Кто такие оглашенные в православной церкви

Оглашенные. Кто есть кто — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

кто такие оглашенные в православной церкви

Оглаше́нныеНаписание «оглашённые» здесь является неправильнымкатехуме́ны

греч. κατηχουμενος

В ранней церкви

Термин «оглашенный» (катехумен) впервые встречается у Климента Александрийского. Первое подробное описание катехумената в христианских общинах принадлежит Ипполиту Римскому.

Прошедших первое собеседование со священником зачисляли в группу подготовки (иногда катехуменов первого этапа называли «audientes», слушающие, иногда «novicioli», новиции). По свидетельству Тертуллиана, новиции могли слушать слово Божие во время богослужений, но не имели права участвовать в молитве верных.

По окончании первого периода подготовки проходило второе собеседование, оглашенный зачислялся в число «избранных» (electi).

Избранные могли участвовать в литургии вплоть до начала евхаристической молитвы; на них возлагались те же обязанности, что и на крещёных членов общины: они постились, участвовали во внелитургических общинных молитвах и ночных бдениях.

Общая продолжительность оглашения составляла в среднем 3 года, однако срок мог быть сокращён или, наоборот, продлён в случае совершения катехуменом тяжких грехов.

Относительно статуса оглашенного по отношению к крещённому, а также об их посмертной судьбе (в случае если оглашенный до смерти не успевает креститься) существовали различные мнения. Так Иоанн Златоуст в своей беседе на Евангелие от Иоанна писал:

«Оглашенный чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них разделено. У одного все на земле; у другого – на небесах. У этого царь – Христос; у того – грех и дьявол. У этого пища – Христос; у того – гниль и тление. Да и одежда у этого – Владыка ангелов; у того – дело червей. У этого город – небо; у того – земля».

Святитель Амвросий Медиоланский, напротив, считал, что желания оглашенного принять крещение уже достаточно, чтобы считать его христианином. Так, говоря о императоре Валентиниане II, не успевшем креститься до своей смерти, он указывал:

«Достаточно, что он желал крещения, а искреннее желание крещения не менее действительно, чем и само крещение. Если ему не удалось принять крещения от человеческих рук, то его крестил Сам Христос».

В культуре

Что кричишь, как оглашенный! — «оглашенный» употреблено в значении человека, ведущего себя бессмысленно, бестолково, шумно. Когда в прежние времена оглашенных спрашивали в храме, веруют ли они в Христа, они громко, радостно кричали.

Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/33097-oglashennye/

Кто такие оглашенные? Православные истории

кто такие оглашенные в православной церкви

(оглашение), готовящиеся принять таинство крещения и стать членом Церкви (в церковнославянской филологии прилагательное «оглашенный» означает «желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам»).

Институт оглашенных возник в ранней церкви в связи с тем, что принятию таинства крещения предшествовал обязательный период катехизации.

В православной церкви

Типовой план церкви. Бежевым цветом помечен притвор, единственное место, где могут находиться оглашенные

Конечной молитвой чина оглашения является молитва, в которой священник просит Бога, чтобы данный человек крестился.

Длительность катехумената неодинакова в различных странах и епархиях . В России решением епископата установлена продолжительность катехумената в один год.

Традиционно период катехумената делят на несколько этапов, или ступеней . Первая ступень — предварительная евангелизация , или предоглашение. Завершается она обрядом принятия в катехуменат. Вторая ступень — основной катехуменат, который завершается обрядом избрания (наречения имени).

Третья ступень — период очищения и просвещения — период углублённой молитвы, испытания совести, духовной подготовки к принятию таинства крещения . В католической церкви крещение взрослых часто проводится на пасхальной литургии, в этом случае третья ступень катехумената совпадает с Великим постом .

В этот период также могут быть проведены обряды вручения оглашенному Молитвы Господней и Символа веры .

На период катехумената оглашенные могут присутствовать на всех богослужениях, включая литургию, однако не могут участвовать в церковных таинствах. Если оглашенный умирает в период катехумената, он согласно концепции «крещения желанием» считается крещёным и полноправным членом церкви .

Примечания

  1. Написание «оглашённые» является неправильным. Во-первых, традиция требует такого произношения церковнославянского по происхождению слова. Во-вторых, написание «оглашенный» закреплено в орфографическом словаре . В современном русском языке слово «оглашённый» существует, но только как причастие, образованное от глагола «огласи́ть».
  2. Азы православия
  3. Климент Александрийский. Строматы, II, 96, 2.
  4. Ипполит Римский

Источник: https://goodlikes.ru/kto-takie-oglashennye-pravoslavnye-istorii/

Церковная иерархия в православии по возрастанию

кто такие оглашенные в православной церкви

Иерархия в православной церкви обладает большим количеством наименований (рангом). Человек, приходящий в церковь, встречается со священнослужителями, которые занимают определенные посты и несут ответственность, как истинные служители Всевышнего, за паству.

Церковная иерархия в православии

Православные чины

Бог-Отец разделил собственный народ на три типа, в зависимости от приближенности к Своему Царству.

  1. К первому разряду относятся миряне — рядовые члены православного братства, которые не облачились в духовный сан. Эти люди составляют основную массу всех верующих и принимают участие в молитвенных богослужениях. Церковь разрешает мирянам проводить обряды и в своих домах. В первые столетия христианства народ имел гораздо больше прав, чем сегодня. Голоса мирян имели силу при избрании настоятелей и архиереев.
  2. Церковнослужители — низший чин, посвятивший себя Богу и облачившийся в соответствующие одежды. Чтобы получить посвящение эти люди проходят обряд хиротесии (рукоположения) по благословению епископа. Сюда относят чтецов, пономарей (дьячков), певцов.
  3. Священнослужители — ступень, где стоят высшие клирики, образующие богоучрежденную иерархию. Для получения этого чина следует пройти таинство хиротонии, но только после нахождения некоторое время в более низком ранге. Белые одежды носит духовенство, которому позволено иметь семью, в черном — те, кто ведет монашескую жизнь. Только последним разрешается управлять церковным приходом.

О различных служителях церкви:

При первом же взгляде на духовенство понимаешь, что для удобства в определении чина различается одежда батюшек и святых отцов: немногие носят красивые разноцветные мантии, другие придерживаются строгого и аскетичного вида.

На заметку! Церковная иерархия является, как говорит Псевдо-Дионисий Ареопагит, прямым продолжением «небесной армии», в которую входят архангелы — ближайшие поданные Бога. Высшие чины, разделенные на три строя, через беспрекословное служение передают благодать от Отца к каждому из его детей, коими мы и являемся.

Начало иерархии

Термин «причет церковный» употребляется как в узком, так и широком смысле. В первом случае это словосочетание означает совокупность священнослужителей самого низкого ранга, не вписывающегося в трёхстепенный строй. Когда говорят в широком смысле, имеют в виду клириков (причетников), объединение которых составляет штат любого церковного комплекса (храма, монастыря).

Приход Православной церкви

В дореволюционной России их утверждала консистория (учреждение при епископате) и лично архиерей. Количество священнослужителей низшего ранга зависело от числа прихожан, ищущих общения с Господом. Причет большой церкви состоял из десятка диаконов и клириков. Чтобы совершить изменения в составе этого штата, архиерей обязан был получить разрешение от Синода.

Доходы причета в прошлые века складывались из платы за церковные требы (священнодействия и молитвы по нужде мирян). Сельские приходы, обслуживаемые низшими чинами, обеспечивались участками земли. Некоторые чтецы, пономари и певцы жили в специальных церковных домах, а в XIX стали получать жалование.

Для сведения! История развития церковной иерархии полностью не раскрыта. Сегодня с уверенностью говорят о трех степенях священства, тогда как о первохристианских именованиях (пророк, дидаскал) практически забыли.

Смысл и значение чинов отражали ту деятельность, которую авторитетно оглашала Церковь. Ранее братией и делами монастыря управлял игумен (предводитель), отличавшийся только наличием опыта.

Сегодня обретение церковного ранга похоже на должностную награду, полученную за определенный период службы.

О жизни Церкви:

Пономари (дьячки) и клир

При возникновении христианства они исполняли роль сторожей храмов и священных мест. В обязанности привратников входило возжжение лампады при богослужениях. Григорий Великий называл их «хранителями церкви». Пономари распоряжались выбором утвари для обрядов, они вносили просфоры, освященную воду, огонь, вино, возжигали свечи, занимались уборкой алтарей, благоговейно мыли полы и стены.

Сегодня должность дьячка практически сведена к нулю, старинные обязанности теперь возложены на плечи уборщиков, сторожей, послушников и простых монахов.

  • В Ветхом Завете термин «клир» затрагивает низший чин и простой народ. В древности клириками становились представители племени (колена) Левия. Народом называли всех тех, кто не отличался «истинной» родовитостью.
  • В книге Нового Завета критерий нации опускается: теперь низший и высший чин может получить любой христианин, подтвердивший соответствие определенным канонам религии. Здесь повышается статус женщины, которой позволяется получить вспомогательную должность.
  • В древности народ разделяли на мирян и монахов, которые отличались большим аскетизмом в жизни.
  • В узком значении клирики — церковнослужители, стоящие на одной ступени с причетниками. В современном православном мире это наименование распространилось и на священников высшего ранга.

Первая ступень иерархии священнослужителей

В первых христианских общинах диаконами называли помощников епископа. Сегодня они служат слову Божьему, читая Священные Писания и возглашая мольбы от лица прихожан. Диаконы, всегда спрашивающие благословение на работы, кадят церковное помещение, помогают совершать проскомидию (литургию).

Диакон помогает епископу или священнику в совершении богослужений и таинств

  • Именование без уточнения указывает на принадлежность служителя белому духовенству. Монашествующий чин называется иеродиаконами: их одежды не отличаются, но вне литургий они носят черную рясу.
  • Старшим в ранге диаконата является протодиакон, которого отличает двойной орарь (длинная узкая лента) и фиолетовая камилавка (головной убор).
  • В древности было распространено давать чины диаконисс, задача которых состояла в ухаживание за больными женщинами, подготовке к крещению и помощи священникам. Вопрос о возрождении такой традиции рассматривался в 1917 г., но ответа не оказалось.

Иподиакон является помощником дьякона. В древнее время им не разрешали брать жен.

Среди обязанностей находилась забота о церковных сосудах, покровах алтаря, который они же и охраняли.

Для сведения! В настоящем этот чин наблюдается только в богослужениях архиерея, которому иподиаконы со всем старанием прислуживают. Кандидатами на ранг становятся чаще студенты духовных академий.

Вторая ступень иерархии священнослужителей

Пресвитер (глава, старейшина) — общий канонический термин, объединяющий чины среднего порядка. Он имеет право совершать таинства причащения и крещения, но не обладает авторитетом ставить других священников на какие-либо места иерархии или даровать окружению благодать.

Священник, стоящий во главе приходской общины, называется настоятелем

При апостолах пресвитеры часто именовались епископами — термином, обозначающим «блюстителя», «надзирателя». Если такой священник обладал мудростью и почетным возрастом, его называли старейшиной. В книге Деяний и Посланий говорится, что пресвитеры благословляли верных и председательствовали в отсутствие епископа, они оказывали поучение, совершали множество таинств и принимали исповеди.

Важно! РПЦ выдвигает правила, которые говорят о том, что сегодня эта церковная ступень доступна только монахам с богословским образованием. От пресвитеров требуют идеальной нравственности и возраста выше 30 лет.

В эту группу вносят архимандритов, иеромонахов, игуменов и протоиереев.

Третья ступень иерархии священнослужителей

До Церковного Раскола, произошедшего в середине XI века, две части христианства были едины. После разделения на православие и католицизм основы епископата (высшего чина) практически не отличались. Богословы говорят, что власть эти две религиозные организации признают могущество Бога, а не человека. Право управлять передается только после снисхождения Святого Духа в ритуале хиротонии (рукоположения).

Епископом в современной русской традиции может стать только монах

Христианский богослов по имени Игнатий Антиохийский, являющийся учеников Петра и Иоанна, положительно отнесся к вопросу о том, что в каждом городе необходим один епископ. Последнему должны беспрекословно подчиняться священники низших ступеней. Апостольское преемство, дающее право на церковную власть перед паствой, рассматривалось в качестве догмата в доктринах православия и католицизма.

Приверженцы последнего поддерживают безусловный авторитет Папы Римского, что формирует строгую иерархию епископов.

В православии власть отдается патриархам национальных церковных организаций. Здесь, в отличие от католицизма, официально принята доктрина о соборности иерархи, где каждые главы уподобляются апостолам, слушающим наставления Иисуса Христа и дающим распоряжение пастве.

Архиереи (архипастыри), епископы, патриархи обладают совершенной полнотой служб и администрирования. Этот чин имеет право на произведение всех таинств, рукоположения представителей других степеней.

Священнослужители, находящиеся в одной церковной группе равны «по благодати» и действуют в рамках соответствующих правил. Переход на другую ступень происходит во время Литургии, в центре храма. Это говорит о том, что монах получает символическое облачение безличностной святости.

Важно! Иерархия в православной церкви строится на определенных критериях, где низшие чины подчиняются высшим. В соответствии с рангом миряне, причетники, церковники и священнослужители имеют определенные полномочия, которые должны выполнять с истинной верой и беспрекословностью перед волей Высшего Творца.

Православная азбука. Иерархия церковная

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/tserkovnaya-ierarhiya-v-pravoslavii-po-vozrastaniyu.html

Кто такой клирик в православии: определение и иерархия чтецов + требования, деятельность и основные обязанности

Если говорить обобщенно, то это духовное лицо, совершающее церковное богослужение. Например, службы проводят священники, получившие соответствующее образование, а вот прислуживают им низшие чины, не прошедшие обучение.

Клирик духовное лицо, совершающее церковное богослужение

Происхождение слова

Древнегреческое слово κληρος в переводе означает «жребий». Трактуют его двояко:

  • предмет для осуществления случайного выбора;
  • обладание наследием.

С раннехристианских времен, чтобы определить кого-то на священную должность, нужно было провести жеребьевку между равными кандидатами. Для этого использовали черно-белые бобы, которые складывали вместе. Вслух произносилось имя претендента, а после из сосуда вынимали одну горошину. Если она была белая, это означало, что соискатель победил.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В армянских поселениях где не было церкви

Значение понятия

Жребий определяет исход события, который не зависит от воли человека. Насущный вопрос решается волей случая, и повлиять на результат никто не в силах.

Клирик – это духовное лицо, выбранное самим Господом, подчиняющееся Его воле. Общество таких служителей Церкви называется клиром. Их основная задача – нести в мир Слово Божье и совершать Таинства.

Историческая справка

Своих учеников Спаситель выбирал лично, наказывая им проповедовать христианское учение израильскому народу. Однако двенадцать апостолов для такой великой цели оказалось мало, а потому за год до Распятия было набрано еще 70 человек.

В связи с резким увеличением последователей учения Христа начинает возникать церковная иерархия, происходит разделение на клириков и обычных мирян.

После предательства Иуды впервые используется жребий для назначения нового проповедника, которым становится Матфий. Тогда же выбираются диаконы, несущие ответственность за справедливый раздел припасов между христианами.

Епископы, которые назначаются апостолами, становятся главами местных общин. Появляются пресвитеры, проводящие молитвенные песнопения и основные Таинства.

Четкая иерархическая структура формируется только к середине II столетия. Тогда же духовенство делится на низшие и высшие чины. Позже Вселенскими соборами устанавливаются строгие каноны для всех служителей Церкви.

Священнослужитель несет в мир Слово Божье и совершает Таинства

Степени чтецов

Все члены Церкви одинаково равны перед Господом Богом и имеют право присоединиться к Царству Небесному. Чтец – это самая первая ступень в иерархии. Духовное лицо, выполняющее базовые задачи, набирается опыта, знаний, готовит базис для продвижения на следующую должность.

Низшая

Карьера клирика начинается со свещеносца. Юный служитель обязан помогать во время богослужений, нося высокий подсвечник с горящей свечой. Осуществляя Крестный Ход, прихожанин несет святые образа или хоругви.

В православии свещеносцами становятся мальчики, достигшие десятилетнего возраста. Перед началом службы они проходят поставление, когда старший священник благословляет их в чин.

Высшая

Иподиакон – это более высокий чин, расположенный между чтецом и диаконом. Он еще не относится к посвященным служителям храма, однако является членом клира. Обязанности у него чуть шире:

  • носить принадлежности архиерейского богослужения;
  • расстилать орлец;
  • помогать священнику облачаться в ризу;
  • омывать ему руки.

Иподиакону, прошедшему Таинство Рукоположения, дозволяется носить Чашу со Святыми Дарами, прикасаться к Престолу и Алтарю.

СвещеносецДиаконИподиакон

Требования к клирику

Православной Церковью разрешено вступать в клир только мужчинам. При этом к ним выдвигаются жесткие требования:

  • оконченная духовная семинария;
  • возраст не моложе 15 лет;
  • обязательное Таинство Хиротесии, которое проводит архиерей.

Клирик имеет право обвенчаться, однако при получении более высокого чина заключать брак уже не разрешается. Другие запреты:

  • женатый священник не имеет права разводиться;
  • духовному лицу нельзя заниматься предпринимательством;
  • членами клира не могут стать военнослужащие, чиновники, медики, работающие с кровью, ветеринары, охотники или рыбаки;
  • служителям Церкви нельзя играть в азартные игры;
  • чтецам запрещено принимать алкоголь, курить табак, вести себя непристойно.

«Клирик и его деятельность»

В этом видеоролике представлены наставления современных афонских подвижников.

Деятельность и обязанности клирика

Права и обязанности членов клира были установлены Вселенскими соборами в IV столетии, когда христианство было признано государственной религией. Функций, которые выполняют духовные лица, достаточно много. Среди них:

  • чтение проповедей;
  • песнопения;
  • обучение детей Слову Божьему;
  • благотворительность;
  • разъяснение Святого Писания.

Однако главной задачей клирика является проведение богослужений. Чтобы полноценно заниматься своей деятельность, он должен быть хорошо образован и знать свои обязанности.

Главной задачей клирика является проведение богослужений

Священнослужителям запрещено покидать службу или общину, в которой они проживают. Иереи обязаны блюсти чистоту проводимых обрядов, контролировать их правильность, нести ответственность за церковную атрибутику.

Чтецам разрешено носить только одежду, соответствующую их чину. Воспрещается надевать военную форму, вызывающие или слишком дорогие костюмы. Нельзя посещать развлекательные мероприятия или быть гостем на празднике у прихожан.

Роль клириков в православной Церкви переоценить сложно. Они занимаются просвещением прихожан, обучением детей, проповедованием христианских ценностей. Именно клирики помогают архиереям проводить богослужения, а также следят за правильностью работы прихода.

Источник: https://MoiMolitvy.ru/duhovnaya-zhizn/kto-takoy-klirik-v-pravoslavii-3293/

Значение слова «Оглашенный»

  • .
  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ъ
  • Ы
  • Э
  • Ю
  • Я

значением слова:

ОГЛАШЕННЫЙ, -ото. м. (прост.). Человек, ведущий себя бестолково, шумно, сумасбродно. Он какой-то о. Кричит как о. || ж. оглашенная, -ой.

В словаре д.н. ушакова

ОГЛАШЁННЫЙ, оглашённая, оглашённое; оглашён, оглашена, оглашено (·книж. ). прич. страд. прош. вр. от огласить.
II. ОГЛАШЕ́ННЫЙ, оглашенная, оглашенное (·церк.-слав. — названный) (·прост. ·неод. ).

Ведущий себя бессмысленно, бестолково, шумно. Кричит, как оглашенный. Он какой-то оглашенный. «Пошел бегать по всем этажам, как оглашенный.» А.Тургенев. (·первонач.

— объявленный готовящимся принять христианство и в древности обязанный по возгласу во время литургии «оглашенные, изыдите» выйти из церкви.)

В словаре синонимов

озвученный, юродивый, произнесенный, провозглашенный, объявленный, безрассудный, прочитанный, шалавый, прочтенный, обнародованный, рассказанный, разглашенный, приведенный

В словаре синонимы 4

обнародованный, объявленный, озвученный, приведенный, провозглашенный, произнесенный, прочитанный, разглашенный, рассказанный

В словаре полная акцентуированная парадигма по а. а. зализня

оглаше́нный,оглаше́нная,оглаше́нное,оглаше́нные,оглаше́нного,оглаше́нной,оглаше́нного,оглаше́нных,оглаше́нному,оглаше́нной,оглаше́нному,оглаше́нным,оглаше́нный,оглаше́нную,оглаше́нное,оглаше́нные,оглаше́нного,оглаше́нную,оглаше́нное,оглаше́нных,оглаше́нным,оглаше́нной,оглаше́нною,оглаше́нным,оглаше́нными,оглаше́нном,оглаше́нной,оглаше́нном,оглаше́нных,оглаше́нен,оглаше́нна,оглаше́нно,оглаше́нны,оглаше́ннее,пооглаше́ннее,оглаше́нней,пооглаше́нней

Источник: https://glosum.ru/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%9E%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9

Огласительные беседы — смысл и содержание | Православиум

Рубрика: Основы веры, Церковные Таинства, Церковный этикет

Огласительные беседы – это важная часть подготовки к Таинству Крещения. Через нее должны пройти родители и крестные (при крещении ребенка). Либо человек, желающий принять Православие в сознательном возрасте. Во время бесед священник (на некоторых приходах – катехизатор) разъясняет основы христианского вероучения. Он объясняет в чем заключается и как проходит Таинство Крещения. Также батюшка призывает к развитию духовной жизни и участию в Таинствах Исповеди и Причастия.

Огласительная беседа перед Таинством Крещения

Как показывает практика, такие беседы крайне необходимы и важны. Многие родители не осознают важности Крещения и не понимают сути Таинства. Они крестят детей из-за красивого обряда либо по настоянию родственников. Наиболее распространенный мотив крещения – “так положено”.

И подобная беседа с батюшкой перед Крещением зачастую является единственным способом объяснить родителям и крестным всю серьезность и ответственность за совершаемое Священнодействие. Родители и крестные должны не только один раз совершить положенный обряд. Их долг — постоянно заниматься непосредственным воспитанием ребенка и его духовной жизнью.

Это же касается и взрослого человека, желающего принять Православие.

Кто такие оглашенные

У многих родителей и крестных необходимость собеседования перед Крещением вызывает недовольство. У кого-то времени нет, у других — желания слушать “проповедь”. Но если углубиться в историю христианства, то в первые века всё было гораздо строже.

Человек, желающий креститься, должен был не просто выслушать несколько бесед о сути вероучения. Ему предстояло провести несколько лет за изучением догматики. А затем убедить священника в серьезности и обдуманности своего решения. Именно убедить, желающий креститься умолял об этом священника.

Только после этого ему разрешали принять Крещение.

Человека, который получил наставления и занимался изучением вероучения, называли оглашенным (оглашаемым, то есть “научаемым”, учеником). Он мог входить в притвор храма и участвовать в Литургии до определенного времени. До момента, когда дьякон призывал всех оглашенных покинуть богослужение. Спустя длительное время и углубившись в суть веры Христовой оглашаемый мог креститься. 

беседы

Постепенно институт оглашенных изжил себя по причине того, что закончились гонения на христиан. Целые государства становились христианскими, крестились не только взрослые, но и маленькие дети. Количество взрослых людей, которые не были крещены, резко сократилось. Длительный период оглашения первых веков преобразовался в несколько бесед со священником непосредственно перед Таинством.

В наши дни, после долгих десятилетий безбожия, огласительные беседы вновь стали обязательными. Во время таких встреч священник знакомиться с крещаемым человеком, родителями и будущими крестными. Он выясняет мотивы, которые побудили принять Православие.

Батюшка объясняет что такое грех, как должна быть построена жизнь верующего человека, в чем заключается Крещение и как оно проводится. На второй беседе чаще всего разбирается “Символ веры”, читаются важные отрывки Евангелия. Тем самым священник разъясняет суть православного вероучения.

Обычно в храмах проводятся 2-3 такие беседы. Но если возникает необходимость, то возможны дополнительные занятия.

Собеседование крестных перед крещением – мнение священников

Иерей Вадим Духанин:

“Когда человек не желает послушать в храме беседы перед крещением, этим самым он показывает, что и после крещения его уже никто в храме не увидит.

Он относится к Таинству как к сложившемуся обычаю или какому-то защитительному ритуалу, но не видит в крещении главного – сочетания со Христом – и соответственно не видит необходимости следовать за Господом.

Он воспринимает храм как место услуг, поэтому недоумевает, зачем готовиться к принятию услуги, и если услуга выполнена, то зачем вообще задерживаться там. Вспоминаются слова Спасителя: “Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия” (Лк. 9: 62)”.

Протоиерей Павел Гумеров:

“Давайте вспомним, что говорит Евангелие о крещении: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святаго Духа» (Мф. 28: 19). Последовательность такая: вы сначала научите, а потом уже крестите, а не наоборот – сначала крестим всех подряд, а потом уже будем учить.

И дело не в том, потеряем мы или нет каких-то людей, – важно не количество крестившихся, а их «качество».

Думается, что из тех, кто пришел в Церковь в 1990-е годы, когда после празднования 1000-летия Крещения Руси был духовный подъем, когда открывались храмы, когда, бывало, крестилось по 150 человек в день, многие ушли.

Конечно, тогда просто невозможно было проводить катехизацию: мы на подъеме людей принимали.

Но если бы проводилась такая же серьезная катехизация, которую ввел патриарх Кирилл: не меньше двух бесед перед крещением, то, думаю, сейчас бы в Церкви было больше людей даже количественно и не было бы такого, что люди хотят пройти обряд раскрещивания, срывают с себя кресты, объявляют себя атеистами.

Конечно, сейчас сложно говорить об ошибках, возможно, допущенных тогда, но то, что не было вообще никакой катехизации или она проводилась в виде одной беседы батюшки перед толпой жаждущих принять крещение, это очень большой пробел”.

Источник: https://pravoslavium.ru/oglasitelnye-besedy-smysl-i-soderzhanie/

Что такое оглашение в церкви. Оглашение

(17 : 4.47 из 5)

Оглаше́нные (греч. κατηχούμενοι (катихумени) — получившие устное наставление, оглашенные) – лица, наставляемые в православной вере или уже получившие предварительное устное наставление (), готовящиеся к принятию .

Оглашенный – кандидат к . В древней оглашенными назывались христиане, еще не принявшие крещение, но уже получившие наставление в вере. В отличие от «верных» или уже крещеных христиан, оглашенные не считались духовно возрожденными членами Церкви. При всем том они несомненно принадлежали Церкви (хотя и внешним образом, по выражению свв. отцов, пребывали в преддверии Церкви), причислялись к христианам, осеняли себя крестным знамением, участвовали в определенной части литургии.

Часть литургии, в которой принимали участие оглашенные, получила название «литургии оглашенных». В ней диакон призывал молиться верных об оглашенных, чтобы Господь помиловал их, огласил их словом истины, открыл им Евангелие правды, соединил их в Своей Святой Соборной и Апостольской Церкви, спас, заступил и сохранил Своею 6лагодатью.

Священник также молился об оглашенных, призывая Бога приобщить их Церкви и сопричислить избранному стаду, чтобы и они славили вместе с верными пречестное имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Затем диакон призывал: Оглашенные, изыдите! И вслед за тем, второй раз: Оглашенные, изыдите! И потом в третий раз: Оглашенные, изыдите! да никто от оглашенных, одни только верные, вновь и вновь Господу помолимся! После ухода оглашенных на занятия по начиналась литургия верных.

С широким распространением христианства институт оглашенных постепенно становился излишним. «Когда в V и VI веках греко-римское язычество почти совершенно исчезло и большая часть варварских народов перешла в христианство, само собою разумеется, перестали существовать и переходящие в зрелом возрасте в христианство оглашенные, как таковые, –говорит Епископ .

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Чудов монастырь где находится

– Особенно этому способствовало возникновение обряда крещения детей, который в Апостольских постановлениях (VI, 15) упоминается как апостольский обычай, узаконенный некоторыми церквями еще с III века, а начиная с V века сделавшийся общим».

Другой, не менее важной причиной исчезновения института оглашенных стало исчезновение распространившегося в 4 веке обычая взрослых откладывать свое крещение на неопределенное время, в расчете с помощью крещения, принятого в конце жизни, получить отпущение всех грехов.

«Слово κατηχούμενοι, находящееся в Священном Писании (; ; ср. Деян.18:25:), обозначает тех лиц, которые, чтобы быть принятыми в Христианскую , должны изучать христианское учение (; ср. Деян.18:25: κατηχημένος τήν οδόν τού Κυρίοu).

Следовательно, это были, так сказать, кандидаты на крещение. Обучение христианскому учению называлось κατήχησις или λόγος κατηχητικός (institutio catechetica), a также κατηχισμός. Учитель лиц, готовящихся к крещению, назывался κατηχητής или κατηχιστής (catechista).

Место же, где происходило обучение, называлось κατηχουμενείον.

Оглашенные, или катихумены, разделялись обычно на несколько разрядов: на два, иногда на три, на четыре, и даже на пять. Мы придерживаемся мнения средневековых греческих комментаторов: Зонары, Вальсамона, Аристина и , которые подразделяют их на два разряда.

В толковании данного Никейского правила Аристин говорит: “есть два рода оглашенных, одни – только что вступившие (οί μέν γάρ άρτι προσέρχονται), а другие, которые сделались более совершенными (τελεώτεροι), так как достаточно обучены истинам веры.” То же говорят Зонара и Вальсамон в толковании 5-го правила Неокесарийского Собора и то же повторяет в толковании этого правила Аристин.

Ссылаясь на толкования упомянутых комментаторов, то же говорит и в своей Алфавитной Синтагме. Следовательно, оглашенные разделяются на два разряда. Когда какой-либо язычник или еврей заявлял о своем желании вступить в число оглашенных, то он должен был обратиться к какому-либо христианину из мирян или же к диакону, который, ручаясь за его доброе намерение, приводил его к подлежащему пресвитеру или епископу (Апостольские постановления, VIII, 32).

Епископ или пресвитер, убедившись в добром намерении такового, читал ему предписанную молитву, осенял его крестом и вводил его в первый разряд оглашенных, которым преподавались первые истины христианского учения. Они назывались άκροώμενοι (audientes), так как им разрешалось приходить в к литургии и слушать чтение Священного Писания и Евангелия, после чего они тотчас должны были выходить из храма.

В первом разряде оглашенные обыкновенно оставались три года (Апостольские постановления, VIII, 32), хотя это время могло быть сокращено или продолжено сообразно с усердием и поведением данного лица.

В тех случаях, когда катихит видел, что его ученики достаточно ознакомлены с начальными сведениями из христианского учения и что они достойны по своему доброму поведению, он разрешал им перейти во второй разряд оглашенных, где последним обширно излагалось христианское учение и особенно изъяснялся со всеми подробностями символ веры.

Они назывались έυχόμενοι (orantes), потому что могли молиться с верными и после Евангелия, или γονυκλίνοντες (genuflectentes), потому что преклоняли колена, когда им во время литургии читалась молитва, или еще συναιτούντες (competentes) и τελεώτεροι (perfectiores, electi). Они оставались в церкви до тех пор, пока диакон во время литургии не обращался к ним со словами: “оглашенные изыдите,” после чего они удалялись из храма. Продолжительность их пребывания на этой степени также зависела от их усердия к учению и от их поведения. Оглашенным первого и второго разряда в церкви было отведено место вместе с кающимися второй степени, т.е. в притворе (νάρθηξ, πρόναος) перед местом, назначенным для крещения (κολυμβήθρα), близ главного входа в церковь».

(оглашение), готовящиеся принять таинство крещения и стать членом Церкви (в церковнославянской филологии прилагательное «оглашенный» означает «желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам»).

Институт оглашенных возник в ранней церкви в связи с тем, что принятию таинства крещения предшествовал обязательный период катехизации.

Оглашенный значение слова

Оглаше́нные[1], катехуме́ны (греч. κατηχούμενοι; церк.-слав. ωглашє́ннїи) в христианстве — люди, проходящие катехизацию (оглашение), готовящиеся принять таинство крещения и стать членом Церкви (в церковнославянской филологии прилагательное «оглашенный» означает «желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам»).[2]

Институт оглашенных возник в ранней церкви в связи с тем, что принятию таинства крещения предшествовал обязательный период катехизации.

В Православной церкви

Типовой план церкви. Бежевым цветом помечен притвор, единственное место, где могут находиться оглашенные

Перед принятием таинства Крещения над каждым человеком в традиции Православной церкви совершать специальный богослужебный чин — «чин оглашения», состоящий из ряда молитв.[8][9]

Конечной молитвой чина оглашения является молитва, в которой священник просит Бога, чтобы данный человек крестился.[10]

В Православной церкви на оглашенных накладывается ряд ограничений по участию в церковной жизни:

  • во время богослужения могут находиться только в притворе храма,
  • не участвуют в таинствах церкви,
  • во время литургии не могут присутствовать на литургии верных и должны покинуть храм на последних словах литургии оглашенных, произносимых диаконом: «Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся».

На литургии Иоанна Златоуста за оглашенных произносится специальная ектения об оглашенных, в которой церковь, как собрание верных, просит Бога просветить оглашенных и удостоить их таинства крещения.

В Католической церкви

В Католической церкви взрослые, желающие принять таинство крещения, обязательно должны пройти подготовку, называемую катехуменатом. Сам кандидат в этот период называется оглашенным или катехуменом. Обязательность катехумената установлена конституцией Второго Ватиканского собора «О священной литургии» (Sacrosanctum Concilium).

Общее описание порядка подготовки взрослых к крещению, его периодов и этапов, а также обрядов, сопутствующих им, содержится в документе, выпущенном в 1972 году Конгрегацией богослужения и дисциплины таинств — «Чин христианского посвящения взрослых».

Катехуменату и его важности для церкви посвящено апостольское обращение папы Иоанна Павла II «Catechesi tradenale» (1979 год).

Длительность катехумената неодинакова в различных странах и епархиях. В России решением епископата установлена продолжительность катехумената в один год.

Традиционно период катехумената делят на несколько этапов, или ступеней[11]. Первая ступень — предварительная евангелизация, или предоглашение. Завершается она обрядом принятия в катехуменат. Вторая ступень — основной катехуменат, который завершается обрядом избрания (наречения имени).

Третья ступень — период очищения и просвещения — период углублённой молитвы, испытания совести, духовной подготовки к принятию таинства крещения. В католической церкви крещение взрослых часто проводится на пасхальной литургии, в этом случае третья ступень катехумената совпадает с Великим постом.

В этот период также могут быть проведены обряды вручения оглашенному Молитвы Господней и Символа веры.

На период катехумената оглашенные могут присутствовать на всех богослужениях, включая литургию, однако не могут участвовать в церковных таинствах. Если оглашенный умирает в период катехумената, он согласно концепции «крещения желанием» считается крещёным и полноправным членом церкви[12].

Оглашенные это:

Оглашенные

Оглаше́нные (написание «оглашённые» здесь является неправильным[1]), катехуме́ны (греч. κατηχουμενος) в христианстве — люди, не принявшие крещение, но уже наставляемые в основах веры (в церковнославянской филологии прилагательное «оглашенный» означает «желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам»).

Понятие оглашенных возникло в древней церкви в связи с тем, что крещению предшествовал обязательный период катехизации.

  • 1 В древней церкви
  • 2 В православной церкви
  • 3 В католической церкви
  • 4 В культуре
  • 5 Примечания
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки

В древней церкви

Термин «оглашенный» (катехумен) впервые встречается у Климента Александрийского[2]. Первое подробное описание катехумената в христианских общинах принадлежит Ипполиту Римскому[3].

Прошедших первое собеседование со священником зачисляли в группу подготовки (иногда катехуменов первого этапа называли «audientes», слушающие, иногда «novicioli», новиции). По свидетельству Тертуллиана[4], новиции могли слушать слово Божие во время богослужений, но не имели права участвовать в молитве верных.

По окончании первого периода подготовки проходило второе собеседование, оглашенный зачислялся в число «избранных» (electi).

Избранные могли участвовать в литургии вплоть до начала евхаристической молитвы; на них возлагались те же обязанности, что и на крещёных членов общины: они постились, участвовали во внелитургических общинных молитвах и ночных бдениях.

Общая продолжительность оглашения составляла в среднем 3 года, однако срок мог быть сокращён или, наоборот, продлён в случае совершения катехуменом тяжких грехов.

Относительно статуса оглашенного по отношению к крещённому, а также об их посмертной судьбе (в случае если оглашенный до смерти не успевает креститься) существовали различные мнения. Так Иоанн Златоуст в своей беседе на Евангелие от Иоанна писал:[5]

Оглашенный чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них разделено. У одного все на земле; у другого – на небесах. У этого царь – Христос; у того – грех и дьявол. У этого пища – Христос; у того – гниль и тление. Да и одежда у этого – Владыка ангелов; у того – дело червей. У этого город – небо; у того – земля.

Святитель Амвросий Медиоланский, напротив, считал, что желания оглашенного принять крещение уже достаточно, чтобы считать его христианином. Так, говоря о императоре Валентиниане II, не успевшем креститься до своей смерти, он указывал:[6]

Достаточно, что он желал крещения, а искреннее желание крещения не менее действительно, чем и само крещение. Если ему не удалось принять крещения от человеческих рук, то его крестил Сам Христос.

В католической церкви

В католической церкви взрослые, желающие принять таинство крещения, обязательно должны пройти подготовку, называемую оглашением или катехуменатом. Сам кандидат в этот период называется оглашенным или катехуменом. Обязательность оглашения установлена конституцией Второго Ватиканского собора «О священной литургии» (Sacrosanctum Concilium).

Общее описание порядка подготовки взрослых к крещению, его периодов и этапов, а также обрядов, сопутствующих им, содержится в документе, выпущенном в 1972 году Конгрегацией богослужения и дисциплины таинств — «Чин христианского посвящения взрослых».

Оглашению и его важности для церкви посвящено апостольское обращение папы Иоанна Павла II «Catechesi tradenale» (1979 год).

Длительность оглашения неодинакова в различных странах и епархиях. В России решением епископата установлена продолжительность катехумената в один год.

Традиционно период оглашения делят на несколько этапов, или ступеней[7]. Первая ступень — предварительная евангелизация, или предоглашение. Завершается она обрядом принятия в катехуменат. Вторая ступень — основной катехуменат, который завершается обрядом избрания (наречения имени).

Третья ступень — период очищения и просвещения — период углублённой молитвы, испытания совести, духовной подготовки к принятию таинства крещения. В католической церкви крещение взрослых часто проводится на пасхальной литургии, в этом случае третья ступень оглашения совпадает с Великим постом.

В этот период также могут быть проведены обряды вручения оглашенному Молитвы Господней и Символа веры.

На период катехумената оглашенные могут присутствовать на всех богослужениях, включая литургию, однако не могут участвовать в церковных таинствах. Если оглашенный умирает в период катехумената, он согласно концепции «крещения желанием» считается крещёным и полноправным членом церкви.

Оглашенные

Оглаше́нные[1], катехуме́ны (греч. κατηχούμενοι; церк.-слав. ωглашє́ннїи) в христианстве — люди, проходящие катехизацию (оглашение), готовящиеся принять таинство крещения и стать членом Церкви (в церковнославянской филологии прилагательное «оглашенный» означает «желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам»).[2]

Институт оглашенных возник в ранней церкви в связи с тем, что принятию таинства крещения предшествовал обязательный период катехизации.

В ранней церкви[ | ]

Термин «оглашенный» (катехумен) впервые встречается у Климента Александрийского[3]. Первое подробное описание катехумената в христианских общинах принадлежит Ипполиту Римскому[4].

Прошедших первое собеседование со священником зачисляли в группу подготовки (иногда катехуменов первого этапа называли «audientes», слушающие, иногда «novicioli», новиции). По свидетельству Тертуллиана[5], новиции могли слушать слово Божие во время богослужений, но не имели права участвовать в молитве верных.

По окончании первого периода подготовки проходило второе собеседование, оглашенный зачислялся в число «избранных» (electi).

Избранные могли участвовать в литургии вплоть до начала евхаристической молитвы; на них возлагались те же обязанности, что и на крещёных членов общины: они постились, участвовали во внелитургических общинных молитвах и ночных бдениях.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как открыть свою церковь

Общая продолжительность оглашения составляла в среднем 3 года, однако срок мог быть сокращён или, наоборот, продлён в случае совершения катехуменом тяжких грехов.

Относительно статуса оглашенного по отношению к крещёному, а также об их посмертной судьбе (в случае если оглашенный до смерти не успевает креститься) существовали различные мнения. Так, Иоанн Златоуст в своей беседе на Евангелие от Иоанна писал:

Оглашенный чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них разделено. У одного все на земле; у другого — на небесах. У этого царь — Христос; у того — грех и дьявол. У этого пища — Христос; у того — гниль и тление. Да и одежда у этого — Владыка ангелов; у того — дело червей. У этого город — небо; у того — земля[6].

Святитель Амвросий Медиоланский, напротив, считал, что желания оглашенного принять крещение уже достаточно, чтобы считать его христианином. Так, говоря о императоре Валентиниане II, не успевшем креститься до своей смерти, он указывал:

Достаточно, что он желал крещения, а искреннее желание крещения не менее действительно, чем и само крещение. Если ему не удалось принять крещения от человеческих рук, то его крестил Сам Христос[7].

В православной церкви[ | ]

Типовой план церкви. Бежевым цветом помечен притвор, единственное место, где могут находиться оглашенные

Перед принятием таинства Крещения над каждым человеком в традиции Православной церкви совершать специальный богослужебный чин — «чин оглашения», состоящий из ряда молитв.[8][9]

Конечной молитвой чина оглашения является молитва, в которой священник просит Бога, чтобы данный человек крестился.[10]

В Православной церкви на оглашенных накладывается ряд ограничений по участию в церковной жизни:

  • во время богослужения могут находиться только в притворе храма,
  • не участвуют в таинствах церкви,
  • во время литургии не могут присутствовать на литургии верных и должны покинуть храм на последних словах литургии оглашенных, произносимых диаконом: «Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся».

В конце литургии оглашенных произносится специальная ектения об оглашенных, в которой церковь, как собрание верных, просит Бога просветить оглашенных и удостоить их таинства крещения.

В католической церкви[ | ]

В Католической церкви взрослые, желающие принять таинство крещения, обязательно должны пройти подготовку, называемую катехуменатом. Сам кандидат в этот период называется оглашенным или катехуменом. Обязательность катехумената установлена конституцией Второго Ватиканского собора «О священной литургии» (Sacrosanctum Concilium).

Общее описание порядка подготовки взрослых к крещению, его периодов и этапов, а также обрядов, сопутствующих им, содержится в документе, выпущенном в 1972 году Конгрегацией богослужения и дисциплины таинств — «Чин христианского посвящения взрослых».

Катехуменату и его важности для церкви посвящено апостольское обращение папы Иоанна Павла II «Catechesi tradenale» (1979 год).

Длительность катехумената неодинакова в различных странах и епархиях. В России решением епископата установлена продолжительность катехумената в один год.

Традиционно период катехумената делят на несколько этапов, или ступеней[11]. Первая ступень — предварительная , или предоглашение. Завершается она обрядом принятия в катехуменат. Вторая ступень — основной катехуменат, который завершается обрядом избрания (наречения имени).

Третья ступень — период очищения и просвещения — период углублённой молитвы, испытания совести, духовной подготовки к принятию таинства крещения. В католической церкви крещение взрослых часто проводится на пасхальной литургии, в этом случае третья ступень катехумената совпадает с Великим постом.

В этот период также могут быть проведены обряды вручения оглашенному Молитвы Господней и Символа веры.

На период катехумената оглашенные могут присутствовать на всех богослужениях, включая литургию, однако не могут участвовать в церковных таинствах. Если оглашенный умирает в период катехумената, он согласно концепции «крещения желанием» считается крещёным и полноправным членом церкви[12].

В культуре[ | ]

  • Что кричишь, как оглашенный! — «оглашенный» употреблено в значении человека, ведущего себя бессмысленно, бестолково, шумно[13]. Когда в прежние времена оглашенных спрашивали в храме, веруют ли они в Христа, они громко, радостно кричали.

Примечания[ | ]

  1. Написание «оглашённые» является неправильным. Во-первых, традиция требует такого произношения церковнославянского по происхождению слова. Во-вторых, написание «оглашенный» закреплено в орфографическом словаре. В современном русском языке слово «оглашённый» существует, но только как причастие, образованное от глагола «огласи́ть».
  2. Азы православия
  3. Климент Александрийский. Строматы, II, 96, 2.
  4. Ипполит Римский

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%9E%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5

Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви.

При первом взгляде на церковных служащих можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны.

Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

  • контроль за безопасным и своевременным зажжением любых свечей и лампадок;
  • подготовка одежды и других символов священнослужителей;
  • своевременное подношение вина, просфор и различных атрибутов церковной службы;
  • подготовка кадила и разжигание в нем огня;
  • поднесение полотенца для вытирания губ при таинстве причащения;
  • наведение порядка в церкви.

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Псаломщик (Чтец)

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Иподиакон

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.

Диакон (служитель)

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Протодиакон

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Иерей

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Протоиерей

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Протопресвитер

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Иеродиакон и архидиакон

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется «архидиакон».

Иеромона́х

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Игумен (игуменья)

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Архимандри́т

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Епи́скоп (надзирающий)

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Митрополит

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Патриарх

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от церкви. Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1186658890762422306/chiny-v-pravoslavnoj-tserkvi-po-vozrastaniyu-ih-ierarhiya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Молитва иконе неувядаемый цвет

Закрыть