Кто такой регент в церкви

Регент

кто такой регент в церкви

Материал из Posmotre.li

« Вы, ваше величество, будете царствовать, а я — править. »
— Один регент — своему монарху

Регент — дирижёр церковного хора. Нет, не то.

Регент — временный правитель при малолетнем, недееспособном или отсутствующем монархе. Нередко родственник, но может являться и просто влиятельным аристократом. После достижения правителем совершеннолетия, как правило, уступает власть правителю, но может и попытаться остаться у власти.

Литература[править]

  • «Песнь Льда и Пламени». Серсея Ланнистер — королева-регент при малолетних королях Джоффри и Томмене лжеБаратеонах. До нее эту функцию выполнял ее отец как королевский десница (т. е. первый министр).
    • Ну а после того как Серсею судили и превратили в политический труп, то регентом стал дядя Серсеи, Киван Ланнистер. Начал вытаскивать королевство из кризиса и имел реальные шансы разгромить всех врагов, но это шло вразрез с планами Вариса и поэтому он сперва словил арбалетный болт, а потом был добит ножом в печень.
    • Лиза Аррен являлась леди-регентом своего сына, Робина Аррена. До Мизинца.
    • Во время детства короля Эйгона III правил совет постоянно меняющихся регентов.
    • Королева Алисса Таргариен 2 года была королевой-регентом при своём несовершеннолетнем сыне Джейхейрисе I.
  • Сага о Форкосиганах — Эйрел Форкосиган, в 2872-87 годах регент Барраярской империи при малолетнем императоре и его официальный опекун, т. е. император во всем, кроме названия. Несмотря на ожидания всей известной галактики, исправлять это упущение не стал (верность воровским поня форовской чести не позволила, и жена не разрешила).
  • Отблески Этерны — Катарина Ариго-Оллар, Рокэ Алва, Рудольф Ноймаринен в Талиге. Причём в какой-то момент получилось интересная ситуация, когда эти трое были регентами одновременно.
  • Elfenritter — в Теократии королей заменяют регенты из числа князей Церкви
  • Мифология Толкина: После ухода короля Эарнура в безрассудный поход, наместник Мардил двадцать лет правил Гондором от его имени.

    Потом официально было признано, что королевская династия пресеклась, и наместники образовали собственную династию «заместителей» королей, лишь символически продолжая обозначать, что высшая власть в стране принадлежит всё же не им. Так продолжалось почти тысячу лет — до событий «Властелина колец».

Кино[править]

  • The Girl King — дословно «девочка-король», хотя в реальной жизни героиня фильма именовалась королева-регент, и «регентом» она была с 14 лет, а королевой с 6 лет.

Мультфильмы[править]

  • «Шрек» — лорд Фаркуад. Хочет поднять свой статус до монарха, а для этого — жениться на принцессе.
  • «Холодное сердце» — принц Ханс.

Телесериалы[править]

  • «Великолепный век» — Шехзаде Селим получил титул регента, когда Сулейман был болен и не мог встать с кровати.
  • «Великолепный век. Империя Кёсем» — Кёсем Султан. Регент при своём сыне Мураде, а потом стала регентом при своём внуке Мехмеде.

игры[править]

  • «Dishonored» — лорд-регент Хайрем Берроуз. Организовал убийство императрицы Джессамины Колдуин, свалив вину на её телохранителя Корво Аттано, спрятал законную наследницу Эмили в борделе и принялся править в свое удовольствие. Под конец правления двинулся крышей из-за паранои. Именно благодаря ему столичный город Дануолл превратился в Нуар-Сити, наполненный чумой, головорезами и крысами.
  • World of Warcraft — Мойра Тауриссан, королева-регент дворфов Чёрного Железа при своём сыне Дагране Втором.
  • Crusader Kings 2. Моя юная королева, почему бы вам не выйти замуж за моего благородного сына? Ах, вы не желаете иметь консортом герцога, хотя бы его отец был следующим претендентом на престол? Желали бы выйти замуж за отпрыска императора Византии? Понимаю, понимаю. Что ж, продолжим нашу прогулку в сторону вон того балкона с подпиленными опорами
  • Europa Universalis

Визуальные романы[править]

  • Long Live the Queen:
    • Джослин до конца игры является регентом Новы при своей дочке Элоди. Только обязанности регента он не исполняет: практически все государственные дела он оставляет за своей дочкой, хотя должен сам их решать, пока она не станет совершеннолетней. А вместо регентства предпочитает искать себе жён.
    • В герцогстве Элаф в начале игры при малолетнем Адэре регентом будет его отец герцог Фабиан. В середине игры Фабиан умирает, и появляется возможность назначить регентом его мачеху Ариссу (которая и так из-за династических браков владеет чуть ли не половиной страны), своего дядю Арманда, его сводную сестру Адэль (только для этого нужно пройти проверку нескольких навыков).
    • При определённых развилках регент может быть пожизненным (см. статью про сабж).
  • Ace Attorney: Spirit of Justice — в финале таким становится Наньюта для своей сестры Рауфы, так как она ещё неуверенно чувствует себя как медиума.

Настольные игры[править]

  • Warhammer Fantasy Battles — Когда в Конце Времён Император Карл Франц пропал без вести, регентом Империи стал Курт Хельборг, который пытался хоть как-то спасти охваченную хаосом Империю.
    • В Конце Времён, после убийства эльфийского Короля-Феникса Финубара Морехода, Тириона назначают регентом. С задачей регента он не справился полностью провалившись.В результате королём-фениксом стал Малекит, сам Тирион вытащил меч Кейна и сошёл с ума, а Ултуан утонул и оставшиеся в живых эльфы были вынуждены жить в Атель Лоране, лесу лесных эльфов.
  • Warhammer 40k — Малкадор Сигиллит был назначен первым Лордом-Регентом Терры для управления имперским правительством, когда сам Император был вдали от столицы во времена Великого крестового похода, и когда Он не мог править звёздной империей в связи с печальными событиями Ереси Хоруса.

    • Примарх Робаут Жиллиман после того как был пробуждён, снял с государственных постов всех некомпетентных лордов и был провозглашён регентом Империума.

Заграница[править]

  • Царицы Пальмиры Зенобия правила от имени малолетнего сына Вабаллата. Подняла восстание против римлян, но потерпела поражение и попала в плен.
  • Китай:
    • Люй Бувэй — регент и первый министр Цинь; конфуцианцы, не любившие его за то что он парвеню, а не потомственный аристократ, распускали слухи о том, что именно он является настоящим отцом императора Цинь Шихуана (за что конфуцианцев в Цинь преследовали и казнили). Написал 26-томную энциклопедию, фактически одновременно являвшуюся письменным наставлением для будущего императора Цинь Шихуана.
    • За императора Хуэй-ди (династии Цзинь) правила целая куча сменяющих друг друга интригами регентов, постепенно закулисные интриги перетекли в открытую гражданскую войну за право быть регентом. В итоге после пятнадцати лет гражданской войны был потерян Север вместе со столицей.
    • Единственный в истории Китая император женского пола У Цзэтянь с 664-го правила от имени разных сыновей, а в 690-м взяла престол себе.
  • Принц-регент Умаядо, известный по посмертному имени Сётоку, официально переименовал Ямато в Страну Восходящего Солнца во время установки регулярных дипломатических отношений с Китаем. Широко распространил буддизм, используя для этого театр Гигаку, где давались представления по буддийским притчам.

    А также написал первую японскую конституцию «Законоположения в семнадцати статьях», основанную на буддизме, которая древнее британской Великой хартии вольностей.

  • Королева-регент Кристина в Швеции официально именовалась королева-регент, так как по законам могла править лишь в качестве регента, и «регентом» для самой себя она была с 14 лет, а королевой с 6 лет.

    Конец правления был очень подозрительный — сначала главнокомандующий её армией был объявлен её наследником, а затем она отреклась от трона и добровольно-принудительно отправилась в неофициальное изгнание.

  • Принц-регент Георг, он же наследный принц (принц-регент, принц Уэльский, герцог Корнуольский, герцог Ротсейский, граф Честер и прочая, и прочая). Подменял короля Георга Безумного в моменты психоза, возвращая ему власть в моменты просветления.

    Благодаря усилиям регента правление безумного короля получилось более-менее сносным (в фэйлах — потеря американских колоний Британии, а в винах — победа над самим непобедимым императором Наполеоном Бонапартом). С 1811 году стал регентом уже постоянно, а с 1820 — уже и королём Георгом IV. На практике «эрой регентства» называют всё фактическое правление Георга IX, поэтому, упрощенно говоря, так называется период между «георгианской» и «викторианской» эрами британской истории.

  • Фредерик VI — ещё один принц-регент, но в Дании с Норвегией, и тоже при отце (Кристиане VII, родственнике Георга Безумного и тоже страдавшего психическим заболеванием).
  • Луитпольд и Людвиг III — отец и сын, принцы-регенты при безумном короле Баварии Отто I.

    Отец регентствовал почти тридцать лет и помер почтенном в возрасте 91 года, а его сын став в конце 1912 года принцем-регентом, счёл это абсурдным и в 1913 году добился отречения недееспособного короля, в возрасте 67 лет став новым королём.

  • Лакшми Баи — одна из лидеров восстания сипаев, воевала на коне, а правила в качестве регента.
  • Принцесса-регент Бразильской империи Изабелла Кристина Леопольдина Августа Мигуэла Габриэла Рафаэла Гонзага де Браганса.

    За свою жизнь трижды правила Бразилией в качестве регента, во время отсутствия в стране императора отправившегося в очередной заграничный вояж на пару лет.

  • После революции в России и провозглашения независимости Финляндии, королём Финляндии был избран гермаский принц Фридрих Карл Людвиг Константин фон Гессен-Кассель-Румпенхайм, но он в своё королевство так и не пожелал явиться, так что за него правил регент Пер Эвинд Свинхувуд.

    Вскоре в Рейхе случилась революция с выходом Германии из Первой Мировой войны и появлением Бременской советской республики и Баварской советской республики (интересно кого привезли немцам в вагоне вместо Ленина lol), принц бежал но не в Финляндию, где его ждали, а в Нидерланды. Регент Свинхувуд от всего этого был настолько в шоке, что подал в отставку, и новым регентом стал Маннергейм

  • Миклош Хорти — «регент без короля и адмирал без флота», правивший Венгрией с 1920 по 1944 год.

Россия[править]

  • Княгиня Ольга при своём малолетнем сыне Святославе после смерти мужа Игоря. Являлась фактической правительницей и во время долгих походов своего уже взрослого сына.
  • Борис Годунов — при олигофрене Фёдоре I Ивановиче, женатый на его сестре. После его смерти решил короноваться царём.
  • Царевна Софья — при малолетних братьях Петре I и Иване V.
  • Герцог Курляндский Бирон и мать Анна Леопольдовна — при младенце Иване VI.

Источник: https://posmotre.li/%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%82

Дирижер церковного хора: кто такой регент в церкви, обязанности православного руководителя церковного хора на клиросе в храме

кто такой регент в церкви

Среди множества профессий есть одна, которая требует от человека смеси таких качеств, как музыкальный слух, знание церковного устава и умение руководить коллективом. Эта профессия — дирижер церковного хора, которая имеет свое особое название — регент. О том, кто же такой регент в церкви, и чем он отличается от простого руководителя хора, читайте в этой статье.

Кто такой регент

Поскольку в православных храмах церковные службы сопровождаются пением, нужен человек, который будет управлять хором, чтобы тот звучал слаженно и правильно. Таким человеком и является регент. Во время службы он задает тон песнопения, регулирует темп и помогает хору достичь гармоничности.

Слово «регент» происходит от латинского regens — правитель, властелин, или regere — управлять, направлять, исправлять.

У понятия «регент» имеется два значения:

  1. Руководитель хора при церкви;
  2. Опекун при недееспособном государе, фактический правитель государства.

Историческая справка

Первые упоминания об этой профессии появились в 1850-х годах в Придворной певческой капелле Санкт-Петербурга, где регентами называли певчих с большим опытом, которым временно поручали управлять хором в церквях придворного ведомства.

Регентами также считались выпускники преобразованных в 1884 году музыкальных школ при капелле, которые стали называться регентскими классами. В них изучалась элементарная теория музыки, сольфеджио, гармония и контрапункт, а также история церковного пения и игра на фортепиано или скрипке.

Выпускники могли получить аттестат регента трех разрядов, которые давали право обучать «ненотному пению», партесному пению или «сочинению композиций».

В 1970-х в Ленинградской духовной академии появился первый специальный «регентский класс» для православных девушек. После этого такие классы стали появляться практически при всех Духовных семинариях.

Обязанности регента в церкви

У дирижера в церкви довольно широкий круг обязанностей, связанный не только с прямым назначением, но и с организационными вопросами вверенного ему клироса — хора при церкви.

Среди них:

  • подготовка к богослужениям;
  • выбор репертуара;
  • проведение репетиций (не реже 1-3 раз в неделю);
  • составление нотного архива;
  • распределение партий;
  • дирижирование во время богослужения;
  • подготовка к концертным выступлениям;
  • обучение начинающих певцов.

/ Программа» data-image_id=»18545″>

Плюсы и минусы профессии

В связи с постоянным ростом количества храмов спрос на музыкантов, которые способны организовать или же возглавить уже созданный хор, весьма высок. Некоторым храмам даже требуются несколько регентов, если службы идут постоянно.

К другим преимуществам работы руководителем клироса относятся:

  • высокое положение в иерархии церковной службы — после священнослужителей;
  • данная профессия очень уважаема;
  • эмоциональная составляющая: служение Богу и надлежащее выполнение своих обязанностей приносит радость и удовлетворение.

Однако у этой профессии имеются и свои жизненно важные минусы.

Среди них:

  • ненормированный рабочий день;
  • невысокая заработная плата.

Как стать дирижером церковного хора

Православные службы могут идти от нескольких минут до 8 часов, и главная задача регента — все это время быть предельно сконцентрированным на действиях священнослужителей.

Поэтому, для того чтобы стать руководителем клироса, нужно обладать тремя очень важными качествами:

  • крепкой нервной системой;
  • уверенностью в себе;
  • умением быстро реагировать на внешние раздражители.

Также потребуется пройти еще несколько немаловажных этапов.

Благословение священника

Прежде всего, необходимо попасть в клирос. Сделать это можно только по благословению приходского священника либо владыки, возглавляющего епархию.

Несмотря на то, что в штате любого крупного хора при церкви всегда есть профессиональные музыканты, специфика пения на клиросе подразумевает, что светский музыкант не может руководить таким хором. Для этого необходимы соответствующая подготовка и опыт пребывания в хоре не менее 2-5 лет.

Получение образования

Специальность «Регент церковного хора» возможно получить после прохождения обучения в регентских школах, отделениях или курсах.

Обучение руководителей церковного хора

Для управления церковным хором мало музыкальных знаний и умения дирижировать. Важно понимание православия, знание Священного Писания и активная вовлеченность в церковную жизнь.

Требования для поступления

Важно наличие музыкального образования, умения читать ноты и петь с листа. В некоторых учебных заведениях это условие необязательно, но весьма желательно. В любом случае, стоит подготовиться к прослушиванию, определяющему музыкальные способности будущего ученика.

Также необходимо выполнить следующие требования:

  • получить рекомендацию приходского священника;
  • пройти собеседование,
  • подтвердить знание основных православных молитв и Священного Писания;
  • научиться читать на церковнославянском языке, так как на нем составлена подавляющая часть книг для богослужения;
  • предоставить аттестат или диплом об образовании (минимум — полное среднее).

Преимущество при поступлении будет у певчих или псаломщиков с опытом клиросного послушания от 1 года.

Процесс обучения

Обучение будущих регентов состоит из духовной и музыкальной частей и длится от 2 до 4 лет. За это время необходимо овладеть знаниями в области церковных канонов, литургики, церковного обихода, богослужебного устава и церковнославянского языка.

Программа регентского обучения включает в себя как общие предметы, связанные с теорией музыки, так и церковные дисциплины:

  • богослужебное пение;
  • обиход церковного пения Русской Православной Церкви;
  • история русской духовной музыки;
  • литургика;
  • катехизис;
  • богослужебный устав;
  • сравнительное богословие;
  • основы церковнославянской грамоты;
  • основы православного вероучения;
  • Библейская история;
  • Священное Писание;
  • сольфеджио;
  • гармония;
  • дирижирование;
  • теория музыки;
  • чтение хоровых партитур;
  • хороведение;
  • фортепиано;
  • аранжировка.

Во время учебы необходимо пройти обязательную практику на клиросе в храме.

Смотрите короткий фильм-презентацию Регентского отделения Екатеринбургской духовной семинарии

Источник: https://proreligiu.club/obshestvo/muzika/dirizher.html

Кто такой регент в церкви. Регент — это тот, кто управляет на самом деле

кто такой регент в церкви

Среди множества профессий есть одна, которая требует от человека смеси таких качеств, как музыкальный слух, знание церковного устава и умение руководить коллективом. Эта профессия — дирижер церковного хора, которая имеет свое особое название — регент. О том, кто же такой регент в церкви, и чем он отличается от простого руководителя хора, читайте в этой статье.

Регент — это тот, кто управляет на самом деле

В церковной лексике используется термин «регент». Это же слово применяется и в политике, означая ВрИО монарха. Смысл регентства объясняется латинским первоисточником (regentis или regents), означающим «управлять» или «правящий». У священнослужителей и политиков оно означает разные вещи.

Церковные регенты

Источник: https://taromasters.ru/vse-stati/kto-takoj-regent-v-tserkvi-regent-eto-tot-kto-upravlyaet-na-samom-dele.html

Станислав Попов

Регент Праздничного мужского хора Новоспасского ставропигиального монастыря, Москва

Фото Владимира Ештокина

Я начал петь в детском саду — там готовились утренники и для этого разучивали с детьми песни, стихи. Я активно участвовал в этих мероприятиях — громко пел уже целенаправленно. После школы я закончил училище имени А. В. Свешникова при академии хорового искусства В. С. Попова, потом и саму академию сразу по двум специальностям: дирижер хора и сольный академический певец.

Мне всегда хотелось петь в мужском хоре — меня очень привлекает его звучание. Я решил попробовать свои силы в будничном хоре Данилова монастыря, и меня приняли. Это продолжалось недолго: я учился в 10 классе, и меня захлестнула с головой учеба, пришлось на два-три года оставить пение на клиросе.

В 1999 году в мужском хоре Новоспасского монастыря освободилось место. Моя супруга, узнав об этом, сказала: «Сходи, может тебя возьмут». Меня приняли в праздничный хор. Петь в таком коллективе — большая честь.

Регентом я стал после 15 лет пения в нашем хоре. Два года назад наместник Новоспасского монастыря епископ Вокресенский Савва увидел во мне потенциал и предоставил такую возможность.

Для меня регент — это профессия. Я не задумывался, должен ли нести в себе какую-нибудь миссию как руководитель хора. Да, мы должны петь красиво. Но красивое пение может быть пустым, а может быть обращено к Богу. Тогда люди, которыми ты руководишь, проникаются музыкой, богослужебным текстом, отходят от нот и просто смотрят тебе в глаза. В такие моменты у духовенства, хора и прихожан зарождается совместная молитва.

Хор объединяет молящихся, дает эмоциональный импульс. В такие моменты единения чувствуешь присутствие благодати.

Но регент не миссионер в классическом понимании – он помощник, связующее звено. Хор — своего рода усилитель, который помогает священству совершать службу, усиливает молитву.

Фото Владимира Ештокина

Регент сочетает в себе множество качеств — это жесткость, требовательность (в первую очередь к самому себе) и мягкость по отношению к хору. Все, что он предлагает своим подчиненным, в первую очередь должен испытать на себе. Регенту необходимо очень тонкое чувство музыки — многие песнопения этого требуют.

Одного регентского образования недостаточно для профессионального управления церковным хором. Чтобы стать регентом, необходимо закончить любой профильный музыкальный вуз — там научат руководить хором и понимать его изнутри. Только после этого можно пойти на регентские курсы, чтобы разобраться в особенностях службы, выучить устав богослужения и распевы.

Иногда мне тяжело слушать критику — мы же уйму сил и времени тратим на подготовку к службам! Иногда наш протодьякон говорит: «Вы прекрасно спели “Великое славословие”! Я давно такого не слышал».

А прихожане говорят, что нельзя молиться под эту музыку, нужно что-то менее «концертное», более мягкое, плавное. Я стараюсь постепенно воспитывать вкусы людей.

В наш монастырь ходят прихожане с разным духовным опытом и музыкальным кругозором, поэтому мы используем на службах песнопения практически всех эпох и стилей: от древних распевов до авторской музыки XXI века.

Самое приятное в моей работе — чувствовать себя связующим звеном, частью богослужения и непосредственно в нем участвовать.

Вообще я не меломан. Когда-то я слушал все подряд: симфонии, хоровые опусы, мессы. Ну а потом я сам много пел в хоровом училище и академии. Когда каждый день поешь разные произведения, то уже не возникает желания что-то слушать. Зачем слушать, когда ты в этом участвуешь изнутри? Иногда могу включить какую-нибудь запись, чтобы профессионально ее оценить, а так специально, чтобы получить удовольствие, — нет. Удовольствие получаешь внутри этого исполнения, участвуя в нем.

Татьяна Щерба

Регент кафедрального собора cвятителя Николая, Вена, Австрия

Когда в конце 1980-х все ринулись ходить в храмы, я была резко против — не хотелось быть как все. Хоть я и была крещеная, дома у меня никто в храм не ходил, и тема эта вообще не поднималась. Для себя я так решила: пока Бог меня сам не позовет, не пойду. Наверное, была очень гордая.

Ну и однажды Он меня позвал. Случилось это так: моя подружка стеснялась сама зайти в храм и купить крестик, поэтому взяла меня с собой. Видимо, я задавала много вопросов, поэтому проходивший мимо батюшка заговорил со мной и пригласил прийти на службу, исповедаться, причаститься. Тут я вспомнила свое обещание «прийти, когда позовут» и вскоре уже стояла на службе. Это был храм как раз недалеко от Московской консерватории, где я училась.

В храме мне хотелось как-то поучаствовать в церковной жизни, помочь. Начала с простого — попросилась следить за подсвечниками, чистить их. Когда после службы в храме никого не было, я оставалась и пела. Меня услышали и поставили на клирос.

Уставом и самой службой я начала интересоваться сразу — это же интригует, когда смотришь во все эти книги и ничего не понимаешь! Я купила «Богослужебный устав» В. Розанова, читала «Октоих» (богослужебная книга, содержит последование основных церковных служб. – Прим. ред.

). Так и пошло мое обучение.

Регентовать я начала еще в Москве, потом регентовала в Германии во время учебы. Когда переехала в Вену просто пела в хоре, а потом появилась возможность организовать любительский коллектив при соборе, из которого впоследствии и вырос нынешний Соборный хор.

Каждый раз, когда я регентую, точно знаю, что Господь управляет службой. И ты можешь как угодно стараться, но, если у тебя не будет смирения, если ты не будешь понимать, что все в руках Божьих, — ничего не выйдет! И все, что ты можешь сделать, — это приложить максимум усилий, чтобы богослужение прошло чинно и на нем можно было молиться.

Тогда Господь поможет. Если будешь думать, что ты тут главный и руководишь всем: хором, песнопениями, продолжительностью службы, тебе «дадут по шапке» Сверху. Я это очень хорошо чувствую.

Меня всегда больно ранила фраза некоторых певчих: «Бесплатно только птички поют». Я это слышала, к сожалению, очень часто. Люди должны получать зарплату, если они трудятся, но я считаю, что в церковном хоре на первом месте должна быть другая мотивация. Это Господь, это вера, это община, храм, Церковь.

Мы не можем положить в основу церковного хора только материальную составляющую, потому что она губит дух.

Самое приятное в моем деле, когда приходят новые люди и говорят: «Мы услышали ваш хор и хотим научиться петь». Бывает, что из хора уходят певчие, и это больно, но если приходят новые люди и хотят учиться — это мотивирует лучшим образом. Особенно когда человек не музыкант, когда у него семья, работа с утра до ночи, но он записывает на диктофон песнопения и дома учит их только потому, что по-другому не может, – он хочет петь в хоре.

Моя цель как регента, по крайней мере в Вене, сделать так, чтобы как можно больше людей полюбили православное богослужение и стремились в нем участвовать: петь, читать, помогать в алтаре.

Чтобы руководить большим церковным хором, например, в кафедральном соборе, нужно как минимум закончить музыкальное училище. У меня за спиной лицей при Белорусской консерватории, Московская консерватория и аспирантура, Высшая школа музыки во Фрайбурге. В Австрии, в Вене, я закончила музыкальный университет по специальности «концертный органист».

В первую очередь регент должен быть хорошим певчим. Не обязательно лучшим, но надежным. Вообще лучшие регенты те, кто вырос из своего хора. Они знают возможности состава, знают характер друг друга. Взаимодействие таких регентов с коллективом гораздо лучше — они и есть этот коллектив.

Для них нет внутренних противоречий: они могут сегодня регентовать, а завтра будут петь в хоре тем голосом, которым необходимо. И руководят такие люди не так авторитарно, и знают с кого что требовать. Но по отношению к хору регент в первую очередь должен быть руководителем, а потом уже другом.

Вообще, быть начальником всегда тяжело.

Источник: https://rostovhramvrs.ru/regent/

Регент церковного хора

Почему я не головщик? Потому, что в современной Церкви царит, к сожалению, другая система пения.

Головщики были в Православной Церкви в те времена, когда:

  • богослужебное пение представляло собой весьма стройную систему и включало в себя не только слышимое пение, но и знание точных законов соединения движения сердца с движением голоса;
  • когда богослужебное пение объявлялось особой дисциплиной тела, души, духа;
  • когда правильная духовная жизнь провозглашалась причиной и условием правильно построенной мелодии, а певчий должен был стать неким инструментом Святаго Духа, а пение – богословием в звуках;
  • когда богослужебные песнопения не сочинялись композиторами, а являлись плодами молитвенного подвига монашествующих (к примеру, многим известен нерукотворный гимн Пресвятой Богородице «Агни парфене», который пропели ангелы во сне святому Нектарию Эгинскому, записавшему мелодию и все 24 стиха этого гимна).

В результате обрыва традиций сегодня многое утеряно, а система богослужебного пения оказалась вытесненной музыкой, большей частью композиторской, что наблюдается даже во многих монастырях; да и на клирос, в церковный хор приходят люди зачастую невоцерковленные, что сказывается на качестве служб.

Что я считаю важным в церковном пении

В таких условиях меня как регента заботят три главных аспекта:

  • стилистика самих песнопений, которые руководитель хора свободно выбирает по своему усмотрению из огромного количества доступных сегодня нот;
  • характер, манера исполнения песнопений;
  • внутреннее состояние поющих, осознание ими мировоззренческого, исповедального, духовного содержания каждого музыкального элемента и каждого слова, осознание того, что сам процесс исполнения является следствием и проявлением определенно настроенного человеческого духа.

В подборе репертуара руководствуюсь тем, чтобы песнопения как можно меньше давали возможностей певчим демонстрировать свои голоса. У Блаженного Августина в «Исповеди» сказано: «Когда со мною случается, что меня трогает больше пение, нежели то, что поется, то я признаюсь, что я тяжело согрешаю, и тогда желал бы и не слышать поющего».

О том же говорит свт. Иоанн Златоуст в одной из своих бесед: «Слуга Христов должен петь так, чтобы приятными были слова, которые он произносит, а не голос его».
В одном из писем архимандрита Иоанна Крестьянкина к духовным чадам нашла такие строки: «пение профессиональное редко несет в себе живой, до Господа доходящий глас. Сердце надо иметь обращенным к Богу. Только тогда никто на пение и внимание не обратит, но все устремятся за вами к Богу».

Что касается манеры исполнения, то у нас есть 75-е правило Шестого Вселенского Собора (VII в.), которое никто не отменял. Святые отцы постановили: «Желаем, чтобы приходящие в Церковь для пения не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика, и не вводили ничего несообразного и не свойственного церкви: но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное. Ибо Священное слово поучало сынов израилевых быти благоговейными».

Вот ключевое для нас слово – благоговейно всё надо петь в Церкви. Один человек недавно сказал: стоял на службе в одном из наших храмов, молился, вдруг сопрано как заверещит, хотелось убежать, молитва разрушилась.

Надо помнить, что Церковь – это не концертный зал и не театр, а молитвенное собрание верующих. В храме эмоциям не место, иначе духовность заменяется душевностью.

Некоторые прихожане тоже иногда грешат этим, когда во время пения «Символа веры» или «Отче наш» стараются перекричать других и даже хор.

О дисциплине в церкви

Для меня важен и вопрос о дисциплине в церкви, о благочинии певчих на хоре и клиросе. Певчие у нас зачастую считают, что их назначение не молиться, а исполнять певческую работу, во время которой можно вести себя довольно свободно, допуская во время чтения чтеца праздные разговоры, шутки, даже смех, ведя переписку или переговоры по сотовому телефону.

В некоторых храмах во время Шестопсалмия даже выходят покурить. Моменты чтения воспринимаются как перерыв в работе.

В церковный хор должны идти не просто профессионалы, желающие попеть за определенное вознаграждение, но и дорожащие Церковью и чтущие её святость. Надеюсь, что в нашем храме Господь собрал именно таких людей на клиросе.

Я их всех очень люблю и каждый день поминаю о здравии на утренних молитвах, заказываю за них службы по праздникам и когда болеют.

Все наши певчие периодически участвуют в таинстве исповеди, принимают Святое причастие. Перед началом каждой службы мы просим друг у друга прощения, благословения. На репетициях-спевках молитвенно обращаемся за помощью к нашим храмовым святым, к покровителю уральских певчих свщмч. Вячеславу Невьянскому, а также к покровителю всех певчих прп. Роману Сладкопевцу.

А чтобы у певчих была перспектива для стремления к самосовершенствованию, представление об идеале, я написала для нашего клироса заповеди, которыми могу поделиться.

«Десять заповедей для идеальных певчих»

  1. По дороге в храм твори молитвы (в том числе молитву идущего в церковь «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем»).
  2. Во время богослужения внимай словам молитв и Священного Писания, не допускай посторонних разговоров (кроме тех замечаний и указаний, которые необходимы по ходу службы); ум возводи на Небо.
  3. Помни о великой ответственности певчих перед Богом и людьми – нашими устами прихожане возносят к Богу молитвы.
  4. В основу ангелоподобного пения в храме положи для себя принцип: «Бога должно воспевать не голосом, но сердцем». Прилагай все свои силы так, будто это твоя последняя служба.
  5. Не приступай к пению в гневе, раздражении или не простив ближнего.
  6. Соблюдай по возможности все посты, в том числе среду и пятницу.
  7. Приступай ко Святому Причащению не реже 4-х раз в год, т. е.

    в каждый из постов (а лучше раз в месяц), чтобы иметь духовное подкрепление и не стать врагом Христу.

  8. Внешним видом соответствуй облику православного человека. Женщинам: юбка до щиколоток или ниже колен без глубоких разрезов, рукава не выше локтя, ноги прикрыты гольфами или носками.
  9. Помни заповедь «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся». Признавай достоинства других и будь снисходительным к недостаткам и немощам других.

  10. Следуй во всех обстоятельствах совету прп. Амвросия Оптинского: никого не осуждай, никому не досаждай и всем свое почтение выражай.

С любовью ваш регент»

А вообще клирос у нас очень дружный.

Одна из певчих Анастасия Пронькина (это моя дочь) написала стихотворение «Любимому клиросу посвящается».
Вот это стихотворение:

«Любимому клиросу посвящается»

Эпиграф: «Друзья мои, прекрасен наш союз! (Пушкин)

«Надеюсь, регент мне поставит плюс!» (автор)

Вы послушайте, ребята, Сей папирус вам поведает Про наш прекрасный клирос: С чувством юмора у всех у нас в порядке, Потому что начинаем день с зарядки.

Не с зарядки белого смартфона И не пресловутого айфона, А с зарядки голоса и слуха, Чтобы не страдало чьё-то ухо, И простим неправильную ноту, (Если вдруг медведь вам наступил на «что-то»), Ну, а если вдруг придется туго, — Бережно плечо подставим другу.

Есть у нас диван, электрочайник, Ну, а если в пении вы «чайник», — Подливать не будем кипяточку Вот ещё б найти для рифмы строчку! Ах, друзья мои, люблю вас очень!

Станислава Пронькина, короче.*

*«Сие слово зде допущено для рифмы пущей» (А.С.Пушкин)

В дальнейшем на своей страничке планирую поговорить о том, что такое богослужебное пение, что включает в себя это понятие и почему вообще в храме необходимо пение.

Источник: https://hramsergiy74.ru/prihod/regent/regent-tserkovnogo-hora.htm

Как стать регентом церковного хора?

Регент в переводе с латинского означает «правящий». Так называют руководителей (дирижеров) церковных хоров в Русской Православной Церкви.

В настоящее время спрос на музыкантов, способных организовать либо возглавить уже созданный церковный хор (клирос), весьма высок. Объясняется это постоянным  ростом количества действующих храмов, приходов и епархий РПЦ. Данная статья содержит полную информацию о том, как стать регентом.

Церковное послушание

Попасть в церковный хор можно только по благословению приходского священника, либо возглавляющего епархию (митрополию) владыки.

Регенту, постоянным певчим и уставщику выплачивается заработная плата. Начинающие хористы оплату не получают. Так как ответственность за клирос несет регент, все организационные вопросы решает именно он.

Обязанности регента:

  • подготовка к богослужениям,
  • выбор репертуара,
  • проведение спевок (1-3 раза в неделю),
  • составление нотного архива,
  • определение численности и состава клироса по будним и воскресным дням,
  • распределение партий,
  • дирижирование во время богослужения,
  • подготовка к концертным выступлениям и т.д.

Если есть возможность, в помощь регенту назначают уставщика. Он отвечает непосредственно за подготовку клироса к ежедневным церковным службам, в отсутствие регента руководит хором.

Как стать регентом?

В штате любого крупного церковного хора в настоящее время всегда есть профессиональные музыканты:

  • выпускники  хорового либо дирижерского отделения вуза,
  • учащиеся и преподаватели музыкального колледжа или музыкальной школы,
  • солисты, музыканты, актеры филармоний, театров и т.д.

Однако в силу специфики пения на клиросе, светский музыкант не может руководить церковным хором. Для этого нужны соответствующая подготовка и опыт пребывания на клиросе не менее 2-5 лет.

Специальность «Регент церковного хора» можно получить во время учебы в регентских (певческих) школах (отделениях, курсах). Ниже приводится список самых известных учебных заведений, где обучают будущих регентов.

Требования при поступлении

  • Наличие музыкального образования, умение читать ноты и петь с листа – не обязательное, но весьма желательное условие зачисления на учебу. В некоторых учебных заведениях это обязательный критерий (см. таблицу). В любом случае необходимо подготовиться к прослушиванию, которое определит музыкальные способности кандидата.
  • Требуется рекомендация священника. Иногда можно получить благословение от священника на месте.
  • Практически во всех духовных учебных заведениях при поступлении необходимо пройти собеседование, во время которого подтверждается знание основных православных молитв, Священного Писании (Ветхий и Новый завет).
  • Умение читать на церковнославянском языке, на котором составлена подавляющая часть богослужебных книг.
  • Приоритет при поступлении имеют певчие, псаломщики, уставщики с клиросным послушанием от 1 года.
  • Аттестат (диплом) об образовании (не ниже полного среднего).
  • Умение грамотно написать изложение.
  • При поступлении в некоторые учебные заведения абитуриент обязан сдать экзамен по дирижированию.

Обучение

Время учебы псаломщиков (чтецов) и певчих обычно составляет 1 год или более. Обучение регентов занимает не менее 2 лет.

Во время учебы будущие регенты получают одновременно музыкальное и духовное образование. За 2-4 года необходимо овладеть знаниями церковных канонов, литургики, церковного обихода, богослужебного устава, церковно-славянского языка.

Программа регентского обучения включает в себя как общемузыкальные предметы, так и церковные дисциплины (певческие и общие):

  • церковное пение,
  • обиход церковного пения Русской Православной Церкви,
  • история русской духовной музыки,
  • литургика,
  • катехизис,
  • богослужебный устав,
  • сравнительное богословие,
  • основы церковнославянской грамоты,
  • основы православного вероучения,
  • Библейская история,
  • Ветхий и Новый завет,
  • сольфеджио,
  • гармония,
  • дирижирование,
  • теория музыки,
  • чтение хоровых партитур,
  • хороведение,
  • фортепьяно,
  • аранжировка.

Во время учебы, курсанты проходят обязательную богослужебную практику на клиросе в храмах РПЦ.

 российские учебные заведения,
где обучают регентов и певчих

Наглядно данные  о таких учебных заведениях представлены в таблице – СМОТРЕТЬ ТАБЛИЦУ

Источник: https://music-education.ru/kak-stat-regentom-tserkovnogo-hora/

Люди в храме: регент — Православный журнал

Регент — руководитель церковного хора. В его обязанности входит подбирать певческий состав, обучать его, следить за ходом богослужения. Иногда церковный хор называют клиросом. Клирос — место в храме на возвышении или балконе, где располагается певческий состав. Как становятся регентами,  что он должен уметь и где этому учат в проекте «Фомы» «Люди в храме».

Станислав Попов

Регент Праздничного мужского хора Новоспасского ставропигиального монастыря, Москва

Фото Владимира Ештокина

Я начал петь в детском саду — там готовились утренники и для этого разучивали с детьми песни, стихи. Я активно участвовал в этих мероприятиях — громко пел уже целенаправленно. После школы я закончил училище имени А. В. Свешникова при академии хорового искусства В. С. Попова, потом и саму академию сразу по двум специальностям: дирижер хора и сольный академический певец.

Мне всегда хотелось петь в мужском хоре — меня очень привлекает его звучание. Я решил попробовать свои силы в будничном хоре Данилова монастыря, и меня приняли. Это продолжалось недолго: я учился в 10 классе, и меня захлестнула с головой учеба, пришлось на два-три года оставить пение на клиросе.

В 1999 году в мужском хоре Новоспасского монастыря освободилось место. Моя супруга, узнав об этом, сказала: «Сходи, может тебя возьмут». Меня приняли в праздничный хор. Петь в таком коллективе — большая честь.

Регентом я стал после 15 лет пения в нашем хоре. Два года назад наместник Новоспасского монастыря епископ Вокресенский Савва увидел во мне потенциал и предоставил такую возможность.

Для меня регент — это профессия. Я не задумывался, должен ли нести в себе какую-нибудь миссию как руководитель хора. Да, мы должны петь красиво. Но красивое пение может быть пустым, а может быть обращено к Богу. Тогда люди, которыми ты руководишь, проникаются музыкой, богослужебным текстом, отходят от нот и просто смотрят тебе в глаза. В такие моменты у духовенства, хора и прихожан зарождается совместная молитва.

Хор объединяет молящихся, дает эмоциональный импульс. В такие моменты единения чувствуешь присутствие благодати.

Но регент не миссионер в классическом понимании — он помощник, связующее звено. Хор  — своего рода усилитель, который помогает священству совершать службу, усиливает молитву.

Фото Владимира Ештокина

Регент сочетает в себе множество качеств — это жесткость, требовательность (в первую очередь к самому себе) и мягкость по отношению к хору. Все, что он предлагает своим подчиненным, в первую очередь должен испытать на себе. Регенту необходимо очень тонкое чувство музыки — многие песнопения этого требуют.

Одного регентского образования недостаточно для профессионального управления церковным хором. Чтобы стать регентом, необходимо закончить любой профильный музыкальный вуз — там научат руководить хором и понимать его изнутри. Только после этого можно пойти на регентские курсы, чтобы разобраться в особенностях службы, выучить устав богослужения и распевы.

Иногда мне тяжело слушать критику — мы же уйму сил и времени тратим на подготовку к службам! Иногда наш протодьякон говорит: «Вы прекрасно спели “Великое славословие”! Я давно такого не слышал».

А прихожане говорят, что нельзя молиться под эту музыку, нужно что-то менее «концертное», более мягкое, плавное. Я стараюсь постепенно воспитывать вкусы людей.

В наш монастырь ходят прихожане с разным духовным опытом и музыкальным кругозором, поэтому мы используем на службах песнопения практически всех эпох и стилей: от древних распевов до авторской музыки XXI века.

Самое приятное в моей работе — чувствовать себя связующим звеном, частью богослужения и непосредственно в нем участвовать.

Вообще я не меломан. Когда-то я слушал все подряд: симфонии, хоровые опусы, мессы. Ну а потом я сам много пел в хоровом училище и академии. Когда каждый день поешь разные произведения, то уже не возникает желания что-то слушать. Зачем слушать, когда ты в этом участвуешь изнутри? Иногда могу включить какую-нибудь запись, чтобы профессионально ее оценить, а так специально, чтобы получить удовольствие, — нет. Удовольствие получаешь внутри этого исполнения, участвуя в нем.

Татьяна Щерба

Регент кафедрального собора cвятителя Николая, Вена, Австрия

Когда в конце 1980-х все ринулись ходить в храмы, я была резко против — не хотелось быть как все. Хоть я и была крещеная, дома у меня никто в храм не ходил, и тема эта вообще не поднималась. Для себя я так решила: пока Бог меня сам не позовет, не пойду. Наверное, была очень гордая.

Ну и однажды Он меня позвал. Случилось это так: моя подружка стеснялась сама зайти в храм и купить крестик, поэтому взяла меня с собой. Видимо, я задавала много вопросов, поэтому проходивший мимо батюшка заговорил со мной и пригласил прийти на службу, исповедаться, причаститься. Тут я вспомнила свое обещание «прийти, когда позовут» и вскоре уже стояла на службе. Это был храм как раз недалеко от Московской консерватории, где я училась.

В храме мне хотелось как-то поучаствовать в церковной жизни, помочь. Начала с простого — попросилась следить за подсвечниками, чистить их. Когда после службы в храме никого не было, я оставалась и пела. Меня услышали и поставили на клирос.

Уставом и самой службой я начала интересоваться сразу — это же интригует, когда смотришь во все эти книги и ничего не понимаешь! Я купила «Богослужебный устав» В. Розанова, читала «Октоих» (богослужебная книга, содержит последование основных церковных служб. — Прим. ред.

). Так и пошло мое обучение.

Регентовать я начала еще в Москве, потом регентовала в Германии во время учебы. Когда переехала в Вену просто пела в хоре, а потом появилась возможность организовать любительский коллектив при соборе, из которого впоследствии и вырос нынешний Соборный хор.

Каждый раз, когда я регентую, точно знаю, что Господь управляет службой. И ты можешь как угодно стараться, но, если у тебя не будет смирения, если ты не будешь понимать, что все в руках Божьих,  — ничего не выйдет! И все, что ты можешь сделать, — это приложить максимум усилий, чтобы богослужение прошло чинно и на нем можно было молиться.

Тогда Господь поможет. Если будешь думать, что ты тут главный и руководишь всем: хором, песнопениями, продолжительностью службы, тебе «дадут по шапке» Сверху. Я это очень хорошо чувствую.

Меня всегда больно ранила фраза некоторых певчих: «Бесплатно только птички поют». Я это слышала, к сожалению, очень часто. Люди должны получать зарплату, если они трудятся, но я считаю, что в церковном хоре на первом месте должна быть другая мотивация. Это Господь, это вера, это община, храм, Церковь.

Мы не можем положить в основу церковного хора только материальную составляющую, потому что она губит дух.

Самое приятное в моем деле, когда приходят новые люди и говорят: «Мы услышали ваш хор и хотим научиться петь». Бывает, что из хора уходят певчие, и это больно, но если приходят новые люди и хотят учиться — это мотивирует лучшим образом. Особенно когда человек не музыкант, когда у него семья, работа с утра до ночи, но он записывает на диктофон песнопения и дома учит их только потому, что по-другому не может, – он хочет петь в хоре.

Моя цель как регента, по крайней мере в Вене, сделать так, чтобы как можно больше людей полюбили православное богослужение и стремились в нем участвовать: петь, читать, помогать в алтаре.

Чтобы руководить большим церковным хором, например, в кафедральном соборе, нужно как минимум закончить музыкальное училище. У меня за спиной лицей при Белорусской консерватории, Московская консерватория и аспирантура, Высшая школа музыки во Фрайбурге. В Австрии, в Вене, я закончила музыкальный университет по специальности «концертный органист».

В первую очередь регент должен быть хорошим певчим. Не обязательно лучшим, но надежным. Вообще лучшие регенты те, кто вырос из своего хора. Они знают возможности состава, знают характер друг друга. Взаимодействие таких регентов с коллективом гораздо лучше — они и есть этот коллектив.

Для них нет внутренних противоречий: они могут сегодня регентовать, а завтра будут петь в хоре тем голосом, которым необходимо. И руководят такие люди не так авторитарно, и знают с кого что требовать. Но по отношению к хору регент в первую очередь должен быть руководителем, а потом уже другом.

Вообще, быть начальником всегда тяжело.

Источник: https://foma.ru/lyudi-v-hrame-regent.html

Регент в хоре

Регент — руководитель церковного хора. В его обязанности входит подбирать певческий состав, обучать его, следить за ходом богослужения. Иногда церковный хор называют клиросом. Клирос — место в храме на возвышении или балконе, где располагается певческий состав. Как становятся регентами, что он должен уметь и где этому учат в проекте “Фомы” “Люди в храме”.

Как стать регентом церковного хора — MUSIC ACADEMY

Регент

Хором регентует 27-летняя Ирина Конева. Невзирая на внешнюю хрупкость, управляет «авторитетно»: со знанием певческой специфики и психологии исполнителей.

 В хор Ирина пришла в 2005 году по приглашению подружки, с которой училась в Миасском колледже культуры и искусства. – Она позвала меня, студентку 2 курса в ансамбль (тогда хора как такового не было), –  вспоминает Ирина.

– Я пришла в храм, осмотрелась, послушала, сама попробовала, и поняла – это мое дело, мне здесь интересно.

С вокалом и сольфеджио Ирина «на ты»: закончила музыкальную школу, колледж, ЧГАКИ (дирижерское отделение). Старательно осваивала специальные дисциплины: историю музыки и искусств, сольфеджио, гармонию, полифонию, дирижирование, хоровое пение, музыкальную информатику. Регентом стала еще во время учебы в колледже: девушка-студентка уехала на учебу, вот и заменила ее.

Регент (от лат. regens, род. п. regentis — правящий) — руководитель церковного хора. Название возникло в петербургской Придворной певческой капелле. Регентами именовали опытных певчих, которым временно поручали управление хорами в церквах придворного ведомства.

Согласно второму толкованию термина, Ирину можно именовать дирижёром. Она руководит разучиванием и исполнением ансамблевой музыки. Дирижирование – один из наиболее сложных видов музыкального исполнительства. Именно ему принадлежит художественная трактовка произведения. Ирина выполняет ответственную задачу: обеспечивает ансамблевую стройность и техническое совершенство исполнения.

– Ирина, чем отличается регент от дирижера?

– Манерой работы. От дирижера требуется больше артистичности, там присутствуют «яркие» движения рук. Для регента важнее обеспечить «небезразличное пение». И жест дирижерский более скупой: кисть чуть согнута, палец приподнят. Так показываю, чтобы пение в какие-то моменты звучало легче и тише. А вообще-то, регент – это духовное понятие.

– Многим кажется, что если песнопения исполнят камерный или академический хор, различия с церковным не будет. Это так?

– Нет. Духовные песнопения любой хор может спеть. Но важно понимать главный смысл, что это молитва. Если даже петь грамотно, музыкально, но ничего не имея в душе – до человека не дойдет состояние молитвенности.

– Для кого поют регент и хор?

– Прежде всего, для Бога, потом уже – для прихожан. Помню, как-то пришли в храм, а прихожан мало. Растерялись, спрашиваем: «Для кого петь-то?» А батюшка отвечает – для Бога.

– Для чего пение необходимо в храме, какая роль отводится духовной музыке?

– Музыка усиливает воздействие молитвы, помогает молящимся сохранить сосредоточенность, или, когда это требуется, несколько расслабиться. В данном случае она вторична, первичны – молитвенные слова.

– Какие требования предъявляются при наборе певчих?

– Для церковного хора подбираются те же голоса, что и для светского: басы, баритоны, тенора, сопрано и альты. В первую очередь, должно быть музыкальное образование, хотя бы музыкальная школа. Человек должен знать сольфеджио и нотную грамоту, читать «с листа», бегло читать на церковно-славянском языке, знать «гласы».

– и обязательно быть верующим?

– Верующие приветствуются. Но это не является жестким требованием. Я, например, уже работая в хоре, приобщилась к вере, хотя с детства была крещеная.

– Петь во время многочасовой службы – не легкая физическая работа

– Это так. За 2-3 часа устает не только голос, но и спина, ноги, поэтому мы и стоим, и сидим.

– Распевки часто проводятся?

– По субботам, воскресеньям перед службами, но больше в будни репетируем.

Ирина много поведала о специфике занятий. Основные распевки – по вечерам, поскольку певчие – это студенты и работающие люди (возраст с 17 до 50 лет). Со «старенькими» хлопот меньше, с новичками – больше. На занятиях оттачивают точность попадания в нужную ноту, направление звука, дикцию, дыхание, громкость, многоголосие. Поют без инструментального сопровождения и это достаточно сложно.

Важный момент: церковное пение «не имеет права» походить на оперное или «народно-залихватское». Оно должно оставлять ощущение светлого, величественного, умиротворяющего.  

– Очень многое зависит от певчего. Он призван помогать другим в духовном труде, в раскрытии глубинного смысла происходящего в храме, – говорит Ирина. – Главное правило церковного хора: не увлекаться красивой гармонией, помнить, что слова первичны, и, повторюсь, – музыка вторична.

– Насколько я поняла, батюшка особо благоволит исону. Исон придает пению какую-то особенность?

– Исон в переводе с древнегреческого — ровный, одинаковый, подобный, неподвижный. Это тянущийся нижний, басовый голос в византийском и новогреческом церковном пении. Исон исполняется отдельной группой певцов, когда остальные поют в унисон мелодию распева. Он создаёт молитвенную атмосферу.

– Да уж: «петуха пустить» нельзя

– Неточность, фальшь недопустима в любом хоре, в церковном – особенно. Поэтому приходится много репетировать, соблюдать важные принципы.

– Какие?

Принципы подчинения ритма музыки, ритму богослужебного текста, произношения словесного текста в пении с чувством осмысления, молитвенности и покаяния, ансамблевой согласованности и эмоциональной сдержанности пения.

– Песнопения каких авторов исполняете? Кроме духовной музыки, что еще в вашем репертуаре?

– В нашем репертуаре знаменные песнопения, духовные канты и гимны. Композиторы: Лапаев, Файнер, Шагиахметов, Юнек, Денисова, Архангельский, Бортнянский. На праздниках для работников храма в репертуаре композиторы-классики Глюк и Гендель, их духовные канты.  

Живой звук

Глюка услышать не довелось. Зато повезло с не менее сильными впечатлениями. В верхнем храме шла служба, народу было много. Прекрасная возможность познать суть хора «изнутри». Проникновенно читал Евангелие батюшка, прихожане, внимая ему, крестились. И вот запел хор.

Благодаря усилительной аппаратуре и акустике храма, песнопения разливались по всему пространству «волнами», наполняя души молящихся особой энергетикой. Это было видно по изменившимся лицам, у некоторых на глазах были слезы.

Каждый молился о своем, но эмоционально все были подчинены молитвенному музыкальному потоку.

Удивительно: объемы здания «не стирали» смысла песнопений, слова звучали четко. Кроме того, совершенно не верилось, что это a capella (пение без музыкального сопровождения). Было ощущение наличия каких-то музыкальных инструментов. Многоголосие распространилось в стороны, потом устремилось вверх, туда, где «родилось».

{}zbILXSgWiHM?list=PLAxiXspkm19JwOF0cs2QhpwJdl6XaCKi0{/}

Удивившись столь мощному влиянию хора на людей, способности этого вида искусства подчеркивать суть молитвы, я пошла навстречу звуку. Они привел меня по крутой лестнице на третий этаж, на балкон.

Специальные микрофоны, акустические установки, внушительный пюпитр с нотами, яркая лампа, Ирина, певчие – и никаких музыкальных инструментов! Синергия молитвы, вокального мастерства и современной техники

Полнота жизни

– Довелось послушать ваш хор во время службы. Поразилась, как вы взаимодействуете со священством. Как  вы ориентируетесь, когда хору вступать?

– Знать порядок службы – обязанность регента. Я уже чувствую, что за чем следует, какое молитвословие, где делать паузы. Вроде привыкла, но все равно переживаю за общую гармонию, за все благолепие службы, чтобы все прошло гладко, без сбоев.

– Вы же и сами поете?

– Да, у меня сопрано.

– Где-то еще поете, кроме церковного хора?

– В коллективе «Любители пения» от ДК Динамо: он имеет звание народного, множество наград за участие в различных конкурсах.

В храме также веду музыкальные занятия в воскресной школе для взрослых, у нас существует хор прихожан. Туда принимаются люди без музыкального образования.  Требования: наличие голоса и музыкального слуха. Хор прихожан всегда участвует в праздничных службах, на Рождестве, Пасхе, также принимает участие в концертах, устраиваемых храмом.

– Ирина, что вам дала работа в церковном хоре, чему научила?

– Моя работа дает ощущение полноты жизни. Я получила новые знания и опыт, как в музыкальном плане, так и в общении с певчими – они все такие разные, к каждому подход найти надо. Кстати, мы часто общаемся и вне служб, общаемся.

Каждый может послужить Господу молитвой, помощью ближнему, а нам предоставлен как бы дополнительный шанс. Когда понимаешь, что ты часть организма, с помощью которого церковь служит Богу, становится радостно.

Словом, я довольна своей творческой судьбой.

{}DaXGa_ooMHk?list=PLAxiXspkm19JwOF0cs2QhpwJdl6XaCKi0{/}

{}KUeePpdECdc?list=PLAxiXspkm19JwOF0cs2QhpwJdl6XaCKi0{/}

Фото автора и Владимира Закатова

Источник: https://shademark.ru/nachinayushhim/kak-stat-regentom-tserkovnogo-hora.html

Регент в церкви – что это такое?

Термин «регент» часто используется в политическом контексте. Так называют временно назначенного правителя, который решает вопросы государственного управления в стране в ситуации, когда настоящий наследник трона слишком мал или недееспособен.

Слово «регенс» по латыни означает «правящий».

Но регентом может быть и другое лицо – например, так называют музыкального или церемониального руководителя в церковной структуре.

Сегодня регентом называют дирижера или руководителя хора в церкви, соборе любом храме.

Церковное регентство в российской истории

В Российской империи регентство в церковной музыкальной среде появилось при дворе, в Певческой капелле царя (сегодня это Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга).

Так называли самых опытных и возрастных певчих, которые принимали новичков и обучали их всему необходимому для успешного исполнения хоровых композиций. Также они управляли работой хоров в придворных церквах общего ведомства.

Выпускаясь из певческого класса, певчие также назывались регентами, особенно по итогам обучения в специализированных регентских подразделениях. Здесь их учили не только исполнять композиции, но и управлять работой хорового подразделения.

Регентские классы были позднее трансформированы в школу музыки, которая работала при Петербургской капелле в конце ХIХ века.

В классе учащиеся проходили традиционные музыкальные предметы и науки: сольфеджио, контрапунктирование, музыкальная теория и гармония. Изучались также фуги, история развития певческого искусства в церковной среде. Были классы по игре на скрипке, пианино, других инструментах.

После освоения программы первого года обучения студенты капеллы получали свой первый служебный уровень – 3-й, который давал им право на дальнейшее обучение так называемому «ненотному» пению. После 2-го года обучения появлялся статус уже 2 разряда. Такие регенты получали право на обучение дальнейшему уровню – партесному исполнению.

По итогам 3 курса получали высший 1-й разряд – такие регенты имели право и на партесное преподавание, и на составление композиций для церковного исполнения. Аналогичный аттестат можно было получить в Москве после окончания полного курса в училище при Синоде, где обучали пению церковных песен.

Регенты в ХХ веке

В ХХ веке традиция музыкального регентства в духовных учреждениях не прервалась. Регентский класс был создан впервые в истории РПЦ архимандритом Кириллом (Гундяевым, будущим патриархом России) в 1974-1976 гг.

В то время Кирилл был ректором одновременно двух образовательных заведений – Православной духовной академии и семинарии при ней в Ленинграде.

В регентском классе обучали девушек православного вероисповедания, которые в будущем, вероятнее всего, становились женами семинаристов («матушками»).

После такой перемены и нововведений классы для будущих регентов в РПЦ создавались практически повсеместно.

Церковный регент и его функции

Пение во время церковных служб практически всегда обязательный атрибут. Регент управляет работой всего хора, назначает певчих и выбирает музыкальную канву, аранжировки разных песнопений.

Основной задачей регента является обеспечение гармоничного исполнения песенной основы и музыкального сопровождения в ходе служб.

Музыкальный фон настраивает прихожан на соответствующий лад, успокаивает, возвышает духовное состояние. Задается тон песнопений, темп и ход регулируются, хор поет более слаженно и гармонично благодаря работе регента. Так подчеркивается нужный момент богослужения.

У дирижера должен быть профессиональный слух, умение работать с людьми, дирижировать, петь самому, налаживать нужную обстановку в коллективе. Он также обязан быть православного вероисповедания, получить благословение от местного настоятеля.

Длительность служб может достигать 8 часов, поэтому важно регулировать работу певчих, чтобы они сохраняли рабочий настрой, знали порядок и принцип исполнения разных произведений. Регент проводит репетиции, распределяет голоса в хоре, управляет отношениями и разрешает конфликты. Также он занимается обучением новичков и певцов младшего возраста.

Очевидный плюс такой профессиональной деятельности – в близком соприкосновении с церковной жизнью, что очень важно для глубоко верующего человека. Также такая вакансия очень востребована в удаленных уголках России, где не хватает священников и служителей. В храмах, где есть регент, службы проводятся регулярно и достаточно часто.

Регенты являются очень уважаемыми людьми в любом храмовом сообществе – он занимает место сразу после служителей, даже не будучи членом духовенства. Регент, который добивается гармоничного исполнения хором, по сути, выполняет свою христианскую миссию и может испытывать большое счастье от своей работы.

Источник: https://big-help.ru/regent-v-tserkvi-chto-eto-takoe/

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кафедральный собор что это
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Что обозначает имя софия

Закрыть