Как называется буддийский храм

Как Называется Храм У Буддистов

как называется буддийский храм

Ответ оставил Гость

В Японии начиная с V в. строились буддийские храмы, принадлежавшие различным сектам.

Ретрогород: сообщения, сочинения, доклады, эссе, литература

Эти храмы сами по себе становились произведениями зодчества и центрами многих искусств — архитектуры, садово-паркового искусства, скульптуры, живописи, каллиграфии, декоративно-прикладного искусства. Храмы и монастыри были тем местом, где человек укрывался от мирской суеты и мог бы предаваться возвышенным размышлениям и созерцанию. Создавать определенный психологический настрой и были призваны произведения буддийского искусства.

Само место для храма выбиралось по строгим законам геомантии: во-первых, оно должно было быть средоточием «благоприятных» сил, во-вторых — защищать город (или резиденцию императора, сегуна или даймё— владетельного князя) от «неблагоприятных» потусторонних демонических воздействий. Буддийские храмы, открытые для обозрения, служили украшением местности; их высокие многоярусные крыши органично вписывались в рельеф, гармонично сочетаясь с окружающим пейзажем.

Храмовый ансамбль с окружающим его садом, где весной цвели бело-розовые сакуры, летом — пышные цветы, осенью — алели клены, а зимой все было подернуто сверкающим инеем, оказывал на сознание посетителей неизгладимое впечатление, словно они воочию лицезрели небесную страну Сукхавати, «Чистую Землю» Будды Амиды, одного из главных персонажей буддийского культа.

Классическим примером такого гармоничного храмового ансамбля может служить прекрасный храм Удзи-Бёдоин с окружающим его пышным садом и озером.
В состав собственно храмового комплекса обычно входили пагоды (тоо) , колокольня (сёороо) , зал для проповедей (коодоо) , библиотека (хранилище рукописей — кёодзоо) , зал для медитаций на сутрах (хоккэдо) ; помещение-жилище монахов (сообоо) и трапезная (дзикидоо) .

Пагода является самым высоким сооружением на территории храма, архитектурной доминантой всего района или даже города. Пагоды возникли в древней Индии — они служили напоминанием о Будде Гаутаме Шакьямуни. Согласно древней легенде, когда Будда собирался покинуть этот мир и уйти в нирвану, его опечаленные ученики попросили оставить им какое-нибудь напоминание о нем.

И Будда тогда перевернул свою чашу для собирания подаяния и сказал, что это и будет напоминанием. Древние индийские пагоды (ступы) действительно имели форму перевернутой вверх дном чаши, в фундаменте которой замуровывали буддийские реликвии, части тела самого Будды или его учеников, священные писания, драгоценности и т. д.

В Китае (а впоследствии — и в Японии) буддийские пагоды трансформировались в высокие многоярусные башни с далеко выступающими и загнутыми кверху карнизами крыш, постепенно уменьшающимися в размерах по направлению вверх.

Через всю башню изнутри проходит ее главная опора — высокая и массивная деревянная, колонна, насквозь пронизывающая все сооружение: внизу, под фундаментом, она упирается в базовый камень (он же — реликварий) , а вверху образует высоко возносящийся над последней крышей декоративный шпиль. Со всех сторон храмовый комплекс окружает глиняная стена с величественными воротами с каждой стороны света.

Главные здания храмов (кондо или хондо) были украшены настенной живописью (клеевыми или лаковыми красками) , живописными свитками и скульптурными фигурами, изображавшими канонические образы буддийской иконографии: будды, бодхисатвы (грядущие будды) и боги-хранители буддизма, гневные и благостные, а также буддийские святые. Буддийская скульптура — деревянная, бронзовая, глиняная и лаковая — служила неотъемлемой частью буддийского ритуала, объектом молитвенного поклонения. Интерьер храма, наполненный величественными фигурами, запечатленными в позах медитативной сосредоточенности (или, наоборот, в эксцентричных боевых стойках, с яростными оскаленными лицами) вызывал у паломников благоговейный трепет.

Буддийский храм

Ответ оставил Гость

В Японии начиная с V в. строились буддийские храмы, принадлежавшие различным сектам. Эти храмы сами по себе становились произведениями зодчества и центрами многих искусств — архитектуры, садово-паркового искусства, скульптуры, живописи, каллиграфии, декоративно-прикладного искусства. Храмы и монастыри были тем местом, где человек укрывался от мирской суеты и мог бы предаваться возвышенным размышлениям и созерцанию.

Создавать определенный психологический настрой и были призваны произведения буддийского искусства. Само место для храма выбиралось по строгим законам геомантии: во-первых, оно должно было быть средоточием «благоприятных» сил, во-вторых — защищать город (или резиденцию императора, сегуна или даймё— владетельного князя) от «неблагоприятных» потусторонних демонических воздействий.

Буддийские храмы, открытые для обозрения, служили украшением местности; их высокие многоярусные крыши органично вписывались в рельеф, гармонично сочетаясь с окружающим пейзажем.

Храмовый ансамбль с окружающим его садом, где весной цвели бело-розовые сакуры, летом — пышные цветы, осенью — алели клены, а зимой все было подернуто сверкающим инеем, оказывал на сознание посетителей неизгладимое впечатление, словно они воочию лицезрели небесную страну Сукхавати, «Чистую Землю» Будды Амиды, одного из главных персонажей буддийского культа.

Классическим примером такого гармоничного храмового ансамбля может служить прекрасный храм Удзи-Бёдоин с окружающим его пышным садом и озером.
В состав собственно храмового комплекса обычно входили пагоды (тоо) , колокольня (сёороо) , зал для проповедей (коодоо) , библиотека (хранилище рукописей — кёодзоо) , зал для медитаций на сутрах (хоккэдо) ; помещение-жилище монахов (сообоо) и трапезная (дзикидоо) .

Пагода является самым высоким сооружением на территории храма, архитектурной доминантой всего района или даже города. Пагоды возникли в древней Индии — они служили напоминанием о Будде Гаутаме Шакьямуни. Согласно древней легенде, когда Будда собирался покинуть этот мир и уйти в нирвану, его опечаленные ученики попросили оставить им какое-нибудь напоминание о нем.

И Будда тогда перевернул свою чашу для собирания подаяния и сказал, что это и будет напоминанием. Древние индийские пагоды (ступы) действительно имели форму перевернутой вверх дном чаши, в фундаменте которой замуровывали буддийские реликвии, части тела самого Будды или его учеников, священные писания, драгоценности и т. д.

В Китае (а впоследствии — и в Японии) буддийские пагоды трансформировались в высокие многоярусные башни с далеко выступающими и загнутыми кверху карнизами крыш, постепенно уменьшающимися в размерах по направлению вверх.

Через всю башню изнутри проходит ее главная опора — высокая и массивная деревянная, колонна, насквозь пронизывающая все сооружение: внизу, под фундаментом, она упирается в базовый камень (он же — реликварий) , а вверху образует высоко возносящийся над последней крышей декоративный шпиль. Со всех сторон храмовый комплекс окружает глиняная стена с величественными воротами с каждой стороны света.

Главные здания храмов (кондо или хондо) были украшены настенной живописью (клеевыми или лаковыми красками) , живописными свитками и скульптурными фигурами, изображавшими канонические образы буддийской иконографии: будды, бодхисатвы (грядущие будды) и боги-хранители буддизма, гневные и благостные, а также буддийские святые. Буддийская скульптура — деревянная, бронзовая, глиняная и лаковая — служила неотъемлемой частью буддийского ритуала, объектом молитвенного поклонения. Интерьер храма, наполненный величественными фигурами, запечатленными в позах медитативной сосредоточенности (или, наоборот, в эксцентричных боевых стойках, с яростными оскаленными лицами) вызывал у паломников благоговейный трепет.

Источник: https://go2dream.ru/kak-nazyvaetsja-hram-u-buddistov/

Как называется храм у буддистов? Храмы буддистов в России

как называется буддийский храм

Не все знают, что буддизм является одной из религий, распространенных на территории нашей страны. Но есть не только верующие, но и специальные заведения для них. В связи с этим возникает вопрос о том, как называется храм у буддистов. Традиционно их именуют дацанами. Особенно много их находится в Забайкальском крае. Не только о том, как называются храмы у буддистов, но и об их особенностях будет рассказано в статье.

Общее описание

Изучая, как называются храмы у буддистов, необходимо обратиться к энциклопедии. Она говорит о них как о дацанах. Это монастыри, храмы, а также монастыри-университеты у бурятских верующих. В тибетской традиции дацан – это отдельный «факультет» в монастыре.

В настоящее время буддийские храмы расположены по всей территории России. Наибольшее их количество находится в Забайкальском крае и Бурятии. Многие из них являются памятниками истории и архитектуры. Так, например, дацан Гунзэчойнэй, расположенный в Санкт-Петербурге – это объект культурного наследия федерального значения, находящийся под защитой государства.

Рассматривая вопрос о том, как называется храм у буддистов, следует рассказать об их архитектуре. Большинство дацанов строится по определенному принципу, который и придает им свой стиль. Следует отметить, что монастыри в Бурятии и Тибете внешне отличаются друг от друга, так как последние возводятся по другому принципу. Всего существует три стиля – это китайский, тибетский и монгольский (форма юрты).

Тибетский стиль – это стены, построенные с наклоном, ступенчатый объем, пирамидальность и ярусность, а также постепенное убывание массива по вертикали. Венчает такие дацаны массивный фриз, который имеет ярко-красный цвет.

Большинство из них отличается по своему стилю потому, что они строились при участии русских мастеров, которые ранее занимались возведением православных храмов. В связи с этим на бурятских дацанах несколько отразилось влияние русского храмового зодчества.

Описание храма

Здание в большинстве случаев имеет крестообразную форму в своем плане. Основной, квадратный зал имел пристройки, в одной из которых располагался алтарь (северная часть), вестибюль (южная часть). Так называемые прирубы строились с восточной и западной частей света и использовались для вспомогательных целей.

Наиболее яркий и богато украшенный главный фасад располагается на южной стороне. Отличительной чертой дацанов Бурятии является вестибюль. Он имеет практическое назначение, а именно, служит своеобразным, отсекающим холодный воздух помещением. В тибетских и монгольских храмах вход в здание осуществляется напрямую с улицы.

Над каждым пристроем (объемом) строится крыша. Изначально ее края имели прямые окончания, однако позже углы начли приподнимать. Периметр строения чаще всего опоясывает галерея, находящаяся на колоннах, по которой осуществляется ритуальный обход. Алтарная северная часть здания не имеет ни окон, ни дверей.

Новая архитектура

Сегодня храмы буддистов России несколько отличаются от тех, что строили на заре появления этой религии на территории Российской империи. Связано это с тем, что в конце 19 века архитектура таких сооружений несколько изменилась. У новых дацанов план здания был приближен к квадратной форме, само строение возводилось в виде ступенчатой пирамиды, имеющей колоннады и галереи на верхних ярусах (этажах).

Крыша имела загнутые вверх углы (китайский тип) и яркую полихромию (многоцветность окраски), они стали отличительной чертой новых храмов. В интерьерах здания использовалась дорогая отделка по тибетскому принципу. Также новые дацаны выделяются большим количеством колонн, опоясывающих галерею. Сама архитектура храма является символом божественного тела Будды.

Сооружение в Санкт-Петербурге

Изучая вопрос о том, как называется храм у буддистов, следует рассказать о дацане, расположенном в Северной столице России. Он был построен в 1909 году по проекту архитекторов Г. В. Барановского и Н. М. Березовского по канонам тибетской храмовой архитектуры. Этот дацан является одним из самых дорогих в Европе, так как он был возведен из колотого гранита.

В настоящее время храм является действующим, при этом он относится к памятникам культурного наследия. В дацане находится много буддистских реликвий, которые доступны для обзора всем желающим. Здесь проводятся экскурсии, которые подробно рассказывают всю историю этого сооружения. Конструкция, безусловно, является прекрасным архитектурным украшением Санкт-Петербурга.

Выяснив, что буддийский храм называется дацаном, необходимо сказать, что в настоящее время их количество в России составляет несколько тысяч. Они посещаются не только верующими, но и простыми туристами, число которых исчисляется десятками тысяч. Они восхищаются их великолепной архитектурой и интересной историей. Многие из дацанов являются настоящими произведениями искусства и храмового зодчества.

Нужно отметить, что буддистское духовенство признано российскими властями и в отдельных случаях получает от них содействие. В системе ФСИН на 01.01.2011 г. было 9 действующих дуганов для буддистов и 6 молитвенных комнат. Первые из них – это маленькие храмы, посвященные одному из буддийских религиозных персонажей.

Источник: https://labuda.blog/232307

Храмы буддизма

как называется буддийский храм

Архитектура буддийских храмов, удивляет собственной неподражаемой архаикой и практически волшебной символичностью. Она выделяется от различных строительных концепций нашего времени, несмотря на то, что ее формирование совершалось на основании заимствований. Соединение строительных стилей создают неповторимость и уникальность архитектуры буддистских храмовых ансамблей.

Композицию почти всех буддистских зданий устанавливает религиозно-символическая теория, что пронзает каждый архитектурный элемент.

Как устроен буддийский монастырь

Если вы заходите на территорию буддистского монастыря в Таиланде, вы оказываетесь в загадочном «городе», который  наполнен интересными орнаментами, замораживающими душу скульптурами возвышенных монстров. Человека, один раз побывавшего в буддистском храме, ошеломляет позолота, непростые многоступенчатые крыши и много другого. Но, вы должны понимать, то, что любое сооружение святилища обдает отчетливо конкретными функциями.

На большой территории храма религии буддизм, который местные жители называют «Ват», находятся еще несколько зданий:

  • Бот. Здесь проходят все самые важные события монастыря;
  • Вихан. Здание для собрания монахов, молитв и проведения религиозных лекций;
  • Чеди и Пранг. Изначально, это место для хранении праха Будды, главных последователей, монахов.
  • Мондол. Здание, для поклонения священным реликвиям;
  • Сала. Постройка в виде беседки, для медитаций.

На территории монастыря могут находиться: библиотека, место для проживания монахов, школа, больница, похоронное бюро, крематорий, центры реабилитации и т.д.

Внутри храма, можно увидеть изображение Будды в виде статуи или настенного изображения. Также, вы можете видеть изображения персонажей из народных легенд и мифов. Самые важные статуи находятся, в главной части храма, которая называется Бот.

Основные храмы буддизма

Только в Таиланде насчитывается более 33 тысяч буддийских монастырей. Но, так как это одна из самых популярных религий, то храмы можно увидеть по всему миру.  Распространены храмы буддизма и в России. Их можно увидеть в Москве, Санкт-Петербурге, Бурятии, Республике Алтай, Иркутской области и Калмыкии.

Пять самых интересных буддийских храмов мира

Все здания  буддизма очень красивые и необыкновенные. Но народ выделяет пять храмов, от  которых просто захватывает дух.

  1. Монастырь истины в Таиланде. Монастырь выстроили без гвоздей, из дерева. Его украшают множество статуй Будды, разные животные, демоны, короли. Самое интересное, это то, что строительство не прекращают и на сегодняшний день, и люди могут увидеть, как создаются те или иные шедевры.
  2. Золотая ступа в Лаосе. Монастырь – главная святыня страны, которая удивляет всех своим внешним видом. Здесь храниться волос Будды.
  3. Монастырь изумрудного Будды в Таиланде. Один из самых известных храмов. Здесь находиться статуэтка Гаутамы – 65 сантиметров в высоту, изготовлена из жадеита. Она считается, главным национальным достоянием.
  4. Ват Ронг Кхун в Таиланде. Местные называют это место – чудом света. Он создан из белого мрамора и зеркальной мозаики. Внутри вместо стандартных изображений, там можно увидеть нью-йоркские башни близнецы, Аватара, Человека-паука и еще много разных героев кино.
  5. Ват Арунратчаварарам или Ват Арун. Здание стоит на берегу речки Чаопрайи. Главным зданием является 80 метровая ступа, с которой открывается вид на Бангкок.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько святых в русской православной церкви

Таким образом, мы узнали, как называется храм в буддизме, что он собой представляет и где находятся самые известные монастыри.

Смотрите еще видео рассказ о храме в честь Будды:

  • Бог в буддизме
  • Семья в буддизме

Источник: https://tolkovanie.info/hramy-buddizma/

Архитектурные стили

Рассматривая вопрос о том, как называется храм у буддистов, следует рассказать об их архитектуре. Большинство дацанов строится по определенному принципу, который и придает им свой стиль. Следует отметить, что монастыри в Бурятии и Тибете внешне отличаются друг от друга, так как последние возводятся по другому принципу. Всего существует три стиля – это китайский, тибетский и монгольский (форма юрты).

Тибетский стиль – это стены, построенные с наклоном, ступенчатый объем, пирамидальность и ярусность, а также постепенное убывание массива по вертикали. Венчает такие дацаны массивный фриз, который имеет ярко-красный цвет.

Большинство из них отличается по своему стилю потому, что они строились при участии русских мастеров, которые ранее занимались возведением православных храмов. В связи с этим на бурятских дацанах несколько отразилось влияние русского храмового зодчества.

Как называется храм у буддистов?

» Прочее »

Вопрос знатокам: люди кто ответит быстро тому 10 быллов у нас церковь, у мусульман мечеть а что у буддистов

С уважением, милана айрапетова

Лучшие ответы

Их храм называется-Пагода! Ударение на первую А.

Я не знаю, что у буддистов, лично я с другом ходим в мотогуцы !!!

у буддистов много чего, а у будды — свобода!

Вообщето — пагода. А её прототипом является, в свою очередь, «буддийская ступа». Но это НЕ сам буддийский храм, а всего лишь БАШНЯ при храме.
«С древности повелось так, что при любом храме должна быть пагода. «

Первые буддийские монастыри и храмы были основаны учениками Будды. Согласно преданию, Будда призывал учеников удалиться от суетного мира. Он читал свои проповеди в тишине — под деревом или в пустынном месте. Уже впоследствии пещеры в скалах, где хранились священные реликвии, стали называться «чайтья»

У каждого народа тут видимо своё название. Дацан — у бурят, у японцев иногда говорят Дзё

ответ

Это видео поможет разобраться

Ответы знатоков

Сергей! Я попытался найти ответ на этот вопрос и вот что нашел. Дацан — это буддийский монастырь. А храм буддистов назвается по-разному. Обычное название для храма- дзи или тэра. Выбор между этими двумя чтениями зависит от того, как читается основное название храма: по «китайскому» чтению, он, или по «японскому» , кун. .

Если храм назван по местности, где он построен, или по прозванию мирян-основателей, то в его названии читается тэра или дэра. Примеры — Асука-дэра (храм на равнине Асука) , Киёмидзу-дэра (храм при водопаде Киёмидзу) , Татибана-дэра (храм рода Татибана) . Если же в названии звучит имя почитаемого существа или величание учения, то -дзи. Примеры: Якусидзи (храм будды-целителя Якуси, он же Бхайшаджьягуру) , Хо: рю: дзи (храм Развития Закона) .

Иногда храм называется по тем годам правления, когда он основан. Например — Энрякудзи (храм годов Энряку) .

Есть и дополнительное название для храма — гаран, частичная запись санскритского «сангхарама» («общинное жилище») . Так называются самые древние храмы Японии: Ганго: дзи-гаран и другие. Вот так вот. Мне это показалось очень интересно. Спасибо Вам за вопрос.

В Японии начиная с V в. строились буддийские храмы, принадлежавшие различным сектам. Эти храмы сами по себе становились произведениями зодчества и центрами многих искусств — архитектуры, садово-паркового искусства, скульптуры, живописи, каллиграфии, декоративно-прикладного искусства. Храмы и монастыри были тем местом, где человек укрывался от мирской суеты и мог бы предаваться возвышенным размышлениям и созерцанию.

Создавать определенный психологический настрой и были призваны произведения буддийского искусства. Само место для храма выбиралось по строгим законам геомантии: во-первых, оно должно было быть средоточием «благоприятных» сил, во-вторых — защищать город (или резиденцию императора, сегуна или даймё— владетельного князя) от «неблагоприятных» потусторонних демонических воздействий.

Буддийские храмы, открытые для обозрения, служили украшением местности; их высокие многоярусные крыши органично вписывались в рельеф, гармонично сочетаясь с окружающим пейзажем.

Храмовый ансамбль с окружающим его садом, где весной цвели бело-розовые сакуры, летом — пышные цветы, осенью — алели клены, а зимой все было подернуто сверкающим инеем, оказывал на сознание посетителей неизгладимое впечатление, словно они воочию лицезрели небесную страну Сукхавати, «Чистую Землю» Будды Амиды, одного из главных персонажей буддийского культа. Классическим примером такого гармоничного храмового ансамбля может служить прекрасный храм Удзи-Бёдоин с окружающим его пышным садом и озером.

В состав собственно храмового комплекса обычно входили пагоды (тоо) , колокольня (сёороо) , зал для проповедей (коодоо) , библиотека (хранилище рукописей — кёодзоо) , зал для медитаций на сутрах (хоккэдо) ; помещение-жилище монахов (сообоо) и трапезная (дзикидоо) . Пагода является самым высоким сооружением на территории храма, архитектурной доминантой всего района или даже города.

Пагоды возникли в древней Индии — они служили напоминанием о Будде Гаутаме Шакьямуни. Согласно древней легенде, когда Будда собирался покинуть этот мир и уйти в нирвану, его опечаленные ученики попросили оставить им какое-нибудь напоминание о нем. И Будда тогда перевернул свою чашу для собирания подаяния и сказал, что это и будет напоминанием.

Древние индийские пагоды (ступы) действительно имели форму перевернутой вверх дном чаши, в фундаменте которой замуровывали буддийские реликвии, части тела самого Будды или его учеников, священные писания, драгоценности и т. д. В Китае (а впоследствии — и в Японии) буддийские пагоды трансформировались в высокие многоярусные башни с далеко выступающими и загнутыми кверху карнизами крыш, постепенно уменьшающимися в размерах по направлению вверх.

Через всю башню изнутри проходит ее главная опора — высокая и массивная деревянная, колонна, насквозь пронизывающая все сооружение: внизу, под фундаментом, она упирается в базовый камень (он же — реликварий) , а вверху образует высоко возносящийся над последней крышей декоративный шпиль. Со всех сторон храмовый комплекс окружает глиняная стена с величественными воротами с каждой стороны света.

Главные здания храмов (кондо или хондо) были украшены настенной живописью (клеевыми или лаковыми красками) , живописными свитками и скульптурными фигурами, изображавшими канонические образы буддийской иконографии: будды, бодхисатвы (грядущие будды) и боги-хранители буддизма, гневные и благостные, а также буддийские святые.

Буддийская скульптура — деревянная, бронзовая, глиняная и лаковая — служила неотъемлемой частью буддийского ритуала, объектом молитвенного поклонения. Интерьер храма, наполненный величественными фигурами, запечатленными в позах медитативной сосредоточенности (или, наоборот, в эксцентричных боевых стойках, с яростными оскаленными лицами) вызывал у паломников благоговейный трепет.

полное название — Санкт-Петербургский Буддийский Храм «Дацан Гунзэчойнэй»

смотря в каких культурах. На Тибете и у буддистов ламаистского толка — дацан (монастырь и т. д.) , у японцев — о-тэра

Дацаны — буддийские монастыри-университеты.

Сеть монастырей-дацанов создана гелугпинцами. В крупнейших дацанах проживало до нескольких десятков тысяч монахов. Дацаны были также образовательными центрами.

Иволгинский дацан

Буддийский храм называется дацаном. На территории России дацаны распространены в Восточной Сибири. Сеть монастырей-доцанов создана гелугпинцами. Наиболее крупные дацаны имели три факультета — общий ( философский-цанид), медицинский и тантрический. На тантрический факультет принимали только монахов, получивших общую философскую подготовку.

Агинский дацан — крупнейший в России буддийский монастырь, расположенный в Читинской области. Основан в 1816году.

дацан, пагода, ступа и. т. д.

Источник: https://dom-voprosov.ru/prochee/kak-nazyvaetsya-hram-u-buddistov

Что скрывают стены самого большого в России и Европе буддийского храма

«Золотая обитель Будды Шакьямуни» открыта в 2005 году в Калмыкии, и за это время храм стал одним из самых притягательных мест для паломников и туристов. Бывали здесь даже известные личности, например, киноактер Стивен Сигал, отец голливудской звезды, буддолог Роберт Турман, музыкант Борис Гребенщиков и шахматист Владимир Крамник.

Главный семиуровневый храм Калмыкии видно практически из любой точки столицы республики — Элисты. Он расположен в центре города на рукотворной возвышенности и поднимается ввысь на 63 метра. Для калмыков — единственной буддийской нации в Европе — этот храм или, как его тут называют, «хурул», стал не только главной достопримечательностью, куда стремятся туристы и паломники, но и символом возрождения их народа и веры.

Самая большая статуя Будды в Европе

«Золотая обитель» обнесена ажурным забором, по четырем сторонам которого расположены ворота. Вблизи храм кажется еще более величественным — белоснежный, в форме ступенчатой пирамиды, с «парящей» золотой крышей в традиционном шатровом стиле. Увидеть вершину хурула практически невозможно — от солнца она сияет, отбрасывая золотые блики.

К «Золотой обители» непрерывно идут люди самых разных возрастов, многие — вместе с детьми.

Одна из прихожанок, Наталья Тимофеевна Шапшукова, всю жизнь прожила в Калмыкии и вспоминает, как раньше людям приходилось ездить в старый хурул на окраину Элисты. «Старикам и больным было очень сложно. Сейчас храм в шаговой доступности, поэтому здесь всегда много людей», — отмечает Шапшукова.

Статуя Белого старца — покровителя калмыцкой земли

Елена Поротикова/ТАСС

Женщина обращает внимание на статую Белого старца (Цаган Аав — прим. ТАСС) — покровителя калмыцкой земли, который встречает у подножия храма всех посетителей. Говорит, что верующие сначала обязательно должны подойти к нему — выразить почтение.

Прежде чем зайти в храм, многие прихожане обходят его по часовой стрелке — по большому и малому кругу, как бы очищая себя от грехов и негативных мыслей.

С доброжелательными помыслами нужно прокрутить все молитвенные барабаны — кюрде, в которых заложены несколько миллионов мантр (молитв), и выразить почтение расположенным вокруг храма 17 пандитам — бронзовым скульптурам величайших ученых древнего буддийского университета Наланда, действовавшего в V–VII веках в Индии. Калмыкия — единственный буддийский регион, где все пандиты воссозданы в полный рост.

В храм пускают всех желающих, в фойе просят снять обувь. Внутри «Золотой обители» не менее роскошно, чем снаружи: просторный молитвенный зал на втором ярусе, огромные красные колонны, ковры на полу, а в центре самая высокая в Европе девятиметровая статуя Будды, покрытая сусальным золотом. На небольшой платформе в алтарной части возведен трон для далай-ламы XIV. Слева его портрет, а справа стеклянная пагода, внутри которой его одежда — одна из реликвий буддийского мира.

Статуя Будды в буддийском храме «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Елена Поротикова/ТАС

Обычно во время молебна в зале несколько монахов, сидя в два ряда друг против друга, на тибетском языке нараспев начитывают молитву. Прихожане располагаются на лавочках за их спинами, некоторые сидят прямо на коврах. Во время молитвы здесь могут находиться только верующие, поэтому нам предлагают спуститься в музей истории буддизма, расположенный на первом ярусе хурула.

Храм, построенный народом

«Идея создания музея в храме принадлежит также Его Святейшеству далай-ламе. Он, учитывая, что народ Калмыкии только встал на путь возрождения, сказал, что этот огромный храм должен стать крупным просветительским центром», — говорит заведующая музеем Елена Манджиева. 

Костюм для древней буддийской церемонии «Цам»

Елена Поротикова/ТАСС

Прежде чем занять руководящую должность, Елена несколько лет посещала храм в качестве волонтера, проводила экскурсии. «Чтобы понять, что значит этот храм для Калмыкии, необходимо хотя бы немного узнать об истории ее народа», — говорит Манджиева и шепотом, как в любом музее, начинает рассказывать легенду о калмыцком народе.

В истории калмыков, которые считаются потомками западных монголов, были трагические времена — гонения и войны. Даже само открытие «Золотой обители Будды Шакьямуни» было приурочено к годовщине депортации калмыков — 28 декабря 1943 года. Тогда Калмыцкая АССР была ликвидирована: всех калмыков объявили врагами советского народа и выслали в Сибирь.

В 1991 году Верховный совет РСФСР в законе «О реабилитации репрессированных народов» прямо назвал такие действия геноцидом. В результате тех репрессий погибло до половины всего калмыцкого народа. Также были уничтожены почти все хурулы, утеряны предметы культа, а главное — прекратилась подготовка монахов. В 1957 году статус республики был восстановлен, калмыки стали возвращаться домой. Начался долгий путь духовного возрождения народа.

«Храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни» — это новый виток духовного возрождения для народа Калмыкии. Когда узнали о его строительстве, внести свою лепту старалось все население республики: приносили пожертвования, золото. Наша семья тоже отдала свои родовые золотые украшения (). Когда храм построен всем народом, он приобретает огромную силу. Калмыкам такой храм был необходим», — вспоминает прихожанка Шапшукова.

Золото на стенах и роскошная резиденция

Сейчас в музее «Золотой обители» хранится около 700 экспонатов, в том числе одежда гелюнгов (жрецов), маски буддийских божеств, предметы искусства XII–XIII веков.

Многие реликвии, как например, статуэтки Будды, храму дарили буддийские учителя из Индии. Некоторые вещи приносили жители Калмыкии.

В музее, например, хранятся старинные буддийские иконы — тханки, которым более 300 лет, выполненные минеральными красками и золотом на ткани — это было удобнее, так как народ вел кочевой образ жизни.

Одна из масок для древней буддийской мистерии “Цам”, маска «Красный Бёгдзе» (добуддийский бог войны — прим. ТАСС)

Елена Поротикова/ТАСС

«Тханки вместе с нашим народом пережили многое. Посмотрите, на этой реликвии, где изображен Будда и восемь разновидностей ступ (культовое буддийское сооружение — прим. ТАСС), есть даже капля крови. А эту старинную икону пришлось восстанавливать, на ней изображено очень сильное божество — защитник. Его нельзя лицезреть напрямую обычным людям, считается, что он может полностью очистить, опустошить человека, поэтому тханка находится под вуалью», — рассказывает Манджиева.

Впрочем, не менее удивительные изображения можно найти и на стенах храма. На них представлены образы всех 14 далай-лам, божеств, а также истории из жизни Будды. Создавали их мастера из тибетской школы, которая сохранила древний стиль буддийской живописи — менри.

«Этот стиль предполагает обязательное использование красок из натуральных минералов и золота. Золото символизирует просветленность создаваемых образов, придает божественность. Мастера три года расписывали стены, храм уже был открыт. Приходя на молебны, мы имели редкую возможность наблюдать за их работой. Так что на стенах роспись, сделанная по всем канонам», — заметила Манджиева.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что происходит с церковью

Стены внутри большого молельного зала в хуруле “Золотая обитель Будды Шакьямуни”

Елена Поротикова/ТАСС

Кроме музея, в хуруле находится библиотека, где хранится современная литература о буддизме, а также полное собрание переведенных на тибетский язык буддийских текстов («Ганджур» — прим. ТАСС) и комментариев к ним («Данджур» — прим. ТАСС). На четвертом ярусе — кабинет Верховного ламы Калмыкии, а также конференц-зал. Почти на каждом уровне — небольшие красивые пирамиды, сложенные из сотен маленьких статуй Будд.

На пятом ярусе в соответствии с буддийской традицией расположена резиденция далай-ламы XIV. На одном этаже — зал с роскошными диванами и картинами для приема гостей, кабинет, комната для медитации, спальня и даже небольшая кухня. Но увидеть эту роскошь своими глазами нам не удалось — для посещений резиденция открыта в определенные праздничные дни.

«Далай-лама XIV, несмотря на то, что лично освящал место под строительство нашего храма и проводил обряд выкупа земли, еще ни разу не был в своей резиденции. Мы надеемся, что он все-таки приедет к нам и остановится в ней. Но независимо от того, состоится этот визит или нет, пятый ярус так и останется резиденцией для далай-ламы», — уточняет администратор хурула гелюнг Санан Матвенов. 

«Изголодались по религии»

Золото на стенах, старинные предметы и даже самая большая в России и Европе золотая статуя Будды, конечно же, поражают. Но по-настоящему удивительным храм делает, скорее, его внутренняя особенная жизнь, подход к его деятельности, которого придерживаются почетный представитель далай-ламы ХIV, верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и монашеская община республики.

Например, в хуруле проводят курсы по основам буддизма и изучению калмыцкого языка. Также у «Золотой обители» есть благотворительный фонд, который помогает детям из многодетных и малообеспеченных семей, а также тяжелобольным малышам.

«При строительстве храма цели, чтобы он был самым большим, не было. После перестройки в России начали реставрацию храмов. И у нас в республике тоже был скачок: люди за 70 лет изголодались по религии. Одно дело — наружность, но грош цена этому огромному зданию, если составляющей внутри него не хватает», — подчеркивает Матвенов.

Буддийский храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Валерий Матыцин/ТАСС

Санан-гелюнг занимает должность администратора «Золотой обители» с 2015 года. В еще старый хурул его, 13-летнего, привела мама с надеждой, что мальчик будет меньше болеть. В результате Матвенов принял решение стать монахом: 12 лет он обучался в монастырском университете в Индии. Сейчас, кроме администратора, он является еще и главным буддийским астрологом республики. Его кабинет находится на третьем этаже, где также расположены выставочный зал и другие комнаты монахов.

Всего служителей в монастыре — 27. Некоторые из них проводят индивидуальные приемы граждан. Кроме астрологов, в хуруле есть врачи, закончившие Институт тибетской медицины в Индии, и специалисты по проведению обрядов (священнослужители — прим. ТАСС).

«Любой человек может к нам обратиться, все бесплатно. Цель индивидуального приема — доносить буддийские ценности, помогать обрядами, поддерживать морально. Это психологическая работа с людьми. На Западе, например, распространено такое понятие как психотерапевт. У нас похожая практика, но от духовного лица. Эта работа очень востребована», — поясняет Санан-гелюнг.

Говорит, что также ведет индивидуальные приемы и составляет астрологические прогнозы. «Буддийская астрология вычисляет примерный потенциал года или всей жизни.

Учитываются шесть факторов: угроза жизни, здоровье, везение, душевное состояние, материально-финансовый аспект и семейно-личностные отношения. В 60% случаев человек сам выбирает, как ему жить.

Потенциал позволяет выбрать правильное время для достижения целей или наоборот, может предостеречь от негативных последствий», — добавляет главный астролог.

«А составляете ли вы прогноз для республики или страны в целом, скажем, на предстоящий год?» — не удержалась я.

«Таких прогнозов мы не делаем, обычно составляем рекомендации для представителей 12 годов, — отвечает главный калмыцкий астролог. — Люди ошибочно полагают, что свой год счастливый. Это не так. Самые сложные периоды, когда нужно особое внимание уделять безопасности, — это 24 года и 36 лет. Невезучим считается 48-й год жизни».

Буддийский храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Елена Поротикова/ТАСС

Даже когда ни праздника, ни молебна нет, дуган (молельный зал — прим. ТАСС) не пустует: здесь одна за одной проходят экскурсии, часто привозят школьников из соседних регионов. 

Сейчас в Калмыкии около 40 хурульных комплексов, небольшие храмы есть практически в каждом районе. Но главным и для жителей, и для гостей республики несомненно остается храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни» — символ возрождения национальной самобытности Калмыкии, созданный руками многострадального народа.

Елена Поротикова

Источник: https://tass.ru/v-strane/4784119

Буддийские храмы и монастыри Индии

Буддизм в течение нескольких тысячелетий постепенно распространялся по планете. Сегодня буддийские храмы можно отыскать в разных странах, а корни этой религии сосредоточены в Индии. В статье мы познакомимся с тем, что представляет собой храм буддистов и в чем особенности их архитектуры, узнаем о самых известных храмах и монастырях.

Храмово-монастырский пещерный комплекс Аджанта

Как называется буддийский храм

Храм Будды может иметь разные названия: дацан, или, непосредственно название самого храма, сочетающееся со словами дзи, дэра, тэра, гаран.

В том случае, если храм называют по местности или в честь основателей, то в названии присутствует тэра или дэра. Например, Асука-дэра так называется в связи с тем, что храм расположен на равнине Асука. А Татибана-дэра является храмом рода Татибана.

Если же в названии строения используется величание учителя или имя почитаемого божества, то используется дзи. Например: Якусидзи – храм Бхайшаджьягуру или будды-целителя Якуси.

Дополнительное название гаран применяют для обозначения древних храмов. С санскритского «сангхарама» – «общинное жилище».

Если в сооружении для проведения обрядов нет всего, что необходимо для такого помещения, то такое здание называется молельней.

Храм буддизма штата Махараштра

Архитектура буддийских храмов и монастырей

Что означает быть буддистом? Если объяснить с точки зрения этого религиозного учения, то быть буддистом – это искать прибежища у «Трех Сокровищ». «Три сокровища» – это Будда, его учение и община, образовавшаяся вокруг этого учения. Строение спроектировано таким образом, чтобы воплощать все «Три Сокровища». Они представлены все в одном месте, но при этом разделены на части, каждая из которых несет свою смысловую и религиозную нагрузку.

Храм Махабодхи

Буддийский храм – это священная комплексная постройка, представляющая религиозную ценность, место паломничества, поклонения и обитания буддийских монахов. Он должен быть защищен от внешних воздействий, беспокоящих это святое место – посторонние звуки, зрелища, запахи и другие влияния. Территория закрыта со всех сторон, а при входе расположены мощные ворота.

В «золотом зале» (кондо) помещаются любые изображения будды (Будда Шакьямуни, сострадательный Амитабха и др.) – вышитые, рисованные, в виде скульптур. В том же помещении могут находиться любые изображения разных почитаемых существ, бодхисаттв.

Пагода – это постройка, предназначенная для хранения останков тела (земного) Будды Шакьямуни. Практически каждый буддистский храм имеет свое предание о том, как останки попали в него. Зачастую пагода состоит из трех или пяти ярусов, а в центре размещен главный столб. Под ним или на самой его верхушке и хранятся останки Будды.

Помимо текстовых вариантов буддийского учения, хранящихся в виде свитков, религиозная информация и различные священные предания передаются из уст в уста. Кроме того, в «зале для чтений» (ко:до) регулярно проводятся чтения и толкования учения.

С VIII столетия появляются ками – места для почитания «родных богов». Их размещают как на территории храма, так и за ее пределами. Богов почитают как защитников храма.

В общину храма входят монахи, их ученики и миряне, временно поселившиеся в галереях.

Монастырь Таванг

Буддийские храмы в Индии имеют свои особенности оформления. Монументальные сооружения имеют большое количество арок, сводов, колонн, рельефов, посвященных Будде.

При этом все эти неповторимые архитектурные элементы доведены до безупречности. В Индии чаще всего ступы встречаются в виде сферы на основании кубической формы. Их входы обычно представлены в виде каменных ворот, на которых красуются резные изображения.

Также встречаются постройки с острыми высокими куполами с барельефами.

Буддийские храмы в Индии

Буддийских храмов на территории Индии существует множество, так как данное религиозное направление здесь особо почитается. Уделим внимание самым известным.

  1. Храмы буддизма Махараштры. Третьим по величине штатом Индии является Махараштра. Этот край известен прежде всего своими скальными монастырями и храмами:
  • Аджанта – храмово-монастырский пещерный комплекс, представленный утесом в форме подковы. Всего насчитывается 29 пещер. Они делятся на вихары (общежития буддийских монахов, имеющие при входе портик-терассу и квадратные залы, окруженные кельями с трех сторон) и чайтья (молельные залы). Стены в пещерах искусно расписаны иллюстрациями к буддийским мифам и легендам. Аджанта является памятником Всемирного наследия.
  • Пещеры Аурангабада – относительно небольшие три комплекса пещерных храмов, расположенных поблизости от города Аурангабад. Всего насчитывается девять пещер, делящихся на восточные и западные.
  • Питхалкора – пещерный храмовый комплекс, состоящий из 13 пещер. Обустроены во II веке до н.э. Несколько позже, в V-VI веках, произошли добавления к ним.
  • Эллора – система из 34 пещер. Из них 17 пещер являются индуистскими, 12 пещер – буддийскими, 5 – джайнисткими. Наиболее примечательное строение с неповторимой архитектурой – «Kailas», заслуженно ставший одним из драгоценных памятников религиозной культуры Индии. Многочисленные замки, расположенные в Эллоре, причислены к Всемирному наследию организацией ЮНЕСКО.
  1. Храм Махабодхи – именно то место, где Гаутама Сидхартха достиг просветления, результатом чего стало его перевоплощение в Будду. Храм располагается в Бодх-Гая, индийском штате Бихар. Здесь же находится Бодхи – священное дерево, сидя под которым Гаутама нашел свое просветление. Считается, что оно было выращено из семени, которое даровало именно то оригинальное дерево, под которым сидел просветленный Будда.
  1. Санчи, являющаяся Всемирным наследием ЮНЕСКО, – это деревня в штате Мадхья-Прадеш, известная сохранившимися храмами, монастырями и ступами времен раннего буддизма. достопримечательность – первая известная в истории ступа. Она была задумана как наглядный символ Колеса дхармы. Именно со ступы Санчи начали копировать другие ступы.
  1. Нельзя не вспомнить о ступе Дхамек, расположенной в Сарнатхе. Согласно преданиям, здесь Будда, достигший просветления, провел свою первую проповедь и запустил Колесо дхармы.

Пещерный храмовый комплекс Питхалкора

Буддийские монастыри в Индии

Также насчитывается немалое количество буддийских монастырей на территории Индии. Всех их перечислить не представляется возможным, поэтому познакомимся с некоторыми из них:

  1. Храмы Ладакха. Земля Ладакх находится в крайней западной части Тибетского плато. По южную и северную части возвышаются высочайшие в мире горы. Здесь сосредоточены все те красоты, за которыми с удовольствием прибывают сюда путешественники – заснеженные горные массивы, озера, реки, диковинные звери и птицы, невероятные горные обители. Правда, все это стало доступным иностранным туристам только с 1974 года. В основном население Ладакха представлено потомками осевших кочевников, прибывших из Кхама (восточного Тибета). В VII веке они смешались с индоарийскими племенами. В этом краю расположено множество храмов: Алчи-Гомпа, Ванла, Ламаюру, Мульбек-Гомпа, Сени-Гомпа, Ше-Гомпа и другие.
  1. Тикси – это буддийский монастырь, находящийся у берегов Инд на вершине холма Его расположение потрясает: он возвышается на 3600 метра над уровнем моря и состоит из 12 этажей. Здесь же есть статуи, фрески, оружие, тханки (изображения религиозного характера в тибетском искусстве), постройки с чортенами. Удивителен и храм Майтрея, ставший в будущем Буддой. Он славится 15-метровой статуей Майтреи, возведенной в 1970 году перед визитом Далай-ламы.
  1. Монастырь Таванг, расположенный на холме у пригорода города Таванг. Он находится на высоте 3300 метра. Рассчитан на 700 монахов, в настоящее же время в нем проживает приблизительно 450 лам. Здесь есть библиотека Паркханг, известная тем, что в ней хранится много исторически ценных манускриптов.

Принятие прибежища в Трёх ДрагоценностяхПещерная система Эллора

Буддийские монастыри в России

В России буддизм исповедуют в разных районах страны – Забайкальский край, Тыва, Бурятия, Республика Алтай, Калмыкия, Иркутская область. Буддийские монастыри в России существуют в большом количестве городов, в том числе Москве и Санкт-Петербурге.

  1. Иволгинский дацан (Гандан Даши Чойнхорлин – тибет.) расположен в республике Бурятия, в селе Верхняя Иволга. Это настоящий комплекс, состоящий из множества построек, в числе которых:
  • храм-дворец, в котором хранится нетленное тело великого Учителя Хамбо-ламы Итигэлова;
  • тантрический храм (Жан-дуган);
  • главный соборный храм (Цогчен-дуган);
  • оранжерея, созданная для священного дерева Бодхи и др.

Иволгинский дацан в Бурятии

Также на территории комплекса размещены библиотека, летняя гостиница, священные ступы-субурганы и даже вольер для косуль.

  1. Еще один буддийский монастырь в России, точнее храм-монастырь, – Хойморский дацан «Бодхидхарма», расположенный в Бурятии (Поселок Аршан Тункинского района). Это центральный храм буддийской организации «Майдар».
  2. Цугольский дацан – это самый старейший монастырь, возведенный в Забайкальском крае в 1801 году. Здесь были основаны монастырские школы буддийской философии классического направления и тибетской медицины. Монастырь имеет очень богатую историю.

Санкт-Петербургский буддийский храм

В России существуют и другие, не менее замечательные храмы буддистов: Анинский (Бурятия) и Агинский (Забайкальский край) дацаны, Санкт-Петербургский буддийский храм, Храм Великой Победы (Калмыкия), Эгитуйский дацан (Бурятия).

Буддийские храмы и монастыри загадочны и даже мистичны. Они притягивают паломников из разных уголков планеты, желающих своими глазами узреть священные места и оторваться от мирской суеты, пребывая в их стенах.

Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки — нажмите CTRL+D

Источник: https://indiada.ru/religia/buddiyskie-khramy-monastyri.html

Особенности буддийских храмов — как они выглядят и что внутри

Здравствуйте, уважаемые читатели! В этот раз поговорим о буддийских культовых заведениях разных направлений. Каковы же особенности буддийских храмов?

Пропитанные историей, интригующие, с впечатляющими архитектурными изысками и резными рельефами, многие храмы – это настоящие чудеса для исследования.

Обычно умиротворённое и безмолвное, блуждание по  территории храма, погрузившись в свои собственные мысли – это незабываемый опыт, вне зависимости от религиозных предпочтений.

:
Правила поведения
Что означают названия
Внешнее и внутреннее устройство
Заключение

Правила поведения

Азиатские буддийские храмы живут в двух реальностях: они являются священным местом поклонения и туристической достопримечательностью. Во время путешествия туристы посещают, как минимум, один, а то и несколько храмов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находятся мощи матроны

Путешествующие подчас допускают характерные бестактности по отношению к послушникам и их святыням: приходят с оголёнными ногами и плечами, хвастаются тату с Буддой, взбираются в обуви на пагоды и т. д.

Но тех из них, кто следует простым, легко запоминаемым правилам, приветливо встречают в святилищах. Нужно лишь проявлять уважение:

  • Выключить мобильный телефон
  • Вытащить из ушей наушники
  • Говорить тише
  • Избегать ненужных разговоров
  • Снимать головной убор и обувь
  • Не курить
  • Не употреблять жевательную резинку

Ведь они ступают на действительно священную территорию, куда местные приходят пообщаться с божественным. Любой намёк на неуважение может причинить им глубокую обиду.

Обувь следует всегда снимать и оставлять снаружи главной территории поклонения. Где это сделать, подскажет сложенная обувь других посетителей. В некоторых буддийских странах это закон, за несоблюдение которого могут арестовать.

Плечи должны быть прикрыты, брюки – быть длинными. В некоторых храмах на входе предложат за небольшую плату саронг или другую накидку, если служитель посчитает одежду недостаточно закрытой.

В других местах проявляют бо̒льшую снисходительность. Но скромность в любом случае оценят.

Внутри никогда не следует касаться, сидеть рядом, взбираться на статую Будды или возвышение. Нужно получить разрешение фотографировать и никогда этого не делать во время поклонения.

Выходя, нужно пятиться лицом к Будде и лишь затем повернуться к нему спиной.

Крайней грубостью считается показывать пальцем на убранство помещения или людей. Указывать на что-то можно правой рукой ладонью вверх.

Сидя, не следует протягивать ноги в направлении людей или будд. Если в это время войдёт монах, нужно встать, чтобы выразить уважение, и подождать, пока он закончит простирания, и тогда только снова сесть.

Монахи – это дружелюбнейшие люди. Когда вы видите их подметающими у входа, знайте, что они больше беспокоятся, чтобы кто-то из входящих не наступил случайно на насекомое, чем о чистоте.

Они не едят после полудня. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы не есть в их присутствии. Если монах сидит, нужно тоже присесть, прежде чем начать разговор, чтобы не быть его выше. Давать ему и брать у него что-то можно только правой рукой.

Для женщин правила ещё суровее. В этих краях не принято, чтобы женщина касалась или вручала что-нибудь послушнику. Даже случайное касание рясы приведёт к тому, что ему нужно будет поститься и выполнять очищающий ритуал.

Если нужно сделать пожертвование, деньги передаются мужчине. Только он может отдать их члену монашеской общины.

И напоследок несколько советов, которые покажут, что вы изучали обычаи буддистов перед визитом сюда:

  • Подходя к алтарю, ступайте сначала левой ногой, а отходя — правой.
  • Традиционное приветствие – сложить руки в молитвенном жесте перед грудью и слегка поклониться. Чтобы выразить глубокое уважение членам общины, руки поднимают выше, на уровне лба.
  • Почти возле каждого храма есть металлический ящик для пожертвований. Они поддерживают работу святилища, особенно малобюджетного. После визита жертвуйте сюда около доллара.

Что означают названия

Буддийские храмы называются «дацан», но могут иметь в названии имя собственное в сочетании со словами «тэра», «дэра», «гаран», «дзи». Каждое из этих слов указывает либо на географическое положение, либо на имя жертвователя, на прославление определённого божества или рода.

Внешнее и внутреннее устройство

Храм, как правило, является комплексной постройкой. Дацан наглухо отгораживается от внешнего мира прочным забором, с южной стороны которого располагаются ворота.

Они бывают внешние и внутренние, защищаемые изображениями или статуями животных, свирепых божеств и воинов, чтобы отогнать злых духов.

Постройки могут быть в несколько этажей со скошенными крышами. Их поддерживают тщательно украшенные карнизы с живописной росписью.

Внутри главного зала – кодо – вдоль стен есть особые устройства – молитвенные барабаны, которые непрерывно вращаются.

Туда можно положить свою молитву на листочке. Считается, что она будет прочитана столько раз, сколько оборотов совершит барабан. В храме перемещаются по часовой стрелке. В прямоугольном помещение алтарь находится напротив входа.

Центральное место на нём занимает Будда, окружённый дымящимися благовониями, зажжёнными свечами, образами других знаменитых будд, бодхисаттв и дэвов, подношениями. Как выглядит Учитель, зависит от течения, которому принадлежит храм.

На алтаре есть ящички, в которых хранятся старые священные описания. Для поклоняющихся и монахов в кодо тоже отведено пространство.

Танки на стенах изображают божества. Они выполнены в ярких тонах на шёлковой основе.

Центральный зал часто соединён с лекционным, где послушники собираются, чтобы изучать и декламировать сутры, слушать музыку для медитаций. В других зданиях комплекса располагаются библиотека, жилье членов общины, их столовая.

Структура дацана всегда отражает «три драгоценности» буддиста: Будду, закон и общину его учеников.

При входе нужно мысленно поздороваться с божествами и затем, подходя к интересующему образу, складывать руки в молитвенном жесте и кланяться по желанию столько раз, чтобы число поклонов было кратно трём.

При этом, поднося руки ко лбу, просить ясного разума, ко рту – совершенной речи, к груди – любви ко всему живому. Во время посещения нужно позитивно настроиться и усиленно желать избавления от страданий всем в этом нуждающимся.

Заключение

Поклонение Будде стирает грани между мирянами и членами монашеской общины и является основой для единения всех буддистов и укрепления духовных связей между ними.

На этом мы прощаемся с вами. Если вы узнали что-то новое для себя – поделитесь этой статьей в социальных сетях.

Источник: http://o-buddizme.ru/mesta-i-svyatyni/osobennosti-buddiyskikh-khramov

Как отличить синтоистское святилище от буддийского храма?

Так сложилось, что в Японии на протяжении веков главенствуют две религии: синтоизм, берущий свои истоки в традиционных верованиях японцев, и буддизм, принесенный на японский архипелаг с материка. Разумеется, с течением времени происходило их взаимопроникновение. Однако, несмотря на это, обе они смогли сохранить свои традиционные черты, в том числе и в архитектуре. В этой статье мы поможем вам разобраться, чем отличается синтоистское святилище от буддийского храма.

По различным оценкам, последователи буддизма и синтоизма составляют от 84 до 96% населения современной Японии. При этом верующими себя назовёт только треть из них. Несмотря на это, все они соблюдают традиционные религиозные обряды, в том числе регулярно посещают храмы и святилища. Один лишь этот факт уже говорит о значимости религии в Японии.

Чтобы прикоснуться к традициям этой страны или даже ощутить себя их частью, вам обязательно следует посетить синтоистский храм, так как именно синто – это религия, которая существовала задолго до прихода в на японский архипелаг буддизма и, выдержав его влияние, смогла сохранить свои истоки на протяжении тысяч лет.

Как же не ошибиться и понять что вы попали именно в дзиндзя? Ниже – 5 фактов, которые помогут вам определить, где вы.

Тории

Тории

Первое что вас ожидает в дзиндзя – тории. Эти ворота символизируют не только синто, но и всю Японию в целом.

Считается, что праобразом торий является птичий насест, в честь которого и названа эта конструкция (鳥居 – 鳥 тори «птица» и 居 и «жить»): согласно «Кодзики» – первому японскому собранию мифов, именно петух, сидя на подобном насесте, смог вернуть в мир богиню солнца Аматэрасу, которая, обидевшись на своего брата Сусаноо, заперлась в небесном гроте. Разумеется, в буддийских храмах тории вы не встретите. Вы точно не спутаете их с массивными вратами, которые обозначают вход в крупные буддийские храмы.

Ворота перед храмом Асакуса

Тёдзу

Тёдзу

Следующим обязательным элементом любого синтоистского храма будет тёдзу (手水). Это небольшой резервуар с водой, который нужен для ритуального очищения перед входом. Чистота в синтоизме священна, поэтому такой обряд очень важен. Сначала нужно омыть левую руку, потом правую, затем ополоснуть рот. В буддийских храмах такого нет. Возможно, вы и увидите там сосуд, но в нём будет не вода, а благовония, которые должны приносят удачу, лечат тело и дух. 

Чан с благовониями в храме Асакуса

Но как поступить, если вы не заметили тёдзу? Посмотрите внимательно перед собой. Видите пагоду? Нет? Значит вы пришли в синтоистский храм. Пагода представляет собой многоярусную башню с характерными скатами крыши.

Строения такой формы распространены во всей Восточной Азии, их можно встретить и в Китае, и в Тибете, и во Вьетнаме.

Считается, что они символизируют принцип цикличности жизни, но к синтоизму это не имеет никакого отношения, поэтому встретить вы ее можете только в буддийских храмах. 

Пагода

Сувенирная лавка

Иногда, правда, пагода может быть одноэтажной и из-за чего отличить её от павильона синтоистского храма будет сложно. Тогда вот вам ещё одна подсказка: недалеко от основного павильона вы увидите сувенирную лавочку, и если там продаются дощечки эма и амулеты омамори, то вы точно попали в синтоисткое святилище. 

 

Если вам не помог ни один из предыдущих пунктов, то посмотрите наверх – если вас окружают верёвки-симэнава, то вы в дзиндзя. Считается, что именно с помощью симэнава закрыли вход в небесный грот, после того как богиня Аматэрасу вышла оттуда. Поэтому симэнава является обязательным атрибутом любого дзиндзя.

Ну и напоследок: всегда смотрите на то, что делают люди вокруг вас и повторяйте за ними, тогда вы точно не ошибётесь.

Источник: https://konnichiwa.ru/page/3079/

Ступа. Что это за сооружение? Буддийская или буддистская ступа. Ступа Просветления и Мира

В этой статье мы расскажем о происхождении ступ, или ступ-пагод, ступ-храмов, по всему миру, об их видах и значении, а также об их связи с философско-религиозным течением буддизма.

Ступа в буддизме. Ступа Будды

Священные ступы в буддизме расположены во многих странах. Достаточно упомянуть об Индии, Непале, Лаосе, Камбодже, Индонезии, Таиланде, Мьянме, России, Тибете и других странах, куда проник буддизм. На основе ступ стали возводиться буддийские храмы-ступы. Таким образом получается, что ступа — это не только место поклонения Будде как таковому, но она также может выполнять функцию храма.

Так, например, в Китае ступа трансформировалась и приняла форму пагоды. Храмы-пагоды стали появляться тут и там. Эта традиция распространилась и за пределами Китая, в соседние Японию, Таиланд. Даже сейчас можно встретить такие храмы-ступы, в которых происходят религиозные ритуалы, практики медитации.

Первоначально предназначение ступы было в том, чтобы хранить останки умершего — его прах, остатки вещей, принадлежавших ему, и т. д. Затем ступы стали сооружаться как памятники в честь того или иного деятеля буддизма. Существуют и так называемые сутрические ступы, связанные с деятельностью Будды. Информация о них хранится в тибетских анналах.

Тибетские источники указывают их разное расположение, но, к сожалению, в настоящее время трудно найти их действительное местоположение. В Индии, в районе города Сарнатх, находится несколько руин древних ступ, хотя трудно сказать, какие из них действительно были воздвигнуты на месте, где Будда учил своих учеников. Места паломничества в основном сконцентрированы вокруг 8 так называемых «сутрических ступ».

Также существует много реликварных ступ, расположенных по всей территории Индии и на территории Пакистана, Афганистана и Непала.

Буддийская ступа — священный холм

Согласно буддийским воззрениям, обход вокруг ступы очищает карму. Ещё больший эффект достигается, когда верующий совершает простирания, а затем поднимается в полный рост. Ламы делают обход вокруг неё 108 раз. Некоторые верующие тоже обходят ступу, хотя для этого требуется много сил и энергии. Ступы могут быть довольно внушительными по размеру, поэтому часто делается перерыв на отдых.

Буддийская ступа или буддистская ступа? Виды ступ

С течением времени сложились каноны, по которым строились ступы. Существуют 8 видов классических ступ:

  • ступа Лотоса,
  • ступа Просветления,
  • ступа схождения с неба Тушита,
  • ступа Примирения,
  • ступа Мудрости, или 16 ворот,
  • ступа Чудес,
  • ступа Совершенной победы,
  • ступа Паринирваны.

Строение ступы можно условно разделить на три части, две из которых во всех ступах очень похожи, — это нижняя часть, включающая в себя Львиный трон, и верхняя, которая состоит из 13 колец шпиля, символизирующая окончательное просветление. В середине могут быть вариации. Так, например, в ступе Лотоса средняя часть состоит исключительно из Лотосов.

Также существуют не только сутрические ступы, но и мемориальные, и реликварные. Что из себя представляют мемориальные ступы? Это такие ступы, которые возводятся для того, чтобы запечатлеть в памяти события, которые были связаны с буддийской историей, прошлыми рождениями Будды, а также его последним воплощением на земле. Также эти ступы могут быть посвящены событиям из жизни великих учителей буддизма.

Что касается реликварных ступ, то они также очень распространены. Их возводят над телесными останками реализованных учителей или же над предметами, которыми они пользовались при жизни. Так как по тибетским канонам содержимое ступы обязательно должно включать в себя предметы великого учителя, то все ступы на Тибете являются реликварными.

Интересна форма тайских и бирманских ступ. Обычно они конусообразны, со скошенными углами. Эти ступы отличаются яркостью. Иногда их покрывают золотой краской. Другие ступы юго-восточной Азии — это ступы-пагоды, или ступы-храмы. Тут определённо сказалось влияние Китая. В Мьянме расположена очень примечательная ступа Шведагон. 98-метровая позолоченная ступа в Янгоне, по преданию, содержит реликвии 4 Будд. Одна из таких реликвий — это восемь волос Будды Шакьямуни.

В Непале символика ступы соотносится с телом Будды. Основание — это скрещенные ноги Будды, когда он сидит в позе Лотоса, округлая часть — это туловище Будды, над ней располагается реликварий — голова Будды, шпиль и луна, солнце и бинду. Часто под шпилем изображены глаза Будды, которые символизируют его всеведение.

Ступа Просветления: значение

Ступа Просветления относится к одной из восьми сутрических ступ и является главнейшей их них, т. к., по преданию, в том месте, где она расположена, — в Бодхгае — Будда устранил последние завесы и иллюзии ума, что открыло ему дорогу к настоящему просветлению.

Эта ступа может быть условно разделена на три части:

  • Львиный трон — это основание, над которым и возвышается сама ступа, состоящая из двух частей.
  • Ступа причин (первая часть ступы) — причины для просветления.
  • Ступа результатов (это вторая часть ступы, от колец и выше) — само просветление.

Источник: https://www.oum.ru/literature/buddizm/stupa-simvol-prirody-uma/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие