Что такое скит в монастыре

Ставропигиальный монастырь: что это значит и какие мужские и женские монастыри есть в россии — Архангел

что такое скит в монастыре

Соловецкий мужской монастырь – независимая обитель Русской православной церкви. Находится она в Белом море на Соловецких островах. Основание монастыря приходится на 40-е годы XV ст.

, когда преподобный Зосима со своим товарищем облюбовали Большой Соловецкий остров в качестве места жительства. Такой выбор он сделал не случайно – преподобному привиделась церковь небывалой красоты.

Распознав свой сон как знак свыше, Зосима приступил к строительству деревянного храма с приделом и трапезной. Его возведением он чествовал Преображение Господне. Через небольшой промежуток времени Зосима и Герман выстроили церковь.

С появлением этих двух построек, ставших в дальнейшем основными, и началось обустройство монастырской территории. Впоследствии архиепископом Новгородским обители был выдан документ, подтверждающий ее извечную собственность на Соловецкие острова.

Свято-Введенская Оптина пустынь

Свято-Введенская Оптина пустынь – это ставропигиальный монастырь, служителями которого являются мужчины-иноки. Его создателем был разбойник Опта, или Оптия, который в конце XIV в. раскаялся в содеянных поступках и принял иночество.

Как священнослужитель он был известен под именем Макарий. В 1821 г. при обители был обустроен скит. В него заселялись так называемые пустынники – это люди, проведшие много лет в полном уединении. Наставником монастыря был «старец».

Со временем Оптина пустынь превратилась в один из ведущих духовных центров. Благодаря многочисленным пожертвованиям ее территория пополнилась новыми каменными зданиями, мельницей и земельными угодьями.

Сегодня монастырь считается историческим памятником и имеет иное название – «Музей Оптина пустынь». В 1987 г. он вошел в список объектов Русской православной церкви.

Новодевичий женский монастырь

Новодевичий женский монастырь, возведенный в XVI в., в то время располагался на Самсоновом луге. Ныне эта местность называется Девичьим полем. Соборный храм при монастыре строился по подобию Успенского собора – «соседа» Московского Кремля. Монастырские стены и башни сооружались в XVI – XVII вв.

В целом архитектура обители передает стиль «московское барокко». Своей известностью монастырь обязан семейству Годуновых. Здесь до избрания на царствование вместе со своей сестрой Ириной проживал Борис Годунов.

Ирина Годунова приняла постриг с именем Александра и проживала в отдельных палатах с деревянным теремом. В конце XVI ст. территория монастыря пополнилась каменными стенами и дюжиной башен. Своим видом они напоминали кремлевские постройки (в стенах стояли квадратные башни, а по углам – круглые).

Их верхние части были отделаны зубцами. Сегодня Новодевичий монастырь совмещает и музей, и обитель.

Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь раскинулся на берегу Сиверского озера. Своим появлением он обязан преподобному Кириллу, основавшем его в 1397 г. Строительство начиналось с обустройства кельи-пещеры и установки над нею деревянного креста.

В том же году состоялось и освещение первой святыни – ею был деревянный храм, отстроенный во имя Успения Пресвятой Богородицы. К 1427 г. в обители числилось около 50 монахов. В первой половине XVI в.

у монастыря начинается новая жизнь – в него на богомолье стали регулярно съезжаться все московские вельможи и цари. За счет их богатых пожертвований иноки быстро застроили обитель каменными постройками. Ее главной достопримечательностью считается Успенский собор. Появившийся в 1497 г.

, он стал первым каменным зданием на Севере. Разнообразным архитектурным изменениям монастырский комплекс подвергался до 1761 г.

Валаамский монастырь

Валаамский монастырь – ставропигиальное учреждение Русской православной церкви, занявшее острова Валаамского архипелага (Карелия). Первые упоминания о нем встречаются в летописях XIV в. Так, «Сказание о Валаамском монастыре» информирует о дате его основания – это 1407 г.

Уже через пару столетий в обители проживало 600 душ монахов, однако из-за многократных вторжений шведских войск остров стал приходить в упадок. Еще через 100 лет территория монастыря начала заполняться келейными корпусами и вспомогательными помещениями.

Но главными постройками монастырского двора являлись Успенская церковь и Спасо-Преображенский собор. Желая сотворить из собственной обители Новый Иерусалим, валаамские подвижники использовали при обустройстве ее участков названия периода Нового Завета.

За годы своего существования монастырь претерпевал множество изменений, и поныне он остается одним из привлекательных исторических памятников России.

Александро-Невская Лавра

Александро-Невская Лавра заложена в 1710 г. в месте соединения реки Монастырки с Невой. Решение о ее строительстве было принято самим Петром I, пожелавшим увековечить на этой местности победу над шведами в 1240 и 1704 гг. В XIII в.

с полчищами шведов воевал Александр Невский, поэтому за благие дела перед Отечеством он впоследствии был канонизирован.

Построенный в его честь монастырь в народе прозвали Александровым храмом, и с его сооружения началось расширение территории Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря, или Лавры. Примечательно, что монастырские корпуса располагались «покоем», т.е.

Троице-Сергиева Лавра основана в первой половине XIV ст. преподобным Сергием Радонежским, сыном обедневшего дворянина. По замыслу священнослужителя монастырское подворье обустраивалось в виде четырехугольника, в центре которого над кельями высился деревянный Троицкий собор. Ограждением обители служил деревянный тын. Над вратами располагалась небольшая церквушка, чествующая св.

Дмитрия Солунского. Позднее такой архитектурный план переняли все остальные монастыри, что подтверждало мнение о том, будто Сергий являлся «начальником и учителем всех монастырей на Руси». Со временем у Троицкого собора появилась Свято-Духовская церковь, здание которой объединяло в себе храм и колокольню («иже под колоколы»). С 1744 г. величественный монастырь переименован в Лавру.

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь – иноческая обитель в Муроме, основанная князем-страстотерпцем Глебом. Получив город в удел, он не желал селиться среди язычников, поэтому принял решение об обустройстве княжеского двора выше течения Оки.

Выбрав подходящее место, Глеб Муромский выстроил на нем свой первый храм – так он увековечил имя Всемилостивого Спаса. Позднее он дополнил его монашеской обителью (помещение использовалось в целях просвещения муромского народа). Согласно летописи, «монастырь Спаса на бору» появился в 1096 г.

С тех пор в его стенах побывали многие священнослужители и чудотворцы. Со временем на территории обители появился Спасский собор – через его возведение Иван Грозный увековечил дату взятия Казани. Для обустройства помещения нового храма царь выделил иконы, церковную утварь и литературу, одежду для служителей.

Покровский храм с палатами, пекарней, мукосейней и поварней был построен во второй половине XVII в.

Серафимо-Дивеевский монастырь

Серафимо-Дивеевский монастырь – женская обитель, основанная во 2-й половине XVIII ст. На собственные средства матушки Александры сначала был заложен фундамент Казанской церкви.

Ее освящением по мере окончания строительства занимался Пахомий – мастер, известный сооружением Саровской пустыни. Помещение церкви было оборудовано 2 приделами – во имя архидиакона Стефана и Святителя Николая. Затем в Дивеево появились Троицкий и Преображенский соборы.

Последний сооружался на солидные пожертвования, ведь в его конструкции впервые применялся железобетон (ранее такой материал при строительстве святынь не использовался). Но главным храмом здесь считается Троицкий собор, в котором покоятся мощи Серафима Саровского.

Все желающие получить благодатную помощь и исцеление специально собираются у раки с мощами преподобного.

Псково-Печерский монастырь

Псково-Печерский монастырь основан в 1473 г., когда состоялось освящение Успенской церкви, выкопанной в песчаном холме преподобным Ионой (она располагалась у ручья Каменца).

За первые 500 лет своего существования обитель пережила много разных нехороших событий, и лишь при игумене Дорофее она познала период расцвета. Уже в 20-е годы XVI в. была благоустроена и расширена церковь Успения, появились другие храмы и здания разнообразного назначения.

Строительными работами заведовал государев дьяк Мисюрь Мунехин. Для устройства обители он не жалел никаких средств, поэтому после смерти и был похоронен в пещере при монастыре (ранее миряне здесь не покоились). Следующий период расцвета монастыря пришелся на годы служения в нем игумена Корнилия.

При нем обитель стала известной, как никогда ранее. Благодаря средствам богомольцев, стекавшихся на подворье потоками, некогда убогая обитель пополнялась угодьями, вотчинами и драгоценными вкладами.

Источник: https://arh-angel.ru/hramy/stavropigialnyj-monastyr-chto-eto-znachit-i-kakie-muzhskie-i-zhenskie-monastyri-est-v-rossii.html

Гефсиманский скит и его пещеры

что такое скит в монастыре

Скит – это небольшая обитель, которую строили вдали от крупного и многолюдного монастыря для уединения отшельников. Нередко скиты со временем вырастали до размеров настоящих монастырей, и от них потом «отпочковывались» новые скиты. Подобная судьба сложилась у Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде. В статье вы узнаете, почему основатели скита дали ему библейское имя, кем был юродивый Филиппушка, и в чем особенность местного святого источника.

Урочище Корбуха

Идея строительства скита Троице-Сергиевой обители, куда монахи могли бы удаляться из многолюдной от нескончаемого потока паломников лавры, появилась в 1840-е годы. Задумка принадлежала известному церковному деятелю митрополиту Филарету Дроздову и тогдашнему настоятелю лавры Антонию Медведеву. Изначально они не предполагали создание пещер, ставших сегодня отличительной чертой скита.

Архимандрит Антоний хотел построить скит в трех километрах от основного монастыря в урочище Корбуха у старого оврага, заполненного водой. На Корбухе в XVIII веке находился увеселительный дом, в котором проводили время императрицы Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина Вторая во время своих визитов в Сергиев монастырь.

Со временем надобность в этой царской резиденции отпала, дом пришел в ветхость, а сады заросли диким кустарником.

В книге «Гефсиманский скит и пещеры при нем», изданной монахами Троице-Сергиевой лавры в 1899 году, приведен отрывок из письма митрополита Филарета, в котором он сомневается насчет выбора места для скита. «Корбуха не довольно безмолвна, если шум тростника, как заметил некто из отцов, не благоприятствует безмолвию, не больше ли многое слышимое из Посада и от близлежащей дороги?» – задавался вопросом Филарет Дроздов.

Сомнения развеял визит другого иерарха с тем же именем – Филарета Амфитеатрова из Киева. Однажды он гостил в Троицкой лавре, а напоследок попросил архимандрита Антония показать место, где тот задумал строить скит. Приехав в урочище Корбуха, киевский гость, наоборот, похвалил выбор места и вспомнил, что в годы преподавания в духовной академии, он уединялся в этих рощах и готовился к лекциям.

Филарет Дроздов считал своего киевского тезку человеком высокой духовной жизни, поэтому решил довериться выбору гостя.

Примерно в восьми километрах от урочища находилось село Подсосеньи, где стояла старая деревянная церковь Успения Богородицы. В церкви, которую построили вскоре после снятия знаменитой осады Троице-Сергиева монастыря в Смутное время, давно не шли службы.

Местный священник даже просил у церковного начальства разрешения распилить лишнюю церковь на дрова, чтобы отапливать ими зимой новый каменный храм. Антоний и Филарет решили поступить по-другому.

Они повелели взять Успенскую церковь из этого села и перенести на Корбуху.

Подмосковная Гефсимания

Перенос Успенской церкви из села Подсосеньи на Корбуху считается началом истории скита, который получил имя Гефсиманского. Таким названием митрополит Филарет Дроздов хотел символически связать подмосковную обитель со святыми местами Палестины. Эта идея была не нова. В конце XVIII века предшественник Филарета митрополит Платон Левшин уже строил недалеко от Троице-Сергиевой лавры свою палестинскую модель – Вифанию.

В этом селении согласно Библии жил Лазарь, которого Иисус воскресил из мертвых незадолго до распятия в Иерусалиме. В подмосковной Вифании был построен и свой Фавор – прямо в церкви было сделано подобие холма, на котором расположился алтарь. Это должно было символизировать библейскую гору, упоминаемую в Евангелии.

Наиболее известная попытка перенести географию «Святой земли» в окрестности Москвы была предпринята еще в XVII веке патриархом Никоном при строительстве знаменитого Нового Иерусалима на реке Истре.

Гефсимания – это место, где Иуда предал Христа, приведя с собой ночью стражников и солдат. Здесь же жила и скончалась мать Иисуса. Согласно древнему христианскому преданию, на третий день после своего успения Богородица была воскрешена Богом и взята на небо.

Когда опоздавший на похороны апостол Фома, прибыл спустя три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб Марии, чтобы последний раз взглянуть на нее, тела в могильной пещере не оказалось. В этой связи главный праздник в подмосковном Гефсиманском скиту праздновался не на Успение 28 августа, а через три дня после него в день «взятия на небо» Богородицы.

В обители совершалась редкая восточная служба, которую долгое время пели православные христиане только в Иерусалиме. Текст богослужения был специально привезен Филарету из Палестины, и митрополит лично участвовал в его переводе на церковно-славянский язык.

Юродивый Филиппушка с голубком

Появление пещер на другой стороне пруда Гефсиманского скита связано с деятельностью другой неординарной церковной фигуры того времени – юродивого Филиппа Хорева. Он происходил из крестьян Владимирской губернии и прославился подвигом юродства: ходил и зимой и летом босым, спал на голой земле и делал несуразные вещи. Однажды, увидев, как сосед мазал колеса своей телеги дегтем, юродивый вымазал также и свои босые ноги.

Когда односельчане стали смеяться и спрашивать про ноги, Филипп отвечал: «Так они быстрее бегать будут». Скитаясь по заброшенным каменоломням и дорогам, он, в конце концов, окончательно ушел странствовать и стал известен во многих городах как «юродивый Филиппушка с голубком». Юродивый всегда брал с собой тяжелый железный посох с медной фигуркой голубя на рукоятке. Много раз Филиппа арестовывали за бродяжничество без документов.

В таких случаях он доставал из кармана две игральные карты трефовой масти, которые пытался предъявлять полицейским вместо паспорта.

После 10 лет скитаний и юродства Филипп взял благословение у митрополита Филарета Дроздова стать монахом. Митрополит определил его в свой строящийся Гефсиманский скит. Однако Филипп вскоре попросил церковное начальство разрешения перебраться из скита через овраг в необитаемую лесную сторожку.

Там он стал рыть «погребок», который превратился со временем в систему подземных коридоров и помещений. В пещеры к Филиппу постепенно стекались монахи из-за оврага из Гефсиманского скита. Видя это, митрополит Филарет стал даже беспокоиться, что все монахи из его Гефсиманского скита переберутся к Филиппу за овраг на новое место. Опасения иерарха оказались пророческими.

Совсем рядом с Гефсиманским скитом параллельно рос и отстраивался, по сути, полноценный второй монастырь – Черниговский скит, возникший на месте пещер, вырытых Филиппом. В советские годы первоначальный Гефсиманский скит был почти полностью разрушен, а пещерный Черниговский, напротив, особо не пострадал.

Сегодня, приехав в скит, можно увидеть пятиглавый собор и высокую колокольню именно второго Черниговского скита, а от первого Гефсиманского скита осталась только часть стены.

Устройство пещер

Пещеры, вырытые юродивым Филиппом, хорошо сохранились до наших дней в подклете массивного кирпичного Черниговского храма. Эта церковь была построена намного позже, но первоначальные пещеры оказались как бы внутри собора. Попасть в подземелье можно с экскурсией, в сопровождении сотрудника скита или монаха.

Система подземных помещений строится вокруг так называемой «средней пещеры», где, как и во времена Филиппа, находится церковь архангела Михаила. Вправо и влево от алтаря подземной церкви уходят узкие коридоры с кельями отшельников – небольшими пещерками не больше двух с половиной метров в ширину. Во времена Филиппа в скиту насчитывалось 14 пещерников, каждый из которых должен был сам рыть себе свою келью.

Отопления в пещерах не было, а построенная позже печь могла согревать только пространство средней пещеры с храмом. В одной из пещер сегодня расположена часовня, где покоятся останки их основателя – схимонаха Филиппа. На сегодняшний день он не канонизирован церковью, но многие верующие молятся у его могилы, как святому.

В конце своей жизни Филипп переселился из пещер в еще один скит – Боголюбовскую киновию, которая стала уже третьим по счету монастырем в округе. Кстати, отреставрированная церковь киновии хорошо видна со стороны часовни-купальни над святым источником.

Колодец с водой появился в скиту во времена Филиппа. В наше время воду из источника берут как внутри самих пещер, так и с внешней стороны монастыря на улице, где недавно был сделан отвод той же самой воды к деревянной часовне.

В бревенчатом срубе у пруда можно взять воду из кранов или окунуться в специально оборудованных купальнях. Впрочем, слово «окунуться» в данном случае не вполне уместно, потому что купальни устроены так, что вода из пещерного колодца падает сверху.

Под этот своеобразный «водопад» нужно становиться как под душ.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Свечи из иерусалима как использовать

Источник: https://mosregtoday.ru/istorii-svyatyn-podmoskov-ya/gefsimanskiy-skit-i-ego-peshchery-/

Скит

что такое скит в монастыре

Монастырь и скит: сходства и различия

– Общежительный монастырь со множеством монахов и уединение в скиту – чем различаются эти две формы монашеской жизни?

– Есть разница, например, в порядке совершения богослужения. В монастырях в храме читают полностью все, что предписывает Церковный Устав. В скиту в келье мы не читаем всего. Мы совершаем половину богослужения в церкви, а затем молимся по четкам Иисусовой молитвой в своих комнатах, читаем каноны по книге или святых отцов.

Я обычно отвожу час чтению, час – молитве по четкам, затем опять полчаса чтению и снова полчаса молитвы по четкам. Так чтение помогает молитве, а молитва чтению. И так мы живем В скиту, в келье, где живут три-четыре человека, мы не можем полностью вычитывать все последование. Физически очень трудно столько читать и петь.

Поэтому мы сидим в наших комнатах и молимся по четкам.

Мы стараемся всегда иметь в уме Иисусову молитву. С ее помощью мы, так сказать, собираем запасы на день, чтобы нам прожить. Собираем Божественную благодать, которая и помогает нам оставаться на Святом Афоне, помогает совершать наши богослужения, вести духовную жизнь. Все это делает Божия благодать. Что мы можем сами по себе? Поэтому мы просим Бога, чтобы Он помог нам вести духовную жизнь

– В общежительном монастыре среди множества людей, наверное, могут возникать какие-то разногласия, конфликты. Если такое происходит, как преодолеваются трудности во взаимоотношениях?

– Конечно, такое случается время от времени. В монастыре для всех монахов духовником и старцем является игумен. С ним делятся мыслями, и когда у монахов возникают какие-то трения между собой, то их регулирует игумен.

Например, если у меня есть разногласия с каким-нибудь братом, я открываю свои мысли старцу, и тот сделает то же. Старец устроит нам встречу, чтобы мы раскаялись и попросили прощения друг у друга, чтобы внутри нас не оставалось злости.

Иначе мы не можем причащаться Святых Христовых Таин.

В монастыре духовником может быть не только игумен. Бывает и другой духовник, поскольку игумен иногда не может всех принять. Но оба духовника руководствуют сообща, чтобы в монастыре между братиями был мир.

По крайней мере сегодня на Святом Афоне в монастырях хорошо обстоят дела, есть духовная жизнь, и все обители заполнены монахами. Большое значение имеет и то, что сегодня монахи на Святом Афоне в большинстве своем образованные, ученые люди.

Они много читают, занимаются исследованиями. И это помогает им в монашеской жизни, помогает жить в мире и согласии.

Но вообще, все эти человеческие конфликты показывают нам наши грехи, благодаря чему мы думаем о себе смиренно. И даже в скиту мы все-таки не одни. Мы можем жить одни в келье, но у нас ведь есть соседи, и мы встречаемся с монахами на богослужениях. То есть у нас всегда есть возможность устроить скандал, так сказать. Это все указывает на наши внутренние проблемы, на то, что у нас есть гнев, зависть. Но ведь для того мы и молимся, чтобы Бог показал нам наши страсти и помог с ними справиться.

– Можно ли говорить о том, что где-то монаху жить лучше: в монастыре или в келье?

– Жизнь в большом монастыре подходит монахам, которым нравится общественная жизнь, которые общительны, любят взаимодействовать с другими. Таким людям хорошо в монастыре. А другой любит тишину и чувствует себя хорошо, избирая для себя жизнь исихаста

Конечно, люди сами понимают, где им лучше жить. Каждый выбирает сам. Но обязательно рядом должна быть церковь, чтобы человек жил литургической жизнью. У нас в Новом скиту, слава Богу, полноценная литургическая жизнь. Каждые субботу и воскресенье в кириаконе служится Божественная литургия. У нас много всенощных бдений: примерно тридцать всенощных бдений в год. В скиту есть пять священников, и, слава Богу, литургия совершается постоянно. У нас все очень хорошо.

Тем не менее молодому монаху, который недавно пришел из мира, обязательно надо пожить в монастыре, рядом со старцем, чтобы получить духовные основы. По-другому нельзя. И главное, если ты начал монашескую жизнь, нельзя бросать ее.

Ты должен проявить терпение, испытывая себя, подвергая себя искушениям. Надо умереть в монастыре. Мы живем здесь в келье, и нам не следует никуда переезжать. Нужно оставаться на одном месте и вести духовную жизнь.

Святые отцы по этому поводу пишут: «Если ты часто пересаживаешь растение, оно не пустит корней»

Но мы – люди, и стараемся устроиться так, чтобы иметь легкий доступ к необходимым вещам. Храм должен быть рядом, а не в часе ходьбы. Иначе мы не сможем ходить в церковь, если, к примеру, будет плохая погода. То же самое касается вопросов приобретения продуктов питания и прочего. Мы стараемся организовывать все так, чтобы нам было проще жить и в духовном плане, и в физическом.

– Церковь вашей кельи посвящена Благовещению? Как вы празднуете престольный праздник?

– Очень просто Вообще, празднование престольных праздников келий в нашем скиту во многом зависит от финансовых возможностей старцев. Ведь надо приглашать гостей, хор, готовить большое угощение. Важно еще и то, какому святому или празднику посвящена церковь кельи. У нас это Благовещение, которое празднуется на всем Святом Афоне, во всех монастырях.

И здесь, в нашем скиту, мы совершаем общее всенощное бдение в кириаконе. А если какие-то монахи останутся в нашей келье, то общего праздника не будет, понимаете? С другой стороны, в скиту не так много монахов. Обычно на праздник часть братии идет на службы в монастыри, и если еще кто-то будет служить отдельно в келье, то в кириаконе останется совсем мало людей и невозможно будет совершить праздничную службу.

Поэтому каких-то особенных торжеств в своей келье мы не устраиваем.

Келья Благовещения в Новом скиту, Афон

Есть и другая причина. Многие монахи скита не хотят пышных празднований с большим количеством гостей, чтобы сохранить тишину и безмолвие, чтобы избежать суеты. Ведь праздники требуют больших хлопот и затрат: приглашения епископа или игумена, певчих, мирских людей.

Не все могут себе это позволить Для многих лучше ограничиваться утреней, литургией, чтобы сохранялась исихия. Пышное празднование не подходит скиту, иначе чем скит будет отличаться от монастыря? Здесь мы хотим, чтобы все было более скромно и сдержанно.

Это больше соответствует нашему духу.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Скиты в русском православии

Монахи, живущие в скиту, принимают дополнительные обеты (например строгого поста, усиленной молитвы, затворничества и т. п.). Скит обычно закрыт для посещения посторонними лицами. Жизнь в скиту отличается более строгим, чем в монастыре, уставом.

В старообрядчестве скитом может называться как маленький монастырь, так и поселение монастырского типа. Примером может служить Комаровский скит, представляющий собой небольшое поселение из нескольких обителей в форме срубов (Игнатьева, Ионина, Манефина обитель и пр).

Владимир Даль в своём «Словаре» так описывает старообрядческие скиты: «строились втихомолку, исподволь, и состоят из хороших, отдельных изб, о многих покоях, с переходами, выходами во все стороны, с тайниками, чердачками, чуланчиками и жилыми подпольями, также нередко между собою связанными под землёй».

Также скитом может называться композиция из кельи, амбара и поклонного креста (Исааковская пустынь).

На Валааме скитами называли отдельные постройки, в которых располагались как кельи монахов, так и домовые церкви.

> См. также

  • Скиты Валаамского монастыря
  • Старообрядческие скиты Нижегородской губернии

Примеры употребления слова скит в литературе

Был даже выписан из скитов старец Анфим, который отчитывал Серафиму по какой-то старинной книге, но и это не помогло.

Вернувшись на постоялый двор, старец Анфим заявил: — Ну, Михей Зотыч, поедем-ка мы назад в скиты.

Я на мелькомбинат, на катер какой-нибудь, думаю, попаду, хоть до Знаменского скита иль до Бирюсы доберуся, а там, считай что, половину-то пути и пехом одолею.

Чтобы обидеть Домнушку, Рачителиха несколько раз спрашивала ее: — А скажи, бабонька, много тогда брательники добра вывезли, когда ездили скиты зорить и старца Кирилла зарезали?

Покинувши скит свой в Арагоне, пришел я сюда, дабы пребывать при преподобном и велемудром брате Хуане, понеже он в крайней своей старости испытывает потребность в товарище, который принял бы на себя заботы об его нуждах.

Напротив Аглаиды за могилкой стояла мать Фаина и не сводила с нее глаз: слух о новой головщице облетел уже все скиты.

Так дело и сойдет само собой, а когда грешная душа вернется из скитов, ее сейчас и пристроят за какого-нибудь вдового, детного мужика.

На поляне от собравшейся толпы узнали страшную весть: воинская команда, с попами, понятыми и подьячими, пробирается по лесу, уже разорила соседний Морошкин скит на реке Унже и не сегодня, завтра будет в Долгих Мхах.

Поварихи же мне иное сказывали: в скит боярыня на богомолье уехала, а домовница обмолвилась, будто решила она постриг принять.

С Татищева-то я и начал, потому что строгой исторической наукой давно доказано и до сего дня доказывается свежими исследованиями, что этот Нестор нового времени, человек исключительной работоспособности и добросовестности, всю жизнь собиравший исторические сочинения и древние рукописи, в том числе и в самых глухих старообрядческих уральских скитах, располагал по крайней мере несколькими летописями, ставшими позже вместе со всем бесценным древлехранилищем владельца жертвой пожара.

Живя два года в скиту, Аглаида знала этого смиренного Заболотского инока не больше, чем когда увидала его в первый раз.

Вся сила заболотских скитов заключалась в матери Пульхерии, а мать Енафа только эксплуатировала эту популярность.

На перепутье между зверофермой и кремлем стоял древний скит с деревянной часовней, обращенной в контору лесничества.

Но старикам — золотоглавые, Святые, белые скиты, А девушкам — одни лукавые Увещеванья пустоты.

А за этими болотами скиты раскольничьи, куда доступ был только зимой, по тайным нарубкам на деревьях, которые чу-жому и не приметить, а летом на шестах пробираться приходи-лось.

Источник: https://mitarstva.ru/skit/

Скит — это Черниговский и Никольский скит

В народе существует высказывание «В скитах, да в тех же суетах». Скит – это условно закрытые поселения. Создавались они монахами и отшельниками. Подробнее о них можно узнать из истории.

История

В древности на Руси скиты представляли собой жилища, расположенные вдали от любых поселений, в непроходимой местности. Их обустраивали отшельники, которые протестовали против реформ и засилья светской и религиозной власти.

Скит – это было местожительство для староверов, беженцев, отшельников. Они строили себе кельи или деревянные домики. Их ограждали частоколом.

Были такие убежища во многих странах Евразии. На Руси большое количество поселений появилось после 988 года, когда началось внедрение новой официальной религии – христианства. Другими толчками для создания скитов была деятельность Ивана Грозного, Петра Великого, Советской власти.

Многие скиты были уничтожены к 18 веку, а их бывшие строения были преобразованы в 20 веке в музеи, архивы, складские помещения. В современное время скит – это памятники старины, которые имеют большое культурно-историческое значение. Они являются свидетелями противоречивого прошлого и настоящего.

Скит – это понятие, которое можно растолковывать по-разному. Существует несколько версий происхождения слова:

  • «аскет» — слово греческого происхождения, что означает место для аскетизма;
  • от названия поселения в Египте, в котором селились монахи;
  • от старорусского «скытанинь», то есть «отшельник»;
  • от старорусского слова «кита», которое означает целостность чего-либо разрозненного.

Современные скиты создаются с культурно-историческим и экономическим значением.

Черниговская обитель

Основан скит был в середине 19 века и очень быстро стал известным среди паломников. Существует легенда, что в 1905 году его посетил Николай Второй, которому старец Варнава предсказал мученическую смерть.

Стоит он в окружении леса. Первоначально назывался Гефсиманский скит. Точной датой его основания был 1844 год. Вначале он состоял из старинной деревянной церкви, привезенной из села Подсосенье. Когда же здесь появились пещерные кельи, его стали называть Черниговский скит. Все они сохранились до наших дней.

С образованием обители связано имя юродивого Филиппа, который обошел многие монастыри, но основал свое подземное пристанище неподалеку от зарождающегося скита. Со временем кельи начали появляться на поверхности, а под землю монахи спускались для молитвы.

К концу 19 века архитектору Султанову было поручено возвести над пещерами верхний храм, так чтобы не разрушить подземные кельи. Позже стараниями архитектора Латькова изысканное строение было дополнено каменной пятиярусной колокольней.

Жизнь старца Варнавы

Мирское имя старца — Василий Меркулов. Родился он в 1831 году в семье крепостных в Тульской губернии. К 20 годам он ушел к Сергию Радонежскому, постригшись в монахи, получил имя Варнава, означающее «утешитель».

Монах обладал, помимо дара утешения, способностью духовно рассуждать понимать духовные и житейские мудрости. Паломники часто посещали его келью, и старец их принимал, выслушивал, давал добрые советы, которые часто становились пророческими. Варнава предсказывал, что вскоре будут гонения за веру.

Духовные дети старца:

  • Иван Шмелев – писатель;
  • преподобный Серафим Вырицкий;
  • Константин Лаврентьев – философ в миру, он же монах Климент;
  • Василий Розанов – писатель, философ.

Мощи старца хранятся в Черниговском ските, а точнее в его главном храме.

Историческое название

Название Черниговский скит связано с иконой Божией Матери. Прославилась она в 1662 году вблизи Черниговского монастыря. Монахи молились перед иконой и этим спасли ее от монголо-татар, которые благодаря неведомой силе бежали прочь. С образа иконы было создано много копий.

Одну из таких репродукций в 1852 году Александра Филиппова подарила скиту, который стал называться Черниговским, хотя многие помнят его как Гефсиманский.

Существует в нем и другая чудотворная икона, которая называется «Нерушимая стена». Она изображает Богородицу, окруженную ангелами. Люди свидетельствуют, что на иконе продолжают появляться новые лики ангелов. Монахи объясняют это тем, что таким, возможно, был замысел иконописца.

Никольский скит

Расположен на острове Валаам в километре от монастыря. Ведет к нему дорога, проложенная еще в 18 веке. Первые монахи смогли заселиться здесь в это же время. В начале их было двенадцать, основным их занятием являлось рыболовство.

Монахи также должны были следить за тем, чтобы на остров не ввозился табак и спиртные напитки прихожанами. Если приезжие отдавали подобные вещи добровольно, им возвращали их после выхода за территорию обители. При изъятии запрещенных предметов на территории острова их забирали и выбрасывали в воду.

Стены храма, который стоит на вершине острова, расписывали монахи, жившие там же. Основной темой была жизнь Николая Чудотворца.

Источник: https://FB.ru/article/189156/skit---eto-chernigovskiy-i-nikolskiy-skit

Нужен ли монаху телефон? Как скит под Астраханью осваивает инновации

«Скит находится вон на том острове, — показывает нам дорогу местная жительница Наталья. — Раньше там был пустырь. Мы и не думали, что на этом месте появится подворье, да еще и православный храм. Он ведь единственный в Комаровке, о нем все знают. Не заблудитесь, вон колокольню уже видно».

Николо-Комаровский скит-подворье образовался в Астраханской области в 2004 году, чтобы монахи одного их старейших в регионе Иоанно-Предтеченского монастыря могли работать и кормиться от трудов своих.

 Небольшое хозяйство всего за несколько лет превратилось в процветающую современную ферму, о которой сейчас знают далеко за пределами области.

Здесь используют солнечные батареи для подогрева воды, здания обогревают благодаря геотермальному теплу, а в планах монахов — обзавестись ветровой электростанцией.

Все натуральное

Чтобы попасть в скит, нужно проехать несколько десятков километров по трассе и перебраться через Волгу с помощью парома. Часть подворья огорожена забором, но зайти на территорию может любой: главная дверь легко открывается. Мы приехали примерно в 11 часов — в разгар трудового дня. Утро здесь начинается рано — у большинства в 6 часов, но некоторые встают еще до восхода солнца. Сначала молятся, потом распределяют работы по хозяйству.

Сейчас в скиту проживают семь мужчин — их здесь называют трудниками, и шесть монахинь. Старшая сестра, матушка Анисья, ожидает нас в молочном цеху. Она готовит творог и ряженку.

Старшая сестра, матушка Анисья, готовит творог и ряженку

Елена Поротикова/ТАСС

«Здесь все натуральное. Делаем своими руками, по-домашнему. За этот месяц переработали уже 8 тонн коровьего молока. Производим сметану, творог, ряженку, йогурты. Технологии я обучалась в женском монастыре в Волгоградской области, но пришлось немного усовершенствовать рецепты — у нас свой климат, другая трава», — рассказывает матушка Анисья. В миру она была швеей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Великий храм мормонов где находится

С молочного цеха когда-то все и началось — прихожане пожертвовали подворью несколько коров. Хозяйство постепенно разрасталось, и монахи решили начать переработку молока. О натуральной продукции, которую делают с молитвой, быстро узнало местное население. Позже монастырскую сметану и масло начали спрашивать в Астрахани. Было решено открыть торговую лавку при монастыре, где сейчас и реализуют излишки производства. Средства от продажи идут на благотворительность и восстановление храмов.

Сейчас в подворье уже больше 100 коров. Для них на средства выигранного гранта и благотворительные пожертвования построили коровник. В нем наладили автоматизированную систему доения, установили специальную цистерну для хранения молока, а еще повесили музыкальную аппаратуру — для буренок здесь звучат церковные песнопения и молитвы.

Коровам в скиту включают церковные песнопения и молитвы

Елена Поротикова/ТАСС

«Животные спокойно реагируют, они привыкли к музыке. Отключаем ее только ночью. Наши буренки перестали нервничать, спокойно кушают, спокойно доятся, поэтому и удои больше, безусловно», — замечает матушка Анисья.

Музыка для буренок

Животные в скиту очень ласковые и совершенно не боятся людей, даже незнакомых. Молодые козы носятся по территории, как дети, при этом на зов матушки Анисьи быстро возвращаются в вольер, будто понимают ее слова. Телята, которым всего полторы недели, с любопытством подходят к нам и дают себя погладить.

«Иди, мой хороший, иди, — подзывает одного из них матушка Анисья. — К нам как-то комиссия приехала и удивляется: почему коровы и телята у нас совсем не мычат. Говорят — сразу видно, что здесь животных не бьют, с лаской относятся».

Даже местная сорока с птенцами без боязни ходит по траве рядом с людьми. Монахини взяли «на воспитание» и маленького скворца, который выпал из гнезда: теперь его кормят с рук монастырским творогом. Еще на территории обители есть куры, индюки, утки, лошади. Матушка Анисья, показывая хозяйство, шутит: «Наш скит — сплошной инкубатор».

«В прошлом году нам дали диплом как лучшему экологически чистому сельскохозяйственному производству в области. Мы не за медали, конечно, работаем, но все равно приятно. На самом деле это каторжный труд, очень тяжело Ведь животные и болеют, и капризничают, и голодают даже За все это переживаем», — говорит наместник Иоанно-Предтеченского монастыря игумен Петр (Барбашов).

Тепло земли и солнца

Имея высшее техническое образование, игумен Петр вместе с монахами внедрил в хозяйстве инновации, которые помогают значительно снизить затраты. Для подогрева воды, например, еще несколько лет назад начали использовать солнечные коллекторы (устройство для сбора тепловой энергии солнца). В скиту был установлен первый в регионе тепловой насос, привезенный из Швеции. Он использует геотермальное тепло (тепло земли) для обогрева зданий зимой и для сохранения прохлады летом.

Для подогрева воды в скиту несколько лет назад начали использовать солнечные коллекторы

Елена Поротикова/ТАСС

«Используется постоянная температура земли, которая всегда плюс 10, — рассказывает отецПетр. — Интересная технология: пробурили скважины, уложили специальные трубы и установили компрессор. Если бы не было личного опыта использования теплового насоса, никогда бы не поверил, что он позволяет затрачивать в четыре раза меньше энергии, чем при использовании, например, газа или электричества».

Удобрения для растений в скиту тоже свои — на территории есть небольшая гумусная ферма. Черви перерабатывают навоз, в результате получается высококачественное удобрение. В ближайшее время в обители планируют запустить ветровую электростанцию.

«Это стереотип, что монахи, например, должны жить в подвале, не пользоваться телефонами. Разные братья бывают: есть ученые-монахи, есть отшельники. Во всем важен подход. Подумав, мы решили — почему бы нам не использовать новые технологии. Например, у нас в регионе солнечных дней больше, чем в Европе, а мы летом воду греем с помощью газа Все эти научные достижения человечества помогают экономить», — поясняет игумен Петр.

Дело не в вине, а в его количестве

Еще в астраханском скиту гордятся своими виноградниками, которые раскинулись здесь на несколько гектаров. Среди сортов — каберне-совиньон, магарача, саперави. На территории подворья есть даже своя винодельня, для нее несколько лет назад было закуплено итальянское оборудование.

«Впервые виноградники в России появились на астраханской земле в XVII веке. Именно отсюда первое отечественное вино было отправлено к царскому столу. Решили возродить традицию. Кроме того, вино, которое бы подходило для церкви, очень сложно найти. Ведь оно должно иметь особый цвет, особую крепость, а главное — должно быть натуральным. Поэтому и начали производить церковный кагор для своих нужд», — рассказывает игумен Петр.

Впервые виноградники появились на астраханской земле в XVII веке

Елена Поротикова/ТАСС

Вино в скиту делают по старинным рецептам: виноград сначала дробят, настаивают, потом хранят несколько месяцев в дубовых бочках. Главное правило — никаких консервантов. Кроме церковного кагора для астраханских храмов есть линейка сухого, столового и десертного вин. В самой обители его не пьют, здесь, наоборот, пьянству объявили бой и молятся в небольшом храме за оступившихся.

«Наш скит назван в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша». Считается, что она помогает излечиться от наркомании и алкоголизма. Такой вот парадокс, но дело ведь не в вине, а в количестве его потребления», — замечает наместник Иоанно-Предтеченского монастыря.

Рукоделие спасает от уныния

В скит время от времени приходят люди, страдающие алкоголизмом и наркоманией. Монахи дают им кров, пищу, работу и шанс на новую жизнь. Кто-то долго не задерживается в подворье, а некоторые здесь уже почти десять лет.

«Историй много. Один парень пришел к нам, был наркоманом — 20 лет стажа. А сейчас готовит, хлеб печет, по хозяйству помогает. Три года уже у нас, сейчас даже не притрагивается к наркотикам. Приходят и пьющие. Один десять лет у нас уже живет, много раз уходил, приходил. Но потом сказал, что будет жить у нас. Исправился, даже алименты начал своим детям платить», — рассказывает матушка Анисья.

Несмотря на то что скит — это место для уединения, трудов и молитв, сюда часто приезжают паломники и дети. Например, воспитанники воскресной школы при монастыре «Боголепъ». Здесь им показывают, как ухаживать за домашними животными, как выращивать сельскохозяйственные культуры, как из молока сделать творог, и просто приучают к труду.

«Рукоделие, когда человек что-то делает своими руками, спасает от уныния, от безделья. А часто это рукоделие отнимается и заменяется суррогатными развлечениями — компьютером, телевизором. Люди так в это погружаются, что думают, что это настоящая жизнь, но это не так Замечу, что церковь не тащит человека к себе насильно. Она дает современному человеку возможность подышать другим воздухом: богослужения, богообщения и молитвы», — говорит игумен Петр.

«Чтобы люди и дети приезжали»

Напоследок матушка Анисья с удовольствием показывает нам трехэтажное здание — дом для монахинь, который возводили около трех с половиной лет. На верхнем этаже здесь обустраивают храм в честь иконы Божьей Матери»Спорительница хлебов». Ей будут молиться о плодородии для России, региона и скита.

По словам монахини, скит-подворье изменил всю здешнюю жизнь: остров буквально расцвел после того, как здесь раздался первый звон церковных колоколов. Жители села Комаровка, в большинстве староверы, тоже постепенно приобщаются к жизни подворья: все чаще приходят в храм помолиться, подходят к Чаше — причаститься, а некоторые даже стали работать в скиту.

«У меня всегда была мечта: иметь свое хозяйство, чтобы на моей родине, а я из соседнего села Никольского, звучала молитва, чтобы люди и дети приезжали. Господь дал не лично мне, а для всех нас на этом острове. Но это всегда приятнее, когда ты не ради себя что-то​ делаешь, а ради другого человека. Это доставляет особую радость», — подытоживает матушка Анисья.

Елена Поротикова

Источник: https://tass.ru/v-strane/5409021

Что такое скит

Если говорить об общем значении этого понятия, скитом принято называть поселение монахов, расположенное в значительном отдалении от поселков и городов. В Православии скитом традиционно называют общежитие иноков, расположенное в некотором отдалении от монастыря.

Первые скиты

Первые скитские поселения зародились в одно время со становлением христианства как новой религии, они были первыми поселениями монахов. Первые христианские подвижники часто выбирали для жизни глухую, пустынную местность, чтобы мирские дела и заботы не становились преградой для самоотверженного служения Богу.

Скит святой Анны на горе Афон

Первые христиане часто подвергались гонениям, поэтому богослужения приходилось проводить в тайных храмах, а сами монахи и священнослужители жили в отдаленных местах. Распространение скитского движения тесно связано с возникновением отшельничества.

Важно! Понятие «скит» происходит от названия Скитской пустыни.

Именно первые скиты стали прообразом современных монастырей. В них сформировался уклад монашеской жизни, который позже стал основой жизненного уклада любой обители. Сейчас монастыри и скиты имеют некоторые различия. Например, монахи, живущие в скиту, берут на себя дополнительные обеты. К ним можно отнести обет затворничества, строгий пост, усиленное молитвенное правило.

Афонские скиты

На Афоне скитом называют отдельный монашеский поселок, подчиняющийся какому-то монастырю. Обычно такой поселок состоит из калив.

Интересно знать! Каливой на Афоне называют хижину, в которой живут монахи. Чаще всего в ней живет от трех до шести иноков. Каждая калива считается отдельной единицей и живет по собственному распорядку. Несколько калив, расположенных вместе, образуют скит.

Кроме того, на Афоне существует такое понятие, как общежительные скиты. По сути, они абсолютно ничем не отличаются от обычных монастырей, разве что они подчиняются одной из обителей.

Православные скиты России

Когда речь заходит о скитском движении в России, чаще всего это ассоциируется с аскетизмом и старообрядчеством.

Старообрядческие скиты возникли в России после того, как определенная часть духовенства не приняли церковную реформу, принятую патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем Романовым. Старообрядчество преследовалась законами того времени, поэтому противники реформы были вынуждены основывать монастырские поселения вдалеке от поселений мирян.

Старообрядческий скит в Челябинской области

В старообрядчестве скит был общепринятым названием. Так называли и маленькие монастыри, и большие монастырские поселения. Классическим примером такой обители можно считать Комаровский скит. Современники первых старообрядческих скитов описывают их как солидные строения.

Монастырское подворье состояло из нескольких келий общежительного типа, храмов и добротных хозяйственных построек. Часто все здания были соединены между собой тайными ходами. Однако скитские поселения далеко не всегда следует связывать со старообрядческим движением. Скиты часто основывали отшельники, стремившиеся к аскетическому образу жизни.

Важно знать! Под словом аскетизм в Православии обычно подразумевают строгий уклад жизни, сопряженный с добровольным отказом от различных бытовых и материальных благ.

Если говорить об отшельническом образе жизни, в первую очередь вспоминаются скиты Соловецких островов и острова Валаам.

Андреевский скит

Андреевский скит считается образцом классического древнерусского зодчества севера России. Впервые церковные постройки на этом месте возникли еще в XIV веке, со временем церковное подворье увеличивалось и расширялось.

Свято-Андреевский скит Соловецкого монастыря

В определенный исторический период скит выполнял функцию таможни — иноки проверяли иностранные суда, чтобы купцы не ввозили в Россию запрещенные товары, и чтобы в страну не въезжали люди, страдающие от заразных болезней. В советскую эпоху в скиту располагался штрафной изолятор для женщин. С начала 90-х годов прошлого века монашеская жизнь в обители была возобновлена.

Свято-Вознесенский скит

Монастырь был построен на Секирной горе. Изначально на вершине горы был построен одноглавый храм, который по совместительству был и маяком, указывающим путь морякам и рыболовам. В Советские времена в здании храма был штрафной изолятор, а у подножия горы производились расстрелы.

Свято-Вознесенский скит в Архангельской области

Богослужения в храме возобновились в 1992 году, а полноценная монашеская жизнь на острове была возобновлена в 2003 году.

Свято-Троицкий скит

Монастырь был построен на острове Анзер, куда удалялись отшельники для того, чтобы получить опыт пустынножительства. Позже здесь располагались солеварни и рыболовное хозяйство. С давних времен обитель была местом массового паломничества верующих.

Свято-Троицкий Анзерский скит в Архангельской области

Сергиевский скит

Поселение было основано на острове Большая Муксалма еще в XVI веке. Проживающие там иноки преимущественно занимались сельским хозяйством. После того, как к власти пришли большевики, монастырь находился в запустении, многие постройки обветшали или были разрушены. С 2003 года в монастыре начали селиться новые насельники. Недавно там начались реставрационные работы.

Скит Всех Святых

Скит Всех Святых — самое большое монастырское подворье на Валааме. Полагают, что он был построен на том месте, где ранее стояла келья Александра Свирского — там были построены храм, трапезная и шесть келейных зданий.

Скит Всех Святых Валаамского монастыря

Женщины могли попасть сюда лишь в престольные праздники в составе крестного хода. С 40-х годов работа монастыря была прекращена. В наши дни храмовый комплекс и монастырское хозяйство были полностью восстановлены.

Не менее известен и Воскресенский скит, расположенный на берегу Никоновской бухты, в том месте, где Андрей Первозванный воздвиг каменный крест.

Серафимо-Знаменский скит

Обитель, расположенная на юге Подмосковья, известна всем христианам, как место, в котором действительно царит Вера, Надежда и истинная Любовь. Монастырь пережил множество испытаний и тяжкие времена, но сейчас духовная жизнь в его стенах возрождается.

Серафимо-Знаменский скит в Домодедово

Покровский скит

Скит расположен в глухом лесу Ленинградской области. Монахини, живущие в обители, научились совмещать служение Богу и социальную деятельность — они помогают людям, страдающим от наркозависимости.

Монастырь, монашество

Что такое монастырь? Какие типы монастырей бывают? Как происходит подготовка к монашескому постригу?

«Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).

В конце мая 2014 года комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества был разработан и опубликован в Интернете проект «Положения о монастырях и монашествующих».

Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.

Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.

Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.

Деление монастырей по типу подчинения

По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные.

Покровский Ставропигиальный женский монастырь (Москва)

Ставропигиальные

Находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением Митрополита Киевского и всея Украины).

Епархиальные

Монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея.

Приписные

Монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью.

Игумен

Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы).

Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря и отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.

Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.

Духовный собор

Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.

Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы. Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.

Поступление в монастырь

К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.

Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.

Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты.

Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Александро свирский монастырь где находится

Формы монашеского жительства

С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.

Отшельничество

Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.

Скитское житие

Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.

Общежитие

Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.

Трудничество

Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря.

На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители.

Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.

Послушничество

По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника.

Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений.

В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.

Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.

Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество.

При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры.

Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.

Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)

Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.

Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило

Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.

С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.

Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.

В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять.

Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.

Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.

Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).

Иноческий постриг — начало пути монаха

Источник: https://www.pravmir.ru/monastyir-monashestvo/

Скит св. Иоанна Монагритского. Монагри (Monagri — Μονάγρι)

Скит святого Иоанна Монагритиса находится неподалёку от монастыря Богородицы Амасгу, где мы много раз бывали. То ли всё время маршрут дальше был уже спланирован, то ли мало тогда знали об этом месте в общем посещение оставляли «на потом».

«Да скорее всего пещера какая-то, куда на машине не подобраться» − думалось мне, поэтому и рвения особого не испытывал, хотя Лена давно стремилась его посетить.

 Может так и было лет сто назад, но потом всё же прочёл и понял, что сильно заблуждался, поэтому очередную поездку в сторону Троодоса решили начать с посещения этого места. Вот оно как выглядит вблизи. Неплохая «пещера», правда?  

Прежде чем войти внутрь, обошли здание вокруг и пофотографировали. Благо погода в этот декабрьский денёк выдалась прекрасной с точки зрения фотографа, да и с обычной тоже − солнечной с красивыми облачками на небе.

Потом увлеклись окружающим пейзажем

Но пора перейти к делу.

Сегодня монастырь Богородицы Амасгу является женским, а когда-то был мужским, и здесь в то время был настоятелем Иоаннис. Он часто покидал территорию монастыря, чтобы уединиться в пещере в том месте, где мы сейчас находимся, и предаться молитвам. Известно, что Иоанн принял мученическую смерть от рук турков, что тогда правили островом. Позже он был возведён в ранг святых и получил имя Монагритис (Монагритский) по названию деревни Монагри, на окраине которой расположен монастырь.

Давайте зайдём внутрь скита. Слева от входа увидим изображение Иоанна Монагритского в резном окладе. Рядом, на специальной подставке находится ещё одна икона, но о ней мы расскажем чуть позже. 

Далее попадаем к пещере, где когда-то молился Иоанн.

Можно зайти внутрь пещеры, что мы и сделали.

На протяжении истории монастыря Богородицы Амасгу в нём неоднократно производили ремонтные работы. Во время одной из таких работ были обретены мощи св. Иоанна Монагритского. Сейчас его честная глава хранится здесь в скиту.

Дальнейший осмотр привёл нас внутрь церкви с резным деревянным иконостасом. Взгляд зацепился за молитвослов и псалтырь на русском языке, что стояли на аналое неподалёку.

Аналóй, или Анало́гий (др.-греч. ἀναλογέιον, ἀναλόγιον — подставка для икон и книг) — употребляемый при богослужении высокий четырёхугольный столик с покатым верхом.

Неспроста это, подумалось нам, но спросить пока было не у кого, поэтому продолжили оглядываться по сторонам. На пути попалась комната, в которой стояли столы со скамьями, стены которой украшали иконы и фотографии духовных лиц, видимо, особо почитаемых здесь. Скорее всего, это помещение используется, как архондарик.

Под конец нашего свободного перемещения по скиту повстречали одну из монахинь, проживающих здесь.

Но сначала скажем ещё пару слов о ските. В начале нового тысячелетия кипрская церковь решила на месте пещеры, где молился Иоанн, построить скит. Для этого над пещерой была возведена часовня и построены другие помещения, некоторые из которых мы уже осмотрели. С 2001 года здесь проживало всего три сестры. Но теперь уже четверо. Последней прибывшей сюда оказалась встреченная нами монахиня.

«Сестра Алла» − представилась она нам на русском языке. «Странное для монахини имя» − подумалось нам тогда. В дальнейшей беседе выяснилось, что Алла приехала сюда из столицы Латвии Риги. Так вот чьи книги на русском языке стоят на аналое! Мы, конечно, с удовольствием разговорились. Она рассказывала, чем занимаются сёстры. Кто-то печёт различные виды хлеба, который приносят потом в монастырь Амасгу и продают там, либо отвозят в соседние деревни. Планируют также заняться иконописью.

Отдельный рассказ сестра Алла посвятила иконе, что стоит при входе в скит рядом с иконой Иоанна Монагритского. На ней изображён Иоанн Рижский, особо почитаемый православными в Латвии. Одна из икон с его изображением и со вставленным кусочком мощей Иоанна Рижского была подарена скиту, но вот её перемещение из Латвии на Кипр затянулось на два года. «Виной» тому явились мощи − очень сложной оказалась процедура согласования вывоза их за пределы Латвии.

Специально для этого случая одной из рижских мастериц была сделана вышивка, которую предполагалось сначала подложить под икону. Но та настолько впечатлила сестёр скита, что они решили использовать её в качестве хоругви.

Хоругвь — религиозное полотнище, используемое во время крестного хода.

Эту вышивку мы уже заметили, когда побывали в пещере, где она в обычное время находится. Алла сходила туда и вернулась с ней, чтобы специально её продемонстрировать. Мы, конечно, не смогли удержаться, чтобы не сфотографировать этот момент. А на второй фотографии как раз показана икона Иоанна Рижского с мощами в левом нижнем углу. Заметите, если разглядите внимательнее.  

Тепло попрощались с сестрой Аллой, пора прощаться и со скитом. Мы сюда еще обязательно вернёмся. Ведь такие знакомства и впечатления оставляют в душе радостный след. На обратной дороге приостановились, чтобы заснять монастырь Панагии Амасгу с необычного ракурса.

Но это ещё не всё. Сегодня нас ждёт ещё одно место в этом районе − святой источник. Когда мы сказали Алле, что хотели бы поехать туда, она рассказала, что там живёт одна монахиня. Получается, что мы поедем не просто к ручейку, струящемся из горы, значит там тоже есть какая-то постройка? Скоро узнаем.

Святой источник

Нам припомнилось, что несколько лет назад мы пытались отыскать это место, даже свернули вроде правильно. Но потом что-то заплутали, а скорее всего просто не знали толком, что надо найти.

Возвращаясь от монастыря Богородицы Амасгу в сторону деревни Монагри, метров через сто будет поворот влево, отмеченный несколькими указателями, где написано слово ΑΓΙΑΣΜΑ (агиасма) − что и означает «святая вода». На первом фото как раз и показали один из таких указателей. А вторую сделали уже на обратной дороге, то бишь машина смотрит уже не в ту сторону.

От поворота до источника ехать всего-то 400 метров. И вот мы уже на подъезде к нему.

Двери оказались закрытыми, но на них висела обнадёживающая  записка на русском языке, призывом с которой мы и воспользовались.

На той стороне телефона по-гречески ответил женский голос, что, впрочем, не помешало пояснить цель нашего визита. Через минуту дверь была отворена, и монахиня приветливо пригласила нас проследовать внутрь. С правой стороны на стене были развешаны иконы, на одну из которых указала монахиня.

«Так это же Серафим Саровский» − воскликнули мы, проявив свои познания. На что она радостно ответила «нэ, нэ», что по-нашему значит «да, да» и улыбаясь назвала своё имя. Оказалось, что её зовут Серафимия − наверно специально так делает, чтобы проще всем было запомнить как её зовут.

И это приносит результат.

Красиво оформленный святой источник находится здесь же с левой стороны от входа. Серафимия сказала, что нам можно (и нужно!) набрать воды из него.

Мы были совсем не против и хотели было пойти к машине, в багажнике которой всегда возим пустые пластиковые бутылки, чтобы при удобном случае заполнить их чистой горной водицей.

Серафимия остановила нас и сама стала наливать воду из источника в заранее приготовленные бутылки, «склад» которых находится здесь же. Так что имейте в виду, с пустыми руками вы отсюда вряд ли уйдёте.

Распрощавшись с приветливой Серафимией, напоследок сделали ещё пару фотографий часовни вблизи и уже на выезде в сторону Монагри.

Как добраться

О том, как добраться до монастыря Панагии Амасгу вы узнаете из рассказа о нём. С места стоянки у монастыря поворачиваем не обратно к деревне Монагри, а налево, как бы продолжая путь. Там есть указатель. Преодолев небольшой подъёмчик, едем 1,2 км до поворота вправо по указателю на скит и через 100 м останавливаемся на небольшой площадке перед его входом.

Источник: http://cyprusiana.ru/index.php/towns-and-villages/unesco-churches/monagritis.html

Что Такое скит- Значение Слова скит

  • древнее
    1. деревенька, селение, посёлок
    2. пустынь, монастырь
    3. пустынь, поселение

    скит

    Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: -скит-.

    Значение

    1. истор. средневековая французская серебряная монета ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

    Морфологические и синтаксические свойства

    скит

    Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: -скит-.

    Значение слова «Скит»

    • .
    • А
    • Б
    • В
    • Г
    • Д
    • Е
    • Ж
    • З
    • И
    • Й
    • К
    • Л
    • М
    • Н
    • О
    • П
    • Р
    • С
    • Т
    • У
    • Ф
    • Х
    • Ц
    • Ч
    • Ш
    • Щ
    • Ъ
    • Ы
    • Э
    • Ю
    • Я

    значением слова:

    скиток м.

    пустынь, общая обитель отшельников, братское,уединенное сожительство в глуши, с отдельными кельями. Раскольничьимонастыри зовутся скитами; строились втихомолку, исподволь, и состоят изхороших, отдельных изб, о многих покоях, с переходами, выходами во всестороны, с тайниками, чердачками, чуланчиками и жилыми подпольями, такженередко между собою связанными под землей; это вертепы разврата ипритоны бродяг. (Скит, греч., но приноровлено ко глаг. скитаться).

    Скитник, -ница, скитяник, скитарь, пустынножитель, обитатель, -ницаскита; | это общее название тайных раскольничьих отшельников. Мужревнив, поп глумлив, свекор сердит — пойду в скит! В скитах, да в тех жесуетахг. Скитный, ко скиту, строению, обители относящийся. Скатныехижины. Скитский, ко скиту принадлежщ. и им свойственный. Скитскаяжизнь, отшельническая. Скитские угодья. Скитничий, -ческий, скитский.Скитничьи обычаи. Скитническое братство.

    Скитничать, отшельничать,пустынножительствовать. Скитничание раскольников, это нищенство ипристанодержательство.

    В словаре ожегова

    СКИТ, -а, о ските, р скиту, м. 1. Небольшой поселок монахов-отшельников в отдалении от монастыря; жилище монаха-отшельника. 2. Небольшой отдельный, чаще старообрядческий, монастырь в глухой местности. || прил. скитский, -ая, -ое.

    В словаре ефремовой

    м.

    1. Небольшое жилище для монахов-отшельников, устраивающееся в отдалении от основных построек (в православных монастырях).
    2. Старообрядческий монастырь или поселок монастырского типа в глухой пустынной местности.

    В словаре фасмера макса

    род. п. -а́, русск.-цслав. скытъ, скитъ (Пандекты Никона и др.), скытѩнинъ «отшельник» (Изборн. Святосл. 1076 г.; см. Срезн. III, 375 и сл.). От греч. Σκῆτις – название пустыни в Египте, где предпочитали селиться греч. монахи (ср. Хойси, Urspr. d. Мönchtums 144 и сл.

    ; Буссе у Ван-Вейка, Мél. Мikkola 348 и сл.; Желтов, ФЗ, 1876, вып. 4, 44; Фасмер, Гр.-сл. эт. 183). Ошибочно производить из греч. ἀσκητής «аскет», ἀσκητήριον «место отправления аскетизма» (Маценауэр, LF 20, 8).

    Сюда же Ски́тский патери́к «патерик скетских отшельников в Египте» (Ван-Вейк, там же).

    В словаре д.н. ушакова

    СКИТ, скита, о ските, в скиту, ·муж. (·греч. sketos) (церк.). В православных монастырях — небольшое общежитие из нескольких келий, устраивавшееся в отдалении от монастыря для монахов-отшельников.
    | Небольшой поселок монастырского типа, устраивавшийся в глухих местностях бежавшими от преследования старообрядцев (·дорев. ). Керженские скиты. «В скитах селились старообрядцы разного звания.» Мельников-Печерский.

    В словаре синонимов

    общежитие, монастырь, келья

    В словаре синонимы 4

    келья, монастырь, общежитие

    В словаре полная акцентуированная парадигма по а. а. зализня

    ски́т,скиты́,скита́,скито́в,скиту́,скита́м,ски́т,скиты́,скито́м,скита́ми,ските́,скита́х,скиту́

    скита, в скиту, мн. скиты, ов, м.

    Небольшой поселок из нескольких келий в отдалении от монастыря для монахов-отшельников, а также небольшой отдельный монастырь. Скитский — относящийся к скиту, скитам.

    Источник: https://glosum.ru/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%A1%D0%BA%D0%B8%D1%82

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Благочестие
    Как правильно читать молитву по соглашению

    Закрыть