Кафедральный собор что это

Собор святого Павла в Лондоне: описание, история, где находится, время работы, цены | Вся планета

кафедральный собор что это

Англия – страна строгих нравов, безмерно чопорная и правильная. Это отражено не только в менталитете людей, но и во всемирно известных достопримечательностях государства. Уже несколько столетий Собор святого Павла в Лондоне называют воплощением национального достояния британцев.

Это одна из основных архитектурных реликвий столицы и моментально узнаваемый религиозный объект. Масштабное сооружение по площади уступает лишь собору в Ливерпуле, а по красоте экстерьера и внутреннего декора значительно превосходит любую англиканскую церковь.

Сент-Пол, безусловно, является визитной карточкой города, постоянно фигурируя на сувенирной продукции и в туристических материалах.

Историческая справка

Октябрь 1708 года называют официальной датой открытия Собора святого Павла. Немногие знают, что современное строение государственной церкви Англии является уже пятым вариантом, возведенным в высочайшей точке Англии на вершине Лангейт-Хилл. История Сент-Пола начинается в 604 году.

Из сохранившихся документов известно, что его постройку осуществил король Саберт при активной поддержке священника Меллита, назначенного им епископом королевства. Деревянный храм просуществовал почти 70 лет, сгорел в 675 году, и сразу же был возрожден из пепла.

Новая церковь выстояла до 961 года и попала под немилость викингов, желавших отвоевать британские территории.

Третий по счету Собор святого Павла созывал прихожан на богослужение звоном колоколов уже в 962 году. Для строительства теперь использовали камень. Однако и она была поглощена огнем во время крупномасштабного пожара, которые были не редки на лондонских улицах того времени.

Четвертый по счету Собор святого Павла появился в Лондоне в 1087 году. Достроить его удалось лишь спустя 153 года – освящено религиозное место было лишь в 1240 году. В течение следующего столетия церковь неоднократно перестраивали, меняя романский стиль архитектуры на готический. Строение получилось огромным. Его длина составляла 180 м, а высота шпиля была поистине грандиозной для средневекового Лондона – 149 м.

В последующие столетия Сент-Пол не прекращали разрушать. Многочисленные интерьерные элементы Собора святого Павла претерпели изменения или были вовсе уничтожены в годы реформации Католической церкви.

В 1561 году огромный шпиль загорелся от удара молнии, а в период управления Английской Республикой Оливера Кромвеля церковь начали разбирать для стройки дворца короля-протектора.

В начале осени 1666 года 4-хдневный пожар в Лондоне испепелил более 12 тысяч домов, 90 церквей и Собор святого Павла входил в их число.

Уже через 2 года Оксфордский, Кентерберийский и Лондонский епископы приняли решение восстановить святыню. На роль архитектора выбрали выдающегося механика и математика Кристофера Рена, поручив ему создать собор, бессловесно возвеличивающий нацию.

Работа над проектом велась несколько лет, последний камешек был заложен в стену лишь в 1708 году, а официально о завершении строительства было объявлено в рождественскую ночь 1711 года.

Кристофер Рен увидел свое творение во всей красе, что являлось наивысшей наградой для архитектора.

Собор святого Павла занимает особое место в сознании британцев. В стенах величественного культового сооружения проводятся важные службы, например, венчание принца Чарльза и Дианы, здесь расположена резиденция епископа Лондонского. Красота его фасадов восхищает и жителей Англии, и гостей страны.

об истории строительства Собора святого Павла

Архитектурные особенности

Известно ли вам, что существует закон, запрещающий строить рядом с Собором святого Павла здания, которые бы закрывали вид на его стены? Это необходимо, чтобы все заинтересованные смогли рассмотреть сложность архитектурной конструкции.

Для воплощения своего проекта Кристофер Рен прибегнул к нестандартному сочетанию самых разных материалов, придумал смелые инженерные конструкции, которые до сих пор восхищают мировых специалистов в области градостроительства.

Сегодня Собор святого Павла признан выдающимся образцом среди всех купольных сооружений стран Европы.

До 60-хх годов прошлого века Сент-Пол считался самым высоким строением на столичных улицах. Высота возвышающегося над городом Собора святого Павла в Лондоне составляет 111 метров или 365 футов. Он в нем смешались барокко и классика, английская готика и средневековые архитектурные традиции. Кристофер Рен, кто является архитектором знаменитого Собора святого Павла, продумал каждую мелочь, чтобы сооружение получилось действительно надежным и впечатляющим.

Выдающийся архитектор во время работы над английской святыней задействовал самые современные строительные достижения и приемы того времени:

  • купол собора поддерживается 8 колоннами;
  • усыпальница Сент-Пола располагается под всей площадью здания;
  • вес купольных перекрытий перераспределен на встроенные в стены аркбутаны.

Интересный факт! Новое здание, благодаря высочайшему архитектурному мастерству мистера Рена и его помощников, не пострадало даже во времена Второй Мировой Войны.

Интерьер

Впервые побывав внутри Сент-Пола, туристы пребывают в восхищении. Интерьер культового сооружения достоин наивысших похвал. Здесь подкупольное пространство украшено фресками Торнхилла, а около алтаря сохранилась уникальная мозаика венецианского стекла, созданная еще в 1860 году. На ней изображены птицы, животные и цветы. Сам алтарь украшает позолота, в центре можно увидеть распятие и скульптуры, изображающие святых.

Ноттингем — родина Робина Гуда

Впечатляет огромная купель из гранита XVIII века, стоящая на входе в первой траве. С обеих сторон от нее располагаются небольшие часовни – святых Георгий и Михаэля и святого Дунстана. Футляр для органа из дерева и скамьи певчих были созданы талантливейшим резчиком Гринлингом Гиббонсом. Они прекрасно сохранились по сей день.

Усыпальница великих людей

Сложно поверить, но захоронения занимают почти весь пол крипты. Первым, кого здесь упокоили того, кто построил Собор святого Павла в Лондоне. Это был мистер Рен,  умерший в 1723 году. Кроме созидателя Сент-Пола в усыпальнице похоронены не менее знаменитые:

  • знаменитый ученый Александр Флеминг;
  • Уинстон Черчилль;
  • Генри Холлам;
  • Флоренс Найтингел;
  • Маргарет Тэтчер и другие великие деятелей.

Гости Собора святого Павла вынуждены буквально топтать могильные плиты выдающихся англичан. Однако служителей святыни такое положение вещей вовсе не смущает. В усыпальнице есть современно оборудованный просторный зал, где устраивают различные конференции, корпоративные встречи и торжественные мероприятия.

Примечательные монументы

Собор Святого Павла в Лондоне поистине удивителен. Здесь можно увидеть 67 уникальных монументальных изваяний, установленных в честь выдающихся людей, внесших особый вклад в экономику, политику, культуру и общее становление Великобритании. Среди них самыми значимыми являются скульптуры, изображающие:

  • лорда Г. Нельсона;
  • настоятеля собора Дж. Донна;
  • герцога А. Веллингтона.

Все они и еще около 200 великих людей Англии покоятся в соборной крипте.

Уникальные галереи

Приезжая в Лондон, Собор святого Павла туристы осматривают в первую очередь. Многих иностранных гостей привлекает величественный архитектурный памятник, а прогулка по его галереям приводит в полный восторг.

Особый интерес представляет расположенная внутри Шепчущая галерея. Свое название она получила из-за удивительной акустики, которую при строительстве Сент-Пола не учли архитекторы. Здесь сказанное в одном конце галереи слово отлично слышится на расстоянии в 34 м.

С первого этажа церкви Святого Павла до нее можно подняться по 260 ступенькам.

Купол собора

Эта часть Сент-Пола горделиво возвышается над лондонскими зданиями. Массивный купол собора покоится на перистиле, который кажется зрителям воздушным и невероятно изящным из-за псевдоокон и спаренных пилястров.

Каменная галерея под купольной крышей – кольцо скрытых аркбутанов, ее нельзя пройти насквозь. Внутренний интерьерный купол «висит» на конусе кирпичной кладки. Его форма немного сферична – это было необходимо для надежного размещения элемента между двумя оболочками.

Он освещен светом, проходящим сквозь многочисленные окошки над балюстрадой.

Наивысшая точка купола – Золотая галерея. Это смотровая площадка, к которой ведут 528 ступенек. Над миниатюрным куполом латерны золотыми переливами сияет Крест Спасителя.

Примечательно, что в годы Второй Мировой Войны, когда над столицей взрывались бомбы и его улицы были объяты пламенем, Кафедральный Собор святого Павла в охваченном огнем Лондоне не пострадал. Это англичане называют истинным чудом.

Режим работы и стоимость билетов

Собор св. Павла работает ежедневно кроме воскресенья с 8:30 утра до 16:00. Экскурсии здесь проводят в перерывах между службами периодичностью 1 раз в 60 минут с 11 до 14. Здесь работают и русскоязычные гиды, поэтому прогулка в составе экскурсионной группы будет очень насыщенной и познавательной.

Стоимость билета – от 16 до 18 фунтов, в зависимости от способа приобретения. Дети до 6 лет могут пройти бесплатно.

Обратите внимание! На территорию святыни могут не пустить с фотоаппаратом или видеокамерой – фотографировать и снимать видео здесь строжайше запрещается.

Как добраться?

Собор святого Павла на карте Лондона можно найти по координатам:

  • широта: 51.5138453;
  • долгота: -0.0983506

Адрес: St. Paul’s Churchyard, EC4.

Собор святого Павла на карте Лондона

Памятник средневековой архитектуры находится в 500 м от моста Блэкфайерс. До достопримечательности можно добраться несколькими способами:

  • на автобусе № 4, 15, 23, 242, 100;
  • на электропоезде, доехав до остановки Сити-Тамеслинк и пройдя по улице Fleet в восточном направлении;
  • на метро, выйдя на станции Сент-Пол.

Источник: https://vsya-planeta.ru/sobor-sviatogo-pavla-v-londone/

Зальцбургский собор: 6 полезных советов по посещению

кафедральный собор что это

Зальцбургский собор – главный религиозный объект города, расположившийся в его историческом центре. Площадь строения равна более 4500 м, а его стены способны вместить до 10 000 прихожан. Высота главного купола сооружения достигает 79 м.

Собор ярко выделяется на фоне других построек Зальцбурга: древний исполин возвышается среди мелких церквушек и отличается величественным фасадом, а также позеленевшим с веками медным куполом. Парадные двери храма находятся на миниатюрной площади Домплац.

Кафедральный собор имеет богатую, но вместе с тем непростую историю, разобравшись в которой, можно в полной мере осознать, насколько ценен этот религиозный памятник.

Архитектура и внутреннее убранство

Кафедральный собор Зальцбурга является выдающимся архитектурным памятником раннего барочного стиля, ярким отражением которого стал его помпезный фасад. Парадные стены обители богато декорированы скульптурами: высоко по центру располагается изображение Иисуса Христа, чуть ниже установлены фигуры Ильи и Моисея, под которыми находятся изваяния четырех апостолов. В западной части здания возвышаются две идентичные башни, высота которых составляет 81 м.

Внешние решетчатые ворота храма украшают 4 крупные скульптуры, изображающие святых Вергилия, Петра, Руперта и Павла, которые считаются главными покровителями Зальцбурга. В сам собор ведут 3 бронзовые двери, каждой из которых присущи свои уникальные барельефы, ставшие отражением извечных символов веры, надежды и любви.

Внутреннее убранство кафедрального собора в Зальцбурге также выполнено в стиле раннего барокко, основными чертами которого являются изящность, светлые интерьеры и отсутствие громоздких вычурных деталей.

В храме в первую очередь на себя обращают внимание искусные фрески, украшающие купол и арки строения. Некоторые из этих шедевров были выполнены итальянским мастером из Флоренции по имени Масканьи. Большинство фресок отображает события из Ветхого завета.

За счет преобладания светлых тонов в интерьере пространство внутри церкви выглядит легким и воздушным.

В общей сложности в кафедральном соборе насчитывается 11 алтарей, но наиболее грандиозно смотрится главный алтарь, установленный по центру зала. Его отличительным украшением стала огромная картина, изображающая сцену Вознесения Христа. По обеим сторонам от него установлено еще два более мелких алтаря.

Также в соборе имеется 5 органов: 4 из них абсолютно идентичны и располагаются на специальных балконах вокруг основного алтаря. Но главной гордостью обители является пятый орган с 4 тысячами труб, декорированный фигурами музицирующих ангелов.

При посещении кафедрального собора стоит обратить внимание и на бронзовую купель, выполненную в романском стиле, которая появилась в церкви еще в начале 14 столетия.

Именно в ней проводилось крещение знаменитого австрийского композитора Вольфганга Моцарта в 1756 году.

Кроме того, интерес в Зальцбургском соборе вызывает усыпальница архиепископов Зальцбурга. Примечательно, что на территории храма работает музей, где собраны ценные старинные артефакты 13-18 вв. Все желающие могут попасть в галерею через внутреннее помещение собора за дополнительную плату. Также у посетителей есть возможность спуститься в подземную крипту и посмотреть на руины базилики – предшественницы современного сооружения.

Какие еще достопримечательности стоит посмотреть в Зальцбурге смотрите на этой странице.
Booking.com

Практическая информация

  • Адрес: Domplatz 1a, 5020 Зальцбург, Австрия.
  • Как добраться: доехать до объекта можно на городских автобусах, следующих по маршрутам № 28, № 160, № 170 и № 270. Пассажирам необходимо высадиться на остановке Mozartsteg, от которой останется пройти около 450 м в юго-западном направлении.
  • Время работы: с мая по сентябрь посетить достопримечательность можно ежедневно с 08:00 до 19:00 (по воскресеньям и праздникам с 13:00). В марте, апреле, октябре и декабре собор закрывается на час раньше (в 18:00), в ноябре, январе и феврале – на 2 часа раньше (в 17:00).
  • Стоимость посещения музея: цена полного взрослого билета составляет 13 €, льготного – 10 €, для лиц младше 25 лет – 8 €, для школьников – 5 €. Доступен вариант билетов с ограниченным доступом, когда посетители могут зайти только в определенные секции музея. Стоимость входа в этом случае для взрослых составит 10 €, для льготников – 8 €, для лиц младше 25 лет – 6 €, для школьников – 4 €. Дети до 6 лет могут посещать музей бесплатно.
  • Официальный сайт: www.domquartier.at

Источник: https://kuku.travel/country/avstriya/goroda-i-kurorty-avstriya/zalcburg/zalcburgskij-sobor-6-poleznyx-sovetov-po-poseshheniyu/

Кафедральный собор в Калининграде — визитная карточка города (орган, музей Канта, экскурсии)

кафедральный собор что это

Кафедральный собор в Калининграде или Домский собор Богоматери и Святого Адальберта (немецкое название Konigsberger Dom — Кёнигсбергский кафедральный собор) — главное культурное и историческое место Калининграда.

Первое упоминание о Кафедральном соборе относит нас к 1333 году, именно эту дату (13 сентября 1333 г.) принято считать «Днем Рождения» собора. Формально, датой завершения строительства собора считается 1380 год, но работы, проводимые в соборе, продолжались и позже.

До начала церковной реформации 16 века собор являлся главным католическим храмом Кенигсберга, был посвящен Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, Всем Святым и Святому Адальберту. Также, за время своей богатой истории, собор был лютеранским храмом Пруссии.

После Второй мировой войны здание собора стало руинами, коими и оставалось до 1990-х годов, когда начались работы по восстановлению собора.

В настоящее время Кафедральный собор является визитной карточкой города Калининграда. Изображение этого монументального здания можно видеть в рекламных проспектах, на открытках, брелоках, кружках и прочей сувенирной продукции.

Расположен Кафедральный собор в самом сердце города, на острове Канта, являя собой доминанту острова.

Пожалуй, ни один турист, посещающий Калининград, не может обойти собор стороной, ведь помимо привлекающей внимание архитектуры — стиль кирпичной (балтийской) готики, собор притягивает к себе внутренним убранством.

В настоящее время по прямому назначению Кафедральный собор не используется, сейчас это многофункциональный культурный центр, место проведения фестивалей, концертов и всевозможных значимых событий в городе.

На постоянной основе в соборе функционируют: концертный зал, заалтарное пространство, музейная экспозиция и две часовни.

Концертный зал Кафедрального собора в Калининграде (орган Кафедрального собора)

Главный зал Кафедрального собора — одно из самых изысканных и посещаемых мест в соборе.

В данном зале находится уникальный в своём роде органный комплекс, состоящий из двух органов — большого и малого хорового. В связи с чем, зал носит название «Органный».

Органы собора — механические инструменты с добавлением электроники, изготовлены немецкой органостроительной фирмой «Alexander Schuke».

Большой орган был установлен в соборе в 2008 году и в настоящее время является самым большим органом в России.

Фото малого органа

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что едят в монастырях

В органном зале проводят: ежедневные дневные органные мини-концерты (продолжительность 40 минут); вечерние концерты один-два раза в неделю, где играют ведущие российские и европейские музыканты.

Помимо органов в зале собора можно видеть:

— историческая реликвия — Крестильная чаша-купель. Считается, что чаша появилась ещё в Кёнигсберге, до 1350 года (точная дата неизвестна), и прежде, чем попасть в собор, находилась в Альтштадтской церкви, где в то время располагалась кафедра епископа.

Купель выполнена в романском стиле, имеет высоту 113 сантиметров, материал — известняк. Восьмигранная чаша размещена на объемном пьедестале. Все грани опоры и чаши имеют выпуклые рисунки и символические аспекты;

— витраж с масонскими символами;

— фрагменты бывшего строения собора;

— подлинный билет Кёнигберского Кафедрального собора на одну из постановок, от 3 апреля 1944 года.

Заалтарное пространство Кафедрального собора в Калининграде

Бывшее заалтарное пространство собора ныне располагает тремя эпитафиями.

Центральную часть занимает восстановленная эпитафия герцогу Альбрехту первому.

Во время Второй мировой войны надгробие пострадало в пожаре. Затем собор подвергался разграблениям — искали золото и прочие ценности. Статуи с надгробия Альбрехта были распроданы, а эпитафию заложили кирпичом, местами закрасили краской. В 2009 году начались реставрационные работы самой большой, сохранившейся после войны эпитафии. Это 14-метровое надгробие для усыпальницы первого герцога Пруссии Альбрехта — памятник работы выдающегося голландца Корнелиуса Флореса (1570 год).

В нижней части эпитафии изображены скульптурки двух мальчиков с опушенными вниз факелами, что символизирует окончание земной жизни и начало божественной.

На боковых стенах расположены эпитафии двум женам герцога — первой — Герцогине Доротее и второй супруге герцога — Анне Марии.

Хотя эпитафии и не оригинальные, но выполнены весьма искусно, с соблюдением всех элементов.

Музей имени Канта в Кафедральном соборе, Калининград

Музей имени Иммануила Канта имеет несколько залов, расположенных на трех этажах Кафедрального собора.

В коллекцию музея входят разнообразные экспонаты, связанные с историей Кёнигсберга-Калининграда, а также жизнью и научной деятельностью немецкого философа Иммануила Канта.

В музей Кафедрального собора ведет винтовая лестница.

В первом зале музея представлен макет Кёнигсберга 1937 года, автор — художник-архитектор музея Дырыщев Альберт Михайлович.

Также на макете можно видеть Королевский замок. Замок был поврежден в ходе войн, а в советское время снесены остатки руин. В настоящее время от замка остались лишь фрагменты подземелий, которые можно видеть на площади возле Дома Советов.

Вторым знаменитым экспонатом музея являются элементы старых башенных часов Кафедрального собора, обнаруженные при расчистке территории собора в 1995 году.

В настоящее время на главной башне собора находятся часы, изготовленные по образцу Кёнигсбергских часов. Это самые точные часы в городе, по ним местные жители уже многие годы сверяют свои часы)).

Одеяния членов тевтонского ордена дома святой Девы Марии Тевтонской.

Зал, посвященный наглядной истории Кафедрального собора. На фотографиях запечатлены: собор в довоенное время, в советский период и ход восстановительных работ собора.

Особое место в музее занимает Валленродская библиотека. Зал библиотеки полностью воссоздан в 2005 году с помощью фотографий.

В следующем зале также представлены экспонаты, посвященные истории собора и Канту. Из самых интересных:

— воссозданный костюм Иммануила Канта. Надо заметить, Кант был по тем временам ещё тем модником;

— портрет Канта и единственное цветное изображение, на котором можно видеть Канта сидящего за столом;

— краткая справка, посвященная Графини Марион Хедда Ильза Дёнхоф, оказавшей большую помощь в восстановлении Кафедрального собора. 1 миллион 250 тысяч немецких марок было потрачено на возведение крыши собора;

Картина «Кант в кругу друзей», мастера Н. Фролова 1998 г., копия сделана с иллюстрации Э. Дёрстлинга 1804 г.

В мемориальном зале  музея находится копия посмертной маски Канта. По оной из версий, копия была снята с оригинала.

Фото музея имени Канта

«За кулисами»

С отдельной экскурсией можно попасть «за кулисье» Кафедрального собора.

Подъем проходит по узкой винтовой лестнице

Затем вы, наклонившись и зайдя в маленькую дверь, попадаете в «святая святых» — творческую мастерскую художника-реставратора, в которой видите, как и где работает мастер, а также фотографии, с которых мастера воссоздают «душ прошлых лет».

На фото посмертная маска Иммануила Канта. Возможно, именно с неё была сделана копия, которую можно видеть в мемориальном зале музея Кафедрального собора.

Первое изображение Кёнигсберга в цвете. Также данное изображение можно видеть в музее изобразительных искусств, расположенном в старом здании бывшей Кёнигсбергской торговой биржи, что вблизи острова Канта.

В одной из башен собора каждый вечер загорается зеленый огонек. Ежесуточное зажжение зеленого «огня» было посмертным пожеланием младшего сына герцога Альберта Великого — Лютера Брауншвейгского.

На внешних стенах собора ежегодно гнездится Пустельга (птица из отряда соколообразных семейства соколиных). Птица эта хотя и небольших размеров, но хищная. Сотрудники собора неоднократно видели, как на внешних карнизах окон верхних этажей собора птицы питались мышами и прочей мелкой добычей.

На крыше Кафедрального собора, Калининград

Проход на крышу закрыт для посетителей. С крыши Кафедрального собора открываются нереальной красоты панорамные виды на часть острова Канта, Рыбную деревню, реку Преголя и окрестности.

Часовни в Кафедральном соборе, Калининград

При входе в собор с обеих сторон расположены часовни — небольшая часовня святого великомученика целителя Пантелимона и Евангелическая лютеранская церковь.

Фото часовни

Фото лютеранской церкви

Скульптуры медведей в Кафедральном соборе Калининграда

Возле входа в концертный зал расположены две каменные скульптуры медведей, держащих в лапах щиты с изображением герба Кнайпхофа. Ранее скульптуры этих медведей располагались на лестнице городской Ратуши Кнайпхофа и чудом уцелели во время Второй мировой войны, когда ратуша была разрушена.

Мишки дотированы 1697 годом, это самая старая городская скульптура. Изготовлены мастером Ионасом.

Возле Кафедрального собора

Помимо самого собора на острове Канта находятся: Медовый мост, связывающий остров с Рыбной деревней, могила Канта и парк скульптуры, а также памятники и композиция в миниатюре «Символы Кёнигсберга 1930 г.». Подробнее об острове Канта в Калининграде

Источник: https://life-globe.com/kafedralnii-sobor-kaliningrad/

Кафедральный собор Святого Креста и Святой Евлалии

  • 1 Краткая история
  • 2 Архитектурные решения
  • 3 Информация для туристов

La Catedral de la Santa Cruz y Santa Eulalia – главный собор Барселоны. Именно он, а не Саграда Фамилиа знаменитого Гауди, – резиденция местного архиепископа. Более коротко его называют собором св. Евлалии, Барселонским или Кафедральным.

Краткая история

Кафедральный собор посвящён Святой Евлалии Барселонской, в IV в. принявшей мученическую смерть за верность христианской вере. Тогда в Барсино (прежнее название города) властвовали римляне, преследовавшие христиан во всех своих владениях.

Император Диоклетиан послал в городок наместника с приказом заставить христиан отказаться от их веры, или уничтожить. Всех жителей собрали на городской площади.

13-летняя ревностная христианка Евлалия, являвшаяся примером праведной жизни, прилюдно обвинила наместника в насилии и призвала жителей отказаться от обращения в язычество.

Последовавшие вслед за этим ужасные пытки и казнь девочка встретила с потрясшей очевидцев стойкостью и мужеством. Первоначально тело Евлалии было похоронено в церкви Santa Maria del Mar. В VII в. великомученица была причислена к католическим святым. Она является покровительницей города. Св. Евлалия почитается и православной конфессией.

Собор Святого Креста и Святой Евлалии сооружён на месте разрушенной романской церкви по приказу короля Сицилии, Арагона и Валенсии Хайме II Справедливого. Основное строительство по проекту архитектора Жауме Фабре, начатое в конце XIII в., продолжалось более столетия.

Однако последние штрихи в оформление фасада были внесены лишь к концу XIX в. А шпиль центральной башни, достигающий 70-метровой высоты, был достроен только в 1913 г. Обычный для средневековых сооружений долгострой объяснялся войнами, эпидемиями и нехваткой средств.

Архитектурные решения

Барселонский собор Святого Креста и Святой Евлалии – прекрасный образец готики, позднее дополненный неоготическими деталями. Длина сооружения – 93 м, ширина – 40. 8-угольная центральная башня достигает высоты 50 м.

Несмотря на внушительные размеры, колонны, держащие своды, не давят на зрителя. Специалисты считают, что лёгкость и даже изящность собору придали добавленные позднее элементы французской готики (по образцу Руанского собора).

Многочисленные витражи с льющимся через них светом усиливают это ощущение.

Внутреннее устройство барселонского собора не совсем привычно. Основную часть центрального нефа высотой в 26 м занимает помещение для хора. Его ограждение декорировано красивыми мраморными рельефами, изображающими сцены жизни св. Евлалии. Верхний ярус сидений хора украшен рыцарскими гербами.

За поперечным нефом (трансептом) находится пресвитерий, предваряющий алтарную часть, и главная капелла Майор. Под ней расположена крипта с алебастровым саркофагом, выполненным итальянским мастером Лупо ди Франческо в XIV в. В нём покоятся останки св. Евлалии.

Поверхность саркофага покрыта рельефами со сценами её пыток. По бокам саркофага – четыре изваяния ангелов с подсвечниками, а в центре – небольшая статуя Богоматери с Младенцем. На своде крипты находится рельефный медальон со сценой небесной коронации святой.

Справа от главной капеллы находится сокровищница собора с предметами культа и образцами церковного искусства. Среди них выделяются дароносица XVI в. из золота и серебра, украшенная драгоценными камнями, и деревянный стул короля Мартина, покрытый позолоченным серебром. Рядом с главным алтарём установлены надгробные памятники основателям прежнего романского собора – графу Рамону Беренгеру I и его супруге.

Всего в соборе – 26 капелл. Каждая из них – произведение искусства. В их алтарях, созданных в XIV–XV вв., изображены архангелы, отцы церкви и святые. Согласно, католической традиции, иконостасы не декорированы. Наиболее известна капелла св. Причастия с алтарным изображением архангела Михаила.

Готические капеллы Санто-Кристо де Лепанто и Преображения выделяются своими рельефными украшениями. В алтарной части первой из них установлена деревянная скульптура распятия Христа. Первоначально она находилась на носу испанского корабля.

Легенда гласит, что распятие увернулось от неприятельского снаряда, после чего застыло в таком положении. Приглядевшись, действительно можно заметить некоторую кривизну статуи.

Компонент Santa Cruz (Святой Крест) в полном названии собора появился именно из-за этой истории.

Ренессансный орган собора XVI в. был отреставрирован в конце XX столетия. С этого времени ежемесячно в соборе проводятся органные концерты.

Во внутреннем дворике (клуатре) находятся высокие одноярусные галереи, фонтан со статуей Sant Jordi (св. Георгия), и сад с пальмами, апельсиновыми и мушмуловыми деревьями. Здесь постоянно живут 13 белых гусей. Их количество соответствует прожитым годам юной святой, а белый цвет символизирует её чистоту и непорочность. Здесь же действует небольшой музей, где экспонируются церковная утварь, гобелены, требник Евлалии, и её терракотовая скульптура.

Слева от входа находятся лифты, поднимающие желающих на крышу собора. Оттуда открывается прекрасный вид на шпиль и Готический квартал Барселоны.

В 2006 г. произошло редчайшее для католического собора событие: перед мощами св. Евлалии был совершён православный молебен.

Информация для туристов

Адрес Кафедрального собора – площадь Pla de la Seu в Готическом квартале (Barri Gotic). До него можно доехать по линии L4 метро, сойдя на станции Jaume I. Альтернативный транспорт – автобусы 17, 19, 40, 45 до остановки Barri Gotic. До этой же остановки может довезти специализированный туристический автобус Barcelona Bus Turistic. Нужно воспользоваться его красным маршрутом Red Route.

Кафедральный собор Барселоны действующий, и в нём регулярно проводятся мессы. Но он открыт и для туристов ежедневно с 8 до 19:30. Утром до 12:45 (в воскресенье – до 13:45) и вечером после 17:15 его можно посетить бесплатно.

Но за осмотр хоров нужно будет заплатить 2,8 EUR, а за подъём на крышу – 3 EUR. В остальные часы – с 13 (в воскресенье – с 14) до 17, стоимость входного билета с осмотром храма, хоров и подъёмом на крышу – 6 EUR.

Следует учесть, что в часы бесплатного посещения выстраивается большая очередь.

При посещении фотосъёмка внутренних помещений ограничена (особенно со вспышкой). В соборе посетители могут зажечь не обычную, а электронную свечу. Для этого нужно бросить монету в прорезь специального автомата.

На площади перед собором местные жители часто берутся за руки, и, под звуки флейты, танцуют хороводный танец сардана. Замкнутый круг символизирует общность каталонцев перед лицом внешнего мира. Они ценят внимание к своей культуре, поэтому с радостью примут иностранца в круг.

Источник: https://barcelona24.ru/sobor-svyatogo-kresta-i-svyatoy-evlalii.html

Кафедральный собор — неотъемлемая часть истории Восточной Пруссии

Самое известное здание города, к которому непременно идут все туристы, вокруг которого любят гулять горожане. Здание чаще всего присутствующее на сувенирах из Калининграда. Символ города и просто красивый собор в центре вокруг мрачных советских панелек.

Кафедральный собор на острове Кнайпхоф, ныне острове Канта.

Немного истории

Кафедральный собор имеет почтенный возраст и его история неразрывно связана с историей Кёнигсберга – Калининграда и всей Пруссии.

До 16 века (церковной реформы) был главным католическим собором в Кёнигсберге с длинным именем: собор Высокосвященного тела Иисуса Христа, Девы Марии, Всех Святых и Святого Адальберта.

После церковной реформы, когда Пруссия стала светским государством и приняла Лютеранство, стал главным лютеранским храмом Пруссии.

Точная дата начала строительства не известна, поэтому считают по первому упоминанию в документах – 13 сентября 1333 (красивая дата), окончание строительства 1380 год.

Именно в Кафедральном соборе в 1525 году произошло первое официальное Богослужение на немецкое языке. До этого момента все служение проходили на латинском.

1525 год – это год, когда последний магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский сложил с себя полномочия и объявил об образовании нового княжество – Прусского, которое отныне будет исповедовать протестантизм.

Поэтому Кафедральный собор – это действительно знаковое место.

Во время бомбардировок Кёнигсберга сильно пострадал, внутри здание почти полностью выгорело, а стены устояли. Разрушенные вокруг собора здания сравняли с землей, на острове Кнайпхоф разбили парк со скульптурами.

Так и стоял скелет все советские годы. В 1967-е годы находящийся совсем рядом Королевский замок (который неплохо уцелел) был взорван. Мои родственники, которые переехали в Калининград в 50-е годы, хорошо помнят Королевский замок целым.

А Кафедральный собор уцелел, хотя власти его очень не любили и называли «Бельмо на глазу нового социалистического города». Но взорвать здание, у стен которого захоронен Иммануил Кант никто не отважился. Поэтому давайте поблагодарим Канта за то, что помог сберечь Собор.

После развала союза за Собор наконец то взялись. Восстанавливали его 1992 – 1998 годы – это стены и крышу, но внутреннее убранство продолжали делать еще долгие годы.

Наши дни

В конце 2005 года был восстановлен интерьер знаменитой Валленродской библиотеки.

Дело в том, что до войны по соседству располагался университет Альбертина и в 1650 тут открыли библиотеку с собранием редких книг и манускриптов, к началу 20 века в библиотеке хранилось более 10 тысяч книг.

В 40-е годы во время войны библиотека была толи разграблена, а потом сгорела то ли что. На самом деле там сложная история, вроде как выгорел, а вроде, как и нет, потому как ее хорошо сохранившиеся экземпляры всплывают в частных коллекциях и наших архивах.

Восстанавливали собор как культурно — исторический центр. Сейчас внутри на первом этаже соседствуют 2 часовни: евангелическая и православная. На остальных этажах расположены музей истории города и музей Канта.

На окнах восстановлены витражи.

Главный вход в Собор.

Над входом надпись:

Оригинал: Jesus spricht: Ich bin die Tϋr; so jemand durch mich eingeht, der wird selig werden.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как церковь боролась с ересью

Перевод: Иисус сказал: Я есмь дверь; Тот, кто входит через меня, будет спасен.

У входа есть памятный знак, посвящённый Петру 1, на нем 6 дат: 1697, 1711, 1712, 1713, 1716, 1717 – годы посещения русским царем, а потом императором, Кёнигсберга.

Могила канта и другие эпитафии

Могила спасителя собора – это большой колонный зал, пристроенный к одной из стен. Построен склеп был в 1924 году на месте часовни, пострадавшей в Первую мировую войну.

Потолок очень интересный над могилой.

Напротив Канта стоит памятник Альбрехту Бранденбургскому, тому самому последнему магистру Тевтонского ордена, он тоже захоронен в Соборе.

С другой стороны Собора могила и надгробный камень Юлиуса Руппа.

Если погулять вокруг стен, то можно увидеть другие эпитафии, тут захоронены видные деятель Пруссии: политики, священнослужители, профессора университета.

Орган

Ежедневно тут проходят органные концерты. Внутри 2 органа: малый и большой.

Малый

Большой

Большой установлен в 2008 году. Это самый большой орган в России и один из крупнейших в Европе. Я много раз была тут на органных концертах, меня завораживает эта музыка, атмосфера и потрясающая акустика Собора.

В качестве заключения

В начале нулевых годов рядом с собором построили Рыбную деревню.

Теперь рыбная деревня + Кафедральный собор – самое фотографируемое место в Калининграде, особенно хорошо смотрится на закате!

Вокруг собора можно поплавать на туристическом катере, послушать об истории города, острове Кнайпхоф и о соборе Высокосвященного тела Иисуса Христа, Девы Марии, Всех Святых и Святого Адальберта или Кафедральном соборе!

Источник: http://trek-life.com/kafedralnyj-sobor-istoriya-vostochnoj-prussii/

Собор (храм)

Собор Парижской Богоматери

Собо́р — главный храм города или монастыря, в котором богослужение возглавляет епископ (архиепископ, митрополит, патриарх).

В синодальный период в истории Русской церкви собор мог, кроме того, обозначать главный храм ведомства, в котором совершал богослужения протопресвитер военного, морского или придворного духовенства, а в полках с длительной историей создавались . В больших городах каждая из административных частей имела свой собор[1].

Например, в Санкт-Петербурге, помимо главного кафедрального собора, имелись соборы главных частей города, а также два придворных собора, два морских собора, четыре военных собора, собор всех учебных заведений, а также два мемориальных собора: Сампсониевский и «Спас на крови». Традиция устройства мемориальных соборов (соборов-памятников) восходит к Древней Руси. В частности, таким собором-памятником являлся знаменитый Собор Покрова на Рву (более известный как храм Василия Блаженного)[1], расположенный в Москве на Красной площади.

Русскому термину собор в западноевропейских языках соответствуют термины англ. cathedral, фр. cathédrale, нем. Kathedrale, итал. cattedrale, исп. catedral, происходящие от слова кафедра.

Тем самым они указывают на то, что речь идет о кафедральном храме, в русском языке чаще именуемом «кафедральным собором».

В итальянском и немецком языках для обозначения кафедрального храма часто используется и другой термин, этимологически восходящий к лат. domus — итал. duomo, нем. Dom.

Значение статуса[ | ]

В православии статус собора присваивается также главному храму города, монастыря, и имеющим особое значение храмам в столицах[2].

Как в православии, так и в католицизме, статус собора присваивается храму раз и навсегда. Правящий архиерей может построить или избрать себе для нахождения кафедры другой храм. Тогда новому храму присваивается статус кафедрального собора, за бывшим кафедральным также остается наименование собора (хотя в нём и нет епископской кафедры).

В Москве, например, соборами именуются бывшие патриаршие соборы: Успенский, Архангельский и Благовещенский в Кремле, Покровский (Василия Блаженного) на Красной площади, построенный Иваном Грозным в ознаменование взятия Казани, Богоявленский (Елоховский) и др.

При этом кафедральными соборами являются[3] Богоявленский и Храм Христа Спасителя.

По размерам собор может не отличаться от обычного приходского храма, но рассчитан на то, что богослужения (главным образом, праздничные) совершаются собором духовенства, то есть в штате храма несколько священников (в идеале — настоятель и 12 сослужащих ему священников, по образу Христа и двенадцати апостолов).

В реальности многочисленным духовенство бывает только в главных храмах епархии (например при титуле «митрополит Смоленский и Калининградский» кафедральные соборы должны быть в Смоленске и Калининграде), где находится архиерейская кафедра.

В католических соборах современное богослужение даже в праздники зачастую совершает единственный священник.

Кафедральный собор второго епархиального города может быть совсем небольшим по размерам, редко посещаемым епископом (что в совокупности не делает необходимым постоянного нахождения в центре храма кафедры) с небольшим штатом священников (два или три).

В монастыре (главным образом в мужском, где насельники из числа монахов часто имеют священный сан, особенно занимающие ключевые должности — благочинный, экклесиарх, ризничий и пр.) как правило всегда есть соборный храм, именуемый кафоликоном.

Православие[ | ]

Наряду со зданием, где находится актуальная кафедра епископа, соборами именуются здания, где эта кафедра когда-либо была.

Помимо этого, собором называется главная церковь монастыря (кафоликон в современной Греции). Необходимо заметить, что монастырский собор может являться главной церковью епархии.

Католицизм[ | ]

У католиков собор — это здание, где находится или была епископская кафедра. Помимо собственно соборов существуют:

  • сокафедральный собор — здание, в котором находится вторая кафедра епархии, или второй собор епархии.
  • прокафедральный собор (про-собор, англ. Pro-cathedral) — здание, временно выполняющее функции собора или второго собора.
  • малая базилика — почётный титул, даваемый папой некоторым важным соборам.

Протестантизм[ | ]

У протестантов (англикан, лютеран) кафедральным собором всегда является храм, где есть или была кафедра епископа. Однако в последнее время название «собор» иногда используется метафорически — например, Арктический собор (приходская церковь в Тромсё) или Хрустальный собор (мегацерковь у пресвитериан, у которых никогда не было института епископата).

В православии[ | ]

  • Благовещенский собор (Воронеж)
  • Благовещенский Собор (Афины, Греция)
  • Владимирский собор (Киев, Украина)
  • Дмитриевский собор (Владимир, Россия)
  • Исаакиевский собор (Санкт-Петербург, Россия)
  • Казанский собор (Санкт-Петербург, Россия)
  • Петропавловский собор (Санкт-Петербург, Россия)
  • Смольный собор (Санкт-Петербург, Россия)
  • Спас на Крови (Санкт-Петербург, Россия)
  • Собор Святого Саввы Белград, Сербия
  • Софийский собор (Киев, Украина)
  • Софийский собор (Великий Новгород, Россия)
  • Софийский собор (Вологда, Россия)
  • Софийский собор (Полоцк, Беларусь)
  • Троицкий собор (Тбилиси, Грузия)
  • Успенский собор Московского Кремля (Москва, Россия)
  • Успенский собор (Владимир, Россия)
  • Успенский Собор (Тбилиси, Грузия)
  • Покровский собор (храм Василия Блаженного) (Москва, Россия)
  • Храм Христа Спасителя (Москва, Россия)

В католицизме[ | ]

  • Собор Святого Петра (Рим, Ватикан)
  • Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Флоренция, Италия)
  • Собор Святого Марка (Венеция, Италия)
  • Миланский собор (Милан, Италия)
  • Кёльнский собор (Кёльн, Германия)
  • Франкфуртский собор (Франкфурт, Германия)
  • Шпайерский собор (Шпайер, Германия)
  • Собор Парижской Богоматери (Париж, Франция)
  • Страсбургский собор (Страсбург, Франция)
  • Руанский собор (Руан, Франция)
  • Амьенский собор (Амьен, Франция)
  • Реймсский собор (Реймс, Франция)
  • Собор Святого Франциска Ксаверия (Гродно, Беларусь)
  • Собор Антверпенской Богоматери (Антверпен, Бельгия)
  • Солсберийский собор (Солсбери, Англия)
  • Собор Святого Вита (Прага, Чехия)
  • Кафедральный собор св. Станислава (Вильнюс, Литва)
  • Латинский собор (Львов, Украина)
  • Архикафедральный собор Пресвятой Девы Марии (Минск, Беларусь)
  • Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Москва, Россия)

Примечания[ | ]

  1. 12 Собор (недоступная ссылка с 14-06-2016 [955 дней]) // Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.
  2. Полный православный богословский энциклопедический словарь, т.2. М.: Возрождение, 1992
  3. Московская епархия (городская) / Организации / Патриархия.ru. Патриархия.ru. Проверено 30 сентября 2016.

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%9A%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80

Бургосский собор в Испании. Описание архитектуры и интересные факты

Посещение собора для туристов платное, но его архитектура, внутреннее убранство и сокровища стоят того, чтобы потратить несколько евро. Впрочем, решайте сами.

О соборе

В Кастилии есть провинция Бургос со столицей в одноименном городе. Здесь, в центре Бургоса, находится главный памятник региона — Кафедральный собор Санта-Мария. Это одна из самых великолепных средневековых построек на территории Испании. В списке ЮНЕСКО.

Архитектура и интерьеры

Так как стройка растянулась на века, собор представляет из себя смесь готики, барокко и ренессанса.

Главный фасад выходит на запад, на пл. Санта-Мария, посвящен Богоматери. Над прославляющими ее скульптурными изображениями красуется готическая роза, а над ней — вереница статуй королей Кастилии. Сверху на королей смотрит Дева Мария. Венчают этот фасад две ажурные башни.

Самый древним является южный вход 13 века, Священные врата. Над ним — невероятный тимпан, выше – роза и галерея со статуями 12 апостолов и Христа.

Вход с северной стороны называется Вратами апостолов. Скульптурная группа их тимпана рассказывает о Страшном суде. Здесь нас тоже встречают 12 апостолов.

Если снаружи собор просто красив, то внутри он великолепен. Основное помещение имеет форму креста, 84*59 м. По периметру 15 капелл. И всюду невероятное количество каменной резьбы, скульптур тончайшей работы, позолоты, металлических кованых и литых украшений, уникальных изделий.

Не забывайте поднимать голову вверх, потолки собора потрясают великолепием.

Главный алтарь создан в 16 в., самым почитаемым его изображением является «Мария на троне».

Весь собор украшен витражами, в том числе тремя окнами-розами.

Гордость собора — Золотая лестница. Эта мраморная лестница с позолоченными перилами, возле которой хранится уникальная реликвия – золоченая повозка с ангелом.

Не менее любопытен «Пожиратель мух». Фигурка, которая украшает часы 16 в., открывает рот, отбивая каждый час.

Каждая из капелл вдоль стен собор — произведение искусства.

Самая древняя – капелла 13-го века Сан-Николас.

Алтарь капеллы Св. Анны представляет из себя резную библейскую историю так называемое Древо Иессея. Оно ветвится по полотну алтаря, в центре его тянутся друг к другу Анна и Иоаким, родители Девы Марии, чья фигура с младенцем венчает крону дерева.

В капелле Коннетабля 15 в. прекрасная резьба по камню, 3 изысканных алтаря, богатые мраморные надгробия, на стене – рисунок кисти ученика Леонардо да Винчи, изображающий Марию Магдалину. Здесь сохранились великолепные витражи и удивительный купол.

В соборе похоронены такие люди, как епископ Маурисио, другие епископы и члены королевской семьи Кастилии. Их надгробия представляют из себя произведения искусства.

Под простым надгробием, плитой из розового мрамора, покоятся останки национального героя Кастилии Родриго Диас де Вивара, больше известного как Эль Сид Кампеадор. В память о нем в соборе хранится его меч – Тисона.

После осмотра собора пройдите в патио, оттуда — в сокровищницу и музей. Наиболее ценным экспонатом считается скульптура «Христос у колонны».

Интересные факты

  1. Сундук Эль Сида, который он принес еврейским ростовщикам. Когда ростовщики вскрыли сундук, увидели груду булыжников. И только когда Сид пришел выкупать свои сокровища, булыжники опять засверкали драгоценностями.
  2. Фигура Христа, обтянутого буйволиной кожей, покрытой ранами, способна мироточить, у нее растут волосы и ногти.
  3. Обезьянка. Некто Хулиан помогал людям, но кое-кто стал злоупотреблять его добротой.

    Хулиан обратился к колдуну, и тот превратил его в обезьяну. Спасаясь от мучителей, забралась обезьянка на верх фасада и от долгого сидения окаменела.

  4. Улыбающийся осёл. Этой горгулье над главным входом почти 800 лет, есть несколько версий, откуда осел возник, но ни одна не объясняет улыбки.
  5. Горгулья в виде алхимика. Кто-то из строителей собора входил в гильдию алхимиков. Они нашли свое бессмертие, их философским камнем стал прекрасный собор.

Официальный сайт: catedraldeburgos.es

Адрес: Plaza Santa María s/n 09003 Burgos

Туристам доступны не все помещения, в некоторые могут попасть только верующие.

Касса и вход для туристов — с южной стороны собора, верующие могут войти через западный портал.

Расписание работы для туристов

  • С 19 марта по 31 октября – с 9:30 до 19:30, вход до 18:30.
  • С 1 ноября по 18 марта – с 10:00 до 19:00, вход до 18:00.
  • 26 октября — с 9:30 до 15:00.
  • 8 декабря – с 10:00 до 11:00.
  • 24 и 31 декабря – с 10:00 до 13:00.
  • 25 декабря и 1 января собор закрыт.

Зоны для верующих открыты утром и вечером, расписание на сайте собора.

Билеты

  • Обычный — 7,00 €.
  • Для группы более 15 человек — 6,00 €.
  • Лицам старше 65 лет — 6,00 €.
  • Студентам до 28 лет — 4,50 €.
  • Детям от 7 до 14 лет — 2,00 €.
  • Паломникам с паспортами паломников — 4,50 €.
  • Инвалидам — 2,00 €.
  • Многодетным — 4,50 €.

Некоторые билеты включают услуги аудиогида.

По вторникам с 16.30 до 18.30 (зимой с 16.30 до 18.00) вход бесплатный.

Описание не заменит возможности увидеть собор своими глазами.

Источник: https://advisor-espana.es/kafedralnyy-sobor-burgosa/

Руанский собор во Франции: история храма, архитектура, внутреннее оформление, реликвии, как добраться в Руане

Одним из ярчайших памятников архитектуры готического искусства является Руанский собор (фр. Cathédrale Notre-Dame de Rouen, Собор Руанской Богоматери). Величественное сооружение находится в центральной части города Руана, расположенного к северо-западу от Парижа. Нотр-Дам де Руан включен в список национального наследия Франции и с 1979 года находится под защитой ЮНЕСКО.

История собора

История Собора Руанской Богоматери исчисляется тысячелетиями. Почти десять веков возвышается он на территории Франции.

Предшественница собора

Начало храму было положено в конце IV века. К этому времени относится упоминание о первой в Нормандии христианской базилике периода Римской империи. Позднее на ее месте возник епископский комплекс, который состоял из баптистерия и двух церквей, посвященных Богоматери и Св. Стефану. В 841 году комплекс был уничтожен норманнами, захватившими Руан.

Возведение и основание

Лишь спустя 70 лет, в 911 году, начались восстановительные работы. Вождь викингов Роллан получил от короля Карла III Простоватого (17 сентября 879 — 7 октября 929) титул герцога, а вместе с ним и земли Нормандии, при условии принятия им христианства. В 1020 году началось строительство храма в романском стиле. До наших дней от романской части сохранилась лишь одна крипта. Остальное здание отражает смену тенденций развития готической архитектуры.

Башня Сан-Ромен являлась самой ранней готической постройкой кафедрального собора. Она простояла почти 800 лет с момента возведения в 1145 году и была уничтожена во время Второй мировой войны при обстреле Руана войсками союзников. В собор попало 6 снарядов.

Историческая судьба

История храма отличается драматизмом. В 1200 году во время пожара обрушился его неф, что повлекло за собой перестройку всего здания. В 1202 году на романском фундаменте, заложенном Ролланом Пешеходом, герцогом Нормандским, началось строительство готического храма. Процесс затянулся на века, потому наблюдается разница в архитектурном стиле построек.

Порядок строительства Руанского собора:

  1. Башня Сан-Ромен возводилась в ранний период готического искусства.
  2. Работы над возведением трансепта были начаты в 1280 году, в расцвет «высокой» готики.
  3. Южная башня принадлежит позднему, «пламенеющему» периоду. Известняк, использованный для ее постройки, везли из Уэльса. Материал имеет желтоватый оттенок, отсюда название — Масляная башня. По другой версии эта часть храма строилась на деньги зажиточных горожан, уплаченные ими в качестве налога за право есть сливочное масло во время Великого поста.
  4. Работы над Центральной башней были закончены в 1514 году. В 1557 на нее водрузили деревянный шпиль с покрытием из олова. После удара молнии в 1822 году он сгорел. Реставрация велась с учетом канонов строительства XII века и была закончена лишь в 1876 году. Масса шпиля составила 1200 тонн, высота 151 метр. Благодаря ему собор оставался самым высоким зданием в мире вплоть до 1880 года.

Послевоенная реставрация

Последние серьезные реставрационные работы в храме проводились после Второй мировой войны. Подобно своим далеким предкам, английские и американские войска вновь нанесли серьезный урон прекрасному зданию. Во время высадки союзных войск во Франции были разрушены неф и капеллы, от башни Сен-Ромен остались лишь одни стены.

Восстановительные работы велись при финансовом участии Великобритании, для которой Нормандская земля имеет особое историческое значение.

Современное положение

Собор Нотр-Дам де Руан — жемчужина Руана. Шпиль Центральной башни собора остается самым высоким во Франции. Его величие и красота неизменно находят отклик в сердцах миллионов людей по всему миру.

7 июня 2010 года на площади перед ратушей города собралось более тысячи человек. В руках у них были плакаты с увеличенными фрагментами одного из 30 полотен Клода Моне «Руанский собор». Вместе они составили огромную репродукцию, которая вошла в книгу рекордов Гиннеса как самая большая «живая картина».

Месторасположение церкви

Руан причислен к списку городов искусства и истории Министерством культуры Франции. Хотя многие архитектурные памятники пострадали во время Второй мировой войны, большая часть исторических построек сохранилась.

Кафедральный собор Руана находится на Соборной площади города. Добраться до него можно трамваем М — остановка Théâtre des Arts. Прямо напротив храма находится туристический офис, в здании которого в XIX веке располагалось кафе.

Из его окон Клод Моне (14 ноября 1840 — 5 декабря 1926) любовался величественным зданием и делал зарисовки к картинам своей знаменитой серии.

Импрессионист рисовал Руан в течение всего последнего десятилетия XIX века и более чем на тридцати полотнах отразил в цвете облик храма в разное время года и суток.

Источник: https://proreligiu.club/hramy/drugie-zarubezhom/ruanskij-sobor.html

Кафедральный собор в Бургосе, «творение ангелов»

Город Бургос — древняя столица Кастилии, расположен на реке Арлансон, притоке Дуэро.

В 882 году, после того как король Альфонсо III Леонский отбил этот город у мавров, граф Диего Родригес Порселос выстроил здесь хорошо укрепленный замок, которому суждено было сыграть большую роль в дальнейших событиях Реконкисты.

Сто лет спустя граф Фернандо Гонсалес, основатель Кастильского графства (впоследствии королевства), перенес сюда свою столицу. Сегодня Бургос известен многими замечательными архитектурными памятниками эпохи Средневековья., представляющими собой культурные достопримечательности Испании.

В исторический центр Бургоса можно попасть через городские ворота Арко де Санта-Мария, украшенные статуями кастильских королей. Сразу за воротами открывается квадратная площадь, за которой высится грандиозный собор Санта-Мария — один из наиболее значительных средневековых памятников в Испании. Собор является наиболее ярким памятником испанской готики. Его гигантская аркада стала атрибутом храмов испаноязычного мира.

Кафедральный собор в городе Бургос, или собор Богоматери в городе Бургос — внушительное здание, поражающее своей неожиданной воздушной легкостью, противоречащей его огромным размерам. Хотя собор строился на протяжении трех веков, он выглядит удивительно гармоничным. Каждая часть его имеет значение и вносит свой вклад в красоту всего ансамбля.

Кафедральный собор в Бургосе, история возведения

Бургосский собор был заложен в 1221 году указом короля Фернандо III Кастильского (1217—1252) епископом Маурисио. Прототипами храма стали знаменитые французские соборы в Реймсе и Бурже

Святой Фернандо III Кастильский ( 5 августа 1199, Самора — 30 мая 1252, Севилья, Испания) — король Кастилии, Толедо и Эстремадуры с 1217 года, король Леона и Галисии с 1230 года, старший сын Альфонсо IX от второго брака с Беренгарией Кастильской.

Фернандо окончательно объединил в своих руках Кастилию, Леон и Галисию, образовав единое королевство Кастилия и Леон. Во время своего правления Фернандо активно проводил Реконкисту, завоевав практически все мусульманские государства на юге Пиренейского полуострова, присоединив их к своим владениям.

В 1671 году Фернандо Кастильский был канонизирован

Автором грандиозного проекта является испанский архитектор Энрике, строитель собора в Леоне. Как это обычно бывало, сооружение собора растянулось на несколько столетий, и над его строительством трудились, сменяя друг друга, несколько поколений архитекторов.

Первые богослужения в храме начались уже в 30-х годах XIII века. К 1260 году строительство всех главных частей здания было в основном закончено, за исключением западного фасада и башен.

В 13-14 вв. собор дополнился боковыми капеллами и клуатром. В этот период французских мастеров сменили испанские зодчие и каменотёсы. Окончательно собор был завершен в 1567 году.

Достраивали собор немецкие зодчие. В частности, ажурные завершения двух башен собора, поднимающиеся на высоту 84 м, возводил немецкий мастер Иоганн из Кёльна (испанцы на свой лад именовали его Хуан де Колониа). Последние постройки собора имеют уже ренессансный облик.

Сын Иоганна Симон построил великолепную капеллу Коннетабля. Кроме того, он помогал испанцу Хуану де Вальехо в сооружении башни над средокрестием (1568).

В начале XVI столетия архитектор Фелипе де Боргонья начал, а другой зодчий, Хуан де Вальехо, завершил в 1567 году световую башню-фонарь над средокрестием собора. Эта поднимающаяся на высоту 54 м башня имеет вид восьмигранника с остроконечными башенками по углам.

Последние существенные перестройки в соборе относятся к 18 веку, когда были созданы сакристия, капелла святой Фёклы и капелла Реликвий. В этот же период были частично перестроены порталы главного фасада. Единственными значимыми изменениями 19-20 вв. стали реконструкция капеллы Сантиссимо-Кристо и реставрация клуатра.

Собор в Бургосе стал первой значительной готической постройкой в Испании. Наряду с Кельнским, Аахенским, Руанским, Шартрским и Амьенским соборам, он принадлежит к числу лучших готических соборов Европы. «Творением ангелов» называл его испанский король Филипп II.

Архитектура и достопримечательности Бургосского собора

Перед собором стоит памятник паломнику в рубище. Памятник посвящен всем странствующим путешественникам по святым местам. Перед собором есть два красивых средневековых фонтана.

Величественное здание собора обильно украшено в присущей готическим храмам манере статуями гаргулий и мифических существ.

Западный фасад, где располагается главный вход в собор — Пуэрта Реал (XIII в.), — вдохновлен лучшими образцами французской готики и отличается редким по красоте скульптурным убранством. Он состоит из трех стрельчатых арок. Иконография их скульптурного декора связана с прославлением Девы Марии.

Второй ярус фасада украшен окном-розой, а третий образован изящной галереей со статуями кастильских королей. Выше находится балюстрада со статуей Богоматери с Младенцем и надписью Pulchra es et decora («Как ты прекрасна, как привлекательна»). По бокам возносятся две башни с ажурными шпилями.

Портал северного трансепта именуется Вратами апостолов или Пуэрта-де-ла-Коронерия (Puerta de los Apóstoles, Puerta de la Coronería). Он интересен статуями 12 апостолов и двухъярусным тимпаном 13 века, который посвящен теме Страшного суда.

Южный портал трансепта известен как Священные врата (Puerta Sacramental) и является одним из лучших образцов готической скульптуры 13 века в Испании. Декор портала основан на популярном романском мотиве «Христос во славе», однако выполнен в новой готической стилистике.

Наиболее примечательным элементом портала является тимпан, приписываемый мастеру из Амьена. Также южный фасад украшает окно-роза и галерея со статуями Христа и ангелов.

В плане собор имеет форму латинского креста размером 84 м в длину и 59 м в ширину. Собор разделен на три нефа: широкий и высокий центральный и два менее крупных боковых. Основной корпус храма пересекает трансепт той же высоты, что центральный неф. Собор перекрыт системой крестовых сводов.

Вдоль второго яруса центрального нефа, непосредственно под витражами верхнего ряда окон, тянется элегантная галерея трифория, каждая арка которого обрамлена скульптурами в виде человеческих головок.

Также в соборе можно увидеть три витражных окна-розы. Самыми ранними постройками стали апсида с деамбулаторием и пресвитерий, затем появилось средокрестие и нефы.

Интерьер собора грандиозен; многие помещения строились во времена ренессанса и барокко, в XIV-XVII вв., поэтому здесь множество позолоты, пышной каменной резьбы, алтарей, скульптур и прочих сокровищ.

Часть скульптур в интерьере выполнена известным испанским скульптором эпохи Ренессанса Диего де Силоэ. Он же создал и знаменитую Золотую лестницу — Эскалера Дорада, устроенную в северном трансепте собора.

Эта большая двойная лестница, выполненная из бело-розового мрамора, украшена позолоченными перилами и многочисленными рельефами. Рядом с ней находится удивительная реликвия — золоченая повозка, украшенная скульптурой ангела.

https://www.youtube.com/watch?v=R_R2lik6OhY

Главный алтарь изготовлен в 1562 году братьями Родриго и Мартином де ла Айя. Среди представленных в нем сцен земной жизни Девы Марии выделяется изображение «Мария на троне».

В капелле святой Фёклы, первой со стороны северного бокового нефа, интересен главный алтарь в стиле чурригеско и богато украшенный полихромной лепниной купол.

В одном из углов средокрестия находятся забавные часы XVI столетия, известные как «Papamoscas» («Пожиратель мух») — так местные жители прозвали бронзовую фигурку человечка, который отбивает часы и при этом открывает рот.

В Бургосском соборе покоятся останки национального героя Испании, героя многочисленных поэм, романсов и преданий легендарного рыцаря Родриго Диаса де Вивара, известного как Сид Кампеадор  или Эль Сид, а также его жены Химены.

Здесь же с 2007 года находится легендарный меч Тисона, предположительно принадлежавший Эль Сиду. Другой легендарный меч, Дюрандаль, принадлежавший герою французского эпоса рыцарю Роланду, находится в скале города Рокамадур.Также здесь можно видеть подвешенный на стену походный сундук Сида Кампеадора.

Надгробие епископа Гонсало де Инохоса (ум. в 1327 г.) — один из лучших образцов средневековой испанской резьбы по камню, портретное сходство сочетается здесь с удивительным по красоте саркофагом.

Также в соборе похоронены основатель храма епископ Маурисио, принц Хуан — сын короля Альфонсо Х и другие члены кастильской королевской династии и епископы.

Как и все средневековые соборы Европы, Бургосский собор окружен венцом капелл — их здесь пятнадцать, и практически каждая является самостоятельным произведением искусства. Самая старая из них — капелла Сан-Николас (XIII в.).

Центральная капелла

Капелла св. Феклы

Капелла св. Анны

Капелла св. Григория

капелла св. Иоанна

Среди более поздних выделяется восьмиугольная в плане капелла Коннетабля, примыкающая к восточной части собора и, как короной, увенчанная восемью маленькими башенками.

Капелла Коннетабля находится в центральной части деамбулатория, украшенного каменными барельефами Филиппа Бигарни и других мастеров. В ней погребен коннетабль (командующий войсками) Кастильского королевства Педро Эрнандес де Веласко, от чего капелла и получила свое название.

Она была построена в 1482—1489 годах зодчим Симоном де Колониа, сыном мастера Иоганна из Кёльна. В окнах капеллы сохранились замечательные витражи. Также заслуживают внимания изящный звездчатый свод, три ретабло работы Хиля и Диего де Силоэ и Филиппа Бигарни и картины кисти Хуана Риччи, Джампетрино и других художников.

В средней части главного нефа, перед средокрестием, располагается хор, наиболее примечательным элементом которого являются резные деревянные сидения, выполненные Филиппом Бигарни в стиле платереско (нач. 16 века). Здесь же находятся два органа и захоронение епископа Маурисио.

Фронтальная перегородка хора относится к началу 17 века и создана в виде мраморного ретабло, украшенного ценными картинами и скульптурами.

Среди художественных сокровищ Бургосского собора следует назвать изображение святой Марии Магдалины в одноименной капелле, относящееся к школе Леонардо да Винчи (считается, что его автором был Джиана Петрино, ученик великого Леонардо), и уникальное распятие из кожи буйвола (XIII в.) в капелле дель Сантиссимо Кристо, изготовленное мастером Никодемусом и известное как Эль Кристо де Бургос.

Через портал Пуэрта дель Клаустро, украшенный скульптурами XIV—XV веков, изображающими царя Давида, пророка Исайю и Деву Марию, можно попасть в примыкающий к собору клуатр — внутренний дворик, окруженный галереями, где сейчас располагается музей. В его уникальном собрании представлена вся история испанского искусства — от раннего Средневековья до нового времени.

Готический двухэтажный клуатр 13 века отличается гармоничной архитектурой и обилием скульптурного декора. Здесь размещены статуи епископов и королей и величественный фигурный портал.

В одной из капелл клуатра располагается сокровищница и музей религиозного искусства, главной ценностью которого является ренессансная скульптура «Христос у колонны» работы Диего де Силоэ.

Бургосский собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это действующий храм, в котором зоны для верующих отделены от помещений, открытых для осмотра туристами.

Испания, карта расположения собора в Бургосе

Источник: http://tourpedia.ru/catedral-de-burgos/

Кафедральный собор — что это такое и чем отличается от церкви

Кафедральным собором называют религиозное сооружение тогда, когда там расположена кафедра епископа, то есть оно является главным храмом епархии.

Что означает слово «собор»

Слово «собор» осталось у нас от древнеславянского слова, означающего съезд или собрание.

  • Обычно собором называют главный храм в городе.
  • В соборе каждый день проводят служения минимум три священника.
  • Здесь могут служить и верховные духовные лица: патриарх, епископ, архиерей.
  • Соборы обладают большой территорией, поэтому в них для служения собирается много прихожан и духовных служителей.
  • Также они рассчитаны на то, что в них будут проводиться богослужения во время праздников

Что такое «кафедральный собор»

Соборы делятся на монастырские и кафедральные. Кафедральным собором называется та церковь, где расположена кафедра действующего епископа. В таком месте собирается много представителей духовенства. В главных храмах стоит кафедра, то есть возвышение, где епископ проводит службы.

Чем собор отличается от церкви

Слово «церковь» пришло из греческого языка и имеет значение «дом Господа». В церкви есть алтарь и комната для молитв – трапеза.

По другой версии, статус церкви присваивается за количество приделов, то есть куполов с крестом. У храма их может быть до тринадцати, в то время как у церкви – всего один. И обычно в таких церквях литургию проводит лишь один священник.

Подводя итоги, главное отличие кафедрального собора от церкви – наличие кафедры епископа и ориентированность на большое количество духовенства.

Соборы в разных направлениях христианства

Три основных направления христианства – православие, католицизм и протестантизм. Исторически сложилось, что эти направления различаются как в трактовке и взглядах, так и в строительстве церквей.

Православие

У православного храма выделяют три части:

  1. Алтарь;
  2. Наос (или средняя часть под куполом);
  3. Притвор (вход внутрь).

При этом в православных храмах алтарь закрыт иконостасом. Также одно из главных отличий – архитектурная форма куполов. Если у католиков сооружения строились в готическом стиле, то православные церкви и храмы обладают светлыми цветами, купола округлые.

Католицизм

Как уже говорилось выше, католические церкви построены в стиле готика, то есть обладают большими масштабами, сложены из темного камня, большая детализация, острые башни тянутся вверх, предавая устрашающий вид. При строительстве католики старались подчеркнуть, насколько Бог возвышается над людьми. Также внутри стоят лавочки и службу прихожане слушают сидя.

Протестантизм

В архитектуре протестантских сооружений преобладает минимализм и лаконичность. Интересная их особенность в том, что в этот стиль может вплетаться местная культура. Например, на востоке протестантский храм может быть выполнен в виде мечети, в Прибалтике может быть построен в виде деревянного сруба.

Самые известные православные соборы

  1. Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя, расположенный в Москве, особенно популярен у политиков и бизнесменов. Его отстроили в 1997 году, восстановив собор 19 века. 
  2. Собор Василия Блаженного (или Собор Покрова Пресвятой Богородицы) так же расположен в Москве на Красной площади и уже считается ее символом. Построен был в середине 16 века, о его архитекторе до сих пор идут споры.
  3. Казанский кафедральный собор находится в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте. Он совсем непохож на обычную православную церковь, потому что выполнен в стиле ампир. Во времена СССР его сделали Музеем религии и атеизма, но в 200 году его снова сделали собором и заново освятили.
  4. Успенский собор во Владимире известен тем, что построен до времен татаро-монгольского ига и до постройки Москвы считался важнейшим собором Руси.
  5. Церковь покрова на Нерли была заложена в 1165 году. Формы просты и изящны. И пусть храм не может похвастаться особой пышностью, но все равно достаточно ценится историками.

Источник: https://pravednik.info/kafedralnyj-sobor-chto-eto-takoe-i-chem-otlichaetsya-ot-cerkvi.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Почему любовник не отпускает

Закрыть