубийственной гражданской войны. Обострение конфликта между РПЦ и властью произошло в 1921-1922 гг., когда в условиях охватившего страну голода советское правительство, не довольствуясь добровольными пожертвованиями церкви и верующих, приступило к изъятию ценных священных предметов.

В мае 1922 г. патриарх был арестован по ложному обвинению в сопротивлении изъятию ценностей, что приравнивалось к контрреволюционной деятельности, и до 1924 г. находился в заключении. Этим воспользовалась группа «обновленцев», которая объявила себя «Высшим церковным управлением». В раскол, провозгласивший солидарность с целями революции, ушла значительная часть духовенства, однако массовой поддержки в народе он не получил.

В ходе гражданской войны на территориях, контролировавшихся Белым движением, были созданы Временные высшие церковные управления (ВВЦУ). В результате эвакуации армии генерала П.Н. Врангеля из Крыма группа архиереев РПЦ оказалась в Константинополе, где в 1920 г.

на борту парохода «Великий князь Александр Михайлович» состоялось первое заграничное заседание ВВЦУ Юга-Востока России (в декабре того же года преобразованное в Высшее русское церковное управление за границей (ВРЦУЗ). В 1921 г. по приглашению сербского патриарха оно переехало в г.Сремски Карловцы (Сербия), где в ноябре того же года состоялось Всезаграничное русское церковное собрание, впоследствии переименованное в Собор.

Ряд заявлений Собора носил чисто политический характер (в частности, призыв к восстановлению на российском престоле законного православного царя из дома Романовых и прямой призыв к мировым державам оказать помощь для вооружённого свержения советского режима).

Еще до своего ареста патриарх Тихон подчинил все зарубежные русские приходы митрополиту Евлогию (Георгиевскому), находившемуся в Германии, и объявил недействительными решения Карловацкого собора. Непризнание его указа положило начало самостоятельной Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) .

После смерти патриарха Тихона развернулась борьба за руководство РПЦ. В итоге во главе церковного управления встал митрополит Сергий (Страгородский) (1925-1944), который избрал путь лояльности советскому режиму. В 1927 г.

он издал декларацию, в которой говорилось о необходимости легального и мирного существования РПЦ и поддержке народа и правительства СССР , что вызвало протест части духовенства и верующих, которые отвергли юрисдикцию Московского патриархата и перешли на нелегальное положение (получили собирательное наименование «Катакомбной церкви»). РПЦ было дано разрешение восстановить временное синодальное управление. С 1931 г.

стал издаваться официальный «Журнал Московской патриархии», но его выпуск был приостановлен в 1935 г. (возобновлен в 1943 г.) . Церковная структура по всей стране оставалась почти полностью разрушенной.

Катастрофическое для СССР начало Великой Отечественной войны потребовало мобилизации всех ресурсов, включая духовные. РПЦ заняла патриотическую позицию. Поскольку партийно-государственное руководство еще со времен всесоюзной переписи 1937 г. знало, что значительная часть населения СССР относит себя к верующим (56,7% от всех выразивших свое отношение к религии) , оно вынуждено было пойти на сближение с церковью.

Для богослужений стали открываться храмы, началось освобождение священнослужителей из мест заключения, были разрешены массовые богослужения, церемонии и общецерковные сборы средств, расширена издательская деятельность. Была свернута всякая публичная антирелигиозная пропаганда. Кульминацией этого процесса в 1943 г. стал созыв Архиерейского собора и избрание патриарха (митрополит Сергий; с 1945 по 1970 г.

— Алексий (Симанский) . Возможности РПЦ также использовались для интеграции, денационализации и ассимиляции населения присоединенных к СССР украинских, белорусских и других территорий. После окончания войны она была привлечена к активному участию в развернутому по инициативе И.В.Сталина международному движению борьбы за мир. В 1961 г.

РПЦ вступила во Всемирный совет церквей (международную экуменическую организацию, основанную в 1948 г.)

При Н.С.Хрущеве произошел возврат к методам административной борьбы с религией. После прихода к власти Л.И. Брежнева активное гонение на РПЦ прекратилось, но улучшения отношений с государством не произошло.

Конец 1970-х гг. ознаменовался феноменом так называемого «религиозного возрождения», означавшего рост интереса к православию, прежде всего в кругах интеллигенции (выпуск недолговечных подпольных журналов, создание религиозно-философских семинаров и православных групп). В 1979-1981 гг. наиболее известные представители церковного инакомыслия были арестованы .

В период «перестройки» М.С. Горбачев был заинтересован в поддержке религиозных центров для продвижения реформ в СССР и создания благоприятного общественного мнения за рубежом. С этой целью он воспользовался предстоявшим празднованием тысячелетия крещения Руси: с начала 1988 г.

советские газеты, в том числе региональные, были наполнены религиозной тематикой, священникам повсюду предоставлялось слово. На Поместном соборе 1988 г. был принят и новый устав об управлении РПЦ, по которому настоятели храмов могли вновь выполнять обязанности по руководству приходами, чего они были лишены с 1961 г.

В результате либерализации РПЦ получила право на большое количество церковных зданий и свободную регистрацию новых приходов, духовных заведений, обществ милосердия и братств.

Развитие РПЦ в 1990-2000-е гг

Источник: https://autokam.ru/russkaya-pravoslavnaya-cerkov-ili-moskovskii-patriarhat-kto-glava.html

Русская Православная Церковь: история, органы управления

Русская Православная Церковь — самая крупная автокефальная церковь в мире. Ее историю относят к апостольским временам. Русская Церковь пережила раскол, падение монархии, годы богоборчества, войны и гонения, падение СССР и становление новой канонической территории. Мы собрали тезисы, которые помогут вам лучше узнать историю Русской Православной Церкви.

Русская Православная Церковь: история

  • История Русской Православной Церкви начинается еще с апостольских времен. Когда ученики Христа ушли нести Слово Божие людям, путем апостола Андрея оказалась территория будущей Руси. Существует легенда о том, что апостол Андрей пришел на Крымскую землю. Люди, жившие там были язычниками и поклонялись идолам. Апостол Андрей проповедовал им Христа.
  • Тем не менее, от того времени, как по территории будущей Руси ходил апостол до Крещения Руси прошло девять веков. Многие считают началось истории Русской Церкви апостольские времена, для других же «точкой отсчета» становится Крещение Руси в 988 году, а третьи считают, что Русская Православная Церковь родилась в IV веке. В 1448 году появилась первая Автокефальная церковная организация, ее центр располагался в Москве.

    Тогда русские епископы впервые избрали митрополита Иону, как Предстоятеля Церкви без участия Константинопольского Патриархата.

  • В 1589—1593 годы Автокефалию признали формально и Церковь обрела самостоятельность. Изначально при Патриархе не было действующего Собора епископов — Священного Синода, что отличало Русскую Православную Церковь от других Церквей.
  • Пережила Русская Православная Церковь и сложные страницы собственной истории.

    А именно церковную реформу, когда появился термин «старообрядцы».

Староверы

  • Во времена Петра I государственным органом, исполнявшим функцию общецерковного управления стал Священный Синод. Из-за нововведений царя духовенство стало довольно замкнутым обществом, а Церковь потеряла финансовую независимость.
  • Но самые трудные времена для Русской Православной Церкви настали в годы богоборчества после падения монархии. К 1939 году Церковь была практически уничтожена. Многие священнослужители осуждены или убиты. Гонения не позволяли верующим открыто молиться и посещать храмы, а сами храмы были осквернены или уничтожены.
  • После распада СССР, когда прекратились репрессии над Церковью и духовенством, проблемой стала «каноническая территория» Русской Православной Церкви, так как многие бывшие республики отделились. Благодаря акту о каноническом общении, поместные Церкви остались «неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви».
  • В октябре 2011 года Священный Синод утвердил реформу епархиального устройства с трехступенчатой системой управления — Патриархат — митрополия — епархия.

Митрополит

Русская Православная Церковь: устройство и управление

Порядок Церковной иерархии в современной Русской Православной Церкви выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Священник
  5. Диакон

Структура Русской православной церкви (митрополии, епархии)

В Русской Православной Церкви более трехсот епархий, которые объединены в митрополии. Изначально в Русской Православной Церкви звание митрополита присваивали только Предстоятелю. Митрополиты и сейчас решают важнейшие вопросы в Русской Православной Церкви, но ее главой все же является Патриарх.

Список митрополий Русской Православной Церкви:

Алтайская митрополияАрхангельская митрополияАстраханская митрополияБашкортостанская митрополияБелгородская митрополияБрянская митрополияБурятская митрополияВладимирская митрополияВолгоградская митрополияВологодская митрополияВоронежская митрополияВятская митрополияДонская митрополияЕкатеринбургская митрополияЗабайкальская митрополияИвановская митрополияИркутская митрополияКалининградская митрополияКалужская митрополияКарельская митрополияКостромская митрополияКрасноярская митрополияКубанская митрополияКузбасская митрополияКурганская митрополияКурская митрополияЛипецкая митрополияМарийская митрополияМинская митрополия (Белорусский экзархат)Мордовская митрополияМурманская митрополияНижегородская митрополияНовгородская митрополияНовосибирская митрополияОмская митрополияОренбургская митрополияОрловская митрополияПензенская митрополияПермская митрополияПриамурская митрополияПриморская митрополияПсковская митрополияРязанская митрополияСамарская митрополияСанкт-Петербургская митрополияСаратовская митрополияСимбирская митрополияСмоленская митрополияСтавропольская митрополияТамбовская митрополияТатарстанская митрополияТверская митрополияТобольская митрополияТомская митрополияТульская митрополияУдмуртская митрополияХанты-Мансийская митрополияЧелябинская митрополияЧувашская митрополия

Ярославская митрополия

Поскольку вы здесь

у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Источник: https://www.pravmir.ru/russkaja-pravoslavnaja-cerkov/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Молитва николаю чудотворцу изменяющая судьбу

Закрыть