Как церковь боролась с ересью

Как церковь боролась с еретиками. Что такое еретик? Борьба церкви с еретиками

как церковь боролась с ересью

Ответ. С еретиками боролись жестоко. Раскаявшихся заключали в тюрьму, вынуждали совершать долгие и опасные путешествия к святым местам. Тех, кто не раскаялся отлучали от церкви. Римский папа мог отлучить целую область, или страну.

Это было инструментом политической борьбы. Тогда обычно вассала восставали против сеньора этой области или короля этой страны.

А отдельные люди, отлучённые от церкви за ересь, попадали в руки к светским властям, которые приговаривали их к сожжению на костре.

Заподозренных в ереси или неподчинении церковным властям отлучали от церкви. Для верующего человека это была страшная кара. Душа его была обречена на гибель и оказывалась во власти дьявола. Наказанию подвергались иногда целые страны: здесь по приказу папы прекращалось богослужение, запрещалось крестить детей, венчать молодожёнов, отпевать и хоронить умерших. Церковь могла также освободить от присяги верности вассалов сеньора, выступившего против веры или церкви.

Иннокентий 3 организовал крестовый поход против альбигойцев, еретическое движение во Франции. С помощью рыцарства эта ересь была уничтожена. Еретиков сжигали на кострах, убивали и преследовали. Для борьбы с ересями папским престолом была создана инквизиция.

По всей Западной Европе были организованы инквизиционные суды. Они использовали тайное следствие, доносчиков и пытки для выявления еретиков. Высшей мерой для еретиков было сожжение на костре. Для борьбы с ересями был создан доминиканский орден.

Ему было поручено руководить инквизицией.

Еретик – сторонник объявленного ересью учения. Ересь – отвергнутое церковью и объявленное ложным, вредным для веры учение.Организовывали против еретиков крестовые походы и предавали суду инквизиции.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МБОУ «СОШ № 9 г. Читы»

Реферат по теме

«Борьба католической церкви с еретиками. Инквизиция»

Выполнила: ученица 10А класса

Довгополая Ася

Проверила: учитель истории

Терез Л.В

г. Чита 2013

Введение

В XI — XIII в.в. церковь в Европе достигла большого могущества. Без неё не обходилось ни одного событие.

Церковь не признавала никаких границ, ни государственных, ни языковых.

Она утверждала единство европейских народов, являлась, как не уставали повторять ученые — богословы и приходские священники, совершенным угодным Богу сообществом людей.

Мысль о том, что можно благополучно жить и не быть при этом верным сыном христианской церкви, средневековому европейцу просто не могла прийти в голову. Мир, окружавший его, привязанности, повседневные поступки являлись частью установленного Богом порядка.

Не верить, не молиться, не ходить в церковь -в глазах людей средневековья было против самой жизни.

Средневековая церковь обладала огромной властью в христианском мире. Средневековье было христианской цивилизацией. Жизнь общества и человека проходила в неразрывной связи с религией, требованиями церкви.

К началу Средневековья христианство уже около двух столетий было официальной религией Римской империи.

Причины возникновения движения еретиков

В течение раннего Средневековья на съездах высшего духовенства — церковных соборах были постепенно выработаны и утверждены главные догматы христианской веры:

§ учение о Троице (Бог един, но существует в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух),

§ о непорочном зачатии Христа (от Духа Божьего),

§ о роли церкви как единственного посредника между Богом и людьми.

Церковь была самым крупным землевладельцем и обладала огромными богатствами. В казну церкви шли доходы от уплаты церковной десятины, продажи церковных должностей, священных реликвий, проведения обрядов.

Многим людям были не по душе действия церкви, ее стяжательство, испорченность духовенства. Среди горожан, рыцарей, простых священников и монахов время от времени появлялись люди, открыто критиковавшие церковь. Таких людей духовенство называло еретиками.

Еретики утверждали, что церковь испорчена. Папу они называли наместником дьявола, а не Бога. Еретики отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения.

Они требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих земельных владений и богатств. Единственным источником веры для них было Евангелие. В своих проповедях еретики осуждали священников и монахов за забвение «апостольской бедности».

Они сами показывали пример праведной жизни: раздавали свое имущество бедным, питались подаянием.

Некоторые еретики требовали отказа от всякой собственности или мечтали о равенстве в имуществе или предсказывали, что в близком будущем наступит «тысячелетнее царство справедливости», или «Царство Божие на земле».

Для усиления своей власти и борьбы с ересями и еретиками папа создал в XIII веке специальной церковный суд — инквизицию.

Священная инквизиция

Католическая церковь боролась с еретиками: преследовала их и жестоко с ними расправлялась. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви.

Для усиления своей власти и борьбы с ересями и еретиками папа создал в XIII веке специальной церковный суд — инквизицию. Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси.

Служители церкви во всех странах преследовали еретиков и жестоко расправлялись с ними. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви. Отлученный от церкви был вне закона: верующие не имели права оказывать ему помощь и давать приют.

Наказывая за непослушание, папа мог наложить на область или даже целую страну запрет исполнять обряды и богослужение (интердикт). Тогда закрывались храмы, младенцы оставались некрещеными, покойников нельзя было отпевать. А значит, и те и другие были обречены на адские муки, чего боялись все верующие христиане.

В области, где было много еретиков, церковь организовывала военные походы, обещая участникам прощение грехов. В начале XIII века феодалы отправились карать еретиков-алъбигойцев в богатые области Южной Франции; их центром был город Альби. Альбигойцы считали, что весь земной мир (а значит, и церковь во главе с папой) — порождение сатаны, а человек может спасти свою душу, только если полностью порвет с греховным миром.

В походе охотно приняли участие северофранцузские рыцари, рассчитывавшие на богатую добычу. За 20 лет войны многие цветущие города Южной Франции были разграблены и разрушены, а их население перебито. В одном из городов, по словам хрониста, воины истребили до 20 тысяч человек. Когда папского посла спросили, как отличить еретиков от «добрых католиков», он ответил: «Убивайте всех подряд. Бог на небе узнает своих!».

Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси.

С конца XV века, когда в Европе начинают распространяться представления о массовом присутствии заключивших договор с нечистой силой, ведьм среди обычного населения, в её компетенцию начинают входить процессы о ведьмах. В то же время подавляющее число приговоров о ведьмах вынесли светские суды католических и протестантских стран в XVI и XVII веках.

Хотя инквизиция действительно преследовала ведьм, точно так же поступало и практически любое светское правительство. К концу XVI века римские инквизиторы начали выражать серьёзные сомнения в большинстве случаев обвинения в ведовстве. Также в компетенцию инквизиции с 1451 года Папа Николай V передал дела о еврейских погромах.

Инквизиция должна была не только наказывать погромщиков, но и действовать превентивно, предупреждая насилие.

Юристы католической церкви огромное значение придавали чистосердечному признанию. Кроме обычных допросов, применялась, как и в светских судах того времени, пытка подозреваемого. В том случае, если подозреваемый не умирал в ходе следствия, а признавался в содеянном и раскаивался, то материалы дела передавались в суд. Внесудебных расправ инквизиция не допускала.

церковь папство инквизиция еретик

Жертвы Священной инквизиции

Одной из служительниц дьявола, колдуньей и святой была Жанна д»Арк (1412-1431), национальная героиня Франции, возглавившая борьбу своей страны с Англией и возведшая на французский трон наследника престола принца Карла.

В 1431 году инквизицией в Руане Жанна была сожжена на костре по обвинению в волшебстве и ереси, а в 1456 году — всего через 25 лет после мучительной смерти — по ходатайству короля Карла VII, которого она возвела на престол и который и пальцем не шевельнул для её спасения, процесс Жанны был пересмотрен и папа Каликст III признал несчастную девушку невиновной.

В 1928 году она была канонизирована как защитница Франции и даже считается сейчас покровительницей телеграфа и радио. В её честь во Франции учрежден национальный праздник, который отмечается каждое второе воскресенье мая.

Николай Коперник (1473-1543) — польский астроном и мыслитель. Свою теорию Коперник изложил в книге «Об обращении небесных сфер», которую не спешил издавать, ибо знал, что непременно подвергнется преследованию инквизиции. Церковь считала, что неопровержимым доказательством геоцентричной системы мира является Библия, в которой сказано, что Солнце двигается вокруг Земли. Но ещё более неопровержимыми оказались расчеты Коперника.

Сторонником его гелиоцентрической системы был Джордано Филиппо Бруно (1548-1600), итальянский философ и мыслитель, выступивший с учением о единстве и материальности Вселенной. Однако Бруно пошел дальше своего учителя. Он развил гелиоцентрическую систему Николая Коперника и выдвинул положение о множественности обитаемых миров.

Но инквизиция преследовала Бруно не только за научные взгляды. Ученый также решительно отвергал представления о загробной жизни, а в религии Бруно видел силу, порождающую войны, раздор и пороки в обществе. Он повергал критике религиозные картины мира и большую часть христианских догматов, отрицал наличие Бога, Творца мира.

Такое католическая церковь простить ему не могла.

Ян Гус (1371-1415) — проповедник и мыслитель, крупный ученый. Гус обличал продажность католического духовенства, торговлю ими индульгенциями — специальными грамотами об отпущении грехов, по которым можно было получить даже прощение такого тяжкого греха как убийство.

Он выступал также против роскоши и богатства духовенства, призывал лишить Церковь собственности и был против немецкого засилья в Чехии. В 1409-1412 годах Ян Гус полностью порывает с католицизмом, ставит авторитет Священного Писания выше авторитета папы.

Впоследствии Гус действительно был объявлен святым.

Мартин Лютер (1483-1546), немецкий религиозный деятель. Лютер был основным «создателем» новой веры — протестантизма, которая признавала абсолютный авторитете Библии, единоспасающей «личной веры» и отменяла церковный культ. Лютер считал, что каждый человек может сам обращаться к Богу без помощи священников, а основой веры человека должны быть не указания папы, а Библия.

Заключение

Едва ли человеческий ум когда-либо придумает нечто более жестокое и мучительное, чем то, что применяли для «спасения» душ еретиков инквизиционные трибуналы. Сотни тысяч сгоревших на костре, миллионы томившихся в тюрьмах, искалеченных, отверженных, лишенных имущества и доброго имени — таков общий итог деятельности инквизиции. Среди ее жертв — участники еретических движений и противники папства, руководители восстаний, философы и естествоиспытатели, гуманисты и просветители.

Весь ужас инквизиции с ее бесчисленными жертвами стал для западного христианства историей церковного террора и преступлений против человечности.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Положение католической церкви в условиях феодальной раздробленности Европы. Святая инквизиция, ее цели, средства и этапы. Преследования еретиков в Италии, Франции, Испании и других странах. Особенности религиозного туризма: правила и святыни паломников.курсовая работа , добавлен 23.01.2011Изучение истории средневековой инквизиции. Методы инквизиции, а также процессы над учеными (Николаем Коперником, Галилео Галилеем, Джордано Бруно). Мифы о Великой инквизиции. Нововведения науки, которые, по мнению инквизиторов, подрывали авторитет церкви.

Источник: https://www.nobelbar.ru/fason/kak-cerkov-borolas-s-eretikami-chto-takoe-eretik-borba.html

Кто такой еретик, или Как и почему церковь боролась с еретиками?

как церковь боролась с ересью

  1. Чему учили еретики?
  2. Ереси в эпоху Средневековья
  3. Борьба церкви с еретиками
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько святых в православной церкви

Изначально ересью считался любой набор богословских идей,которые в чем-то противоречили общепринятым в церкви или общине канонам. Приналичии серьезных противоречий нередко возникала новая община.

Значение слова «еретик» имеет древнегреческие корни. Егопереводят как «направление, учение». Греческий термин «ересь» можно встретить ив библейских текстах, где уничтожение еретиков не приветствовалось. Вофициальном синодальном переводе Библии данный термин иногда переводится, как«разномыслие».

В новое время религиозная составляющая термина ушла надругой план, и ересью стало называться любое вольнодумство или малейшееотклонение от официального мнения.

Чему учили еретики?

Первые христианские ереси появились практическиодновременно с официальным христианским вероучением. При всех расхождениях, онивсе-таки оказали определенное влияние на формирование канонического церковноговероучения.

Период расцвета еретических учений пришелся на 2-4 векан.э., когда появился целый ряд уникальных учений и течений. Некоторые из нихсохранились в несколько измененном виде до наших времен.

  • Манихейство. До сих пор идут споры относительно того, чтоесть манихейство – ересь, ответвление от христианства, парсизм илисамостоятельная религия, наравне с мировыми. Появилось манихейство вМесопотамии в 3 веке, затем распространилось по Средней Азии и части Запада.Среди наиболее известных приверженцев данной ереси выделяется Аврелий Августин,около десяти лет бывший сторонником манихейства, позднее обратившийся вофициальное христианство и обличавший бывших сторонников.
  • Гностицизм. Данная ересь является смесью христианского иязыческого мировоззрений. От язычников пришло неприятие исторических еврейскихкорней христианства, от христиан – использование некоторых христианских данныхв создании собственной системы. Согласно исследованиям некоторых ученых новоговремени, гностицизм также испытал определенное влияние буддизма.
  • Арианство – популярная ересь 4-6 веков. Основное отличиеот традиционной церкви – неприятие догмата о единосущии. Впервые было признаноеретическим учением еще при жизни основателя учения, александрийскогосвященника Ария. Через некоторое время император Константин заинтересовалсяарианством и начал оказывать поддержку. Особенно распространенным сталоарианство в различных германских племенах, представители которых составлялиримскую армию. Окончательно учение было признано еретическим наКонстантинопольском соборе, после этого оно сохранялось в некоторых варварскихгосударствах.
  • Несторианство. Основателем ереси был Константинопольский патриархНесторий. Учение базировалось на арианстве. Оно было признано ересью в 431году, патриарх Несторий был сослан, но само вероучение сохранилось до нашеговремени, трансформировавшись в Ассирийскую церковь Востока.

Большинство других ересей имели в своей основе несколькоосновных, перечисленных выше.

о еретиках в Средневековье

Однозначно сказать, в чем состояла суть идей,высказываемых еретиками, нельзя. Некоторые ереси отличались от общепринятойдоктрины лишь в нескольких малозначительных нюансах. Другие вероученияразвивались в течение нескольких веков, затрагивали глубинные проблемы и постепенностановились самостоятельными и независимыми религиями. Например, согласноправославному вероучению последнюю тысячу лет (после Великого Раскола)еретиками являются католики, и наоборот.

Ереси в эпоху Средневековья

Еретики в Средневековье – это чаще всего странствующиемонахи и проповедники, которые  неотносились к какому-либо определенному сословию. Такую прослойку называливагантами, и туда входили беглые монахи и клирики, актеры и т.д. Зачастуюеретическая проповедь того времени – это не теологический спор относительнотого, кто более прав, а антицерковное выступление, отрицающее главенствоцерковной власти, высмеивающее официальное духовенство, обряды и таинства.

Нередко еретические идеи базировались на восточных мифахи учениях, которые приносились на Запад купцами и бродячими вагантами. Врезультате появлялись довольно причудливые верования.

У средневековых еретиков было мало общих черт. В основеальбигойской ереси лежит гностицизм, вальденсы основывались на своемсобственном видении идеалов времен апостолов. Также существовало множестводревних ересей, к примеру, антитринитариев.

Популярность средневековых ересей объясняется достаточнопросто. Большинство людей не умели читать, и воспринимали то, что говоритученый человек, как истину. Для светских властей это был лишь способ добытьновых земель и денег.

Борьба церкви с еретиками

Можно выделить несколько этапов борьбы церкви с еретиками:борьбу непосредственно с ересями и борьбу с индивидуальными еретиками. Борьба сересями иногда доходила до конфликта европейского масштаба – так произошло сальбигойцами. Борьба с отдельными еретиками началась несколько позже, споявлением инквизиции.

Инквизиция появилась в 1215 году, в разгар войны сальбигойцами. Основными функциями нового института были обнаружение ересей,наказание еретиков и предотвращение их распространения.

Одним из самых известных средств борьбы было публичное сожжениееретика. С точки зрения официальной доктрины это было оправдано. Согласно самиминквизиторам, они боролись с ересями в любом их проявлении, а полноеуничтожение ересей невозможно без уничтожения их сторонников.

Несмотря на то что казнь еретиков была прерогативойсветской власти, невыполнение требований церковного суда было чреватообвинением в ереси и самой светской власти. Поэтому в большинстве случаевприговоры исполнялись.

Многие задаются вопросом, какие методы использовалаинквизиция для выявления еретиков, ведь навскидку определить религиозныевзгляды человека достаточно трудно. В то время активно использовались различныеметоды, некоторые из которых сохранились до последнего времени:

  • Пытки.
  • Допросы.
  • Доносы и т.д.

Инквизиторы имели довольно развитую систему пыток. Взависимости от конкретного случая, они могли как сломать волю потенциальногоеретика, чтобы он признался в том, что принадлежит к ереси, о которой впервыеуслышал только от инквизиторов, так и отправить особо крепких на дыбу или иноеподобное приспособление.

о том, как церковь боролась с еретиками

Допросы еретиков происходили относительно мирно. Впроцессе инквизитор определял необходимость применения к допрашиваемомупыточных мер. Примеры вопросов, которые задавали инквизиторы, приведены в рядекниг, описывающих историю инквизиции. Они сводились к определению, насколькохорошо возможный еретик осведомлен в официальных религиозных догматах, иследует ли им.

Жертвами активной борьбы с ересями становились каккрупные религиозные деятели, так и ученые, чьи исследования противоречилиофициальным церковным канонам. Так, Галилей избежал костра только в результатеотречения, и последние годы жизни прожил под прямым контролем инквизиции. Своюошибку относительно Галилея церковь признала спустя 350 лет после его смерти.

Следует признать, что нетерпение было обоюдным. Периодическипоявлялись и новые ереси и секты. Так, в секте таборитов появилось небольшоеобщество адамитов. Его основатель, Беггард, называл себя Адамом, сыном Бога,воскресителем мертвых и предтечей Апокалипсиса. Приверженцы этой ереси считали,что они живут для уничтожения скверны. Ссылаясь на одну строчку из Библии, поночам адамиты могли сжигать деревни и села. В результате эта секта былауничтожена по прямому приказу Яна Жижки.

Можно сказать, что вся история религии последних двухтысяч лет – это борьба официальной доктрины с многочисленными еретиками. Внекоторых случаях все сводилось к вооруженному конфликту, в других всезаканчивалось полюбовно.

Нельзя однозначно сказать, что проповедовали еретики. Вкаждом случае было свое учение, имеющее отдаленную связь с прочими. Единства уересиархов не наблюдалось.

Многие учения, официально признанные ересями, сохранилисьи по сей день. В некоторых странах они получили довольно большое распространение,и нередко количество последователей превышает число прихожан официальнойцеркви. Сегодня активная борьба с еретиками на Западе практически не ведется.

Как Вы относитесь к церковным методам борьбы с еретиками? Расскажите об этом в комментариях.

Источник: https://rutvet.ru/in-kto-takoy-eretik-ili-kak-i-pochemu-cerkov-borolas-s-eretikami-8015.html

Что проповедовали еретики? Как католическая церковь боролась с еретиками?

как церковь боролась с ересью
Образование 3 января 2015

В ІV веке н. э. император Константин превратил гонимую христианскую религию в официальную, принятую повсеместно на бескрайних просторах Римской империи.

После этого гонимые и угнетаемые сторонники христианства сами стали отвергать и преследовать своих врагов, приписывая им неортодоксальные, необщепринятые верования. В это же время римскими епископами разрабатывалась система взглядов и понятий, которая позже стала основой католицизма.

Все, что не подпадало под эту систему, стало презираться, а позже и жестоко преследоваться. Люди, не согласные с общепринятыми религиозными взглядами, получили название еретиков, а сами учения стали называться ересями.

Социальные причины возникновения ересей

Возникновение ересей в христианстве принято связывать с теми социальными и идеологическими переменами, которые возникли в жизни христиан в период гонений. Самые бедные слои населения искали в новой религии примирения и равенства.

Поэтому постепенный процесс обогащения духовенства, укрепление административного начала, отступничество в период гонений не могли не вызвать осуждения со стороны простых верующих. В беднейших слоях населения продолжали жить идеалы скромного и простого раннехристианского быта.

Противоречивые настроения народных масс, разнообразные толкования христианского учения и всеобщее недовольство сытой жизнью высшего духовенства и дали толчок к появлению и распространению идей, что проповедовали еретики, с которыми католическая церковь вела долгую и кровавую борьбу.

Никейский Собор

В 313 году император Константин издал Акт о веротерпимости, согласно которому всем гражданам предоставлялась свобода вероисповедания. Этот документ, названный позже Миланским эдиктом, по существу, обозначил христианство, как полноценную религию. После этого, в 325 году, состоялся Вселенский Собор в г. Никее, на котором впервые прозвучало слово «ересь».

Первым еретиком был объявлен епископ Арий, который до этого считался одним из столпов христианства. Арий проповедовал сотворенность, вторичность Иисуса Христа по сравнению с Богом. Ортодоксальным же являлось равенство между Богом и Иисусом Христом, которое позже легло в основу догмата о Троице.

Арий и его последователи, названные арианами, стали первыми носителями тех идей, что проповедовали еретики.

Столетия без еретиков

В 384 году был казнен Присциллиан – последний из тех, кто был официально осужден за веру в Римской империи. Но политическое видение и методы укрепления власти, оставленные в наследство этим могущественным государством, католическая церковь приняла и активно применяла.

Столетиями католицизм не обращал внимания на разночтения Нового завета, а активно обращал в христианство европейские народы.

И только после становления империи Каролингов – то есть при укреплении светской власти, на рубеже тысячелетий, католицизм стал общепринятой религией, а в хрониках и анналах того времени вновь появилось слово «ересь».

Причины возникновения

Монахи, жившие в начале второго тысячелетия, часто описывали целительные способности святых мощей и различные чудеса, происходящие с верующими.

В этих же записях встречается и крайне неодобрительное упоминание о тех, кто с насмешкой относился к святым реликвиям, возможно, первые еретики и были теми людьми, которые не признавали «святых чудес».

Эти насмешки выливались в протесты, проходившие во имя Евангелия – Евангелия кротости, справедливости, бедности и смирения, Евангелия первых христиан и апостолов. Те взгляды, что проповедовали еретики, базировались на евангелистических понятиях, отражавших, по их мнению, самую суть христианства.

Начало преследований

Согласно средневековым анналам и хроникам, те, кого называли еретиком, отрицали авторитет Соборов, отказывались от крещения детей, не признавали таинства брака и исповеди. Первый дошедший до историков образчик того, как церковь боролась с еретиками, датирован 1022 годом.

Приговоры сожженных в Орлеане инакомыслящих донесли до потомков суть того, что проповедовали еретики. Эти люди не признавали таинства причастия, крещение проводили одним наложением рук, отрицали культ Распятия. Нельзя считать, что еретиками были выходцы из низких слоев населения.

Напротив, первые жертвы костров были образованными по тем временам духовниками, при помощи теологии оправдывающими свое инакомыслие.

Казнь в Орлеане открыла путь к жесточайшим репрессиям. Борьба с еретиками разожгла костры в Аквитании и Тулузе.

К епископам приводили целые общины иноверцев, которые выступали перед церковными судами с Библией в руках, доказывая и объясняя цитатами из Священного Писания правильность того, что проповедовали еретики.

Как католическая церковь боролась с еретиками, видно из вердиктов церковных судей. Приговоренные в полном составе отправлялись на костер, который не щадил ни детей, ни стариков. Костры в Европе – яркий пример того, как церковь боролась с еретиками.

В ХІІ веке костры запылали в Рейнских землях. Еретиков было настолько много, что монах Эвервин де Стейнфельд запросил помощи у цистерцианского монаха Бернарда, имеющего репутацию последовательного и жестокого преследователя иноверцев. После масштабных погромов и облав костры запылали в Кельне.

Судебные расследования и приговоры инакомыслящим уже не были сводом голословных обвинений в колдовстве и распущенности, но содержали четкие пункты разногласий еретиков с ортодоксальными церковными понятиями.

Осужденные и приговоренные «апостолы Сатаны» принимали свою смерть настолько стойко, что вызвали беспокойство и ропот толпы, присутствовавшей при сожжении.

Очаги ереси

Несмотря на ожесточенные репрессии церкви, очаги ереси возникали во всей Европе. Популярное понятие дуализма, как борьбы добра и зла, обрело второе дыхание в еретических течениях. Принцип дуализма состоял в том, что мир был создан не Богом, а восставшим ангелом – Люцифером, именно поэтому в нем так много зла, голода, смертей и болезней. В конце ХІІ века дуализм считался одной из самых серьезных ересей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  На что похожи купола церквей

Концепция битвы добра и зла, ангела и дракона, была широко распространена в раннем средневековье, но борьбу с этой идеей церковь начала гораздо позже. Это объяснялось тем, что в XII веке в Европе укрепилась королевская и церковная власть, жизнь относительно стабилизировалась, и принцип дуализма – борьбы – стал не нужен и даже опасен.

Власть и могущество Бога, а значит и Церкви, – то, против чего выступали еретики, и что несло опасность для укрепления католицизма.

Распространение ересей

В XII веке основными очагами ересей считались земли Южной Европы. Общины строились по образу и подобию католических церквей, но, в отличие от ортодоксального клира, в управлении церковью отводилось место и женщинам. Еретики в средневековье назывались «добрыми мужчинами» и «добрыми женщинами». Историки более позднего времени стали называть их катарами. Это название пришло из средневековья, слово cattier переводится, как колдун, преклоняющийся пред котом.

Известно, что катары имели собственные церковные институты, проводили свои соборы, привлекали в свои ряды новых и новых приверженцев. Если Франция и Германия уничтожили инакомыслие в зародыше, то в Италии и Лангедоке катары расширили и укрепили свое влияние. Многие знатные семьи того времени принимали новую веру и давали пищу и кров гонимым единоверцам и распространяли те учения, что проповедовали еретики.

Как католическая церковь боролась с еретиками

В начале ХІІІ в. на папский престол взошел Иннокентий III, целью которого было объединение всего европейского мира, возвращение южноевропейских земель в обитель церкви.

После ряда неудач католическая церковь, приняв на себя все полномочия по искоренению ересей и вступив в союз с королем Франции, возглавила крестовый поход против инакомыслящих. Двадцать лет непрекращающихся войн, массовые сожжения людей привели к полному захвату Лангедока и насаждению католической веры.

Но оставались целые семьи и общины людей, которые тайно сохраняли обычаи своих предков и сопротивлялись завоевателям. Именно с целью выявить и искоренить непокорных была создана инквизиция.

Инквизиция

В 1233 году папство создало особый орган, который имел право налагать покаяние и наказывать непокорных. Власть инквизиции была передана доминиканцам и францисканцам, которые несли в Южные земли новую проповедь, основанную на догматах католической церкви.

Вместо открытого вооруженного террора инквизиция использовала доносы и наговоры как инструмент выявления и уничтожения непокорных. По сравнению с массовыми казнями прошлого инквизиция убивала немногих, но тем страшнее было оказаться в ее руках.

Простые раскаявшиеся могли отделаться конфискацией имущества и публичным покаянием, для тех, кто отстаивал свое право на веру, приговором был костер. Не щадили даже умерших – их останки эксгумировались и подвергались сожжению.

Таким образом, католическая церковь и еретики вели неравное сражение за одну и ту же веру, за одного и того же Бога. Вся история становления католицизма освещается пожарами погибших за веру. Истребление еретиков послужило еще одним доказательством того, как обладающая могуществом одна Церковь, во имя Христа, уничтожила другую, более слабую, Церковь.

Источник: https://monateka.com/article/187663/

Что такое еретик? Борьба церкви с еретиками :

Не признавая государственных и языковых границ, с начала 12-го века церковь стала обладать неизмеримой властью и достигла большого могущества. Ни одно событие, будь то свадьба, таинство рождения или смерть не обходились без церкви.

Европейцам того времени даже в голову не могла прийти мысль о том, что может быть иначе. Все повседневные дела, поступки, даже мысли были навеяны церковными догмами и являлись частью порядка, установленного церковью.

Католический и христианский мир был неразрывно связан с религией.

Главные догматы

Наряду с появлением в Средние века главного сословия – духовенства, появились и люди, которые посмели пойти против мнения служителей Господа. Это, пожалуй, самое поверхностное объяснение, что такое еретик. Появление еретиков приходится на тот момент, когда церковь утвердила на своих собраниях главные догматы.

  • Бог един, но может существовать в трех ипостасях (отец, сын, Святой Дух).
  • Церковь является безоговорочным посредником между человечеством и Господом.
  • Непорочное появление Иисуса на свет (по воле Святого Духа) и т.д.

Что такое еретик? Это человек, который был хоть немного не согласен с главными догматами церкви. Еретиками назывались люди, которые выступали против непомерного богатства высшего церковного чина. В те времена, как известно, самыми богатыми были далеко не правители, управляющие государствами, а церковная элита. Огромные богатства и невероятное количество земли – все это принадлежало церкви.

Церковь испорчена

Многим не пришлись по душе церковные десятины, обязательные к уплате, продажа церковных реликвий и даже должностей.

Безусловно, боясь расправы, травли и кары Господней люди не стремились высказывать свое мнение, хотя и имели личные взгляды на поведение церкви.

Но находились рыцари, странствующие монахи и простые священники из небольших деревушек, которые, вопреки страху, смогли открыто выразить недовольство действиями церкви. Это будет, пожалуй, более точное определение, что такое еретик.

Именно так называли людей, которые считали, что церковь стала слишком испорчена властью и непомерными богатствами. Еретики не видели пользы и необходимости в слишком дорогостоящих церковных обрядах и празднованиях. Церковь и еретики были как две стороны одной медали. Одни не понимали нежелания людей идти по заветам церкви, другие же не признавали пышных церковных богослужений и призывали церковь отказаться от десятины, богатства и земель.

Евангелие как единственный источник веры

Что проповедовали еретики и чего добивались? Люди, не признающие догматы церкви, считали, что единственным источником истиной веры можно считать Евангелие. Ведь именно там написано, что люди должны быть едины, должны помогать ближнему, которому живется хуже, чем тебе самому. Еретики призывали церковь раздать свои богатства и земли беднякам, дабы сделать людей равными.

Понимая, что проповедовали еретики, не удивительно будет узнать, что и сами они частенько раздавали свои богатства, отдавали последнее ближнему, а сами питались тем, что подадут добрые люди. Еретики считали, что питаться подаянием – не грех, а, наоборот, великая сила, «царствование справедливости и равенства».

Как боролись с еретиками

В те времена самым страшным наказанием было отлучение от церкви. Именно так на первых порах карались еретики. Но, по сути, страдали все люди, окружающие еретика. Что такое еретик? Это человек, высказавшийся против церкви, при этом живущий в деревне или городе, имеющий соседей, друзей и родственников. Прознав про еретика, церковь могла наложить интердикт на целый город или район. Люди в этом месте становились вне закона.

Помимо того, что самого человека не могли приютить, накормить или помочь чем-то, кара касалась и ближнего окружения еретика. В городах, где были еретики, могли закрыть церкви и храмы. А это влекло за собой страшные по тем временам последствия: дети оставались некрещеными, покойники не отпетыми. Все верующие боялись, что неупокоеные души или младенцы, которые не прошли обряд крещения, обречены на вечные муки.

Прощение грехов

В некоторых поселениях еретиков было слишком много. Люди не хотели молчать о несправедливом (по их мнению) толковании Библии и забвении апостольской бедности. Борьба церкви с еретиками в таких местах становилась особенно жесткой. В деревни направлялись целые вооруженные отряды, имеющие единственный приказ — «уничтожить». Многотысячные убийства церковь объясняла как истинное прощение грехов.

По данным историков особенно противились церковным догматам жители средневековой Франции. Известно, что в начале тринадцатого века уничтожались целые города. Католическая церковь и еретики вели непрерывную борьбу. Однако у церковнослужителей было два преимущества – огромная власть и несметные богатства. Многие рыцари шли на убийство еретиков не из-за каких-то своих верований и убеждений, а в расчете на приличный денежный куш.

Жители города Альби

Пожалуй, историческая об альбигойцах долго еще будет наводить ужас, и вызывать открытую неприязнь. В одном из богатейших районов Южной Франции с центром в городе Альби собралось особенно много еретиков. Туда-то и были направлены карательные отряды католической церкви. Люди, проживающие в городе, считали, что церковь, как и священнослужители, является посланником и прислужником далеко не Господа Бога, а Дьявола.

После карательной «операции» церкви и «прощения грехов» было разрушено несметное количество французских городов, в том числе и Альби. И не просто разрушено, а полностью уничтожено. Солдаты и наемные каратели грабили дома, убивали еретиков и их семьи, включая маленьких детей и стариков, сжигали целые кварталы.

По данным хроники, в одном из городов южной Франции было уничтожено более двадцати тысяч человек. Перед походом солдаты спрашивали папу: «Как отличить «доброго католика» от еретика?». Сегодня ответ бы шокировал многих: «Убивайте всех, кто будет на пути. Бог потом на Небе сам разберется, кто был свой, а кто чужой».

Священная инквизиция

Дабы еще тщательнее и надежнее бороться с еретиками церковь в конце 15 века создает специальные отряды. Священная инквизиция использовала все подручные средства, чтобы побороть инакомыслие (доносы, пытки, казни). Как раз в это время и выносятся смертные приговоры путем повешения.

Именно тогда еретиками стали те, кто «вступил в сговор с нечистой силой», кто пользовался магией, был ведьмой или колдуном. Обвинить в сделке с Дьяволом церковь могла целые деревни.

16-17 века запомнились всем многочисленными судами над ведьмами, которых пытали, вешали, сжигали на кострах, топили и т.д.

Источник: https://www.syl.ru/article/368999/chto-takoe-eretik-borba-tserkvi-s-eretikami

Борьба Католической церкви с еретиками

Во времена Средневековья католическая церковь занимала доминирующую позицию в жизни общества. Воле Папе Римского повиновались представители всех классов: от королей до крестьян.

Церковь обладала не только неограниченной властью, но и бессметным количеством владений и значительными богатствами.

Служители католической церкви умело навязывали обществу комплекс неполноценности и ничтожности перед Богом: именно с этой целью началось активное строительство знаменитых соборов, которые впечатляли своей грандиозностью и величественностью.

Католические священники ревностно проповедовали своей пастве учение о том, что надо жить в бедности, так как это единственный способ получить божественную благодать, сами же купались в роскоши, проводили дорогие церковные обряды и активно собирали десятину с населения.

Как церковь боролась с еретиками?

Несмотря на деспотическую политику церкви, среди представителей крестьян и горожан появлялось все больше людей, которые ставили под сомнение верность ее учений. Они обвиняли духовенство в праздности, в отказе от бедности, и в непомерной трате денег. Католическое духовенство молниеносно отреагировало на религиозные бунтарства, и ответила суровыми репрессиями, которые несколько веков будоражили всю Европу.

Для борьбы католической церкви с еретиками была создана Инквизиция – тайный церковный суд, который на основе анонимных доносов, расправлялся с «посланниками дьявола на земле». Судебный процесс сопровождался длительными жестокими, ужасающими пытками и заканчивался смертной казнью человека.

Судопроизводство характеризовался отсутствием процедуры следствия. Зачастую судьи и обвинители даже не знали имени подсудимого, а обозначали их, как обвиняемый номер один, номер два, номер три и т.д.

Средневековая инквизиция всегда делегировала светским властям полномочие казнить еретиков, однако всегда контролировала то, чтобы приговор был приведен в исполнение.

Инквизиция и публичные сожжения

Смертная казнь проводилась путем публичного сожжения. Сожжение подозреваемых в ереси людей носили массовый характер.

И если на первоначальной стадии жертвами святой инквизиции становились люди, которые были не согласны с классическими учениями церкви, то со временем категории отступников увеличивались в геометрической прогрессии. Привлекательные девушки и женщины обвинялись в колдовстве и порочных связях с дьяволом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Ставропигиальный монастырь что это значит

Младенцы, родившиеся с физическими недостатками, считались детьми сатаны. И тех, и других ожидала неминуемая смертная участь. Семьи еретиков разорялись, их имущество пополам делили между собой государственное казначейство и духовенство. 

Жертвами Инквизиционных процессов стали также научные деятели, первые астрономы, химики, физики, взгляды которых кардинальным образом расходились с учением церкви. Так знаменитый астроном Галилео Галилей смог избежать смерти на костре, только после того, как публично отрекся от учений Коперника.

Согласно подсчетам, огонь священной Инквизиции унес жизни более 12 миллионов жителей Европы, 98% из которых были невиновными.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Крестовые походы: причины и последствия
Следующая тема:   Франция: долгий путь к единству: Капетинги, Людовик VI, Филипп II

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/katolicheskaya-cerkov-v-borbe-s-eretikami

Как католическая церковь боролась с ересями. Что такое еретик? Борьба церкви с еретиками

В ІV веке н. э. император Константин превратил гонимую христианскую религию в официальную, принятую повсеместно на бескрайних просторах Римской империи. После этого гонимые и угнетаемые сторонники христианства сами стали отвергать и преследовать своих врагов, приписывая им неортодоксальные, необщепринятые верования.

В это же время римскими епископами разрабатывалась система взглядов и понятий, которая позже стала основой католицизма. Все, что не подпадало под эту систему, стало презираться, а позже и жестоко преследоваться.

Люди, не согласные с общепринятыми религиозными взглядами, получили название еретиков, а сами учения стали называться ересями.

Никейский Собор

В 313 году издал Акт о веротерпимости, согласно которому всем гражданам предоставлялась свобода вероисповедания. Этот документ, названный позже Миланским эдиктом, по существу, обозначил христианство, как полноценную религию. После этого, в 325 году, состоялся в г. Никее, на котором впервые прозвучало слово «ересь».

Первым еретиком был объявлен епископ Арий, который до этого считался одним из столпов христианства. Арий проповедовал сотворенность, вторичность Иисуса Христа по сравнению с Богом. Ортодоксальным же являлось равенство между Богом и Иисусом Христом, которое позже легло в основу догмата о Троице.

Арий и его последователи, названные арианами, стали первыми носителями тех идей, что проповедовали еретики.

Причины возникновения

Монахи, жившие в начале второго тысячелетия, часто описывали целительные способности святых мощей и различные чудеса, происходящие с верующими.

В этих же записях встречается и крайне неодобрительное упоминание о тех, кто с насмешкой относился к святым реликвиям, возможно, первые еретики и были теми людьми, которые не признавали «святых чудес».

Эти насмешки выливались в протесты, проходившие во имя Евангелия — Евангелия кротости, справедливости, бедности и смирения, Евангелия первых христиан и апостолов. Те взгляды, что проповедовали еретики, базировались на евангелистических понятиях, отражавших, по их мнению, самую суть христианства.

Очаги ереси

Несмотря на ожесточенные репрессии церкви, очаги ереси возникали во всей Европе. Популярное понятие дуализма, как борьбы добра и зла, обрело второе дыхание в еретических течениях. Принцип дуализма состоял в том, что мир был создан не Богом, а восставшим ангелом — Люцифером, именно поэтому в нем так много зла, голода, смертей и болезней. В конце ХІІ века дуализм считался одной из самых серьезных ересей.

Концепция битвы добра и зла, ангела и дракона, была широко распространена в но борьбу с этой идеей церковь начала гораздо позже. Это объяснялось тем, что в XII веке в Европе укрепилась королевская и церковная власть, жизнь относительно стабилизировалась, и принцип дуализма — борьбы — стал не нужен и даже опасен.

Власть и могущество Бога, а значит и Церкви, — то, против чего выступали еретики, и что несло опасность для укрепления католицизма.

Как католическая церковь боролась с еретиками

В начале ХІІІ в. на папский престол взошел целью которого было объединение всего европейского мира, возвращение южноевропейских земель в обитель церкви.

После ряда неудач католическая церковь, приняв на себя все полномочия по искоренению ересей и вступив в союз с королем Франции, возглавила крестовый поход против инакомыслящих. Двадцать лет непрекращающихся войн, массовые сожжения людей привели к полному захвату Лангедока и насаждению католической веры.

Но оставались целые семьи и общины людей, которые тайно сохраняли обычаи своих предков и сопротивлялись завоевателям. Именно с целью выявить и искоренить непокорных была создана инквизиция.

Ереси в истории Церкви: от Оригена до Аполлинария (+)

Иеромонах Димитрий (Першин) на епархиальных миссионерских курсах, организованных Миссионерской комиссией при Епархиальном совете Москвы совместно с Миссионерским факультетом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета прочитал лекцию по истории Церкви, посвященную христианским ересям. Как рождалась Истина в спорах?

Что есть ересь?

Существует представление, что ересь — это коварный замысел, чье-то сознательное решение, злой умысел против Церкви. Мы очень часто воспроизводим это клише в своих дискуссиях, особенно когда мы обнаруживаем черты древних ересей и учений в современных сектах — скажем, в догматике «Свидетелей Иеговы».

Иеромонах Димитрий (Першин)

Полезно понять две вещи. Первое: ересь не возникает на пустом месте. Второе: практически все еретики были довольно ревностными христианами. Некоторые запомнились Церкви еще и как проповедники, сражались за истину, претерпели за это скорби и гонения.

В том, как ереси перетекают одна в другую, есть своя логика. Проблема ереси — это часто неумение абстрагироваться, слышать, быть готовым пожертвовать своим самолюбием. Нередко это проблема неумения мыслить.

Я хотел бы предложить вашему вниманию несколько зарисовок о ересях, о которых мы слышим очень часто, особенно сейчас, в наши дни, в постоянно ведущейся (особенно в последние годы с выходом большого количества антихристианских фильмов) полемике вокруг христианства.

Мы слышим в адрес Церкви и христианства обвинения в том, что они притесняли и обижали Оригена и иных учителей. Отчасти это так. Церковь не всегда в истории была справедлива. Но интереснее посмотреть, как возникали и решались эти проблемы.

Ориген: первый систематизатор

Вспомним кто был в истории Церкви первым систематизатором? Кто создал первую богословскую систему? Это был Ориген.

Одной из главных проблем Оригена было отсутствие богословского контекста в ответе на вопрос: что было первым? Он опирался скорее на философский контекст — неоплатонизм, платонизм с элементами стоицизма.

Портрет Оригена. Работа неизвестного

В платоническом мировоззрении представления о Боге как первоначале были пронизаны вечностью до такой степени, что время растворялось, а само многообразие мира представлялось не совершенством, а последствиями деградации.

Вспомним неоплатонический образ родника, из которого разливается первобытие и постепенно замерзает, охлаждается, деградирует, облекается в тела, в плоть.

Ориген, внеся в свою систему эти элементы платонизма, поставил под вопрос свое Православие. Хотя он претерпел гонения в 251–252 годах, а через полгода после пыток скончался. Его почитали как исповедника и мученика, его гробница долго посещалась.

Вечность Оригена

Многие вещи в богословии в то время были еще не разрешены, и богословие Оригена давало возможность для целого спектра пониманий. На что оно опиралась? Во-первых, Ориген еще не научился различать в Боге актов природы и актов воли, для него они совпадали. Позже это формулировали Афанасий Великий и Иоанн Дамаскин. Ориген этого еще не знал.

С другой стороны, главное, что двигало Оригеном — Вечность. Вечность — это высшая ценность. Бог вечен, поэтому мир, который мы наблюдаем во всем его многообразии, тоже вечен.

Возникает вопрос: почему в многообразии мира происходит деградация? По мысли Оригена, оно происходит потому, что изначально сотворенное было равным для всех, и люди, и ангелы в какой-то момент утрачивают интерес к Богу, начинают постепенно остывать, отклоняться от Бога, облекаться в тело (что уже деградация), а некоторые проваливаются еще ниже и становятся бесами, демонами, падшими духами.

Единственная душа, дух, который сохраняет веру Богу — это душа Иисуса. Благодаря этому Бог может явить себя в мире. Приход Христа — это, скорее, акт педагогики, Он обучает нас.

Что важно: Логос. Это, по сути, некий инструмент, через который Бог присутствует в этом мире. Мир вечен, вечен Логос, вечен и дух, и поэтому в некоторых текстах Оригена мы читаем, что сын Божий — творение. Поскольку творение вечно, то он тоже вечен.

Антиохийская школа

В истории Церкви особенно хорошо известны две богословские школы: Александрийская и Антиохийская. Антиохия была ближе к библейской традиции, она опирается на историю, для нее важны время, конкретные земные события.

Пример различий Александрии и Антиохии: толкование на «ризы кожаные», в которые Бог облекает Адама. Для Александрийской традиции — это наша плоть. В Антиохийской понимается буквально — кожаные ризы. Бог берет животное, сдирает с него шкуры: «Смотри, ты смерть в этот мир втащил, смотри какая это смерть», — все очень конкретно, осязаемо, грубо.

Именно в Антиохийской традиции начинается рецепция Оригена и полемика с ним.

Модализм

Тогда возникает ересь модализма. Ее озвучивали Савелий и Павел Самосатский. Ересь модализма предполагает, что есть некая единая божественная сущность (кстати, термин «единосущный» первым использует и вводит в оборот как раз Ориген).

Павел Самосатский выстраивает учение о том, что Бог являет себя либо в разных ситуациях в образе Отца, Сына и Святого Духа (динамический модализм), либо во времени — как Отец в Ветхом Завете, как Сын сейчас и как Святой Дух в грядущем (исторический модализм).

Лица Троицы в модализме — это некие проявление, эпифании, силы, действия. Это не Личности в том смысле, который мы вкладываем в слово, это не субъекты действий, а некие грани, в которых проявляет себя единая сущность. Поэтому термин «единосущный» ассоциировался с этой ересью, в которой отрицается личностность Троицы и он был осужден Церковью.

Полемика с Оригеном: Арий

В развитии полемики с Оригеном появляется замечательный мыслитель — Арий, тоже представитель антиохийской традиции. Споры, порожденные им, шли полтора столетия. Он создал для Церкви целую серию очень серьезных проблем. Поначалу Арий был ревностным борцом с оригенизмом.

Для Оригена Бог — Творец, Он вечно творит мир. Он вечно рождает Сына и вечно творит вечного же злого духа. Если творение совечно отцу, то имеет место учение о двух началах — дуализм. Творение наделяется божественными свойствами.

Арий как человек более близкий к библейской традиции, естественно, протестует против этого. Он говорит, что творение есть акт. Это точка начала, до которого творения не было, а Бог был. Арий четко разводит эти категории.

Но после Оригена есть четкая связка, что Сын и Дух — это орудия, благодаря которым Отец присутствует в этом мире, создает и творит его.

Соответственно, если творение не вечно, если оно приходит вместе со временем, то, соответственно, и Сын, и Дух, будучи инструментами, приходят тогда же.

Арий отрицает единосущие Сына и Духа Отцу. Сын и Дух Отцу не единосущны, то есть они — только высшие творения Бога-Отца. Они сохранили верность Богу и не отпадают от Него.

Если нет единосущия

Почему это учение ложное? Что оно вычеркивает из жизни, из реальности?

Не происходит встречи Бога и человека. Если даже Христос не единосущен Отцу, то возникает вопрос — каким образом мы спасены? Каким образом случилось наше освящение? Творение не может дать то, чего у него нет. Только Бог может дать человеку Себя Самого, вытащить его. Если этого не случилось, если не Бог очеловечился, то тогда мы не спасены, наша природа не освящена, не вошла в общение с Богом.

Этот аргумент выдвигается против Ария, потом против ересей-духоборцев, которые отрицают единосущие.

Афанасий Великий: единосущие

Афанасий Великий вводит различение природы от Бога. В чем оно состоит? По природе происходит рождение Сына и исхождение Духа. Бытие — это акт природы, Бог не может не родить Сына. Творение мира — это акт свободной воли. Бог мог не творить мир, это не является для него обязательным и необходимым.

Еще раз повторю: Бог — предвечный Отец, но не предвечный творец. У мира нет никакого основания, кроме воли Божией. Это в свою очередь означает, что у него есть цель. Афанасий говорит: это обожение, вхождение в славу Божью, и эту цель должен был осуществить Адам, в котором все свойства и все аспекты этого мира воссоединяются. Он должен был войти в себя, войти в общение с Богом, мир должен был быть освящен и обожен.

Этого не произошло. Мир погружается в тление. Тогда этим путем проходит Бог — Сын Божий, становится Сыном Человеческим.

Источник: https://www.pravmir.ru/eresi-v-istorii-cerkvi-ot-origena-do-apollinariya-video/

Узнаем что проповедовали еретики? Как католическая церковь боролась с еретиками?

В ІV веке н. э. император Константин превратил гонимую христианскую религию в официальную, принятую повсеместно на бескрайних просторах Римской империи. После этого гонимые и угнетаемые сторонники христианства сами стали отвергать и преследовать своих врагов, приписывая им неортодоксальные, необщепринятые верования.

В это же время римскими епископами разрабатывалась система взглядов и понятий, которая позже стала основой католицизма. Все, что не подпадало под эту систему, стало презираться, а позже и жестоко преследоваться.

Люди, не согласные с общепринятыми религиозными взглядами, получили название еретиков, а сами учения стали называться ересями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Молитва сергию радонежскому о помощи

Закрыть