Какой князь заложил десятинную церковь в киеве

Киевский десятинный храм — древо

какой князь заложил десятинную церковь в киеве

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Киевский храм Рождества Богородицы (Десятинный). На заднем плане — Андреевская церковь. Фотография, июль 2010

Киевский Десятинный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного монастыря Украинской Православной Церкви

По преданию, Десятинная церковь была построена на месте двора первых православных киевских мучеников — Феодора варяга и его сына Иоанна, убитых язычниками в 983 году, еще до Крещения великого князя Владимира Святославича. «В лето 6497 (989 г. н.э.) помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы и послав, приведе мастеры от Грек» («Повесть временных лет»).

В 991-996 годах византийцы построили каменный храм, который до постройки Софийского собора был кафедральным храмом Киевских архиереев. Святой Владимир определил десятую часть «от имущества своего» на содержание храма и духовенства, отчего церковь стала называться Десятинной.

Здесь покоились мощи святых Ольги и Владимира, мучеников Феодора и Иоанна, принесённые равноапостольным Владимиром из Херсонеса глава священномученика Климента Римского и мощи его ученика святого Фивы [1], а также чудотворная икона Божией Матери.

Первый раз Десятинная церковь была разрушена в декабре 1240 года во время штурма Киева войсками монгольского хана Батыя. Развалины церкви стояли под открытым небом в течение четырех веков.

В 1636 году святитель Петр (Могила), митрополит Киевский, разобрал деревянный храм святителя Николая (построенный на руинах в XV веке) и благословил «Десятинную церковь Пресвятой Девы, находившуюся у ворот Киевских, выкопать из мрака и открыть дневному свету».

Новый храм был устроен в юго-западном углу первоначального, при его возведении частично использовали остатки древних стен. Другая же часть развалин по-прежнему оставалась под открытым небом. В 1654 году новую Десятинную церковь освятили в честь Рождества Богородицы.

Эту вторую церковь разобрали в связи с началом строительства 2 августа 1828 года новой Десятинной церкви. 4 её престола были посвящены: Рождеству Богородицы, равноапостольному великому князю Владимиру, святителю Николаю и апостолам Петру и Павлу. Освятил храм 15 июля 1842 года святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский.

В 1929 году церковь была закрыта, а в 1936 году разобрана на кирпичи.

22 апреля 2006 года, в Великую Субботу, возле раскопок фундамента первой Десятинной церкви, была установлена церковь-палатка. На следующий день, 23 апреля, на Пасху, состоялось первое богослужение.

1 июня 2007 года храм-палатку сменил деревянный храм, который 25 июля того же года освятил митрополит Владимир (Сабодан).

9 июля 2009 на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение об открытии в Киеве Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря.

Настоятели

  • Сергий Дегтярев (упом. 2009) прот.
  • С 9 июля 2009 настоятелем храма является наместник Десятинного монастыря.

Использованные материалы

  • Кандий, Александр, свящ., Монастыри и храмы Киева. Справочник-путеводитель, Киев, 2009, с. 15.

[1]  «Священномученик Климент, папа Римский», страница календаря на официальном сайте Издательства Московской Патриархии, http://calendar.rop.ru/?svt=nov25-kliment.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/15601.html

Храмы Древней Руси

какой князь заложил десятинную церковь в киеве

В основе архитектуры православных храмов в эпоху Древней Руси лежала крестово — купольная система. История постройки прочных монументальных крестово — купольных храмов из камня берет свое начало с возведения Десятинной церкви в Киеве, строительство которой длилось семь лет ( с 989 по 996 годы).

Десятинная церковь в Киеве

Изначально технология постройки каменных храмов и типология их архитектуры заимствовалась древнерусскими зодчими из византийских традиционных канонов. К тому же, после важного исторического события — Крещения Руси, первые храмы были построены приглашенными из Византии мастерами.

Такие постройки можно смело называть выдающимися образцами византийской стилистики архитектуры, однако с самого начала в этих христианских культовых сооружениях стали проявляться собственные оригинальные черты. Их появление было обусловлено особенностями местных условий и пожеланий заказчиков.

Спустя год после крещения Руси в 988 году было начато строительство Десятинной церкви, которая сначала была построена из древесины. Впоследствии эта жемчужина древнерусской архитектуры была разрушена во времена нашествия хана Батыя.

Во времена правления великого киевского князя Ярослава Мудрого развернулось масштабное строительство христианских храмов. Именно в эту эпоху был построен Софийский собор, размеры которого не имели себе равных не только на Руси, но и в самой Византии.

С древнейших времен Киев называют матерью городов русских. Официальной датой рождения города считается 1037 год, хотя первые поселения появились на берегу Днепра на пять столетий раньше.

После победы русичей над печенегами во времена правления Ярослава Мудрого, Киев приобретает значение главного города Древнерусского государства. И это главенство закрепляется возведением Софийского собора, который был построен в 1037 — 1044 годы.

София Киевская выполняла роль главного храма всей Древней Руси, население которой только что приняло крещение. Поэтому грандиозные габариты и красота сооружения должны были потрясать воображение и восхищать каждого, кто видел Софийский собор.

Софийский собор в Киеве

Тринадцатиглавый, пятинефный крестовокупольный храм отличался массивностью и тяжеловесностью форм, придававших ему торжественность и значительность. Экстерьер собора уникален — простая кирпичная кладка без штукатурки подчеркивает строгость и величие сооружения.

Внутреннее оформление интерьера было богатым и искусно выполненным лучшими мастерами своего времени. Изнутри все стены и своды храма были покрыты красочными фресками и мозаиками на христианскую тематику.

Мария Оранта — мозаика Софийского собора.

Собор выполнял роль не только культового, но и главного общественного здания Древней Руси. Здесь принимали иноземных послов и давали право на княжение новгородским, суздальским и ростовским князьям.

По образцу и подобию Софии Киевской строился и второй образец древнерусской крестово — купольной архитектуры — Софийский собор в Новгороде ( 1045 — 1050 годы). Однако храм имел значительные отличия. Он был сложен из необработанных камней, сохранявших свою природную форму. Между собой камни были скреплены известковым раствором.

Впоследствии стены были побелены штукатуркой, что в сочетании с золотыми куполами придавало постройке еще большую живописность.

Софийский собор в Великом Новгороде

Новгородский Софийский собор дышит богатырской силой. Этот храм выполнял роль главной святыни Новгородской республики. Новгородцы очень гордились своей Софией, почитали собор и говорили: » Где София, там и Новгород».

В XII столетии Софийский собор стал символом независимого от Киева и остальных городов Новгородского княжества. В Новгороде было свое выборное правление — вече. На собрания вече людей созывал вечевой колокол Софийского собора. Впоследствии Новгород покорился московскому князю Ивану III, и вечевой колокол был снят и увезен в Москву.

В 1066 году была построена третий храм — семикупольный пятинефный Софийский собор в Полоцке. Строительство трех однотипных храмов на территории нынешней России, Украины и Беларуси являлось показателем политического и культурного единства трех главных частей древнерусского государства.

Полоцкая София

В XII столетии на Руси самым сильным было Владимиро — Суздальское княжество. Его правители — князья, стремясь закрепить свое могущество, строили величественные дворцы и храмы, которые должны были сохранить славу о них на века.

Богородице — Рождественский собор, построенный в XI веке ( Суздаль).

Основателем города Владимира в 1108 году  был внук киевского князя Ярослава Мудрого Владимир Мономах. Дела отца продолжил его сын и преемник Юрий Долгорукий, которого прозвали так за стремление расширить территорию своего княжества и подчинить себе Киев.

Во времена княжения Юрия были заложены наиболее значительные города Владимиро — Суздальской земли: Юрьев — Польский, Звенигород, Москва, Дмитров, Переяславль — Залесский. На сегодняшний день все они являются городами — памятниками, составляющими славу и гордость мастеров древнерусского зодчества.

Наибольшего расцвета Владимиро — Суздальское княжество достигло в эпоху правления Андрея Боголюбского — сына Юрия Долгорукого. За неполные 20 лет своего княжения Андрей стал инициатором постройки множества прекрасных архитектурных сооружений, которыми мы продолжаем восхищаться и в наши дни.

Согласно данным из летописных источников, в период с 1158 по 1164 годы были построены Золотые ворота во Владимире, а также златоглавый Успенский собор, который стал символом богатства и силы могущественного князя Андрея.

Успенский собор во Владимире

Настоящим шедевром стала маленькая и изящная церковь Покрова на Нерли. Она была построена князем Боголюбским в честь погибшего сына. Утонченные формы храма вызывают восхищение искусством зодчих Древней Руси.

Церковь Покрова на Нерли

Технология строительства

Главным строительным материалом Владимиро — Суздальской земли был белый камень. Из него вырубали блоки размером 50 на 50 см. Стены храмов выкладывались из двух рядов таких блоков, а пространство между ними заполнялось щебнем и заливалось связующим раствором.

Подобный способ возведения стен позволял сделать не только придать кладке дополнительную прочность, но и использовать меньшее количество белого камня, который считался дефицитным материалом из — за сложности добычи. На сегодняшний день белого камня осталось совсем мало.

Резьба по камню

Белый камень хорошо поддается обработке. Зодчие Древней Руси использовали это качество материала для украшения фасадов своих построек. Резьба по камню в XII — XIII столетиях была очень популярным приемом декорирования стен храмов.

В качестве яркого образца резного каменного декора выступает Дмитриевский собор во Владимире, построенный в 1194 — 1197 годы. Его стены покрыты сплошным резным каменным рельефом. Сложнейшие узоры являются символом богатства и разнообразия мира, населенного диковинными зверями и сказочными птицами, сидящими на ветвях невиданных растений.

Дмитриевский собор во Владимире

Декор храмов

Неотъемлемой частью украшения русских храмов являлись иконы — живописные изображения святых. Самой почитаемой была икона Богоматери с младенцем на руках. Одним из совершеннейших произведений мирового искусства по праву считается икона Владимирской Богоматери, написанная в XI — XII веках.

Икона Владимирской Божьей Матери

Огромную художественную ценность представляют также иконы, фрески и мозаики, выполненные известными мастерами во многих других церквях. Среди них фрески Дионисия, иконы Андрея Рублева, керамические изразцы Степана Полубеса. Наиболее значительные произведения этих великих мастеров на сегодняшний день хранятся в Третьяковской галерее и других музеях.

Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре Изразцы на стенах храма — творение Степана Полубеса.

Источник: http://design-fly.ru/istoriya-arxitektury/xramy-drevnej-rusi.html

Десятинный монастырь в Киеве

какой князь заложил десятинную церковь в киеве

На правом берегу великого Днепра в центре древнего города Киева находится место, где делало первые шаги на славянской земле Православная Вера. Десятинная церковь — первый православный храм Киевской Руси, являющийся святыней всех православных народов. Его возрождение — символ единения и духовного единства всех славянских народов.

История места

В 989 г. великий князь Владимир, принявший за год до этого крещение, решил возвести в киевском детинце около своих палат большую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Через 7 лет строительство большого собора было закончено. Семикупольный храм, выстроенный в византийском стиле, являлся самой большой каменной постройкой Киева того времени. Внешние и внутренние стены храма покрывали фрески, мозаичные панно, иконы в резных мраморных и деревянных окладах.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как уйти в монастырь

Десятинная церковь, построенная в 19-м веке

В соборной усыпальнице покоились мощи святой княгини Ольги, князя Владимира Крестителя и его супруги византийской принцессы Анны. Также на территории церкви находились останки младенца Иоанна и его отца Фёдора, замученных язычниками на этом месте за несколько лет до строительства культовой постройки.

Интересно! На строительство и содержание храма Владимир выделил десятую часть от доходов со своих земель. Это стало поводом для простонародного названия здания, которое сохранилось сквозь века.

Первая Десятинная церковь была разрушена войсками хана Батыя в 1240 г. Вторая постройка с этим названием появилась в центре Киева в 1842 г. Здание, возведённое по проекту архитектора В. П. Стасова, ничем не напоминало первый киевский храм.

Как и многие православные святыни он был разрушен советской властью в 1936 г.

Современный монастырь

В начале 2006 г. Священный синод Украинской Православной Церкви принял решение о возрождении на историческом месте Десятинной церкви в том виде, который она имела в X в. Первое богослужение в этом же году произошло в светлый праздник Христова Воскресения. Службы на святом месте велись на протяжении всей Святой седмицы во временном храме-палатке.

Десятинный мужской монастырь в Киеве

В 2007 г. на небольшом участке земли, расположенном вблизи фундамента первой Десятинной церкви, появился деревянный храм во имя святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги.

Десятинный Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь был основан в 2009 году. Настоятелем обители был назначен архимандрит Гедеон. Постепенно в монастырь приходили новые насельники, и увеличивалась площадь храма. С каждым днём увеличивалось количество прихожан нового храма. Из различных уголков православного мира в монастырь передавались святыни, укрепляющие Веру людей, приходящих в монастырь.

В декабре 2012 г. злоумышленники выбили окно в основной части храма, облили стены и святые образы бензином и подожгли помещение. В эпицентре пожара оказались главные святыни монастыря — иконы Божией Матери Десятинная-Владимирская и Княжеградская. Но благодаря Небесному заступничеству ни одна святыня не пострадала в бушующем 2,5 часа пожаре.

Через полгода церковь была отстроена в камне и освящена главой Украинской Православной Церкви митрополитом Владимиром. Главными духовными событиями, произошедшими в Десятинной обители в последние годы, являются:

  • канонизация Иоанна Босого, Христа ради юродивого;
  • прославление Владимирской-Десятинной иконы Божией Матери.

Архитектура и интерьер

Каменный храм, возведённый в 2013 г., представляет собой восьмигранный храм, увенчанный шлемовидным куполом. К основному объёму примыкает трапезная часть, объединённая с притвором, которую перекрывает полукруглый свод. Кроме основного пространства, в архитектурный комплекс монастыря входят следующие помещения:

  • ризница;
  • братская трапезная;
  • открытая звонница.

Западный фасад украшен чеканками, изображающими святого Владимира Крестителя и княгиню Ольгу. Над входом располагается изображение Спаса и двух архангелов.

Интерьер Десятинной церкви

Внутренние стены храма украшены иконами. Алтарная часть храма отделена от основного помещения двухъярусным иконостасом.

Святыни

Среди множества святых изображений, хранящихся в храме, особо почитаемыми являются следующие образы:

  1. Десятинная икона Божией Матери, написанная специально для нового храма. Чудотворные свойства образа проявились после чуда явления Пресвятой Богородицы в святую пятницу Светлой Седмицы в 2006 г. По молитве перед этой иконой проходят чудеса исцеления от различных физических и душевных недугов.

    Икона Пресвятой Богородицы «Десятинная»

  2. Образ Богоматери Княжеградской, являющийся списком с почитаемой иконы, написанной по преданию евангелистом Лукой. Святое изображение привёз в Киев князь Владимир и поместил его в Десятинной церкви. После разрушения святыни образ был утерян. Обретён он был в 1500 г. в Минске. Чудотворная икона помещена в киот, расположенный справа от алтаря.

Помимо почитаемых богородичных икон, святынями храма являются мощи святых, хранимые в раках и мощевиках, помещённых в оклады икон.

  • мощи преподобных Иова и Амфилохия Почаевских Чудотворцев;
  • икона с мощевиком великомученика Георгия Победоносца;
  • мощи святого Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского;
  • святой образ с мощевиком Святой Блаженной Матроны Московской;
  • частица мощей святого праведного воина Феодора Ушакова.

Братия монастыря, помимо духовного служения, проводит активную общественную деятельность.

Расписание богослужений

В Десятинном монастыре богослужения проводятся ежедневно по следующему расписанию:

  • в будние дни службы проводятся в 7 и 17 часов;
  • в выходные и праздничные дни богослужения проходят в 7, 9 и 17 часов.Богослужение в Десятинном монастыре Рождества Богородицы

Ежедневно несколько раз в день братия монастыря проводит молебен за мир на Украине.

На заметку! Престольным праздником монастыря является Рождество Пресвятой Богородицы, отмечаемый 21 сентября.

Общественная деятельность

Братия монастыря проводит активную общественную деятельность, направленную на устранения раскола в украинском обществе. Во время трагических событий, происходивших в 2014 г. на площади Независимости, братия монастыря со святыми образами и хоругвями стояла между протестующими сторонами, призывая к миру и единению.

Также монахи ведут воспитательную и образовательную деятельность, публикуют статьи, освещающие основные вопросы православной Веры.

Как добраться

Десятинный мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы находится в центре Киева по адресу улица Владимирская, владение 2.

Десятинный монастырь в Киеве — символ единения православных людей через возрождение древнего храма, с которого началась история православия на землях восточных славян.

Десятинный монастырь Рождества Пресвятой Богородицы

Май 3, 2019 13:31 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/desyatinnyj-monastyr-v-kieve.html

Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси — Православный журнал

Святой равноапостольный Владимир — язычник, принявший Христа всем сердцем и полностью изменивший свою жизнь; князь-завоеватель, обративший Русь в православную веру; прототип былинного персонажа — Владимира Красное Солнышко; святой, в честь которого в нашей стране построено множество храмов. Мы расскажем о жизни великого князя и о Крещении Руси.

Святой равноапостольный князь Владимир

Князь Владимир I Святославич— внук великой княгини Ольги (прославленная Церковью как равноапостольная святая) и сын великого князя Святослава Игоревича.

Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.

Именно равноапостольный князь Владимир, во святом крещении Василий, — инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель.

Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей. Цари и князья, просвещавшие свой народ светом Христовым, часто прославляются именно как равноапостольные. Например, великая княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, которая стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру.

Когда празднуется память святого равноапостольного Владимира

Память святого равноапостольного князя Владимира празднуется в день его смерти — 28 июля по новому стилю (15 июля по старому стилю, или по Юлианскому календарю).

Годы правления князя Владимира Святославича

Князь Владимир Святославич правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он  княжил в Новогороде, потом, с 978 и до 1015-го (год смерти), в Киеве, столице Киевской Руси.

Князь Владимир — язычник

Будущий креститель Руси родился в браке великого князя Святослава Игоревича с Малушей, которая была родом из древлян. Древляне — то самое племя, которому великая княгиня Ольга жестоко мстила за убийство своего мужа, князя Игоря. По преданию, Малуша была ключницей княгини Ольги.

В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол. В народе он прославился как завоеватель земель. В 980 году он отвоевал Киев у собственного брата — Ярополка. Кроме того, Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, ятвягов, радимичей; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.

До принятия святого крещения князь Владимир был язычником. Его бабушка, княгиня Ольга, не передала свою новую веру — христианство — сыну и внуку. Поэтому великому князю Владимиру Святославичу предстояло пройти по ее стопам — обрести Христа после долгих лет греховной жизни и духовных исканий.

В период язычества у Владимира было несколько жен и множество наложниц в разных городах. Он устанавливал в столице Руси идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Как пишет летопись, «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера. Уже после принятия христианства и Крещения Руси будущий равноапостольный святой воздвиг на месте гибели мучеников знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Крещение князя Владимира Святославича

Многие историки считают, что великий князь Владимирвыбрал православное христианство среди нескольких других религий. Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений. Болгар-мусульман, немцев-католиков, иудеев и православных греков.

Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия.

Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в столицу Византии Константинополь десять мудрых и уважаемых в Киевского Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.

Мудрецов поразила Константинопольская София — великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».

Владимир принял окончательное решение креститься. Чтобы не попасть в подчинение грекам, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. А у Византийских императоров Василия и Константина попросил руки царевны Анны. Анна могла выйти замуж только за христианина. В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».

Крещение Руси

Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.

Источник: https://foma.ru/svyatoj-ravnoapostolnyij-knyaz-vladimir-i-kreshhenie-rusi.html

Мировой туризм и активный отдых: города и страны. Мифы и легенды

Десятинная церковь является первой каменной церковью Киевской Руси, которая была возведена византийскими и русскими мастерами в честь Рождества Богородицы в 988-996 годах.

Князь Владимир выделил на содержание и строительство храма десятую часть своих доходов – десятину (отсюда и произошло название Десятинной церкви). Расположена она на Старокиевской возвышенности, там, где начинается Андреевский спуск.

Дата основания храма в письменных источниках приводится разная. Освящение же большая часть источников датирует 996-м годом.

Легенда о церкви

Существует легенда, что Десятинная церковь была построена на месте смерти первомученников христиан Иоанна и Федора, принесенных в жертву Перуну. На этом месте за 5 лет до крещения Руси располагался дом варяга Федора и сына его Иоанна. Как-то киевские язычники пожелали принести своим богам в жертву девочку и мальчика.

Жребий указал на Иоанна. Однако когда язычники обратились к Федору с требованием, дабы тот отдал своего сына, Федор не просто не отдал Иоанна, но при этом еще и выступил с проповедью об истинном Боге и резко осудил язычников.

Разъяренная толпа разрушила дом Федора, под обломками которого эти первые страстотерпцы на Руси и приняли мученический венец.

Однако давайте все же вернемся в Киев. Размеры Десятинной церкви были 32 на 42 метра. Храм представлял собой трипрестольную, крестовокупольную шестиярусную каменную церковь. Главный престол был посвящен Богородице, а другие два престола – св. Николаю и св. Владимиру.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое скит в монастыре

История храма

В начале 11-го столетия во время пожара храм был поврежден, однако, вскоре отремонтирован и заново освящен. По указу князя Ярослава Мудрого с трех сторон к ней были пристроены галереи. Позднее, в 1169 году, церковь была разграблена войсками суздальского князя Андрея Боголюбского, а в 1203 – войсками Рюрика Ростиславича.

В 1240 году хан Батый захватил Киев. Огромное число горожан спряталось в Десятинной церкви – последнем опорном пункте в обороне Киева, превратив ее в настоящую крепость. В ней прятались мирные жители, пожилые люди, дети и женщины. Храм был переполнен.

Кто-то даже пытался копать пол в церкви, дабы прорыть к склону горы подземный ход. Воевода Дмитрий мужественно стоял на обороне церкви.

В летописи сказано, что храм не выдержал тяжести огромного числа людей и рухнул, а под его руинами погибли последние защитники Киева.

Около 400 лет руины Десятинной церкви простояли забытые. Весь этот период остатки храма стирались ветром, смывались дождями, разрушались перепадами температур В первой половине 17-го столетия французский военный картограф и инженер Гийом Левассер де Боплан описал древние руины Десятинной церкви: ее стены высотой лишь в 5-6 метров были укрыты греческими надписями.

Раскопки руин

Полномасштабные раскопки начались Лохвицким в 1824 году, Ефимовым – в 1826 году, археологм Милеевым – в 1908-1914 годах. При раскопках ученые обнаружили фрагменты мозаики пола, мозаичного и фрескового украшения храма, а также остатки фундамента. Возле Десятинной церкви также были открыты руины жилищ бояр и княжеских дворцов, захоронения 10-11 веков и ремесленные мастерские.

Во время раскопок также были найдены две каменные гробницы. В одной из них был найден женский скелет с цепочкой из червленого золота и крестиком на шее. По некоторым предположениям, эти останки принадлежали в свое время греческой царевне Анне. А в другой гробнице находились мощи святого князя киевского Владимира Великого. В ней полностью сохранились кости, кроме правой руки и головы, а также остатки давно истлевшей парчовой одежды, мужская обувь и золотая пуговица.

Позднее была найдена еще и третья гробница. Данный саркофаг также представлял собой определенную ценность, так как на нем был изображен византийских четырехконечных крестов и плетение с розетками.

Орнаментацией саркофаг был похож на саркофаг Ярослава Мудрого, расположенного в святой Софии. Также в гробнице были найдены останки с парчовым покрывалом и не истлевшей одеждой. В первую минуту можно было четко наблюдать весь сохраненный внешний вид.

Безусловно, это была гробница святой киевской княгини Ольги.

В Десятинной церкви помимо жены князя Владимира никто из представителей женского княжеского рода похоронен не был. Со времен Ярослава Мудрого всех княгинь погребали в церкви св. Ирины. Мощи княгини Ольги были развезены по различным соборам и позднее утеряны.

Вторая Десятинная церковь

В 1828-1842 годах по проекту архитектора Стасова из Санкт-Петербурга была сооружена вторая Десятинная церковь. Ее строительство освятили 2 августа 1828 года, а потратили на это сто тысяч рублей. Однако и ей также была уготована совсем недолгая жизнь.

Обеспокоенные поиском необходимого кирпича для строительства жилых домов, промышленных объектов и школ, глава горсовета Петрушанский и секретарь Киевского горкома партии Салов в марте 1936 года обратились к Политбюро ЦК КП(б)У с просьбой санкционировать снос Десятинной церкви и Владимирского собора.

В том же месяце президиум горсовета вынес свое решение о снесении Десятинной церкви. Именно в том зловещем 1936 году Десятинной церкви, как и большинства других киевских святынь и храмов, не стало.

И только в 2006 году около фундамента Десятинной церкви установили храм-скинию. В 2007 году на этом месте был установлен деревянный храм. 25 июля 2007 года его освятил Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Владимир. На заседании Священного Синода УПЦ 9 июля 2009 года было принято решение открыть в Киеве Десятинный мужской монастырь и назначить архимандрита Гедеона (Харона) его наместником.

Забронировать отель в Киеве недалеко от Десятинной церкви

Для ознакомления с достопримечательностями Киева, в частности с Десятинной церковью, вам понадобится где-то поселиться. Специально для вас ниже представлены отели Киева, разделенные на три категории: популярные отели, роскошные отели и дешевые отели.

Здесь вы сможете забронировать номер в отеле Киева заблаговременно в соответствии с вашими пожеланиями и финансовыми возможностями. Для вашего удобства здесь приведена информация о расположении отелей относительно центра города, а также количество звезд.

Просто выберите понравившийся вам отель, нажав на кнопку «Посмотреть отель». Далее вы окажитесь на странице, где можно забронировать отель. Там же находится более подробная информация о нем, отзывы, оценки, фотографии, расположение на карте, особенности и, конечно же, цены.

Если вы пожелаете посмотреть другие отели, можно просто выбрать сверху город «Киев», и перед вами откроется список всех отелей Киева, доступных для бронирования.

Выпуск «Орел и Решка» в Киеве

«Орел и Решка» — программа про путешествия, показывающая один город с точки зрения экономного туриста и туриста, не ограничивающего себя в средствах. В данном выпуске участники программы отправились в Киев – столицу Украины. О том, как можно провести время в этом великолепном городе экономному путешественнику и путешественнику, не ограниченного в средствах, смотрите на видео ниже.

Десятинная церковь на карте

Возможно, вам также будет интересно:

Источник: http://HelpInTourism.com/ukraina/kiev/347-desyatinnaya-cerkov.html

Десять следов князя Владимира в Киеве

Виталий Червоненко ВВС Украина

Копірайт зображення UKRINFORM Image caption Памятник Владимиру на днепровских кручах

В день памяти князя Владимира — по случаю тысячелетия со дня его смерти — фигура правителя Киевского государства стала очередной темой для споров между Украиной и Россией.

В Москве планируют поставить огромный памятник князю Владимиру, а российский президент Путин даже обосновывал аннексию Крыма тем, что князь именно там принял христианство.

Политики и историки спорят, к какой стране, России или Украине, князь Владимир имеет больше отношения. Сын киевского князя Святослава некоторое время правил Новгородом, а с 978-го до смерти в 1015-м — княжил в Киеве.

Не поддерживая ту или иную сторону, ВВС Украина собрала десять следов присутствия Владимира, которые каждый может найти в Киеве.

Десятинная церковь

Одним из наиболее популярных среди туристов местом в столице Украины является фундамент Десятинной церкви, которую князь Владимир построил в 996 году.

В Киеве это место называют просто — «Десятинка».

На строительство большой каменной христианской церкви князь отдал десятую часть доходов, откуда и пошло ее название.

Церковь находилась в так называемом «городе Владимира», где расположен Национальный исторический музей, а напротив фундамента сейчас стоит известная Андреевская церковь.

Копірайт зображення UNIAN Image caption Один из проектов восстановления Десятинной церкви в Киеве

Десятинная церковь в первоначальном виде простояла более двух столетий — до 1240 года, когда армия хана Батыя взяла Киев и храм разрушила.

Первые попытки восстановить «Десятинку» сделал митрополит Киевский Петр Могила в 17 веке, а новую церковь все-таки построили в середине 19 века. В 1928 году ее снесли большевики.

Софийский собор

Единственным сохранившимся храмом Киева, который историки относят к эпохе князя Владимира, является Софийский собор.

Согласно последним исследованиям фресок собора, началом строительства Софии нужно считать 1011 год — еще при жизни Владимира, а завершил строительство уже Ярослав Мудрый.

Хотя считалось, что собор начали строить уже после смерти Владимира в 1017 году. Именно эту дату основания, а также 1037 можно найти в старых летописях.

На 35-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО решили, что в 2011 году нужно отпраздновать тысячелетие основания Софии Киевской.

Копірайт зображення UNIAN Image caption Софийский собор считается единственным сохранившимся храмом Киева времен правления Владимира

В июне 2010 празднование тысячелетия основания собора указом закрепил президент Виктор Янукович.

Заповедник вокруг Софии Киевской — одно из наиболее популярных туристических мест Киева, он не принадлежит ни одной украинской православной церкви.

На рубеже 16-17 веков храм был внешне перестроен в стиле украинского барокко на средства гетмана Ивана Мазепы.

Памятник святому Владимиру

Одним из старейших сохранившихся памятников Киева является монумент князю Владимиру на одноименной горе на днепровских кручах.

Памятник соорудили в 1853 году над местом, где, как считается, в 988 году у места впадения в Днепр реки Почайны князь крестил киевлян.

Копірайт зображення UKRINFORM Image caption Высота памятнику Владимиру составляет 20 метров

Высота памятника вместе с постаментом составляет 20,4 метра. Постамент изготовили в Калуге, а саму фигуру князя вылили из бронзы в Петербурге.

Вокруг памятника на горе разбит парк, к нему можно подняться на старом фуникулере или спуститься от Михайловского монастыря.

Как и 152 лет назад, от памятника Владимиру в Киеве открывается вид на левый берег Днепра, а сам памятник виден с Труханова острова и левого берега Киева.

Владимирский собор

К 900-й годовщине крещения Владимиром Киевской Руси руководство Русской православной церкви инициировало строительство в Киеве большого собора.

Сооружение храма началось в 1862 году и продолжалось несколько десятилетий с организационными проблемами. Деньги на него собирали по всей Российской империи.

К строительству в разное время присоединились известные киевские архитекторы Александр Беретти и Владимир Николаев.

Копірайт зображення UKRINFORM Image caption Владимирский собор вскоре после открытия в конце 19 века

Для росписей Владимирского собора пригласили известного российского художника Виктора Васнецова.

Торжественное открытие Владимирского собора состоялось в 1896 году в присутствии императора Николая II.

Сейчас Владимирский является патриаршим для УПЦ Киевского патриархата.

Университет святого Владимира

Нынешний главный университет страны — имени Тараса Шевченко — до революции 1917 года носил имя святого князя Владимира.

Университет был основан как Киевский Императорский университет св. Владимира, на базе закрытых после Польского восстания 1830—1831 годов Виленского университета и Кременецкого лицея.

За 17 лет до открытия университета в Киеве закрыли Киево-Могилянскую академию.

Одной из версий открытия университета имени святого Владимира, согласно историкам, является попытка ослабить значительное польское влияние в Киеве в первой половине 19 века.

Владимирская улица

Возле главного корпуса университета в Киеве проходит улица Владимирская — одна из центральных в столице. Такое название она носит с начала ХХ века.

На Владимирской расположены университет, театр оперы и балета, отстроенные Золотые ворота времен Киевской Руси, главный офис СБУ, Софийский собор, памятник Богдану Хмельницкому и фундамент Десятинной церкви.

Владимирский спуск

Копірайт зображення UNIAN Image caption Университет имени Тараса Шевченко до 1917 года носил имя Святого Владимира

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находится покровский монастырь

Еще одна улица, названная в Киеве в честь князя Владимира — Владимирский спуск.

Владимирский спуск до начала 19 века был частью длинной Александровской улицы, которая проходила от Контрактовой площади до Арсенала.

После Второй мировой отрезок от нынешних Почтовой и Европейской площадей получил название Владимирский спуск, ведь именно над ним и возвышается памятник Владимиру.

В 1892 году на участке улицы, которая сейчас является Владимирским спуском, начал ходить первый в Российской империи электрический трамвай.

Со спуска можно через парк подняться к памятнику Владимиру или по лестнице спуститься к Днепровской набережной.

Барельеф Владимира

Еще один памятник князю Владимиру установили в Киеве по случаю 1025-летия крещения Руси в 2013 году.

Тогда в Киев приезжал патриарх РПЦ Кирилл. В связи с этим событием привели в порядок парк на Владимирской горке и отреставрировали лестницу, ведущую с Владимирского спуска к Днепру.

Image caption В 2013 году возле Днепра в Киеве поставили барельеф «Св. князь Владимир»

Тогда же на набережной разбили сквер, а у самой реки, на выходе из подземного перехода, поставили барельеф Владимиру Крестителю.

Именно здесь, как считают, до 19 века в Днепр впадала река Почайна, в которой князь крестил горожан.

Этот барельеф завершает ряд ландшафтно-монументальных объектов, связанных с Владимиром: верхний памятник, горка-парк, спуск, лестницы к Днепру и барельеф.

Фреска на Золотых воротах

Еще одно известное изображение князя Владимира — фреска на станции метро Золотые Ворота.

Копірайт зображення TovTob.Livejournal.Com Image caption Изображения князей киевских Святослава, Владимира и Ярослава на станции метро Золотые Ворота

Эту станцию открыли в 1989 году, через год после празднования тысячелетия крещения Киевской Руси.

По этой причине, а также из-за расположения (выход к Золотым воротам), станцию оформили в стилистике Киевской Руси. На стенах и сводах платформы изображены киевские князья и деятели церкви тех времен, в том числе и Владимир.

В 2012 году станция вошла в список из 22 самых красивых станций Европы по версии издания Daily Telegraph. А с 2011 года мозаики станции имеют статус «объекта культурного наследия».

Трезубец Владимира

Один из символов князя Владимира, который сейчас легко можно найти в Киеве. Это герб Украины, который является видоизмененным княжеским символом — трезубцем.

Символ использовался еще на монетах, которые чеканились князем Владимиром.

Именно трезубец в качестве герба в 1917 году взяла Украинская народная республика, а затем в 1991 году — и Украина.

Изображение на банкнотах

Портрет князя Владимира изображен на украинских банкнотах — одногривневой купюре и различных юбилейных монетах.

Копірайт зображення nbu.gov.ua Image caption До 2004 года на одногривневой купюре Владимир был изображен с усами, а не с бородой

На одногривневой купюре изначально был изображен молодой князь с усами, а с обратной стороны — древний Херсонес.

На банкнотах образца 2004 года вместо Херсонеса разместили «град Владимира» — детинец Киева времен княжения Владимира.

Сам Владимир на купюрах нового образца стал «солиднее» — получил бороду. Однако эксперты критиковали это новшество, ведь доказательств того, что князь Владимир носил бороду, немного.

Источник: https://www.bbc.com/ukrainian/ukraine_in_russian/2015/07/150728_ru_s_volodymyr_kyiv

История Десятинной церкви в Киеве

  • Tweet
  • Share0
  • Pinterest0
  • LinkedIn0
  • ontakte

Десятинная церковь была первым каменным храмом не только в Киеве, но и на всей Руси. Построенная в 988 году она просуществовала несколько столетий. Это было огромное и роскошное, по тем временам, сооружение. Однако о подлинной истории Десятинной церкви в Киеве мы сегодня знаем немного. Давайте постараемся отделить факты от легенд и вспомним историю первого каменного храма Киевской Руси.

История Десятинной церкви

Церковь была расположена на Старокиевской горе. Ее построили в первые годы после Крещения Руси князем Владимиром. На строительство была выделена десятая часть княжеских доходов, отсюда и пошло название — Десятинная церковь. Она была сооружена на месте, где несколькими десятилетиями ранее толпа язычников расправилась с парой первых киевских христиан.

Десятинная церковь была освящена в 996 году. Ее строили из местного камня, она имела форму креста. За свою историю, церковь пережила несколько пожаров, в том числе в 1018 и 1204 году. После пожаров внутреннее убранство церкви скрупулезно восстанавливали. Именно благодаря Десятинной церкви Киев стал духовным центром Руси.

Интересные факты

Церковь была освящена два раза — первый раз по окончанию строительства, и второй раз в 1039 году при правлении Ярослава Мудрого. Причины повторного освящения Десятинной церкви неизвестны.

Храм был разрушен во время осады Киева войсками хана Батыя в 1240 году. Внутри пытались укрыться последние защитники Киева, здесь же они и погибли.

В Десятинной церкви традиционно хоронили князей, а после ее разрушения хоронить княжеские семьи стали в Софийском соборе. По образу и подобию Десятинной церкви были построены многие другие храмы Киевской Руси.

Дальнейшая судьба

Новая Десятинная церковь, построенная в 1842 году

Первые раскопки на Старокиевской горе начались в середине 17-го века. Был обнаружен фундамент древнего храма, останки гробницы князя Владимира и его жены Анны. Раскопки спонсировал Петр Могила, и он же завещал тысячу золотых на восстановление древней церкви. Планировалось построить новую Десятинную церковь на древнем фундаменте.

Сначала здесь построили небольшую церковь в 1646 году. И только в 19-ом веке, после окончания всех раскопок на Старокиевской горе, была сооружена новая Десятинная церковь.

Ее заложили на старинном фундаменте, но не старались сделать похожей на оригинальное сооружение, так что это был по сути новый храм. При строительстве была разрушена часть оригинальных фундаментов Х века. Работы начали в 1828 и закончили в 1842 году.

Однако простояла она относительно недолго. В 1928 году коммунисты снесли новую Десятинную церковь.

Сегодня от древнего храма остался лишь фундамент. Около него было найдено несколько кладов и древних захоронений, так что Старокиевская гора, на которой стояла Десятинная церковь, является одним из самых исторических мест Киева. Сегодня фундамент Десятинной церкви считается древним памятником.

  • Tweet
  • Share0
  • Pinterest0
  • LinkedIn0
  • ontakte

Источник: https://www.kievtoyou.com/istoriya-desyatinnoj-cerkvi-v-kieve/

О первоначальных церквях в киеве до создания киево-софийского собора

Неоднократно в России полагаемо было основание христианской веры. Но было ль оно где-нибудь в другой стране прежде Киева, неизвестно, а известные основания все начинались от Киева. По Киевскому Синопсису считается пять, по предисловию Кормчей Книги — четыре, а по Степенной Книге — собственно только два обращения России в Христову веру.*

Первая проповедь Евангелия в киевских странах, по сказанию преподобного Нестора, была еще в первом христианском веке чрез святого Апостола Андрея Первозванного, который, по словам Несторовым, из Синопа чрез Корсунь по Днепру дошел до гор Киевских и, став на берегу под горами, ученикам своим предсказал, что на горах сих возсияет благодать Божия и град велик имать быти и церкви многи имать Бог воздвигнут, и вшед на горы сия и благослови я, и постави крест и помолися Богу, и слез с горы сея, идеже после бысть Киев, и по йде по Днепру горе. и прииде в Слове-ны, идеже ныне Новгород и проч.! Сие сказание преподобный Нестор заимствовал от греков, которые того же Апостола Андрея признают основателем и своей византийской церкви. Оно, сверх того, некоторым образом основывается н на свидетельстве 4 века церковного историка Евсевия 68

Памфила, епископа Кесарийского, который г сам, ссылаясь на Оригена, церковного писателя 3 века, говорит, что св. Апостол Андрей проповедовал в Скифии, под именем коей греки разумели все северные страны Земного шара69. Как бы то ни было, но Церковь Российская приняла уже сие мнение, и на месте, где почитается св.

Апостол Андрей водрузившим крест, издавна в память сего существовала деревянная церковь во имя Воздвижения Честного Креста, построенная в 1212 г.

великим князем Мстиславом Романовичем, потом—каменная в 16 веке, а в 1744 году императрица Елизавета Петровна, бывши тогда для богомолия в Киеве, основала близ оного места на горе великолепнейшую новую каменную во имя св. Апостола Андрея, существующую и доныне.

Вторая проповедь Евангелия у славян, собственно болга-ров, по Несторову леточислению, полагается в 858 г.70 Но есть свидетельство, что скоро после сего времени проникла она и в Россию. Ибо Фотий, патриарх Константинопольский, в окружном своем к восточным епископам послании, писанном в конце 866 года, говорит, что россы, дерзнувшие нападать на Римскую империю, исповедуют уже Христа.

Константин Багрянородный, император константинопольский, также пишет, что князь русский и бояре его крестились во время императора Василия и патриарха Игнатия, то есть около 867 года, и послан к ним епископ71; а в сие время, и именно, по Несторову леточислению, между 863 и 866 годами, киевский князь Оскольд ходил войною на Константинополь.

Посему некоторые заключают, что и князь Оскольд сделался христианином, и что посему-то на могиле его после поставлена была церковь св. Николая, именем коего, якобы, он был назван в крещении72.

Третия проповедь славянам, между 860 и 867 годами, была собственно для моравских славян и до славяноруссов не принадлежит, разве только по заимствованию от них церковных книг, на славянский язык у них переведенных, и церков-нослч жителей при Ольге и Владимире, а может быть еще и при Оскольде73,

Четвертая проповедь, или продолжение второй и третьей, замечается в Киеве со времен великого князя Игоря и великой княгини Ольги, супруги его. Ибо в 14 статье Игорева 945 г. с греками договора ясно говорится, что между россиянами были уже христиане. При Святославе, сыне Игореве, по сказанию Нестора, также мнози беша Варязи Христиане, и, хотя им ругались, но никому не запрещали креститься74 75.

 Мать Святослава, великая княгиня Ольга, путешествовала в Константинополь и там, по Несторову —в 955 или вернее по Константина Багрянородного леточислению — в 957 году приняла крещение и имела при себе домового священника , но не могла к вере Христовой убедить сына своего. Ибо он отвечал ей: како аз ин закон один хошу принта, а дружина моя сему смеятися начнет? Других же она учаше крести-тис я76.

Пятая, всеобщая уже по России, чрез Киев, проповедь Евангелия последовала уже при внуке Игореве и Ольгином Великом князе киевском Владимире Святославиче.

Известно изописания преподобного Нестора77, что он, поколебавшись в праотеческом идолослужении, которое он даже усилил, принимал проповедников всех вер и, наконец, избрал православную восточную греческую, и 988 года получил крещение в таврическом греческом городе Корсуни, где вместе с ним и многие из дружины его крестились, а по возвращении в Киев низвергнул им самим поставленных идолов, крестил киевский народ и детей своих и старался распространить веру Христову не только по всем своим областям, но даже и у соседних языческих народов, ему не подвластных. Впрочем, при нем еще до его крещения были христиане в Киеве, и российская церковь признает первыми тогда мучениками своими двух варягов, Феодора и Иоанна, отца и сына, убитых идолопоклонниками78.

ГЛАВА 1

О первоначальных церквах в киеве до создания киево-софийского собора

Источник: http://www.pecherski.net/?file=izbrannie-trudy-po-istorii-kieva-5

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие