Демон врубель где находится

«демон» врубеля. почему это шедевр — все о живописи — Art Pictures

демон врубель где находится

Картина «Демон Сидящий»

Картина «Демон сидящий» — это результат соединения во временном континууме в полвека литературного образа, созданного великим русским поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, с зрительным образом, созданным не менее гениальным русским художником Михаилом Александровичем Врубелем.

Невозможно представить какой-либо иной образ литературного персонажа поэта, чем демон Врубеля. По современному выражению, полотно художника является визитной карточкой поэмы «Демон». Поэму М.Ю. Лермонтов писал в течение десяти лет с 1829 года по 1839 год, работа над образом демона художником длилась 12 лет.

 Врубель Михаил Александрович «Демон сидящий» начал писать в 1890 году, и ее увидел свет в 1891 году, картину «Демон летящий» он написал в 1899 году, картину «Демон поверженный» закончил в 1902 году.

Это показывает, что оба великих художника долго искали и нашли в этом образе падшего ангела, «духа изгнанья» картину мироздания полную противоречий, борьбы зла и добра и ощущения неминуемой победы добра над злом. Однако у Врубеля его демоны иногда вызывают сомнения этой победы, это заметно в одной из главных работ художника «Демон сидящий».

Описание картины Врубеля «Демон сидящий»

«Печальный Демон, дух изгнанья» — образ, который сразу же возникает из первых строк поэмы при взгляде на полотно М.А. Врубеля. Мощный торс сидящего демона, обнявшего колена с заломленными пальцами, венчает лик, полный тоски и вселенской скорби.

Печален облик падшего ангела и тосклив его взгляд, устремленный в угасающий день в нижнем углу полотна, на фоне тяжелого свинцово-пурпурного неба: «Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!..» Мозаика каменных цветов, окружающая его, заставляет верить в его неземную сущность.

А синий цвет накидки на коленях подчеркивает его божественное происхождение: «Тех дней, когда в жилище света блистал он, чистый херувим». Но все это в прошлом: «Давно отверженный блуждал в пустыне мира без приюта.

» Демон у Врубеля — это олицетворение духа изгнания, он часто в своих описаниях и беседах с друзьями подчеркивал это и старался передать это состояние духа.

Специально суженый Врубелем размер картины ограничивает пространство демона, заточая его в него, как бы делая его узником Творца. Может поэтому в его взгляде столько безысходности и равнодушия к окружающему его миру. Закат дня в углу полотна можно трактовать как закат человечества, победу зла над добром.

И это сотворил он, тоскливо, но равнодушно взирающий на гибель земной жизни: «И все, что пред собой он видел, он презирал иль ненавидел.». Это одна трактовка, но полотно дает возможность множеству трактовок сюжета и они сделаны искусствоведами и художниками многих стран.

Удивительно их разнообразие и отсутствие схожих взглядов на картину.

Загадочная философская сущность этой картины познается многими ее исследователями не сразу, настолько сложен и многогранен этот образ. Надо заметить, что и сам художник долго вносил в образ демона изменения, даже уже в выставленное полотно в художественной галерее.

Исследователи творчества художника считают, что увлечение образом демона и попыткой показать его неземную сущность, сотканную из противоречий, внутренней борьбы героя между добром и злом, привело художника к расстройству его психики и болезни. В последние годы жизни эта тема стала главной в его творчестве.

Художник даже признавался близким, что демон являлся ему вживую.

История создания полотна

После переезда из Киева в Москву в 1890 году, художник попадает в атмосферу доброжелательного и заинтересованного отношения к нему московского мира художников и меценатов. В этот период он сближается с художником Константином Коровиным и меценатом Саввой Мамонтовым.

В период (12 лет) пребывания в Москве им созданы самое большое количество шедевров его творчества. История его демониады началась еще в Киеве, где им был создан первый образ демона, который он там же и уничтожил. И это не первая работа, уничтоженная им в муках его творчества.

Он писал своей жене, что уничтожил 1000 листов рисунков и эскизов в поисках образа своего героя.

В Москве к юбилею М.Ю. Лермонтова готовилось двухтомное издание поэта. Врубель не был известен широко как художник оформитель литературных изданий, но получил заказ на иллюстрацию поэмы «Демон».

Поскольку художник еще задолго до этого был увлечен образом в поэме Лермонтова, им были выполнены несколько набросков и эскизов, что вероятно и сыграло роль при выборе его для иллюстрации двухтомника.

Автопортрет

Врубель для поэмы написал 30 акварельных иллюстраций, среди которых «Демон сидящий». Из этих иллюстраций художник позднее, через десять лет создал три огромных полотна, первым из которых был «Демон сидящий».

В художественной мастерской Саввы Мамонтова был написан основной образ демониады. Полотна были выставлены в художественной галерее и получили негативную критику художественных кругов, отмечающую, тем не менее, художественный талант Врубеля.

Особо отмечалась техника живописи художника, основу которой составляли четкие крупные и ровные мазки кисти. Эта манера написания полотен позволяет относить его творчество к представителям модерна и символизма русской живописи.

Врубель «Демон сидящий» — одна из лучших картин художника и наиболее известная миру искусства.

Она не оставляет равнодушным никого, ни неопытного молодого зрителя, ни умудренного искусствоведа, у всех она будоражит воображение и вызывает бурю эмоций, вызывает желание увидеть в глубине образа «падшего ангела», то что хотел донести нам великий и гениальный мастер кисти.

Мой совет, посетите Третьяковскую галерею, пойдите специально к полотну М. Врубеля «Демон сидящий», постойте у него несколько минут. Вам откроется удивительный неземной мир «духа изгнанья», в котором, возможно, вы найдете ответы на многие земные вопросы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Свечи из иерусалима как использовать

Источник: https://artsavchenko.ru/opisanie/demon-vrubelya-pochemu-eto-shedevr-vse-o-zhivopisi.html

Успех и трагедия главных демонов Врубеля

демон врубель где находится

Демон является самым популярным атрибутом в живописи Михаила Врубеля, будучи и музой для художника, и разрушительной силой. Михаил Врубель всю жизнь соотносил демоническое начало со своим постоянно меняющимся миром. Эволюция демонов Врубеля наилучшим образом прослеживается в двух главных работах «Демон сидящий» и «Демон поверженный».

«Демон сидящий»

Демон сидящий. 1890

«Демон сидящий» изображает фигуру демона на вершине горы. Его образ — сплошная игра контрастов.

• Мышцы и руки переполнены напряжением, которое резко контрастирует с опущенными руками (это знак безысходности) и грустными глазами.

• Демон выглядит пассивным, замкнутым и, вместе с тем, чувственным и опечаленным.

• Есть также некоторая андрогинность в герое Врубеля (на мой взгляд, можно провести параллель с андрогинностью персонажей Леонардо). С одной стороны, зритель видит грубое тело, грубые руки, мрак в глазах, а с другой стороны — мягкое лицо, мягкие губы и длинные волосы.

• Есть и цветовой контраст между земным (темные и мрачные цвета) и небесным (синяя одежда и розовые цветы).

Все плоскости на картине сложные и неоднородные, чередуются по форме и направлению, создавая напряженность. Закат имеет угрожающее сияние, наводящее на мысль об огнях ада.

Особенно мне нравятся мазки Врубеля: разве можно еще где-либо увидеть мазки в виде алмазной гранки? Только у Врубеля. Он видел натуру, как драгоценную мозаику частиц. Подобной форме выражения он научился у П.П. Чистякова в Академии художеств.

Врубель научился видеть грани и планы не только в строении человеческого тела, но и там, где они почти неуловимы (в скомканной ткани, цветочном лепестке, одежде персонажа или его украшениях). Вот почему предметы на его картинах иногда напоминают скопления сросшихся кристаллов, а сама живопись огранена словно бриллиант. «Алмазная огранка» Врубеля призвана раскрыть глубокую суть предмета через пророческое видение художника.

Возможно, это тоска по любви в этом бренном и чуждом ему мире? Каковы эмоции персонажа? Демон сидит в безрадостном созерцании посреди холодной и бесконечной пустыни. Это могучий и сильный дух, страдающий в теле, настолько мощном, что кажется высеченным из камня.

Лицо Демона, показанное в профиль, задумчиво отрешенное, а не отчаянное. Видимый нам взгляд заполнен слезами, большая слеза катится по щеке. В своей поэме М.Ю. Лермонтов использует слезы, чтобы выразить мгновенную свободу Демона от его обычного состояния отчуждения, слеза выполняет аналогичную функцию и для Врубеля. Слезы также означают переживание страдания, которое Врубель считал неотъемлемым аспектом жизни.

«Демон поверженный»

В 1902 году появилась другая картина «Демон поверженный», над которой Врубель работал интенсивно и кропотливо.

Александр Бенуа напомнил, что картина уже появилась на выставке «Мир искусства», но Врубель продолжал работать над лицом даже на выставке, и зрители видели творческий процесс этого гения воочию.

Он приходил каждое утро и до двенадцати часов, когда было мало публики, переписывал своего Демона и, особенно, менял его лицо. Выставленная картина ошеломила публику и завоевала настоящую славу.

«Демон поверженный» — это совсем другое существо. Стремясь создать поразительный эффект, Врубель, который в то время был уже слаб здоровьем, изменил лицо Демона, глаза стали более живыми и зловещими, губы были искривлены болью. Демон изображен буквально выброшенным в зубчатые горы, тело изогнуто и сломано, он сокрушен как физически, так и душевно.

Его крылья сломаны (крылья — символ надежды, а значит, Демон лишился своей последней надежды), его глаза горят яростью.

Картина изображает сумерки, и последний луч солнца вспыхивает на голове демона и на вершинах гор. Тем не менее, его губы крепко сжаты, ноздри раздулись, а глаза жестко смотрят вперед, меланхолия сменяется презрением.

Дух восстания свергнут, но не сломлен. Сопоставление синего и фиолетового с коричневым и черным создает приглушенную и зловещую сцену, предполагающую борьбу между светом и тьмой, жизнью и смертью. Горный ландшафт нагнетает обстановку и вызывает предчувствие катастрофы.

1902 год — это тот самый момент, когда Демон был и музой (подарившей славу), и разрушительной силой (покосившей здоровье художника). 1902-1904 годы — период сильнейшего упадка психического здоровья художника, которое довело в итоге до психиатрической больницы.

Демон в «Поверженном» поразительно отличается от «Демона сидящего». У этого демона есть крылья и павлиньи перья, правая рука сложена над его головой, выражая более концентрированное напряжение и горе, которое смешивается с недоверием, ужасом и печалью.

На мой взгляд, еще большее значение имеет разница в мазках — если в первом варианте мазки кристаллообразные, более отчетливые и заметно более однозначные, то мазки второй картины уже более резкие, туманные, движущиеся.

Вторая картина пылает огнем и безрассудством, которые в точности соотносятся с положением самого Врубеля в его бренном мире.

Хотя обе картины производят впечатление возвышенного, они в конечном итоге создают одно и то же чувство: угрозу уничтожения. Оба представления Демона являются неподвижными наблюдателями сцены, в которой демон беспомощен против могущественной природы» и брошен на волю случая.

Как зарождались «Демоны»?

Врубель в кабинете

Удивительна эволюция развития творчества художника: самые первые крупные работы Врубеля как художника были посвящены реставрации храма святого Кирилла в Киеве. Это вектор религиозности, путь художника к Богу. Но что же заставило Врубеля так резко изменить свое направление? От религиозного к демоническому, от светлого к мрачному, от рассудительности к безрассудству.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему беременным нельзя ходить в церковь

1 Безрассудный образ жизни

Во время своего пребывания в Киеве Врубель развил склонность пить слишком много, транжирить деньги и участвовать в многочисленных любовных выходках. Отсутствие самодисциплины и распутный образ жизни художника создали необычные модели мышления и темперамента, вызывающие экстравагантное поведение и в последующем частые приступы мигрени. Подобное поведение породило множество нравственных преступлений.

2 Знакомство с оперой Рубенштейна — «Демон»

Что еще важно — Киев был местом, в котором Врубель впервые увидел оперу Антона Рубинштейна «Демон», породившая первые впечатления и вдохновившая художника на создание подобного образа на холсте.

3 Знакомство с демонической темой в творчестве Лермонтова

Поскольку Врубель начал все больше и больше сосредотачиваться на своем искусстве, он решил обратиться к эпической поэме Михаила Лермонтова «Демон» в 1885 году. К середине 1885 года он начал создание своего первого изображения демона по мотивам поэмы Лермонтова. Это первое изображение было уничтожено Врубелем, но его влияние на последующие воплощения демона проявляется в глубине его идеи и выражения.

Тамара и Демон. 1890-1891. Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова «Демон»Демон Лермонтов иллюстрации Врубеля

Демона Врубеля, однако, следует рассматривать скорее как визуальную, а не буквальную интерпретацию Лермонтова. Демон Лермонтова высокомерен и горд, его любовь к Тамаре — скорее одержимость чем-то обладать, чем любить кого-то. Демон Врубеля, как видно из «Демона сидящего», пронизан символикой, которая скрыта в глубине, становясь почти богоподобной.

Действительно, написав множество работ, Врубель искал иное. То, что сделает его знаменитым. То, что будет венчать его творчество словно прекрасная тиара. И он нашел. Но стоил ли успех всех трагических последствий? Важный урок от Михаила Врубеля — примирять свои демонические начала с благими творениями.

Источник: https://moiarussia.ru/uspeh-i-tragediya-glavnyh-demonov-vrubelya/

Врубель

демон врубель где находится
Картина «Демон Сидящий»

Картина «Демон сидящий» — это результат соединения во временном континууме в полвека литературного образа, созданного великим русским поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, с зрительным образом, созданным не менее гениальным русским художником Михаилом Александровичем Врубелем.

Невозможно представить какой-либо иной образ литературного персонажа поэта, чем демон Врубеля. По современному выражению, полотно художника является визитной карточкой поэмы «Демон». Поэму М.Ю. Лермонтов писал в течение десяти лет с 1829 года по 1839 год, работа над образом демона художником длилась 12 лет.

 Врубель Михаил Александрович «Демон сидящий» начал писать в 1890 году, и ее увидел свет в 1891 году, картину «Демон летящий» он написал в 1899 году, картину «Демон поверженный» закончил в 1902 году.

Это показывает, что оба великих художника долго искали и нашли в этом образе падшего ангела, «духа изгнанья» картину мироздания полную противоречий, борьбы зла и добра и ощущения неминуемой победы добра над злом. Однако у Врубеля его демоны иногда вызывают сомнения этой победы, это заметно в одной из главных работ художника «Демон сидящий».

«Демон» Врубеля: почему это шедевр

Михаил Врубель. Демон сидящий. 1890 г. Третьяковская галерея

В 2007 году я впервые зашла во врубелевский зал. Свет приглушен. Темные стены. Подходишь к «Демону» и проваливаешься в потусторонний мир. Мир, в котором живут могучие и грустные существа. Мир, где лилово-красное небо заставляет каменеть гигантские цветы. А пространство похоже на калейдоскоп, и мерещится звон стекла. 

Неповторимый, красочный, притягательный Демон сидит напротив тебя. 

Даже если Вы не разбираетесь в живописи, почувствуете колоссальную энергетику полотна. 

Как Михаилу Врубелю (1856—1910) удалось создать этот шедевр? Все дело в русском ренессансе, выращивании кристаллов, больших глазах и многом другом.

Русский Ренессанс

«Демон» никак не мог родиться раньше. Для его появления нужна была особая атмосфера. Русский ренессанс.

Вспомним, как это было у итальянцев на рубеже XV и XVI веков.

Флоренция процветала. Купцы и банкиры жаждали не только денег, но и духовных наслаждений. Лучшие поэты, живописцы и скульпторы щедро вознаграждались, лишь бы творили. 

Впервые за долгие века заказчиками стали светские люди, а не церковь. А человек из высшего общества не хочет видеть плоское шаблонное лицо и наглухо закрытое тело. Ему хочется красоты. 

Поэтому Мадонны стали человечными и прекрасными, с открытыми плечами и точеными носиками.

Рафаэль. Мадонна в зелени (фрагмент). 1506 г. Музей истории искусств, Вена

Русские художники нечто подобное пережили в середине XIX века. Часть интеллигенции стала сомневаться в божественной природе Христа. 

Кто-то высказывался осторожно, изображая Спасителя очеловеченным. Так, у Крамского сын Божий без нимба, с осунувшимся лицом. 

Иван Крамской. Христос в пустыне (фрагмент). 1872 г. Третьяковская галерея

Кто-то искал выход через обращение к сказкам и языческим образам, как Васнецов. 

Виктор Васнецов. Сирин и Алконост. 1896 г. Третьяковская галерея

Врубель шёл тем же путём. Он взял мифическое существо, Демона, и наделил его человеческими чертами. Заметьте, что никакой дьявольщины в виде рогов и копыт на картине нет. 

Только название полотна объясняет, кто перед нами. Мы видим в первую очередь красоту. Атлетичное тело на фоне фантастического пейзажа. Чем Вам не Ренессанс?

Женственное в образе демона

Демон Врубеля особенный. И дело не только в отсутствии красных злобных глаз и хвоста. 

Перед нами нефилим, падший ангел. Он огромного роста, поэтому не умещается даже в рамки картины. 

Его сцепленные пальцы и опущенные плечи говорят о сложных эмоциях. Ему наскучило творить зло. Он не замечает красоты вокруг себя, так как ничто его не радует.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как зажигать свечи в церкви

Он силён, но силу эту некуда девать. Очень необычно положение могучего тела, которое замерло под гнетом душевного смятения.

Михаил Врубель. Демон сидящий (фрагмент «Лицо демона»). 1890 г.

Обратите внимание: Демон Врубеля имеет необычное лицо. Огромные глаза, длинные волосы, пухлые губы. Несмотря на мускулистое тело, проскальзывает в нем что-то женственное. 

Сам Врубель говорил, что он намеренно создаёт андрогинный образ. Ведь темным может быть и мужской, и женский дух. А значит его изображение должно сочетать в себе черты обоих полов.

Калейдоскоп «Демона»

Современники Врубеля сомневались, что «Демон» относится к живописи. Настолько его работа была необычно написана.

Художник работал частично мастихином (металлическая лопатка для удаления лишней краски), нанося изображение дробно. Поверхность похожа на калейдоскоп или кристалл.

Такая техника вызревала у мастера долго. Его сестра Анна вспоминала, что Врубель интересовался в гимназии выращиванием кристаллов.

А в молодости он обучался у художника Павла Чистякова. Тот учил разделять пространство на грани, выискивая объем. Врубель с восторгом перенял этот метод, так как он хорошо сочетался с его замыслами.

Михаил Врубель. Портрет В.А. Усольцевой. 1905 г.

Фантастический цвет «Демона»

Врубель. Деталь картины «Демон сидящий». 1890 г.

Врубель был сверхъестественным колористом. Он мог многое. Например, с помощью лишь белого и чёрного создать ощущение цветного за счёт тончайших оттенков серого.

И когда Вы вспоминаете «Свидание Тамары и Демона», то оно рисуется в Вашем воображении цветным.

Михаил Врубель. Свидание Тамары и Демона. 1890 г. Третьяковская галерея

Поэтому ничего удивительного, что такой мастер создаёт непривычный колорит, чем-то схожий с Васнецовским. Помните необычное небо в «Трёх царевнах»? 

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881 г. Третьяковская галерея

У Врубеля хоть и просматривается трёхцветка: синий — жёлтый — красный, — но оттенки необычны. Поэтому ничего удивительного, что в конце XIX века такой живописи не понимали. «Демона» Врубеля называли грубым, топорным.

А вот в начале XX века, в эпоху модерна, Врубеля уже боготворили. Такая неординарность цветов и форм только приветствовалась. И публике художник стал очень близким. Теперь его сравнивали с такими «чудаками», как Матисс и Пикассо. 

«Демон» как наваждение

Спустя 10 лет после «Демона сидящего» Врубель создал «Демона поверженного». И так получилось, что по окончании этой работы художник попал в психиатрическую клинику.

Поэтому считается, что «Демон» одолел Врубеля, свёл его с ума. 

Я думаю, что это не так. 

Михаил Врубель. Демон поверженный. 1902 г. Третьяковская галерея

Ему был интересен этот образ, и он прорабатывал его. Это обычное дело для художника — возвращаться к одному образу несколько раз. 

Так, Мунк вернулся к «Крику» через 17 лет. 

Клод Моне написал десятки вариантов Руанского собора, а Рембрандт десятки автопортретов в течение всей жизни. 

Один и тот же образ помогает художнику ставить живописные зарубки на ленте времени. Через несколько лет мастеру важно оценить, что в результате наработанного опыта изменилось.

Если отбросить все мистическое, то «Демон» не виноват в болезни Врубеля. Все гораздо прозаичнее. 

Михаил Врубель. Автопортрет с жемчужной раковиной. 1905 г. Русский музей

В начале 90-х годов XIX века он заразился сифилисом. Тогда антибиотиков не было, и возбудитель болезни — бледная трепонема — сделала своё дело. 

Через 10—15 лет после инфицирования у больных поражается центральная нервная система. Раздражительность, потеря памяти, а затем бред и галлюцинации. Еще атрофируются зрительные нервы. Все это в конечном счете и случилось с Врубелем. 

Он умер в 1910 году. До изобретения пенициллина оставалось ещё долгих 18 лет.

Источник: https://arts-dnevnik.ru/demon-vrubel/

Демоны Врубеля

Описание картин, биография творческих людей и гениальных личностей: http://stoicka.ru

Голова Демона. Эпод к картине «Демон сидящий». 1889 – 1890.

Бумага, прессованный уголь, сангина. 41 х 68

Портрет Саввы Ивановича Мамонтова. 1897.

Холст, масло. 187 х 142,5

Демон сидящий. 1890. Холст, масло. 114 х 211

Голова Демона.

Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

1890 — 1891. Бумага, черная акварель, белила. 23 x 36

Голова ангела. 1889.

Бумага, акварель, угольный и графитный карандаши. 26,1 х 31

Летящий Демон.

Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

1890 – 1891. Бумага, черная акварель, белила

Влюбленный Демон.

Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». 1890 – 1891.

Бумага коричневая на картоне, черная акварель, белила. 66 x 50

Демон и Ангел с душой Тамары.

Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

1890 – 1891. Бумага, черная акварель, белила

Демон у ворот монастыря.

Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

1890 – 1891. Бумага, черная акварель, белила

Тамара в гробу. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

1890 — 1891. Бумага на картоне, черная акварель, белила. 28 x 19

Тамара и Демон. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

1890 – 1891. Бумага, черная акварель, белила. 50 x 34

Танец Тамары. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

1890 – 1891. Бумага, черная акварель, белила. 50 x 34

Демон летящий. 1899. Холст, масло 138,5 х 430,5

Демон поверженный. 1902 Холст, масло. 139 х 387

Левое панно «Мефистофель и ученик».

Декоративное панно «Фауст» для готического кабинета в доме А.В. Морозова в Москве.

1896. Холст, масло. 521 х 110

Среднее панно «Маргарита».

Декоративное панно «Фауст» для готического кабинета в доме А.В. Морозова в Москве.

1896. Холст, масло. 435 х 104

Правое панно «Фауст».

Декоративное панно «Фауст» для готического кабинета в доме А.В. Морозова в Москве.

1896. Холст, масло. 521 х 104

                    Михаил Врубель. Библиография творчества

Источник: http://stoicka.ru/Joomla_3.2.0_Full_Package_Russian/index.php/demony-vrubelya

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Молитва на выигрыш в лотерею

Закрыть