Как стать батюшкой в православной церкви

Почему Вы решили стать священником?

как стать батюшкой в православной церкви

Познакомиться с жизнью Саратовской православной духовной семинарии, ее воспитанниками я приехала в полдень. В это время обычно в светских учебных заведениях занятия завершаются, а в духовной семинарии учебный процесс в самом разгаре. Впрочем, он здесь никогда не прекращается.

Строго регламентированный распорядок дня — непременное условие жизни воспитанников семинарии. Закрытость от внешнего мира дисциплинирует будущих батюшек, воспитывает терпимость, уважение друг к другу, братские отношения. Поэтому и называют семинаристов не студентами, а воспитанниками.

аудитория — храм

От прошлой жизни здесь осталась лишь широкая металлическая лестница с коваными перилами, в остальном трудно узнать здание бывшей кузницы педагогических кадров. Сейчас здесь все по-другому: красиво, просторно, идеальная чистота и множество икон.

Для духовного образования священнослужителей есть все необходимое, но главная аудитория — храм, в котором семинаристы проходят навыки литургической жизни, несут пономарское и певческое послушание, получают первый опыт пастырского служения и церковной проповеди.

В церковном вузе все не так, как в других учебных заведениях. Педагоги уважительно обращаются к студентам в рясе не просто по имени, а «отец». На любом курсе можно встретить священников, служащих на приходах, настоятелей храмов, хотя до получения диплома им еще далеко. Критерии посвящения в сан, т. е. в профессию, здесь другие — духовные.

Хочу служить Богу и людям

Второкурснику священнику Артемию Добрынину, настоятелю храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Приволжское Ровенского района, руководителю миссионерского отдела Покровской епархии, я задала традиционный вопрос, который при поступлении в семинарию задают всем абитуриентам: «Почему Вы решили стать священником?»

— Этот же вопрос мне задал Владыка перед благословением на учебу. Я ответил, что хочу послужить Богу и людям. У меня был перед глазами замечательный пример такого служения. Я тогда жил в Марксе и часто наблюдал, как наш местный батюшка, протоиерей Валерий Генсицкий, общался с прихожанами — как отец родной. Это произвело на меня огромное впечатление и зародило желание тоже стать священником.

Даже мне самому эта мысль казалась тогда невероятной, потому что у меня было все, о чем может мечтать молодой человек. Подростком я уже профессионально занимался баскетболом, был мастером спорта, хорошо зарабатывал, играл за сборную России. Словом, никаких проблем не было.

Но не было и понимания: зачем живу? Однажды, сломав ногу во время игры, я надолго засел дома и решил почитать Евангелие. Книгу, подаренную мне когда-то крестным, никогда до этого не открывал. И был буквально ошарашен тем, что мне открылось: я понял, что живу неправильно, и так живет большинство моих сверстников.

Я стал ходить в храм, читать духовную литературу, больше узнавать о Православии.

Помню свою первую исповедь: очень волновался, но отец Валерий меня поддержал, сказав: «Ты приходи почаще». С тех пор я не пропускал ни одной службы, но и спорт не бросал. Наступил Великий пост, и впервые я постился по-настоящему, по-христиански. Мои товарищи по команде смотрели на меня, как на сумасшедшего, они не понимали, зачем я это делаю, ведь соревнования требуют большой физической отдачи. А я, постясь, чувствовал себя в прекрасной физической форме.

Когда пришла мысль об учебе в духовной семинарии, я поделился ею с отцом Валерием, потом написал письмо Владыке, и он при встрече благословил меня на учебу.

Родители до последней минуты, пока я не сел в автобус, не верили, что я так резко переверну свою жизнь. Учеба в семинарии убедила в правильности выбора. Я нашел свое место, и на втором курсе был рукоположен в священнический сан.

Господь так управил, что сейчас и вся моя многочисленная родня воцерковилась. Половина нашего прихода в Марксе — мои родственники.

— Вы семейный человек, должны содержать семью. Скажите, священство для вас — это работа?

— Если сказать одним словом, то это радость. Как только начинаешь ощущать храм Божий как место своей работы, ты уже просто исполнитель различных треб, а не священник.

Кстати, со спортом молодой священник окончательно не простился. В своем селе отец Артемий намерен тренировать ребят, так что будет скоро православная баскетбольная команда.

В храме продолжается наше обучение

Четыре года назад к священнику Виктору Тихонову, ключарю Свято-Троицкого кафедрального собора, подошел молодой человек и попросил разрешения служить в алтаре, тут же раскрыв свои планы на будущее: он намерен поступить в духовную семинарию и стать священником.

Его взяли, служил пономарем, потом иподиаконом, через год поступил сразу на второй курс семинарии — у будущего священника уже было высшее юридическое образование. Еще через год семинарист Шматко стал отцом Георгием.

Вот так все быстро произошло в его жизни, хотя шел к своей цели молодой батюшка долго, преодолевая сомнения и непонимание своих близких.

— Это был, конечно, не спонтанный шаг.

Уже в старших классах я стал читать духовную литературу, задумываться о смысле жизни и все больше склонялся к мысли о том, что не может человек из поколения в поколение приходить на эту землю только для того, чтобы есть, пить, производить потомство, и опять все по одному и тому же кругу. Мне казалось это бессмысленным. Есть такое понятие — богоискательство. Так вот я занимался этим довольно долго, увлекался многими философскими и религиозными идеями, пока не осознал, что истина в Православии.

— Кто повлиял на Ваше мировоззрение?

— Этот путь я прошел самостоятельно. В моем окружении в то время не было ни одного верующего человека, поэтому никто меня не поддерживал в моих исканиях, наоборот, отношение ко мне становилось все более отрицательно-подозрительным. Вроде был обычным человеком, мог сделать приличную карьеру, хорошо зарабатывать, и вдруг для всех окружающих стал инопланетянином. Прошло время, я сделал самый важный в своей жизни выбор, и все встало на свои места.

— Ваша жизнь сильно после этого изменилась?

— Поменялось все, даже друзья и знакомые. В Церкви я обрел новую семью, здесь встретил свою будущую жену. С нашим храмом, куда меня когда-то маленьким мальчиком приводила изредка мама, связана теперь вся моя жизнь.

— Жизнь священника спокойной не бывает, Вы никогда не сможете полностью принадлежать себе, своей семье.

— В этом и состоит смысл нашего служения. Священник призван приводить людей к Богу, к вечной жизни. Ответственность колоссальная. Нужно постоянно помнить о своем священстве, в любую минуту идти туда, где ждут твоей помощи, нужно всегда оставаться священником, в том числе и выйдя за двери храма. Только так можно стать хорошим батюшкой, которого будут слушать и любить прихожане.

— Вы недавно стали священником. Не сложно ли учебу в семинарии сочетать с церковной службой, семейными заботами?

— Сейчас я служу обязательный для вновь рукоположенных сорокоуст, это значит в течение сорока дней ежедневные Литургии и вечерние богослужения. Батюшка и должен служить не когда захочет, а сколько нужно его прихожанам, так что надо привыкать. С учебой, конечно, сложновато, успеваю только на половину занятий. В семинарии идут на встречу, ведь в храме продолжается наше обучение.

Священство — нескончаемый труд

Воспитать из вчерашних школьников пастырей — дело непростое, поэтому при приеме в духовную семинарию обращают внимание не только на багаж необходимых знаний, но, главное, на духовное состояние будущих батюшек. Далеко не каждому можно доверить предстать перед Престолом Божиим, быть проводником между Богом и людьми.

Сегодня на приходах служат много молодых священников. Открывающиеся храмы нуждаются в священнослужителях, их не хватает. И кадровый дефицит, и Промысел Божий, незримо действующий в жизни тех, кто готов его принять, — видимо, все сошлось воедино. Дорога в семинарию Андрея Касимова, несущего послушание старшего иподиакона, во многом схожа с тем путем, который прошли его товарищи по семинарии.

Андрей вырос в семье, в которой о религии вообще не говорили. Но школьная учительница по истории, казашка по национальности, часто любила повторять: «Историю надо знать, как “Отче наш”». Мало кто в классе понимал, что это такое.

Любознательный парень выяснил, что с этих слов начинается молитва Господня. Начал самостоятельно читать Евангелие, втайне от родителей поститься.

В поселке Трудовой Питерского района храма не было, но к тому времени тема Православия присутствовала во многих СМИ, и Андрей все чаще стал задумываться о вере.

Поступив учиться в СГУ на факультет журналистики, он стал прихожанином саратовского Свято-Троицкого собора, в котором и принял Таинство Крещения. Первое послушание — чтение на клиросе — Андрей получил от бывшего настоятеля храма, нынешнего Епископа Покровского и Николаевского Пахомия.

Молодой человек оказался в ином мире, с другими человеческими отношениями, и уже не хотел возвращаться в прежнюю среду. Настал момент, когда нужно было решить: продолжать учебу в университете или посвятить себя Церкви. Нелегким испытанием стало для молодого человека категорическое неприятие родителей его решения учиться в духовной семинарии. Он вынужден был уйти из дома, тяжело переживал этот конфликт, но настоял на своем. Сейчас Андрей учится уже на последнем курсе.

— Не тяжел ли для воспитанников семинарии армейский режим, жесткие рамки, в которых вы живете все пять лет обучения? Можно ли привыкнуть молодому человеку к жизни, в которой все совершается по звонку?

— Выдерживают не все, почти половина семинаристов по разным причинам уходит, так и не доучившись. Но я бы не стал называть нашу жизнь в семинарии «жесткими рамками». Это те условия, которые необходимы человеку, если он христианин и тем более готовится к пастырскому служению.

Нас учат понуждать себя во всем, при этом помнить, что та планка, к которой мы стремимся, всегда будет оставаться недостигаемой. Священство — нескончаемый труд, и к нему нас готовят в семинарии. Царство Небесное силой берется, как сказано в Евангелии.

А с мамой своей я помирился, слава Богу!

В одном из интервью Ректор духовной семинарии Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин признался, что во время бесед с поступающими на учебу абитуриентами пытается понять, что внутри у человека, зачем он переступил порог семинарии. А в начале нового (2016–2017) учебного года в традиционном обращении к семинаристам пожелал им за годы учебы развить в себе самое главное — любовь к богослужению, Богу и людям.

Ольга Стрелкова

Источник: http://pravpokrov.ru/Articles/index/863

Как стать священником? Как стать священником без семинарии?

как стать батюшкой в православной церкви

Священник – это не просто профессия, а выбор всего жизненного пути. Немногие способны на него, потому что он требует не только определенных знаний и навыков, но и общей склонности к принятию сана, духовности, ответственности и зрелости.

Есть много распространенных вопросов, касающихся служения церкви. В частности, как стать священником без семинарии? В каком возрасте можно избрать такую профессию? Есть и другие вопросы, и все они, без сомнения, требуют подробных и обстоятельных ответов.

Так давайте же узнаем, как стать священником, и кто может посвятить себя служению церкви.

Кто может стать священником?

Посвятить себя служению церкви при желании может практически каждый мужчина. Однако путь этот нелегок и предполагает большую выдержу и веру.

Еще до получения богословского образования священник должен проявлять склонность к служению, воспитывать в себе высокие моральные качества, укрощать свои низменные и греховные устремления и, конечно, часто посещать церковь.

Будет лучше, если он заранее изучит церковные книги и песнопения, ознакомится с тем, как совершают службу и так далее. Это существенно облегчит дальнейшее обучение.

Обретение профессии и поступление

Тем, кто задается вопросом о том, как стать священником в России, необходимо знать определенные правила. Первостепенной задачей является получение образования в духовной семинарии. Поступающий в нее должен соответствовать следующим правилам:

  • возраст: от 18 до 35 лет, мужчина;
  • семейное положение: женат впервые или холост;
  • полное среднее образование;
  • рекомендация от православного священнослужителя.

После предоставления всех требуемых бумаг абитуриент проходит собеседование, на котором оцениваются мотивы поступления, искренность намерений, а также умение правильно и связно излагать свои мысли.

На вступительных испытаниях оценивается знание Ветхого и Нового Заветов, Катехизиса и истории Русской Православной Церкви. Кроме того абитуриенты должны пройти письменный экзамен – изложение на церковно-историческую или библейскую тему. Проверяется знание основных молитв и песнопений, а также вокальные данные. Обязательное требование – это умение читать Псалтырь на церковно-славянском языке.

Как проходит обучение?

Те, кто интересуются, как стать священником, должны знать еще условия обучения в семинарии. Вступительные экзамены проводятся в августе. Занятия, как и в других образовательных заведениях, начинаются с первого сентября. Обучение в семинарии – это жесткая проверка веры и правильности выбора жизненного пути. В ней царит строгая дисциплина, и не все могут пройти этот этап до конца.

Отметим, что студенты, приехавшие из других городов, получают место в общежитии на все пять лет обучения. Естественно, семинаристы должны неукоснительно соблюдать правила обитания в нем, в частности, ночи необходимо проводить в своей комнате.

Всем учащимся предоставляется стипендия. Молодые люди, прошедшие обучение, могут рассчитывать на рукоположение в священники. Это возможно только после прохождения исповеди и сдачи еще одного экзамена. При этом отметим, что обучение в семинарии не гарантирует обязательное получение сана.

Приходской священник или монах?

Еще до окончания семинарии студенты должны определить, намерены ли они жениться. Это решение является очень ответственным, ибо менять свое семейное положение после посвящения уже нельзя.

Итак, будущий служитель церкви должен либо избрать путь монаха, которому запрещено вступать в брак, либо жениться и стать приходским священником.

При этом предполагается абсолютная моногамность не только от посвящаемого в сан мужчины (он не может расторгнуть брак или жениться повторно даже в случае вдовства), но и от его супруги: она не должна быть вдовой или разведенной.

Что происходит после окончания семинарии?

Закончив образование, выпускников распределяют по приходам, к которым они и прикрепляются. С течением службы становится возможным получение нового сана. Первая ступень церковной иерархии – это дьякон. За ней следует уже непосредственно рукоположение. А высшая степень священничества – это уже сан епископа. При этом тем, кто желает знать, как стать священником, необходимо знать еще одну деталь.

Монахи (те, кто избрал безбрачие) имеют больше возможностей продвинуться вверх в церковной иерархии. Только у них есть шанс получить сан епископа и стать митрополитом, возглавив целую епархию. Кроме того, исключительно из монахов выбирается Патриарх. Если же выпускник выбрал путь женатого приходского священника, он не может подняться выше протоиерея в должности настоятеля.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находится святогорский монастырь

Можно ли стать священником без специального духовного образования?

Есть вопрос, который интересует многих желающих посвятить себя церкви. Он звучит так: «Можно ли и как стать священником без семинарии?» На самом деле, это возможно, но только при том условии, если глава его прихода лично произведет обряд посвящения. Сразу нужно отметить, что получение сана таким образом практикуется в очень немногих церквях. Так что без специального богословского образования в семинарии все же не обойтись. Это непременное условие для получения сана.

Духовное образование в Беларуси

Для многих важным является вопрос о том, как стать священником в Беларуси. В данной стране есть большое количество соответствующих заведений, в которых могут обучиться желающие посвятить себя церкви. Попробуем их перечислить. Итак, в Беларуси сейчас действуют три училища, расположенные в Минске, Витебске и Слониме. Кроме этого, в столице работает семинария, а также духовная академия. Еще нужно упомянуть Институт теологии при Белорусском государственном университете.

При этом в Академию принимаются исключительно мужчины, обладающие высшим богословским образованием. Будущий священник должен быть холост или состоять в первом браке, обязательно крещеным.

В семинарию Минска принимают как тех, у кого есть высшее образование, так и лиц, имеющих только среднее богословское образование. Кроме того, сюда может попасть только тот, кто отслужил в армии или документально освобожден от нее.

Отметим, что на некоторые отделения духовных училищ могут поступать и девушки.

Таким образом, выбор учебных заведений велик, и здесь все тоже в первую очередь определяется искренностью побуждений и веры будущего священнослужителя.

А что у католиков?

Тем, кто интересуется, как стать католическим священником, нужно знать некоторые нюансы. Путь к служению в церкви оказывается еще более сложным, чем принято в православии. Первым отличием является, то, что в католицизме не существует так называемого белого духовенства. Таким образом, священник не может создавать семью. Обучение будущих служителей церкви происходит в семинариях, в которые можно поступить или после получения высшего образования, или окончив гимназию.

В первом случае обучение займет четыре года, во втором – восемь. Стоит отметить, что юноша, желающий прийти в семинарию, уже должен быть ревностным католиком и хотя бы два года активно участвовать в приходской жизни. Завершив обучение, будущий священник должен шесть месяцев отслужить в церкви качестве дьякона и убедиться в верности выбранного пути. По истечении этого времени производится обряд рукоположения в сан и назначение в определенный приход.

Таким образом, путь католического пастора хоть и не во многом, но отличается от того, как стать православным священником.

Возрастные ограничения

Как уже упоминалось в статье, попасть в семинарию может только мужчина в возрасте не младше 18 и не старше 35 лет, то есть, закончив учебу, можно стать священником в 40 лет или раньше. Однако некоторые люди начинают испытывать тягу к этому призванию гораздо позже установленных сроков. Они задаются вопросом: «Можно ли в этом случае стать священником?»

Вариантом для таких людей может стать заочное обучение в духовной академии – там возрастной предел до 55 лет. Но есть одно условие: абитуриент должен нести церковно-приходское послушание, и это должно быть подтверждено документально. Даже после поступления нужно ежегодно предоставлять характеристику с места несения послушания, причем ее необходимо заверять у правящего архиерея.

В любом случае, вопрос священничества после установленных сроков должен решаться в индивидуальном порядке.

Как стать женой священника?

Многие верующие девушки хотят выйти замуж за священника. Однако такая жизнь – это тоже своего рода призвание, и не каждая оказывается к этому готова. Но тем, кто все же интересуется, как стать женой священника, нужно знать некоторые детали.

В первую очередь стоит понимать, что молодой человек, учащийся в духовной семинарии, не может знакомиться привычным образом, например, посещая вечеринки или концерты.

Невестами будущих батюшек обычно становятся девушки из верующих семей, посещающие церковь или регентский класс при семинарии.

Как мы уже упоминали, избранница священника не может быть вдовой или разведенной и к тому же должна быть девственницей, впрочем, как и ее жених. При этом разрешение на свадьбу семинаристу может дать только ректор.

Кстати, предъявляются определенные требования и к профессии будущей жены священника. Она никак не должна компрометировать своего супруга. А раньше существовало предписание, запрещающее служителям церкви жениться на актрисах, эта профессия считалась недостойной.

Как бы то ни было, девушки, желающие соединить свою судьбу со священником, должны осознавать, что этот выбор сопряжен с определенными трудностями. Например, жена должна последовать за мужем в любой, даже самый удаленный и бедный приход и не жаловаться, что супруг гораздо больше внимания уделяет другим людям.

Кроме того, жизнь матушки часто вызывает обсуждение церковных прихожан, она все время на виду. Таким образом, этот путь предполагает высокую ответственность и требует большой моральной силы и выдержки, чтобы быть не просто спутницей, но и опорой, и надежным тылом для своего супруга.

Профессия или призвание?

Теперь мы знаем, как человеку стать священником. Однако к числу основных требований следует причислить еще и определенные моральные качества: сила духа, терпение, стремление помогать и словом и делом, любовь к людям. Те, кто желают стать священниками, должны быть готовы к жизни по особым канонам, к добровольному отказу от многих радостей и удовольствий.

Не каждый готов к подобным шагам. И совершаться они должно исключительно по велению сердца, только тогда этот путь становится истинно праведным и благим. И тогда вопрос о том, как стать священником и то, насколько это трудно, отходит на второй план. А первостепенным становится уже стремление достойно проявить себя на этом непростом поприще. Таким образом, священничество — это в первую очередь не профессия, а призвание и выбор, определяющий целую жизнь человека.

Источник: https://FB.ru/article/174558/kak-stat-svyaschennikom-kak-stat-svyaschennikom-bez-seminarii

Как стать священником | Про профессии.ру

как стать батюшкой в православной церкви
Стать священнослужителем и помогать ближним — это значит, полностью посвятить себя вере и религии. Но чтобы получить сан и работать в приходе, нужна соответствующая подготовка. Не только изучение наук, грамматики и письма позволят стать служителем церкви, но и духовная готовность к принятию сана.

Обучение в семинарии является первоначальной задачей для достижения сана. Но поступающий должен подходит по следующим требованиям:

  •  мужской пол, возраст от 18 до 35 лет;
  •  семейное положение: холост или состоящий в первом браке;
  •  наличие законченного среднего образования;
  •  рекомендация от служителя церкви.

Помимо стандартных для набора условий имеются требования по начальным знаниям семинариста. Это должно быть умение хорошо излагать свои мысли, уметь передавать библейские рассказы в точности с вложенным смыслом.

При поступлении комиссией также будут проверяться умение читать Псалтырь и вокальные данные для выступления в хоре.

Общая длительность обучения составляет 5 лет. При этом студенты получают стипендию. Иногородним семинаристам предоставляется не только место для проживания, но и питание. Проживание в общежитие предполагает соответствие многим правилам. Например, в ночное время каждый семинарист должен находиться в своей комнате. Кроме того посещения студентов посторонними запрещено. Исключение составляет лишь общение с родными, приехавшими встретиться с будущим священнослужителем.

Сдача экзаменов для поступления в семинарию начинаются с середины августа. Полноценное обучение поступивших осуществляется с 1-го сентября, как и в любом обычном ВУЗе.

После окончания обучения семинаристы отправляются к своему приходу, к которому они будут прикреплены. По мере длительности и исправности службы возможно получение нового сана. Согласно нынешнему званию священнослужитель может или просто присутствовать на таинствах, или проводить их.

Наиболее важным вопросом является семейное положение на момент окончания семинарии. Будущий священнослужитель должен стать монахом, жениться или же отложить принятие сана.

Как стать священником РПЦ

Стать священнослужителем Русской Православной Церкви можно только после обучения в специализированном учебном заведении. К ним относятся университеты, семинарии, институты и академии. Обучение в них сложное и требует полной отдачи и точного соблюдения правил.

После завершения обучения новоиспеченный священнослужитель поступает в один из приходов, закрепленных за отдельным учебным заведением. Затем по мере получения новых санов возможен переход в один из приходов, относящихся к РПЦ.

Расположенные по всему миру церкви и соборы РПЦ принимают только тех священнослужителей, которые имеют высокий сан и за все время своего служения приходу помогли в развитии церкви и наставлении прихожан.

Как стать священником без семинарии (без образования)

Человеку, не имеющему семинарского образования, стать священнослужителем можно только в том случае, если глава его прихода произведет рукоположение. Но данное получение сана практикуется исключительно в немногих церквях, поэтому семинаристское образование является обязательным условием для становления священнослужителем.

Как стать православным священником

Теоретически стать православным священником может любой человек мужского пола, крещенный в православии и получивший соответствующее образование. Практически же к служению надо готовиться с раннего детства. Эта профессия нередко переходит от отца к сыну. Получить первоначальное православное образование можно не только в семье, но и в воскресных школах, которые сейчас открыты при многих храмах.

Получить специальное образование будущий священник может в семинарии или духовном училище, а также – в духовной академии или духовном университете. Однако диплома для того, чтобы стать священником, недостаточно. Им становятся только после совершения особого обряда – таинства рукоположения в священный сан.

Таинство рукоположения

До того, как его принять мужчине приходится сделать еще один жизненно важный выбор: решить будет ли он обзаводиться семьей. Если не мыслит себя без семьи, то жениться, причем по церковному канону, он должен до рукоположения.

В этом случае он будет принадлежать к так называемому «белому духовенству». «Черное духовенство» – те, кто принял монашество и отказался от плотских утех, жениться уже не смогут. Однако именно для них открываются все карьерные перспективы.

Епископом, архиепископом, митрополитом и патриархом могут стать исключительно представители «черного духовенства».

Как стать католическим священником

Путь в католические священники еще более суров. В католицизме нет «белого духовенства», поэтому, только собираясь вступить на этот путь, надо быть готовым к обету безбрачия.

Духовное образование католические священники получают в семинарии, куда могут поступить либо после гимназии, либо после вуза. В первом случае учиться придется 8 лет, во втором – 4 года.

После окончания обучения будущему священнику дается полгода испытательного срока на службе в церкви для того, чтобы он окончательно решил, верный ли путь избрал. После окончания этого срока состоится обряд рукоположения в сан.

Как можно убедиться, священничество – это не только выбор профессии, но и выбор всей дальнейшей жизни. Поэтому он требует особой ответственности и зрелости.

Возможно Вас заинтересуют:

Источник: https://proprof.ru/stati/careera/vybor-professii/kak-stat/kak-stat-svyashchennikom

Как стать батюшкой в православной церкви

Стать священнослужителем и помогать ближним — это значит, полностью посвятить себя вере и религии. Но чтобы получить сан и работать в приходе, нужна соответствующая подготовка.

Не только изучение наук, грамматики и письма позволят стать служителем церкви, но и духовная готовность к принятию сана.

Обучение в семинарии является первоначальной задачей для достижения сана.

Но поступающий должен подходит по следующим требованиям:

  •  мужской пол, возраст от 18 до 35 лет;
  •  семейное положение: холост или состоящий в первом браке;
  •  наличие законченного среднего образования;
  •  рекомендация от служителя церкви.

Помимо стандартных для набора условий имеются требования по начальным знаниям семинариста. Это должно быть умение хорошо излагать свои мысли, уметь передавать библейские рассказы в точности с вложенным смыслом.

При поступлении комиссией также будут проверяться умение читать Псалтырь и вокальные данные для выступления в хоре.

Общая длительность обучения составляет 5 лет. При этом студенты получают стипендию. Иногородним семинаристам предоставляется не только место для проживания, но и питание.

Проживание в общежитие предполагает соответствие многим правилам. Например, в ночное время каждый семинарист должен находиться в своей комнате. Кроме того посещения студентов посторонними запрещено.

Исключение составляет лишь общение с родными, приехавшими встретиться с будущим священнослужителем.

Сдача экзаменов для поступления в семинарию начинаются с середины августа. Полноценное обучение поступивших осуществляется с 1-го сентября, как и в любом обычном ВУЗе.

После окончания обучения семинаристы отправляются к своему приходу, к которому они будут прикреплены. По мере длительности и исправности службы возможно получение нового сана. Согласно нынешнему званию священнослужитель может или просто присутствовать на таинствах, или проводить их.

Наиболее важным вопросом является семейное положение на момент окончания семинарии. Будущий священнослужитель должен стать монахом, жениться или же отложить принятие сана.

Как стать батюшкой в православной церкви?

В Евангелии от Иоанна 15:16 Иисус говорит о том, что не люди Его выбирают, а Он выбирает служителей для приношения плода.

Стать священником — это выбор жизни, который делается по Божьему призванию и добровольным отречением от земных радостей. Им может стать мужчина, который имеет богословское образование и рукоположенный в сан священнослужителя.

Что означает служение Богу

Священник — это не профессия или работа, которая длится 8 часов и далее жить личной жизнью. Служение Богу — полное посвящение себя людям в качестве верного Божьего слуги, готового в нужный момент стать помощником, посредником, духовным наставником, пастырем.

Читайте о священстве:

  • Рукоположение во священника
  • Батюшка, священник и поп — в чем разница

Посвятить свою жизнь служению церкви может каждый желающий мужчина

Возможно, кто-то мечтает стать батюшкой из-за достатка, так обилие приходит со временем, и не всякий приход может обеспечить священнику достойное содержание.

Батюшкам в быту приходится заниматься теми же делами, что и обычным людям, при этом у них постоянные форс-мажорные обстоятельства:

  • кто-то умер и надо хоронить;
  • другой зовет помолиться у постели тяжелобольного;
  • там крестины;
  • третьего надо соборовать.

Никого не волнует, как в это время обстоят домашние дела в семье священнослужителя.

Главное, священничество — великая ответственность перед Богом, Который доверяет пастырство определенному человеку, с него потом спросится, с него и его потомков.

Кто может стать священником

Желание стать батюшкой рождается в сердце, наполненном познанием Бога и миссии на земле, как христианина.

Истинное понимание глубины посвящения Богу и людям свойственно мужчинам, которые обладают определенными моральными качествами:

Глубокое понимание священнического служения доступно воцерковленным христианам, они согласны отказаться от многих, пусть земных радостей, чтобы во всей полноте принять счастье общения с Богом.

Будущий священник должен воспитывать в себе высокие моральные качества с ранней юности

В первую очередь, желающие стать батюшкой должны понять, что жизнь служителя Божьего посвящена людям, в ней нет часовых ограничений, но есть строгие правила и распорядок. В пасторском служении нет отпуска по желанию или за свой счет, с этой должности нельзя уволиться по собственному желанию или поменять место работы.

Священник — подвластный человек, над которым есть вышестоящие служители, послушание является беспрекословным. Это называется смирением, что для Бога является самой высокой жертвой. Немногие христиане могут стать священниками не из-за отсутствия каких-то глубоких знаний, а от неимения христианской зрелости и умения принимать ответственность.

До получения образования богослова, мужчины должны проявить себя в служении, это должно быть потребностью и наслаждением, приоритетом в жизни. Невозможно представить в роли священнослужителя человека не воцерковленного, не живущего интересами церкви, не соблюдающего посты и молитвенные правила. Батюшкой не может стать человек, обладающий низкими моральными качествами, не умеющий укрощать свои греховные мысли.

Важно! Священнослужителем может стать христианин, познавший все каноны церкви через обучение в семинарии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как часто ходить в церковь

Как получить семинарское образование

Богословское образование открывает двери к получению сана священника.

Основные требования ко всем желающим:

  • возраст — 18-35 лет;
  • семейное положение — холост или единожды женат;
  • среднее образование;
  • психически здоров;
  • рекомендации от православного священника.

Обучение в духовной семинарии

При поступлении в семинарию желающие стать священнослужителями должны ориентироваться в Библии, Старом и Новом Завете, знать Катехизис и историю Церкви, что проверяется во время экзамена.

Перед допуском к сдаче экзамена следует пройти тестирование на знания молитв, песнопений и обладание основами вокала. Обязательным условием является умение владеть церковнославянским языком и чтение на нем псалмы.

Человек, не сумевший на собеседовании ясно изложить свои намерения, мотивы, доказать искренность и желание служить Господу и людям, может быть не допущен к сдаче экзаменов.

На заметку! Август — время сдачи экзаменов, поступившие приступают к обучению с 1 сентября.

Абитуриентами следует быть готовым к жесткой проверке веры и соблюдению строгой дисциплины. Сразу хочется предупредить, что до конца доходят самые верные и избранные Богом.

Живущим в других городах в семинарии предоставляется общежитие, в котором также жесткие правила, нарушение их может грозить исключением из семинарии.

Все семинаристы обеспечиваются стипендией. По окончании семинарии сдаются выпускные экзамены, проходит исповедь, и после чего самые достойные могут быть рукоположены, станут батюшками, но это не есть обязательная гарантия после окончания духовного заведения.

Монах или священник

Находясь в звании семинариста, будущие священнослужители должны определиться с важной задачей, накладывающей печать на всю жизнь.

Выпускники до окончания семинарии, должны определиться, какой путь они выбирают, монашества или священства, черное или белое братство.

При решении быть женатым человеком, иметь семью, детей, дорога одна — стать батюшкой, вступив в брак до посвящения. При этом выдвигаются строгие правила как к будущему супругу, так и его жене.

Батюшка может иметь только одну жену

Будущая матушка до вступления в брак не должна иметь предыдущих семейных связей. Она не может быть вдовой или разведенной. Батюшка может иметь только одну жену. Даже если останется вдовцом, ему запрещено вступать в повторный брак.

Выбирая себе в жену девушку, будущий священник должен объяснить ей все индивидуальные особенности в роли матушки, а это запрет на вечеринки, определенные требования к одежде, поведению. Как правило, девушки-христианки, готовящиеся стать матушками, воспитываются в православных христианских семьях, знакомых с канонами церкви.

Внимание! Без разрешения ректора богословского учреждения семинарист не может жениться.

Невеста будущего священнослужителя должна осознавать всю ответственность своего звания, быть готовой:

  • следовать за мужем в самую глубинку;
  • находиться всегда на виду;
  • стать примером для других христианок в качестве жены;
  • принять то, что супруг будет постоянно занят церковными проблемами и другими людьми.

Другой путь — монашество, при котором жениться запрещено, молодой человек добровольно отказывается от радости главы семейства, отцовства, вверяя жизнь в Божьи руки.

Атрибуты священников:

  • Что такое священническая епитрахиль и зачем она нужна
  • Священнические поручи

После окончания духовного заведения

Получив распределение в приход, выпускники должны пройти определенные ступени иерархической лестницы.

Выбравшие путь священнослужителя вначале служат дьяконами, после чего их рукополагают на батюшек, высшая ступень — епископство, протоиерейство, настоятель.

В Таинстве Хиротонии — рукоположении участвует Святой Дух, который наполняет сердце будущего наставника мирян особой любовью к ним и делает батюшку носителем Божьей благодати.

Таинство хиротонии

Хиротония совершается епископом в алтаре во время Литургии.

Внимание! Члены черного братства, монахи, могут стать епископами, митрополитами и главами епархий. Патриарх выбирается из монашеской братии, для священников этот путь закрыт.

Богословское образование является обязательным условием при получении сана, хотя, глава прихода может взять на себя ответственность и произвести обряд посвящения в священники без специального образования.

Эта практика присуща немногим церквям, и опыт показывает, что батюшке без богословского образования обойтись трудно.

Где можно получить духовное образование

Помимо России, духовное образование можно получить в Беларуси. Минск — столица, в которой есть не только училище, семинария, но и академия.

Белорусский государственный университет один из немногих вузов бывших стран СНГ, открывший институт теологии. Витебск, Слоним готовы принять желающих получить среднее богословское образование в специальном училище. Стать слушателями училищ могут и девушки.

Шанс стать священником в зрелом возрасте

История Церкви хранит случаев, когда мужчины, живущие в миру, как обычные христиане, обнаруживали в себе дар служения людям. Они вначале помогают, потом начинают прислуживать в храме, а затем принимают решение стать батюшкой.

При богословских заведениях предлагается заочное обучение, возрастной ценз в котором увеличивается до 55 лет.

На заметку! На заочное обучение принимаются абитуриенты, уже несущие церковное служение, имеющие рекомендации священника и благочинного, документально заверенные у архиерея бумаги.

Каждый вопрос рукоположения в сан священника рассматривается индивидуально.

Как стать священником

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/kak-stat-svyashhennikom.html

Как стать священником? Как стать священником без семинарии :

Для некоторых людей служение Богу является главной целью в жизни. Они с радостью готовы отдать всего себя ради достижения глубокой духовности. Именно эти люди чаще всего задаются вопросом: «Как стать священником?» Ведь благодаря этой профессии человек может не только приблизиться к Всевышнему, но и помочь другим увидеть его свет.

Итак, давайте детально разберемся в том, как становятся священниками. Какие навыки для этого необходимы? Кто может претендовать на этот сан? И почему лишь немногие остаются верными Богу до конца своей жизни?

Почему становятся священниками?

Начать стоит с немного риторического вступления. Работа священника – это призвание, а не способ обогащения. Естественно, есть и те, кто желает использовать духовный сан в корыстных целях. Но эти люди обязательно получат по заслугам, ведь Бог видит все. В том числе и греховные помыслы человека.

В основном же священниками становятся те, кто желает служить Господу. Для таких людей мирская жизнь является второстепенной. Ее блага и соблазны не тревожат их, так как им куда важнее донести слово Божье до людей. Однако, чтобы начать проповедовать, недостаточно иметь одну лишь веру в Господа.

Требования к будущим священнослужителям

В православии стать священником церкви может только мужчина. Для этого ему необходимо окончить духовную семинарию. Обучение там бесплатное, но каждый желающий туда поступить должен соответствовать следующим требованиям:

  • Во-первых, здесь есть возрастные ограничения. Поступить на очное отделение семинарии могут мужчины от 18 до 35 лет. Заочное отделение поднимает верхний порог до 55 лет, но при этом значительно усложняет сам процесс обучения.
  • Во-вторых, необходимо иметь аттестат, подтверждающий наличие полного среднего образования. Школьные оценки особой роли не играют, однако человек должен уметь грамотно писать и читать.
  • В-третьих, решающим фактором может стать семейное положение мужчины. По православным канонам, священник может жениться только один раз. Поэтому он не может заключать повторные браки, а также брать в жены вдову или разведенную.

Еще одной немаловажной деталью является рекомендательное письмо от приходского священника. В нем наставник отчитывается о достижениях своего подопечного. Например, там может говориться о том, что послушник участвовал во всех службах, пел в хоре, звонил в церковный колокол и так далее.

Предварительная подготовка

Для тех, кто размышляет о том, как стать православным священником, есть маленький совет: начните подготовку к поступлению в семинарию за несколько лет до намеченного срока. Это нужно сделать по следующим причинам.

Как говорилось ранее, от всех абитуриентов требуют наличия рекомендательного письма. Ни один уважающий себя батюшка не даст такой документ первому встречному. Следует быть готовым к тому, что придется доказывать силу своей веры. Для этого необходимо поработать на благо храма, беспрекословно выполняя все указания приходского пастыря.

К тому же, как стать священником, не обладая нужными знаниями? Естественно, многому научат в семинарии. Но человек и сам должен тянуться к свету познания. Для начала необходимо прочитать Ветхий и Новый завет, а также ознакомиться с историей православного мира. Ведь это тот минимум, без которого не может существовать ни один православный человек.

Что ждет на экзаменах?

Духовная семинария во многом похожа на другие образовательные заведения. Экзамены здесь проводятся в конце лета, приблизительно за месяц до начала учебного года. Принимает их специальная комиссия, которая состоит из преподавателей семинарии. Есть письменные и устные экзамены.

Первым делом поступающим задают вопросы, касающиеся историй из Библии. Это помогает понять, насколько хорошо человек ориентируется в Священном Писании. Если ответы их удовлетворяют, то дальше идет еще одна череда вопросов, затрагивающих основные молитвы и псалмы.

Все, кто проходит устную часть, допускаются ко второму экзамену. Здесь нужно будет написать сочинение на предложенную комиссией тему. Чаще всего просят выразить свое отношение к неким библейским событиям. Однако следует быть готовым и к тому, что могут поручить описать историю Русской православной церкви.

Заключительный этап проверки

Следует понимать, что успешная сдача экзаменов не является гарантом поступления в духовную семинарию. Ведь после официальной проверки знаний все абитуриенты проходят заключительное собеседование. На нем старшие священнослужители определяют искренность мотивов студентов и то, насколько они подходят для этой роли. И если кто-то из наставников решит, что их подопечный лукавит сердцем, его сразу же отправят домой.

Обучение в семинарии

Семинария – это тот же университет. Здесь есть множество предметов и преподавателей, которые с радостью расскажут, как стать священником. Естественно, главный упор будет делаться на духовное просвещение. В частности, студентов обучат особенностям проведения таинств, священных обрядов и молебни. Также немало времени будет уделяться старославянскому церковному языку, который у духовенства считается основным.

Следует заметить, что всем студентам предоставляется бесплатное общежитие. Однако жизнь в нем накладывает определенные обязательства. Молодым послушникам необходимо соблюдать строгий режим. Они не могут нарушать его, а уж тем более игнорировать. Также придется забыть о таких вещах, как алкоголь, табак, телевидение и интернет.

Подобные спартанские условия быстро обучат тому, как стать священником. Ведь в будущем человеку придется самостоятельно ограждать себя от всевозможных соблазнов и искушений.

Деление на белое и черное духовенство

На последнем курсе семинарии студент должен сделать самый ответственный выбор. Он обязан определиться, к какому духовенству он будет относиться: к белому или черному. Следует отметить, что в будущем этого решения уже не изменить.

Суть белого духовенства заключается в том, что священник оставляет за собой право жениться. Сделать это он сможет лишь один раз в жизни. При этом существует ряд определенных критериев, которые ограничивают круг его потенциальных партнерш. Но куда важнее то, что белый священник не может продвинуться в сане дальше протоиерея.

Чего нельзя сказать о черном духовенстве – его приверженцы способны дослужиться до звания епископа и выше. Поэтому на этой стадии человеку придется выбирать между возможностью создать семью и высшим духовным саном.

Как стать священником без семинарии?

По правде говоря, получить должность священнослужителя можно и без соответствующего диплома. Для этого нужно, чтобы пастырь провел специальный обряд посвящения. Но для этого необходимо разрешение епископа, который вряд ли даст добро без веской причины на то. К тому же отсутствие духовной семинарии за спиной сильно ограничивает продвижение в сане.

Для общего развития скажем, что подобные посвящения были актуальными во время войны. Когда каждый священник был на вес золота, а времени и возможности их обучать у духовенства попросту не было.

Источник: https://www.syl.ru/article/284698/new_kak-stat-svyaschennikom-kak-stat-svyaschennikom-bez-seminarii

Как стать батюшкой в православной церкви — Слово к Богу

Для некоторых людей служение Богу является главной целью в жизни. Они с радостью готовы отдать всего себя ради достижения глубокой духовности. Именно эти люди чаще всего задаются вопросом: “Как стать священником?” Ведь благодаря этой профессии человек может не только приблизиться к Всевышнему, но и помочь другим увидеть его свет.

Итак, давайте детально разберемся в том, как становятся священниками. Какие навыки для этого необходимы? Кто может претендовать на этот сан? И почему лишь немногие остаются верными Богу до конца своей жизни?

Православный священник

Православный священник — в общеупотребительном (нетерминологическом) значении — служитель религиозного культа.Профессия подходит тем, кого интересует религия (см.выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

По учению Церкви, священство – одно из семи Таинств. Это значит, что для того, чтобы стать священником, недостаточно получить диплом, и тем более, невозможно объявить себя самому священником.

Человек становится священником после того, как его рукополагает, то есть посвящает, епископ, имеющий, по церковному учению, особую власть. Эту власть епископ, в свою очередь, получил от предыдущих епископов. Цепочка рукоположений тянется вглубь веков и начинается от Христа и апостолов, поэтому называется Апостольским преемством. Оно даёт возможность получать духовные дары для совершения таинств.

Священник совершает шесть из семи церковных таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние (исповедь), брак (венчание) и елеосвящение (соборование). Таинство священства (рукоположение в священный сан) может совершать только епископ. Во время богослужений священник возносит молитву за весь мир.

Поскольку одной из важнейших обязанностей является совершение исповеди, священнику необходимо уметь глубоко чувствовать человека, его проблемы и особенности.

Кроме того, приходской священник призван быть организатором приходской жизни, должен быть не только наставником, но и другом своих прихожан, готовым быть рядом с ними в горе и радости.

Священство имеет три степени: епископ (патриарх и митрополит – разновидности епископского служения), священник, диакон (в просторечии дьякон). Духовенство подразделяется на чёрное (монахи) и белое.

Епископом может стать только монах, священники и диаконы могут и быть монахами (иеромонахи и иеродиаконы) и не быть. Обычно белое духовенство – семейное, но жениться можно только до рукоположения и только один раз.

Женщин в Православной Церкви не рукополагают, но женщины занимают в церковной жизни важное и заметное место.

Важные качества

Профессия священника не обычная, её надо бы назвать служением, она требует особого призвания. Как и врач, священник должен быть связан с людьми не только профессиональными знаниями, но и личными качествами: доброжелательностью, открытостью к нуждам и проблемам.

Конечно, в первую очередь необходимо, чтобы сам священник имел веру: пытаться выполнять священнические функции механически, «не ради Иисуса, а ради хлеба куса» не только нечестно, но и бессмысленно и несостоятельно даже с чисто профессиональной точки зрения.

Поэтому брак в работе и врача, и священника особенно недопустим: профанация в этих служениях более опасна, чем в других профессиях.

Оплата труда

Обычно священниками становятся после учёбы в духовных семинариях. Правда, одно время из-за нехватки священников приходилось рукополагать людей, не имевших специального образования, но теперь в этом нет необходимости: количество семинарий и духовных училищ за последние годы увеличилось.

Самые известные из них – Московские Духовные семинария и академия в Троице-Сергиевой Лавре и Санкт-Петербургские. Кандидат на поступление обязан, помимо сдачи экзаменов, иметь характеристику от приходского священника.

Источник: https://www.profguide.io/professions/Pravoslavnyy_svyashchennik.html

Возраст кандидата и хиротония во священнослужители

Всем известны церковные правила, устанавливающие определенный возраст для хиротонии в священные степени. Эти правила созданы для того, чтобы кандидат во священнослужители достиг достаточного возраста, чтобы отдавать отчет в понимании ответственности священного служения и имел определенный жизненный опыт.

В частности, указывается, что во иереи можно рукополагать после 30-ти лет, а во диаконы после 25-ти лет. Однако в старообрядческих согласиях эта норма исполняется далеко не всегда. По разным, иногда весьма вынужденным обстоятельствам хиротония во священнослужители совершается ранее указанных возрастов.

Подобная практика вызывает соблазны и пересуды. Некоторые «ревнители» договариваются до того, что отказываются признать действенность подобных хиротоний и совершенные поставленными священниками таинства.

По этой причине мы публикуем размышление на эту тему архиепископа Тбилисского и всея Грузии Павла (Хорава, Грузинская Древлеправославная Церковь).
 

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находятся мощи матроны

О правилах возраста хиротоний

Среди правил Вселенских Соборов есть таковые, которые не всегда выполнялись с одинаковой строгостью. Например, правила 14 и 15 VI Собора, 15 IV Собора и 16 (22) Карфагенского Собора повелевают рукополагать (во) пресвитера — 30-ти лет, (во) диакона — 25-ти лет, (во) диакониссу — 40-а и (в) иподиакона — 20-ти.

Более того, сказанные правила VI Собора повелевают извергать тех, кои рукополагаются не достигши определенного возраста. То же самое говорит о возрасте пресвитера и 11 правило Неокесарийского Собора, которое буквально излагает и сказанное 14 правило VI Собора (М. Властарь. Альфавитная Синтагма. Начало буквы Н. Гл. 2.

о возрасте рукополагаемых). 

14 правило VI Вселенского Собора, к тому же и 15, определяющие возраст рукополагаемых, установляют, чтобы пресвитер был 30-ти лет, особенно если оказывается достойным и по жизни, ибо должно смотреть на первообразный пример Спасителя, который, именно тридцатилетним приняв крещение, тотчас начал учить.

Этот Собор устанавливает возраст и для других кандидатов: диакон — 25 лет; диаконисса — 40 лет, а иподиакон чтобы был не менее 20 лет. А рукоположенного прежде сказанных лет без пощады извергать повелевают.

Тот же самый возраст определяет для диакона и 16 (22) правило Собора Карфагенского, а для диакониссы — 15 правило IV Собора.

Вот правила VI Вселенского Собора

Правило 14. «Правило святых и Богоносных отец наших да соблюдается и в сем: дабы во пресвитера прежде тридесяти лет не рукополагати, если бы человек и весьма достоин был, но отлагати до уреченных лет. Ибо Господь Исус Христос в тридесятое лето крестился, и начал учить. Подобно и диакон прежде двадцатипяти лет, и диаконисса прежде сорока лет да не поставляется». 

Правило 15. «Иподиакон да поставляется не прежде двадцати лет возраста. Если же кто, в какую бы то ни было священную степень, поставлен будет прежде определенных лет: да будет извержен». 

————

Однако практика и история Церкви говорит, что были многочисленные случаи, когда эти правила не исполнялись. Что вы на это скажете?

————

Известный новообрядческий канонист Никодим (Милаш) — использую его толкование, так как имеет много исторических ссылок — об этом пишет: 

«Оба эти (14 и 15) правила Трулльского Собора говорят об одном и том же предмете, т. е. о возрасте, который должны иметь подлежащие лица, чтобы быть поставленными на священную службу церкви.

В первом (14) правиле повторяется слово в слово и подтверждается 11 правило Неокесарийского Собора касательно возраста, который должно иметь подлежащее лицо, чтобы быть рукоположенным во пресвитера.

Эти два трулльских правила предписывают возраст для диакона, иподиакона и диакониссы, причем для диакона требуется 25 лет, для иподиакона 20 и для диакониссы 40 лет; а кто будет поставлен раньше установленного возраста, отцы угрожают тому извержением. 

В Ветхом Завете предписано было, чтобы левиты начинали службу в скинии с 25-летнего возраста (Числ. 4:3; 8:24 и 25); это было общим правилом для всех в ветхозаветной церкви.

В христианской же церкви для различных иерархических степеней должен был быть также установлен соответствующий канонический возраст (canonica aetas), когда подлежащие лица могут быть возведены в ту или другую иерархическую степень.

Для апостольского века это трудно было еще установить в виду обстоятельств, в которых находилась церковь, бывшая тогда еще в зародыше. 

Принимались на службу обыкновенно люди более зрелого возраста; если же мы и находим Тимофея, который поставлен был во епископа еще молодым (1 Тим. 4:12), то это был единичный случай, устроенный по Божьему Промышлению. О диакониссах в Св. Писании говорится, что они должны иметь 60 лет (1 Тим.5:9); это показывает, что в то время вообще считали, что только лица более зрелого возраста могут быть годны для служения церкви. 

В первые века предоставлялось мудрости церковных предстоятелей принимать в клир и назначать на разные иерархические степени по своему усмотрению и согласно нуждам церкви; и лишь постепенно церковным законодательством установлены были в этой области постоянные нормы. 

Первое каноническое предписание об этом находится в 11 правиле Неокесарийского Собора, согласно которому во пресвитера не следует поставлять никого, кто не достиг 30-летнего возраста, хотя бы он был во всех отношениях достойный человек. Как главное основание этого, правило указывает пример Христа, выступившего на проповедь по достижении 30-летнего возраста.

Этот возраст вообще имел значение и по отношению к епископу. В Апостольских постановлениях (II, 1) говорится, что кандидат во епископа должен иметь, по крайней мере, 50 лет от роду, однако свидетельством того, что этой нормы не придерживались и в самом начале церкви и считался достаточным 30-летний возраст для епископа, служат многие примеры из церковной истории, хотя даже и от этой нормы бывали отступления. 

О Григории Богослове и брате его Афинодоре история повествует, что лишь после 5-летнего изучения наук у Оригена, правда, успешного изучения, они поставлены были во епископы, будучи еще молодыми (Euseb., Hist. eccl. VI,30 [Migne, s.g., t.20, col.589).

 В молодом возрасте поставлены были также Ахолий, епископ антиохийский (Ambros., Ep. 60. Migne, s.l., t.16, col.1183), Павел, епископ александрийский (Socrat., Hist. eccl. II,5. Mignе, s.g., t.67, col.192), Афанасий, епископ александрийский (Theodoret., Hist. eccl. I,26 [Migne, s.g., t.

82, col.981) и многие другие того времени.

В каких именно летах были они, история с точностью не говорит; из сравнения хронологических данных относительно Афанасия видно, что в 326 году, когда избран был он в преемники Александру, то мог он иметь только 30 лет от роду.

В VI веке греко-римским законодательством изданы были относящиеся к этому распоряжения. В одной из своих новелл Юстиниан предписывает, что никто не может быть избран во епископа, если не имеет, по крайней мере, 35 лет от роду (Nov. CXXIII, c.1).

Однако другой новеллой требуется от кандидата во епископа 30-летний возраст (Nov. CXXXVII, c.2). 

На этом потом и остановились; однако практика последующих веков показывает, что 30-летний возраст считался самым молодым, так как епископы редко были поставляемы в этом возрасте, — по обыкновению поставлялись во епископы лица в более зрелом возрасте.

Для диакона правило (14) трулльское назначает 25-летний возраст. Это предписано было еще Карфагенским Собором 401 года. Для иподиакона 15 трулльское правило предписывает 20 лет. О таком же возрасте для кандидатов в иподиаконы говорят и две новеллы императора Льва Философа (Nov. XVI (Zаchаriae, Jus gr.

-rom, III, 88). Nov. LXXV (там же, р.172-173). 

Относительно возраста диакониссы правило повторяет предписание 15 правила IV Вселенского Собора, по которому диакониссой может сделаться женщина, имеющая от роду 40 лет. В толковании этого правила Вальсамон упоминает и о чтецах, и, ссылаясь на III, I, 28 Василик (что соответствует 13-й главе CXXIII новеллы Юстиниана), замечает, что чтецом может быть поставлен только тот, кто имеет 18 лет от роду (Аф. Синт., II,338)». 

Однако надо заметить, что этих норм не придерживались и после VI Вселенского Собора. Например, протопоп Аввакум в сан диакона был рукоположен в 21-летнем возрасте, а в сан священника — в 25 лет.

По правилам Собора его должны были извергнуть но, как мы видим, никто протопопа Аввакума и его рукополагателей не извергал.

 Рукоположение Аввакума до положенного возраста — не единичный случай, а распространенная практика Русской (и не только) Православной Церкви тех времен, а иногда и в наши дни.  

Источник: https://ruvera.ru/articles/vozrast_svyashennoslujitela

10 вопросов о священстве и священниках — Православный журнал

Хорошо ли мы знаем, кто такие священники и в чем их служение? Кто его придумал, не устарело ли оно? Кто может стать служителем Божьим и вообще, нужен ли он как посредник между Богом и человеком, если таким Посредником почти 2000 лет назад стал Христос?

Мы выбрали десять вопросов о священстве, которыми задаются сомневающиеся и неверующие, на которые и не у всякого верующего есть что сказать. На них отвечает протоиерей Сергий Правдолюбов, магистр богословия, профессор Московской духовной академии, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве.

Фото Юлии Маковейчук

1. Кто был первым христианским священником?

Это неизвестно. Но уже в книге Деяний упоминаются «пресвитеры церковные» в Эфесе, которые не были епископами, как ученик апостола Павла Тимофей. В первые века были хорепископы, то есть «сельские епископы». Часто хорепископы и пресвитеры мало различались.

До сих пор заметна глубочайшая древность в возгласе диакона «Благослови, Владыко» в обращении к священнику, а не к епископу. В византийской традиции совершенно четко предписывается священнику восседать при чтении Апостола на Литургии в головном уборе (ныне камилавка или митра), чем знаменуется «равноапостольность» священнического служения.

В ранних древнейших канонических правилах идет постоянное смешение понятий епископ и пресвитер, различить их почти невозможно.

2. Что такое «священник по чину Мелхиседека», почему так называется Христос? Кто такой Мелхиседек?

Мелхиседек — это «царь Салима», являющийся одновременно и священником (см. Быт 14:18, Пс 109:4). Происхождение его совершенно неизвестно и непонятно. Салим никак не соотносится с Иерусалимом. Это нелокализованная местность и непонятное, может быть, небесное, происхождение. Вот эта символическая непонятность места и происхождения и употребляется по отношению к Господу нашему Иисусу Христу — Богу, Царю и Священнику в одном Лице.

3. Зачем нужны священники? Разве после Христа еще есть смысл в посредниках между Богом и людьми, когда Он сам — Посредник?

Протестанты так и говорят и по-прежнему протестуют против института священства и у православных, и у католиков. Но они забывают, что Христос мог бы категорически и решительно отменить «культ жрецов» и отдать все простым людям и главам семейств по всему миру. Но Христос благоволил оставить этот институт, без которого, видимо, христианство довольно быстро бы истощилось и отмерло. Богу виднее,  зачем нужны священники и сама Церковь с чинопоследованиями святых Таинств.

4. Если Христос называет верующих «царственным священством», то почему Таинства имеют право совершать только специальные люди?

Это опять пытаются навязать нам «протестантствующие священники» (это слова священномученика Павла Флоренского). В случае смертельной опасности, например, когда новорожденный младенец может умереть в роддоме, его может крестить любой православный христианин, даже женщина, если она находится в данный момент в чистоте.

Произносится самая краткая формула Крещения, и младенец трижды обливается самой простой водой в момент произнесения этих слов. Крещение совершено. И лишь после выздоровления младенец в храме миропомазывается священником. По житиям святых, до Х века мирянин мог, в случае крайней необходимости, взяв у священника Святые Дары, по его благословению причастить ими другого мирянина, как охотник в житии преп. Феоктисты († 881, память 9/22 ноября).

Однако Церковь, в которой продолжает жить Дух Святой, сочла нужным не разрешать подобное в следующем тысячелетии.

5. Откуда пошло Таинство Священства, как оно сложилось?

Оно пошло от Самого Господа нашего Иисуса Христа и Его апостолов. Апостол Павел просит своего ученика Тимофея: Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение (2 Тим 1:6).

Если бы это не было в полном соответствии со словами Господа, апостол Петр и другие ближайшие ученики Христа непременно воспротивились бы и запретили эту практику. Подробных комментариев к этому вопросу ранние христиане письменно не оставили: им всё было понятно и очевидно по умолчанию.

А мы свято храним это Апостольское и общецерковное Священное Предание.

6. Почему именно священники могут прощать грехи, кто им дал такое право — право Бога?

Это право апостолам дал Сам Господь наш Иисус Христос, и оно ясно и отчетливо засвидетельствовано в Евангелии: Господь дунул на них и сказал: приимите Духа Святаго. Имже отпустите грехи — отпустятся им, а имже удержите — удержатся (Ин 20:22—23). Апостолы через рукоположение епископов передали им эту власть, а те — через рукоположение — и священникам. Все очень ясно и просто.

7. Как становятся священниками и кто может стать священником?

Священником может стать любой человек, «одной жены муж», доброго и терпеливого нрава, имеющий достаточное образование и прошедший практику молитвенной и подвижнической жизни.

8. Дают ли священники какие-нибудь обеты? Или у них есть специальное молитвенное правило, какие-то особые ограничения и т. п.?

Священником может стать человек в тридцать лет (так предписывают канонические правила), диаконом — в двадцать пять лет. Исключения возможны (как и епископ Тимофей у апостола Павла), но именно исключения, а не правила. Священник должен быть одной жены муж в полном смысле слова. Юноша, который хочет стать священником, не имеет права иметь плотские отношения с женщинами или девушками.

Это очень важное правило, которое неимоверно трудно соблюсти. Но это очень существенное правило. Оно не устарело, его непременно надо соблюдать, а детям необходимо с самого раннего возраста говорить об этом не стесняясь, иначе стать священником невозможно. Так нас воспитывали прадеды, деды и отцы, а я так же воспитывал своих детей.

Мне думается, в этом вопросе надо быть принципиальным до смерти, так же как и в вере — до самой мученической смерти.

Так же и второбрачие — оно запрещено. Или служи священником, или бросай священство, если вступаешь во второй брак. Это источник многих страданий для священства, но отступать от этого принципа нельзя, иначе постепенно Церковь порушится, и мы сами будем в этом виноваты.

Молитвенное правило у священников есть, как и у мирян, надо совершать вечерние и утренние молитвы. Перед каждой Литургией требуется прочесть Последование ко Святому Причащению с прибавлением молитв, написанных специально для священников.

9. Правда ли, что для православного мирянина слово священника — закон? Что значит «слово священническое попраша»? Власть священника — насколько далеко она заходит?

К сожалению, не все миряне осознают это, и не все священники осознают всю грозность этого оружия — слова. Хотя из практики знаешь, насколько оно опасно и страшно. «Попрать» — значит потоптать. Этого ни в коем случае делать нельзя. Если не готов поступить по слову священника — не спрашивай, у тебя никто свободы поступков не отнимал.

Но если спросил — послушайся. Но это больше относится к старцам. А батюшка-«нестарец» не должен направо и налево решительно советовать и требовать исполнения своих слов. Преподобный Серафим (Ро­манцов, Глинский, а позднее Су­ху­мский, † 1976, память 10/23 сен­тября.

Прославлен Украинской ПЦ МП) говорил моему, уже седому и старому, отцу: «Пожалуйста, дорогие батюшки, старайтесь не говорить конкретно и повелевать что-либо, а говорите: вот такой преподобный говорил такие слова, а такой-то батюшка советовал вот так поступить.

Потому что, если вы скажете определенно и требовательно, а тот человек не выполнит, это будет для него очень тяжело, плохо и никак не на пользу. Воздерживайтесь от повеления». Это очень мудрые и актуальные слова.

Власть самого простого священника заходит так далеко, что многие батюшки и не подозревают. Об этом хорошо сказано у св. Иоанна Златоуста в Словах о священстве и у преподобного старца Силуана, почти нашего современника († 1938). Просто страшно становится.

10. Кто такой духовник и как им становятся?

Духовником становятся по факту посещения того или иного храма. Ходишь, исповедуешься, и тот, кто тебя исповедует, тот и становится твоим духовником. Если недоволен им — помолись погорячее, Бог и пошлет тебе того духовника, который тебе будет более понятен, отзывчив, с сокрушением сердечным. В старину духовников назначали из опытных и старых батюшек или монахов.

У нас и сейчас есть два духовника для духовенства города Москвы. Мы ведь тоже нуждаемся в регулярной исповеди.

Но от обычного духовника не требуется ни старчества, ни непременной святости и прозорливости, а только чтобы он был сам смиренный и простой, с сокрушением сердечным, без возношения над прихожанами, который молится и постится, то есть самый обычный и простой батюшка, которых у нас, слава Богу, еще много.

На заставке: фото Владимира Ештокина

Источник: https://foma.ru/10-voprosov-o-svyashhenstve-i-svyashhennikax.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие