Каждение в храме что означает

Сказание о кадиле: кому и зачем нужно?

каждение в храме что означает

Кому и зачем нужно кадило в храме? Объясняет архимандрит Алипий (Светличный).

Каждое христианское богослужение — в православном или католическом храме, в церквях армян или коптов, малабар, эфиопов, ассирийцев и т. д. — всегда сопровождается торжественным каждением. Для нас присутствие кадильницы и фимиама стало привычным и традиционным. И возникает впечатление, что кадило существовало в Церкви всегда.

В принципе, так и есть. Однако есть много нюансов.

Возникновение обряда каждения

Дело в том, что сам обряд каждения возник в христианском богослужении далеко не сразу. Есть мнения, что христиане привыкли к благовониям в то время, когда вынуждены были собираться на свои богослужения в погребальных катакомбах.

Там были погребения не одних только христиан. Хоронили в этих катакомбах и язычников, и иудеев. По традиции, при посещении посетители воскуряли благовония возле могил.

Это было связано с тем, что могилы невозможно было плотно закрыть каменной плитой, и тленные запахи просачивались из погребальных локул.

Первоначально же христиане не видели необходимости в каждениях, используя самые простые обряды, которые происходили (как и послехрамового периода иудейские) из традиций симпозиумов. Собрание христиан было молитвенным пиром веры и средоточием его были — чаша с Вином и Хлеб.

Роль иудеев и язычников

Воскурение скорее ассоциировалось с традициями иудейскими и языческими. В житиях святых мучеников мы неоднократно встречаем упоминание о том, что страстотерпцев понуждали принести ладан в жертву языческим божествам. Мученики же готовы были идти на любые страдания только бы этого не допустить.

Язычники использовали для воскурений благовоний каменные жертвенники, на которые клали горящие угли. В помещениях и кимитириях (кладбищах) пользовались бронзовыми или глиняными плашками с полой ручкой наподобие трубки, чтобы раздувать угли.

Иудеи каждение совершали исключительно в Иерусалимском храме. Ладан могли приносить священники. Специальным совком они сыпали благовония на горящие угли в огромном каменном жертвеннике, что был установлен перед святилищем.

Золотой совок также использовался и для каждения в Святая Святых раз в году. Первосвященник брал на него горящие угли и сыпал много благовонной смолы. Окутанный благоуханным дымом он входил за пурпурную храмовую завесу. Небольшое помещение Святое Святых наполнялась густым дымом.

После чего первосвященник покидал эту таинственную комнату иногда получая особые откровения.

В дни Ирода Великого золотой совок для каждения был заменен на подобие сковороды, также изготовленное из золота.

Странные формы первых кадильниц

Из Египта распространилась традиция  в богатых домах иметь курильницы для благовоний. Часто это были на высоких ножках бронзовые неглубокие чаши. В домах римской знати имелись подвесные переносные курильницы на цепочках, которые крепили на специальные Г-образные подставки.

Возможно, что подобным образом были устроены золотые кадильницы с драгоценными камнями, которые император Константин Великий подарил римскому епископу Сильвестру, для Латеранской базилики.

Однако каждения в привычном смысле тогда, в IV веке, еще не совершалось.

Кадильницы начали широко использовать во второй половине V века, когда стали популярны торжественные шествия, наподобие нынешних Крестных ходов. Тогда кадильницы выглядели скромно. Это были бронзовые чашки с плоскими, длинными ручками. Иногда кадильницы были невысокими цилиндрами с ручками. Они сопровождали такие шествия, окуривая процессию в самой голове.

Кадильница указанного типа на византийской миниатюре XII века

Появились и стационарные курильницы, подарки ктиторов. Такие курильницы изготавливались из серебра и золота и были сделаны в виде архитектурных сооружений с окошками, через которые можно было дуть на уголь, не давая ему затухнуть. Такие курильницы устанавливали обычно на невысоких колонах-постаментах у алтарной преграды или на самой преграде.

Стационарная кадильница, Византия-Сирия, VI век

Первые кадильницы на цепочках нам известны с шестого века. Обычно это серебряные глубокие чашки с медальонами, на которых рельефно изображены святые. Такие кадила свидетельствуют о развитии церковного богослужения, каждение во время Литургии становится  естественным. Соответственно, ему придают и особое значение.

Фрагмент мозаики VI века с кадилом на цепочках, базилика Сан-Витале, Равенна

Кадило VI века, Византия-Сирия

Кадило VI века, Византия

Кадило с цепочками на мозаике с образом первомученика Стефана из Михайловского Златоверхого Собора, Киев, XII век

Толкование каждения

Теперь каждение начинает восприниматься как важный акт богослужения. Дым напоминает о древней праведной жертве Авеля. Дым ассоциируется со Шхиной (присутствие Бога), которое сопровождало Ковчег Завета в виде огненного столба ночью и днем в виде дымного столба.

Каждение иллюстрировало слова из Откровения Иоанна Богослова: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8:3-4).

И 2-й стих 140-го Псалма, который любили произносить во время богослужений: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя».

Кадильницы на Руси

Считается, что до XVII века в Русской Церкви преимущественно пользовались ручными кадильницами – кацеями (кация). Такие кадильницы особенно распространены у староверов до сих пор. Их сегодня активно используют и во время греческих богослужений не только в скитах и монастырях, но и на торжественных архиерейских служениях. 

Русская кацея

Скорее всего, кадильницы на цепочках были известны еще в ΧΙ веке на Руси. На это намекают выдержки из древних монастырских уставов и Устав Софийского Новгородского собора. А также мозаика Михайловского Златоверхого монастыря, изображающая св. Стефана именно с кадильницей на цепочках. Такая же мозаика имеется в алтаре Софиивского собора в Киеве. Дошла до наших дней и кадильница святителя Филиппа Московского ΧΩΙ века, она тоже на цепочках.

Кадило, Россия, XVI век

Однако самые роскошные кадильницы стали изготавливаться в царских мастерских в дар монастырям и соборам с XVII века. Они, в основном из серебра и золота, выглядели как модели храмов. Украшенные драгоценными камнями, чернью, эмалями были настоящим произведением ювелирного искусства. Это свидетельствовало, как много значения имело в богослужении каждение и занимало богатую смысловую часть.

Богослужебное значение каждения

Теперь к каждению относились как глубокому символу Воплощения. Сама кадильница виделась образом Богородицы, вместившей в себя Огнь несгораемый и благоуханный — Христа, в углях и фимиаме. Само благоухание означало присутствие Божие, и это выражалось в символике каждения в начале Всенощного бдения, где священник с кадилом символизирует хождение Бога среди первых людей в Раю.

На Херувимской песни каждение означало священную жертву Самого Христа Своему Отцу Небесному. Именно в силу такого насыщения образов и прообразов кадило становилось символической иконой и требовало особого подхода и к самому каждению и виду инструмента каждения — кадильнице.

До сих пор в каждом храме кадильница является украшением богослужебного чина и отношение к ней благоговейное как у духовенства, так и у прихожан.

Архимандрит Алипий (Светличный)

Источник: https://pravlife.org/ru/content/skazanie-o-kadile-komu-i-zachem-nuzhno

Кадило церковное

каждение в храме что означает

Все верующие люди знают какие предметы используются в христианском богослужении. Но большинство из них не знают об их назначении и сакральном смысле действий, совершаемых с их помощью. Одним из таких предметов является кадило, используемое в самые торжественные моменты службы.

Что такое кадило

Кадило — один из древнейших элементов храмовой утвари. На протяжении многих веков его назначение оставалось неизменным, в то время как внешний вид претерпевал значительные метаморфозы.

Описание и назначение

Современное кадило представляет собой металлический сосуд, состоящий из двух частей. В основание кладут раскаленные угли и ладан. Затем закрывают крышкой в виде купола храма, который венчает четырехконечный крест.

Церковное кадило является неотъемлемым атрибутом богослужения

К основанию прикрепляются три цепочки, концы которых объединены небольшой ручкой. К ней же прикрепляется цепочка, ведущая к крышке. Потянув за неё, священнослужитель открывает сосуд.

Кадила часто имеют богатые украшения в виде декоративной чеканки, эмалей и драгоценных камней. У основания цепочек иногда размещают звонцы в виде металлических полых шариков, которые при раскачивании предмета издают мелодичный звук.

Символическое толкование

Как и любой сакральный предмет кадило имеет глубокий символический смысл. Основная часть символизирует образ пресвятой Богородицы, которая вместила в своё тело божественного младенца.

Кадило в христианстве является важным элементом церковной утвари

Христа, соединившего в себе божественную и человеческую природу, символизируют соответственно огонь и уголь, из которого он появляется. Ладан, испускающий благовонный дым, символизирует людские молитвы.

Процесс каждения символизирует распространение силы Христовой по всему миру. Фимиам, символизирующий бескровную жертву Авеля Господу, разгоняет злых духов. В то же время он является символом Святого Духа, нисходящего на верующих людей.

Для чего нужно

Кадило можно использовать во время различных видов богослужений. Разжигание благовоний во время молитвенного обращения к Господу — своеобразный процесс жертвоприношения. Дым, возносясь под купол храма, уносит с собой хвалу и молитвы, адресованные Создателю.

Интересно: каждение может проводиться не только в условиях храма, но также и в монашеских кельях, и в домах мирян.

История появления кадильниц

История ритуального раскуривания благовоний берёт начало в Древнем Египте. Здесь же появились прообразы кадильниц. Они представляли собой большие и глубокие сковороды на длинных ручках. Христианская история церковной утвари началась во времена Моисея.

Первое использование

В Книге Исхода подробно описывается эпизод, в котором Господь повелел Моисею соорудить жертвенник для сожжения благовоний. Создатель подробно описал размер и вид конструкции, отмечая, что с курения ладана следует совершать ежедневно, утром и вечером. Этот обычай закрепился в иудаизме.

Раскуривание ладана и фимиама обозначает приношение Богу бескровной жертвы

Первые христиане отрицали каждение, так как считали, что сжигание на жертвеннике ароматических веществ, является уподоблением язычникам и иудеям. Однако с V столетия кадильницы стали использоваться адептами молодой веры во время праздничных шествий, являющихся прообразом крестного хода.

Первые кадила изготавливались в форме бронзовых чаш с ручками. Из драгоценных металлов делали стационарную утварь в виде архитектурных сооружений, которые устанавливали около на низкие постаменты.

Распространение в церкви

Первые кадила приближённого к современному виду появились в конце VI столетия. Они значительно уменьшились в размерах, и стали изготавливаться из драгоценных металлов. Их внешнюю поверхность украшали медальоны, выполненные в технике эмаль, на которых изображались святые угодники.

Открытые чаши подвешивали на три тонких цепочки. Кадильницы на Руси появились с распространением христианской веры в конце X в. Открытые чаши на цепочках получили распространение в русских землях только в XI столетии.

Процесс каждения символизирует распространение силы Христовой по всему миру

К началу XV в. на кадило установили крышку в форме верхней части храма, к которой прикрепили ещё одну цепочку для удобства открывания.

Интересно: в руках умелых русских мастеров предмет церковной утвари превращался в ценное художественное произведение. Многие образцы церковных кадил повторяли образ храма, для которого изготавливалось изделие.

Современное положение

В настоящее время именно приспособление на цепи используется в храмовых богослужениях в Русской Православной Церкви. Однако для келейных молитвенных обращений священнослужители и миряне могут использовать сосуд с длинной плоской ручкой. Этот вид кадильниц широко используется в Греческой церкви, а также в среде старообрядцев.

Разновидности кадил

Традиционным видом кадила считается образец с закрытой чашей, подвешенной на 4 цепочках. Однако самым ранним видом приспособления для храмового курения благовоний является кацея. Она представляет собой сосуд круглой или прямоугольной формы, к которому прикреплена длинная деревянная ручка.

Самое большое в мире кадилоИнтересно: самой большой в мире кадильницей является сосуд, который называется Ботафумейро. Он находится в соборе Сантьяго-де-Компостела, расположенном в испанской провинции Галисия. Уже более 700 лет 80-ти килограммовую конструкцию заполняют 40 кг. углей и ладана. Для приведения её в движение требуются усилия 8 взрослых мужчин.

Правила использования кадильницы

Христианская традиция предусматривает строгий ритуал использования кадильницы, описывающий действия священнослужителей от момента разжигания углей до процесса окуривания помещения храма.

Как правильно разжигать

Для розжига обычной церковной кадильницы используют спрессованные таблетки древесного угля и небольшие кусочки ладана. Перед началом богослужения диакон проводит подготовку необходимых материалов, которая заключается в следующих действиях:

  • нагревание угольных таблеток при помощи плитки;
  • используя пинцет положить разогретый уголь в кадильницу;
  • небольшие кусочки ладана разложить около тёплой древесины;
  • плотно закрыть крышку.

В процессе сгорания ладана в кадиле выделяется фимиам

В домашних условиях розжиг угля для кадила можно проводить при помощи лампады, оснащенной специальным приспособлением из проволоки — «паучком». Его можно использовать для курения благовоний, при этом внимательно следя за положением фитиля

Интересно: современные кадильницы часто оснащают встроенными нагревательными элементами, которые позволяют разогревать угли непосредственно в чаше.

Каждение в храме (как, кому заниматься и когда)

Окуривание храма благовониями — одна из самых торжественных частей божественной службы. Его протяжённость зависит от времени совершения богослужения.

  1. Полное каждение проводится во время Утрени и Вечерни. Оно начинается в алтарной части, а затем охватывает весь храм. Благовонным дымом окуривают все святые образы, настенные росписи и молящихся в храме людей.
  2. Малое каждение совершают на Божественной Литургии. Оно охватывает территорию алтаря, иконостаса и амвона, с которого фимиам распространяется на прихожан.

По традиционному церковному канону каждение могут совершать священнослужитель в сане священника. Но чаще всего эту обязанность возлагается на дьякона.

В православии принято совершать поясной поклон на каждое движение кадила, но при этом необходимо помнить о более строгом правиле — стоять в храме всегда лицом к алтарю. Соблюсти оба предписания помогут звонцы, звенящие при каждом движении священнослужителя.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как церковь относится к татуировкам

Польза и значение каждения

С точки зрения традиционного христианство во время каждения человек избавляется от влияния злых духов, очищая свои помыслы и душу от скверны. Через благовонный дым христиане приобщаются к божественной благодати, так как поднимаясь по стенам храма он восходит к престолу божьему.

Каждение — проход священнослужителя с кадилом во время церковного богослужения

Когда он обращается к людям, пришедшим в храм, он становится подобен Святому Духу, несущему благословение и радость всем прихожанам. Христиане считают, что запах ладана способствует физическому и духовному исцелению человека, восстанавливая его силы.

Этот постулат был доказан молодыми еврейскими учёными, которые пришли к выводу, что запах ладана влияет на работу ионных каналов, улучшая и активизируя их работу. Это приводит к улучшению эмоционального состояния и уменьшению чувства тревожности.

Понимание истории появления и назначения кадильницы помогает проникнуть в сакральный смысл богослужения. Мелодичный звон церковной утвари и запах благовоний помогает верующим людям войти в молитвенное состояние и прикоснуться к божией благодати.

Что такое кадило

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/kadilo-tserkovnoe.html

Кадило

каждение в храме что означает
Кадило, 1616 год. Вклад царя Михаила Федоровича в Троице-Сергиев монастырь.

Кади́ло, кади́льница, кади́льник (ивр. ‏מַחְתָּה, מִקְטֶרֶת‏‎; др.-греч. πυρεῖον, θυμιατήριον, λιβανωτὸν; ст.‑слав.

 кади́ло, кади́льница, кади́льник, кадѣ́ло, кадѣ́льница, кадѣ́льник) — изначально в иудаизме один из священных сосудов скинии и храма, употребляемый для курения фимиама при особенно торжественных случаях. Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена, — жертва праведного Авеля.

Сам Господь Сущий в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ (Исх. 30:1-9). Волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров поднесли Богомладенцу ладан (Мф. 2:11).

Евангелист Иоанн Богослов описал в Откровении бывшее ему видение в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу (Откр. 8:3). Каждение означает силу, отгоняющую злых духов (Тов. 8:2-3), славу Божию (2Пар. 5:14), а идущий вверх дым от кадильницы, — вознесение молитв к Богу (Пс. 140:2).

Описание[ | ]

В христианстве кадило вошло в число церковной утвари и используется в большинстве богослужебных обрядов. Каждение совершается во время молитвы с апостольских времён. О кадиле упоминает Евагрий Понтийский[1].

Кадило хранится и готовится к употреблению в кадильной нише, где в него влагается горящий уголь, на который кладётся ладан — душистая смола ближневосточных деревьев. При нагревании и сгорании он испускает благовонный дым — фимиам[2].

Существует церковное кадило с цепочками, которыми присоединяется к ручке и келейное—домашнее, с жёстко закреплённой ручкой на боку (кацея).

Перед началом каждения священник произносит молитву:

Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню́ благоуха́ния духо́вного, е́же прие́мь в пренебе́сный мысленный Твой жертвенник, возниспосли́ нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.

Богослужебное каждение бывает полным, когда диакон, пресвитер или епископ с кадилом обходит весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящим людям с амвона. Когда каждение совершается перед священными предметами — иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающие честь и хвалу.

Когда же каждение обращено к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. По православной традиции в ответ на каждение принято поклониться.

Горящие кадила торжественно предносятся диаконами во время малого и великого богослужебных входов, а также используются на облачении архиерея и при совершении многих чинопоследований.

Старейший образчик кадила на цепочках датируется 1405 годом. С XV века кадило приобретает формы храма и интерпретируется как прообраз небесного Иерусалима[3].

В иконографии кадило является атрибутом святых диаконов Лаврентия и Стефана. С кадилом изображался и первый библейский первосвященник Аарон. В светской семиотике кадило выступает аллегорией Азии[4].

В соответствии с православной традицией, с кадилом в руках погребают скончавшегося диакона.

«Каждение приготовляет нас к службе „вонею благоухания“. Духовному, „умному“ богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб).

И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение.

С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями».

Михаил Скабалланович. Толковый типикон.[2]

Разновидности[ | ]

Кацея́, кация́, кацья́ (ст.‑слав. кацѣꙗ, кациꙗ, кацьꙗ) — разновидность кадильницы с ручкой. Такие кадила существовали в древности на востоке и на Руси до появления кадил на цепочках в XV веке. Изначально кацеи представляли собой ковши с длинными рукоятками.

В настоящее время кацея употребляется старообрядцами-беспоповцами, а также поповцами в случае, когда служба совершается мирянским чином, без священника.

Также некоторыми верующими православными возрождается древний благочестивый обычай кадить фимиамом свои дома, используя при этом именно кацею[5].

Интересные факты[ | ]

Ботафумейро — самое большое в мире кадило, крепится канатами к потолку Компостельского собора в Галисии. Оно весит 80 кг и приводится в действие путём раскачки восемью служителями (tiraboleiros) в багрянице. Для наполнения этого кадила, при движении развивающего скорость 60 км в час, требуется 40 кг угля и ладана.

  • Даже классики иногда путали кадило с паникадилом: «Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле». (И. С. Тургенев).
  • «Раздуть кадило» в переносном значении обозначает — развернуть какую-либо деятельность, развернуться[6].

Литература[ | ]

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%9A%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —

Статьи — ОСНОВЫ ВЕРЫ

Что такое кадило, для чего им кадят, откуда берется ладан, причем здесь жертвенники, как выглядит кация и какими кадилами пользовались в Древней Руси?

Кадило — сосуд для каждения на богослужениях и требах, который используют священнослужители. Кадило разжигается с помощью древесного угля, на который кладется ладан. При сгорании он выделяет благовонный дым — фимиам.

Огонь кадила символизирует Божественную природу Христа, уголь — Его человеческую природу, а ладан — молитвы людей, приносимые Богу. Кадило — это образ Богородицы, которая вместила Самого Христа.

Каждение

Каждение совершается в наиболее торжественные моменты богослужения. Оно бывает полным, когда священнослужитель обходит с кадилом весь храм, и малым, когда каждение совершается в алтаре и перед иконостасом.

Перед каждением священник благословляет кадило и читает молитву:

«Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.»

Когда священнослужитель кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздает Богу подобающую честь и хвалу. Обращенное к людям кадило символизирует благословение и схождение Святого Духа. В ответ на каждение принято кланяться.

Когда священник служит вместе с дьяконом, последний совершает практически все каждения. Это одна из главных его обязанностей наряду с чтением специальных молитв (ектений). Именно поэтому в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках.

История возникновения

Каждение установлено в Ветхом Завете самим Богом. Господь повелел Моисею сделать жертвенник для каждения и дал четкие инструкции по его изготовлению:

Каждение в Святая Святых

«И сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его: длина ему локоть, и ширина ему локоть; он должен быть четыреугольный; а вышина ему два локтя; из него [должны выходить] роги его; обложи его чистым золотом, верх его и бока его кругом, и роги его; и сделай к нему золотой венец вокруг; под венцом его на двух углах его сделай два кольца из золота; сделай их с двух сторон его; и будут они влагалищем для шестов, чтобы носить его на них; шесты сделай из дерева ситтим и обложи их золотом. И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на [ковчеге] откровения, где Я буду открываться тебе.

На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: [это] — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши. Не приносите на нем никакого иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного, и возлияния не возливайте на него (Исх 30:1–9).»

Стационарная кадильница, Византия-Сирия, VI век

Жертвенник для курений — прообраз современного кадила. Изначально все кадильницы были стационарные и представляли собой большую чашу на ножках, куда закладывался горящий уголь, на который специальным совком засыпался ладан.

Параллельно со стационарными кадилами стали появляться и ручные. По форме они напоминали сковороду или цилиндр с отверстиями на длинной ручке, куда засыпалось все необходимое для каждения.

Современный вид

Христиане стали использовать кадила за богослужением начиная с VI века. По форме они напоминали современные: это была небольшая чаша или сфера на трех цепочках, которые соединялись вместе. Изначально крышки не было — все элементы несли практическое значение.

Кадило, Византия, VI век

На Русь кадильницы с цепочками попали из Византии в XI веке. В XV веке они приобрели форму храма: к чаше для угля добавили крышку в виде церковного купола с отверстиями для воздуха и благовоний, которая заканчивалась крестом.

Кадило, Москва, конец XV века

К нему крепилась 4-я цепочка, за которую можно поднять крышку вверх и получить доступ к чаше для угля. Современное кадило в Православной Церкви выглядит именно так.

Кация

Кация — ручное кадило в форме ковша. Его использовали в древности на Востоке и на Руси до появления кадил с цепочками.

Кация на миниатюре «Отпевание и погребение князя Владимирка Володаревича». Радзивиловская летопись, конец XV века.

Кация до сих пор используется во время богослужений в Греческой Церкви и старообрядцами, в Русской Православной Церкви практически не применяется.

По форме именно на кацию очень похожа кадильница, которую используют миряне дома во время молитвы.

Ладан

Ладан — ароматическая древесная смола, благовоние. При сгорании в кадиле он символически выражает благоговение человека перед Богом.

После рождения Иисуса Христа волхвы принесли Ему в дар золото, ладан и смирну. Дары эти пророческие и символические — в частности, ладан был преподнесен Спасителю как Первосвященнику и Богу.

Ладан

Настоящий ладан — это смола редкого дерева, которое у нас называют ливанским кедром. Чтобы получить ее как можно больше, на стволе дерева делают небольшие надрезы, из которых она вытекает. Затвердевшую смолу собирают, измельчают и перемешивают с водой и ароматными маслами.

Образовавшуюся пасту раскатывают и нарезают на мелкие части, которые пересыпают белым порошком — магнезией. Это нужно для того, чтобы ладан при хранении в упаковке не слипся в один комок и можно было взять нужное количество. Сейчас ладан изготавливают из разных пород восточных деревьев.

Ладанница

Ладанница. Медь, литье, эмаль по скани. Великий Устюг, XVII в.

В древней Церкви ладан хранился в специальной ладаннице в алтаре храма. Как правило, это небольшая металлическая коробка правильной геометрической формы с крышкой в виде купола.

Ладанница в форме пятиглавого храма с растительным орнаментом

Сейчас нет обязательной практики хранить ладан именно в ней.

Изображение кадила на иконах

Мозаика с образом первомученика архидиакона Стефана из Михайловского Златоверхого Собора. Киев, XII в.

С кадилом в руках изображают святых архидиаконов Стефана и Лаврентия. Их иконы можно встретить на диаконских вратах иконостаса — они находятся по обе стороны от центральных царских врат. Также с кадилом изображается первосвященник Аарон.

Интересный факт:

Самое большое в мире кадило находится в соборе святого Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела. Оно весит 80 кг и изготовлено из сплава латуни и бронзы, которое покрыто тонким слоем серебра.

Изначально кадило изготовили на средства Людовика XI (король Франции с 1461 по 1483 год), но в 1809 году его переплавили солдаты Наполеона. Новое кадило изготовил ювелир Хосе Лосада в 1851 году.

Оно крепится к потолку собора и раскачивается с помощью веревки, при этом скорость движения достигает 60 км/час.

Кирилл БАГЛАЙ

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/nachinayshemy_hristianiny/view/id/1198925

Кадило — Православный журнал

В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь. Сегодня мы говорим о том, что такое кадило.

Кадило — сосуд для каждения на богослужениях и требах, который используют священнослужители. Кадило разжигается с помощью древесного угля, на который кладется ладан. При сгорании он выделяет благовонный дым — фимиам.

Огонь кадила символизирует Божественную природу Христа, уголь — Его человеческую природу, а ладан — молитвы людей, приносимые Богу. Кадило — это образ Богородицы, которая вместила Самого Христа.

Религиозный символ

В Православном Богослужении кадило считается религиозным символом. Оно имеет вид металлического сосуда, предназначением которого является литургическая практика.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто является главой русской православной церкви

С помощью кадила курят ладан. Это одно из важнейших действий в процессе Богослужения, которое несет особенный смысл.

История процесса каждения

Кадило использовалось с апостольских времен. Каждением сопровождалось чтение определенных молитв. Для этого металлическая кадильница наполнялась раскаленными углями, а сверху – душистой смолой с восточного дерева, именуемого ладаном или фимиамом. Сгорая, это вещество становилось струйкой ароматного дыма.

Сила благовонного фимиама

Древняя традиция каждения связана с религиозным обрядом жертвоприношения.

Также известно, что из уст самого Господа Моисей получил наказ создать особенное сооружение жертвенника и совершать там священное курение благовонных веществ.

Даже дары волхвов, адресованные новорожденному Иисусу, содержали ладан. Из откровений Иоанна Богослова можно узнать о золотой кадильнице, установленной на небесах в Ангельском храме.

Особенная сила

Святые отцы придают огню свойства уничтожать или согревать. Они считают его своеобразным божеством:

  • Кадильные угли в огне – символ Божественной сущности Иисуса.
  • Уголь – его человеческая сущность.
  • Ладан – людские молитвы к Создателю.
  • Кадильница – Богоматерь – она смогла вместить Христа, который считался Невместимым.

Подтверждение последнему доводу можно найти в текстах многих молитв, в которых Пречистую Богородицу называют «благовонное Кадило».

С помощью каждения священник выполняет освящение престола, икон, священных предметов. Этот процесс является символом воздаяния чести и хвалы Создателю, благословения и схождения на землю Духа Святого.

Кто может кадить

Могут ли миряне пользоваться этим религиозным символом в домашних условиях? Однозначный ответ отсутствует. Разрешение на каждение в процессе домашней молитвы дают не все священнослужители. Поэтому лучше руководствоваться рекомендациями того духовника, которого посещаете.

Про кадило и каждение

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Источник: https://pravlife.ru/kadilo/

Кадило: что означает каждение в храме, что кладут в кадило, чем размахивает священник во время службы

Каждый человек , присутствовавший на христианском богослужении , видел металлический сосуд на цепях и задумывался, а чем размахивает священник во время службы . Это и есть кадило, или кадильница , — один из неотъемлемых атрибутов церковных обрядов. Он служит для курения ладаном .

Происхождение слова

Слова «кадило», «кадить» являются общеславянскими и происходят от одной основы кад, что означает «чад, дым».

Значение понятия

Изначально кадило использовалось в иудаизме как храмовая утварь для курения фимиама . Кадильный дым символизирует сожжение жертвы Богу. По сути кадильник — жертвенник для приношения бескровных жертв (курений из благовоний).

Святой патриарх Константинопольский Герман (VIII век) считал, что кадильница означает благоуханнейшее веселие.

Распространение в церкви

Христианство развивалось, и кадильница стала одной из важных частей культа. В VI веке нашей эры появился прообраз современного кадила — кадило на цепочках. Изначально кадило не имело крышки. Постепенно кадильницы стали изготавливать из серебра и золота с использованием драгоценных камней и в форме храма, что имеет значение прообраза небесного Иерусалима.

На Руси кадильницы широко известны с XI века, попали они к нам, как водится, из Византии, имели форму чашки с крышкой, подвешенных на трех цепочках.

Каждение в храме (как, кому заниматься и когда)

Каждение совершается в храме в наиболее торжественные моменты.

Выделяют два вида каждения:

  • полное. При этом виде каждения священник обходит с молитвой и окуривает кадильником весь храм (иконы и росписи стен). Полное каждение возможно только на Вечерни, Утрени и на 6-часе. Сначала полностью кадится алтарь, после — храм;
  • малое. Только на Божественной Литургии. Во время малого каждения кадятся Престол, жертвенник, иконы в алтаре, иконы на иконостасе, затем братия и люди в храме.

Непосредственно перед каждением святой отец благословляет кадило и читает молитву:

«Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.»

Совершать каждения — одна из главных обязанностей дьякона, наряду с чтением специальных молитв (ектений). При служении без дьякона каждение священник совершает сам.

В ответ на каждение принято кланяться. В храме следует всегда стоять лицом к алтарю, поэтому во время каждения нельзя поворачиваться к нему спиной.

Польза и значение каждения

Каждение имеет силу, отгоняющую злых духов (неспроста существуют пословицы: «Боится, как черт ладана», «Ладан на чертей, а тюрьма на татей»), оно означает славу Божию и возношение молитв к Богу. Именно Господь повелел Моисею сделать особый жертвенник для священного воскурения благовоний.

Благодаря каждению молящиеся очищаются от суетных помыслов, настраиваются на благочестивое слушание и созерцание богослужения. Дым кадильницы возносит христианские молитвы к престолу Божию. Благодаря каждению все в храме приобщаются благодати Всевышнего.

Издревле считается, что благоухание ладана способно наполнить помещение положительной энергетикой, освободить человека от влияния нечисти, исцелить болезни, восстановить духовные физические силы человека. Можно сказать, что ладан исцеляет тело, сердце и душу.

Группой биологов из современного американского университета имени Джона Гопкинса (США) и Иерусалимского молодежного университета (Израиль) было установлено, что дым ладана содержит вещества, которые способны отгонят эмоцию страха. Это возможно в силу того, что запах ладана активирует тонкие ионные каналы в клетках главного мозга человека и заметно снижает уровень внутренней тревожности.

Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/obryady/kadilo.html

Служение в Церкви. Апостол, Пророк, Евангелист, Пастырь, Учитель

Служение в Церкви сегодня во многих местах заменено не библейскими образцами. К сожалению, как и в мире, служение в Церкви иногда превращается в отношения начальника и подчиненного. Иисус очень ясно сказал Своим ученикам, чтобы среди них не было так, как в мире. Потому что служение в Церкви – это часть Царства Божьего, его принципов и устройства.

Не библейские служения

К сожалению, на сегодняшний момент служение в церкви сталопохоже во многих местах на мирской образец руководителя. Появились новыеназвания, которые порой даже не имеют отношения к христианству. Происходит этоне сразу, а постепенно. Я вижу 2 причины, проблемы.

  1. Это страх перед Богом. Когда люди должныпринимать библейские служения, то, естественно, всё должно соответствоватьевангелию. И способ поставления и ответственность перед Богом. А когда людипридумывают служения, то и ответственности вроде нет.
  2. Это обычная гордость житейская. Желаниевыделиться, стать не такими как другие. Это, кстати, также является причинойразличных названий деноминаций.

Ну и как вывод, можно сказать, что эти названия (служения)не продиктованы Богом. Так как Дух Святой неоднократно говорит о том, чтобыСлово не изменялось.

Рассмотрим только некоторые из лжеслужений. В Библиинаписано, что нет слов без значения. Каждое слово что-то означает.

Лидер

Вождь, глава, руководитель политической партии, общественной организации и др.; лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в какой либо группе.

Сегодня лидер в церкви начинает занимать главные позиции.Ему приписывают многие библейские качества. Пытаются это слово перенести вбиблейскую среду. И у них хорошо получается. Хочу обратить ваше внимание наодну деталь. В отличие от служителя, который призван служить, как слуга, лидерпозиционирует себя как тот, кто командует, имеет власть и ведет.

Название «слуга» появилось именно потому, что оно точнопередает то, кем человек должен быть. Слугой. И понятие «служить» говорит НЕ ОРАБОТЕ. А о СЛУЖЕНИИ. Не для себя и не себе. А служить другим.

Миссионер

Ещё одно название, которое приходит на замену служению Евангелистаили Апостола. Миссионеров сегодня обучают методам «евангелизации», учатмаркетингу, менеджменту, психологии.

Дело в том, что библейский образецЕвангелиста или Апостола – это проявление силы Божьей, власти, чудес исверхъестественного обращения людей ко Христу. Миссионер – это тот, ктоосуществляет определенные миссии, которые для него предлагаются «библейскимимиссиями».

За это миссионер получает содержание. Постоянно отчитывается передработодателями.

И опять же мы говорим о ПОДМЕНЕ библейских названий. Зачемпридумывать новые названия и служения, если УЖЕ есть определенное Богом. И заметьте.Апостол, Пророк, Евангелист практически исчезли из церквей.

Проповедник

Ещё один пример того, как библейское значениетрансформируется в угоду тому служению, которое заменяет принципы Слова.

Служение в христианской церкви библейского образца – это служение дарами Духа всеми членами церкви друг другу. То есть каждый имеет дар и несет его в собрание.

Это говорит о том, что люди в собрании должны бытьревностными к служению друг другу. В собрании должна быть свобода, ибо свобода– это признак действия Духа Святого.

Но для плотского человека это очень сложно понять. Этоотсекает большое количество людей от церкви, так называемых прихожан, которыеприносят деньги, но не хотят ничего делать.

Я думаю, что это одна из причин, по которой слово«проповедник» приобрело не библейский смысл. Второй причиной я считаю отказ отсверхъестественного дара пророчества. И поэтому проповедника приравняли к пророчествующему.

Проповедь евангелия

Слово «проповедник» всегда означало того, кто проповедовалевангелие. Христа распятого. И больше ничего. Проповедь евангелия спасения.

Но сегодня проповедник – это служение в церкви, котороесоединяет в себе и учение, и проповедь, и элементы шоу, и юмор, и мотивацию вобщем всё, что возможно.

Небольшой вывод

Мне очень хотелось, чтобы вы правильно поняли то, что я хочусказать. Каждый из нас будет судим тем Словом, которое говорил Иисус.Подтверждение чудесами и знамениями достойно только Слово Божье. Может кто-топосчитает меня «дотошным», но я хотел бы вам ответить.

Никто из верующих людей сегодня не будет открытопротивостоять Слову. И в любом разговоре, любой лекции (я не называю проповедьюспециально) звучат утверждения и призывы следовать написанному на страницахБиблии. Любое дело мы хотим основывать на Слове. И ответы на свои вопросы ищемв Слове, хотя сегодня уже чаще всего люди обращаются за советами к другимлюдям, а не к Богу.

Служение

Служение — служба, поручение, обязанность; пособие, вспоможение, благотворительность;  обслуживание, прислуживание.

Это же слово является однокоренным для слова дьякон– слуга, служитель

Мы видим несколько моментов.

1)На служение ставил Бог.

2) Он избирал людей.

3) Служение имеет достаточно точное описание, хотя они всеразные, но источник одни – Бог.

 Пятигранное служение

Мы видим пять служений, которые являются основными в Церкви.Некоторые ассоциируют это служение с рукой. Пять пальцев – это пять служений.Когда все служения действуют, то верующие находятся в «руке Божьей». Это оченьпонятная и простая ассоциация. Хотя вы можете ассоциировать эти пять служений счем-то другим. Это НЕ ДОГМА. Просто такое выражение – пять граней, описывающихслужение в Церкви.

Далее мы рассматриваем каждое служение в отдельности.

Апостол

Пророк

Евангелист

Пастор

Учитель

Пресвитер, Начальствующий пресвитер

Епископ,

Диакон, Диаконисса

Источник: https://dom-na-vostoke.ru/sluzhenie-v-tserkvi/

Ладан — это растение и церковное благовоние | Православиум

Рубрика: Богослужения, Православный храм, Церковный этикет

В храмах во время богослужений священники совершают каждение. Для получения пахучего дыма используется ладан в напоминание верующим христианам о райском благоухании. Но что такое ладан? Что он из себя представляет, из чего изготавливается?

Церковное кадило с разожженным ладаном

На современной территории Йемена (Аравийский полуостров) и Сомали (Восточная Африка) произрастают деревья рода босвеллия, так называемые ладанные деревья. На стволе этих деревьев ранней весной делаются надрезы, через которые вытекает смолистый сок молочного цвета. Сокотечение происходит длительное время. После застывания происходит сбор смолы, которая и называется ладаном. Другое его название — ливан, фимиам.

Во время нагревания ладан не плавится,  издает приятный бальзамический аромат. При длительном нагревание начинает гореть и сильно коптить. В состав ладана, кроме смолы (56 %) и камеди (30 %), входят эфирные масла (8 %) и прочие минеральные вещества. У ладана горький вкус.

Со времен Ветхого Завета благовонную смолу использовали в богослужебных целях. Ее использовали как составную часть ароматической смеси для воскурения.

С древности ладан считался дорогим подарком, который подносили царям и знатным людям в знак благоговения перед ними. Так, волхвы с Востока, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, принесли ладан вместе с золотом и смирной. Святые Отцы истолковывают этот подарок как дар Богу, признание младенца Богом.

Во времена язычества ладан использовали жрецы в капищах для каждения перед идолами божеств.

Каждение в храме

Михаил Николаевич Скабалланович, российский православный богослов (1871-1931), в Толковом Типиконе так поясняет смысл каждения:

«Каждение приготовляет нас к службе «вонею благоухания». Духовному, «умному» богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами.

Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб).

И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама.

Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение. С этой целью устав, например, перед пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое алтарь в церкви

Использование ладана в христианстве

В связи с тем, что ладан использовали в ветхозаветном богослужении и в языческих обрядах, в эпоху раннего христианства Святые Отцы выступали против его использования в богослужебных целях. Так, Тертуллиан (христианский богослов, 2-3 век) писал

«христиане приносят Богу чистосердечным молитву, а не зерна ладана». 

До конца 4 века не было традиции использовать ладан в христианском богослужении. Повсеместно использовать ладан в храмах стали в середине 5 века. К этому времени относится символическое его истолкование: он напоминал ароматы, которые жены-мироносицы принесли ко Гробу Христа, чтобы помазать тело Иисуса. Также ладан символизировал чистую молитву.

Для чего нужен ладан

Согласно библейской Книге Товита, каждение означает силу, отгоняющую злых духов (Тов. 8:2-3).

Каждение ладаном совершается священником или дьяконом. Для этого используется кадильница и горящий уголь. Перед совершением каждения священник благословляет кадило и произносит молитву:

«Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню́ благоуха́ния духо́вного, е́же прие́мь в пренебе́сный мысленный Твой жертвенник, возниспосли́ нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.»

Ладан является жертвой (приношением) Богу, кадильный дым означает присутствие и благоухание благодати Святого Духа. Он, наполняя все пространство храма, напоминает христианам о невидимом присутствии Бога. Дым от каждения во время утренней службы напоминает облако, которое покрывало ветхозаветную скинию.

«Мы приносим в храм елей, воск и фимиам: елей – во образ Божественной милости; воск, выделяемый из множества цветов, во образ всесовершенного приношения и всеобщей нашей жертвы; фимиам – во образ Божественной любви, всем преподаваемой, также и во образ благоухания Духа Святого» (святитель Симеон Солунский, 15 век).

Применение ладана в храме

Каждение с использованием ладана совершается в торжественные моменты при богослужении в храме. 

Преподобный Паисий Святогорец (1924-1994) так поясняет смысл каждения:

«Бог имеет нужду в масле и ладане? Нет, но Он приходит в умиление, потому что это приношение, через которое выражается благодарность и любовь человека к Нему. Мы возжигаем его для славословия Богу. Его мы славословим и благодарим за Его великие благодеяния во всем мире. Ладан — это тоже приношение. И после того, как мы, покадив иконы в храме, приносим его Богу и святым, мы кадим и людей — живые иконы Бога».

Прохождение с кадилом может проводиться по всему храму или только в алтаре. Каждение престола, икон и других священных предметов означает воздаяние хвалы и чести Богу. Когда кадило с ладаном направляют в сторону молящихся, это символизирует схождение на верующих Святого Духа. 

Следует отметить, что каждение может совершаться и дома, не только в храме. Для разжигания кадила (в храме) или кадильницы (в домашних условиях) используют таблетки древесного угля вокруг которой раскладываются кусочки ладана. Чем меньше нагревать ладан, тем тоньше будет его аромат.

Не следует путать кадило с кандилом. Эти термины неверно использовали путали даже литературные классики, например, Иван Сергеевич Тургенев. Кадило используется для совершения каждения ладаном. Кандило же является большим подсвечником, стоящим в храме перед иконой.

К кадильным приспособлениям, кроме кадила и кадильницы, относится кацея — ковш с ручкой. Ее удобно использовать в домашних условиях.

Самым большим  в мире кадилом является Ботафумейро, которое находится в соборе Сантьяго-де-Компостела (Испания). Оно прикреплено к потолку при помощи каната, имеет 1,6 метров в высоту и вес 80 килограмм. Для его наполнения необходимо 40 кг угля и ладана.

Источник: https://pravoslavium.ru/ladan-eto-rastenie-i-cerkovnoe-blagovonie/

Смысл каждения в храме

Давайте выделим некоторые смысловые значений каждения. Дым кадильный  символизирует Божию благодать, которая подобно дыму окутывает верующих в храме.

Есть молитва на благословение кадила, в которой священник просит Господа, чтобы он ниспослал верующим благодать Духа Святаго. Непередаваемое благоухание фимиама призвано возвышать и окрылять чувства верующих, отрывая их от обыденности и земной суеты.

Ладан, благолепие иконописи и архитектуры, красота церковного пения являют образ Неба на земле. 

Фимиам также символизирует молитву. В молитве поется: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою» (Пс.140:2). Во время каждения густые клубы  благоухающего фимиама медленно и плавно поднимаются вверх, вот так и  ум наш должен в мире и тишине восходить к Господу Богу.

На совершение дел благих

У святителя Иннокентия Херсонского есть такие слова:

«Да будет хладное и бесчувственное сердце мое, по крайней мере, подобно кадилу, на которое зрю я во время богослужения! Как в кадиле, по наполнении его огнем, фимиам неудержимо стремится вверх, к сводам храма, так да парят мысли и чувства мои к престолу благодати Твоей, когда Святая Церковь возжигает их огнем своих молитв и песнопений! Как кадильница становится легче, когда улетает из нее фимиам, так да соделываюсь после молитвы и я легчайшим в духе и сердце, бодрейшим на совершение дел благих!».

В священном писании есть множество примеров воскурения фимиама, приношения его в жертву Богу. Например волхвы принесли Младенцу Христу золото, ладан и смирну. В Ветхом Завете приносили в жертву Богу благоухающий фимиам. Каждение, как прообразовавшее собой благоухание подвига Христова, настолько приятно Богу, что Моисей в Ветхом Завете, каждением ладана остановил  Божий гнев на Израиля за непослушание (Чис. 16, 46-48; Прем. 18, 21).

Есть еще одна символика: как кадильница вмещает в себе горящий уголь, так Богородица  смогла вместить в себя Самого Господа, Иисуса Христа.

В честь богу

Архиепископ Фессалоникийский Блаженный Симеон, разъясняет о каждении так: “Кадило служит к тому, чтобы в нем вместе с фимиамом приносить Богу огонь, как служебный Ему: ибо Создателю всяческих прилично приносить дары от всех стихий: и свет, и воду, и земные произведения, как то: хлеб и вино, и воздух, который изображается фимиамом, разрешающимся в воздухе, и прочее.

Огонь, как вещество сожигающее, освещающее и согревающее одушевленных, изображает также Божество Кадило и огонь служат еще для принесения фимиама, который приносится нами в честь Богу и как дар благословенный в честь Его упокоения, и ради нашего освящения.

Ибо как, погружаясь в крещении, мы очищаемся всем телом будучи помазываемы миром, освещаемся и возвеселяемся, и благовонием возгреваем и освящаем обоняние и сердце: так фимиамом очищаем наше обоняние и дыхание точно так же, как Божественным хлебом и чашею питаем и укрепляем душу, и видением и красотою святых, и светом божественных светов свято просветляем и просвещаем зрение.

Для нашего посвящения и освящения

Посему и предано Церкви делать это как во славу Создателя (ибо все от Него), для прославления Виновника, так и для нашего просвещения и освящения. Фимиам освящает воздух и вместе с тем наше обоняние и дыхание: потому что сообщает благоухание, от одного какого-либо вещества разливая благовоние на все при помощи огня. Посему он также изображает Святаго Духа: ибо и Он — один Сам в Себе, по всем разделяет дары, и все чрез Него получают благодать”.

Источник: https://liveinorthodoxy.com/chto-oznachaet-kazhdenie-v-xrame/

Православный храм

Храм как явление общественной жизни россиян

Как вы считаете, что является главной особенностью, а вместе с тем и украшением русского пейзажа, городского или сельского? Конечно же, храм. Храмы украшают, облагораживают наше суетное бытие, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней зримой красотой, и гармоничным звоном колоколов.

Главное же назначение храма в том, что это общий дом Бога и верующих в Него. Это место, специально предназначенное для встречи с Богом и для соборной молитвы Ему.

Каждый день в храмах проводятся богослужения, звучат песнопения, возносятся к Богу молитвы.

Никого не заставляют православные священники приходить на церковные службы; ни в школе, ни на работе никогда и никто не обязывает ходить в храмы, а если люди туда идут, то за это никаких поощрений не получают: денег за это не платят, благодарности не объявляют. Напротив, в храме христианам приходится потрудиться и потратиться на свечи, поминальные записочки, литературу, на восстановление храма. Но почему-то люди идут в храм. Почему?

Как учит Церковь, сердце каждого христианина должно быть обителью Бога, Его храмом. Воцерковляясь, то есть приучаясь жить в Церкви, христианин очищает своё сердце от грехов, приводит его в порядок по подобию православного храма, чтобы оно стало достойным пребывания в нём Господа.

Бывает, ходит человек много лет мимо храма и может не замечать его вовсе, но наступает момент (обычно это самые трудные минуты жизни), когда и ему приходится задуматься о Боге, о смысле собственной жизни, о вечности.

И направляется он в храм как в дом Божий, и становится храм и его самым главным и родным. Отчим домом.

Трудно ли, радостно ли живётся людям, но без храма жизнь их немыслима: и беды, и праздники собирают их в храме, где всё напоминает о духовном, высоком назначении человека.

Молитва

Верующие знают: где бы ни находились они и что бы ни делали, Господь всегда находится рядом; он знает и слышит все наши слова и мысли. Поэтому молиться Господу можно всегда и везде.

Что же такое молитва? Знаете ли вы, что о молитве написаны многие тома? Что есть подвижники-молитвенники, главным делом жизни которых становится непрестанная молитва? Говорят, что по молитвам таких праведников еще стоит наш мир А труд их называется духовным деланием.

В молитве нуждается каждый верующий человек. Молитва — это общение с Богом, когда человек может раскаяться в каких-то поступках, помыслах, желаниях, попросить помощи или поблагодарить Господа. В Евангелии от Матфея записаны слова Самого Спасителя о молитве. Иисус Христос предупреждал, что молиться нужно не напоказ и не многословно.

Образец молитвы дан Самим Господом и известен как молитва «Отче наш»: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго».

Общение с Богом требует особого состояния души, расположения её к искренности, открытости, благоговению и отрешённости от мелких личных проблем и корыстных интересов. Иногда человек именно так и обращается к Богу, но зачастую это не удаётся из-за сердечной чёрствости и суетности.

Поэтому для верующих людей важно иметь такое место, где всё способствует обретению настоящей молитвы, единению с Богом. Таким особенным местом является храм Божий.

Назначение храма

Храм — это место особенное, специально предназначенное:

1) для встречи с Богом каждого человека;

2) для соборных (совместных, общих) молитв;

3) для совершения богослужений;

4) для совершения Таинств Православной Церкви (Крещения, Покаяния, Причащения, Миропомазания, Елеосвящения, Священства и Брака, или Венчания). 

« в храмах есть особенное присутствие Бога благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими и являемое иногда в особенных знамениях», — говорит святитель Филарет, митрополит Московский.

О благоволении Господа общей молитве говорится в главе 18-й Евангелия от Матфея:

«19. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,

20. ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

Разновидности храмов

Храмы бывают разные: соборы, церкви, часовни. Все эти слова также означают помещение, где собираются верующие во Христа для молитв. Таинств и богослужений, но соборами называются такие храмы, в которых богослужения совершаются духовенством нескольких храмов, то есть это соборные храмы,

часовней называется небольшая храмовая постройка без помещения для алтаря. Есть кафедральные храмы, это главные , храмы города, монастыря или большого селения, а также некоторые столичные храмы, имеющие особое значение.

Православные храмы посвящаются Богу в память о том или ином событии из жизни Христа, Божией Матери, святых, отражённом в церковном календаре, или в честь Архангелов или чудотворных икон. Отсюда и соответствующие названия; Христа Спасителя, Святой Троицы, Рождества Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы, Святителя Николая Угодника, Архангела Михаила и другие.

Каждый храм строится по специальному проекту и имеет свой неповторимый облик. Это касается и размеров, и пропорций, и украшений, и цветового оформления, и формы купольных завершений, и их количества.

 Использованы материалы кн.: 

А.В. Бородина Основы православной культуры, Москва, «покров», 2003

| АБ | БА | ВА | ГЕ | ДА | ЕЗ | ЖИ | ЗВ | ИБ | КА | ЛА | МА | НА | ОБ | ПА | РА | СА | ТА | УР | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-Щ | ЭА | ЮА | ЯЗ |

Источник: http://www.hrono.ru/religia/pravoslav/hramy.php

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие