Что такое амвон в храме

АМВОН

что такое амвон в храме

[греч. ἄμβων — возвышение], специальное сооружение в пространстве наоса христ. храма, предназначенное для чтения Свящ. Писания, пения или возглашения нек-рых богослужебных текстов, произнесения проповедей.

Устройство

Наиболее раннее употребление термина «А.» применительно к христ. богослужению отмечено в Лаодик. 15. Созомен (V в.) называет А. «возвышением [для] чтецов» (βῆμα τῶν ἀναγνωστῶν). Вероятно, первоначально А. устраивался в виде платформы со ступенями и переносным аналоем. Амвон из ц. вмч. Георгия в Фессалонике. Кон.V — нач. VI в. (Археологический музей. Стамбул)
Амвон из ц. вмч. Георгия в Фессалонике.

Кон.V — нач. VI в. (Археологический музей. Стамбул)С V-VI вв. А., уже стационарная конструкция внутри визант. церкви, располагается, как правило, около середины храма и приобретает форму либо цилиндрического возвышения с примыкающими к нему с 2 сторон лестницами, как в храмах К-поля, иногда с поднятой на колонках средней частью, либо полукруглого в плане сооружения, включавшего небольшие лестницы. А.

делали из мрамора и украшали резьбой, скульптурами, мозаикой. От алтаря к нему вела солея, часто ограждавшаяся решетками. По описанию Павла Силенциария (ок. 563), А., созданный св. имп. Юстинианом для храма св. Софии в К-поле (532-537), осенял киворий на 8 колоннах, увенчанный крестом. C XV в. в греч. церквах А. может иметь форму беседки или балкона, подвешенного к северо-зап.

столбу, или может отсутствовать вовсе.

В северосир. и месопотамских храмах VI-XIV вв. А. называлось обращенное к алтарю полукруглое возвышение со скамьей и креслом по оси и с киворием посредине (см. сирийский амвон).

А. зап. храмов первоначально не отличались от визант. С XI в. здесь появляются двойные А. (напр., в ц. Сан-Клементе в Риме), расположенные по сторонам наоса: сев.- для чтения апостольских Деяний и Посланий, юж.- для чтения Евангелия. А.

устраивали отдельно стоящими, пристроенными к стене или столбу в главном нефе, в редких случаях — к внешней стене в виде кафедры-балкона для обращения к широкой аудитории на площади (напр., А. работы Донателло и Микелоццо из собора в Прато, Италия, 1434-1438). В католич. и протестант. храмах А.

обычно заменяется пульпитом (лат. pulpitum — помост).

На Руси в ср. века существовала практика устроения А., подобного визант.,- в виде башенки с лестницами. Из письменных источников известно об А., находившихся в соборных храмах Владимира (XII в.), Суздаля (XIII в.), Москвы (XV в.), Новгорода (XVI в.), Твери (XVI в.), Вологды (XVII в.). По сообщению церковного историка архидиак. Павла Алеппского, в XVII в. на Украине А.

устраивались в центре храма в виде круглого или восьмиугольного помоста, обитого красным сукном, с 2 ступенями. В наст. время в практике РПЦ подобный тип А. используется за архиерейским богослужением и называется архиерейским А., или облачальным местом, или рундуком; в Чиновнике архиерейского священнослужения (1982) он неправильно назван кафедрой (Т. 1. С. 53). К XVII в. А. визант. типа, уже не имевшие соответствия в греч.

церковной практике, стали уничтожаться. После XVII в. А. в РПЦ обычно называют примыкающий к солее полукруглый выступ.

Богослужебное использование

А., возвышавшийся в центре визант. храма (наряду со св. престолом и горним местом), был одним из главных архитектурных сооружений, не только организовывавших литургическое пространство храма, но и повлиявших на возникновение многих особенностей богослужения визант. обряда. Типикон Великой ц., древние визант. Евхологии, трактат «О церемониях византийского двора» (De cerimoniis aulae byzantinae) имп. Константина VII Багрянородного, Чиновник новгородского Софийского собора и др.

источники содержат подробное описание того, какое место А. занимал в богослужении визант. и рус. кафедральных соборов. С А. (или его ступеней) произносились ектении, читалось Евангелие, пелись антифоны литургии, Трисвятое, прокимны. аллилуиарии, такие важнейшие песнопения, как тропари Пасхи «    », на поклонение Кресту «  », великого водоосвящения «  ». Совершив литургию и выходя из храма, уже находясь за А., епископ или священник читал заамвонную молитву, служившую отпустом для народа.

На А. архиерей воздвигал св. Крест в праздник Воздвижения Креста, с А. протодиакон возглашал синодик Недели Православия, К-польский Патриарх читал в Великую пятницу традиц. поучение оглашаемым, на А. совершался чин венчания на царство визант. императоров и царей слав. гос-в (Goar, Mateos, Голубцов, Арранц). Типикон Великой ц. определяет петь утреню важнейших праздников «на амвоне» (греч. ἐν τῷ ἄμβωνι — Mateos. T. 2. P. 309). Обычай проповедовать с А. можно возводить к свт.

Иоанну Златоусту (Сократ).

Свт. Герман К-польский (VIII в.) писал, что «амвон служит образом камня у святого гроба, на котором, отвалив его от входа, воссел ангел при двери гроба, возвещая мироносицам воскресение Господа». Автор приписываемого свт.

Софронию Иерусалимскому комментария на литургию (XI в.) добавляет, что ступени А. знаменуют «лестницу Иакова». Восхождение на А. свт. Герман связывает со словами «     » (Ис 40. 9 ), к-рые впосл.

вошли в состав ирмоса 5-й песни канона Недели ваий, используемого в качестве стиха при восшествии архиерея на А.

В совр. рус. церковной практике, различающей архиерейский А. и А. перед царскими вратами, первый используется только за архиерейским богослужением: здесь епископ облачается перед литургией, на этот А. ставится кафедра, на к-рой архиерей сидит до малого входа, отсюда протодиакон читает Евангелие.

Со второго — полукруглого выступа солеи у царских врат — произносят ектении, читают Евангелие (при иерейском служении), Апостол (если читающий — диакон или имеющий хиротесию чтец), отсюда проповедуют, обращаясь к прихожанам,- т. о., функционально эта часть солеи соответствует древнему визант. А.

Источник: http://www.pravenc.ru/text/114332.html

Значение слова «Амвон»

что такое амвон в храме

  • .
  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ъ
  • Ы
  • Э
  • Ю
  • Я

значением слова:

м. греч. возвышенное или поднятое место для проповедника,сказателя речи; | в православной церкви, место перед иконостасом, гдечитаются ектении, Евангелие, проповеди; бывает для проповедей и особыйамвон среди трапезы; | возвышение среди церкви, для облачения архиерея.Амвонные ступени.

В словаре ожегова

АМВОН, -а, м. Возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с к-рой произносятся проповеди. || прил. амвонный, -ая, -ое.

В словаре фасмера макса

амво́н
«возвышение в церкви, с которого читаются проповеди и т. д.», др.-русск. амбонъ, онбонъ (Ипатьевск.), онболъ (Новгор. Кормч. 1280 г.); см. Срезн. II, 666, русск.-цслав. амъвонъ, амъбонъ. Заимств. из греч. ἄμβων; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 29. Сочетание мб восходит к народн., а сочетание мв – к ученому произношению.

В словаре д.н. ушакова

АМВО́Н, амвона, ·муж. (·греч. ambon) (церк.). Возвышение в церкви перед ·т.н. царскими вратами, ведущими в алтарь в православной церкви. «Мужиков набралось в церковь — вона! от притвора до амвона.» Д.Бедный.

В словаре энциклопедии

(от греч. ambon — возвышение), в православных церквах возвышение перед алтарем, с которого произносятся проповеди, читается Евангелие.

В словаре полная акцентуированная парадигма по а. а. зализня

амво́н,амво́ны,амво́на,амво́нов,амво́ну,амво́нам,амво́н,амво́ны,амво́ном,амво́нами,амво́не,амво́нах

Возвышенная площадка в церкви перед алтарем.

Источник: https://glosum.ru/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%90%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BD

Амвон в храме

что такое амвон в храме

Определения из сканвордов слова АМВОН

  • Трибуна для проподей
  • трибуна — у лектора, а что у батюшки
  • «Трибуна» для чтения Священного Писания
  • в зале трибуна, а что в церкви
  • в православных церквах — возвышение перед алтарем, иконостасом для произнесения проповедей
  • в христианском храме-возвышение, на котором совершается часть богослужения, и произносятся проповеди
  • возвышен. в церкви
  • возвышение в храме
  • возвышение в храме перед Царскими Вратами
  • возвышение в церкви
  • возвышение для проповедника
  • возвышение для чтения Священного Писания
  • возвышение перед алтарем
  • возвышение перед алтарем в православной церкви
  • возвышение проповедника
  • возвышение у алтаря
  • возвышение, подмостки
  • возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с которой произносятся проповеди
  • возвышенная площадка перед иконостасом
  • выступ солеи перед средней частью иноностаса
  • кафедра перед алтарем
  • м. греч. возвышенное или поднятое место для проповедника, сказателя речи в православной церкви, место перед иконостасом, где читаются ектении, Евангелие, проповеди бывает для проповедей и особый амвон среди трапезы возвышение среди церкви, для облачения архиерея. Амвонные ступени
  • площадка в храме
  • подмостки (устар.)
  • подмостки в церкви
  • скажите по-гречески «возвышение»
  • трибуна
  • трибуна для проповеди
  • трибуна для чтения пастве
  • трибуна праведника
  • трибуна проповедника
  • трибуна, проповедь
  • у лектора -трибуна, а что у батюшки
  • храм
  • церковная «трибуна» для проповедей
  • церковное возвышение
  • «Трибуна» для чтен. Священ. Писания
  • кафедра проповедника
  • возвышен. для чтен. Священ. Писания
  • Возвишение в церкви
  • «Трибуна» в церкви
  • площадка перед иконостасом
  • Трибуна перед алтарем
  • церковная трибуна
  • у лектора трибуна, а что у батюшки
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как зажигать свечи в церкви

амвон

возвышение в церкви

Альтернативные описания

• выступ солеи перед средней частью иноностаса.

• в православных церквах — возвышение перед алтарем, иконостасом для произнесения проповедей

• в христианском храме-возвышение, на котором совершается часть богослужения, и произносятся проповеди

• возвышение для проповедника

• возвышение перед алтарем в православной церкви

• возвышение, подмостки

• возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с которой произносятся проповеди

• трибуна праведника

• возвышение в храме перед Царскими Вратами

• возвышенная площадка перед иконостасом

• скажите по-гречески «возвышение»

• возвышение в храме

• трибуна проповедника

• трибуна для проповеди

• трибуна, проповедь

• возвышение перед алтарем

• трибуна

• у лектора -трибуна, а что у батюшки?

• возвышен. в церкви

• возвышение у алтаря

• храм

• церковная «трибуна» для проповедей

• церковное возвышение

• в зале трибуна, а что в церкви?

• трибуна для чтения пастве

• кафедра перед алтарем

• возвышение проповедника

• площадка в храме

• возвышение для чтения Священного Писания

• подмостки в церкви

• «трибуна» для чтения Священного Писания

• Возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с которой произносятся проповеди

• Четырёхугольное возвышение в центре храма, перед алтарем

• «Трибуна» для чтения Священного Писания

• в зале трибуна, а что в церкви

• выступ солеи перед средней частью иноностаса

• м. греч. возвышенное или поднятое место для проповедника, сказателя речи; в православной церкви, место перед иконостасом, где читаются ектении, Евангелие, проповеди; бывает для проповедей и особый амвон среди трапезы; возвышение среди церкви, для облачения архиерея. Амвонные ступени

• подмостки (устар.)

• скажите по-гречески «возвышение»

• у лектора -трибуна, а что у батюшки

• церковная «трибуна» для проповедей

• у лектора трибуна, а что у батюшки?

• «Трибуна» для чтен. Священ. Писания

• «трибуна» для чтен. Священ. Писания

Православная церковь

Архиерейский амвон в русском православном храме

До XVII века в православии использовали амвоны византийского типа. На Руси они известны с XII века. Единственный сохранившийся русский амвон данного типа происходит из новгородского Софийского собора и хранится в Русском музее.

После XVII века амвоны византийского типа вышли из употребления, и название «амвон» перешло на примыкающий к солее полукруглый выступ перед Царскими вратами. Именно на этом амвоне происходят самые торжественные богослужебные входы и выходы.

Архиерейский амвон

Образом древнего амвона в Русской церкви в настоящее время является невысокий помост в центре храма, используемый при архиерейском богослужении. Он называется архиерейским амвоном, восходницей, облачальным местом или рундуком.

В случаях, предусмотренных типиконом, на архиерейском амвоне может устанавливаться седалище — кафедра. По этой причине иногда ошибочно архиерейский амвон называют кафедрой. На архиерейском амвоне епископ находится до входа в алтарь, на нём же происходит его облачение.

С архиерейского амвона протодиакон читает Евангелие.

Ссылки

  • Статья «Амвон» на сайте Русской православной церкви. Архивировано 30 ноября 2012 года.
  • Архиерейский амвон (статья в Энциклопедии Православия) (недоступная ссылка). Архивировано 19 января 2008 года.
  • Иллюстрированный словарь церковных православных терминов — внутреннее устройство и убранство храма. Архивировано 30 ноября 2012 года.

Алтарь

Алта́рь (лат. altarium) — жертвенник (от altaria — навершие жертвенника, приспособление для сжигания жертвы; от altus — высокий). Первоначально — сооружение для совершения ритуальных жертвоприношений. В православной традиции — главная, обычно восточная, часть храма, как правило, отделённая от общего помещения иконостасом.

Амбон

Амбо́н:

Амбон (остров) — остров в Юго-Восточной Азии.

Амбон (город) — административный центр провинции Молукка, Индонезия.

Амбон (сражение) — сражение Второй мировой войны, часть Голландско-Ост-Индской операции

Амьенский собор

Собор Амьенской Богоматери (фр. Cathédrale Notre-Dame d’Amiens) — кафедральный собор католической епископии с центром в пикардийском городе Амьен (Амьенской епархии). По своему объёму (200 000 м³) он превосходит все готические соборы Франции.

Амьенский, Шартрский и Реймсский соборы считаются эталонами чистейшей готики. Архитектура собора включает в себя также следующие элементы готического стиля: высокая или зрелая готика (особенно апсид) и пламенеющая готика (особенно большая роза, северная башня, амвон и кресла со спинкой). Длина собора 145 м и высота свода — 42,30 м (близкая к максимальной высоте для архитектурных сооружений такого типа). С 1981 г. собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Арцтовский (антарктическая станция)

Польская антарктическая станция им. Генриха Арцтовского (польск. Polska Stacja Antarktyczna im. Henryka Arctowskiego, кратко Арцтовский, англ. Arctowski) — польская круглогодичная антарктическая станция, расположенная в Заливе Адмиралтейства на Острове Короля Георга в архипелаге Южных Шетландских островов. Открыта 26 февраля 1977 года. Была названа в честь Генриха Арцтовского, исследователя Антарктики.

Баптистерий православных

Баптистерий православных (итал. Battistero degli Ortodossi), иначе Баптистерий Неона (итал. Battistero Neoniano) — баптистерий в Равенне, древнейшее сохранившееся здание города. Один из самых значительных в мире памятников византийской мозаики.

Благовещенский собор (Александрия)

Кафедральный соборный храм Благовещения Богородицы (греч. Ιερός Καθεδρικός Ναός Ευαγγελισμού της Θεοτόκου) — главный храм Александрийской православной церкви и кафедра Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки, расположенный на площади Тахрир в городе Александрия в Египте. Построен в 1847—1857 годах. Костяк прихожан Благовещенского собора составляет греческая община Египта.

По архитектуре храм представляет собой трёхнефную базилику. Длина собора — 41,80 м, ширина — 23,6 м, высота — 32,4 м. По мнению Дональда Рида, собор был построен в «неоготическом, а не нео-византийском стиле».

Общая площадь составляет 1115,23 кв. м. Мраморный иконостас, патриарший трон, седилия и амвон были сделаны Иаковосом Варутисом из Константинополя. Двери, окна, скамьи, балдахин и другие скульптурные детали были выполнены Георгиосом Филиппидисом. Золочение иконостаса, престола и амвона был выполнено Михаилом Ларозасом. Позолоту нефа сделали братья Иордану. Иконы были созданы в Египте и Константинополе, окна — в Париже, часы — в Лондоне, а паникадила — в России.

Иоанн VI (папа римский)

Иоанн VI (лат. Johannes PP. VI; 655 — 11 января 705) — Папа Римский с 30 октября 701 года по 11 января 705 года.

Кафедра (возвышение для оратора)

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Зачем ставят свечи в церкви

Кафедра — трибуна, возвышенное место в церквях, синагогах и мечетях, с которого духовное лицо читает проповедь.

Крымский (Усть-Донецкий район)

Крымский — хутор в Усть-Донецком районе Ростовской области.

Является административным центром Крымского сельского поселения.

Палоско

Палоско (итал. Palosco) — коммуна в Италии, располагается в регионе Ломбардия, подчиняется административному центру Бергамо.

Источник: https://karavay35.ru/amvon-v-hrame/

Амвон: что такое, значение, расположение, история

В переводе с греческого языка «амвон» — возвышение. В православном храме с небольшого выступа в центре солеи священник произносит воскресные проповеди. Во время литургии читают Евангелие, диакон произносит слова сугубой молитвы — ектении. Для всех этих действий используется амвон.

Что такое солея? Это выступ перед иконостасом, на несколько ступеней возвышающийся над уровнем пола. Во время богослужения с участием архиерея на амвоне располагается кафедра для обращения к народу.

Церковь — корабль

Православный храм — продуманное символичное сооружение. Церковь олицетворяет собой «корабль спасения», который, подобно ковчегу праведного Ноя, избавит своих пассажиров от бушующего океана современного мира. Внутреннее убранство храма, архитектура и детали интерьера устроены в строжайшем соответствии с православным преданием. Именно поэтому дом Господень не похож на другие земные сооружения.

Внутренняя архитектура храма

Каждый, кто хоть раз бывал в православной церкви, замечал царящую там необыкновенную, неземную атмосферу. Такой эффект достигается за счет постройки храма в соответствии с записями в предании, которое берет свое начало от законов Ветхого Завета. Первый храм был создан еще до пришествия Спасителя. В те времена иудеи были кочевниками и животноводами, поэтому их храм располагался в шатре и был переносным. Каноны внутреннего убранства скинии Моисею передал сам Господь на горе Синай.

Вот так описывает первый храм Иосиф Флавий:

«Внутренность скинии разделена была в длину на три части. Сие троечастное разделение скинии представляло некоторым образом вид всего мира: ибо третья часть, между четырьмя столбами находившаяся и неприступная самим священникам, означала некоторым образом Небо, Богу посвященное; пространство же на двадесять локтей, как бы землю и море представляющее, над которыми свободный путь имеют люди, определялось для одних священников» (Иудейские древности, кн. III, гл. 6)

Ритуальные жертвы

Главным местом церкви, которое дошло до наших дней, был алтарь — жертвенник. До пришествия Христа практиковались ритуальные убийства животных. Обычно агнца в жертву приносили животноводы, земледельцы клали на алтарь плоды своих трудов: овощи, злаки и фрукты.

Жертвоприношение животных было необходимо в те времена, чтобы люди не истребляли друг друга, Богу кровь невинного животного не нужна, но видя агрессивный нрав ветхозаветных людей, Он установил закон жертвоприношений. Последней жертвой, Агнцем, распятым на кресте, стал Сын Божий.

С тех пор начался Новый Завет, и жертва на литургии стала бескровной.

Подробные рекомендации устройства храма встречаются в текстах с начала четвертого века. Детали раскрывают труды святых отцов периода четвертого-восьмого века от Рождества Христова. Что такое Амвон и как он выглядит, хорошо описывают в своих трудах Максим Исповедник, Андрей Критский, Иоанн Дамаскин. И другие почитаемые праведники.

Церковный амвон (фото ниже) показывает стоящего на нем священника, за спиной его, в открытых Царских вратах, видно жертвенник — алтарь.

На третий день после распятия Спасителя жены-мироносицы нашли камень, закрывающий вход в гробницу, отваленным. На камне восседал ангел, поведавший перепуганным женщинам о Воскресении Христа. С этого момента все верующие стали причастными к Его бессмертию. Жертва сделала возможным спасение. С тех пор Тело и Кровь Христовы подаются прихожанам с амвона.

Что такое евхаристия: причащаясь и исповедуясь, по примеру учеников на Тайной Вечере перед арестом Спасителя, православные получают оставление грехов и возможность попасть после смерти в лучший мир, Царствие Небесное. Именно этот камень стал прообразом амвона. Священник, подобно ангелу у гроба, возвещает пастве благую весть о спасении человека.

Нагорная проповедь

Во время своего служения Христос беседовал с людьми на горе. Народ все прибывал и прибывал, собралось около пяти тысяч человек, не считая женщин и детей. Все хотели послушать Мессию. Время в беседе с Богом пролетало незаметно, люди проголодались, а из еды были только немного хлеба и рыбы.

Иисус позвал учеников и повелел им дать каждому по половине рыбы и хлеба. Ученики подивились, но исполнили волю Учителя. Они отламывали половины, а еда не заканчивалась. Как только все насытились, недоеденное было сложено в большие корзины. В чудо сложно поверить, но оно совершенно точно описано в нескольких древних манускриптах. Интересно, что гора, с которой Христос говорил проповедь, также олицетворяет амвон.

Что такое это сооружение, мы уже узнали — оно имитирует возвышение, с которого обращался к пастве Иисус.

Источник: https://FB.ru/article/453978/amvon-chto-takoe-znachenie-raspolojenie-istoriya

Таинство хиротонии

Одно из семи Таинств церковных, в котором дается Божественная Благодать на важное служение людям через священство. Оно совершается исключительно в алтаре, поэтому женщины не имеют права участвовать в нем.

Что такое хиротония в православии

Хиротония — это Таинство, в котором совершается возложение рук архиерея или патриарха на человека, собирающегося принять священный сан.

Хиротония бывает:

  • в чтеца;
  • в иподиакона;
  • в диакона;
  • в иерея;
  • архиерея.

Рукополагать во все чины, кроме архиерея, может епископ,митрополит или патриарх. Архиерейскую хиротонию совершает только патриарх.Равный священный чин не может совершать хиротонию, но только высший.

Таинство берет начало с апостольских времен. В Евангелии описан случай насыщения нескольких тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбами. Здесь ведётся аналогия с евхаристией, где апостолы – прообраз священников, раздающих причастие верующим.

Апостолы были первыми священнослужителями.

Требования к ставленникам

Человека, которого рукополагают, называют ставленником.Чтобы стать священником, надо пройти все хиротонии, начиная с рукоположения вчтеца.

Апостол Павел в послании пишет, каким должен быть человек,желающий стать священником, епископом и диаконом. На этом основании составленыапостольские правила, которые учитываются перед рукоположением.

Желающий стать диаконом или священником должен быть:

  • единожды женат;
  • трезвым;
  • целомудренным;
  • честным;
  • не склонен к пьянству;
  • не сребролюбец;
  • странноприимец (любящий принимать странников);
  • миролюбив;
  • не убийца;
  • хорошо управляющий домом своим (ибо кто не может управлять своей семьей, не сможет управлять и церковью).

Кто не может быть священником:

  • женщина;
  • человек младше 18 и старше 75 лет;
  • имеющий физический недостаток для служения (эпилепсия, глухота, немота, слепота, нехватка пальцев на руке);
  • склонный к пьянству и наркомании;
  • бесноватые;
  • самовольно оскопленные;
  • новообращенный;
  • маловерующий;
  • имеющие смертные грехи (убийство, половые извращения, прелюбодеяние, блуд, ересь и т.д.);
  • женатые во второй раз;
  • женатый на блуднице, вдове, разведенной, актрисе, неверующей, родственнице;
  • находящийся в рабстве;
  • неокончивший службу в армии;
  • находящийся в тюремном заключении;
  • занимающий важный государственный пост;
  • имеющий долги или кредиты.

Такие строгие ограничения налагаются на ставленников потому,что они должны стать примером остальным верующим. На иерейском наперсном крестенаписаны такие слова: «образ буди верным чистотой, верою, житием».

Если чтец согрешит блудом (интимной жизнью до венчания) илидругими смертными грехами, согласно апостольским правилам, не может стать нииподиаконом, ни диаконом, ни священником. Тоже самое касается иподиакона идиакона. Жениться можно только чтецам и иподиаконам. Диаконы и священники ужевступать в брак не должны.

Как проходит иерейская хиротония

Все хиротонии происходят в разное время на Божественной литургии. Иерейская хиротония совершается после пения Херувимской. Два диакона берут ставленника, находящегося перед Царскими вратами, под руки и возглашают: «Повели. Повелите!».

Все трое входят в алтарь Царскими вратами, подходят кПрестолу. Архиерей в это время сидит перед Престолом. Во время пения венчальныхтропарей («Исайя ликуй») все трое обходят Престол трижды. При этом ставленниккладет земные поклоны перед алтарем и перед архиереем, целует Престол. Это повторяетсятрижды. Затем ставленник встает на колени перед Престолом, и архиерей читаетспециальную молитву, возложив на него руки.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Автокефальная церковь что это

Венчальные тропари поются в знак того, что происходит как бы венчание ставленника с церковью. Это образ того, что он теперь не принадлежит своей семье, но должен служить Богу и верующим ко спасению. В подтверждение тому он снимает с руки своей обручальное кольцо и больше не надевает его.

Архиерей призывает Божественную Благодать, «немощныеврачующую и оскудевающия восполняющую». Это означает, что с этого момента БогСам будет подавать священнику силы для служения Церкви.

После прочтения молитвы архиерей выводит новоиспеченногосвященника Царскими вратами на амвон. Вопрошая народ: «аксиос?», что значит:«достоин?», он надевает на него по очереди элементы иерейского облачения(епитрахиль, поручи, фелонь), наперсный крест и дает в руки служебник. При этомхор должен ответить трижды «Аксиос», иначе рукоположение будет считатьсянедействительным.

Потом архиерей говорит новорукоположенному иерею: «Христос посреде нас» и целует его трижды братским целованием. Облачение у нового иерея должно быть только белого цвета. Это знак чистоты, святости.

Архиерей в алтаре поздравляет рукоположенного иерея и даетему наставление к предстоящему служению. Священник стоит всю оставшуюся частьлитургии возле алтаря и молится. Затем обычно он выходит читать заамвоннуюмолитву.

С этого момента пресвитер может совершать все Таинства,кроме Хиротонии.

Может ли быть снят сан

Сан священный сан с человека не может никто кроме Ангелов и Бога. Но по совершении иереем тяжких грехов, несовместимых со священническим служением, архиерей может запретить священника к службе на некоторое время. Если же он упорствует в грехах, запрет может быть наложен навсегда.

Коротко о Таинстве Священства от иерея Василия Куценко

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Источник: https://pravlife.ru/tainstvo-khirotonii/

Архитектурный словарь — значение слова Амвон

   возвышение перед алтарем в раннехристианских и византийских храмах.    (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)    * * *    1. Выступ солеи перед средней частью иноностаса.    2. Возвышение посреди церкви, на котором совершается торжественное облачение архиерея.

   (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)    * * * (греч. ambon — выпуклость, возвышение) — возвышение в православной церкви против Царских врат, кафедра для чтения проповеди, с пультом; на южной стороне — для чтения эпистол, на северной — для чтения Евангелия.    См. Кафедра.

   (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Смотреть значение Амвон в других словарях

Амвон — м. греч. возвышенное или поднятое место для проповедника, сказателя речи; | в православной церкви, место перед иконостасом, где читаются ектении, Евангелие, проповеди;..
Толковый словарь Даля

Амвон — амвона, м. (греч. ambon) (церк.). Возвышение в церкви перед т. наз. царскими вратами, ведущими в алтарь в православной церкви. Мужиков набралось в церковь — вона! от притвора до амвона. Д. Бедный.
Толковый словарь Ушакова

Амвон М. — 1. Находящаяся на возвышении перед алтарем площадка в православном храме, с которой произносятся проповеди, читается Евангелие. 2. устар. Возвышение, подмостки.
Толковый словарь Ефремовой

Амвон — -а; м. [греч. ambōn].1. В православной церкви: площадка, находящаяся на возвышении перед царскими вратами. Выйти, подняться на а. Читать молитвы с амвона.2. Устар. Возвышение, подмостки.

Толковый словарь Кузнецова

Амвон — (от греч. ambon — возвышение) — в православных церквах возвышениеперед алтарем, с которого произносятся проповеди, читается Евангелие.
Большой энциклопедический словарь

Амвон — — возвышение, обычно полукруглое и выдвинутое в середину христианского храма место, с которого диакон провозглашает ектинью (род молитв и прошений), читает Евангелие,..
Исторический словарь

Амвон — (от греч. ambon — край горы) — возвышенное, как правило, полукруглое и выдвинутое в середину христ. храма место, с к-рого дьякон провозглашает ектенью, читает евангелие, а..
Философский словарь

АМВОН — АМВОН, -а, м. Возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с к-рой произносятся проповеди. || прил. амвонный, -ая, -ое.
Толковый словарь Ожегова

Посмотреть в Wikipedia статью для Амвон

Источник: http://slovariki.org/arhitekturnyj-slovar/563

§ 4. Амвон

От средины возвышения или солеи, далеево храме находится другое особенноевозвышение, которое называется амвон.Амвон, по словам св. Германа, означаетнаходившийся у св. Гроба камень, которыйотвалил ангел, проповедуя и глаголя овоскресении мироносицам.

§ 5. Кто восходит на амвон

Так как на амвон восходят толькосвященники и диаконы, образуя собоюангелов, и на нем читают Евангелие,посему на него и не дозволено всходитьникому другому для какого бы ни былочтения. Разве только еще иподиаконы ичтецы, как правильно возведенные в чинцерковнослужебный и ариерейскимпосвящением удостоенные исполнятьзвание свое, могут всходить на амвон.Об этом говорится и в 15 правиле собораЛаодиакийского: «без малых риз никтона амвон не должен всходить, т.е.

каксказано в толковании: никому не следуетвсходить на амвон, ни петь, ни читатьлюдям божественнаго слова, если кто наглаве не имеет священническагопострижения, и не принял по св. правиламблагословения от своего пастыря».Впрочем, помня, что для иподиаконов ичтецов, по их степени, назначено местона ступенях солеи, как показано выше,они при чтении апостольских посланийне всходят на амвон, а становятся наступень оного.

Сверх того амвон этотназывается диаконским, потому что нанем только диаконы читают Евангелие иектении.

§ 1. Двери царские и святые

В иконостасе находятся три двери, ведущиеиз алтаря в храм; одни называютсясредними, другие южными, а третьисеверными. Средние врата, прямо отпрестола ведущие во храм, достойныуважения больше других.

Средние врата,во первых, называются царскими, потомучто чрез них в Св. Дарах проходит Царьславы и Господь господствующих; потомони называются святыми, потому что чрезних проносятся Св.

Дары; притом эти вратасвяты и потому, что чрез них не позволеновходить простым людям, а только освященным.

§ 1. Светильники во храме многоразличны

Церковь во всех своих трех частях, т.е.в алтаре, храме и притворе, по срединеи по сторонам освещается различнымисветильниками. Особенно замечательныв ней светильники о двух свечах илидикирии, о трех или трикирии, о седьмии двенадцати. Из светильников последние,т.е. имеющие семь и двенадцать свечей,иногда называются поликадилами, илимногосвечными; а те, кои имеют болеедвенадцати свечей, называются паникадилами,или всесвечными, и этим отличаются отполикадил.

§ 2. Что знаменуют?

Все сии светильники, по различномуположению и по неравному числу свечей,имеют разное значение. Вверху весьсредний купол молитвенного храмаосвещается многими свечами; эти свечипоставлены на круге, висящем под куполом.Круг этот вместе со свечами уГригоровича-Барского (стр. 521) называетсяпо-гречески хорос. Симеон Солунский (вгл.

27, о храме) свечи в хоросе уподобляетзвездам, а самый круг, где поставленысвечи, называет твердью и говорит:«красота храма доказывает добротутвари, свечи же, поставленныя высоко,изображают звезды, а круг твердь». Но внаших русских церквах этот хорос,устрояемый в греческих церквах в куполе,заменяется поликадилом, или паникадилом,утверждаемым вверху того же купола. Тотже писатель (в гл.

140) говорит: «в храмеи другие светильники поставляются;иные, как например свечи местныя ипрямыя, во образе древняго огненнагостолпа (водившаго Израиля в нощи); другие(на каждой лампаде разнообразнопостановленные) во образ Купины; тесвечи, кои располагаются на лампадеправильными кругами, обозначаютколесницу, восхитившую Илию, а самыекруги изображают как бы колеса этойколесницы; три свещи, как то трикирии,делаются во образ Троицы; седьмисвещникиустрояются по числу даров Св. Духа;двенадцать светильников соответствуютлику апостольскому, между ними виситодин высший свет (лампада на горнемместе), или повыше царских врат во образвысшего Света — Иисуса; дикирий же(светильник о двух свечах) означает дваестества Спасителя; одинокие светильники(иногда на лампадах ставится по однойсвече), означают или единство Троицы,или одного из святых, пред иконою которагопоставлена свеча, или привешена лампада».

Источник: https://studfile.net/preview/5900429/page:26/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Как открыть свою церковь

Закрыть