Как католическая церковь боролась с реформацией

Борьба католической церкви с реформацией

как католическая церковь боролась с реформацией

В XVI веке вслед за Германией реформация охватывает и другие европейские страны: Англию, Скандинавию и др. Здесь реформацию осуществили сами короли. Они закрыли монастыри, отняли у церкви её земли, раздали их дворянам. Церковь в этих странах перестала подчиняться римскому папе; её главой стал король.

Реформация произошла также в Швейцарии. Здесь особенно сильна была буржуазия. Поэтому не князья, как в Германии, и не короли, как в иных- странах, а буржуазия оказалась во главе реформации.

Смелой швейцарской буржуазии, вождём которой был Кальвин, удалось осуществить то, чего не смогла сделать трусливая немецкая буржуазия: полностью подчинить себе церковь. Кальвинистская церковь управлялась выборными старейшинами из числа самых именитых горожан.

Эта церковь благословляла богачей. Её проповедники учили, что богатому и удачливому бог покровительствует, а бедняков и неудачников он отвергает.

Сторонников реформации,протестовавших против власти папы, называли протестантами. Среди них возникли, как мы видим, два главных течения:

  • лютеранство и
  • кальвинизм.

Лютеранство, помимо Северной Германии, стало господствовать в таких странах, как Швеция, Норвегия, Дания; кальвинизм распространился в Нидерландах и Франции. Много протестантов появилось в Англии.

Так в XVI веке раскололась и ослабла католическая церковь. И хотя протестантская церковь была далека от бедняков и служила буржуазии, ослабление католицизма сильно испугало папу римского и его сторонников. 

Борьба папства против реформации

Силы католической церкви были далеко ещё не сломлены- Она по-прежнему господствовала реформации. в Испании и её колониях, в Португалии, Италии, Польше, Франции, Южной Германии. Оправившись от полученных ударов, католическая церковь перешла в контрнаступление против реформации. С новой силой задымились костры инквизиции. В Риме был учреждён центральный

инквизиционный суд, который разбирал дела наиболее опасных для церкви еретиков. Был составлен список запрещённых книг, за чтение которых людям грозило предание суду инквизиции. Этот список существует и пополняется римскими папами и ныне. В него папы вносят в первую очередь произведения передовых учёных и писателей, подрывающие религию, развивающие науку, защищающие интересы трудящихся.

Наконец, для борьбы с реформацией католической церковью была создана боевая монашеская организация — орден иезуитов (от латинского слова «Иезус» — Иисус). Иезуиты не были похожи на других монахов. Они не жили в монастырях, не носили специальной одежды. Внешне они ничем не отличались от обычных людей. Иезуиты стремились войти в доверие королей, знати, богачей и простых людей, чтобы тайно направлять их деятельность в интересах католической церкви.

Иезуиты не брезговали ничем. «Цель оправдывает средства» гласил их девиз. Они широко использовали обман и предательство, подкуп и клевету, шпионаж и тайные убийства. Глава иезуитов («генерал ордена») обладал неограниченной властью и подчинялся лишь одному папе. Среди иезуитов царили строжайшая дисциплина и беспрекословное послушание. «Если церковь утверждает, что то, что нам кажется белым, есть чёрное, мы должны немедленно признать это» — таково было правило иезуитов.

Орден иезуитов был очень богат. Иезуитам принадлежали огромные земли, промышленные предприятия, корабли. Члены ордена занимались ростовщичеством, выманивали у богачей завещания в пользу ордена. Богатства иезуитов использовались ими для пропаганды католицизма, подкупа нужных людей и содержания наёмных убийц.

Чтобы завербовать церкви большее число приверженцев, иезуиты создавали свои школы. Воспитанники этих школ на всю жизнь становились послушными рабами церкви.

Иезуиты помогали католическим государствам в борьбе против других стран. В начале XVII века они были организаторами и участниками нападения польских феодалов на Русское государство. Во Франции они убили в начале XVII века короля, который провозгласил равноправие католиков и протестантов. В Южной Америке иезуиты захватили целую страну — Парагвай и сделали её оплотом колониального гнёта, закрепощали индейцев, жестоко подавляли их восстания.

Орден иезуитов существует и поныне. В наше время иезуиты — верные слуги империализма и реакции, злейшие враги коммунизма.

Варфоломеевская ночь

в Одним из самых чёрных дел католической церкви было массовое убийство французских протестантов (их называли «гугенотами»), известное под названием Варфоломеевской ночи.

Во Франции католическая церковь сохранила своё господство, но её положение сильно пошатнулось. Среди горожан распространялось протестантское учение. Многие феодалы, недовольные сильной властью короля, тоже перешли в протестантство.

Королевское правительство поддерживало католическую церковь и искало случая, чтобы расправиться с гугенотами. В 1572 году в Париж съехалось много гугенотов на свадьбу принца, их вождя, с сестрой короля. Католики решили воспользоваться этим и разом покончить с «еретиками».

В ночь на 24 августа (под праздник «святого Варфоломея») зазвонили колокола всех парижских церквей. Это был условный сигнал.

Вооружённые католики напали на ничего не подозревавших гугенотов, на домах которых еще накануне были нарисованы мелом кресты. Началась страшная резня. Гугенотов рубили алебардами, пронзали шпагами, выбрасывали из окон, топили в Сене.

В последующие дни резня перебросилась в провинцию. За две недели во Франции было убито несколько десятков тысяч человек.

Римский папа пришёл в восторг, узнав о Варфоломеевской ночи. Он велел служить благодарственные молебны, палить из пушек и зажечь в Риме праздничную иллюминацию. По его приказу в память об этой резне была выбита медаль с надписью «Убийство гугенотов».

Такими методами католическая церковь пыталась упрочить свое пошатнувшееся положение.

Приложение — варфоломеевская ночь в описании французского историка

Избиение гугенотов, начавшееся в Лувре , распространилось по всему городу; придворные и солдаты, зачинщики кровавого дела, покончив с дворянами-протестантами, с которыми они пировали накануне, перешли к убийству других: городского начальства, судей, ремесленников, подозреваемых в ереси.

Тут было общее предательство. Один выдавал своего соседа, другой — врага или родственника от которого ждал наследства.

  1. Одних убивали в их жилищах, заставляя отдать сперва всё имущество как бы для спасения жизни;
  2. других тащили в тюрьмы;
  3. но большую часть последних убивали на улицах, бросая трупы в реку.

Представьте себе улицы, вымощенные трупами; оглушительный шум, проклятия убийц, вопли жертв, неумолкаемый грохот пистолетных выстрелов; треск выламываемых дверей и окон, из которых выбрасываются обезглавленные трупы, падающие на улицу с каким-то странным свистом; телеги, нагруженные награбленной добычей и мертвецами, которых спешат бросить в реку, когда со всех сторон струятся кровавые потоки. Утончённый придворный так же спокойно убивал и грабил, как и бродяга. Принцы и сам король воспользовались десятой частью награбленного у богатых ювелиров. Вельможи оканчивали свои судебные процессы ударом кинжала.

Источник: http://hist-world.com/istoriya-srednikh-vekov-golin-kuzmenko-lojberg/390-borba-katolicheskoj-tserkvi-s-reformatsiej.html

Борьба Католической церкви с еретиками

как католическая церковь боролась с реформацией

Во времена Средневековья католическая церковь занимала доминирующую позицию в жизни общества. Воле Папе Римского повиновались представители всех классов: от королей до крестьян.

Церковь обладала не только неограниченной властью, но и бессметным количеством владений и значительными богатствами.

Служители католической церкви умело навязывали обществу комплекс неполноценности и ничтожности перед Богом: именно с этой целью началось активное строительство знаменитых соборов, которые впечатляли своей грандиозностью и величественностью.

Католические священники ревностно проповедовали своей пастве учение о том, что надо жить в бедности, так как это единственный способ получить божественную благодать, сами же купались в роскоши, проводили дорогие церковные обряды и активно собирали десятину с населения.

Как церковь боролась с еретиками?

Несмотря на деспотическую политику церкви, среди представителей крестьян и горожан появлялось все больше людей, которые ставили под сомнение верность ее учений. Они обвиняли духовенство в праздности, в отказе от бедности, и в непомерной трате денег. Католическое духовенство молниеносно отреагировало на религиозные бунтарства, и ответила суровыми репрессиями, которые несколько веков будоражили всю Европу.

Для борьбы католической церкви с еретиками была создана Инквизиция – тайный церковный суд, который на основе анонимных доносов, расправлялся с «посланниками дьявола на земле». Судебный процесс сопровождался длительными жестокими, ужасающими пытками и заканчивался смертной казнью человека.

Судопроизводство характеризовался отсутствием процедуры следствия. Зачастую судьи и обвинители даже не знали имени подсудимого, а обозначали их, как обвиняемый номер один, номер два, номер три и т.д.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находится животворящий крест господень

Средневековая инквизиция всегда делегировала светским властям полномочие казнить еретиков, однако всегда контролировала то, чтобы приговор был приведен в исполнение.

Инквизиция и публичные сожжения

Смертная казнь проводилась путем публичного сожжения. Сожжение подозреваемых в ереси людей носили массовый характер.

И если на первоначальной стадии жертвами святой инквизиции становились люди, которые были не согласны с классическими учениями церкви, то со временем категории отступников увеличивались в геометрической прогрессии. Привлекательные девушки и женщины обвинялись в колдовстве и порочных связях с дьяволом.

Младенцы, родившиеся с физическими недостатками, считались детьми сатаны. И тех, и других ожидала неминуемая смертная участь. Семьи еретиков разорялись, их имущество пополам делили между собой государственное казначейство и духовенство. 

Жертвами Инквизиционных процессов стали также научные деятели, первые астрономы, химики, физики, взгляды которых кардинальным образом расходились с учением церкви. Так знаменитый астроном Галилео Галилей смог избежать смерти на костре, только после того, как публично отрекся от учений Коперника.

Согласно подсчетам, огонь священной Инквизиции унес жизни более 12 миллионов жителей Европы, 98% из которых были невиновными.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Крестовые походы: причины и последствия
Следующая тема:   Франция: долгий путь к единству: Капетинги, Людовик VI, Филипп II

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/katolicheskaya-cerkov-v-borbe-s-eretikami

Распространение Реформации в Европе. урок. Всеобщая история 7 Класс

как католическая церковь боролась с реформацией

В результате распространения Реформации (движения за обновление церкви, подробнее: Распространение Реформации в Европе) в Европе, помимо лютеранства, возникли новые религиозные течения и церкви. В частности, кальвинизм (кальвинистская церковь). Ответом на Реформацию стала Контрреформация – церковно-политическое движение, целью которого было недопущение распространения протестантских идей и восстановление главенствующего положения католицизма в европейских странах.

Предыстория

Причины возникновения новых направлений в протестантизме

Отсутствие у протестантов единого контролирующего центра, подобного папству.

Предпосылки возникновения Контрреформации

  • Нежелание католиков мириться с Реформацией.
  • Потеря Римом источников дохода – церковной десятины и пр. на охваченных Реформацией территориях.

События

1534 г. – учрежден орден иезуитов (Общество Иисуса). Контрреформация сопровождалась укреплением церковной организации, повышением уровня подготовки духовенства, созданием новых эффективных учреждений. Одно из них – основанный Игнатием Лойолой орден иезуитов. Цель ордена – защита и распространение католицизма. 

1542 г. – в Риме учрежден верховный инквизиторский трибунал.

1545–1563 гг. – Тридентский собор. Закрепил догматы католической церкви, укрепил власть папы римского, привел к усилению гонений на протестантов, расширению деятельности инквизиции.

1553 г. – в Женеве сожжен Мигель Сервет.

1559 г. – в Риме был издан индекс запрещенных книг.

1600 г. – в Риме по обвинению в ереси сожжен Джордано Бруно.

Участники

Жан Кальвин (1509–1564) – лидер Реформации, фактический правитель Женевы («женевский папа»), основатель кальвинизма. Ядро учения Кальвина – идея предопределения. Согласно этой теории, одни души изначально предопределены к спасению, другие – к гибели.

Способность к продуктивному труду и добродетели, с точки зрения кальвинизма – знак спасения. Это связано с тем, что человек трактуется как орудие бога. Если он делает добрые поступки, если он способен трудиться, значит, им руководит бог, на нем лежит благодать божья.

Таким образом, кальвинистское учение поощряет человека к труду, деловой активности и оправдывает успех в мирских делах.

Мигель Сервет (1511–1553) – испанский богослов и врач, первая жертва протестантского фанатизма.

Джордано Бруно (1548–1600) – итальянский философ.

Игнатий Лойола (1491–1556) – испанский дворянин, богослов, основатель ордена иезуитов.

Заключение

Протестантизм подорвал монополию католической церкви в Европе. Несмотря на усилия Контрреформации, папе римскому перестали подчиняться Англия, Шотландия, скандинавские страны, Голландия, Швейцария, северогерманские земли и прибалтийские земли. Светская власть в протестантских странах приобрела большую свободу и самостоятельность. Были созданы национальные церкви.

Такие особенности протестантизма, как необходимость индивидуального общения с богом без посредников, самостоятельное чтение Священного писания, а также личная ответственность за спасение своей души, способствовали развитию индивидуализма. Необходимость самостоятельного чтения Библии привела к повышению уровня грамотности в протестантских странах.

Борьба католиков и протестантов привела к религиозным войнам во Франции (см. урок «Религиозные войны и укрепление монархии во Франции»).

Реформация, начавшись в Германии, вскоре охватила Нидерланды, Англию, Скандинавию, Францию, Швейцарию. Не везде она проводилась по лютеранскому образцу. Появились другие протестантские течения. Так, в Швейцарии возник кальвинизм (направление протестантизма, созданное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином).

Организация кальвинисткой церкви отличалась как от католической, так и от лютеранской. Со временем сторонники Кальвина появились во многих странах: в Англии (там они назывались пуританами), в Нидерландах, во Франции. Позднее эмигранты перенесли религиозное учение Кальвина в Новый Свет. Протестантизм нанес сильный удар по позициям католической церкви.

Политика Рима, призванная остановить распространение протестантских учений, получила название «контрреформация». Ее поддержали Испания, Франция, а также часть германских и итальянских земель. Контрреформация состояла из различных по своему характеру мер: от попыток сдержанной реформации католичества до силовых методов борьбы с протестантизмом.

В 1534 году был основан орден иезуитов, главной целью которого было укрепление позиций католической церкви по всему миру. В отличие от средневековых монахов, иезуиты жили в миру.

Они участвовали в общественно-политической жизни, оказывая влияние в интересах католической церкви: входили в доверие к государям, высокопоставленным чиновникам и вельможам, убеждая их проводить политику в интересах Папы Римского. Иезуиты открывали школы, которые отличались в XVI–XVII вв. высоким уровнем образования.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/7-klass/evropeyskie-gosudarstva-v-xvi-xvii-vv-reformatsiya-i-absolyutizm/rasprostranenie-reformatsii-v-evrope?seconds=0

Что проповедовали еретики? Как католическая церковь боролась с еретиками?

В ІV веке н. э. император Константин превратил гонимую христианскую религию в официальную, принятую повсеместно на бескрайних просторах Римской империи. После этого гонимые и угнетаемые сторонники христианства сами стали отвергать и преследовать своих врагов, приписывая им неортодоксальные, необщепринятые верования.

В это же время римскими епископами разрабатывалась система взглядов и понятий, которая позже стала основой католицизма. Все, что не подпадало под эту систему, стало презираться, а позже и жестоко преследоваться.

Люди, не согласные с общепринятыми религиозными взглядами, получили название еретиков, а сами учения стали называться ересями.

Социальные причины возникновения ересей

Возникновение ересей в христианстве принято связывать с теми социальными и идеологическими переменами, которые возникли в жизни христиан в период гонений. Самые бедные слои населения искали в новой религии примирения и равенства.

Поэтому постепенный процесс обогащения духовенства, укрепление административного начала, отступничество в период гонений не могли не вызвать осуждения со стороны простых верующих. В беднейших слоях населения продолжали жить идеалы скромного и простого раннехристианского быта.

Противоречивые настроения народных масс, разнообразные толкования христианского учения и всеобщее недовольство сытой жизнью высшего духовенства и дали толчок к появлению и распространению идей, что проповедовали еретики, с которыми католическая церковь вела долгую и кровавую борьбу.

Никейский Собор

В 313 году император Константин издал Акт о веротерпимости, согласно которому всем гражданам предоставлялась свобода вероисповедания. Этот документ, названный позже Миланским эдиктом, по существу, обозначил христианство, как полноценную религию. После этого, в 325 году, состоялся Вселенский Собор в г. Никее, на котором впервые прозвучало слово «ересь».

Первым еретиком был объявлен епископ Арий, который до этого считался одним из столпов христианства. Арий проповедовал сотворенность, вторичность Иисуса Христа по сравнению с Богом. Ортодоксальным же являлось равенство между Богом и Иисусом Христом, которое позже легло в основу догмата о Троице.

Арий и его последователи, названные арианами, стали первыми носителями тех идей, что проповедовали еретики.

Столетия без еретиков

В 384 году был казнен Присциллиан – последний из тех, кто был официально осужден за веру в Римской империи. Но политическое видение и методы укрепления власти, оставленные в наследство этим могущественным государством, католическая церковь приняла и активно применяла.

Столетиями католицизм не обращал внимания на разночтения Нового завета, а активно обращал в христианство европейские народы.

И только после становления империи Каролингов – то есть при укреплении светской власти, на рубеже тысячелетий, католицизм стал общепринятой религией, а в хрониках и анналах того времени вновь появилось слово «ересь».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда можно ходить в церковь

Причины возникновения

Монахи, жившие в начале второго тысячелетия, часто описывали целительные способности святых мощей и различные чудеса, происходящие с верующими.

В этих же записях встречается и крайне неодобрительное упоминание о тех, кто с насмешкой относился к святым реликвиям, возможно, первые еретики и были теми людьми, которые не признавали «святых чудес».

Эти насмешки выливались в протесты, проходившие во имя Евангелия – Евангелия кротости, справедливости, бедности и смирения, Евангелия первых христиан и апостолов. Те взгляды, что проповедовали еретики, базировались на евангелистических понятиях, отражавших, по их мнению, самую суть христианства.

Начало преследований

Согласно средневековым анналам и хроникам, те, кого называли еретиком, отрицали авторитет Соборов, отказывались от крещения детей, не признавали таинства брака и исповеди. Первый дошедший до историков образчик того, как церковь боролась с еретиками, датирован 1022 годом.

Приговоры сожженных в Орлеане инакомыслящих донесли до потомков суть того, что проповедовали еретики. Эти люди не признавали таинства причастия, крещение проводили одним наложением рук, отрицали культ Распятия. Нельзя считать, что еретиками были выходцы из низких слоев населения.

Напротив, первые жертвы костров были образованными по тем временам духовниками, при помощи теологии оправдывающими свое инакомыслие.

Казнь в Орлеане открыла путь к жесточайшим репрессиям. Борьба с еретиками разожгла костры в Аквитании и Тулузе.

К епископам приводили целые общины иноверцев, которые выступали перед церковными судами с Библией в руках, доказывая и объясняя цитатами из Священного Писания правильность того, что проповедовали еретики.

Как католическая церковь боролась с еретиками, видно из вердиктов церковных судей. Приговоренные в полном составе отправлялись на костер, который не щадил ни детей, ни стариков. Костры в Европе – яркий пример того, как церковь боролась с еретиками.

В ХІІ веке костры запылали в Рейнских землях. Еретиков было настолько много, что монах Эвервин де Стейнфельд запросил помощи у цистерцианского монаха Бернарда, имеющего репутацию последовательного и жестокого преследователя иноверцев. После масштабных погромов и облав костры запылали в Кельне.

Судебные расследования и приговоры инакомыслящим уже не были сводом голословных обвинений в колдовстве и распущенности, но содержали четкие пункты разногласий еретиков с ортодоксальными церковными понятиями.

Осужденные и приговоренные «апостолы Сатаны» принимали свою смерть настолько стойко, что вызвали беспокойство и ропот толпы, присутствовавшей при сожжении.

Очаги ереси

Несмотря на ожесточенные репрессии церкви, очаги ереси возникали во всей Европе. Популярное понятие дуализма, как борьбы добра и зла, обрело второе дыхание в еретических течениях. Принцип дуализма состоял в том, что мир был создан не Богом, а восставшим ангелом – Люцифером, именно поэтому в нем так много зла, голода, смертей и болезней. В конце ХІІ века дуализм считался одной из самых серьезных ересей.

Концепция битвы добра и зла, ангела и дракона, была широко распространена в раннем средневековье, но борьбу с этой идеей церковь начала гораздо позже. Это объяснялось тем, что в XII веке в Европе укрепилась королевская и церковная власть, жизнь относительно стабилизировалась, и принцип дуализма – борьбы – стал не нужен и даже опасен.

Власть и могущество Бога, а значит и Церкви, – то, против чего выступали еретики, и что несло опасность для укрепления католицизма.

Распространение ересей

В XII веке основными очагами ересей считались земли Южной Европы. Общины строились по образу и подобию католических церквей, но, в отличие от ортодоксального клира, в управлении церковью отводилось место и женщинам. Еретики в средневековье назывались «добрыми мужчинами» и «добрыми женщинами». Историки более позднего времени стали называть их катарами. Это название пришло из средневековья, слово cattier переводится, как колдун, преклоняющийся пред котом.

Известно, что катары имели собственные церковные институты, проводили свои соборы, привлекали в свои ряды новых и новых приверженцев. Если Франция и Германия уничтожили инакомыслие в зародыше, то в Италии и Лангедоке катары расширили и укрепили свое влияние. Многие знатные семьи того времени принимали новую веру и давали пищу и кров гонимым единоверцам и распространяли те учения, что проповедовали еретики.

Как католическая церковь боролась с еретиками

В начале ХІІІ в. на папский престол взошел Иннокентий III, целью которого было объединение всего европейского мира, возвращение южноевропейских земель в обитель церкви.

После ряда неудач католическая церковь, приняв на себя все полномочия по искоренению ересей и вступив в союз с королем Франции, возглавила крестовый поход против инакомыслящих. Двадцать лет непрекращающихся войн, массовые сожжения людей привели к полному захвату Лангедока и насаждению католической веры.

Но оставались целые семьи и общины людей, которые тайно сохраняли обычаи своих предков и сопротивлялись завоевателям. Именно с целью выявить и искоренить непокорных была создана инквизиция.

Инквизиция

В 1233 году папство создало особый орган, который имел право налагать покаяние и наказывать непокорных. Власть инквизиции была передана доминиканцам и францисканцам, которые несли в Южные земли новую проповедь, основанную на догматах католической церкви.

Вместо открытого вооруженного террора инквизиция использовала доносы и наговоры как инструмент выявления и уничтожения непокорных. По сравнению с массовыми казнями прошлого инквизиция убивала немногих, но тем страшнее было оказаться в ее руках.

Простые раскаявшиеся могли отделаться конфискацией имущества и публичным покаянием, для тех, кто отстаивал свое право на веру, приговором был костер. Не щадили даже умерших – их останки эксгумировались и подвергались сожжению.

Таким образом, католическая церковь и еретики вели неравное сражение за одну и ту же веру, за одного и того же Бога. Вся история становления католицизма освещается пожарами погибших за веру. Истребление еретиков послужило еще одним доказательством того, как обладающая могуществом одна Церковь, во имя Христа, уничтожила другую, более слабую, Церковь.

Источник: https://FB.ru/article/163318/chto-propovedovali-eretiki-kak-katolicheskaya-tserkov-borolas-s-eretikami

Реформация в Западной Европе XVI – XVII веков

Реформация (от лат. reformation – «преобразование», «превращение», «исправление») – масштабное церковное, политическое и общественное движение в Западной Европе XVI – XVII веков, целью которого было реформирование католической церкви.

Началом реформации принято считать поступок Мартина Лютера – тогда ещё обычного католического священника, доктора богословия. В 1517 году он прикрепил к дверям виттенбергской Замковой церкви листок, содержащий «девяносто пять тезисов». В этом документе он подверг критике нарушения и злоупотребления католической церкви, включая продажу индульгенций.

Концом эпохи Реформации принято считать подписание Вестфальского мира в 1648 году, который явился итогом Тридцатилетней войны. Согласно этому соглашению, лютеранские, кальвинистские, прочие протестантские и католические князья разделяли сферы влияния в Европе, и это разделило европейский мир на «католическую» и «протестантскую» части.

Причины Реформации

  • Духовенство занимало высшие посты в социальной иерархии, подчиняя себе светские сословия;
  • Католический догматизм не приветствовал рациональное мышление;
  • Католическая церковь постепенно отошла от «дел духовных» и превратилась в крупного земельного собственника, властителя и угнетателя.
  • Деградация католического духовенства, его распущенность, коррумпированность и нежелание жить по тем принципам, которые оно проповедовало.
  • Возобновление интереса к науке, изобретение книгопечатания, открытие Америки, а также «воскрешение» античной культуры.

Предпосылки

Предпосылки Реформации довольно многочисленны и лежат, так сказать, в нескольких плоскостях.

Распад феодального общества

Католическая церковь, будучи оплотом средневекового общества, существовала в условиях феодального строя, и её идеология этот строй «обслуживала».

Между тем ещё с XIV века в различных странах Западной Европы набирает влияние новый класс – буржуазия, состоящий из торговцев и ремесленников. Изначально будучи низшими сословиями, купцы и ремесленники накапливали материальные богатства; а где богатства, там влияние и власть.

По мере своего укрепления буржуазия осознала, что ей нужна новая религиозная доктрина, отражающая их взгляды и интересы.

Церковь перестала быть центром науки и культуры

Ещё одна причина Реформации – культурно-образовательная. Католическая церковь была не только культовым, но и образовательным центром – в её стенах изучались история, философия, риторика, точные и естественные науки, музыка. В то же время церковная интеллигенция была достаточно закрытым классом, что обеспечивалось и культовым языком – мёртвой латынью, которая была непонятна простым людям. Отсюда становятся понятными намерения первых реформаторов, в первую очередь Лютера.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему плохо в церкви

Во-первых, в числе главных пунктов Реформации был перевод религиозных книг и богослужения на живые европейские языки.

Объяснялось это тем, что буржуазия, не получавшая церковного образования, была уверена, что священники обманывают людей, нарочно скрывая истинное содержание «священного писания» и искажая «послание бога».

Поэтому в первую очередь перед реформаторами стояла задача – сделать так, чтобы содержание церковных книг стало понятно всем людям, а не только закрытой «касте» церковных интеллектуалов.

Во-вторых, понятно, почему Реформация в собственном смысле началась именно в Германии. Во Франции, Италии, Испании, Португалии говорили на романских языках, произошедших из латыни; поэтому частично церковные книги могли быть понятны жителям этих стран, особенно это касалось Италии, язык которой наиболее близок классической латыни.

Германские же языки не являются близкими родственниками латинского, и в этих странах (Германия, Фландрия, Англия, скандинавские страны) человек без специальной подготовки практически ничего не понимал в «священных текстах». Поэтому в германоязычных странах в народе было сильнее распространено убеждение, что священники обманывают людей.

Предтечей Лютера был английский мыслитель Джон Виклиф, который в XIV веке возглавил народное движение против папства; он же известен и как первый переводчик Библии на английский язык. Сходную деятельность осуществлял в славянской Чехии Ян Гус – ещё один предшественник реформаторов.

Альбигойцы – ещё одни предшественники Реформации. В Западной Европе они появились ещё в XII веке; считается, что альбигойское учение принесли в Европу болгарские «богомилы» — крестьянская еретическая секта. Альбигойцы также говорили о падении и коррумпированности католической церкви и проповедовали более простое и, по их мнению, справедливое учение.

Страны и социальный состав реформаторских течений

Реформацией были охвачены в первую очередь представители буржуазии, а также мелкие дворяне. Им нужна была более «дешёвая» церковь, которая не требовала бы за свои услуги много денег и не обманывала прихожан.

Но реформаторские течения были распространены и в крестьянской среде, которая также была недовольна «феодальной» стороной церковного учения, поборами и оправданием крепостничества со стороны духовенства.

Самый известный пример крестьянской Реформации – движение Томаса Мюнцера в Германии.

Реформация в Европе

  • 1520-е годы – начало Реформации в Германии;
  • 1525 – её распространение в Пруссии и Ливонии;
  • 1530-е годы – в Англии;
  • 1527 – 1544 – в скандинавских странах (Швеция, Дания, Норвегия, Исландия);
  • 1518 – 1520 – в Швейцарии;
  • С 1520-х годов – лютеранство и анабаптизм приходят во Францию;
  • 1550-е годы – появление кальвинизма во Франции;
  • 1540 – 1560-е годы – в Нидерландах.

Деятели Реформации

  1. Германия: Мартин Лютер, Филипп Меланхтон, Томас Мюнцер;
  2. Франция: Жан Кальвин, Ж. Лефевр, Г. Бриссоне;
  3. Англия и Шотландия: Томас Кранмер, Джон Нокс;
  4. Дания: Ганс Таусен;
  5. Швеция: Олаус Петри.

Итоги Реформации и контрреформация

Реформаторское движение вызвало серьёзную реакцию со стороны католической церкви и королевских правительств. Католической духовенство инициировало контрреформацию – движение, направленное на борьбу с «еретиками» — не только физическую, но и идейную.

Так, ещё в XII веке, задолго до собственно Реформации, католическая церковь основала нищенствующие монашеские ордена, которые заимствовали «имидж» у альбигойцев и, подобно им, демонстрировали интерес к крестьянству и его проблемам, так сказать, «ходили в народ»; единственным их отличием от альбигойцев было то, что они проповедовали учение официальной католической церкви и подчинялись ей.

Контрреформация (1543 – 1648) – деятельность католической церкви, направленная на борьбу с Реформацией. Деятельность церкви заключалась в отказе от индульгенций (документов об отпущении грехов, продаваемых за деньги), основании новых семинарий и монашеских орденов, установлении единообразной литургии и единого григорианского календаря. Также это были силовые действия – подавление Реформации в некоторых странах (Польша, Франция).

Значение Реформации

Реформация в Европе ознаменовала собой не только падение влияния католической церкви, но и кризис религиозного мировоззрения в целом. Верующие поняли, что религиозные истины следует проверять разумом и практическим опытом; в таких условиях стало ясно, что средневековая феодальная иерархия противоречит самой сути «христианского вероучения».

Реформация разделила верующих в Европе на католиков и протестантов. Это дало толчок развитию культуры, науки и искусства, в рамках которых осуществлялась борьба идей.

В странах, где победил протестантизм, начали активно развиваться капиталистические отношения.

Источник: https://histerl.ru/istoriya-evropy/reformacija-v-zapadnoj-evrope-xvi-xvii-vekov.htm

История Реформации

С таким девизом, в котором переосмысливаются религиозные ценности, выступил в конце XIV века, ещё задолго до Реформации, Джон Виклиф, профессор Оксфордского университета. Он стал человеком, который напомнил католикам о старых идеях, на которых выросло христианство. За что и был сочтён еретиком.

Один из предшественников протестантизма, Джон Уиклиф первым перевёл Библию на английский язык, однако римская церковь не оценила его стараний, поскольку она была наделена абсолютной монополией на толкование Библии. Уилклиф учил, что каждый человек связан с Богом напрямую, и для этого ему не нужны никакие посредники. За эти деяния, а также за то, что клеймил Папу Римского отступником и антихристом, он и был уволен из Оксфорда, его учеников при этом вынудили отречься от его взглядов.

Владислав Муттих. «Ян Гус на костре в Констанце». (Pinterest)

Однако распространению его идей это уже не могло помешать: учение виклифистов стало идейной основой для общины лоллардистов и для проповедей Яна Гуса. Последний за свои идеи был сожжён на костре вместе со своими трудами. Труп Уиклифа был выкопан по решению Констанцского собора и тоже сожжён на костре. Показательные казни надолго отбили у мыслителей желание реформировать церковь.

«На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог»

Эту известную фразу Мартин Лютер произнес на Вормсском рейхстаге, стоя перед императором Священной Римской империи, курфюрстами и архиепископами. Слова эти обозначали полный отказ от отречения, после них он был вынужден бегством спасаться от преследующей его инквизиции.

А начиналась эта история довольно безобидно — в октябре 1517 года достопочтенный отец Мартин Лютер, доктор богословия Виттенбергского университета, был вне себя от развращённости римско-католического клира. В то время Папа Римский Лев X, привыкший к роскоши и ощутивший вдруг острую необходимость в средствах, официально от имени церкви разрешил торговлю индульгенциями по всей Европе.

Праведный гнев Лютера вылился в знаменитые 95 тезисов, которые богослов составил в надежде искоренить пороки внутри церкви. Судьбоносную для всей Европы табличку с тезисами, как гласит предание, Мартин Лютер 31 октября 1517 года прибил к воротам дворцовой церкви Виттенберга.

Есть мнение, что вся история с прибитой табличкой — лишь красивая легенда. (Pinterest)

Одним из ключевых событий Реформации стал Лейпцигский диспут, где Мартин Лютер в очередной раз высказал свои идеи в споре с Иоганном Экком.

Когда Лютер в совей речи дошёл до того, что стал с некоторых позиций оправдывать Яна Гуса, Герцог Георг, памятуя о дурном наследии гусситов в Саксонии, разразился проклятиями. После этого Мартин Лютер получил первую тревожную весточку — папскую буллу, в которой осуждались его взгляды.

Собрав вокруг себя толпу, богослов сжёг буллу за подписью самого Папы Римского, чем полностью разорвал отношения с римской католической церковью.

Папа Римский Лев X к критике отнёсся однозначно — он предал Лютера анафеме, отлучил от церкви и хотел заставить того приехать на Вормсский рейхстаг, чтобы богослов публично отрекся от своих убеждений.

Лютер спрятан, но дело его живёт

После окончания Вормсского рейхстага Мартин Лютер направился домой в Виттенберг. Не успел он как следует отъехать от Вормса, как его похитили люди курфюрста Саксонии и спрятали в укромном месте, в замке Вартбург.

Как оказалось, Фридрих Мудрый, отличавшийся пытливым умом, на собрании рейхстага проникся речами Мартина Лютера и решил сберечь того от неминуемого наказания.

Причём для того, чтобы не врать императору Карлу V на допросе, он специально приказал своим людям не предупреждать его о том, где они спрячут богослова-мятежника.

Лютер на Вормсском рейхстаге. (Pinterest)

Мартин Лютер, будучи узником Вартбургского замка, который он не мог покинуть, занялся переводом Библии на немецкий язык. Однако это не помешало распространению его идей: только они стали развиваться совершенно не в том русле, как планировал инициатор Реформации.

Так называемый «духовный мятеж», мирный путь Реформации, о котором и проповедовал изначально Лютер, широкой поддержки в народе не получил.

Зато в родном для Мартина Лютера Виттенберге начались погромы католических храмов, которые поддерживали последователи богослова — Цвиллинг и Карлштадт.

Римская церковь не готова была терпеть погромы в собственных храмах. Обе стороны взялись за оружие. Религиозный конфликт стал приобретать кровавый характер, и в итоге вылился в грандиозную войну, которую нарекли Тридцатилетней (1618−1648). Эта война привела к тому, что на территории Германии — а за ней и в других европейских странах — католическая и лютеранская церковь стали существовать параллельно.

Источник: https://diletant.media/articles/25353866/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
День святого павла когда

Закрыть