Кто построил софийский собор в киеве

Паломничество в Софию Киевскую – Азбука паломника

кто построил софийский собор в киеве
Украина

Софийский собор — Кафедральный храм Киевской митрополии начиная с XI в., одна из наиболее известных святынь Руси. Всемирноизвестный шедевр средневековой христианской культуры и искусства.

В 1990 году Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.

Поскольку здание собора — часть Национального заповедника «София Киевская» и внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать какой-либо религиозной организации и совершать в нём богослужения.

Исключение составляет день 24 августа — День независимости Украины, когда представители религиозных организаций совершают молитву об Украине (была введена с 2005 года); 22 ноября 2006 года Священный Синод Украинской православной церкви (Московский патриархат) заявил о невозможности для себя участвовать в такого рода мероприятиях.

Исторический экскурс

Замысел соорудить в Киеве «церковь святой Софии, митрополию», по свидетельству митрополита Илариона, принадлежал еще Владимиру Святославичу, но осуществить его довелось уже Ярославу Мудрому.

Дата основания собора свыше полутора столетий является предметом научной дискуссии. Учитывая все исторические обстоятельства, наиболее вероятными годами строительства следует считать 1032—37 гг.

— ровно через 500 лет после Софии Константинопольской, которая была символическим образцом для киевского храма.

Софийский собор. Рисунок А. ван Вестерфельда. 1651г

Согласно древней церковной традиции, Софию Киевскую заложил митрополит Иоанн, а освятил его преемник Феопемпт. Неизвестные зодчие были представителями столичной константинопольской школы архитектуры. Храм посвящен Софии — Премудрости Божьей. Это одна из сложнейших абстрактных категорий христианского богословия, имеющая много толкований. По апостолу Павлу, Софии символически отвечает ипостась Христа — воплощенного Слова Божьего.

Лишь позднее, когда распространилось отождествление Софии с Божьей Матерью, храмовый праздник киевского собора перенесли на 8 (21) сентября — день Рождества Богородицы. Художественный образ Софийского собора должен был воплотить многогранный смысл, вложенный в этот символ. Этим объясняются его грандиозные размеры и чрезвычайно усложненная структура.

Вообще, интерьер Софии воспроизводит средневековую модель Вселенной, а внешний вид — образ Града Божьего — Небесного Иерусалима.

Подобно другим храмам, София была местом захоронения выдающихся личностей, преимущественно состоятельных. Некрополь Софийского собора начал складываться с середины XI в. Основатель храма еще при жизни повелел оборудовать для себя усыпальницу в северной галерее. Саркофаг Ярослава Мудрого доныне сохраняется в соборе. По летописи, в Софии известны еще четыре захоронения князей — потомков Ярослава, а также захоронения многих киевских митрополитов.

В домонгольское время Софийский собор был дважды разграблен. Впервые это сделали войска Андрея Боголюбского и его союзников в 1169 г., а во второй раз — дружины Рюрика Ростиславича в 1203 г. Храм также пострадал от большого пожара 1180 г.

Наибольший урон София и Софийское подворье понесли во время монгольского нашествия 1240 г., а также татарских набегов 1416 и1482 гг. Однако храм не был разрушен и продолжал действовать. Уже в 1273 г. митрополит Кирилл созвал здесь поместный собор Русской церкви.

И хотя после 1300 г. киевские митрополиты все реже посещали свою опустошенную резиденцию, определенные реставрационные работы время от времени проводились. В частности, в 1376—78 гг. ремонт Софии осуществил митрополит Киприан, а около 1577 г.

— наместник митрополита Богуш Гулькевич-Глебовский.

Главный алтарь Софийского собора

Несмотря на эти усилия, храм постепенно приходил в упадок. Это происходило преимущественно из-за равнодушия и корыстолюбия чиновников митрополита. В конце XVI в. св. София представляла собой настолько печальное зрелище, что это вызвало возмущение даже у католического епископа Иосифа Верещинского. В 1608 г. Софийским собором завладели униаты, продолжившие хищения на продажу строительных материалов, в частности кровли. Остальное довершили дожди и ветры.

2 июля 1633 г. новоизбранный православный митрополит Петр Могила освободил Софийский собор из-под власти униатов и основал при нем монастырь. Капитальная реставрация храма начата в 1634 г., но при жизни Могилы она так и не была завершена.

В частности, западная галерея оставалась полуразрушенной. В 1637—38 гг. работами руководил архитектор-итальянец Октавиано Манчини. Очевидно, именно он придал фасадам собора ренессансный характер, известный нам по рисунку Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.

В это же время сооружен новый резной иконостас и два придела алтаря в наружных галереях.

С 1688 г. митрополит Гедеон Святополк-Четвертинский на пожертвования московских царей начал новую, более значительную по объему, перестройку св.Софии. В это время были сооружены вторые этажи над наружными галереями, шесть новых куполов и восемь фронтонов в стиле барокко, скрывшие за собой первоначальные малые купола. Работами руководил подмастерье каменных дел Савва Яковлев. Они были завершены к 1695 г., о чем свидетельствует изображение на плане Ушакова.

Только что отстроенный собор был сильно поврежден пожаром 1697 г. и нуждался в новой реставрации. В 1699—1706 гг. ее осуществил митрополит Варлаам Ясинский на средства гетмана Ивана Мазепы. Именно в это время были забелены древние мозаики и фрески, разобраны остатки западной галереи и западная тройная аркада с частью хоров, здание со всех сторон укреплено мощными контрфорсами.

В 1718—24 гг. выполнена новая барочная стенопись, в 1739—47 гг. митрополит Рафаил Заборовский осуществил очередную реставрацию собора, а в 1747—54 гг. сооружен трехъярусный иконостас, нижний ярус которого сохранился доныне. В начале XIX в. собор имел 17 престолов.

Начало научному изучению Софии Киевской положила книга митрополита Евгения Болховитинова «Описание Киево-Софийского собора», изданная в 1825 г. Однако настоящей сенсацией стало случайное открытие древних фресок в 1843 г. На протяжении 1843—53 гг., одновременно с варварским «обновлением» стенописи, архитектор Павел Спарро осуществлял основательный ремонт храма, во время которого заменена крыша, пол вымощен чугунными плитами и снят верхний ярус иконостаса, мешавший видеть мозаики алтаря.

Во время последней реконструкции, проведенной в 1882—89 гг. под руководством Владимира Николаева, разобрана часть барочных фронтонов и открыты древние малые купола. Растесано крестообразное окно в центре западного фасада, а на месте западной галереи сооружен ныне существующий нартекс в псевдовизантийском стиле. Тогда же под полом собора утроены каналы калориферного отопления и снят еще один ярус иконостаса.

В октябре 1921 г. в Софийском храме состоялся собор, на котором объявлено создании Украинской Автокефальной Православной Церкви. Святая София принадлежала УАПЦ до ее ликвидации в 1930 г. В 1934 г. в соборе прекращена служба Божья и образован Государственный архитектурно-исторический заповедник «Софийский музей».

Деятельность заповедника началась с вандализма: на протяжении 1935—37 гг. разобраны и большей частью сожжены восемь барочных иконостасов боковых алтарей работы украинских мастеров XVII—XVIII вв. Исчезли также серебряные позолоченные царские врата 1747 г. из главного иконостаса.

Вместе с тем, создание заповедника впервые позволило проводить исследования и реставрации памятника на действительно научной базе.

По свидетельству бывшего заведующего Софийского заповедника Алексея Повстенко, в сентябре 1941 г. советские военные предприняли попытку заминировать храм, но она, к счастью, оказалась неудачной. В послевоенные годы Софийский собор регулярно реставрируется и исследуется. В его помещениях поддерживается микроклимат, благоприятный для сохранения бесценных произведений средневекового искусства.

В 1990 году Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.

Описание

Киевский Софийский собор был одной из крупнейших построек своего времени. Общая ширина храма — 54,6 м, длина — 41,7 м, высота до зенита центрального купола — 28,6 м.

Собор имеет пять нефов, завершенных на востоке апсидами, увенчан 13-ю куполами, образующими пирамидальный силуэт, и окружен с трех сторон двумя рядами открытых галерей, из которых внутренний имеет два яруса.

Долгое время считалось, что галереи пристроены к собору позднее, но исследованиями последнего времени доказано, что они связаны с ним единым замыслом и возникли одновременно. Только крестильня, встроенная в западную галерею, относится к середине XII в.

Пространственное решение центрального ядра — крестово-купольное. С трех сторон его окружают чрезвычайно просторные хоры, открывающиеся внутрь храма тройными аркадами.

Очевидно, хоры предназначались не только для пребывания там княжеской семьи во время богослужения, но и для размещения основных учреждений Киевской митрополии — палаты для торжественных событий, библиотеки со скрипторием (мастерской для изготовления рукописных книг), канцелярии, сокровищницы. Для подъема на хоры в западную галерею встроены две башни с винтовыми лестницами.

София Киевская представляет собой совершенный образец синтеза искусств. Стенопись и декоративное убранство составляют неделимое целое с архитектурой храма. В киевском соборе применено несвойственное Византии объединение в одном интерьере мозаик с фресками. При этом мозаичные изображения покрывают только важнейшие части храма — главный алтарь и центральный купол, остальной интерьер оформлен фресковой стенописью. Остатки фресок обнаружены также на фасадах — в нишах и на столбах галерей.

Пол в алтаре и центральной части (хоросе) был выложен шиферными плитами, инкрустированными мозаикой, в других частях — керамическими плитками. Многие элементы оформления были вырезаны из привозного греческого мрамора. Мраморными были пороги и колонны, низкая предалтарная ограда-темплон и сень-киворий над престолом. Шиферные парапеты ограды хоров покрыты резными орнаментами.

Выдающимся историческим источником является комплекс надписей-граффити, нацарапанных на стенах собора его посетителями в течение столетий. Среди них встречаются автографы известных исторических деятелей средневековой Руси.

Святыни

  • В Софийском соборе Киева под сводом горнего места есть мозаичное изображение Богородицы, получившее наименование «Нерушимая стена». Богоматерь изображена в полный рост с воздетыми руками, стоящей на золотом четырёхугольном камне. По дуге полусвода чёрной мозаикой выложена на греческом надпись: «ὁ Θεὸς ἐν μέσῳ αὐτῆς καὶ οὐ σαλευθήσεται· βοηθήσει αὐτῇ ὁ Θεὸς τὸ πρὸς πρωΐ πρωΐ. — Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра.» (Пс. 45:6). Своё название икона получила вероятно из-за того, что в продолжение более 800 лет именно стена с этой мозаикой никогда не подвергалась разрушению, в отличие от остальной части собора. В честь иконы в 2001 году был основан женский монастырь в городе Апшеронске.

Престольные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября

Икона Богородицы София – Премудрость Божия — 21 сентября

Как добраться

Адрес: Украина, Киев, ул. Владимирская, 24 (ст. метро «Золотые ворота»)

Источник: https://azbyka.ru/palomnik/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%28%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%29

Киевский Софийский собор – жемчужина города Киев

кто построил софийский собор в киеве

Адрес: Украина, г. Киев
Дата основания, начало строительства: 1011 — 1037 год
Координаты: 50°27'10.4″N 30°30'51.3″E

: 

История возникновения и существования собора

Архитектурные особенности собора

Киевский Софийский собор на карте

 

Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Этот храм считался главным храмом Киевской Руси, был её культурным, политическим и религиозным центром.

Именно здесь проходил процесс посвящения в митрополиты, процесс восхождения на княжеский престол, принимались послы и проходили церковные соборы.

Вид на соборную колокольню

История возникновения и существования Киевского Софийского собора

История возникновения этого собора запутана и неоднозначна. Дата строительства храма до сих пор не определена. Существует два различных мнения. В соответствии с первой версией строительство Софийского собора проводилось в период правления Владимира I Святославича, по второй – строительство началось при правлении его сына Ярослава Мудрого. Исторические данные свидетельствуют о том, что в Киевском Софийском соборе была основана Ярославом первая на Руси библиотека.

Согласно «Новгородской первой летописи», постройка Софийского собора была начата в 1017 году Ярославом Мудрым, однако, в «Повести временных лет» рассказывается о том, как Ярослав начал строительство церкви в 1037 году. В любом случае, достоверен факт, что в 1051 в нем побывал первый киевский митрополит, хиротонисан Илларион.

Вид на Софийский собор с колокольни

На протяжении всего периода существования, Софийский собор неоднократно разрушался, подвергался нападениям и разграблениям. В XI-XIII веках собор разоряли половцы и печенеги. В 1180 году, в результате пожара храм сильно пострадал. Однако наиболее серьёзные разрушения собору нанесли татаро-монголы, которыми руководил хан Батыя, в процессе захвата Киева в 1240 году. Тогда татаро-монголы разграбили Софийский собор.

В 1497 году собор снова грабят теперь крымские татары. Только, начиная с XVII века, собор начинает возрождаться, а в 1688 году большой вклад в восстановление собора делает гетман Иван Мазепа. В XX-м веке древнему храмовому комплексу снова грозит опасность.

Советская власть принимает решение уничтожить Софийский собор, однако вмешательство Франции, королева которой Анна (супруга Генриха I) была дочерью князя Ярослава Мудрого, предотвратило уничтожение реликвии.

Главный вход в собор

После спасения храма, был создан Софийский музей-заповедник, и начались исследовательские и реставрационные работы. Сегодня длина Софийского собора без галерей составляет около тридцати метров, ширина — 29,3 метра, величина подкупольного квадрата — семь с половиной метров, высота до вершины главного купола равна 29 метрам.

Архитектурные особенности собора

Специалисты считают, что в строительстве собора участвовало не менее 40 мастеров и около ста помощников. Длительность стройки около трёх лет, и еще несколько лет заняла отделка и роспись внутренних стен храма.

Предполагается, что в строительстве храма участвовали, прибывшие из Константинополя греки.

Об этом свидетельствуют технические приемы, а также особенности архитектуры собора, а именно традиции византийского зодчества воплощённые в архитектурной реализации двух лестничных башен, которые вели на хоры и кровлю храма.

Вид собора с юго-востока

Хоры являлись местом, где располагался князь со своей семьёй и приближёнными особами во время богослужений. Кроме того, здесь князь встречался с послами, решал вопросы государственной важности.

Внутри стены храма украшены мозаикой и росписями, которые выполнили византийские живописцы. Мозаичная палитра Софийского собора очень богата и разнообразна, существует более 170 оттенков.

Обнаружены также граффити, около 300, нацарапанные надписи, повествующие о политических деятелях и событиях. С самого начала в соборе было около 650 кв.м. мозаики, теперь можно увидеть около 260 кв.м. поверхности отделанной мозаикой и три тысячи кв.м. фресок.

Среди самых известных мозаик храма – Богоматерь — Оранта и Христос – Пантократор (купольная мозаика).

Вид собора от трапезной

Железные плиты пола собора изображают мусульманский символ — полумесяц. Мозаичные элементы сохранились лучше фресок.

В XVIII веке стены собора были оштукатурены, побелены, и была нанесена масляная роспись, однако, в следующем веке древние фрески опять раскрыли, и штукатурка была наложена и добавлена роспись только в местах, где фрески повреждены. Софийский собор являлся также местом захоронения киевских князей.

Здесь находились останки Ярослава Мудрого, его сына Ярослава Мудрого Всеволода, и сыновей Всеволода: Всеволода Ростислава Всеволодовича и Владимира Мономаха. В прошлом в этом храме находилось около 100 захоронений.

Вид на северо-восточный фасад собора

Сегодня в храме имеются захоронения Ярослава Мудрого и его супруги, все другие захоронения были утрачены. Самыми главными ценными предметами и святынями храма был царственный венец — «Шапка Мономаха», который подарил Владимиру Мономаху византийский император, а так же было распятие, привезённое царицей Ольгой из Константинополя.

В храме хранились челюсть крестителя Руси князя Владимира, кисти руки святой великомученицы Варвары. Таким образом, сегодня собор Святой Софии, являясь Всемирным наследием ЮНЕСКО, не может быть передан какой бы то ни было религиозной организации, и в нём нельзя проводить богослужения.

Это государственный музей-заповедник, украинский памятник архитектуры.

достопримечательности

← Украина СОФИЙСКИЙ СОБОР Европа →

Города Европы на Putidorogi-nn.ru:

Замосць Милан Рим Флоренция
Амальфи Ассизи Альберобелло Барселона
Жирона Берлин Мюнхен Париж
Афины Лондон Будапешт Ватикан
Венеция Таллин Обидуш Прага
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как открыть свою церковь

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/364-kievskii-sofiiskii-sobor

История Софийского собора, описание, строительство Софийского собора в Киеве. История создания Заповедника София Киевская

кто построил софийский собор в киеве

Государственный архитектурно-исторический заповедник София Киевская — «Софийский музей» находится в центре Киева. На территории заповедника, площадь которого составляет 5 гектаров, расположен замечательной красоты памятник отечественного зодчества XI-XVIII веков. Самым ценным сооружением заповедника является Софийский собор — всемирый памятник архитектуры и монументальной живописи XI века. Он величественно возвышается в центре ансамбля.

Софийский собор в Киеве построен в период расцвета Киевской Руси, крупного восточнославянского государства, колыбели трех народов — украинского, русского и белорусского.

Древнерусское государство достигло вершины своего могущества во времена правления князя Владимира Святославича (978-1015 гг) и его сына Ярослава Мудрого (1019 — 1054 гг.)

В 988 году при князе Владимире Святославича было введено христианство в Киевской Руси , что имело большое значение для дальнейшего развития феодальных отношений, укрепление единства государства, подъем культуры, политических и культурных связей Киевской Руси с Византией и другими европейскими странами.

С введением христианства в Древнерусском государстве началось интенсивное строительство каменных христианских храмов. К их созданию привлекались лучшие строители и художники своего времени, использовались художественные и технические достижения эпохи. Храмы украшались настенными росписями, каменной резьбой, становились настоящими произведениями искусства. Одновременно с сооружением каменных храмов решались важные градостроительнные задачи.

Во время построения первой каменной церкви в центре Киева — Десятинной (989-996 гг) — князь Владимир Святославич значительно увеличил и укрепил территорию города. Во времена сына Владимира — Ярослава Мудрого в Киеве началось большое строительство. Территорию кремля была расширена более чем в 8 раз и обнесена новыми оборонительными валами. В этот же период построен митрополичий храм — Софийский собор, который стал главным монументальным строением города.

Строительство Софийского Собора в Киеве

В летописях закладки собора датируются 1017 или 1037 годом. Наверняка строительство Софийского собора велось в 20-30-е годы XI века.

Вокруг Софийского собора — центрального сооружения Ярославова города — стояли каменные храмы, боярские дворцы, жилища горожан, а двор митрополии был огражден стеной. До наших дней из XI века сохранились только Софийский собор и руины Золотых ворот — парадного въезда в древний Киев.

Древний Киев X-XIII вв. Макет, фрагмент. Город Ярослава. Художник Д. Мазюкевича:

Название собора «Софийский» происходит от греческого слова «софия», что в переводе означает «мудрость». Посвященный «мудрости христианского учения», Софийский собор, по замыслу создателей, должен был утверждать на Руси христианство.

Построенный как главный, митрополичий храм Киевской Руси, Софийский собор был в давние времена общественным и культурным центром государства.

Здесь происходили церемонии «посадки» князей на киевский престол, приемы иностранных послов; у стен Софийского собора собиралось киевское вече, при Софийском соборе велось летописание и была создана Ярославом Мудрым первая известная в Древней Руси библиотека.

Уже в XI веке современники оценили Софийский собор как выдающееся произведение искусства. Первый русский митрополит Илларион — выдающийся публицист своего времени — писал о нем: «Церковь дивна и славна всем округниим странам, яко же ина не обрящется во всем полунощи земнем от востока до запада».

За свою многовековую историю София Киевская пережила нашествия врагов, ограбления, частичные разрушения, ремонты и перестройки.

В один из тяжелейших периодов истории древнего Киева — захват города полчищами хана Батыя в 1240 году — большинство архитектурных сооружений были превращены в руины. Софийский собор уцелел.

Однако, разграбленный и опустошенный, Софийский собор потерял былую красоту и величие, хотя и остался главным городским действующим храмом.

В течение XIV — XV веков киевлянам приходилось бороться против литовских и польских феодалов, а также против крымских татар, которые опустошали город грабительскими набегами. В 1416 году Киев разграбил и сжег хан Эдигей, в 1482 году — Менгли-Гирей.

Софийский собор. Рисунок А. ван Вестерфельда. 1651г :

В XVI веке усиливается гнет польских феодалов.

В условиях захвата украинских земель, порабощения и насильственного окатоличивания населения в 1596 году было заключено Брестскую религиозную унию, которая ставила целью объединить православную и католическую церкви под главенством римского папы.

Католическое духовенство и униаты начали ликвидацию православной церкви. Захваченый униатами Софийский собор совершенно обветшал. Истлела крыша, разрушились своды галерей, погибли многие настенные росписи.

В З0-40-е годы XVII века киевский митрополит Петр Могила отобрал Софию Киевскую у униатов и учредил при храме мужской монастырь. Софийский собор был частично отремонтирован, вокруг него построены деревянные монастырские здания, а всю территорию обнесли высоким деревянным забором. К работам в соборе Петр Могила привлек итальянского архитектора Октавиано Манчини.

XVII век ознаменован национально-освободительной борьбой украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого и воссоединением Украины с Россией. В 1654 году киевляне утверждали в Софийском соборе исторические решения Переяславской рады. Воссоединение вызвало большое политическое и культурное возвышение Украины.

В XVII — XVIII веках в Киеве развернулось интенсивное каменное строительство.

В 1697 году большой пожар уничтожил деревянные здания Софийского монастыря. Через два года по указу Петра I началось сооружение новых каменных домов вокруг Софийского собора.

Строительство продолжалось по 1767 год. В этот период при Софийском соборе построена колокольня, трапезная, хлебня (пекарня), дом митрополита, западные ворота (Врата Заборовского), монастырская стена, южная въездная башня, Братский корпус, бурса. В архитектуре этих зданий и во внешнем виде Софийского собора после возобновлений находим характерные черты украинской барочной архитектуры XVII-XVIII веков. В XIX веке проводились частичные перестройки сооружений.

Так сложился великолепный архитектурный ансамбль монастыря.

Заповедник София Киевская. Вид с площади Богдана Хмельницкого:

История создания Софии Кевской

В 1934 году был создан Государственный архитектурно-исторический заповедник София Киевская, в состав которого входят Софийский собор и монастырские постройки XVIII века.

Создание заповедника София Киевская открыло новую страницу в жизни памятников, и в первую очередь — древнего Софийского собора. Возникли широкие возможности для исследований и реставрации архитектуры, настенных росписей.

В них приняли участие известные советские ученые И. В. Моргилевский, М. К. Каргер, Н. И. Кресальний, Ю. С. Асеев, В. Г. Левицкая, В. Н. Лазарев, С. А. Высоцкий, Л П. Калениченко, Е. С. Мамолат и др.

На базе реставрации настенных росписей Софии Киевской выросла современная школа украинских реставраторов-монументалистов.

В результате научно-исследовательских и реставрационных работ, которые ведутся в музеях, создана реконструкция первоначального вида Софийского собора, на стенах расчищены сотни метров росписей XI века, раскрыты фрагменты древних мозаичных полов, расшифрованы средневековые надписи-граффити, обнаружены на территории заповедника остатки построек XI- XII веков, отреставрирован памятники XVIII века.

Открытие Софийского музея сделало памятники открытыми для посещения. Архитектура и настенные росписи дают возможность ознакомиться с художественными ценностями. Долгое время на территории заповедника музеем был лишь Софийский собор. Теперь созданы экспозиции в сооружениях XVIII века.

Однако София Киевская, как и прежде, остается главным и самым ценным объектом осмотра. Она привлекает нескончаемый поток туристов из всей Украины, из зарубежных стран. Ежегодно заповедник София Киевская посещают около двух миллионов человек, которые стремятся познакомиться с прекрасным творением мировой культуры.

Итак, через главный вход под колокольней вы вступаете на территорию заповедника. Предлагаем сначала осмотреть Софийский собор, затем — архитектурные памятники XVIII века.

Вид собора с юго-востока:

Читайте далее:
— План заповедника
СОФИЙСКИЙ СОБОР
Фрески Софийского Собора >>>
— Мозаики Софийского Собора >>>
— другие детали интерьера >>>
АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ на территории заповедника София Киевская

Источник: http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/istoriya_sofiyskogo_sobora.shtml

История строительства Софийского Собора

Красивейший древний храм Украины, имеющий тысячелетнюю историю и сохранившийся до наших дней — все это относится к Софийскому собору в Киеве. Сейчас собор используется в качестве музея, богослужения проводятся в строго отведенные дни.

Основание и дальнейшая судьба

По разным источникам указывается два года основания Софийского собора в Киеве: 1017 и 1037 гг. По данным из Новгородской первой летописи закладка храма произошла в 1017 г., и собор начинал строить князь Владимир, а заканчивал Ярослав.

По другой версии строительство храма было запланировано в честь славной победы над печенегами на месте сражения. Если верить сведениям из «Повести временных лет», в 1037 г. Ярослав Мудрый вел массовое строительство в Киеве.

Одновременно с Софийским собором возводился монастырь и Златые врата с церковью.

Начало строительства собора

По основной версии здание храма было построено по велению Ярослава Мудрого в XI в. Одной из причин закладки собора стал визит константинопольского митрополита Феопемпта, впоследствии переехавшего в Киев, чтобы служить русской церкви.

Образцом для возведения тринадцатикупольного собора Святой Софии был взят итальянский храм Богоматери-Оранты. Византийский стиль архитектуры дает основание предполагать, что для возведения святыни приглашались зарубежные мастера.

Киевский Софийский собор много раз был на грани уничтожения. В 1169 г., во время набега на Киев войска Андрея Боголюбского, храм был разграблен наряду с другими церквями города. В 1180 г. значительные повреждения зданию нанес случившийся пожар. Во время нашествия татарской Орды в 1240 году из Софийского собора была вынесена значительная часть святынь и реликвий. Кроме того чужеземцы нанесли храму значительные повреждения.

Поставленный во главу Киевского Софийского собора в 1242 г. митрополит Кирилл II восстановил и отремонтировал разрушенные части здания. До конца века храм был кафедрой митрополитов Киева.

Спустя полтора века при митрополите Киприане собор был вновь отремонтирован, после чего около трех с половиной веков зданием никто не занимался. Значительные повреждения храму были нанесены во время набега крымских татар. Ими был убит находившийся при церкви святой Макарий.

Завершающим событием, приведшим к окончательному упадку прихода, стала передача храма Святой Софии униатам. Богослужения в храме стали проводиться все реже, а затем вообще прекратились.

Возрождение Киевского Софийского собора произошло в XVII в. В 1633 г. храм отобрали у униатов и передали православной церкви. Во главе прихода встал митрополит Петр (Могила).

Для восстановления и реставрации обветшавшего здания он пригласил арх-ра Октавиана Манчини из Италии. К концу столетия было восстановлено внутреннее убранство храма.

Внешний вид здания был отреставрирован и достроен в стиле украинского барокко: появились семь новых грушевидных куполов, а стены украсила лепнина. При храме был основан мужской монастырь.

Собор Святой Софии с момента открытия был усыпальницей многих русских митрополитов, князей и их семей. Для государей делались княжеские гробницы, в подземном склепе хоронили останки священнослужителей. Большинство захоронений не сохранились.

Советские годы

До прихода советской власти собор был кафедральным храмом Киева. Октябрьская революция стала причиной разлада среди служителей храма. Между митрополитами началась борьба за главное место в Софийском соборе. В 1929 г. церковь закрыли.

Разрушению здания храма препятствовали власти Франции. Они попросили оставить святыню, так как она была частичкой французской истории. Дочь Ярослава Мудрого была женой короля Генриха I.

В 1934 году здание храма передали в ведомство Министерства культуры, и там был создан музей-заповедник.

Современное состояние

Современный внешний вид здание Софийского собора приобрело во времена Ивана Мазепы. Завершающим этапом реконструкции занимался митрополит Рафаил (Забаровский).

Колокольня собора Святой Софии дошла до наших дней в первозданном виде. Её строительство датируется началом XVIII века: с 1699 по 1707 гг. В 1705 году по спецзаказу был отлит колокол для звонницы. В настоящее время он выставлен на втором этаже колокольни в качестве музейного экспоната. Его назвали в честь гетмана Украины «Мазепа».

Собор входит в ансамбль Софийского монастыря, куда относятся все близлежащие здания – памятники древней архитектуры. С 1934 г. здесь образован заповедник «Софийский собор». Кроме храма Святой Софии и колокольни в ансамбль входят келейные монастыря, выездная башня, ворота Заборовского, пекарня, трапезная, Дом митрополита. Все эти здания преимущественно были построены в XVIII в.

Уникальная коллекция фресок и мозаик XI в. была найдена во время реставрационных работ. В 1987 г. Софийский собор был удостоен Золотой медалью Европы за сохранность древней реликвии. Награда была присуждена Гамбургским фондом им. А. Тёпфера. С 1990 г. храм находится под защитой ЮНЕСКО. Его включили в список Всемирного наследия.

Когда Украина стала независимым государством, в Софийском соборе были возобновлены богослужения. Но после внесения храма в реестр ЮНЕСКО службы запретили. Разрешается только проведение торжественных литургий в великие церковные праздники.

Другая версия строительства

С 2012 г. существует новая версия строительства храма. На стенах Софийского собора были обнаружены зашифрованные надписи, согласно которым закладка храма произошла в 1011 г., что на 26 лет раньше официальной даты.

Мнения ученых также разделились после открытия саркофага Ярослава Мудрого и исследования останков. Оказалось, что древние мощи принадлежат женщине. По некоторым источникам останки князя хранятся в Бруклинском храме.

Особенности архитектурного ансамбля

Изначально киевский Софийский собор имел форму цилиндра, ступенчато поднимающуюся вверх. Здание было увенчано 13-ю куполами, располагающимися на разных уровнях. Нижний ярус состоял из 8 глав. Они окружали 4 купола, расположенных на уровень выше. Замыкающим был центральный большой купол, возвышающийся на высоком барабане.

Купольные крыши были отделаны листовым свинцом. Здание храма с 3-х сторон окружала галерея в два яруса, и дополнительно была пристроена наружная одноярусная, над которой устроили длинный балкон для прогулок знаменитых особ. Две башни для подъема на хоры находились по бокам западной части собора. Само здание имеет квадратную форму, его стороны равны 29 м.

С галерейными пристройками размер храма: 55×42 м.

Внутренние помещения храма остались неизменными. Храм разделен на 5 нефов при помощи крестообразных столбов. Главные нефы пересекаются поперечными, образуя под центральным куполом помещение в виде креста. Внутренний диаметр купола составляет 7,7 метра. Высота храма в центре купола равна 29 м. Хоры с трех сторон окружают центральное помещение собора. Зайти на хоры можно через западные башни по винтовым лестницам.

апсида была расположена в восточной части храма. Трехпролетные аркады в два яруса находились в противоположных частях здания: с севера и с юга. 3-я аркада в западной части была ликвидирована при ремонтных работах в XVII в.

Внутреннее убранство собора

Изначально алтарь и купол собора отделывались живописной цветной мозаикой. Остальные части внутренних помещений были украшены фресками. Мозаичная картина Христа и 4-х архангелов находится в самом центре купола. Многие фрагменты были утеряны, подлинным остался только архангел в голубой одежде. Остальные в XIX в.

были дорисованы красками художником Врубелем. Паруса купола расписаны изображениями святых, пишущих Евангелие. Выше на барабанных окнах находились 12 апостолов. В настоящее время можно увидеть верхнюю часть туловища ап-ла Павла, датируемую XI в. Над алтарем на своде находится мозаичная Богородица «Нерушимая стена».

Стены собора расписаны фресками с историями из жизни святых. Также стены храма имеют много сохранившихся граффити, из которых историки узнают интересные факты о древней жизни собора. Особенно ценными являются граффити Софии Киевской.

Адрес и как добраться

Адрес: Киев, ул. Владимирская, 24.

Тел.: +38 (0 44) 278-62-62, +38 (044) 279-22-56.

Добраться до храма можно на метро, станция «Майдан Незалежности». Далее пешком вверх по ул. Софийской. Время работы: 10.00-18.00.

Источник: https://pravednik.info/istoriya-stroitelstva-sofijskogo-sobora.html

Архитектура храма Святой Софии в Киеве

Определение 1

Собор Святой Софии (Софийский собор) – это храм, построенный в первой половине XI века в историческом центре Киева. Согласно летописям, строительство курировал лично Ярослав Мудрый.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Дивеево монастырь официальный где находится

Религиозное сооружение было возведено на месте победы над печенегами в 1036 году. Следует отметить, что на рубеже XVII-XVIII веков здание было перестроено в стиле украинского барокко. Во внутреннем декоре сохранилось множество декоративных мозаик и фресок начала XI века, а также значительные фрагменты стенописи, датированные XVII веком.

Собор был действующим даже в определенный период советского времени – до 1929 года. Позднее он стал музеем – Софийским заповедником. В настоящее время здание является сердцевиной Национального заповедника «София Киевская» одного из крупнейших музейных центров Украины. Музейный центр включает в себя такие здания, как:

  • Золотые ворота (XI век);
  • Кирилловская церковь (XII век);
  • Андреевская церковь (XVIII век).

Замечание 1

В 1990 году Софийский собор вместе с Киево-Печерской лаврой стали первым памятником архитектуры на территории Украины, внесенным в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Рисунок 1. Декор собора. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Поскольку главное здание собора является частью Национального заповедника, его запрещено передавать какой-либо религиозной организации, а также совершать в нем богослужения. Исключение составляет лишь 24 августа (День независимости Украины), когда священники совершают молитву об Украине.

В архитектурный ансамбль Софийского собора включаются также монастырские сооружения, датированные XVIII веком, которые также внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди них такие здания, как:

  • башня;
  • трапезная;
  • колокольня;
  • дом митрополита;
  • ворота Заборовского.

Архитектурные особенности собора

Софийский собор изначально представлял собой пятинефное крестово-купольное сооружение с тринадцатью главами. Собор имел пирамидальную форму. Цилиндрические своды здания, перекрывавшие основной и второстепенные нефы, поярусно поднимались к центральному куполу.

Основной центральный купол опирался на высокий барабан и имел двенадцать оконных проемов. Центральный купол окружался четырьмя более низкими куполами, на которых были расположены остальные восемь куполов.

Второстепенные купола также имели окна и покрывались листами свинца.

Главный купол был окружен с трех сторон двухэтажной галереей, а снаружи – еще более широкой одноэтажной. Наружная одноярусная галерея являлась основанием для открытого балкона – «гульбища».

С западной стороны собора располагались две башни с лестницами, ведущие на хоры – «полати». Длина и ширина собора с галереями составляет 55 метров.

Следует заметить, что внешний вид собора практически не изменился с древности, поскольку масштабная реконструкция XVIII века не затронула основные архитектурные особенности.

Главное здание в плане имеет прямоугольную форму и делится крестовидными столбами на пять продольных нефов, которые пересекаются поперечными коридорами (трансептами).

Пересечение центрального нефа и трансепта образует пространственный крест, над центральной частью которого возвышается главный купол. Центральную часть храма с трех сторон окружают большие княжеские хоры.

На хоры можно было подняться по двум винтовым лестницам, расположенным в вышеупомянутых башнях (они были встроены в западную галерею храма).

Конструктивно собор складывался по византийской технике кладки. Такая кладка характеризовалась технологией смешанного устройства рядов из камня и плинфы (плоского кирпича). Кирпич и плинфа укладывались на цементно-известковый раствор розового цвета. Первоначально фасады зданий не штукатурились, и кладка оставалась открытой. Для того, чтобы оценить первоначальный облик собора, реставраторами на фасадах были оставлены специальные зондажи – участки открытой кладки.

Известно, что здание собора возводили константинопольские зодчие, хотя ему нет прямых аналогов в мире. В период строительства Софийского собора религиозные сооружения обладали гораздо меньшими размерами и имели лишь три нефа и одну главу.

Принято считать, что местными властями была поставлена сложнейшая задача перед византийскими зодчими: создать великолепный собор для торжественных церемоний, а также главный храм Руси.

Данную задачу архитекторы решили способом увеличения числа нефов и добавления световых проемов в барабанах.

Интерьер

Как уже отмечалось выше, в интерьере собора сохранилось огромное количество фресок и мозаик первой половины XI века. Все эти произведения искусства были выполнены византийскими специалистами. Палитра мозаик насчитывает более 170 оттенков.

Мозаикой был выделен центральный купол, а также алтарь, поскольку здесь шли богослужения. Все остальные участки храма были украшены фресками. Зенит купола украшен изображением Христа Вседержителя, вокруг него были представлены четыре архангела (из них до наших дней сохранился только один).

Рисунок 2. Собор Святой Софии в Киеве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Между окнами внутри барабана изображены двенадцать апостолов (с XI века уцелела верхняя часть фигуры апостола Павла). Чуть ниже, на парусах купола размещены пишущие евангелисты. С древних времен уцелела только фигура Марка. Подпружные арки украшены медальонами с поясными фигурами 40 мучеников: из них уцелело лишь 10 мозаичных на южной арке и 5 – на северной.

Наиболее известной мозаикой собора является Богородица «Нерушимая Стена», которая находится в сводчатой части здания. Под ней изображена Евхаристия (обряд причащения апостолов Христом).

Остальная часть интерьера расписана фресками. Известно, что изначально на сводах были фрески с изображением христологического цикла, который соответствовал важным моментам евангельской истории.

Источник: https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/velikie_arhitekturnye_sooruzheniya/arhitektura_hrama_svyatoy_sofii_v_kieve/

Что объединяет храмы в Великом Новгороде, Киеве и Полоцке

В первой половине ХI века, лишь несколько десятилетий спустя после принятия христианства князем Владимиром, были заложены в камне три древнерусские Софии — Киевская (до 1037 г.), Новгородская (до 1050 г.) и Полоцкая, построенная между 1044-1066 гг. князем Всеславом Брячиславичем (Чародеем).Очень похожие и такие разные.

Три Софии резко выделялись на фоне окружавшей их архитектуры, заставляя современников замирать в изумлении: христианские ценности входили в сознание наглядно и зримо. Удивительные храмы ориентировались на сияющий образец из Царьграда, но каждый из соборов получился своеобразным и неповторимым.

И дело не только в куполах, которых у Софии Киевской изначально было тринадцать, у Полоцкой — семь и пять — у Новгородской. По авторитетному заключению специалиста, «новгородский собор во многом повторяет киевский прототип. И все же это совершенно самостоятельное сооружение. В нем живет дух молодой, здоровой культуры и таится дух вечности, идущий из самых недр новгородской почвы.

В соединении жадно воспринимаемого нового и стоящего вне времени древнего опыта заключена художественная убедительность памятника»1.

Роль Полоцка

Строителями всех трех храмов были потомки крестителя Руси Владимира Святославича от полоцкой княжны Рогнеды — неутомимый герой «Слова о полку Игореве» Всеслав приходился Владимиру правнуком. Но не только поэтому Полоцк стал местом дислокации одной из «трех Софий».

Город на Западной Двине был одним из древнейших очагов христианизации на территории Восточной Европы. Первый полоцкий храм — церковь Св. Богородицы — упоминается в Тверской летописи еще под 1001 годом.

Мастера, построившие Софию при Всеславе, заложили основы для расцвета яркой полоцкой архитектурной школы Хїї столетия.

Институт Русского языка РАН выпустит церковнославянский словарь в 10 томах

Знаменитый храм много раз вынужденно, из-за войн и пожаров, менял свой облик. Наиболее сильный огонь бушевал в 1607 году, а через тринадцать лет полоцкая София была перестроена по воле униатского архиепископа Иосафата Кунцевича в католическом стиле (пять куполов были сняты, а вместо них в западной части возведены две башни).

В 1643 г. собор вновь выгорел и был отстроен. В мае 1710 г., во время Северной войны, был взорван как униатский. В 1750-1752 гг. на руинах старого собора была возведена церковь в пышном стиле «виленского барокко» (архитектор Ян Криштоф Глаубиц)

Артельный знак качества

Неоднозначная личность князя Всеслава Брячиславича вдохновила в 1916 году первого в русской литературе нобелевского лауреата Ивана Бунина на проникновенное стихотворение «Князь Всеслав»:

Князь Всеслав в железы был закован,В яму брошен братскою рукой:Князю был жестокий уготованЖребий, по жестокости людской.Русь, его призвав к великой чести,В Киев из темницы извела.Да не в час он сел на княжьем месте:Лишь копьем дотронулся Стола.Что ж теперь, дорогами глухими,Воровскими в Полоцк убежав,Что теперь, вдали от мира, в схиме,Вспоминает темный князь Всеслав?

В условиях затяжного политического противостояния Полоцка и Новгорода соблазнительно было бы предположить (что и делают многие историки архитектуры) «зависимость» намерений Всеслава от амбиций киевских и новгородских правителей: мол, при наличии соборов в Киеве и Новгороде Всеслав решился на возведение «производной» от них Полоцкой Софии.

Но археологические раскопки последних десятилетий позволяют уверенно заключить, что на момент возведения Софийского собора Полоцк стал одним из крупнейших городов на пространстве Восточной Европы. К Хї в. площадь Полоцка составляла не менее 200 гектаров — то есть больше, чем в тогдашних Киеве (около 120 га) и Новгороде (60 га)2. Город имел развитую топографическую структуру с детинцем, окольным городом, двумя крупнейшими посадами, сетью предместий.

90-летний немец подарил русскому православному храму в Гамбурге иконы

И сегодня становится очевидным, что ни по своим размерам, ни по сложности архитектурной композиции она не только не уступает Киевской и Новгородской, но и во многом предопределяет и развивает ряд оригинальных строительных технологий своего времени3. В архитектурном плане храм на Двине существенно отличается от своих предшественников.

Это мнение разделял и известный российский историк Л.В. Алексеев: на его взгляд, полоцкий собор строила отдельная от киевской и новгородской артель мастеров. Доказательством тому «базиликальность» плана, которая стала доминирующей чертой в памятниках полоцкой школы зодчества Хїї в.

: удлиненные пропорции, «высотность» церкви, сильно выступающая алтарная часть и проч.4

Колокола князя Всеслава

Известный белорусский историк Игорь Марзалюк резонно полагает, что Всеслав, возведя Софию на берегах Двины, выразил таким образом свое право на значимую (наряду с Киевом и Новгородом) роль Полоцка в системе государственного устройства Древней Руси5.

Вовсе не случайно бунинский Всеслав слышит колокольный звон сразу двух Софий — выстроенной им самим и далекой, днепровской:

Только звон твой утренний, София,Только голос Киева! — ДолгаНочь зимою в Полоцке ДругиеИзбы в нем, и церкви, и снегаДалеко до света,- чуть сереютМерзлые окошечки Но вотСлышит князь: опять зовут и млеютЗвоны как бы ангельских высот!В Полоцке звонят, а он иноеСлышит в тонкой грезе Что годаГорестей, изгнанья! НеземноеСердцем он запомнил навсегда.

Новейшие данные археологических раскопок способны разрешить летописные противоречия версий личности князя Всеслава Чародея и воссоздать наиболее объективную картину христианизации Полоцкой земли. Новые источники подтверждают, что строительством Софийского собора Всеслав преследовал главную цель — укрепление своей княжеской власти и Полоцка как важного геополитического центра, по возможности равноправного Киеву и Новгороду.

Источник: https://rg.ru/2017/05/24/rodina-hramy.html

Интересные факты о киевском Софийском соборе

Софийский собор в Киеве был построен в XI в. Этот выдающийся архитектурный памятник Киевской Руси – одна из главных достопримечательностей украинской столицы. Название христианского храма связывалось с божественной мудростью (Софией), заключённой в новой для Киевской Руси религии. Интерьер собора хранит самое большое на планете количество мозаик и фресок XI в. С 1990 г. храм включён в перечень ЮНЕСКО.

Строительство Софийского собора

Если век основания храма не вызывает никаких разночтений, то относительно года мнения историков разделились.

В несторовской «Повести временных лет» говорится о том, что в 1037 г. князь Ярослав Мудрый основал Софийский собор и несколько других сооружений, в ознаменование победы над печенегами. А в Новгородской летописи датой основания указан 1017 г.

Тщательное исследование современных украинских учёных Никитенко и Корниенко назвало 1011–1018 гг. периодом строительства Софийского собора. Отсюда следует, что построили Софийский сбор двое: начал князь Владимир, а закончил – Ярослав. Последняя версия послужила основанием для празднования в 2011 г. тысячелетнего юбилея Софийского собора.

Для его возведения в XI в. были приглашены строители из византийского Константинополя. После постройки храм стал главным в Киевской Руси, отобрав это звание у Десятинной церкви. Здесь была резиденция православного митрополита. В нём короновались князья, принимались иностранные послы, у его стен собиралось киевское вече. Ярослав Мудрый основал при храме первую древнерусскую библиотеку. В те времена митрополичий двор опоясывался стеной, близ которой были дворцы бояр и жилища горожан.

Дальнейшая история собора полна драматичных событий. Его неоднократно захватывали и грабили враги, он частично разрушался, перестраивался и восстанавливался. В очень тяжёлый 1240 год захвата и разграбления Киева ордами Батыя, фасад храма, к счастью, уцелел, но погибли многие мозаики и фрески. На протяжении XV в. собор, как и весь город, дважды опустошался крымскими татарами.

Кроме набегов внешних врагов, негативное влияние на сохранность собора оказывали межконфессиональные распри. В конце XVI в. его захватили поддерживаемые Польшей униаты, не заботившиеся о сохранности. В этот период разрушалась крыша и своды галерей, было утрачено множество настенных росписей.

К середине XVII в. усилиями митрополита Петра Могилы храм возвратился к православным. Здесь был создан небольшой мужской монастырь. Обветшавший собор частично реконструировали в стиле барокко по проекту итальянского зодчего Октавиано Манчини. Повреждённые фрески и иконы были восстановлены, а купола получили грушевидную форму. Их количество увеличилось ещё на шесть.

После пожара 1697 г., уничтожившего окружавшие собор деревянные монастырские здания и ограждения, они начали заменяться каменными. За несколько десятилетий в стиле украинского барокко были возведены колокольня, трапезная, хлебня (пекарня), покои митрополита, монастырская стена и другие сооружения. В следующих веках кардинальных перестроек в храме не производилась.

После Октябрьской революции собор, ненадолго оказавшийся в руках автокефальных православных раскольников, функционировал до 1929 г. После закрытия над ним нависла угроза уничтожения. К счастью, 5 лет спустя он, вместе с монастырскими постройками XVIII в.

, вошёл в созданный историко-архитектурный заповедник София Киевская. После этого собор, к сожалению, был лишён ряда ценных элементов внутреннего убранства.

Но в те же советские годы в рамках реставрационных работ были высвобождены из позднейших наслоений главные сокровища храма – мозаики и фрески XI в.

Богослужения возобновились уже в независимой Украине. Но продолжались они недолго.

В соответствии с правилами ЮНЕСКО для сооружений, вошедших в её список, собор не должен принадлежать какой-либо религиозной организации и в нём не должны проходить службы. Это требование с 2005 г.

нарушается один раз в году – в день украинской независимости. 24 августа в храме возносится «экуменическая молитва» об Украине. Местная православная церковь, относящаяся к Московскому Патриархату, участия в ней не принимает.

С XI века до наших дней, кроме собора, дошли лишь развалины Золотых ворот, бывших парадным входом в Киев периода Ярослава.

Особенности и фрески Софийского собора

Высота Софийского собора в Киеве – 29 м, длина – 55, а ширина – 42. Двухъярусные галереи окружают пятинефный храм с трёх сторон. По византийской традиции с запада в галереи встроены две башни, лестницы которых ведут на вместительные хоры. Главный купол Софийского собора – символ Христа. 12 куполов поменьше напоминают о Его апостолах. Подкупольное пространство выполнено в форме креста. Такой же вид в сечении имеют и столпы.

Внутри Софийский собор очень красив. Его интерьер расписан монументальной живописью – мозаикой и фресками. Центральный купол, алтари и арки собора покрыты уникальной сохранившейся мозаикой XI в. 177 оттенков общей площадью 260 м2 (первоначально было 640 м2). Основной материал мозаики – смальта (сплав стекла с окислами металлов). Её фрагменты, размером 1*1 см, вдавливались в свежую штукатурку.

Наиболее известны две мозаики храма. Одна из них – 6-метровая «Нерушимая стена», находящаяся в своде алтарной апсиды (выступа). Она изображает Богородицу с поднятыми в молитве руками (Оранту). Считается, что «Нерушимая стена» защищает как собор, так и город Киев. Бурная история избежавшего катастрофических разрушений храма подтверждает это мнение.

В центре главного купола в большом медальоне изображён Христос-Вседержитель. Медальон окружают четыре архангела. Один из них – в голубых одеждах – оригинал, а фигуры остальных заново расписаны Михаилом Врубелем маслом в конце XIX в.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как часто ходить в церковь

Остальное пространство интерьера покрыто фресками. Их общая площадь превышает 3 тыс. м2, но сохранились они значительно хуже, чем мозаика. Фрески на стенах Софийского собора отображают библейские истории – детство Богородицы, Страсти Христовы, деяния апостолов, а также житие святых.

К особенностям собора относится и множество нацарапанных с XI в. настенных надписей – граффити. Некоторые из них сообщают ценные исторические сведения. Во время реставрации они, вместе с мозаикой и фресками, были освобождены от покрывавшей их побелки.

Главные реликвии, хранящиеся в храме – распятие, привезённое царицей Ольгой из Костантинополя, и «Шапка Мономаха» – монарший венец. Он был подарен Владимиру Мономаху императором Византии.

В соборе находилось более сотни захоронений, включая Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Саркофаг первого из них сохранился. Однако исследование обнаруженных в нём останков показало, что они принадлежали женщине.

Как добраться до Софийского собора в Киеве

Адрес собора – Володимирська вулиця, 24. Часы работы – с 10 до 17 (в среду – до 16:30), кроме четверга.

Ближайшие к храму станции метро – «Золоті́ воро́та» и «Майда́н Незале́жності». Выйдя с первой из них, достаточно спуститься по ул. Володимирська вулиця до Софийской площади. От метростанции «Майда́н Незале́жності» к Софийскому собору ведут два квартала ул. Софиевской.

Стоимость билетов: на территорию заповедника «София Киевская» – 3 UAH (гривны), в Софийский собор – 40 UAH (с экскурсионным обслуживанием). С 11 до 15 часов экскурсии, (в том числе на русском), проводятся ежечасно. Последние экскурсии в среду – в 15:30, в остальные дни – также в 16 и в 16:30.

Источник: http://SnovaDoma.ru/temples/Cathedrals/sofiyskiy-sobor/

Собор Святой Софии в Киеве

Одним из самых известных религиозных памятников Древней Руси является Собор Святой Софии, расположенный в центре Киева, строительство которого началось в честь Богоматери Оранты, в олицетворении Софии. Этот храм поражает посетителей своей красотой, художественным совершенством, величием и размерами.

История создания в Киеве Софийского собора очень неоднозначна, так как не существует точного времени ее создания, зато известно, что стоили его византийские архитекторы, это просматривается во всех технических приемах и особенностях строения зданий.Очень многим интересен Софийский Собор в Киеве, поэтому в статье изучим его особенности, адрес, интерьер и другое.

Как добраться до Софийского собора в Киеве?

Храм расположен в самом центре столицы Украины, на ул. Владимирской, 24. Попасть в Киев можно на поезде, самолете или машине. Потом доехать на метро до станции Золотые Ворота, откуда спуститься по улице Владимирской до площади, где и стоит Софийский собор. Или же от станции «Майдан Незалежности» пройтись по улице Софийской и выйти на нужную площадь.

Что посмотреть в Соборе Святой Софии в Киеве?

Архитектура Софийского собора не раз изменялась, это происходило из-за смены князей в Киеве или в результате захвата города другими народами (например: войсками монгол, которые возглавлял Батый).

Для сохранения столь важного исторического памятника в 1934 году был создан заповедник «София Киевская». Все основные постройки, находящиеся на этой территории, можно увидеть плане:

  1. Софийский собор.
  2. Колокольня.
  3. Дом митрополита.
  4. Трапезная.
  5. Братский корпус.
  6. Бурса.
  7. Хлебня.
  8. Южная въездная башня.
  9. Ворота Заборовского.
  10. Кельи монахов.

Экскурсионный маршрут по Софийскому собору в Киеве начинается из впечатляющей колокольни, которую хорошо видно даже издалека.

Конечно же, туристы интересуются архитектурой собора, которая имеет особое значение: 13 куполов, расположенных в пирамидальном порядке символизируют Иисуса Христа и его 12 апостолов. Также для представления вида церкви до реставрации, на внешних стенах самого собора были сохранены фрагменты древней кладки.

Софийский собор является одним из красивейших храмов в Киеве и многие хотят побывать внутри. И это правильно, так как посмотреть там есть на что, ведь практически все внутренние помещения украшены фресками и мозаиками.

Особенно стоит обратить внимание на следующие части:

  1. Главный купол – в центре которого расположена мозаика Иисуса Вседержителя в окружении 4 архангелов, к сожалению, их мозаичное изображение не уцелело и было просто дописано красками.
  2. Главный алтарь – в его своде приковывает взгляд изображение стоящей в молитве Богоматери (Оранты), высотой в 6 метров.
  3. Ниже нее находится композиция «Евхаристия» — причастие апостолов Иисусом Христом.

    Дальше расположены мозаичные изображения священнослужителей, но была сохранена только верхняя часть, нижнюю тоже дорисовывали красками.

  4. Хоры – имеющие огромную площадь, раньше служили для приема князем послов и хранилищем для священных книг. Их стены украшены интересными фресками с сюжета из Евангелия.

Ниши, столбы и остальные части Софии Киевской украшены фресками, на которых изображены лики святых, сюжеты из Священных писаний и даже портреты членов семьи Ярослава Мудрого.

Не все фрески на стенах храма уцелели. Среди хорошо сохранившихся картин, очень интересна «Сошествие Христа в ад».

Всю конструкцию храма Софии Киевской можно понять по плану:

Туристов привлекает не только интересная архитектура Софийского Собора в Киеве, но так и не найденная таинственная библиотека Ярослава Мудрого и останки великих князей.

Кроме Софийского собора в Киеве можно посетить Мариинский дворец, а также красивые парки города.

Источник: https://womanadvice.ru/sobor-svyatoy-sofii-v-kieve

София Киевская

Софийский собор в Киеве — это величественный храм, возведенный в XI веке в центре города, на месте победы русского войска над печенегами ( 1037 год). Об этом свидетельствует сохранившаяся надпись, которой, по мнению экспертов, уже около тысячи лет.

Начало строительства храма было положено еще при князе Владимире, а дальнейшей его постройкой и художественным оформлением занимались во времена правления князя Ярослава Мудрого. В конце XII — начале XIII веков экстерьер Софийского собора претерпел существенные изменения — здание было перестроено и приобрело стилистические черты украинского барокко.

До 30 — х годов XX века собор Святой Софии в Киеве был действующим храмом, в котором регулярно проводились богослужения. А в 1934 году ему был присвоен статус музея, и эта жемчужина архитектуры стала частью Национального заповедника » София Киевская», в состав которого входят также и другие постройки:

  • Золотые ворота ( XI век);
  • Кирилловская церковь ( XII век);
  • Андреевская церковь ( XVIII век).

Кроме этих сооружений, в ансамбль собора Святой Софии входят и другие монастырские постройки XVIII века, имеющие религиозное, культовое и функциональное назначение:

  • колокольня;
  • трапезная;
  • башня на въезде в южной части;
  • бурса;
  • хлебня;
  • дом митрополита;
  • ворота Заборовского.

На сегодняшний день Софийский собор имеет огромное историко — культурное значение, и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Древняя Русь вписала в историю мирового искусства и архитектуры блестящие страницы. Среди сооружений Киевской Руси центральное место занимает Софийский собор в Киеве. В архитектурно — художественном замысле сооружения отображается идея объединения Руси и победы над вековечным врагом, а также торжества новой христианской религии и феодального строя.

Собор Софии Киевской, как и София Константинопольская, не имела прямых аналогий в типаже, конструкциях и формах — большинство элементов и их сочетаний были воплощены впервые, и некоторые из них стали откровенно новаторскими.

В наши дни золотые купола собора видно издалека, со всех холмов Киева. Софийский собор является композиционным центром старого города. За девять с лишним столетий своего существования Софийский собор много раз разрушался, затем восстанавливался и реставрировался.

Однако под этими многочисленными  наслоениями хорошо сохранились его первоначальные формы. Интерьер собора с известной во всем мире фресковой росписью и мозаиками является одним из самых лучших архитектурно — художественных ансамблей Средневековья.

Особенности архитектуры

Изначально архитектурный облик Софийского собора представляет собой пятинефный крестово — купольный храм, украшенный 13 главами. Такая система постройки храмов была характерна для византийской архитектуры с IX века. Общая композиция экстерьера собора имела облик пирамиды.

Самый большой центральный купол окружен четырьмя меньшими и более низкими. Остальные 8 куполов располагались еще ниже, и красивым ожерельем обрамляли центральный купол. Все купола были оборудованы окнами и покрыты свинцовыми листами.

В плане собор имеет пять продольных нефов, которые в восточной части заканчиваются пятью полукругами алтарей — апсидами. Основной объем сооружения окружали два ряда галерей, которые словно связывают собор с окружающим пространством.

Длина и ширина самого  собора составляет 29 метров, но галереи добавляют в длину еще 13 метров, а в ширину — увеличивают пространство на 16 метров. Стилистика архитектуры Софийского собора видоизменялась на протяжении веков, но внутреннее оформление интерьера сохранилось практически в первозданном виде.

Кладка собора выполнена в византийской технике и представляет собой смешанную кладку из тонких, широких кирпичей, чередующихся с рядами природного камня — дикаря. Для соединения кирпичей и камня использовали специальный известково — цементный раствор удивительного розового цвета. При этом наружные фасады храма не отделывались штукатуркой, и поэтому кладка оставалась открытой.

Позже, во время реставрации Софийского собора, стены были оштукатурены. Но а некоторых местах на фасадах храма  специалистами были оставлены небольшие открытые участки кладки, чтобы посетители могли увидеть элементы древней кладки.

В западной части расположены две башни,  на которые ведут крутые ступени. Формы собора поднимаются ввысь и завершаются 13 башнями с высоким центральным куполом. Количество куполов собора имело символическое значение. Основной, самый большой купол, представлял собой Главу христианской церкви — Христа в окружении своих учеников — 12 апостолов.

Художественный эффект внешнего вида собора усиливают полихромные фресковые росписи на столбах и в декоративных нишах. Софийский собор в полной мере оправдывает свое звание жемчужины мировой исторической архитектуры.

Софийский собор в Киеве

 Софийский собор 1037 года.

Киев. Софийский собор. Реконструкция западного фасада.

Софийский собор в Киеве является главным памятником зодчества Киевской Руси. Он был заложен в 1037 г. и через несколько лет окончен. Его строили опытные константинопольские мастера, на что указывает стиль строительства, отражающий традиции столичной архитектуры. Софийский собор должен был укрепить влияние новой религии и государственной власти, отразить мощь и величие молодого государства.

Он поражал своей гранидиозностью: площадь его главной части составляла 600 кв. м, она была окружена с трех сторон двухэтажной галереей. Его венчали 13 глав. В результате перестройки XVII в. внешняя часть Софийского собора приобрела формы украинского барокко. Но внутренность собора сохранила во многом облик XI в.

— в главной части имеются прекрасные мозаичные панно, сохранились фрески, на которых изображена семья великого князя киевского Ярослава Мудрого (11)19-1054).

Использованы материалы кн.: Русско-славянский календарь на 2005 год. Авторы-составители: М.Ю. Досталь, В.Д. Малюгин, И.В. Чуркина. М., 2005.

Софийский собор в Киеве (София Киевская), общерусская святыня, главное церковное и общественное здание Древней Руси, выдающийся памятник русского зодчества. Заложен в 1037 Ярославом Мудрымна площади, к которой сходились четыре дороги, ведущие в город. Сохранился почти целиком, хотя снаружи сильно искажен перестройками

XVII-XVIII вв. Детальные исследования памятника позволяют судить о его первоначальном облике. Это большой пятинефный крестово-купольный храм с пятью апсидами, к которому примыкали два пояса аркад-галерей. Внутренние галереи — двухэтажные, более узкие, а наружные — одноэтажные и более широкие. Объем храма в целом был ступенчатым, а аркады наружных галерей связывали его с окружающей средой.

Завершали собор тринадцать куполов, образовывавших пирамидальную композицию. Могучие лестничные башни, расположенные в живописной асимметрии у западных углов собора, усиливали торжественность храма. Выложенные из плинфы орнаментальные фризы украшали фасады. Внутреннее пространство собора было сложным и живописным.

Среднее, крестообразное в плане пространство, открытое на всю высоту здания, освещалось окнами, расположенными в барабане центральной главы. Боковые части были разделены на два этажа для образования наверху обширных хоров, открывавшихся в средний неф стройными аркадами. Вереницы массивных крестчатых в плане столбов членили тонувшее в сумраке пространство под хорами.

Залитые светом центральное пространство и хоры контрастировали с полузатененными помещениями под хорами, что составляло один из важнейших элементов художественного замысла интерьера. Согласуясь с этим, центр украшали драгоценные мозаики, а боковые части были расписаны фресками.

При движении внутри храма сквозь арки открывались все новые и новые аспекты, а мерцание золотого фона мозаик усиливало впечатление пышности и чрезвычайной сложности интерьера. К этому следует добавить сверкающую поверхность мозаичных полов, тонкую резьбу каменных ограждений хоров, обилие драгоценной утвари и богатых тканей.

Центральный храм нового могущественного государства по сравнению с византийскими соборами тех лет — более грандиозен и монументален. Несомненно, что в этом отличии прежде всего сказалось совершенно иное задание, полученное зодчими. Многоглавие, придававшее его облику чрезвычайную торжественность, кроме того, имело и функциональный смысл. Окна барабанов глав прекрасно освещали огромные по площади хоры, служившие парадными княжескими залами.

Росписи служат не только украшением сводов и стен собора, но воплощают идеи, заложенные в архитектурном замысле в целом, создавая впечатление, что “Бог с людьми пребывает”. Живопись выражает связь небесного, горнего, с земным. Мозаикой, исполненной греческими мастерами и их русскими учениками, были украшены главные части интерьера: подкупольное пространство и алтарь. В куполе в окружении четырех Архангелов — хранителей трона Всевышнего — изображен Христос Вседержитель.

В простенках между 12 окнами барабана помещены фигуры 12 апостолов, в парусах, поддерживающих купол, — евангелисты, на подпружных арках в медальонах — Сорок мучеников Севастийских. На столбах триумфальной арки перед центральной апсидой изображалась сцена Благовещения: две фигуры — Архангела Гавриила и Богоматери — умещаются на столбах. В центр. апсиде на ее верхней вогнутой поверхности — в конхе — предстает Богоматерь Оранта в молитвенной позе, с воздетыми вверх руками.

Ниже Оранты представлена сцена Евхаристии — Таинства Причащения хлебом и вином, претворенными в Тело и Кровь Христа. Еще ниже в простенках между окнами, над седалищами, где сидело во время службы духовенство, изображены стоящие в рост фигуры святителей и отцов Церкви. Живопись подкупольного пространства и апсид была выполнена в технике мозаики. Вся остальная часть украшена фреской.

Во фресковой технике в Софийском соборе выполнены многие сцены из жизни Христа, Марии и Архангела Михаила, изображения проповедников, мучеников и др.

Ряд светских росписей Софийского собора представляют собой портреты и сцены русского быта. На южной стороне центрального нефа изображены фигуры дочерей кн. Ярослава, на стенах лестничных башен — эпизоды придворной жизни: цирковые представления, фигуры скоморохов, музыкантов, охота на волка, медведя, барса.

Л.К.

“София — Премудрость Божия”, чудотворная икона
Иллюстрация с сайта http://www.cirota.ru/ 

Далее читайте:

Киев — один из древнейших русских городов.

“София — Премудрость Божия”, чудотворная икона Русской Православной Церкви, неизвестная на Западе.

Софийский собор в Новгороде, построен в 1045-50. Монументальный пятинефный храм с широкими галереями и мощной лестничной башней.

Софийский собор в Полоцке, построен в сер. XI в.

| АБ | БА | ВА | ГЕ | ДА | ЕЗ | ЖИ | ЗВ | ИБ | КА | ЛА | МА | НА | ОБ | ПА | РА | СА | ТА | УР | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-Щ | ЭА | ЮА | ЯЗ |

Такой привычный элемент жилого быта, каковым являются окна, были когда-то не бытовым предметом, а символом. Храм — тело. Окна — очи. Внутреннее пространство собора освещалось окнами, расположенными в барабане центральной главы.

Свет, идущий через окна, становился продолжением архитектурных форм самого здания храма. Свет, идущий сверху, с небес, как бы связывает входящего в собор человека и небеса. Но не только в постройках, созданных для отправления религиозных ритуалов, важно правильно подать свет.

Пластиковые окна — это очи современного дома, которыми и через которые человек смотрит на мир.

Источник: http://www.hrono.ru/religia/pravoslav/sofi_kiev.php

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Что такое милосердие и сострадание

Закрыть