Киево печерская лавра где находится

Киево-Печерская Лавра и ее святые — Православный журнал

киево печерская лавра где находится

В самом центре Киева находится большой монастырь — Успенская Киево-Печерская Лавра. На склоне Днепра расположились красивые храмы, величественные постройки, прекрасные сады и дорожки, вымощенные старинным камнем. Но самое сердце монастыря кроется под землей.

Ведь недаром его называют Печерским, то есть, говоря современным языком, — пещерным. Внизу, под высокими днепровскими холмами скрывается лабиринт из узких (не разминуться и двум людям) коридоров. Зайти сюда может любой желающий.

Правда, стоит прихватить с собою свечку, ведь там, внизу, очень темно, а местами царит абсолютный мрак.

Здесь, в пещерах, и хранится до сих пор самое главное сокровище Лавры. Только это не золотые монеты, не драгоценные камни, и не дорогая церковная утварь. Это святые люди. Вдоль стен на протяжении всего подземного лабиринта покоятся мощи (Мощи — это тела праведных людей, которые после смерти часто остаются нетленными, то есть такими же, какими они были при жизни. — Ред.) киевских святых — от IX до XX века. Почти все они при жизни были связаны с Киево-Печерской Лаврой.

Но самые первые из них прославились еще до Крещения Руси

Святые викинги

В самом центре древнего Киева шумит толпа. Воины, приближенные князя, простые горожане и, конечно, жрецы — служители древнерусских богов — Перуна и Велеса. Люди обступили крепкий деревянный дом и гневно кричат что-то хозяину, стоящему в дверях, но приблизиться не решаются. Слишком хорошо знают, на что он способен с мечом в руках.

Хозяин дома — Тур — сам родом из викингов, или, как их тогда называли, варягов — суровых воинов с холодных берегов Балтийского моря. С детства привыкшие сражаться, они не дорожили в бою собственной жизнью, наводя на врагов ужас своей отчаянностью. Вот и сейчас, как бы ни кипели гневом осаждающие, но подойти ко входу в дом все же никто не рискнул.

А причина их ярости в том, что княжеский дружинник и искусный воин пошел даже не против князя Против богов!

Конечно, в последнее время среди жителей Киева стало появляться все больше христиан, даже бабушка нынешнего князя Владимира — княгиня Ольга, была христианкой. Да и брат князя, говорят, тоже веровал во Христа. Но теперь ослабевшая было языческая вера вновь набирает силу! Сам князь Владимир приложил к этому руку. По его приказу в центре города воздвигли идол верховного бога Перуна, а жрецы заговорили о старых традициях: пора по-настоящему задобрить богов и принести им в жертву человека.

Летопись сохранила до наших дней рассказ о том событии: «И сказали старцы и бояре: „Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам“».

Жребий выпал сыну княжеского дружинника, варяга Тура. Все ждали, что он не станет противиться такому решению. Варяги ведь особо почитают богов, их боги — Тор и Один — воинственны и беспощадны. Того же требуют и от всех, кто поклоняется им. А потому никакой варяг не откажется от такой чести — принести в жертву своего наследника, если боги этого потребуют

Но услышав о том, что его сыну, Иоанну, выпал жребий, Тур лишь рассмеялся:

— Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Есть лишь один Бог. Он сотворил небо и землю, звезды, луну и солнце. Человека тоже сотворил Он и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам.

Вот это новость! Неужели бесстрашный воин-варяг — христианин? Конечно, он долгое время прожил
в Византии, служил там в армии императора, где многие варяги принимали христианство Но как-то все же не верится. Хотя чего тут удивляться: ведь Тур принял новое, христианское имя — Феодор, да и сына крестил христианским именем Иоанн.

Толпа идет на штурм. Раз, другой Но отец с мечом в руках не подпускает штурмующих к сыну. Кто тут рассказывал, будто христианство — вера слабаков? Феодор принял решение пожертвовать собой: либо защитить своего сына, либо погибнуть вместе с ним. И в честном бою его непросто было одолеть даже толпе.

Пришлось идти на хитрость Дом Феодора стоял на столбах. Враги подрубили их, и дом обрушился, похоронив под собою двух варягов — отца и сына, ставших первыми христианскими мучениками Руси.

А где же был в то время киевский князь Владимир? Об этом ничего не известно. Но героическая смерть его  верного воина, не отдавшего сына на растерзание жрецам, наверняка потрясла князя. Все чаще и чаще начал задумываться князь о выборе другой веры, об отказе от кровавых жертв.

Однако прошло еще около десяти лет, прежде чем этот выбор был сделан. Князь Владимир сам принял крещение, а после собственноручно срубил идол Перуна, сбросив его в Днепр.

На месте гибели Феодора и Иоанна в знак покаяния он построил первую в Киеве церковь, названную Десятинной

В начале двадцатого века в центре города проводились раскопки. Киев много раз разрушали, город горел — со времен князя Владимира почти ничего даже из каменных построек не сохранилось. Не стало и Десятинной церкви. А вот разрушенный фундамент того простого деревянного дома на столбах археологи нашли сохранившимся.

Может быть, совпадение, а может, и что-то большее. Ведь и мощи его хозяев, святых викингов Феодора и Иоанна, тоже по сию пору покоятся в пещерах Киевской Лавры.

Мученическая кончина святых Феодора Варяга и сына его Иоанна

Святой равноапостольный князь Владимир

Антоний — отец русского монашества

Прошло еще несколько десятилетий. И вот — шумит Киев на берегу Днепра. Теперь он столица Руси, один из самых больших и могущественных городов Европы. Совсем немного времени прошло с того дня, когда князь Владимир срубил идол Перуна, но как много изменилось!

Нет больше кровавых жертвоприношений, зато строятся первые христианские храмы. И вот удивительное дело: вслед за новой верой из Византии пришли и ученые люди, принесшие на Русь письменность, а следом архитекторы, иконописцы Не только церковное искусство — даже простые ремесла и те стали развиваться куда быстрее.

Город изменился буквально на глазах. Все чаще в нем можно увидеть заморских гостей, приехавших посмотреть на новый Киев. Но вот среди толпы приезжих греков — монах-славянин. По всему видно — местный. Только сильно загорел на южном солнце.

И действительно, монах Антоний родился даже севернее Киева, в местечке Любеч. А загорел так, потому что много путешествовал по южным странам. Еще в молодости отправился в Палестину, посмотреть места земной жизни Иисуса Христа. А потом, возвращаясь обратно, остановился в греческом монастыре на Афоне, принял там постриг и хотел уже остаться навсегда. Но опытный  монах, его духовный наставник велел Антонию вернуться на родину.

На Афоне монахов и так немало, монашеская жизнь кипит. А вот на Руси монастырей еще почти нет. Там-то и предстояло потрудиться Антонию.

В шумном Киеве он не остался, но и далеко отходить от столицы не стал. Местом для своего уединения и монашеского подвига выбрал себе холм, где и поныне возвышается основанная им Киево-Печерская Лавра Вот только уединения не получилось.

Преподобный Антоний Печерский

Хотя Антоний никого и не звал с собой, но люди приходили к нему сами. Когда их стало двенадцать, построили первую церковь. Потом создали монастырь. Правда, быть его настоятелем Антоний не захотел, попросил избрать кого-то еще из братьев. А позже, когда монахов стало больше, попытался вновь уединиться. Ушел на соседний холм и выкопал новую пещеру. Да только и там вокруг него вновь стали селиться ученики

Удивительно, но сегодня среди множества святых, чьи мощи покоятся в Лавре, нет ее основателя и отца всего русского монашества — Антония. Всю жизнь мечтавший об уединении, преподобный смог, наконец, получить его только после своей кончины. Чувствуя, что его час близок, Антоний собрал братьев, попрощался с ними и попросил не выставлять его мощи для поклонения.

Потом зашел в свою келью — и земля осыпалась за ним, полностью завалив проход.

Хотя все приблизительно знают, где располагалась келья, но даже в наше время настырным археологам так и не удалось раскопать ее и потревожить святого основателя Лавры.

Чудеса каждый день

Пасхальным утром монах Дионисий, следивший за монастырскими пещерами, вошел в одну из наиболее отдаленных. Здесь были погребены скончавшиеся насельники монастыря, от того и место то называли — Община.
— Отцы и братья, Христос воскрес! Сегодня Великий день, — громко произнес Дионисий.

Источник: https://foma.ru/kievo-pecherskaya-lavra-i-ee-svyatyie.html

Киево-Печерская лавра :: Украина, Киев, храм XII в

киево печерская лавра где находится

Киево-Печерская лавра – один из древнейших монастырей Украины, ему – почти тысяча лет! Это своеобразный украинский Иерусалим, привлекающий православных паломников уникальным надземным комплексом и грандиозными пещерными лабиринтами. Киево-Печерская лавра – еще и крупнейший в Восточной Европе музейный комплекс, он носит официальное название «Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник» и значится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мифы и факты

В «Повести временных лет» Нестор Летописец называет точную дату основания монастыря – 1051 год. Тогда в пещере, вырытой монахом Илларионом в горе над Днепром, поселился монах Антоний, вернувшийся с Афона. Именно он и считается основателем Печерского монастыря.

Изначально это была пещерная обитель. Постепенно к Антонию примыкали другие отшельники, выкапывались новые кельи, обустраивались первые подземные храмы. Так возникли Дальние (Антониевы) пещеры. Сам Антоний в соседнем холме выкопал себе пещеру, чтобы молиться в уединении. Позднее здесь также возник лабиринт, который назвали Ближними пещерами.

На то время обитель располагалась вдали от Киева. Монашеская братия увеличивалась, был построен первый наземный храм Успения Пресвятой Богородицы и келии. А вскоре князь Изяслав Ярославич отдал всю гору над пещерами монастырю, который назвали Печерским.

Обитель стала колыбелью нашего монашества. Первым ее настоятелем был ученик Антония монах Феодосий. Монастырь разрастался и быстро завоевал популярность в Киевской Руси, это был еще и важный культурный центр. Здесь создавали летописи, жития, иконы, местные монахи становились впоследствии епископами в разных городах.

За свою историю монастырь не раз разрушался и восстанавливался, в 1688 году он получил статус лавры. В XVII веке при нем открылась крупнейшая в Киеве типография, где печаталась церковная литература. Работала при лавре и иконописная школа. Обители подчинялись более мелкие монастыри Украины, России и даже Белоруссии.

В советский период, чтобы спасти реликвии уникального комплекса, в 1922 году на территории лавры был создан «Музей культов и быта». В 1926 году лавру объявили заповедником и сделали Всеукраинским музейным городком. В 1930 году монашескую обитель закрыли. Монахи смогли возобновить свою деятельность в 1940 году, во время оккупации немцами Киева. А с 1961 по 1988 годы монастырь опять не работал. Ныне он действующий.

Заповедник же после войны активно восстанавливался, проводились археологические раскопки пещер, а в 1996 году он получил статус Национального. На его территории, кроме собственно храмов и пещер, располагаются Государственная историческая библиотека, духовная семинария и академия, несколько музеев.

Так, в Музее микроминиатюр экспонаты придется рассматривать через микроскопы. В Музее книги и книгопечатания экспонируются старинные книги, гравюры, манускрипты, печатное оборудование.

В Музее исторических ценностей Украины собраны украшения скифских времен, средневековые кубки, монеты, награды, церковная утварь и др.

Что посмотреть

Территория заповедника занимает26 гектаров, здесь сосредоточены 144 здания, из которых 122 – памятники истории и культуры.

Вся территория делится на Верхнюю лавру и Нижнюю (пещеры и самые древние монастырские постройки). Лаврский комплекс состоит из Успенского собора, Троицкой надвратной церкви, Трапезной церкви и других храмов, лабиринта Ближних и Дальних пещер, келий соборных старцев и хозяйственных построек.

В Верхнюю лавру ведут четверо ворот. Главный вход пролегает через Святые Врата. В старину паломники проходили здесь только пешком. По легенде, каждому кто пройдет через эти врата автоматически отпускается половина грехов. Над вратами расположена Троицкая надвратная церковь (1108 г.) – самое старое сохранившееся сооружение монастыря.

Сердце Лавры и ее главная церковь – Успенский собор в стиле барокко. Ныне это восстановленный храм: в 1941 году, в период Великой Отечественной войны он был взорван. По легенде, святыня была построена в 1073 году зодчими из Константинополя, а ее проект явился архитекторам на облаке. В Успенском соборе всегда хранились главные реликвии лавры.

Большая лаврская колокольня – работа архитектора И. Шеделя. Ее высота –96 метров! Построена она в 1731-1744 годах, и в свое время являлась самым высоким сооружением Киева. Подобно итальянской Пизанской башне, колокольня отклонена в сторону (на62 см) – возможно, это связано с оползнями на склоне, на котором она стоит.

Келии соборных старцев были построены в XVIII веке на месте старых деревянных, сгоревших во время пожара. Ныне в них располагаются выставочные павильоны заповедника и магазины.

В церкви Благовещения Пресвятой Богородицы (середина XX в., возведена на месте деревянного храма XVIII в.) ныне располагается Музей украинского декоративного искусства.

Крестовоздвиженская церковь построена в 1700 году в стиле казацкого барокко.

Лабиринты Ближних и Дальних пещер представляют собой систему коридоров высотой 2–2,5 метра. Ближние пещеры расположены на глубине 10–15 м, дальние – 15–20 м. О длине пещер достоверно ничего не известно. По легенде, подземные хода связывали обитель с другими монастырями Киева, Чернигова и даже Почаевской лаврой. Доступная для посещения длина у Ближних пещер –383 м, у Дальних пещер –293 м.

Изначально в пещерах располагались кельи монахов, впоследствии здесь стали хоронить умерших подвижников. Тут нашли свой последний приют знаменитые Нестор Летописец, былинный богатырь Илья Муромец, врач Агапит, первый русский иконописец Алипий. Всего в ближних пещерах – 73 захоронения, в Дальних — 49. Кроме того, в каждом комплексе пещер расположены подземные церкви (Рождества Христова, Благовещения Пресвятой Богородицы и др).

Впечатляют и кельи затворников (монахов, добровольно заточивших себя в пещеру, чтобы молиться в уединении): вход в пещеру заделывался камнем, оставлялось лишь небольшое окошко, через которое затворник получал еду и давал свое благословение другим монахам.

К самым популярным достопримечательностям Киева также относятся Софийский и Владимирский соборы, Выдубицкий монастырь и Свято-Ильинская церковь, построенная еще до крещения Киевской Руси.

Киево-Печерская лавра открыта ежедневно с 9.00 до 20.00 летом и с 9.00 до 18.00 зимой.Стоимость: вход на территорию – 15 грн. (около 1.5 $); с осмотром экспозиций – 50 грн., школьники, студенты и пенсионеры Украины — 25 грн.Индивидуальные экскурсии (до 10 чел.) – 500 грн.съемка — 375 грн., фотосъемка – 100 грн.

Бесплатное посещение: в понедельник последней недели месяца, на Пасху и по двунадесятым праздникам, 18 мая (Всемирный день музеев), 24 августа (День Независимости Украины), 1 сентября для учащихся (День знаний).Как добраться: от метро «Арсенальная» автобусом № 24 или маршрутками № 406, 470, 520 до станции «Лавра» (5 мин.) Транспорт ходит редко, можно пройтись пешком (1.

5 км, около 20 мин.)

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто основал новоиерусалимский монастырь

Официальный сайт: www.kplavra.kiev.ua (укр., рус., анг.)

* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2014-11-07

Источник: https://allcastle.info/europe/ukraine/030

Незнакомая Киево-Печерская лавра

киево печерская лавра где находится

Если следовать хронологии, то Христианский Киев начинается с Десятинной церкви и Софийского собора. Однако, сегодня очень многие начинают знакомство с христианскими святынями Киева в Лавре. Сердце Лавры — ее пещеры с мощами более 125 святых. Вместе с тем, Лавра — это город в городе, около 100 сооружений XI-XXI веков на площади около 28 га. В этой связи про Лавру иногда говорят: «Православный Ватикан»

Вопреки легенде, лаврские пещеры не уходят под Днепр, но то, что лаврские подземелья далеко не исчерпываются пещерами — правда.

Какие открытия сделаны археологами ХХ века в здешних пещерах? Как, выйдя из пещер на поверхность, загородный пустынный монастырь стал «южным полюсом» исторического центра Киева? Чем Большая Лаврская колокольня похожа на знаменитую Пизанскую башню? Что привнесли в облик Лавры последние 30 лет? И что, вернувшись из прошлых эпох, обрело новую жизнь? Об этом — в экскурсии по Нижней территории Лавры (с осмотром панорамы Верхней территории от балюстрады на Дальних пещерах — первичной усадьбы монастыря): в пещеры и храмы, к памятникам и могилам, колокольням и крепостным стенам, видовым площадкам и живописным улицам.

Киево-Печерская Лавра – известная достопримечательность в Киеве. Христианский Киев желательно начать узнавать с помощью Лавры, ведь она считается важной и ценной святыней. Сердце объекта – это пещеры, в которых хранятся мощи более 125 святых.

Особенности достопримечательности

Если планируется экскурсия в Киево-Печерскую лавру, удастся узнать все особенности достопримечательности. На территории религиозного комплекса находится приблизительно 100 сооружений, построенных в 11-19 столетиях. Площадь комплекса составляет около 28 гектар.

Лаврские подземелья включают в себя не только пещеры. Здесь скрыты многочисленные потайные ходы, каждый из которых оказывается особенным. В некоторых пещерах удастся побывать во время проведения экскурсионного мероприятия.

Во время экскурсии можно увидеть многочисленные религиозные объекты и даже прогуляться по улицам. В последние 30 лет Лавра стремительно развивалась, но она сумела сохранить дух религии и старины. Путешественники узнают интересные факты о религиозной достопримечательности, поняв, почему она является одной из особенных.

Экскурсии по Киево-Печерской Лавре – продолжительные, поэтому можно побывать в лучших уголках религиозного комплекса и узнать много интересной, актуальной информации. За 2,5 часа туристы узнают ответы на многочисленные вопросы.

Интересные сведения о Киево-Печерской Лавре

Киево-Печерская Лавра существует с 1051 года, причем она была создана в качестве пещерного монастыря за границами Киева. В средневековье объект был основой греческого православия на Руси, а затем даже центром оппозиции светской власти. В 1994 году Киево-Печерскую Лавру внести во Всемирный список наследия ЮНЕСКО. Теперь по экскурсии по Лавре становятся все более востребованными не только у жителей Киева, но и у гостей из разных украинских городов и даже зарубежья.

Помещения строились в разное время. Например, Трапезная палата и церковь были построены только в конце 19 столетия. Для их строительства использовался проект архитектора В. Николаева. В то же время была создана уникальная роспись интерьеров, но уже под руководством архитектора О. Щусева.

К сожалению, в советское время Лавра была закрыта. Богослужения удалось возобновить только в 1988 году. Теперь туристы понимают, насколько значительным является сохранение религиозной достопримечательности, которая выстояла на протяжении многих столетий и почему экскурсия в Лавру будет способом открыть светлые стороны своей души.

Что можно увидеть

Архитектурный ансамбль создавался на протяжении 900 лет, поэтому он является отображением культуры и духовности, изменений стилистических направлений и усложнений инженерных конструкций. Современный ансамбль включает в себя Гостевой двор, Верхнюю и Нижнюю лавру, пещеры. Большинство сохранившихся зданий обладают уникальными формами украинского барокко, которое было особенно популярным в 18 веке.

К тому же, на территории религиозного комплекса работает музейный комплекс, где можно увидеть многочисленные религиозные ценности. Музей ежегодно посещают сотни тысяч туристов.

Экскурсия Киево-Печерская Лавра – это возможность увидеть важный религиозный объект не только Киева, но и всей Украины.

Источник: https://www.interesniy.kiev.ua/feedback/229324/

Киево-Печерская лавра

Адрес: улица Лаврская, 15, корпус №42, Киев. Телефоны: +38(044)254-33-90, +38(044)379-34-05. Как добраться: нужно доехать до станции метро «Арсенальная», а потом идти в южном направлении по ул. Ивана Мазепы.

Киево-Печерская лавра – это одна из важнейших достопримечательностей Киева и всей Украины, это истинная святыня для православных верующих всего мира. Ежегодно тысячи паломников и туристов приезжают сюда, чтобы прикоснуться к древней славянской истории.

Независимо от убеждений, вероисповедания, возраста или образования, каждый сможет вынести что-то свое из посещения этой памятки.

Краткая история Киево-Печорской лавры

Едва ли не первый монастырь Руси, самый крупный на Украине, был основан при Ярославе Мудром в 1051 г. Заслугу эту приписывают монаху Антонию, пришедшему из города Любеча, и его ученику Феодосию. Плато на правом берегу Дуная, находящееся над пещерами, даровал для строительства князь Святослав Ярославович, там и началось возведение келий, храмов, колоколен и всего того великолепия, что дошло до сегодня или сохранилось только в летописях.

Место это и до того времени не пустовало. Известно, что еще в первой половине XI века Илларион, служивший священником Спасской церкви в селе Берестово, выкопал в одном из местных холмов пещеру для молитв в одиночестве. Позже именно его назначил князь Ярослав митрополитом Киевским. В XII монастырь получил статус Лавры. Так называют крупные общины, фактически отдельные городки, «лавра» переводится с греческого как «улица».

Изначально все монахи жили под землей, в пещерах. Вместе с преподобным Антонием это были всего 13 насельников. Но очень быстро община разрослась настолько, что подземелья перестали ее вмещать. Тогда началось строительство на поверхности. Первые постройки – кельи для братии и церковь Божией Матери Рождества. Позже появились церкви Успения Богородицы и Троицкая, Успенский собор. Основной архитектурный ансамбль Лавры сложился уже в XII столетии.

В подземных же лабиринтах хоронили умерших в течение семи веков.

Киево-Печерская Лавра была центром развития культуры и просвещения. Здесь трудились знаменитые иконописцы, писатели, летописцы, ученые и врачи. Монах Нестор в 1113 г. закончил здесь первую летопись из своей «Повести временных лет». В 1615 г. открылась типография, объединившая видных художников, писателей и богословов своего времени. В свет вышли жития святых с великолепными гравюрами, роскошные Евангелия, Псалтири, труды по церковной истории и буквари.
Монастырь делится на Верхнюю Лавру и Нижнюю. Верхняя – это музейный комплекс, а в Нижней до сих пор живут монахи и находятся пещеры – Ближние и Дальние.

Троицкая надвратная церковь

Она является древнейшим храмом домонгольской эпохи, сохранившимся на территории монастыря. Церковь Святой Животворящей Троицы находится над главными из четырех врат в Лавру – Святыми. Она строилась с 1106 по 1108 гг. потомком Ярослава Мудрого, князем Чернигова Святославом Давыдовичем. Позже он принял монашеский постриг, стал жить в обители и зваться Никола Святоша. Несколько лет он служил хранителем этих самых врат, а после был погребен в пещерах.

Врата еще назывались Царскими, потому что до определенного времени пройти через них имели право только высокопоставленные особы, остальные же люди пользовались калитками, не сохранившимися до сегодня. Бытовало поверье, что грешникам во время прохода через Святые врата прощалась половина грехов, а вторая – после спуска в пещеры, но только если человек не споткнется. Въезжать верхом или в повозке запрещалось, несмотря на статус гостя и его общественное положение.

Над Святыми вратами находилась древнейшая чудотворная икона на Руси – образ Успения Божьей Матери. Согласно преданию, Мария сама передала ее в руки строителям крепостной стены.

Троицкая церковь исполнена из традиционных для своего времени материалов – камня и плинфы, тонкого кирпича. Она некогда играла роль сторожевой башни. Интересно, что со времен постройки она не переделывалась сколько-нибудь существенно, так что можно судить по ней о домонгольской архитектуре.

А вот внутреннее убранство претерпело немало изменений.

Изначально храм был оформлен очень скромно. Фрески на библейские темы появились на его стенах только в XVIII веке. А в начале XX столетия был расписан фасад, соединенный с каменной кладкой стены. Главное украшение интерьера – позолоченный резной иконостас из трех ярусов. Пол тут выложен чугунными плитами с брянского завода промышленника Демидова, которому за это пожертвование были отпущены все совершенные и даже будущие грехи.

Успенский собор

Главный храм Киево-Печерской Лавры, величайшая церковь обители и святыня для всего православного мира – Успенский собор. Он являет собой первое каменное сооружение монастыря. За многовековую историю он подвергался разрушениям и разграблениям, многократно перестраивался, но неизменно вновь и вновь возрождался из пепла.

То здание, которое туристы видят сейчас на центральной площади Лавры, было отреставрировано в 2000 г. К сожалению, Великий Печерский собор был полностью уничтожен взрывом в ходе Великой Отечественной войны. Обстоятельства этой трагедии так и не выяснены до конца. Согласно летописям Нестора, храм был заложен по благословению преподобного Антония в 1072 г.

Множество знамений, по преданию, предшествовало строительству. Сама Богородица явилась в Царьград и выбрала византийских мастеров для этой работы. А место под фундамент указали небесный огонь и роса. Внутри храм был украшен мозаикой и фресками. В росписи участвовали не только приглашенные греки, но и учившийся у них киевский мастер Алипий.

Позже к шестистолпному сооружению высотой в 43 м была пристроена церковь Иоанна Предтечи. Архитектурные решения Успенского собора стали образцом храмового строительства на несколько веков в разных городах России.

В 1718 г. произошел крупный пожар, после которого храм подвергся серьезной реконструкции. Он значительно вырос в объеме и превратился в семикупольного гиганта.

Его оформили в воздушном барочном стиле, а на фресках появились не только святые и библейские персонажи, но и портреты русских князей. В XIX веке были созданы новые фрески – В. Верещагиным и Г. Поповым.

В Великом соборе хранились самые важные святыни. Здесь находился ковчег из серебра с главой князя Владимира, крестившего Русь, и мощи первого митрополита Киева Михаила, который крестил сыновей Владимира и других киевлян, частица мощей Иоанна Предтечи и икона Николая Чудотворца. Множество князей, священнослужителей, воевод было захоронено под плитами здешнего пола.

Пещеры Киево-Печерской Лавры

Подземелья обители впервые упоминает Нестор в одной из летописей. Система пещер, Ближних и Дальних, — это сложный лабиринт, протянувшийся на 313 и 293 м соответственно. Точная их площадь неизвестна, но есть мнение, что коридоры намного длиннее и соединяются с подземными ходами близлежащих монастырей. Изначально монахи использовали их в качестве келий. Они укрепляли и расширяли своды пещер.

Когда же община разрослась и перешла к наземному строительству, здесь начали хоронить усопших: старцев монастыря, подвижников, известных личностей культурной и церковной жизни. Тут покоятся и летописец монах Нестор, и художник Алипий, расписывавший Успенский собор, и врач Агапит, и Симон с Поликарпом, написавшие «Патерик Печерский». В пещерах есть несколько церквей, где до сих пор совершаются богослужения.

Паломники могут поклониться нетленным мощам святых обитателей Лавры. Сохранены окошки келий, где жили в уединении монахи-затворники, посвятившие время молитвенному смирению, безмолвию и аскезе. Такие отшельники по доброй воле на много лет лишали себя света солнца и уходили в подземелья. Некоторые буквально хоронили себя заживо, запираясь навсегда в крошечных кельях.

Таким подвижникам приносили святую воду и немного еды специальные иноки. Если приношение оставалось нетронутым, человека считали умершим и уже отпетым. Тело оставляли на том же месте.

Считается, что традицию погребения в пещерах принес из Тмутаракани игумен Никон, но вероятнее всего, что она появилась раньше. Умершего заворачивали в ткань, клали на открытую доску и закрывали в специально вырытой нише.

Если по истечении трех лет тело истлевало, то кости и черепа перезахороняли отдельно друг от друга. Если нет, ждали еще два года и причисляли монаха к лику святых.

После всех потрясений, выпавших на долю Киево-Печерской Лавры – землетрясений, пожаров и войн, она все равно осталась оплотом просвещения, православной веры и символом несгибаемости славянского духа. Тем, кто приезжает в Киев, стоит посетить этот неповторимый древний памятник!

Источник: http://lions-guides.ru/Ukraine/sights-of-Kiev/Kiev-Pechersk-Lavra

Киево-Печерская лавра в городе Киев

C 1592 по 1688 был ставропигией Константинопольского Патриарха;с 1688 года монастырь получил статус лавры и стал «ставропигиономцарским и патриаршим Московским»; в 1786 году лавра былаподчинена киевскому митрополиту, который стал еёсвященноархимандритом.

В Ближних и Дальних пещерах Лавры покоятся нетленные мощи угодников Божьих, также вЛавре есть и захоронения мирян (например, могила Петра АркадьевичаСтолыпина).

Kiev-73 — Davey6585 @ Flickr

В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении УкраинскойПравославной Церкви (Московского Патриархата), а верхняяЛавра — в ведении Национального Киево-Печерскогоисторико-культурного заповедника.

Основание

Киево-Печерская Лавра находится в центре Киева,на правом, высоком берегу Днепра, и занимает два холма, разделённыхглубокой ложбиной, спускающейся до Днепра.

В XI веке местность былапокрыта лесом; сюда удалялся для молитвы священник близлежащегосела Берестова Иларион, который ископал здесь для себя пещеру. В1051 году Иларион был поставлен митрополитом Киевским и его пещераопустела.

Около того времени в Киев пришёл с Афонамонах Антоний, уроженец Любеча;жизнь в киевских монастырях пришлась ему не по нраву, и онпоселился в пещере Илариона.

Kiev Pechersk Lavra — Matt. Create. @ Flickr

Благочестие Антония привлекло в его пещеру последователей, вчисле которых был и Феодосий из Курска.Когда их число возросло до 12, они устроили для себя церковь икельи. Антоний поставил в игумены Варлаама, а сам удалился насоседнюю гору, где выкопал для себя новую пещеру. Эта пещерапослужила началом «ближних» пещер, названных так впротивоположность прежним, «дальним». С увеличением числа иноков,когда в пещерах стало тесно, они построили над пещерой церковьУспения Пресвятой Богородицы и кельи.

Число приходящих в обительвсё увеличивалось, и Антоний испросил у великого князя ИзяславаЯрославича всю гору над пещерой. Была построена церковь на местенынешнего главного собора (1062); возникший монастырь получилназвание Печерского. В это же время игуменом был поставленФеодосий. Он ввел в обители общежительный студийский устав, которыйбыл заимствован отсюда и другими русскими монастырями. Суроваяподвижническая жизнь иноков и их благочестие привлекли к монастырюзначительные пожертвования.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как поставить свечку за здравие в церкви

В 1073 году была заложена каменная церковь, оконченная иосвящённая в 1089 году; Фресковая живопись и мозаики были исполненыцареградскими художниками.

В 1078 году еще не окрепшая обитель перенесла ужасное нападениеполовцев. Православные святыни были разграблены и поруганы. Но ужев 1108 году при игумене Феоктисте монастырь был восстановлен, и,более того, в нём появились новые постройки: каменная трапезавместе с церковью по повелению и на средства князя ГлебаВсеславича.

Весь монастырь был огорожен частоколом. При монастыре находилсястранноприимный дом, устроенный Феодосием для приюта нищих, слепых,хромых; на него отпускалась 1/10 монастырских доходов. Каждуюсубботу монастырь посылал воз хлеба для заключённых.

С переселениембратии в большой монастырь, пещеры были обращены в усыпальницу длямонахов, тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, вуглублениях стен. Монастырю принадлежало также село Лесники;Феодосий выкопал себе там пещеру, в которой жил во время Великогопоста. В XI и XII вв.

из монастыря вышло до 20 епископов, всеони сохраняли большое почтение к родной обители.

Golden Onions — Trey Ratcliff @ Flickr

В 1151 году монастырь был разграблен торками, а в 1169 году привзятии Киева полчищами великого князя Андрея Боголюбского он былвопреки приказанию самого князя зажжён его союзниками, берендеями.В 1205 году при новом опустошении Киева Рюриком Ростиславичем иполовцами Киево-Печерская обитель была вновь разграблена. Но самоеужасное разорение Лавры произошло в 1240 году, когда полчищаБатыевы взяли Киев и овладели всей южнорусской землёй.

Монахи Киево-Печерского монастыря частью были перебиты, частьюразбежались. Неизвестно, как долго продолжалось запустениемонастыря; в XIV в. он был уже возобновлён, и великая церковьстала усыпальницей многих княжеских и знатных родов. В 1470 г.киевский князь Симеон Олелькович возобновил и украсил великуюцерковь. Бедствия от нашествия татар повторялись в Киеве не раз в1300 году, в 1399 году.

В 1482 году крымское войско Менгли IГирея сожгло и ограбило монастырь, но щедрые пожертвования дали емувозможность скоро оправиться. В 1593 г. ему принадлежали двагорода — Радомысл и Васильков, до 50 сёл и около 15 сёл идеревень в разных местах западной Руси, с рыбными ловлями,перевозами, мельницами, медовыми и грошевыми данями и бобровымигонами. С XV века монастырь получил право посылать в Москвудля сбора пожертвований. В 1555—56 гг. великая церковь опять былаобновлена и украшена.

Пожар 1718 года опять разорил Киево-Печерскуюобитель, уничтожив древние грамоты, сокровища и библиотеку.

Domes and Sky — Ronnie R @ Flickr

Попытки переподчинения

В 1596 году была предпринята попытка подчинить монастырь,находящийся в непосредственном велении Вселенского патриарха,киевскому униатскому митрополиту; но монахи во главе сархимандритом Никифором Туром оказали вооружённое сопротивление.Вторая попытка униатов овладеть монастырём, в 1598 году, была такжебезрезультатна. Монастырю удалось также отстоять силой от униатов исвои обширные имения.

Тогда же, в конце XVI века, монастырь получил статус ставропигииКонстантинопольского Патриарха. В условиях экспансии униатстваЛавра стала оплотом православия на Украине.

При архимандрите Елисее Плетенецком и Захарии Копыстенском вмонастыре заведена была типография (основана в 1616) и началосьпечатание богослужебных и полемических книг.

Преемник их, Пётр Могила, завёл здесь училище, котороевпоследствии было соединено с училищем братским и послужило началомКиево-Могилянской коллегии.

Киево-Печерская лавра — Vadim I @ Advisor.Travel

Гетман Самойлович обвёл Лавру земляным валом, а Мазепа —каменной стеной.

При Петре Великом укрепления Самойловича были расширены иобразовали современную Печерскую крепость.

Trinity Over the Gate Church — Anosmia @ Flickr

В 1718 году пожар истребил великую церковь, архив,библиотеку и типографию. В 1729 году церковь былавозобновлена.

В 1731—1745 годах к юго-западу от Великой церкви была построенаВеликая Лаврская колокольня; высота вместе с крестом — 96,5метров. Первые работы по возведению звонницы были начаты в1707 году на средства Ивана Мазепы; завершена немецким архитектором Г. И. Шеделем.

В состав Лавры в XIX веке входило 6 монастырей:

  • Главный при великой церкви,
  • Больничный,
  • Ближние пещеры,
  • Дальние пещеры,
  • Голосеевская пустынь,
  • Китаевская пустынь.

Вблизи главных лаврских ворот расположен Троицкий Больничныймонастырь, основанный в XII веке черниговским князем НиколойСвятошей.

В Великой церкви находилась чудотворная икона Успения БожиейМатери, по преданию чудесно полученная греческими художниками воВлахернском храме и принесенная ими в Киев. В ней также почивалимощи св. Феодосия и 1-го киевского митрополита св. Михаила ихранилась глава святого равноапостольного князя Владимира.

В нише всеверо-западном углу церкви — надгробие князя КонстантинаИвановича Острожского. Под алтарём Стефановского придела —усыпальница. В Богословском приделе находилась икона Божьей Матери,перед которой молился Игорь Олегович во время его убиения в1147 году.

В средней части храма было несколько гробниц, междупрочими митрополита Петра Могилы, Варлаама Ясинского и фельдмаршалаП. А. Румянцева.

Источник: https://ru.advisor.travel/poi/Kievo-Pecherskaya-lavra-3002

Киево-Печерская Лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы

Киево-Печерская лавра является одним из самых ранних церковных памятников Руси. Этот монастырь чрезвычайно почитаем в православной традиции, и символично считается третьим уделом Пречистой Девы, родившей Спасителя.

История основания лавры

Киево-Печерская лавра была основана в 1051 г. (при Ярославе Мудром) монахом по имени Антоний и его учеником.

Величественное строение расположено в центре украинской столицы, на берегу Днепра. Территория монастыря охватывает два удивительных по красоте холма. Паломники и мирские туристы привлекаются здешними пещерами, которые являются основанием этого грандиозного памятника Господу.

Киево-Печерская лавра

В XI столетии на месте монастыря располагался пышный лес. Именно сюда удалился монах Илларион для совершения молитв. Он выкопал для этих действий пещеру, которая опустела в 1051 г. после того, как этого священника назначили митрополитом Киевской Церкви.

Еще о храмах и монастырях Украины:

Вскоре этот грот заселил монах Антоний, пришедший с Афона. Ему не понравилась жизнь в многолюдных монастырях, поэтому он нашел уединенное место.

  • Через некоторое время в пещеру пришел Феодосий, родившийся в Курске. Когда число монахов возросло до 11, они построили небольшой храм и кельи. Антоний удалился на территорию соседней горы, вырыл новый грот, а здешним игуменом оставил отца Варлаама.
  • Новые пещеры стали называться «ближними», а старые — «дальними», и все они вошли в один комплекс Киево-Печерского монастыря. Когда иноков стало много, пришлось строить верхнюю церковь Успения Пречистой Девы, а также необходимые для благоустройства кельи. С прибытием послушников отцу Антонию пришлось просить разрешения на использования всей горы у князя Изяслава.
  • На месте сегодняшнего главного собора построили церковь. В 1062 г. начальствующим игуменом назначили отца Феодосия, который ввел общежительный устав, прижившийся и в других церковных объединениях.
  • Монастырь получал значительные пожертвования, так как иноки вели суровую аскетическую жизнь и распространяли благожелательность к каждому прихожанину. В 1073 г. на этой территории был заложен фундамент каменной церкви, строительство которой закончилось через 16 лет. Для её украшения фресками и мозаиками пригласили цареградских художников.

На заметку! Финансированием строительства монастыря занимались киевские князья. Они часто приезжали сюда, чтобы произвести моление, а некоторые из них принимали священный постриг.

На протяжении всей истории Руси Киево-Печерскую лавру навещали великие монархи (Петр I, Николай II), здесь же создавалась авторитетный литературный памятник «Повесть временных лет».

Противостояние набегам

В 1096 г. Киево-Печерская обитель, еще не окончательно укрепленная, испытала ужасный набег половцев (кочевого народа тюркского происхождения). Некоторые христианские святыни украли, другие — поругали. Враг был близок к тому, чтобы ворваться в сам город, но не смог осуществить этот план.

Успенский собор Киево-Печерской лавры

  • Через 12 лет лавру восстановили, к тому же здесь появились новые сооружения. Территорию огородили деревянным частоколом. По настоянию игумена Феоктиста был построен дом для нищих, слепых и убогих — богадельня. Десятая часть монастырских доходов уходила на содержание этого заведения.
  • После переселения монахов в кельи верхнего монастыря, пещеры стали использоваться в качестве усыпальницы для святых отцов. Тела последних располагали в углублениях стен грота. Киево-Печерская лавра стала родным домом для двух десятков епископов, которые жили в XI-XII столетии.
  • В 1150 г. монастырь грабили причерноморские племена, а также степняки-язычники, заключившие договор с варварами. Через 50 лет обитель вновь опустошили, сделал это князь новгородский Рюрик и его союзники — половцы. В самом критическом положении Киево-Печерская лавра оказалась в 1240 г., когда хан Батый и его орды захватили город Киев и стали хозяевами южных областей Руси.
  • Часть монахов была убита во время нашествий, некоторые совершили бегство из этой местности. Продолжительный срок Киево-Печерский монастырь оставался пустынным, только в XIV столетии его восстановили после разрушений. Великая церковь стала грандиозной усыпальницей знатных княжеских родов. В 1470 г. Симеон Олелькович проводил мероприятия по реставрации и украшению стен монастыря.
  • Через десять лет обитель подверглась ограблению и сожжению, но щедрые пожертвования позволили братии встать с колен. С начала XV столетия обитель получила возможность посылать монахов в столицу для сбора денежных пожертвований. В 1555 г. настал период очередного восстановления и украшения святыми образами.

Читайте о православной вере:

  • Что такое блуд
  • О кощунстве и богохульстве
  • О грехе сребролюбия

На заметку! Ценнейшие сокровища здешних мест находятся в глубине пещер, являющихся основание для верхнего изящества в виде храмов и часовен. Первые монахи раскапывали гроты на глубину 10-15 метров, здесь совершались ежедневные молитвы за души людей. Вскоре пещеры стали усыпальницей святых старцев. Многие из них обладают чудотворной силой исцеления.

Дальнейшая судьба обители

После проведения Брестской Унии (решения-указа подчиниться католической церкви и Папе Римскому) киевским униатским митрополитом предпринимается попытка захватить власть в Киево-Печерской лавре, которая официально находилась в ведении Великого Вселенского Патриарха.

  • Монахи, находящиеся в обители, во главе с епископом Никифором оказали сопротивление с применением оружия. Вторая попытка взятия монастыря состоялась через два года, в 1598 г, но также не достигла результатов. Этот грандиозный церковный комплекс отстоял свою преданность православию.
  • В конце XVI столетия монастырь получил статус независимости от каких-либо епархий. Лавра считалась великим оплотом православной традиции на Юго-западе Руси, несмотря на напористые действия католицизма.
  • В 1616 г. в монастырских стенах начала работать религиозная типография, созданная для словесной борьбы против униатства. Здесь печатались полемические книги, противостоящие вражескому мнению. Вскоре обитель обогатилась постройкой воскресного училища, которое послужило началом особой коллегии.

Киево-Печерская лавра (интерьер)

  • Местные гетманы возводили вокруг лавры каменные стены, а Петр I сумел расширить территорию, фактически сформировав сегодняшний вид крепости. В начале XVIII столетия в обители произошел сильный пожар, разрушивший великую церковь, склад архивов и здешнюю библиотеку, а также типографию. Восстановление закончило спустя 10 лет.
  • В середине века рядом с главным зданием воздвигли грандиозную колокольню, достигающую высоты до 96 м. Идея этой постройки принадлежит Мазепе, а окончательный вид ей придал архитектор из Германии Г. Шедель.
  • В 1688 г. обитель поступила в управление Патриарха Москвы, а спустя столетие, перешла под власть Киева.

На заметку! В дальних пещерах захоронено 45 мощей здешних святых, среди которых Феодосий, Илларион, Пимен и т. д. В ближних находятся останки 80 отцов церкви: Антония, Варлаама, Феофила, отца Нестора и др.

Почитание монахов происходит в разные дни: тех, кто захоронен в дальних пещерах, вспоминают 28 августа, а тех, кто в ближних — 28 сентября.

Время революции и СССР

В 1918 г. большевики совершили жестокое преступление, убив настоятеля Лавры. С 1919 г. монастырь подстроили под нужды общественного рабочего объединения. Через 5 лет лавра обрела покровительство Патриарха Тихона. В декабре 1924 г. произошло подчинение монастыря Всеукраинскому Синоду.

  • Через два года приняли решение о том, что Киево-Печерский монастырь становится музейным городком. К 1930 г. здесь совершенно ликвидировали монашескую жизнь. Многих служителей расстреляли, других заключили в тюрьму или сослали на каторгу, а обитель разворовали.
  • В определенном корпусе обители обустроили историческую библиотеку, которая располагается здесь до сего дня. В лавре образовали музеи книг, драгоценностей и др. Когда Киев оккупировали немецкие войска, здесь организовали полицейское подразделение, где совершались преступления против мирных граждан.
  • Германские власти разрешили восстановить на территории лавры монашеские распорядки, главным настоятелем назначили отца Антония. В ноябре 1941 г. вражеские войска взорвали главную церковь, которую восстановили лишь спустя 60 лет. Нацистская партия разграбила обитель и уничтожила большую часть святынь, чтобы ослабить традиции русского народа.
  • После освобождения Киева власти советов не решились вновь закрыть лавру и запретить монашескую жизнь. Это произошло во время Хрущева, который вел активную антирелигиозную политику.

Современная жизнь обители

В 1988 г. во владения Киево-Печерской лавры передали Дальние пещеры. Это произошло в честь празднования тысячелетия крещения Руси. Через два года лавру внесли в список ЮНЕСКО.

https://www.youtube.com/watch?v=wEUvaR3nFrE

Поземные храмы Киево-Печерской лавры

Первым настоятелем отреставрированной обители стал Филарет, а его наместником Ионафан. В период с 1992 по 2014 г. управляющим являлся отец Владимир, который жил на территории самого монастыря. В лавре поместили кафедральный собор, духовную семинарию, а также издательский отдел. В 2000 г. велись работы по восстановлению Успенского собора, взорванного немецкими войсками.

Сегодня в состав монастырского комплекса входят множественные строения различного толка (соборы, колокольни, церкви и бытовые здания).

На заметку! Киево-Печерская лавра поражает нетрадиционной для религиозных мест атмосферой. Приезжие ощущают некую раскованность, которую не найти в обычных храмах. Здесь в глаза бросаются зеленые просторы, щедро политые ярким светом, у подножья монастыря течет сверкающая речка, а купола буквально ослепляют тех, кто взирает на них.

Монастырь привлекает людей, ценящих природные красоты, раскрашенные религиозностью.

Сегодня туристы могут обратить пристальное внимание на самые значимые сооружения церковного комплекса.

  • Успенский собор — главное строение, основанное Феодосием. Это здание возвели за 24 месяца, а через несколько лет сюда приезжали мастера из Константинополя, чтобы украсить стены мозаиками. Сооружение является уникальным произведением церковного искусства и не имеет аналогов. В праздники здесь совершают литургию и проводят основные таинства.
  • Туристам стоит обратить внимание на Трапезную церковь, на месте которой раньше стояла столовая. После многих разрушений строение находится в постоянной реставрации.
  • В середине XVIII столетия построили большую колокольню, высота которой достигает 96 м. Толщина стен нижнего яруса составляет 8 м, а на покрытие купола потребовалось 3 кг золота. Сегодня сооружение открыто для посещения, но находится на стадии восстановления.
  • Самым привлекательным местом для туристов и паломников являются Пещеры, которые обрели мистическую славу. Внутри интересующиеся люди найдут мощи святых, исцеляющие от различных болезней.

Для справки! Карта пещер находится на официальном сайте лавры.

На территории раскинулся парк, прославившийся своими розами, его аллеи ведут к святым источникам. Здесь работают два кафе, где предлагают обширный ассортимент традиционных блюд. Лавра славится гористой местностью, поэтому необходима удобная обувь, одеяние также должно быть соответствующим.

Обитель работает с 6 утра и до окончания литургии (20:00). Вход на территорию церковного комплекса стоит 20 гривен.

Киево-Печерская лавра — великий памятник православного зодчества и молитвенного прошения. Его история начиналась со строительства небольшой пещеры, а развилась в грандиозный комплекс, который поражает умы туристов и привлекает воодушевленных религиозных паломников.

Лавра предлагает большое количество достопримечательностей и дарит атмосферу божественного уюта, произведенного многочисленными благодеяниями здешних святых.

о Киево-Печерской лавре

Янв 17, 2019 13:46 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/uspenskaya-kievo-pecherskaya-lavra.html

Киево-Печерская Лавра: история, легенды, чудеса

By Kiev On Апр 29, 2018 2 095 0 (3 3,67 из 5)

Киево-Печерская лавра в Киеве – это не просто достопримечательность, которую посещают гости столицы, туристы, киевляне. Это место категории «must visit» (обязательное посещение), куда раз в жизни обязан попасть каждый человек.

Особая атмосфера Лавры, история ее святынь, тайны пещер заставляют задуматься о жизни, подумать о самом важном и сокровенном. Прогулка по монастырю, обзор окрестностей Киева и Днепра с холмов Лавры никого не оставляют равнодушным к архитектуре и живописности этого места.

История Киево-Печерской Лавры

Статус «лавра» присваивают большим мужским монастырям, которым и является Киево-Печерская святыня. Свое существование она начала в середине 11 в., когда в летописях стало появляться название Печерский монастырь. Статус Лавры был присвоен только в 1688 г.

В 1073 г. на месте деревянного храма поставили каменный, который простоял всего пять лет. Орда половцев напала на Киев и уничтожили многие его святыни, в том числе и Печерский монастырь. Только к началу 12 в. монастырь смог восстановиться, но в течение 12-13 вв. несколько раз становился объектом грабежей кочевых народов. Нападение на Киев в 1240 г. нанесло огромный урон по Киево-Печерскому монастырю и монахам, часть из которых убили, а другие просто разбежались.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находятся мощи пантелеймона целителя

Возрождение монастыря началось в 1470 г., когда он был полностью отстроен заново. Набеги случались, но храмы и кельи святого места страдали не сильно. В начале 18 в. в часть библиотеки, обитель, жилые постройки были уничтожены пожаром, но сама церковь выстояла.

20 в. стал для Киево-Печерской Лавры одним из самых сложных в истории. Большевики пытались его уничтожить, но их удалось от этой затеи отговорить. Оккупация Киева в 1941 г. немецкими войсками стало трагедией и для монахов монастыря.

Здесь организовали полицейский участок, Успенский собор был взорван, откуда перед этим вывезли все ценности и драгоценности. После получения Украиной независимости началось обновление монастыря.

В частности, восстановили лаврскую литографию, обновили кельи, церковь, Успенский собор восстановили по старинным чертежам и схемам.

Святыни Лавры

  • Монастырь известен своим подземным миром, который делиться на Ближние (Антониевы) и Дальние Пещеры. В них хранятся нетленные мощи 79 святых (в Ближних пещерах) и 49 святых – в Дальних. В Антониевых пещерах есть старинные захоронения, среди которых почетное место занимают мощи святого Антония. В подземном мире есть три улицы, пещерная церковь, трапезная. В Дальних пещерах похоронен Феодосий, есть церковь, названная именем святого, его келья и несколько подземных храмов.
  • Икона Божьей Матери «Всецарица» считается чудодейственной. В 2010 г. одна из прихожанок прозрела, приклонившись к образу.
  • От недугов исцеляет образ Божьей Матери «Печерская Похвала».
  • Мироточивые главы – реликвии Лавры, которыми стали головы святых. Их монахи хранят столетиями в сосудах со специальным раствором. Когда главы высыхают, то начинают мироточить.

Инфраструктура Лавры

На территории монастыря находятся различные постройки и сооружения. Это колокольни, церкви, башни и храмы. В частности, на Ближних пещерах расположены Успенский собор и колокольня, на Дальних – колокольня, Трапезная церковь святых Антония и Феодосия. Есть в комплексе лавры кельи монахов, резиденция настоятеля, семинария, больничные палаты.

Как добраться

Киево-Печерская Лавра находится на улице Лаврской 23.

Доехать сюда можно на метро, выйдя на станции «Арсенальная». Потом по подземному переходу можно перейти на остановку автобусов и троллейбусов. К Лавре ездит автобус № 24 и троллейбус № 38. Выходить на остановке «Национальный музей Великой Отечественной войны». Далее по улице Лаврской идти до ворот, которые потом выведут на улицу Ближнепечерскую, или пройти чуть дальше – до Святых врат (главный вход).

Можно от «Арсенальной» идти все время прямо, и через 15 минут будет монастырь.

Источник: https://kievkiev.com.ua/kievo-pecherskaya-lavra-istoriya-legendy-chudesa/

Святыни Киево-Печерской Лавры

:

О великом духовном авторитете Киева свидетельствует название «второй Иерусалим». По преданию, апостол Андрей Первозванный предрек, что здесь будет красивый город со множеством церквей. Так и случилось. Во все времена особое место среди них занимала Киево-Печерская Лавра.

«Будет город великий»

В то время, когда Руси как государства еще не существовало, о распространении христианства на этих землях не могло идти речи, апостол Андрей Первозванный возвращался с проповеди на территории Византии. По Божьему промыслу он поднялся по Днепру и попал на то место, где через много веков должен появиться город Киев. На горах апостол поставил крест и сказал: «На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей».

Сегодня находится много скептиков, которые говорят, что такого не могло быть, апостол Андрей Первозванный никогда не был на территории будущего Киева.

Но как бы там ни было, через несколько веков на горах действительно появился великий город со множеством храмов. Особое место среди них всегда занимала Киево-Печерская Лавра, основанная преподобными Антонием и Феодосием.

История Печерского монастыря

В ХІІ веке на той территории, где сегодня расположена Киево-Печерская Лавра, были леса. Люди жили разве что в близлежащих деревнях. Одному монаху, Илариону, хотелось уединения. Он ушел подальше от людей, выкопал себе пещеру и поселился в ней.

Но через некоторое время его избрали киевским митрополитом. Пещера пустовала. Через некоторое время в Киев попал монах Антоний, который раньше подвизался на Афоне. Он не нашел себе пристанища в киевских монастырях и ушел искать уединения. Нашел его в Иларионовой пещере. Жизнь его была благочестивой и праведной, что и привлекало многих православных, которые хотели посвятить свою жизнь Богу. Среди последователей Антония был и Феодосий.

Когда количество иноков достигло 12, они открыли церковь, сделали себе кельи, Антоний «назначил» игуменом Варлама, а сам пошел дальше и выкопал себе пещеру (с нее и начинается история Ближних пещер). Вскоре количество монахов возросло настолько, что Антоний обратился к князю Изяславу Ярославичу с просьбой отдать монахам всю гору над пещерой. Отсюда и берет начало название монастыря — Печерский.

На месте современного Успенского собора была поставлена церковь, игуменом назначили Феодосия. Именно он ввел студийский общежительный устав. Интересно, что одним из его требований было чтение книг из монастырской библиотеки. Поэтому неудивительно, что в то время образованными людьми были, в первую очередь, монахи.

Статус Киево-Печерской Лавры монастырь обрел только в 1688 г.; как до этого времени, так и после пережил много изменений. В 1151 году его разграбили турки, в 1203-м — половцы, в 1240-м он подвергся ужаснейшим разрушениям после набегов хана Батыя, в 1482 году войско Менгли I Гирея сожгло и ограбило монастырь, в 1718-м сгорели великая церковь, архив, библиотека и типография. И во всех случаях монастырь отстраивали.

Последней волной разрушений стало советское время. Сначала монастырь превратили в музей, а потом вообще закрыли. Кроме того, место омыто кровью многих новомучеников, среди которых был и митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский).

После прихода немцев Лавру сначала открыли, но 3 ноября 1941 подорвали Свято-Успенский собор. Отстроили и открыли эту святыню только в 2000 году.

Киево-Печерская Лавра сегодня

Сегодня это не только красивейший монастырь в центре Киева, на правом берегу Днепра, но и музейный комплекс. Он разделен на Верхнюю (Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник, которому был присвоен статус национального в 1996 году) и Нижнюю (в ней сконцентрирована монастырская жизнь) Лавры. В отличие от прошлых веков существования монастыря, сегодня обе его части открыты для посетителей.

Сегодня Киево-Печерская Лавра привлекает многих архитектурой. Это, в первую очередь, Большая колокольня и Успенский собор (в нем находятся мощи первомученика Стефана), а также храмы:

  • Троицкая надвратная церковь (Святые врата) — древнейшая из сохранившихся;
  • Аннозачатиевский храм;
  • Крестовоздвиженская церковь;
  • Трапезная церковь преподобных Антония и Феодосия;
  • Храм «Всех преподобных отцов печерских»;
  • Церковь «Живоносный источник»;
  • Церковь Всех Святых;
  • Храм и бывшие больничные покои Никольского монастыря;
  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы;
  • Церковь Спаса на Берестове;
  • Церковь Христова Воскресения;
  • Благовещенская церковь.

Но туристов и верующих привлекают не столько архитектурные решения Киево-Печерской Лавры, сколько дальние и ближние пещеры, в которых находятся нетленные мощи печерских преподобных.

Ближние пещеры: мощи преподобных Антония, Агапита, Нестора Летописца

Те самые, которые берут начало с 1057 года, когда Антоний отделился от остальных иноков. Сегодня длина лабиринтов — 383 метра, захоронено 73 печерских преподобных, среди них и Антоний Печерский (несколькими веками позже в пещерах построили церковь в его честь). Также многие верующие приходят сюда, чтобы помолиться Дамиану Целебнику, Нестору Летописцу, Иоанну Многострадальному, Николе Святоше, Алипию Иконописцу, Агапиту, врачу Печерскому и многим другим угодникам Божьим.

Также здесь находятся мощи Марка Гробокопателя. Многим этот святой известен благодаря его 4-килограммовой шапочке. В Киево-Печерской Лавре совершается специальный молебен о здравии, после которого на головы пришедших одевается этот головной убор. Известны случаи исцелений.

Еще одним сюрпризом для многих является возможность увидеть в ближних пещерах нетленные мощи Ильи Муромца. Это подтверждает, что прославленный богатырь — персонаж совсем не вымышленный.

28 сентября Православная Церковь отмечает Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих.

Дальние пещеры: мощи и мироточивые главы

Выглядят «поскромнее» в сравнении с предыдущими. Длина лабиринтов — 293 метра, количество захороненных святых — 49. Они еще называются Феодосиевыми, поскольку здесь в своей келье был погребен преподобный Феодосий, рядом — Феодосиевская церковь.

28 августа Церковь чтит Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих.

Здесь есть мощи Агафона Чудотворца, Илариона, митрополита Киевского, Арсения Трудолюбивого, преподобного Ахилы, многих святых, которые жили в более поздние времена (митрополит Тобольский Павел, Владимир Киевский и Галицкий).

Но Дальние пещеры, как и Киево-Печерская Лавра вообще, известны еще и 12 мироточивыми главами. Трудно представить, как 12 черепов могут источать миро. Но это чудо совершается веками. Об этом мы узнаем из Печерского патерика. В советское время, когда главы перенесли в музей, чудо не происходило. Возобновилось оно в 1988 году. Тогда монастырь открыли (также это время празднования 1000-летия крещения Руси).

Чтобы ни у кого не возникало сомнений, лаборатория кафедры биохимии Киевского медицинского института провела химический анализ мира, взятого от разных глав. Результаты шокировали: с химической точки зрения миро представляло собой высокоочищенные масла неизвестного происхождения (на основе белка, что свойственно только живому организму). Искусственно его получить тоже невозможно.

***

Киево-Печерская Лавра уже много веков исполняет функцию колыбели монашества, культурного центра, библиотеки и школы для многих поколений монахов и мирян. Но вместе с этим тысячи туристов и паломников приезжают сюда, чтобы помолиться перед мощами преподобных и мироточивыми главами.

Источник: http://megapoisk.com/kievo-pecherskaja-lavra-moschi-prepodobnyh-mirotochivye-glavy

Режим работы Киево-Печерской лавры

Время начала утренних и вечерних богослужений стоит уточнять на сайте монастыря. Монастырская канцелярия с понедельника по пятницу работает с 9:00 до 11:40 и с 13:00 до 15:00. В субботу с 9:00 до 11:40. Воскресенье — выходной. Канцелярия заповедника открыта ежедневно с 9:00 до 18:00 (с октября по апрель) и с 9:00 до 20:00 (с мая по сентябрь). Продажа билетов прекращается за 15 минут до закрытия.

Стоимость входного билета

Вход в Лавру-монастырь бесплатный. Для прихожан, которые идут на богослужение в храмы на территории заповедника, вход также свободный. Вход в заповедник — 25 грн.

Дополнительно оплачивается посещение тематических выставок и экспозиций, индивидуальные или коллективные экскурсии. Цену билетов нужно уточнять на сайте. Для посещения пещер, которые находятся на территории монастыря, заходить в заповедник и оплачивать вход не нужно.

Фотосъемка и видеосъемка платные (от 200 грн — любительская и до 1000 грн — профессиональная).

Официальный сайт

Узнать актуальный телефон или купить билет можно на сайте lavra.ua

Киево-Печерская лавра на карте Киева

  • Показать карту во весь экран
  • Показать отели Киева поблизости

Источник: https://travel.BBF.ru/geo/651/8462/75683/guide/10962/

Лавры Украины: 5 уникальных святынь

Лавры – это самые большие и значимые православные мужские обители, имеющие особенное духовное и историческое значение. В переводе с греческого слово «лавра» означает: часть города, населенная местность, обнесенная стеной или оградой. Это название стали применять к многолюдным и важным монастырям.

Многие считают, что лавры в Украине – единственные в мире. Первые лавры появились в начале 4 века в Палестине. Монахи-отшельники в поисках уединения селились в Иудейской пустыне, проводя жизнь в молитвах и смирении. Свое жилье они были вынуждены ограждать стенами, дабы защитить себя от набегов кочевников-бедуинов.

Многие из нас не видят особой разницы между монастырем и лаврой. На самом деле это совершенно разные монашеские поселения. Монастыри бывают мужские и женские. Эти религиозные общины имеют свой устав, уклад и правила, единый комплекс богослужебных и жилых помещений.

Лавра – это разновидность монастыря, но с более обширной территорией и большим количеством монахов, со своей особой и древней историей, а также непосредственным подчинением патриарху. Лавра может быть только мужской.

Официальный статус лавры имеют немногие монастыри. Наиболее известная расположена в Палестине – лавра Саввы Освященного, основанная в 484 году на территории Западного берега реки Иордан. В Благовещенском соборе лавры Саввы Освященного хранятся мощи Святого Савы. Примечательно, что по давней традиции монашеского устава в эту лавру запрещен вход для женщин. Еще одна особенность – в монастыре по сей день не используется электричество.

В Украине насчитывается наибольшее количество действующих лавр – три православных монастыря и два греко-католических.

Киево-Печерская лавра

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра признана одной из самых древних и значимых обителей на территории Украины. За время своего существования легендарная святыня пережила немало исторических потрясений – войны, пожары, разрушения и грабежи. Статус лавры монастырь получил в 1688 году.

История Лавры началась в 1051 году, во времена правления князя Ярослава Мудрого. На живописных днепровских берегах в пещере поселился монах Антоний, прибывший со Святой горы Афон в поисках уединения от мирской суеты. Со временем к нему стали приходить миряне: кто за советом, кто с просьбой о молитве, некоторые селились рядом. Со временем над пещерами начали строить наземные постройки.

На протяжении многих столетий Киево-Печерский монастырь пополнялся новыми культовыми сооружениями, а подземные пещеры стали использовать как некрополь.

Автор фото: Yuriy Perebayev IGotoWorld.com Photo Group.

Уникальный монастырский комплекс в 1990 году был внесен ЮНЕСКО в Список памятников всемирного значения. Ежегодно тысячи туристов со всего мира посещают древнюю святыню Киева. Особый интерес вызывают Ближние и Дальние пещеры, это настоящие подземные лабиринты, уникальные в своем роде. Здесь покоятся мощи летописца Нестора, богатыря Ильи Муромца, целителя Агапита, черниговского князя Святослава и многих других.

На территории Верхней Киево-Печерской лавры действует музейный комплекс – Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник.

Чтобы увидеть лавру: посещение заповедника (часть огромного комплекса лавры) и его музеев платное – от 20 грн. Антониевы и Феодосиевы пещеры открытии с 9:00 до 16:00. Вход в них и храмы лавры свободный.

Почаевская лавра

Белоснежный архитектурный ансамбль Свято-Успенской Почаевской лавры поражает своим величием и блеском золотых куполов. Он раскинулся на высоком каменистом холме Кременецких гор. Это один из наиболее почитаемых монастырей среди паломников.

Православная обитель пережила немало драматических событий, ее существование окутано многочисленными преданиями и легендами. По одной из них, монастырь основали киевские монахи, спасавшиеся от набегов татар в 1240 году. В то время над Почаевской горой монахам явилась в огненном столпе Богоматерь, оставив после себя отпечаток стопы на камне с источником целебной воды. Там же монахи построили первый деревянный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Первые документальный упоминания о святой обители относятся к 1527 году. Неоценимый вклад в развитие монастыря внесла местная помещица Анна Гойская. Она подарила монастырю чудотворную икону Богоматери, привезенную с Востока в 1559 году греческим митрополитом Неофитом. Также помещица пожертвовала средства на строительство Почаевской церкви и келий для монахов. В 1833 году монастырь получил статус лавры.

Источник: https://ua.igotoworld.com/ru/article/963_lavry-ukrainy.htm

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Когда началась реформация в англии

Закрыть